1. Общая характеристика сложноподчиненного
предложения (СПП).
2.
Средства связи частей СПП:
а) подчинительные союзы и союзные
слова, критерии разграничения омонимичных союзов и союзных слов; разряды
союзных слов; семантические (дифференцирующие) и асемантические
(синтаксические, недифференцирующие) союзы;
б) соотносительные слова
(указательные слова, корреляты), их виды, функции в предложениях нерасчлененной
и расчлененной структуры;
в) позиция придаточной части в
СПП;
г) соотношение
видо-временных и модальных планов глаголов-сказуемых в частях СПП.
3.
Вопрос о классификации СПП в
синтаксической науке: логико-семантическая классификация; формальная
классификация; структурно-семантическая классификация.
4.
Основные положения
структурно-семантической классификации. СПП нерасчлененной (присловные) и
расчлененной (приосновные) структуры.
5.
Понятие о многочленном сложноподчиненном
предложении (МСПП). Типы подчинительной связи в МСПП: последовательное
подчинение, однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение придаточных
частей.
6.
Коммуникативная структура и функциональные
типы СПП.
1. Выполнить упр. 477, с. 287 (Валгина, Н. С. Сборник
упражнений по современному русскому языку: учеб. пособие для
вузов. – М. : Высш.шк, 1987).
2.
Определите средство синтаксической связи в СПП (союз или союзное слово).
1) Хочешь знать, как все это было? (А. Ахматова)
2)
Шифер на крыше крошился и стрелял этим
крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке. (В. Распутин)
3) Кормили дети пестрых жадных уток, что
кувыркались в проруби чернильной. (А. Ахматова)
4)
Что делала – сама еще не понимала. (А.
Ахматова)
5)
Когда шуршат в овраге лопухи и никнет
горсть рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи. (А. Ахматова)
6)
Обоз весь день простоял у реки и тронулся
с места, когда садилось солнце. (А. Чехов)
7)
Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг
разревелась так по-детски, что барабан не выдержал. (В. Маяковский)
8)
От жизни той, что бушевала здесь, от крови
той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас? (Ф.Тютчев)
9)
Такая тоска, что только б добежать и
голову сунуть воде в оскал. (В. Маяковский)
10)
У Чарльза Диккенса спросить, что было в
Лондоне тогда. (О. Мандельштам)
11)
Я написала слова, что долго сказать не
смела. (А. Ахматова)
12)
И на этой земле угрюмой счастлив тем, что
я жил и дышал. (С. Есенин)
13)
А вы на
земле проживете, как черви слепые живут. (М. Горький)
14)
Помните, как на войну провожали. (Э. Асадов)
15)
Я пойду дорогой недальней посмотреть, как играют дети. (А. Ахматова)
3. Определите тип предложений со значением взаимообусловленности,
составьте структурные схемы.
1) У самой тропинки росли огромные лесные
колокольчики, так что каждый колокольчик был чуть ли не по куриному яйцу.
2)
Устоять перед этими правилами было невозможно,
ибо у этих правил времени нет исключений.
3)
И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались
недобрыми, могильными.
4)
Если хвост очереди вел себя относительно
спокойно, то мужики, уже пробившиеся в голову очереди, приплясывали от
нетерпения.
5)
Он отставил левую ногу в сторону, чтобы
для удара был упор.
6)
Даже специалисты забывают язык, если не
тренируются.
7)
Раз сравнялись они с этими юными
существами, значит, не старые они.
8)
Сколько он ни справлялся в городе на
почте, ничего не было на имя Алмазова.
9)
Он употребил все свое красноречие, дабы
отвратить Акулину от ее намерения.
10)
Пусть я трачу деньги, но отчетом никому не
обязан.
11)
И куда кругом ни глянь, все лед и лед.
12)
Кругом рвались снаряды, так что всем было
не до него.
4. Запишите
в тетрадь схему анализа сложноподчиненного предложения (Современный русский
язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш.
учеб. зав. : в 2 ч. / В. В. Бабайцева
[и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой.–
Ч. 2 : Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия»,
2001) и выполните синтаксический анализ предложений.
1)
Небо было там пурпурное и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной
зелени лугов (М. Горький).
2)
Когда вода Всемирного потопа вернулась
вновь в границы берегов, из пены
уходящего потока на сушу
тихо выбралась Любовь – и
растворилась в воздухе до срока (В. Высоцкий).
3) Но есть и дни, когда в крови золотолиственных
уборов горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви (А. Фет).
5. Постройте схемы МСПП. Определите механизм связи предложений
(последовательное подчинение, параллельное, однородное, комбинированное).
1) Изумит и обрадует хор дроздов того кто первый раз
его услышит потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не
услышишь прежнего разнообразного пения (С. Аксаков).
2)
Никита изучал семь наук и, кроме того, русскую грамматику, замечательную тем,
что в ней всё состояло из местоимений, все глаголы были неправильные, а
спряжения, склонения, роды и виды этих сумасшедших глаголов закручивались в
такую тёмную пучину, что в ней с головой тонула даже тётушка, когда к ней
обращались за помощью (А. Толстой).
3)
Пять тысячелетий тому назад египетский фараон поручил своему гениальному
зодчему воздвигнуть сооружение, какого еще не видывал свет, –
колоссальную гору из камня, построенную по строгому математическому расчету,
такую прочную, чтобы простояла до окончания веков.
6. Найдите
стилистические ошибки в МСПП, прокомментируйте их и исправьте:
1) В лаборатории решили, что эксперимент, который
был проведен, следует повторить, так как, несмотря на то, что были получены
обнадеживающие результаты, о которых было доложено на совещании, и несмотря на
то, что имеются положительные отзывы специалистов, кое-что осталось еще не
выясненным, и что то, что уже проделано, не может считаться завершением работы,
поскольку, как теперь очевидно, не была учтена связь теории с практикой, хотя
именно эта задача была положена во главу угла, когда составлялся план
исследования.
2)
Я помню, как мы бежали по лесу, как
жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы пробирались сквозь кусты
боярышника.
3)
На производственном совещании обсуждались
вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли
возможности снизить себестоимость.
4)
Комиссия осмотрела общежитие, которому в
свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем
гараже.
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 10 ЭУМК.
2.
Основная
[1–7].