Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов
Abstract
В статье обосновывается актуальность ценностных подходов к профессиональному образованию, уточняется понятие «аксиологизация содержания на уровне образовательного процесса» в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрываются составляющие аксиологизации содержания образовательного процесса – когнитивная, деятельностная, личностная, реализация которых в единстве и взаимодействии обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности будущего педагога. Когнитивная составляющая процесса аксиологизации предполагает включение в содержательный компонент педагогических дисциплин знания о педагогических ценностях, их структуре, значимости для личностного и профессионального развития, о профессиограмме как ценностно-целевой установке профессиональной подготовки, самообразования и саморазвития. Проектирование и осуществление образовательного процесса в соответствии с гуманистической парадигмой, основными положениями контекстного обучения, рефлексивно-деятельностного подхода,
обеспечивающего студентам проживание и присвоение педагогических ценностей, формирование у них профессионально-субъектной позиции, предполагает деятельностная составляющая. Личностная составляющая предусматривает реализацию потенциала личности педагога с целью формирования у студентов профессионально значимых ценностных установок на основе механизмов отраженной субъектности. Особое внимание в статье уделяется способам реализации деятельностной и личностной составляющих аксиологизации
содержания педагогических дисциплин на уровне образовательного процесса.