3.2. Вопросы по теоретическому разделу программы


Вопросы к зачету по курсу «Методика преподавания физической культуры» для специальности: 1-01 02 01 Начальное образование

ТЕОРИЯ

  1. Здоровье и двигательная активность человека.
  2. Формирование психических и физических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
  3. Возможность и условия коррекции физического развития, функционального состояния, физической подготовленности средствами физической культуры.
  4. Цель и задачи физического воспитания.
  5. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания.
  6. Понятие физической культуры и многообразие ее определений.
  7. Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук.
  8. Общекультурные и специфические функции физической культуры.
  9. Формы физической культуры.
  10. Понятие о системе физической культуре и ее структуре.
  11. Методологические основы теории физического воспитания.
  12. Направленность научных исследований в области физического воспитания.
  13. Общая характеристика средств физического воспитания.
  14. Физические упражнения как двигательные действия, их форма и содержание.
  15. Временные, «пространственно-временные», динамические характеристики физических упражнений.
  16. Классификация физических упражнений.
  17. Естественные силы природы как средство физического воспитания.
  18. Гигиенические и социально-бытовые факторы.
  19. Общая характеристика методов физического воспитания.
  20. Общепедагогические методы.
  21. Специфические методы.
  22. Физическое воспитание как педагогический процесс.
  23. Содержание и формы физических упражнений.
  24. Фактор, влияющий на величину и направленность нагрузки.
  25. Общепедагогические и специфические методы физического воспитания.
  26. Способы регламентации нагрузки при выполнении учебных заданий.
  27. Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания.
  28. Цели и задачи обучению движениям.
  29. Процесс формирования двигательного умения и навыка.
  30. Варианты процесса обучения двигательным умениям и навыкам в зависимости от различных факторов.
  31. Характеристика социальных, образовательных, педагогических принципов.
  32. Общеметодические принципы и их характеристика.
  33. Специфические принципы физического воспитания.
  34. Содержание, задачи, средства и основы методики нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания младших школьников в процессе физического воспитания.
  35. Закономерности формирования двигательного навыка.
  36. Структура процесса обучения и особенности его этапов.
  37. Методика обучения двигательным действиям в физическом воспитании младших школьников.
  38. Основы развития физических качеств.
  39. Понятие о физических качествах.
  40. Средства и методы воспитания физических качеств.
  41. Двигательно – координационные способности и методика их воспитания.
  42. Силовые способности и методика их воспитания.
  43. Скоростно – силовые способности и методика их воспитания.
  44. Скоростные способности и методика их воспитания.
  45. Выносливость и методика ее воспитания.
  46. Гибкость и методика ее воспитания.
  47. Классификация и характеристика форм занятий физическими упражнениями в начальной школе.
  48. Виды планирования.
  49. Цель и задачи перспективного, текущего, оперативного планирования.
  50. Требования к планированию.
  51. Характеристика основных документов планирования.
  52. Содержание и структура занятия.
  53. Основные элементы структуры занятия и их взаимосвязь.
  54. Урочные и внеурочные формы занятий.
  55. Общие основы методики проведения занятий.
  56. Методы организации работы на уроке.
  57. Основы методики нормирования нагрузки на уроке.
  58. Основные требования к подготовке учителя к занятию.
  59. Факторы, обуславливающие эффективные планирование процесса физического воспитания.
  60. Хронологическая масштабность планирования.
  61. Разновидности оформления документов планирования.
  62. Виды педагогического контроля и самоконтроля.
  63. Требования, предъявляемые к тестам и методики тестирования.
  64. Тесты, применяемые в школьной практике.
  65. Комплексная система оценки физического состояния учащихся.
  66. Распределение на медицинские группы.
  67. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
  68. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья.
  69. Нормирование нагрузок.
  70. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий.
  71. Предупреждение и профилактика травматизма.
  72. Правила безопасного поведения на уроках и физкультурных занятиях.

ВОПРОСЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ (МЕТОДИКА)

  1. Характеристика строевых упражнений.
  2. Структура строя. Строевые приемы. Передвижения. Построения и перестроения. Размыкания и смыкания.
  3. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений.
  4. Общеразвивающие упражнения как средства формирования правильной осанки и исправления ее дефектов.
  5. Общеразвивающие упражнения как средства развития физических качеств.
  6. Методика применения и способы обучения общеразвивающим упражнениям.
  7. Характеристика и классификация прикладных упражнений.
  8. Разновидности ходьбы и бега, методика обучения.
  9. Упражнения в равновесии, методика обучения.
  10. Упражнения в лазанье и их классификация, методика обучения.
  11. Упражнения в метании и ловле, методика обучения.
  12. Характеристика и классификация акробатических упражнений.
  13. Особенности методики обучения.
  14. Основы и последовательность техники обучения.
  15. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.
  16. Характеристика и классификация упражнений.
  17. Роль упражнений в формировании правильной осанки.
  18. Методические требования при выполнении упражнений в висах и упорах.
  19. Характеристика и классификация неопорных прыжков.
  20. Основы техники и этапы обучения.
  21. История и классификация подвижных игр.
  22. Место подвижных игр в начальной школе и их педагогическое значение.
  23. Методика организации и проведения подвижных игр, игр-соревнований в учебной, внеклассной, внешкольной работе с младшими школьниками.
  24. Основы техники передвижения на лыжах.
  25. Классификация способов передвижения на лыжах.
  26. Основы, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах.

Основная литература

  1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Учебник для студентов институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  2. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 304 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Л .П. Матвеева : М.: Физкультура и спорт, 1976. – 256 с.
  4. Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие для ИФК. Под ред. Л. П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 6 – 12, 52 – 73.
  5. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов//В.Н. Кряж, Е.Н. Ворсин, А. А. Гужаловский и др. – Минск, НИИОБР, 1991. – 52 с.

Дополнительная литература

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – IV классов общеобразовательной школы. Переработана В. Н. Кряжем / Кряж В. Н., Ворсин Е. Н. и др. – Минск: Минобразования РБ, 1997. – 88 с.
  2. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств школьников. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
  3. Гужаловский, А. А., Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. – Минск: Полымя, 1988. – 95 с.
  4. Кряж, В. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. – Минск: Вышэйшая школа, 1982. – 120 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Минск: Народная асвета , 1988. – 211 с.
  6. Физическое воспитание в 1 – 4-х классах общеобразовательной школы. Под ред. Е. Н. Ворсина / Е. Н. Ворсин, А. А. Гужаловский, Л. Д. Глазырина, В. Н. Кряж – Минск: АСАТ, 1995 – 175 с.
  7. Основы теории и методики физической культуры. Под ред. А.А. Гужаловского / В. М. Выдрин, А. А.Гужаловский, В. Н.Кряж и др. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 349 с.
  8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  9. Лях, В. И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. – 159 с.
  10. Кряж, В. Н., Кряж, З. С. Гуманизация физического воспитания. – Минск: НИИОБР, 2001. – 179 с.
  11. Бойченко, С. Д., Смотрицкий А. Л. Нетрадиционные пути решения методологических проблема теории физического воспитания и теории спорта // Адукациiя и Выхаванiе, 2000, №8, С.24 – 28