Особенности проявления виктимности у подростков в разных сферах общения
Abstract
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления виктимности у подростков в разных сферах общения: с педагогами, родителями и сверстниками. В исследовании использовалась авторская проективная методика «Ситуации фрустрации», позволившая выявить способы реагирования подростков в затруднительных ситуаций трех видов: ситуации несправедливости, ситуации проявления негативных эмоций со стороны других людей и ситуации неуспеха. Результаты исследования показали, что наибольшим виктимогенным потенциалом для подростков обладают ситуации неуспеха и ситуации демонстрации негативных эмоций со стороны партнера в общении с педагогами. Однако в отношениях с родителями и сверстниками риски закрепления виктимных форм поведения также высоки. Использование субъектных способов реагирования, являющихся альтернативой виктимным, наблюдалось в разных ситуациях фрустрации не более, чем у трети подростков.