План.
1.1. Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки волейболом.
1.2. Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки баскетболом.
1.3. Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки футболистов.
1. Устройство тля технической подготовки. Устройство для тактической подготовки. Устройство для физической подготовки.
Материально-техническое обеспечение системы должно быть на самом современном уровне. Применительно к каждой спортивной игре сюда входят:
– центры подготовки сборных команд страны всех категорий; центры подготовки резервов – дислокация специализированных детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва (СДЮШОР, УОР);
– спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований любого уровня;
– спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для тренировочной работы;
– экипировка спортсменов для соревнований и тренировки;
– восстановительные центры с соответствующим оборудованием;
– научно-методическое обеспечение сборных команд, команд высших разрядов и ближайшего резерва: специалисты различного профиля, новые информационные технологии, необходимая аппаратура и т. д.;
– финансирование по всем компонентам системы.
Спортивные сооружения, оборудование и инвентарь должны отвечать правилам соревнований
1.1. Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки волейболом
Спортивно-техническое мастерство волейболистов во многом зависит от качества тренировочного процесса, повышения эффективности системы тренировочных воздействий. В этом важная роль принадлежит специальным средствам обучения, куда входят различные устройства, тренажеры, приборы и приспособления.
Устройства для технической подготовки
На начальном этапе обучения основная роль специальных устройств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и, главное, без ошибок овладеть основой техники, а на этапе совершенствования – повысить уровень навыков владения техническими приемами.
При обучении передачам и приему мяча применяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при передаче мяча.
Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу, при приеме мяча с падением, при передаче в прыжке.
Пружинящий мяч (на амортизаторах) и пружинящая сетка применяются для укрепления мышц кистей и пальцев.
Тренировочный щит с нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в передачах и приеме. Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обод диаметром до 2 м на высоте 1-1,5 м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема точно направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют ободы в диаметре до 1 м. Они устанавливаются на специальной подставке; на длинном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой на площадку; на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.
Мячемет служит для точного посыла мяча в заданном направлении: моделируются подачи различного типа, в том числе и в прыжке; нападающие удары с различных точек площадки – у сетки, из глубины площадки («с задней линии»); передачи различного характера.
При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на амортизаторах, мишени, имитатор блока.
Держатели мяча позволяют расположить мяч в необходимой точке для правильного удара при том или ином способе подачи или нападающем ударе. При этом держатели устроены так, что после удара мяч летит в заданном направлении. При помощи тросов и блоков создаются условия, при которых в момент удара мяч оказывается в «фазе полета» – дужки отходят от него при натяжении троса. У волейболиста создается истинное ощущение ударного движения, без каких-либо искажений. Более сложное устройство включает в себя светолазер, имитирующий полет мяча по заданной траектории с определенной скоростью, мяч освобождается от удержания в момент начала ударного движения.
Мяч на амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств.
Мишени. Служат для выработки точной подачи и нападающего удара. Ставятся мишени на волейбольной площадке в различных зонах. Задача состоит в том, чтобы попасть в мишень мячом при подаче или нападающем ударе.
Имитатор блока. Эти устройства имитируют одиночный и групповой блоки, различные по высоте, плотности и т. д. Время появления блока варьируется. Имитатор блока служит для совершенствования навыков нападающих ударов, а установленный под определенным углом обеспечивает отскок мяча на свою площадку, что дает возможность совершенствовать навыки страховки своих нападающих.
Более простые устройства представляют собой плотные резиновые пластины («две руки») на деревянной рейке, которую можно крепить к предплечьям. Один волейболист может имитировать одиночный и двойной блок. Более сложные устройства устанавливаются по всей ширине площадки и обеспечивают появление «блока» над сеткой в любой точке при помощи механических устройств, на пневматической основе и т. п.
Ловушка для мячей от нападающих ударов. На каркас из металлических труб натягивается веревочная сетка. Устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).
При обучении блокированию применяют подвесные мячи, блок.
Щитки на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока, мяч за сеткой.
Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один в центре, два других на расстоянии 1-1,5 м от него. Вначале игрок имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После этого имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре.
Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навыка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Высота мяча меняется. Сетка по отношению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на разной высоте.
Блок-щитки изготавливаются из поролона (плотной резины) с приспособлением для укрепления на кистях рук. Применяются для «блокирования» при бросках в прыжке через сетку поролоновых «мячей», волейбольных мячей.
Блокировочная подставка. Длина подставки 1,5 – 2 м, ширина 50 –60 см, высота (в зависимости от контингента) должна обеспечивать положение ладоней над сеткой так, как при блокировании, но стоя на подставке. Чтобы изучать групповое блокирование с перемещением, целесообразно иметь несколько таких подставок.
Устройства для тактической подготовки
В последнее время в спорте получает развитие применение технических средств в совершенствовании тактического мышления спортсмена. Мышление волейболиста должно опережать события и прогнозировать развивающийся ход событий. В процессе игры перед спортсменом постоянно возникают задачи, которые ему приходится решать. В процессе решения таких задач волейболист совершенствует свое тактическое мастерство. Для развития быстроты сложных реакций и зрительной ориентировки применяются различные устройства, технические средства, с помощью которых создаются условия для развития быстроты реакции на движущийся объект, на пространственное различно расположенные раздражители, на различные игровые ситуации, возникающие на экране, на кинофрагменты, видеозапись игровых эпизодов.
Для развития зрительной ориентировки и умения пользоваться боковым (периферическим) зрением применяются различные зрительные сигналы. Задания при использовании светосигналов могут быть двоякими:
а) мяч направить туда, где появился сигнал (в поле – это «незащищенная зона», «слабый игрок» на приеме, у сетки – «брешь в блоке», «слабый блокирующий» и т. п.);
б) сигнал запрета (в зоне «сильнейший защитник», лучший блокирующий и т. п. – мяч туда нельзя посылать).
В процессе тактической подготовки волейболистов применяются технические средства, которые дают возможность моделировать игровые, «соревновательные» ситуации. Прежде всего это проекционная аппаратура (кино, слайды, видео, компьютер). Фиксируется правильность решения задач и время, которое затрачивает спортсмен.
Устройства для физической подготовки
Тренажеры и специальное оборудование применяются в процессе общей и специальной физической подготовки – для развития основных двигательных качеств и специальных физических способностей. В настоящее время имеется много тренажеров для развития физических качеств, становится привычным наличие тренажерных залов в школах, вузах, спортивных школах и клубах. Несложные по устройству можно изготовить своими силами. Некоторые из них приведены в разделе физической подготовки.
Качели. Конструкция включает традиционные качели, опорную стенку. Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств: волейболист раскачивается, отталкиваясь от опоры. К сиденью прикрепляется груз. Качели могут крепиться к кронштейну на стене, отталкивание от стены.
Прыжковая тумба. Применяется для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена из секций или представляет собой платформу на гимнастической стенке, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений: а) напрыгивание толчком одной и двух ног и спрыгивание; б) спрыгивание с последующим прыжком вверх; в) спрыгивание с последующим выполнением нападающего удара по мячу на амортизаторах или «блокирование» этого мяча.
Прыжковый эспандер. Служит для развития прыгучести. К поясу и к полу крепится 2 амортизатора. Степень усилий регулируется за счет длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий дается задание достать рукой подвешенный мяч. Более простое устройство: амортизатор концами крепится к полу, средняя часть находится на плечах волейболиста. Основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах.
Экран прыгучести. Служит для развития прыгучести соревновательным методом, а также для измерения высоты прыжка вверх толчком двух ног с места или с разбега. На специальном стенде указываются нормативные требования, результаты лучших волейболистов страны, данного коллектива. Устройство должно давать возможность измерять: а) длину тела стоя с вытянутой вверх рукой (руками); б) высшую точку касания во время прыжка вверх.
Отягощения для звеньев тела. Прикрепляются на голени у голеностопных суставов и на руках – на кистях, у лучезапястных суставов и на плече. Применяют плеть из резиновых полос, укрепленных на дюралевой трубке длиной 70-80 см, массой от 600 до 1200 г или кусок резинового шланга длиной 40-50 см (упражнения типа «хлест», шланг бросают через сетку в прыжке).
Отягощения для всего тела. Служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой выносливости. Здесь можно выделить мешки с песком, пояс, жилет. Мешки с песком изготавливают из брезента или из другого плотного материала, для удобства к ним пришиваются лямки. Масса мешков от 3 до 20 кг. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Регулирование веса достигается тем, что часть груза вкладывается в специальные карманы
1.2. Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса баскетболом
В тренировочный процесс все шире и шире внедряются различные технические средства – специальное оборудование, тренажеры, регистрационная аппаратура и демонстрационные аппараты.
Хорошая материально-техническая база дает возможность тренеру индивидуализировать тренировочный процесс, повышать его интенсивность, ускорять развитие различных качеств игроков и с помощью специального оборудования объективно оценивать уровень их подготовленности.
Материально-технические средства по своему целевому назначению подразделяются на три группы:
1) оборудование, инвентарь, тренажеры;
2) регистрационная аппаратура;
3) демонстрационная аппаратура.
Оборудование, инвентарь и тренажеры предназначены для развития конкретных качеств и навыков. Например, для развития силы широко применяют различные эспандеры и тренажеры. Сконструировано несколько типов силовых универсальных тренажеров, предназначенных для общей и специальной подготовки (рис. 108, 109).
Для развития и совершенствования прыгучести и совершенствования мяча при бросках в РГАФКе был разработан измерительный тренажер. Прибор состоит из трех блоков: контактных платформ, пульта управления и регистрирующего устройства (рис. 110).
В последнее время часто используются в тренировочном процессе различного рода установки и имитаторы.
1.3. Материально-техническое обеспечение подготовки футболистов
В последние годы наблюдается повышение интереса к футболу среди всех слоев населения. С каждым годом растет количество команд различного возраста и квалификации, принимающих участие в соревнованиях. Имеются много футбольных полей, строятся футбольные манежи, стадионы, отвечающие самым высоким международным требованиям.
В настоящее время спортивный инвентарь, необходимый для занятий футболом, можно разделить на защитный и инвентарь для обеспечения эффективного учебно-тренировочного и соревновательного процесса.
Инвентарь защитного действия предназначен для предохранения футболистов от различного рода травм. Он состоит из щитков, наколенников, голеностопников, налокотников для вратарей, спортивной формы вратарей с защитными прокладками на бедрах, бутс, вратарских перчаток.
К инвентарю, обеспечивающему учебно-тренировочный соревновательный процесс, относятся: спортивная форма (гетры, трусы, футболки, подтрусники), мячи, бутсы, тренажеры для развития физических качеств и специальной подготовки, оборудование для совершенствования технико-тактического мастерства (стойки, фишки, барьеры, переносные ворота, футбольные корзины и т. д.), судейский инвентарь (флажки, свистки, спортивная форма и т. д.).
Огромное значение для футболистов имеет правильный выбор спортивной обуви (бутсы, кроссовки).
В настоящее время все больше внимания уделяется совершенствованию спортивного инвентаря (уменьшается вес бутс, увеличивается скорость полета мяча и т. д.), футбольных полей и площадок. Появились футбольные поля со смешанным покрытием (искусственная трава с естественными добавками), которые позволяют эффективно проводить учебно-тренировочные занятия и соревнования вне зависимости от погодных условий
2. Способы проведения соревнований по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный)
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования – команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном – на один день меньше этого числа (х = n; х – n - 1, соответственно), где х – количество игровых дней, n – число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х - количество встреч; п – количество команд; (n –1) – число игр, которое должна провести каждая команда; 2 – показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования – с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т. е. с 5:
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) – следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае – 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:
1-8, 8-5, 2-8, 8-6 и т. д.
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева – номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями – команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Для 3 и 4 команд |
Для 5 и 6 команд |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й день |
2-й день |
3-й день |
1-й день |
2-й день |
3-й день |
4-й день |
5-й день |
1- (4) |
(4)-3 |
2-(4) |
1-(6) |
(6)-4 |
2-(6) |
(6)-5 |
3-(6) |
2-3 |
1-2 |
3-1 |
2-5 |
5-3 |
3-1 |
1-4 |
4-2 |
3-4 |
1-2 |
4-5 |
2-3 |
5-1 |
Для 7 и 8 команд |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1-й день |
2-й день |
3-й день |
4-й день |
5-й день |
6-й день |
7-й день |
1- (8) |
(8)-5 |
2-(8) |
(8)-6 |
3- (8) |
(8)-7 |
4-(8) |
2-7 |
6-4 |
3-1 |
7-5 |
4-2 |
1-6 |
5-3 |
3-6 |
7-3 |
4-7 |
1-4 |
5-1 |
2-5 |
6-2 |
4-5 |
1-2 |
5-6 |
2-3 |
6-7 |
3-4 |
7-1 |
Для 9 и 10 команд |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1- (10) |
(10)-6 |
2- (10) |
(10)-7 |
3- (10) |
(10)-8 |
4- (10) |
(10)-9 |
5- (10) |
2-9 |
7-5 |
3-1 |
8-6 |
4-2 |
9-7 |
5-3 |
1-8 |
6-4 |
3-8 |
8-4 |
4-9 |
9-5 |
5-1 |
1-6 |
6-2 |
2-7 |
7-3 |
4-7 |
9-3 |
5-8 |
1-4 |
6-9 |
2-5 |
7-1 |
3-6 |
8-2 |
5-6 |
1-2 |
6-7 |
2-3 |
7-8 |
3-4 |
8-9 |
4-5 |
9-1 |
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (табл. 4).
Таблица 4. Составление календаря без чередования полей (1-й и 2-й вариант)
1-й вариант |
2-й вариант |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й день |
2-й день |
3-й день |
4-й день |
5-й день |
1-й день |
2-й день |
3-й день |
4-й день |
5-й день |
1-6 |
1-5 |
1-4 |
1-3 |
1-2 |
1-2 |
1-3 |
1-4 |
1-5 |
1-6 |
2-5 |
6-4 |
5-3 |
4-2 |
3-6 |
6-3 |
2-4 |
3-5 |
4-6 |
5-2 |
3-4 |
2-3 |
6-2 |
5-6 |
4-5 |
5-4 |
6-5 |
2-6 |
3-2 |
4-3 |
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 – команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые –с 7-го по 12-е, третьи места – с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т. д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый – за победу – 3 очка, ничью – 2, поражение –1 и неявка – 0; второй – за победу – 2, ничью – 1, поражение и неявка – 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу – 2 очка, поражение – 1 и неявка – 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») – две и больше, например студенческих; детско-юношеских – несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т. п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая – 3, третья – 2 и четвертая –1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т. п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
№ |
Команда |
Команды |
Количество |
Разница |
Занятое |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
Способ с выбыванием
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т. д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7). Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четверть финалом; этап встреч четырех команд – полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (n – 2х) 2, где n – число команд-участниц; Л: – степень, дающая число, максимально приближенное к n. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)2.
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле х = (п – \) т, где х - количество игр, n – число участвующих команд, т - количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений – 14 и т. д.
Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = и, где х - количество дней при способе выбывания после одного поражения, п - степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х = п +1, где х – количество дней при способе после одного поражения, и + 1 – степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, играющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.
Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Расчет числа команд по способу с выбыванием после одного поражения
Общее число |
Число команд, |
Число команд, вступающих |
||
4 |
4 |
- |
- |
- |
5 |
2 |
3 |
1 |
2 |
6 |
4 |
2 |
1 |
1 |
7 |
6 |
1 |
- |
- |
8 |
8 |
- |
- |
- |
9 |
2 |
7 |
3 |
4 |
10 |
4 |
6 |
3 |
3 |
11 |
6 |
5 |
2 |
3 |
12 |
8 |
4 |
2 |
2 |
13 |
10 |
3 |
1 |
2 |
14 |
12 |
2 |
1 |
1 |
15 |
14 |
1 |
- |
1 |
16 |
16 |
- |
- |
- |
17 |
2 |
15 |
7 |
8 |
18 |
4 |
14 |
7 |
7 |
19 |
6 |
13 |
6 |
7 |
20 |
8 |
12 |
6 |
6 |
21 |
10 |
11 |
5 |
6 |
22 |
12 |
10 |
5 |
5 |
23 |
14 |
9 |
4 |
5 |
24 |
16 |
8 |
4 |
4 |
При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6 – 8).
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.
Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования –предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8-е места. Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей – по способу с выбыванием.