4.2.1. Тема 1. Обучение строевым упражнениям
В практике работы преподавателей по физической культуре практически невозможно встретить широкого применения всего разнообразия строевых упражнений. Красоту, эффективность и зрелищность строевых упражнений можно увидеть на спортивно - массовых выступлениях, где перестроения и передвижения создают рисунок, окаймлённый другими упражнениями и танцами. Выполнение всех этих действий под музыкальное сопровождение создают праздничную атмосферу среди участников и зрителей. Исходя из этого, полноценное применение строевых упражнений может значительно обогатить уроки физической культуры. Однако для повышения доступности строевых упражнений и более широкого их применения в учебно-воспитательном процессе необходим правильный подход при их разучивании, применении и освоении.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Строевые упражнения являются незаменимым средством в учебно-воспитательном процессе. Большую значимость они приобретают на уроках физической культуры, в особенности на уроках гимнастики. С помощью строевых упражнений можно оказывать положительное воздействие на двигательные и психические способности занимающихся. Особенно большое значение строевые упражнения имеют при занятиях с детьми, т.к. служат хорошим средством для поддержания дисциплины, организованности, для развития волевых качеств, формирования правильной осанки, снижения физической нагрузки. Эффективность строевых упражнений повышается при применении их с обще-развивающими упражнениями. Для повышения интереса к строевым упражнениям необходимо их разнообразие и правильное применение на уроках физической культуры и в других культурно-массовых мероприятиях. Эти упражнения позволяют более организованно проводить занятия. Применение строевых упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением создают благоприятный эмоциональный фон и повышают их эффективность.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. Большая часть упражнений взята из строевого устава вооружённых сил, другая создавалась в процессе занятий гимнастикой.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре необходимо знать основные понятия о строе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТРОЕ
1. Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.
2. Фланг – правая или левая оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
3. Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
4. Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.
5. Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
6. Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.
7. Ширина строя – расстояние между флангами.
8. Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).
9. Направляющий– учащийся, идущий в колонне первым.
10. Замыкающий – учащийся, идущий в колонне последним.
11. Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
12. Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
13. Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.
14. Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
15. Ряд – два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
1. строевые приёмы;
2. построения и перестроения;
3. передвижения;
4. размыкания и смыкания.
СТРОЕВЫЕ ПРИЁМЫ
К строевым приёмам относятся команды: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", «Разойдись!», "Правой (левой) - вольно!". Расчет, куда входят команды: "По порядку – Рассчитайсь!" и др., повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
4.2.2.Тема 2. Комплексы общеразвивающих упражнений
Комплекс 1.
1. «Вырастем большими».
И.п. – основная стойка.
1 – руки в стороны;
2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться;
3 – опускаясь на всю ступню, руки в стороны;
4 – руки вниз.
Вытягиваясь «в струнку», голову держать прямо. При поднимании рук вверх – вдох, при опускании – выдох.
2. «Маятник».
И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо.
Спину держать прямо, локти развести. Следить, чтобы движение выполнялось только в поясничной части туловища, без поворотов и сопутствующих движений головой. Дыхание произвольное, но равномерное.
3. «Велосипедист».
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты вперед, руки на полу вдоль туловища.
Круговые движения ногами, попеременно сгибая и разгибая их. Упражнение выполнять без напряжения, голову не поднимать. В первые дни давать одну-две короткие «остановки» для отдыха. В дальнейшем можно регулировать темп движения, предлагая «ехать» быстрее или медленнее. Дыхание равномерное.
4. «Петрушка».
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.
1 – наклон вперед, коснуться ладонями голеней ног;
2 – выпрямиться в и.п.
При наклоне ноги прямые. Амплитуда движения регулируется местом касания руками ног – от коленей до ступней; увеличивать ее следует постепенно. В момент наклона – выдох, выпрямляясь – вдох.
5. «Кошка выгибает спинку».
И.п. – упор стоя на коленях.
1 – 2 – наклоняя голову вперед, выгнуть спину (выдох);
3 – 4 – поднимая голову, прогнуть спину (вдох).
Следить, чтобы при выгибании дети не отрывали коленей от пола, а прогибаясь, не сгибали руки.
6. «Мячик».
И.п. – основная стойка.
Прыжки на месте. Прыжки выполнять мягко на носках, туловище прямое, ноги в полете не сгибать. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 2.
1. «Паровоз».
И.п. – руки согнуты в локтях.
Ходьба на месте с движениями кистями рук по кругу. Движения руками могут быть или последовательными или симметричными. Упражнение можно дать с продвижением вперед («передний ход») и назад («задний ход»), а также с ускорением. Дыхание равномерное.
2. «Штангист».
И.п. – стойка ноги врозь.
1 – руки к плечам (ладонями вперед), кисти сжать в кулаки;
2 – энергично выпрямить руки вверх-наружу и подняв голову, потянуться;
3 – согнуть руки к плечам;
4 – руки свободно вниз.
При сгибании рук локти опущены, плечи отведены назад. Поднимая руки – вдох, опуская – выдох.
3. «Зайчик».
И.п. – основная стойка.
1 – 2 – глубоко присесть на полной ступне, руки согнуть к голове и сделать «ушки» (выдох);
3 – 4 – встать, руки вниз (вдох).
При выполнении упражнения спину и голову держать по возможности прямо. Вначале можно приседать на слегка расставленных ногах.
4. «Дровосек».
И.п. – стойка ноги врозь, руки сцеплены «в замок».
1 – руки вверх с полунаклоном назад (вдох);
2 – энергичный наклон вперед, руки вниз (выдох).
Замах делается плавно, спокойно, удар – быстро и резко. Наклон можно сопровождать шумовым выдохом «у-ух» или «ш-ш».
5. «Самолет качает крыльями».
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо.
Следить, чтобы руки, плечевой пояс и шея были закреплены, а движение выполнялось лишь в поясничной части. Дыхание произвольное, без задержек.
6. «Сложись в комочек».
И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладонями вперед.
1 – 2 – согнуть ноги вперед и взявшись руками за середину голеней, прижать колени к груди, голову наклонить вперед к коленям (выдох);
3 – 4 – вернуться в и.п. (вдох).
Во время группировки левой рукой захватить голень левой ноги, а правой – голень правой ноги; локти прижать к туловищу.
7. «Воробьи».
И.п. – стойка ноги врозь, ступни параллельны, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Во время прыжков спину и голову держать прямо. Прыжки можно выполнять с небольшим продвижением вперед и поворотами. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 3.
1. «Мы большие».
1 – 4 – ходьба на носках, вытягивая руки вверх;
5 – 8 – обычная ходьба, опуская руки вниз.
Ходьбу можно выполнять на месте и с продвижением вперед. Дыхание произвольное, но равномерное.
2. «Хлопушки».
И.п. – основная стойка.
1 – хлопок впереди;
2 – хлопок внизу за туловищем;
3 – хлопок впереди;
4 – сгибая руки, хлопок за головой.
При выполнении упражнения движения руками должны быть широкие, размашистые. Сильных хлопков не делать. Дыхание равномерное.
3. «Лыжник».
И.п. – ноги немного расставлены, ступни параллельны, руки впереди, кисти сжаты в кулаки.
1 – полуприсед (на всей ступне) с наклоном вперед, руки вниз-назад, имитируя отталкивание палками (выдох);
2 – и.п. (вдох).
Выполняя упражнение, голову держать прямо, глубокие приседания не делать.
4. «Самолет делает поворот».
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – поворот туловища направо;
2 – поворот туловища налево.
При поворотах плечевой пояс закрепить, ступни от пола не отрывать, движения делать плавно. Дыхание равномерное.
5. «Цапля ходит по болоту».
И.п. – руки согнуты за спину.
1 – согнуть ногу, подняв колено повыше;
2 – держать;
3 – 4 – выпрямляя ногу вперед, сделать шаг.
Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой, подвигаясь вперед по кругу или двигаясь по три-четыре шага вперед, а затем повернувшись кругом назад. Следить, чтобы не было сильных колебаний туловища. Дыхание равномерное.
6. «Рыбка».
И.п. – лежа на груди, руки вдоль туловища, голова в сторону.
1 – 2 – прогнуться, поднимая голову, руки и ноги назад (вдох);
3 – 4 – и.п. (выдох).
Следить, чтобы во время прогибания руки и ноги были выпрямлены, а плечи поднимались от пола. При возвращении в и.п. расслаблять мышцы.
7. «Скорпион».
И.п. – упор стоя на коленях.
1 – согнуть руки и коснуться грудью пола;
2 – выпрямить руки («отжаться»).
При сгибании рук локти слегка в стороны, грудь касается пола между ладонями. Дыхание произвольное, без задержек.
8. «Цирковая лошадка».
И.п. – руки сцеплены на голове. Бег на месте, высоко поднимая колени. Во время бега туловище и голову держать прямо. Дыхание равномерное. После бега перейти на ходьбу.
Комплекс 4.
1. «Лошадка».
И.п. - руки на поясе.
Ходьба на месте, высоко поднимая колени. При сгибании ноги носок должен быть опущен. Спину и голову держать прямо, локти развести. Дыхание равномерное.
2. «Силачи».
И.п. – стойка ноги врозь.
1 – 2 – сжимая кисти в кулаки, с силой согнуть руки (локти) в стороны (вдох);
3 – 4 – свободно опустить руки (выдох).
Чтобы дети освоили характер движения, следует предложить им «показать мускулы». При выполнении упражнения грудь развернуть, голову держать прямо.
3. «Пружинка».
И.п. – ноги слегка расставлены, ступни параллельны.
1 – глубокий присед, опираясь ладонями на колени (выдох);
2 – встать, руки вниз (вдох).
Приседать на полной ступне, локти в стороны, движение пружинящее. Вариант: два-три пружинящих покачивания в приседе.
4. «Насос».
И.п. – широкая стойка.
1 – наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая, сгибаясь, скользит по телу вверх (выдох);
2 – и.п. (вдох);
3 – 4 – то же в другую сторону.
Движения выполнять без остановок, в одной плоскости. Голову держать прямо, ноги прямые.
5. «Хлопушка».
И.п. – стойка ноги вместе, руки в стороны.
1 – мах левой ногой вперед и хлопок под ногой (выдох);
2 – приставляя ногу, руки в стороны (вдох);
3 – 4 – то же правой ногой.
Следить, чтобы дети делали энергичный мах прямой ногой, а разводя руки – движение руками назад.
6. «Шалашик».
И.п. – упор стоя на коленях.
1 – 2 – выпрямить ноги, принять положение упора согнувшись (выдох);
3 – 4 – и.п. (вдох).
Наклоняя голову и уводя плечи, дети не должны сгибать руки. Носки ног с места не сдвигать.
7. «Пловец».
И.п. – лежа на груди, руки вверх, ладони на полу.
1 – поворачивая правую руку ладонью наружу, сделать ею загребающее движение в сторону и вниз к бедру (вдох);
2 – пронося руку через верх, положить ее обратно на пол (выдох);
3 – 4 – то же левой рукой.
Голову поворачивать в сторону работающей руки. Движения выполнять равномерно и не спеша.
8. «Кенгуру».
И.п. – стойка с сомкнутыми носками, ноги слегка согнуты, туловище немного наклонено вперед, руки назад – в стороны. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Прыгать мягко, пружиня слегка согнутыми ногами. Передвигаться челночным способом (несколько прыжков вперед, затем, повернувшись кругом – назад). Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 7. Упражнения с гимнастической палкой
1. И.п. – стойка ноги вместе, палка внизу.
1 – 2 – палку вверх, подняться на носки и потянуться (вдох);
3 – 4 – и.п. (выдох).
Чтобы не потерять равновесие, подниматься на носки следует тогда, когда руки с палкой будут вверху. Голову немного приподнять.
2. И.п. – стойка ноги врозь, палка вниз.
1 – наклон вперед, руками коснуться пола (выдох);
2 – выпрямиться (вдох).
Во время наклона руки прямые. Не обязательно доставать до пола с первой попытки. Амплитуда движений может возрастать постепенно. Задание усложняется изменением ширины хвата (чем шире, тем труднее).
3. И.п. – стойка ноги врозь, палка впереди, хват шире плеч.
1 – поворот туловища направо;
2 – и.п.;
3 – 4 – то же в левую сторону.
При повороте плечевой пояс закрепить, ноги с места не сдвигать. Дыхание равномерное.
4. И.п. – стойка ноги вместе, палка внизу.
1 – 4 – поднимая палку вперед, сесть на пол и вытянуть ноги;
5 – 8 – встать, не касаясь руками и палкой пола.
Целесообразно вначале познакомить детей с несколькими способами выполнения данного упражнения, а затем предложить на выбор любой из них (глубоко присесть на всей ступне; опуститься сначала на колени, а потом сесть сбоку; сесть и встать ноги скрестно). Дыхание произвольное.
5. И.п. – стойка ноги вместе, палка горизонтально вверху.
1 – оставляя правую ногу в сторону на носок, наклон вправо (выдох);
2 – выпрямиться и приставить ногу (вдох);
3 – 4- то же в левую сторону.
Во время наклона стоять на одной ноге, носок другой ноги лишь касается пола. Наклон выполнять в одной плоскости, с закрепленным плечевым поясом.
6. И.п. – лежа на груди, палка вверху, руки свободно лежат на полу.
1 – 2 – прогнуться, поднимая палку повыше (вдох);
3 – 4- лечь, положив палку на пол (выдох).
Палку поднимать прямыми руками. Движение выполнять энергично. Ширину хвата можно менять, постепенно уменьшая расстояние между руками.
7. И.п.- лежа на спине, палка внизу, хват на ширине плеч.
1 – 2- сгибая ногу вперед, пронести ее между руками и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ногами);
3 – 4 – и.п.
Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Дыхание произвольное, без задержек.
8. И.п. – основная стойка, палка на полу сбоку.
Прыжки боком через палку, чередуя их с одним промежуточным прыжком на месте. Прыгать мягко, на носках. Прыжок через палку делать повыше, помогая движениями рук. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 8. Упражнения с большим мячом.
1. И.п. – стойка ноги вместе, мяч в руках внизу.
1 – мяч на грудь;
2 – поднять мяч вверх и потянуться (вдох);
3 – мяч на грудь;
4 – опустить мяч вниз (выдох).
Разгибая руки вверх, смотреть на мяч. В дальнейшем упражнение можно делать с поворотом туловища поочередно налево и направо.
2. «Переложи мяч».
И.п. – стойка ноги врозь, мяч на полу сбоку (слева или справа).
1 – наклониться вперед – в сторону и взять мяч (выдох);
2 – выпрямиться, мяч в руках (вдох);
3 – наклониться в сторону и положить мяч сбоку (выдох);
4 – выпрямиться в и.п. (вдох).
Наклон выполнять с предварительным поворотом туловища, ноги прямые, пятки от пола не отрывать.
3. И.п. – упор на коленях, касаясь лежащего на полу мяча.
1 – 2 – выпрямляясь в стойку на коленях и поднимая мяч вверх, прогнуться, голову назад (вдох);
3 – 4 – и.п. (выдох).
Прогибаясь, подавать вперед бедра и таз.
4. И.п. – упор сидя, мяч между стопами.
1 – слегка поднимая ноги, согнуть их и переложить мяч ближе к ягодицам;
2 – выпрямляя ноги, положить мяч на прежнее место.
Упражнение выполняется только за счет движений ногами, туловище остается прямым, руки в упоре не сгибать. Дыхание произвольное, без задержек.
5. И.п. – стойка произвольная, мяч в руках внизу.
Подбросить мяч вверх и поймать его. Бросок выполнять строго вертикально. Для этого необходимо, подбрасывая мяч, выпускать его из рук в верхней точке (как бы тянуться за ним). Встречать мяч при ловле надо также вверху, смягчая прием быстрым движением рук вниз. Дыхание равномерное.
6. И.п. – лежа на груди, мяч в руках вверху (мяч на полу).
1 – 2 – сгибая руки, отвести мяч за голову и поднимая плечи, прогнуться (выдох);
3 – 4- и.п. (выдох).
Поднимая голову и плечи, стараться ноги от пола не отрывать.
7. И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу сбоку.
Прыжки на двух ногах, продвигаясь около мяча по кругу. Прыгать мягко, на носках, сохраняя определенный темп. Прыгать можно по кругу левым боком к мячу, а затем правым. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 9. Упражнения с большим мячом.
1. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу.
1 – 2 – поднимая мяч вверх, подняться на носки и потянуться (вдох);
3 – 4 – и.п. (выдох).
Движения выполнять прямыми руками, смотреть на мяч.
2. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу.
Поднимая мяч вперед и поворачивая туловище направо, ударить мячом о пол за правой пяткой (выдох) и, поймав его, вернуться в и.п. (вдох); то же в другую сторону. Упражнение выполнять поочередно направо и налево. При поворотах ноги прямые, с места не сдвигать. Научив детей правильному броску и ловле, это упражнение можно выполнять под счет.
3. И.п. – сед на пятках с небольшим наклоном вперед, мяч за головой.
1 – выпрямляясь, правую ногу в сторону на носок, руки вверх и наклон вправо (вдох);
2 – и.п. (выдох);
3 – 4 – то же в левую сторону.
4. И.п. – сед с прямыми ногами, мяч на полу у коленей слева.
Поднимая слегка согнутые ноги, толкнуть мяч рукой, прокатить его под ногами и, остановив его другой рукой, опустить ноги на пол; то же в другую сторону. Поднимая ноги, стараться как можно меньше отклоняться назад. Освоив упражнение, его можно выполнять под счет. Дыхание равномерное.
5. И.п. – лежа на спине, руки с мячом впереди.
1 – 2 – сделать перекат влево (вправо) на живот, поднимая руки вверх и прогибаясь;
3 – 4 – и.п.;
То же в другую сторону. Выполняя перекат, руками и мячом пола не касаться. Дыхание произвольное.
6. И.п. – стойка ноги вместе, мяч на груди.
Бросить мяч вверх и поймать его. Бросок выполнять строго вертикально, полностью разгибая руки. Усложнить упражнение можно предварительным приседанием и введением подсчета. Дыхание равномерное.
7. И.п. – руки на поясе, мяч между стопами.
Прыжки на месте, удерживая мяч между ногами. Прыгать мягко, на носках. Дыхание равномерное. После прыжков положить мяч и перейти на ходьбу.
Комплекс 10. Упражнения с малым мячом.
1. И.п. – основная стойка, мяч в левой руке.
1 – 2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку (вдох);
3 – 4 опустить руки вниз (выдох).
Повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую. Поднимая голову, следить за передачей мяча. Руки вверху должны быть точно над головой.
2. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.
1 – наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку;
2 – выпрямиться, руки вниз;
3 – 4 – то же в другую сторону, передавая мяч в левую руку.
При передаче мяча локти отведены в стороны назад. Вес тела распределен равномерно на обе ноги. Наклон выполнять в одной плоскости. Дыхание произвольное, без задержек.
3. И.п. – стойка ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке.
1 – глубокий присед, колени вместе, руки вниз, передать мяч в левую руку (у носков ног) (выдох);
2 – встать, руки в стороны (вдох);
3 – 4 – то же, передавая мяч в правую руку. Вставая, расправлять плечи и поднимать руки точно в стороны.
4. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу.
Повернуть туловище направо, бросить мяч вверх, поймать его двумя руками и вернуться в и.п.; то же в другую сторону. Подбрасывать мяч двумя руками невысоко и строго вертикально, не отрывая ступней от пола. Когда упражнение будет освоено, его можно выполнять под счет. Дыхание равномерное.
5. И.п. – упор стоя на коленях, мяч на полу между ладоней.
1 – 4 – взять мяч правой рукой и, сделав ею большой круг вперед-вверх (в боковой плоскости), положить мяч на место; то же левой рукой. Движение мяча сопровождать взглядом, колени от пола не отрывать. Дыхание равномерное.
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе, мяч на полу между ногами.
1 – прыжком левую ногу вперед, правую назад (в линию);
2 – прыжком ноги врозь;
3 – прыжком правую ногу вперед, левую назад;
4 – прыжком ноги врозь. Прыгать мягко, на носках, вытягиваясь «в струнку». Следить, чтобы мяч оставался все время между ногами. После прыжков перейти на ходьбу. Дыхание равномерное.
Комплекс 11. Упражнения с малым мячом.
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке.
1 – руки вперед, передать мяч в левую руку (выдох);
2 – руки в стороны и рывок назад (вдох);
3 – 4 – то же, передавая мяч в правую руку.
Упражнение выполнять в среднем темпе, прямыми руками, не опуская их ниже уровня плеч.
2. И.п. – стойка ноги врозь, мяч вверху.
1 – наклон вперед, положить мяч на пол между ногами (выдох);
2 – выпрямиться, руки вверх (вдох);
3 – наклониться вперед и взять мяч (выдох);
4 – выпрямиться, мяч вверх (вдох).
Ноги в коленях не сгибать, мяч на пол не бросать. Стойку можно изменять, постепенно уменьшая расстояние между ступнями.
3. И.п. – стойка на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мяч в правой.
1 – наклониться немного назад и с поворотом туловища направо положить мяч на пол между стопами;
2 – и.п.;
3 – повернуться налево и поднять мяч левой рукой;
4 – и.п.
Движения выполнять прогнувшись, не садясь, колени от пола не отрывать. Дыхание равномерное.
4. И.п. – стойка ноги вместе, правая рука на поясе, левая впереди, мяч на ладони.
Присесть, перейти в положение седа и выпрямить ноги вперед, а затем встать, не роняя мяча и сохраняя принятое положение рук. Выполняя упражнение, поочередно менять положение рук, ладонь держать «лодочкой». Садиться и вставать можно произвольными или заранее обусловленными способами. Дыхание равномерное.
5. И.п. – ноги слегка расставлены, мяч в правой руке.
Делая мах правой ногой вперед-вверх, ударить мячом о пол под ногой, опуская ногу, поймать его двумя руками с другой стороны. Затем переложить мяч в левую руку и проделать то же, выполняя мах левой ногой. Мяч бросать так, чтобы он отскакивал от пола, не задевая ноги. Во время маха ногой вперед не наклоняться. Освоив упражнение, выполнять его под счет. Дыхание равномерное.
6. И.п. – стойка ноги вместе, мяч в руках внизу.
Бросить мяч вверх, сделать хлопок за спиной и поймать мяч двумя руками. Бросать мяч строго вертикально, с места не сходить. Дыхание равномерное.
7. И.п. - о.с., мяч на полу сбоку.
Прыжки боком через мяч. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
4.2.3.Тема 3. Комплексы прикладных упражнений
Вгруппу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.
Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:
а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.
Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры. Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи — встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад.
Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изменения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости выполнения, введения дополнительных заданий во время передвижения.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в простых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноименным и разноименным способами, одновременными и поочередными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.
На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коленях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достигается за счет изменения направления передвижения и угла наклона скамейки.
Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.
Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П. Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:
1. Бросить мяч в пол и поймать;
2. Бросить мяч вверх и поймать;
3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;
5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол;
6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
10. Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;
11. То же, но не давая ему упасть на пол;
12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;
13. То же левой рукой под правую;
14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;
15. То же, но нога поднята без опоры.
Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия ловли, вводя дополнительные движения телом или руками, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.
Метание в цель применяется чаще, особенно в младших классах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специальных щитах.
Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебрасывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их размеров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.
Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.
Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.
Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.
В качестве упражнений применяются:
1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.
2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью и без помощи рук).
Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.
Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого — способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту является «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.
Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места приземления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др").
Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и других исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагогической задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими упражнениями.
Прыжки через короткую и длинную скакалку — пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.
4.2.4.Тема 4. Акробатические упражнения
I КЛАСС
Группировка: техника выполнения.
Группировка это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены).
Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе.
Последовательность обучения.
1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
3.Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
Типичные ошибки.
Откинутая назад голова.
Ноги вместе, не разведены.
Ноги разведены слишком широко.
Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).
Неплотная группировка.
Требования к выполнению.
Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки.
Перекаты: техника выполнения.
Перекаты это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову.
Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам.
Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.
Последовательность обучения.
1.Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.
2.Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и. п.
3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.
4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.
5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.
6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, принять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.
7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.
8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам).
Требования к выполнению.
Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно выполнять из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
II КЛАСС
Программой предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырк вперед, кувырок в сторону, стойка на лопатках согнув ноги, из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.
Кувырок вперед: техника выполнения.
Из упора присев (с опорой руками впереди ; стопы на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и выполнить группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
Последовательность обучения.
1. Группировка из различных и. п. (и.п.-о.с руки вверх )
2. Из упора присев выпрямить ноги в коленях ( неполностью ), голову наклонить ( подбородок к груди ). Придти в и.п.
3. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
4. Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.
5. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.
6. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
Отсутствие отталкивания ногами.
Ноги полностью согнуты при отталкивании.
Недостаточная группировка.
Неправильное положение рук.
Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь.
В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь (страховка ) нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Кувырок в сторону: техника выполнения.
Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Последовательность обучения.
1. Группировка из положения лежа на спине.
2. Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
3. Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
4. Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
Типичные ошибки.
В начале кувырка рука не ставится на предплечье. Неплотная группировка.
Страховка и помощь.
Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов
Стойка на лопатках согнув ноги: техника выполнения.
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев перекаты назад и вперед.
2. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со гнув ноги.
Типичные ошибки.
Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
Туловище не принимает вертикального положения.
Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
Из стойки на лопатках согнув ноги, перекатом вперед упор присев: Техника выполнения.
Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
2. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.
3. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.
4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.
Типичные ошибки.
Аналогичны ошибкам при выполнении стоики на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.
Страховка и помощь.
Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, поддерживая под спину или плечо.
Комбинация для контрольного урока.
Из упора присев кувырок вперед в упор присев –
перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги –
перекатом вперед упор присев –
кувырок в стороны в упор присев и о. с.
III КЛАСС.
Осваиваются следующие упражнения:
2-3 кувырка вперед стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Два-три кувырка вперед
Техника выполнения.
После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить рук на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
Последовательность обучения.
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев
2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх
3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев
Типичные ошибки
Остановка между кувырками
Ошибки типичные между кувырками вперед
Стойка на лопатках: техника выполнения.
Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Последовательность обучения.
1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги разогнув ноги стойка на лопатках держать.
3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.
4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.
Сгибание в тазобедренных суставах.
Тело отклонено от вертикальной плоскости.
Неправильно поставлены руки.
Широко разведены локти.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой.Захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
«Мост» из ИП положения, лежа на спине: техника выполнения.
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки.
Последовательность обучения.
Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками).
Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее.
1. Из положения, лежа на спине выполнить «мост» с помощью.
2. Из положения, лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.
3. Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойками.
Типичные ошибки.
Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.
Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.
Руки и ноги широко расставлены.
Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу
Перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой: техника выполнения.
Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппироваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локти и кисти параллельно.
Последовательность обучения.
1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, поставить согнутые в локтях руки у головы.
2. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполнения «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и руки на пол кистями около головы.
3. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой и перекат вперед.
Типичные ошибки.
При постановке кистей сильно разведены локти.
Локти и кисти непараллельны.
Неодновременная постановка кистей.
Страховка и помощь.
При появлении ошибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока.
Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках (держать) - перекатом вперед лечь и «мост» лечь, перекат назад с опорой руками за головой - перекатом вперед упор присев и о. с.
Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках.
Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить.
Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока.
Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках - перекатом вперед лечь и «мост» - опуститься в положение лежа на спине - сесть, руки в стороны - опираясь слева поворот в упор присев - кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх прогибаясь и о. с.
Упражнения в висах и упорах – сложные и важные элементы гимнастики, особенно для учащихся младшего школьного возраста. Благодаря им дети у детей эффективно развиваются физические качества, формируются навыки владения своим телом. Висы и упоры входят в содержание комплексной программы физического воспитания. Уже со 2 класса в перечень учебных нормативов включено подтягивание у мальчиков из виса на высокой перекладине и у девочек из виса лежа на низкой перекладине. В 3 – 4 классах нормативы в подтягивание количественно повышаются. Однако не все младшие школьники оказываются способными быстро ими овладеть.
Причина в том, что применение упражнений в висах и упорах в школе подчас незаслуженно ограничивается. Часто подбор упражнений не дает возможности отстающим в физическом развитии школьникам выполнять их многократно в облегченных условиях.
Учебный материал по висам и упорам в программе не раскрыт, что позволяет учителю физической культуры творчески применять его в своей деятельности.
Учитывая физическую подготовленность учащихся, учитель рационально планирует количество уроков, в которых будут применяться упражнения в висах и упорах. После технически правильного освоения их можно использовать как средство повышения физической подготовки на 28 уроках гимнастики, а также на других уроках.
I класс.
В целях эффективного распределения и усвоения упражнений в висах и упорах используются графики их поурочного прохождения. В I классе учащиеся овладевают лазанье по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, используя гимнастические снаряды, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Ниже приведены примерные комплексы упражнений в висах и упорах, используемые во II – IVклассах. Учитель с учетом уровня физической подготовленности занимающихся планирует количество повторений каждого упражнения.
II класс. Упражнения в смешанных висах.
1. Вис стоя – вис присев.
2. Вис стоя – вис присев на одной, вторую вперед.
3. Вис стоя – сгибание разгибание рук.
4. Вис лежа – сгибание и разгибание рук с помощью и без нее.
5. Вис лежа – сгибание и разгибание рук с поочередным махом одной.
6. Вис присев – переступая поочередно вис лежа с последующим возвращением в вис присев.
Упражнения в смешанных упорах.
1. Упор стоя – махи одной поочередно.
2. То же, но махи в сочетании со сгибанием и разгибанием рук.
3. Упор стоя – упор стоя на согнутых руках – упор стоя.
4. Упор стоя – упор стоя согнувшись – упор стоя.
5. Упор лежа – руки на гимнастической скамейке – сгибая ноги, сед на пятках – упор лежа.
6. Упор лежа – руки на гимнастической скамейке уже плеч – шагом упор присев на одной, другая назад.
7. Упор лежа – руки на гимнастической скамейке уже плеч – толчком двумя упор присев у скамейки.
Упражнения в смешанных висах и упорах.
1. Упор стоя, руки на уровне груди – вис присев – упор стоя.
2. Упор стоя, ноги врозь – толчком двумя вис присев – толчком и.п.
Упражнения в висах.
1. Вис спиной к гимнастической стенке – вис согнув одну – вис.
2. Вис – вис ноги врозь – вис.
3. Вис – согнув одну назад – с помощью вис на согнутых руках (мальчики).
4. Подтягивание в висе (мальчики).
III класс. Упражнения в смешанных висах.
1. Вис присев – толчком двумя вис лежа – толчком вис присев.
2. Вис стоя спиной к гимнастической стенке, хват согнутыми руками на уровне головы – разгибая руки, вис стоя прогнувшись с последующим возвращением в исходное положение.
3. Вис стоя боком к гимнастической стенке, хват согнутыми руками на уровне головы – разгибая руки, вис стоя с наклоном в сторону.
4. Подтягивание в висе лежа.
Упражнения в смешанных упорах.
1. Упор лежа, руки на возвышении (горка гимнастических матов) – толчком двумя упор присев на возвышение – толчком двумя упор лежа.
2. Упор присев на одной на гимнастической скамейке, другая сзади на полу – толчком смена положения ног.
3. Упор лежа на согнутых руках, ноги на гимнастической скамейке – мах одной назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и.п.
Упражнения в смешанных висах и упорах.
1. Вис стоя одна нога на второй (третьей) рейке гимнастической стенки – переход в упор стоя на одной с возвращением в исходное положение.
2. Упор стоя – наскок в упор – соскок в вис присев (с помощью и без нее).
Упражнения в висах и упорах.
1. Вис – вис согнув ноги – вис.
2. Подтягивание в висе (мальчики).
3. Упор – опускание в вис согнув ноги.
IV класс. Упражнения в смешанных висах.
1. Вис лежа, хват уже плеч с опорой стопами на возвышении – сгибание и разгибание рук.
2. Вис присев – толчком одной перемах согнув ногу в вис на одну (завесом) с последующим возвращением в вис присев.
3. То же, но перемах двумя в вис на обеих (завесом).
Упражнения в смешанных упорах.
1. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке уже плеч – упор лежа на согнутых руках – упор лежа.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке.
Упражнения в смешанных висах и упорах.
1. Вис присев – толчком упор – опускание в вис присев.
2. Упор на перекладине – опускание вперед в вис присев – толчком упор.
Упражнения в висах и упорах.
1. Вис присев – толчком перемах в вис согнувшись – вис прогнувшись – перемах в вис присев.
2. Висы присев, висы на снарядах (бревне, брусьях, перекладине) – сгибаясь, перемахи одной вне под снарядом.
3. Подтягивание в висе хват уже плеч (мальчики).
4. Упор – опускание вперед в вис углом с помощью и без нее (мальчики).
На основании составленных учителем графиков на уроках физической культуры во II – IVклассах в течение 10 – 12 мин. наряду с использованием других средств применяют 7 – 8 упражнений в висах и упорах. По заданию педагога все учащиеся, сразу или распределившись по парам, поочередно выполняют упражнения. Один из партнеров оказывает помощь, следит, чтобы исходные и конечные положения упражнений выполнялись с остановкой, фиксированием правильной осанки. Затем учащиеся меняются ролями.
Такая организация выполнения упражнений способствует технически правильному освоению учебного материала, максимальному охвату учеников двигательной деятельностью содействует увеличению моторной плотности основной части урока. Непременным условием при этом должна быть достаточная оснащенность мест занятий соответствующим оборудованием.
В системе обучения висам и упорам важное место уделяется домашнему заданию. Для контроля за его выполнением учитель дает родителям программу самостоятельных занятий школьников с учетом требований недельного двигательного режима. Сюда входят: ходьба и бег, общеразвивающие и вольные упражнения, для развития физических качеств, упражнения в висах и упорах.
Внедрение упражнений в висах и упорах наряду с другими средствами физической культуры в уроки и ежедневные домашние самостоятельные занятия способствует эффективному выполнению учащимися учебных нормативов.
4.2.6.Тема 6. Неопорные прыжки
Неопорные (простые) прыжки состоят из четырех фаз: подготовки к толчку, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления.
Подготовка к толчку. При прыжках с места занимающиеся слегка приседают, отводя руки назад до отказа. Ноги на ширине плеч, голова прямо. Если необходим разбег, то он выполняется с постепенным ускорением, что обеспечивает скорость горизонтального перемещения тела и в сочетании с толчком создает условия для выполнения прыжка. Скорость разбега обычно не превышает 3— 4 м/с. Длина разбега колеблется в пределах 3—7 беговых шагов. Разбег следует выполнять на передней части стоп, располагая их параллельно. Бег на носках позволяет быстрее развить необходимую скорость за счет лучшего использования «рессорного» свойства стоп.
Толчок. При выполнении прыжка в длину или в высоту с разбега отталкивание выполняется одной ногой с перекатом с пятки на носок. Маховая нога и руки энергично поднимаются вверх-вперед. При прыжках с места в высоту и длину толчок выполняется двумя ногами. При выполнении толчка стопу (стопы) разворачивать наружу не следует, так как это снижает эффективность отталкивания.
Полет — безопорная фаза прыжка. Действия прыгуна в полете направлены на улучшение динамического равновесия тела для правильного выполнения прыжка.
Приземление начинается с момента касания мата или пола ногами и заканчивается смягчением удара, а также своевременным погашением скорости движения тела.
Прыжки в высоту с места.
1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги.
2. Стоя боком, прыжок перешагивая.
3. Прыжок ноги врозь, прогнувшись, в группировке, с поворотом на 180 и 360°. 4. Прыжки на различные препятствия: стопку матов, козла, коня, бревно и другие снаряды. Высота планки или другого препятствия должна соответствовать двигательным возможностям учеников.
Прыжки в высоту с разбега через планку или веревочку (лицом к препятствию). 1. Толчком одной прыжок сог-гнув ноги. 2. То же толчком двумя. 3. Толчком одной прыжок согнувшись (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мостик ставят от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги.
Прыжки в длину (с места и с разбега).
Прыжок в длину выполняются вперед, назад, в сторону толчком одной или двумя ногами. То же на дальность или на заданное расстояние. Приземляться следует на гимнастический мат. Длину прыжка увеличивать постепенно.
4.2.7.Тема 7. Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры и игровые задания для I класса
Игры с выполнением строевых команд: «Кто быстрее станет в строй», «Построй круг», «Построй колонну», «Путешествие на корабле», «Река и ров», «У ребят порядок строгий», «Елочки-березки», «Рыбки-крабики».
Игры для развития внимательности: «Фигуры», «Лес, болото, озеро», «Нос, нос, нос, лоб», «Класс, смирно!», «День и ночь», «Товарищ капитан», «Делай, как я», «Запрещенное движение», «Затейники», «Сделай фигуру», «Зеркало».
Игры для развития координационных способностей: «Борода», «Грушка», «Молоко», «Посадка картошки», «Змея», «Калим-бам-ба», «Метка», «Веревка-змейка», «Не сойди с места», «Сбор урожая», «Двенадцать палочек», «Салки в парах», «Успей взять», «Проворные мотальщики», «Канатоходец», «Кто дольше не уронит», «С кочки на кочку», «Совушка», «Переправа».
Игры и игровые задания с бегом: «Ключи», «Кто быстрее», «Отдай ленту», «Быстро возьми и положи», «Перемени предмет», «Догони свою пару», «Два Мороза», «Совушка», «Кто быстрее докатит обруч», «Не замочи ноги», «Успей догнать», «Скворечник», «Найди пару», «Поезд», «Бездомный заяц», «Маяк», «Конники-спортсмены», «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Краски», «Свободное место».
Игры и игровые задания с прыжками: «Пингвины с мячом», «Спрыгни и повернись», «Не наступи», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лягушка и цапля», «Воробьи и кошки», «Удочка», «Поймай комара», «С кочки на кочку», «Не попадись», «Салки».
Игры и игровые задания с метанием: «Передал — садись», «Мяч в корзину», «Успей поймать», «Кого назвали — тот ловит», «Кто дальше», «Охотники и зайцы», «Подвижная цель»,«Кто самый меткий», «Успей поймать», «Мяч водящему», «Догони мяч», «Мишень-качалка».
Игры и игровые задания с лазаньем и перелезанием: «С мячом под дугой», «Переползи — не урони», «Кто быстрее к флажку», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные», «Медведи и пчелы».
Игры с передвижением на лыжах: «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «К своим флажкам», «Встречная эстафета».
Игры с выполнением тестовых упражнений: «Выполняй без ошибок», «Самый ловкий», «Самый быстрый», «Самый сильный».
Подвижные игры и игровые задания для II класса
Игры и игровые задания для совершенствования координационных способностей: «Попробуй поймай», «Придумай сам», «Мяч сбоку», «Запрещенное движение», «Мы — веселые ребята», «Карусель», «Затейники», «Фигуры», «По тропинке», «Кто как ходит?», «Карлики и великаны», «Кто лишний?».
Игры и игровые задания с бегом: «Быстро возьми — быстро положи», «Занимай свои места», «Перемени предмет», «Бег за флажками», «Коршун и наседка», «Посадка картофеля», «Мы — веселые ребята», «Конники-спортсмены».
Игры и игровые задания с прыжками: «Скакуны», «Челнок», «Перепрыгни через ручеек», «Кузнечики», «Парашютисты», «Воробышки-попрыгунчики», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Удочка прыжковая», «Зайцы в огороде».
Игры и игровые задания с метаниями: «Лови мяч», «Целься без промаха», «Передал — садись», «Погрузка арбузов», «Гонка мячей», «Меткий снайпер», «По мишеням».
Игры и игровые задания с лазаньем: «С мячом под дугой», «Переползи — не урони», «Кто быстрее к флажку?», «Котята и щенята», «Перелет птиц», «Пожарные», «Медведи и пчелы».
Игры и игровые задания с передвижением на лыжах: «Лыжные рельсы», «Лыжный поезд», «Оленьи упряжки», «Кто самый быстрый?», «Смелее с горки».
Игры и игровые задания в бассейне на воде: «Салки на воде», «Аист», «Лягушата», «Жучок-паучок», «Насос», «Невод», «Карасики и щука», «Поезд в туннеле», «Карусель», «Волны и море», «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени».
Игра с выполнением тестовых упражнений «Выполняй без ошибок».
Подвижные игры и игровые заданиядля III класса
Игры и игровые задания с выполнением строевых команд: «Быстро в круг!», «Слушай команду!», «Музыкальная затейка», «Точный поворот», «Запомни свой цвет», «Плетень», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест».
Игры и игровые задания для совершенствования координационных способностей: «Карусель», «Запрещенное движение», «Два лагеря», «Орешек», «Светофор», «Фигуры», «Пастух и волк», «Ловкий воробей», «Метка», «Щука», «Веревка-змейка», «Парашютисты», «Лиса и куры», «Плеточка», «Занимай свои места!», «Через кочки и пенечки», «Салки», «Вьюны».
Игры и игровые задания с бегом: «Попробуй догони!», «Бег тройками», «Поезд», «Посадка овощей», «День-ночь», «Команда быстроногих», «Птицы в гнездах», «Круговая эстафета».
Игры и игровые задания с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Кто выше?», «С кочки на кочку», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Салки на одной ноге», «Салки в приседе», «Эстафеты с прыжками».
Игры и игровые задания с метаниями: «Попробуй отбери!», «Передал — садись», «Переброска мячей», «Мяч — капитану», «Гонка мячей по кругу», «Эстафета с мячом», «Земля, вода, воздух».
Игры и игровые задания с передвижением на лыжах: «Пятнашки простые», «Кто дальше?», «Шире шаг!», «Кто самый быстрый?», «За мной!», лыжная эстафета без палок.
Игры и игровые задания на воде в бассейне: «Дельфины», «Вьюны», «Мачта», «Кто выше выпрыгнет?», «Караси и карпы», «Водолазы», «Борьба за мяч», эстафеты с доской, с мячом.
Игра с выполнением тестовых упражнений «Выполняй без ошибок».
Подвижные игры и игровые задания для IV класса
Игры и игровые задания для совершенствования координационных способностей: «Бег со скакалкой в паре», «Бой петухов», «Слушай сигнал!», «Что изменилось?», «На север, запад, юг, восток», «Мяч капитану», «Заплетись, плетень», «Борода», «Лошадки», «Вилюшки».
Игры и игровые задания с ходьбой и бегом: «Кто как ходит», «При-неси предмет», «Иголка, нитка, узел», «Соревнования скороходов», «Гонка крабов», «Бег сороконожек», «Обменяй булаву», «Мышеловка», «Поезд», «Самолеты», «Белые медведи», «Падающая палка».
Игры и игровые задания с прыжками: «Удочка», «Прыжок за прыжком», эстафеты с прыжками.
Игры и игровые задания с метаниями: «Сбей булаву», «Вертикальная мишень», «Бросай далеко — собирай быстро!», «Береги предмет», «Защита укреплений», «Летящий мяч», «Перемена мест».
Игры и игровые задания с передвижением на лыжах: «Найди флажок», «Точный поворот», «Где звенит?», «Коньковый ход», «Пустое место», «Быстрый лыжник», «Упряжка», «Два дома», «Кто дальше?», «Пятнашки простые», «Шире шаг», «Не задень», «Змейка», эстафета без палок.
Игры и игровые задания на воде в бассейне: «Дельфины», «Вьюны», «Мачта», «Кто выше выпрыгнет?», «Караси и карпы», «Водолазы», «Борьба за мяч», эстафеты с доской, с мячом.
Игра с выполнением тестовых упражнений «Выполняй без ошибок».
4.2.8.Тема 8. Основы передвижения на лыжах
В 1–2-м классах школьники изучают следующие способы передвижения на лыжах:
· управление лыжами при поворотах на месте;
· передвижение ступающим и скользящим шагом;
· преодоление небольших подъемов и спуск с пологих склонов;
· поворот переступанием в движении (2-й класс).
Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, все школьники, независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться, должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.
В 1-м классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-м классе ставится задача его освоения, в 3–4-х классах продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.
При совершенствовании техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не следует сильно сгибать в коленях. В 1-м классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься на пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.
В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движении, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движении – один из самых распространенных при спуске со склонов по пологой дуге.