Трансформация рельефа западной части территории Белорусского Полесья в результате дорожного строительства
Аннотации
Приведены краткие сведения по истории развития дорожной сети исследуемого региона, а также изученности вопросов техногенного преобразования ландшафтов. Рассмотрены конструктивные особенности сооружаемого при строительстве разнотипных дорог земляного полотна, определены параметры техноморф. Дана оценка измененности рельефа юго-запада Беларуси с использованием показателей объемов техногенно-перемещенных грунтов. Результаты исследований показали, что более значительная трансформация рельефа происходит в процессе строительства автомобильных дорог. Это обусловлено их значительно большей протяженностью по сравнению с железными дорогами. Средние значения объемов перемещенных пород для автомобильных и железных дорог – 2 797 и 412 м3/км2 соответственно. Рассчитана интенсивность техногенного морфогенеза: средние показатели коэффициента интенсивности составили 41,1 и 2,7 м3/км2/год для автомобильных и железных дорог соответственно. Показано также, что темпы трансформации рельефа в процессе дорожного строительства за последние 150 лет значительно превысили суммарное действие всех природных процессов.