Практические занятия № 12

 

Тема: «Бессоюзное сложное предложение»

 

Вопросы для изучения

1.     Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП).

2.     История изучения БСП.

3.     Синтаксическое значение БСП.

4.     Средства оформления БСП.

5.     БСП однородного состава, их признаки, разновидности.

6.     БСП неоднородного состава, их признаки, разновидности.

7.     Несвободные модели БСП.

8.     Коммуникативная структура БСП.

9.     Функциональные типы БСП.

10. Знаки препинания в БСП.

 

Практическое задание

1. Расставьте знаки препинания, определите типы БСП (однородного/неоднородного состава, открытой/закрытой структуры, характер грамматического значения); укажите, какими средствами выражается связь предикативных частей в предложениях.

1)  Человек сделал землю обитаемой он сделал ее и уютной для себя. (М. Горький)

2)  Рабы перерождаются в людях вот новый смысл в жизни. (М. Горький)

3)  В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу. (М. Лермонтов)

4)  Я вздрогнул и удивился то была она моя ундина. (М. Лермонтов)

5)  Только в трех местах мелькали расплывчатые фосфорические пятна это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз. (В. Короленко)

6)  Не напрасно дули ветры не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

7)  Вдруг я увидел в глазах Льва Николаевича слезы это меня смутило я замолчал. (М. Горький)

8)  Очень благозвучно слова «Стожары» так народ называет созвездие Ориона. (М. Горький)

9)  Люди в автобусе молчат непогода сделала их угрюмыми неразговорчивыми. (В. Распутин)

10)  Не будь Матвей таким своенравным живи да радуйся. (Г. Марков)

11)  Завалит снегом ворота не отворишь. (К. Федин)

12)  Вдруг что-то шумно упало в воду я хвать за пояс пистолета нет. (М. Лермонтов)

2. Определите смысловые отношения между частями БСП, расставьте знаки препинания. Замените бессоюзные сложные предложения союзными. Всегда ли возможна такая замена?

1) Ты сам заметил  день ото дня я вяну  жертва златой отравы. (М. Лермонтов)

2) Убеждения внушаются теорией  поведение формируется примером. (А. Герцен)

3) Готовя разные формы для печати  мастера заметили одну особенность печатного оттиска  на нём всё получается в перевернутом виде.

4) Черная вода обладает великолепным свойством отражения трудно отличить настоящие берега от отраженных настоящие заросли от отражения в воде. (К. Паустовский)

5)  Дневные звезды можно увидеть лишь в очень глубоких и тихих колодцах высоко стоящие над нами недоступно невидимые нам они горят в глубине земли в малом черном зеркале воды венчиком разбрызгивая вокруг себя коротенькие острые лучи. (О. Берггольц)

6)  Еды вдоволь значит стужа лесному зверю не страшна. (Е. Носов)

7) В их бедно обставленной комнате с окнами на заходящее солнце я подумал маленькое жилище посреди чудесного сада занимает последнее место в заботах хозяев. (Е. Богат)

8) Он глянул вперёд почти перед самым носом парохода слабо мигал зелёный огонёк. (Б. Житков)

9) Бояться смерти на свете не жить. (пословица)

10) Разбирать завал было опасно: остатки стены могли прихлопнуть и спасателей. (В. Конецкий)

3. Перепишите в рабочие тетради схему анализа БСП (Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. зав. : в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой.– Ч. 2 : Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия», 2001). Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический анализ БСП:

1Нет умного соседа с книгой побеседуй. (пословица)

2Шутка очень важна в трудных положениях ею восстанавливается душевное равновесие. (Д. Лихачев)

3) Я с самого начала всё знала про стихи  я ничего не знала о прозе. (А. Ахматова)

4. Приведите примеры пословиц и поговорок, представляющих собой бессоюзные сложные предложения, в которых ставится тире между частями. Определите грамматическое значение этих предложений.

5. Составьте бессоюзные сложные предложения, в которых:

1) 1 часть – односоставное безличное предложение; 2 часть – двусоставное распространенное предложение.

2) 1 часть односоставное определенно-личное предложение; 2 часть – односоставное безличное предложение.

3) 1 часть – двусоставное предложение; 2 часть – двусоставное неполное предложение.

4) 1 часть – односоставное назывное предложение; 2 часть – двусоставное распространенное предложение.

6. Выполните упр. 137 (Панюшева, М. С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: пособ. для вузов. – М. : Дрофа, 2003. – С. 148).

 

Литература:

1.   Материалы к лекции: Тема 11 ЭУМК.

2.   Основная [1–7].

3.   Дополнительная [8, 11].