План.
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.
3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).
1. Тренированность, подготовленность, спортивная форма.
Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи: 1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины; 2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов; 3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств; 4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности; 5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека.
Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.
Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется, прежде всего, под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.
Подготовленность – это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств).
Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготовленность).
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень.
Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств – силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.
Спортивная форма – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).
2. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения).
Средства спортивной подготовки – разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной подготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
Средства спортивной тренировки – физические упражнения – условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).
Вспомогательные (полуспециальные) упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей. Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные и объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена.
Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности – технической, тактической и др., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.
3. Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические).
В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.
К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.
При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.
Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов – непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.
Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов.
В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:
➤ соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на короткие дистанции, в велосипедном спорте и т. п.);
➤ соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
➤ проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников;
➤ соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.
Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:
➤ планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;
➤ уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;
➤ упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;
➤ использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;
➤ уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;
➤ применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество – он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т. п.
Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.
4. Основные принципы спортивной тренировки (направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации, единства общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процесса, единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам, волнообразности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса).
В процессе подготовки воина-спортсмена принимаются решения о величине и направленности тренировочных нагрузок, средствах и методах тренировки и т. д. Для того чтобы учебно-тренировочный процесс приносил требуемый эффект, важно при принятии решений опираться на объективные закономерности изменения тренированности спортсменов. Кроме общих закономерностей обучения и воспитания, в процессе многочисленных научных исследований и практической деятельности тренеров, спортсменов и других специалистов выявлен ряд специфических связей и отношений, определяющих эффект тренировочного процесса. В результате анализа этих закономерностей и практической их проверки Л.П. Матвеевым сформулированы принципы построения спортивной тренировки, которыми целесообразно руководствоваться при принятии решений.
Принцип направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации. Спортсменам присуще стремление к достижениям (к победе на олимпийских играх, к установлению рекордов, выполнению спортивных разрядов и т. д.). Их деятельность организуется в соответствии с намеченными целями. Цели у высококвалифицированных спортсменов и людей, занимающихся массовым спортом, разные. В спорте высших достижений намечают максимально возможные цели, характеризующие предельные физические и иные возможности человека, в массовом спорте – также максимально возможные, но имеющие свои особенности: сохранить или поднять до максимума уровень здоровья, выполнить массовый максимально высокий разряд, освоить до определенной степени совершенства то или иное действие и т. д. Однако, несмотря на эти отличия, нельзя говорить о том, что целеустремленность у высококвалифицированных спортсменов выше. Направленность к максимуму достижений имеет индивидуальные особенности.
Рост спортивных достижений в спорте высших достижений сопровождается повышением тренировочных и соревновательных нагрузок. В настоящее время выполняемые высококвалифицированными спортсменами нагрузки достигают предельных величин. В этой ситуации мастерство спортсмена повышается главным образом путем перераспределения характера тренировочных воздействий в сторону требуемых спецификой конкретного вида спорта. Успешно выступать в разных видах спорта (кроме видов с близкими требованиями к уровню подготовленности: бег 100 и 200 м в легкой атлетике и др.) стало практически невозможно. Только углубленная спортивная специализация ведет к победе в спорте высших достижений на современном этапе его развития.
В отличие от спорта высших достижений, в массовом спорте имеется много примеров, когда спортсмены добиваются успехов в двух и более видах спорта, отличающихся особенностями соревновательной деятельности (относительно успешно осваивают технику действий, выполняют массовые разряды и др.).
Крайне важно правильно определить спортивную специализацию человека, что позволит более полно реализовать индивидуальные особенности его организма. На этапе высших достижений углубленная индивидуализация тренировочного процесса необходима, что предполагает выбор величин и направленности нагрузок с учетом состояния и возможностей спортсмена на каждом этапе подготовки и перед выполнением каждого задания.
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Он сформулирован исходя из взаимосвязи деятельности органов и функциональных систем организма человека. Рост спортивного мастерства в спорте высших достижений происходит главным образом при использовании специализированных нагрузок. Однако специфические нагрузки, оказывая воздействие на конкретные органы и системы, прямо или косвенно «нагружают» и «второстепенные» функциональные системы, что может привести к их перенапряжению (травмам и т. п.). На начальных этапах тренировочного процесса закладывается «фундамент» общефизической подготовки. На этапах высшего спортивного мастерства этот «фундамент» главным образом поддерживается. Как правило, при повышении величины специализированных нагрузок организму необходим и определенный уровень общефизической подготовленности. Поэтому перед специальной работой соответствующие возможности, относящиеся к ОФП, не только поднимаются до прежнего уровня, но и превышают этот уровень.
Принцип непрерывности тренировочного процесса отражает закономерности адаптационных процессов, стимулируемых в организме тренировочными воздействиями. Эффект от тренировочных воздействий определяется не только величиной выполняемых нагрузок. В зависимости от состояния работоспособности, при котором эти нагрузки выполняются, он при одной и той же их величине может существенно отличаться. В свою очередь, состояние работоспособности на занятии зависит от выполненной работы (и эффекта от нее) на предыдущих занятиях и от продолжительности отдыха после предыдущего занятия. Следовательно, интервалы отдыха между занятиями должны быть таковы, чтобы в каждом последующем занятии при решении конкретных задач подготовки максимально использовался эффект от предыдущих занятий.
Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. В зависимости от того, в каком состоянии работоспособности выполняются нагрузки, выделяют несколько вариантов чередования занятий и отдыха.
1. Каждое последующее занятие проводится в состоянии пониженной работоспособности. Такой вариант используется для развития выносливости.
2. Каждое последующее занятие проводится в период полного восстановления организма спортсмена. При таком варианте работоспособность поддерживается.
3. Каждое последующее занятие проводится в фазе сверхвосстановления. Такой вариант чередования нагрузки и отдыха используется при увеличении мышечной силы, быстроты, совершенствовании техники действий, при этом уровень развития выносливости снижается.
4. Каждое последующее занятие проводится, когда «следы» от предыдущих занятий практически утрачены. В этом случае уровень тренированности спортсмена не повышается. Вариант используется при построении тренировочных занятий восстановительного характера.
При построении тренировочного процесса необходимо учитывать следующее обстоятельство. Восстановительные процессы, вызванные разными видами нагрузки, протекают параллельно, но гетерохронно. Варьируя занятия (изменяя их содержание и методы, параметры объема и интенсивности, чередуя их по преимущественной направленности и регулируя интервалы отдыха между ними), добиваются существенных положительных сдвигов в различных органах и функциональных системах организма, при двух и более тренировках в день удается избежать явлений переутомления и перетренированности. Принцип непрерывности тренировочного процесса не сводится к требованию возможно чаще повторять тренировочные воздействия. Он предполагает регулярное сочетание моментов повторности и изменчивости в системе тренировочных занятий и допускает много вариантов построения тренировки, если они помогают обеспечить достаточно высокие темпы поступательного развития тренированности».
Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. На каждом этапе подготовки органы и функциональные системы организма спортсмена способны справиться с определенными функциональными нагрузками, а в восстановительном периоде ответить на эти нагрузки адаптационными перестройками. У каждого спортсмена существует предел функциональных возможностей, превышение которого приводит к негативным результатам: перетренированности, травмам и т. п. В то же время, чем максимальнее будут использованы возможности организма, тем более существенные изменения произойдут в нем, тем самым повысится уровень тренированности. Предел функциональных возможностей не является постоянным. В результате долговременной адаптации к функциональным нагрузкам он повышается. В случае отсутствия необходимых тренировочных воздействий (спортсмен не тренируется или нагрузки недостаточно эффективны) возможности организма снижаются. Эти закономерности положены в основу рассматриваемого принципа. В процессе многолетней спортивной тренировки величины тренировочных нагрузок необходимо повышать постепенно, в противном случае организм с ними не справится. В то же время известно стремление спортсменов к максимальному достижению, для чего необходим рост нагрузок до предельно возможных величин. Однако и в этом случае понятие «предельная нагрузка» означает степень воздействий, не выходящих за пределы приспособительных (адаптационных) возможностей. Если спортсмен переступает меру своих приспособительных возможностей, то нагрузка для него будет запредельной.
Человеку свойственно естественное снижение функциональных и адаптационных возможностей организма, наступающее с возрастом. В связи с этим рост нагрузок постепенно стабилизируется, а затем снижается. На стабилизацию величин нагрузок влияет также лимит времени для тренировок (общее число тренировочных занятий и дней в неделю, месяц и т. д.), ограничивающий главным образом параметры их объема. На завершающих этапах подготовки наблюдается тенденция увеличения нагрузок в пределах отдельных периодов тренировки.
Рассмотренные закономерности обязывают уделять особое внимание в процессе подготовки принципу доступности и индивидуализации, а также углубленному контролю за состоянием здоровья спортсменов.
Принцип волнообразности динамики нагрузок. Известно несколько различных форм повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая, волнообразная и др.
При прямолинейно-восходящем варианте повышение нагрузок происходит соразмерно с каждой неделей. Постепенность обеспечивается относительно невысокими темпами прироста нагрузок и значительными интервалами между занятиями.
При ступенчатой динамике рост нагрузок чередуется с относительной их стабилизацией на протяжении нескольких занятий. В момент перехода с одной ступени на другую нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике, в то же время при данном варианте более выражены явления стабилизации, облегчающие протекание адаптационных процессов. Такая форма динамики позволяет осваивать более значительные нагрузки.
Волнообразная динамика характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с крутым нарастанием и последующим их снижением, затем эта «волна» воспроизводится на более высоком уровне.
Прямолинейно-восходящая и ступенчатая динамика нагрузок характерна для относительно непродолжительных периодов тренировочного процесса. При достаточно продолжительном отрезке времени эти варианты неизбежно приобретают форму «волны» или ей подобную, что обусловлено следующими обстоятельствами:
1) периодическим колебанием функционального состояния организма, выражающим естественные ритмы физиологических процессов;
2) закономерностями адаптационных процессов (вначале нагрузки повышаются, затем развертываются приспособительные процессы, которые активизируются при снижении нагрузок);
3) противоречием между объемом и интенсивностью нагрузок. Объем и интенсивность могут повышаться одновременно до определенного предела, затем один из этих параметров нагрузки может быть увеличен только при относительной стабилизации другого.
В тренировочном процессе выделяют три фазы:
а) нарастание суммарной нагрузки;
б) временная стабилизация или сокращение одних параметров нагрузки ради значительного увеличения других;
в) относительное снижение нагрузки.
На практике это выглядит следующим образом. Каждая «волна» раздваивается на «волну» динамики объема и «волну» динамики интенсивности, которые по времени не совпадают. В рамках продолжительных циклов подготовки (недели и месяцы) вначале преимущественно увеличивается объем нагрузки, интенсивность растет медленнее. Затем объем стабилизируется и сокращается, а интенсивность возрастает до предельного на данном этапе подготовки уровня. После этого параметры объема и интенсивности снижаются. В итоге образуется «волна», последующие «волны» имеют аналогичную структуру, но с тенденцией роста нагрузок. Эта тенденция сохраняется на протяжении многолетней спортивной тренировки до момента возрастных ограничений.
Таким образом, на отдельных этапах подготовки в зависимости от конкретных ее задач могут быть реализованы различные формы динамики нагрузок. В процессе же круглогодичной многолетней тренировки динамика нагрузок приобретает волнообразную или подобную ей форму, что в наибольшей мере соответствует закономерностям становления спортивного мастерства спортсменов.
Принцип цикличности тренировочного процесса. Тренировочному процессу присуще явление цикличности. Циклы тренировки – это относительно завершенные кругообороты определенных занятий, этапов, периодов. Как правило, каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего, но отличается от него изменением средств, методов, величин и характера нагрузок, обусловленных закономерностями тренировочного процесса. Продолжительность циклов соответствует продолжительности «волн» тренировочных нагрузок (см.: «Принцип волнообразности динамики нагрузок»). Выделяют «волны» следующих масштабов:
а) малые, характеризующие динамику нагрузок в циклах, которые охватывают в различных случаях от 2 до 7 дней и более (микроциклы);
б) средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых «волн» (например, 3–6) в пределах этапов подготовки (мезоциклы);
в) большие, характеризующие общую тенденцию средних «волн» в периодах тренировки (макроциклы).
При построении тренировочного процесса важно обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.