Природопользование
– один из самых сложных управления, поскольку находится на стыке взаимодействия
естественных и общественных процессов. В настоящее время масштабы
фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение экологических
проблем, неуклонно возрастают. В этих исследованиях участвуют представители
практически всех естественных и общественных наук. Сегодня нельзя представить
решение данных проблем без соответствующих экономических исследований и
обоснований. В свою очередь совершенствование, улучшение использования природных
ресурсов, сочетающееся с мерами по охране окружающей среды, становятся важным
резервом повышения эффективности экономики. Возрастание роли природных факторов
в развитии производительных сил и жизни населения, рост капиталоёмкости
природопользования требуют глубокого и всестороннего анализа
эколого-экономических аспектов проблемы взаимодействия общества и природы с
целью разработки экономических основ рационального использования природных
ресурсов и создания здоровой для человека экологической среды. Это обусловило
появление нового направления на стыке экономической и экономико-географической
наук – экономики природопользования – науки, изучающей социально-экономические
закономерности использования человечеством природных благ и регулирования
отношений природы и общества. Экономика природопользования тесно связана со всей
системой географических, экологических и экономических наук и базируется на их
основаниях.
Курс
«Экономика природопользования» знакомит студентов с
системой знаний и методов в области исследования экономических аспектов
природопользования и природоохранной деятельности. В нем рассматриваются
основные исторические этапы взаимодействия общества с природой, раскрываются
экономические аспекты последствий воздействия человека на природную среду,
характеризуются особенности хозяйственного механизма природопользования, методы
экономической оценки природных ресурсов, определения экономического и
социального ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, методы
определения экономической и социальной эффективности природоохранных
мероприятий.
Исходя
из сказанного выше, целью курса является выявление и формулировка
проблем и задач в области природопользования и охраны окружающей среды,
выработка у студентов навыков самостоятельного и творческого подхода к их
исследованию и решению с использованием современного экономико-математического
аппарата и инструментария.
Задачами курса
являются:
-
формирование у студентов системы знаний и методов исследований в области
экономики природопользования;
-
формирование знаний об основных исторических этапах взаимодействия общества с
природой;
-
формирование понимания экономических причин экологического кризиса и способности
находить и оценивать экономические возможности его преодоления;
-
формирование у студентов знаний о методах экономической оценки природных
ресурсов, экономического и социального ущерба от антропогенного воздействия на
окружающую среду, методах определения экономической и социальной эффективности
природоохранных мероприятий и особенностей их практического
применения;
-
формирование у студентов представлений о природно-ресурсном потенциале как
факторе устойчивого социально-экономического развития региона, а его
пространственной неоднородности, как одной из главных предпосылок международного
географического разделения труда.
В
результате изучения курса студент должен знать:
-
теоретические основы экономики природопользования;
-
экономические причины экологических проблем;
-
методы экономической оценки природных ресурсов, экономического и социального
ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, методы определения
экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий и
особенности их практического применения.
уметь:
-
самостоятельно собирать и анализировать статистические материалы об объектах
природопользования;
-
применять методические приёмы экономической оценки природных ресурсов;
-
давать оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий и
ущерба от загрязнения окружающей среды;
-
выявлять источники возникновения экологических проблем и находить экономические
способы их решения;
-
давать анализ проблем и перспектив развития природопользования для территорий
различтных типов.
Основными
методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной
дисциплины, являются: проблемное обучение (проблемное изложение,
частично-поисковый и исследовательский методы); коммуникативные технологии,
основанные на активных формах и методах обучения (научные рефераты, доклады,
дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и
др.).
Учебный
курс «Экономика природопользования» рассчитан для изучения на протяжении 8
семестр студентами 4-го курса специальности 1-31 02 01 «География». Объём
курса составляет: 22 часа – лекционных; 20 часов – практических. Итоговый
контроль знаний осуществляется в форме зачёта (8 семестр).
Цель ЭУМК: помощь студентам в работе с теоретическим и практическим материалом дисциплины для формирования навыков самостоятельного и творческого подхода к изучению и использованию современного экономико-математического аппарата и инструментария.анализа проблем природопользования.
ЭУМК "Экономика природопользования" составлен в соответствии с ОСВО 1-31 02 01. - 2013, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь 30.08.2013. № 88, а также в соответствии с базовой программой по дисциплине УД-G. 1122/баз, утверждённой 18.03.2011.
ЭУМК "Экономика природопользования" состоит из следующих структурных элементов:
- теоретического раздела, который представлен лекционным материалом;
- практического раздела, который представлен разработкой практических занятий, перечнем рефератов и докладов;
- вспомогательного раздела, который представлен учебной программой по дисциплине, учебно-методической картой, и перечнем основной и дополнительной литературы;
- раздела контроля знаний, который представлен перечнем вопросов к зачёту и контрольными тестовыми заданиями.
Методические
рекомендации по работе с ЭУМК. ЭУМК представляет собой интегрированый
теоретико-практический материал. Материал составлен в соответствии с базовой
программой, перечень тем и вопросов лекций и практических занятий находится в
разделе 1. Содержание учебного материала (1.2. Учебно-методическая карта
дисциплины). Лекции по дисциплине находятся в разделе 2. Лекционный
материал. В разделе 3. Практическая часть и материал для конотроля знаний
содержаться разработки тем практических занятий и материал по контролю знаний.
Навигация по по ЭУМК осуществляется с помощю системы гипрессылок по аналогии и
интернет страницами.Для того, чтобы открыть тест, выполните следующую
последовательность действий: по ссылке 3.2.2 перейдите к файлу SimpleTest.exe, в
меню "файл" выбрать открыть и указать путь: \public_html\user-files\тесты
2015.simpletest. Средствами конотроля являются вопросы в виде
тестовых заданий. Для успешной здачи зачёта необходимо набрать более 50%
правильных ответов