План:
1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх.
2. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.
3. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх
Соревнования составляют отличительную особенность спорта, они являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов (и ориентиром для построения спортивной тренировки.
Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).
Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.
Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основой при построении процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.
Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных, наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели – победить в соревнованиях.
Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной игровой деятельности.
Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.
2. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.
Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены условно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент – самая большая, в нее «вложены» все последующие (рис. 2).
Первый компонент(верхний уровень) составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.
Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия – системы игры в нападении или обороне – являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможности своих игроков и особенности игры в защите команды соперника, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защищающаяся же команда, учитывая особенности системы игры команды соперника, противопоставляет свою систему обороны.
Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне – в них находят реализацию командные тактические действия. По аналогии с командными тактическими действиями групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.
Четвертый компонентструктуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите – следующий шаг в развитии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападении в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника – с другой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника.
Пятый компонентструктуры составляют приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шайбу и пр. Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные – групповые – индивидуальные (тактика) –прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т. е. качество его выполнения непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или проигрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите.
Шестой компонентсоставляют физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.
Седьмой компонентсоставляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.
Восьмой и девятый компонентысоставляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.
3. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх
На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы.
Первый фактор – оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий – приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны – чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.
Второй фактор – оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований.
Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.
Третий фактор – «применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия – командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.
Четвертый фактор – эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям – выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.
Пятый фактор – мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.
Шестой фактор – активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.
Седьмой фактор – уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре.
Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.
Восьмой и девятый факторы – уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.
Десятый и одиннадцатый факторы – возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.
Двенадцатый фактор – эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.
4. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований)
В практике спортивных игр существуют многочисленные соревнования, которые в соответствии с их целевым назначением подразделяются на системы. Каждая система соревнований включает взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изменения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие спортивных игр.
Спортивные игры относятся к тем видам спорта, где результат определяется достигнутым конечным эффектом, который в зависимости от состава действий может быть выражен количеством забитых мячей, набранных очков и т. п.
Спортивные соревнования – это своеобразная форма демонстрации спортивного мастерства, сломавшая расовые и сословные барьеры; это признак и одно из условий прогресса в современном цивилизованном мире.
Многие авторы рассматривают соревнование как важнейшую отличительную особенность, обязательный признак спорта и спортивной деятельности, обращая внимание на то, что все остальные его признаки опираются именно на этот признак. Только тот спортсмен и занимается спортивной деятельностью, кто стремится победить в соревновании, занять возможно более высокое место или улучшить свои личные достижения.
При этом различные спортивные игры по-разному классифицируются в этой группе видов спорта. Так, в футболе и баскетболе спортивный результат обусловлен достигнутым конечным эффектом за лимитированное правилами соревнований время, которое должно быть полностью использовано. В волейболе победа определяется лимитированным конечным результатом, но соревнования не ограничены временем их проведения.
В Международных федерациях спортивных игр работают комиссии по правилам игры, которые занимаются вопросами их изменения с целью повышения зрелищности спортивных игр, их популяризации в мире и вовлечению как можно большего числа людей в систематические занятия спортом.
В практике спортивных игр многочисленные соревнования в соответствии с их целевым назначением составляют условные системы, характеризующиеся определенными взаимосвязанными компонентами: правила, судейство, положения, календари, нормативно-квалификационные требования и рейтинговые оценки, а также материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение.
Правила соревнований – это документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы в конкретной спортивной игре, которая протекает под контролем спортивных арбитров, способы фиксирования выигрыша и проигрыша, определения победителя в отдельной встрече и распределения мест среди участников соревнования. Правила соревнований являются законом для спортсменов, арбитров, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение. (спорт.отбор).
Правила соревнований служат мощным рычагом управления функционированием и развитием спортивных игр. Так, внесение в правила новых пунктов, изъятие некоторых существующих или изменение в них влияют на спортивную игру. Через различные пункты правил можно влиять на контингента соревнующихся, материально-техническую и экономическую стоимость игры, степень ее зрелищности, на различные стороны подготовки спортсменов.
Положения о соревнованиях определяют их основные характеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, руководство, требования к участникам, программа, способы проведения встреч, определения и награждения победителей, формы документов и сроки их представления и др. Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно влиять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику во времени, мотивацию тренеров, спортсменов, арбитров и их стимулы, на зрелищность, материально-техническую оснащенность, на характеристики и уровень подготовленности спортсменов (возраст, физическое развитие и подготовленность, технико-тактическую оснащенность и т. д.). В положениях можно определенным образом изменять некоторые пункты правил соревнования с целью решения определенных задач подготовки спортсменов.
Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно влиять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику во времени, мотивацию тренеров, спортсменов, арбитров и их стимулы, на зрелищность, материально-техническую оснащенность, на характеристики и уровень подготовленности спортсменов (возраст, физическое развитие и подготовленность, технико-тактическую оснащенность и т. д.). В положениях можно определенным образом изменять некоторые пункты правил с целью решать определенные задачи в подготовке спортсменов. С соревновательными правилами и положениями тесно связаны календари соревнования. Календари призваны упорядочить соревнования по целям, задачам, местам и времени проведения, составу участвующих команд и спортсменов, затратам средств, усилий и пр. Важным условием эффективности всей системы соревнований является связь календарей всех видов соревнований по основным параметрам (по целям и задачам, в особенности по срокам проведения). Таким образом формируется определенный комплекс календарей, органически связанный с системой соревнований.
Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Все крупнейшие международные соревнования проводят ся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в предпоследний день третье и четвертое место, в последний – первое и второе). Соревнования могут быть рассредоточенными по времени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте). С соревновательными правилами и положениями тесно связаны календари соревнований, которые призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих команд и спортсменов, затратам средств, усилий и пр. Важным условием эффективности всей системы соревнований является связь календарей всех видов соревнований по основным параметрам (в особенности по срокам проведения).
Иерархически все соревнования от более высокого масштаба вниз можно выстроить так: Олимпийские игры, чемпионаты и кубки мира, чемпионаты Европы, национальные чемпионаты, первенства республики, областей, городов, районов, коллективов физической культуры.
Ю. М. Портнов представляет гипотетическую «идеальную» модель единой системы соревнований, оптимизированную по следующим позициям:
✓ управляемость;
✓ последовательное нарастание физической и психической напряженности к финальной кульминации;
✓ острота и непрерывность спортивной борьбы;
✓ наличие «интриги», зрелищности;
✓ высококачественность соревновательных действий;
✓ разумная эффективность отборочного состязательного инструментария к основным и главным турнирам олимпийского цикла;
✓ тщательность и всесторонность учета актуальных закономерностей тренировочно-соревновательного процесса в спорте высших достижений.
Спецификой этой системы является возможность рассредоточения соревнований по времени (с разъездами команд) или, наоборот, максимальной концентрации (турами, когда команды соревнуются в одном месте).
При этом в зависимости от масштаба соревнований, решаемых задач, количества участвующих команд (спортсменов), мощности спортивных сооружений, уровня квалификации (разряда) участников, сроков осуществляется выбор способа розыгрыша. В практике спортивных игр наибольшее распространение получили три способа проведения соревнований:
I – круговой способ (с чередованием или без чередования полей), когда все участвующие команды некоторой заданной квалификации, пола и возраста проводят игры между собой независимо от результата отдельных встреч, т. е. имеет место длительность соревновательной борьбы и приобретение необходимого соревновательного опыта.
II – способ с выбыванием из соревнований после проигрыша встречи (или нескольких встреч), когда на каждый последующий уровень выходят все более сильные команды, а значит, для большинства участвующих команд должного эффекта эти соревнования как средство подготовки спортсменов не дают.
III – смешанный способ, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая – по круговому способу или наоборот.
Перед соревнованием проводится жеребьевка, где каждая команда получает свой номер, который и определяет ее соревновательный путь в данном турнире. Специфической особенностью соревнований в спортивных играх является то обстоятельство, что тренер команды может оказывать существенное влияние на ход соревновательной борьбы, чего нельзя сказать об индивидуальных видах спорта. Поэтому в научно-методической литературе по спортивным играм выделяется особым разделом такое направление как управление соревновательным процессом.
В спортивных играх рассматриваются два вида управления командой в соревнованиях:
I – Стратегическое управление в период заключительной подготовки и участия команды в многодневном турнире или длительных соревнованиях с выездами, которое включает изучение условий проведения соревнований и соперников, маскировку своих намерений, определение главных соперников и постановку задач, выбор средств и методов спортивной борьбы с ними, распределение сил и резервов по периоду соревнований (сохранение сил «лидеров», «обстрел» новичков и т. п.), разработку рационального тренировочного режима и восстановительных мероприятий в ходе соревнований;
II – Тактическое управление в период подготовки и участия команды в одном матче, которое предполагает просмотр игр очередного соперника и разработку плана игры против него, проведение разбора плана предстоящей игры и его проигрывание на модели соперника в утренней тренировке, уточнение индивидуальной и командной разминок перед игрой, собственно ведение игры (расстановка, замены, «тайм-ауты», указания – «подсказки с места» и т. п.), анализ итогов игры. Например, в баскетболе, взяв «тайм-аут», тренер может попытаться «сбить темп» игры соперника или дать отдых игрокам своей команды, если нет подходящей замены. Или в волейболе управляющим воздействием тренера будет новая расстановка игроков в следующей партии с целью усиления, например, блока против наиболее эффективного в данной игре нападающего команды соперника. В футбольном матче, проведя замену, тренер может усилить линию защиты или нападения, используя ресурс запасных игроков.
К числу наиболее существенных особенностей соревнований по спортивным играм является возможность их вариативного использования. Проявляется это в том, что соревноваться и играть в футбол, волейбол и баскетбол возможно различным числом игроков, на площадках и полях различных размеров, вводить или исключать различные положения правил, использовать различное нестандартное оборудование и т. д. Это позволяет проводить соревнования по спортивным играм или их видам среди занимающихся широкого возрастного диапазона (от 5–6 до 60–70 лет), в различных условиях, с установкой на решение различных задач подготовки. Так появились и получили широкое распространение и популярность такие разновидности спортивных игр:
– волейбол – мини-волейбол, пляжный волейбол, парковый волейбол, пионербол, воллибол, фистбол (фаустбол), волейбол сидя, кертнбол, нетгейм, волейсокс, сепак такрав и др.
– баскетбол – мини-баскетбол, корфбол, стритбол, баскетбол на колясках, баскетбол на батутах – слэмбол, баскетбол на колесе и др.
– футбол – пляжный футбол, футзал (AMF), мини-футбол (футзал FIFA), дворовый футбол, американский футбол (бейсбол), футбольный фристайл, рашбол (русский футбол), трехсторонний футбол, болотный футбол, футдаблбол, футбол для лиц с ограниченными возможностями и др.
Современный спорт, включающий систему спортивных соревнований, можно характеризовать как динамично развивающуюся и постоянно совершенствующуюся сферу деятельности, стремящейся к максимальному удовлетворению безграничных потребностей людей. (Книга спортивный отбор)