Учебно - методическая карта «Методика преподавания физической культуры»для студентов 3 курса психолого-педагогического факультетя дневной формы получения высшего образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Средства обучения (оборудование, учебнонаглядные пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Количество часов УРС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Методика преподавания физической культуры
(50 часов) |
20 | 30 | Зачёт | |||||
1 | Тема 1. Физическая культура и ее детерминация в развитии человека и общества 1. Здоровье и двигательная активность человека. 2. Формирование психических и физических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания. 3. Возможность и условия коррекции физического развития, функционального состояния, физической подготовленности средствами физической культуры. |
2 | 1 | Конспект лекции | [2], [3], [9], [10], [15] | Устный опрос Реферат |
||
2 | Тема 2. Система физического воспитания 1. Цель и задачи физического воспитания. 2. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания. |
2 | 1 | Опорные схемы | [11], [12], [15] | Реферат | ||
3 | Тема 3. Средства и методы физического воспитания младших школьников 1. Общая характеристика средств физического воспитания. 2. Физические упражнения как двигательные действия, их форма и содержание. 3. Временные, «пространственно-временные», динамические характеристики физических упражнений. 4. Классификация физических упражнений. 5. Естественные силы природы как средство физического воспитания. 6. Гигиенические и социально-бытовые факторы. 7. Общая характеристика методов физического воспитания. 8.Общепедагогические методы. 9. Специфические методы. |
2 | 1 | Мультимед.презентация | [2], [5], [10] | Устный опрос | ||
4 | Тема 4. Методические принципы физического воспитания в начальной школе 1.Характеристика социальных, образовательных, педагогических принципов. 2. Общеметодические принципы и их характеристика. 3. Специфические принципы физ. воспитания. |
2 | 1 | Опорные схемы | [5], [6], [15], [19] | Устный опрос | ||
5 | Тема 5. Методика учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию 1. Содержание, задачи, средства и основы методики нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания младших школьников в процессе физического воспитания. |
2 | 1 | Текст лекции | [1], [3], [12], [15] | Устный опрос | ||
6 | Тема 6. Обучение двигательным действиям 1. Закономерности формирования двигательного навыка. 2. Структура процесса обучения и особенности его этапов. 3. Методика обучения двигательным действиям в физическом воспитании младших школьников. |
2 | 1 | Просмотр видео | [1], [5], [7], [2] | Реферат | ||
7 | Тема 7. Развитие физических качеств 1. Основы развития физических качеств. 2. Понятие о физических качествах. 3. Средства и методы воспитания физических качеств. |
2 | 1 | Комплексы упражнений | [1], [6], [9], [11], [15] | Тесты | ||
8 | Тема 8. Формы организации занятий по физической культуре в начальной школе 1. Классификация и характеристика форм занятий физическими упражнениями в начальной школе. |
2 | 1 | Опорные схемы | [1], [6], [9], [11] | Реферат | ||
9 | Тема 9. Планирование физического воспитания 1. Виды планирования. 2. Цель и задачи перспективного, текущего, оперативного планирования. 3. Требования к планированию. 4. Характеристика основных документов планирования. |
2 | 1 | Документы планирования | [5], [7], [12], [15], [19] | Технология планирования | ||
10 | Тема 10. Врачебный контроль в организации физического воспитания. Медико-педагогические требования к уроку физической культуры и здоровья 1.Распределение на медицинские группы. 2. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. 3. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья. 4. Нормирование нагрузок. 5. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий. 6. Предупреждение и профилактика травматизма. 7. Правила безопасного поведения на уроках и физкультурных занятиях. |
2 | 2 | Методики диагностики | [3], [5], [6], [7] | Тестирование | ||
11 | Тема 11. Методика обучения строевым упражнениям 1. Характеристика строевых упражнений. 2. Структура строя. Строевые приемы. Передвижения. Построения и перестроения. Размыкания и смыкания. |
4 | 4 | Опорные схемы | [1], [5], [7] | Конспект, демонстрация упражнений | ||
12 | Тема 12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям 1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений. 2. Общеразвивающие упражнения как средства формирования правильной осанки и исправления ее дефектов. 3. Общеразвивающие упражнения как средства развития физических качеств. 4. Методика применения и способы обучения общеразвивающим упражнениям. |
4 | 4 | Палки, скакалка, мячи, обручи | [3], [5], [6], [7], [9] | Составление комплексов упражнений | ||
13 | Тема 13. Методика обучения прикладным упражнениям 1. Характеристика и классификация прикладных упражнений. 2. Разновидности ходьбы и бега, методика обучения. 3. Упражнения в равновесии, методика обучения. 4. Упражнения в лазанье и их классификация, методика обучения. 5. Упражнения в метании и ловле, методика обучения. |
4 | 4 | Комплексы упражнений | [5], [7], [11], [19] | Демонстрирование упражнений | ||
14 | Тема 14. Методика обучения акробатическим упражнениям 1. Характеристика и классификация акробатических упражнений. 2. Особенности методики обучения. 3. Основы и последовательность техники обучения. 4. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения. |
6 | 4 | Дорожка, маты | [1], [11], [3], [7] | Выполнение упражнений | ||
15 | Тема 15. Методика обучения висам и упорам 1. Характеристика и классификация упражнений. 2. Роль упражнений в формировании правильной осанки. 3. Методические требования при выполнении упражнений в висах и упорах. |
2 | 4 | Перекладина | [1], [11], [2], [3], [7] | Выполнение упражнений | ||
16 | Тема 16. Методика обучения неопорным прыжкам 1. Характеристика и классификация неопорных прыжков. 2. Основы техники и этапы обучения. |
2 | 4 | Прыжконая яма | [1], [2], [9], [10], [11] | Выполнение упражнений | ||
17 | Тема 17. Методика организации и проведения подвижных игр 1. История и классификация подвижных игр. 2. Место подвижных игр в начальной школе и их педагогическое значение. 3. Методика организации и проведения подвижных игр, игр-соревнований в учебной, внеклассной, внешкольной работе с младшими школьниками. |
4 | 4 | Игровые карточки | [4], [8] | Подбор игр | ||
18 | Тема 18. Методика обучения передвижению на лыжах 1. Основы техники передвижения на лыжах. 2. Классификация способов передвижения на лыжах. 3. Основы, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах. 4. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения. |
4 | 4 | Лыжи, палки | [3], [11] | Выполнение упражнений | ||
Всего часов : 50 | 20 | 30 | Зачет |
Образец оформления титульного листа реферата
Примеры оформления плана реферата
Пример построения и оформления таблиц
Пример 2
Таблица 1 Объемы средств прыжковой подготовки, применяемых в годичных циклах подготовки юных прыгунов в высоту
Автор, литературный источник | Прыжки (количество повторений) | |||
горизонтальные | вертикальные | спрыгивания | всего | |
Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ [9] | – | – | – | 14000 |
Никонов, И.Н., Папышева, В.Н. [13] | 8000 | 8000 | – | 16000 |
Озолин, Н.Г. [16] | – | – | – | 6000 –12000 |
Попов, В.Б., Суслов, Ф.П., Ливадо, Е.И. [19] | – | – | 675–1600 | – |
Эрдманис, Х.А. [21, 23] | – | – | – | 1740 –6525 |
Пример оформления библиографического описания использованных источников, при составлении реферата
Характеристика источника | Пример оформления |
Один автор | Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с. |
Два автора | Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, А. Н. Фомин – Москва: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с. |
Три автора | >Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с. |
Коллективный автор | Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – Москва: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с. |
Составная часть книги, сборника статей, журнала | Платонов, В. Н. Основные компоненты системы спор-тивной подготовки и принципы её функцио-нирования / В.Н. Платонов // Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов [и др.]; под общ. ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. – Москва: СААМ, 1995. – С.8–12. Набатникова, М. Я. О критериях оптимальности в подготовке юных спортсменов / М. Я. Набатникова [и др.]; // Особенности построения тренировки юных спортсменов: сб. науч. трудов. – Москва, 1983. – С.17–27. Галкин, Ю. П. К оценке уровня физического состояния человека / Ю. П. Галкин // Культура физическая и здоровье. – 2007. – № 1 (11).– С.73–75. |
Автореферат диссертации. |
>Ярмолюк, В.А. Совершенствование координации дви-жений у девочек-подростков на уроках физической культуры в VI-VII классах: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В. А. Ярмолюк; научно-исследова-тельский институт физиологии детей и подростков АПН СССР. – Москва, 1989. – 20 c. |
Лексические средства научного произведения
Речевая функция | Лексические средства | |||||
1 | 2 | |||||
Причина и следствие, условие и следствие | (и) поэтому, потому, так как | |||||
Поскольку | ||||||
Отсюда откуда |
следует | |||||
Вследствие | ||||||
В результате | ||||||
В силу Ввиду |
этого | |||||
В зависимости от | ||||||
В связи с этим, согласно этому | ||||||
В таком В этом |
случае | |||||
В этих В таких |
условиях | |||||
а) если (же)…, то … | ||||||
Что | свидетельствует | |||||
указывает | ||||||
говорит | ||||||
соответствует | ||||||
даёт возможность | ||||||
позволяет | ||||||
способствует | ||||||
имеет значение и т.п | ||||||
Временная соотнесённость и порядок изложения | Сначала, прежде всего, в первую очередь | |||||
Первым Последующим Предшествующим |
шагом |
|||||
Одновременно, в тоже время, здесь же | ||||||
Наряду с этим | ||||||
Предварительно, ранее, выше | ||||||
Ещё раз, вновь, снова | ||||||
Затем, далее, потом, ниже | ||||||
В дальнейшем, в последующем, впоследствии | ||||||
Во-первых, во-вторых, и т.п. | ||||||
1 | 2 | |||||
В настоящее время, до настоящего времени | ||||||
В последние годы, за последние годы | ||||||
Наконец, в заключение | ||||||
Сопоставление и противопоставление | Однако, но, а, же | |||||
Как…, так и…; так же, как и … | ||||||
Не только, но и … | ||||||
По сравнению; если …, то … | ||||||
В отличии, в противоположность, наоборот | ||||||
Аналогично, также, таким же образом | ||||||
С одной стороны, с другой стороны | ||||||
В то время как, между тем, вместе с тем | ||||||
Тем не менее | ||||||
Дополнение или уточнение | Также и, причём, при этом, вместе с тем | |||||
Кроме Сверх Более |
того | |||||
Главным образом, особенно< | ||||||
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание | Тем более, что … | |||||
В том числе, в случае, то есть, а именно | ||||||
сказано | ||||||
показано | ||||||
упомянуто | ||||||
отмечено | ||||||
установлено | ||||||
получено | ||||||
обнаружено | ||||||
найдено | ||||||
Как |
говорилось указывалось отмечалось подчёркивалось |
выше | ||||
Согласно Сообразно Соответственно |
этому | |||||
В соответствии с этим, в связи с этим | ||||||
В связи с вышеизложенным | ||||||
Данный, названный, рассматриваемый и т.д. | ||||||
Такой же, подобный, аналогичный, сходный | ||||||
Подобного рода, подобного типа | ||||||
Следующий, последующий, некоторый | ||||||
Многие из них, один из них, некоторые из них | ||||||
Большая часть, большинство | ||||||
Обобщение, вывод | Таким образом, итак, следовательно | |||||
В результате, в итоге, в конечном счёте | ||||||
Из этого Отсюда |
следует вытекает понятно ясно |
|||||
Это | позволяет сделать вывод сводится к следующему свидетельствует |
|||||
Наконец, в заключение | ||||||
Иллюстрация Сказанного |
Например, так, в качестве примера | |||||
Примером может служить | ||||||
Такой как (например) | ||||||
В случае, для случая | ||||||
О чём можно судить, что очевидно | ||||||
Введение новой Информации |
Рассмотрим следующие случаи | |||||
Остановимся подробнее на … | ||||||
Приведём несколько примеров | ||||||
Основные преимущества этого метода … | ||||||
Некоторые дополнительные замечания … | ||||||
Несколько слов о перспективах исследования |