УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


(дневная форма получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)

Формы контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

9

2 курс, 4 семестр

1

Теоретико-методические основы спортивных игр (54 ч.)

20

50

Экзамен, зачет

1.1

Предмет и характеристика спортивных игр.

Тенденции развития спортивных игр. Спортивные игры как средство физического воспитания. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм.

2

6

Устный опрос

1.2

Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.

Игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов и др.

2

8

Письменный опрос

1.3

Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх.

Характеристика обучения. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Задачи, решаемые в процессе обучения. Принципы обучения.

Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения. Двигательные умения. Двигательные навыки. Физические качества в процессе обучения.

4

6

Устный опрос

1.4

Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям.

Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Этапы технической и тактической подготовки и их взаимосвязь. Игровая и соревновательная подготовка. Физическая подготовка.Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Методы развития физических качеств.

2

4

Тесты по технической подготовке, тесты по ОФП и СФП

1.5

Современные тенденции развития спортивных игр.

Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь. Тактические схемы. Значимость морально-волевой подготовки. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах.

4

6

Устный опрос

1.6

Структура обучения навыкам игры и развитие физических качеств.

Структура обучения техническим приемам. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности. Компоненты соревновательной деятельности. Этапы обучения. Оптимальная соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе.

2

8

Реферат

2

Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (16 ч.)

4

12

2.1

Техника игры.

Классификация и анализ техники игровых приемов.Техника игры в нападении. Техника игры в защите. Техника игры связующего, «либеро».

Техника игры и ее совершенствование. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры.

Последовательность освоения каждого технического приема.

Использование метода сопряженного воздействия в технической подготовке.

4

12

Тестирование по техническим приёмам

3 курс, 5 семестр

2

Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (54 ч.)

10

18(26)

Зачет

2.2

Тактика игры.

Классификация и анализ тактики игры. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите.

Последовательность освоения тактических действий.

4

18

Устный опрос

2.3

Технико-тактическая подготовка.

В группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах. В группах спортивного совершенствования. Средства подготовки на данных этапах.

Повышение надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь заданий в учебных и календарных играх.

2

12

Устный и письменный опрос

2.4

Материально-техническое обеспечение соревнования и тренировки.

Устройство для технической подготовки. Устройства для тактической подготовки. Устройства для физической подготовки.

Способы проведения соревнования по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный).

2

8

Устный опрос

2.5

Контроль за уровнем технической и тактической подготовленности в спортивных играх.

Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.

Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке.

2

6

Контрольные тесты

3 курс (6 семестр)

3

Спортивные игры в системе физического воспитания (44ч.)

10

20

14

Зачет

3.1.

Характеристика спортивных игр (12 ч.)

4

4

4

1. Спортивные игры в жизни человека. Особенности спортивных игр.

2. Критерии спортивной деятельности.

2

2

2

Устный опрос

3. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские).

2

2

2

Устный опрос

3.2

Основные понятия и термины в спортивных играх. (10 ч.)

2

4

4

1. Основные направления в развитии спортивного движения. Спортивные игры как средство физического воспитания.

2. Игровая и соревновательная деятельность: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации); система игры и стиль; тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка.

3. Соревновательная деятельность и нагрузка.

2

4

4

Письменный опрос

3.3.

Соревновательная деятельность в спортивных играх (22 ч.)

4

12

6

1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.

2

4

2

Практическое задание

2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

2

2

Практическое задание

3. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований).

2

6

2

Практическое задание

4 курс (7, 8 семестры)

4

Методика и структура обучения в спортивных играх (60 ч.)

36

60

36

Экзамен,

зачет

4.1.

Характеристика обучения (8 ч.)

2

6

1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм.

2. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).

2

2

Устный опрос

3. Методы обучения (практически, словесные, наглядные). Средства обучения (специфические, не специфические, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).

4

Устный опрос

4.2.

Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения (10 ч.)

2

8

1. Формирование двигательного навыка (знания об изучаемом двигательном действии, представление об изучаемом двигательном действии).

2

4

Письменный опрос

2. Двигательное умение, двигательный навык и суперумение.

4

Устный опрос

4.3.

Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям (14 ч.)

2

8

4

1. Обучение технической подготовке. Основные факторы технического мастерства спортсмена. Последовательность обучения приему игры.

4

2

Устный опрос

2. Обучение тактической подготовке и основные этапы. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях.

3.Этапы и основные задачи тактической подготовки.

2

4

2

Устный опрос

4.4.

Структура обучения навыкам игры (12 ч.)

2

8

2

1. Компоненты построения процесса обучения.

2

Устный опрос

2. Становление навыков игры.

4

2

Устный опрос

3. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям. Этапы обучения: задачи, средства и методы.

2

2

Устный опрос

4.5

Отбор в спортивных играх (16 ч.)

4

10

2

1. Этапы и методы отбора в спортивных играх.

2

2

2

Устный опрос

2. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).

2

Устный опрос

3. Видовая ориентация.

2

Устный опрос

4. Диагностика амплуа и игрового стиля.

2

2

Устный опрос

5. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.

2

Устный опрос

5.

Основы спортивной тренировки ( 70 ч.)

22

20

28

5.1

Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (10 ч.)

4

6

1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.

2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).

2

2

Письменный опрос

3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).

4. Основные принципы спортивной тренировки (направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации, единства общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процесса, единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам, волнообразности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса).

2

4

Устный опрос

5.2

Основные стороны спортивной тренировки (32 ч.)

10

10

12

1. Спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность).

2

2

2

Устный опрос

2. Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков. Формирование устойчивости к сбивающим факторам. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки.

2

2

2

Письменный опрос

3. Спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений.

2

2

4

Письменный опрос

4. Физическая подготовка (общая и специальная).

2

2

2

Устный опрос

5. Психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы.

2

2

2

Устный опрос

5.3

Понятие о тренировочной нагрузке, классификация нагрузок (6 ч.)

2

2

2

1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.

2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений).

2

2

2

Устный опрос

5.4

Методика построения и проведения тренировочных занятий (24 ч.).

8

2

14

1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть). Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.

2

2

2

Устный опрос

2. Направленность занятий и организация тренировочных занятий.

Устный опрос

3. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Разносторонняя тренировка.

4

Устный опрос

4. Научная обоснованность тренировки.

2

Устный опрос

5. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки.

2

2

Письменный опрос

6. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочной группе.

2

2

Письменный опрос

7. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования.

2

2

Письменный опрос

(заочная форма получения образования, срок обучения – 5 лет)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)

Формы контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

9

3 курс, 5 семестр

1

Спортивные игры в системе физического воспитания и спорта(20 ч)

2

18

Зачет

1.1

Характеристика спортивных игр (4 ч.)

2

2

1. Спортивные игры в жизни человека. Особенности спортивных игр.

2. Критерии спортивной деятельности.

3. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские).

2

2

Устный опрос

1.2

Основные понятия и термины в спортивных играх (6 ч.)

6

1. Основные направления в развитии спортивного движения. Спортивные игры как средство физического воспитания.

2. Игровая и соревновательная деятельность: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации); система игры и стиль; тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка.

4

Письменный опрос

3. Соревновательная деятельность и нагрузка

2

Устный опрос

1.3

Соревновательная деятельность в спортивных играх (10 ч.)

10

1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.

2

Устный опрос

2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

2

Устный опрос

3. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований).

6

Устный опрос

3 курс, 6 семестр

2

Теоретико-методические основы спортивных игр (14 ч.)

4

10

Экзамен

2.1

Предмет и характеристика спортивных игр.

Тенденции развития спортивных игр. Спортивные игры как средство физического воспитания. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм.

2

Устный опрос

2.2

Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.

Игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов и др.

2

Письменный опрос

2.3

Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх.

Характеристика обучения. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Задачи, решаемые в процессе обучения. Принципы обучения.

Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения. Двигательные умения. Двигательные навыки. Физические качества в процессе обучения.

2

2

Устный опрос

2.4

Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям.

Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Этапы технической и тактической подготовки и их взаимосвязь. Игровая и соревновательная подготовка. Физическая подготовка.Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Методы развития физических качеств.

4

Тесты по технической подготовке, тесты по ОФП и СФП

2.5

Структура обучения навыкам игры и развитие физических качеств.

Структура обучения техническим приемам. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности. Компоненты соревновательной деятельности. Этапы обучения. Оптимальная соотношение общей и специальной физической подготовки в тренировочном процессе.

2

Реферат

4 курс, 7 семестр

3

Технико-тактическая подготовка в спортивных играх (14 ч.)

4

8

2

Зачет

3.1

Техника игры.

Классификация и анализ техники игровых приемов.Техника игры в нападении. Техника игры в защите. Техника игры связующего, «либеро».

Техника игры и ее совершенствование. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры.

Последовательность освоения каждого технического приема.

Использование метода сопряженного воздействия в технической подготовке.

2

4

Тестирование по техническим приёмам

4

Методика и структура обучения в спортивных играх (8 ч.)

2

4

2

4.1.

Характеристика обучения (2 ч.)

2

1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм.

2 .Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).

Устный опрос

3. Методы обучения (практически, словесные, наглядные). Средства обучения (специфические, не специфические, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).

2

Устный опрос

4.2.

Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения (2 ч.)

2

1. Формирование двигательного навыка (знания об изучаемом двигательном действии, представление об изучаемом двигательном действии).

2.Двигательное умение, двигательный навык и суперумение.

2

Письменный опрос

4.3.

Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям (2 ч.)

2

1. Обучение технической подготовке. Основные факторы технического мастерства спортсмена. Последовательность обучения приему игры.

2. Обучение тактической подготовке и основные этапы. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях.

3. Этапы и основные задачи тактической подготовки.

2

Устный опрос

4.4

Структура обучения навыкам игры (2 ч.)

2

1. Компоненты построения процесса обучения.

2. Становление навыков игры.

3. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям. Этапы обучения: задачи, средства и методы.

4. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм.

2

Устный опрос

4.5

Отбор в спортивных играх

1. Этапы и методы отбора в спортивных играх.

2. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).

3. Видовая ориентация.

4. Диагностика амплуа и игрового стиля.

5. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.

Устный опрос

5 курс, 9-10 семестр

5.

Основы спортивной тренировки (22 ч.)

4

6

12

Зачет (т), экзамен (м)

5.1

Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (2 ч.)

2

1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.

2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).

3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).

4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса).

2

Устный опрос

6.

Основы спортивной тренировки (20 ч.)

2

6

12

6.1

Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки (2 ч.)

2

1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.

2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).

3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).

4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса).

2

Устный опрос

6.2

Основные стороны спортивной тренировки (6 ч.)

6

1. Спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность).

2. Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков. Формирование устойчивости к сбивающим факторам. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки.

2

Устный опрос

3. Спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений.

4. Физическая подготовка (общая и специальная).

2

Устный опрос

5. Психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы.

2

Устный опрос

6.3

Понятие о тренировочной нагрузке, классификация нагрузок (2 ч.)

2

1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.

2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений).

2

Устный опрос

6.4

Методика построения и проведения тренировочных занятий (10 ч.).

10

1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть). Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.

2

Устный опрос

2. Направленность занятий и организация тренировочных занятий.

2

Устный опрос

3. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Разносторонняя тренировка.

2

Устный опрос

4. Научная обоснованность тренировки.

5. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки.

2

Устный опрос

6. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочной группе.

7. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования.

2

Устный опрос

7

ТЕХНИКА И ТАКТИКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (12 ч.)

4

8

7.1.

Тактика игры.

Классификация и анализ тактики игры. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите.

Последовательность освоения тактических действий.

Тактическая подготовка в зависимости от условий, контингента тренирующихся, календаря соревнований.

2

4

Устный опрос

7.2.

Технико-тактическая подготовка.

В группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах. В группах спортивного совершенствования. Средства подготовки на данных этапах.

Повышение надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь заданий в учебных и календарных играх.

4

Устный и письменный опрос

7.3.

Материально-техническое обеспечение соревнования и тренировки.

Устройство для технической подготовки. Устройства для тактической подготовки. Устройства для физической подготовки.

Способы проведения соревнования по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный).

2

Устный опрос

7.4.

Контроль за уровнем технической и тактической подготовленности в спортивных играх.

Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.

Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке.

2

4

Контрольные тесты