2.1 Предмет, цель и задачи курса. Методология и методы экономики природопользования. Проблемы взаимодействия общества и природы

2.1.1  Объект, предмет и функции экономики природопользования как науки.  Методы экономики природопользования

1. Значение курса в системе подготовки географов, эколого-экономического образования и воспитания.

2. Объект, предмет экономики природопользования как науки.

3. Методы экономики природопользования.

 

1. Значение курса в системе подготовки географов, эколого-экономического образования и воспитания.

Возрастание роли природных факторов в развитии производительных сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопользования требуют глубокого и всестороннего анализа эколого-экономических аспектов проблемы взаимодействия общества и природы с целью разработки экономических основ рационального использования природных ресурсов и создания здоровой для человека экологической среды.

В настоящее время масштабы фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение экологических проблем, неуклонно возрастают. В этих исследованиях участвуют представители практически всех естественных и общественных наук. Сегодня нельзя представить решение данных проблем без соответствующих экономических исследований и обоснований. Совершенствование использования природных ресурсов, сочетающееся с мерами по охране окружающей среды, становятся важным резервом повышения эффективности экономики.

Актуальность данной проблематики предопределила возникновение во второй половине ХХ-го века нового междисциплинарного направления исследований на стыке экономики, экологии и географии в первую очередь –  экономики природопользования – науки, изучающей социально-экономические закономерности использования человечеством природных благ и регулирования отношений природы и общества. Экономика природопользования тесно связана со всей системой географических, экологических и экономических наук, использует их методологию и методы.

Природопользование – один из самых сложных объектов управления, поскольку находится в сфере взаимодействия естественных и общественных процессов. Это вызывает необходимость в подготовке специалистов, обладающих знаниями в области экономики, и основ организации природопользования, а также актуализирует проблему экологизации и экономизации школьной и вузовской учебно-воспитательных систем. В связи с этим важным элементом подготовки специалистов-географов и преподавателей географии является изучение дисциплины «Экономика природопользования».

Формирование у студентов представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия общества видится стратегической целью данного курса. Это предполагает знакомство с системой знаний в области исследования экономических аспектов природопользования и природоохранной деятельности. Необходимыми являются знания об основных исторических этапах и формах взаимодействия общества с природной средой. Важным является раскрытие экономических аспектов воздействия человека на природную среду, а также особенностей структуры и функционирования хозяйственного механизма природопользования.

Система знаний о методах экономической оценки природных ресурсов, экономического и социального ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду, определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий позволит студентам географических специальностей рассматривать природно-ресурсный потенциал (и его пространственную неоднородность) не только как одну из главных предпосылок международного географического разделения труда, но и как фактор сбалансированного социально-экономического развития территории.

Таким образом, учебная дисциплина «Экономика природопользования» восполняет некоторые пробелы в эколого-экономической подготовке студентов и позволяет формировать такие навыки как:

- самостоятельный сбор и анализ статистических материалов об объектах природопользования;

- применение методических приёмов экономической оценки природных ресурсов;

- давать оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий и  ущерба от загрязнения окружающей среды;

- выявлять источники возникновения экологических проблем и находить экономические способы их решения;

- давать анализ проблем и перспектив развития природопользования для территорий различных типов.

 

2. Объект, предмет экономики природопользования как науки.

Проблемы природопользования исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.

Естественные науки (естествознание) – это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.

Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.

Термин "экология" был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Э. Геккелем, который в своих трудах "Всеобщая морфология организмов" (1866) и "Естественная история миротворения" (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово "экология" образовано от двух греческих слов: oikos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение; в буквальном смысле экология – наука о местообитании. Э. Геккель определял экологию как "общую науку об отношениях организмов с окружающей средой".

Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний, прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).

В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его "природопокорительной" деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Известный американский эколог Ю. Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде "Экология" (1986) она трактуется как "междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи". Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.

Общественные науки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX – XX ст. также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 70-е годы ХХ-го в. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

Экономика природопользования в своем содержании весьма близка к экологии, которая в 20-е ХХ-го в. годы трансформировалась из науки об отношениях растительных и животных организмов и их сообществ в науку, изучающую закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, т.е. той же природы, как в естественном так и в преобразованном виде. Различия состоят лишь в том, что экономика природопользования несколько ближе к конкретной экономике и использует тот арсенал методов, тот научный инструментарий, который позволяет оперировать количественными экономическими категориями и показателями.

Определяя предмет курса обратимся к формулировкам: «природопользование» есть теория и практика воздействия человечества на природную среду в процессе ее хозяйственного использования.«Экономика» это совокупность производственных отношений, возникающих между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения определяют все остальные общественные отношения и являются их базисом. Здесь, однако, следует сделать существенное добавление. Во взаимодействие общества и природы вступают в силу кроме материальных благ еще всякого рода ценности и полезности, влияющие на качество жизни.

Исходя из вышесказанного, предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.

Основополагающей категорией учебной дисциплины "экономика природопользования", её объектом, выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Человек, средства производства и природа, находясь во взаимодействии друг с другом, образуют эколого-экономическую систему. В этой системе имеют место три вида связей:

-              экономические (отношения), возникающие между людьми и в процессе производства, которые являются преобразованием природы;

-              технологические – между человеком, средствами производства и при¬родной средой;

-              экологические – между отдельными элементами природы, посредством которых последние взаимодействуют друг с другом уже без участия человека, хотя порой и при его косвенном содействии.

Следует отметить, что как производство, составляющее материальную основу существования любого общества, не исчерпывает всех сторон жизни, так и эколого-экономическая система не может охватить всех взаимосвязей человека и природы; она представляет собой лишь часть более богатой и многообразной социально-экологической системы.

Важнейший признак эколого-экономической системы – региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности – географические границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами – Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.

Таким образом экономика природопользования представляет собой теорию и практику производственных отношений, возникающих между людьми в процессе их воздействия на природную среду. Это направление теории и практики является важнейшим элементом социальной и экономической географии, т. к. последняя изучает территориальную организацию общества в широком смысле, а конкретнее – особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и регионов, а природа выступает как все сущее, весь мир в многообразии его форм, в совокупности естественных условий существования человеческого общества, его материальная и не только материальная, но в значительной степени и духовная база.

В связи с этим экономика природопользования как наука  призвана реализовывать в обществе следующие основные функции:

- направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

- координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

- стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед экономикой природопользования – такие задачи, как:

-              разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;

-              формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;

-              исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;

-              совершенствование организационных основ управления природопользованием;

-              разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;

-              теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

-              установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду

3. Методы экономики природопользования.

Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. "Экономика природопользования" как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.

Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса  невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.

Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.

Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, то есть совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.

Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение – установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы – отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.

Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании в экологии и экономике природопользования. Первоначально в эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат линейного программирования, позволявший решать задачи распределения ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических факторов (объемов загрязнения, отходов производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.

Эколого-экономические процессы протекают на определенной территории, и для анализа их распространения, выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических методов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение, запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явления в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению возможной радиационной опасности.

Среди новейших направлений следует отметить перспективность космических методов исследования. Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных спутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природными процессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявлений хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия на окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в атмосфере; загрязнения водоемов; размещения отходов и т.п.). Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительной обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и разрабатывать природоохранные мероприятия.

Курс "Экономика природопользования" имеет наиболее тесные связи с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.

Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении "Экономики природопользования": государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой.

В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе – статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма.

В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые "рыночные" экономические дисциплины – менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.

Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим, прежде всего, тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний – геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.

Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии – метод районирования.

Взаимодействия экологии и экономики природопользования с техническими науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.