Тема 6
ПРАВО НЕГАТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.Понятие и виды права негативного природопользования
2.Цель, принципы, содержание, формы, способы и виды негативного природопользования
3. Содержание права и отношений негативного природопользования
4.Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования
5.Комплексные природоохранные разрешения
6.Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду
7.Наилучшие доступные технические методы
1.Понятие и виды права негативного природопользования
Потребление естественно-природных форм свойственно всем живым организмам, в том числе и человеку, как биосоциальному существу. По отношению к нему с экономической точки зрения природа выступает в качестве средства производства либо пространственного базиса при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, с экологической, – в качестве резервуара, пространства для размещения газообразных, жидких, твердых отходов, физических воздействий, как побочных результатов производства и потребления, и естественной средой проживания.
Складывающиеся по поводу указанных процессов социальные связи регламентируются соответственно природоресурсным и эколгическим правом. При этом, природоресурсным правом регулируются общественные отношения возникающие в области использования природных ресурсов и охраны права пользования, а экологическим – общественные отношения складывающиеся по поводу охраны и защиты окружающей среды.
Согласно ст.1 Закона ООС под природопользованием понимается хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы, и оказывается воздействие на окружающую среду. Следовательно, природопользование осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с эксплуатацией природных ресурсов для получения выгоды дохода, прибыли, достижения социального эффекта, второе является побочным результатом осуществления хозяйственной и иной деятельности, и заключается во вредном воздействии на окружающую среду. В.П. Балезин справедливо определил их как право позитивного и право негативного природопользования [с.39–69][1]. Это положение в последствие получило развитие в некоторых российских учебниках по экологическому праву: «По способам воздействия на природную среду разделяют, во-первых, позитивное природопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности» [с.137][2].
Анализ действующего экологического законодательства позволяет сделать вывод, что понятие «право природопользования» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, для обозначения объективного и субъективного права негативного природопользования, во-вторых, для названия видов пользования: общее и специальное; в-третьих, для наименования титулов (юридических оснований) правомерного негативного природопользования – постоянного и временного пользования.
В объективном понимании – это институт экологического права, который представляет собой совокупность норм, регулирующих и закрепляющих цель, принципы и правомочия потенциальных природопользователей и одновременно круг предполагаемых объектов пользования. Кроме того, он содержит субинституты общего и специального, постоянного и временного природопользования.
Как субъективное право означает закрепленную в законодательстве и этим гарантированную государством возможность на осуществление негативного воздействия на окружающую среду, гипотетические права и обязанности не персонифицированных субъектов, которые они могут реализовать, вступив в соответствии с законодательством в конкретное правоотношение.
Признаки права общего и специального природопользования, применительно к негативному природопользованию фрагментарно закреплены в ст. 29 Закона ООС, да и то с оговоркой, за исключением случаев предусмотренных законодательством, согласно которой в самых общих чертах гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без разрешений, а специальное природопользование в процессе хозяйственной и иной деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям за плату, на основании решений государственных органов, комплексного природоохранного разрешения, иных разрешений и лицензий.
В рассматриваемой статье разграничение права общего и права специального негативного природопользования проведено по лицам (граждане и субъекты хозяйствования) и целям пользования – личные и экономические.
В Республике Беларусь на праве общего негативного природопользования граждане могут в установленных законодательством пределах: использовать печное отопление, разжигать костры в не запрещенных местах, согласно п. 2.3 ст. 30 ВК производить сброс сточных вод в окружающую среду, громко слушать музыку и т.п. При этом ограничения для них установлены только на осуществление некоторых видов деятельности. Так, п. 7 Типовых правил распорядка садоводческих товариществ, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 846 определено, что члены товарищества на своем земельном участке вправе пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других членов товарищества. С 19 до 9 часов не должны совершаться действия, создающие на территории товарищества вибрацию и шум, в том числе посредством выполнения строительно-монтажных, бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, выполнения покоса травы, эксплуатации звуковоспроизводящей аппаратуры, игры на музыкальных инструментах, применения пиротехнических средств и других действий с повышенным уровнем шума.
В отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, право общего негативного природопользования установлено для бюджетных организаций и в случае осуществления ими деятельности оказывающей ограниченное воздействие на окружающую среду. В частности согласно ст. 205 Особенной части НК объектами налогообложения экологическим налогом не признаются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год; сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков; хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов; захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
Поэтому право общего негативного природопользования можно охарактеризовать как установленный экологическим законодательством порядок безвозмездного размещения в окружающей среде физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями ограниченного количества выбросов, сбросов и отходов, а также физическое воздействие на нее в пределах установленных нормативов.
Негативное воздействие на окружающую среду на праве специального природопользования производится за плату, в соответствии с комплексными природоохранными разрешениями и лицензиями, которые являются разрешительными документами, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в водные объекты, хранение и захоронение отходов производства на период от 5 до 10 лет, либо удостоверяют бессрочное право на осуществление экологически опасной деятельности.
Следовательно, право специального негативного природопользования осуществляется индивидуальными предпринимателями и организациями на основании комплексного природоохранного разрешения, лицензии является срочным либо бессрочным, возмездным, производится без предоставления обособленного природного ресурса в пользование, осуществляется в месте нахождения источника вредного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, Профессор В.В. Петров к праву общего пользования справедливо относил возможность граждан пользоваться чистой, здоровой окружающей средой [22, с. 92][3]. Обращает на себя внимание то, что право на благоприятную окружающую среду в п. 1 ст. 15 Закона ООС сформулировано под влиянием естественноправовых воззрений римских юристов, так как оно определено как принадлежащее гражданину от рождения личное неимущественное право. В частности, Ульпиан писал: «Естественное право (jus naturalе) – это то, которому природа научала все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам» [23, с.157][4].
Анализ ст. 14 м 15 Закона ООС позволяет более подробно установить особенности права на благоприятную окружающую среду как разновидности права общего природопользования. Содержание понятия благоприятной окружающей среды раскрыто в ст. 1 Закона ООС – это среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Думается, что основными признаками права на благоприятную окружающую среду являются: то, что оно закреплено и осуществляется на основании Закона; производится в месте нахождения гражданина одновременно в отношении всех природных ресурсов для удовлетворения его личных экологическихпотребностей и бесплатно; не требует предоставления обособленного природного ресурса и получения специального разрешения; является естественным, прирожденным, неотчуждаемым правом. Носит публичноправовой характер, так как установлено в интересах всех и каждого.
2. Цель, принципы, содержание, формы, способы и виды негативного природопользования
Под целью понимается конечный результат какой-либо деятельности. Определение цели негативного природопользования позволяет ответить на вопрос для чего оно осуществляется и сформулировать основные принципы этого вида деятельности.
Целью негативного природопользования является эксплуатация полезных свойств и качеств природных ресурсов в форме: удовлетворения экономических и иных потребностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде размещения в окружающей среде выбросов, сбросов и отходов, а также физических воздействий на нее как побочных результатов хозяйственной и иной деятельности, так как пока еще отсутствуют полностью безотходные технологии.
В процессе осуществления негативного природопользования природные ресурсы эксплуатируются следующим образом: земельные ресурсы в качестве территории для сброса сточных вод и складирования твердых отходов; ресурсы недр для сброса сточных вод и складирования отходов; водные ресурсы в виде емкости для сброса сточных вод; атмосфера – в виде пространства для размещения выбросов газообразных веществ; леса и растительный мир в качестве поглотителя углекислого газа, пыли, шумов; животный мир и микроорганизмы в качестве естественных переработчиков вредных отходов производства и потребления. Например, выявлены микроорганизмы, поедающие пластик, нефть, бумагу и т.п.
Целевое негативное природопользование осуществляется для оптимизации процесса природопользования и охраны окружающей среды. Правовое положение, вид, способ пользования природным ресурсом устанавливаются в соответствии с его естественноприродными свойствами и качествами. В экономическом плане способствует наиболее полной отдаче, в экологическом – наилучшему сохранению. Субъекты хозяйствования могут осуществлять только те виды негативного природопользования и в тех объемах, а также те виды деятельности, которые им прямо указаны в разрешительных документах.
Общие принципы при осуществлении негативного природопользования изложены в ст. 4 Закона ООС и совпадают с принципами экологического права. Специальные принципы – закреплены в природоресурсных Кодексах и Законах и направлены на охрану отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, растительного и животного мира и микроорганизмов.
По срокам пользования на постоянное (бессрочное) и временное (срочное). Общее негативное природопользование, является постоянным, так как производятся без заранее установленного срока. Специальное негативное природопользование, осуществляемое на основании комплексного природоохранного разрешения или лицензии, может быть, как постоянным, так и срочным.
Специальное негативное природопользование, осуществляемое на основании лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, является бессрочным, а производимое на основании комплексного природоохранного разрешения, или лицензии на деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения относятся к временному природопользованию, так как КПР выдается на срок от 5 до 10 лет, а лицензия на срок до 10 лет.
Формы природопользования. Негативное специальное природопользование может осуществляться в договорной и недоговорной формах, которые отражают способ правового оформления и установления конкретного содержания права природопользования. Договорная форма связана с заключение публично-правового либо гражданско-правового экологического соглашения между равноправными участниками отношений негативного природопользования. Недоговорная форма заключается в выдаче специального разрешения (лицензии), в которых находит закрепление односторонняя воля принявшего его органа.
Экологические договоры на право осуществления негативного природопользования пока широкого распространения не получили. Их заключение предусмотрено на международном уровне Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. путем продажи государствами неиспользованных квот на размещение в окружающей природной среде парниковых газов.
Тем не менее, в публикациях российских авторов отмечается, что такие договоры могут совершаться и на внутригосударственном уровне между субъектами хозяйствования, в виде сделок с сертификатами на эмиссию парниковых газов, которые могут одновременно выполнять две функции: во-первых, позволят определить рыночную стоимость загрязнения окружающей среды, во-вторых, причинители экологического вреда получат возможность самостоятельно выбрать путь своего развития: инвестирование в очистные системы и продажа неиспользованных сертификатов на эмиссии или их покупка [с.44–45][5].
Преимущества договора перед индивидуально-правовым актом заключаются в следующем. При издании административного акта выстраиваются отношения субординации, учитывающие в основном интересы органа госуправления, а при заключении договора – отношения координации, в которых взаимоувязывается воля обеих сторон. Акт может быть отменен издавшим его органом, а расторжение договора производится независимым судом.
3. Содержание права и отношений негативного природопользования
Содержание права специального негативного природопользования включает правомочия пользователя на осуществление действий, указанных в специальном комплексном природоохранном разрешении или лицензии. Однако в отличие от права специального позитивного природопользования где использование природного ресурса является не только правомочием, но и обязанностью природопользователя (например, не использование земельного участка физическим лицом в течение 1 года, а индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом в течение 6 месяцев с момента его предоставления является земельным правонарушением и влечет за собой принудительное прекращение права землепользования), право специального негативного природопрользования является только правомочием, но не обязанностью, в силу того, что государство и общество заинтересованы в уменьшении вредного воздействия на окружающую природную среду. Поэтому природопользователь может осуществлять его в меньших объемах чем ему дозволено в специальном разрешении или лицензии и это не повлечет для него никаких отрицательных последствий. Наоборот, применение малоотходных и безотходных технологий, способствующих уменьшению вредного воздействия на окружающую среду, только приветствуется и поощряется государством.
При этом лица, осуществляющие специальное негативное природопользование должны: осуществлять только те виды природопользования, которые им указаны в комплексном природоохранном разрешении либо лицензии: не превышать установленные объемы выбросов, сбросов образования отходов либо уровней физических воздействий на окружающую природную среду, установленных в специальном разрешении, лицензии либо законодательством; своевременно платить экологические налоги; в ходе осуществления негативного природопользования не причинять вреда природной окружающей среде и ее компонентам, жизни и здоровью граждан, имуществу физических, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства.
4. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования
В основании возникновения, изменения и прекращения права негативного природопользования находятся юридические факты либо их совокупности – юридические составы.
Основанием для возникновения, изменения и прекращения права общего негативного приодопользования является издание соответствующего нормативного правового акта, внесение в него изменений и дополнений, либо прекращение его действия в связи с отменой и совершения соответствующих фактических действий природопользователем.
Основанием возникновения права специального негативного природопользования является, как правило, сложный юридический состав включающий: заявление заинтересованного лица, решение соответствующего органа государственного управления и выдача разрешения или лицензии.
Право негативного природопользования может быть изменено путем увеличения либо уменьшения его объема. Более широкий круг правомочий субъекты хозяйствования могут приобрести с момента расширения их правомочий по негативному воздействию на окружающую среду с целью активизации экономической деятельности. Сужают его ограничения и запреты, вводимые с целью обеспечения государственных и общественных потребностей, других социально-значимых интересов. В частности, законодательством предусмотрена процедура по внесению изменений и дополнений в комплексные природоохранные разрешения и лицензии направленная на уменьшение либо увеличение объемов вредных воздействий на окружающую среду.
Основание прекращения права негативного природопользования составляют юридические деяния и события. Деяния со стороны природопользователей могут быть правомерными и неправомерными в виде правонарушений. К правомерным деяниям относятся минование надобности в специальном негативном природопользовании или добровольный отказ от него; истечение срока комплексного природоохранного разрешения либо лицензии; ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право специального негативного природопользования. К неправомерным деяниям принадлежит причинение вреда природной окружающей среде и ее компонентам, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, в результате осуществления специального негативного природопользования.
События в отличие от деяний происходят помимо воли природопользователя. Это может быть результат природной либо техногенной аварии или катастрофы, как следствие объявление зоны экологического риска, кризиса либо бедствия и введение на ее территории запрета на осуществление определенного вида хозяйственной и ной деятельности.
5.Комплексные природоохранные разрешения
Согласно ст. 30 Закона ООС юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к которым относятся объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением или неразрывно связанные физически либо технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (п. 21ст.1 Закона ООС), только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны либо вправе получать комплексные природоохранные разрешения, а также перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, определяются указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. N 528 «О комплексных природоохранных разрешениях» (далее – Указ № 528)
В комплексном природоохранном разрешении с учетом возможного внедрения наилучших доступных технических методов устанавливаются:
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду;
мероприятия по внедрению наилучших доступных технических методов, рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, в том числе требования по выводу объектов из эксплуатации.
Осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или нарушением условий осуществления хозяйственной и иной деятельности в части оказания воздействия на окружающую среду, установленных в комплексных природоохранных разрешениях, запрещается.
Действие комплексного природоохранного разрешения может быть прекращено полностью либо по указанным в нем одному или нескольким объектам воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, при осуществлении деятельности с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, установленных в таких разрешениях.
Комплексные природоохранные разрешения выдаются в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Указ № 528 разработан в целях совершенствования условий осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь и гармонизации национального законодательства с законодательством стран ЕАЭС и СНГ. Система комплексных природоохранных разрешений действует в странах Европейского Союза с 1996 года. Комплексные природоохранные разрешения внедрены в Республике Казахстан и в Российской Федерации.
В соответствии с действующими актами законодательства в Республике Беларусь сформирована система природоохранных разрешений, которая включает в себя разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов производства (далее – природоохранные разрешения), которые выдаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Выдача каждого из разрешений является самостоятельной административной процедурой, при этом, при принятии решений о выдаче природопользователю природоохранных разрешений не учитывается комплексное воздействие объектов, на которых природопользователем осуществляется хозяйственная и иная деятельность на все компоненты природной среды. Это снижает эффективность деятельности по предотвращению либо уменьшению загрязнения (засорения) окружающей среды.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающим нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Внедрение комплексных природоохранных разрешений сокращает временные и финансовые затраты природопользователей на подготовку и согласование природоохранных разрешений, сокращает количество административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении отдельных групп природопользователей.
Внедрение комплексных природоохранных разрешений позволяет:
более эффективное природоохранное регулирование, стимулирующее уменьшение загрязнения и засорения окружающей среды;
увеличение ресурсной эффективности промышленного производства, ведущей к большей конкурентоспособности ключевых промышленных отраслей страны;
улучшение инвестиционного климата для иностранных и отечественных субъектов хозяйствования как результат оптимизации административных процедур по выдаче природоохранных разрешений и гармонизации национального законодательства в данной области с нормами ЕАЭС, СНГ и ЕС.
Процедура выдачи комплексных природоохранных разрешений определена положением о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528»
Выдача комплексных природоохранных разрешений, внесение в них изменений и или дополнений, продление срока и прекращение их действия, выдача дубликатов комплексных природоохранных разрешений осуществляются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – орган выдачи разрешений) по месту государственной регистрации природопользователя. Комплексное природоохранное разрешение выдается на срок, указанный природопользователем в заявлении о выдаче комплексного природоохранного разрешения от 5 до 10 лет.
Административное решение, принятое органом выдачи разрешений может быть обжаловано в порядке, предусмотренном в
Для получения комплексного природоохранного разрешения природопользователь либо лицо, им уполномоченное, подает в орган выдачи разрешений заявление на бумажном и (или) электронном носителях и иные документы предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Комплексные природоохранные разрешения регистрируются органом выдачи разрешений в журнале учета комплексных природоохранных разрешений. Регистрационный номер сохраняется за природопользователем в процессе всего периода осуществления им деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Минприроды и его территориальные органы: осуществляют контроль за соблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и условий осуществления природопользования, установленных в комплексных природоохранных разрешениях. При этом вправе в установленном порядке приостанавливать полностью или частично до устранения выявленного нарушения работу отдельных производств, цехов или объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и условий осуществления природопользования, установленных в комплексных природоохранных разрешениях.
Действие комплексного природоохранного разрешения прекращается по решению суда либо органа выдачи разрешений в случаях: выдачи нового комплексного природоохранного разрешения; прекращении деятельности или ликвидации природопользователя; неполучении природопользователем комплексного природоохранного разрешения в течение 6 месяцев со дня принятия решения о его выдаче или внесении в него изменений или дополнений либо продления срока его действия; выявлении факта представления недостоверных сведений, на основании которых выдано комплексное природоохранное разрешение, внесены в него изменения или дополнения, продлен срок его действия.
6. Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду
Лице́нзия (от лат. liсentia «право») — разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.
Лицензирование осуществляется в отношении хозяйственной и иных видов деятельности представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, либо связанных с высоким риском нарушения государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан или представляющих повышенную опасность для окружающей среды.
Разрешительная система заключается в выдаче лицензий с последующим надзором за соблюдением правил и условий, указанных в них. Экологическое лицензирование следует отличать от комплексной предпринимательской лицензии. Первое осуществляется органами государственного управления. Его суть состоит в выдаче за плату на установленный период времени специальных разрешений на осуществление определенных видов деятельности в административном порядке. Второе, выражается в заключение договора франчайзинга равноправными сторонами направленного на передачу в возмездное пользование комплекса исключительных прав – фирменного наименования, охраняемой коммерческой информации, товарного знака, знака обслуживания и т.п.
Основы лицензирования в области охраны окружающей среды сформулированы в ст.17 Закона ООС, где установлено, что оно осуществляется специально уполномоченными органами государственного управления в соответствии с законодательством о лицензировании.
Порядок лицензирования и выдачи лицензий под которой понимается право на осуществление определенного вида деятельности определен законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон «О лицензировании»).
В соответствии со ст. 2 указанного Закона лицензированию подлежит деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами), и деятельность, в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения которые осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан и окружающей среды.
В частности, экологическому лицензированию подлежат:
деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, в том числе
операции с озоноразрушающими веществами;
использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. (Глава 22 ст. 146–153 Закона «О лицензировании»)
Долицензионными требованиями при операциях с озоноразрушающими веществами являются:
наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
обоснование целей и объемов применения озоноразрушающих веществ.
Долицензионными требованиями при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов являются:
наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе оборудования, обеспечивающего снижение вредного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, и введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию;
соответствие определенной технологическим регламентом технологии использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов требованиям экологического законодательства, а также законодательства о техническом нормировании и стандартизации.
Лицензионными требованиями при операциях с озоноразрушающими веществами являются:
наличие на праве собственности или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ или оказание услуг, связанных с операциями с озоноразрушающими веществами;
наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с операциями с озоноразрушающими веществами;
ведение учета озоноразрушающих веществ и осуществление ведомственной отчетности о результатах такого учета;
соблюдение указанных в ЕРЛ: мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ; перечня разрешенных операций с озоноразрушающими веществами; перечня разрешенных озоноразрушающих веществ, целей и объемов их применения.
Лицензионными требованиями при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов являются:
наличие на праве собственности или ином законном основании и использование введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе оборудования, обеспечивающего снижение вредного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;
наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;
наличие регистрации объектов по использованию отходов 1–3 классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, учета объектов обезвреживания, захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
проведение локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов;
наличие сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия или разложения, для объектов захоронения коммунальных отходов;
соблюдение указанных в ЕРЛ: перечня разрешенных к использованию отходов 1–3 классов опасности; перечня обезвреживаемых отходов; технологии использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов.
деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения. Порядок выдачи лицензий на осуществление указанного вида деятельности установлен «Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения», утв. указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. № 137 «О регулировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения», разработанном в соответствии с законом Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. № 426-З «Об использовании атомной энергии» и законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности».
Под лицензированием деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения понимается комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в них изменений, продлением сроков, приостановлением, возобновлением, прекращением действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами требований законодательства о лицензировании и лицензионных условий.
Субъектами лицензионной деятельности являются лицензиат и лицензирующий орган. Лицензиатом может быть юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное юридическое лицо или иностранная организация, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие открытое в установленном порядке представительство на территории Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, которым выдана лицензия. Лицензирующий орган – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Долицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:
наличие у состоящих в штате работников (руководителей, специалистов), индивидуального предпринимателя квалификации, соответствующей требованиям законодательства о лицензировании;
прохождение работниками (руководителями, специалистами), индивидуальным предпринимателем, обучения и проверки (оценки) знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности в порядке, установленном МЧС;
наличие в каждом обособленном подразделении соискателя лицензии, в котором планируется осуществление работ и (или) услуг, назначенных из числа работников, не менее двух лиц, ответственных за безопасное выполнение работ и (или) оказание услуг, для которых работа у данного нанимателя не является работой по совместительству;
наличие системы управления в целях безопасности либо системы управления и (или) контроля качества осуществления лицензируемой деятельности;
наличие капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, оборудования, документов, определяющих порядок осуществления работ или услуг, в том числе применяемых методик и технологий, программного обеспечения, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, позволяющих безопасно и качественно осуществлять работы или услуги, а также их прекращение.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:
соблюдение долицензионных требований и условий;
укомплектованность квалифицированным персоналом, подбор и подготовка которого проводятся в соответствии с системой управления в целях безопасности либо системой управления или контроля качества осуществления лицензируемой деятельности;
представление в Госатомнадзор в 10-дневный срок сведений о прекращении трудового договора (контракта) с работником, назначенным ответственным за безопасное выполнение работ или оказание услуг, а также о назначении нового работника на эту должность с приложением копии трудового договора (контракта), приказа о приеме его на работу (назначении на должность служащего), документов, подтверждающих прохождение обучения, проверки (оценки) знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности в порядке, установленном МЧС;
обеспечение эффективного функционирования системы управления в целях безопасности либо системы управления или контроля качества осуществления лицензируемой деятельности в части соблюдения требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также их совершенствование на постоянной основе.
По решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается:
в случаях, грубого нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности или условий лицензии;
при реорганизации лицензиата, если юридическое лицо, иностранная организация, продолжающие осуществление лицензируемой деятельности, не обратились в лицензирующий орган за внесением изменений в лицензию в установленный срок;
на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемой деятельности.
7.Наилучшие доступные технические методы
Согласно ст. 32 Закона ООС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей комплексное воздействие на окружающую среду, должно осуществляться внедрение наилучших доступных технических методов, под которыми понимаются технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг), обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения (п.16 ст. 1 Закона ООС).
Внедрением наилучшего доступного технического метода юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования и реконструкции объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, организации производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг).
Порядок сбора, накопления и распространения информации о наилучших доступных технических методах устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Организационно-методическое сопровождение деятельности по внедрению наилучших доступных технических методов осуществляется Центром по наилучшим доступным техническим методам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.[1] Балезин, В.П. Право природопользования в СССР // Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / В.П. Балезин. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 192 с.
[2] Мисник, Г.А. Экологическое право : учебн. для высш. учебн. заведений / Г.А. Мисник, Н.Н. Мисник, Е.В. Нарежная. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 576 с.
[3] Петров, В.В. Правовая охрана природы в СССР : Учебник / В.В. Петров. – М. : Юрид. лит., 1984. – 384 с.
[4] Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М. : Зарцало, 1997. – 608 с.
[5] Гиряева, В.Н. Торговля сертификатами на эмиссии парниковых газов / В.Н. Гиряева // Экологическое право. – 2004. – № 3 – С. 44–51.