Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии
Аннотации
Актуальность. Анализ взаимодействия взрослого и ребенка, определение критериев и условий его развивающего характера, является теоретическим основанием для актуализации ресурсов семьи в обеспечении полноценного развития ребенка с отклонениями в развитии и коррекции его дефицитарности, что особенно важно для раннего периода развития ребенка.
Цель: описать характеристики взаимодействия в диаде «мать-ребенок раннего возраста с отклонениями в развитии (вследствие неврологической патологии)», построить типологию взаимодействия и определить условия развивающего взаимодействия.
Описание хода исследования. Выборка: диады «мать-ребенок раннего возраста». Группа сравнения (n=51): диады с детьми с нормотипичным развитием (НТ), средний возраст 24,8 месяца. Основная группа (n=54): диады с детьми с неврологической патологией (НП); неврологические диагнозы: последствия раннего органического поражения центральной нервной системы и детский церебральный, средний возраст 25,2 месяцев. Метод исследования: видеонаблюдение взаимодействия матери и ребенка в процессе совместной деятельности с набором игрушек. Данные первичного анализа видеоматериалов в соответствии с авторской схемой подвергались вторичному анализу (оценка различий между группами, корреляционный и факторный анализ).
Результаты исследования. Выделены 4 типа взаимодействия в диаде «мать-ребенок раннего возраста», которые различаются по параметрам: позиция матери во взаимодействии, уровень диалогичности взаимодействия, содержание действий матери и ребенка и их влияние друг на друга, инициативные действия ребенка по отношению к матери, способы создания зоны ближайшего развития. Благоприятным для развития ребенка является оптимальный тип взаимодействия, который характеризуется активностью матери и ребенка, вовлеченностью и продуктивностью ребенка; с некоторыми ограничениями – тип «доминирование ребенка», в котором преобладает активность ребенка, но активность матери недостаточна. Неблагоприятными являются тип «доминирование матери» с преобладанием активности матери, навязчиво-насильственной материнской позицией и подчиненной позицией ребенка; и параллельный тип, в котором совместная деятельность матери и ребенка не складывается.
Заключение. В исследовании установлена взаимосвязь действий матери в отношении ребенка и его продуктивности и активности, охарактеризован оптимальный тип взаимодействия, в котором создаются условия для развития ребенка и коррекции его дефицитарности. Задача последующих исследований – разработка программ оптимизации взаимодействия матери с ребенком на основании выявленных ограничений реализации развивающего потенциала взаимодействия, которые специфичны для каждого типа взаимодействия в диаде.