Тема 12
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИРОДООХРАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
ПРИРОДЫ ПОДЛЕЖАЩИХ, ОСОБОЙ ОХРАНЕ


1.Понятие и состав природоохранных территорий и особо охраняемых природных объектов

2. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

3.Государственное управление ООПТ

4. Правовой режим охраны и использования ООПТ

4.1. Особенности правового режима охраны и использования заповедников

4.2. Особенности правового режима охраны и использования национальных парков

4.3. Особенности правового режима охраны и использования заказников

4.4. Особенности правового режима охраны и использования памятников природы

5. Понятие и правовой режим, природных территорий, подлежащих специальной охране

6. Правовая охрана природных территорий со смешанным правовым режимом

7. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных


1.Понятие и состав природоохранных территорий и особо охраняемых природных объектов

Крупномасштабное потребление природных ресурсов, усиливающееся вредное воздействие на окружающую среду, вызванные научно-технической революцией, начавшейся в конце 50-х годов, вызвали замену естественных экологических систем на трансформированные, природных ландшафтов на антропогенные и с одной стороны, поставили на грань уничтожения природу, с другой – пред фактом исчезновения одного из ее биологических видов – человека. Это привело к пониманию необходимости достижения баланса между экономическими и экологическими интересами общества путем рационального, неистощительного природопользования, охраны окружающей среды, в том числе и консервативным способом, посредством образования особо и специально охраняемых природных территорий, а также природных территорий со смешанным особым и специальным режимом охраны и использования в различных организационно-правовых формах.

Как справедливо отмечается в юридической литературе все достигаемые природные объекты – компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные территории и части природы. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу [с.85–89][1].

Общее определение природоохранных территорий в законодательстве не сформулировано, представляется, что их оправданно назватьприродно-территориальными комплекса и дать им следующее определение: природно-территориальный комплекс представляет собой функционально и естественно связанные между собой части природных и природно-антропогенных объектов, природных состояний, объединенных географическими, биологическими и иными признаками, в отношении которых экологическим законодательством с целью их сохранения установлен особый, специальный либо смешанный режим охраны, использования либо восстановления.

Перечень природных территорий и объектов с особым, специальным и смешанным режимами охраны и использования приведен в главе 15 Закона ООС. К ним в соответствии с основным целевым назначением относятся следующие виды природных комплексов и объектов:

1) особо охраняемые природные территории;

2) природные территории, подлежащие специальной охране;

3) природные территории со смешанным (особым и специальным) режимами охраны (национальная экологическая сеть и биосферные резерваты);

4) особо охраняемые природные объекты.

Первую и четвертую группы составляют природные территории и отдельные объекты природы, правовое положение которых заключается в том, что в отношении них установлен особый режим охраны и использования с целью сохранения их в естественном природном состоянии ради самих себя, так как они представляют собой большую экологическую, историческую, культурную и другую ценность – это государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь.

Во вторую группу входят природные территории, охраняемые не сами по себе, а образованные с целью удовлетворения либо защиты социально значимых интересов граждан, охраны или планируемого расширения других природных комплексов, а также сохранения полезных качеств окружающей среды. В их пределах устанавливаются специальные, менее строгие, чем в отношении особо охраняемых природных территорий, правовые режимы охраны и использования, допускающие осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности.

Третью группу составляют территории со смешанным особым и спальным режимами охраны, образуемые для сохранения отдельных компонентов природной среды в форме национальной экологической сети и биосферных резерватов.

На территории Беларуси сейчас образованы и действуют один Березинский биосферный заповедник, четыре национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский, более 500 заказников и свыше 1000 памятников природы. Древнейшим и самым знаменитым из них после уничтожения прославленных Шервудского, Булонского и Муромского лесов и единственным уникальным девственным лесом Европы является Беловежская пуща, которую посещает до полумиллиона экологических туристов в год.

Республика Беларусь среди стран Европы отличается высокой степенью сохранности природных комплексов. Особо охраняемые природные территории обладают значительными ресурсами для развития экологического туризма. Отдельные природные объекты (Национальный парк «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник и другие) имеют международное значение. Национальный парк «Беловежская пуща» представлен в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, 16 особо охраняемых природных территорий получили статус водно-болотных угодий международного значения. Однако этого для республики недостаточно, в связи с чем площадь таких территорий постоянно увеличивается.

В этом плане заслуживает внимания опыт Японии, добившейся больших успехов по созданию особо охраняемых природных территорий. Об этом свидетельствуют такие факты, что в стране с высокоразвитой промышленностью, занимающей площадь в 372 тыс. кв. км. с населением превышающим 120 млн. чел. до трети территории занимают местности подлежащие особой охране. В ней существует 27 национальных парков и 54 квазинациональных парка общий размер которых превышает 2 и 1,3 млн. га, что составляет 5 и 3,4 % территории государства, а также 500 различных заповедников и заказников общей площадью около 90 тыс. га[2].

2. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий

Статьей 79 общерегулятивного природоохранного Закона ООС определено, что ценные природные комплексы и объекты, подлежат особой охране. Для их сохранения объявляются особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ).

Объявление, преобразование или прекращение функционирования ООПТ осуществляются в соответствии с законом Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон «Об ООПТ») которым установлено, что ООПТ – часть территории Республики Беларусь с ценными природными комплексами или объектами, в отношении которой установлен особый режим охраны и использования (п.4 ст.1 Закона «Об ООПТ»).

При этом к природным комплексам законодатель относит естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы, а к природным объектам – земельные участки, участки недр, водные объекты и их части, участки лесного фонда, представителей растительного и животного мира и микроорганизмы, в первую очередь включенные в Красную книгу Республики Беларусь или относящиеся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, их места произрастания или обитания.

Юридически значимое определение территории Республики Беларусь сформулировано в ст. 1 закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З «О государственной границе Республики Беларусь», где указано, что государственная граница Республики Беларусь это – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь (суши, вод, недр, воздушного пространства).

Несколько иное определение ООПТ приведено в преамбуле закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых приводных территориях», в частности особо охраняемые природные территории охарактеризованы как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом изложенного можно дать следующее определение ООПТ:

Особо охраняемая природная территория – часть территории Республики Беларусь (участки земли, недр, вод, воздушного пространства) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное или эстетическое значение в отношении которой экологическим законодательством для их сохранения установлен особый режим охраны и использования.

Основной целью объявления, функционирования, преобразования, прекращения функционирования, охраны и использования ООПТ является сохранение и восстановление (воспроизводство) ценных природных комплексов и объектов, к которым относятся уникальные, эталонные или невосполнимые природные комплексы и объекты, естественные экологические системы (далее – экосистемы), имеющие особое экологическое, научное или эстетическое значение, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, места их обитания и произрастания.

Согласно ст.3 Закона «Об ООПТ» в зависимости от особенностей ценных природных комплексов и объектов, целей объявления ООПТ, режима их охраны и использования они подразделяются на следующие 4 категории: заповедники; национальные парки; заказники и памятники природы.

В юридической литературе на теоретическом уровне выделяют три вида природного заповедования: абсолютное, относительное и смешанное.

Режим абсолютного заповедования свойственен природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную и рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов.

Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Он свойственен заказникам.

Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека [с. 467–468 ][3]

При этом, с учетом особенностей ценных природных комплексов и объектов памятники природы подразделяются на виды. Они могут быть ботаническими, гидрологическими и геологическими.

В зависимости от уровня государственного управления ООПТ могут быть республиканского и местного значения.

Заповедники и национальные парки являются ООПТ республиканского значения.

Заказники и памятники природы могут являться ООПТ республиканского или местного значения.

Они могут быть признаны ООПТ международного значения.

Согласно ст. 89 Закона ООС природные комплексы и объекты Республики Беларусь могут быть включены во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, водно-болотных угодий международного значения, Изумрудную сеть Европы или иные списки (перечни) природных комплексов и объектов международного значения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, на основании предложений об их включении, которые производятся Минприроды, иным государственным органом (государственной организацией) совместно с НАН Беларуси.

Природные комплексы и объекты, включенные в списки (перечни) природных комплексов и объектов международного значения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (природные комплексы и объекты международного значения), подлежат охране в соответствии Законом ООС и международными договорами Республики Беларусь.

3.Государственное управление ООПТ

Государственное управление в области ООПТ осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Президент Республики Беларусь в области ООПТ:

определяет единую государственную политику;

принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заповедников, национальных парков.

Президент Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом ООПТ и иными законодательными актами.

Совет Министров Республики Беларусь в области ООПТ:

обеспечивает реализацию единой государственной политики;

утверждает Национальную стратегию развития системы ООПТ и осуществляет контроль за ее реализацией;

утверждает государственные программы в области развития системы ООПТ и осуществляет контроль за их реализацией;

утверждает схему рационального размещения ООПТ республиканского значения и осуществляет контроль за ее реализацией;

принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников республиканского значения.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом ООПТ и иными законодательными актами.

Минприроды в области ООПТ:

реализует единую государственную политику;

разрабатывает совместно с Национальной академией наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), другими заинтересованными государственными органами и иными организациями проекты Национальной стратегии развития системы ООПТ, государственных программ в области развития системы ООПТ, схемы рационального размещения ООПТ республиканского значения и организует их реализацию;

принимает решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования памятников природы республиканского значения;

обеспечивает подготовку и внесение представлений о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ республиканского значения;

обеспечивает подготовку и внесение представлений об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования ООПТ республиканского значения;

информирует население о режиме охраны и использования ООПТ, их охранных зон;

обеспечивает ведение реестра ООПТ Республики Беларусь и определяет подчиненную ему государственную организацию, осуществляющую ведение реестра ООПТ;

координирует выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам Республики Беларусь.

Минприроды осуществляет иные полномочия в области ООПТ в соответствии с Законом ООПТ и иными актами законодательства.

Местные Советы депутатов в области ООПТ:

утверждают по согласованию с Минприроды региональные схемы рационального размещения ООПТ местного значения;

принимают решения об отмене не соответствующих требованиям актов законодательства решений местных исполнительных и распорядительных органов о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ, об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников, памятников природы местного значения;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области ООПТ:

принимают решения о резервировании территорий, которые планируется объявить ООПТ;

принимают решения об объявлении, преобразовании, прекращении функционирования заказников, памятников природы местного значения;

обеспечивают управление ООПТ, переданными им в управление;

разрабатывают совместно с НАН Беларуси, другими заинтересованными государственными органами и иными организациями проекты региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения и организуют их реализацию;

информируют население о режиме охраны и использования ООПТ, их охранных зон;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Непосредственное управление ООПТ осуществляется управляющим органом.

Для осуществления управления заповедником, национальным парком по решению управляющего органа создается государственное природоохранное учреждение.

Для осуществления управления заказником, памятником природы по решению управляющего органа назначается ответственное должностное лицо, на которое возлагается ведение вопросов, связанных с управлением заказником, памятником природы, либо создается государственное природоохранное учреждение.

По решению управляющего органа государственное природоохранное учреждение может создаваться для управления группой ООПТ разных категорий и видов.

Реорганизация государственного природоохранного учреждения, а в случае прекращения функционирования ООПТ его ликвидация осуществляются по решению управляющего органа.

Управление ООПТ в случае создания государственного природоохранного учреждения осуществляется в соответствии с планом управления ООПТ. При необходимости комплексного регулирования происходящих на ООПТ процессов природного или антропогенного характера, оказывающих воздействие на ценные природные комплексы и объекты, проведения значительных по объему мероприятий по охране и использованию ООПТ, подтвержденной соответствующим научным обоснованием, по решению управляющего органа план управления ООПТ может разрабатываться для ООПТ, для управления которой не создано государственное природоохранное учреждение.

Основными задачами государственного природоохранного учреждения, а в случае, когда оно не создано, управляющего органа являются:

обеспечение соблюдения режима охраны и использования ООПТ;

обеспечение сохранения в естественном состоянии и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов, расположенных в границах ООПТ;

организация проведения природоохранных мероприятий на ООПТ, в том числе мероприятий по восстановлению экосистем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, сохранению и восстановлению природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных свойств ценных природных комплексов и объектов;

организация и проведение либо содействие проведению научных исследований;

организация и проведение комплексного мониторинга экосистем ООПТ совместно с научными организациями, подчиненными НАН Беларуси;

участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов на ООПТ;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;

экологическое просвещение населения по вопросам, связанным с ООПТ;

организация туристической, рекреационной, оздоровительной и иной деятельности в соответствии с планом управления ООПТ, режимом ее охраны и использования и нормативами допустимой нагрузки на ООПТ.

Организационно-правовой механизм охраны ООПТ включает следующие элементы: планирование развития сети ООПТ; комплексный мониторинг экосистем на ООПТ; ведение реестра ООПТ; осуществление контроля за соблюдением законодательства об ООПТ.

Финансирование расходов по функционированию и охране ООПТ, государственных природоохранных учреждений, а также проведения мероприятий, связанных с объявлением, функционированием, преобразованием, прекращением функционирования ООПТ, осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета;

местных бюджетов;

поступающих от научной, туристической, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственного природоохранного учреждения;

поступающих в порядке оказания безвозмездной (спонсорской) помощи;

иных источников, не запрещенных законодательными актами.

Расходы землепользователей по обеспечению соблюдения режима охраны и использования памятника природы, расположенного в границах их земельных участков, возмещаются за счет средств республиканского или местных бюджетов. (ст. 39 Закона ООПТ).

4. Правовой режим охраны и использования ООПТ

Правовой режим охраны и использования ООПТ установлен ст. 24 Закона «Об ООПТ», а также:

положением об ООПТ – для заповедника, национального парка, заказника, например, правовой режим заповедников и национальных парков определен указом президента Республики Беларусь от 9 февраля 2012 г. № 59 «О некоторых вопросах развития особо охраняемых природных территорий», а правовой режим заказников устанавливается отдельными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

решением государственного органа об объявлении, преобразовании памятника природы – для памятника природы.

В границах всех ООПТ, за исключением случаев предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, а также проведения мероприятий, определенных планом управления ООПТ установлены следующие общие ограничения на осуществление хозяйственной и иной деятельности. В частности, на их территории запрещаются:

разведка и разработка месторождений полезных ископаемых;

сброс сточных вод в окружающую среду;

мойка механических транспортных средств;

выполнение работ по гидротехнической мелиорации, работ, связанных с изменением существующего гидрологического режима (за исключением работ по его восстановлению, реконструкции и ремонтно-эксплуатационных работ по обеспечению функционирования мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, сооружений внутренних водных путей и объектов противопаводковой защиты);

выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков (за исключением случаев выполнения научно обоснованных работ по выжиганию растительности для улучшения среды обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь или к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь);

сжигание порубочных остатков при проведении рубок леса, выполнении работ по удалению, изъятию древесно-кустарниковой растительности (за исключением случаев сжигания порубочных остатков в очагах вредителей и болезней лесов);

интродукция чужеродных диких животных и растений (за исключением интродукции растений в границах ботанических памятников природы, когда эта деятельность является научно-исследовательской и не имеет негативного влияния на ценные природные комплексы и объекты);

возведение промышленных, коммунальных и складских объектов, автомобильных заправочных станций, станций технического обслуживания и моек для автотранспорта, животноводческих объектов, объектов хранения, захоронения, обезвреживания и использования отходов, объектов жилой застройки, размещение летних лагерей для скота, создание новых садоводческих товариществ и дачных кооперативов;

размещение отдельных палаток и палаточных городков, туристских стоянок, других оборудованных зон и мест отдыха, стоянок механических транспортных средств, разведение костров (за исключением разведения костров в местах отдыха, определенных технологическими картами на разработку лесосек, на обустроенных площадках, окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 метра, в местах, исключающих повреждение огнем крон, стволов и корневых лап растущих деревьев) вне мест, определенных планом управления ООПТ или решением городского, районного исполнительного комитета;

проведение сплошных рубок главного пользования;

складирование и применение авиационным методом химических средств защиты растений (за исключением случаев, когда имеется угроза массовой гибели лесных насаждений в результате воздействия вредителей и болезней лесов), регуляторов их роста, удобрений;

изъятие, удаление, повреждение, уничтожение древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова и лесной подстилки, снятие плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы;

движение и стоянка механических транспортных средств и самоходных машин вне дорог общего пользования и специально оборудованных мест;

распашка земель в прибрежных полосах (за исключением выполнения работ по устройству минерализованных полос и уходу за ними, а также по подготовке почвы для залужения, лесовосстановления и лесоразведения);

проведение научных экспериментов с природными комплексами и объектами, расположенными в границах ООПТ, которые могут привести к вредному воздействию на них, нарушению режима охраны и использования ООПТ.

4.1. Особенности правового режима охраны и использования заповедников

Правовой режим охраны и использования заповедников определен ст. 1 и 26 Закона «Об ООПТ».

Заповедником является ООПТ, объявленная в целях обеспечения естественного течения природных процессов, сохранения в естественном состоянии и изучения ценных природных комплексов и объектов.

Ценные природные комплексы и объекты, расположенные в границах заповедника, изымаются из хозяйственного оборота.

В заповеднике запрещаются все виды деятельности, за исключением деятельности, направленной на:

сохранение в естественном состоянии ценных природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия (в том числе мероприятия по регулированию распространения и численности инвазивных чужеродных диких животных и инвазивных растений, которые проводятся на основании плана управления заповедником);

поддержание условий, обеспечивающих противопожарную безопасность заповедника (создание противопожарных разрывов и их содержание, проведение мероприятий по тушению пожаров);

предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение комплексного мониторинга экосистем заповедника, а также иных видов мониторинга окружающей среды;

проведение научных исследований;

экологическое просвещение (в том числе проведение научно-познавательных и учебных экскурсий по маршрутам (экологическим тропам), определенным планом управления заповедником, при численности организованной группы посетителей не более 20 человек в сопровождении работников государственного природоохранного учреждения);

охрану заповедника и осуществление контрольной (надзорной) деятельности, связанной с посещением заповедника.

На специально выделенных участках заповедника, не включающих ценные природные комплексы и объекты, в целях сохранения которых объявлялся заповедник, допускаются следующие виды деятельности, направленной на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих в его границах:

устройство водоемов и систем противопожарного назначения в противопожарных целях;

строительство и расчистка лесохозяйственных и лесных дорог необщего пользования без искусственного покрытия в противопожарных целях;

строительство и содержание капитальных строений (зданий, сооружений), используемых для охраны заповедника, осуществления экологического просвещения;

проведение прочих рубок;

проведение восстановительных мероприятий, направленных на предотвращение деградации ценных природных комплексов и объектов;

проведение санитарно-ветеринарных, лечебно-профилактических и биотехнических мероприятий в целях предупреждения заболеваний диких животных;

обустройство маршрутов (экологических троп) и проведение по ним экскурсий, иных мероприятий по экологическому просвещению в сопровождении экскурсоводов или работников государственного природоохранного учреждения;

выпас скота, сбор грибов и ягод, сенокошение, любительское рыболовство и другие виды природопользования, направленные на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих (зарегистрированных по месту жительства, месту пребывания) в его границах, их супруга (супруги), других близких родственников, работников государственного природоохранного учреждения (в том числе ушедших на пенсию из этого учреждения), а также граждан, временно проживающих в гостиницах и гостевых домиках заповедника. Государственное природоохранное учреждение обеспечивает информирование граждан, проживающих в границах заповедника и временно проживающих в гостиницах и гостевых домиках заповедника, о границах участков, специально выделенных для выпаса скота, сбора грибов и ягод, сенокошения, любительского рыболовства и других видов природопользования.

Перечень, границы специально выделенных участков заповедника и режим осуществления в их границах деятельности определяются на основании решения научно-технического совета заповедника по согласованию с НАН Беларуси и включаются в план управления заповедником.

Запрещается посещение заповедника (за исключением специально выделенных участков) юридическими и физическими лицами.

4.2. Особенности правового режима охраны и использования национальных парков

Правовой режим охраны и использования национальных парков определен ст. 1 и 27 Закона «Об ООПТ».

Национальным парком является ООПТ, объявленная в целях сохранения, восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов, их рационального (устойчивого) использования в процессе природоохранной, научной, образовательной, туристической и рекреационной деятельности.

В целях оптимизации режима охраны и использования национального парка с учетом природоохранных, историко-культурных, средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных свойств ценных природных комплексов и объектов, а также иных объектов, расположенных в границах национального парка, осуществляется его зонирование.

Каждая из зон национального парка может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков.

В границах национального парка выделяются следующие зоны:

заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии ценных природных комплексов и объектов, обеспечения естественного течения природных процессов;

зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов;

рекреационная зона, предназначенная для осуществления рекреации, туризма, отдыха и оздоровления граждан;

хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка;

другие зоны (в случае необходимости их выделения, обоснованной в НиТЭО объявления, преобразования национального парка).

В границах заповедной зоны запрещаются все виды деятельности, за исключением деятельности, направленной на:

сохранение в естественном состоянии ценных природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия;

поддержание условий, обеспечивающих противопожарную безопасность национального парка (создание противопожарных разрывов и их содержание, проведение мероприятий по тушению пожаров);

предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение комплексного мониторинга экосистем национального парка, а также иных видов мониторинга окружающей среды;

проведение научных исследований;

экологическое просвещение (в том числе проведение научно-познавательных и учебных экскурсий по маршрутам (экологическим тропам), определенным планом управления национальным парком с соблюдением нормативов допустимой нагрузки на национальный парк, в сопровождении работников государственного природоохранного учреждения);

охрану национального парка и осуществление контрольной (надзорной) деятельности, связанной с посещением этой зоны.

В границах зоны регулируемого использования запрещаются:

возведение объектов строительства, за исключением: сооружений для обустройства мест отдыха и экологических троп, домов охотника и (или) рыболова, эколого-информационных центров в соответствии с планом управления национальным парком; объектов, предназначенных для установления, содержания и охраны Государственной границы Республики Беларусь;

переноса в границах зоны регулируемого использования существующих зданий и сооружений;

размещение объектов туристической инфраструктуры;

выполнение работ, которые могут стать причиной развития эрозии почв, размыва, обвала или других нарушений естественного состояния рельефа и грунтов;

изъятие воды из водных объектов для промышленных и хозяйственных нужд;

удаление, перемещение, окрашивание, в том числе нанесение надписей, повреждение, раскалывание, нанесение выбоин, царапин, за исключением отбора образцов геологических материалов, валунов;

проведение рубок главного пользования и заготовка живицы;

расчистка растительности в прибрежных полосах и водной растительности;

проведение биотехнических мероприятий;

перезалужение лугов;

проведение мероприятий по улучшению лугов, сенокошение в период с 1 марта по 15 июня.

В границах рекреационной зоны запрещаются:

проведение рубок главного пользования и заготовка живицы;

расчистка растительности в прибрежных полосах и водной растительности;

распашка земель на расстоянии до 100 метров от береговой линии водных объектов (за исключением случаев подготовки почвы для залужения, лесовосстановления и лесоразведения);

проведение биотехнических мероприятий.

В границах хозяйственной зоны запрещаются:

проведение рубок главного пользования и заготовка живицы.

Хозяйственная и иная деятельность в границах хозяйственной зоны, не препятствующая сохранению ценных природных комплексов и объектов, осуществляется с использованием наилучших доступных технических методов.

В границах зоны регулируемого использования, рекреационной и хозяйственной зон помимо общих могут быть установлены дополнительные ограничения и запреты, необходимые для обеспечения сохранности ценных природных комплексов и объектов в границах этих зон.

Режим охраны и использования других зон в случае их выделения устанавливается положением о национальном парке.

Мероприятия, направленные на борьбу с инвазивными чужеродными дикими животными и инвазивными растениями в национальном парке, проводятся на основании решения научно-технического совета национального парка по согласованию с НАН Беларуси.

В случае ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий в границах национального парка (за исключением заповедной зоны) допускается проведение выборочных санитарных рубок, сплошных санитарных рубок, а также иных необходимых работ.

4.3. Особенности правового режима охраны и использования заказников

Правовой режим охраны и использования заказников определен ст. 1 и 28 Закона «Об ООПТ».

Заказником является ООПТ, объявленная в целях сохранения и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов.

В границах заказника с учетом особенностей расположенных на его территории ценных природных комплексов и объектов устанавливается территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности, включая природопользование.

В границах заказника запрещаются:

проведение рубки, удаление, уничтожение, повреждение, изъятие деревьев дуба черешчатого, бука, клена остролистного, вяза (ильма, береста), ясеня обыкновенного, липы, дугласии (псевдотсуги), кедра, березы карельской (за исключением случаев их рубки по лесопатологическому состоянию и рубки (удаления) опасных или упавших деревьев);

возведение объектов строительства, за исключением: инженерных сетей и транспортных коммуникаций; стоянок механических транспортных средств, домов охотника или рыболова, эколого-информационных центров, сооружений для обустройства или благоустройства пляжей и мест массового отдыха у воды, иных зон и мест отдыха, лодочных причалов, туристских стоянок, экологических троп в местах, определенных планом управления заказником;

расчистка растительности в прибрежных полосах и водной растительности, за исключением: мест для изъятия воды механическими транспортными средствами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и юридических лиц, ведущих лесное хозяйство; участков, определенных планом управления заказником для обустройства пляжей и мест массового отдыха у воды, баз для стоянки маломерных судов, лодочных причалов; проведения мероприятий по предотвращению зарастания сельскохозяйственных земель и открытых болот древесно-кустарниковой растительностью;

изъятие воды для промышленных и хозяйственных нужд из водных объектов, перечень которых определяется положением о заказнике;

выпас скота, сенокошение в прибрежных полосах в период с 1 апреля по 15 июня.

В границах заказника могут быть установлены дополнительные ограничения и запреты, необходимые для обеспечения сохранности ценных природных комплексов и объектов в границах заказника.

4.4. Особенности правового режима охраны и использования памятников природы

Правовой режим охраны и использования памятников природы определен ст. 1 и 29 Закона «Об ООПТ».

Памятником природы является ООПТ, объявленная в целях сохранения ценных природных комплекса или объекта.

Памятники природы могут быть трех видов: ботаническими, гидрологическими и геологическими.

ботаническими памятниками природы объявляются участки леса с ценными древесными породами, старинные парки, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, территории с реликтовой или особо ценной растительностью, иные ценные ботанические объекты;

к гидрологическим памятникам природы могут быть отнесены родники, ручьи и иные ценные водные объекты и связанные с ними экосистемы;

геологическими памятниками природы могут быт признаны отдельные редкие формы рельефа, расположенные в природной среде минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы.

В границах памятника природы запрещаются:

изъятие, удаление, повреждение, уничтожение древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова и лесной подстилки, снятие плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы;

возведение объектов строительства (за исключением выполнения работ, связанных с благоустройством территории, обустройством экологических троп, строительства эколого-информационных центров);

проведение рубок главного пользования;

размещение палаток и палаточных городков, туристских стоянок, других оборудованных зон и мест отдыха;

проведение массовых мероприятий при отсутствии благоустройства территории;

разведение костров;

выпас и прогон скота.

В границах ботанического памятника природы дополнительно запрещаются:

раскорчевка пней; создание лесных культур с использованием интродуцированных пород деревьев и кустарников;

проведение рубок леса.

В границах геологического памятника природы дополнительно запрещаются:

выполнение работ, связанных с нарушением естественного состояния грунта (за исключением научно-исследовательских работ по изучению памятников природы);

проведение взрывных и других видов работ, которые могут нарушить целостность ценных природных комплексов и объектов;

удаление, перемещение, окрашивание, в том числе нанесение надписей, повреждение (раскалывание, нанесение выбоин, царапин, за исключением отбора образцов геологических материалов) валунов.

В границах гидрологического памятника природы дополнительно запрещаются:

каптаж выходов родниковых вод;

искусственное изменение русла, разрушение берегов и поймы водотоков;

выполнение работ, которые могут повлечь загрязнение, засорение, истощение водных объектов или изменение химического состава вод.

Для обеспечения сохранности ценных природных комплексов и объектов в границах памятника природы могут быть установлены дополнительные ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности.

5. Понятие и правовой режим, природных территорий, подлежащих специальной охране

Кроме традиционных и давно известных особо охраняемых природных территорий образуемых в организационно-правовой форме заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы законодатель в отдельную группу в целях сохранения полезных свойств и качеств окружающей природной среды ст. 80 Закона ООС обособил природные территории, подлежащие специальной охране, с менее строгим чем в отношении ООПТ режимом охраны и использования.

Многообразие выполняемых специально охраняемыми природными территориями функций обусловливает отсутствие общерегулятивного базового нормативно-правового акта, которым было бы установлено их правовое положение, как, например, в отношении особо охраняемых природных территорий. Поэтому их правовой режим определен различными актами законодательства разной юридической силы. Кроме указанного Закона ООС он установлен ВК, ВозК, Законом «Об охране атмосферного воздуха», Законом «О животном мире», Законом «О растительном мире», Законом «Об особо охраняемых природных территориях», другими нормативными правовыми актами.

Определения природных территорий, подлежащих специальной охране в законодательстве не содержится. В ст. 80 Закона ООС только указывается, что они выделяются в целях сохранения полезных качеств окружающей среды, и приводится примерный перечень таких территорий, подлежащие специальной охране, это:

курортные зоны;

зоны отдыха; парки, скверы и бульвары;

водоохранные зоны и прибрежные полосы;

зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения;

рекреационно-оздоровительные и защитные леса;

типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;

естественные болота и их гидрологические буферные зоны;

места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки или миграции диких животных;

охранные зоны ООПТ;

иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.

На природных территориях, подлежащих специальной охране, могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, которые указываются в документах, удостоверяющих права на пользование земельным участком, участком лесного фонда, водным объектом (его частью), участком недр, охотничьими или рыболовными угодьями. Указанные ограничения и запреты учитываются при разработке и реализации: проектов и схем землеустройства; градостроительных проектов; отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры; проектов мелиорации земель; проектов водоохранных зон и прибрежных полос; республиканского перечня рыболовных угодий, пригодных для ведения рыболовного хозяйства, и республиканского перечня прудов и обводненных карьеров, пригодных для ведения рыбоводства; биолого-экономических обоснований ведения рыболовного хозяйства; рыбоводно-биологических обоснований ведения рыболовного хозяйства; лесоустроительных проектов; проектов охотоустройства; биолого-экономических обоснований охотничьих угодий; предпроектной (предыинвестиционной) и проектной документации.

По непосредственным целям образования и выполняемым функциям специально охраняемые природные территории можно подразделить на следующие виды:

используемые с целью оздоровления и отдыха граждан – курортные зоны, зоны отдыха, парки, скверы, бульвары;

предназначенные для охраны жизни и здоровья граждан – зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения;

образуемые с целью сохранения других природных объектов – водоохранные зоны, прибрежные полосы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки или миграции диких животных, охранные зоны ООПТ;

создаваемые для сохранения природно-антропогенных и антропогенных объектов – защитные леса (противоэрозийные леса, защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог общего пользования).

Определение природной территории, подлежащей специальной охране в законодательстве не содержится. Представляется, что ей можно дать следующее определение:

Специально охраняемая природная территория – часть территории Республики Беларусь (включая участки земли, недр, вод, воздушного пространства), обладающая природоохранными, оздоровительными, рекреационными, санитарно-защитными и иными полезными качествами, в отношении которой для их сохранения экологическим законодательством установлен специальный режим охраны и использования.

6. Правовая охрана природных территорий со смешанным правовым режимом

К природным территориям со смешанным правовым режимом относятся национальная экологическая сеть и биосферные резерваты.

Их определения и правовой режим сформулированы в ст. 1, а также ст. 81, 82 и ст. 83–85 Закона ООС.

Национальная экологическая сеть образуется с целью обеспечения непрерывности среды обитания диких животных, а биосферные резерваты для

6.1. Национальная экологическая сеть представляет собой систему функционально взаимосвязанных ООПТ и природных территорий, подлежащих специальной охране, предназначенных для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира.

Формирование и функционирование национальной экологической сети осуществляются с учетом водосборов, требований по формированию и функционированию экологических сетей, установленных международными договорами Республики Беларусь, и в соответствии со схемой национальной экологической сети.

Требования к содержанию схемы национальной экологической сети и критерии выбора территорий для включения в национальную экологическую сеть устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Проект схемы национальной экологической сети разрабатывается Миниприроды совместно с НАН Беларуси, областными исполнительными комитетами, другими заинтересованными государственными органами, иными юридическими лицами.

Схема национальной экологической сети утверждается Президентом Республики Беларусь.

Утвержденная схема национальной экологической сети учитывается при разработке и реализации схемы рационального размещения ООПТ республиканского значения, региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения, проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, проектов водоохранных зон и прибрежных полос, республиканского перечня рыболовных угодий, пригодных для ведения рыболовного хозяйства, лесоустроительных проектов и проектов охотоустройства.

Национальная экологическая сеть состоит из зон ядра, экологических коридоров и охранных зон.

В зоны ядра включаются отдельные ООПТ (их части) или природные территории, подлежащие специальной охране (их части), обеспечивающие сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.

В экологические коридоры включаются отдельные природные территории, подлежащие специальной охране (их части), не включенные в зоны ядра, обеспечивающие связь между зонами ядра. В экологические коридоры могут включаться также отдельные ООПТ либо их части, если они имеют значение для расселения или миграции диких животных.

В охранные зоны включаются отдельные природные территории, подлежащие специальной охране, не включенные в зоны ядра и экологические коридоры, обеспечивающие предотвращение или смягчение вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в зонах ядра и экологических коридорах.

На ООПТ и природных территориях, подлежащих специальной охране, включенных в национальную экологическую сеть, действует режим охраны и использования, установленный для этих территорий при их объявлении (выделении) или преобразовании.

6.2. Биосферный резерват – это часть территории Республики Беларусь, включающая отдельные ООПТ (их части) или природные территории, подлежащие специальной охране (их части), а также иные территории, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования при проведении природоохранных мероприятий, осущесвлении отдельных видов хозяйственной и иной деятельности.

Объявление биосферного резервата осуществляется по решению областного исполнительного комитета, территории области которого планируется включить в состав биосферного резервата, на основании предложения Миниприроды, согласованного с НАН Беларуси, другими заинтересованными государственными органами, иными государственными организациями. В случае, если в состав биосферного резервата планируется включить территории двух и более областей, объявление биосферного резервата осуществляется по совместному решению соответствующих областных исполнительных комитетов. Решением (совместным решением) об объявлении биосферного резервата также утверждаются границы, площадь и состав земель биосферного резервата, его зон и положение о биосферном резервате.

Положением о биосферном резервате определяется режим охраны и использования биосферного резервата. На ООПТ и природных территориях, подлежащих специальной охране, включенных в состав биосферного резервата, действует режим охраны и использования, установленный для этих территорий при их объявлении (выделении) или преобразовании.

Функционирование биосферного резервата прекращается по решению областного исполнительного комитета, принявшего решение о его объявлении. В случае, если в состав биосферного резервата включены территории двух и более областей, функционирование биосферного резервата прекращается по совместному решению областных исполнительных комитетов, принявших решение о его объявлении.

Биосферные резерваты могут включаться во всемирную сеть биосферных резерватов в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

В границах биосферного резервата выделяются основная, буферная и переходная зоны.

В состав основной зоны включаются отдельные ООПТ (их части) или природные территории, подлежащие специальной охране (их части), которые обеспечивают сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.

В состав буферной зоны включаются отдельные ООПТ (их части) или природные территории, подлежащие специальной охране (их части), не включенные в состав основной зоны, обеспечивающие предотвращение или смягчение вредных воздействий на основную зону. Буферная зона располагается вокруг основной зоны или прилегает к ней.

В состав переходной зоны включаются территории, не включенные в состав основной и буферной зон, на которых целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов путем применения элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, в целях обеспечения лесовосстановления и лесоразведения, охраны вод и объектов животного и растительного мира, использования в хозяйственной и иной деятельности возобновляемых источников энергии, применения других наилучших доступных технических методов, развития экологического туризма и агроэкотуризма, применения в сельском хозяйстве схем севооборота, исключающих необходимость применения химических удобрений и средств защиты растений, а также в иных целях, направленных на обеспечение экологической безопасности, сохранение и восстановление биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов.

Каждая из зон биосферного резервата может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах биосферного резервата.

Для управления биосферным резерватом по решению областного исполнительного комитета, принявшего решение об объявлении биосферного резервата, создается координационный совет по управлению биосферным резерватом. В случае, если в состав биосферного резервата включены территории двух и более областей, областными исполнительными комитетами, территории которых включены в состав биосферного резервата, принимается совместное решение о создании координационного совета по управлению биосферным резерватом. Решением областного исполнительного комитета (совместным решением областных исполнительных комитетов) о создании координационного совета по управлению биосферным резерватом также утверждаются положение об этом совете и его персональный состав.

В состав координационного совета по управлению биосферным резерватом включаются представители государственных органов, иных государственных организаций, в управление которых переданы ООПТ, и других заинтересованных государственных органов, иных государственных организаций.

7. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных

Своеобразным памятником живой природы, обладающим признаком уникальности, неповторимости и невоспроизводимости служат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и растений.

Согласно ст. 1 Закона ООСКрасная книга Республики Беларусь – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов, в том числе подвидов, разновидностей (далее – виды) диких животных и дикорастущих растений. Приведенное определение является не полным, так как не содержит юридического признака – указания на правовой режим, поэтому нуждается в уточнении.

Представляется, что Красная книга Республики Беларусь – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов (подвидов, разновидностей), (далее – видов) диких животных и дикорастущих растений, в отношении которых экологическим законодательством с целью сохранения и восстановления их численности установлен особый режим охраны и использования.

Суть правового положения этих животных и растений заключается в том, что они полностью изъяты из процессов природопользования и хозяйственного оборота, за исключением немногочисленных случаев, оговоренных в законодательных актах. Рассматриваемый правовой режим направлен на восстановление численности их популяций до не угрожающих исчезновению размеров. А если это невозможно, в отношении редких видов диких животных и дикорастущих растений, то хотя бы сохранение их численности на прежнем уровне.

В соответствии со ст. 88 Закона ООС к редким и находящимся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видам диких животных и дикорастущих растений относятся виды диких животных и дикорастущих растений, в отношении которых имеются данные мониторинга животного и растительного мира, государственного кадастра животного мира и государственного кадастра растительного мира, научных и иных исследований, указывающие хотя бы на одно из следующих оснований: ежегодное в течение 10 лет или 3 поколений (из двух случаев выбирается большее по временному интервалу значение) сокращение их численности или ареала; неблагоприятные изменения условий среды их обитания либо произрастания; ограниченность распространения и малочисленность их популяций.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений включаются в Красную книгу Республики Беларусь. Их включение в Красную книгу и исключение их из нее осуществляются Минприроды на основании предложений НАН Беларуси.

При включении видов диких животных и дикорастущих растений в Красную книгу им присваиваются категории национальной природоохранной значимости.

Категории национальной природоохранной значимости и критерии отнесения к ним редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных и дикорастущих растений устанавливаются Миниприроды.

Если основания, по которым редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений были включены в Красную книгу, отпали, эти виды подлежат исключению из нее.

В Красной книге приводятся названия видов диких животных и дикорастущих растений, информация о распространении, местах обитания и произрастания, биологии (в том числе краткое описание этих видов), численности и тенденциях ее изменения, об основных факторах угроз и мерах охраны, а также о категориях национальной природоохранной значимости. Красная книга Республики Беларусь подлежит изданию не реже одного раза в 10 лет.

Согласно ст.89 Закона ООС в целях охраны диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, Минприроды организует работу по выявлению и учету их мест обитания и произрастания.

Местные исполнительные и распорядительные органы по представлению соответствующего территориального органа Минприроды, согласованному с НАН Беларуси, принимают решения о передаче выявленных мест обитания диких животных или мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, под охрану пользователям земельных участков или водных объектов.

Землепользователям и водопользователям, которым передаются под охрану места обитания или произрастания, выдаются паспорта мест обитания диких животных или мест произрастания дикорастущих растений, и охранное обязательство, предусматривающее специальный режим охраны и использования этих мест, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Минприроды обеспечивает разработку и утверждает планы управления популяциями диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, а также к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, планы действий по сохранению этих видов диких животных и дикорастущих растений и другие мероприятия по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, а также к видам, подпадающим под действие международных договоров. Организация реализации этих мероприятий и контроль за их выполнением осуществляются Минприроды.

Минприроды может устанавливать ограничения, запреты или другие меры в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, их частей или дериватов и торговли ими, в отношении сохранения, охраны и восстановления среды их обитания и произрастания, а также в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, в иных целях потребления или реализации.

Ввоз в Республику Беларусь или вывоз из нее диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, их частей или дериватов, видов животных и растений, их частей или производных от них (дериватов), подпадающих под действие международных договоров, осуществляются в соответствии с международными договорами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством о таможенном регулировании и о внешнеэкономической деятельности.

При этом указанные требования не распространяется на культивируемые растения и разводимых в неволе диких животных, относящихся к редким или находящимся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видам.

На основании ст. 90 Закона ООС дикие животные и дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу, их части или производные от них (дериваты) могут быть изъяты из среды их обитания и произрастания в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами:

на основании разрешения, выдаваемого Минприроды, – в научных целях, в целях вселения (включая расселение), пересадки, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания, содержания и (или) разведения в неволе;

без разрешения, – в случаях, если дикие животные являются больными, ранеными, травмированными, или им грозит гибель в результате стихийных бедствий, или они могут представлять угрозу жизни и здоровью физических лиц.

Самовольное изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, их частей или производных от них (дериватов) из среды их обитания и произрастания, их незаконный оборот, а также совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания и произрастания, запрещаются.

Указанные выше запреты не распространяется на культивируемые растения и разводимых в неволе диких животных, относящихся к редким или находящимся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видам, их части или производные от них (дериваты).

Среди основных экологических проблем современности сокращение разнообразия видов занимает особое место. В настоящее время в мире интенсивно исчезают многие виды живых организмов. В Красный список Всемирного союза охраны природы включено более 17 000 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений. Под угрозой исчезновения находятся около 21 процента видов млекопитающих, 30 процентов амфибий, 12 процентов птиц, 28 процентов рептилий, 37 процентов пресноводных рыб, 35 процентов беспозвоночных и 70 процентов дикорастущих растений.

Базой для составления и выпуска четвертого издания Красной книги Республики Беларусь 2015 г. послужил «Список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики», утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 26. В неё внесли 202 вида диких животных и 303 вида дикорастущих растений.

Виды категорий национальной природоохранной значимости и критерии отнесения к ним редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений утверждаются Минприроды, а категории диких фауны и флоры международной природоохранной значимости определяются международными договорами Республики Беларусь. На нормативном уровне они закреплены постановлениемМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. No 41 «Об установлении видов категорий национальной природоохранной значимости и критериев отнесения к ним редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений»

[1] Боголюбов, С.А. Экологическое право : учебник для вузов / С.А. Боголюбов. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 1998. – 448 с.

[2] Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Минск : НКФ Экоперспектива, 1996. – С. 333.

[3] Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов / В.В. Петров. – М. : БЕК, 1995. – 557 с.