Тема 11
ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
1. Понятие правовой охраны и защиты компонентов природной среды и природных комплексов
2. Правовая охрана и защита земель
3. Правовая охрана и защита недр
4. Правовая охрана и защита вод
5. Правовая охрана атмосферного воздуха
6. Правовая охрана озонового слоя
7. Правовая охрана и защита лесов
8. Правовая охрана и защита растительного мира
9. Правовая охрана и защита животного мира и среды его обитания
1.Понятие правовой охраны и защиты компонентов природной среды и природных комплексов
Компоненты природной среды, являясь самостоятельными однородными природными объектами и ресурсами, составляя в совокупности окружающую природную среду выполняют важные экологические, экономические и социальные функции, сформулированные в ст. 1 Закона ООС.
Экологическое значение природных объектов заключается в том, что земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, микроорганизмы обеспечивают в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Их экономическая ценность состоит в том, что они, в качестве природных ресурсов, являясь частями, участками, природных и природно-антропогенных объектов, используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Социальная функция объектов природы заключается в том, что они используются в эстетических, культурных, оздоровительных, рекреационных, спортивных, научных, учебных и иных значимых для общества целях.
Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду и ликвидацию его последствий.
Компоненты природной среды охраняются от вредного воздействия на них хозяйственной и иной деятельности и подлежат защите от негативных проявлений стихийных сил природы.
Правовая охрана природных ресурсов, переданных в пользование возложена на природопользователей, а на не предоставленных в пользование и составляющих резервный фонд на местные исполнительные и распорядительные органы.
Требования по их охране и защите изложены в Законе ООС, а также в природоресурсных Кодексах и Законах.
Природные ресурсы охраняются в процессе эксплуатации путем рационального (устойчивого) использования, под которым понимается пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.
Природное состояние – климат охраняется от изменения, а природные комплексы: естественные экологические системы, биотопы и природные ландшафты от изменения и уничтожения.
2.Правовая охрана и защита земель
Земля (земли) – компонент природной среды, охраняемый природный объект, непотребляемый природный ресурс, представляющий собой земную поверхность, включая почвы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности, в отношении которой земельным законодательством установлен режим использования и охраны.
Земельные ресурсы – земельные участки, которые используются или могут быть использованы в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственной материальной основы для осуществления хозяйственной и иной деятельности и имеют потребительскую ценность.
Не относится к землям часть почвы, отделенная от земельных участков – земля в цветочных горшках, закрытый грунт в теплицах, а также частицы почвы, растворенные в воде, либо пыль, находящаяся в атмосфере, которые невозможно юридически обособить от других природных объектов. В первом случае земля утрачивает признаки природного объекта и переходит в разряд имущества, которое является объектом гражданского права, во втором случае рассматривается в качестве неотъемлемого элемента других природных объектов – вод и атмосферы.
Правовая охрана земельпредставляет собой систему, закрепленных в законодательстве мероприятий, направленных на рациональное (устойчивое) использование земель, предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель. Обязанность по охране земель возложена на органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также землепользователей и лиц, хозяйственная и иная деятельность, которых оказывает негативное воздействие не состояние земель.
Таким образом, земли охраняются от деградации и путем восстановления деградированных земель.
Где под деградацией земель понимается процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного или природного воздействия, а под деградированными землями – земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.
Земли подлежат защите от негативного воздействия стихийных сил природы.
Конкретные меры по охране земель сформулированы в ст. 106 КоЗ.
Землепользователи в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков должны осуществлять следующие мероприятия по охране земель:
благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
охранять земли от загрязнения (засорения) отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные, земли;
снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.
защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения,
Мероприятия по охране земель должны включаться в:
региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;
проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, электросвязи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
проектную документацию по мелиорации земель;
технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.
Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.
Особенности охраны земель отдельных категорий и видов земель определяются в соответствии с законодательством.
Согласно п. 5 ст. 3 закона республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» землепользователи, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение 5 календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их обнаружении в местные исполнительные и распорядительные органы. Последние должны обеспечить сбор и удаление этих отходов, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество. В случае невыполнения указанного требования, пользователи земельных участков признаются собственниками отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими государственный контроль или надзор в области обращения с отходами.
3.Правовая охрана и защита недр
Недра – это компонент природной среды, охраняемый природный объект, потребляемый природный ресурс, представляющий собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а также естественные и искусственные горные пустоты и энергия тепла горных пород, простирающиеся до земного ядра (Центра Земли) в отношении которых горным законодательством установлен режим использования и охраны.
Ресурсы недр – это полезные ископаемые, подземные пространства и запасы тепла в толще горных пород, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, средств производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Не относятся к недрам, а, следовательно, не являются объектами горного права, добытые полезные ископаемые, либо извлеченные на поверхность пустые породы. Первые переходят в разряд имущества, объекта гражданского права, а вторые в категорию отходов горной промышленности, которые являются объектом природоохранного права.
Под правовой охраной недр понимается урегулированный нормами горного права комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных горным законодательством порядка и условий пользования недрами и предотвращающих нерациональное использование ресурсов недр и вредное воздействие на окружающую среду.
Она осуществляется по двум основным направлениям, путем рационального использования ресурсов недр и защиты месторождений полезных ископаемых.
Рациональное использование ресурсов недр – комплекс правовых, организационных, технических, природоохранных и иных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых и эффективное использование иных ресурсов недр, а также охрану иных компонентов природной среды и природных объектов при пользовании недрами.
Защита месторождений представляет собой комплекс мероприятий по предупреждению самовольной разработки месторождений или самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также затопления, обводнения, пожаров и иных факторов, снижающих качество и количество запасов полезных ископаемых или геотермальных ресурсов недр или осложняющих проведение горных работ.
Месторождение – естественное скопление полезных ископаемых или геотермальных ресурсов недр, по качеству, количеству и условиям залегания пригодное для промышленного и иного хозяйственного использования.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых – строительство (реконструкция) зданий, сооружений (в том числе подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) на предоставленном земельном участке, в границах которого располагается разведанное месторождение полезных ископаемых.
Основными требованиями по охране недр являются следующие:
соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование, установленного законодательством, и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр;
соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовки месторождения для разработки и его разработке;
недопущение нерационального, экономически необоснованного выборочного извлечения полезных ископаемых;
использования соответствующих установленным техническими нормативными правовыми актами требованиям технических средств и технологического оборудования для разработки месторождений и постоянное совершенствование способов и методов разработки месторождений и применяемого оборудования;
недопущение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
использование техники и технологий использования геотермальных ресурсов недр, обеспечивающих получение максимального энергетического эффекта при минимальных потерях геотермальных ресурсов недр;
планирование и осуществление мероприятий, предотвращающих загрязнение вод при проведении работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
защита месторождений;
недопущение вредного воздействия последствий использования геотермальных ресурсов недр на иные природные ресурсы.
Защита месторождений при застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается при условии обеспечения наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых. В проекте на строительство (реконструкцию) объекта должны быть предусмотрены, а при строительстве (реконструкции) объекта осуществлены строительные, горнотехнические и иные мероприятия, обеспечивающие:
возможность извлечения полезных ископаемых;
охрану горных выработок от негативного влияния объектов строительства (реконструкции);
защиту месторождений полезных ископаемых от вредных воздействий, связанных с застройкой площадей залегания полезных ископаемых;
защиту объектов строительства (реконструкции) и технологического оборудования от негативного влияния горных работ.
С целью эффективного использования и охраны полезных ископаемых, сохранения воздвигнутых зданий и сооружений, лицо, осуществляющее застройку площади залегания полезных ископаемых, после окончания строительства (реконструкции) обязано представить недропользователю, добывающему эти полезные ископаемые , и лицу, эксплуатирующему построенный объект: схему размещения построенных (реконструированных) объектов с координатами угловых точек, и выписку из акта приемки объектов строительства (реконструкции) государственной приемочной комиссии о принятии мер, обеспечивающих защиту этих объектов от негативного влияния горных работ, и мер по охране окружающей среды.
Не допускается: застройка площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода без согласия недропользователя, которому он предоставлен, и размещение объектов строительства на земной поверхности над отработанным месторождением полезных ископаемых без заключения об окончании процесса сдвижения горных пород в зоне их возможных деформаций и справки об отсутствии непогашенных горных выработок и пустот, выданных недропользователем, осуществлявшим разработку этого месторождения.
Как справедливо отмечается в юридической литературе: «Отсутствие экологического закона о недрах сказывается на общей характеристике недр. В частности, нигде четко не отражается то фактор, что экологическая функция недр – быть фундаментом земной поверхности. Активное вторжение человека и его технических средств в естественные процессы, идущие в недрах, с целью добычи нефти, газа; способы добычи этих полезных ископаемых (добыча нефти под гигантским давлением водной массы) чреваты опасными последствиями в изменении самой структуры недр, извержения вулканов, неожиданными и непредполагаемыми землетрясениями и т.д. В организации охраны и использования недр много сложных и недостаточно решенных проблем. Проблема номер один – захоронение отходов. Вторая проблема: комплексная добыча и разработка полезных ископаемых, снижение потерь драгоценного сырья при добыче, Третья – использование терриконов – отвалов вскрышных пород для извлечения оставшихся там материалов и для охраны окружающей среды от загрязнения [с. 109][1].
4.Правовая охрана и защита вод
Воды –это компонент природной среды, охраняемый природный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющие собой всю воду, находящуюся в поверхностных и подземных водных объектах на территории Республики Беларусь, выполняющие экологические, экономические и социальные функции, в отношении которых водным законодательством установлен правовой режим использования и охраны.
Водными ресурсами являются поверхностные и подземные водные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, средств производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Разграничение вод, принадлежащих к водному фонду и воды, входящей в состав других природных объектов либо являющейся имуществом на нормативном уровне четко не проведено. Обращение к действующему законодательству и теоретическим работам в области водного права позволяет выделить три вида вод, не подпадающих под воздействие водного законодательства. Во-первых, воду, извлеченную из водных объектов и находящуюся в сети коммунальных и производственных водопроводов, резервуарах, бутылках и т.п. Во-вторых, сточные воды – воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации. В-третьих, технологические водные объекты – искусственные водоемы, водотоки специально созданные для охлаждения, испарения, усреднения, отстаивания сточных вод, понижения уровня вод (пруды-охладители, пруды-испарители, пруды-усреднители, подводящие каналы насосных станций и иные подобные объекты), а также искусственные водоемы специально созданные для противопожарных нужд (пожарные водоемы), пруды и каналы, специально созданные для разведения и выращивания рыбы с применением гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для регулирования водных потоков и сброса сточных вод. В-четвертых, водные объектам, которые могут находится в частной собственности у землепользователей: колодцы, пруды, скважины и т.п. В-пятых, гидротехнические сооружения, за исключением каналов. Такие водные объекты и воды относятся к товарно-материальным ценностям, и их правовое положение определяется гражданским законодательством.
Под охраной вод согласно п.25 ст.1 ВК понимается система мер, направленных на предотвращение или ликвидацию загрязнения, засорения вод, а также их сохранение и восстановление. Из приведенного определения исчезли требования по охране вод от истощения, которые содержались в ст. 69 отмененного Водного кодекса Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 191-З и содержаться в п. 6 ст.1 общерегулятивного природоохранного нормативного акта – Закона ООС.
Основными факторами негативно воздействия на поверхностные и подземные воды являются их чрезмерное изъятие (добыча) для питьевого, бытового, хозяйственного и иного использования, что приводит к их истощению, а также сброс в водные объекты городских, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод, попадание в них твердых отходов производства и потребления, что влечет их загрязнение и засорение.
Представляется, оправданно указать, что все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения (поступления в них, нахождения или возникновения в них в результате вредного воздействия на водные объекты веществ, физических факторов, микроорганизмов, свойства, местоположение или количество которых приводят к отрицательным изменениям, физических, химических, биологических и иных показателей состояния водных объектов, в том числе к превышению нормативов в области охраны и использования вод), засорения (попадания твердых отходов в поверхностные водные объекты), истощения (устойчивого уменьшения минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращения запасов подземных вод) и других вредных воздействий.
Правовая охрана вод (водныхобъектов) представляет собой систему мер определенных нормами водного права и направленных на рациональное, комплексное, устойчивое использование вод, предотвращение или ликвидацию их загрязнения, засорения и истощения, сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно ст. 50 ВК охрана вод обеспечивается путем:
нормирования в области охраны и использования вод;
установления водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной и иной деятельности;
создания и функционирования системы мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод, локального мониторинга;
соблюдения требований к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных (шахтных, рудничных), дренажных вод в поверхностные водные объекты;
реализация государственных, отраслевых и региональных программ, региональных мероприятий в области охраны использования вод, планов управления речными бассейнами и водохозяйственных балансов;
недопущения загрязнения, засорения вод, поверхности ледяного покрова поверхностных водных объектов;
установления ответственности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за нарушение законодательства об охране и использовании вод.
Кроме общих требований по охране вод в ст.51 ВК сформулированы специальные мероприятия по охране подземных вод, согласно которых юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельности которых оказывает или может оказать вредное воздействие на состояние подземных вод, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения подземных вод.
В случае вскрытия подземных водоносных горизонтов с водой питьевого качества субъекты хозяйствования, проводящие гонные и другие работы, связанные с поиском, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, должны принять меры по охране подземных вод от загрязнения.
Гидротехнические сооружения и устройства, предназначенные для добычи подземных вод, не пригодные для дальнейшего использования, подлежат ликвидации. В случае невозможности установления собственника таких сооружений и устройств их ликвидация обеспечивается местными исполнительными и распорядительными органами.
Порядок консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для добычи подземных вод, устанавливается законодательством о недрах. Мероприятия по охране подземных вод, созданию и эксплуатации режимной сети наблюдательных скважин за их состоянием проводятся за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых оказывает воздействие на состояние подземных вод.
Кроме того, для предотвращения либо минимизации вредного воздействия на поверхностные водные объекты хозяйственной и иной деятельности, что может повлечь их загрязнение, засорение и истощение образуются водоохранные зоны и прибрежные полосы, которые ст.80 Закона ООС отнесены к специально охраняемым природным территориям.
Для улучшения количественно-качественного состояния вод, и достижения устойчивого водопользования ст. 6 ВК установлены требования к экологическому состоянию (статусу) поверхностных водных объектов (их частей), которое определяется на основании гидробиологических показателей с использованием гидрохимических и гидроморфологических данных.
Указанные показатели устанавливаются при проведении мониторинга поверхностных вод в составе НСМОС.
Экологическое состояние рассматриваемых водных объектов может классифицироваться как отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое и очень плохое.
Отнесение водных объектов к классам экологического состояния производится Минприроды. Информация о присвоенном классе экологического состояния отражается в государственном водном кадастре и на официальном сайте Минприроды.
Экологический статус не определяется для прудов-копаней и технологических водных объектов.
5. Правовая охрана атмосферного воздуха
Атмосферный воздух – охраняемый элемент атмосферы, не потребляемый природный ресурс, представляющий собой естественную смесь газов, находящихся в атмосферном пространстве, используемый в ветроэнергетических установках для производства электроэнергии, в отношении которого законодательством об атмосферном воздухе установлен режим охраны и использования.
Ресурсами атмосферного воздуха является естественное движение воздушных масс, которое используются или может быть использовано при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источника энергии для производства электричества, движения парусных судов и в иных целях.
Не относятся к атмосферному воздуху газы, находящиеся в жилых, производственных и иных помещениях, а также горючие газы, залегающие в толще недр.
Охрана атмосферного воздуха представляет собойдеятельность государственных органов общественных объединений, иных юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха, посредством уменьшения или предотвращения его загрязнения, под которым понимается поступление в атмосферный воздух или нахождение в нем в результате вредного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, свойство, местоположение или количество которых приводит к отрицательным изменениям качества атмосферного воздуха, в том числе к превышению нормативов в области его охраны.
Качество атмосферного воздуха – состояние атмосферного воздуха, характеризующееся химическими, биологическими, иными показателями или их совокупностью.
Загрязняющие вещества – химические вещества или их смесь, микроорганизмы, поступление которых в атмосферный воздух оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
Источник выбросов – объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферный воздух. Технологическое и иное оборудование, от которого непосредственно осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или технические устройства, посредством которых производится локализация, задание скорости и направления выхода загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферный воздух.
При этом источники загрязнения по физическому признаку классифицируются на стационарные – постоянно функционирующие, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, нестационарные – не относящиеся к стационарным и мобильным источникам выбросов и мобильные, к которым относятся транспортные средства, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Стационарные источники выбросов могут быть двух видов – организованными и не организованными. К организованным, относятся источники выбросов, оборудованные специальными техническими устройствами, предназначенными для локализации поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух. К неорганизованным – не имеющие таких технических устройств.
Неорганизованные источники подразделяются на 2 подвида: линейные, если загрязняющие вещества поступают от газопроводов; площадные, когда загрязняющие вещества выделяются от рассредоточенных источников, включая сооружения по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов хранения и захоронения отходов и объектов тяготения мобильных источников выбросов.
Мобильные источники классифицируются по 2 видам: механические транспортные средства, за исключением приводимых в движение электродвигателями; железнодорожные транспортные средства, воздушные лайнеры, морские и речные суда.
Уменьшение или прекращение поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух и шумового засорения его достигается путем:
Нормирования воздействия на атмосферный воздух, путем определения нормативов качества атмосферного воздуха, нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух, нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, технических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, при осуществлении определенных видов хозяйственной и иной деятельности, в том числе:
установлением требований в области охраны атмосферного воздуха при разработке схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования;
определения требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;
образования вокруг источников загрязнения атмосферного воздуха санитарно-защитных зон;
соблюдения требований по охране атмосферного воздуха при внедрении изобретений, рационализаторских предложений, новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива, веществ и материалов;
обеспечения экологической безопасности мобильных источников загрязнения; заключается в том, что их эксплуатация допускается при условии соблюдения обязательных требований технических нормативных правовых актов;
установления требований по охране атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов; выражается в том, что применение и хранение агрохимикатов должно производится способами, исключающими выбросы загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух, сверх установленных нормативов его качества;
установления требований по охране атмосферного воздуха при добыче полезных ископаемых, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов, полигонов для отходов;
осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха от шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации и иных вредных физических воздействий;
регулирования потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
установлением требований в области охраны атмосферного воздуха при возникновении неблагоприятных метеорологических условий.
Установления содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов при производстве двигателей либо самих мобильных источников, согласно требованиям технических нормативных правовых актов.
Строительства и реконструкции газоочистных установок; создания автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; осуществления инновационной деятельности в области охраны атмосферного воздуха, в том числе внедрения и использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий; применения видов топлива, сырья и материалов, приводящего к образованию загрязняющих веществ в меньшем объеме или меньшей опасности; использование энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива и иных видов биомассы, биогаза и других источников энергии, оказывающей минимальное воздействие на атмосферный воздух.
6. Правовая охрана озонового слоя
Озоновый слой – однородный газ, разрушаемый, возобновляемый и охраняемый элемент атмосферы, представляющий собой соединение кислорода, расположенный в верхних слоях атмосферы – стратосфере, поглощающий биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение, в отношении которого законодательством об озоновом слое установлен режим охраны.
Охрана озонового слоя – это система мер по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя в результате воздействия озоноразрушающих веществ, выполнению норм Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года (далее – Венская конвенция), Монреальского протокола и иных актов законодательства об охране озонового слоя.
Согласно ст. 75 Закона ООС в целях защиты жизни и здоровья физических лиц, окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя в результате воздействия озоноразрушающих веществ, осуществляется охрана озонового слоя.
Охрана озонового слоя обеспечивается путем:
разработки и реализации государственных и иных программ по охране озонового слоя;
сокращения объемов потребления озоноразрушающих веществ и сокращения (прекращения) их использования в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
введения ограничений и запретов при обращении с озоноразрушающими веществами, запрета производства озоноразрушающих веществ;
установления требований в области охраны озонового слоя при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе по внедрению технологий, предусматривающих использование веществ, оказывающих минимальное воздействие на климат;
экономического стимулирования в области охраны озонового слоя;
проведения мониторинга озонового слоя;
осуществления контроля за охраной озонового слоя;
применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране озонового слоя;
принятия иных мер в соответствии с законодательством об охране озонового слоя.
7.Правовая охрана и защита лесов
Лес – это компонент природной среды, охраняемый природный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий на территории Республики Беларусь, выполняющий экологические, экономические и социальные функции, в отношении которого лесным законодательством установлен режим использования и охраны.
Лесные ресурсы представляют собой древесно-кустарниковую и иную растительность, произрастающую в границах земель лесного фонда и других категорий земель, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве, источников энергии средств производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Лесной фонд образуют все леса, произрастающие на территории Республики Беларусь на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом, ст.4 ЛК установлено, что в состав лесного фонда не входит древесно-кустарниковая растительность, произрастающая: на землях сельскохозяйственного назначения; в границах населенных пунктов (за исключением городских лесов), садоводческих товариществ, дачных кооперативов; на землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; на землях водного фонда; на землях запаса; в границах придорожных полос (контролируемых зон) автомобильных дорог, за исключением древесно-кустарниковой растительности, произрастающей в границах земель лесного фонда и земель природоохранного назначения.
Все леса подлежат правовой охране от неблагоприятных факторов хозяйственной и иной деятельности и защите от негативных проявлений стихийных сил природы.
Правовая охрана лесов представляет собой урегулированный нормами лесного права комплекс лесохозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, а также на предупреждение и пресечение незаконных рубок, загрязнения лесов сточными водами промышленных, коммунальных и других объектов, химическими и радиоактивными веществами, отходами, продуктами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (навоз, помет, навозная жижа и т.п.), других действий, причиняющих вред лесам, иных нарушений требований законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды.
Защита лесов заключается в проведении системы лесохозяйственных мероприятия, направленных на предупреждение повреждения или ухудшения состояния лесов, снижение потерь лесных ресурсов в результате воздействия вредителей и болезней лесов, неблагоприятных факторов окружающей среды, хозяйственной и иной деятельности.
Охрану и защиту лесов осуществляют: юридические лица, ведущие лесное хозяйство, с привлечением государственной лесной охраны Республики Беларусь; МЧС; иные уполномоченные на то государственные органы (организации) в соответствии с законодательными актами.
Задачами охраны и защиты лесов являются: предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение, локализация и тушение; предупреждение и пресечение незаконных рубок, других нарушений лесного и экологического законодательства; своевременное выявление очагов вредителей и болезней лесов, прогнозирование их распространения и развития, их локализация и ликвидация; предупреждение и пресечение повреждения или уничтожения лесов в результате хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на леса, а также предотвращение вредного воздействия на них неблагоприятных факторов окружающей среды.
В целях охраны и защиты лесов на территории лесного фонда запрещаются: возведение, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт объектов захоронения, обезвреживания, хранения отходов (за исключением санкционированных мест временного хранения отходов); складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси, противоледные реагенты; мойка транспортных и других технических средств; 2.4. размещение скотомогильников; устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных; складирование удобрений и средств защиты растений; загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, размещение отходов (за исключением временного хранения отходов в санкционированных местах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов), побочных продуктов сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности (навоза, помета, молочной сыворотки, барды, жома и т.п.); хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает вредное воздействие на леса или при осуществлении которой возникает опасность причинения вреда лесам в будущем. Законодательством в целях охраны и защиты лесов могут быть установлены иные ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда.
Охрана и защита лесов включают следующие элементы: проведение лесохозяйственных мероприятий по предупреждению возникновения лесных пожаров; анализ и прогноз пожарной опасности в лесах на основе гидрометеорологической информации; реализацию мер пожарной безопасности в порядке, определенном Правилами пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь; обеспечение соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь, санитарных правил в лесах Республики Беларусь; организацию обнаружения лесных пожаров, повреждений и гибели лесов наземным, авиационным и другими способами; реализацию планов привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории; организацию привлечения в установленном порядке сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, обеспечение готовности к немедленному их выезду при возникновении пожарной опасности в лесах; обеспечение тушения лесных пожаров наземным и авиационным способами; обеспечение ведения мониторинга лесов, в том числе в целях выявления очагов вредителей и болезней лесов, повреждения лесов в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды; проведение наземных работ по предупреждению, локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней лесов; проведение авиационных работ по локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней лесов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах; реализацию мер по обеспечению санитарной безопасности лесов в соответствии с санитарными правилами в лесах Республики Беларусь; предупреждение и пресечение незаконных рубок, иных нарушений лесного и экологического законодательства (ст.33 ЛК).
Для своевременного обнаружения лесных пожаров и их тушения организуется авиационная охрана лесов. Авиационная охрана лесов осуществляется подразделениями по чрезвычайным ситуациям и (или) государственными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления по чрезвычайным ситуациям, в пределах их компетенции. Порядок осуществления авиационной охраны лесов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Зона авиационной охраны лесов определяется республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству.
Воспроизводством лесов являются лесохозяйственные мероприятия, включающие семеноводство лесных растений, выращивание посадочного материала лесных растений, лесовосстановление, лесоразведение и уход за лесными насаждениями.
8.Правовая охрана и защита растительного мира
В законе о растительном мире указаны три самостоятельных объекта правовой охраны дикорастущие растения, озеленительные и защитные насаждения.
Дикорастущие растения– это компонент природной среды, охраняемый природный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех дикорастущих растений (сосудистых и мохообразных растений, водорослей, лишайников и грибов), произрастающих в естественных условиях на территории Республики Беларусь в отношении которых законодательством о растительном мире установлен режим использования и охраны.
Озеленительные насаждения – это компонент природной среды, охраняемый природно-антропогенный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и иной нелесной растительности, произрастающей в окультуренных условиях на землях общего пользования населенных пунктов, выполняющий санитарно-гигиенические, рекреационные, инженерно-технические, культурные, эстетические или иные несельскохозяйственные функции, в отношении которого законодательством о растительном мире установлен режим охраны и использования.
Защитные насаждения– это компонент природной среды, охраняемый природно-антропогенный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и иной нелесной растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения и землях транспорта, выполняющий защитные или иные несельскохозяйственные функции, в отношении которого законодательством о растительном мире установлен режим охраны и использования.
При этом дикорастущие растения имею естественное, а озеленительные и защитные насаждения искусственное происхождение.
Ресурсы растительного мира – объекты растительного мира или их свойства, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, средств производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Из общего смысла ст. 5 Закона «О растительном мире» следует, что к растительному миру не относятся: объекты растительного мира, произрастающие в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций; произрастающие в границах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства; произрастающие в местах погребения; культивируемые (выращиваемые, возделываемые) в целях получения продукции растениеводства либо в емкостях (кашпо, цветочные горшки, ящики, кадки и т.п.), а также древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на землях лесного фонда. Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона «О растительном мире» к растительному миру не относится растительная продукция, используемая в качестве сырья или иных целях производства и потребления, изъятые дикорастущие растения и их части, и продукты жизнедеятельности.
Правовое положение указанных растений, и растительной продукции, за исключением лесов, которые составляют самостоятельный компонент природной среды, природный объект и ресурс, определяется не природоресурсным, а гражданским законодательством.
Охрана объектов растительного мира представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия на них.
При этом, Правила по охране растительного мира применяются к объектам растительного мира, произрастающим на землях всех категорий, включая земли лесного фонда и земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций.
В соответствии со ст. 18 Закона « О растительном мире» охране подлежат объекты растительного мира, произрастающие в границах любых земельных участков или водных объектов.
Охрана объектов растительного мира осуществляется Минприроды, местными исполнительными и распорядительными органами, пользователями объектов растительного мира, пользователями земельных участков или водных объектов, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира.
Она обеспечивается путем проведения следующих мероприятий:
нормирования в области обращения с объектами растительного мира;
установления ограничений и запретов в отношении объектов растительного мира;
установления ограничений (обременений) прав на отдельные земельные участки;
установления ограничений на водопользование и лесопользование;
предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира;
поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира;
предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров;
резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий;
установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
создания специализированных объектов (ботанических садов и дендрологических парков, питомников, оранжерей и др.) по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;
проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых оказывается или может быть оказано вредное воздействие на объекты растительного мира или среду их произрастания, мероприятий, обеспечивающих предупреждение или компенсацию возможного вредного воздействия на объекты растительного мира или среду их произрастания;
воспроизводства дикорастущих растений;
регулирования распространения и численности инвазивных растений;
осуществления защиты дикорастущих растений;
регулирования вывоза из Республики Беларусь дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, и их частей, а также ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нее образцов СИТЕС;
выявления мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов и передачи их под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов с установлением специального режима охраны и использования мест произрастания таких растений, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов;
организации научных исследований, направленных на обеспечение рационального обращения с объектами растительного мира;
проведения государственной экологической экспертизы по объектам государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованных повреждения или уничтожения объектов растительного мира;
создания и функционирования системы мониторинга растительного мира, ведения учета объектов растительного мира и государственного кадастра растительного мира, осуществления контроля в области охраны и использования растительного мира;
доступа к экологической информации в области обращения с объектами растительного мира;
пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экологической культуры;
установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства о растительном мире.
Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц.
В соответствии со ст. 19 Закона «О растительном мире» Минприроды, местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать в случае, если это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ограничения или запреты в отношении объектов растительного мира.
Они могут устанавливаться в отношении:
любого растения в целях охраны его как памятника природы; содействия сохранению типичного или редкого природного ландшафта и его привлекательности; охраны дикорастущих растений редких или находящихся под угрозой исчезновения видов, а также видов, охраняемых в целях поддержания видового разнообразия, сохранения типичных и редких биотопов;
популяций любого вида в целях поддержания видового разнообразия, сохранения типичных и редких биотопов; охраны редких или находящихся под угрозой исчезновения видов; содействия сохранению типичного или редкого природного ландшафта и его привлекательности либо предупреждению деградации земель (включая почвы);
любого насаждения или растительного сообщества в целях охраны их и естественной среды их произрастания как особо охраняемой природной территории; содействия сохранению типичного или редкого природного ландшафта и его привлекательности либо предупреждению деградации земель (включая почвы); охраны дикорастущих растений редких или находящихся под угрозой исчезновения видов, а также видов, охраняемых в целях поддержания видового разнообразия, сохранения типичных и редких биотопов;
любого вида дикорастущего растения, используемого в качестве объекта специального пользования объектами растительного мира.
Ограничения или запреты в отношении объектов растительного мира устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Охрана объектов растительного мира от пожаров
Одним из направлений охраны объектов растительного мира является их охрана от пожаров. Согласно ст. 20 Закона «О растительном мире» основными задачами охраны объектов растительного мира от пожаров являются их предупреждение, обнаружение, ограничение распространения и ликвидация.
При этом пользователи объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов обязаны соблюдать правила пожарной безопасности и в случае обнаружения очагов возгорания объектов растительного мира принять меры по их ликвидации.
Разведение костров, сжигание растительных остатков на территориях общего пользования в населенных пунктах, за исключением специально обустроенных для этого мест, определенных решениями местных исполнительных и распорядительных органов, не допускаются, а на остальных территориях допускаются с соблюдением требований в области охраны окружающей среды и правил пожарной безопасности.
Выжигание сухой растительности (сухих растений) и ее остатков на корню запрещается, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, об охране и использовании животного мира и в области организации деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
Охрана среды произрастания объектов растительного мира
Охрана среды произрастания объектов растительного мира заключается в том (ст. 22 Закона), что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды произрастания объектов растительного мира, условий их вегетации, должна осуществляться с соблюдением нормативов в области обращения с объектами растительного мира.
При размещении, строительстве, приемке в эксплуатацию объектов строительства, а также эксплуатации, консервации, сносе иных объектов, осуществлении пользования недрами, определении мест выпаса и прогона скота, организации мест массового отдыха граждан, разработке туристических маршрутов и осуществлении других видов деятельности, оказывающей воздействие на среду произрастания объектов растительного мира, должны проводиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь мероприятия по ее сохранению.
Карантин и защита объектов растительного мира
Карантин и защита объектов растительного мира согласно ст. 25 Закона «О растительном мире» осуществляются посредством комплекса мероприятий по предупреждению повреждения или уничтожения объектов растительного мира вредителями и болезнями.
Карантин и защита объектов растительного мира с учетом их биологических и иных особенностей осуществляются пользователями земельных участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти объекты растительного мира, которые обязаны:
выполнять мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней объектов растительного мира и борьбе с ними;
осуществлять деятельность способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение состояния объектов растительного мира;
не допускать распространения вредителей и болезней объектов растительного мира;
оказывать помощь специально уполномоченным республиканским органам государственного управления и их территориальным органам в осуществлении мероприятий по защите объектов растительного мира;
своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы о фактах массового повреждения или уничтожения объектов растительного мира вследствие действия вредителей или болезней.
Воспроизводство объектов растительного мира согласно ст. 34 Закона «О растительном мире» обеспечивается пользователями земельных участков или водных объектов путем:
создания благоприятной для этого среды произрастания и предупреждения ее изменения;
посадки растений и создания насаждений;
ограничения, приостановления или запрещения деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты растительного мира и среду их произрастания.
Объемы работ по воспроизводству объектов растительного мира, способы их проведения и перечень видов воспроизводимых растений определяются в соответствии с правилами проектирования и устройства озеленения и нормативами в этой области в утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной и проектной документации, а при ее отсутствии – предписаниями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальных органов, иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов.
С целью охраны хозяйственно ценных растений согласно ст. 22 закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-З «О мелиорации земель» проведение мелиорации земель запрещается: на торфяных месторождениях в местах произрастания дикорастущих ягод, лекарственного растительного сырья и иных дикорастущих хозяйственно ценных растений, если такие растения одного вида покрывают 15 % и более площади этого месторождения; в местах заготовки дикорастущих ягод, лекарственного растительного сырья и иных дикорастущих хозяйственно ценных растений (или их частей).
9.Правовая охрана и защита животного мира и среды его обитания
Животный мир – это компонент природной среды, охраняемый природный объект, потребляемый и возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно либо временно в состоянии естественной свободы обитающих на территории Республики Беларусь в отношении которых законодательством о животном мире установлен режим охраны и использования.
Ресурсы животного мира представляют собой объекты животного мира или их свойства, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средств производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Не относятся к животному миру: сельскохозяйственные животные, животные-компаньоны, животные, используемые в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, в спорте, служебные и лабораторные животные, изъятые (отловленные, добытые) из среды обитания либо разводимые в неволе или полувольных условиях дикие животные их части и продукты их жизнедеятельности, дериваты, умершие и погибшие дикие животные. Они являются объектами гражданского права.
Охрана объектов животного мира
Охрана объектов животного мира представляет собой деятельность (в том числе воспроизводство, вселение (включая расселение), интродукция, реинтродукция, акклиматизация, скрещивание и защита диких животных), направленная на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов животного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их уничтожения или иного вредного воздействия на них.
Охрана объектов животного мира и (или) среды их обитания осуществляется уполномоченными государственными органами в области охраны и использования животного мира, иными государственными органами (организациями), должностными лицами государственной лесной охраны в пределах их компетенции, пользователями объектов животного мира, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, не связанную с пользованием объектами животного мира, но оказывающую вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющую потенциальную опасность для них.
Охрана и защита объектов животного мира или среды их обитания обеспечивается:
установлением ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, а также на осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них;
нормированием в области охраны и использования животного мира;
установлением правил по охране и использованию животного мира;
проведением государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания или представлять потенциальную опасность для них;
проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых оказывается или может быть оказано вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания, мероприятий, обеспечивающих предупреждение или компенсацию возможного вредного воздействия на объекты животного мира или среду их обитания;
воспроизводством диких животных;
содержанием или разведением диких животных в неволе для сохранения биологического разнообразия животного мира, генетического фонда диких животных;
вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных;
регулированием распространения и численности диких животных, в том числе инвазивных чужеродных диких животных;
осуществлением защиты диких животных;
регулированием вывоза диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей или дериватов, а также ввоза или вывоза образцов СИТЕС;
установлением ограничений, запретов или других мер в отношении охраны, изъятия, содержания или разведения в неволе, экспонирования диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей или дериватов или торговли такими животными, их частями или дериватами, а также в отношении охраны среды их обитания;
объявлением особо охраняемых природных территорий и резервированием территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, в целях сохранения биологического разнообразия животного мира, формированием и обеспечением функционирования национальной экологической сети и объявлением биосферных резерватов;
организацией научных исследований, направленных на разработку научно обоснованных мер охраны и устойчивого использования объектов животного мира;
принятием мер по предотвращению вредного воздействия на объекты животного мира и среду их обитания, оказываемого инвазивными чужеродными дикими животными;
организацией и проведением мероприятий, направленных на сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных в период их размножения, нагула, зимовки и миграции;
установлением ограничений и запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности на участках угодий, имеющих значение для размножения, нагула, зимовки и миграции мигрирующих видов диких животных, в том числе в целях предотвращения возникновения препятствий на путях их миграции или обеспечения непрерывности среды их обитания;
выявлением мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, типичных и редких биотопов и передачей этих мест под охрану пользователям земельных участков или водных объектов с установлением специального режима охраны и использования мест обитания таких животных;
принятием мер по улучшению среды обитания объектов животного мира;
принятием мер по восстановлению среды обитания объектов животного мира, в том числе путем регулирования водного режима, сооружением искусственных жилищ, созданием защитных насаждений, предотвращением нежелательной смены насаждений, а также принятием иных мер по охране среды обитания объектов животного мира;
осуществлением контроля за охраной и использованием объектов животного мира;
установлением ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира и привлечением лиц, его нарушивших, к ответственности;
осуществлением учета объектов животного мира и объемов их использования, ведением мониторинга животного мира и государственного кадастра животного мира;
организацией и развитием системы образования, воспитания в области охраны и использования животного мира и формирования экологической культуры, а также подготовкой и переподготовкой специалистов для осуществления деятельности в области охраны и использования животного мира, ведением пропаганды охраны объектов животного мира и среды их обитания;
доступом к экологической информации в области диких животных и среды их обитания;
осуществлением других мер по охране объектов животного мира или среды их обитания в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира.
Минприроды может определять дополнительные меры по охране объектов животного мира или среды их обитания и организовывать их осуществление, если иное не установлено законодательными актами в области охраны и использования животного мира. Осуществление мер по охране объектов животного мира или среды их обитания не должно причинять вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, жизни, здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В целях охраны объектов животного мира Минприроды, местными исполнительными и распорядительными органами могут устанавливаться ограничения или запреты на:
осуществление отдельных видов пользования объектами животного мира;
осуществление отдельных видов деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира;
пользование дикими животными: отдельных видов; в отдельных угодьях; в определенные сроки; с использованием отдельных орудий изъятия диких животных;
отдельными способами пользования объектами животного мира.
Ограничения и запреты могут устанавливаться в случае:
возникновения эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
объявления особо охраняемых природных территорий и резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, формирования национальной экологической сети и объявления биосферных резерватов;
передачи под охрану мест обитания диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, типичных и редких биотопов;
ухудшения условий естественного воспроизводства, нагула, зимовки, миграции диких животных;
неблагоприятных изменений в возрастной и (или) половой структуре популяции диких животных;
проведения интродукции и акклиматизации диких животных;
нарушения пользователями объектов животного мира требований законодательства о животном мире, условий, указанных в документах на право пользования объектами животного мира и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Ограничения и запреты на пользование объектами животного мира устанавливаются на основании данных государственного кадастра животного мира и мониторинга животного мира, учета объектов животного мира и объемов их использования, оценки ресурсов животного мира, результатов контроля за охраной и использованием объектов животного мира, а также по предложению уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
При осуществлении пользования объектами животного мира запрещаются:
добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, за исключением заморов в водных объектах и других случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
изъятие диких животных на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, если согласно режиму охраны и использования этих территорий изъятие диких животных на них запрещено;
сбор яиц, личинок и куколок муравьев, за исключением случаев, когда такой сбор допускается законодательством об охране и использовании животного мира;
сбор яиц птиц, разрушение жилищ диких животных (гнезд, нор, хаток и других жилищ);
осуществление действий, которые могут привести к несанкционированному проникновению в угодья чужеродных видов диких животных;
применение взрывных устройств, ядов и других химических препаратов, орудий и способов изъятия диких животных, которые могут причинить вред другим животным либо человеку (самострелы, электрические ловушки, ловчие ямы, петли, гвозди, крючья и т.п.), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
осуществление других действий, запреты на которые установлены настоящим Законом, правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, иными актами законодательства об охране и использовании животного мира.
В случаях, когда невозможно предотвратить гибель диких животных, находящихся в бедственном положении, их добыча может быть разрешена Минприроды.
Согласно п. 23 ст. 1 Закона «О животном мире» защита диких животных представляет собой деятельность, направленную на предотвращение вреда жизни и здоровью диких животных от воздействия антропогенных факторов, болезней, неблагоприятных условий окружающей среды, а также чрезвычайных ситуаций.
Защита диких животных осуществляется Минприроды, пользователями объектов животного мира, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, не связанную с пользованием объектами животного мира, но оказывающую вредное воздействие на объекты животного мира или среду их обитания или представляющую потенциальную опасность для них. Организация проведения мероприятий по защите диких животных осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.
Пользователи объектов животного мира в целях защиты диких животных обязаны:
планировать, финансировать и своевременно осуществлять профилактические и другие мероприятия по защите диких животных в соответствии с законодательством о животном мире, правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства;
не допускать хранения и применения средств защиты растений, удобрений и других опасных для объектов животного мира или среды их обитания материалов, обращения с отходами без осуществления мер, гарантирующих предотвращение гибели, болезней диких животных и вредного воздействия на среду их обитания;
обеспечивать соблюдение ветеринарно-санитарных правил, немедленно принимать меры по лечению больных диких животных, предотвращению распространения их болезней;
принимать неотложные меры по спасению диких животных, находящихся в бедственном положении;
в порядке, установленном законодательством о животном мире и законодательством в области ветеринарной деятельности, регулировать численность диких животных – переносчиков заразных болезней или их возбудителей;
не допускать жестокого обращения с дикими животными;
своевременно информировать местные исполнительные и распорядительные органы о фактах массового заболевания или гибели диких животных (ст. 18 Закона).
Охрана среды обитания объектов животного мира
В соответствии с п. 61 ст.1. Закона «О животном мире» средой обитания объектов животного мира является природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Охрана среды обитания объектов животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение, восстановление среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения естественного воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира.
10. Правовая охрана климата
Климат – это охраняемый природный нематериальный объект (природное состояние), не потребляемый природный ресурс, представляющий собой статистический многолетний режим погоды свойственный для определенной местности в зависимости от ее географического положения, в отношении которого экологическим законодательством установлен режим охраны и использования.
Климатические ресурсы – среднемноголетнее состояние погоды свойственное определенной территории в силу ее географического положения, которое используется либо может быть использовано при осуществлении сельскохозяйственной и иных видов деятельности в качестве средств производства и имеющее потребительскую ценность.
Климатические ресурсы с целью ведения сельского хозяйства обособляются в земельных участках, а для отдыха, оздоровления, лечения и т.п. – совместно с рекреационными ресурсами – в пределах особо охраняемых природных территорий либо природных территорий, подлежащих специальной охране.
Правовая охрана климата осуществляется от его изменения в виде глобального потепления, которое вызывают газы, создающие парниковый эффект, содержащие углерод, метан и т.п.
Охрана погоды и климата обеспечивается регулированием факторов, влияющих на его состояние. Климат и погода сейчас поддаются учету, через измерение их составных частей, называемых метеорологическими элементами: атмосферного давления, температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра, облачности, видимости, осадков (количества и видов), тумана, метели, грозы и других природных явлений, продолжительности солнечного сияния, температуры почвы, высоты и состояния снежного покрова и т.д. В этом плане различают теплый, холодный, влажный, сухой и другие виды климата.
Согласно ст. 76 Закона ООС юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязаны сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ, способствующих их образованию, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата, путем внедрения наилучших доступных технических методов.
В соответствии со ст. 77 Закона ООС в целях предотвращения изменения климата и защиты жизни и здоровья физических лиц, окружающей среды от последствий изменения климата осуществляется регулирование воздействия на климат.
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности должны реализовываться мероприятия по предотвращению изменения климата в целях достижения сбалансированности между выбросами парниковых газов из источников и их абсорбцией поглотителями, а также мероприятия по адаптации к изменению климата на основе принципа экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
Мероприятия по предотвращению изменения климата, в том числе по сокращению выбросов парниковых газов, мероприятия по адаптации к изменению климата должны проводиться с соблюдением экологического законодательства.
Сокращение выбросов парниковых газов из источников обеспечивается путем их ограничения в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат с учетом обязательств Республики Беларусь по международным договорам, устанавливающим количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов.
Порядок и условия ограничения выбросов парниковых газов из источников и (или) использования веществ, способствующих их образованию, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 78 Закона ООС учет выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями ведется в целях государственного регулирования этой деятельности, планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат, адаптации к его изменению на краткосрочный период, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Такой учет подразделяется на государственный и производственный.
Государственный учет включает функционирование Национальной системы инвентаризации парниковых газов и ведение государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Производственный учет выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок ведения государственного и производственного учета выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
11. Правовая охрана естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов
Комплексные объекты эколого-правовой охраны могут быть двух видов: природные комплексы и природно-территориальные комплексы.
Природным комплексом является функционально и естественно связанные между собой природные и природно-антропогенные объекты и природные состояния, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. К природным комплексам принадлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы.
Юридически значимые определения естественных экологических систем, природных ландшафтов и биотопов сформулированы в ст. 1 Закона ООС.
естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях;
биотоп – природный объект (участок территории или акватории) с однородными экологическими условиями, являющийся местом обитания сообщества тех или иных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений.
Кроме того, рассматриваемым Законом определено, что природный объект это естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, а природный комплекс – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками.
Другими словами, естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы – это природные комплексы, состоящие из функционально и естественно связанных между собой частей компонентов природной среды.
Например, ст. 74 Закона ООС к естественным экологическим системам отнесены лесные, луговые, болотные, водные и др. природные комплексы. В соответствии со ст. 1 закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 272-З «Об охране и использовании торфяников» болотная экологическая система представляет собой естественную экологическую систему в границах болота, при этом болотом является природный комплекс, характеризующийся постоянным переувлажнением земель и произрастающей болотной растительностью, при отмирании которой происходят процессы торфообразования и торфонакопления. На основании п.14 ст.1 ЛК лес определен как совокупность древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующих природный комплекс.
Однако, экологические системы, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы являются соответственно биологическими и географическими, а не юридическими понятиями. А как известно, понятийно-категориальный аппарат заимствованный из других наук в праве на прямую не действует. Они не имеют границ, юридически не обособлены в силу чего нормами права сами охраняется не могут.
Согласно главы 6 посвященной приоритетным направлениям развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710 среди экологических систем особую ценность для биологического разнообразия представляют широколиственные, хвойно-широколиственные и черноольховые леса, увлажненные или сезонно заливаемые луга, болота, озера и экологические системы долин и русел рек. Сохранение естественных экосистем и ландшафтов достигается путем объявления ООПТ, а также посредством установления правового режима специальной охраны типичных и редких природных ландшафтов, и биотопов, т.е. правового режима природных территорий, подлежащих специальной охране.
В соответствии со ст. 86 Закона ООС в целях охраны типичных и редких природных ландшафтов и биотопов Минприроды организует работу по их выявлению и учету. Местные исполнительные и распорядительные органы по представлению соответствующего территориального органа Минприроды, согласованному с НАН Беларуси, принимают решения о передаче типичных или редких природных ландшафтов и биотопов под охрану пользователям земельных участков или водных объектов.
Порядок передачи типичных или редких природных ландшафтов и биотопов под охрану и формы паспортов на них установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2013 г. № 611 «О порядке передачи типичных и (или) редких природных ландшафтов и биотопов под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов».
Так, Решением Лепельского районного исполнительного комитета от 3 августа 2020 г. № 812 «О передаче под охрану выявленных типичных или редких биотопов и природных ландшафтов» пользователям земельных участков Государственному лесохозяйственному учреждению «Лепельский лесхоз» (далее – ГЛХУ «Лепельский лесхоз») и Государственному природоохранному учреждению «Березинский биосферный заповедник» (далее – ГПУ «Березинский биосферный заповедник») согласно приложениям 1 и 2 с указанием месторасположения и размера под охрану переданы следующие биотопы: ГЛХУ «Лепельский лесхоз» – Черноольховые и пушистоберезовые леса на избыточно увлажненных почвах и низинных болотах (типичный); ГПУ «Березинский биосферный заповедник» – Хвойные леса на верховых, переходных и низинных болотах, пушистоберезовые леса на переходных болотах (типичный); Лепельскому районному исполнительному комитету – Мезотрофные озера с бентосными сообществами харофитов (редкий) озеро Какисино и ландшафты: ГЛХУ «Лепельский лесхоз» – Плосковолнистый, местами грядово-мочажинный с минеральными останцами озерно-болотный ландшафт с верховыми болотами на торфяно-болотных почвах (типичный); Среднехолмисто-грядовой ландшафт с сосновыми лесами на дерново-подзолистых почвах (редкий).[1] Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов / В.В. Петров. – М. : БЕК, 1995. – 557 с.