(дневная форма получения образования)
Номер раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний |
|||
лекции |
практические (семинарские) занятия |
лабораторные занятия |
управляемая самостоятельная работа студента |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
2 курс, 4 семестр |
|||||||
1 |
Теоретико-методические основы спортивных игр (54 ч.) |
20 |
50 |
Экзамен, зачет |
|||
1.1 |
Предмет и характеристика спортивных игр. Тенденции развития спортивных игр. Спортивные игры как средство физического воспитания. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм. |
2 |
6 |
Устный опрос |
|||
1.2 |
Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр. Игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов и др. |
2 |
8 |
Письменный опрос |
|||
1.3 |
Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх. Характеристика обучения. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Задачи, решаемые в процессе обучения. Принципы обучения. Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения. Двигательные умения. Двигательные навыки. Физические качества в процессе обучения. |
4 |
6 |
Устный опрос |
|||
1.4 |
Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Этапы технической и тактической подготовки и их взаимосвязь. Игровая и соревновательная подготовка. Физическая подготовка.Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Методы развития физических качеств. |
2 |
4 |
Тесты по технической подготовке, тесты по ОФП и СФП |
|||
1.5 |
Современные тенденции развития спортивных игр. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь. Тактические схемы. Значимость морально-волевой подготовки. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах. |
4 |
6 |
Устный опрос |
|||
1.6 |
Структура обучения навыкам игры и развитие физических качеств. Структура обучения техническим приемам. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности. Компоненты соревновательной деятельности. Этапы обучения. Оптимальная соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе. |
2 |
8 |
Реферат |
|||
2 |
Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (16 ч.) |
4 |
12 |
||||
2.1 |
Классификация и анализ техники игровых приемов.Техника игры в нападении. Техника игры в защите. Техника игры связующего, «либеро». Техника игры и ее совершенствование. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры. Последовательность освоения каждого технического приема. Использование метода сопряженного воздействия в технической подготовке. |
4 |
12 |
Тестирование по техническим приёмам |
|||
3 курс, 5 семестр |
|||||||
2 |
Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (54 ч.) |
10 |
18(26) |
Зачет |
|||
2.2 |
Классификация и анализ тактики игры. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите. Последовательность освоения тактических действий. |
4 |
18 |
Устный опрос |
|||
2.3 |
Технико-тактическая подготовка. В группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах. В группах спортивного совершенствования. Средства подготовки на данных этапах. Повышение надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь заданий в учебных и календарных играх. |
2 |
12 |
Устный и письменный опрос |
|||
2.4 |
Материально-техническое обеспечение соревнования и тренировки. Устройство для технической подготовки. Устройства для тактической подготовки. Устройства для физической подготовки. Способы проведения соревнования по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный). |
2 |
8 |
Устный опрос |
|||
2.5 |
Контроль за уровнем технической и тактической подготовленности в спортивных играх. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности. Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке. |
2 |
6 |
Контрольные тесты |
|||
3 курс (6 семестр) |
|||||||
3 |
Спортивные игры в системе физического воспитания (44ч.) |
10 |
20 |
14 |
Зачет |
||
3.1. |
4 |
4 |
4 |
||||
1. Спортивные игры в жизни человека. Особенности спортивных игр. 2. Критерии спортивной деятельности. |
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
|||
3. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские). |
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
|||
3.2 |
2 |
4 |
4 |
||||
2. Игровая и соревновательная деятельность: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации); система игры и стиль; тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка. 3. Соревновательная деятельность и нагрузка. |
2 |
4 |
4 |
Письменный опрос |
|||
3.3. |
4 |
12 |
6 |
||||
2 |
4 |
2 |
Практическое задание |
||||
2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх. |
2 |
2 |
Практическое задание |
||||
2 |
6 |
2 |
Практическое задание |
||||
4 курс (7, 8 семестры) |
|||||||
4 |
Методика и структура обучения в спортивных играх (60 ч.) |
36 |
60 |
36 |
Экзамен, зачет |
||
4.1. |
2 |
6 |
|||||
1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм. 2. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности). |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
4 |
Устный опрос |
||||||
4.2. |
Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения (10 ч.) |
2 |
8 |
||||
2 |
4 |
Письменный опрос |
|||||
4 |
Устный опрос |
||||||
4.3. |
Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям (14 ч.) |
2 |
8 |
4 |
|||
4 |
2 |
Устный опрос |
|||||
3.Этапы и основные задачи тактической подготовки. |
2 |
4 |
2 |
Устный опрос |
|||
4.4. |
2 |
8 |
2 |
||||
2 |
Устный опрос |
||||||
4 |
2 |
Устный опрос |
|||||
2 |
2 |
Устный опрос |
|||||
4.5 |
4 |
10 |
2 |
||||
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
2 |
Устный опрос |
||||||
2 |
Устный опрос |
||||||
2 |
2 |
Устный опрос |
|||||
2 |
Устный опрос |
||||||
5. |
Основы спортивной тренировки ( 70 ч.) |
22 |
20 |
28 |
|||
5.1 |
Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (10 ч.) |
4 |
6 |
||||
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма. 2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения). |
2 |
2 |
Письменный опрос |
||||
3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические). 4. Основные принципы спортивной тренировки (направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации, единства общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процесса, единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам, волнообразности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса). |
2 |
4 |
Устный опрос |
||||
5.2 |
10 |
10 |
12 |
||||
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
2 |
2 |
2 |
Письменный опрос |
||||
2 |
2 |
4 |
Письменный опрос |
||||
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
5.3 |
Понятие о тренировочной нагрузке, классификация нагрузок (6 ч.) |
2 |
2 |
2 |
|||
2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений). |
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
|||
5.4 |
Методика построения и проведения тренировочных занятий (24 ч.). |
8 |
2 |
14 |
|||
2 |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
2. Направленность занятий и организация тренировочных занятий. |
Устный опрос |
||||||
3. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Разносторонняя тренировка. |
4 |
Устный опрос |
|||||
2 |
Устный опрос |
||||||
5. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки. |
2 |
2 |
Письменный опрос |
||||
6. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочной группе. |
2 |
2 |
Письменный опрос |
||||
7. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования. |
2 |
2 |
Письменный опрос |
(заочная форма получения образования, срок обучения – 5 лет)
Номер раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний |
|||
лекции |
практические (семинарские) занятия |
лабораторные занятия |
управляемая самостоятельная работа студента |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
3 курс, 5 семестр |
|||||||
1 |
Спортивные игры в системе физического воспитания и спорта(20 ч) |
2 |
18 |
Зачет |
|||
1.1 |
2 |
2 |
|||||
1. Спортивные игры в жизни человека. Особенности спортивных игр. 2. Критерии спортивной деятельности. 3. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские). |
2 |
2 |
Устный опрос |
||||
1.2 |
6 |
||||||
2. Игровая и соревновательная деятельность: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации); система игры и стиль; тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка. |
4 |
Письменный опрос |
|||||
2 |
Устный опрос |
||||||
1.3 |
Соревновательная деятельность в спортивных играх (10 ч.) |
10 |
|||||
1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности. |
2 |
Устный опрос |
|||||
2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх. |
2 |
Устный опрос |
|||||
3. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований). |
6 |
Устный опрос |
|||||
3 курс, 6 семестр |
|||||||
2 |
Теоретико-методические основы спортивных игр (14 ч.) |
4 |
10 |
Экзамен |
|||
2.1 |
Предмет и характеристика спортивных игр. Тенденции развития спортивных игр. Спортивные игры как средство физического воспитания. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм. |
2 |
Устный опрос |
||||
2.2 |
Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр. Игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов и др. |
2 |
Письменный опрос |
||||
2.3 |
Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх. Характеристика обучения. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Задачи, решаемые в процессе обучения. Принципы обучения. Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения. Двигательные умения. Двигательные навыки. Физические качества в процессе обучения. |
2 |
2 |
Устный опрос |
|||
2.4 |
Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Этапы технической и тактической подготовки и их взаимосвязь. Игровая и соревновательная подготовка. Физическая подготовка.Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Методы развития физических качеств. |
4 |
Тесты по технической подготовке, тесты по ОФП и СФП |
||||
2.5 |
Структура обучения навыкам игры и развитие физических качеств. Структура обучения техническим приемам. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности. Компоненты соревновательной деятельности. Этапы обучения. Оптимальная соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе. |
2 |
Реферат |
||||
4 курс, 7 семестр |
|||||||
3 |
Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (14 ч.) |
4 |
8 |
2 |
Зачет |
||
3.1 |
Классификация и анализ техники игровых приемов.Техника игры в нападении. Техника игры в защите. Техника игры связующего, «либеро». Техника игры и ее совершенствование. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры. Последовательность освоения каждого технического приема. Использование метода сопряженного воздействия в технической подготовке. |
2 |
4 |
Тестирование по техническим приёмам |
|||
4 |
Методика и структура обучения в спортивных играх (8 ч.) |
2 |
4 |
2 |
|||
4.1. |
2 |
||||||
1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм. 2 .Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности). |
Устный опрос |
||||||
2 |
Устный опрос |
||||||
4.2. |
Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения (2 ч.) |
2 |
|||||
2.Двигательное умение, двигательный навык и суперумение. |
2 |
Письменный опрос |
|||||
4.3. |
Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям (2 ч.) |
2 |
|||||
2. Обучение тактической подготовке и основные этапы. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях. 3. Этапы и основные задачи тактической подготовки. |
2 |
Устный опрос |
|||||
4.4 |
2 |
||||||
1. Компоненты построения процесса обучения. 2. Становление навыков игры. 3. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям. Этапы обучения: задачи, средства и методы. 4. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм. |
2 |
Устный опрос |
|||||
4.5 |
|||||||
1. Этапы и методы отбора в спортивных играх. 2. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности). 3. Видовая ориентация. 4. Диагностика амплуа и игрового стиля. 5. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию. |
Устный опрос |
||||||
5 курс, 9-10 семестр |
|||||||
5. |
Основы спортивной тренировки (22 ч.) |
4 |
6 |
12 |
Зачет (т), экзамен (м) |
||
5.1 |
Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (2 ч.) |
2 |
|||||
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма. 2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения). 3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические). 4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса). |
2 |
Устный опрос |
|||||
6. |
Основы спортивной тренировки (20 ч.) |
2 |
6 |
12 |
|||
6.1 |
Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (2 ч.) |
2 |
|||||
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма. 2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения). 3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические). 4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса). |
2 |
Устный опрос |
|||||
6.2 |
6 |
||||||
2. Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков. Формирование устойчивости к сбивающим факторам. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки. |
2 |
Устный опрос |
|||||
4. Физическая подготовка (общая и специальная). |
2 |
Устный опрос |
|||||
2 |
Устный опрос |
||||||
6.3 |
Понятие о тренировочной нагрузке, классификация нагрузок (2 ч.) |
2 |
|||||
2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений). |
2 |
Устный опрос |
|||||
6.4 |
Методика построения и проведения тренировочных занятий (10 ч.). |
10 |
|||||
2 |
Устный опрос |
||||||
2. Направленность занятий и организация тренировочных занятий. |
2 |
Устный опрос |
|||||
3. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Разносторонняя тренировка. |
2 |
Устный опрос |
|||||
4. Научная обоснованность тренировки. 5. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки. |
2 |
Устный опрос |
|||||
6. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочной группе. 7. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования. |
2 |
Устный опрос |
|||||
7 |
ТЕХНИКА И ТАКТИКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (12 ч.) |
4 |
8 |
||||
7.1. |
Классификация и анализ тактики игры. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите. Последовательность освоения тактических действий. Тактическая подготовка в зависимости от условий, контингента тренирующихся, календаря соревнований. |
2 |
4 |
Устный опрос |
|||
7.2. |
Технико-тактическая подготовка. В группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах. В группах спортивного совершенствования. Средства подготовки на данных этапах. Повышение надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь заданий в учебных и календарных играх. |
4 |
Устный и письменный опрос |
||||
7.3. |
Материально-техническое обеспечение соревнования и тренировки. Устройство для технической подготовки. Устройства для тактической подготовки. Устройства для физической подготовки. Способы проведения соревнования по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный). |
2 |
Устный опрос |
||||
7.4. |
Контроль за уровнем технической и тактической подготовленности в спортивных играх. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности. Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке. |
2 |
4 |
Контрольные тесты |