План.
1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.
2. Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке.
1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.
Основным методом контроля служит тестирование.
Итоговый контроль, проводимый в конце тренировочного года, служит для определения степени реализации поставленных задач, выявления позитивных и негативных сторон реализованного тренировочного процесса и его составляющих.
Полученные при этом данные являются основой для последующего планирования тренировочной работы с данным контингентом спортсменов. Сопоставление результатов итогового контроля с нормативными данными позволяет объективно оценить степень подготовленности каждого спортсмена.
В спортивной практике основным методом предварительного, этапного и итогового контроля служит тестирование, т. е. выполнение спортсменами специальных стандартных двигательных заданий с регистрацией продемонстрированного результата (нормативы).
Зачисление в группы на этап начальной подготовки, тренировочный этап, спортивного совершенствования осуществляется на основе сдачи нормативов общей физической и специальной физической подготовки.
Для перевода на этапы подготовки обучающиеся сдают контрольные нормативы по общей, специальной физической, технической подготовке в конце тренировочного года. Для зачисления на тренировочный этап обучающиеся сдают контрольные нормативы в начале тренировочного года.
Контроль технической подготовленности
Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена. При этом оцениваются следующие составляющие технической подготовленности:
• объем техники (путем выявления общего количества технических приемов, действий, освоенных и используемых спортсменом в тренировочных занятиях и соревнованиях);
• степень реализации объема техники в соревновательной обстановке (определяется как отношение тренировочного объема к соревновательному);
• разносторонность технической подготовленности на основе выявления разнообразия двигательных действий, освоенных и успешно используемых в тренировке и на соревнованиях;
• эффективность технической подготовленности, подразделяющейся на абсолютную (основанную на сопоставлении техники спортсменов с эталонными параметрами), сравнительную (предполагающую сопоставление техники спортсменов различной квалификации), реализационную (основанную на выявлении степени реализации двигательного потенциала в соревновательных условиях);
• устойчивость к сбивающим факторам (по стабильности основных динамических и кинематических характеристик движений в условиях действия сбивающих факторов) физического (утомление, климатические условия и др.) и психического характера (напряженность соревновательной деятельности, поведение болельщиков и др.).
При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками:
• интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности;
• дифференциальной, в основе которой положено выявление эффективности некоторых основных элементов техники;
• дифференциально-суммарной, предполагающей оценку эффективности отдельных элементов техники и расчет суммарного показателя технического мастерства.
При этапном контроле технической подготовленности фиксируются изменения в технике, наступающие в силу кумулятивного эффекта в процессе тренировки (от года к году, от этапа к этапу подготовки). В текущем контроле определяются изменения в отдельных фазах, частях, элементах движений, наступающие изо дня в день в связи с использованием различных программ тренировки в мезо- и микроциклах. В оперативном контроле выявляются изменения в технике, связанные со срочными реакциями на физические нагрузки в отдельном занятии.
Контроль тактической подготовленности
Контроль тактической подготовленности связан с характеристикой следующих составляющих тактического мастерства спортсменов:
• общего объема тактики, определяемого по количеству тактических ходов и вариантов, используемых спортсменом или командой в тренировочной и соревновательной обстановке;
• разносторонностью тактики, которая характеризуется разнообразием нападающих, защитных, дезинформирующих, страховочных и других действий и приемов;
• рациональностью тактики, характеризуемой количеством технико-тактических действий и приемов, позволивших получить положительный результат (забить гол, нанести укол или удар, получить очки и т. д.);
• эффективностью тактики, которая определяется соответствием применяемых спортсменом (или командой) технико-тактических действий его индивидуальным особенностям.
Этапный контроль тактической подготовленности позволяет проследить основные особенности становления мастерства отдельных спортсменов и команд в целом. При текущем контроле оценивается тактика спортсменов и команд в соревнованиях, отдельных поединках, играх, стартах и т. п. с разными соперниками, в условиях многодневных соревнований, турниров.
Оперативный контроль направлен на оценку тактического мастерства отдельных спортсменов и команд в процессе тренировочных занятий и соревнований.
2. Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке.
2.1 Футбол
Промежуточная аттестация проводится ежегодно по окончанию очередного учебного года подготовки. Для корректировки результатов в течение года дополнительно проводится контрольное тестирование в начале и (или) середине учебного года.
Расписание проведения промежуточной аттестации доводится до сведения обучающихся и их родителей. Итоги промежуточной аттестации фиксируются в протоколах сдачи контрольных нормативов.
Условия выполнения тестов по ОФП:
✓ Бег 30 м с ведением мяча. Выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша.
Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише – время бега.
✓ Бег 5х30 с ведением мяча. Выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты – с места. Время для возвращения на старт – 25 сек. В случае нарушения правил прохождения отрезка футболист возвращается на старт (за счет 25 сек) и упражнение повторяется.
✓ Удар по мячу на дальность. Выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого касания о землю по коридору шириной 10 м. Для удара каждой ногой дается три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определятся по сумме лучших ударов обеими ногами.
✓ Вбрасывание мяча на дальность. Выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.
Тесты технической подготовленности:
✓ Удары по воротам на точность. Выполняется по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (мальчики 10-12 лет – расстояния 11 м). Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом.). Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма попаданий.
✓ Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Выполняется с линии ворот (30 м от линии штрафной площади) вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые два метра ставятся еще три стойки) и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. Если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Даются три попытки, учитывается лучший результат.
✓ Жонглирование мячом. Выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности, без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.
Вратари выполняют следующие упражнения:
• Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов). Выполняется по коридору шириной 10 м.
• Вбрасывание мяча рукой на дальность. Выполняется по коридору шириной 3 м., разбег не более четырех шагов.
Тесты для приема текущих нормативов (срезов) по общей и специальной физической подготовке, технической подготовке назначаются выборочно исходя из задач текущего тестирования, а также по усмотрению тренера-преподавателя.
2.2. Волейбол
При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований и создания единых условий для выполнения упражнений для всех учащихся. Тестирование проводят ежегодно в сентябре, мае месяце. Результаты тестирования заносят в протокол приема нормативов, который в последствии подлежит анализу по каждому учащемуся и всей группе, а также в индивидуальную карту спортсмена, которая хранится в учебной части.
1. Бег 30 м – с высокого старта проводится на дорожке стадиона, манежа, в спортивной обуви.
2. Челночный бег 3х10 – проводят на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмечают 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик. По команде «марш» начинают бег к линии старта. Затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней финишной черте, пробегая ее.
3. Прыжок в длину с места – выполняется толчками двух ног от линии на покрытие, исключающее жесткое приземление. Из трех попыток учитывается лучший результат.
4. Метание набивного мяча (весом 1 кг) из-за головы двумя руками – испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа руками мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимает мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Из трех попыток учитывается лучший результат.
5. Подтягивание в висе на перекладине (для юношей) – выполняется из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитывается при вспомогательных движениях ног и туловища.
6. Сгибание и разгибание рук в упоре (для девочек) – выполняется из упора рук на гимнастической скамейке (положение костей рук произвольно), туловище удерживать прямое. Упражнение считается выполненным при сгибании рук в локтевом суставе до 900.
7. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами – для этой цели применяется приспособление, позволяющее измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50см. Из трех попыток учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отчета при положении стоя на всей ступне при прыжке с места – со взмахом рук).
8. Бег «Елочка» 92 м – на волейбольной площадке расположить 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7 на расстоянии одного метра от лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией. По сигналу он начинает бег, касаясь мячей поочередно (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№ 7). Время фиксируется секундомером.
В зачет спортсменам идут результаты выполнения тестов.
В сентябре выполняют упражнения, которые на конец учебного года должны быть улучшены. Улучшение показателей считать выполнением контрольных нормативов.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Испытание на точность второй передачи – в испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3 – 3,5 м., высота 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5 – 6 м. Каждый учащихся выполняет по 5 попыток: учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
2. Испытания в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высоте 4 м. на стене делается контрольная линия – надо стремиться выдерживать расстояние от стены и высоту передач. Учащийся, стоя лицом к стене выполняет передачу над собой и поворачивается на 180◦ (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т. д. Передачи, стоя лицом над собой и стоя спиной, составляют одну серию. Учитывается максимальное количество серий.
3. Испытание на точность подачи. Основные требования: при качественном, техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении – в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4 – 5 (1 – 2), площадь у боковых линий в зонах 5 – 4 (1 – 2) размером 6 х 2 м. В зоне 6 у лицевой линии размером 3х3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
4. Испытание на точность первой передачи (приема подачи). Выполняется подача, целенаправленная на зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3-х м в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Каждому учащемуся дается 5 попыток, для 15 – 16 лет – 8. Подачи в группах начальной подготовки нижние, с 12 – 14 лет – верхние, в 15-16 лет – планирующие. Учитывается количество попаданий и качество выполнения
5. Испытание на точность нападающих (атакующих) ударов. Нападающий удар должен быть выполнен качественно в техническом исполнении и учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4 – 5 площадь попадания ограничивается лицевой линией, боковой линиями и линией нападения, на расстояние в 3 м от боковой линии. При ударах с переводом площадь ограничения боковой линией и линией, параллельной ей на расстояние 2 м. Если удар из зоны 4, то в зоны 1 – 2 при ударах из зоны 2 – в зонах 4 – 5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании учащейся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара известно, высота передачи на удар тоже. Дается 5 попыток каждому занимающемуся.
2.3. Гандбол
Для оценки общей физической подготовленности
Бег по дистанции 30 м. Выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению игрока. Финиш фиксируется по общепринятым правилам.
Прыжок в длину с места. Прыжок выполняется толчком двух ног. Для большей точности измерения пяточный край подошвы смазывают мелом. Оставленный на полу след фиксирует место приземления от обозначенной для прыжка линии.
Тройной прыжок с места. Первый прыжок выполняется от линии толчком двух ног с последующим приземлением на одну ногу, затем выполняется второй прыжок с приземлением на маховую ногу, третий прыжок совершается толчком одной маховой ноги с последующим приземлением на обе ноги.
Метание мяча (массой 1 кг или женского гандбольного) на дальность стоя. Метание производится с места поочередно правой и левой руками в коридор шириной 5 м.
Метание мяча (массой 1 кг или женского гандбольного) на дальность сидя. Метание производится из исходного положения сидя у стены и вытянув ноги вперед двумя руками из-за головы.
Челночный бег по дистанции 100 м. От середины лицевой линии игрок должен выполнить рывок до 6- метровой линии, коснуться ее ногой, повернуться кругом, вернуться к месту старта. Долее рывок до 9-метровой линии, поворот, возврат к месту старта. Далее рывок до центральной 20-метровой линии, вернуться к лицевой. Далее рывок снова до 9 и 6-метровых линий, каждый раз возвращаясь к лицевой. Упражнение считается выполненным, если занимающийся пробежит всю дистанцию, каждый раз касаясь ногой линии.
Оценка специальной подготовленности (обязательная техническая программа) гандболистов.
Броски мяча на точность.
В течение 2 мин., с расстояния 9 м, с разбега в 3 шага, в мишени 40х40 см, установленные в верхних углах ворот, производятся 12 бросков мяча в опорном положении. Выполняется 6 бросков в одну и 6 бросков в другую мишень.
Передача мяча в цель (стену).
В течение 30 сек передавать мяч одной рукой в круглую мишень диаметром 30 см, расположенную на стене на расстоянии 3 м и на высоте 2 м, с последующей ловлей его двумя руками.
Обводка на дистанции 30 м.
От линии старта на расстоянии 7,5 м ставится гимнастическая скамейка поперек, а на расстоянии 15 м стойка. Гандболист по сигналу ведет мяч, перепрыгивает скамейку, обводит стойку, снова перепрыгивает скамейку и финиширует на месте старта. Упражнение выполняется поочередно правой и левой руками, обводить стойку «дальней» рукой.
Для гандболистов важна оптимальная симметрия движений. Контролировать это качество можно по изменению соотношения результатов левой и правой руками, а рост мастерства ведения мяча по соотношению показателей скоростного бега на 30м и ведения мяча по этой же дистанции.
Обводка на дистанции 30 м правая/левая.
Соотношение результатов обводки правой и левой руками характеризует двигательную асимметрию, выраженную в %. Результат упражнения слабой рукой разделить на результат сильной и умножить на 100.
Метание мяча левая/правая.
Соотношение результатов метания правой и левой руками характеризует двигательную асимметрию (%). Результат упражнения слабой рукой разделить на результат сильной и умножить на 100.
Бег по дистанции 30 м / обводка 30 м.
Соотношение результатов бега по дистанции 30 м и обводки на этой же дистанции характеризует степень овладения техникой ведения мяча, т. е. ловкость при данной скорости. Результат в беге по дистанции 30 м разделить на результат при выполнении обводки и умножить на 100.
Выходы от ворот 66 м.
И.п. – в центре ворот лицом в сторону площадки. На разметке 6-ти метровой зоны находятся 5 стоек (1-я справа на пересечении с лицевой линией, 2-я напротив штанги ворот, 3-я в центре, 4-я напротив другой штанги ворот и 5-я слева на пересечении с лицевой линией).
Игрок выполняет рывок до 2-ой стойки (6 м), касается ее рукой, возвращается спиной вперед к правой штанге, касается ее правой (6м); затем касается левой штанги левой рукой (3м), делает рывок к 4-ой стойке (6 м), возвращается спиной вперед к левой штанге, касается ее левой рукой (6 м). Далее делает рывок к центральной стойке (6 м), возвращается спиной вперед к правой штанге и касается ее рукой (6 м). Далее бежит влево лицом вперед вдоль лицевой линии до 5-ой стойки (9 м), поворачивается кругом, бежит обратно вдоль лицевой и финиширует, касаясь штанги (6 м).
Челночный бег по дистанции 100 м отрезками:
(6+6+9+9+20+20+9+9+6+6 м).
Выполняется по разметке площадки. От середины лицевой линии игрок выполняет рывок до 6-ти метровой линии, коснуться ее ногой, повернуться кругом, вернуться к месту старта. Далее рывок до 9-ти метровой линии, поворот, возврат к месту старта. Далее рывок до центральной 20-метровой, вернуться к лицевой. Далее рывок снова до 9-ти и 6-ти метровых линий, каждый раз возвращаясь к лицевой. Упражнение считается выполненным, если игрок пробежит всю дистанцию, каждый раз касаясь ногой линии.
2.4.Баскетбол
Техническая подготовка
1. Скоростное ведение мяча 20 м. Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый начинает движение с ведением мяча правой рукой. Добежав до середины дистанции, разворачивается и заканчивает дистанцию, ведя мяч левой рукой. Фиксируется время пробегания дистанции.
2. Передачи мяча. Игрок стоит лицом к кольцу на штрафной линии. Все помощники расположены слева от игрока за лицевой линией. Игрок выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке, передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д. После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой. Фиксируется общее время выполнения и количество попаданий.
3. Дистанционные броски. Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый – в трехочковой зоне, второй – в двухочковой. Фиксируется % попаданий. Инвентарь: 1 баскетбольный мяч.
Штрафные броски. Броски выполняются со штрафной линии. Фиксируется % попаданий из 20 бросков.
Физическая подготовка
1. Прыжок в длину с места. Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок вверх с места со взмахом руками . Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. В зачет идет лучший результат из трех попыток.
3. Бег на 20 м. Фиксируется время пробегания дистанции из положения высокого старта.
4. Челночный бег 40 сек на 28 м Из положения высокого старта, по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании времени, фиксируется длина пройденной дистанции (кол-во площадок х 28м)
5. Бег 600 м