РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНЫХ ИГР
Тема 1.1 Предмет и характеристика спортивных игр.
Предмет спортивных игр. Классификация спортивных игр. Спортивные игры как средство физического воспитания. Цель, задачи и эффективность воздействия спортивных игр на организм.
Тема 1.2.Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.
Игровая деятельность, игровые действия, игровая ситуация, тактическая схема игры, соревновательная деятельность, приемы игры, техника игры, техническая и тактическая подготовки, тактическое действие, тактика игры, психологическая подготовка, система игры, стиль игры, система подготовки, тренировка, тренировочная деятельность, тренированность, структура тренировки, тренировочная нагрузка, спортивные соревнования, управление, планирование и контроль, отбор спортсменов и др.
Тема 1.3.Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх.
Характеристика обучения.Обучение, как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Преподавание и учение. Задачи, решаемые в процессе обучения (образовательные, воспитательные и оздоровительные). Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности).
Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения.Двигательные умения. Двигательные навыки. Суперумения. Физические качества в процессе обучения.
Тема1.4.Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям.
Техническая подготовка. Тактическая подготовка этапы тактической подготовки. Игровая и соревновательная подготовка. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.
Физическая подготовка. Общая и специальная физическая подготовка. Задачи физической подготовки. Методы развития физических качеств.
Тема1.5. Современные тенденции развития спортивных игр.
Направленность развития спортивных игр. Тактические схемы. Значимость морально-волевой подготовки. Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса на различных возрастных этапах.
Тема1.6. Структура обучения навыкам игры и развитие физических качеств.
Структура обучения техническим приемам. Компоненты соревновательной деятельности. Этапы обучения. Задачи, средства и методы на этих этапах.
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
Классификация и анализ техники игровых приемов.Техника игры в нападении. Техника игры в защите. Техника игры вратаря, связующего, «либеро».
Техника игры и ее совершенствование. Подготовительные и подводящие упражнения и их роль в освоении техники игры.
Последовательность освоения каждого технического приема.
Классификация и анализ тактики игры. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в защите.
Последовательность освоения тактических действий.
Тема2.3.Технико-тактическая подготовка.
В группах начальной подготовки. В учебно-тренировочных группах. В группах спортивного совершенствования. Средства подготовки на данных этапах.
Тема2.4. Материально-техническое обеспечение соревнования и тренировки.
Устройство для технической подготовки. Устройства для тактической подготовки. Устройства для физической подготовки.
Способы проведения соревнования по спортивным играм. Круговой способ. С выбыванием после поражения. Комбинированный способ (смешанный).
Тема2.5. Контроль за уровнем технической и тактической подготовленности в спортивных играх.
Эффективность применения технических приемов в игровой деятельности. Методика тестирования ОФП и СФП. Контрольные упражнения по технической подготовке.
РАЗДЕЛ 3 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Тема 3.1 Характеристика спортивных игр.
Спортивные игры в жизни человека. Особенности спортивных игр. Критерии спортивной деятельности. Классификация спортивных игр (командные, лично-командные, олимпийские, не олимпийские). Соревновательная деятельность и структура спортивных игр. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.
Тема 3.2 Основные понятия и термины в спортивных играх.
Основные направления в развитии спортивного движения. Структура социальной практики спорта. Спорт высших достижений. Спортивные игры как средство физического воспитания. Игровая и соревновательная деятельность. Техника и тактика игры (приемы игры, тактические действия, тактические комбинации). Система игры и стиль. Тренировка, тренировочная деятельность и нагрузка. Соревновательная деятельность и нагрузка. Спортивные соревнования.
Тема 3.3. Соревновательная деятельность в спортивных играх.
Структура соревновательной деятельности в спортивных играх. Компоненты и уровни структуры соревновательной деятельности. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх. Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм (правила соревнований, положения о соревнованиях, регламент соревнований).
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДИКА И СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
Тема 4.1 Характеристика обучения.
Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи обучения спортивным играм. Принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности). Методы обучения (практически, словесные, наглядные). Средства обучения (специфические, не специфические, общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).
Тема 4.2 Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения.
Формирование двигательного навыка (знания об изучаемом двигательном действии, представление об изучаемом двигательном действии). Двигательное умение, двигательный навык и суперумение.
Тема 4.3 Факторы, обуславливающие успешность обучения технико-тактическим действиям.
Обучение технической подготовке. Основные факторы технического мастерства спортсмена. Последовательность обучения приему игры. Обучение тактической подготовке и основные этапы. Факторы, предопределяющие успешность тактических действий спортсменов в игре и соревнованиях. Этапы и основные задачи тактической подготовки. Физическая подготовка, задачи общей физической подготовки и специальной физической подготовки, методы развития силы и скоростно-силовых качеств. Методы развития быстроты, выносливости, координационных способностей и гибкости.
Тема 4.4 Структура обучения навыкам игры.
Компоненты построения процесса обучения. Становление навыков игры. Классификация средств обучения техническим приёмам и тактическим действиям. Этапы обучения: задачи, средства и методы.
Формирование специальных знаний в процессе обучения спортивным играм.
Тема 4.5 Отбор в спортивных играх.
Этапы и методы отбора в спортивных играх. Организация отбора в спортивные школы (агитация пропаганда, анамнез, медицинская экспертиза, оценка физической подготовленности). Видовая ориентация. Диагностика амплуа и игрового стиля. Отбор в команду мастеров и к конкретному соревнованию.
РАЗДЕЛ 5 ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 5.1 Понятие о тренировке, цели и задачи. Средства, методы и принципы спортивной тренировки.
Тренированность, подготовленность, спортивная форма. Классификация упражнений (соревновательные, специально подготовительные, и общеподготовительные упражнения). Группы методов используемые в процессе спортивной тренировки (общепедагогические, практические). Основные принципы спортивной тренировки (направленность к индивидуально-возможным высшим достижениям, круглогодичность тренировки, постепенное, волнообразное увеличение тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочного процесса).
Тема 5.2 Основные стороны спортивной тренировки.
Спортивно-техническая подготовка. Требования к технике спортсмена (результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность). Основные требования к средствам технической подготовки. Основные положения стабилизации спортивных навыков. Формирование устойчивости к сбивающим факторам. Общая структура этапов технической подготовки. Двигательные ошибки.
Спортивно-тактическая подготовка. Виды и этапы тактической подготовки. Общие методические подходы к использованию тактических упражнений.
Физическая подготовка (общая и специальная).
Психическая подготовка (общая и к конкретному соревнованию). Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы.
Тема 5.3 Понятие о тренировочной нагрузке, классификация нагрузок.
Критерии видов нагрузки в спортивных играх. Тренировка в подготовительном периоде, соревновательном и переходном. Этапы подготовки в спортивных играх.
Тема 5.4 Методика построения и проведения тренировочных занятий.
Построение тренировочного занятия (разминка, основная и заключительная часть). Динамика функциональной активности в процессе тренировочного занятия. Направленность занятий и организация тренировочных занятий. Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Разносторонняя тренировка. Научная обоснованность тренировки. Методика обучения технике и тактике в группах: начальной подготовки, учебно-тренировочных, спортивного совершенствования.