Практическое
занятие № 4
Тема:
«Синтаксис. Словосочетание»
Вопросы для изучения
1.
Синтаксис
как раздел языкознания. Значение термина «синтаксис». Предмет синтаксиса. Место
синтаксиса в грамматической системе языка.
2.
Виды
синтаксической связи и средства ее выражения.
3.
Словосочетание
как синтаксическая единица. Отношение словосочетания к слову и предложению.
Функция словосочетания. Структурная схема словосочетаний.
4.
Свободные
и несвободные словосочетания. Классификация несвободных словосочетаний:
синтаксически несвободные, фразеологически связанные,
метафорически неделимые.
5.
Простые и
сложные словосочетания. Основные конструктивные типы сложных словосочетаний.
6.
Лексико-грамматические
типы словосочетаний: именные (субстантивные, адъективные, квантитативные),
глагольные, наречные.
7.
Основные
типы смысловых отношений между компонентами словосочетаний: объектные,
субъектные, атрибутивные, обстоятельственные, комплетивные
(информативно восполняющие).
8.
Виды
подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание,
именное примыкание. Согласование полное и неполное. Связь в аппозитивных
сочетаниях. Управление сильное и слабое.
9.
Словосочетание,
синтагма и речевой такт. Компоненты словосочетания и члены предложения. Понятие
синтаксической позиции.
Практическое задание
1.
Выпишите из текста все возможные синтаксические
единицы по образцу:
Простые предложения: …
Сложные предложения: …
Словосочетания: …
Юность – прекрасный
возраст! Ты, как и многие, наверняка,
задаешься вопросом, сможешь ли сделать то или иное дело, справишься ли. Обязательно справишься! Главное, будь решителен и не
отступай перед трудностями. Любое дело –
это сначала твои мысли и мечты.
Чтобы они осуществились, необходимо
большое желание. Целеустремленность,
воля – это те
качества, которые помогают осуществлению задуманного.
2. Укажите средства синтаксической связи
(морфологические, лексические (типизированные), синтаксические, фонетические).
Девочка увидела новую куклу. Построили дом, и
он скоро будет заселен. Эмигрант тоскует по своей родине. У
дома пышным кустом раскинулась великолепная сирень. Не знаешь, где
найдешь, где потеряешь. Начались каникулы, и поэтому коридоры школы были пусты.
Уже светало. Что вы думаете об этом человеке? И. Ганди утверждала: «История –
самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики». Вот все, что перед
собой вижу. Бытие определяет сознание
3. Определите, какие из данных сочетаний слов и словоформ не являются словосочетаниями.
Снег идет, около дома, синий и
красный, буду ждать, веселый ветер, ищите и найдете, в связи с болезнью, говорить правду, в течение дня,
день, принесший радость, люблю тебя, идти пешком, всех дороже, пусть ответят,
чай вприкуску, стремиться жить, добрый человек.
4. Укажите вид подчинительной связи между
компонентами словосочетаний.
Кирпичный
дом, работать вместе, плакать от стыда, запах дыма, шутливый
тон, зеленый бор, идти быстро, умирать со смеху, шум дождя, умный вид, встреча с другом,
подать руку, странные взрослые, очень высоко, сказать правду, дом лесника, извилистая тропинка.
5. Какие из указанных словосочетаний имеют синкретичное
значение?
Красивая
девочка, суп с грибами, беседка в саду, встретить друга, говорить громко, поездка в Крым,
жить в лесу, путешествие автостопом, дом на холме.
6. Определите тип словосочетаний по морфологической
природе главного слова;
установите смысловые отношения в словосочетаниях.
Прощальный
вальс, очень громко,
вспоминая о прошлом, шум леса,
гордый успехом, быстрая ходьба,
дом с мезонином, удар наповал,
встретив друга, говорить
громко, рад встрече.
7.
Укажите сложные словосочетания.
Подарить
куклу дочери, девушка с добрыми
глазами, новое платье в горошек, пойти вечером в кино, человек выдающихся способностей, обсуждать
фильм с друзьями, мужчина среднего
роста, очень нужный для молодежи, вынуть
книгу из портфеля, тюльпан
черного цвета.
8. Выделите несвободные словосочетания.
Кое-кто из приглашенных, трое друзей, писать стихи,
широкая дорога, два берега, принять участие, боязнь лишений, намерен
отдыхать, засучить рукава, до мозга костей.
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 4 ЭУМК.
2.
Основная
[1–6].