Показать сокращенную информацию
О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма постнеклассической науки
dc.contributor.author | Северин, Сергей Николаевич | |
dc.date.accessioned | 2020-10-07T12:17:31Z | |
dc.date.available | 2020-10-07T12:17:31Z | |
dc.date.issued | 2014 | |
dc.identifier.citation | Северин, С. Н. О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма постнеклассической науки / С. Н. Северин // Непрерывное образование: XXI век : науч. электрон. журн. - 2014. - Вып. 3 (7). - С. 2-13. | ru_RU |
dc.identifier.issn | 2308-7234 | |
dc.identifier.uri | http://rep.brsu.by:80/handle/123456789/2739 | |
dc.description.abstract | цель статьи – обосновать актуальность непрерывного научно-методологического образования педагогов-исследователей. Проблема рассматривается в контексте социокультурных трансформаций, глобализации и интернационализации образования и науки, парадигмальных трансформаций в период постнеклассики, открытости и динамичности научных парадигм, тенденции к междисциплинарности научных исследований. Предлагаемые выводы сделаны на основе методологической экспертизы качества диссертаций по педагогическим наукам, контент-анализа аналитических и инструктивно-нормативных документов ВАК, рефлексии опыта подготовки кадров высшей научной квалификации в Республике Беларусь. Качество научно-методологического образования, эффективность функционирования системы управления качеством научных исследований понимаются автором как доминирующие факторы обеспечения качества современных научных исследований. В статье приводятся аргументы в пользу того, почему научно-методологическое образование должно быть фундаментальным и непрерывным в современном культурно-научно-образовательном контексте. Охарактеризована специфика этого кон-текста: открытость, динамичность, культурное многообразие, поликонцептуальность, полипарадигмальность, междисциплинарность. Подчеркивается необходимость усиления «человеческого измерения» в структуре педагогического исследования. Автор рассматривает ме-одологическую культуру педагога-исследователя как компонент профессиональной культуры, интегрирующий: ценностное сознание, системные знания по методологии научного познания, методологии педагогики, логики, теории аргументации, методологические умения, метаспособности (эвристичность, методологичность, рефлексивность мышления, персональный интеллектуальный стиль), опыт осуществления и экспертизы научной деятельности. Сделан вывод о том, что признание ценности, актуальности непрерывного научно-методологического образования, корректировка целевых приоритетов подготовки педагога-исследователя обуславливают изменение ее содержания и педагогического инструментария. В связи с этим предложена модель преемственного построения содержания научно-методологического образования, структурированная с позиции принципов фундаментальности, междисциплинарности, интеграции методологического и функционально-методологического знания, непрерывности. | ru_RU |
dc.language.iso | ru | ru_RU |
dc.publisher | Петрозаводский госуниверситет | ru_RU |
dc.subject | научно-методологическое образование | ru_RU |
dc.subject | постнеклассическая наука | ru_RU |
dc.title | О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма постнеклассической науки | ru_RU |
dc.type | Article | ru_RU |