КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Понятие и значение экологического права
2. Предмет экологического права
4. Принципы экологического права
5. Система отрасли экологического права
6. Экологическая функция государства и права
7. Отличие экологического права от других правовых отраслей
1. Понятие и значение экологического права
Наряду с требованиями правовых обычаев, нормами морали, религиозными и корпоративными предписаниями право представляет собой один из социальных регуляторов. В зависимости от предмета, метода регулирования и ряда других факторов оно подразделяется на отрасли, которые регулируют относительно обособленные сферы общественных отношений, опосредующие определенные направления человеческой деятельности. В этом плане выделяют конституционное право, административное право, гражданское право, экологическое право и другие правовые отрасли.
Экологическое право пришло на смену природоохранному праву базировавшемуся на законе БССР от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы в Белорусской ССР» в связи с принятием закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС). В отличие от правовой охраны природы экологическим правом охраняются не только компоненты природной среды – природные объекты и ресурсы, природно-антропогенные объекты, образуемые ими природные и природно-территориальные комплексы, но и окружающая среда в целом, человек, его жизнь и здоровье иные экологические права и интересы граждан, а также имущество физических и юридических лиц, и имущество, находящееся в собственности государства.
При этом, восстановление отмененного в связи с октябрьской революцией в 1917 году деления права на частное и публичное, позволяет отнести его к публично-правовым отраслям права. В юридической литературе отмечается: «В процессе развития частное и публичное право начинают специализироваться. Так в публичном праве выделяются такие отрасли, как уголовное, конституционное, административное, позднее – финансовое право, а также ряд отраслей процессуального права, совсем недавно появились право социального обеспечения, экологическое право. Можно предположить, что процесс специализации публичного права продолжится» [с.19–20][1].
Экологическое право является неотъемлемой составляющей, входящей в систему национального права и одновременно самостоятельной, комплексной отраслью права, с присущими ей особыми, отличными от используемых в других правовых отраслях предметом, включая субъекты и объекты, методом, принципами и источниками правового регулирования.
Можно выделить следующие аспекты комплексности экологического права:
экологическое право регламентирует охрану и защиту: окружающей среды в целом и ее отдельных составляющих: природных и природно-антропогенных объектов, природных и природно-территориальных комплексов и природных состояний, а также охрану и защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, и имущества находящегося в собственности государства
экологическим правом урегулированы не только общественные отношения, возникающие в области охраны и защиты окружающей среды, но и связанные с ними общественные отношения в сфере государственного управления, организационного и экономического обеспечения этой деятельности, и юридической ответственности за нарушение требований экологического законодательства;
общественные экологические отношения регулируются как собственными нормативными правовыми актами, так и другими отраслями законодательства, включая, включая конституционное, административное, гражданское, уголовное, предпринимательское, финансовое и иное;
помимо юридических средств – правоприменительных, правоохранительных и иных, в экологическом праве широко используются научно-технические достижения и открытия, разработки в области биологии, генетики, медицины, физики, химии и других наук.
Более того, комплексность проявляется через все основные характеристики экологического права – его предмет; объекты экологических отношений; внутреннюю структуру; источники; методы регулирования экологических отношений; подходы к регулированию экологических отношений; факторы развития; субъективный состав; механизм правового регулирования.
Таким образом, особенностями экологического права, выделяющими его в самостоятельную правовою отрасль в системе национального права и одновременно указывающими на его недостатки и сильные стороны, будет то, что это:
находящаяся в стадии становления отрасль права, со множеством пробелов и коллизий, неустоявшимися источниками, принципами, составом субъектов, объектов и их определениями из-за чего отсутствует четкое законодательное закрепление понятия экологического права и предмета его регулирования;
функциональная правовая отрасль, регулирующая общественные отношения, возникающие во всех сферах экономической и социальной жизни, безотносительно к отраслям деятельности, ведомственной принадлежности и форм собственности, применительно к процессам охраны и защиты окружающей среды;
для экологического права не столько важны предмет и метод правового регулирования, как для обособления других отраслей права, сколько особый предмет правового воздействия – окружающая среда;
отрасли права подразделяются на регулятивные (гражданское, административное право) и охранительные (административно-деликтное, уголовное право), экологическое право единственная правовая отрасль, которая относится к регулятивно-охранительным отраслям права, т.к. регулирует общественные отношения в области охраны и защиты окружающей среды;
на базовый Закон ООС в отсутствие общерегулятивного природоресурсного законодательного акта возложены не свойственные для него функции по регулированию некоторых общих природоресурсных отношений: права общего и специального позитивного природопользования, ведению природоресурсных кадастров, установления элементов экономического механизма природопользования и т.п..
Накопившиеся проблемы в экологическом праве и законодательстве могут быть разрешены путем принятия Экологического кодекса Республики Беларусь над проектом которого ведется работа и базового природоресурсного Закона либо Кодекса.
Термин экологическое право многогранен. Он применяется для названия отрасли права, отрасли юридической науки и учебной дисциплины. Экологическое право, как отрасль права представляет собой систему правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области охраны и защиты окружающей среды. В качестве юридической науки экологическое право занимается вопросами изучения и накопления знаний о появлении, становлении, функционировании и развитии отрасли экологического права. Задачей учебной дисциплины экологического права является передача студентам знания об истории экологического права, особенностях его функционирования на современном этапе и перспективах развития в будущем, а также обучение практическим навыкам по осуществлению и применению полученных знаний в конкретных правоотношениях.
2. Предмет экологического права
Конституирующими признаками, составляющими основу отраслевого деления права общепризнанно считать предмет и метод правового регулирования. Предмет указывает на то, что регулируется определенной отраслью права, какая сфера общественных отношений подпадает под воздействие ее норм.
Предмет правового регулирования экологического права, например, в отличие от гражданского права, базовым Законом ООС четко не установлен. Поэтому в учебной литературе и доктринальных работах по экологическому оправу он определяется по-разному.
Стоявший у истоков экологического права Петров В.В. писал: «Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущего поколения людей» [с. 2][2].
В отечественной учебной литературе указывается на то, что: «Общественные отношения, включаемые в предмет экологического права, с одной стороны, возникают в связи использованием природных ресурсов и иным антропогенным воздействием на окружающую среду, с другой стороны, обусловлены требованиями охраны окружающей среды от негативных последствий хозяйственной и иной деятельности человека. Таким образом отношения в области окружающей среды, входящие в предмет экологического права, имеют выраженный двойственных характер экономический (природоресурсный), экологический (природоохранный)» [с.11][3].
«Предмет современного российского экологического права образуют отношения: собственности на природные объекты и ресурсы: по природопользованию; по охране окружающей среды от различных форм деградации; по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» [с.48][4].
В указанных определениях нашло отражение философское осмысление отношений общества и природы, попытка объединения природоохранного и природоресурсного права в единую консолидированную суперотраль – экологическое право. Тем не менее эти две комплексные отрасли права различаются по основаниям появления и времени происхождения, у них разные цели, предметы и методы правового регулирования, кроме того, экологическое право относится к публично-правовым, а природоресурсное право к частно-правовым отраслям права.
Анализ экологического законодательства позволяет сделать вывод о том, что предмет экологического права образуют несколько видов относительно юридически обособленных, но взаимосвязанных общественных отношений:
отношения, возникающие в области охраны и защиты окружающей среды;
отношения в сфере охраны и защиты жизни и здоровья граждан;
отношения в области охраны и защиты имущества физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и имущества находящегося в собственности государства;
отношения в области выпуска и реализации экологических товаров, выполнения экологических работ и оказания экологических услуг.
Охрана окружающей среды осуществляется от вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности выбросов газообразных, сбросов жидких и складированием твердых загрязняющих веществ, содержащих вредные химические и радиационные вещества, биологические микроорганизмы, и от физических воздействий (вибрация, шум, радиомагнитные и иные излучения), защита производится от негативного влияния природных и техногенных аварий и катастроф (ураганные и штормовые ветры, сильные дожди и снегопады, наводнения, пожары, взрывы, катастрофа на Чернобыльской АЭС).
Экологические товары, работы и услуги способствуют охране и защите окружающей среды, и ее восстановлению в случае нарушения, созданию благоприятной для жизни и здоровья граждан среды проживания, сохранности имущества физических и юридических лиц.
Таким образом, экологическим правом урегулированы общественные отношения, возникающие в области охраны и защиты окружающей среды и её частей: компонентов природной среды – природных и природно-антропогенных объектов, природных и природно-территориальных комплексов и природных состояний, жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также общественные отношения по выпуску и реализации экологических товаров, выполнению экологических работ и оказанию экологических услуг.
Далее для краткости в тексте будет употребляться выражение охрана и защита окружающей среды, так как отношения в области охраны и защиты жизни и здоровья граждан, имущества юридических и физических лиц, выпуска и реализации экологических товаров, выполнения экологических работ и оказания экологических услуг, поглощаются выше упомянутыми отношениями охраны и защиты окружающей среды. Более четкий перечень общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования экологического права может быть сформулирован в разрабатываемом Экологическом кодексе Республики Беларусь.
3. Метод экологического права
Термин «метод» имеет греческое происхождение, где обозначает способ исследования, прием, образ действия и т.д. В экологическом праве, учитывая специфику последнего, под ним понимается совокупность путей, средств воздействия на участников правоотношения. Общепринято выделять два основных метода регулирования – это: централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху до низу осуществляется на властно-императивных началах; и децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование определяется преимущественно снизу, на его ход и процесс влияет активность участников регулируемых общественных отношений.
В наиболее чистом виде метод субординации применяется в публичном (административном) праве, а метод координации в частном (гражданском) праве, в остальных отраслях права эти первичные методы выступают в различных вариациях.
В экологическом праве с учетом специфики предмета правового регулирования, для упорядочения общественных отношений по охране жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей среды, защиты их от природных и антропогенных аварий и катастроф, применяется императивный метод, который выражается в закреплении правовыми нормами безусловных, неукоснительных к исполнению запретов и обязываний. Например, в соответствии с ч.2 ст.90 Закона ООС запрещено самовольное изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь из среды их обитания и произрастания, а на основании ст.63 этого же нормативного акта юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения обязаны проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, болот, животного и растительного мира.
Императивные метод правового регулирования может применяться ограниченно, например, при реализации экологических прав гражданами и юридических лиц.
Кроме метода правового регулирования: «В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования. Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным» [с. 263–264][5].
В экологическом праве с учетом того, что оно относится к публично-правовым отраслям права и того, что оно выполняет регулятивно-охранительные функции применяется разрешительный тип правового регулирования.
4. Принципы экологического права
Любой самостоятельной правовой отрасли, в том числе и экологическому праву, присущи свои принципы. Термин «принцип» происходит от латинского слова principium - основа, первоначало, руководящая идея и в экологическом праве обозначает основные руководящие начала, в которых в сжатом, концентрированном виде выражена его сущность, сформулированы главные свойства и особенности и отражена социальная направленность. Принципы являются теми установочными, базовыми категориями, экологического права, которые составляют его основу. Они относятся к юридическим категориям очень высокого уровня обобщения. Поэтому принципы могут выполнить свою регулятивную функцию (действовать) конкретизировавшись в определенных правовых нормах.
Принципы – это положения действующего, сегодняшнего права. Поэтому их наличие, отсутствие, число и другие характеристики в немалой степени зависят от развитости соответствующей отрасли законодательства. Их количество, содержание и другие показатели не являются постоянными, они меняются с принятием новых нормативных правовых актов. Принцип может быть сформулирован как одной, так и несколькими нормами и содержаться в одном или нескольких нормативных правовых актах.
Впервые основные принципы охраны окружающей среды были закреплены отдельной ст. 2 под названием основные принципы охраны окружающей среды в законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды». Ныне действующий расширенный их перечень изложен в ст. 4 новой редакции этого Закона от 17 июля 2023 г. № 294-З
При этом наряду с принципами охраны окружающей среды в указанной новелле содержатся положения об использовании природных ресурсов, функции органов государственного управления и меры по обеспечению деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, экологические права граждан и их объединений и ряд других положений, что подчеркивает комплексность экологического права. Однако, принципы экологического права должны быть более емкими и менее многочисленными.
Необходимость установления принципов экологического права обусловлена тем, что они имеют большое научное и практическое значение. Их теоретическая ценность заключается в том, что при обнаружении пробелов в законодательстве на основе принципов конструируются правовые нормы и институты, направленные на ликвидацию существующих лакун. Практическую важность принципов можно определить по нескольким направлениям, во-первых, при коллизии нормы права с принципом, должно быть применено основное начало, а не конкретное правило поведения, во-вторых, при рассмотрении дела, в случае отсутствия необходимой нормы, суд, используя основные начала (т.е. принципы) экологического права должен вывести определенную норму и разрешить спор по существу.
Таким образом, экологическое право, как комплексная правовая отрасль содержит общеправовые и отраслевые принципы. Последние, в свою очередь подразделяются на принципы присущие его общей и особенной части.
Общеправовые принципы изложены в Конституции Республики Беларусь. К ним относятся следующие установочные начала: народовластия, гуманизма, социальной справедливости, законности, равноправия всех форм собственности на природные ресурсы и др.
Отраслевые принципы экологического права направлены на научно обоснованное, оптимальное сочетание частных экономических потребностей природопользователей и иных лиц, заключающийся в получении максимальной прибыли с минимальными затратами при эксплуатации природных ресурсов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности, и публичных экологических интересов, проявляющихся через заинтересованность всех и каждого в благоприятном состоянии окружающей среды. Принципы экологического права сформулированы на основе приоритетов и гарантий. Приоритеты предоставляют преимущества в отношении природоохранных мероприятий перед природопользованием и осуществлением хозяйственной и иной деятельности, а гарантии направлены на создание дополнительных и новых условий (обстоятельств), способствующих более полной реализации экологических прав.
Регулирование отношений в области охраны окружающей среды основывается на следующих основных принципах:
обеспечение права физических лиц на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
обеспечение качества окружающей среды, благоприятного для жизни и здоровья физических лиц;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов физических лиц, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
охрана, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению причинения вреда окружающей среде;
государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования;
платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
экономическое стимулирование рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
экономическое стимулирование низкоуглеродной экономики;
независимость контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, биологического разнообразия, результатов экономической оценки экосистемных услуг при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;
оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности в отношении объектов, для которых в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду такая оценка является обязательной;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
установление требований в области охраны окружающей среды к юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим или планирующим осуществлять хозяйственную и иную деятельность;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
снижение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
экосистемный подход как комплексный подход в целях сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем;
гласность в работе государственных органов, иных государственных организаций, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечение права юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, доступа к полной, достоверной и своевременной экологической информации;
недопущение совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и функций природопользования;
финансирование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к вредному воздействию на окружающую среду, мер по предотвращению и (или) уменьшению вредного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, если иное не установлено законодательными актами;
ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
просвещение в области охраны окружающей среды и природопользования, формирование экологической культуры;
международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
Характеризуя принципы экологического права российский ученый белорусского происхождения М.М. Бринчук считает их ориентирами развития экологического законодательства и права, которые призваны послужить эффективным средством как преодоления экологического и цивилизационного кризисов, так и основой выстраивания в обществе цивилизованных отношений по поводу природы в будущем [1–208][6].
5. Система отрасли экологического права
Под системой в философии понимается целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Содержание экологического права составляют его нормы – установленные либо санкционированные государством правила, определяющие порядок охраны и защиты окружающей среды. Кроме норм, элементами экологического права выступают институты и сама отрасль экологического права как элемент системы национального права.
Под системой экологического права понимается объединение правовых норм, регламентирующих порядок охраны и защиты окружающей среды в институты и отрасль экологического права и распределение их по общей, особенной и специальной части этой отрасли.
Общая часть экологического права включает нормы и институты:
терминов экологического права и их определений;
права собственности на компоненты природной среды – природные и природно-антропогенные объекты, природные и природно-территориальные комплексы;
охраны и защиты окружающей среды, в том числе способы, формы, виды;
экологических прав и интересов граждан и юридических лиц, включая права на жизнь и здоровье, экологическую информацию, экологическую безопасность, благоприятную окружающую среду, возмещение вреда нарушением этого права, сохранность имущества физических и юридических лиц от негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, природных и антропогенных аварий и катастроф;
а также по оптимизации процессов охраны и защиты окружающей среды в виде институтов государственного управления, организационного и экономического обеспечения этой деятельности, юридической ответственности за нарушение требований экологического законодательства.
Особенная часть экологического права состоит из норм и институтов, регулирующих порядок правовой охраны и защиты:
1) компонентов окружающей природной среды – однородных природных объектов и их отдельных элементов – земель, включая почвы; недр; вод; атмосферного воздуха, озонового слоя; лесов; растительного и животного мира, микроорганизмов и природных явлений – климата, а также природных комплексов в составе: естественных экологических систем, природных ландшафтов и биотопов;
2) природно-территориальных комплексов к которым относятся особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, а также особо охраняемых природных объектов – животных и растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь;
3) окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности;
4) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правового режима экологически неблагополучных территорий;
Специальная часть экологического права включает вопросы правового регулирования международно-правового сотрудничества в области изучения, освоения и охраны окружающей среды. Оно включает международное экологическое (эвайроментальное) право,которое регулирует общественные отношения в области: охраны окружающей среды отходами, а также охраны атмосферного воздуха и озонового слоя, климата, диких флоры и фауны.
6. Экологическая функция государства и права
а) экологическая функция государства
Рост населения, урбанизация, появление более совершенных машин и механизмов во второй половине XX в., вызванные научно-технической революцией, привели к тому, что природа, представляющая естественную среду обитания для людей, как существ биологических, оказалась на грани уничтожения. Эти негативные процессы обусловили появление, наряду с традиционными: внешними (военной, дипломатической и иными), и внутренними (политической, экономической, социальной, культурной и др.) основными направлениями деятельности государства, новой экологической функции. Содержание указанной функции составляют государственное регулирование и управление в области охраны окружающей среды, рационального, комплексного и устойчивого использования природных ресурсов и обеспечение экологических прав граждан и их объединений [c. 68][7].
Основными направлениями экологически обусловленной деятельности Беларуси на международной арене и внутри государства являются достижение экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития в интересах настоящего и будущего поколений. в «Основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь», утв. законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г.; «Концепции национальной безопасности», в части экологической безопасности, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010г. № 575; «Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2022 г. № 161.
б) экологическая функция права
Как справедливо отмечается в юридической литературе: «С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная) [с. 181][8].
Экологическая функция права состоит в нормативном регулировании общественных отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов с целью обеспечения экологической политики государства выраженной в его экологической функции. Ее социальная ценность заключается в том, что это придает указанным отношениям организованность, устойчивость, согласованность и обеспечивает их подконтрольность.
Создание и совершенствование эколого-правовых норм – одна из сторон проявления экологической функции права. Другая, не менее важная ее сторона выражается в материализации эколого-правовых предписаний. Она заключается в реализации права через правоотношения.
7. Отличие экологического права от других правовых отраслей
а) соотношение экологического права с гражданским правом
Согласно ст. 1 ГК к экологическим отношениям может применяться гражданское законодательство если они являются имущественными либо личными неимущественными и не урегулированы специальным законодательством. В частности, в соответствии со ст. 15 Закона ООС право на благоприятную окружающую среду принадлежит физическому лицу от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом моральный вред, причиненный физическому лицу нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, п.1 ст. 110 Закона ООС установлено, что вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства в результате воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим, в соответствии с гражданским законодательством.
Помимо изложенного нормы экологического и гражданского права образуют комплексные институты права собственности на природные ресурсы, по обращению с отходами, в области выпуска экологических товаров, выполнения экологических работ и оказания экологических услуг.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на основании возмездных, выдаваемых в административном порядке комплексных природоохранных разрешений, однако, как показывает опыт зарубежных стран она может осуществляться и в гражданско-правовой форме, путем заключения между государственными органами и субъектами хозяйствования публично-правовых экологических договоров.
б) отличие экологического права от административного права
Разграничение экологического права с административным правом состоит в том, что предметом правового регулирования административного права выступают управленческие отношения, которые классифицируются по сферам и отраслям хозяйственной и других видов деятельности, т.е. по отраслевому признаку. Общественные отношения, возникающие в области государственного управления в области охраны и защиты окружающей среды, составляют лишь часть, из регулируемых экологическим правом общественных отношений. Рассматриваются в качестве факультативного предмета правового регулирования экологического права. Классифицируются не по отраслевому, а по функциональному признаку, т.е. не по отраслям хозяйственной и иной деятельности, а применительно к процессам охраны и защиты окружающей среды и ее составляющих, безотносительно от видов такой деятельности
Кроме того, они производятся не только в отношении подведомственных организаций, а применительно ко всем субъектам хозяйственной и иной деятельности оказывающим воздействие на окружающую среду.
В административно-правовой форме, осуществляются планирование охраны окружающей среды, государственный экологический контроль, мониторинг окружающей среды, путем издания индивидуальных правовых актов – решений, выдаются комплексные природоохранные разрешения, производится привлечение к административной ответственности виновных в совершении экологических правонарушений.
в) разграничение экологического и природоресурсного права
Со средины 90-х годов XX годов и до недавнего времени на доктринальном уровне в качестве самостоятельных отраслей права признавались экологическое право, которым регламентировались общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и земельное право, им регулировались социальные связи в сфере использования и охраны земель. Однако, сейчас теоретические воззрения изменились, что нашло отражение в перечне преподаваемых дисциплин на юридических факультетах ВУЗов. Экологическое право было разделено на две самостоятельные отрасли – природоресурсное право, с поглощением им земельного права, которым регулируются общественные отношения в области рационального (устойчивого) использования природных ресурсов (природопользования) и защиты прав природопользователей, и природоохранное (экологическое) право, предназначенное для регламентации общественных отношений в области охраны и защиты окружающей природной среды, и обеспечения экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.
Сближает природоресурсное и экологическое право то, что они являются комплексными отраслями права (комплексными правовыми образованиями [с. 9][9]) и регламентируют две взаимообусловленные сферы человеческой деятельности, общественные отношения, возникающие в области природопользования, а также охраны, защиты природной среды. Однако между ними имеются и существенные отличия.
Как справедливо отмечает профессор Разгельдеев Н.Т. природоресурсному праву свойственно следующее [c. 29–35][10]:
Правовые нормы, регулирующие поведение, деятельность людей в отношениях владения, использования (эксплуатации), распоряжения природными ресурсами объектов природы, однозначны по своему предмету, объекту правового регулирования, объекту охраны, методам правового регулирования и складываются в органически целостное образование – природно-ресурсное право.
Правовые нормы, выражающие особенную правовую природу, способ и характер деятельности в отношениях по охране окружающей среды, имея иной предмет и методы объективно формируются в экологическое (природоохранительное) право.
В основе природно-ресурсных отношений лежит первоначальный доход, и рентные отношения выступают здесь экономическим фактом.
Наоборот, на сохранение качественного состояния объектов охраны окружающей среды следует направлять значительные средства, которые производятся в виде фиксированных затрат из всех видов общественной деятельности, а не только от природопользования.
Центральным институтом в прородно-ресурсных отношениях выступают отношения собственности по поводу присвоения и эксплуатации природы. Его юридическим выражением является право на природные ресурсы. В экологических правоотношениях центральным институтом выступают отношения по сохранению, восстановлению необходимого для жизни качества окружающей среды, юридическим выражением которого является право на благоприятную окружающую среду.
Объект природно-ресурсного правоотношения – природные ресурсы как источники первоначальной стоимости и прибыли. Отсюда и объект правовой охраны в природно-ресурсном праве – право собственности на природные ресурсы и права природопользователей. Объектом природоохранительных правоотношений являются природные тела в экологических связях, необходимое качество окружающей среды, обуславливающее общественные затраты. Объектом правовой охраны в экологическим праве, выступают элементы природы и качество окружающей среды.
г)Терминологические особенности
Вместо громоздких, плохо запоминающихся и труднопроизносимых наименований отраслей законодательства таких как: законодательство об охране окружающей среды и рациональном (устойчивом) использовании природных ресурсов; об охране и использовании земель; об охране и использовании вод; об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов; об охране и использовании недр; об охране и использовании животного мира; об охране и использовании растительного мира и т.п. данном пособии используются более благозвучные и ставшими общеупотребительными в юридической литературе названия этих отраслей законодательства: экологическое и природоресурсное законодательство; земельное, горное, водное, лесное, законодательство о растительном и животном мире, законодательство о микроорганизмах и т.п.
[1] Кашанина, Т.В. Корпоративное право : право хозяйственных товариществ и обществ. Учебник для вузов / Т. В. Кашанина. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 815 с.
[2] Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов / В.В. Петров. – М. : Бек, 1995. – 557 с.
[3] Балашенко, С.А. Экологическое право : учебник / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – 2-е изд., перераб. – Минск : Вышэйшая школа, 2021. – 339 с.
[4] Бринчук, М.М. Экологическое право : Учебник М.М. Бринчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – 670 с.
[5] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М. ИНФРА-М–НОРМА, 1997. – 570 с.
[6] Бринчук, М.М. Принцмпы экологического права / М.М. Бринчук. – М. : Юрлитинформ, 2013. – 208 с.
[7] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
[8] Черданцев, А.Ф. Теория государства и права : Учебник для вузов / А.Ф. Черданцкв. – М. : Юрайт, 1999. – 432 с.
[9] Макарова, Т.И. Экологическое право : курс интенсивной подготовки // Т.И. Макарова, В.Е. Лизгаро. – Минск : Тетралит, 2015. – 304 с.
[10] Разгельдеев, Н.Т. К вопросу о правовой природе экологического и природно-ресурсного права / Н.Т. Разгельдеев // вест. Воволгогр. Гос. Ун-та. Сер.5, Юриспруд. – 2014. – № 2 (23). – С. 29–35.