Представления об авторитетном учителе у различных субъектов образования
Abstract
Статья посвящена проблеме межличностного взаимодействия в системе «учитель – ученик», в котором педагогу принадлежит руководящая позиция. Эта позиция может реализовываться в разных формах, среди которых для обеспечения эффективности образовательного процесса наиболее оптимальной выступают авторитетные отношения между учителем и учащимися. Обсуждаются теоретические концепции структуры педагогического авторитета. Представлены эмпирические данные о содержании представлений об авторитетном учителе у различных субъектов образования: учителей начальных классов, учителей-предметников и родителей учащихся. Установлены содержательное наполнение и удельный вес отдельных компонентов авторитета учителя: профессионального, личностного, социального и ролевого. В итоге сравнительного анализа выявлены существенные различия выраженности компонентов авторитета учителя у педагогов и родителей обучающихся. Обозначены перспективы дальнейших исследований указанной проблемы.