Раздел 2. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ


Тема 2.3. Технико-тактическая подготовка

План:

1. Технико-тактическая подготовка в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и в группах спортивного совершенствования.

2. Средства подготовки на данных этапах.

 

1. Технико-тактическая подготовка в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и в группах спортивного совершенствования.

Техническая подготовка – это часть процесса подготовки спортсмена, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней на различных этапах подготовки. Кроме того, имеется в виду и овладение техникой всех тех общеразвивающих и специальных упражнений, которые используются в тренировке.

Тактическая подготовка – представляет собой изучение и опробование сложившихся закономерностей соревновательной деятельности. Она состоит в развитии способности спортсменов быстро и правильно оценивать сложившуюся ситуацию, сознательно и самостоятельно принимать соответствующие решения и реализовывать их в условиях спортивной борьбы.

Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), а также школы – интернаты спортивного профиля (ШИСП). Работа спортивных школ направлена на осуществление определенных конкретных задач. ДЮСШ осуществляют подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие; ведут подготовку из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей; являются методическим центром и оказывают помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы.

Комплектование и организация тренировочного процесса

В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебно-тренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования (3 года обучения) и высшего спортивного мастерства (от 3-х лет и более).

Отделения ДЮСШ формируются из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.

При высоких спортивных показателях выпускников учебно-тренировочных групп и наличии необходимых условий для их дальнейшего спортивного роста в ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования.

Открытие групп спортивного совершенствования производится решением вышестоящей организации, в ведении которой находится данная ДЮСШ.

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. Кроме этих групп в СДЮШОР могут создаваться группы высшего спортивного мастерства.

Единая программа для спортивных школ всех видов позволяет совместить организационную структуру с научно-методической системой многолетней подготовки юных спортсменов – от групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства.

Строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней работы с юными спортсменами.

Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации многолетней подготовки спортсменов и обязательном учете комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся спортивных школ.

Основными формами учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮШОР являются:

– групповые теоретические и практические занятия по расписанию;

– тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;

– просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований;

– участие в спортивных и в матчевых соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утвержденному организацией, в ведении которой находится спортивная школа.

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.

Основные задачи подготовки:

– укрепление здоровья и закаливание;

– устранение недостатков физического развития; – овладение жизненно необходимым навыком плавания;

– обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

– развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости силовых и координационных возможностей);

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств.

Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей н; занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2–3 года.

На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вид: спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных, нормативов для зачисления па учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи подготовки:

– улучшение состояния здоровья и закаливание;

– устранение недостатков физического развития;

– привлечение максимально возможного числа детей и подростков – формирование у них устойчивого интерес;

– мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

– овладение жизненно необходимых навыков плавания;

– обучение основам техники всех способов плавания и широком кругу двигательных навыков;

– приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

– воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера; – поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

На этап начальной подготовки зачисляются, или переводятся из спортивно-оздоровительных групп мальчики, желающие заниматься избранным видом спорта, и не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям, имеющие письменное разрешение (допуск к занятиям в спортивной секции) врача-педиатра.

На этапе начальной подготовки осуществляется спортивно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа, направленная на разностороннее общефизическое развитие, двигательную и физическую подготовленность, что закладывает первичную базу для овладения основами техники и выполнения контрольных нормативов для зачисления на последующий учебно-тренировочный этап подготовки.

В ходе выполнения различных двигательных заданий выявляется структура и уровень развития спортивных способностей, что позволяет осуществить первичную ориентацию на выбор амплуа.

Период обучения на данном этапе 4 года. Возраст занимающихся от 7 до 10 лет, что зависит от уровня развития и подготовленности ребенка, степени и темпов прироста основных показателей его развития, что определяет успешность выполнения контрольно-переводных нормативов.

Вместе с тем следует отметить некоторые различия:

✓ Продолжается отбор способных детей и осуществляется формирование у них стойкого интереса к занятиям.

✓ На этом этапе несколько снижается процент общей физической подготовки и увеличивается процент специализированной подготовки.

✓ Обращается больше внимания па воспитание специализированных физических способностей (скоростных, координационных качеств и гибкости). Более основательное освоение основных приемов техники и индивидуальных и групповых тактических действий.

✓ Ознакомление с правилами игры и освоение основ соревновательной деятельности.

В соответствии с этими задачами происходит и распределение учебного времени на предметные области (виды подготовки).

Общая физическая. ОФП в первый год основана на разностороннем развитии ребенка, которое в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками. Работа, ведущаяся в данные периоды, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов и вегетативных систем организма. Главным в выборе средств ОФП должно быть их разностороннее воздействие на организм. Большое внимание следует уделять гимнастическим упражнениям, упражнениям легкой атлетики, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях должны занимать упражнения с мячами. Задача их не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность будет приобретать все большее и большее значение.

Техническая подготовка. Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, остановками, поворотами, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов.

Основные задачи тактической подготовки – формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники. Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве. Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.

Задача игровой подготовки на этом этапе – сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных баскетболистов. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам, а также мини-баскетбол. Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. По-прежнему основное внимание концентрируется на 10 физической и технической подготовке; проводится отбор определенных спортсменов. Однако на второй год несколько уменьшается доля время отводимая на физическую подготовку и увеличивается количество часов на тактическую и игровую подготовку. Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений и тактических действий. Увеличивается количество игр.

Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4–5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. На учебно-тренировочном этапе начинается формирование юношеских команд и соревновательная практика на соревнованиях. На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.

Основные задачи подготовки:

– воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

– поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

– укрепление здоровья, закаливание;

– устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

– освоение и совершенствование техники всех способов плавания;

– планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;

– формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

– к концу этапа – определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;

– воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

– профилактика вредных привычек и правонарушений.

В тренировочных группах в результате уменьшения объема общей физической подготовки значительно увеличивается объем тактической и игровой подготовки. Таким образом, основной задачей подготовки в данном возрасте является приобщение детей к спортивной деятельности.

Физическая подготовка в этот период принципиально не отличается от подготовки детей 10-11 лет.

Основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых качеств. Следует осторожно нагружать подростков силовыми упражнениями. Метод нагрузок «до отказа» в работе с детьми неприемлем. Нужно использовать повторный метод. При уменьшении мощности нагрузки на половину (от предела) ее влияние на организм становится оптимальным, показатели работоспособности подростков приближаются к показателям взрослых.

В центре внимания в это время должна быть работа над скоростной техникой. В таких приемах, как броски, скорострельность достигается благодаря сокращению времени на подготовку к броску и стабилизации рабочей фазы.

Тактическая подготовка Задачи тактической подготовки:

– расширение арсенала индивидуальной тактики, основанной на изученных приемах техники;

– воспитание навыков взаимодействий двух, трех человек и командных:

– изучение специфики игровых функций, развития способности к анализу деятельности позволяет успешно вести эту работу.

Формирование у занимающихся навыков самостоятельного тактического мышления осуществляется в процессе освоения специальных тактических взаимодействий. Овладение навыками командных действий должно способствовать сыгрыванию команды. Однако на данном этапе не следует стремиться к четкому закреплению игровых функций. Задачи тактической подготовки должны сводиться к тактическому «многоборью»: игрок должен уметь в случае необходимости выполнять обязанности любого игрока команды. Это поможет выявить творческие способности каждого.

Игровая подготовка в тренировочных группах носит целенаправленный характер. На этом этапе используют все средства игровой подготовки. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.

Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники. Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации (1-2 год обучения на тренировочном этапе) юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа. При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами – юношами и девушками.

Следует учитывать особенности девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности. Очень важно помнить, что основные детские соревнования, особенно многодневные с выездом в другие города, следует проводить время каникул. Поэтому весь годичный макроцикл подготовки должен быть спланирован так, чтобы юные баскетболисты могли выступить в соревнованиях именно в это время. Особенно творчески надо подходить к построению подготовки на учебно-тренировочных сборах, и во время оздоровительного лагеря. В этот период при двухразовых тренировках в день каждое занятие должно иметь четкую направленность. Утренняя тренировка способствует повышению общего тонуса организма и улучшению работоспособности на следующем занятии на следующем занятии. При выполнении игровых упражнений следует учитывать количество игроков, размер поля, установки на игру (личная защита или зонная, с форой или без нее и пр.), так как все эти компоненты создают значительную разницу интенсивности упражнений.

При переводе и зачислении на учебно-тренировочный этап, на котором осуществляется начальная, а затем углубленная специализация, сдают приемные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.

На подэтапе начальной специализации обращается особое внимание на воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных и выносливости. На освоение и совершенствование приемов техники в усложненных условиях во взаимосвязи с индивидуальными и групповыми тактическими действиями. На этом подэтапе следует начинать освоение командных тактических и соревновательных действий в защите и нападении.

Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Основные задачи подготовки:

– повышение общего функционального уровня (к концу этапа максимальное развитие аэробных способностей);

– постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;

– дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

– формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд. Продолжительность этапа при мерно 3–5 лет, однако, возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшей спортивного мастерства.

Основные задачи подготовки:

– освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;

– совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;

– индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности;

– сохранение здоровья.

Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетне подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах. Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы.

Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровню спортивной подготовленности.

В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровня спортивных результатов.

Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30–40 мин.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

– в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

– в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах 3-х часов;

– в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, – 4-х часов, при двухразовых тренировках в день – 3-х часов.

 

2. Средства подготовки на данных этапах.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения игры.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки обучающегося. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств обучающегося, повысить его общую тренированность.

Все упражнения включаются в учебно-тренировочные занятия и самостоятельную работу на всех этапах подготовки, на каждом последующем этапе только увеличивается их объём и интенсивность выполнения.

Применяются различные игры со звуковым и зрительным сигналом, с выбором вариантов решения простейших игровых задач.

Необходим дифференцированный подход к определению формы и содержания занятий, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от пола и индивидуальных особенностей занимающихся. Учет всех этих особенностей важен для подготовки команды к соревнованиям.

Общая характеристика тренировочных средств

РИСУНОК 160

Нагрузка должна содержать следующие характеристики:

1) специализированность – мера сходства данного упражнения с соревновательным;

2) направленность – воздействие упражнения на развитие определенного качества;

3) координационная сложность движений;

4) величина – мера воздействия на организм спортсмена.

Важнейшим условием достижения успеха в управлении подготовкой спортсменов является ориентация на потенциальные возможности спортсмена и минимизация педагогических ошибок при определении режимов тренирующих нагрузок.

Большую интенсивность нагрузки дают календарные игры, контрольные игры, двусторонние игры на тренировке со стимулирующими двигательную активность заданиями и упражнения, в которых интервалы отдыха не более 30 сек.

Нагрузку средней интенсивности можно получить в двусторонних играх на тренировке; в упражнениях, в которых совершенствуются групповые и командные тактические действия; в поточных упражнениях для совершенствования приемов игры.

Нагрузку малой интенсивности по ЧСС получают при совершенствовании приемов игры в индивидуальной тренировке, при разучивании новых тактических схем, при силовой работе локального характера, при работе над быстротой на коротких отрезках.

Воздействие тренировочного упражнения на организм игрока зависит от того, каким методом это упражнение будет организовано в занятии. Все методы организации упражнений, которые также имеют свои особенности в каждом виде подготовки, можно объединить по одинаковому признаку: дают упражнения, проводимые соответствующим методом, специфическую для данного вида игры или не специфическую нагрузку, таблица 13.

РИСУНОК 161

На величину энергетических затрат влияют все компоненты нагрузки, но главное влияние оказывают продолжительность упражнения и величины пауз между повторениями. Одно и то же упражнение, выполняемое с различной установкой, вызывает неодинаковые ответные реакции.

Для создания стройной системы планирования разработаны комплексы упражнений каждого вида подготовки. На этапе спортивного совершенствования физическая подготовка ведется с использованием специально-подготовительных упражнений и тренировочных форм соревновательного упражнения. Совершенствование основных двигательных качеств ведется одновременно. По мере повышения спортивного мастерства начинает сказываться отрицательное влияние одного физического качества на другое, особенно при раздельном воспитании силы, быстроты и выносливости. Исключить отрицательное влияние можно, повышая сопряженность воздействий и вариативность средств и методов, используемых в процессе специальной подготовки.

Все упражнения, включающие единоборство с противником, являются комплексными. Они сочетают в себе необходимость проявлять внимание, быстроту реакции, способность преодолеть противодействие.

Взаимосвязи физической и технической подготовки можно добиться:

1) в подготовительных упражнениях для выполнения определенных технических приемов;

2) в упражнениях, развивающих физические способности в рамках структуры приемов игры;

3) при многократном повторении приема с повышенной интенсивностью для развития специальных физических способностей.

Взаимосвязи технической и тактической подготовки можно добиться, совершенствуя приемы техники в рамках тактических действий.