План:
1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).
2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.
3. Направленность занятий и организация тренировочных занятий.
4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок.
6. Научная обоснованность тренировки.
1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).
Учебно-тренировочное занятие является важнейшей формой тренировки, с помощью которой тренер осуществляет подготовку обучающихся. Поэтому тренер должен уметь квалифицированно, на высоком профессиональном уровне, интересно проводить учебное занятие.
На занятии возникают десятки непредвиденных ситуаций, требующих мгновенных конструктивных решений преподавателя, решений творческих, самостоятельных, эффективных. Для того чтобы исключить стихийность и недостаточную эффективность каждое занятие обязательно предварительно планировать в форме плана – конспекта, представляющего собой четкий сценарий предстоящей деятельности.
В плане-конспекте указываются:
– конкретные задачи занятия;
– разрабатывается содержание всех трех его частей;
– определяется нагрузка по каждому упражнению и заданию;
– определяются методы обучения движениям и развития физических качеств;
– определяется методика организации обучающихся;
– отмечаются приемы страховки и помощи при выполнении обучающихся сложных упражнений.
Разработка конспекта начинается с определения конкретных задач, если задача рассчитана на ряд занятий, то необходимо для каждого из них выделять такую составляющую задачи, чтобы она могла быть реально решена на отдельном занятии.
Если на занятии поставлены конкретные задачи, то тренер четко знает, что ему делать, к чему стремиться, легче контролировать и оценивать тренировку. Сама формулировка задач должна быть строго определенной и конкретной, так как в зависимости от этого будет разрабатываться содержание учебно-тренировочного занятия и нагрузка, примененная методика и т. д.
Содержание и структура занятия.
Содержание учебно-тренировочных занятий строится на основе материалов Программы. На начальных периодах спортивной тренировки обучающие осваивают:
а) средства освоения «школы» движений – ходьбу, бег, прыжки, упражнения для ориентирования в пространстве и строевые упражнения, акробатические упражнения, висы и упоры, лазание, упражнения на равновесие, общеразвивающие упражнения (ОРУ), а также выполняют самостоятельные задания;
б) средства спортивных и подвижных игр;
в) средства освоения избранного вида спорта – самобытные физические упражнения, традиционные игры, гигиенические факторы и естественные силы природы.
г) средства воспитания личности обучающихся реализуются путем формирования начальных детских убеждений, подводящих базу под нравственную структуру личности, развитие товарищеских взаимоотношений, взаимоуважения, сплочение коллектива.
д) средства технико-тактической подготовки.
е) средства, которые самостоятельно выполняются во внеурочное время (домашние задания).
На учебно-тренировочных этапах спортивной подготовки эти средства закрепляются и оттачиваются.
В учебно-тренировочном занятии принято выделять три части: подготовительную, основную и заключительную. Содержание подготовительной и заключительной частей зависит преимущественно от основной части.
Подготовительная часть имеет следующие назначения:
1. Осуществить начальную организацию обучающихся, в частности, построить группу, сообщить задачи тренировки путем выполнения элементарных упражнений, строевых приемов и команд, повысить внимание обучающихся, а также обеспечить их психическую настройку и готовность к занятию. Вводная часть занятия, в значительной мере, может влиять на качество всего занятия.
2. Осуществить общую разминку обучающихся для повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Это достигается с помощью упражнений разной направленности, которые можно легко дозировать: ходьба, подскоки, бег, общеразвивающие, гимнастические упражнения на основные мышечные группы, элементы подвижных игр, простые игры с мячом, упражнения с предметами или с партнером и т. д. Все эти упражнения должны быть структурно несложными и освоенными, в комплексы ОРУ можно включать и новые движения.
Интенсивность выполнения упражнений нарастает постепенно. Рекомендуется следующий порядок их выполнения: ходьба, бег, ходьба, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, затем для ног и туловища, выполнение прыжковых упражнений. Упражнениями на «расслабление» и дыхание может завершаться общая разминка.
Основная задача такой разминки – «разогреть» все группы мышц и подготовить системы органов и вывести их на более высокий уровень функционирования. Для данной части занятия подбираются специальные упражнения и дозируется соответствующая нагрузка.
3. Осуществить специальную разминку с целью более серьезной подготовки тех групп мышц и систем органов, которые будут нести главную нагрузку в основной части занятия. Кроме того, специальная разминка предполагает двигательную подготовку, путем выполнения более простых, но сходных по координации подводящих упражнений, с целевыми движениями основной части. Все эти задачи решаются с помощью выполнения подводящих, специально-подготовительных и целевых упражнений. К концу специальной разминки интенсивность выполняемой работы может достигать значительных, но не максимальных величин.
Общая продолжительность подготовительной части зависит от многих факторов, в частности от условий подготовки к решению основной задачи, в том числе температуры окружающей среды, продолжительности тренировки, вида спорта, а также от психологического настроения обучающихся. Обычно она составляет 10-20% от общего времени тренировки.
Основная часть занятия.
Основная часть предназначена для решения конкретных задач, которые поставлены для данного занятия. В этой части осуществляется обучение технике движений и тактике, развитию физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости), воспитание морально-волевых качеств, формирование правильной осанки и др.
Здесь могут решаться любые задачи физического воспитания на основе избранного вида спорта – все виды подготовки юного спортсмена как общие, так и специальные. Средствами основной части могут быть и общеразвивающие упражнения, но особенно широко применяются специально-подготовительные и целевые упражнения (составляющие основу волейбола). В процессе занятий обучающиеся совершенствуются в освоении программного материала.
Если в основной части решается несколько задач разного типа, то тогда перед каждой новой задачей необходимо провести кратковременную специальную разминку, помогающую психологически настроиться и «подготовить» организм к новому режиму деятельности.
Продолжительность основной части занятия зависит, прежде всего, от объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста обучающихся и др.
В основной части проводятся подвижные и спортивные игры, эстафеты, упражнения.
Заключительная часть.
В этой части необходимо постепенно снизить функциональную активность организма и привести его в нормальное состояние. С этой целью постепенно снижают нагрузку, применяя легко дозируемые упражнения (умеренный бег, ходьба, «успокаивающие» регламентированные игры, элементарные гимнастические упражнения, упражнения на гибкость, расслабление, внимание и т. д.), осуществляется уборка мест занятий и инвентаря, обязательны общее построения и анализ тренировочного занятия. Кроме того, необходимо давать обучающимся домашние задания для самостоятельного совершенствования умений и навыков, а также выполнение индивидуальных установок тренера-преподавателя.
Если тренер-преподаватель хочет добиться высокой эффективности своих занятий, то в рамках данной структуры он имеет широкие возможности творческого наполнения каждой части.
Каждое занятие должно иметь свою оптимально оправданную плотность. Эта плотность может зависеть от конкретных задач занятия, пола и возраста, уровня подготовленности обучающихся и некоторых других факторов.
Время, отведенное на учебно-тренировочное занятие, тренер-преподаватель обязан использовать экономно, грамотно и эффективно, т. е. педагогически оправданно. Приведем несколько примеров. Подготовку инвентаря (набивные мячи, гантели) можно использовать для обучения переноске грузов и воспитания умения слаженно работать в коллективе. Различные перестроения и передвижения можно выполнять быстро (для увеличения нагрузки), либо медленно (для расслабления и активного отдыха).
Время ожидания своей очереди для выполнения упражнения можно заполнить специальным наблюдением и анализом действий своих товарищей, а можно самостоятельно выполнять заданные подводящие упражнения. В этом смысле существует множество полезных методических приемов для достижения более высокого педагогического эффекта занятия.
2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.
Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используют различные средства и методы, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психологической подготовки. Структура тренировочных занятий определяется различными факторами, в числе которых закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха.
Зависимость структуры тренировочного занятия от динамики работоспособности спортсмена
В начале любого тренировочного занятия у спортсмена отмечается постепенное нарастание работоспособности – период врабатывания (охватывает 20-30% общего объема тренировочной нагрузки). Он характерен для любой мышечной деятельности и является биологической закономерностью. Периоду врабатывания предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как настройки организма на осознанное выполнение той или иной работы.
После окончания периода врабатывания программа тренировочного занятия выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности – в устойчивом состоянии (охватывает 15-50% общего объема тренировочной нагрузки). В это время достигается согласованная деятельность двигательных и вегетативных функций. Далее наступает период снижения работоспособности (период компенсированного и декомпенсированного утомления охватывает 30-35% общего объема тренировочной нагрузки).
Распределение нагрузок в отдельных занятиях лучше всего проводить на основе данных о динамике работоспособности и деятельности основных функциональных систем при выполнении программ занятий различной преимущественной направленности.
Периодами изменений функционального состояния организма спортсмена в процессе работы определяется существующая структура тренировочного занятия, которое состоит из вводно-подготовительной, основной и заключительных частей.
Часть тренировочного занятия как компонент тренировочного занятия
Основные характеристики компонента
Во вводно-подготовительной части проводятся организационные мероприятия и непосредственная подготовка спортсмена к выполнению программ основной части занятия. При правильной настройке на выполнение программы занятия возникает предстартовое состояние, которое заключается в повышении активности основных функциональных систем организма, что способствует более быстрой подготовке его к предстоящей работе. Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая часть разминки способствует активизации деятельности важнейших функциональных систем – центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативной нервной системы. Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.
В основной части занятия, собственно, и решается его главная задача. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивает повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники, тактики и т. д. Продолжительность этой части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки. Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятий и его нагрузку.
В заключительной части занятия постепенно снижают интенсивность работы, чтобы привести организм спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов.
3. Направленность и организация тренировочного занятия
Направленность занятий, применяемых в процессе тренировки, обуславливается подбором и методикой применения различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. В спортивной практике находят применение занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.
Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, выбор оптимальной дозировки выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсмена и т. п. В зависимости от конкретных задач и содержания тренировочного занятия, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других обстоятельств, предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочного занятия.
Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная.
При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют самостоятельно. В числе преимуществ этой формы занятий следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, возможность проводить занятия в условиях дефицита времени и в зависимости от складывающихся условий.
При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма проведения занятий затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности, при проведении разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения наглядных методов.
Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт. Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.
При стационарной подготовке спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных «станциях», приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств и совершенствования основных компонентов технического мастерства. Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки. Тренировка на станциях позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных воздействий, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить коррективы в программы тренировочных занятий.
Круговая тренировка предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение станций и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, количества повторений, темпа работы и т. п.
Круговая форма тренировки может быть использована как при индивидуальной форме работы, так и при тренировке больших групп спортсменов. В последнем случае требуется строгая организация работы, четкий контроль за порядком смены станций, продолжительностью упражнений и пауз между ними.
4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок.
5. Разносторонняя тренировка.
Интеграция имеет важное значение для спортивных игр, для повышения эффективности обучения техническим приемам и тактическим действиям, актуализации специальных знаний обучаемых в процессе освоения технико-тактического арсенала и в соревнованиях. Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе обучения .и совершенствования признак целостности соревновательной игровой деятельности с тем, чтобы тренировочные эффекты, каждый в отдельности, эффективно проявлялись в этих специфических соревновательных условиях. С учетом специфики спортивных игр процесс интеграции проявляется в следующих формах:
• взаимосвязь развития физических качеств в процессе физической подготовки;
• объединение движений в целостный технический прием игры;
• взаимосвязь технических приемов в процессе технической подготовки;
• взаимосвязь тактических действий в процессе тактической подготовки;
• взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической подготовкой: интеграция физических качеств в технические приемы и тактические действия;
• взаимосвязь технической и тактической подготовки: интеграция технических приемов в тактические действия;
• интеграция технико-тактических действий при максимальной реализации двигательного потенциала в игровую и соревновательную деятельность.
Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвязи:
физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия спортсменов между собой в командных играх, что необходимо учитывать в тренировочном процессе.
В настоящее время совершенствование тренировочного процесса по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической) подготовке, по технико-тактической подготовке, написание методических материалов, учебных пособий и т. п. Опыт показывает, что совершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревновательной деятельности. Требуется длительное время, чтобы «дифференцированные эффекты» тренировки существенно проявились в эффективности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (участия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сократить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.
Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каждом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двусторонних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Как уже упоминалось выше, это произойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.
Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции – процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Значение данного процесса настолько велико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особенно наряду с другими выделяется специальный раздел – «Интегральная подготовка».
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки – технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов (рис. 14).
В достижении спортивного результата в спортивных играх условно можно выделить три ступени. Первая ступень: уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры). Вторая ступень: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры. Третья ступень: реализация технических приемов через тактические действия, что и отражается на результате. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у спортсмена возможности максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.
Положение усложняется тем, что в арсенале спортсменов-игровиков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор командности, требующий .согласованности действий спортсменов. Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов и т. д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по спортивной игре.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых действий спортсменов и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную (рис. 15).
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки – физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в игровых действиях.
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (сопряженно); упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки – методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.
6. Научная обоснованность тренировки.
Развитие спортивной науки требует все большего научного осмысления и привлечения к решению проблем научных сотрудников, использования специальной аппаратуры, оборудования и разнообразных методик исследования. Большой вклад в становление и развитие отечественной спортивной науки вносят и тренеры-практики. Только высоко информированные специалисты, опирающиеся на данные научных исследований и владеющие системой научной информации, способны управлять сложным многофакторным процессом спортивной подготовки.
Научная работа должна иметь познавательное, методологическое и практическое значение, для этого она должна отвечать основным требованиям, а именно:
1) актуальности, т. е. своевременности, злободневности и значимости в настоящее время;
2) объективности, т. е. объективного отражения изучаемого с помощью точной аппаратуры; сведения до минимума второстепенных факторов при исследовании типичных, характерных, играющих главную роль в изучаемом явлении; достоверности результатов;
3) прогностичности, т. е. каждое исследование должно быть основано не только на обобщении прошлого и настоящего передового опыта работы, но и, самое главное, иметь перспективу, предвидеть результаты будущего, заглядывать в завтрашний день.
Вместе с тем действительная глубина исследования определяется всесторонностью изучения, конкретностью, комплексностью, новизной, адекватностью методов исследования задачам, достаточностью количества научных фактов и практической значимостью работы. Соблюдение приведенных требований можно рассматривать как основной критерий в определении ценности проделанного научного исследования.
Отдельные методы педагогических исследований входят, как правило, в разделы, касающиеся контроля нагрузок, за состоянием спортсменов и их подготовленностью. Наиболее общими и действенными среди них являются:
– педагогические наблюдения;
– объективная и субъективная оценка результатов тренировочного процесса и соревнований;
– анализ и синтез данных педагогического наблюдения, врачебного контроля, учета и самоконтроля;
– беседы, опрос, проверка, зачет, изучение поведения занимающихся в быту и на работе.
Метод педагогического наблюдения. Этот метод используют в процессе занятий и соревнований.
Исследователь наблюдает за поведением занимающихся, за их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, качеством выполнения упражнений и заданий, за тем, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
Метод объективной оценки рекомендуется для выяснения качественных сдвигов у занимающихся. Он базируется на применении различных регулирующих приборов и приспособлений, кино– и видеомагнитофонной записи, системы контрольных упражнений по видам подготовки и контрольных заданий по технико-тактическим показателям в соревнованиях.
Метод экспертных оценок используют для выяснения тех показателей, которые не подвергаются объективной оценке (например, действия при подстраховке, проявление инициативы, решительности и др.), а такие для комплексной (суммарной) оценки подготовленности игроков по видам подготовки и участия в тренировочных занятиях и соревнованиях. Обычно применяется 5-балльная система оценок («5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно, «2» плохо).
Например, для оценки были взяты следующие компоненты: отношение к игре, активность и эффективность действий в нападении, активность и эффективность действий в защите, самообладание и воля к победе. По каждому из перечисленных компонентов игры получены следующие оценки: «5», «3», «4», «4». Складываем их – получаем 16 баллов. Сумму делим на количество компонентов: 16 : 4 = 4. В нашем примере игрок получает за выступление в данной встрече 4 балла, т. е. оценку «хорошо». Метод анализа и синтеза. Это основной метод педагогического контроля.
Целесообразность и эффективность направляемой тренером деятельности прямо пропорциональны точности анализа данных педагогических наблюдений и учета, а также правильности синтеза, т. е. безошибочности принимаемых тренером решений.
В настоящее время наряду с педагогической оценкой состояний и подготовленности спортсменов систематически используются данные самооценки по следующим разделам:
– общая работоспособность;
– мышечные ощущения;
– травмы и заболевания;
– потеря специальной координации (например, «чувства мяча»);
– усталость в ходе и после тренировки, вялость;
– желание тренироваться;
– вес, сон, аппетит;
– взаимоотношения с товарищами по команде и соперниками;
– состояние перед состязанием и др.
Необходимо подчеркнуть, что надежность самооценки спортсмена можно значительно повысить, регулярно сопоставляя его данные с простыми дополнительными измерениями частоты пульса, веса, длительностью сна, а также с данными педагогических наблюдений в ходе контрольных игр. В то же время высказывание игроков о своем самочувствии нельзя без поправок принимать для последующего анализа не только в силу того, что реальность может оказаться в них несколько искаженной под влиянием личных мотивов и установок (на пример, из-за желания попасть во что бы то ни стало в основной состав сборной команды), но прежде всего из-за того, что игроки, делая самоотчеты, не всегда располагают четкими и емкими понятиями, позволяющими адекватно оценивать эту реальность, не обладают достаточным опытом в этом деле.
Показатели самооценки фиксируются в дневнике самоконтроля спортсмена и систематически анализируются тренером, врачом и работниками научной группы с целью сопоставления данных педагогических наблюдений и врачебных наблюдений и обследований с самонаблюдениями футболистов, что в определенной степени способствует коррекции индивидуальных планов подготовки.
Медико-биологические исследования осуществляются в процессе углубленного комплексного обследования, а также на этапных и в текущих обследованиях, где основными заданиями являются всесторонняя оценка здоровья футболистов, их функционального состояния, реакций на тренировочные и соревновательные нагрузки, оценка опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата, разработка рекомендаций и коррекция тренировочных программ, проведение лечебных и восстановительных мероприятий.
Медицинские исследования включают в себя определение следующих показателей:
1. Антропологические показатели: тотальные размеры тела (длина, вес), состав тела (абсолютная и относительная мышечная масса тела, абсолютная и относительная масса жира, абсолютная и относительная масса подкожного жира);
2. Сердечно-сосудистая система: пульс, артериальное давление, электро– и поликардиография, ЭKГ и др.;
3. Нервно-мышечная и анализаторная система: порог М-ответа, максимальный М-ответ, длительность абсолютной и относительной рефлекторной фаз, миотонометрия, время простой и сложной двигательной реакций на световой раздражитель, порога возбудимости и функциональной подвижности зрительного анализатора.
4. Клинико-лабораторные и биохимические исследования: клинический анализ крови (гемоглобин, эритроциты, лейкоциты) и мочи (удельный вес, белок): кислотно-щелочное равновесие крови (pH, ВЕ, pCO2, HL), биохимия крови (молочная кислота, мочевина).
5. Показатели газообмена: потребления кислорода (мл/кг/мин), легочной вентиляции (л/мин), дыхательного коэффициента использования O2 (МЛ), кислородного пульса (мл/уц).
Для оценки функциональных возможностей целесообразно использовать нагрузки ступенчато-возрастающей мощности на тредбане или велоэргометре.
Тестирование на тредбане. Вначале испытуемый разминается в течение 5 мин при скорости движения ленты 2,5 мас. Затем следует отдых (5 мин), в процессе которого прикрепляется дыхательная маска и датчики регистрации ЧСС. Первая ступень на скорости 2,5 м/с, вторая 3,5 м/с, третья 4,5 мас, пятая 5,5 мас.
Продолжительность работы на каждой ступени 3 мин.
Показатели легочного газообмена регистрируются на каждой ступени нагрузки. Все остальные показатели измеряются до и после тестирующих нагрузок.
Тестирующая нагрузка на велоэргометре. Разминка 5 мин при мощности 450 кгм/мин. Первая ступень – 450 кгм/мин, вторая – 900 кгм/мин и т. д. Продолжительность работы на каждой ступени 3 мин.
Следует заметить, что максимальное потребление кислорода при стептесте на 4, а при велоэргометре на 7 ниже результатов, получаемых при нагрузке на тредбане. При оценке аэробных возможностей непрямым методом (на основании расчетов по данным PWC70) ошибка может превышать 15%.
Психологические исследования осуществляются для диагностики психических состояний футболистов, а также в целях психорегуляции этих состояний. Контролю подвергаются:
– свойства личности, черты характера, темперамент;
– сенсомоторные процессы – взаимосвязь анализаторных функций с движениями футболистов (например, определение реакций на движущийся объект (РДО), мяч, партнера, противника);
– интеллектуальные процессы, в частности, мышление, направленное на оценку игровых ситуаций, понимание взаимодействий игроков, разгадывание тактики соперников, анализ проведенных игр и предвидение хода борьбы в предстоящих матчах и т. д.;
– эмоциональная сфера футболистов;
– волевые проявления;
– мотивация действий, поведения;
– структура социально-психологических особенностей, межличностных отношений в команде.
Рекомендуется диагностировать уровень развития следующих психических качеств: быстрота и точность реакций выбора из двух или четырех альтернатив; быстрота и точность реакции выбора в ситуации вероятностного прогноза, когда один из предъявленных сигналов имеет более высокую вероятность проявления, чем другие; быстрота и точность реакции выбора при переделке знаков раздражителей: точность реакции на движущийся объект в интервалах 0,3 и 0,5 с «чувство времени» при отмеривании временных отрезков 0,3 и 0,5 с (эти показатели регистрируются с помощью различного рода рефлексометров), быстрота и точность оперативного мышления, интенсивность и переключение внимания.
Для исследования психических состояний применяются показатели сдвигов психофизиологических функций в обычном состоянии (фон), до и после тренировочной и соревновательной нагрузки. Для этого используются показатели критической частоты слияния световых мельканий и электрокожного сопротивления. Применяются такие различные варианты метода самооценки (Спилберга, ФСАН и др.).
Контрольные испытания или тесты являются основным инструментом контроля, важнейшим методом научно-методического обеспечения, так как с их:
– уровень физической работоспособности, двигательных и психических качеств;
– динамику спортивных результатов в ходе подготовки, в том числе и многолетней;
– степень владения техническими приемами, их стабильность, эффективность;
– недочеты в системе планирования нагрузок;
– недостатки и преимущества применяемых средств и методов обучения и тренировки и многое другое.
Двигательная деятельность игроков характеризуется комплексным проявлением физических возможностей, в связи с этим при разработке и использовании контрольных испытаний необходимо строго соблюдать основные требования теории тестов:
1. Возможность точного математического выражения выполнения теста и достаточность получаемых результатов для статистической обработки.
2. Стандартность, неизменность условий выполнения.
3. Приближение условий выполнения тестов к игровым, вплоть до моделирования конкретной ситуации и режимов игровой деятельности.
4. Адекватность теста поставленной задаче, достаточная корреляционная связь показателей теста соответствующим игровым показателям.
5. Обеспечение условий максимального проявления возможностей игрока.
6. Абсолютно строгое, формальное судейство, предельная точность оценок.
7. Детальный анализ итогов выполнения тестов.
Одним из основных требований теории тестов является надежность полученных результатов, т. е. определение воспроизводимости в повторных исследованиях результатов предыдущих измерений. Для оценки надежности теста применяют несколько методов:
а) метод повторного тестирования: измерения проводят дважды и сравнивают результаты этих измерений;
6) метод параллельных проб: один и тот же показатель измеряется двумя разными методами; сравнение результатов параллельных пpo6 характеризует коэффициент эквивалентности;
в) определение внутренней состоятельности теста: данный показатель измеряют десятки раз, все измерения делят на части – четные и нечетные. Сопоставление результатов двух частей характеризует коэффициент внутренней согласованности теста.
Кроме надежности, тест характеризуется представительностью (действительностью, информативностью), т. е. насколько используемый тест измеряет именно то, что, по предположению исследователя, он должен измерить (например, быстроту, скоростную выносливость, уровень технической подготовленности и др.). Говоря о представительности теста, необходимо учитывать, к какой совокупности это относится (новичкам, спортсменам I разряда, мастерам спорта).
Включая тестирование в тренировочный процесс для повышения эффективности контроля важно:
– обеспечить высокий уровень мотивации игроков, добиться ответственно-старательного, с полной отдачей сил отношения к выполнению всех заданий;
– предоставить возможность игроку сделать индивидуальную разминку и пpo6y перед каждым тестом;
– выдерживать оптимальный интервал отдыха между тестами или попытками;
– использовать специальные измерительные приборы и аппаратуру, точно и детально фиксирующие показатели (например, фотофинишную установку, двухстрелочные секундомеры, миллисекундомеры и пр.).
Для того чтобы успешнее способствовать решению задач повышения эффективности управления тренировочным процессом, следует совершенствовать и пополнить комплекс контрольных тестов, на которых базируются модельные характеристики физической и технической подготовленности игроков.
Главное в этом деле – соблюдение принципа «достоверной разумной достаточности» при формировании программ и количества тестов (количество обследований), используя некоторые обновленные или нетрадиционные подходы:
а) всемерное приближение к ситуациям и параметрам, характерным для соревновательной деятельности или превышающим их по сложности и трудности;
6) внесение обязательных требований к игроку с точки зрения выбора рациональных индивидуализированных режимов и саморегулирования;
в) выбор структур и режимов батареи тестов в форме разносторонней круговой тренировки;
г) уделение oco6oгo внимания игрокам с морфологической и иной неординарностью.
Выполнять тесты необходимо в форме типовой нагрузки со строго последовательной по времени работой и отдыхом (типа круговой тренировки, полосы препятствий и т. п.), имеющей существенное тренирующее воздействие кумулятивного характера.
Критерии оценки выполнения игроком данных тестов определяются:
– величиной значимого рассогласования по отношению к модельному показателю;
– величиной значимого рассогласования по отношению к индивидуальному заданию;
– динамикой результатов по этапам годового цикла и уровнем их рассогласования;
– степенью адекватности реакции организма игрока на выполненную в тесте (или тестах) нагрузку;
– стабильностью показателей от попытки к попытке, от серии к серии при выполнении теста;
– степенью соответствия оценки качества выполнения приемов количественным показателям их выполнения.
В настоящее время все шире реализуется в практике метод «прогностирующего» тестирования, когда тесты и контрольные упражнения выполняются игроками в условиях искусственно организованной предметной среды, позволяющей выйти за пределы своих «барьеров» (привычных стереотипов действий).
При разработке и уточнении тестов с позиций этого метода важно учитывать:
а) примерное соответствие динамики результатов тестирования динамике тренировочных нагрузок и оценки текущих состояний игроков;
6) степень согласования экспертного ранжирования игроков команды (по общему уровню игры или отдельному разделу подготовленности – уровню выполнения тестов по этому же разделу);
в) возможность введения дополнительных «скоростно-силовых элементов» в ранее принятые тесты на специальную работоспособность.
Рассматривая проблему научно-методического обеспечения процесса подготовки спортсменов, нельзя обойти вниманием важный вопрос использования персонального компьютера и пакетов прикладных программ, позволяющих на качественно новом, более высоком организационно-методическом уровне управлять тренировочным процессом и повышать его эффективность. В настоящее время можно выделить следующие основные направления применения компьютеров в спорте и спортивных играх, в частности:
– статистический анализ и графическое изображение цифрового материала, получаемого в процессе тренировок и соревнований, а такие при планировании процесса подготовки;
– создание постоянно действующих и развивающихся информационных и имитационных систем, т. е. создание динамических моделей подготовки спортсменов;
– получение оперативной и отсроченной информации о реакции спортсмена на нагрузку, выполненную в отдельном упражнении, в ходе тренировочного занятия, микро- или макроцикла и на основании этого – рекомендаций о необходимых коррективах тренировочного процесса;
– обработку результатов соревнований с определением эффективности игры каждого спортсмена и команды;
– контроль и оптимизацию индивидуальной спортивной технологии игрока;
– контроль физического развития и подготовленности спортсменов;
– теоретическое обучение и контроль теоретических знаний спортсменов;
– получение новейшей информации, интересующей тренера, по всемирной сети данных «Интернет»;
– текстовое редактирование методической и деловой документации.
Однако при всей перспективности применения электронно-вычислительной техники в управлении подготовкой игроков не следует забывать о том, что возможности компьютера отнюдь не безграничны и в первую очередь они зависят от наличия пакета прикладных программ, которые может использовать тренер. Для разработки таких программ необходимо привлечение специалистов трех групп:
1) специалисты в предметной области, хорошо представляющие содержание проблемы (в данном случае: тренер команды, психолог, врач);
2) специалист по прикладной математике, разрабатывающий математическую модель изучаемого явления;
3) специалист по программному обеспечению, знающий языки программирования и компьютерные системы. Только при сотрудничестве этих специалистов можно рассчитывать на создание качественной компьютерной программы, которая позволит тренеру получать объективную информацию по интересующим его вопросам. И, конечно, сам тренер, претендующий на звание квалифицированного специалиста, должен владеть основами компьютерной грамотности и уметь работать с персональным ком– пьютером в режиме пользователя.
7. Методика обучения технике и тактике в группах: начальной подготовки, учебно-тренировочных, спортивного совершенствования.
– начальной подготовки (НП);
– тренировочный (ТЭ);
– совершенствования спортивного мастерства (ССМ).