Тема: «Простое предложение»

 

1.   Понятие о предложении

 

Основной единицей синтаксиса является предложение. В отличие от слова, предложение выполняет не номинативную, а коммуникатив­ную функцию, т. е. служит не для называния, а для сообщения: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин). Вот парадный подъезд (Н. Некрасов). Мороз и солнце! (А. Пушкин). И даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим граммати­ческим значением и функцией в речи. Это различие можно обнаружить, например, при сравнении слова «зима», взятого в ряду слов на ту же букву из словаря (скажем, «забор», «заря», «зебра», «зима» и т. п.) с предложением в тексте: Зима! [Что делать нам в деревне?] (А. Пушкин). Преж­де всего предложение характеризуется определенной интонацией – интонацией законченности, которой ни слово, ни словосочетание не обладают; во-вторых, – и это главное – предложение Зима! обладает особым грамматическим значением. Оно состоит в том, что содержа­ние, заключающееся в этом слове-предложении, соотнесено с действи­тельностью, т.е. определенными средствами языка показано, что в дей­ствительности реально в момент речи существует зима. Отнесение содержания высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения, называемое предикативностью.

Интонация законченности как раз и служит показателем предика­тивности. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают.

Таким образом, и от слова, и от словосочетания предло­жение отличается грамматическим значением предикативности и комму­никативной функцией.

Предложение интонационно оформленная синтаксическая предикатив­ная единица коммуникативного назначения.

Для общения в русском языке используются и такие коммуникативные единицы (коммуникаты, слова-предложения), как Да. Нет. Вот еще! Конечно! Спасибо, и т.п. Эти коммуникаты служат для выражения реакции на реплику собеседника или на его действие, т.е. выражают отношение говоря­щего к сказанному ранее (или к ситуации, как в случаях благодарно­сти или приветствия). Такие коммуникаты называются еще релятивами. Релятивы предикативным значением не обладают и предложениями не яв­ляются. Если в высказы­вании выделить само содержание («положение дел», передаваемое предложением) – диктум (или пропозицию) – и отношение говоря­щего к этому содержанию – модус, – то релятивы содержат, в сущ­ности, только модус, т.е. имеют модальное значение, а предложения – и пропозицию (диктум), и модус. 

 

2.   Категории, оформляющие предикативность

 

Если предикативность есть грамматическое значение предложе­ния, то в языке должны быть и грамматические средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, вы­ражающих грамматическое значение предикативности, относятся:

– категория объективной модальности (синтаксического накло­нения);

– категория темпоральности (синтаксического времени);

– категория персональности (синтаксического лица).

Рассмотрим каждую из них.

Сравнивая предложения Лето! и Было бы сейчас лето!, видим, что в первом случае содержание предложения отнесено к действитель­ности как реальное, имеющее место в настоящем; это значение пере­дано синтаксическим индикативом, т. е. синтаксическим реальным наклонением. Второе предложение содержит сообщение о событии, факте, желательном для говорящего, но в реальной действительности места не имеющем. Таким образом, одно и то же содержание, заклю­ченное в слове «лето», соотнесено с действительностью в обоих случа­ях по-разному: в первом случае как реальное, во втором – как ирре­альное. Средством выражения этих значений объективной модаль­ности являются формы синтаксического наклонения: реального в первом случае и ирреального – во втором.

Итак, первая категория, в которой выражается предикатив­ность, – это категория объективной модальности, которая показыва­ет, что отношение сообщаемого к действительности мыслится или как реальное, или как ирреальное (желаемое, возможное, необходимое, требуемое, условное). Ядро этой категории составляет категория на­клонения глагола. Но наклонение – это морфологическая категория, а объективная модальность – синтаксическая категория, поэтому способы ее выражения можно назвать синтаксическими наклоне­ниями. Отличия объективной модальности (синтаксического накло­нения) от морфологического наклонения состоят в следующем.

1. Объективная модальность (синтаксическое наклонение) выра­жается и в безглагольных предложениях, а морфологическое накло­нение присуще глаголу как части речи: Тепло, Тишина, Накурено. В этих предложениях представлено синтаксическое реальное накло­нение, хотя глагол отсутствует (средствами выражения этого значе­ния является повествовательная интонация вместе с нулевой связкой; ср.: Было бы тепло!).

2. Морфологических наклонений в русском языке только три: изъявительное, сослагательное и повелительное, а структура объек­тивной модальности (синтаксического наклонения), как показала Н.Ю. Шведова, включает шесть членов: 1 – реальная модальность; 2 – 6 – ирреальная модальность, т.е. событие (действие, признак) мыслится как: 2 – возможное (Я и посидел бы с твоим ребенком, но у меня срочное дело.), 3 – желаемое (Посидел бы ты с моим малы­шом!); 4 — требуемое (Посиди с моим ребенком, пожалуйста, пока я схожу в университет.); 5 – условное (Я посидел бы с ребенком, если бы не экзамен.); 6 – должное (Я сиди тут с вашим ребенком, а вы бу­дете гулять!). Основными из приведенных значений ирреальной мо­дальности являются значения возможности, желательности, должен­ствования и побудительности.

3. Значение требуемого или необходимого действия может пере­даваться и формой инфинитива, который в морфологическом плане не обладает формами словоизменения и, следовательно, стоит вне ка­тегории морфологического наклонения, например: Вам выступать. Всем немедленно покинуть помещение!

Вторая синтаксическая категория, с которой связано выраже­ние предикативности, – это категория темпоральности (синтакси­ческого времени), которая показывает отнесенность содержания выс­казывания к одному из трех временных планов: настоящему, про­шедшему или будущему. Например: Завтра мы будем писать диктант. Завтра нам писать диктант. Завтра мы пишем дик­тант. Во всех трех случаях содержание сообщения отнесено к од­ному и тому же временному плану – плану будущего, хотя морфо­логическая форма будущего времени глагола присутствует только в первом предложении.

Отправной точкой для установления временного плана является момент речи. Например, о плане прошедшего мы говорим в том слу­чае, если действие произошло (или могло произойти) до момента речи, хотя при этом морфологическая форма глагола, означающего это дей­ствие, может быть и другая, например будущего времени: Когда мы вчера виделись с Андреем, я сказал ему, что вечером зайду к нему и отдам книгу. Временной план, в который отнесено все содержащееся в этом сложном предложении сообщение, – это план прошедшего, или прошлого, так как событие, о котором здесь сообщается, имело место до момента речи, глаголы же зайду и отдам употреблены в форме бу­дущего времени.

Значение побудительности может быть отнесено к настоящему или будущему временному плану, что уточняется контекстом: Пора, красавица, проснись... (А. Пушкин). Лирический герой обращается к краса­вице так, что побуждение к действию совпадает с моментом речи: «проснись сейчас, сразу: пора просыпаться сейчас, когда я это говорю». Сравним: Пусть всегда будет солнце! (Л. Ошанин) – пожелание, чтобы событие имело место постоянно в будущем.

Многие исследователи относят к числу категорий, оформляющих предикативное значение, еще и категорию персональности, показывающую отношение сообщаемого к лицу: говорящему (значение 1 лица), собеседнику (2 лицо), не к говорящему и не к собеседнику, к предмету/объекту речи (3 лицо). Например, в предложении Не видать тебе праздника! Нет подлежащего, но есть косвенное лицо – тебе,  выраженное местоимением 2 лица, хотя гла­гол во 2-м лице  отсутствует. Следовательно, категория лица (ка­тегория персональности) – это тоже синтаксическая категория, так как полного соответствия между персональным планом, к которому от­носится сообщение, и морфологической формой лица глагола может и не наблюдаться. Академик В.В. Виноградов относил синтаксичес­кое лицо к тем категориям, которые, наряду с синтаксическим на­клонением и синтаксическим временем, оформляют предикативное значение предложения. В «Русской грамматике-80» лицо исключает­ся из числа этих категорий.

 

3.   Аспекты анализа предложения

 

Предложение – синтаксическая единица многоплановая, много­аспектная, многоуровневая. Это значит, что оно обладает: 1) опреде­ленной формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его ак­туальным членением и 3) своей семантикой.

Анализ формальной (структурной) устроенности предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения, порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект (или уровень) организации предложения называется конструк­тивно-синтаксическим, или структурным. Так, на конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, например, предложения: Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план, так как в основе всех их лежит предикативное сочетание имени существительно­го в именительном падеже со спрягаемой формой глагола, между кото­рыми устанавливается связь координации.

Схематично предикативную основу этих предложений можно пред­ставить в виде: N1 (сущ. в Им. п.) + VF (глагол в спрягаемой форме). Выявление таких структурных схем и явля­ется целью конструктивно-синтаксического анализа предложения.

Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным за­данием говорящего: темы (исходного пункта высказывания, обо­значающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение) и ремы (сообщения по поводу темы или о теме). Тема- ремное (ина­че – актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначе­ние этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контек­стом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием. Сравним измене­ние коммуникативной установки говорящего при изменении порядка слов в двух предложениях-высказываниях: Я помогу тебе – Помогу тебе я. Средствами выражения актуального членения в этих предложениях являются порядок слов, интонация, логической ударение.

Данный уровень организации предложения называется комму­никативно-синтаксическим.

Если сравнить между собой приводившиеся выше три предложе­ния (Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план.) с точки зрения их коммуникативно-синтаксическою устрой­ства, то окажется, что они различны, так как различно их актуальное членение, отражающее разные коммуникативные намерения говорящего. Первое предложение отвечает коммуникативному заданию констатировать некоторый факт как целостное событие; весь лексичес­кий состав этого предложения выполняет роль ремы, а тема лексичес­ки не выражена, она нулевая. Второе предложение сообщает место обитания кенгуру и в соответствии с этим коммуникативным значением оно членится на тему «кенгуру водятся» и рему «только в Австралии». Третье предложение построено для сообщения об определенном заводе и членится на тему «завод» и рему «выполнил план».

Третий аспект организации предложения называется семантико-синтаксическим, так как связан с характером синтаксической се­мантики каждого предложения. С этой точки зрения приведенные предложения будут иметь и черты сходства, и черты различия. Так, первое предложение будет отличаться от второго и третьего, так как оно имеет бытийную семантику, т.е. сообщает, что имеется в мире или некотором его фрагменте. Второе и третье более близки по своей семантике, так как их назначение – характеризация (в широком смысле этого слова) некоторого предмета. Однако если третье предло­жение можно назвать просто характеризующим, то второе имеет бо­лее частное значение локальной характеризации.

Таким образом, предложения, сходные в одном плане, могут быть различными в другом, так что построить одномерную типологию пред­ложений в русском языке принципиально невозможно. Классифика­ции предложений неизбежно должны учитывать различные аспекты организации предложения, отражать результаты анализа предложе­ния в различных аспектах: конструктивно-синтаксическом, коммуникативно-синтаксическом и семантико-синтаксическом.

 

4.   Классификации предложений

 

В русской грамматике существует несколько классификаций пред­ложений. Это классификации по различным основаниям, поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Первая классификация – это деление всех предложений по це­левому назначению.

По целевому назначению предложения делятся на повествова­тельные, побудительные и вопросительные. Если строить дихо­томическую классификацию, то в первую группу попадут повествова­тельные предложения и побудительные вместе, так как они переда­ют некоторую информацию. А во вторую – вопросительные, так как они строятся для получения некоторой информации.

Повествовательные предложения содержат какое-либо сообще­ние: Пьер был неуклюж (Л. Толстой). Рудин говорил горячо, умно, дель­но (И. Тургенев).

Побудительные предложения передают просьбу или приказ говорящего, тем самым их целевое назначение – побудить собесед­ника или кого-либо другого к какому-либо действию: Отворите мне темницу (М. Лермонтов). Покажи мне свой рисунок. Пусть он за­молчит.

Вопросительные предложения строятся говорящим для получения информации от собеседника: Как пройти к памятнику Пушкина? Какое окончание в слове «ночь»?

Если сравнить порядок слов в вопросительных предложениях с порядком слов в повествовательных предложениях аналогичного лексического состава, то первый можно назвать «зеркальным». Зер­кальный порядок слов в вопросительных предложениях можно про­иллюстрировать следующим примером: если обозначить слова (или словосочетания) повествовательного предложения цифрами 1, 2, 3, 4, то в вопросительном предложении аналогичного лексического состава последовательность слов окажется такой: 4, 3, 2, 1. Напри­мер: В этот вечер (1) девушка (2) выглядела (3) чудесно (4). — Как (4) выглядела (3) девушка (2) в этот вечер (1)?

Пресуппозиция – это та информация, которая в данном предложении содержится имплицитно (невыраженно), или то «положение дел», которое существу­ет до акта речи и делает последний осмысленным. Например, если сказано «Откройте, пожалуйста, форточку», то к пресуппозиции относим следующую информацию: 1. «Есть форточка» и 2. «Она закрыта».

Вторая классификация – это классификация по эмоциональ­но-экспрессивной окраске. Если говорящий только сообщает о чем-либо, только побуждает собеседника или третье лицо к действию либо только спрашивает о чем-либо, – предложение является нейтраль­ным с точки зрения его эмоционально-экспрессивной окрашенности. Если же выполнение одного из целевых назначений сопровождается еще выражением эмоций говорящего, то предложение характеризу­ется эмоционально-экспрессивной окрашенностью и называется вос­клицательным. На конце таких предложений ставится восклица­тельный знак:

Велика земля! (повествовательное предложение, восклицательное – точка не ставится).

Гляди! Глядите все! (побудительные предложения, восклица­тельные).

Которые тут временные?! (В. Маяковский) (вопросительное пред­ложение, восклицательное).

Иногда, кроме специфической «восклицательной» интонации (большая интенсивность артикуляции звуков, большая длительность гласных, возможен более медленный темп), показателем эмоциональ­но-экспрессивной окрашенности предложения являются восклица­тельные частицы: что за, какой.

Например: Что за прелесть эта Наташа (Л. Толстой); Какой сильный вemep!

Итак, в соответствии с этой классификацией все предложения де­лятся на восклицательные и невосклицательные.

Третья классификация – по количеству предикативных кон­струкций.

Предложение как целостная синтаксическая единица коммуникативного назначения может включать в себя как одну предикатниную конструкцию, так и несколько предикативных конструкций. Предложение, построенное на базе одной предикативной конструкции, называется простым. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Толстой). Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин).

Предложение, построенное на базе двух или более предикативных единиц, называется сложным. Например: Дети побежали в сад, а взрослые остались на террасе пить чай. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или стали, мой читатель (А. Пушкин).

 

5.          Классификация простых предложений, принятая в «традиционном» русском синтаксисе

 

В этой классификации отражен такой подход к предложению, при котором различные аспекты организации предложения последова­тельно не разграничиваются. У истоков этой классификации стоит учение А.А. Шахматова об односоставных и двусоставных пред­ложениях.

1) Двусоставные предложения

Если предикативная основа предложения включает два компонен­та: субъект психологического суждения, выраженного предложени­ем, и предикат, то предложение называется двусоставным, а эти два компонента – подлежащим (главный член господствующего состава) и сказуемым (главный член зависимого состава). Если же такого рас­членения на субъект и предикат нет, то имеем дело только с одним главным членом, – это односоставные предложения. Например: На дворе лает собака (собака – подлежащее, лает – сказуемое) – предложение двусоставное. Вчера морозило. Прекратите разговор. Прошу войти – предложения односоставные, так как главный член: морозило, прекратите, прошу – соответствует по своему значению сочетанию субъекта с предикатом.

Кроме главных, в предложении могут быть и второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельство. Например: На дворе громко лает обеспокоенная прохожим собака (на дворе и гром­ко – обстоятельства, обеспокоенная – определение, а прохожим – дополнение).

В делении всех членов предложения на главные и второстепен­ные отразилось понимание принципиального различия между пре­дикативным сочетанием слов и непредикативным их соединением, на что обращал внимание А.А. Шахматов. Второстепенные члены предложения получили свое название именно вследствие того, что они не включаются в предикативную основу предложения и с этой точки зрения являются неглавными. Однако с коммуникативной точки зрения они могут быть и главными.

По наличию / отсутствию второстепенных членов все предложения делятся на распространенные (с второстепенными членами) и нераспространенные (без них). Распространенными и нераспространенны­ми могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Например: Отец – инженер (двусоставное нераспространенное) – Отец моего школьного друга – главный инженер Метростроя (двусос­тавное распространенное). Ночь (односоставное нераспространенное) – Тихая летняя ночь. На дворе уже ночь (односоставные распространен­ные). Итак, в «традиционной» классификации с учетом формальной стороны организации предложения проводится деление всех простых предложений на односоставные/двусоставные и распространенные/ нераспространенные.  Следующая их характеристика предполагает уже учет коммуникативного аспекта организации предложения и свя­зана с выявлением его места и роли в определенном речевом акте. Это деление всех простых предложений на полные и неполные.

Полными считаются предложения, включающие все члены пред­ложения, необходимые с точки зрения его структуры и его коммуника­тивной завершенности в данном контексте. Например, полным являет­ся такое предложение, служащее ответом на вопрос Кто идет сегодня на экскурсию? – Сегодня на экскурсию идет второй курс филологов.

Неполными считаются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения – главный или второстепенный (или несколь­ко членов предложения), однозначно восстанавливаемый из контек­ста или ситуации, например: [Кто идет сегодня на экскурсию?]Второй курс филологов.

2) Односоставные предложения

Если в предложении есть только один главный член, носитель пре­дикативного значения, то предложение не имеет ни подлежащего, ни сказуемого; это односоставное предложение. В рассматриваемой тра­диционной концепции все односоставные предложения делятся на сле­дующие группы:

1)  определенно-личные;

2)  обобщенно-личные;

3)  неопределенно-личные;

4)  безличные;

5)  инфинитивные;

6)  номинативные.

Как видно уже из названий выделенных типов односоставных предложений, эта классификация проведена не по одному основанию: то по семантике главного члена (например, неопределенно-личные), то по его форме (например, инфинитивные).

 

Практическое занятие №5. Простое предложение