ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Как учебная дисциплина «Методика преподавания физической культуры» представляет собой предмет, обеспечивающий теоритическую, методическую, практическую подготовку студентов к профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, который способен на высоком научно-методическом уровне обеспечить процесс физического воспитания младших школьников в начальной школе.

Цельдисциплины:обеспечение высокого уровня теоритической и методической подготовки студентов высших учебных заведений на основе профессиональной направленности их будущей деятельности в области физической культуры.

Задачи дисциплины:

− освоение студентами знаний в области теории и методики физического воспитания младших школьников;

− овладение навыками организации работы по физическому воспитанию младших школьников;

− актуализация и развитие потребности в укреплении здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

− приобретения умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

− развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

По окончанию курса « Методика преподавания физической культуры» студент должен знать:

− современное состояние теории и методики физического воспитания младшего школьного возраста;

− возрастные, психофизиологические, индивидуальные особенности;

− закономерности формирования двигательных умений и навыков и развития основных двигательных качеств у учащихся начальных классов;

− действующую учебную программу по предмету «физическая культура и здоровье» для начальных классов, её разделы;

− значение физической культуры в воспитании личности младшего школьника;

− структуру и принципы организации педагогической системы физического воспитания;

− методы и формы организации физического воспитания младших школьников;

− основные средства физического воспитания младших школьников;

− особенности развития необходимых физических качеств младших школьников;

− особенности формирования двигательных умений и навыков младших школьников;

− технологию планируемого урока и внеклассного воспитательного мероприятия.

Уметь:

− применять различные варианты методик физического воспитания в начальных классах;

− владеть двигательными умениями и навыками по основным разделам физического воспитания;

− использовать различные формы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста;

− распределять учебный материал программы на год, планировать его по четвертям, грамотно составлять конспекты уроков;

− планировать содержание частей урока во времени с учётом задач урока, уровня физической подготовленности детей, их физического развития и состояния здоровья, в соответствии с этапами обучения и закономерностями формирования двигательных умений и навыков;

− грамотно формировать перспективные и частные (на каждый урок) задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные;

− знать специальную терминологию, уметь грамотно ею пользоваться, хорошо владеть словом, командным голосом, подавать команды и распоряжения, требуя точного их исполнения, объяснять и рассказывать кратко, понятно, образно;

− правильно осуществлять запись физических упражнений, правильно подбирать их комплексы в зависимости от уровня физической подготовленности и физического развития, состояния здоровья, возраста, пола;

− уметь пользоваться различными приёмами учёта успеваемости;

− правильно подбирать средства и методы обучения, использовать их для решения поставленных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, успешно реализовывать дидактические принципы в практической деятельности во время занятий физическими упражнениями;

− осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Владеть:

− средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования для успешной профессиональной деятельности;

− системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств;

− навыками организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности для достижения оздоровительных целей.

Наиболее эффективными современными инновационными образовательными системами и технологиями, позволяющими реализовать компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Методика преподавания физической культуры», следует выделить: учебно-методические комплексы, информационные технологии, вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов и др.

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии учебно-исследовательской деятельности, коммуникативные технологии, игровые технологии, методики активного обучения и др.

Формы организации изучения дисциплины:

– академические занятия. Это теоретические занятия (лекции, семинары, методические уроки, беседы, консультации), практические (учебные занятия, контрольное тестирование и соревнования по выбранному виду спорта);

– самостоятельные занятия. Это оздоровительные (групповые, индивидуальные) занятия для студентов при методическом руководстве преподавателя кафедры физической культуры.

Итоговой формой контроля является зачет.

Учебно - методическая карта «Методика преподавания физической культуры»для студентов 3 курса психолого-педагогического факультетя дневной формы получения высшего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Примерный тематический план для специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» для студентов стационара 3 курса.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по специальностям: 1-01 02 01 «Начальное образование»; 1-01 02 02 «Начальное образование. Дополнительная специальность».


пп
Наименование раздела, темы Всего (ауд. час.) Лекции Семинарские
1 Тема 1. Физическая культура и ее детерминация в развитии человека и общества 2 2
2 Тема 2. Система физического воспитания 2 2
3 Тема 3. Средства и методы физического воспитания младших школьников 2 2
4 Тема 4. Методические принципы физического воспитания в начальной школе 2 2
5 Тема 5. Методика учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию 2 2
6 Тема 6. Обучение двигательным действиям 2 2
7 Тема 7. Развитие физических качеств 2 2
8 Тема 8. Формы организации занятий по физической культуре в начальной школе 2 2
9 Тема 9. Планирование физического воспитания 2 2
10 Тема 10. Врачебный контроль в организации физического воспитания. Медико-педагогические требования к уроку физической культуры и здоровья 2 2
11 Тема 11. Методика обучения строевым упражнениям 4 4
12 Тема 12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям 4 4
13 Тема 13. Методика обучения прикладным упражнениям 4 4
14 Тема 14. Методика обучения акробатическим упражнениям 6 6
15 Тема 15. Методика обучения висам и упорам 2 2
16 Тема 16. Методика обучения неопорным прыжкам 2 2
17 Тема 17. Методика организации и проведения подвижных игр 4 4
18 Тема 18. Методика обучения передвижению на лыжах 4 4
Всего часов: 50 20 30