Представления о смысле жизни у современной молодежи
Abstract
Статья посвящена изучению представлений о смысле жизни как особом личностном образовании у молодых людей 17–23 лет. На основе анализа философских и психологических исследований выделены показатели наличия и отсутствия смысла жизни: мотивационно-потребностный, динамический, прогностический, содержательный или ценностный и эмоционально-волевой. Основным методом изучения представлений о смысле жизни была структурированная беседа. Сопоставительный анализ эмпирических данных позволил выделить три типа представлений о смысле жизни, отличающихся друг от друга полнотой представленных в сознании молодых людей признаков этого образования. Признаком, лежащим в основе выявленной типологии, является наличие или отсутствие понимания того, что смысл жизни неразрывно связан с ценностями. Полученные данные показали, что на протяжении юношеского возраста интенсивно развиваются представления о смысле жизни. Это обнаруживается в том, что с возрастом значимо увеличивается количество молодых людей, демонстрирующих более зрелый тип представлений о смысле жизни.