Как учебная дисциплина «Методика преподавания физической культуры» представляет собой предмет, обеспечивающий теоритическую, методическую, практическую подготовку студентов к профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, который способен на высоком научно-методическом уровне обеспечить процесс физического воспитания младших школьников в начальной школе.
Цельдисциплины:обеспечение высокого уровня теоритической и методической подготовки студентов высших учебных заведений на основе профессиональной направленности их будущей деятельности в области физической культуры.
Задачи дисциплины:
− освоение студентами знаний в области теории и методики физического воспитания младших школьников;
− овладение навыками организации работы по физическому воспитанию младших школьников;
− актуализация и развитие потребности в укреплении здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
− приобретения умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
− развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
По окончанию курса « Методика преподавания физической культуры» студент должен знать:
− современное состояние теории и методики физического воспитания младшего школьного возраста;
− возрастные, психофизиологические, индивидуальные особенности;
− закономерности формирования двигательных умений и навыков и развития основных двигательных качеств у учащихся начальных классов;
− действующую учебную программу по предмету «физическая культура и здоровье» для начальных классов, её разделы;
− значение физической культуры в воспитании личности младшего школьника;
− структуру и принципы организации педагогической системы физического воспитания;
− методы и формы организации физического воспитания младших школьников;
− основные средства физического воспитания младших школьников;
− особенности развития необходимых физических качеств младших школьников;
− особенности формирования двигательных умений и навыков младших школьников;
− технологию планируемого урока и внеклассного воспитательного мероприятия.
Уметь:
− применять различные варианты методик физического воспитания в начальных классах;
− владеть двигательными умениями и навыками по основным разделам физического воспитания;
− использовать различные формы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста;
− распределять учебный материал программы на год, планировать его по четвертям, грамотно составлять конспекты уроков;
− планировать содержание частей урока во времени с учётом задач урока, уровня физической подготовленности детей, их физического развития и состояния здоровья, в соответствии с этапами обучения и закономерностями формирования двигательных умений и навыков;
− грамотно формировать перспективные и частные (на каждый урок) задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные;
− знать специальную терминологию, уметь грамотно ею пользоваться, хорошо владеть словом, командным голосом, подавать команды и распоряжения, требуя точного их исполнения, объяснять и рассказывать кратко, понятно, образно;
− правильно осуществлять запись физических упражнений, правильно подбирать их комплексы в зависимости от уровня физической подготовленности и физического развития, состояния здоровья, возраста, пола;
− уметь пользоваться различными приёмами учёта успеваемости;
− правильно подбирать средства и методы обучения, использовать их для решения поставленных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, успешно реализовывать дидактические принципы в практической деятельности во время занятий физическими упражнениями;
− осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Владеть:
− средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования для успешной профессиональной деятельности;
− системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств;
− навыками организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности для достижения оздоровительных целей.
Наиболее эффективными современными инновационными образовательными системами и технологиями, позволяющими реализовать компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Методика преподавания физической культуры», следует выделить: учебно-методические комплексы, информационные технологии, вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов и др.
В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии учебно-исследовательской деятельности, коммуникативные технологии, игровые технологии, методики активного обучения и др.
Формы организации изучения дисциплины:
– академические занятия. Это теоретические занятия (лекции, семинары, методические уроки, беседы, консультации), практические (учебные занятия, контрольное тестирование и соревнования по выбранному виду спорта);
– самостоятельные занятия. Это оздоровительные (групповые, индивидуальные) занятия для студентов при методическом руководстве преподавателя кафедры физической культуры.
Итоговой формой контроля является зачет.
Учебно - методическая карта «Методика преподавания физической культуры»для студентов 3 курса психолого-педагогического факультетя дневной формы получения высшего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Примерный тематический план для специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» для студентов стационара 3 курса.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по специальностям: 1-01 02 01 «Начальное образование»; 1-01 02 02 «Начальное образование. Дополнительная специальность».
№ пп |
Наименование раздела, темы | Всего (ауд. час.) | Лекции | Семинарские |
1 | Тема 1. Физическая культура и ее детерминация в развитии человека и общества | 2 | 2 | |
2 | Тема 2. Система физического воспитания | 2 | 2 | |
3 | Тема 3. Средства и методы физического воспитания младших школьников | 2 | 2 | |
4 | Тема 4. Методические принципы физического воспитания в начальной школе | 2 | 2 | |
5 | Тема 5. Методика учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию | 2 | 2 | |
6 | Тема 6. Обучение двигательным действиям | 2 | 2 | |
7 | Тема 7. Развитие физических качеств | 2 | 2 | |
8 | Тема 8. Формы организации занятий по физической культуре в начальной школе | 2 | 2 | |
9 | Тема 9. Планирование физического воспитания | 2 | 2 | |
10 | Тема 10. Врачебный контроль в организации физического воспитания. Медико-педагогические требования к уроку физической культуры и здоровья | 2 | 2 | |
11 | Тема 11. Методика обучения строевым упражнениям | 4 | 4 | |
12 | Тема 12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям | 4 | 4 | |
13 | Тема 13. Методика обучения прикладным упражнениям | 4 | 4 | |
14 | Тема 14. Методика обучения акробатическим упражнениям | 6 | 6 | |
15 | Тема 15. Методика обучения висам и упорам | 2 | 2 | |
16 | Тема 16. Методика обучения неопорным прыжкам | 2 | 2 | |
17 | Тема 17. Методика организации и проведения подвижных игр | 4 | 4 | |
18 | Тема 18. Методика обучения передвижению на лыжах | 4 | 4 | |
Всего часов: | 50 | 20 | 30 |