Практическое
занятие №1
Тема: «Наречие.
Категория состояния»
Вопросы для изучения
1.
Наречие
как часть речи. Морфологические и синтаксические особенности наречий. Границы
наречия как части речи.
2.
Классификация
наречий в зависимости от характера выражения лексического значения
(знаменательные и местоименные).
3.
Классификация
наречий в зависимости от характера лексического значения (определительные и
обстоятельственные). Лексико-грамматические разряды определительных наречий: а) качественные
наречия; б) количественные наречия;
в) наречия образа и способа
действия.
4.
Лексико-грамматические
разряды обстоятельственных наречий: а) наречия
места; б) наречия времени; в) наречия причины; г) наречия цели.
5.
Морфологические
особенности качественных наречий (наличие категории компаратива).
Образование и употребление форм сравнительной степени наречий.
6.
Слова
категории состояния как отдельный лексико-грамматический разряд слов. Вопрос о
грамматическом статусе слов категории состояния: безлично-предикативные наречия
или самостоятельная часть речи (Л. В. Щерба,
В. В. Виноградов).
7.
Лексико-семантические
особенности слов категории состояния, их частные значения.
8.
Грамматические
особенности слов категории состояния (неизменяемость, употребление со связкой,
наличие аналитических форм времени, наклонения и образование форм компаратива).
9.
Синтаксическое
функционирование слов категории состояния.
10. Отличие слов категории состояния от кратких
прилагательных среднего рода, наречий на -о и имен существительных.
Практическое
задание
1. Выпишите наречия, определите их разряд по значению, установите
происхождение и способ словообразования, укажите синтаксические функции
наречий.
Я ехал на
перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого
чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.
Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно
вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и
сверкает, как змея своею чешуею. Мы остановились
возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости
караван верблюдов остановился для ночлега.
Я нанял шесть
быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан,
другие стали помогать быкам почти одним криком.За
моею тележкою четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало, несмотря на
то, что она была доверху накладена. Хозяин тележки
казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо
с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его
твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал
мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.
(По
М. Лермонтову)
2. Образуйте наречия от приведенных ниже слов,
учитывая, что от некоторых слов можно образовать 2–3 наречия.
Весенний,
исторический, хороший, умоляющий, творческий, летний, веселый, гнетущий, лисий,
человечий, русский, настоящий, приятельский, искренний, человеческий; глубь,
бок, высь, ширь, даль, верх, век, встреча, сила.
3. Прочитайте текст. Какие неизменяемые слова на -о в нем встретились? К какой части речи
они относятся?
Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг
колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и
фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим
городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями
песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь
седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах,
красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ
уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.
(По Л. Толстому)
4. Дайте лингвистический
комментарий следующим примерам.
1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.
2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна
выглядит счастливее сестры.
3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.
4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.
5. Образуйте форму простой сравнительной степени от
следующих наречий. Составьте с тремя из образованных форм предложения так,
чтобы данные формы выступали в функции обстоятельства, определения или
сказуемого.
Густо, чисто, сладко, тесно, редко, узко, резко, ясно,
далеко, хорошо.
6. Раскройте скобки и объясните правописание наречий и
наречных сочетаний.
(Без)толку, (с)низу, (в)дали, (в)сердцах, (на)встречу,
(в)тайне, (в)открытую, (в)ручную, (в)последствии, (на)удачу, (на)славу,
(в)двое, (в)ничью, (из)вне, (в)дребезги, (на)обум,
(на)ощупь, (в)одиночку, (по)одиночке, (перво)наперво, бок(о)бок,
крест(на)крест.
7. Даны слова, являющиеся в определенном
контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно,
можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень,
недосуг, грех, жаль, стыд. Сгруппируйте данные слова в
зависимости от лексического значения.
8. Наиболее трудно определить частеречную
принадлежность слов, оканчивающихся на -о в сочетании с
инфинитивом. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова -о в
приведенных ниже предложениях, учитывая мнение лингвистов:
если инфинитив предшествует слову на -о с эмоционально-оценочной
семантикой, то он является подлежащим, а слово на -о по своим лексико-грамматическим
свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в
двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается
как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории
состояния.
Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он
мучается. Жить на Севере нелегко,
но работать интересно. Интересно жить и работать на Севере. Воспитывать ребенка
очень ответственно. Нелегко внушить ему правильный взгляд на жизнь.
9. Заслуживает внимания точка зрения В. В. Бабайцевой, которая
рассматривает оценочные слова на -о как синкретичные образования,
совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния и
обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную
отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание
признаков то одной, то другой части речи в зависимости от доминирующих свойств
оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния).
Вслед за В. В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи
в следующих примерах является слово хорошо.
1)
О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна
(Л.Толстой).
2)
Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух
мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до
глубокой ночи (Л. Волынский).
3)
Мне здесь хорошо… А вы будете скучать (В. Каверин).
4)
Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо! – и засмеялся (И. Герасимов).
5)
Все хорошо под сиянием лунным (Н. Некрасов).
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 1 ЭУМК.
2.
Основная
[1–7].