План
2. Тактическая подготовка этапы тактической подготовки.
3. Игровая и соревновательная подготовка.
4. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.
5. Физическая подготовка. Общая и физическая подготовка. Задачи физической подготовки.
6. Методы развития физических качеств.
1. Техническая подготовка
Обучение техническим приемам и тактическим действиям осуществляется в процессе технической и тактической подготовки в сочетании с физической подготовкой.
Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий спортсмена в соревнованиях. Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач подготовки игровиков. Процесс сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированные занятия спортивными играми начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место.
Для успешного обучения технике на начальном этапе необходимо учитывать следующее. Во-первых, обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, техника должна быть доступной. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой. Второе – умелое использование подводящих упражнений, которые делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности.
В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.
В процессе совершенствования техники желательно избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.
Основные факторы, обуславливающие совершенствование технического мастерства спортсменов:
1. Высокий уровень развития специальных физических способностей (двигательный потенциал), от которых зависит эффективность технических приемов.
2. Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.
3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.
4. Высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении приемов игры.
5. Владение системой специальных знаний.
На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.
Последовательность в обучении приему игры:
1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении изучаемого приема игры (подготовительные и общеразвивающие упражнения).
2. Овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения).
3. Соединение «частей» (движений) в целостный акт приема игры (упражнения по технике).
4. Совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических способностей (упражнения по технике и тактике).
5. Умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).
6. Владение специальными знаниями.
Указанной последовательности обучения придерживаются, используя специальные – подготовительные и подводящие – упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед обучаемыми в игре (соревнованиях).
На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить рациональную технику приемов игры. Средства и методы универсальны для всех занимающихся.
Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.
В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесторонней технической подготовленности спортсменов. Это предполагает формирование у обучаемых прочной основы технических приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую надежность при применении основных приемов игры и, наконец, техническое мастерство применительно к игровой функции спортсмена в команде.
2. Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке при помощи тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта.
Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) также недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения необходимо добиться органического единства тактики и техники.
Факторы, предопределяющих успешность тактических действий спортсмена в игре и соревнованиях. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств – быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежности арсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.
Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическим действиям. Основу успешных действий спортсменов в игре составляют специальные качества, умение рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником.
Этапы тактической подготовки
Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физических, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентировки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).
Второй этап. Формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий. Например, обучаемые при выполнении технического приема следят за действиями партнера (световым табло): в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить то или иное задание. Во-вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Например, подача на точность в волейболе. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющего приемом, на игрока, вступившего в игру при замене, выходящего к сетке с задней линии.
Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.
Четвертый этап. Интеграция тактических действий в игровую соревновательную деятельность. Для этого применяют специальные задания в учебной двусторонней игре и установки в контрольных играх и во время календарных игр (соревнований).
Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча (шайбы), предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.
Выделяют основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения тактических приемов, их сочетание и чередование; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях). На этом основаны задачи тактической подготовки:
1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).
2. Формировать тактические умения в процессе обучения приемам игры (технике).
3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.
4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
5. Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции спортсмена в команде.
6. Формировать умения эффективно использовать технику и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).
7. Изучать команды соперника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность.
8. Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.
3. Игровая и соревновательная подготовка.
Подготовка игроков в спортивной игре может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Система заданий, которые ставят обучаемым во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и тактических действий они целенаправленно воспроизводят в игровой обстановке. С учетом задания «соперник» создает необходимые условия для выполнения того или иного действия в нападении или защите.
Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью «установок на игру» и последующего разбора игр. Соревнования являются высшей формой интегральной подготовки, опирающейся на сформированные взаимосвязи компонентов тренировки.
Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:
1. Упражнения по технике в виде игр - «Эстафета у стены» (передачи о стену), «Мяч водящему», «Передал - садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (с учетом специфики спортивной игры).
2. Игры подготовительные к спортивным - в них должна быть отражена специфика конкретной игры.
3. Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направлены на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На начальном этапе в работе с детьми применяется игра «мини».
4. Контрольные игры с заданиями - установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными и календарными играми, официальными соревнованиями.
Учебные игры. Игра по правилам «мини». Игра по правилам спортивной игры с некоторыми отступлениями от правил. Игра при полном соблюдении правил игры. Игра уменьшенными составами, игра полными составами.
Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр приглашают «чужую» команду. Контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий - «закрепить» в игре изучаемые приемы техники. Обязательное требование при проведении учебных игр - применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.
Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть обязательно. Они строятся на основе программного материала для данного года обучения: это тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные. Об эффективности интегральной подготовки судят по следующим показателям: объем («ассортимент») технических приемов и тактических действий, применяемых обучаемыми в игре й соревнованиях (на основе программы для соответствующего возраста) и качество (по числу «своих ошибок»); эффективность игровых действий в игре и соревнованиях (по результатам наблюдений).
4. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.
Формирование связей между тактической и технической подготовками в спортивных играх достигается в процессе совершенствования технических приемов в рамках тактических действий и многократного повторения технических действий с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию тактики.
Эффект интеграции этих видов подготовки на примере волейбола достигается посредством трех типов упражнений:
Первый тип – выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных – в нападении и защите.
Второй тип – последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное исполнение приемов игры.
Трети тип – переключение в тактических действиях различного характера на прочной технической основе. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.
Ю.Д. Железняк, приводит примерные характеристики упражнений:
1. Чередование изученных технических приемов и их способов: перемещения различными способами и выполнение приема игры (всевозможные варианты – продолжительно и при высокой интенсивности); чередование различных приемов игры между собой при тех же условиях – в рамках приемов нападения, приемов защиты, приемов нападения и защиты.
2. Последовательное выполнение комплекса приемов (поточно): приемов нападения, приемов защиты, чередование приемов нападения и защиты.
3. Выполнение приемов в рамках тактических действий (повторный метод). Основное внимание обращают на технику (например, в групповых действиях в нападении на передачу или нападающий удар в волейболе), но соблюдают структуру тактического действия. Все действия обучаемых заранее обусловлены.
4. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов в процессе многократного выполнения тактических действий. Для многократного повторения последовательно выбирают тактические действия – индивидуальные, групповые или командные в нападении или защите с высокой интенсивностью (соответствующая организация обучаемых при проведении упражнений) и большой дозировкой (соответственно подготовленности обучаемых). Тогда можно повысить надежность выполнения технического приема, но не вообще, а в тесной связи с тактическим действием. Это создает благоприятные предпосылки для эффективности игровых действий.
5. Чередование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении, в защите, в защите и нападении: отдельно индивидуальных, отдельно групповых, отдельно командных – в нападении, в защите; то же, но в защите и в нападении.
6. Переключения при выполнении тактических действий: индивидуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных – отдельно в нападении и защите. То же, но одно действие в защите, другое – в нападении – отдельно в индивидуальных, групповых и командных. То же, но при сочетании индивидуальных и групповых тактических действий.
7. Переключение «нападение-защита»: команда (группа игроков) выполняет нападающие действия, обусловленные вариантом групповых тактических действий, соперник осуществляет защиту против данного действия, которое ему известно. По сигналу «нападавшая» команда переходит к защите, «защитники» нападают. Многократное выполнение при высокой интенсивности обеспечивает надежность действий. Упражнение эффективно в футболе, хоккее.
8. Переключение «нападение-защита-нападение»: после нападающих действий по сигналу команда (группа игроков) переключается на защиту и по сигналу снова переходит в нападение. Переключение происходит в ограниченное время в условиях интенсивной нагрузки.
9. Переключение «нападение-защита-нападение» после нападающих действий по сигналу команда (группа игроков) переключается на защиту и по сигналу снова переходить нападение. Переключение происходит в ограниченное время в условиях интенсивной нагрузки.
10. Переключение «защита-нападение-защита»: упражнения строятся на основе упражнений 3-5 при соблюдении аналогичным требований.
Приведенные выше модельные упражнения необходимо строить на программном материале для конкретного контингента, этапа подготовки. Они предваряют упражнения, игровые фрагменты, учебную и двустороннюю игру. Взаимосвязь двух видов подготовки в учебном процессе в течение года осуществляется следующим образом:
Первоначально решают специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи – в пределах одного вида подготовки; содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определенной последовательности: в рамках одного вида подготовки: физическая и техническая; физическая и тактическая; техническая и тактическая; все три вида подготовки – в учебных и контрольных играх, соревнованиях.
С позиции решения задач интегральной подготовки необходимо рассматривать структуру становления навыков конкретной игры, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения технике и тактике. На каждой стадии становления навыка должны быть задействованы такие средства (упражнения), которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки.
Рис. 15. Структура интегральной подготовки в тренировочном процессе
5. Физическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки
Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико-тактической и соревновательной подготовкой.
Физическая подготовка состоит из общей и специальной, между ними существует тесная связь.
Задачи общей физической подготовки:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формированию осанки;
2. развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей (ловкости), выносливости, гибкости);
3. совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);
4. укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий на тренировке и в соревнованиях.
Средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки разделяют на группы: общеразвивающие упражнения, стретчинг и занятия другими видами спорта (по отношению к избранной спортивной игре).
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие двигательных качеств; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т. д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).
Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.
Задачи специальной физической подготовки:
1. развитие физических способностей, специфичных для спортивной игры (скоростно-силовых качеств, скоростных возможностей, силы, выносливости);
2. развитие качеств, обусловливающих успех тактических действий обучаемого (скорость перемещения, прыгучесть, быстрота реакции и т. д.).
Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, которые позволяют развивать физические способности, специфические для конкретной спортивной игры. Сюда относятся упражнения для развития быстроты двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий, быстроты перемещения (работа ног), прыгучести, умения быстро переходить из статического положения в движение и останавливаться после быстрого перемещения, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры, координационных способностей (ловкости), гибкости, необходимых для овладения рациональной техникой игры; специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой); акробатические упражнения, упражнения по технике и тактике игры; двусторонняя игра.
Подготовительные упражнения по способу выполнения делят на упражнения без предметов, с предметами – набивными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и другими отягощениями (для звеньев тела и всего тела), на тренажерах. Большое место занимают специально отобранные и разработанные игры и эстафеты.
6. Методы развития физических качеств
Успешность в решении задач физической подготовки зависит также от правильного выбора и умелого применения методов.
Методы развития силы и скоростно-силовых качеств:
1. Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнения, при котором обучаемый проявляет силу, наибольшую для него в данном тренировочном занятии. По интенсивности это максимальные, или предельные, усилия – 90–100 % от максимальных и субмаксимальные, или околопредельные, усилия – 80–90 % от максимальных результатов. Количество повторений в одном подходе в упражнении с максимальным усилием – 1, число подходов – 2–3, интервал отдыха – 2–5 мин, с субмаксимальным усилием – 2–3 повторения, 3–6 подходов и 3–4 мин.
2. Метод непредельных усилий – 30–50 % от максимальных, проявляемых при предельной скорости выполнения упражнений. Число повторений 10–16, число подходов 3–5, интервал отдыха – 2–3 мин.
3. Метод сопряженного (совмещенного) воздействия. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение приема игры с отягощением всего тела.
4. Круговая тренировка.
Методы развития быстроты:
1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в спортивных играх, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту выполнения отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота – от 5 до 15–20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе – он колеблется от 30 с до 5 мин в зависимости от характера упражнений и состояния обучаемого.
2. Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении задерживанию мяча (шайбы) вратарем.
3. Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча в волейболе, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории; затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают; в дальнейшем мяч направляют подачей и, наконец, нападающим ударом.
4. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, обучаемый ловит мяч на большом расстоянии; затем расстояние уменьшается, а скорость полета увеличивается.
5. Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале обучаемый реагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три тремя и т. д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п.
6. Метод сопряженного воздействия. Например, перемещения с отягощением и т. п.
7. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т. п.
8. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например бег под уклон.
9. Круговая тренировка.
10. Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
11. Соревновательный метод. Выполнение заданий с предельной скоростью в условиях соревнования.
Методы развития выносливости:
1. Переменный метод. Непрерывное чередование ускорений и медленного бега, серийных прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью и т. д.
2. Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. Сокращается время игры (таймов, партий), однако необходимо проводить их более интенсивно. Увеличивается число приемов по сравнению с тем, как это имеет место в игре.
3. Уменьшение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности. Увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными условиями.
4. Поточный метод выполнения специального комплекса упражнений. Обучаемому приходится последовательно выполнять упражнения для развития силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и круговая тренировка. Для развития игровой выносливости обучаемые выполняют поточно ряд имитаций технических приемов, а также и сами приемы.
Методы развития координационных способностей (ловкости):
1. Метод усложнения ранее усвоенных упражнений. Усложнения достигают изменением исходных положений, включением дополнительных движений.
2. Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагается выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т. д. Это касается также техники игры и совершенствования приемов.
3. Изменение (усиление) противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях.
4. Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, величину дистанции, количество играющих и т. п.
5. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т. д.).
6. Упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях.
Методы развития гибкости.
Направлены на развитие подвижности в тех суставах, которые участвуют в выполнении приемов игры, на растягивание мышц и сухожилий. Упражнения выполняют с большой амплитудой: различные наклоны, вращения, взмахи и т. д.
Упражнения для развития гибкости делят на активные и пассивные: активные выполняют без отягощений и с отягощениями, пассивные – с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения проводят сериями по 4–5 движений, постепенно увеличивая амплитуду. Наряду с освоением упражнений для развития гибкости необходимо учить обучаемых умению расслабляться.
При выборе средств и методов физической подготовки необходимо учитывать возрастные особенности обучаемых и уровень их подготовленности.