Тема 4
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ И
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.Понятие эколого-правового статуса физических и юридических лиц
2.Эколого-правовой статус граждан
3.Эколого-правовой статус организаций
4.Реализация экологических прав граждан
5.Эколого-правовой статус Республики Беларусь
6.Экологическая функция государства и права
1. Понятие эколого-правовой статуса Республики Беларусь, физических и юридических лиц
Под эколого-правовым статусом понимается совокупность прав и обязанностей, присущих определенному субъекту экологического права (физическому или юридическому лицу) относительно объектов экологического права.
Экологические права и обязанности явление для юриспруденции новое, поэтому их легальное определение в законодательстве еще не сформулировано.
Представляется, что под экологическими правами и обязанностями субъектов экологических правоотношений следует понимать совокупность закрепленных в законодательстве их правомочий и долженствований в области охраны и защиты окружающей природной среды и охраны экологических прав и интересов граждан и юридических лиц в совокупности образующих их эколого-правовой статус.
Первое поколение фундаментальных прав человека получило признание в времена буржуазных революций – это личные (гражданские) и политические права: право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу совести, право на ведение государственных дел, право на равенство перед законом и т.п. Эти права являлись «негативными», т.к. обязывали государство не вмешиваться в сферу личной свободы и не создавать препятствий для участия их участия в политической жизни.
Второе поколение прав человека было сформулировано в конце XIX – XX в. связано с попыткой примирения богатых и бедных – это экономические, социальные и культурные права – право на труд и свободный выбор работы, право на достойную оплату труда, право на социальное обеспечение, право на образование, право на участие в культурной жизни.
В юридической литературе сформировалось мнение, согласно которому экологические права и прежде всего право на здоровую окружающую среду, наряду с правом на развитие, правом на мир, правом на общее наследие человечества, правом на коммуникацию, относятся к третьему поколения прав человека, которые являются коллективными правами, т.к. они связаны не личным статусом человека, а с его положением как члена какой-либо общности [с. 140][1].
2.Эколого-правовой статус граждан
В соответствии со ст.2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Кроме того, этой новеллой сформулирована ответственность гражданина перед государством за невыполнение возложенных на него обязанностей. Такие права и обязанности, в зависимости от сферы правовой регламентации, могут быть политическими, экономическими, социальными, культурными, в том числе и экологическими. .
Не смотря на разнообразие экологические права и обязанности физических лиц, исходя из их сходства и различия, можно классифицировать по различным основаниям:
по уровню регулирования – на основные, закрепленные в Конституции и другие, установленные иными законодательными актами;
по происхождению на – естественные и социальные (присущие человеческому обществу);
по оборотоспособности на – неотчуждаемые и отчуждаемые;
в зависимости от стоимостной оценки на неимущественные (экологические) и имущественные (экономические);
по порядку, условиям и целям осуществления на – общие и специальные;
по способу реализации долженствования подразделяются – на исполняемые в обязательном либо добровольном порядке.
К основным (конституционным) экологическим правам и обязанностям относятся: право на жизнь и охрану здоровья, право на свободное выражение мнений и убеждений по вопросам охраны и защиты окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов; право на образование экологических объединений, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации, право собственности на природные ресурсы и его охрану, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, обязанность по охране природы и бережному отношению к природным ресурсам и ряд других.
Естественные (ius natural), по определению Ульпиана – это те, которым природа научила все живое [c. 157][2], являются прирожденными и неотъемлемыми, ими обеспечивается физиологические существование человека как биологического вида, живого существа, к ним в первую очередь относятся право граждан на благоприятную окружающую среду. Социальные права сконструированы людьми в процессе общественно-исторического развития, к ним принадлежат право на экологическую информацию, право на создание экологических общественных объединений и иные.
К неотчуждаемым экологическим правам принадлежат прирожденные, естественные правомочия, неразрывно связанные с личностью их носителя, которые невозможно передать иным субъектам (право на пользование чистой питьевой водой, чистым воздухом). Отчуждаемые экологические права тесно с субъектом не связаны, поэтому они могут реализовываться как лично, так и через представителей, например, подача иска о возмещении ущерба, причиненного имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Неимущественными, не имеющими стоимости, являются экологические правомочия, право на благоприятную окружающую среду, а имущественными, подлежащие денежной оценке – экономические права, например, право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
К общим правомочиям относится право общего негативного природопользования, к специальным – право специального негативного природопользования (установлено для субъектов хозяйствования и поэтому подробно не рассматривается). Профессор В.В. Петров к праву общего пользования справедливо относил возможность граждан пользоваться чистой, здоровой окружающей средой [с. 92][3]. Право на благоприятную окружающую среду следует отнести к естественному, прирожденному, неотчуждаемому правомочию человека и гражданина, как существа биологического. Объясняется это тем, что именно на этой стадии потребления природных ресурсов происходит естественный обмен энергией и веществами между биологическим видом – человеком и окружающей его природной средой, в результате которого поддерживается его жизнь. Поэтому возможность его осуществления является одной из важнейших составляющих права на жизнь.
Признаки права общего и специального природопользования фрагментарно закреплены в ст. 29 Закона «Об охране окружающей среды». Анализ указанной статьи и иного природоохранного законодательства позволяет более подробно установить особенности права на благоприятную окружающую среду как разновидности права общего природопользования.
Основными его признаками являются: то, что оно закреплено и осуществляется на основании закона; производится в месте нахождения гражданина для удовлетворения его некоммерческих потребностей и бесплатно; не требует предоставления обособленного природного ресурса и получения специального разрешения; является естественным, прирожденным, личным, неотчуждаемым правом. Носит публичноправовой характер, так как установлено в интересах всех и каждого.
Экологические обязанности граждан подразделяются – на исполняемые в обязательном либо добровольном порядке. Обязанность по охране природы действующим законодательством возложена на природопользователей. Лица, не осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду могут заниматься охраной природы в добровольном порядке. Поэтому в ст. 55 Конституции сформулировано, что охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам – долг каждого, т.е. не как юридическая обязанность, а в виде морально-нравственного долга.
2.1. Право граждан на благоприятную окружающую среду
Впервые эколого-правовой статус человека получил закреплении в Стокгольмской Декларации по окружающей среде, 16 июня 1972 г. где установлено, что человек имеет основное право на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В дальнейшем получило подтверждение и развитие в Декларации по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 14 июня 1982 г. ряде других международных актах
Как одно из основополагающих прав человека право на благоприятную окружающую среду получило закрепление в ст. 46 Основного Закона, и получило развитие в ст. 13–14 Закона ООС где установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной достоверной и своевременной экологической информации. Содержание понятия благоприятной окружающей среды раскрыто в п. 4 ст. 1 Закона ООС – это среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов.
Право на благоприятную окружающую среду гарантируется посредством закрепленных в законодательстве мер по его обеспечению и защите.
Оно в соответствии со ст. 14 Закона ООС обеспечивается:
планированием и нормированием качества окружающей среды, принятием мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате вредного воздействия на окружающую среду;
обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, иных юридических лиц, их должностных лиц;
судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи;
деятельностью общественных объединений;
контролем в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
обязанностью обладателей экологической информации предоставлять и распространять такую информацию в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь;
принятием иных мер, предусмотренных законодательством.
Однако, сведения о состоянии окружающей среды не всегда предоставляется гражданам. В этом плане заслуживает внимания решение Конституционного суда Республики Беларусь от 26 августа 2005 г. «О мерах по защите конституционных прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды». В нем Конституционный суд обратил внимание на необходимость соблюдения прав граждан и их объединений на доступ к информации, касающейся охраны окружающей среды. Потребовал от Минприроды и его органов на местах, местных исполнительных и распорядительных органов учитывать мнение граждан при размещении экологически опасных производств вблизи жилых и социально-культурных объектов, путем проведения общественных слушаний.
В соответствии со ст. 15 Закона ООС право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, и что моральный вред, причиненный ему нарушением этого права, подлежит компенсации в соответствии с гражданским законодательством.
В ст. 55 Конституции установлено, что охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам – долг каждого. Долг является в первую очередь морально-нравственной (этической) категорией. Будучи облеченным в конституционно-правовую форму, он наделяется качеством правового долженствования, приобретает юридическое значение общеобязательного веления объективно-субъективного характера, обеспечиваемого государством в целях создания надлежащих условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Указанная выше конституционная норма, выступающая в качестве правового общеобязательного веления, не раскрывает содержания обязанности охраны природной среды, равно как и не устанавливает форм и способов ее реализации.
Исходя из смысла ст. 55 Конституции, реализация каждым человеком своего долга по охране окружающей среды и бережного отношения к природным ресурсам может осуществляться прямо или косвенно, в различных формах и различными способами, в том числе правовыми. В экологических отношениях долг, занимая доминирующее положение в качестве этического требования, побуждает человека к осуществлению экологических требований по охране природы и бережному отношению к ее ресурсам, обеспечивающих и гарантирующих реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду и то, что природные ресурсы сохранятся не только для нынешнего, но и для будущих поколений. Закрепление законодателем такого экологического императива предполагает соответствующие действия граждан, направленные на их реализацию, что придает этическому требованию свойство правового общеобязательного веления.
Таким образом, из-за большой социальной значимости сохранения природы, как естественной среды проживания человека, для расширения круга субъектов этой деятельности, рассматриваемой статьей возложены не только юридическая обязанность на природопользователей по охране природы и бережному отношению к природным ресурсам, но и гражданский, нравственный долг на иных лиц по сохранению природной среды и рачительному отношению к естественным национальным богатствам.
2.2.Иные экологические права и интересы граждан
Более детально иные экологические права и обязанности граждан изложены в Законе ООС. В зависимости от состава субъектов их оправданно подразделить на индивидуальные, принадлежащие отдельным гражданам, и коллективные, установленные для общественных экологических объединений.
В частности, граждане имеют право (ст.13 Закона ООС):
создавать в соответствии с законодательством об общественных объединениях общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
принимать участие в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;
инициировать проведение общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
доступа к экологической информации в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь;
обращаться в государственные органы, к иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по вопросам охраны окружающей среды в письменной, электронной или устной форме и получать ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется вред окружающей среде или создается опасность причинения вреда окружающей среде в будущем.
Физические лица могут иметь и иные права в области охраны окружающей среды, определенные актами законодательства.
Физические лица обязаны:
соблюдать законодательство об охране окружающей среды, в том числе законодательство об обращении с отходами;
повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы, в том числе проводить мероприятия по охране окружающей среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов;
соблюдать правила любительского рыболовства;
соблюдать правила охоты;
проводить в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков работы по регулированию распространения и численности видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию в соответствии с законодательством об охране и использовании растительного мира;
выполнять требования (предписания) государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде.
Реализовать свои экологические права и обязанности граждане могут, как путем разового проявления личной инициативы, приняв участие в обсуждении проекта экологически значимого решения, так и в организованном порядке, став общественным экологом, либо вступив в общественное природоохранное объединение, например, Белорусское общество охраны природы, для систематического занятия деятельностью в области охраны и защиты окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
3.Эколого-правовой статус организаций
Статьей 15 закона ООС установлены права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, которые в зависимости от основной цели их деятельности оправданно назвать общественными экологическими объединениями.
Общественные экологические объединения имеют право:
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы физических лиц в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе физических лиц к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
участвовать в разработке проектов государственных и иных программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, региональных комплексов мероприятий и способствовать их реализации;
за счет собственных и привлеченных средств проводить мероприятия по восстановлению природной среды и обеспечению экологической безопасности;
вносить в государственные органы и направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
принимать участие в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;
оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
доступа к экологической информации в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь;
обращаться в государственные органы, к иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в письменной, электронной или устной форме по вопросам охраны окружающей среды и получать ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется вред окружающей среде или создается опасность причинения вреда окружающей среде в будущем;
выступать в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды;
инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по просвещению и воспитанию у физических лиц бережного отношения к природным ресурсам, повышению экологической культуры, сообщают в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местные исполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушении законодательства об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях, нарушении технологических процессов, в результате которых произошли или могут произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействие на окружающую среду.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Актами законодательства могут быть определены и иные права общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Эколого-правовой статус коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплен в экологическом паспорте предприятия.
Экологический паспорт – документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов. (Модельный Экологический кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств)
Согласно п. 3 ст. 50 Закона ООС юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет изымаемых (добываемых) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в окружающую среду, отходов, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду, данные которого отражаются в экологическом паспорте предприятия.
Экологический паспорт предприятия ведется в соответствии с Инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 7 июня 2013 г. № 25.
Экологический паспорт ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие здания, сооружения и иные объекты (далее, если не указано иное, – природопользователи).
Экологический паспорт по решению природопользователя может разрабатываться и вестись для предприятия в целом или для отдельных зданий, сооружений и иных объектов.
В случаях аренды зданий, сооружений и (или) иных объектов экологический паспорт разрабатывается и ведется природопользователем, являющимся арендатором.
Экологический паспорт оформляется с учетом требований законодательства, в том числе требований технических нормативных правовых актов.
Разработка экологического паспорта, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляется по состоянию на 1 января года, в котором разрабатывается экологический паспорт или вносятся изменения и дополнения.
Внесение изменений и дополнений в экологический паспорт осуществляется ежегодно до 1 марта.
При смене собственника недвижимого имущества юридического лица разработка нового экологического паспорта не требуется.
При изменении профиля производства природопользователя разрабатывается новый экологический паспорт.
Экологический паспорт утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими эксплуатацию зданий, сооружений, иных объектов.
Природопользователь обеспечивает ведение экологического паспорта в течение всего срока эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.
Экологический паспорт ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие здания, сооружения и иные объекты (далее, если не указано иное, – природопользователи).
Экологический паспорт по решению природопользователя может разрабатываться и вестись для предприятия в целом или для отдельных зданий, сооружений и иных объектов.
В случаях аренды зданий, сооружений и (или) иных объектов экологический паспорт разрабатывается и ведется природопользователем, являющимся арендатором.
Экологический паспорт оформляется с учетом требований законодательства, в том числе требований технических нормативных правовых актов.
Разработка экологического паспорта, а также внесение в него изменений и дополнений осуществляется по состоянию на 1 января года, в котором разрабатывается экологический паспорт или вносятся изменения и дополнения.
Внесение изменений и дополнений в экологический паспорт осуществляется ежегодно до 1 марта.
При смене собственника недвижимого имущества юридического лица разработка нового экологического паспорта не требуется.
При изменении профиля производства природопользователя разрабатывается новый экологический паспорт.
Экологический паспорт утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими эксплуатацию зданий, сооружений, иных объектов.
Природопользователь обеспечивает ведение экологического паспорта в течение всего срока эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.
4.Реализация экологических прав граждан
Одной из форм реализации экологических прав граждан является деятельность в качестве общественного эколога, а также участие в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений.
Общественными экологами согласно ст. 17 Закона ООС могут быть дееспособные физические лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, изъявившие желание добровольно и безвозмездно оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальным органам в осуществлении деятельности по охране окружающей среды и рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов.
Общественные экологи имеют право:
оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальным органам в проведении природоохранных мероприятий;
участвовать в распространении экологической информации;
оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальным органам в просвещении в области охраны окружающей среды и воспитании у физических лиц бережного отношения к природным ресурсам, повышении экологической культуры.
Актами законодательства могут быть определены и иные права общественных экологов.
Общественные экологи обязаны:
знать законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и соблюдать его;
сообщать о нарушении законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальные органы;
отчитываться о проделанной работе перед территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы:
организуют работу общественных экологов;
организуют работу по обучению общественных экологов;
обеспечивают общественных экологов экологической информацией;
осуществляют координацию деятельности общественных экологов, оценивают их работу и разрабатывают мероприятия по повышению ее эффективности;
обеспечивают безопасность общественных экологов при проведении природоохранных мероприятий.
Порядок деятельности общественных экологов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно ст. 18 Закона ООС общественные обсуждения проводятся в отношении следующих проектов экологически значимых решений:
концепции, программы, планы, стратегии, схемы, региональные комплексы мероприятий, реализация которых оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связана с использованием природных ресурсов, а также изменения и дополнения к ним, не носящие технического характера;
нормативные правовые акты в части положений, направленных на регулирование отношений, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности, относящейся к экологически опасной в соответствии с критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности, установленными Президентом Республики Беларусь;
решения о выдаче разрешения на удаление объектов растительного мира, разрешения на пересадку объектов растительного мира, выдаваемых для удаления, пересадки объектов растительного мира в населенных пунктах, если иное не установлено законодательством об охране и использовании растительного мира.
В случае, если в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду для объектов проводятся оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка, общественному обсуждению подлежат также отчеты об оценке воздействия на окружающую среду, экологические доклады по стратегической экологической оценке.
Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, содержащих сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»), проводятся с учетом соответственно законодательства о государственных секретах и законодательства об информации, информатизации и защите информации.
Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, указанных в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, организуются и проводятся государственным органом, принимающим такие решения, или определенной им организацией.
Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, указанных в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организуются и проводятся субъектом нормотворческой инициативы, осуществившим подготовку проекта нормативного правового акта, если иное не установлено законодательными актами.
Общественные обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, указанных в пункте 2 настоящей статьи, организуются и проводятся местными исполнительными и распорядительными органами совместно с заказчиками, планирующими осуществление хозяйственной и иной деятельности, при участии разработчиков градостроительных проектов, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации.
Поступившие в ходе проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений замечания и предложения рассматриваются при доработке соответствующих проектов решений.
Информация о результатах общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке подлежит обнародованию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Принятые государственным органом экологически значимые решения публикуются в официальных периодических печатных изданиях, средствах массовой информации либо размещаются в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет или на других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет, за исключением нормативных правовых актов, которые подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством о нормативных правовых актах.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, учета принятых экологически значимых решений, участия в них юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Общественные обсуждения градостроительных проектов и иной документации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводятся в порядке, установленном законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
5.Эколого-правовой статус Республики Беларусь
Эколого-правовой статус Республики Беларусь впервые легализирован в Конституции Республики Беларусь, где он сформулирован в виде обязанности. Согласно ст. 46 Основного закона – государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. В нем отразилась идея построения не только, социального правового, но и экологически обоснованного государства, деятельность которого направлена как на обеспечение политических, экономических, социальных и других прав и свобод, так и на создание благоприятных, не опасных для жизни и здоровья экологических условий для всестороннего развития личности.
Эколого-правовой статус Республики Беларусь реализуется через экологическую функцию государства и права.
6. Экологическая функция государства и права
6.1. Экологическая функция государства
Рост населения, урбанизация, появление более совершенных машин и механизмов во второй половине XX в., вызванные научно-технической революцией, привели к тому, что природа, представляющая естественную среду обитания для людей, как существ биологических, оказалась на грани уничтожения. Эти негативные процессы обусловили появление, наряду с традиционными: внешними (военной, дипломатической и иными), и внутренними (политической, экономической, социальной, культурной и др.) основными направлениями деятельности государства, новой экологической функции. Основными направлениями экологически обусловленной деятельности Республики Беларусь на международной арене и внутри государства являются охрана окружающей среды и достижение экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития в интересах настоящего и будущего поколений. Экологическая функция государства получила закрепление в основных направлениях государственной политики в области охраны окружающей среды; в законе Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», в «Стратегии охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года» одобренной коллегией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 21 января 2011 г. № 8-Р, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, а также в международных договорах Республики Беларусь.
Согласно ст. 7 Закона ООС основными задачами в области охраны окружающей среды и направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:
совершенствование государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
укрепление законности и правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
обеспечение экологических основ устойчивого развития Республики Беларусь;
научное обеспечение охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования;
формирование и обеспечение функционирования системы ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, национальной экологической сети и биосферных резерватов;
обеспечение сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия;
выявление, классификация и экономическая оценка экосистемных услуг;
стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой» экономике, низкоуглеродной экономике;
ограничение при производстве продукции применения веществ и материалов, для которых в дальнейшем отсутствует возможность использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории Республики Беларусь и которые являются потенциальными источниками вредного воздействия на окружающую среду и здоровье физических лиц;
формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики по реагированию на изменение климата;
обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
проведение государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду;
предоставление и распространение экологической информации;
оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды;
привлечение физических лиц, общественных объединений к охране окружающей среды;
обеспечение международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата.
Как отмечается в юридической литературе, что экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.
К организационным методам осуществления экологической функции государства относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. хотя организационные методы не являются правовыми, важно иметь ввиду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках. Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений [с. 60–61][4].
6.2. Экологическая функция права
Экологическая функция права состоит в нормативном регулировании общественных отношений, возникающих в области охраны и защиты природной среды и охраны экологических прав и интересов физических и юридических лиц с целью обеспечения экологической политики государства выраженной в его экологической функции. Ее социальная ценность заключается в том, что это придает указанным отношениям организованность, устойчивость, согласованность и обеспечивает их подконтрольность.
Создание и совершенствование эколого-правовых норм – одна из сторон проявления экологической функции права. Другая, не менее важная ее сторона выражается в материализации эколого-правовых предписаний. Она заключается в реализации права через экологические правоотношения.
[1] Права человека. Учебник для вузов. Отв. ред Е.А. Лукашева. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 1999. – 573 с.
[2] Памятники римского права : Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М. : Зарцало, 1997. – 608 с.
[3] Петров, В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учебник. – М.: Юрид. лит., 1984. – 384 с.
[4] Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений / М.М. Бринчук. – М. : Юристъ, 1998. – 688 с.