1. Этапы и методы отбора в спортивных играх. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности). Видовая ориентация. Диагностика амплуа и игрового стиля. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.
Спортивные игры пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Однако интерес к спортивным играм будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более успешными. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Выбор для каждого человека вида спортивной игры, в наибольшей мере соответствующей индивидуальным особенностям, составляет основу спортивной ориентации. Та или иная игра рекомендуется тем лицам, индивидуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требованиям ее специфики.
Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении спортивных игр также способствует более эффективной работе по спортивному отбору.
Спортивный отбор в спортивных играх представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками конкретной игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически входит в систему многолетней подготовки спортсменов, от начального этапа и на всем протяжении, включая команды высших разрядов.
Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Спортивный отбор неразрывно связан с этапами многолетней спортивной подготовки, начинаясь в раннем школьном возрасте ориентацией детей на занятия спортом и заканчиваясь комплектованием сборных команд страны.
Раскрывая основы функционирования системы спортивного отбора, специалисты выделяют в нем четыре или пять основных этапов (уровней, ступеней), ориентируясь на этапы спортивной подготовки и возраст занимающихся.
Таблица 2. Логика этапов спортивного отбора в зависимости от структуры спортивной подготовки и возраста занимающихся
№ п/п |
Этап спортивного отбора |
Этап спортивной подготовки |
Возраст занимающихся |
1 |
Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом |
Этап предварительной подготовки |
От 7–8 до 12–14 лет |
2 |
Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп спортивных школ |
Этап начальной спортивной специализации |
От 12–14 до 16–17 лет |
3 |
Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях, комплектование групп спортивного совершенствования |
Этап углубленной спортивной специализации |
|
4 |
Отбор контингента с прогнозирунмым спортивным результатом на уровне международных достижений; селекция для подготовки в составе сборных команд к Олимпийским играм и крупным международным соревнованиям |
Этап спортивного совершенствования |
16–19 лет и старше |
Обычно начало и окончание этапов спортивной подготовки, а, значит, и этапов отбора, соотносят с календарным возрастом спортсмена, беря за исходную «точку отсчета» возраст начала занятий в том или ином виде спорта: 8–10 или 11–13 лет. При этом Л. П. Матвеев обоснованно указывает на то, что это может иметь сугубо ориентировочное значение, так как протяженность этапов подготовки обусловлена не столько паспортным возрастом спортсмена, сколько его биологическим возрастом и реально складывающимся содержанием и построением системы подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена.
Поэтому для рационального планирования и определения содержания спортивного отбора важно иметь представление о примерной длительности крупных этапов многолетней спортивной деятельности (табл. 3).
Таблица 3. Примерная длительность основных этапов спортивной деятельности (по Л. П. Матвееву).
Этап |
Стадия |
Длительность (лет) |
Базовая подготовка |
||
I |
Начальный базово-подготовительный (этап приобщепния к спорту, первичный спортивный ориентации, общей базовой подготовки) |
1–3 |
II |
Основой базово-подготовительный (этап начала углубленной спортивной специализации, специализированной базовой подготовки) |
2–3 |
Максимально-реализационная подготовка (максимальная реализация индивидуальных спортивных возможностей) |
||
III |
Предкульминационный (этап развертывания углубленной спортивной специализации с возможно полной активизацией спортивной деятельности; у одаренных спортсменов – это и этап перехода к спортивной профессионализации) |
2–4 |
IV |
Кульминационный этап (этап наиболее активной спортивной деятельности, сопряженной с индивидуально-максимальными достижениями) |
4–5 |
Завершающий этап |
||
V |
Стабилизационный (этап поддержания достигнутого уровня спортивной результативности) |
4–6 |
VI |
Переходный общекондиционный (этап переключения на физкультурно-спортивную деятельность типа общекондиционной тренировки) |
Без временных границ |
В. Г. Никитушкин четвертый этап (см. табл. 2) логично разделяет на два самостоятельных, считая проблему отбора спортсменов в сборные команды страны целью этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, соответствующих решению задач олимпийской подготовки.
Первый этап связан с решением задач привлечения возможно большего числа одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки, его цель – комплектование групп начальной подготовки.
На первом этапе основные задачи отбора связаны с необходимостью отсева тех детей и подростков, состояние здоровья которых имеет противопоказания для специализации в данном виде спорта.
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для каждого вида спорта. Возрастные границы для набираемых в детские спортивные школы и секции устанавливаются в пределах от 7 до 14 лет. Но Л. П. Матвеев и А. А. Васильков обращают внимание на тот факт, что немало спортсменов, пришедших в спорт только в близком к зрелому и зрелом возрасте (17–20 лет и старше), достигали выдающихся спортивных результатов, включая чемпионаты мира и Олимпийские игры.
Спортивная практика свидетельствует, что на первом этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающий морфологические, биомеханические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Специалисты обращают внимание на то, что существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих спортсменов значительно затрудняют эту задачу, поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. Т. М. Мелихова отмечает, что в практике спортивной ориентации и отбора на этапе предварительной подготовки представлены в основном две технологии выявления способностей детей.
Цель первой – сразу же выявить и оценить способности детей к конкретному виду спортивной деятельности. Подобный подход к первоначальной ориентации и тренировке приводит к тому, что у многих детей уже в юношеском возрасте происходит резкий рост спортивных достижений, однако потом результаты перестают прогрессировать и спортсмены нередко вообще уходят из спорта.
Цель второй технологии – определение способностей более общего плана, связанных со спецификой не одного, а сразу нескольких видов спорта. В этом случае работу по спортивной ориентации начинают не с поиска талантливых гимнастов, пловцов, баскетболистов, а с отбора вообще моторно одаренных подростков с последующим выявлением у них того или иного типа спортивной одаренности. Эти взгляды нашли отражение в принципе «широкой специализации», который предусматривает поэтапную оценку способностей: первоначально – к группе родственных видов спорта, затем – к одному из видов спортивной деятельности и, наконец, – к спортивной специализации внутри вида спорта. Принято считать, что такая ориентация позволяет избежать ошибок в выборе спортивной специализации и преждевременного отсева детей на стадии их приобщения к спорту (Л. В. Мотыль).
Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходим обязательный медицинский осмотр, где особое внимание уделяется выявлению противопоказаний к занятиям спортом.
На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта.
Второй этап отбора считают основным. Его цель – формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основной задачей отбора является разносторонняя оценка различных систем организма.
Этап отбора в учебно-тренировочные группы спортивных школ проводится тренерами в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Они изучают состояние здоровья по данным врачебно-физкультурных диспансеров и темпы прироста физических качеств, выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта. Важным моментом является сопоставление паспортного и биологического возраста детей, психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности.
Представляются интересными данные по благоприятному (директивному) возрасту начала занятий и начальной специализации в ряде видов спорта, опубликованные в работах В. Н. Платонова и В. Б. Шварца. Примеры этих данных приводятся выборочно по видам спорта, имеющим принципиальные различия в предмете состязания, акцентировано представленных в данном пособии (см. табл. 4).
Вторая ступень отбора решает задачи оценки темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение высокого спортивного результата. Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка.
Таблица 4. Директивный возраст начала занятий и специализации (В. Н. Платонов, Ю. М. Портнов, В. Б. Шварц)
Вид спорта |
Директивный возраст начала занятий |
Специализация |
Средний спортивный стаж до МС (юноши-девушки) |
|
Юноши |
девушки |
|||
Баскетбол |
10 – 12 |
11 – 12 |
12 – 14 |
8 – 10 |
Волейбол |
10 – 14 |
11 – 13 |
12 – 14 |
8,5 – 8, 0 |
Футбол |
10 – 14 |
11 – 12 |
11 – 12 |
12 |
Лыжные гонки |
9 – 10 |
10 – 11 |
11 – 12 |
– |
Лыжное двоеборье |
8 – 10 |
10 – 11 |
10 – 12 |
|
Легкая атлетика: спринт |
13 – 14 |
13 – 14 |
- |
7,7 – 7,6 |
Легкая атлетика: 800–1500 м. |
14 – 16 |
14 – 16 |
- |
– |
Легкая атлетика: 5–10 тыс.м. |
16 – 18 |
14 – 16 |
– |
|
Легкая атлетика: марафон |
18 – 20 |
16 – 18 |
- |
– |
Спортивная гимнастика |
7 – 9 |
6 – 8 |
9 – 11 |
6,8 – 7,3 |
Рассматривая вопрос о возрастных ориентирах для систематических занятий и начальной специализации в конкретном виде спорта, Влодзимеж Староста рекомендует обратить пристальное внимание на следующие проблемы:
1. Существующая до сих пор система отбора нерациональна, так как пропускает первый этап и начинает действовать только со второго, т. е. отбор происходит сразу для избранного вида спорта. Это узкий подход в целом, и для конкретного вида спорта он рационален лишь тогда, когда самых лучших выбирали бы среди сотен или тысяч кандидатов. При такой системе отбора многолетняя тренировка начиналась сразу же со специализации в конкретном виде спорта, в котором этап всестороннего развития был целенаправленным и даже специализированным, а возможность перемены специализации, как правило, исключалась.
2. Раннее приобщение детей к интенсивным тренировочным нагрузкам (зарегистрированы рекорды в марафонском беге для мальчиков в возрасте 4–6 лет и для девочек 6–10 лет
3. Оптимальный способ осуществления ранней специализации, которую следует рассматривать как вступительный этап тренировок, начинающихся в соответствующем, т. е. оптимальном для ребенка, возрасте. Этот этап не может быть похожим на тренировки взрослых, так как имеет другие цели и задачи. Главная из них – построение мощного фундамента для будущей спортивной специализации – всестороннее двигательное развитие с обращением особого внимания на координационные способности.
Третий этап отбора связан с комплектованием групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР, ШВСМ, где основной задачей является выделение наиболее перспективных спортсменов. Перспективность кандидатов в сборные юношеские и молодежные команды определяется на основе учета двигательного потенциала, морфологических признаков, уровня физической, технико-тактической, психической подготовленности, функциональных возможностей организма спортсмена. Отбор в группы спортивного совершенствования СДЮШОР и старшие классы УОР проводится в течение последнего года занятий в учебно-тренировочных группах спортивных школ. Отбор проводится тренерами.
Существенной стороной спортивного отбора этого этапа является всесторонний анализ предшествующей тренировки, определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Второй уровень четвертого или пятый этап отбора решает задачу выделения контингента, у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровне международных достижений. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов в конкретном виде спорта на уровне региона, округа, ведомства.
Методы и технология отбора остаются в основном теми же, что и на предыдущем этапе, однако их значимость и объем расширяются. Обследование носит комплексный характер, что позволяет достаточно надежно оценить степень подготовленности спортсмена, состояние отдельных систем, уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых сторон.
Преимущество отдается тем спортсменам, которые сумели добиться больших сдвигов в уровне спортивного мастерства, большего повышения возможностей важнейших функциональных систем организма при ограниченном использовании самых мощных средств педагогического воздействия.
Поэтому на данной ступени отбора, как и на предыдущей, значительное внимание уделяется анализу тренировки на предыдущем этапе многолетней подготовки.
Этот этап непосредственно связан с комплектованием сборной команды страны по конкретному виду спорта. В целях отбора контингента молодых спортсменов для прохождения централизованной подготовки в составе сборных команд по конкретному олимпийскому виду спорта проводится просмотровый учебно-тренировочный сбор с обязательным тестированием участников на базе центров олимпийской подготовки.
В ходе учебно-тренировочного сбора на основе анализа результатов тестирования и учета тренировочных нагрузок прошедшего этапа тренеры спортивных федераций совместно с сотрудниками комплексных научных групп (КНГ) оценивают итоги подготовки и характер ведения тренировочного процесса. По итогам комплексного обследования определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач олимпийской подготовки, что и служит окончательным критерием для укомплектования контингента спортсменов для участия в конкретных соревнованиях.
Спортивный отбор в командно-игровых видах спорта в целом имеет общепринятую структуру, направленную на выявление спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности.
На первом этапе отбора тренеры по спортивным играм осуществляют просмотр детей 10–14 лет на массовых занятиях физической культурой, на уроках в общеобразовательных школах, во дворах и на спортивных площадках, обращая внимание на такие качественные характеристики, как: ростовые показатели (баскетбол, волейбол), координация движений и быстродействие, подвижность в естественных движениях (бег, прыжки, метания). При этом Ю. М. Портнов обращает внимание на то, что, отбирая детей для занятий баскетболом, не следует ограничиваться только тестированием этих показателей. Важной дополнительной информацией для тренера игровых видов становятся проявления личностных качеств ребенка, его поведение, способности к обучению, восприимчивость, «умение играть».
На первой ступени отбора при окончательном принятии решения о привлечении ребенка к занятиям волейболом, баскетболом или футболом важными становятся и особенности конституции и нервной системы, влияние которых на спортивные достижения в игровых видах велико.
Можно отметить, что к одним из наиболее теоретически обоснованных и экспериментально проверенных относят системы отбора футболистов, разработанные М. С. Брилем и П. В. Осташевым, которые предусматривают оценку соответственно 36 и 18 составляющих: от показателей эффективности игры до устойчивости против заболеваний и быстроты восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок.
На второй ступени углубленный отбор и определение игровых функций организационно охватывает период с начала специализированных занятий спортивными играми (10–12 лет) и до 17 лет. Первоначально (10–14 лет) это углубленное изучение индивидуальных особенностей и склонностей спортсменов, изучение динамики выполнения модельных требований, показателей соревновательной деятельности. В 15–17 лет – это тестирование по основным компонентам подготовки и обследование соревновательной деятельности.
Специфической чертой второго этапа отбора в спортивных играх является ориентация не только на способности к обучению и совершенствованию технико-тактических действий, особенностей мышления и психических функций, но и на индивидуальные склонности к конкретной игровой функции (связующего, нападающего, центрового, вратаря и т. п.).
Кроме того, на этом этапе отбора особую значимость приобретает несоответствие биологического и паспортного возраста подростков, в связи с чем период полового созревания становится неблагоприятным для прогнозирования роста достижений в баскетболе и волейболе. Соматические признаки (рост, вес, ширина плеч и др.) у акселератов, которые могут потерять свою весомость в процессе дальнейшего возрастного выравнивая, становятся менее значимым основанием для отбора, чем показатели физической, технико-тактической и психологической подготовленности с учетом возраста и игрового амплуа.
Ю. Д. Железняк на примере волейбола показывает, что при отборе следует опираться на следующие объективные показатели: уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками игры и спортивными достижениями. В числе таких показателей он выделяет:
– уровень развития способностей, лежащих в основе успешности тактических действий: быстрота реакции, оперативное мышление, количество перерабатываемой информации, ориентировка и др.;
– морфологические данные, функциональные особенности органов и систем организма, свойства личности, в частности, психологическая совместимость членов команды, их эмоциональная устойчивость и др.;
– уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для приемов игры в волейбол.
Специфичность координационных способностей как предмет оценки и анализа в процессе спортивного отбора отмечается и специалистами в сфере подготовки футболистов.
Исследованиями З. Витковски, В. Жмуда и В. И. Ляха прогностичности двадцати трех показателей координационных способностей футболистов, находящихся на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования, установлено, что наибольшую прогностичность имеют показатели приспособления и перестроения, согласования, ритма, динамического и статического равновесия; меньшую – показатели дифференцирования и пространственной ориентации.
На третьей ступени отбор в спортивных играх предполагает выявить наиболее способных и перспективных игроков с высоким уровнем технико-тактической (общей и функциональной), атлетической, морально-волевой и других видов подготовленности для зачисления в команды высших разрядов. От качества работы на этой ступени зависит создание контингента, обладающего потенциалом для достижения высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений. Особенно тщательно, по мнению Ю. М. Портнова, должны быть изучены показатели соревновательной деятельности, личностные качества (преданность своему виду спорта, высокий уровень притязаний, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды и соревновательной деятельности и др.), а также уровень психологической совместимости и взаимопонимания спортсменов разных типов личности, лидерские способности.
Наиболее яркая черта отбора в спортивных играх подразумевает такой подход, при котором команда, как одно целое, превзошла бы простую сумму индивидуальных качеств отдельных спортсменов.
Ю. М. Портнов отмечает, что при плохом отборе команда часто не обладает потенциалом, соответствующем «сумме» индивидуальных качеств игроков; для игры в команде лучшим является не спортсмен, обладающий высшими индивидуальными качествами игрока, а тот, чьи качества полностью раскрываются в совместных действиях с другими игроками и приносят команде наибольшую пользу.
Поэтому при отборе в состав команды (III–IV этап) особенно изучаются и учитываются следующие критерии:
– сплоченность команды как основной фактор, обеспечивающий стабильность и сопротивляемость команды к влияниям, разобщающим ее;
– односторонность как мера схожести членов команды примерно одного возраста, спортивного стажа, класса игры, основных занятий, интересов вне спорта и деятельности спортсменов и т. д.;
– соперничество в спортивной команде как неизбежный, а иногда и необходимый фактор.
Спортивная команда является почти исключительной категорией коллектива, в котором от его членов одновременно требуются и необходимый уровень соперничества, и необходимый уровень сотрудничества;
– отношение к авторитету как важная составляющая отношения членов команды к своим лидерам, тренеру.
Комплекс показателей на всех четырех ступенях отбора в спортивных играх логически связан с системой модельных уровней на весь период многолетней подготовки. Юные спортсмены-игровики, выполнившие требования начального отбора, могут выполнить и последующие требования модельных характеристик. Однако при существенных индивидуальных отклонениях от модельных показателей есть все основания для комплектования учебных групп каждый новый учебный год по итогам предыдущего. При этом остается неразрешенной проблема дифференцировки модельных характеристик по игровым амплуа, например, для юных футболистов в подсистемах начальной подготовки и спортивной специализации (А. П. Золотарев).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора.
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6–10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра детей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-справочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.
Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тестировании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.
В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 перечислены требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. Характеристика тех физических качеств и морфофункциональных показателей, которые являются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т. п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т. п. Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.
Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена. Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т. е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т. п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.
С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости – выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т. п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.
Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т. д.).
На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т. е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.
Спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки спортсменов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор – для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.
С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спортсменов в отборе можно выделить такие ступени: первая – начальный отбор для выявления способностей к спортивной игре в целом (обобщенно); вторая – определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по игровым функциям; третья – отбор в команду высших разрядов; четвертая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.