Эпистемологическая конфигуративность религиозно-мифологического дискурса как объект философско-культурологического анализа (М. Элиаде и Дж. Кэмпбелл)
Аннотации
Представлен теоретический анализ двух наиболее значительных парадигм в современной фило-
софии мифа и религиоведении: мифо-онтологической парадигмы М. Элиаде и феноменолого-
экзистенциальной парадигмы Дж. Кэмпбелла. С точки зрения различных концептуальных подходов ис-
следуется природа мифа, его сущность и спецификации. Рассматривается парадигмальная проблема
методологии исследования мифологических и религиозных культур, конфигуративность современного
религиозно-мифологического дискурса, аналитико-теоретическому исследованию культурологического
измерения мифо-религиозных феноменов, экспликации сущности мифологической эпистемы в ее имма-
нентно-трансцендентных модусах. Представлена дефиниция подхода Дж. Кэмпбелла как экзистенци-
ально-феноменологической концепции в современной философии мифа и религии. Исследованы возмож-
ности феноменологии религии для анализа и постулирования типологии и методологии культуры, рас-
смотрен когнитивный – эпистемологический и культурологический – потенциал современных религио-
ведческих концепций. Показано, что религиоведческий дискурс М. Элиаде может быть метатеорией,
базисом новой методологии культуры, создания нового способа культурной дифференциации и класси-
фикации. Представленная методология также связана со сравнительным, кросс-культурным и меж-
дисциплинарным анализом сущности религиозных форм и их манифестации в культуре.