Раздел 1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Тема 1.5. Современные тенденции развития спортивных игр

План

1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь.

2. Тактические схемы.

3. Значимость морально-волевой подготовки.

4. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах.

 

1. Характеристика современного состояния спортивных игр в мире и Республике Беларусь

В физическом воспитании используются: собственно подвижные, спортивные и народные игры. Спортивные игры – особая разновидность спорта, массовая форма занятий спортом. В связи с разнообразными простыми движениями и действиями, выполняемыми в них, они привлекают к себе людей разного возраста, особенно молодежь. Популярность их объясняется доступностью, непредсказуемостью результата, который зависит не только от физической, технической готовности, но и необходимостью взаимодействовать друг с другом, делать выбор наилучших вариантов применения технических примеров, решать разнообразные задачи, возникающие в ходе игры, т. е. использовать свой интеллектуальный потенциал.

Спортивные игры как мощное средство физического воспитания получили широчайшее распространение в мире. Известно около 100 спортивных игр. Самыми распространенными спортивными играми являются (по числу национальных федераций, входящих в международную федерацию):

Первое место – волейбол.

Второе место – баскетбол.

Третье место – футбол.

Четвертое место – теннис.

Пятое место – настольный теннис.

По количеству зрителей, посещающих соревнования, наиболее популярными можно считать футбол, баскетбол; по количеству занимающихся – футбол, настольный теннис, баскетбол, волейбол. Спортивными играми занимаются жители всех континентов.

Развитию игры способствует включение ее в программу Олимпийских игр. В настоящее время на олимпиаде представлены: бадминтон, баскетбол, бейсбол, водное поло, волейбол, волейбол пляжный, гандбол, регби, софтбол, теннис, теннис настольный, футбол, хоккей на траве, керлинг, хоккей с шайбой.

В Беларуси известны многие спортивные игры, из олимпийских не развиваются только софтбол, керлинг. Самые распространенные – футбол, волейбол, баскетбол, теннис настольный, гандбол. В последние время государством предпринимаются усилия для расширения материальной базы спортивных игр.

Для осуществления учебно-тренировочной и соревновательной деятельности нужна хорошая инфраструктура. Так, для проведения национальных и международных соревнований в РБ имеются спортивные объекты мирового уровня. Среди них:

1. Национальный Олимпийский стадион «Динамо» – стадион в Минске, главная спортивная арена Республики Беларусь. Является также главной ареной футбольной сборной Беларуси. После реконструкции (2018 г.) вместимость более 22000 зрителей;

2. многопрофильный спортивно-зрелищный комплекс «Минск-Арена» (четвертая по вместимости площадка в Европе, 15000 зрителей);

3. домашняя площадка знаменитого белорусского футбольного клуба БАТЭ и национальной сборной по футболу – «Борисов-Арена», которая вошла в десятку лучших стадионов мира, введенных в строй в 2014 году (вместимость более 13000 зрителей);

4. многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс «Чижовка-Арена», вместимость – 8 807 зрителей;

5. дворец спорта «Уручье» – вместимость 3000 зрителей;

6. универсальный спортивный комплекс для игровых видов спорта «Виктория» имени Анатолия Петровича Мешкова) – спортивный комплекс в городе Брест, Беларусь. Был открыт 31 августа 2004 года. Является домашней ареной Брестского гандбольного клуба имени Мешкова вместимостью 3 740 зрителей.

В РБ строятся спортивные залы с трибунами для зрителей, футбольные поля с искусственным покрытием, реконструируются стадионы, строятся ледовые дворцы и т. п.

 

2. Тактические схемы

Сущность спортивных игр заключается в противоборстве двух сторон, каждая из которых стремится превзойти соперника, преодолеть его активное противодействие и в соответствии с правилами добиться превосходства в достижении обусловленной цели игры. Суть игрового соревнования заключается в нахождении оптимального пути к достижению победы каждый раз в новых, конкретных условиях спортивного поединка.

Сложность оптимизации конкретной соревновательной обстановки определяется действием многих факторов, объективных и субъективных. К ним относятся конкретное соотношение сил, условия соревнования, ход поединка, степень мобилизованности спортсменов, владение инициативой, нахождение правильных способов контригры каждым игроком и всей командой в целом и множество других постоянно действующих и внезапно возникающих факторов, определяющих конечный результат игры.

В этих условиях тактика становится определяющим и решающим элементом деятельности играющих. Тактика – один из разделов общей теории спортивной борьбы, рассматривающий вопросы оптимизации соревновательной деятельности, ведения конкретного спортивного поединка. Слово «тактика» произошло от древнегреческого слова, означавшего «приведение в порядок».

Тактика – способность использования в ходе соревнования все возможности для достижения оптимального результата. Эта способность включает выбор и использование средств, форм и методов спортивной борьбы, свойственных данному виду игрового соревнования.

В тактике проявляется присущая человеку способность адекватного отражения реального мира и творческого его преобразования. Она представляет самый динамичный элемент игровой деятельности. Чем выше скорость, интенсивность и динамизм игровых действий, тем более выражена тактическая деятельность играющих. Она проявляется в трех фазах:

– в отдаленном периоде подготовки, когда осуществляется разработка тактической модели игры;

– в период, непосредственно предшествующий соревнованию, когда происходит выбор тактического плана ведения игры;

– непосредственно в ходе соревнования, когда меняется на оптимальную с учетом контртактики противника.

В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов головного мозга. Она детерминирована игровой реальностью и протекает по кольцевой схеме.

РИСУНОК 7

Тактическая деятельность носит выраженный комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека. Большую роль здесь играет память (зрительная и двигательная), в которой хранятся следы прежнего опыта положительного решения сходных игровых ситуаций. Само же решение осуществляется путем ассоциаций, т. е. на основе сопоставления реально воспринимаемой ситуации с аналогичной или близкой к ней, решение которой хранится в долговременной памяти.

Восприятие, анализ и мысленное решение игровой ситуации протекают постоянно и в тесной связи друг с другом. Мысленное решение складывается из автоматизированного поиска аналогов в двигательном опыте и экстраполяции оптимального двигательного решения. Его осуществление может сопровождаться достижением желаемого результата или, наоборот, его отдалением. Сличение полученного результата с программируемым осуществляется акцептором действия; он же формирует корректирующие команды, способствующие достижению необходимого результата.

Последующее изменение игровой ситуации требует нового анализа и решения. Так замыкается цикл сенсомоторных процессов, составляющий содержание тактической деятельности.

К тактике относят весь комплекс средств, используемых в соревновании. Тактика имеет свои формы, средства и методы. Ее форму составляют тактические действия, используемые отдельными игроками, группой игроков и всей командой.

Тактическая деятельность осуществляется в процессе использования техники игры, которая выступает в роли средства тактики.

Системное использование различных тактических средств образует методы, с помощью которых решаются тактические задачи. К ним относят разнообразные способы организации командных действий, тактические системы и их варианты, целесообразно используемые в ходе соревновательной борьбы. Основное назначение тактических систем состоит в упорядочении индивидуальных и групповых тактических действий для их оптимизации в конкретных условиях спортивной борьбы.

Внутреннюю структуру системы составляет определенная расстановка игроков и распределение игровых функций. Избранная расстановка предопределяет характер взаимодействия между игроками.

Тактическая система игры – это высшая форма организации действий играющих. Цель ее – подчинить действия одного интересам всей команды. Использование системы обеспечивает наиболее эффективную форму проявления тактической деятельности – организованные действия коллектива.

К методам тактики относят и такие понятия, как стиль, темп и ритм игры.

Стиль игры, а вернее поведение игрока на площадке, может быть активным, наступательным, и пассивным, оборонительным. Игровая активность ставит целью подчинить действия соперника своему замыслу и таким образом подавить его, лишить возможности реализовать свой план действия. Пассивный стиль, иногда называемый выжидательным, строится на расчете на ошибку соперника. Эта тактика редко приносит победу и лишает игру красоты активного соперничества.

Стиль игры обычно диктует и ее темп. Активный стиль ускоряет темп игры, увеличивает ее динамизм и интенсивность. Пассивный стиль, напротив, замедляет ее течение, а иногда просто «убивает» игру, особенно когда обе стороны не хотят или не могут взять на себя инициативу. Чтобы заставить соперников действовать более активно, в правила некоторых игр включены пункты, ограничивающие возможность ведения пассивной игры (длительность контроля мяча и т. д.).

Темп игры ускоряют в такие моменты, как завершение тактической комбинации, неорганизованность соперника, усталость и растерянность соперника, отставание в счете в конце игры.

Замедленный ритм целесообразен, когда противник физически сильнее, в конце игры нужно сохранить разницу в счете или необходимо восстановить силы перед решительными действиями.

Эффективность тактических действий зависит от умения использовать принципы тактики, в которых выражены основные требования к играющим. К числу общих принципов относятся:

1. Предугадывание действий соперника, которое обеспечивает возможность опережения и, следовательно, разрушения его замысла. В основе предугадывания лежит так называемое рефлексивное мышление, когда игрок планирует деятельность и за себя, и за своего противника; особенно существенна роль опережения в защите.

2. Современность действий – это главное условие их эффективности. Задержка или опережение во времени, пусть даже самые минимальные, означают проигрыш пространства.

3. Уменьшение числа своих ошибок. Любая игра изобилует ошибками, которые делят на свои и вынужденные. Собственные ошибки игрок допускает либо по невнимательности, либо в силу неумения. Такие ошибки постоянно присутствуют в игре. Чем больше их доля в общем количестве ошибок, тем меньше шансы на достижение победы.

4. Постоянное взаимодействие и взаимопомощь. Этот принцип можно назвать законом командной игры. Только взаимодействие игроков обеспечивает преимущество над соперником одинаково сильным, но неорганизованным. Принцип коллективизма требует взаимопомощи игроков, создающей чувство единства и общности действий.

Существуют и частные принципы. Например, в играх с непосредственной борьбой за мяч для атакующих важно:

– обеспечить контроль за мячом; владение мячом не только позволит создать условия для успешного завершения атаки, но и лишает соперника возможности провести атаку;

– обеспечить сохранение и смену позиций; расположение игроков на позициях облегчает контроль за мячом, а смена их открывает возможности для действий на свободном и удобном месте, позволяющих успешно завершить атаку; в случае неудачи смена позиций позволяет сохранить контроль за мячом;

– согласовывать индивидуальные и групповые действия; разрозненные, сугубо индивидуальные действия легко прерывать коллективным противодействием. Поэтому важно умело сочетать активные индивидуальные действия с групповыми, усиливающими эффективность нападения. Но даже и при использовании взаимодействий ведущая роль должна сохраняться за индивидуальной инициативой игроков.

Для действий обороняющихся важное значение имеют следующие принципы:

1. Сохранение защитного равновесия, что проявляется в стремлении поддержать равенство сил на каждом участке площадки. В ответ на попытки нападающих разрушить это равновесие, создать численное превосходство, защитники должны восстановить количественное соотношение игроков и контроль за наиболее важными участками площадки.

2. Постоянство атаки. Наибольшую опасность всегда представляет игрок с мячом. Чтобы сузить его возможности, затруднить выбор и осуществление правильного решения, его необходимо постоянно атаковать, чтобы отобрать мяч или вынудить действовать нужным для защищающихся образом.

Основная направленность тактической деятельности заключается в управлении вариативностью действий.

Тактика имеет определенные функции, но все же выполняет подчиненную роль по отношению к стратегии.

Стратегия – это теория спортивной борьбы, понимаемая как искусство управления подготовкой спортсмена и ведения спортивной борьбы.

В общей стратегии выделяют генеральную, подготовительную и оперативную стратегию и тактику.

Генеральная стратегия определяет пути развития данного вида спорта; подготовительная рассматривает вопросы учебно-тренировочной работы и подготовки спортсменов. Оперативная стратегия сосредоточивается на управлении в ходе соревновательной борьбы. Она тесно связана с тактикой. Ее задачи – разработка и применение тактических альтернатив в рамках долговременной подготовительной стратегии.

Задачи стратегического характера следующие:

– определение предполагаемых для использования тактических схем;

– подготовка предпосылок для их реализации;

– подготовка возможных тактических альтернатив и привыкание к возможным контрмерам, требующим творческой импровизации.

Стратегические цели реализуются с помощью тактики, построенной на использовании своих сильных сторон и слабостей соперника, а также стихийно возникающих ситуаций.

Достижение промежуточных и заключительных результатов спортивного поединка осуществляется путем оптимизации игровых ситуаций, решения их выгодным для каждой из соперничающих сторон образом. Поэтому решающую роль здесь приобретает выбор адекватных ситуаций технико-тактических средств и своевременное их применение.

Их эффективность зависит не только от выбора и своевременного его осуществления, но и от величины физических и психических усилий, необходимых для преодоления сопротивления соперника. Следовательно, первоосновой тактической деятельности всегда остается интеллект, воля спортсмена.

Целостная взаимосвязь и соподчинение всех элементов тактической деятельности показаны на рисунке.

РИСУНОК 8

На схеме видно, что главенствующую роль играют общая и оперативная стратегии, определяющие цели, задачи и способы достижения спортивного результата. И тем не менее центральное место в этой сложной иерархии принадлежит спортсмену – носителю мысли и творцу своих достижений. Его знания, умения и навыки, физические возможности и тактические способности, трансформируясь в индивидуальные и коллективные тактические действия, создают игру и в конечном счете определяют ее результат.

И это закономерно, поскольку успех в игровом состязании прежде всего связан с быстротой решения тактических задач. Для этого необходимы быстрота восприятия и зрительного различия, быстрота зрительно-моторной реакции и мышления. Вместе с другими качествами (сенсомоторными и интеллектуальными) они составляют тактические способности.

 

3.Значимость морально-волевой подготовки.

Для практикующего тренера важно понимать, что высокий уровень развития психических свойств, моральной, волевой и специальной психологической подготовленности предполагает комплексное проявление самых различных качеств. Недостаточное развитие хотя бы одного из них часто становится причиной поражения даже на уровне спорта высших достижений.

Каждое из названных качеств имеет свои отличительные особенности и конкретные проявления, преимущественно связанные со спецификой избранного вида спорта, и полностью проявляющиеся только в условиях соревнования. Например, почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий.Высокие требования к объему поля зрения игроков и точности их глазомера обусловливают умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях – важнейшие качества волейболистов.

И так, психологическая подготовка  – это комплекс психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование психических функций, процессов, состояний, свойств и навыков личности, обеспечивающих успешное решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.

Формирование психической готовности спортсмена требует, чтобы весь процесс психологической подготовки был систематическим и последовательным. Все средства и приемы психологического воздействия на спортсмена дают наибольший эффект, если они строго распределены по периодам учебно-тренировочного процесса и обеспечивают последовательность накопления знаний, формирования умений и навыков, совершенствования внимания и мышления, развития волевой и мотивационно-потребностной сферы.

Основными задачами общей психологической подготовки рассматриваются:

1) воспитание морально-волевых качеств;

2) развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных его видов – «чувство мяча», «чувство снега», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера» и др.;

3) развитие внимания, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;

4) совершенствование тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать ситуацию, принимать эффективные решение и контролировать свои действия;

5) развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе тренировки и соревнования, вести борьбу на различных уровнях напряженности, быть способным «переключаться».

В случае, когда цель психологической подготовки – подведение спортсмена к высшему уровню готовности к конкретным соревнованиям, ее направленность меняется, и задачи приобретают более частный характер:

• ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для данного спортсмена или команды;

• формирование у спортсмена или команды психических «внутренних опор», преодоление психических барьеров, особенно тех, которые возникают в соревновании с конкретным соперником;

• психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;

• форсирование «сильных» сторон психологической подготовленности спортсмена или команды в целом;

• создание психологической программы действий непосредственно перед выступлением в соревновании.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю (примерно за месяц до соревнования) и непосредственную (перед выступлением и в течение его).

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка предполагает:

– получение информации об условиях предстоящего состязания и основных конкурентах;

– получение диагностических данных об уровне тренированности спортсмена и психического состояния на настоящем этапе подготовки;

– определение цели выступления, составление программы действий на предстоящих соревнованиях с учетом имеющейся информации;

– организацию преодоления трудностей и неожиданных препятствий в условиях, моделирующих соревнование, с установкой на совершенствование волевых качеств спортсмена, уверенности и оперативного мышления;

– создание в процессе подготовки к соревнованиям условий и использование приемов для уменьшения излишней психической напряженности спортсмена;

– стимуляцию правильных личных и общественно значимых мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной программой подготовки.

Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:

– психологическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед каждым стартом (игрой);

– психологическое воздействие в ходе, в перерывах между стартами (партиями, таймами), после их окончания и организацию условий для нервно-психического восстановления.

В процессе общей психологической подготовки можно выделить два относительно самостоятельных и одновременно тесно взаимосвязанных направления:

1) воспитание моральных и волевых качеств;

2) совершенствование специфических психических возможностей.

Воспитание моральных качеств заключается в формировании у спортсмена представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в развитии чувства патриотизма, преданности спорту, своему спортивному коллективу. Среди мероприятий по нравственному воспитанию следует выделить: систематические беседы на темы воспитания, лекции по истории спорта, рассказы о жизни и встречи с выдающимися людьми; просмотры кино– и видеофильмов; чтение литературы; вовлечение спортсменов в общественную работу; укрепление традиций спортивных коллективов (чествование победителей, торжественный прием в члены сборной, празднования дней рождения, посещение театров, музеев, исторических мест, походы, поездки за город и т. п.).

Так коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. Как указывают многие специалисты, занятия футболом и другими командно-спортивными играми расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.

Важнейшими задачами волевой подготовки спортсмена являются:

1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха;

2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием;

3) воспитывать у себя целеустремленность, самостоятельность и смелость, решительность и инициативность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания спортсмена органически связан с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств и других сторон подготовки. Практической основой методики морально-волевой подготовки в учебно-тренировочном процессе являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

Специалистами доказана эффективность использования в процессе морально-волевой подготовки широкого круга методов – принуждение, убеждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает спортсмена к дисциплине, воспитывает у него требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований.

При совершенствовании психических возможностей спортсмена одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения с целью улучшения общего баланса нервных процессов. Здесь могут быть использованы такие приемы, как: словесные воздействия тренера (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), с помощью которых снижается эмоциональная напряженность спортсмена, неуверенность его в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление. Весьма эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей аутогенной тренировки; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа.

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации спортсмена перед предстоящим выступлением, настройки его на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же группы методов, которые по результатам воздействия должны иметь противоположную направленность: словесные воздействия тренера (убеждение, требование, похвала и пр.), но способствующие повышению психического напряжения, концентрации внимания на победе и т. д.

Значимую роль играют приемы словесного самовоздействия
спортсмена, которые сводятся к концентрации мыслей на достижении высокого результата; настройке на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей; умении использовать самоприказы, например, «возьми себя в руки и добейся цели», «успокойся», «не волнуйся» и т. д.

Важно отметить, что в спортивных играх для реализации технико-тактических задач необходимо создание и соответствующей психологической обстановки, а также условий, в которых проявляются волевые качества игрока. Так специалистами по спортивной подготовке волейболистов установлено, что это достигается ведением «тренировки до отказа», усложнением условий выполнения игровых действий (например, с отягощением на поясе), широким использованием соревновательных форм тренировочных упражнений (двусторонние игры в разных по численности составах, с гандикапом, по формуле тай-брейка, с различными «премиями» и «штрафами» за неудачные действия, с разными условиями игры для соперников, когда одна команда играет, предположим, только в два темпа), постановкой усложненных тактических задач (игровые упражнения с «запретами» на определенное действие или, наоборот, с бонификацией за определенный нападающий удар, упражнения со сменой игровых функций, когда роль связующего исполняет другой игрок).

В практике психологической подготовки баскетболистов рекомендуется использование таких сопряженных (психолого-педагогических) средств воздействия на волевую сферу спортсменов, как выполнение упражнений:

– на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т. п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям;

– с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, кинестетических, слуховых) для совершенствования специализированных восприятий, развития объема поля зрения, различных параметров внимания;

– с максимальной быстротой реагирования, причем как простого, так и сложного, антиципирующего (предвидящего);

– связанных с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание и др.;

– требующих проявления нестандартных действий (игровые);

– без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;

– с жесткими противоборствами, формирующих правильные реакции на победы и поражения, развивающих способность бороться «до конца»;

– на пределе физических возможностей, вызывающих значительное утомление и болевые ощущения для совершенствования волевых качеств;

– с переключениями-«сюрпризами» для развития тактического мышления;

– с обязательной реализацией индивидуального плана, задания, указания тренера с целью воспитания дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости;

– высокоэффективной игры в защите, особенно с использованием прессинга для развития настойчивости и т. п.

В этой связи возможным говорить о «психологизации» основных средств спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена.

Исследование особенностей психологической подготовки футболистов позволило определить наиболее значимые психофизиологические факторы, которые определяют успех в игровых видах спорта:

– оперативное мышление;

– скорость принятия решений;

– способность предвидеть действия противника и партнера;

– способность к переключениям;

– объем поля зрения и внимания;

– скорость реакции на объект, который передвигается;

– уравновешенность психики;

– подвижность нервных процессов;

– переключение внимания;

– способность скрыть свои намерения и изменить решение в последний момент в зависимости от игровой ситуации.

Отсюда и важность формирования таких профессиональных компетенций тренера в игровых видах спорта, как владение большим арсеналом средств развития и совершенствования психофизических способностей и качеств занимающихся

При этом очевидно, что стратегия психологической подготовки, к примеру, футболистов, в корне отличается от стратегии подготовки легкоатлетов и лыжников. В одном случае – это единый футбольный коллектив, состоящий из множества индивидуальностей, а в другом, – это один спортсмен, одна личность.

 

4. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах

Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков. Поэтому обучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса.

Основная задача обучения – овладение двигательными навыками и специальными знаниями. Занимающиеся изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.

Под тренировкой принято понимать специализированный процесс всестороннего физического воспитания, который направлен на достижение высоких спортивных результатов, подготовку к общественно полезной деятельности. Цель тренировки – всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья занимающихся, приобретение технико-тактического мастерства, воспитание высоких морально-волевых качеств.

Подготовка к участию в соревнованиях по спортивным играм осуществляется в рамках специально организованного учебно-тренировочного процесса. Его основное назначение – обеспечить решение задач физического воспитания занимающихся с помощью избранного ими вида спорта.

Каждый игрок должен быть подготовлен так, чтобы полностью овладеть техникой и тактикой игры и уметь проявить их на возможно более высоком уровне. Это составляет достаточно сложный комплекс знаний, умений и навыков, характеризуемый как «умение играть».

Отсюда ясна педагогическая направленность учебно-тренировочного процесса, в котором обучение и воспитание идут рука об руку с совершенствованием и тренировкой.

Содержание учебно-тренировочного процесса составляют разнообразные физические упражнения, с помощью которых решаются поставленные задачи. Причем по мере роста спортивного мастерства занимающихся содержание изменяется, различные средства используются в разной пропорции, на смену одним упражнениям приходят другие. Процесс овладения спортивной игрой складывается из трех этапов. Первый – предварительный – предполагает создание предпосылок. К числу обязательных относят:

1) предварительное общее знакомство с игрой;

2) воспитание заинтересованного отношения к изучению игры у занимающихся.

Следующий этап – начального обучения, – в процессе которого занимающиеся осваивают элементарные знания и навыки, развивают необходимые двигательные качества.

Основной и самый продолжительный этап, совершенствования, обеспечивает последовательный рост спортивного мастерства и достижение максимальных для каждого игрока и команды спортивных результатов.

В спортивных играх в общей сложности существует шесть этапов многолетней подготовки.

Первый – этап воспитания интереса к занятиям спортом, приобщения детей к спортивным играм, начального обучения навыкам игры, развития физических качеств в общем плане и с учетом специфики спортивных игр. Возраст – до 11 лет.

Второй – этап общей базовой (технико-тактической, физической) подготовки, универсальности в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем занимающимся, отбора юных спортсменов для специализированных занятий и ориентации их по конкретной спортивной игре. Возраст – 12–14 лет.

Третий – этап специальной базовой подготовки (технико-тактической, физической, игровой, соревновательной), универсальности с элементами специализации по игровым функциям, отбора к следующему этапу. Возраст – 15–17 лет.

Четвертый – этап спортивного совершенствования, специализации по игровым функциям на основе универсальности, адаптации юниоров к требованиям в командах высших разрядов. Возраст – 18–20 лет.

Пятый – этап демонстрации высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений. Возраст – 21–30 лет.

Шестой – этап спортивного долголетия, когда спортсмен продолжает занятия и участвует в соревнованиях ветеранов, в сфере массового спорта. Возрастных границ («верхних») здесь по существу нет.

В соответствии с основной направленностью этапов формулируются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов и т. д. Наиболее подготовленные юные спортсмены могут переводиться в следующий этап, поэтому возрастные границы в известной мере условны, основной показатель – уровень спортивного мастерства.

Задачи

На каждом этапе учебно-тренировочного процесса обязательно решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Основными задачами учебно-тренировочного процесса по спортивным играм являются:

1. Воспитание занимающихся в духе преданности делу.

2. Укрепление здоровья и повышение работоспособности на основе всестороннего, гармонического развития.

3. Овладение специальными знаниями, умениями и навыками и их последующее совершенствование.

4. Воспитание необходимых двигательных, интеллектуальных и морально-волевых качеств и специальная подготовка к высоким результатам.

5. Достижение спортивного разряда в избранной игре и дальнейшее повышение спортивной квалификации.

Решение этих задач осуществляется с помощью организации, рационального содержания и методики проведения занятий и соревнований.

Содержание

Достижение спортивных результатов определяется уровнем подготовленности игроков и игровых коллективов. Комплексный характер действий играющих диктует необходимость разносторонней специальной подготовки занимающихся. Она складывается из нескольких самостоятельных, но тесно связанных между собой видов подготовки: теоретической, физической, технико-тактической, психологической, интегральной, морально-волевой, организационно-методической и судейской.

Все эти виды подготовки образуют структуру учебно-тренировочного процесса. Его основу составляет теоретическая подготовка и близко примыкающие к ней организационно-методическая и судейская, назначение которых состоит в приобретении занимающимися специальных знаний и умений, необходимых при проведении занятий и участии в соревнованиях.

Воспитание высоких морально-нравственных черт характера и развитие специальных психических качеств осуществляются в процессе психологической и морально-волевой подготовки.

Физическая подготовка создает необходимую основу для приобретения и последующего использования в соревновательных условиях специальных двигательных навыков и умений.

Центральное место в структуре учебно-тренировочного процесса принадлежит технико-тактической подготовке, в ходе которой изучаются и совершенствуются специальные игровые приемы.

Все эти виды подготовки обязательно входят в учебно-тренировочный процесс по спортивным играм, но в зависимости от контингента занимающихся представлены в разных соотношениях. Так, в занятиях с детьми возрастает доля физической подготовки, обеспечивающей наиболее полноценное развитие растущего организма. В командах квалифицированных спортсменов главное внимание уделяется технико-тактической подготовке и участию в соревнованиях. Но в том и другом случае необходимо решать в комплексе задачи воспитания и физического совершенствования занимающихся.

Учебно-тренировочный процесс нельзя сводить к достижению высоких спортивных результатов: это неминуемо приведет к сужению его содержания и утере его образовательного, воспитательного, а иногда и оздоровительного эффекта.

Для решения задач учебно-тренировочного процесса используют широкий круг упражнений. Это в первую очередь упражнения для развития основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости, обеспечивающие широкую общефизическую подготовку и способствующие успешному овладению специальными двигательными навыками.

Для развития специальных физических качеств, необходимых в той или иной игре, применяют упражнения специального характера.

Изучение техники и тактики игры ведется с помощью большой группы специальных упражнений.

Используемые в учебно-тренировочном процессе физические упражнения принято делить на две основные группы: основные и вспомогательные.

Основными считают упражнения, взятые непосредственно из содержания изучаемой спортивной игры.

Вспомогательные упражнения не имеют такой тесной связи с содержанием игры и подразделяются на общеразвивающие и специально-подготовительные.

С помощью общеразвивающих упражнений создаются необходимые предпосылки для овладения основами игровой деятельности, достигается всесторонняя физическая подготовленность и оздоровление занимающихся.

Общеразвивающие упражнения обеспечивают развитие важнейших физических качеств.

Специально-подготовительные упражнения направлены на приобретение специальных качеств, необходимых для данного вида игры, и овладение игровыми приемами. Используемые с этой целью упражнения подразделяют на собственно-подготовительные и подводящие. Они тесно связаны друг с другом. Подготовительные упражнения способствуют развитию специальных физических качеств. Это могут быть разнообразные упражнения без предметов и с предметами, игры и эстафеты.

Подводящие упражнения предназначены для облегчения усвоения разучиваемого двигательного действия. В качестве подводящих используют отдельные фазы сложнокоординированного движения или все движение в относительно облегченных условиях. Иногда с этой целью применяют имитационные упражнения (без мяча) и упражнения на тренажере.

Кроме физических упражнений к средствам обучения и тренировки относят естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (личная гигиена, режим, средства восстановления). Целесообразно используя их вместе с физическими упражнениями, добиваются укрепления здоровья занимающихся и улучшения их спортивных результатов.