Проектирование профессиональной карьеры учителя сельской школы в университете
Дата
2019Автор
Ковальчук, Татьяна Александровна
Вишняков, Ростислав Владимирович
Шиманчик, Мария Святославовна
Metadata
Показать полную информациюАннотации
В статье раскрываются аспекты проектирования профессиональной карьеры сельского учителя в контексте развития его профессиональных компетенций. На основе данных республиканской статистической отчетности о количестве сельских школ, численности и особенностях состава их контингента авторы обосновывают высокий уровень потребности в педагогических кадрах для сельской школы и подчеркивают актуальность проблемы разработки учебно- и научно-методического обеспечения процесса целенаправленной профессиональной подготовки данной категории учителей. Решение проблемы авторы видят в модернизации содержания педагогической подготовки в высшей школе в контексте развития компетенций будущих учителей сельской школы. Обосновывается субъектно-профессиональная позиция (СПП)
как важнейший фактор успешности профессиональной подготовки будущих педагогов, их личностно-профессионального развития и саморазвития. Показан опыт Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина в создании субъектно-развивающей среды на примере работы университетского компетентностного центра, молодежного профессиональнокарьерного форума и других мероприятий, где демонстрируются продуктивные образовательные практики учителей в процессе творческих презентаций, мастерклассов, методических студий, семинаров и т. д. Описаны ресурсы среды в профессиональном становлении на уровне образовательного процесса по педагогическим дисциплинам. Большое значение в развитии профессионального образования авторы отводят концепции знаковоконтекстного обучения и основанной на ней интегральной профессионально ориентированной образовательной технологии, где педагогические кейсы являются системообразующим компонентом. Авторы приводят пример содержания комплексного педагогического кейса, демонстрирующий включение студентов в решение практических профессиональных задач, погружение их в среду будущей профессиональной деятельности.