Практическое занятие
№ 5
Тема: «Простое
предложение»
Вопросы для изучения
1. Простое предложение:
грамматическое устройство, грамматическое значение, функции.
2. Простое предложение как
многоаспектная единица синтаксиса (структурный, коммуникативный, семантический
аспекты).
3. Предикативность как
основной признак простого предложения. Категории,
определяющие предикативность (модальность, темпоральность,
персональность).
4. Понятие
объективной и субъективной модальности предложения.
5. Виды
синтаксической связи в простом предложении: предикативная связь (координация,
соположение, тяготение), полупредикативная связь, аппликация (пояснение),
присоединительная связь,
сочинительная связь, подчинительная связь.
Практическое задание
1. Проанализируйте предикативность предложений.
Какие модальные, темпоральные, персональные значения выражены в каждом из них?
Укажите средства выражения этих значений.
1. Эта безлунная ночь, казалось, была всё
так же великолепна, как и прежде. (И. Тургенев) 2. – Да что ж ты
молчишь? – Так, брат, не говорится что-то. (В. Гаршин) 3. Бывает, сядешь
за стол – и не пишется. (М. Пришвин) 4. Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые места, как на войне. (К.
Паустовский) 5. Воздух окован мёрзлым железом. (К. Паустовский) 6. За
всё тебя, господь, благодарю! (И. Бунин) 7. Плетёмся по грибы. Шоссе.
Леса. Канавы. Дорожные столбы налево и направо. (Б. Пастернак) 8. Леса в
жемчужном инее. Морозно. (И. Бунин)
2. Прочитайте
тексты. Все ли фрагменты, отделённые «знаками конца», интонационно оформлены?
Все ли имеют форму предложения? Отметьте фрагменты, не являющиеся
предложениями, не обладающие признаками предложения.
1. [Мамаев] Старый
стиль сильнее был. Куда! Далеко нынче. (А. Острвский)
2. Куда теперь? Март. Сумерки. К вечерне звонят в порту. (А. Блок) 3. [Нароков] Я человек образованный, учился в высшем учебном
заведении, я был богат. [Домна Пантелевна] Ты-то? [Нароков] Я-то! [Домна Пантелевна]
Да ужли? (А. Острвский)
4. – Неужели в гостинице нет ни души? – спросил я. – Как нет?! –
возмущенно воскликнул старик. – А Юрия Карловича Олешу вы не считаете? – Он
здесь? – Безусловно. Где же ему быть, скажите, как не в Одессе?
(К. Паустовский). 5. [Глумов] Вот теперь у него в милости этот Курчаев. [Глумова] Вот кабы тебе
... (А. Острвский) 6. Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты
ворот. (Б. Пастернак) 7. Ветер, какой ветер сегодня! (А. Вознесенский)
3. Проанализируйте
предикативность предложений. Какие модальные, темпоральные, персональные
значения выражены в каждом из них? Укажите средства выражения.
1. Эта
безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.
(И. Тургенев) 2. – Да что ж ты молчишь? – Так, брат, не говорится что-то.
(В. Гаршин). 3. Бывает, сядешь за стол – и не пишется. (М. Пришвин)
4. Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые места, как на
войне. (К. Паустовский) 5. Воздух окован мёрзлым железом.
(Б. Пастернак) 6. За всё тебя, господь, благодарю! (А. Блок) 7.
Плетёмся по грибы. Шоссе. Леса. Канавы. Дорожные столбы налево и направо.
(Б. Пастернак) 8. Леса в жемчужном инее Морозно. (А. Блок).
3. Составьте
простые предложения, в которых реализуются следующие виды синтаксических
связей:
1) предикативная связь (координация),
полупредикативная связь, аппликация, (пояснение).
2) предикативная связь (координация), подчинительная
связь, присоединительная связь.
3) предикативная связь (соположение), сочинительная
связь, полупредикативная связь.
4) предикативная связь (тяготение), подчинительная
связь, сочинительная связь.
5) предикативная связь (координация),
присоединительная связь.
Литература:
1.
Материалы к лекции: Тема 5 ЭУМК.
2.
Основная
[1–4].