Тема 8
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.Понятие организационно-правового обеспечения охраны и защиты окружающей среды
2.Планирование деятельности в области охраны окружающей среды
3.Нормирование в области охраны окружающей среды
6.Учет вредного воздействия на окружающую среду
10.Разрешение споров в области охраны окружающей среды
12.Экологические образование, просвещение и научные исследования
1.Понятие организационно-правового обеспечения охраны и защиты окружающей среды
Организационно-правовое обеспечение подчинено цели, задачам охраны и защиты окружающей среды. Заключается в закреплении в законодательстве системы организационных, информационных, идеологических, научных, правовых и иных средств при помощи которых достигается указанная цель и задачи.
Определение понятия организационно-правового обеспечения охраны и защиты окружающей среды в законодательстве отсутствует. Его нормы закреплены в Законе ООС, других нормативных правовых актах. Их анализ позволяет установить, что организационно-правовое обеспечение подчинено цели и задачам охраны и защиты окружающей среды, является системой мер неимущественного (административного, информационного, идеологического, просветительного, научного и иного) характера, направленных на предупреждение и пресечение причинения вреда окружающей среде, в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, обеспечение экологической безопасности, достижение благоприятного состояния окружающей среды.
Хотя выдача разрешений, комплексных природоохранных разрешений и лицензий и осуществляется в организационно-правовой форме, однако наличие этих документов, в первую очередь является юридическим основанием для возникновения права специального негативного природопользования и поэтому рассматривается в соответствующей главе, посвященной этим вопросам.
В основных чертах организационно-правовое обеспечение охраны и защиты окружающей среды включает следующие элементы, являющиеся относительно самостоятельными институтами экологического права: планирование в области охраны окружающей среды; нормирование в области охраны окружающей среды; мониторинг окружающей среды; экологическая информация; учет вредного воздействия на окружающую среду; оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка и экологическая экспертиза; экологическая сертификация; экологический аудит; разрешение споров в области охраны окружающей среды; экологический контроль; экологические образование, просвещение и научные исследования.
2. Планирование деятельности в области охраны окружающей среды
Нормативно-правовые основания прогнозирования и планирования определены законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З «О государственном прогнозировании и государственном планировании». В соответствии со ст.1 данного Закона государственное прогнозирование заключается в деятельности по формированию системы представлений о целях, приоритетах, направлениях, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики с учетом вероятностного воздействия внешних и внутренних условий и иных факторов, а государственное планирование как деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров указанного развития на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных цели и задач.
Деятельность по обеспечению охраны и защиты окружающей среды осуществляется на долгосрочный (продолжительностью свыше 5 лет), среднесрочный (продолжительностью от 3 до 5 лет) и краткосрочный (продолжительностью до 3 лет) периоды времени в форме стратегий, концепций, программ и планов.
В частности в республике приняты и действуют: «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь», утв. указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 в части обеспечения экологической безопасности от внешних и внутренних угроз: «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы», утв. указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292, Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 99; Стратегия научно-технического и инновационного развития в области охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов на 2021–2025 годы, утв. Минприроды от 15 апреля 2020 г., годовые планы социально-экономического развития.
Согласно ст. 41 Закона ООС разработка программ охраны и защиты окружающей среды осуществляется в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение и воспроизводство природных ресурсов.
Государственные программы охраны окружающей среды разрабатываются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с заинтересованными государственными органами (государственными организациями) и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Региональные комплексы мероприятий формируются местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с государственными программами социально-экономического развития Республики Беларусь, государственными программами охраны окружающей среды или международными договорами Республики Беларусь по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и утверждаются местными Советами депутатов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и проводить мероприятия по охране окружающей среды.
3. Нормирование в области охраны и защиты окружающей среды
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности осуществляется в соответствии со ст. 27–29 Закона ООС, законом Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации», законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в разработке, утверждении и введении в действие нормативов в области охраны окружающей среды, а также в установлении таких нормативов в разрешительных документах.
Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются: проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды; оценка и прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий их применения; иные требования, устанавливаемые экологическим и иным законодательством.
Нормативы в области охраны окружающей среды включают: нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; лимиты на природопользование.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.
К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; нормативы предельно допустимых физических воздействий; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах; иные нормативы качества окружающей среды.
На ООПТ, природных территориях, подлежащих специальной охране, и территориях биосферных резерватов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на других территориях, нормативы качества окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды определяются экологическими нормами и правилами, гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами.
Нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ определяются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде.
Нормативы предельно допустимых физических воздействий определяются в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий.
Нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов определяются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде.
Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах определяются в соответствии с показателями предельно допустимых концентраций химических веществ в почвах.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и для конкретных территорий.
К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся: нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимого изъятия (добычи) природных ресурсов; нормативы допустимой нагрузки на ООПТ; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются в целях регулирования совокупного воздействия всех источников воздействия на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и (или) по совокупному воздействию всех источников, находящихся на соответствующей территории, в соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод.
К нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду относятся: предельно допустимая (критическая) нагрузка воздействия на атмосферный воздух (норма выбросов); предельно допустимые значения показателей и концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод; иные показатели допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
К нормативам допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ относятся: нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод.
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов в целях обеспечения нормативов качества окружающей среды и при условии непревышения такими источниками норм выбросов одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха.
Нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод устанавливаются для каждого выпуска сточных вод в целях обеспечения нормативов качества окружающей среды в контрольном створе и при условии соблюдения предельно допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод в соответствии с водным законодательством.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод могут устанавливаться временные нормативы на такие выбросы и сбросы в разрешениях, выдаваемых областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды и действующих при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, и (или) проведения других природоохранных мероприятий с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ.
Нормативы допустимых физических воздействий определяются в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, а также установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства в соответствии с законодательством об обращении с отходами.
Нормативы допустимого изъятия (добычи) природных ресурсов устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия (добычи) в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации (истощения) в соответствии с законодательством о недрах, о животном мире, о растительном мире.
Нормативы допустимой нагрузки на ООПТ устанавливаются Минприроды в соответствии с законодательством об ООПТ в целях регулирования воздействия туристической, рекреационной и оздоровительной деятельности на эти территории.
Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, хранения и захоронения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
4. Мониторинг окружающей среды
Мониторинг (англ. monitoring – слежение, контроль), специальная форма наблюдения (слежения) за текущим изменением тех или иных процессов или объектов в пространстве и во времени, осуществляемая на постоянной основе.
В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе в районах расположения источников вредного воздействия и их воздействием на окружающую среду), оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной экологической информации государственным органам для осуществления ими управления и контроля в области охраны окружающей среды, иным юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям функционирует Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС).
Мониторинг окружающей среды проводится Минприроды и по согласованию с ним Министерством лесного хозяйства, Государственным комитетом по имуществу, иными республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси и природопользователями.
Республиканские органы государственного управления и природопользователи, безвозмездно передают в Минприроды и его территориальным органам материалы наблюдений за состоянием окружающей среды.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица и индивидуальные предприниматели при разработке прогнозов социально-экономического развития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, размещении объектов хозяйственной и иной деятельности должны учитывать данные мониторинга окружающей среды, а также использовать их для информирования заинтересованных лиц о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Согласно «Положению о национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949 включает следующие организационно-самостоятельные и осуществляемые на общих принципах виды мониторинга окружающей среды: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мониторинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мониторинг окружающей среды; комплексный мониторинг естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях; комплексный мониторинг торфяников.
Объектами наблюдений выступают соответствующие компоненты природной среды, природные комплексы, расположенные в пределах территории Республики Беларусь. Субъектами – республиканские органы государственного управления:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;
Министерство образования в части мониторинга озонового слоя;
Национальная академия наук Беларуси в части мониторинга растительного мира, мониторинга животного мира, геофизического мониторинга, комплексного мониторинга естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях и комплексного мониторинга торфяников;
Министерство лесного хозяйства в части мониторинга лесов;
Государственный комитет по имуществу в части мониторинга земель.
НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обмена экологической информацией. Обмен экологической информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе в порядке, определяемом Минприроды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Процедура проведения отдельных видов мониторинга урегулирована постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Локальный мониторинг окружающей среды проводится в соответствии с Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482 «О проведении отдельных видов мониторинга окружающей среды и использования их данных» в соответствии с которым локальный мониторинг проводится в целях наблюдения за состоянием окружающей среды и воздействием деятельности на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасной деятельности;
в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами при осуществлении экономической деятельности, связанной с пользованием недрами, в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ.
Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологического и иного оборудования, технологических процессов, машин и механизмов; сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, в том числе через систему дождевой канализации; поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; подземные воды в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; почвы (грунты) в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; другие объекты наблюдений, определяемые Минприроды.
Экологическая информация, полученная в результате проведения локального мониторинга должна включать данные наблюдений за объектами локального мониторинга, обобщенную экологическую информацию локального мониторинга, оценку и прогноз состояния окружающей среды и вредного воздействия на нее.
5.Экологическая информация
Экологическая информация – сведения о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется Законом ООС, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Экологическая информация может быть двух видов – общего назначения, предназначенная для общего пользования и специализированная, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ, в связи с тем, что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (далее – ГРЭИ). (п. 38, 43, 44 ст. 1; ст. 19–26 Закона ООС)
ГРЭИ представляет собой перечень сведений, формируемых в результате осуществления обладателями экологической информации деятельности по ее сбору, и накапливаемой в Минприроды, других государственных органах и у иных юридических лиц в силу исполнения обязанностей, возложенных на них актами законодательства.
ГРЭИ, а также реестры экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, размещаются Минприроды, другими государственными органами и иными юридическими лицами, осуществляющими ведение указанных реестров, в доступном месте (на информационных стендах, табло) и на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
К экологической информации относятся сведения:
о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами;
о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной;
об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные в абзацах третьем–пятом настоящего пункта;
об экосистемных услугах;
другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Экологическая информация, предоставляемая или распространяемая обладателями экологической информации, формируется в результате: проведения мониторинга окружающей среды; отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды; ведения учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду; ведения государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры); предоставления лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов; проведения оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки; проведения экологической экспертизы; осуществления контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов; проведения экологического аудита; проведения экологической сертификации; осуществления нормирования в области охраны окружающей среды; разработки и реализации программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; реализации проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами.
Другая экологическая информация, формируемая в результате осуществления иной деятельности, предоставляется и распространяется в соответствии с законодательством о финансово-кредитной системе, о государственной статистике, о здравоохранении, о безопасности генно-инженерной деятельности, о гидрометеорологической деятельности, о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о радиационной безопасности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об историко-культурном наследии, об информации, информатизации и защите информации, иными актами законодательства.
Экологическая информация предоставляется и распространяется в устной, письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.
Обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. При этом отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается.
Доступ государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления или распространения такой информации обладателями экологической информации, а к специализированной экологической информации – посредством ее предоставления на основании договора, заключенного с обладателями такой информации.
При этом экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению в случае: если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение или предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами; если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В предоставлении экологической информации может быть отказано: если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации; если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации.
Не допускается ограничение доступа к экологической информации: о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде; о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод; о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод; об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Экологическая информация общего назначения предоставляется ее обладателями государственным органам по их запросу путем обмена такой информацией или ее рассылки, а физическим и юридическим лицам на основании заявления и бесплатно.
Специализированная экологическая информация предоставляется государственным органам безвозмездно, а физическим и юридическим лицам за плату.
Состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения определяются Советом Министров Республики Беларусь.
6. Учет вредного воздействия на окружающую среду
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет изымаемых (добываемых) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в окружающую среду, отходов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об обращении с отходами), а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Минприроды.
Данные об изымаемых (добываемых) природных ресурсах, выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах сточных вод в окружающую среду, отходах, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия (ст. 50 Закона ООС).
7.Оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка и экологическая экспертиза
Определения и порядок проведения экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду сформулированы в ст. 1 и главе 8 (ст.35–39) Закона ООС и конкретизированы в законе Республики Беларусь от 18 июня 2016 г. № 339-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», ином законодательстве, регулирующем эти виды деятельности.
Оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) представляет собой определение при разработке предпроектной (прединвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
ОВОС проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. Порядок проведения ОВОС, требования к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду и требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Стратегическая экологическая оценка – осуществляется для определения при разработке проектов стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации указанных стратегий, программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
Стратегическая экологическая оценка проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. Порядок проведения стратегической экологической оценки, требования к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке и требования к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия или несоответствия в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в организации, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.
Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений или граждан.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Другими словами, ОВОС представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Она проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать на нее негативное воздействие. Порядок осуществления ОВОС хозяйственной и иной деятельности определен законодательством об экологической экспертизе.
ОВОС, как и государственная экологическая экспертиза, направлена на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Тем не менее, они имеют различия, которые сводятся к следующему. ОВОС является одним из видов деятельности субъектов хозяйствования, осуществляется на этапе планирования деятельности, ее проведение возложено на заказчика.
Стратегическая экологическая оценка является разновидностью ОВОС, однако носит более глобальный характер чем ОВОС, так как проводится не в отношении хозяйственной и иной деятельности, а при разработке проектов стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду и ее изменений не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами. Ее проведение регламентируется как национальным экологическим законодательством, так и международной Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2005 г. № 487 «Аб прыняцці Рэспублікай Беларусь Канвенцыі аб ацэнцы ўздзеяння на навакольнае асяроддзе ў трансгранічным кантэксце».
Государственная экологическая экспертиза относится к функциям государственного управления, проводится Минприроды и его территориальными органами, относящимися к ветви исполнительной власти в ходе планирования и осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Наконец осуществление ОВОС предшествует проведению государственной экологической экспертизы. Без ее результатов, когда проведение оценки обязательно, либо в случае получения отрицательного заключения по ней государственная экологическая экспертиза не проводится.
Правовым последствием отрицательного экспертного заключения является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
8.Экологическая сертификация
Сертифика́ция (лат. certum – верно + лат. facere – делать) – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Экологическая сертификация – подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) и компетенции персонала экологическим критериям, установленным в соответствующих технических нормативных правовых актах, проводимое аккредитованным органом по сертификации.
Объектами экологической сертификации являются:
система менеджмента окружающей среды;
продукция (за исключением продуктов растительного, животного и микробиологического происхождения, предназначенных для употребления человеком в пищу или использования в качестве корма для животных);
выполнение работ по сокращению выбросов парниковых газов из источников и увеличению их абсорбции поглотителями;
компетентность персонала в выполнении работ (оказании услуг) в области охраны окружающей среды;
выполнение работ (оказание услуг) в области охраны окружающей среды;
иные объекты, в отношении которых установлены технические требования, в том числе объекты, связанные с изменением климата.
Экологическая сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь.
При проведении экологической сертификации систем менеджмента окружающей среды проводится оценка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и межгосударственных стандартов, введенных в действие на территории Республики Беларусь.
Иные объекты экологической сертификации оцениваются на соответствие техническим требованиям, содержащимся в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации и межгосударственных стандартах, введенных в действие на территории Республики Беларусь.
Экологическая сертификация проводится в порядке, установленном законом Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»
9.Экологический аудит
Экологический аудит – независимая комплексная документированная оценка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду (п. 47 ст. 1, ст. 34 Закона ООС).
Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой оценки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологический аудит проводится уполномоченными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды подчиненными организациями, а также иными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Процедура его проведения установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2016 г. № 412 «Об утверждении Положения о порядке проведения экологического аудита»
Лица, указанные в части первой настоящего пункта, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.
Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Экологический аудит проводится в обязательном порядке при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных Законом ООС и иными законодательными актами.
10. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами или судом (ст.112 Закона ООС).
Споры в области охраны окружающей среды обусловлены коллизиями, возникающими в ходе реализации гражданами экологических прав и охраняемых законом интересов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Данные споры разрешаются в административном и судебном порядке, соответственно органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также общими и экономическими судами.
11. Экологический контроль
Контроль в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов (экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, исполнения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Экологический контроль включает в себя систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения экологического законодательства (ст. 94–100 Закона ООС).
Слово контроль (controle) имеет французское происхождение, где обозначает проверку чего-либо. Обращение к экологическому законодательству позволяет определить, что экологический контроль, во-первых, наряду с государственным регулированием и управлением является относительно самостоятельной функцией органов государственного руководства, во-вторых, должен быть независимым, и, в-третьих, не может совмещаться с деятельностью в области природопользования. В отличие от государственного управления, направленного на организацию и упорядочение деятельности в области охраны и защиты окружающей среды, государственный контроль производится с целью повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, выявления и привлечения виновных в нарушении экологического законодательства к юридической ответственности. Производство контроля возложено на специализированные органы – государственные инспекции, которые наделены особыми правомочиями выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных недостатков и принимать индивидуальные акты о привлечении к административной ответственности.
Экологический контроль осуществляется в порядке, установленном Законом ООС и указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в форме проверок в сферах охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме древесно-кустарниковой растительности в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда, ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, ведения охотничьего хозяйства и охоты и иных формах контроля, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, а также в форме проведения полевых мероприятий;
Минприроды и его территориальными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь, в форме проверок в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства, использования и охраны недр, охраны атмосферного воздуха и озонового слоя, использования и охраны вод, обращения с отходами и иных формах контроля, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;
местными исполнительными и распорядительными органами в форме проверок в сфере использования и охраны земель и иных формах контроля, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране и использовании земель.
Перечень должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
При исполнении служебных обязанностей должностные лица Минприроды и его территориальных органов, осуществляющие экологический контроль, руководствуются правами в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
Должностные лица Минприроды и его территориальных органов, осуществляющие экологический контроль, при исполнении служебных обязанностей обязаны:
своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения экологического законодательства;
иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение;
соблюдать экологическое законодательство, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод физических лиц, совершения действий, унижающих их честь и достоинство;
исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.
Должностные лица Минприроды и его территориальных органов, осуществляющие экологический контроль, за нарушение законодательства о контрольной (надзорной) деятельности несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Решения Минприроды и его территориальных органов, в том числе требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу этого органа) и (или) в суд.
Должностные лица Минприроды и его территориальных органов, осуществляющие экологический контроль, при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, осуществляющих экологический контроль препятствующее исполнению ими служебных обязанностей, либо вмешательство в их деятельность запрещаются.
Государственная защита должностных лиц Минприроды и его территориальных органов осуществляется в соответствии с законодательством о государственной защите и иными актами законодательства.
В 2023 году в рамках осуществления контроля за наведением порядка на земле территориальными органами Минприроды проведено свыше 21 тыс. контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено более 64 тыс. нарушений природоохранного законодательства. Установлено 1295 фактов причинения вреда окружающей среде, предъявлено претензий о возмещение вреда, причиненного окружающей среде, на сумму более Br5 млн.
12.Экологические образование, просвещение и научные исследования
Экологическое образование обеспечивается путем включения основ знаний в области охраны окружающей среды в содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального образования и образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.
Подготовка специалистов с научно-ориентированным, высшим образованием в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством об образовании.
Работники, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду, обязаны иметь знания в области охраны окружающей среды и регулярно их повышать. При назначении должностных лиц и специалистов, их аттестации и переаттестации должно учитываться наличие у них знаний в области охраны окружающей среды.
Специалисты по охране окружающей среды, иные работники, на которых возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, а также руководители службы охраны окружающей среды проходят повышение квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании.
В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природным ресурсам осуществляется просвещение в области охраны окружающей среды и природопользования посредством распространения экологической информации, в том числе содержащей сведения об экологической безопасности.
Экологическое просвещение осуществляется Минприроды и его территориальными органами, иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, а также общественными объединениями, органами территориального общественного самоуправления, иными юридическими лицами, средствами массовой информации Республики Беларусь.
Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях: совершенствования законодательства об охране окружающей среды; разработки стратегий, схем, концепций, научных прогнозов, программ и мероприятий по охране окружающей среды; разработки программ реабилитации территорий экологического риска, зон экологического кризиса, зон экологического бедствия, совершенствования способов и методов восстановления экологически неблагополучных территорий; разработки технологий в области охраны окружающей среды; разработки требований в области охраны окружающей среды; в иных целях в области охраны окружающей среды.