Педагогический процесс как объект системного дескриптивного и прескриптивного анализа
Abstract
В статье раскрывается сущность понятий: «педагогическая система», «педагогический процесс как динамическая система», «системное проектирование педагогического процесса», «педагогические закономерности», «педагогические нормы», «развитие как ценность и цель образования», «субъект профессиональной деятельности», «субъект-субъектное взаимодействие». Осуществляется критическая рефлексия структуры педагогического процесса (системообразующий компонент; закономерные связи между ценностно-целевыми, содержательными и процессуально-технологическими компонента-ми; системная «подстройка» компонентов системы в связи с изменением ценностно-целевых приоритетов). Содержательно представлены теоретический («сущностный») и нормативный ракурсы педагогического процесса, а также интегрированная закономерно-нормативная модель педагогического процесса как результат дескриптивного («сущее») и прескриптивного («должное») анализа. Разграничены понятия «педагогическая закономерность» и «педагогическая норма»