Практические занятия № 15

 

Тема: «Синтаксис текста»

 

Вопросы для изучения

1.        Текст как синтаксическая единица.

2.        Основные категории и признаки текста.

3.         Основные категории и признаки текста.

4.        Языковые средства связи предложений в тексте.

5.        Виды связи предложений в тексте.

6.        Функционально-семантические типы речи: описание, повествование, рассуждение.

7.        Сложное синтаксическое целое (ССЦ) как единица текста.

8.        Абзац, его композиционно-стилистическая роль в тексте.

9.        Период, его строение и интонационные особенности.

 

Практическое задание

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. (2) Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (3) Лишь на концах самых тонких веточек ещё трепетали по пять-шесть таких же бледно-желтых листков. (4) Это все, что осталось от пышного карнавала осени.

(5) И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались необычные звуки. (6) Было похоже, что где-то совсем рядом играла крошечная скрипка. (7) Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как пушинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

(8) Прислушиваясь, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром. (9) Когда ветер немного утихал, скрипка переходила на более низкие ноты. (10) Но когда ветер усиливался, звуки забирались выше и выше, становились острыми, как жало.

(11) Как заворожённый, слушал я этот удивительный концерт. (12) Я прислушивался снова и снова, и напев повторялся все в тех же сочетаниях звуков.

(13) Наконец я установил место, откуда текла тоненькая струйка мелодии. (14) Это была обыкновенная раковина. (15) Из глубины выложенного перламутром убежища отчетливо слышались звуки крошечной скрипки. (16) Я догадался, что слышанную мною мелодию извлекал из раковины ветер.

Задания к тексту

1) На примере данного текста охарактеризуйте текстовые категории.

2) Определите, какая из перечисленных ниже подтем не нашла отражения в тексте:

– Картина поздней осени.

– Удачная ловля рыбы.

– Необычные звуки.

– Таинственная связь между неизвестным скрипачом и ветром.

– Разгадка тайны музыки.

3) Определите стиль и тип речи текста.

4) Установите средства связи предложений 13 – 16.

2. Составьте ССЦ описательного типа. Охарактеризуйте их. Используйте в качестве начальных фраз предложения:

1) Обычно в конце сентября погода портится.

2) Это был человек лет двадцати пяти.

3. Выпишите из научных текстов по языкознанию и литературоведению два примера, представляющих собой ССЦ типа рассуждения. Охарактеризуйте структурные особенности этого типа ССЦ.

4. Запишите в рабочую тетрадь 2 примера поэтического периода. 

5. Выполните упр. 766, ССЦ 2 «В Мещорском крае можно увидеть…» (Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: учеб. пособие / под ред. П. А. Леканта. – М. : Высш.шк., 2002. – С. 298.). Схему разбора ССЦ запишите в рабочую тетрадь.

 

Литература:

1.   Материалы к лекции: Тема 13 ЭУМК.

2.   Основная [1–7].

3.   Дополнительная [8–11].