Тема 9
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ И
ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.Понятие правового обеспечения экономического механизма охраны и защиты окружающей среды
2.Финансирование программ и мероприятий по охране и защите окружающей среды
3.Установление платежей за негативное природопользование
4. Экономическая оценка экосистемных услуг
5. Установление мер экономического стимулирования в области охраны и защиты окружающей среды
8. Иные экономические меры, направленным на охрану и защиту окружающей среды
1.Понятие правового обеспечения экономического механизма охраны и защиты окружающей среды
Экономико-правовое обеспечение охраны окружающей среды стало применяться по сравнению с организационно-правовым обеспечением ее охраны и защиты относительно недавно. Его появление связано с переходом от командно-административных к рыночным методам управления экономикой, введением платы за негативное природопользование и выдачи разрешений на его осуществление, установлением льгот по уплате экологического налога и иных преференций, лицам, применяющим технологии, позволяющие снижать негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, экономической оценкой экосистемных услуг и т.п.
Открытый перечень элементов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования сформулирован в главе 9 (ст. 40-46) Закона ООС. Указанный механизм включает следующие элементы:
разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
финансирование программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
установление платежей за природопользование;
экономическая оценка экосистемных услуг;
установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, в том числе с применением наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок;
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;
компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира, компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания;
возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
экологическое страхование;
иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды и рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов.
Представляется, что в указанный механизм законодателем необоснованно включены: разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
Платежи взимаются как за позитивное природопользование в форме земельного налога и налога на добычу природных ресурсов, так и за негативное природопользование в виде экологического налога. Установление платежей за позитивное природопользование относится не к элементам экономического механизма охраны окружающей среды, а к мерам экономического механизма использования природных ресурсов, и поэтому должны быть закреплены в общерегулятивном природоресурсном нормативном акте – Законе «Об использовании природных ресурсов», в несколько иной формулировке: установление платежей за использование природных ресурсов.
Природные ресурсы являются естественным национальным достоянием государства. Поэтому рентные платежи за их использование перечисляются в бюджет, там обезличиваются и расходуются на удовлетворение различных государственных и общественных потребностей. Иное дело, платежи за негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которые перечисляются в бюджет. Охрана и защита окружающей среды, направленные на достижение ее благоприятного состояния, обуславливают чтобы эти денежные средства не обезличивались в бюджете, а сосредотачивались в специальных фондах охраны окружающей среды и тратились на природоохранные мероприятия. Эти средства нельзя расходовать на иных нужды, так как это может привести к недофинансированию природоохранных мероприятий и как следствие к тяжелым экологическим последствиям.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде выходит за рамки экономического механизма охраны окружающей среды, из-за того, что обладает всеми признаками юридической ответственности и осуществляется в порядке возмещения экологического ущерба, и, следовательно, является видом эколого-правовой ответственности, а не экономико-правовой мерой обеспечения охраны и защиты окружающей среды.
Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не связано с деятельностью в области охраны и защиты окружающей среды. Заключается в выплате компенсаций за уменьшение площадей земельных угодий земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда, в результате их перевода в другие категории земель. Относится не к экологическому, а к природоресурсному и хозяйственному праву. Указанные средства перечисляются в республиканский бюджет и могут быть использованы Минсельхозпродом и Минлесхозом на освоение новых земель и не предназначены для охраны и защиты окружающей среды.
К иным, экономическим мерам, направленным на охрану окружающей среды оправданно отнести: занятие экологическим предпринимательством; пожертвования, гуманитарная (благотворительная, спонсорская) помощь; проведение лотереи.
Юридически значимое определение обеспечения экономического механизма охраны и защиты окружающей среды в законодательстве отсутствует. Анализ экологического законодательства, юридической литературы позволяет сделать вывод, что под правовым обеспечением экономического механизма охраны и защиты окружающей среды следует понимать закрепленную в законодательстве систему мер экономического характера, определяющих условия сосредоточения, привлечения и использования денежных и материальных средств на охрану и защиту окружающей среды, установление мер экономического стимулирования в области охраны и защиты окружающей среды, путем установления налоговых и иных льгот субъектам хозяйствования, применяющим наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие технологии и практики, осуществление у них «зеленых» закупок.
Следовательно, экономический механизм охраны окружающей среды представляет собой комплексный институт экологического права, установленный нормами финансового, налогового, предпринимательского, гражданского и экологического права.
Таким образом экономический механизм охраны и защиты окружающей среды может включать перечень следующих элементов:
планирование расходов на охрану и защиту окружающей среды;
финансирование программ и мероприятий по охране и защите окружающей среды;
установление платежей за негативное природопользование;
экономическая оценка экосистемных услуг;
установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, в том числе с применением наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок;
компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира, компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания;
экологическое страхование;
иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды.
2.Финансирование программ и мероприятий по охране и защите окружающей среды
Финансирование программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет:
средств республиканского и местных бюджетов;
средств государственных внебюджетных фондов;
собственных средств юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
кредитов банков;
иных привлекаемых для реализации этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством.
Финансирование мероприятий на охрану и защиту окружающей среды предусматриваются в законах о государственном бюджете на текущий год, которыми определяются объемы поступления платежей, взимаемых в виде экологического налога, иных финансовых поступлений и устанавливаются направления расходов, на проведение мероприятий по охране и защите окружающей среды.
Источниками формирования республиканского и местных бюджетных фондов являются:
платежи за вредное воздействие на окружающую среду;
средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
штрафы за загрязнение окружающей среды и иные нарушения законодательства об охране окружающей среды;
средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных.
За счет добровольных взносов юридических лиц, граждан и иных источников могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.
3.Установление платежей за негативное природопользование
Общее негативное природопользование является бесплатным, а специальное платным.
Платежи за специальное природопользование взимаются в соответствии с законодательными актами в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
К таким платежам относятся экологический налог, платежи за выдачу комплексных природоохранных разрешений, платежи за выдачу лицензий, платежи за получение специальной экологической информации, платежи за прохождение государственной экологической экспертизы и экологической сертификации, утилизационный сбор на транспортные средства и другие платежи.
Экологический налог установлен Главой 21 (ст. 246–253) особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З.
Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели, а за захоронение отходов производства на объектах захоронения таких отходов их собственники.
Плательщиками не признаются бюджетные организации, кроме собственников отходов производства, производящих их захоронение.
Объектами налогообложения экологическим налогом признаются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или суммарные показатели таких загрязняющих веществ, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях; сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений; хранение отходов производства; захоронение отходов производства или использование отходов производства в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения отходов.
Объектами налогообложения экологическим налогом не являются: сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега; сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов; хранение отходов производства на объектах обезвреживания или использования таких отходов, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы; хранение отходов производства в целях накопления их количества, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания или использования; хранение и захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; хранение выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы; захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при их общем объеме 50 и менее тонн в год.
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства, включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц.
Приложениями 7–9 к НК установлены ставки экологического налога к которым могут применяться понижающие коэффициенты:
за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 1 тонну в зависимости от класса опасности (II–1327,27 руб., III–438,77 руб., IV–218,02 руб.);
за сброс сточных вод в окружающую среду за 1 куб метр (в водотоки – 0,17 руб., в водоемы – 0,19 руб., в недра – 10,52 руб.);
за захоронение 1 тонны отходов производства в зависимости от класса опасности (неопасных отходов – 7,83 руб., опасных отходов – III–198,42 руб., IV–98,95 руб.);
за хранение 1 тонны отходов производства в зависимости от класса опасности (неопасных отходов – 1,71 руб., опасных отходов – III–16,89 руб., IV–1,04 руб.)
Внесение платежей за специальное природопользование не освобождает природопользователя от проведения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, иного вредного воздействия на окружающую среду.
4. Экономическая оценка экосистемных услуг
Объектами экономической оценки экосистемных услуг являются естественные экологические системы и выполняемые ими экосистемные услуги, обеспечивающие получение обществом выгод в экологической, экономической и социальной сферах.
Прядок проведения экономической оценки экосистемных услуг определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2024 г. № 123 «Об экономической оценке экосистемных услуг»
Экономическая оценка экосистемной услуги проводится в целях:
оценки состояния экосистемы и ее компонентов;
снижения вредного воздействия на окружающую среду и улучшения ее качества;
эффективного использования финансовых средств с учетом прямых и отдаленных последствий воздействия на экосистемы в ходе реализации государственных программ;
обоснования при разработке мероприятий по получению выгоды в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования экосистем;
подготовки предложений о реализации мероприятий по получению выгоды в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования экосистем;
планирования и осуществления хозяйственной и иной деятельности;
учета стоимостной оценки экосистемных услуг при прогнозе и оценке изменения состояния окружающей среды по объектам, связанным с воздействием на естественные экосистемы, при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Экономическая оценка экосистемной услуги осуществляется юридическими лицами, имеющими свидетельство об аккредитации научной организации и включенными в реестр научных организаций (далее – научная организация).
Экономическая оценка экосистемной услуги проводится по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – заказчик) по договору возмездного оказания услуг.
При проведении экономической оценки экосистемных услуг осуществляются:
оценка экосистемной услуги для экосистемы, которая будет испытывать воздействие при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности (определение экосистемной услуги в случае, если бы планируемая деятельность не была реализована), определение выгод в экологической, экономической и социальной сферах, которые можно получить от предоставленных услуг;
определение перечня мер, которые могут быть предприняты для прогнозирования и предотвращения неблагоприятного воздействия на наиболее значимые экосистемные услуги, а в случаях, когда предотвратить воздействие невозможно, – мер по его минимизации, а также определение остаточных воздействий после применения смягчающих мер;
проведение стоимостной оценки экосистемных услуг – денежное выражение экономической ценности компонентов природной среды, которое проводится по основным продуктам природопользования определенной экосистемы, имеющий рыночную цену, в том числе для лесных экосистем – пиломатериалы, для луговых экосистем – сено луговое либо зерно пшеницы фуражной.
Результаты экономической оценки экосистемной услуги оформляются в виде отчета об экономической оценке экосистемной услуги, который должен содержать следующие разделы:
сведения о целях реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности заказчика;
оценка состояния экосистем и экосистемных услуг для экосистем, которые будут испытывать воздействие от услуг, и выгод в экологической, экономической и социальной сферах, которые заказчик может получить от пользования экосистемой;
стоимостная оценка экосистемной услуги;
выводы по результатам проведения экономической оценки экосистемной услуги для экологической, экономической и социальной сфер.
Для учета результатов экономической оценки экосистемной услуги научная организация ведет реестр экономической оценки экосистемных услуг.
Научные организации, ведущие реестр экономической оценки экосистемных услуг, ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, передают сформированные ими реестры в Минприроды.
Минприроды ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, формирует сводный реестр экономической оценки экосистемных услуг, а также размещает его на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
5. Установление мер экономического стимулирования в области охраны и защиты окружающей среды
Установление мер экономического стимулирования в области охраны и защиты окружающей среды, осуществляется путем установления налоговых и иных льгот, субъектам хозяйствования, применяющим наилучшие доступные технические методы, ресурсосберегающие технологии и практики, а также осуществления у них «зеленых» закупок.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться на основе:
установления Президентом Республики Беларусь или законами льгот отдельным категориям юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, при соблюдении ими режимов охраны и использования ООПТ, природных территорий, подлежащих специальной охране, и рациональном (устойчивом) использовании ими природных ресурсов на территории переходных зон биосферных резерватов, а также при внедрении юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, использовании отходов в качестве вторичных материальных ресурсов и осуществлении иной природоохранной деятельности;
ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и восстановления окружающей среды.
Актами законодательства могут устанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.
«Зеленая» экономика – модель организации экономики в Республике Беларусь, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды (Ст. 1 Закона ООС).
Развитие «зеленой» экономики в Республике Беларусь обеспечивается посредством:
принятия мер по переходу к экономике замкнутого цикла (модель организации экономики, ориентированная на замкнутый материальный цикл ресурсного обеспечения, снижение потребления всех видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и максимальное использование отходов);
внедрения инноваций, направленных на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата;
расширения сферы «зеленого» финансирования (применение форм и инструментов финансирования, используемых в целях развития «зеленой» экономики), «зеленых» закупок (обеспечение учета экологических требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд);
учета результатов экономической оценки экосистемных услуг при принятии государственными органами, иными юридическими лицами, их должностными лицами решений по вопросам охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
организации производства и обращения органической продукции;
продвижения экологического туризма и агроэкотуризма;
увеличения численности электротранспорта и улучшения городской инфраструктуры;
принятия мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к климатическим изменениям, в том числе посредством торговли квотами на выбросы парниковых газов;
сохранения и устойчивого использования биологического и ландшафтного разнообразия;
научного обеспечения перехода к «зеленой» экономике;
принятия иных мер, направленных на развитие «зеленой» экономики.
Реализация указанных мер осуществляется государственными органами и иными юридическими лицами в соответствии с национальным планом действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. Сейчас действует Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710
Координацию выполнения национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
6. Компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира, компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания
6.1. Компенсационные мероприятия в случае удаления объектов растительного мира проводятся в соответствии со ст. 38–382 Закона «О растительном мире», Положением о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2011 г. № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира».
При удалении объектов растительного мира осуществляются компенсационные мероприятия в виде компенсационных посадок либо выплат.
Компенсационные мероприятия не осуществляются в случаях удаления объектов растительного мира:
произрастающих на земельных участках, изымаемых для государственных нужд (за исключением земельных участков, расположенных в населенных пунктах);
произрастающих на земельных участках, изымаемых из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением деревьев, кустарников, произрастающих в противоэрозионных насаждениях, деревьев, кустарников с диаметром ствола 12 сантиметров и более на высоте 1,3 метра, березы карельской);
входящих в состав лесного фонда (за исключением произрастающих на земельных участках, расположенных в границах городских лесов, изымаемых для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства);
произрастающих на сельскохозяйственных землях (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли), за исключением отдельных ценных деревьев (деревьев бука, вяза (ильма, береста), дуба черешчатого, дугласии, кедра, клена остролистного, липы, ясеня обыкновенного с диаметром ствола 12 сантиметров и более на высоте 1,3 метра, березы карельской);
произрастающих на землях общего пользования населенных пунктов (за исключением парков, скверов, бульваров) сельских населенных пунктов с численностью населения до 5000 человек;
препятствующих выполнению требований к инсоляции и освещенности зданий, сооружений и иных объектов, установленных общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, гигиеническими нормативами;
при проведении работ по реконструкции, эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (за исключением деревьев, кустарников, произрастающих в противоэрозионных насаждениях);
удаления деревьев, кустарников, произрастающих в границах земельных участков, предоставленных для строительства или обслуживания газопроводов, нефтепроводов (продуктопроводов), воздушных и кабельных линий электропередачи и связи, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, за исключением случаев возведения указанных объектов, их реконструкции с предоставлением дополнительных земельных участков;
удаления деревьев, кустарников, произрастающих в границах отдельных объектов военной инфраструктуры (полигоны, базы (склады) хранения боеприпасов, объекты военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны), расположенных на землях, предоставленных для нужд обороны;
на основании утвержденных в установленном порядке мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
удаления деревьев на основании заключения о признании дерева опасным;
удаления упавших деревьев;
на основании предварительного уведомления местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка;
удаления цветников, газонов, иного травяного покрова за пределами населенных пунктов;
удаления растений, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;
удаления объектов растительного мира при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
удаления деревьев, кустарников на основании предписания территориального органа Минприроды.
Компенсационные посадки осуществляются при удалении деревьев, кустарников, произрастающих в населенных пунктах, противоэрозионных и придорожных насаждениях, при наличии пригодных для осуществления таких посадок мест согласно правилам проектирования и устройства озеленения, нормативам в этой области. При осуществлении компенсационных посадок компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира не осуществляются.
При удалении деревьев, кустарников в населенных пунктах компенсационные посадки осуществляются в этих же населенных пунктах на землях общего пользования, территориях учреждений образования, здравоохранения, культуры, в том числе определенных утвержденными решениями местных исполнительных и распорядительных органов планами мероприятий по благоустройству (содержанию) территории, перечнями мест, специально предназначенных для посадки деревьев и кустарников. В случае удаления деревьев, кустарников, произрастающих на придомовых территориях многоквартирных жилых домов, компенсационные посадки осуществляются на этих же территориях, а при отсутствии мест для осуществления компенсационных посадок – на иных территориях.
При удалении деревьев, кустарников, произрастающих в противоэрозионных и придорожных насаждениях, компенсационные посадки осуществляются в этих же насаждениях либо аналогичных насаждениях в других местах, определенных проектной документацией.
При удалении объектов растительного мира в случае, когда производится строительство, компенсационные посадки осуществляются до утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию. В случае, если строительство завершается в неблагоприятный для посадки деревьев, кустарников период, срок осуществления компенсационных посадок может быть продлен в предписании территориального органа Минприроды, но не позднее чем до завершения ближайшего со дня утверждения акта приемки объекта строительства в эксплуатацию благоприятного для посадки деревьев, кустарников периода.
Компенсационные посадки осуществляются в соответствии с правилами проектирования и устройства озеленения, нормативами в этой области лицами в области озеленения на основании гражданско-правового договора за счет средств лиц, заинтересованных в удалении объектов растительного мира.
Компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира осуществляются:
при удалении объектов растительного мира, произрастающих за границами населенных пунктов (за исключением деревьев, кустарников, произрастающих в противоэрозионных и придорожных насаждениях);
при отсутствии в населенных пунктах, противоэрозионных и придорожных насаждениях мест, пригодных для осуществления компенсационных посадок.
При осуществлении компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира компенсационные посадки не осуществляются.
Компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира осуществляются до удаления объектов растительного мира.
Компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира уплачиваются в доход бюджета города Минска, бюджета базового или первичного уровней по месту произрастания удаляемых объектов растительного мира.
Средства, поступающие в бюджет города Минска, бюджеты базового и первичного уровней в счет компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, используются на озеленение, воспроизводство объектов растительного мира, проведение мероприятий, направленных на охрану и защиту объектов растительного мира.
Размеры компенсационных посадок либо компенсационных выплат определяются исходя из количества удаляемых объектов растительного мира и следующих сведений о каждом из них: порода, вид; параметры (диаметр ствола (стволов) дерева на высоте 1,3 метра, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь участка поросли (самосева) деревьев с диаметром ствола на высоте 1,3 метра до 1 см (для деревьев малоценной породы – до 4 см), кустарников, площадь цветника, газона, иного травяного покрова); качественное состояние, за исключением участков поросли (самосева) деревьев, кустарников.
При отсутствии возможности определить качественное состояние цветника, газона ввиду завершения вегетационного периода или наличия снегового покрова цветник, газон признаются находящимися в хорошем состоянии.
Размер компенсационных посадок рассчитывается путем суммирования количества объектов растительного мира, высаживаемых взамен каждого удаляемого объекта растительного мира, с использованием повышающих и понижающих коэффициентов. Например, коэффициент 2, применяется в случаях удаления объектов растительного мира, произрастающих в границах природных территорий, подлежащих особой или специальной охране, коэффициент 0,1 в случаях удаления объектов растительного мира, произрастающих за границами населенных пунктов.
При осуществлении компенсационных выплат стоимость удаляемых деревьев определяется в базовых величинах, например, за хвойное дерево с диаметром ствола свыше 30 см – 15 базовых величин, за лиственное быстрорастущее с диаметром ствола свыше 23 см – 14 базовых величин.
6.2. Порядок внесения компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания определен Положением о порядке определения размера компенсационных выплат и их осуществления, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2008 г. № 168.
Положением устанавливается порядок определения размера и осуществления компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания при осуществлении строительных, дноуглубительных или взрывных работ, добыче полезных ископаемых или водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или других коммуникаций, производстве иных работ на водных объектах.
Оценка вредного воздействия и исчисление размера компенсационных выплат включают:
выявление характеристик и масштаба фактического или прогнозируемого вредного воздействия, установление территории вредного воздействия, степени трансформации среды обитания диких животных, зонирование территории по степени нарушенности среды обитания диких животных;
определение видового состава, исходной или фактической численности объектов животного мира, их годовой продуктивности, деление объектов животного мира на основные систематические и экологические группы;
исчисление размеров компенсационных выплат по каждому виду или группе объектов животного мира на территории вредного воздействия.
На территории вредного воздействия, имеющей один его эпицентр, выделяют четыре зоны, в том числе:
I зона – зона прямого уничтожения или полного вытеснения всех объектов животного мира или среды их обитания. Потери численности диких животных и годовой продуктивности составляют от 75 до 100 %;
II зона – зона сильного вредного воздействия. Потери численности диких животных и годовой продуктивности составляют от 50 до 74,9 %;
III зона – зона умеренного вредного воздействия. Потери численности диких животных и годовой продуктивности составляют от 25 до 49,9 %;
IV зона – зона слабого вредного воздействия. Охватывает сегмент между зоной умеренного вредного воздействия и внешней границей территории вредного воздействия. Потери численности диких животных и годовой продуктивности составляют до 24,9 %.
Определение размера площади зоны производится путем условного приведения конфигурации объекта вредного воздействия к окружности (для точечных объектов – площадок скважин) либо к форме прямоугольника (для линейных, протяженных объектов) с соблюдением размеров отвода земельного участка.
Расчеты проводятся для каждого вида диких животных отдельно. Суммарная оценка компенсационных выплат определяется путем суммирования результатов выплат по каждому виду диких животных.
Расчет и внесение компенсационных выплат осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, строительная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания или представляет потенциальную опасность для них, самостоятельно либо с привлечением на основании гражданско-правовых договоров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих специальными знаниями и навыками, и проводится при:
осуществлении строительных работ – при разработке строительного проекта при одностадийном проектировании или архитектурного проекта при двухстадийном проектировании;
осуществлении дноуглубительных или взрывных работ, добыче водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или других коммуникаций, производстве иных работ на водных объектах – до начала их проведения;
добыче полезных ископаемых – при разработке проектной документации на пользование недрами.
Компенсационные выплаты производятся в базовых величинах с учетом повышающих и понижающих коэффициентов, например, за 1 особь зубра – 41 базовая величина, а за 1 кг раков – 0,15 базовой величины.
Компенсационные выплаты производятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями за счет собственных средств в доход республиканского бюджета.
7. Экологическое страхование
Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по защите имущественных интересов юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц при причинении экологического вреда.
Согласно ст. 111 Закона ООС юuюридические лица и индивидуальные предприниматели, застраховавшие свою гражданскую ответственность за причинение экологического вреда в порядке экологического страхования, в случае, если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного экологического вреда, возмещают разницу между фактическим размером причиненного вреда и страховым возмещением.
Экологическое страхование осуществляется в соответствии с главой 48 (ст. 817–860) ГК, законом Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности», указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности», которым, например, предусмотрено обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам и обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы на случай стихийных бедствий.
Объектом обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам, являются имущественные интересы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с утратой (гибелью) или повреждением строений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством, принадлежащих им на праве собственности и постоянно используемых ими, членами их семей или иными лицами с согласия собственника для проживания и хозяйственных нужд.
Под строениями понимаются одноквартирные жилые дома, квартиры в блокированном жилом доме и строения, сооружения, пространственно не отделенные от их объема, предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд граждан.
Объектом обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам, являются имущественные интересы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с утратой (гибелью) или повреждением строений.
Страховыми случаями по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, являются утрата (гибель) или повреждение строений в результате сильного ветра (в том числе шквала, смерча, урагана), града, сильного дождя, сильного снегопада, сильного мороза, сильной жары и других опасных явлений природы, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и (или) продолжительности могут причинить вред строениям, в результате высокого уровня воды (при половодьях, паводках, заторах, зажорах), выхода подпочвенных вод, просадки грунта, обвала, оползня, землетрясения, удара молнии, пожара, взрыва, аварии отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, падения летательных аппаратов, а также случаи, когда для прекращения распространения пожара либо в связи с внезапной угрозой стихийного бедствия, указанного в настоящем пункте, было необходимо разобрать строения или перенести их в другое место.
Страхователями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются юридические лица, основными видами деятельности которых являются выращивание (производство) сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обработка льна-долгунца, а также юридические лица, обособленные подразделения которых выращивают (производят) сельскохозяйственные культуры, скот и птицу, осуществляют обработку льна-долгунца, имеют отдельный баланс и (или) текущий (расчетный) банковский счет либо иной счет в банке в части этой деятельности.
Объектом обязательного страхования сельскохозяйственной продукции являются имущественные интересы страхователя, связанные: с гибелью принятых на страхование сельскохозяйственных культур; с гибелью (падежом), экстренным убоем (уничтожением), изъятием по решению местных исполнительных и распорядительных органов при ликвидации очагов заразных болезней, принятых на страхование скота и птицы.
Страховыми случаями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются: по страхованию урожая сельскохозяйственных культур – гибель сельскохозяйственных культур в результате пожара, вымокания, выпревания, вымерзания, засухи, заморозка, иных опасных гидрометеорологических явлений; по страхованию скота и птицы – гибель (падеж), экстренный убой (уничтожение) в результате заразных болезней, включенных в перечень, утвержденный Министерством сельского хозяйства и продовольствия, пожара, взрыва, опасных или неблагоприятных гидрометеорологических явлений, разрушения (повреждения) мест содержания скота и птицы, а также изъятие животных по решению местных исполнительных и распорядительных органов при ликвидации очагов заразных болезней скота и птицы.
Тем не менее, для унификации экологического страхования оправданно принять Закон Республики Беларусь «Об экологическом страховании».
8. Иные экономические меры, направленным на охрану и защиту окружающей среды
К иным, экономическим мерам, направленным на охрану и защиту окружающей среды оправданно отнести: инвестиции, пожертвования, гуманитарная (благотворительная, спонсорская) помощь; проведение лотереи.
Особое значения при недостаточности бюджетных средств приобретает привлечение к мероприятиям в области природопользования и охраны окружающей среды инвестиций белорусских и иностранных субъектов хозяйствования. Порядок их осуществления определен Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. No 37-З, законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» которым установлено, что инвестиции – это любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющим ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными законодательством, в целях получения прибыли (доходов) или достижения иного значимого результата либо в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобном использованием, в частности: движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов изъятых из гражданского оборота.
Инвесторами являются быть национальные и иностранные граждане, юридические лица и международные организации (в том числе не являющиеся юридическими лицами) размещающие инвестиции на территории Республики Беларусь.
Объектами инвестиций могут быть: производство экологических товаров, выполнение экологических работ, оказание экологических услуг.
Порядок осуществления пожертвований, гуманитарной (благотворительной, спонсорской) помощи и проведение лотереи определен: Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи; Декретом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» и Указом Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь».
Предоставленные спонсорами денежные средства, техническое и другое оборудование, доходы, полученные от лотерейной деятельности, могут использоваться для проведения мероприятий по охране и защите окружающей среды и ее отдельных компонентов.