Основной
единицей синтаксиса является предложение. В отличие от слова, предложение
выполняет не номинативную, а коммуникативную функцию, т. е. служит не для
называния, а для сообщения: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин). Вот
парадный подъезд (Н. Некрасов).
Мороз и солнце! (А. Пушкин). И
даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (равно
одному слову), оно отличается от слова своим грамматическим значением и
функцией в речи. Это различие можно обнаружить, например, при сравнении слова
«зима», взятого в ряду слов на ту же букву из словаря (скажем, «забор», «заря»,
«зебра», «зима» и т. п.) с предложением в тексте: Зима! [Что делать нам в деревне?] (А.
Пушкин). Прежде всего предложение характеризуется определенной интонацией –
интонацией законченности, которой ни слово, ни словосочетание не обладают;
во-вторых, – и это главное – предложение Зима! обладает особым грамматическим
значением. Оно состоит в том, что содержание, заключающееся в этом
слове-предложении, соотнесено с действительностью, т.е. определенными
средствами языка показано, что в действительности реально в момент речи
существует зима. Отнесение содержания
высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения,
называемое предикативностью.
Интонация
законченности как раз и служит показателем предикативности. Ни слово, ни
словосочетание предикативностью не обладают.
Таким образом, и
от слова, и от словосочетания предложение отличается грамматическим значением
предикативности и коммуникативной функцией.
Предложение – интонационно оформленная
синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения.
Для общения в
русском языке используются и такие коммуникативные единицы (коммуникаты, слова-предложения),
как Да. Нет. Вот еще! Конечно!
Спасибо, и т.п.
Эти коммуникаты служат для выражения реакции на
реплику собеседника или на его действие, т.е. выражают отношение говорящего к
сказанному ранее (или к ситуации, как в случаях благодарности или
приветствия). Такие коммуникаты называются еще релятивами. Релятивы предикативным значением не обладают и
предложениями не являются. Если в высказывании выделить само содержание
(«положение дел», передаваемое предложением) – диктум (или пропозицию) – и отношение
говорящего к этому содержанию – модус, –
то релятивы содержат, в сущности, только модус, т.е.
имеют модальное значение, а предложения – и пропозицию (диктум),
и модус.
2. Категории,
оформляющие предикативность
Если предикативность есть грамматическое
значение предложения, то в языке должны быть и грамматические средства, выражающие
это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих грамматическое
значение предикативности, относятся:
– категория объективной модальности
(синтаксического наклонения);
– категория темпоральности
(синтаксического времени);
– категория персональности
(синтаксического лица).
Рассмотрим каждую из них.
Сравнивая предложения Лето! и Было бы сейчас лето!, видим, что в
первом случае содержание предложения отнесено к действительности как реальное,
имеющее место в настоящем; это значение передано синтаксическим индикативом,
т. е. синтаксическим реальным наклонением. Второе предложение содержит
сообщение о событии, факте, желательном для говорящего, но в реальной
действительности места не имеющем. Таким образом, одно и то же содержание,
заключенное в слове «лето», соотнесено с действительностью в обоих случаях
по-разному: в первом случае как реальное, во втором – как ирреальное.
Средством выражения этих значений объективной модальности являются формы
синтаксического наклонения: реального в первом случае и ирреального – во
втором.
Итак, первая категория, в которой выражается
предикативность, – это категория объективной модальности, которая
показывает, что отношение сообщаемого к действительности мыслится или как
реальное, или как ирреальное (желаемое, возможное, необходимое, требуемое,
условное). Ядро этой категории составляет категория наклонения глагола. Но
наклонение – это морфологическая категория, а объективная модальность –
синтаксическая категория, поэтому способы ее выражения можно назвать
синтаксическими наклонениями. Отличия объективной модальности (синтаксического
наклонения) от морфологического наклонения состоят в следующем.
1. Объективная модальность
(синтаксическое наклонение) выражается и в безглагольных предложениях, а
морфологическое наклонение присуще глаголу как части речи: Тепло, Тишина, Накурено. В этих
предложениях представлено синтаксическое реальное наклонение, хотя глагол
отсутствует (средствами выражения этого значения является повествовательная
интонация вместе с нулевой связкой; ср.: Было бы
тепло!).
2. Морфологических наклонений в русском языке только три: изъявительное, сослагательное и повелительное, а структура объективной модальности (синтаксического наклонения), как показала Н.Ю. Шведова, включает шесть членов: 1 – реальная модальность; 2 – 6 – ирреальная модальность, т.е. событие (действие, признак) мыслится как: 2 – возможное (Я и посидел бы с твоим ребенком, но у меня срочное дело.), 3 – желаемое (Посидел бы ты с моим малышом!); 4 — требуемое (Посиди с моим ребенком, пожалуйста, пока я схожу в университет.); 5 – условное (Я посидел бы с ребенком, если бы не экзамен.); 6 – должное (Я сиди тут с вашим ребенком, а вы будете гулять!). Основными из приведенных значений ирреальной модальности являются значения возможности, желательности, долженствования и побудительности.
3. Значение требуемого или необходимого
действия может передаваться и формой инфинитива, который в морфологическом
плане не обладает формами словоизменения и, следовательно, стоит вне категории
морфологического наклонения, например: Вам
выступать. Всем немедленно покинуть помещение!
Вторая синтаксическая категория, с которой связано выражение предикативности, – это категория темпоральности (синтаксического времени), которая показывает отнесенность содержания высказывания к одному из трех временных планов: настоящему, прошедшему или будущему. Например: Завтра мы будем писать диктант. Завтра нам писать диктант. Завтра мы пишем диктант. Во всех трех случаях содержание сообщения отнесено к одному и тому же временному плану – плану будущего, хотя морфологическая форма будущего времени глагола присутствует только в первом предложении.
Отправной точкой для установления временного
плана является момент речи. Например, о плане прошедшего мы говорим в
том случае, если действие произошло (или могло произойти) до момента речи,
хотя при этом морфологическая форма глагола, означающего это действие, может
быть и другая, например будущего времени: Когда
мы вчера виделись с Андреем, я сказал ему, что вечером зайду к нему и отдам
книгу. Временной план, в который отнесено все содержащееся в этом
сложном предложении сообщение, – это план прошедшего, или прошлого, так как
событие, о котором здесь сообщается, имело место до момента речи, глаголы же зайду и отдам употреблены в форме будущего
времени.
Значение побудительности может быть отнесено к
настоящему или будущему временному плану, что уточняется контекстом: Пора, красавица, проснись...
(А. Пушкин). Лирический герой обращается к красавице так, что побуждение к
действию совпадает с моментом речи: «проснись сейчас, сразу: пора
просыпаться сейчас, когда я это говорю». Сравним: Пусть всегда будет солнце! (Л. Ошанин)
– пожелание, чтобы событие имело место постоянно в будущем.
Многие исследователи относят к числу
категорий, оформляющих предикативное значение, еще и категорию персональности,
показывающую отношение сообщаемого к лицу: говорящему (значение 1 лица),
собеседнику (2 лицо), не к говорящему и не к собеседнику, к
предмету/объекту речи (3 лицо). Например, в предложении Не видать тебе праздника! Нет
подлежащего, но есть косвенное лицо – тебе, выраженное местоимением 2 лица, хотя глагол
во 2-м лице отсутствует. Следовательно,
категория лица (категория персональности) – это тоже
синтаксическая категория, так как полного соответствия между персональным
планом, к которому относится сообщение, и морфологической формой лица глагола
может и не наблюдаться. Академик В.В. Виноградов относил синтаксическое
лицо к тем категориям, которые, наряду с синтаксическим наклонением и
синтаксическим временем, оформляют предикативное значение предложения.
В «Русской грамматике-80» лицо исключается из числа этих категорий.
3.
Аспекты анализа предложения
Предложение – синтаксическая единица
многоплановая, многоаспектная, многоуровневая. Это значит, что оно обладает:
1) определенной формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2)
определенным коммуникативным значением, отражаемым его актуальным членением и
3) своей семантикой.
Анализ формальной (структурной) устроенности
предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого
предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения,
порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект
(или уровень) организации предложения называется конструктивно-синтаксическим, или структурным. Так, на
конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, например,
предложения: Идет дождь. Кенгуру водятся
только в Австралии. Завод выполнил план, так как в основе всех их
лежит предикативное сочетание имени существительного в именительном падеже со
спрягаемой формой глагола, между которыми устанавливается связь координации.
Схематично предикативную основу этих
предложений можно представить в виде: N1
(сущ. в Им. п.) + VF (глагол в
спрягаемой форме). Выявление таких структурных схем и является целью
конструктивно-синтаксического анализа предложения.
Анализ предложений с точки зрения их
коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения,
т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием
говорящего: темы (исходного пункта
высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое
сообщение) и ремы (сообщения по
поводу темы или о теме). Тема- ремное (иначе –
актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную
установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи,
поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом
предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием.
Сравним изменение коммуникативной установки говорящего при изменении порядка
слов в двух предложениях-высказываниях: Я помогу
тебе – Помогу тебе я. Средствами выражения актуального
членения в этих предложениях являются порядок слов, интонация, логической
ударение.
Данный уровень организации предложения
называется коммуникативно-синтаксическим.
Если сравнить между собой приводившиеся выше
три предложения (Идет дождь.
Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план.) с точки
зрения их коммуникативно-синтаксическою устройства, то окажется, что они
различны, так как различно их актуальное членение, отражающее разные
коммуникативные намерения говорящего.
Первое предложение отвечает коммуникативному заданию констатировать некоторый
факт как целостное событие; весь лексический состав этого предложения
выполняет роль ремы, а тема лексически не выражена, она нулевая. Второе
предложение сообщает место обитания
кенгуру и в соответствии с этим коммуникативным значением оно членится на тему «кенгуру
водятся» и рему «только в Австралии».
Третье предложение построено для сообщения об определенном заводе и членится на тему «завод» и рему
«выполнил план».
Третий аспект организации предложения
называется семантико-синтаксическим,
так как связан с характером синтаксической семантики каждого предложения. С
этой точки зрения приведенные предложения будут иметь и черты сходства, и черты
различия. Так, первое предложение будет отличаться от второго и третьего, так
как оно имеет бытийную семантику, т.е. сообщает, что имеется в мире или
некотором его фрагменте. Второе и третье более близки по своей семантике, так
как их назначение – характеризация (в широком смысле
этого слова) некоторого предмета. Однако если третье предложение можно назвать
просто характеризующим, то
второе имеет более частное значение
локальной характеризации.
Таким образом, предложения, сходные в одном плане, могут быть различными в другом, так что построить одномерную типологию предложений в русском языке принципиально невозможно. Классификации предложений неизбежно должны учитывать различные аспекты организации предложения, отражать результаты анализа предложения в различных аспектах: конструктивно-синтаксическом, коммуникативно-синтаксическом и семантико-синтаксическом.
4.
Классификации предложений
В русской грамматике существует несколько
классификаций предложений. Это классификации по различным основаниям, поэтому
они не исключают, а дополняют друг друга.
Первая
классификация – это деление
всех предложений по целевому назначению.
По целевому назначению предложения делятся на повествовательные,
побудительные и вопросительные. Если строить дихотомическую
классификацию, то в первую группу попадут повествовательные предложения и
побудительные вместе, так как они передают
некоторую информацию. А во вторую – вопросительные, так как они строятся для получения некоторой
информации.
Повествовательные предложения содержат
какое-либо сообщение: Пьер был
неуклюж (Л. Толстой). Рудин
говорил горячо, умно, дельно (И. Тургенев).
Побудительные предложения передают просьбу или
приказ говорящего, тем самым их целевое назначение – побудить собеседника или
кого-либо другого к какому-либо действию:
Отворите мне темницу (М. Лермонтов). Покажи мне свой рисунок. Пусть он замолчит.
Вопросительные предложения строятся говорящим
для получения информации от собеседника: Как
пройти к памятнику Пушкина? Какое окончание в слове «ночь»?
Если сравнить порядок слов в вопросительных
предложениях с порядком слов в повествовательных предложениях аналогичного
лексического состава, то первый можно назвать «зеркальным». Зеркальный порядок
слов в вопросительных предложениях можно проиллюстрировать следующим примером:
если обозначить слова (или словосочетания) повествовательного предложения
цифрами 1, 2, 3, 4, то в вопросительном предложении аналогичного лексического
состава последовательность слов окажется такой: 4, 3, 2, 1. Например: В этот вечер (1) девушка (2) выглядела
(3) чудесно (4). — Как (4) выглядела (3) девушка (2) в этот вечер (1)?
Пресуппозиция – это та информация, которая в данном предложении содержится имплицитно (невыраженно), или то «положение дел», которое существует до акта речи и делает последний осмысленным. Например, если сказано «Откройте, пожалуйста, форточку», то к пресуппозиции относим следующую информацию: 1. «Есть форточка» и 2. «Она закрыта».
Вторая
классификация – это
классификация по эмоционально-экспрессивной окраске. Если говорящий только
сообщает о чем-либо, только побуждает собеседника или третье лицо к действию
либо только спрашивает о чем-либо, – предложение является нейтральным с точки
зрения его эмоционально-экспрессивной окрашенности. Если же выполнение одного
из целевых назначений сопровождается еще выражением эмоций говорящего, то
предложение характеризуется эмоционально-экспрессивной окрашенностью и
называется восклицательным. На конце таких предложений ставится восклицательный
знак:
Велика
земля! (повествовательное
предложение, восклицательное – точка не ставится).
Гляди!
Глядите все!
(побудительные предложения, восклицательные).
Которые
тут временные?! (В.
Маяковский) (вопросительное предложение, восклицательное).
Иногда, кроме специфической «восклицательной»
интонации (большая интенсивность артикуляции звуков, большая длительность
гласных, возможен более медленный темп), показателем эмоционально-экспрессивной
окрашенности предложения являются восклицательные частицы: что за, какой.
Например: Что за прелесть эта Наташа (Л. Толстой);
Какой сильный вemep!
Итак, в соответствии с этой классификацией все предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Третья
классификация – по количеству
предикативных конструкций.
Предложение как целостная синтаксическая
единица коммуникативного назначения может включать в себя как одну предикатниную конструкцию, так и несколько предикативных
конструкций. Предложение, построенное на базе одной предикативной конструкции,
называется простым. Например: Про
батарею Тушина было забыто (Л. Толстой). Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А. Пушкин).
Предложение, построенное на базе двух или более
предикативных единиц, называется сложным. Например: Дети побежали в сад, а взрослые остались на
террасе пить чай. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы,
где, может быть, родились вы или стали, мой читатель (А. Пушкин).
5.
Классификация простых предложений, принятая в
«традиционном» русском синтаксисе
В этой классификации отражен такой подход к
предложению, при котором различные аспекты организации предложения последовательно
не разграничиваются. У истоков этой классификации стоит учение
А.А. Шахматова об односоставных и двусоставных предложениях.
Если предикативная основа предложения включает
два компонента: субъект психологического суждения, выраженного предложением,
и предикат, то предложение называется двусоставным, а эти два компонента –
подлежащим (главный член господствующего состава) и сказуемым (главный член
зависимого состава). Если же такого расчленения на субъект и предикат нет, то
имеем дело только с одним главным членом, – это односоставные предложения.
Например: На дворе лает собака (собака – подлежащее, лает – сказуемое) –
предложение двусоставное. Вчера
морозило. Прекратите разговор. Прошу войти – предложения
односоставные, так как главный член: морозило,
прекратите, прошу – соответствует по своему значению сочетанию
субъекта с предикатом.
Кроме главных, в предложении могут быть и
второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельство.
Например: На дворе громко лает
обеспокоенная прохожим собака (на дворе и громко – обстоятельства, обеспокоенная –
определение, а прохожим – дополнение).
В делении всех членов предложения на главные и
второстепенные отразилось понимание принципиального различия между предикативным
сочетанием слов и непредикативным их соединением, на что обращал внимание А.А.
Шахматов. Второстепенные члены предложения получили свое название именно вследствие
того, что они не включаются в предикативную основу предложения и с этой точки
зрения являются неглавными. Однако с коммуникативной точки зрения они могут
быть и главными.
По наличию / отсутствию второстепенных членов
все предложения делятся на распространенные
(с второстепенными членами) и
нераспространенные (без них). Распространенными и
нераспространенными могут быть как двусоставные, так и односоставные
предложения. Например: Отец – инженер
(двусоставное нераспространенное) – Отец
моего школьного друга – главный инженер Метростроя (двусоставное
распространенное). Ночь
(односоставное нераспространенное) – Тихая
летняя ночь. На дворе уже ночь (односоставные распространенные).
Итак, в «традиционной» классификации с учетом формальной стороны организации
предложения проводится деление всех простых предложений на
односоставные/двусоставные и распространенные/ нераспространенные. Следующая их характеристика предполагает уже
учет коммуникативного аспекта организации предложения и связана с выявлением
его места и роли в определенном речевом акте. Это деление всех простых
предложений на полные и неполные.
Полными считаются предложения, включающие все члены
предложения, необходимые с точки зрения его структуры и его коммуникативной
завершенности в данном контексте. Например, полным является такое предложение,
служащее ответом на вопрос Кто идет
сегодня на экскурсию? – Сегодня на экскурсию идет второй курс филологов.
Неполными считаются предложения, в которых
пропущен какой-либо член предложения – главный или второстепенный (или несколько
членов предложения), однозначно восстанавливаемый из контекста или ситуации,
например: [Кто идет сегодня на экскурсию?] – Второй курс
филологов.
2) Односоставные предложения
Если в предложении есть только один главный
член, носитель предикативного значения, то предложение не имеет ни
подлежащего, ни сказуемого; это односоставное предложение. В рассматриваемой
традиционной концепции все односоставные предложения делятся на следующие
группы:
1) определенно-личные;
2) обобщенно-личные;
3) неопределенно-личные;
4) безличные;
5) инфинитивные;
6) номинативные.
Как видно уже из названий выделенных типов
односоставных предложений, эта классификация проведена не по одному основанию:
то по семантике главного члена (например, неопределенно-личные), то по его
форме (например, инфинитивные).
Практическое
занятие №5. Простое предложение