Природопользование – один из самых сложных управления, поскольку находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. В настоящее время масштабы фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение экологических проблем, неуклонно возрастают. В этих исследованиях участвуют представители практически всех естественных и общественных наук. Сегодня нельзя представить решение данных проблем без соответствующих экономических исследований и обоснований. В свою очередь совершенствование, улучшение использования природных ресурсов, сочетающееся с мерами по охране окружающей среды, становятся важным резервом повышения эффективности экономики. Возрастание роли природных факторов в развитии производительных сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопользования требуют глубокого и всестороннего анализа эколого-экономических аспектов проблемы взаимодействия общества и природы с целью разработки экономических основ рационального использования природных ресурсов и создания здоровой для человека экологической среды. Это обусловило появление нового направления на стыке экономической и экономико-географической наук – экономики природопользования – науки, изучающей социально-экономические закономерности использования человечеством природных благ и регулирования отношений природы и общества. Экономика природопользования тесно связана со всей системой географических, экологических и экономических наук и базируется на их основаниях.
Курс «Экономика природопользования» знакомит студентов с системой знаний и методов в области исследования экономических аспектов природопользования и природоохранной деятельности. В нем рассматриваются основные исторические этапы взаимодействия общества с природой, раскрываются экономические аспекты последствий воздействия человека на природную среду, характеризуются особенности хозяйственного механизма природопользования, методы экономической оценки природных ресурсов, определения экономического и социального ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, методы определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий.
Исходя из сказанного выше, целью курса является выявление и формулировка проблем и задач в области природопользования и охраны окружающей среды, выработка у студентов навыков самостоятельного и творческого подхода к их исследованию и решению с использованием современного экономико-математического аппарата и инструментария.
Задачами курса являются:
- формирование у студентов системы знаний и методов исследований в области экономики природопользования;
- формирование знаний об основных исторических этапах взаимодействия общества с природой;
- формирование понимания экономических причин экологического кризиса и способности находить и оценивать экономические возможности его преодоления;
- формирование у студентов знаний о методах экономической оценки природных ресурсов, экономического и социального ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, методах определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий и особенностей их практического применения;
- формирование у студентов представлений о природно-ресурсном потенциале как факторе устойчивого социально-экономического развития региона, а его пространственной неоднородности, как одной из главных предпосылок международного географического разделения труда.
В результате изучения курса студент должен знать:
- теоретические основы экономики природопользования;
- экономические причины экологических проблем;
- методы экономической оценки природных ресурсов, экономического и социального ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, методы определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий и особенности их практического применения.
уметь:
- самостоятельно собирать и анализировать статистические материалы об объектах природопользования;
- применять методические приёмы экономической оценки природных ресурсов;
- давать оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий и  ущерба от загрязнения окружающей среды;
- выявлять источники возникновения экологических проблем и находить экономические способы их решения;
- давать анализ проблем и перспектив развития природопользования для территорий различтных типов.
Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (научные рефераты, доклады, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и др.).
Учебный курс «Экономика природопользования» рассчитан для изучения на протяжении 8 семестр студентами 4-го курса специальности 1-31 02 01 «География». Объём курса составляет: 22 часа – лекционных; 20 часов – практических. Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачёта (8 семестр).

Цель ЭУМК:   помощь студентам в работе с теоретическим и практическим материалом дисциплины для формирования  навыков самостоятельного и творческого подхода к изучению и использованию современного экономико-математического аппарата и инструментария.анализа проблем природопользования.

ЭУМК "Экономика природопользования" составлен в соответствии с ОСВО 1-31  02 01. - 2013, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь 30.08.2013. № 88, а также в соответствии с базовой программой по дисциплине УД-G. 1122/баз, утверждённой 18.03.2011.

ЭУМК "Экономика природопользования" состоит из следующих структурных элементов:

- теоретического раздела, который представлен лекционным материалом;

- практического раздела, который представлен разработкой практических занятий, перечнем рефератов и докладов;

- вспомогательного раздела, который представлен учебной программой по дисциплине, учебно-методической картой, и перечнем основной и дополнительной литературы;

- раздела контроля знаний, который представлен перечнем вопросов к зачёту и контрольными тестовыми заданиями.

Методические рекомендации по работе с ЭУМК. ЭУМК представляет собой интегрированый теоретико-практический материал. Материал составлен в соответствии с базовой программой, перечень тем и вопросов лекций и практических занятий находится в разделе 1. Содержание учебного материала (1.2. Учебно-методическая карта дисциплины). Лекции по дисциплине находятся в разделе  2. Лекционный материал. В разделе 3. Практическая часть и материал для конотроля знаний содержаться разработки тем практических занятий и материал по контролю знаний. Навигация по по ЭУМК осуществляется с помощю системы гипрессылок по аналогии и интернет страницами.Для того, чтобы открыть тест, выполните следующую последовательность действий: по ссылке 3.2.2 перейдите к файлу SimpleTest.exe, в меню "файл" выбрать открыть и указать путь: \public_html\user-files\тесты 2015.simpletest.   Средствами конотроля являются вопросы в виде тестовых заданий. Для успешной здачи зачёта необходимо набрать более 50% правильных ответов