Практическое занятие № 6, 7

 

Тема: «Двусоставное предложение» 

 

Вопросы для изучения

1. Строение двусоставного предложения. Грамматическая основа двусоставного предложения.  

2. Подлежащее, его функции и способы выражения.

3. Сказуемое и его функции. Типология сказуемого:

а) простое глагольное сказуемое;

б) состав­ное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое;

г) сложное трехчленное сказуемое. 

4. Понятие о второстепенном члене предложения.  Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения.

5. Определение (его значение, разновидности (согласованное и несогласованное), способы выражения). 

6. Приложение как особый вид определения.

7. Дополнение (его значение, разновидности (прямое и косвенное), способы выражения дополнения. 

8. Обстоятельство (его значение, виды обстоятельств, способы выражения).

9. Понятие о детерминанте.

10. Синкретизм в системе членов предло­жения.

 

Практическое задание

1. Найдите грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены предложений. Определите тип предложения по составу грамматической основы.

1) Цветы не рвать. 2) Рвать цветы не советуем. 3) Не нужно рвать цветы. 4) Не рвите, пожалуйста, цветы. 5) Здесь никто не рвет цветы.

2. Определите семантику подлежащего в следующих примерах:

1) Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, напрасно; 2) Отчего брат перестал приходить к нам; 3) На море поднялся туман; 4) Изба покосилась от старости. 5) Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, свеча горела. 6) И падали два башмачка со стуком на пол. И воск слезами с ночника на платье капал. 7) По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. 8) Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. 9) Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мёртвых воскрешал. 10) Нежно трещали цикады, бриз гладил море слегка, и от сиянья нежного взгляда сердце рвалось в облака.

Какие еще значения может иметь подлежащее? Приведите свои примеры.

3. Выделите в предложениях сказуемые, определите их тип.

1) Давай поедем в город, где мы с тобой бывали.

2) Дыханье Рима – как сухие травы.

3) Но почему с рифмовником бродить по белу свету наперекор стихиям и уму так хочется и в смертный час поэту?.

4) Я скулить бы не стала по этому поводу, – Я ушла б со скулящими ведрами по воду, полный чайник на пламени стал бы скулить.

5) Я еще назову кое-что из того, что пока безымянно, темно. Проще пареной репы мое волшебство, но останется тайной оно.

6) Он рыться не имел охоты в хронологической пыли бытописания земли.

7) На дочь любимую он смотрит не насмотрится.

8) А старик как будто ухом по привычке не ведет.

9) Множество раз А. Гуськов вынужден был переживать одно и то же.

10) Пожалуй, даже я не в праве помышлять об этом.

11) Давай сейчас же соберем всех наших.

12) Но был ли счастлив мой Евгений?

13) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.

14) Первые недели плаванья принесли разочарование.

15) Манилов был совершенно растроган.

16) Деревья только-только начинали сбрасывать одежду.

17) Ребенок должен быть ребенком.

18) Жизнь Ольги Сергеевны висела на волоске.

4. Найдите в тексте простые предложения и разберите их по членам (по образцу).

Образец: Сегодняшнее путешествие несколько пугало старого поэта.

путешествие подлежащее, выражено сущ. в Им. п.;

пугало простое глагольное сказуемое, выражено глаголом прошедшего времени, изъявительного наклонения;

сегодняшнее согласованное определение, выражено прилагательным;

несколько обстоятельство меры и степени, выражено наречием;

старого согласованное определение, выражено прилагательным;

поэта – прямое дополнение, выражено существительным в Вин. п.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Она могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

(По М. Булгакову) 

5. Определите синтаксическую функцию инфинитива: а) подлежащее; б) сказуемое; в) определение; г) дополнение; д) обстоятельство.

1) Стремление выбиться в люди не давало ему покоя. (И. Бунин) 2) Сдать экзамен на отлично – вот моя задача. 3) Мы вышли в коридор поговорить. 4) Дети попросили бабушку рассказать сказку. 5) Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. (Б. Пастернак) 6) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В. Маяковский) 7) Обломов стал читать вслух. (И. Гончаров) 8) Не нагнать тебе бешной тройки! (Н. Некрасов) 9) Леса учат человека понимать прекрасное. (А.Чехов) 10) Путешествовать по родному краю – большое удовольствие. 11) Не раз поднималось в ее душе непреодолимое желание высказать все без утайки. (И. Тургенев) 12) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М. Исаковский) 13) Он ездил в лесной городок походить на лыжах. (В. Каверин) 14) Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. Некрасов) 15) Готовиться к экзамену не так-то просто. 16) Наиболее целеустремленные студенты будут учиться по особой программе. 17) Отряд начал продвигаться в глубь леса. 18) На станции Зима мы сошли пообедать. (В. Вересаев) 18) Природа учит нас понимать прекрасное. (К. Паустовский) 19) И уже несколько раз присажавался Иуда отдохнуть (Л. Андреев) 20) Я опутал поводья около руки и сладко заснул в ожидании приказа идти вперед. (А. Пушкин)

 

Литература:

1.   Материалы к лекции: Тема 6 ЭУМК.

2.   Основная [3, 5, 7].

3.   Дополнительная [8, 10, 11].