2.3.2. Наблюдение, учёт и контроль в сфере природопользования
1. Кадастровая форма учёта и анализа
природопользования.
2. Экологический аудит как инструмент учёта и управления
природопользованием.
3. Государственная экологическая экспертиза.
4.
Стандарты качества окружающей среды: предельно допустимая концентрация (ПДК), её
нормативы (среднесуточная ПДК, максимально разовая ПДК). Стандарты воздействия
на окружающую среду: предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые
сбросы (ПДС). Предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую среду.
1. Кадастровая форма учёта и анализа
природопользования.
Для учета количественных, качественных и иных
характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их
использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Оценка
рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие
управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском
учете.
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о
природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных
ресурсов – это систематизированный свод сведений количественных, качественных и
территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических,
хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных
ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под
воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации
использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Основными принципами
формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение
требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного
и качественного учета природных ресурсов, распределения их по пользователям и
территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Сведения, состав¬ляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в
текстовом, графическом и электронном виде. Постановле¬нием правительства
Республики Беларусь "О государственных кадастрах природных ресурсов" (1993)
предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр
животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов.
Развитие
рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой
информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из
установленной в кадастрах ценности могут определяться стоимость и покупная цена
объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер
ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими
объектами и требований их охраны.
Балансовый учет в сфере природопользования
ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик
природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Учет
природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота,
является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр,
включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные
балансы.
Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля
состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и
анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система
показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана
обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных мероприятий.
Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий:
ф.
№ 18-КС "Отчет о капитальных вложениях на мероприя¬тия по охране и рациональному
использованию природных ресурсов";
ф. № 4-ОС "Отчет о текущих затратах на
охрану природы"
ф. № 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного
воздуха";
ф. № 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и некоторые
др.
Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом,
обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с
воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды.
В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных
ресурсов включает разделы:
- охрана и рациональное использование водных
ресурсов;
- загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;
-
состояние и охрана земельных ресурсов;
- охрана и рациональное использование
лесных ресурсов;
- наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана
животных;
- образование, удаление и утилизация отходов производства и
потребления;
- затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие
природоохранных мощностей;
- радиоактивное загрязнение территории, проведение
мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
2. Экологический аудит как инструмент учёта и управления
природопользованием.
Интересы защиты окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы
экологического аудита. Международная Торговая палата определила экологический
аудит как "инструмент управления, представляющий собой систематизированную,
периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности
производства и оборудования". Экологический аудит возник в США в середине 70-х
годов ХХ в. в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а
также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической
промышленности. В 80-е годы ХХ в экоаудит вошел в практику индустриальных стран
Европы, что обусловило принятие Европейским союзом специального "Постановления
об экоаудите" (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных
предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза. В
настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и
долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операциях,
связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией
предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения
экологического аудита. Важнейшей составляющей экоаудита является оценка
потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. На рис. 2.7 отражена
взаимосвязь между экологическими проблемами, с которыми могут столкнуться
компании, и возникающим вследствие этого потенциальным риском для банков.
Необходимо учитывать, что экологический аудит и последующие инвестиции позволяют
компаниям повысить конкурентоспособность благодаря улучшению результативности и
эффективности производственной деятельности.
Объектами экологического аудита
являются:
- имущество (земельные участки, природные объекты, здания и
сооружения, машины и оборудование);
- текущие операции предприятия
(производственные, коммерческие);
- система управления предприятием в
чрезвычайных ситуациях;
- программа охраны окружающей среды и обеспечения
безопасности трудового коллектива.
Как правило, процедура экоаудита является
добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятий явно угрожает
окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может быть
проведена принудительно. Экологический аудит в Беларуси пока не получил широкого
распространения. Контроль за выбросами на предприятиях ограничивается проверкой
в основном тех технологических процессов, которые считаются самыми большими
загрязнителями. Некоторые виды загрязняющих веществ, выбрасываемых
многочисленными мелкими источниками, вообще не поддаются контролю, но могут
оказывать существенное влияние на общее качество окружающей среды. Проведение
полной экологической проверки промышленных предприятий позволяет выявить
основные загрязняющие ве¬щества и источники их выброса. Причем такие проверки
должны проводиться ежегодно, поскольку производственные системы весьма
динамичны. Экологический аудит призваны осуществлять сами промышленные
предприятия с привлечением специалистов из местных экологической инспекции и
общественных экологических организаций. Кроме того, проведение экологического
аудирования предприятий является обязательным условием предоставления займов и
кредитов международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР и др.).
Рисунок 2.7 – Потенциальные риски, связанные с охраной окружающей среды, наиболее типичные для компаний и банков
3. Государственная экологическая
экспертиза.
Важной организационно-правовой формой контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды является государственная
экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры
оценки воздействия на среду (ОВС) хозяйственной деятельности в индустриально
развитых странах мира.
Наиболее законченные методологические и
организационные принципы ОВС были разработаны в США. Экологическая экспертиза
проектов в США введена в хозяйственную практику после принятия в 1969 г. закона
о национальной политике в отношении окружающей среды. Она проводится при
строительстве новых производственных объектов и касается в целом принятия
правительственными органами таких хозяйственных решений, которые вовлекают
достаточно крупные капиталовложения. В конце 80-х годов ХХ в. на международном
уровне принимаются Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте, другие документы, регламентирующие порядок подготовки
и принятия экологически значимых решений в области хозяйственной деятельности.
Процедура обязательной экологической экспертизы введена практически во всех
развитых и во многих развивающихся странах мира.
Конечной задачей
экологической экспертизы является составление заключения о влиянии на окружающую
среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и
целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения
соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния
окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического
обоснования проекта. Затраты на ОВС в индустриально развитых странах составляют
в среднем 1 % от сметной стоимости проекта и около 25 % затрат на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Зарубежный опыт
свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы.
По данным МБРР, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением
ОВС и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается
в среднем за 5 – 7 лет. Включение экологических факторов в процессе принятия
решений еще на стадии проектирования оказывается в 3 – 4 раза дешевле
последующей доустановки очистного оборудования.
Государственная экологическая
экспертиза в странах введена с целью определения экологической обоснованности
концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой
хозяйственной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения
заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, природные
ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта
хозяйственного решения, а также экологическая безопасность новой техники,
технологии, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа.
Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и
предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по
всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного
заключения экспертизы.
Законами Республики Беларусь "О государственной
экологической экспертизе" (1993) и "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (2000)
определяются цели экспертизы, ее место в системе принятия решений,
устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, оговариваются
права и обязанности сторон. Проведение государственной экологической экспертизы
возложено на органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в
его системе функционирует специализированная инспекция по государственной
экологической экспертизе проектов. В структуре областных и Минского городского
комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по
государственной экологической экспертизе проектов. Наряду с государственной
экологической экспертизой законом предусматривается возможность проведения
общественной, которая осуществляется научными коллективами, общественными
объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы
учитываются органами, проводящими государственную экологическую
экспертизу.
Ежегодно специализированными экспертными подразделениями органов
государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды
Беларуси рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство,
реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности.
Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов
приблизительно 30 % не проходят согласования из-за низкого качества
экологического обоснования проектируемых объектов. Государственная
экологи¬ческая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации
государственной экологической политики, и наиболее важно, что с ее помощью
закладывается основа экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности
в будущем. Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной
среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического
контроля, согласно Закону Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
(1992), заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами
требований законодательства страны в области охраны окружающей среды.
Экологический контроль подразделяется:
- на государственный;
-
ведомственный;
- производственный;
- общественный.
Государственный
контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном
порядке стандартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению,
рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов.
Его функции возложены (в пределах их компетенции) на местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по
природным ресурсам и охране окружающей среды. Ведомственный контроль
осуществляется республиканскими органами государственного управления и
объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и
организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный
контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других
хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные
объединения, трудовые коллективы с целью проверки выполнения требований Закона
"Об охране окружающей среды".
4. Стандарты качества окружающей среды: предельно
допустимая концентрация (ПДК), её нормативы (среднесуточная ПДК, максимально
разовая ПДК). Стандарты воздействия на окружающую среду: предельно допустимые
выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС). Предельно допустимые нагрузки
(ПДН) на окружающую среду.
Основными инструментами административного
регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления,
руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд
разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система
надзора за деятельностью субъектов хозяйствования.
Центральное место в
административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов,
которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов
управления экологических норм и требований. Экологические стандарты охватывают
все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают
следующие их виды:
- стандарты качества окружающей среды,
регламентирующие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и
других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в
природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из
загрязнителей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то
есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные
разовые.
- стандарты воздействия на окружающую среду определенного
производственного процесса – эмиссионные стандарты – регламентируют уровень
выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения
очистного оборудования. Расчеты таких стандартов, называемых предельно
допустимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания
выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов (сбросов)
всех источников. В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются
временные нормативы временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), – когда
по каким-то объективным причинам (социально-экономического характера) нормативы
ПДВ(ПДС) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на
определенный срок убывающими во времени с условием достижения уровня ПДВ(ПДС) в
результате реализации соответствующей программы;
- технологические стандарты
устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию,
процессам производства или очистной технологии. В Германии, например, весьма
жесткие нормативы выбросов для котлов, работающих на органическом топливе. В
большинстве стран введены также нормативы на выбросы сжигающих установок, от
работавших газов автотранспорта;
- стандарты качества продукции, или товарные
стандарты (по экологичности продуктов, изделий, сырья). Например, стандарт
содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой
воде.
Переход к рыночной экономике требует безусловного соблюдения единых
норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация
по стандартизации (ИСО), объединяющая более 100 стран, разрабатывает не только
единые стандарты методов контроля качества окружающей среды, но и экологического
управления – стандарты ИСО серии 14 000, включающие требования и руководство по
использованию системы экологического управления, руководство по экологическому
аудиту, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного
цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство,
эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологичес¬ких
систем). Изучение и освоение международной системы стандартов ИСО – 14 000 будет
способствовать совершенствованию системы управления природопользованием в
республике.
Одним из наиболее эффективных средств рационального
природопользования и охраны окружающей среды является экологическое
нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические
системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на
среду обитания. Экологическое нормирование представляет собой процесс
установления показателей предельно допустимого воздействия человека на
окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования –
обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов.
Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и
экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую
среду.
Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие
части:
- технологическую;
- научно-техническую;
- медицинскую.
В
основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики
обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и
окружающую природную среду.
К научно-техническому показателю можно отнести
способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия
по всем направлениям.
Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы
качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения
и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни
радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того
устанавливаются нормативные требования к источнику вредно¬го воздействия,
ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и
градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси
используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон "Об охране окружающей
среды" возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества
окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и
охране окружающей среды, а также систему здравоохранения. Напомним, что
предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) – это максимально
допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на
метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг
вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества
даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают
патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и
растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят
токсикологический эксперимент на животных (белых крысах, морских свинках и др.)
в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются
круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3 – 4
месяцев. Затем анализируются изменения в их организме. Аналогично определяются
нормативы вредных веществ для воды. К настоящему времени созданы стандарты
качества воздушной среды по 1080 загрязнителям, питьевой воды – по 1373
соединениям, воды для ведения рыбного хозяйства – по 972 соединениям и
рекреационных водных источников – по 14 соединениям. Количество же одновременно
присутствующих веществ и их сочетаний только в атмосфере достигает величины 1 *
1060, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме
того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и
дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в
Беларуси не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе.
Если то или иное вредное вещество Ci на данной территории представлено в
единственном виде и не превышает значения ПДКi, это свидетельствует о чистоте
природной среды:
(2.35)
Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле
(2.36)
где С1,С2
...Сп , – фактические
концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде;
ПДК1, ПДК2
..ПДКп, – соответствующие величины
ПДК этих веществ.
До введения нормативов ПДК для некоторых загрязняющих веществ
определяются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), или временные
ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, полученные
расчетным путем на основе известных их токсикометрических параметров и
физико-химических свойств. Для каждого загрязняющего вещества установлены класс
опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК
устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения
запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и
др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а
среднесуточная ПДК – с целью предупреждения их обще токсического,
канцерогенного, мутагенного и иного действия. Данные по некоторым наиболее
распространенным загрязнителям представлены в табл. 2.10.
Таблица 2.10 –
Предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных загрязняющих веществ в
атмосферном воздухе населенных мест
Вещества |
Класс
опасности |
ПДК,
мг/м3 | |
|
|
максимальная
разовая |
среднесуточная |
Двуокись
азота (NO2) |
2 |
0,085 |
0,04 |
Угарный
газ (СО) |
4 |
5,0 |
3,0 |
Пыль
неорганическая |
3 |
0,15 – 0,5 |
0,05 – 0,15 |
Двуокись
серы (SO) |
3 |
0,5 |
0,05 |
Сероводород
(H2S) |
2 |
0,008 |
— |
Бензин |
4 |
5,0 |
1,5 |
Бензопирен |
1 |
— |
0,1
мкг/100 м3 |
Азотная
кислота (HNO3) |
2 |
0,4 |
0,15 |
Свинец
(Рb) |
1 |
— |
0,0003 |
Разработаны и внедрены значения ПДК вредных веществ в воздухе жилой и рабочей зон. Рабочей зоной считается пространство высотой до двух метров, где находится место постоянного пребывания работающих. Критерии установления ПДК в воздухе рабочей зоны отличаются от критериев обоснования нормативов загрязнителей жилой зоны. В жилой зоне атмосферные загрязнители действуют круглосуточно на все группы населения, включая детей и пенсионеров, и поэтому они более жесткие. В рабочей зоне вредные химические вещества действуют в течение 6 – 8 часов на лиц трудоспособного возраста, которые проходят регулярные медицинские осмотры, и поэтому здесь допускаются более высокие концентрации. На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окружающую среду. Они устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условия не превышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбросов (сбросов) всех источников. Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. При определении ПДВ загрязняющих веществ от расчетного источника необходимо учитывать их концентрацию в атмосфере, обусловленную выбросами от других источников, соблюдая для приземного слоя следующее условие:
(2.37)
где С – концентрация вещества в приземном слое, создаваемая расчетным источником выброса; Сф – фоновая концентрация вещества.
Расчет ПДВ как количества загрязняющих веществ, которое не
разрешается превышать за год при выбросе в атмосферу, производится в тоннах.
Устанавливаются также контрольные значения ПДВ в граммах за секунду, которые не
должны превышаться в любой двадцатиминутный интервал времени. Кроме того,
контроль ПДВ ведется в среднем за сутки, месяц, год. ПДВ устанавливают для
каждого источника загрязнения атмосферы с учетом особенностей природной среды,
объема и структуры выбросов. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких
одиночных источников определяют суммарный ПДВ. Если на данном предприятии или
группе предприятий, расположенных в одном районе, значения ПДВ или ПДС по
объективным причинам не могут быть достигнуты в настоящее время, по согласованию
с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей
среды допускается планировать поэтапное, с указанием продолжительности каждого
этапа, снижение выбросов до величин, обеспечивающих соблюдение ПДК для этого
вводится норматив временно согласованных выбросов (сбросов) (ВСВ, ВСС). Они
должны устанавливаться с учетом передового экологического опыта в технологии
данного производства. Однако если ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют
интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками
загрязнениями (то есть обладают свойством экологического норматива), то ВСВ и
ВСС фактически являются отступлением от нормирования. Радиоактивное загрязнение
территории Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки
стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены
предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных
нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду
(ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании
территориально-производственных комплексов, для развития промышленности,
сельского хозяйства, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для
обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения
разрушения естественных экологических систем. ПДН – это допустимая степень
воздействия на окружающую природную среду в конкретном регионе. С этой целью для
каждой экосистемы должны быть выявлены свои критерии качества природной среды,
которые зависят от экологического резерва этой экосистемы и экологических
возможностей региона.