ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


II курс

Раздел 1.1 Теоретико-методические основы спортивных игр

Семинарское занятие по теме 1.1
ПРЕДМЕТ И ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ИГР

1. Что представляет собой предмет спортивных игр?

2. Классификация спортивных игр.

3. Тенденции развития спортивных игр.

4. Спортивные игры как средство физического воспитания.

5. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм.

Рекомендуемая литература:

1. Волейбол: история, правила игры, перспективы : метод. рекомендации / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; сост. Н. И. Приступа. – Брест : БрГУ, 2018. – 50 с.

2. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

Семинарское занятие по теме 1.2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ СПОРТИВНЫХ ИГР

Назовите основные понятия и термины в теории и методике спортивных: игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, система игры, стиль игры, система подготовки, тактическая комбинация, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов, физическая подготовка, физические качества, физические способности, соревновательная деятельность, соревновательная нагрузка, структура соревнований по спортивной игре.

Рекомендуемая литература:

1. Волейбол: история, правила игры, перспективы : метод. рекомендации / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; сост. Н. И. Приступа. – Брест : БрГУ, 2018. – 50 с.

2. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

3. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

Семинарское занятие по теме 1.3
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ИГРЫ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

1. Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого.

2. Преподавание и учение.

3. Задачи, решаемые в процессе обучения (образовательные, воспитательные и оздоровительные).

4. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).

5. Двигательные умения. Двигательные навыки. Суперумения.

6. Физические качества в процессе обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Семинарское занятие по теме 1.4
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

1. Техническая подготовка.

2. Тактическая подготовка этапы тактической подготовки.

3. Игровая и соревновательная подготовка.

4. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.

6. Физическая подготовка.

7. Общая и специальная физическая подготовка.

8. Задачи физической подготовки.

9. Методы развития физических качеств.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

Семинарское занятие по теме 1.5
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР

1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь.

2. Тактические схемы.

3. Значимость морально-волевой подготовки.

4. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах.

Задание 1: Составить таблицу «Основные этапы становления и развития избранного вида спорта в мире» по следующей форме:

Временной период (годы)

Краткое описание периода

Особенности периода

Основные достижения

1.

2.

3.

Задание 2.Составить таблицу «Основные этапы становления и развития избранного вида спорта в Беларуси» по следующей форме:

Временной период (годы)

Краткое описание периода

Особенности периода

Основные достижения

1.

2.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Практическое занятие по теме 1.6
СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

1. Структура обучения техническим приемам.

2. Выполнение технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности.

3. Компоненты соревновательной деятельности.

4. Этапы обучения. Задачи, средства и методы на этих этапах.

Задание 1-4: Пользуясь общепринятой структурой обучения отдельным приемом техники (5 этапов) составить план-конспект подготовительной части учебно-тренировочного занятия, подобрав 8-9 заданий для обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Раздел 2. Технико-тактическая подготовка в спортивных играх

Практическое занятие по теме 2.1
ТЕХНИКА ИГРЫ

1. Классификация и анализ техники игровых приемов.

2. Техника игры в нападении.

3. Техника игры в защите.

4. Техника игры вратаря, связующего, «либеро».

5. Техника игры и ее совершенствование.

6. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры.

5. Последовательность освоения каждого технического приема.

6. Использование сопряженного воздействия в технической подготовке.

Задание 1. Составить таблицу «Характеристика игровых амплуа и функции игроков в избранном в виде спорта» по следующей форме:

Амплуа

Средние значения длины тела:

- мужчины

- женщины

Важные технические навыки в нападении

Важные технические навыки в защите

Необходимые физические качества

Функции на площадке:

- в защите

- в нападении

Задание 2-6: Разработка план-конспекта для проведения занятий по обучению техническим приемам в избранном виде спорта по заданию.

Конспект занятия

Тема «…………………………………………»

Задачи:

1.

2.

3.

Место проведения: спортивный зал БрГУ имени А. С. Пушкина

Время проведения:

Инвентарь:

Проводящий:

Части урока

Содержание

учебного материала

Дозировка

Организационно-методические

приемы

Подготовительная

часть

Основная

часть

Заключительная

часть

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

III курс

Раздел 2. Технико-тактическая подготовка в спортивных играх

Практическое занятие по теме 2.2
ТАКТИКА ИГРЫ

1. Классификация и анализ тактики игры.

2. Тактика игры в нападении.

3. Тактика игры в защите.

4. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении.

5. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите.

6. Последовательность освоения тактических действий

Задание 1-2. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению индивидуальным, групповым, командным тактическим взаимодействиям в защите.

Задание 3-4. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению индивидуальным, групповым, командным тактическим взаимодействиям в нападении.

Задание 5. Составление планов конспектов для проведения занятий по обучению технико-тактическим взаимодействиям вратаря или либеро.

Задание 6. Составить таблицу «Тактика командных взаимодействий» по следующей форме:

Виды взаимодействия

Характеристика взаимодействия

Слабые стороны

взаимодействия

Сильные стороны взаимодействия

Нападение

1.

Защита

1.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Белый, К. И. Учебно-методический комплекс «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания (гандбол)» / К. И. Белый ; под общ. ред. К. И. Белого ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 333 с.

7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Семинарское занятие по теме 2.3
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Задачи для групп начальной подготовки (бюджет времени).

2. Задачи для учебно-тренировочных групп ( бюджет времени).

3. Задачи для групп спортивного совершенствования (бюджет времени).

4. Задачи для групп высшего спортивного мастерства (бюджет времени).

5. Средства и методы подготовки на данных этапах.

Рекомендуемая литература:

1. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования – М.: РГАФК, 1997.

2. Мирахмедов, Ф. Т. Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах / Ф. Т. Мирахмедов. ‒ Текст : непосредственный // Молодой ученый. ‒ 2017. ‒ № 12 (146). ‒ С. 581-583. ‒ URL: https://moluch.ru (дата обращения: 05.01.2022).)

3. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

4. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Семинарское занятие по теме 2.4
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

1. Устройство для технической подготовки.

2. Устройства для тактической подготовки.

3. Устройства для физической подготовки.

4. Технические средства обучения и тренировки.

5. Способы проведения соревнования по спортивным играм.

6. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный).

Задание 1. Сделать презентацию на тему «Устройство для тактической, технической и физической подготовки».

Задание 2.Составить положение и календарь Первенства по избранному виду спорта с участием 6 и 11 команд, три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша).

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

Семинарское занятие по теме 2.5
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности.

2. Методика тестирования ОФП и СФП.

3. Контрольные упражнения по технической подготовке.

Задание 1: Подобрать тестовые задания для определения ОФП и СФП избранного вида спорта.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Белый, К. И. Учебно-методический комплекс «Спортивные и подвижные игры и методика преподавания (гандбол)» / К. И. Белый ; под общ. ред. К. И. Белого ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 333 с.

7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Раздел 3. Спортивные игры в системе физического воспитания и спорта

Семинарское занятие по теме 3.1
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ИГР.

1. Спортивные игры в жизни человека.

2. Особенности спортивных игр.

3. Критерии спортивной деятельности.

4. Соревновательная деятельность и структура спортивных игр.

5. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские).

Лабораторное занятие по теме 3.1
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ИГР

Задание 1: Составить хронологические таблицы по разделу: «Спортивные игры как средство физического воспитания на различных этапах жизни (дошкольное и школьное воспитание, СУЗы и ВУЗы, спортивные игры для взрослых)».

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

Семинарское занятие по теме 3.2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

1. Назовите и охарактеризуйте основные направления в развитии спортивного движения.

2. Охарактеризуйте структуру социальной практики спорта.

3. Охарактеризуйте спорт высших достижений.

4. Спортивные игры как средство физического воспитания.

5. Назовите и охарактеризуйте: игровая и соревновательная деятельность.

6. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации).

7. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: система игры и стиль.

8. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка.

9. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: соревновательная деятельность и нагрузка.

10. Назовите и охарактеризуйте основные понятия: спортивные соревнования.

Лабораторное занятие по теме 3.2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Задание 1: Составить реферат характеризующий основные понятия и термины применяемые в теории и методике обучения в спортивных играх.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Семинарское занятие по теме 3.3
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх.

2. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности.

3. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

4. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований).

Лабораторное занятие по теме 3.3
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Задание 1. Составить положение о проведении Первенства школы по избранному виду спорта (с участием четного и нечетного количества команд по круговой системе с чередованием полей и без чередования полей), форма заявки на участие, календарь игр и турнирную таблицу.

Задание 2. Заполнить протокол встречи между командами, участниками Первенства по избранному виду спорта (по форме, утвержденной федерациями избранного вида спорта).

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

IV курс

Раздел 4. Методика и структура обучения в спортивных играх

Практическое занятие по теме 4.1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ

1. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм.

2. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).

3. Методы обучения (практически, словесные, наглядные).

4. Средства обучения (специфические, не специфические, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).

Задание 1-3: Подобрать специфические средства, применяемые в учебно-тренировочном процессе для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Составить план-график распределения программного материала для различных возрастных групп с использованием методов и принципов обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Практическое занятие по теме 4.2
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И КАЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1. Формирование двигательного навыка (знания об изучаемом двигательном действии, представление об изучаемом двигательном действии).

2. Двигательное умение, двигательный навык и суперумение.

Задание 1-4: Составить план-конспект основной части учебно-тренировочного занятия для различных возрастных групп для обучения трем-четырем игровым приемом (5-6 средств для каждого приема) и провести занятие.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Лабораторное занятие по теме 4.3
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

1. Обучение технической подготовке.

2. Основные факторы технического мастерства спортсмена.

3. Последовательность обучения приему игры.

4. Обучение тактической подготовке и основные этапы.

5. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях.

6. Этапы и основные задачи тактической подготовки.

7. Физическая подготовка, задачи общей физической подготовки и специальной физической подготовки, методы развития силы и скоростно-силовых качеств.

8. Методы развития быстроты, выносливости, координационных способностей и гибкости.

Задание1-2: Проанализировать на основе видео просмотра тактические действия команд-участниц Чемпионата РБ по избранному виду.

Практическое занятие по теме 4.3
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

Задание 1-4: Отработать на практике групповые и командные тактические комбинации, применяемые командами-участницами Чемпионата РБ по избранному виду в защите и в нападении.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Лабораторное занятие по теме 4.4
СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ИГРЫ

1. Компоненты построения процесса обучения.

2. Становление навыков игры.

3. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям.

4. Этапы обучения: задачи, средства и методы.

5. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм.

Задание 1: На основе непосредственного просмотра учебно-тренировочного занятия в специализированных учебных заведений (ЦОР, ДЮСШ, УОР) выявить основные структурные компоненты в процессе обучения.

Практическое занятие по теме 4.4
СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ИГРЫ

Задание 1-4: Подготовить планы конспекты и провести на их основе учебно-тренировочное занятие для групп начального обучения и учебно-тренировочных групп.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Лабораторное занятие по теме 4.5
ОТБОР В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

1. Этапы и методы отбора в спортивных играх.

2. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).

3. Видовая ориентация.

4. Диагностика амплуа и игрового стиля.

5. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.

Задание 1: Изучить по применяемым учебным программам основные педагогические методы отбора для занятий конкретной спортивной игрой.

Практическое занятие по теме 4.5
ОТБОР В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Задание 1-5: На основе программного материала провести тестирование для отбора в группы начальной подготовки, согласно предложенной батареи тестов. Составить анкету для изучения интереса у занимающихся в учебно-тренировочных группах и их родителей.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Раздел 5. Основы спортивной тренировки

Практическое занятие по теме 5.1
ПОНЯТИЕ О ТРЕНИРОВКЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.

2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).

3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).

4. Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса).

Задание 1-6: Составить комплексы учебно-тренировочных заданий и провести отдельную часть занятия с использованием повторного, проходного, поточного, кругового и группового методов обучения (6-8 взаимосвязанных заданий).

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

Лабораторное занятие по теме 5.2
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

1. Спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность).

2. Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков.

3. Формирование устойчивости к сбивающим факторам.

4. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки.

5. Спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений.

6. Физическая подготовка (общая и специальная).

7. Психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы.

Задание 1-6: На основе видео просмотра матчей ведущих клубов Мира и Европы, проанализировать двигательные ошибки в спортивно-технической и тактической подготовках игроков различного игрового амплуа (не менее 6 матчей уровня Лиги Европы или Лиги Чемпионов).

Практическое занятие по теме 5.2
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Задание 1-5: Составить задания и провести учебно-тренировочное занятие по физической, технической, тактической и интегральной подготовках для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп (8-9 заданий по каждому виду подготовки).

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Лях, В. И. Учение и обучение двигательным действиям / Физическая культура в школе. – 2005. – № 2. – С. 5

5. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

6. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

7. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Лабораторное занятие по теме 5.3
ПОНЯТИЕ О ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ НАГРУЗОК

1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.

2. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений).

Задание 1:На основе анализа выявить вид тренировочной нагрузки и ее объем в подготовительном периоде групп спортивного совершенствования.

Практическое занятие по теме 5.3
ПОНЯТИЕ О ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ НАГРУЗОК

Задание 1: Составить конспект занятия для развития двигательных качеств на втягивающем этапе подготовительного периода в умеренной зоне мощности.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Лабораторное занятие по теме 5.4
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).

2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия.

3. Направленность занятий и организация тренировочных занятий.

4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок.

5. Разносторонняя тренировка.

6. Научная обоснованность тренировки.

7. Методика обучения технике и тактике в группе начальной подготовки.

8. Методика обучения технике и тактике в учебно-тренировочных группе.

9. Методика обучения технике и тактике в группе спортивного совершенствования.

Задание 1-7: Составить план многолетней подготовки команды в спортивных играх, участвующих в Чемпионате и Кубке РБ по виду спорта. На основе плана многолетней подготовки составить годовой план-график с учетом возраста, пола и уровня подготовленности. Распределить программный материал по месяцам в подготовительном, соревновательном и переходном периодах учебно-тренировочного процесса.

Практическое занятие по теме 5.4
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Задание 1: На основе по месячном планирования составить развернутый план-конспект учебно-тренировочного занятия соревновательного периода и провести занятия с учетом тренировочного этапа.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник ; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 520 с.

2. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т. А. Завьялова, А. А. Кылосов, Г. А. Павлов, А. Л. Подосенков, Ю. П. Шарков, С. Е. Шивринская; под общ. ред. С. Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 257 с.

3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2004.

5. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.

6. Беляева, А. В., Савина, М. В. Волейбол : учебник для высших учебных заведений физической культуры. – М. : Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.1

1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?

3. Дайте классификацию спортивных игр.

4. Каковы специфические особенности спортивных игр?

5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.2

1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?

3. Дайте классификацию спортивных игр.

4. Каковы специфические особенности спортивных игр?

5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.3

1. Дайте характеристику обучения?

2. Перечислите задачи, решаемые в процессе обучения?

3. Дайте характеристику принципам обучения?

4. Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения?

5. Физические качества в процессе обучения?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.4

1. Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх.

2. Какова реализация в соревновательной деятельности результатов тренировки?

3. Какова взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической?

4. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки?

5. Объясните, что собой представляет игровая подготовка как метод интеграции тренировочных эффектов.

6. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая форма интегральной подготовки?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.5

1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь?

2. Дайте определение тактические схемы.

3. Значимость морально-волевой подготовки?

4. Назовите задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 1.6

1. Расскажите о структуре обучения техническим приемам?

2. Назовите компоненты соревновательной деятельности?

2. Расскажите о этапах обучения. Задачи, средства и методы на этапах обучения?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 2.1

1. Дайте характеристику классификации техники игры в волейбол?

2. Дайте характеристику классификации техники игры в баскетбол?

3. Дайте характеристику классификации техники игры в футбол?

4. Дайте характеристику классификации техники игры в гандбол?

5. Перечислите основные приемы техники владения мячом?

6. Какова последовательность обучения технике игры?

7. В чем состоит техника игры вратаря?

8. В чем состоит техника игры связующего, либеро?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 2.2

1. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в волейбол?

2. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в баскетбол?

3. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в футбол?

4. Дайте характеристику классификацию и анализ тактики игры в гандбол?

5. Последовательность освоения тактических действий?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 2.3

1. Дайте определение: техническая и тактическая подготовка

2. в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и в группах спортивного совершенствования.

3. Назовите основные средства подготовки на данных этапах?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 2.4

1. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки?

2. Расскажите о устройствах для технической, тактической и физической подготовки?

3. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

4. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).

5. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 2.5

1. Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности?

2. Рассказать методику тестирования ОФП и СФП по спортивным играм?

3. Назовите контрольные упражнения по технической подготовке по спортивным играм?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 3.1

1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?

3. Дайте характеристику классификации спортивных игр.

4. Каковы специфические особенности спортивных игр?

5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 3.2

1. Назовите основные направления в развитии спортивного движения?

2. Структура социальной практики спорта?

3. Спорт высших достижений?

4. Спортивные игры как средство физического воспитания?

5. Что подразумевается под терминами игровая и соревновательная деятельность. Техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации). Система игры и стиль. Тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка. Соревновательная деятельность и нагрузка. Спортивные соревнования.

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 3.3

1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?

2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 4.1

1. Назовите задачи обучения спортивным играм?

2. Назовите принципы обучения?

3. Дайте характеристику методам обучения?

4. Дайте характеристику средствам обучения?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 4.2

1. Формирование двигательного навыка?

2. Дайте характеристику: двигательное умение, двигательный навык, суперумение?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 4.3

1. Рассказать об обучение технической подготовке?

2. Назовите основные факторы технического мастерства спортсмена?

3. Рассказать о последовательности обучения приему игры?

4. Рассказать об обучение тактической подготовке и основные этапы?

5. Назовите основные факторы предоставляющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях?

6. Назовите этапы и основные задачи тактической подготовки?

7. Рассказать о физической подготовке, о задачах общей физической подготовки и специальной физической подготовки?

8. Методы развития силы и скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, координационных способностей, гибкости?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 4.4

1. Дать краткую характеристику компонентам построения процесса обучения?

2. Становление навыков игры. Классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям?

3. Дать характеристику этапам обучения: задачи, средства и методы.

4. Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 4.5

1. Дать характеристику этапам и методам отбора в спортивных играх?

2. Рассказать об организации отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности).

3. Видовая ориентация. Диагностика амплуа и игрового стиля. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 5.1

1. Что подразумевается под терминами тренированность, подготовленность, спортивная форма?

2. Дайте характеристику классификации упражнений?

3. Дайте характеристику группам методов используемые в процессе спортивной тренировки?

4. Дайте характеристику основным принципам спортивной тренировки?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 5.2

1. Что собой представляет спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность)?

2. Основные требования к средствам технической подготовки?

3. Основные положения стабилизации спортивных навыков?

4. Формирование устойчивости к сбивающим факторам?

5. Назовите структуру этапов технической подготовки. Двигательные ошибки?

6. Что собой представляет спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений?

7. Дайте характеристику физическая подготовка (общая и специальная).

8. Что собой представляет психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 5.3

1. Назовите критерии видов нагрузки в спортивных играх?

2. Рассказать о тренировке в подготовительном периоде, соревновательном и переходном?

3. Назовите и охарактеризуйте этапы подготовки в спортивных играх?

 

Контрольные вопросы и задания к Теме 5.4

1. Рассказать о построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть).

2. Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия?

3. Направленность занятий и организация тренировочных занятий?

4. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок?

5. Разносторонняя тренировка?

6. В чем заключается научная обоснованность тренировки?

7. Дать краткую характеристику методике обучения технике и тактике в группах: начальной подготовки, учебно-тренировочных, спортивного совершенствования?