Тема 5
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
1.Общие положения о праве собственности на природные объекты
2.Право собственности на компоненты природной среды
3.Право собственности на природно-антропогенные объекты
4.Право собственности на комплексные природные объекты
1.Общие положения о праве собственности на природные объекты
Перечень объектов экологических правоотношений сформулирован в ст. 5 Закона ООС, в частности к ним отнесены: земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, леса, болота растительный и животный мир в его видовом разнообразии, микроорганизмы, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, природные ландшафты, и биотопы, естественные экологические системы и климат.
По своей структуре такие природные объекты могут быть первичными (однородными) и вторичными (разнородными, комплексными).
Право собственности на природные объекты урегулировано Декларацией о государственном суверенитете Республики Беларусь, Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», природоохранными и природоресурсными Кодексами и Законами, другими нормативными правовыми актами.
2.Право собственности на компоненты природной среды
В соответствии со ст. 1 Закона ООС к первичным (однородным) природным объектам законодатель отнес землю (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, микроорганизмы, назвав их для отграничения от комплексных природных объектов компонентами природной среды.
Статьей 5 Декларации установлено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.
В ст. 13 Основного Закона определено, что собственность в республике может быть государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, а земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства и государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности при условии, что (ст.44) осуществление права собственности не будет причинять вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, правам и защищаемым законом интересам других лиц. Кроме того, в ст.44 Конституции сформулирован принцип гарантии защиты права собственности, приобретенной на законных основаниях, в соответствии с которыми, принудительное отчуждение имущества (в данном случае природных ресурсов) допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» установлено, что он направленным на защиту общегосударственных интересов.
Согласно преамбулы указанного Закона только в государственной собственности могут находится объекты обеспечивающие: территориальную целостность Республики Беларусь, национальную экономическую и энергетическую безопасность, социальную защищенность населения, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение историко-культурного и духовного наследия белорусского народа.
В ст. 1 рассматриваемого Закона определено, что его действие не распространяется на объекты, составляющие в соответствии с Конституцией исключительную собственность государства (недра, воды, леса). Отношения, связанные с ними, регулируются горным, водным и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 5 КоН недра являются исключительной собственностью государства. Государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы. При этом недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме.
Согласно ст. 8 ВК все воды, находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют исключительную собственность государства.
На основании ст. 5 ЛК леса составляют исключительную собственность государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы (организации) в пределах их компетенции. Сделки, нарушающие (ограничивающие) право собственности Республики Беларусь на леса, запрещаются.
Статьей 7 этого Закона к объектам исключительной государственной собственности отнесены:
земли: сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования;
земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства; на территориях подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население); на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций;
радиочастотный спектр;
микроорганизмы (вирусы, бактерии), которые могут быть использованы для создания и производства бактериологического (биологического) оружия, перечень которых установлен законодательством;
объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь;
наркотические средства и психотропные вещества, включенные в списки 1 и 5 республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь;
сильнодействующие ядовитые вещества, за исключением веществ, приобретение и использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 8 Закона владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется от его имени уполномоченными государственными органами и иными государственными организациями, за которыми они закреплены на праве постоянного или временного пользования.
Эти объекты не подлежат приватизации, их отчуждение осуществляется в пределах республиканской собственности, они могут передаваться негосударственным организациям, иностранным государствам, международным организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование либо в концессию и не могут быть предметом залога (ипотеки) и доверительного управления, если оное не установлено законами или актами Президента Республики Беларусь.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств и международных организаций (ст. 14 КоЗ).
Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.
Земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для: строительства и обслуживания жилого дома; строительства и обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа; коллективного садоводства; дачного строительства.
Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства в случае:
получения ими по наследству земельного участка, предоставленного наследодателю в частную собственность;
предоставления им земельного участка, на котором расположены перешедшие им по наследству жилой дом, дача, в том числе не завершенные строительством и законсервированные в установленном законодательством порядке, зарегистрированная организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартира в блокированном жилом доме, отделенная от других квартир вертикальной стеной и расположенная непосредственно на земельном участке (далее – квартира в блокированном жилом доме), садовый домик, зарегистрированная доля в праве собственности на эти объекты, если наследодателем не были оформлены документы, удостоверяющие права на земельный участок;
приобретения ими на основании гражданско-правовой сделки зарегистрированных долей в праве собственности на земельный участок и расположенные на нем жилой дом, дачу, в том числе не завершенные строительством и законсервированные в установленном законодательством порядке, зарегистрированную организацией по государственной регистрации квартиру в блокированном жилом доме, садовый домик либо признания за ними в судебном порядке долей в праве собственности на эти объекты;
приобретения ими в период брака с гражданином Республики Беларусь в общую совместную собственность земельного участка и расположенных на нем жилого дома, дачи, в том числе не завершенных строительством и законсервированных в установленном законодательством порядке, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, садового домика либо зарегистрированных долей в праве собственности на эти объекты, в том числе в случае последующего раздела совместно нажитого имущества в установленном законодательством порядке;
приобретения ими на основании гражданско-правовой сделки или судебного постановления доли в праве собственности на земельный участок, являющийся собственностью одного из супругов (бывших супругов), на котором расположены жилой дом, дача, в том числе не завершенные строительством и законсервированные в установленном законодательством порядке, зарегистрированная организацией по государственной регистрации квартира в блокированном жилом доме, садовый домик, являющиеся общей совместной собственностью супругов, в случае раздела совместно нажитого имущества в установленном законодательством порядке.
Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки могут передаваться в частную собственность по результатам аукционов. Без проведения торгов земельные участки предоставляются им для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений).
В собственность иностранных государств могут передаваться земельные участки, предназначенные для размещения дипломатических представительств или консульских учреждений, а международным организациям для размещения своих представительств, в порядке, установленном Главой государства.
На основании ст. 6 Закона «О растительном мире» объекты растительного мира, произрастающие на территории Республики Беларусь, являются государственной собственностью. При этом, объекты растительного мира, произрастающие в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций, являются собственностью этих граждан, негосударственных юридических лиц, иностранных государств, международных организаций.
Объекты растительного мира, посаженные и культивируемые (выращиваемые, возделываемые) на законном основании, являются собственностью пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти объекты растительного мира.
Республика Беларусь осуществляет право собственности на объекты растительного мира в общегосударственных интересах через специально уполномоченные государственные органы.
Обращение с объектами растительного мира, произрастающими в границах земельных участков или водных объектов, не предоставленных юридическим лицам или гражданам, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, в чьем ведении находятся эти земельные участки или водные объекты, либо специально уполномоченные ими юридические лица. В этом случае местные исполнительные и распорядительные органы или специально уполномоченные ими юридические лица выполняют обязанности пользователей земельных участков или водных объектов в области обращения с объектами растительного мира.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь.
Таким образом, недра, воды, леса, дикие животные и радиочастотный спектр находятся в исключительной государственной собственности. Земли и дикорастущие растения могут находится как в государственной, так и в частной собственности. На атмосферный воздух, озоновый слой и климат право собственности не установлено. Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства.
3.Право собственности на природно-антропогенные объекты
Природно-антропогенные объекты по своему правовому положению приравниваются законодателем к первичным (однородным) природным объектам. Ими оправданно считать природные объекты, измененные в результате хозяйственной или иной деятельности, и (или) созданные человеком, обладающие признаками (свойствами) природного объекта и выполняющие его функции (экологическую, экономическую и социальную).
Измененные в результате хозяйственной и ной деятельности природно-антропогенные объекты остаются в той же собственности, что и до их изменения, например, Днепро-бугский канал, созданный во многом путем спрямления и углубления русла реки Муховец относятся к водным объектам, и находится в исключительной государственной собственности.
Созданные человеком природно-антропогенные объекты могут находится в государственной (республиканской или коммунальной) и частной собственности. В частности, искусственно высаженные леса являются республиканской собственностью, а озеленительные насаждения населенных пунктов, произрастающие на землях общего пользования – коммунальной собственностью. Озеленительные насаждения, произрастающие на земельных участках, предоставленных юридическим лицам в частную собственность являются частной собственностью этих организаций.
4.Право собственности на комплексные природные объекты
Согласно ст. 1 Закона ООС природный комплекс представляет собой функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. К ним законодатель отнес естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы. Под это определение подпадают и особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории.
Следовательно, законодатель выделил два вида природных комплексов, во-первых, это естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы, во-вторых, – особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории, которые с учетом положений закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» относятся к территориальным единицам и являются частью территории Республики Беларусь. Причем такие территориальные единицы создаются с целью охраны либо восстановления природной среды. Поэтому их оправданно в экологическом праве назвать природно-территориальными комплексами для разграничения с природными комплексами.
Естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы являются предметами материального мира, имеющими естественное происхождение и понятиями, используемыми в естественных науках биологии, географии, а не в юриспруденции. Они выделены с целью охраны. На них нельзя установить право собственности. Право собственности установлено по-отдельности, на составляющие их компоненты природной среды: земли (включая почвы), недра, воды, леса, растительный и животный мир.
По-другому определено право собственности на особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальную экологическую сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории.
Статьей 7 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», к объектам исключительной государственной собственности отнесены: земли природоохранного назначения и земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население).
Согласно ст. 4 Закона ООПТ, земли образующие ООПТ, состоят из земель природоохранного назначения и земель иных категорий, за исключением земельных участков (части земельных участков), расположенные в границах ООПТ, целевое назначение которых не отвечает целям объявления ООПТ.
В соответствии со ст. 23 заповедник и национальный парк образуются с изъятием земельных участков у всех землепользователей, земельные участки (части земельных участков) которых включаются в состав земель заповедника и национального парка, а заказник и памятник природы – без изъятия земельных участков у землепользователей, земельные участки (части земельных участков) которых включаются в состав земель заказника, памятника природы.
В состав земель заповедника и национального парка, образующих их территорию, входят земельные участки, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником и национальным парком, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель. Такие земли изымаются из хозяйственного оборота.
В отношении земель и других природных ресурсов ООПТ и экологически неблагополучных территорий законодатель использовал известную российскому дореволюционному праву устаревшую конструкцию, не учитывающую используемый сейчас дифференцированный подход к регулированию природных объектов.
Рассматривая содержание права собственности русский дореволюционный цивилист профессор Г.Ф. Шершеневич со ссылкой на ч.1 ст. 424 X тома Свода законов Российской империи писал, что по праву собственности на землю, собственник ее, «имеет право на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и словом на все ее принадлежности. Другими словами, право собственности на землю распространяется на поверхность и идет вверх и в глубь [c. 169–170][1].
Под влиянием российского дореволюционного законодательства и теоретических работ ученых-юристов того периода времени сложилось представление о праве собственности на природные объекты в СССР, где в качестве самостоятельных природных объектов рассматривались только земли, недра, воды и леса, а дикие животные и дикорастущие растения являлись принадлежностью этих основных природных объектов. По указанному принципу составлялись и учебники по земельному праву, где оно рассматривалось в широком понимании этого термина.
«До недавнего прошлого лесное, водное и горное законодательство рассматривалось как продолжение законодательства земельного. Для этого имелись достаточные основания: лес, вода, недра органически связаны с землей, их использование невозможно без использования определенным образом земельных массивов, а установление режима для них невозможно без учета основных положений земельного законодательства [с. 44–45][2].
Таким образом в пределах природно-территориальных комплексов земли и другие природные ресурсы могут находится в исключительной государственной собственности либо в постоянном пользовании.
5.Виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, на которые распространяется исключительное право государства
К видам деятельности, на которые распространяется исключительное право государства, согласно ст. 10 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» относятся:
ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
ведение государственных кадастров, регистров, реестров, классификаторов, входящих в состав республиканских информационных ресурсов;
лесоустройство;
землеустройство;
геодезическая и картографическая деятельность в части выполнения геодезических и картографических работ, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое назначение;
государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, техническая инвентаризация недвижимого имущества;
генно-инженерная деятельность второго, третьего и четвертого уровней риска;
производство сильнодействующих ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и (или) создать очаги химического поражения людей, кроме деятельности по агрохимическому обслуживаю сельского хозяйства;
добыча, переработка руд драгоценных и радиоактивных металлов, руд редкоземельных элементов, драгоценных камней;
распределение радиочастотного спектра, выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот, присвоение (назначение) радиочастотных каналов или радиочастот;
другие виды деятельности, предусмотренные законодательными актами.
Виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, могут осуществляться от его имени уполномоченными государственными органами и иными государственными организациями.
Реализация этого права может осуществляться негосударственными организациями, физическими лицами на основании актов Главы государства, в которых определяются условия и порядок предоставления рассматриваемого права, а также национальными и иностранными инвесторами на основе концессий.
Объекты, составляющие исключительную государственную собственность на дату вступления в силу рассматриваемого Закона и принадлежащие негосударственным организациям и физическим лицам, не могут быть предметом залога, доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования и иных сделок, за исключением отчуждения их в собственность государства.[1] Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Г. Ф. Шершеневич. Вступ. статья, Е.А. Суханов / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Спарк, 1995. – 556 в.
[2] Земельное право. – М. : Юридическая литература, 1971. – 464 с.