ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Учебно - методическая карта «Методика преподавания физической культуры»для студентов 3 курса психолого-педагогического факультетя дневной формы получения высшего образования

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов Средства обучения (оборудование, учебнонаглядные пособия и др.)

Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические занятия Лабораторные заня­тия Количество часов УРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Методика преподавания физической культуры

(50 часов)

20 30 Зачёт
1 Тема 1. Физическая культура и ее детерминация в развитии человека и общества
1. Здоровье и двигательная активность человека.
2. Формирование психических и физических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
3. Возможность и условия коррекции физического развития, функционального состояния, физической подготовленности средствами физической культуры.
2 1 Конспект лекции [2], [3], [9], [10], [15] Устный опрос
Реферат
2 Тема 2. Система физического воспитания
1. Цель и задачи физического воспитания.
2. Социально-педагогические принципы системы физического воспитания.
2 1 Опорные схемы [11], [12], [15] Реферат
3 Тема 3. Средства и методы физического воспитания младших школьников
1. Общая характеристика средств физического воспитания.
2. Физические упражнения как двигательные действия, их форма и содержание.
3. Временные, «пространственно-временные», динамические характеристики физических упражнений.
4. Классификация физических упражнений.
5. Естественные силы природы как средство физического воспитания.
6. Гигиенические и социально-бытовые факторы.
7. Общая характеристика методов физического воспитания.
8.Общепедагогические методы.
9. Специфические методы.
2 1 Мультимед.презентация [2], [5], [10] Устный опрос
4 Тема 4. Методические принципы физического воспитания в начальной школе
1.Характеристика социальных, образовательных, педагогических принципов.
2. Общеметодические принципы и их характеристика.
3. Специфические принципы физ. воспитания.
2 1 Опорные схемы [5], [6], [15], [19] Устный опрос
5 Тема 5. Методика учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию
1. Содержание, задачи, средства и основы методики нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания младших школьников в процессе физического воспитания.
2 1 Текст лекции [1], [3], [12], [15] Устный опрос
6 Тема 6. Обучение двигательным действиям
1. Закономерности формирования двигательного навыка.
2. Структура процесса обучения и особенности его этапов.
3. Методика обучения двигательным действиям в физическом воспитании младших школьников.
2 1 Просмотр видео [1], [5], [7], [2] Реферат
7

Тема 7. Развитие физических качеств
1. Основы развития физических качеств.
2. Понятие о физических качествах.
3. Средства и методы воспитания физических качеств.
2 1 Комплексы упражнений [1], [6], [9], [11], [15] Тесты
8 Тема 8. Формы организации занятий по физической культуре в начальной школе
1. Классификация и характеристика форм занятий физическими упражнениями в начальной школе.
2 1 Опорные схемы [1], [6], [9], [11] Реферат
9 Тема 9. Планирование физического воспитания
1. Виды планирования.
2. Цель и задачи перспективного, текущего, оперативного планирования.
3. Требования к планированию.
4. Характеристика основных документов планирования.
2 1 Документы планирования [5], [7], [12], [15], [19] Технология планирования
10 Тема 10. Врачебный контроль в организации физического воспитания. Медико-педагогические требования к уроку физической культуры и здоровья
1.Распределение на медицинские группы.
2. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
3. Профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья.
4. Нормирование нагрузок.
5. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий.
6. Предупреждение и профилактика травматизма.
7. Правила безопасного поведения на уроках и физкультурных занятиях.
2 2 Методики диагностики [3], [5], [6], [7] Тестирование
11 Тема 11. Методика обучения строевым упражнениям
1. Характеристика строевых упражнений.
2. Структура строя. Строевые приемы. Передвижения. Построения и перестроения. Размыкания и смыкания.
4 4 Опорные схемы [1], [5], [7] Конспект, демонстрация упражнений
12

Тема 12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям
1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений.
2. Общеразвивающие упражнения как средства формирования правильной осанки и исправления ее дефектов.
3. Общеразвивающие упражнения как средства развития физических качеств.
4. Методика применения и способы обучения общеразвивающим упражнениям.
4 4 Палки, скакалка, мячи, обручи [3], [5], [6], [7], [9] Составление комплексов упражнений
13 Тема 13. Методика обучения прикладным упражнениям
1. Характеристика и классификация прикладных упражнений.
2. Разновидности ходьбы и бега, методика обучения.
3. Упражнения в равновесии, методика обучения.
4. Упражнения в лазанье и их классификация, методика обучения.
5. Упражнения в метании и ловле, методика обучения.

4 4 Комплексы упражнений [5], [7], [11], [19] Демонстрирование упражнений
14 Тема 14. Методика обучения акробатическим упражнениям
1. Характеристика и классификация акробатических упражнений.
2. Особенности методики обучения.
3. Основы и последовательность техники обучения.
4. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.
6 4 Дорожка, маты [1], [11], [3], [7] Выполнение упражнений
15 Тема 15. Методика обучения висам и упорам
1. Характеристика и классификация упражнений.
2. Роль упражнений в формировании правильной осанки.
3. Методические требования при выполнении упражнений в висах и упорах.
2 4 Перекладина [1], [11], [2], [3], [7] Выполнение упражнений
16 Тема 16. Методика обучения неопорным прыжкам
1. Характеристика и классификация неопорных прыжков.
2. Основы техники и этапы обучения.
2 4 Прыжконая яма [1], [2], [9], [10], [11] Выполнение упражнений
17 Тема 17. Методика организации и проведения подвижных игр
1. История и классификация подвижных игр.
2. Место подвижных игр в начальной школе и их педагогическое значение.
3. Методика организации и проведения подвижных игр, игр-соревнований в учебной, внеклассной, внешкольной работе с младшими школьниками.
4 4 Игровые карточки [4], [8] Подбор игр
18 Тема 18. Методика обучения передвижению на лыжах
1. Основы техники передвижения на лыжах.
2. Классификация способов передвижения на лыжах.
3. Основы, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах.
4. Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.
4 4 Лыжи, палки [3], [11] Выполнение упражнений
Всего часов : 50 20 30 Зачет

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления титульного листа реферата

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примеры оформления плана реферата

Пример 1
Пример 2

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Пример построения и оформления таблиц

Пример 1

Пример 2

Таблица 1 Объемы средств прыжковой подготовки, применяемых в годичных циклах подготовки юных прыгунов в высоту

Автор, литературный источник Прыжки (количество повторений)
горизонтальные вертикальные спрыгивания всего
Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ [9] 14000
Никонов, И.Н., Папышева, В.Н. [13] 8000 8000 16000
Озолин, Н.Г. [16] 6000 –12000
Попов, В.Б., Суслов, Ф.П., Ливадо, Е.И. [19]

675–1600
Эрдманис, Х.А. [21, 23] 1740 –6525

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Пример оформления библиографического описания использованных источников, при составлении реферата

Характеристика источника Пример оформления
Один автор Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
Два автора Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, А. Н. Фомин – Москва: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
Три автора >Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.
Коллективный автор Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – Москва: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
Составная часть книги, сборника статей, журнала Платонов, В. Н. Основные компоненты системы спор-тивной подготовки и принципы её функцио-нирования / В.Н. Платонов // Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов [и др.]; под общ. ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. – Москва: СААМ, 1995. – С.8–12.
Набатникова, М. Я. О критериях оптимальности в подготовке юных спортсменов / М. Я. Набатникова [и др.]; // Особенности построения тренировки юных спортсменов: сб. науч. трудов. – Москва, 1983. – С.17–27.
Галкин, Ю. П. К оценке уровня физического состояния человека / Ю. П. Галкин // Культура физическая и здоровье. – 2007. – № 1 (11).– С.73–75.
Автореферат
диссертации.
>Ярмолюк, В.А. Совершенствование координации дви-жений у девочек-подростков на уроках физической культуры в VI-VII классах: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / В. А. Ярмолюк; научно-исследова-тельский институт физиологии детей и подростков АПН СССР. – Москва, 1989. – 20 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Лексические средства научного произведения

Речевая функция Лексические средства
1 2
Причина и следствие, условие и следствие (и) поэтому, потому, так как
Поскольку
Отсюда
откуда
следует
Вследствие
В результате
В силу
Ввиду
этого
В зависимости от
В связи с этим, согласно этому
В таком
В этом
случае
В этих
В таких
условиях
а) если (же)…, то …
Что свидетельствует
указывает
говорит
соответствует
даёт возможность
позволяет
способствует
имеет значение и т.п
Временная соотнесённость и порядок изложения Сначала, прежде всего, в первую очередь
Первым
Последующим
Предшествующим

шагом

Одновременно, в тоже время, здесь же
Наряду с этим
Предварительно, ранее, выше
Ещё раз, вновь, снова
Затем, далее, потом, ниже
В дальнейшем, в последующем, впоследствии
Во-первых, во-вторых, и т.п.
1 2
В настоящее время, до настоящего времени
В последние годы, за последние годы
Наконец, в заключение
Сопоставление и противопоставление Однако, но, а, же
Как…, так и…; так же, как и …
Не только, но и …
По сравнению; если …, то …
В отличии, в противоположность, наоборот
Аналогично, также, таким же образом
С одной стороны, с другой стороны
В то время как, между тем, вместе с тем
Тем не менее
Дополнение или уточнение Также и, причём, при этом, вместе с тем
Кроме
Сверх
Более
того
Главным образом, особенно<
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание Тем более, что …
В том числе, в случае, то есть, а именно
сказано
показано
упомянуто
отмечено
установлено
получено
обнаружено
найдено

Как

говорилось
указывалось
отмечалось
подчёркивалось
выше
Согласно
Сообразно
Соответственно
этому
В соответствии с этим, в связи с этим
В связи с вышеизложенным
Данный, названный, рассматриваемый и т.д.
Такой же, подобный, аналогичный, сходный
Подобного рода, подобного типа
Следующий, последующий, некоторый
Многие из них, один из них, некоторые из них
Большая часть, большинство
Обобщение, вывод Таким образом, итак, следовательно
В результате, в итоге, в конечном счёте
Из этого
Отсюда
следует
вытекает
понятно
ясно
Это позволяет сделать вывод
сводится к следующему
свидетельствует
Наконец, в заключение
Иллюстрация
Сказанного
Например, так, в качестве примера
Примером может служить
Такой как (например)
В случае, для случая
О чём можно судить, что очевидно
Введение новой
Информации
Рассмотрим следующие случаи
Остановимся подробнее на …
Приведём несколько примеров
Основные преимущества этого метода …
Некоторые дополнительные замечания …
Несколько слов о перспективах исследования