Практическое
занятие № 3
Тема:
«Модальные слова. Междометия. Звукоподражания»
Вопросы для
изучения
1. Дискуссия о модальных словах в
русской лингвистике. Выделение модальных слов в самостоятельную неполнозначную
часть речи (В. В. Виноградов). Специфика
морфологических, синтаксических и семантических признаков модальных слов.
2. Лексико-семантические
разряды модальных слов.
3. Связь
модальных слов с другими частями речи. Проблема разграничения модальных слов и
омонимичных им форм полнозначных слов.
4. Междометия.
Особое положение междометий в системе частей речи. Границы междометия как части
речи.
5. Разряды
междометий по значению (эмоциональные, императивные и этикетные междометия); по
структуре (непроизводные и производные, простые и составные).
6. Звукоподражания,
их типологическое сходство с междометиями. Отличие звукоподражаний от
междометий.
Практическое
задание
1.
Найдите модальные слова с точки зрения
узкого и широкого понимания состава этой группы. Укажите модальные слова,
определите их разряд по значению и способ образования.
1) К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется, вовсе
не торопился в дорогу. (М. Лермонтов)
2) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите или, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору (или, как называет ее ученый Гамба, le mont St.-Christophe) достоин вашего любопытства. Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину ... (М. Лермонтов)
3) Другая идея вот: мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых, потому, что слушать меня
утомительно, во-вторых, нельзя проговориться, в-третьих, можно узнать чужую
тайну, в-четвертых, такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков. (М. Лермонтов)
4) Я сказал, что тулуп и лошадь, правда, не посовестился я принять от самозванца; но что
Белогорскую крепость защищал я противу злодея до последней крайности. (А. Пушкин)
5) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь
май. (А. Чехов)
6) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? (А.
Пушкин)
7) Горный воздух, без всякого сомнения, действует
благотворно на здоровье человека. (М. Лермонтов)
8) Кажется, ваша история там наделала много
шуму.
9) Мы приближались к городку, где, по словам
бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к
коменданту. (А. Пушкин)
10) Одним словом, у этого человека наблюдалось
постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе
футляр. (А. Чехов)
11) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань. (М. Лермонтов)
2. Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки
препинания.
Однажды ... Аполлон, бог света и искусств, дал
задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и
«Одиссея». Зоил ... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику
философа. Тот не увидел красоты. А ведь он ... стоял перед морем красоты.
Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой
труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал ... символом пустой и злобной критики. (По В. Келеру)
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания,
раскрывая скобки. Разберите
предложения по членам. Какие слова не являются членами предложения? Определите,
для какой цели они употреблены.
1) Увы он счастия
(не)ищет и (не)от счастия бежит. (М. Лермонтов)
2) Ну барин закричал ямщик беда: буран! (А. Пушкин) 3) Эй ямщик смотри:
что там чернеется? (А. Пушкин) 4) Ай Моська Знать она сильна, что лает на
Слона! (И. Крылов) 5) Эй проснися ветер! Подыми пургу
задыми метелью белою в лугу. (И.Бунин) 6) Спи
младенец мой прекрасный баюшки (баю). Тихо смотрит
месяц ясный в колыбель твою. (М. Лермонтов) 7) Ну братцы-атаманцы давайте
расходиться и спать. (М. Шолохов)
4. Прочитайте предложения и определите,
в каких случаях перед обращением употреблено междометие О (в значении ах), а в
каких – частица О. Как это отражается на интонации и пунктуации
предложений?
1) Любезный именинник, о Пущин
дорогой! Прибрел к тебе пустынник с открытою душой. (А. Пушкин) 2) О,
скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (А. Пушкин) 3) О юность
бедная моя! Прости меня, смирился я! (Н. Некрасов) 4) Он был, О море, твой
певец! (А. Пушкин) 5) Хвалю тебя, о верный брат! (А. Пушкин) 6) О Родина
святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя. (В. Жуковский) 7) Разбуди
меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (С. Есенин) 8) О первый ландыш из-под
снега, ты просишь солнечных лучей. (А.Фет) 9) О, моя
утраченная свежесть, буйство глав и половодье чувств! (С. Есенин) 10) О
мой милый, мой нежный, прекрасный сад! (А. Чехов) 11) О лазурное царство!
О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя во сне. (И.
Тургенев) 12) О, зачем я не ворон степной! (М. Лермонтов) 13) О, если
б ты могла хоть на единый миг забыть свою печаль. (А. Толстой) 14) О, если б в
небо хоть раз подняться! (М. Горький)
5. Установите,
какую роль выполняет слово да
в каждом предложении. Объясните постановку знаков препинания.
1) В механике и я чего-нибудь да стою. (И.
Крылов) 2) Было очень тихо, только с улицы доносились детские голоса да
осторожно два раза прогудела машина. (В. Каверин) 3) Кто знатен и силен, да не
умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он. (И. Крылов) 4) Да уж, пожалуй, не
откажусь. (А. Толстой) 5) Мал золотник, да дорог. (пословица) 6) Да какой
вопрос-то? (В. Шукшин) 7) Да, да, прикажи подавать лошадей. (И. Бунин) 8) Да
знаете ли вы дорогу к Собакевичу? (Н. Гоголь) 9) Да, он горяч, я ему это
уже несколько раз замечал. (Н. Гоголь) 10) Да, домишко очень недурен.
(Н. Гоголь) 11) Да в нашей реке и рыбы-то нету. (И. Тургенев) 12) Да
разве же так она, война, прикончится? (М. Шолохов) 13) Они, конечно, не
знают меня, да я-то их знаю. (Ф. Достоевский) 14) Да, наша жизнь текла
мятежно, полна тревог, полна утрат. (Н. Некрасов)
6. Прочитайте текст. Выделите
звукоподражательные слова и междометия. Определите их разряды.
Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то
как!» – подумал он, потягиваясь. «Тук-тук-тук», – это дятел
искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» – откликнулся на
заборе петух. «Ко-ко-ко!» – заторопились курочки к своему вожаку.
«Цыц! Пошли отсюда!» – прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла
послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой.
«Динь-динь-динь», – доносился из поля дальний звук колокольчика. «Ох,
Боже мой! Куда он подевался?» – охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё
утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо
прятаться!» – мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез
за сараем. «Тсс-с-с, не выдавай меня», – шепнул он подбежавшему к
нему Шарику. «Полно! Дай мальчонке отдохнуть», – вступился за Витьку
улыбавшийся дедушка, наблюдавший за происходящим из окошка.
7. Выпишите
звукоподражательные слова.
Тьфу! Ква-ква.
Брысь! Динь-динь. Курлы-курлы. Всего хорошего.
Тсс… Чух-чух. Кар-кар.
Кря-кря Ай-ай! Э-хе-хе. Дзинь.
Шмяк. Ура! Фас! Эй! Алло! Здравствуйте!
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема
3 ЭУМК.
2.
Основная
[1–7].