Тема: «Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение»
1. Общая характеристика сложного предложения (СП).
2. Основные признаки СП.
3. Аспекты изучения СП.
4. Структурная организация СП. Основные и
дополнительные средства связи частей. Структурная схема СП.
5. СП как полипропозитивная
единица; понятие о модусе и
диктуме высказывания. Синтаксическое значение СП и
средства его конкретизации.
6. Коммуникативная организация СП. Функциональные типы
СП.
7. Сложносочиненное предложение. ССП
однородного и неоднородного состава, их дифференциальные признаки.
9. Классификация ССП по основному средству связи:
а) ССП с соединительными союзами;
б) ССП с противительными союзами;
в) ССП с разделительными союзами;
г) ССП с присоединительными отношениями.
10. Знаки препинания в ССП.
1. Расставьте знаки препинания, постройте структурные
схемы, определите тип СП:
1. Пилат поднял мученические глаза на арестанта и
увидел что солнце уже довольно высоко стоит над ипподромом что луч пробирается
в колоннаду и проползает по стоптанным сандалиям Иешуа что тот сторонится от
солнца (М. Булгаков).
2. Каждое дерево чем-нибудь полезно каждое дерево
красиво одно цветами другое листвой третье осанкой и ростом четвертое цветом
ствола, коры (В. Солоухин).
3. С утра шумно и обильно лился дождь но к полудню
тучи иссякли их темная ткань истончилась и разорванную на множество дымных
кустов ветер угнал ее в море а там она вновь плотно свилась в синевато-сизую
массу положив густую тень на море успокоенное дождем (М. Горький).
4. Степь превратилась в мир чудес в дали
прозрачно-голубой незаметно рождались тихие и светлые как слеза озера таинственные
лесистые острова казалось стояли в воздухе невысоко над землей кони пасущиеся
на целине казались мощными гигантами (А.Чехов).
2. Укажите структурные средства связи частей
(письменно) и определите синтаксическое значение частей СП:
1. Листва на деревьях стала жестче, а ветер –
храбрее и шире.
2. То ли чай сеном пахнет, то ли сено пахнет
медом.
3. Кот узкими зрачками смотрит на огонь из угла,
и в каждом глазу у него по лучине.
4. Мысли сами занесли его туда, где он, казалось,
наотмашь захлопнул дверь.
5. Вы улыбнетесь – мне отрада. Вы отвернетесь –
мне тоска.
6. Женщина вошла в воду и улыбнулась: в воде было
растворено солнце.
7. Лишь только Маргарита коснулась влажной травы,
музыка над вербами ударила сильнее и веселее взлетел сноп искр из костра.
3. Определите общее и
частное грамматическое значение в ССП.
1. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто
найти у кого другого столько хлеба зерном мукою и просто в кладях.
2. Лаптев стоял за колоннами, а его жена и Костя
Кочевой сидели далеко впереди в третьем или четвертом ряду.
3. Судьба ли нас опять свела на Кавказе или она
нарочно сюда приехала?
4. Мое изумление еще больше увеличилось,
Коновалов также казался очень удивленным.
5. Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая
калмыками-табунщиками, да пройдет косяк степных лошадей.
6. В скользящей стеклянной зыби плавала не то
утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях.
7. Ясное звездное небо и термометр пророчили
мороз к утру, а между тем садовник Иван Иванович Карлов уехал в город и
положиться было не на кого.
8. То холодно, то очень жарко, то солнце
прячется, то светит слишком ярко.
9. Я вспомнил взятие Белогорской крепости, но не
посчитал нужным спорить.
10. Убеждения
внушаются теорией, поведение же формируется примером.
4. Запишите в тетрадь схемы синтаксического анализа ССП (Современный русский язык: Теория. Анализ
языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. зав. : в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. 2 : Морфология. Синтаксис.
– М. :
Издательский центр «Академия», 2001)
и сделайте синтаксический анализ следующих предложений (письменно):
1.
Ещё
в полях белеет снег, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).
2.
Та
музыка, мотивчик тот, за мною бегавший весь год, отстал – и сразу тихо стало
(А. Кушнер).
3.
За
ночь ветер вдруг сошел с ума, и выпал снег, и лег на листья иней
(Н. Заболоцкий).
4.
Жизнь
ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого
неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего не рассказывали (А.Чехов).
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема
9 ЭУМК.
2.
Основная
[1–7].