Материнское отношение к болезни ребенка раннего возраста (на примере неврологической патологии)
Abstract
В статье обоснована необходимость изучения отношения матери к неврологической патологии ребенка с позиций концепции внутренней картины болезни. Отношение к болезни (расстройству, нарушению) у ребенка анализируется в структуре целостного отношения матери к ребенку.
Методы исследования. Опросник «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган и И.П. Журавлева) позволяет выявлять 5 компонентов в структуре отношения к болезни ребенка: интернальность, тревожность, нозогнозия, контроль активности, общая напряженность.
Выборка исследования. В исследовании участвовали 2 группы матерей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В основную группу вошли матери детей с неврологической патологией (n=118), имеющих неврологические диагнозы: последствия раннего органического поражения центральной нервной системы, детский церебральный паралич, другие неврологические расстройства. В контрольную группу вошли матерей детей раннего возраста, не имеющих неврологического диагноза (n=159).
Полученные результаты. В структуре материнского отношения к болезни ребенка отмечается средний уровень тревожности и общей напряженности; склонность к экстернальному контролю болезни; склонность преувеличивать степень тяжести болезни, но не ограничивать активность ребенка. Степень тяжести болезни ребенка оценивается матерью на основе оценок его здоровья и ума. При объективно более тяжелых нарушениях у ребенка матери склонны к гипернозогнозии.
Психологические защиты матери по отношению к ребенку и его заболеванию не предохраняют ее от высокого уровня тревожности и общего напряженного отношения к болезни ребенка, но способствуют недооценке матерью степени тяжести неврологической патологии у ребенка.
Отношение матери к болезни ребенка раннего возраста тесно связано с ее общим отношением к ребенку: мать менее напряженно относится к болезни ребенка и воспринимает болезнь ребенка как менее тяжелую, если она хорошо понимает ребенка, причины его поведения и состояния, а также эмоционально принимает его.