Практические
занятия № 15
1.
Текст как
синтаксическая единица.
2.
Основные
категории и признаки текста.
3.
Основные категории и признаки текста.
4.
Языковые
средства связи предложений в тексте.
5.
Виды
связи предложений в тексте.
6.
Функционально-семантические
типы речи: описание, повествование, рассуждение.
7.
Сложное
синтаксическое целое (ССЦ) как единица текста.
8.
Абзац,
его композиционно-стилистическая роль в тексте.
9.
Период, его
строение и интонационные особенности.
Практическое
задание
1.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Однажды после
долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей.
(2) Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их
узкие лимонные листья. (3) Лишь на концах самых тонких веточек ещё трепетали по пять-шесть таких же
бледно-желтых листков. (4) Это все, что осталось от пышного карнавала осени.
(5) И вдруг среди этих
шорохов и всплесков послышались необычные звуки. (6) Было похоже, что где-то
совсем рядом играла крошечная скрипка. (7) Звуки мелодии были так слабы, что
порывы ветра иногда обрывали, как пушинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.
(8) Прислушиваясь, я
уловил закономерную связь между скрипачом и ветром. (9) Когда ветер немного
утихал, скрипка переходила на более низкие ноты. (10) Но когда ветер
усиливался, звуки забирались выше и выше, становились острыми, как жало.
(11) Как заворожённый,
слушал я этот удивительный концерт. (12) Я прислушивался снова и снова, и напев
повторялся все в тех же сочетаниях звуков.
(13) Наконец я
установил место, откуда текла тоненькая струйка мелодии. (14) Это была
обыкновенная раковина. (15) Из глубины выложенного перламутром убежища
отчетливо слышались звуки крошечной скрипки. (16) Я догадался, что слышанную
мною мелодию извлекал из раковины ветер.
Задания к тексту
1) На примере данного
текста охарактеризуйте текстовые категории.
2) Определите, какая
из перечисленных ниже подтем не нашла отражения в
тексте:
– Картина поздней осени.
– Удачная ловля рыбы.
– Необычные звуки.
– Таинственная связь
между неизвестным скрипачом и ветром.
– Разгадка тайны музыки.
3) Определите стиль и тип
речи текста.
4) Установите средства
связи предложений 13 – 16.
2. Составьте ССЦ описательного типа.
Охарактеризуйте их. Используйте в качестве начальных фраз предложения:
1) Обычно в конце
сентября погода портится.
2) Это был
человек лет двадцати пяти.
3. Выпишите из научных текстов по языкознанию и
литературоведению два примера, представляющих собой ССЦ типа рассуждения.
Охарактеризуйте структурные особенности этого типа ССЦ.
4. Запишите в рабочую тетрадь 2 примера поэтического
периода.
5. Выполните упр. 766, ССЦ 2 «В Мещорском крае можно увидеть…» (Практический курс
современного русского языка. Сборник упражнений: учеб. пособие / под ред.
П. А. Леканта. – М. : Высш.шк.,
2002. – С. 298.). Схему разбора ССЦ запишите в рабочую тетрадь.
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 13 ЭУМК.
2.
Основная
[1–7].