3.2. Вопросы по теоретическому разделу программы
Вопросы к зачету по курсу «Методика преподавания физической культуры» для специальности: 1-01 02 01 Начальное образование
ТЕОРИЯ
- Здоровье и двигательная активность человека.
- Формирование психических и физических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
- Возможность и условия коррекции физического развития, функционального состояния, физической подготовленности средствами физической культуры.
- Цель и задачи физического воспитания.
- Социально-педагогические принципы системы физического воспитания.
- Понятие физической культуры и многообразие ее определений.
- Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук.
- Общекультурные и специфические функции физической культуры.
- Формы физической культуры.
- Понятие о системе физической культуре и ее структуре.
- Методологические основы теории физического воспитания.
- Направленность научных исследований в области физического воспитания.
- Общая характеристика средств физического воспитания.
- Физические упражнения как двигательные действия, их форма и содержание.
- Временные, «пространственно-временные», динамические характеристики физических упражнений.
- Классификация физических упражнений.
- Естественные силы природы как средство физического воспитания.
- Гигиенические и социально-бытовые факторы.
- Общая характеристика методов физического воспитания.
- Общепедагогические методы.
- Специфические методы.
- Физическое воспитание как педагогический процесс.
- Содержание и формы физических упражнений.
- Фактор, влияющий на величину и направленность нагрузки.
- Общепедагогические и специфические методы физического воспитания.
- Способы регламентации нагрузки при выполнении учебных заданий.
- Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.
- Цели и задачи обучению движениям.
- Процесс формирования двигательного умения и навыка.
- Варианты процесса обучения двигательным умениям и навыкам в зависимости от различных факторов.
- Характеристика социальных, образовательных, педагогических принципов.
- Общеметодические принципы и их характеристика.
- Специфические принципы физического воспитания.
- Содержание, задачи, средства и основы методики нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания младших школьников в процессе физического воспитания.
- Закономерности формирования двигательного навыка.
- Структура процесса обучения и особенности его этапов.
- Методика обучения двигательным действиям в физическом воспитании младших школьников.
- Основы развития физических качеств.
- Понятие о физических качествах.
- Средства и методы воспитания физических качеств.
- Двигательно – координационные способности и методика их воспитания.
- Силовые способности и методика их воспитания.
- Скоростно – силовые способности и методика их воспитания.
- Скоростные способности и методика их воспитания.
- Выносливость и методика ее воспитания.
- Гибкость и методика ее воспитания.
- Классификация и характеристика форм занятий физическими упражнениями в начальной школе.
- Виды планирования.
- Цель и задачи перспективного, текущего, оперативного планирования.
- Требования к планированию.
- Характеристика основных документов планирования.
- Содержание и структура занятия.
- Основные элементы структуры занятия и их взаимосвязь.
- Урочные и внеурочные формы занятий.
- Общие основы методики проведения занятий.
- Методы организации работы на уроке.
- Основы методики нормирования нагрузки на уроке.
- Основные требования к подготовке учителя к занятию.
- Факторы, обуславливающие эффективные планирование процесса физического воспитания.
- Хронологическая масштабность планирования.
- Разновидности оформления документов планирования.
- Виды педагогического контроля и самоконтроля.
- Требования, предъявляемые к тестам и методики тестирования.
- Тесты, применяемые в школьной практике.
- Комплексная система оценки физического состояния учащихся.
- Распределение на медицинские группы.
- Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
- Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья.
- Нормирование нагрузок.
- Санитарно-гигиенические требования к местам занятий.
- Предупреждение и профилактика травматизма.
- Правила безопасного поведения на уроках и физкультурных занятиях.
ВОПРОСЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ (МЕТОДИКА)
- Характеристика строевых упражнений.
- Структура строя. Строевые приемы. Передвижения. Построения и перестроения. Размыкания и смыкания.
- Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений.
- Общеразвивающие упражнения как средства формирования правильной осанки и исправления ее дефектов.
- Общеразвивающие упражнения как средства развития физических качеств.
- Методика применения и способы обучения общеразвивающим упражнениям.
- Характеристика и классификация прикладных упражнений.
- Разновидности ходьбы и бега, методика обучения.
- Упражнения в равновесии, методика обучения.
- Упражнения в лазанье и их классификация, методика обучения.
- Упражнения в метании и ловле, методика обучения.
- Характеристика и классификация акробатических упражнений.
- Особенности методики обучения.
- Основы и последовательность техники обучения.
- Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.
- Характеристика и классификация упражнений.
- Роль упражнений в формировании правильной осанки.
- Методические требования при выполнении упражнений в висах и упорах.
- Характеристика и классификация неопорных прыжков.
- Основы техники и этапы обучения.
- История и классификация подвижных игр.
- Место подвижных игр в начальной школе и их педагогическое значение.
- Методика организации и проведения подвижных игр, игр-соревнований в учебной, внеклассной, внешкольной работе с младшими школьниками.
- Основы техники передвижения на лыжах.
- Классификация способов передвижения на лыжах.
- Основы, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах.
Основная литература
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Учебник для студентов институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л .П. Матвеева : М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.
- Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие для ИФК. Под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 6 – 12, 52 – 73.
- Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов//В.Н. Кряж, Е.Н. Ворсин, А. А. Гужаловский и др. – Минск, НИИОБР, 1991. – 52 с.
Дополнительная литература
- Комплексная программа физического воспитания учащихся I – IV классов общеобразовательной школы. Переработана В. Н. Кряжем / Кряж В. Н., Ворсин Е. Н. и др. – Минск: Минобразования РБ, 1997. – 88 с.
- Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств школьников. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
- Гужаловский, А. А., Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. – Минск: Полымя, 1988. – 95 с.
- Кряж, В. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. – Минск: Вышэйшая школа, 1982. – 120 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Минск: Народная асвета , 1988. – 211 с.
- Физическое воспитание в 1 – 4-х классах общеобразовательной школы. Под ред. Е. Н. Ворсина / Е. Н. Ворсин, А. А. Гужаловский, Л. Д. Глазырина, В. Н. Кряж – Минск: АСАТ, 1995 – 175 с.
- Основы теории и методики физической культуры. Под ред. А.А. Гужаловского / В. М. Выдрин, А. А.Гужаловский, В. Н.Кряж и др. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 349 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
- Лях, В. И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. – 159 с.
- Кряж, В. Н., Кряж, З. С. Гуманизация физического воспитания. – Минск: НИИОБР, 2001. – 179 с.
- Бойченко, С. Д., Смотрицкий А. Л. Нетрадиционные пути решения методологических проблема теории физического воспитания и теории спорта // Адукациiя и Выхаванiе, 2000, №8, С.24 – 28