Практическое задание № 17
Тема: «Пунктуация»
1.
Из истории русской пунктуации.
2.
Принципы русской пунктуации.
3.
Система знаков препинания и их функции.
4.
Основные виды пунктограмм
в русском языке:
– знаки препинания в простом
предложении;
– знаки препинания в сложном
предложении;
– знаки препинания при прямой речи
и цитатах.
5.
Авторская пунктуация.
Практическое
задание
1. Расставьте знаки
препинания в тексте, объясните их постановку.
Опасная профессия
В погоне за
интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного
риска.
Не опасна но почти
невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов очень опасно тигров.
Нельзя сказать заранее как поведёт себя медведь этот сильный и вопреки общему
представлению очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное
правило полез в гору где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то что
мол осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся ... При
щелчке фотокамеры запечатлевшей двух
малышей дремавшая где-то поблизости мать
кинулась ко мне как торпеда. Я понимал
ни в коем случае нельзя бежать зверь бросится вслед. На месте оставшийся
человек медведицу озадачил она вдруг резко затормозила и пристально поглядев на
меня кинулась за малышом.
Снимая зверей надо
во-первых знать их повадки и во-вторых не лезть на рожон. Все животные исключая
разве что шатунов-медведей стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все
несчастья видишь беспечность человека спровоцировала нападение зверя.
Издавна придуманы
телеобъективы чтобы снимать животных не пугая их и не рискуя подвергнуться
нападению чаще всего вынужденному. К тому же непуганые животные не
подразумевающие о вашем присутствии ведут себя естественно. Большинство
выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции нарушать
которую неразумно и даже опасно.
2. Выполните упр. 514 (Валгина, Н. С. Сборник упражнений по современному
русскому языку: учеб. пособие для вузов. – М. : Высш.
шк, 1987. – С. 314).
3. Ниже приведены примеры авторской
пунктуации. Сопоставьте ее с нормативной. Определите функцию авторских знаков
препинания (стремление акцентировать смысловые отрезки текста в соответствии с
авторским видением; создание экспрессии, динамичности, стремительной резкости
речевого потока; создание плавности, лиричности звучания; пристрастие автора к
определенным знакам препинания).
Наш путь – стрелой
татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной,
наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
(А. Блок)
Полсердца – туча
грозовая,
Под ней – все глушь,
все немота,
И эта – прежняя,
простая –
Уже другая, уж не та.
(А. Блок)
Как дитя – собою
радость рада, и любовь любуется собой; Точно небом – лунно-звездным телом
милого от Смерти заслоня, отвечает ей девица смело;
Точно рана – губы влажно алы; Но сломался нож – точно камнем ударили им; Седой
почти и такой важный, богатый, говорил – как владыка; И – как звезды – кротко
смотрят очи. (Из произведений М. Горького)
Над двором – узорно:
Вон – крест, вон – гроздь...
И у черной
Лестницы – карта звезд.
И если гром у нас – на крышах,
Дождь – в доме, ливень – сплошь,–
Так это ты письмо мне пишешь,
Которого не шлешь. (М. Цветаева)
Все так. И пусть. И горечь тоже.
Приемлю мед, приемлю соль.
От одного меня, о боже,
По милосердию уволь:
Когда ни вьюги и ни лета,
Когда ни ночи и ни дня,
Когда ни вкуса и ни цвета,
Когда ни льда и ни огня!(В. Солоухин)
4. Объясните постановку знаков
препинания в тексте в соответствии с принципами русской пунктуации.
Роза
Ранним утром, едва
забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали,
неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая
по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от
древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее
увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами
жасмина и роз.
Погружённый в свои
воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в
начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с
тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы
меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно
носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...
Наш дом! Он, как и
прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре
палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная
роза.
Роза распустилась в
хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса
оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно
плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее
утро...
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 15 ЭУМК.
2.
Основная [1–7].