МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В «ОПЫТАХ» МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ
Аннотации
Статья посвящена осмыслению философского наследия Мишеля Монтеня, оставившего неоце-
нимый культурно-исторический след в истории мировой мысли. Философия французского гуманиста ос-
новывалась на одном из древнейших призывов: «Познай самого себя». Мыслитель излагает свои взгляды
на проблемы познания и самопознания, находясь в постоянном поиске истинных знаний о человеке. Его
антропологическая рефлексия основывалась на личных ощущениях, настроениях, особенностях натуры,
способе жизни, духовном мире. В стремлении к самопознанию Монтень видел не только возможность
человека познать себя, но стать подлинной личностью. Познавательная деятельность Монтеня дли-
лась четверть века – почти всю его сознательную жизнь, – что усложняет процесс исследования при-
мененного им метода познания человека, но дает ключ к его разгадке. Наиболее приемлемым методом
самопознания для Монтеня стало жизненно-опытное познание, которое непосредственно вписывалось
в ход повседневной жизни. Его самопознание было очень разнообразным в проявлениях, но нерасчленен-
ным ни по содержанию, ни по форме существования: эмоции переплетались со знаниями, желаниями,
чувствами, душевным проявлениями. Прибегнув к самопознанию, Монтень хотел приблизить филосо-
фию к человеку и его ежедневным проблемам, к жизни в целом. В центре его «Опытов» пребывал обыч-
ный человек, подверженный постоянной изменчивости и непостоянству.