РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ И ПРАКТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)
4.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (теория МП физической культуры)


Для организации самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать методические разработки практических занятий, в которых предлагаются задания для самостоятельной работы в качестве домашней подготовки, а также для управляемой самостоятельной работы во время практического занятия. Выполнение заданий на практических занятиях предполагает создание условий для применения студентами освоенных ими знаний и умений в решении оздоровительных задач. Формы управляемой самостоятельной работы по дисциплине: выполнение устных и письменных заданий, написание и защита рефератов, подготовка сообщений и др. Задания для самостоятельной работы разрабатываются и выполняются с учётом индивидуального подхода. Эффективность самостоятельной работы целесообразно проверять в ходе текущего контроля знаний на практических занятиях.

4.1.1. Вопросы для углубленного изучения предлагаемых тем при самоподготовке

  1. Основные понятия физической культуры.
  2. Функции физической культуры в современном обществе.
  3. Физическая культура личности.
  4. Основы системы физического воспитания в Республике Беларусь.
  5. Средства физического воспитания и спорта.
  6. Методы физического воспитания и спорта.
  7. Принципы физического воспитания и спорта.
  8. Физические способности человека и основные формы их проявления.
  9. Силовые способности и методика их развития.
  10. Скоростные способности и методика их развития.
  11. Координационные способности и методика их развития.
  12. Выносливость и методика её развития.
  13. Гибкость и методика её развития.
  14. Направленное воздействие физических упражнений на формирование осанки.
  15. Направленное воздействие физических упражнений на формирование телосложения.
  16. Всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания.
  17. Взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
  18. Взаимосвязь физического и умственного воспитания.
  19. Взаимосвязь физического и трудового воспитания.
  20. Взаимосвязь физического и эстетического воспитания.
  21. Формы построения занятий в физическом воспитании.
  22. Основы методики проведения утренней гимнастики.
  23. Основы методики проведения самостоятельного тренировочного занятия.
  24. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.
  25. Закаливание организма и основные правила закаливания.
  26. Формирование волевых качеств человека в процессе занятий физическими упражнениями.
  27. Личность педагога как фактор воспитания подрастающего поколения.
  28. Творческие качества преподавателя физического воспитания.
  29. Стиль деятельности педагога по физическому воспитанию и спорту.
  30. Речевая культура тренера-преподавателя.
  31. Основа рационального (здорового) образа жизни при занятиях физическими упражнениями – культура жизни человека.
  32. Значение семьи в формировании физической культуры личности ребёнка.
  33. Игра как основная форма организации занятий физическими упражнениями детей.
  34. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
  35. Физическое воспитание школьников.
  36. Физическое воспитание студенческой молодёжи.
  37. Использование основных направлений физической культуры взрослым населением.
  38. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
  39. Спорт в современном обществе.
  40. Характеристика вида спорта (на примере одного вида по выбору: футбол, баскетбол, плавание, лыжи, лёгкая атлетика, спортивная гимнас-тика, художественная гимнастика, фигурное катание и т. д.).

4.1.2. Тематика рефератов по вопросам методики преподавания дисциплины «Методика преподавания физическая культура»

Тема, по которой пишется реферат, выбирается студентом самостоятельно и согласуется со старшим преподавателем курса. Студент вправе предложить свою тему реферата, с обоснованием её выбора.

  1. Понятие физической культуры и многообразие его определений.
  2. Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук.
  3. Общекультурные и специфические функции физической культуры.
  4. Формы физической культуры.
  5. Характеристика спорта в зависимости от особенностей соревновательной деятельности.
  6. Спорт как средство и метод воспитания.
  7. Понятие о системе физической культуры и ее структуре.
  8. Методологические основы теории физического воспитания.
  9. Направленность научных исследований в области физического воспитания.
  10. Структура и логика научного исследования в теории и методике физического воспитания.
  11. Физическое воспитание как педагогический процесс.
  12. Содержание и форма физических упражнений.
  13. Факторы влияющие на величину и направленность нагрузки.
  14. Классификации физических упражнений.
  15. Общепедагогические и специфические методы физического воспитания.
  16. Способы регламентации нагрузки при выполнении учебных заданий.
  17. Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.
  18. Цели и задачи обучения движениям.
  19. Процесс формирования двигательного умения и навыка.
  20. Варианты процесса обучения двигательным умениям и навыкам в зависимости от различных факторов.
  21. Двигательно-координационные способности и методика их воспитания.
  22. Силовые способности и методика их воспитания.
  23. Скоростно-силовые способности и методика их воспитания.
  24. Скоростные способности и методика их воспитания.
  25. Выносливость и методика ее воспитания.
  26. Гибкость и методика ее воспитания.
  27. Содержание и структура занятия.
  28. Основные элементы структуры занятий и их взаимосвязь.
  29. Урочные и неурочные формы занятий.
  30. Общие основы методики проведения занятий.
  31. Методы организации работы на уроке.
  32. Основы методики нормирования нагрузки на уроке.
  33. Основные требования к подготовке учителя к занятию.
  34. Факторы обуславливающие эффективное планирование процесса физического воспитания.
  35. Хронологическая масштабность планирования.
  36. Требования к планированию.
  37. Разновидности оформления документов планирования.
  38. Виды педагогического контроля и самоконтроля.
  39. Требования предъявляемые к тестам и методике тестирования.
  40. Тесты применяемые в школьной практике.
  41. Комплексная система оценки физического состояния учащихся.
  42. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
  43. Формы физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Основная литература

  1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры/Учебник для студентов институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.
  2. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т.II. М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.
  4. Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие для ИФК. Под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 6 – 12, 52 – 73.
  5. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов // В. Н. Кряж, Е. Н. Ворсин, А. А. Гужаловский и др. – Минск, НИИОБР, 1991. – 52 с.

Дополнительная литература

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – IV классов общеобразовательной школы. Переработана В. Н. Кряжем/ Кряж В. Н., Ворсин Е. Н. и др. – Минск: Минобразования РБ, 1997. –88 с.
  2. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств школьников. - Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
  3. Гужаловский, А. А., Ворсин, Е. Н. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. - Минск: Полымя, 1988. – 95 с.
  4. Кряж, В. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1982. – 120 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Минск: Народная асвета , 1988. – 211 с.
  6. Физическое воспитание в 1-4-х классах общеобразовательной школы. Под ред. Е. Н. Ворсина/Е.Н. Ворсин, А. А. Гужаловский, Л. Д. Глазырина, В. Н. Кряж – Минск: АСАТ, 1995. – 175 с.
  7. Основы теории и методики физической культуры. Под ред. А. А. Гужаловского / В. М. Выдрин, А. А.Гужаловский, В. Н.Кряж и др. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 349 с.
  8. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –192 с.
  9. Лях, В. И. Координационные способности школьников. – Минск: Полымя, 1989. –159 с.
  10. Кряж, В. Н., Кряж, З. С. Гуманизация физического воспитания. – Минск: НИИОБР, 2001. – 179 с.
  11. Бойченко, С. Д., Смотрицкий, А. Л. Нетрадиционные пути решения методологических проблема теории физического воспитания и теории спорта // Адукациiя и выхаванiе, 2000, №8, С.24 – 28

4.1.3. Составление и оформление реферата

Реферат – сокращённое изложение содержания источника информации (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Составление реферата выполняет студент, пропустивший по уважи­тельной причине, половину и более занятий одного из разделов учебной программы «Методика преподавания физической культуры». Если студент, пропустил занятия нескольких разделов учебной программы, то он выполняет реферат по каждому пропущенному разделу.

Составление реферата базируется на изучении:

– нормативных и методических документов, регламентирующих физическое воспитание человека в разные возрастные периоды жизни;

– источников информации, отражающих прошлые, современные и про­гнозируе­мые взгляды теории и методики физического воспитания, спор­тивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Основными источниками информации являются статьи журналов и сбор­ников, статьи энциклопедических словарей и справочников, брошюры, книги, методические рекомендации и указания, учебники и учебные пособия, монографии, диссертации (ПРИЛОЖЕНИЯ Б,В,Г,Д).

Составление реферата является самостоятельной работой студента. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в нём, несёт студент-исполнитель.

Утверждение и регистрация темы

Темы рефератов ежегодно перерабатываются и утверждаются кафед­рой физической культуры.

Тематика рефератов должна:

– соответствовать содержанию лекционного курса и практических за­нятий;

– способствовать расширению знаний студентов в области физической культуры и спорта;

– содействовать формированию у студента совокупности знаний, уме­ний и навыков, предусмотренных в образовательных стандартах и учебных программах дисциплины «Методика преподавания физической культуры».

Утвержденные темы едины для студентов основного, подготовитель­ного и спортивного отделений всех факультетов непрофильных специаль­ностей. Список тем рефератов находится на кафедре.

Преподаватель, ведущий дисциплину «Методика преподавания физической культуры» в учебной группе, предлагает студенту тему реферата, в зависимости от пропущенного раздела учебной программы. Однако студент вправе сам выбрать тему по пропущенному разделу или предложить ее с обоснованием целесообразности выбора. Одновременно с выбором темы определяется срок написания и предоставления реферата.

Тема реферата, выбранная студентом, регистрируется в специальном журнале, находящемся на кафедре физической культуры. При регистрации учитываются следующие данные:

– фамилия, инициалы, факультет, курс, группа студента;

– точное название темы;

– дата регистрации;

– дата сдачи реферата;

– фамилия, инициалы, должность препода­вателя, предложившего тему.

В отдельной графе преподаватель и студент ставят свои подписи.

Этапы работы над рефератом

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор источников информации, их чтение и составление реферата (реферирование).

Выбор источников информации

Литературу выбирают из списка, имеющегося на кафедре физической культуры или самостоятельно, в библиотеке. Предпочтение отдаётся лите­ратуре изданной после 1980 года.

Чтение и его виды

Процесс чтения, выбранной литературы, бывает трёх основных видов: просмотровое, ознакомительное и изучающее.

Просмотровое (предварительное) чтение даёт самое общее пред­ставление о содержании источника.

Начинать надо с заголовка, являюще­гося исходной смысловой точкой чтения, важной для дальнейшего пони­мания содержания текста. Далее следует обратить внимание на фамилию автора, время издания (год), аннота­цию и оглавление.

Такой вид чтения позволяет ориентироваться в общей композиции ис­точника и понять, стоит ли использовать его в дальнейшей работе.

Ознакомительное (поисковое) чтение это поиск и выделение тек­ста в источнике, необходимого для составления реферата. Такой вид чте­ния позволяет:

– понять общее содержание текста;

– разделить весь текст на две части, содержащих основную и вспомо­гательную информацию;

– выделить абзацы текста, несущие информацию по теме реферата. Основная информация источника имеет главное значение для состав­ления реферата, а вспомогательная, для его составления, почти не исполь­зуется. Ознакомление с каждой из частей происходит в самом общем виде.

Изучающее чтение это тщательная проработка и осмысление выбранного текста, способствующее полному пониманию и освоению содержащейся в них информации.

Особое внимание обращается на абзацы текста, которые служат указателями перехода автора от одной мысли или темы к другой. Производится анализ и оценка их информации, что позволяет определить предложения или сочетания слов, несущие основную смысловую нагрузку в текстах, как абзаца, так и первоисточника.

Необходимо обращать внимание на первые предложения выбранного абзаца. Именно в них, чаще всего, содержится ответ на вопрос «О чём сооб­щается в данном абзаце читаемого текста?».

Следует обратить внимание и на последние предложения абзаца, так как в них содержатся сведения, уточняющие и конкретизирующие содержание абзаца (результаты, комментарии, выводы к ним).

Обязательное условие, при любом виде чтения, ведение записи. Их следует делать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник (название, глава, страница, абзац, стока). Ведение записи способствует лучшему восприятию и пониманию прочитанного и позволяет сократить время на поиск необходимого текста, при повторном обращении к источнику.

Реферирование

Реферирование представляет собой процесс сжатия (компрессию) тек­ста первичного документа. Результатом этого процесса является составле­ние реферата – вторичный документ. В основе реферирования лежит оценка информации первоисточника, аналитико-синтетическая переработ­ка его текста, с целью извлечения наиболее существенных сведений и представления их в максимально краткой форме.

Выполняемый реферат должен быть сводного типа (обзорный), составленный на основе не менее двух источников информации. Последовательность действий при составлении такого реферата приводится по книге Л.Н. Бахтиной [2, с. 73-74]. Текст приводится в сокращенном виде.

  1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорного реферирования. Сформулируйте объединяющую их тему.
  2. Составьте план реферата.
  3. В каждом тексте выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.
  4. Определите:
    • а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и языковые средства для вашего реферата;
    • б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;
    • в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.
  5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:
    • а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможные сокращения или трансформации;
    • б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено чётко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;
    • в) при наличии в обоих текстах повторяющихся коммуникативных блоков выберите тот его вариант, где основная информация выражена более полно и чётко, более экономными языковыми средствами.
  6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.
  7. Текст реферата не должен содержать информацию, которой нет в первичных документах, интерпретацию их содержания, критические замечания и точку зрения автора реферата. Основными требованиями к составлению реферата являются объективность, полнота, единство стиля, язык, композиция.

    Объективность – точное изложение существа реферируемых ра­бот и взглядов их авторов, без полемики с ними и без оценки излагаемого.

    Полнота – изложение всех основных, существенных положений, со­держащихся в первичных документах.

    Единство стиля – использование тех же языковых средств, единой терминологии, сокращений, что и в первичных документах.

    Язык реферата должен быть литературным, точным, кратким, яс­ным и простым, без сложных грамматических конструкций и сложных стилистических оборотов.

    Определённую помощь в языково-стилистическом составлении реферата может оказать таблица лексических средств научного произведения, приведённая в книге А. Ф. Ануфриева [1, с. 55-57]. Композиция реферата – это взаимное расположение и соотно­шение трёх его частей: ведения, основной части, заключения. Она должна быть внутренне логична.

    Типичными ошибкам при составлении реферата являются:

    – искажение смысла первичных документов;

    – не включение в текст реферата основной информации;

    – избыточная информация;

    – ненужное дублирование словесной информации;

    – отсутствие логики в подаче информации.

    Структура реферата

    Структурными элементами реферата являются титульный лист, план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

    Титульный лист это первая страница реферата. На ней приводятся следующие сведения:

    – полное наименование университета;

    – полное наименование кафедры, по предмету которой составляется реферат;

    – тема реферата;

    – предмет, по которому составляется реферат;

    – фамилия и инициалы студента, курс, группа, факультет на котором он обучается;

    – фамилия и инициалы, учёная степень, учёное звание, должность пре­подавателя;

    – место (город) и год написания.

    Пример оформления титульного листа находится в приложении А.

    План реферата – это его оглавление. Он включает наименование всех заголовков структурных элементов реферата, начиная с введения, с указанием страниц, на которых они находятся.

    Примеры составления плана приведёны в приложении Б.

    Введение должно составлять 1 страницу текста и содержать:

    – актуальность темы реферата;

    – объект и предмет реферата;

    – цель и задачи реферата;

    – методы реферирования;

    – перечисление структуры и объёма реферата.

    Следует показать актуальность (значимость) изучаемой темы в физическом воспитании человека. Объяснить кому, когда и для чего пона­добится выполненный реферат, т.е. его теоретическое или практическое значение.

    Основными признаками актуальности тем по предмету «Физическая культура» являются: потребность человека в оздоровлении, обучении, вос­питании и тренировке в разные возрастные периоды его жизни.

    Объект реферата это явление или процесс в физическом воспитании и спорте, на которое направлено внимание автора реферата. Предмет реферата это то, что изучает автор реферата в этом процессе или явлении, на что направле­на его мысль.

    Цель реферата формулируется предельно точно, выражая то основ­ное, что намеревается сделать автор. Основными целями реферата могут быть расширение или углубление сведений по конкретной теме дисципли­ны «Физическая культура».

    Например: «Целью реферата является изучение физического воспита­ния студентов вузов».

    Задачи реферата конкретизируют его цель. Их необходимо форму­лировать в форме перечисления.

    Например: «Изучить самостоятельные формы занятий студентов физи­ческими упражнениями», «Обобщить средства, применяемые в физиче­ском воспитании студентов 1-2 курсов», «Определить…» и т. п.

    Содержание задач раскрывается в основной части реферата.

    Методы реферирования необходимо перечислить и дать им краткую характеристику.

    В последнем абзаце введения, начинающемся со слов: «Реферат состо­ит из …», перечисляются структурные элементы реферата (введение, количество имеющихся глав или основная часть, заключение), а также ко­личество таблиц, иллюстраций, использованных источников и указывается полный объём страниц.

    Основная часть должна быть изложена на 2-5 страницах. Её текст может быть цельным или состоять из нескольких глав. Название ос­новной части или её глав не должны совпадать с названием общей темы реферата.

    В этой части последовательно, с соблю­дением логической преемствен­ности между главами или текстовыми отрезками плана, приводятся все существенные сведения и положения первичных документов, описываются различные точки зрения авторов, рас­крываются поставленные во введении задачи.

    Допускается включать в тест основной части цифровой материал, таб­лицы и иллюстрации, если они помогают раскрыть основное содержание первоисточника и сокращают объем реферата.

    Заключе­ние составляет 1 страницу текста. В нём подводится общий итог реферата, формулируются вы­воды, сделанные авторами пер­воисточников. Выводы должны соответствовать задачам реферата.

    Список использованных источников

    В список включается любой источник информации, использованный при составлении реферата.

    Оформление реферата

    Очень важно, чтобы текст реферата был правильно оформлен. Это от­ражает общую культуру автора реферата и его умение работать с источниками информации.

    Общие требования

    Общий объем реферата зависит от объёма первоисточников и должен составлять от 7 до 10 страниц в компьютерном исполнении.

    Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с нормами орфографии и пунктуации русского языка и напечатан на листах формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. Излагаемый материал следует распо­лагать по всей ширине листа, соблюдая следующие размеры полей: левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 15 мм и нижнее 20 мм. Расстояние между строками составляет один интервал. Печать производится шрифтом Times New Roman 14 размера, четкого и черного цвета. Размер абзацного отступа по всему тексту реферата должен составлять 0,8 см.

    Наименования «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» и название основной части служат заголовками структурных элементов реферата. Они печата­ются прописными буквами по центру текста, без точки в конце и не под­чёркиваются. Перенос слов в них не допускается. Каждый заголовок структурного элемента реферата начинается с нового листа. Расстояние между заголовками структурных элементов и текстом составляет два ин­тервала.

    Нумерация

    Вся нумерация страниц в тексте реферата, сквозная и производится арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. Они включаются в общую нумерацию страниц, однако номер на них не ставят. Номер проставляется с третьего листа, в средине его верхней части цифрой 3, без знака №. и точки в конце.

    Заголовки структурных элементов реферата: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» и название основной части не нумеруют. Номер глав (если они имеются) располагается после слова «Глава», затем ставится точка и далее приводится заголо­вок главы.

    Таблицы и иллюстрации нумеруются в отдельности, последовательно в пределах всего текста.

    Таблицы и иллюстрации

    Таблица – форма организации материала в тексте издания, при кото­ром систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и граф и строк.

    Пример построения и оформления таблиц приведён в приложении В.

    Таблица состоит из следующих элементов:

    – порядковый номер и заголовок;

    – головка;

    – заголовок граф;

    – подзаголовок граф;

    – строки (горизонтальные ряды);

    – боковик (заголовки строк);

    – графы.

    Надпись «Таблица» с указанием ее номера помещают в левой части строки перед заголовком таблицы. Располагают заголовок над таблицей, симметрично тексту и пишется он строчными буквами (первая буква заго­ловка прописная).

    Головка – верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф.

    Заголовок граф начинается с прописной буквы, а подзаголовок – со строчной, если он составляет одно предложение с заголовком графы.

    Подзаголовки граф, имеющие отдельное название, пишутся с прописной буквы.

    Строка – ряд данных в таблице, расположенный горизонтально и помещенный между горизонтальными линейками.

    Боковик – левая графа таблицы, содержащая данные о строках таб­лицы.

    Графа – рад данных в таблице, расположенный вертикально и поме­щённый между вертикальными линейками.

    Если в реферате одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Примеры построения и оформления таблицы приведены в приложении 3.

    Иллюстрация – изображение, поясняющее или дополняющее ос­новной текст, помещаемое на страницах издания. К иллюстрации относят­ся диаграмма, схема, график, рисунок.

    Диаграмма – условное графическое изображение числовых величин или их соотношений, выполненное при помощи линий, плоскостей, гео­метрических фигур ...

    Схема – условное графическое изображение к-л. объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его характера и структуры.

    График – чертёж, наглядно изображающий количественное соотно­шение и развитие взаимосвязанных процессов или явлений в виде кривой, прямой, ломаной линии, построенной в одной системе координат.

    Иллюстрацию следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором она упоминаются. Её обозначают словом «Рисунок», указывают номер и приводят название, которое печатается после номера строчными буквами (первая буква прописная). Номер и название распола­гаются непосредственно под иллюстрацией. Название иллюстрации пред­ставляет собой её словесную характеристику. Если в реферате только одна иллюстрация, ее не нумерую и слово «Рисунок» не пишут.

    Цитаты

    Цитата – часть текста, заимствованная из какого-либо источника без изменения и использованная в другом тексте.

    Цитируемый текст заключается в кавычки и должен точно соответст­вовать источнику, с обязательной ссылкой на него и указанием страницы, на которой он находится. Например: [16, с. 32].

    Наиболее распространённая форма цитаты – прямая. В начале предло­жения автор реферата сообщает, кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что он сейчас собирается процитировать. Далее ставится двоеточие, открываются кавычки и с прописной буквы приводится выбранная цитата, кавычки закрываются, ставится точка. Все знаки препинания внутри заимствованной цитаты воспроизводятся без изменений.

    Допускается воспроизведение только части цитируемого текста, но при условии, что мысль автора цитаты не будет искажена опусканием слов или словосочетаний. Опускание слов или словосочетаний в цитате обозначается многоточием (…).

    Библиографическое описание источников

    Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. – 2003 и располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Примеры оформления библиографического описания источников приведены в приложении Г.

    Оценка реферата

    Реферат сдаётся преподавателю в срок, установленный при регистра­ции темы (до начала зачетной сессии). Проверенный реферат, утверждается преподавателем или возвращается для устранения недостатков.

    При проверке реферата учитывают:

    – количество использованных источников информации;

    – структуру и содержание (соответствие изложенного материала теме и плану реферата, логичность и последовательность текста, грамотность, доступность и доходчивость языка);

    – оформление (соответствие требованиям настоящих методических ре­комендаций);

    – аккуратность работы, по внешнему виду.

    По утвержденному реферату, со студентом проводится собеседование по его теме. После собеседования, на титульном листе реферата, препода­ватель пишет «зачтено» или «не зачтено», расписывается и указывает дату.

    После собеседования, утверждённый реферат, сдаётся преподавателем на кафедру физической культуры.

    4.1.4. Подбор спортивных и подвижных игр для детей младшего школьного возраста. Составление игровых карточек

    Подвижные игры и игровые задания для I — II классов

    Подвижные игры и игровые задания используются на уроках физической культуры и здоровья для закрепления и совершенствования изученных двигательных умений, навыков, способов деятельности, развития координационных и кондиционных двигательных способностей.

    Подвижные игры и игровые задания для III класса

    Развитие координационных и кондиционных двигательных способностей на уроках физической культуры и здоровья достигается в процессе многократного повторения физических упражнений и способов деятельности, а также участия в подвижных играх и выполнении соревновательных заданий.

    В III классе необходимо планировать и осуществлять целенаправленное развитие основных двигательных способностей с акцентированным развитием скоростно-силовых способностей ног, статического равновесия и общей выносливости (мальчики, девочки), статической силовой выносливости мышц — сгибателей рук (девочки), силы мышц — разгибателей рук (мальчики, девочки), гибкости (девочки), динамической силовой выносливости мышц — сгибателей туловища (мальчики, девочки), динамической силовой выносливости мышц — сгибателей рук и гибкости (мальчики).

    Подвижные игры и игровые задания для IV класса

    Развитие координационных и кондиционных двигательных способностей на уроках физической культуры и здоровья достигается в процессе обучения физическим упражнениям, способам деятельности и подвижным играм, участия в подвижных играх и выполнения соревновательных заданий.

    В IV классе осуществляется целенаправленное развитие жизненно важных двигательных способностей с акцентированным развитием ориентирования в пространстве, равновесия статического (мальчики), точности движений руками (девочки), быстроты движений руками и ногами (мальчики, девочки), быстроты двигательной реакции, скоростно-силовых качеств рук и ног (девочки), гибкости (мальчики), общей и динамической силовой выносливости (девочки).

    Подвижные и спортивные игры для детей младшего школьного возраста. Игровые карточки

    Игровая карточка № 1

    «Река и ров»

    Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.

    Игровая карточка № 2

    «Совушка»

    Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».

    Игровая карточка № 3

    «Ловишка в кругу»

    Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.

    Правило: Ловить можно только в кругу.

    Игровая карточка № 4

    «Ловишка с лентами»

    Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.

    Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.

    «С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.

    «С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

    Игровая карточка № 5

    «Горелки»

    Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

    Глянь на небо – птички летят,

    Колокольчики звенят,

    Раз, два, три – беги!

    После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары –

    водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.

    Игровая карточка № 6

    «К своим флажкам»

    Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

    Игровая карточка № 7

    «Хитрая лиса»

    Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.

    Правило: Лиса не должна выдавать себя.

    Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.

    Игровая карточка № 8

    «Подкрадись к спящему»

    Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.

    Игровая карточка № 9

    «Охотники и зайцы»

    Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

    Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.

    Игровая карточка № 10

    «Передал - садись»

    Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.

    Игровая карточка № 11

    «Медведи и пчёлы»

    Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.

    Игровая карточка № 13

    «Лиса и куры»

    Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.

    Игровая карточка № 14

    «Запрещённое движение»

    Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.

    Игровая карточка № 15

    «Цепочка»

    Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.

    Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».

    Игровая карточка № 16

    «Свободное место»

    Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.

    Игровая карточка №17

    «Третий лишний»

    Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

    Игровая карточка № 18

    «Медвежата на льдине»

    Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.

    Игровая карточка № 19

    «Бездомный заяц»

    Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

    Игровая карточка № 20

    «Караси и щука»

    Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.

    Игровая карточка № 21

    «Стой!»

    Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.

    Игровая карточка № 22

    «Охотники и утки»

    Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

    Игровая карточка № 23

    «Собери флажки»

    Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших.

    Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком. Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.

    Игровая карточка № 24

    "В горку и с горки"

    Содержание: Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки. Игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку спускаются вниз и т.д.

    Правила: Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут свои прежние позиции (сделав пробежку вниз и вверх).

    Игровая карточка № 25

    "Убегай - догоняй"

    Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.

    Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.