Развитие самосознания как условие становления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте
Abstract
Представленная статья посвящена изучению взаимосвязей между особенностями самосознания и становлением смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. На основе эмпирических исследований, в которых принимали участие 130 человек в возрасте 17–23 лет, были выявлены и описаны типы смысложизненных ориентаций, а также уровни развития рефлексии и образа «Я», показано, что на протяжении юношеского возраста они претерпевают значимые изменения. Сопоставительный анализ особенностей изучаемых психических структур позволил выделить шесть сочетаний качественно своеобразных особенностей этих образований и показал, что качественные изменения рефлексии, временных и ценностных измерений образа «Я» предшествуют качественным изменениям смысложизненных ориентаций. Это может свидетельствовать о том, что самосознание выступает в качестве существенного условия развития смысложизненных ориентаций.