Формирование естественно-научной функциональной грамотности младших школьников как педагогическая проблема
Abstract
В статье раскрываются структурно-содержательные аспекты понятия «естественнонаучная функциональная грамотность младшего
школьника», определяется ее предметная структура и интегративные компоненты. Отмечается, что в педагогической науке отсутствует единство в подходах к структуре естественнонаучной функциональной грамотности младшего школьника, ее интегративных составляющих. Рассматривается структурное и содержательное наполнение концепта «естественнонаучная грамотность младшего школьника»: готовность осваивать и использовать приобретенные знания о природе, а также умения, навыки для решения учебных и жизненных практических задач; осознание значения научных знаний о природе; овладение элементарными методами познания природных явлений; способность к рефлексивно-оценочным действиям. Содержание предметной компоненты функциональной грамотности рассматривается в контексте компетентностной и контекстной составляющих.
Особое внимание в статье уделяется проблеме формирования интегративных компонентов функциональной грамотности в процессе освоения содержания природоведческих дисциплин в начальной школе. В качестве интегративных составляющих естественнонаучной функциональной грамотности в статье рассматриваются интеллектуально-познавательный, информационночитательский, социально-коммуникативный, социально-личностный компоненты. Обосновывается особая роль в формировании функциональной грамотности младшего школьника учебно-познавательных, информационно-читательских компетенций, которые являются не только средством успешного достижения
учебных задач, формирования функциональной грамотности, но и самостоятельными целевыми установками образовательного процесса, то есть специальными предметами освоения. Подчеркивается, что природоведческое содержание обладает значительным потенциалом для развития логического, креативного и критического мышления младших школьников на доступном учебном материале (интеллектуально-познавательный компонент интегративной составляющей), информационно-читательских компетенций, так как предусматривает работу с различными источниками информации – текстами различного жанра (научно-популярными, художественными), рисунками, фотографиями, натуральными объектами, таблицами, диаграммами, географическими картами, интернет-источниками.