1. Что представляет собой предмет спортивных игр?
2. Классификация спортивных игр.
3. Тенденции развития спортивных игр.
4. Спортивные игры как средство физического воспитания.
5. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм.
Рекомендуемая литература:
1. Волейбол: история, правила игры, перспективы : метод. рекомендации / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; сост. Н. И. Приступа. – Брест : БрГУ, 2018. – 50 с.
2. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
Назовите основные понятия и термины в теории и методике спортивных: игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, система игры, стиль игры, система подготовки, тактическая комбинация, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов, физическая подготовка, физические качества, физические способности, соревновательная деятельность, соревновательная нагрузка, структура соревнований по спортивной игре.
Рекомендуемая литература:
1. Волейбол: история, правила игры, перспективы : метод. рекомендации / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; сост. Н. И. Приступа. – Брест : БрГУ, 2018. – 50 с.
2. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
3. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
1. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого.
2. Преподавание и учение.
3. Задачи, решаемые в процессе обучения (образовательные, воспитательные и оздоровительные).
4. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).
5. Двигательные умения. Двигательные навыки. Суперумения.
6. Физические качества в процессе обучения.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Техническая подготовка.
2. Тактическая подготовка этапы тактической подготовки.
3. Игровая и соревновательная подготовка.
4. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.
6. Физическая подготовка.
7. Общая и специальная физическая подготовка.
8. Задачи физической подготовки.
9. Методы развития физических качеств.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь.
2. Тактические схемы.
3. Значимость морально-волевой подготовки.
4. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах.
Задание 1: Составить таблицу «Основные этапы становления и развития избранного вида спорта в мире» по следующей форме:
Временной период (годы) |
Краткое описание периода |
Особенности периода |
Основные достижения |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
… |
Задание 2.Составить таблицу «Основные этапы становления и развития избранного вида спорта в Беларуси» по следующей форме:
Временной период (годы) |
Краткое описание периода |
Особенности периода |
Основные достижения |
1. |
|||
2. |
|||
… |
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Структура обучения техническим приемам.
2. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности.
3. Компоненты соревновательной деятельности.
4. Этапы обучения. Задачи, средства и методы на этих этапах.
Задание 1-4: Пользуясь общепринятой структурой обучения отдельным приемом техники (5 этапов) составить план-конспект подготовительной части учебно-тренировочного занятия, подобрав 8-9 заданий для обучения.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Классификация и анализ техники игровых приемов.
2. Техника игры в нападении.
3. Техника игры в защите.
4. Техника игры вратаря, связующего, «либеро».
5. Техника игры и ее совершенствование.
6. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры.
5. Последовательность освоения каждого технического приема.
6. Использование сопряженного воздействия в технической подготовке.
Задание 1. Составить таблицу «Характеристика игровых амплуа и функции игроков в избранном в виде спорта» по следующей форме:
Амплуа |
|||
Средние значения длины тела: - мужчины - женщины |
|||
Важные технические навыки в нападении |
|||
Важные технические навыки в защите |
|||
Необходимые физические качества |
|||
Функции на площадке: - в защите - в нападении |
Задание 2-6: Разработка план-конспекта для проведения занятий по обучению техническим приемам в избранном виде спорта по заданию.
Конспект занятия
Тема «…………………………………………»
Задачи:
1.
2.
3.
Место проведения: спортивный зал БрГУ имени А. С. Пушкина
Время проведения:
Инвентарь:
Проводящий:
Части урока |
Содержание учебного материала |
Дозировка |
Организационно-методические приемы |
Подготовительная часть |
|||
Основная часть |
|||
Заключительная часть |
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Классификация и анализ тактики игры.
2. Тактика игры в нападении.
3. Тактика игры в защите.
4. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении.
5. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите.
6. Последовательность освоения тактических действий
Задание 1-2. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению индивидуальным, групповым, командным тактическим взаимодействиям в защите.
Задание 3-4. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению индивидуальным, групповым, командным тактическим взаимодействиям в нападении.
Задание 5. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению технико-тактическим взаимодействиям вратаря или либеро.
Задание 6. Составить таблицу «Тактика командных взаимодействий» по следующей форме:
Виды взаимодействия |
Характеристика взаимодействия |
Слабые стороны взаимодействия |
Сильные стороны взаимодействия |
Нападение |
|||
1. |
|||
… |
|||
Защита |
|||
1. |
|||
… |
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Белый, К. И. Учебно-методический комплекс «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания (гандбол)» / К. И. Белый ; под общ. ред. К. И. Белого ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 333 с.
7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Задачи для групп начальной подготовки (бюджет времени).
2. Задачи для учебно-тренировочных групп ( бюджет времени).
3. Задачи для групп спортивного совершенствования (бюджет времени).
4. Задачи для групп высшего спортивного мастерства (бюджет времени).
5. Средства и методы подготовки на данных этапах.
Рекомендуемая литература:
1. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования – М.: РГАФК, 1997.
2. Мирахмедов, Ф. Т. Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах / Ф. Т. Мирахмедов. ‒ Текст : непосредственный // Молодой ученый. ‒ 2017. ‒ № 12 (146). ‒ С. 581-583. ‒ URL: https://moluch.ru (дата обращения: 05.01.2022).)
3. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
4. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Устройство для технической подготовки.
2. Устройства для тактической подготовки.
3. Устройства для физической подготовки.
4. Технические средства обучения и тренировки.
5. Способы проведения соревнования по спортивным играм.
6. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный).
Задание 1. Сделать презентацию на тему «Устройство для тактической, технической и физической подготовки».
Задание 2.Составить положение и календарь Первенства по избранному виду спорта с участием 6 и 11 команд, три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша).
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.
2. Методика тестирования ОФП и СФП.
3. Контрольные упражнения по технической подготовке.
Задание 1: Подобрать тестовые задания для определения ОФП и СФП избранного вида спорта.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Белый, К. И. Учебно-методический комплекс «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания (гандбол)» / К. И. Белый ; под общ. ред. К. И. Белого ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 333 с.
7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Спортивные игры в жизни человека.
2. Особенности спортивных игр.
3. Критерии спортивной деятельности.
4. Соревновательная деятельность и структура спортивных игр.
5. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские).
Задание 1: Составить хронологические таблицы по разделу: «Спортивные игры как средство физического воспитания на различных этапах жизни (дошкольное и школьное воспитание, СУЗы и ВУЗы, спортивные игры для взрослых)».
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
1. Назовите и охарактеризуйте основные направления в развитии спортивного движения.
2. Охарактеризуйте структуру социальной практики спорта.
3. Охарактеризуйте спорт высших достижений.
4. Спортивные игры как средство физического воспитания.
5. Назовите и охарактеризуйте: игровая и соревновательная деятельность.
6. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации).
7. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: система игры и стиль.
8. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка.
9. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: соревновательная деятельность и нагрузка.
10. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: спортивные соревнования.
Задание 1: Составить реферат характеризующий основные понятия и термины применяемые в теории и методике обучения в спортивных играх.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх.
2. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.
3. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
4. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований).
Задание 1. Составить положение о проведении Первенства школы по избранному виду спорта (с участием четного и нечетного количества команд по круговой системе с чередованием полей и без чередования полей), форма заявки на участие, календарь игр и турнирную таблицу.
Задание 2. Заполнить протокол встречи между командами, участниками Первенства по избранному виду спорта (по форме, утвержденной федерациями избранного вида спорта).
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм.
2. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).
3. Методы обучения (практически, словесные, наглядные).
4. Средства обучения (специфические, не специфические, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).
Задание 1-3: Подобрать специфические средства, применяемые в учебно-тренировочном процессе для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Составить план-график распределения программного материала для различных возрастных групп с использованием методов и принципов обучения.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Формирование двигательного навыка (знания об изучаемом двигательном действии, представление об изучаемом двигательном действии).
2. Двигательное умение, двигательный навык и суперумение.
Задание 1-4: Составить план-конспект основной части учебно-тренировочного занятия для различных возрастных групп для обучения трем-четырем игровым приемом (5-6 средств для каждого приема) и провести занятие.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Обучение технической подготовке.
2. Основные факторы технического мастерства спортсмена.
3. Последовательность обучения приему игры.
4. Обучение тактической подготовке и основные этапы.
5. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях.
6. Этапы и основные задачи тактической подготовки.
7. Физическая подготовка, задачи общей физической подготовки и специальной физической подготовки, методы развития силы и скоростно-силовых качеств.
8. Методы развития быстроты, выносливости, координационных способностей и гибкости.
Задание1-2: Проанализировать на основе видео просмотра тактические действия команд-участниц Чемпионата РБ по избранному виду.
Задание 1-4: Отработать на практике групповые и командные тактические комбинации, применяемые командами-участницами Чемпионата РБ по избранному виду в защите и в нападении.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Компоненты построения процесса обучения.
2. Становление навыков игры.
3. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям.
4. Этапы обучения: задачи, средства и методы.
5. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм.
Задание 1: На основе непосредственного просмотра учебно-тренировочного занятия в специализированных учебных заведений (ЦОР, ДЮСШ, УОР) выявить основные структурные компоненты в процессе обучения.
Задание 1-4: Подготовить планы конспекты и провести на их основе учебно-тренировочное занятие для групп начального обучения и учебно-тренировочных групп.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Этапы и методы отбора в спортивных играх.
2. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).
3. Видовая ориентация.
4. Диагностика амплуа и игрового стиля.
5. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.
Задание 1: Изучить по применяемым учебным программам основные педагогические методы отбора для занятий конкретной спортивной игрой.
Задание 1-5: На основе программного материала провести тестирование для отбора в группы начальной подготовки, согласно предложенной батареи тестов. Составить анкету для изучения интереса у занимающихся в учебно-тренировочных группах и их родителей.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.
2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).
3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).
4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса).
Задание 1-6: Составить комплексы учебно-тренировочных заданий и провести отдельную часть занятия с использованием повторного, проходного, поточного, кругового и группового методов обучения (6-8 взаимосвязанных заданий).
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
1. Спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность).
2. Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков.
3. Формирование устойчивости к сбивающим факторам.
4. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки.
5. Спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений.
6. Физическая подготовка (общая и специальная).
7. Психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы.
Задание 1-6: На основе видео просмотра матчей ведущих клубов Мира и Европы, проанализировать двигательные ошибки в спортивно-технической и тактической подготовках игроков различного игрового амплуа (не менее 6 матчей уровня Лиги Европы или Лиги Чемпионов).
Задание 1-5: Составить задания и провести учебно-тренировочное занятие по физической, технической, тактической и интегральной подготовках для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп (8-9 заданий по каждому виду подготовки).
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Лях, В. И. Учение и обучение двигательным действиям / Физическая культура в школе. – 2005. – № 2. – С. 5
5. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
6. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.
2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений).
Задание 1:На основе анализа выявить вид тренировочной нагрузки и ее объем в подготовительном периоде групп спортивного совершенствования.
Задание 1: Составить конспект занятия для развития двигательных качеств на втягивающем этапе подготовительного периода в умеренной зоне мощности.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).
2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.
3. Направленность занятий и организация тренировочных занятий.
4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок.
5. Разносторонняя тренировка.
6. Научная обоснованность тренировки.
7. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки.
8. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочных группе.
9. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования.
Задание 1-7: Составить план многолетней подготовки команды в спортивных играх, участвующих в Чемпионате и Кубке РБ по виду спорта. На основе плана многолетней подготовки составить годовой план-график с учетом возраста, пола и уровня подготовленности. Распределить программный материал по месяцам в подготовительном, соревновательном и переходном периодах учебно-тренировочного процесса.
Задание 1: На основе по месячном планирования составить развернутый план-конспект учебно-тренировочного занятия соревновательного периода и провести занятия с учетом тренировочного этапа.
Рекомендуемая литература:
1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.
2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.
3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.
5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.
2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?
3. Дайте классификацию спортивных игр.
4. Каковы специфические особенности спортивных игр?
5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?
1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.
2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?
3. Дайте классификацию спортивных игр.
4. Каковы специфические особенности спортивных игр?
5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?
1. Дайте характеристику обучения?
2. Перечислите задачи, решаемые в процессе обучения?
3. Дайте характеристику принципам обучения?
4. Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения?
5. Физические качества в процессе обучения?
1. Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх.
2. Какова реализация в соревновательной деятельности результатов тренировки?
3. Какова взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической?
4. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки?
5. Объясните, что собой представляет игровая подготовка как метод интеграции тренировочных эффектов.
6. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая форма интегральной подготовки?
1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь?
2. Дайте определение тактические схемы.
3. Значимость морально-волевой подготовки?
4. Назовите задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах?
1. Расскажите о структуре обучения техническим приемам?
2. Назовите компоненты соревновательной деятельности?
2. Расскажите о этапах обучения. Задачи, средства и методы на этапах обучения?
1. Дайте характеристику классификации техники игры в волейбол?
2. Дайте характеристику классификации техники игры в баскетбол?
3. Дайте характеристику классификации техники игры в футбол?
4. Дайте характеристику классификации техники игры в гандбол?
5. Перечислите основные приемы техники владения мячом?
6. Какова последовательность обучения технике игры?
7. В чем состоит техника игры вратаря?
8. В чем состоит техника игры связующего, либеро?
1. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в волейбол?
2. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в баскетбол?
3. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в футбол?
4. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в гандбол?
5. Последовательность освоения тактических действий?
1. Дайте определение: техническая и тактическая подготовка
2. в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и в группах спортивного совершенствования.
3. Назовите основные средства подготовки на данных этапах?
1. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки?
2. Расскажите о устройствах для технической, тактической и физической подготовки?
3. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?
4. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).
5. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?
1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности?
2. Рассказать методику тестирования ОФП и СФП по спортивным играм?
3. Назовите контрольные упражнения по технической подготовке по спортивным играм?
1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.
2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?
3. Дайте характеристику классификации спортивных игр.
4. Каковы специфические особенности спортивных игр?
5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?
1. Назовите основные направления в развитии спортивного движения?
2. Структура социальной практики спорта?
3. Спорт высших достижений?
4. Спортивные игры как средство физического воспитания?
5. Что подразумевается под терминами игровая и соревновательная деятельность. Техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации). Система игры и стиль. Тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка. Соревновательная деятельность и нагрузка. Спортивные соревнования.
1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?
2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?
3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?
1. Назовите задачи обучения спортивным играм?
2. Назовите принципы обучения?
3. Дайте характеристику методам обучения?
4. Дайте характеристику средствам обучения?
1. Формирование двигательного навыка?
2. Дайте характеристику: двигательное умение, двигательный навык, суперумение?
1. Рассказать об обучение технической подготовке?
2. Назовите основные факторы технического мастерства спортсмена?
3. Рассказать о последовательности обучения приему игры?
4. Рассказать об обучение тактической подготовке и основные этапы?
5. Назовите основные факторы предоставляющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях?
6. Назовите этапы и основные задачи тактической подготовки?
7. Рассказать о физической подготовке, о задачах общей физической подготовки и специальной физической подготовки?
8. Методы развития силы и скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, координационных способностей, гибкости?
1. Дать краткую характеристику компонентам построения процесса обучения?
2. Становление навыков игры. Классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям?
3. Дать характеристику этапам обучения: задачи, средства и методы.
4. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм?
1. Дать характеристику этапам и методам отбора в спортивных играх?
2. Рассказать об организации отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).
3. Видовая ориентация. Диагностика амплуа и игрового стиля. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию?
1. Что подразумевается под терминами тренированность, подготовленность, спортивная форма?
2. Дайте характеристику классификации упражнений?
3. Дайте характеристику группам методов используемые в процессе спортивной тренировки?
4. Дайте характеристику основным принципам спортивной тренировки?
1. Что собой представляет спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность)?
2. Основные требования к средствам технической подготовки?
3. Основные положения стабилизации спортивных навыков?
4. Формирование устойчивости к сбивающим факторам?
5. Назовите структуру этапов технической подготовки. Двигательные ошибки?
6. Что собой представляет спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений?
7. Дайте характеристику физическая подготовка (общая и специальная).
8. Что собой представляет психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы?
1. Назовите критерии видов нагрузки в спортивных играх?
2. Рассказать о тренировке в подготовительном периоде, соревновательном и переходном?
3. Назовите и охарактеризуйте этапы подготовки в спортивных играх?
1. Рассказать о построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).
2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия?
3. Направленность занятий и организация тренировочных занятий?
4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок?
5. Разносторонняя тренировка?
6. В чем заключается научная обоснованность тренировки?
7. Дать краткую характеристику методике обучения технике и тактике в группах: начальной подготовки, учебно-тренировочных, спортивного совершенствования?