Тема 13
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Понятие правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности
12.Требования в области охраны окружающей среды при установлении охранных (буферных) зон
1.Понятие правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности
Правовая охрана и защита окружающей среды осуществляются по двум направлениям, в процессе использования природных ресурсов и при осуществлении хозяйственной иных видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду. Обязанности природопольльзователей по охране и защите используемых природных ресурсов, которые распространяются и на не используемые природные ресурсы, находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов и возложены на них, сформулированы в Законе ООС, а также природоресурсных Кодексах и Законах. Обязанности лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, закреплены в ст. 1 п. 41 главе 13 (ст. 56–74) Закона ООС в виде требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п.41 ст. 1 Закона ООС требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, а также разрешительными документами (разрешениями, комплексными природоохранными разрешениями и лицензиями).
К объектам хозяйственной и иной деятельности п.22. ст. 1 Закона ООС отнесены объекты производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, а также объекты жилищного строительства, размещение, возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, ремонт, эксплуатация, снос которых связаны с использованием природных ресурсов или оказывают либо могут оказывать воздействие на окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и (или) оказывает или может оказать воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При планировании или осуществлении такой деятельности, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, применению наилучших доступных технических методов, малоотходных (безотходных), энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечению экологической безопасности, предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Требования по охране окружающей среды по основным видам хозяйственной и иной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду сформулированы в главе 13 Закона ООС. К указанным видам деятельности отнесены:
предпроектная (прединвестиционная) и проектная деятельность;
возведение, функционирование и снос объектов хозяйственной и иной деятельности;
деятельность в области энергетики;
сельскохозяйственная деятельность;
мелиорация;
архитектурная и градостроительная деятельность;
добыча, переработка и транспортировка нефти и газа;
приватизация предприятий;
проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий;
деятельность в области обращения с химическими, радиоактивными веществами, биологическими организмами, отходами;
установление охранных (буферных) зон.
2.Требования в области охраны окружающей среды при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации по объектам хозяйственной и иной деятельности
При разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации по объектам хозяйственной и иной деятельности проводится оценка воздействия на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
При разработке проектной и (или) иной документации по объектам хозяйственной и иной деятельности должны обеспечиваться нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, применяться наилучшие доступные технические методы, малоотходные (безотходные), энерго- и ресурсосберегающие технологии, способствующие восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.
Предпроектная (предынвестиционная), проектная и (или) иная документация подлежит утверждению после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязательность наличия такого заключения предусмотрена законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Реализация проектных и (или) иных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации, в том числе с внесенными изменениями и (или) дополнениями, когда обязательность наличия такого заключения предусмотрена законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, а также невыполнение условий заключения государственной экологической экспертизы запрещаются.
3.Требования в области охраны окружающей среды при возведении, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонтно-реставрационных работах, капитальном ремонте, выводе из эксплуатации сносе объектов хозяйственной и иной деятельности
Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, снос объектов хозяйственной и иной деятельности должны осуществляться в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с соблюдением требований экологического законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.
Приемка в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, производится при условии проведения в полном объеме предусмотренных утвержденной проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по оснащению техническими средствами и сооружениями по очистке, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в окружающую среду, включая автоматические, средствами учета и контроля, а также комплекса мероприятий по обращению с отходами, восстановлению природной среды, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий, озеленению, благоустройству территорий, компенсационных мероприятий и иных мер по обеспечению экологической безопасности.
Приемка в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, допускается только при условии установления соответствия принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части экологической безопасности).
Руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не соответствующих требованиям в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению вредного воздействия на окружающую среду, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий, озеленению.
Эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляется при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с учетом применения наилучших доступных технических методов, малоотходных (безотходных), энерго- и ресурсосберегающих технологий.
При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести экологические паспорта предприятий в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Экологический паспорт предприятия включает данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, природных и вторичных материальных ресурсов и определению влияния этой деятельности на окружающую среду.
При выводе из эксплуатации, консервации не завершенных строительством объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть разработаны и проведены мероприятия по охране окружающей среды, в том числе при необходимости мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий.
При ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, в обязательном порядке до их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся экологический аудит и оценка вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности таких субъектов хозяйствования, принимаются меры по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, а также разрабатываются и проводятся мероприятия по восстановлению окружающей среды в соответствии с экологическим, включая мероприятия по ликвидации источников воздействия на окружающую среду.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, возведении, реконструкции, ремонте, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, сносе, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, если иное не установлено законодательными актами.
4.Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, возведении, реконструкции, вводе (приемке) в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
Согласно ст. 56–60 Закона ООС при размещении, проектировании, возведении, реконструкции, приемке в эксплуатацию и эксплуатации объектов электро- и теплоэнергетики должны предусматриваться оснащение таких объектов сооружениями очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в окружающую среду, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды, безопасное размещение отходов производства, а также должны проводиться мероприятия по снижению образования и выбросов в окружающую среду газов, в том числе оказывающих влияние на климат, и соблюдению температурного режима поверхностных водных объектов.
При размещении, проектировании, возведении, реконструкции, приемке в эксплуатацию и эксплуатации объектов гидроэнергетики должны учитываться особенности рельефа местности, предусматриваться меры по сохранению поверхностных водных объектов и их водосборов, водных биологических ресурсов, земель (включая почвы), лесов, болот, населенных пунктов, естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечиваться функционирование ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, а также должны приниматься меры по своевременной заготовке и вывозу древесины, снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению отрицательных изменений природной среды, сохранению гидрологического режима, обеспечивающего содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии в целях создания благоприятных условий для воспроизводства водных биологических ресурсов.
При размещении, проектировании, возведении, реконструкции, вводе (приемке) в эксплуатацию и эксплуатации объектов использования атомной энергии должны соблюдаться требования законодательства о ядерной и радиационной безопасности в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
Размещение объектов использования атомной энергии осуществляется при наличии по предпроектной (предынвестиционной), проектной документации положительных заключений государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Предпроектная (предынвестиционная), проектная документация по объектам использования атомной энергии должна содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации и безопасное обращение с радиоактивными отходами.
Более детально эти вопросы изложены в законе Республики Беларусь от 10 октября 2022 г. № 208-3 «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».
5.Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, в том числе производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, хранение горюче-смазочных материалов, органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, обязаны проводить мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, болот, объектов растительного и животного мира, а также соблюдать режим охраны и использования ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.
6.Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, возведении, реконструкции, вводе (приемке) в эксплуатацию, ремонте и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
Осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также размещение, проектирование, возведение, реконструкция, ввод (приемка) в эксплуатацию, ремонт и эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны выполняться без ухудшения состояния окружающей среды и нарушения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
При мелиорации земель, должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обеспечению водохозяйственного баланса и рациональному (устойчивому) использованию вод, охране земель (включая почвы), лесов, болот, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, соблюдению режима охраны и использования ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, а также по предупреждению иного вредного воздействия на окружающую среду при проведении мелиоративных мероприятий. Более подробно такие требования сформулированы в законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-З «О мелиорации земель»
7.Требования в области охраны окружающей среды при градостроительном (территориальном) планировании территорий
Градостроительное (территориальное) планирование территорий осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, обеспечивающими благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий, соблюдения приоритета сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.
При градостроительном (территориальном) планировании территорий должны предусматриваться мероприятия по озеленению и иному обращению с объектами растительного мира, в том числе в части обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, а также зеленые зоны городов, расположенные вокруг них, включающие как земли лесного фонда, так и земли иных категорий.
Более детально эти вопросы урегулированы Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З, законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире», Рекомендациями по разработке схем озелененных территорий, утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 июня 2017 г. № 02-2-05/8057 и 19.06.2017 № 10-9/1518, Правилами содержания озелененных территорий, утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13 января 2020 г. № 1.
8.Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, возведении, реконструкции, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте и ликвидации объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
Размещение, проектирование, возведение, реконструкция, приемка в эксплуатацию, эксплуатация, ремонт и ликвидация объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды с соблюдением режима охраны и использования ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, в том числе должны предусматриваться меры по организации обращения с отходами производства, сбору нефтяного (попутного) газа и попутных вод, рекультивации земель, снижению вредного воздействия на окружающую среду.
Возведение, реконструкция и эксплуатация объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки (в том числе расположенных в поверхностных водных объектах) допускаются при наличии в составе утвержденной проектной документации проектных решений по экологической реабилитации загрязненных территорий. Белее детально эти вопросы урегулированы законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-3 «О магистральном трубопроводном транспорте».
9.Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий
При приватизации оказывающих вредное воздействие на окружающую среду предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
При приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий установки и оборудование, предназначенные для охраны окружающей среды, признаются неделимым целым с объектом приватизации.
10.Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в не предназначенных специально для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и других), не допускаются, если в результате их проведения (совершения) будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.
Предоставление участков лесного фонда для лесопользования в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. В этом случае предупреждение вредного воздействия на природные комплексы и объекты обеспечивается соблюдением условий договора аренды лесного фонда.
11.Требования в области охраны окружающей среды при обращении с химическими, радиоактивными веществами, биологическими организмами, отходами
а) Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнять требования к применению в окружающей среде, транспортировке и хранению химических средств защиты растений и других химических веществ, установленные законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о защите растений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Обезвреживание химических веществ, образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности и не имеющих определенного предназначения по месту их образования либо утративших полностью или частично свои потребительские свойства, осуществляется в соответствии с законодательством об обращении с отходами.
б) Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, к объектам, связанным с обращением с отходами, а также к мобильным установкам по использованию и (или) обезвреживанию отходов
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых связана с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе законодательства об обращении с отходами, а также обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
Под мобильной установкой по использованию и (или) обезвреживанию отходов следует понимать установку (оборудование) комплектной заводской поставки, предназначенную для использования или обезвреживания отходов, и предусматривающую автономность работы и возможность передвижения.
При разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации по объектам хранения, использования, обезвреживания и захоронения отходов, а также по иным объектам, на которых допускается эксплуатация мобильных установок по использованию или обезвреживанию отходов, должны соблюдаться требования экологического законодательства, а также технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.
При разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации по объектам использования или обезвреживания отходов, а также по иным объектам, на которых в соответствии с настоящим Законом допускается эксплуатация мобильных установок по использованию или обезвреживанию отходов, должны предусматриваться проектные решения по устройству площадок (складов) для хранения отходов и продукции, инженерных и транспортных коммуникаций и иных сооружений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды и обеспечение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
При разработке документации на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды.
Эксплуатация мобильных установок по обезвреживанию отходов допускается только на объектах обезвреживания отходов, включенных в реестр таких объектов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Эксплуатация мобильных установок по использованию отходов осуществляется на объектах использования отходов, включенных в реестр таких объектов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта.
Эксплуатация мобильных установок по использованию отходов может осуществляться вне территории объекта использования отходов:
на эксплуатируемых полигонах твердых коммунальных отходов, за исключением использования отходов в целях получения энергии;
на строительных площадках в местах, определенных проектной документацией;
для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
для использования древесных отходов при проведении рубок леса, удалении деревьев, кустарников за пределами населенных пунктов.
Эксплуатация объектов хранения, использования, обезвреживания, захоронения отходов, а также мобильных установок по использованию или обезвреживанию отходов без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной и (или) иной документации запрещается.
Более детально эти отношения урегулированы законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами».
в) Требования в области охраны окружающей среды при использовании источников ионизирующего излучения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, связанные с изготовлением (производством), реализацией, эксплуатацией, хранением, перевозкой, переработкой и захоронением источников ионизирующего излучения, или оказывающие пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность, обязаны проводить мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Ввоз в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения осуществляются в соответствии с законодательством о ядерной и радиационной безопасности, о внешнеэкономической деятельности, о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Обращение с радиоактивными отходами осуществляется в соответствии с законодательством о ядерной и радиационной безопасности.
Белее детально эти отношения урегулированы законом Республики Беларусь от 10 октября 2022 г. № 208-3 «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».
г) Требования в области охраны окружающей среды к деятельности, которая оказывает или может оказывать вредное биологическое воздействие на окружающую среду
Интродукция, акклиматизация, выращивание, разведение и использование растений, животных, микроорганизмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки мер по предотвращению их вредного воздействия на естественные экологические системы, без получения положительных заключений соответствующих экспертиз или разрешений в случаях, предусмотренных актами законодательства, запрещаются.
При размещении, проектировании, реконструкции, приемке в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации объектов с применением технологий, связанных с вредным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью вредного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, при производстве, транспортировке, использовании, хранении, размещении и обезвреживании микроорганизмов обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.
Более детально эти вопросы изложены в Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2022 г. № 161, а также Лесном кодексе Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З; законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире»; законе Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» и законе Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 96-3 «О безопасности генно-инженерной деятельности»,
д) Требования в области охраны окружающей среды к источникам, оказывающим физическое воздействие
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием источников, оказывающих физическое воздействие, а также местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению вредного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного вредного физического воздействия на окружающую среду, в том числе в населенных пунктах, производственных, общественных и жилых помещениях, зонах отдыха и иных общественных местах, местах обитания диких животных и местах их размножения, на естественные экологические системы и типичные и редкие природные ландшафты и биотопы.
В этих целях должны осуществляться:
внедрение малошумных технологических процессов;
улучшение конструкций автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств, сельскохозяйственной, дорожной и строительной техники, иных передвижных средств и установок, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, и способов их эксплуатации, а также качества содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог и улично-дорожной сети.
Размещение и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и иных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые имеют источники, оказывающие физическое воздействие, превышающее нормативы допустимых физических воздействий, запрещаются. В частности, человеческое ухо воспринимает звук силой в 0 децибел. Безопасным для жизни и здоровья является шум в 75 децибел. При большей мощности он превращается в токсичный шум, так сила звука работающего двигателя грузовика составляет 90 децибел, выстрела – 160 децибел. Шумовое загрязнение атмосферного воздуха приводит у людей и животных к бессоннице, нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Например, в г. Паланга Литовской Республики на территории организаций здравоохранения, санаторно-курортных учреждений и на кладбищах установлены зоны тишины, уровень шума в которых не должен превышать 35–50 децибел.
В этом плане заслуживает внимания опыт России, где принят Закон города Москвы от 12 июля 2002 г. № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве»
12.Требования в области охраны окружающей среды при установлении охранных (буферных) зон
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов, биотопов и ООПТ от загрязнения и другого вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности могут устанавливаться охранные (буферные) зоны.
Порядок установления охранных (буферных) зон, их правовой режим определяются законодательством об охране и использовании вод, об ООПТ, об охране и использовании торфяников к которому относятся: Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. No 149-З; закон Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении»; закон Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях»; закон Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 272-З «Об охране и использовании торфяников».