Сравнительный анализ структурно-компонентного состава педагогических способностей учителей общеобразовательных школ, учителей предметов духовно-нравственного направления и преподавателей вузов
Аннотации
В структуру педагогических способностей преподавателей вузов вошли такие компоненты, как дидактический, организационно-управленческий, коммуникативно-экспрессивный, метакогнитивно-рефлексивный и духовно-нравственный; учителей общеобразовательных школ – организационно-управленческий, коммуникативно-экспрессивный, креативно-познавательный и метакогнитивно-рефлексивный; учителей предметов духовно-нравственного направления – организационно-управленческий, коммуникативно-экспрессивный, креативно-познавательный, метакогнитивно-рефлексивный и духовно-нравственный. Конкретизирован состав каждого компонента и выявлены внутрикомпонентные отличия педагогических способностей. Преподаватели вузов в организационно-управленческом аспекте более уступчивы и уверенны, учителя школ – требовательны и добросердечны. В коммуникативно-экспрессивном компоненте учителей среднеобразовательных школ доминирующие факторы – это эмоциональное выгорание и деперсонализация; учителей предметов духовно-нравственного направления – редукция и педагогический такт. В духовно-нравственном компоненте педагогических способностей учителей этой категории преобладают вера в Бога, удовольствие от достижений и традиции; у преподавателей вузов – религиозное самосознание, образованность, моральные качества и пути развития. Общим по своему составу для всех исследуемых групп оказался метакогнитивно-рефлексивный компонент.