План.
1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх.
2. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.
3. Этапы подготовки в спортивных играх.
1. Критерии видов нагрузки в спортивных играх.
Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.
Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.
Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.
По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); по направленности – на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.; по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.
Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.
К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48–96 и 24–48 ч. К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена па уровне 50–60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.
К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25–30% по отношению большим и требующие восстановления не более 8 ч. Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности.
2. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном.
В рамках большого тренировочного цикла в определенной мере периодически изменяется как содержание, так и построение тренировки. Основные черты этих изменений кратко заключаются в следующем.
Подготовительный период. Конечная функция тренировки в этом периоде состоит в том, чтобы обеспечить приобретение спортивной формы, которая гарантировала бы достижение результатов, соответствующих возможностям спортсмена в данном макроцикле. Период включает два крупных этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный. Первый из них нередко более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание, расширение и совершенствование предпосылок формирования спортивной формы. Главными из таких предпосылок являются: повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, пополнение фонда двигательных навыков и умений.
Поэтому часто основной частью содержания тренировки на этом этапе является общая подготовка (отсюда и название этапа – «общеподготовительный»).
Это не значит, что удельный вес общей подготовки здесь всегда намного превышает удельный вес специальной подготовки. Их конкретные пропорции существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, специализации, спортивного стажа и других обстоятельств.
Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав техники и тактики избранного вида спорта. Основными средствами служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные виды соревновательных упражнений используются на первом этапе в более ограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий или сокращенной соревновательной деятельности. Слишком частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены в предыдущем макроцикле тренировки, здесь нецелесообразно, поскольку это лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможности продвижения на новый уровень спортивного мастерства.
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема (преимущественно) и интенсивности. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения общего объема подготовительной работы, вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание их общей интенсивности, хотя и не исключает иногда быстрого временного роста тренированности, не может гарантировать устойчивости спортивной формы, ибо ее стабильность зависит в первую очередь от общего объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполняется. Эти черты динамики нагрузок проявляются по-разному, в зависимости от вида упражнений и их назначения. В наибольшей мере растет объем нагрузок в подготовительных упражнениях, которые направлены на обеспечение особенно трудоемких адаптационных перестроек, приводящих к общему повышению уровня работоспособности. Объем нагрузок в упражнениях, моделирующих предстоящую соревновательную деятельность, растет в сравни тельно ограниченных пределах, интенсивность же их с самого начала должна быть адекватна той, которая характерна для запрограммированного спортивного результата. Включая эти упражнения в содержание занятий на первом этапе, важно не исказить общей тенденции постепенного нарастания нагрузок и вместе с тем заблаговременно начать воздействовать на специфические механизмы работоспособности в избранном виде спорта.
Типичными формами мезоциклов на первом этапе являются втягивающие и базовые. Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах. Число мезоциклов данного типа зависит от уровня предварительной подготовленности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств.
Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Содержание тренировки сосредоточивают преимущественно на развитии специальной тренированности, специфической работоспособности, углубленном освоении и совершенствовании избранных технических и тактических навыков в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно проводится специальная психическая подготовка к этим состязаниям. На втором этапе подготовительного периода ее удельный вес уменьшается, а удельный вес специальной подготовки соответственно возрастает. Изменяется также состав средств специальной подготовки – постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений в их целостных модельно-тренировочных и собственно-соревновательных формах.
Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. При этом они сохраняют в основном подготовительный характер (контрольно-тренировочные состязания, прикидки и т. п.) и органически входят в структуру тренировочного процесса как специфическое средство подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе является контрольно-подготовительный мезоцикл, включающий серию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть и официальными при условии, что это не лишает их, по существу, подготовительного значения).
Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Увеличивается прежде всего абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых показателей движений. По мере роста интенсивности суммарный объем тренировочных нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться.
Суммарный объем нагрузок сокращается вначале за счет общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично уменьшается и этот компонент общего объема нагрузок. Исключение, однако, составляют соревновательные и наиболее адекватные им специально-подготовительные упражнения, объем которых в суммарном выражении продолжает увеличиваться.
В связи с повышением общей напряженности тренировки средние волны динамики нагрузок нередко укорачиваются (например, от 6 до 3-4 недель). Соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся ударные и разгрузочные микроциклы. Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода используется для построения предсоревновательного мезоцикла.
Соревновательный период (период основных соревнований). Специфические функции тренировки в этом периоде – поддержание спортивной формы на протяжении всего времени участия в основных соревнованиях и создание условий для максимальной реализации ее в спортивных достижениях.
Основные стороны содержания тренировки в соревновательном периоде специализируются применительно к требованиям соревновательной деятельности и непосредственной подготовки к ней. Физическая подготовка приобретает характер прикладно-функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена прежде всего на обеспечение максимальной (в текущем макроцикле) специальной тренированности, поддержание ее на этом уровне и сохранение общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это предполагает, с одной стороны, закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой – увеличение их вариативности, возможности применения в различных условиях спортивной борьбы благодаря тончайшей шлифовке координации движений, совершенствованию вариантов технико-тактических действий и развитию тактического мышления. В специальной психической подготовке особое значение приобретает непосредственная настройка на конкретное состязание, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом соревнования, усиливает воздействие тренировочных упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно (а зачастую и невозможно) полностью мобилизовать в обыденных тренировочных занятиях. Незаменимую роль играют соревнования и в совершенствовании спортивно-технического мастерства, накоплении спортивного опыта, воспитании специфической соревновательной выносливости и психической устойчивости. В силу всего этого, когда приобретена спортивная форма, соревнования становятся важнейшим средством и методом дальнейшего совершенствования.
Частота выступлений и общее число соревнований зависят, как уже говорилось, от ряда условий, в первую очередь от уровня тренированности спортсмена, его соревновательной выносливости и особенностей вида спорта. Тем не менее рассматриваемый период должен быть насыщен многократными стартами для совершенствования спортивного мастерства.
Большая часть соревнований, в том числе и в рамках соревновательного периода, используется в качестве средств подготовки к основным соревнованиям, которые являются своего рода узловыми пунктами построения тренировки: на них ориентируется вся система непосредственного подведения спортсмена к максимальному результату, применительно к ним планируется динамика нагрузок и т. д.
Интервалы между такими соревнованиями устанавливаются не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и в соответствии со всеми требованиями непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возможности все конкретные особенности данных состязаний: программа выступлений, особенности соперников, специфика внешних условий и т.д. Число основных соревнований обычно не превышает 3–5 в одном макроцикле (варианты зависят в основном от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта).
Остальные состязания, если они подчинены интересам подведения к основным стартам и имеют, по существу, подготовительный характер, не вызывают длительного последействия.Интервал между ними может быть значительно меньше, чем между основными соревнованиями. В принципе он не превышает обычно времени, необходимого для восстановления оперативной работоспособности после предыдущей соревновательной нагрузки. Для достаточно тренированных спортсменов эффективны и серийные старты с укороченными интервалами (например, 2–3 дня). Такой режим соревновательных нагрузок аналогичен режиму уплотненных тренировочных микроциклов, часть занятий в которых проводится на фоне неполного восстановления отдельных функций, в силу чего к организму спортсмена предъявляются особенно серьезные требования, стимулирующие в конечном счете высокую соревновательную работоспособность.
Основное соревнование, непосредственно предшествующий ему подводящий микроцикл и кратковременная послесоревновательная фаза восстановительного характера, как уже было сказано, составляют соревновательный мезоцикл – основное структурное звено соревновательного периода. В простейшем случае, когда этот период относительно короткий, он целиком состоит из двух-трех таких мезоциклов.
При большой продолжительности соревновательного периода (3–4 месяца и более) его структура усложняется. Обязательными звеньями такого периода становятся промежуточные, а в определенных случаях и предсоревновательные мезоциклы. Промежуточные мезоциклы (восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий) нужны постольку, поскольку в условиях одних соревновательных мезоциклов не удается обеспечить достаточных по объему тренировочных нагрузок, которые стимулировали бы развитие общей тренированности или, как минимум, гарантировали бы сохранение ее ранее достигнутого уровня. Кроме того, промежуточные мезоциклы нужны для предупреждения нежелательных последствий слишком длительной кумуляции эффекта многократных острых соревновательных нагрузок и для противодействия монотонности, привносимой многократным повторением соревнований. Необходимость же в предсоревновательных мезоциклах, как уже говорилось, возникает тогда, когда предстоят ответственные соревнования, резко отличающиеся своими условиями, например климатическими, и требующие в силу этого довольно длительной адаптации к ним.
Выделение в структуре соревновательного периода промежуточных этапов сопровождается, как правило, перепадами в динамике спортивных результатов. Это нужно отличать от действительной утраты спортивной формы, так как ее основные компоненты при перепадах, по всей вероятности, сохраняются – временно снижается лишь оперативная готовность к демонстрации спортивного результата.
Переходный период. Этот период в системе круглогодичной тренировки во многих отношениях резко отличается от предыдущих. Основной смысл выделения его состоит в том, чтобы не допустить перерастания хронического эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок в перетренированность, предупредить исчерпание адаптационных возможностей организма, восстановить их с помощью активного отдыха. В то же время это и не перерыв в тренировке; здесь должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Естественно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее настолько, чтобы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: не как чередование работы различных мышечных групп, а как контрастная смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение хронических восстановительных процессов, касающихся и адаптационных возможностей – физическая реабилитация в широком смысле. В тренировочных занятиях переходного периода может использоваться также комплекс некоторых специально-подготовительных упражнений с целью поддержания специальной тренированности и устранения частных недостатков в технике движения. Но это оправдано лишь при условии, что не возникает помех для получения полноценного эффекта активного отдыха.
В переходном периоде противопоказаны однотипные монотонные нагрузки; особенно необходимы разнообразие упражнений и условий занятий, ярко выраженные положительные эмоции. Важно предоставить спортсмену в это время самые неограниченные возможности для выбора интересного предмета занятий, лишь бы они приносили пользу, не превращаясь в принудительную нагрузку.
Переходный период включает обычно не более 2–3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных.
Переходный период не имеет резких границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период переходит в подготовительный период очередного макроцикла тренировки. Критерием при этом должно быть, конечно, не только субъективное стремление приступить к решению новых, более трудных задач, но и улучшение адаптивных реакций организма на возрастающие тренировочные нагрузки, что устанавливается посредством комплексного врачебно-педагогического контроля.
Вместо переходного периода иногда вводят относительно кратковременную разгрузочную фазу восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен по каким-либо причинам не получил достаточно высоких нагрузок (недостаточно тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях).
3. Этапы подготовки в спортивных играх (начальной, предварительной, специализированной, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений).
Спортивная подготовка в спортивных играх концентрируется вокруг соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее высокую эффективность. Процесс подготовки охватывает все типы и виды спорта, весь массив спортсменов и представляет собой достаточно сложное социальное явление.
Занятия спортом, использование средств спорта начинаются в детском возрасте и продолжаются в широком возрастном диапазоне, включая лиц пожилого возраста. Это и детско-юношеский спорт с акцентом на решение задач физического воспитания подрастающего поколения, и массовый спорт взрослого населения.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на следующие этапы: предварительной подготовки, начальной подготовки, учебно-тренировочного этапа, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства.
Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.
В таблицах 1–3 представлены ориентиры по возрасту, этапам и годам обучения, количеству занимающихся в группах и общему количеству учебных часов в неделю для каждой группы, процентному соотношению видов подготовки, показатели соревновательной нагрузки на разных этапах.
Таблица 1. Режимы учебно-тренировочной работы на этапах многолетней подготовки и требования по видам подготовленности (ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)
Этапы подготовки |
Год обучения |
Примерный возраст для зачисления |
Максимальное количество часов в неделю |
Требования по спортивной подготовке |
|
Предварительный (спортивно-оздоровительный) |
2 года |
5 лет |
до 6 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП (выполнение элементов) |
|
Начальной подготовки |
НП-1 |
До года |
7 лет |
6 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП |
НП-2 |
Свыше года |
8 лет |
9 |
||
НП-3 |
9 лет |
9 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП |
||
НП-4 |
10 лет |
9 |
|||
Учебно-тренировочный |
Начальная специализация |
1-й год |
11 лет |
12 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТП |
2-ой год |
12 лет |
14 |
|||
Углубленная специализация |
3-й год |
13 лет |
16 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТП |
|
4-й год |
14 лет |
18 |
|||
5-й год |
15 лет |
20 |
Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТП |
||
6-й год |
16 лет |
22 |
|||
Спортивного совершенствования |
До года |
17 лет (с 14 лет) |
24 |
Выполнение нормативов по ОФП, ТТП, выполнение II спортивного разряда |
|
Свыше года |
18 лет |
28 |
Подтверждение II спортивного разряда |
||
19 лет (с 15 лет) |
28 |
Выполнение I спортивного разряда |
|||
Высшего спортивного мастерства |
Весь период |
20 лет (с 16 лет) |
32 |
Выполнение КМС, МС и МСМК, попадание в команды РХЛ, ВХЛ, КХЛ, в сборную |
|
Старше 20 |
Таблица 2. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки
Возраст |
5-6 лет |
7-10 лет |
11-16 лет |
17-19 лет |
20 лет и старше |
|||||||||
Название этапа, групп |
Спортивно-оздоровительный |
Начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап |
Спортивного совершенствования |
Высшего спортивного мастерства |
|||||||||
Годы обучения |
1-2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 и более |
Минимальное количество занимающихся |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Максимальное количество занимающихся |
30 |
30 |
24 |
24 |
24 |
20 |
20 |
16 |
16 |
16 |
16 |
14 |
12 |
12 |
Максимальное количество часов в неделю |
6 |
6 |
9 |
9 |
9 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
28 |
32 |
Таблица 3. Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)
Этапы многолетней подготовки |
Средства подготовки |
|||||||
Общая физическая |
Специальная физическая |
Техническая |
Тактическая |
Игровая |
Соревновательная |
|||
Спортивно-оздоровительный (5-6 лет) |
60% |
- |
30% |
6% |
4% |
- |
||
Начальной подготовки |
До 1 года (7 лет) |
44% |
- |
26% |
13% |
12% |
5% |
|
Свыше 1 года (8-9-10) |
40% |
3% |
24% |
13% |
12% |
8% |
||
Учебно-тренировочный |
Начальная специализация (11-12 лет) |
36% |
4% |
21% |
14% |
16% |
9% |
|
Углубленная специализация |
(13-14 лет) |
16% |
5% |
16% |
15% |
17% |
12% |
|
(15-16 лет) |
16% |
5% |
16% |
16% |
16% |
14% |
||
Спортивного совершенствования (17-19 лет) |
31% |
6% |
16% |
18% |
14% |
15% |
||
Высшего спортивного мастерства (20 лет и старше) |
29% |
7% |
17% |
19% |
9% |
19% |
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости;
4) формирование интереса к занятиям спортом;
5) выбор спортивной специализации для последующих занятий.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.
Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Этап начальной подготовки.
Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Задачи этапа начальной подготовки:
1. Отбор способных к занятиям по избранному виду спорта детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепления здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема.
Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Учебно-тренировочный этап в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.
На этом этапе основные задачи6
1. Повышение общей физической подготовленности.
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
5. Индивидуализация подготовки.
6. начальная специализация. Определение игрового амплуа.
7. Овладение основами тактики командных действий.
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности.
Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовках соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаше используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10–15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
Этап высшего спортивного мастерства. На этом этапе формируется группа учащихся со стабильно успешными результатами выступлений на международных соревнованиях, достигнувших результатов уровня сборных команд, уровня квалификации КМС, МС, МСМК.