ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические задания по темам курса
Тема 1. Генезис философского знания. Основные направления философии курс лекций тема 1.2.1
1. Западная и восточная философские традиции: общее и особенное.
2. Своеобразие философской мысли Древней Индии и Древнего Китая.
3. Особенности философии буддизма. Буддизм как философия и как религия.
4. Джайнизм как древнеиндийская философская школа и одна из религий Индии.
5. Социально-политическое учение Конфуция и его роль в истории китайского общества.
6. Даосизм как направление древнекитайской философии.
Тема 2. Генезис философского знания. Основные направления философии курс лекций тема 1.2.8
1. Особенности марксистской философии. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля. Суть диалектического и исторического материализма.
2. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
3. Философия экзистенциализма.
4. Психоаналитическая философия.
5. Герменевтика: суть учения, понятие «герменевтический круг».
6. В чём проявляется ситуация «постмодерна» в философии?
Тема 3. Философская мысль Беларуси курс лекций тема 1.3
1. Особенности развития белорусской философской мысли.
2. Белорусская философская мысль эпохи Средневековья (К. Туровский).
3. Особенности белорусской философии эпохи Возрождения.
4. Философские идеи Сымона Будного.
5. Философские идеи Симеона Полоцкого.
6. Особенности белорусской философии эпохи просвещения. Физиократизм.
7. Проблемы религиозной философии Беларуси начала XX в.
Тема 4. Онтология и философия природы курс лекций тема 2.1
1. Современная наука о структуре материального мира.
2. Концепции возникновения и развития Вселенной.
3. Основные концепции пространства и времени в философии и науке.
4. Особенности восприятия времени человеком.
5. Понятие биосферы и ноосферы. Концепции ноосферы.
6. Коэволюция человека и природы Экологические ценности современной цивилизации.
Тема 5. Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика курс лекций тема 2.2
1. Движение как фундаментальное свойство бытия.
2. Исторические формы диалектики.
3. Законы и категории диалектики.
4. Основные принципы синергетики и её роль в постижении развития бытия.
Тема 6. Проблема человека в философии и науке курс лекций тема 3.1
1. Отличительные черты понимания человека в культуре Античности, Средневековья, Нового времени.
2. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
3. Концепции антропосоциогенеза.
4. Социокультурные модусыбытия человека:
а) счастье, условия его достижения;
б) страх в жизни индивида и социума;
в) любовь и её виды. Псевдолюбовь;
г) страдание, возможности избавления от него;
д) свобода и её виды;
е) жизнь, смерть, бессмертие человека.
Тема 7. Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта курс лекций тема 3.2
1. Сознание и психика животных.
2. Сознание и бессознательное.
3. Основные подходы к исследованию искусственного интеллекта в философии и науке.
4. Проблема соотношения сознания и искусственного интеллекта.
5. Риски виртуальной реальности.
Тема 8. Общество как развивающаяся система курс лекций тема 4.1
1. Общество как объект философского познания. Специфика социальной реальности.
2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их связь
между собой.
3. Социальная структура общества. Типы социальных структур.
4. Социальная стратификация. Социальная мобильность и её виды.
5. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
6. Формационный подход в социальной философии.
Тема 9. Перспективы и риски современной цивилизации курс лекций тема 4.2
1. Развитие общества как цивилизационный процесс.
2. Типы цивилизаций в истории общества и в современном мире.
3. Техника и её роль в развитии цивилизации.
4. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
5. Проблемы и риски потребительского общества.
6. Феномен информационного общества.
7. Перспективы развития цивилизации.
Тема 10. Беларусь в современном цивилизационном процессе курс лекций тема 4.3
1. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире.
2. Восточнославянская цивилизация и поиски перспективных моделей мироустройства.
3. Общечеловеческие ценности и ценности современного гуманизма. Трансгуманизм: что это такое?
4. Традиции и новации в исторической динамике культуры.
5. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
Тема 11. Многообразие форм познания и проблема истины в философии курс лекций тема 5.1
1.Проблема познаваемости мира в философии.
2. Агностицизм и его разновидности.
3. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
4. Проблема истины в познании: классическая концепция истины, концепция двух истин, проблема истины в философии марксизма.
5. Концепции истины в современной философии: когерентная, прагматическая, конвенциональная.
6. Истина и правда.
Тема 12. Наука и её социокультурный статус курс лекций тема 5.2
1. В чём проявляется связь и различие обыденного и научного знания?
2. В чём заключаются предпосылки становления науки, каковы основные
этапы её социализации?
3. Что характерно для эмпирического познания и какие методы используются на эмпирическом уровне научного исследования?
4. Что характерно для теоретического познания и какие методы используются на теоретическом уровне научного исследования?
5. Феномен научной революции. Типы научных революций в истории науки.
6. Каков статус ненаучного знания в современной культуре? Какие существуют виды ненаучного знания?
7. Существует ли и в чём выражается социальная ответственность учёных
в современном мире?
Тема 13. Философия в профессиональной деятельности специалиста.
13.1. Философия образования курс лекций тема 6.1.
1. Статус философии образования и её взаимоотношение с общей философией.
2. Философские идеи как интеллектуальная основа образования.
3. Генезис и развитие философской рефлексии над проблемами образования и воспитания человека.
4. Основные концепции философии образования в XX в. Дисциплинарное оформление философии образования. Философия образования как проблема современного педагогического мышления: направления развития.
5. Философия образования и проблема человека. Проблема личностной ориентации образования.
6. Образование как феномен культуры.
13.2. Философия языка курс лекций тема 6.4
1. Язык как предмет философского анализа.
2. Становление философии языка в классической философии.
3. Трактовка языка в постклассической философии.
4. Язык и действительность.
5. Язык и мышление.
6. Язык и общение. Проблема понимания.
13.3. Философия истории курс лекций тема 6.2
1. Философия истории как раздел социальной философии. Этапы развития
философии истории.
2. Историческое прошлое и современность: их взаимосвязь.
3. Историческое бытие как объект познания.
4. Диалектика субъекта и объекта в историческом познании.
5. Эмпирическое и теоретическое в познании истории.
6. Исторический опыт (память) и его роль в познании.
13.4. Философия права курс лекций тема 6.3
1. Философия права в системе философского и научного юридического знания.
2. История философии права: обзор развития философско-правовых учений.
3. Сущность методологии права и её уровни.
4. Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление.
5. Правовая аксиология: ценностное измерение права и система правовых
ценностей.
13.5. Философия естествознания курс лекций тема 6.5
1. Значение философской методологии в естествознании.
2. Основные этапы развития науки и их взаимосвязь с доминирующими системами мировоззрения.
3. Философские проблемы физики, биологии, химии (в зависимости
от специальности).
4. Проблема истины в естествознании и философии.
5. Современное естествознание как фактор социального прогресса.
6. Естественно-научные основания в мировоззрении современного человека.
13.6. Философия спорта.
1.Спорт как культурная практика, одна из сфер бытия человека и предмет философского исследования.
2. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения спорта как самостоятельного института.
3. Игровая теория спорта.
4. Спортивное состязание как культурная форма конфликта.
5. Технизация и рационализация современного спорта.
6. Человек-спортсмен. Этическая проблематика в спорте. Проблемы взаимоотношений в среде спортсменов и болельщиков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА
Тема 1. Генезис философского знания. Основные направления философии
Тема 2. Генезис философского знания. Основные направления философии
Тема 3. Философская мысль Беларуси
Тема 4. Онтология и философия природы.
Тема 5. Философское осмысление проблемы развития. Диалектика и синергетика
Тема 6. Проблема человека в философии и науке
Тема 7. Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта
Тема 8. Общество как развивающаяся система
Тема 9. Перспективы и риски современной цивилизации
Тема 10. Беларусь в современном цивилизационном процессе
Тема 11. Многообразие форм познания и проблема истины в философии
Тема 12. Наука и её социокультурный статус
Тема 1. Генезис философского знания. Основные направления философии
1. Европеец считает комплиментом адресованные ему слова: «У него молодая душа»! Почему, как Вы думаете, если бы эти же слова были адресованы индусу, он бы очень огорчился?
2. Раскройте философский смысл древнекитайского проклятия: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»
3. В чём выражается основная цель «восьмеричного пути спасения»?
Выделите основные ступени этого пути.
4. К какому направлению древнекитайской философии принадлежит учение об «исправлении имён» и в чём состоит его сущность?
5. В чём выражается непосредственная связь понятия кармы с учением о сансаре? Объясните смысл понятия «мокша».
6. Конфуций разделяет людей на три этические категории: «цзюнь цзы»,
«жэнь» и «сяо жэнь». Объясните, что означают эти понятия.
7. Объясните смысл высказывания Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».
8. Как интерпретируется идея Лао-Цзы о «недеянии» в современной философии?
Тема 2. Генезис философского знания. Основные направления философии
1. Прокомментируйте высказывание К. Маркса: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В чём, как Вы думаете, заключается отличие диалектического метода К. Маркса от диалектического метода Г. В. Ф. Гегеля?
2. Как Вы думаете, можно ли утверждать, что возникновение философии марксизма ознаменовало собой революционный переворот в области философского знания?
3. Сопоставьте пути освобождения человека от страданий, предлагаемые А. Шопенгауэром и буддийской философией.
4. Почему философы-иррационалисты заменили понятие «бытие» понятием «жизнь»?
5. В чём, по мнению Ф. Ницше, различаются «мораль рабов» и «мораль господ»?
6. Как Вы думаете, является ли Ф. Ницше предшественником нацизма?
7. Что означает для Ф. Ницше «смерть Бога»? Почему, по мнению философа, место Бога должен занять сверхчеловек?
8. Можно ли согласиться с утверждением З. Фрейда, что «Я» находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я»?
9. Раскройте на примерах роль вытеснения в процессе соотношения сознательного и бессознательного.
10.Прокомментируйте высказывание З. Фрейда: «По отношению к “Оно” “Я” подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, “Я” же – силами заимствованными». Что, по мнению З. Фрейда, использует «Я» в процессе «обуздания» «Оно»?
11. Раскройте смысл высказывания Э. Фромма: «Самосознание, разум и воображение разрушили “гармонию”, свойственную живому существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в причуду Вселенной». В чём, по мнению Э. Фромма, состоит особое положение человека во Вселенной?
12. В чём сущность критики структуралистами основного тезиса философии Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»? Какой вывод был ими сделан в ходе этой критики?
13. Раскройте смысл высказывания Ж. Дерриды: «Внетекстовой реальности вообще не существует».
14. Объясните, почему постмодернисты выступают против философии как особого вида интеллектуальной деятельности, имеющей свою специфику, а также единые мировоззренческие и теоретические основания. Чем, по мнению постмодернистов, должна заниматься новая философия?
15. Объясните, в чём суть высказывания Ж. Делёза о том, что философ больше не должен «докапываться» до сути бытия, а всего лишь ползать по поверхности, как клещ или блоха. Почему у самого Ж. Делёза философия превращается в игру?
16. Объясните смысл одного из парадоксов постмодернизма: «Чем больше культуры, тем меньше творчества». В каком случае, по мнению постмодернистов, возможно творчество?
Тема 3. Философская мысль Беларуси
1. Почему, по мнению Кирилла Туровского, ни разум, ни вера сами по себе не в состоянии познать истину? Раскройте смысл понятия «стройный разум» в его гносеологии.
2. Почему, по мнению К. Лыщинского, невозможно доказать существование Бога?
3. В чём суть возражений С. Полоцкого против утверждения Ф. Бэкона «Знание – сила»? Почему в современных условиях более предпочтительным является учение С. Полоцкого о разуме-нравственности?
4. Прочитайте отрывок из произведения А. Волана «Пра гасудара і ўласцівыя яму дабрачыннасці (Мысліцелі і асветнікі Беларусі: энцыкл. давед. Мінск, 1995. – С. 620–621). Сравните образ государя А. Волана и Н. Макиавелли.
5. С. Полоцкий рассматривал разум человека во взаимосвязи с нравственностью. Поэтому, утверждая, что рациональное познание не безошибочно, он ошибки разума называл грехами. Проведите сравнительный анализ взглядов Ф. Бэкона и С. Полоцкого на заблуждения разума.
6. Объясните, почему в учебных заведениях Беларуси в период контрреформации господствовала схоластическая философия. Назовите философов, которые способствовали преодолению схоластики в философской мысли Беларуси.
7. Прокомментируйте основные причины атеизма К. Лыщинского:
– натурализм – явление природы;
– невозможность логического доказательства бытия Бога;
– существование причин происхождения религии;
– несводимость истин откровения к велениям разума.
8. Почему белорусский мыслитель ХІХ в. А. Довгирд немецкую философию называет идеалистической мнимофилософией? В чём сущность критики Довгирдом идеализма И. Канта и Д. Юма? Идей каких философов в своём учении придерживался Довгирд?
9. Прокомментируйте высказывание Л. Залусского: «Блаженство осуществляется в действии… Никто не становится счастливым без труда, но не всякое действие ведёт к счастью». Какова Ваша точка зрения на соотношение счастья и деятельности человека?
10. Объясните, почему И. Абдиралович считает необходимым осуществление социального творчества вне политики. Как он обосновывает большую значимость идей утопического социализма в сравнении с научным социализмом К. Маркса?
Тема 4. Онтология и философия природы.
1. Являются ли слова «быть» и «существовать» синонимами? Если нет, то
в чём их отличие?
2. Выделите основные виды бытия. Раскройте возможные связи иотношения между ними.
3. Раскройте соотношение понятий «бытие» и «материя».
4. Покажите связь ленинского определения материи с основным вопросом философии.
5. Выделите различные подходы к пониманию субстанции в философии Нового времени.
6. Сопоставьте понятия «движение» и «развитие».
7. Кто из античных философов не принял парменидовское толкование бытия и почему?
8. Раскройте смысл суждения: «Единство мира заключается в его материальности». Назовите мыслителей, философские позиции которых соответствуют данному высказыванию.
9. Какой философской позиции, по Вашему мнению, соответствует высказывание: «Мир един постольку, поскольку мы мыслим его единым»?
10. В чём, по Вашему мнению, заключается единство мира? Обоснуйте свой ответ.
11. Выделите понятия современной западной философии, пришедшие на смену понятия «бытие».
12. Проведите сравнительный анализ понимания бытия в классической и неклассической философии.
Тема 5. Философское осмысление проблемы развития. Диалектика
и синергетика
1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Процесс меры, который одновременно оказывается то только изменением количества, то переходом количества в качество, можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии». Приведите примеры проявления меры в различных областях действительности и сферах жизнедеятельности человека.
2. Объясните, почему закон отрицания отрицания не действует в условиях регресса.
3. Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.
4. Как Вы думаете, в связи с чем в современной диалектике происходит переосмысление марксистской трактовки закона единства и борьбы противоположностей?
5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «…точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное высказывание.
6. Как Вы думаете, какие положения диалектики Гегеля и марксизма были использованы В. И. Лениным в качестве метода разрешения практических проблем, революционной борьбы и строительства нового общества?
7. Сравните диалектический и метафизический методы познания с позиций анализа различных сторон развития.
8. Почему, согласно диалектике, в природе не существует абсолютного тождества и отрицания? Приведите примеры.
9. Раскройте соотношение категорий «единичное», «общее», «особенное». С помощью конкретных примеров объясните, почему недооценка общего ведёт к поверхностному мышлению, а игнорирование единичного – к догматизму и потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов?
10. Проанализируйте динамику взаимодействия содержания и формы. Как Вы думаете, в каких сферах человеческой деятельности существует возможность более полного отвлечения формы от содержания?
11. Верно ли, что установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным? Почему необоснованное установление причинно-следственных связей по принципу «После этого, значит, по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных объяснений? Как Вы думаете, с помощью каких категорий можно избежать таких ошибок?
12. Объясните, каков смысл формулы «Наука – враг случайности».
13. Приведите примеры, подтверждающие следующие моменты диалектики взаимосвязи необходимости и случайности:
а) необходимость и случайность не существуют друг без друга;
б) случайность является формой проявления необходимости;
в) случайность – дополнение необходимости;
г) превращение необходимости и случайности друг в друга в ходе развития
материальных систем.
Тема 6. Проблема человека в философии и науке
1. Объясните, почему неолитическую революцию рассматривают как завершающий этап антропосоциогенеза.
2. Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Согласны ли Вы с существующим мнением, что данная точка зрения не является верной? Обоснуйте свой ответ.
3. По мнению Ф. Ницше, человек ещё не возник и в своей массе он ещё остаётся супершимпанзе. Объясните, почему для Ницше единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники, святые? Какой смысл вкладывал Ницше в понятия «философ», «художник», «святой»?
4. Как Вы думаете, почему ни Н. Бердяев, ни М. Хайдеггер, ни Ф. Ницше категорически не согласились бы с тезисом М. Горького: «Человек – это звучит гордо»? Что собой представляет человек с точки зрения этих философов? А в чём, по Вашему мнению, заключается подлинная сущность человека?
5. Можно ли сказать, что человек живёт бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? А что, по Вашему мнению, может наполнить жизнь смыслом?
6. Прокомментируйте высказывание Н. Бердяева: «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное… а как личность… Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, единственной его судьбой. …он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Действительно ли человек является величайшей загадкой в мире? Приведите примеры, подтверждающие двойственную и противоречивую сущность человека.
7. Прокомментируйте высказывание В. И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Согласны ли Вы с существующим мнением о том, что в обществе реально существует только относительная свобода? В чём, по Вашему мнению, заключается мера свободы личности? Проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах.
8. Раскройте смысл высказывания Э. Финка «Ни животное, ни Бог играть
не могут». Объясните, почему, по мнению Э. Финка, игра является специфическим человеческим феноменом? А каково Ваше мнение?
9. Согласны ли Вы с теми мыслителями, которые утверждают, что человек – это тупик жизни, ошибка биологической эволюции? Обоснуйте свой ответ. Или у человека есть причины, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?
10. По мнению Б. Паскаля, любовь есть неотъемлемое качество человека и невозможно представить себе человеческое существо без любви. Согласны ли Вы с тем, что любовь всё-таки не массовое явление, а редкий подарок и довольно парадоксальная вещь?
Тема 7. Сознание человека как предмет философского анализа. Проблема искусственного интеллекта
1. Раскройте особенности и взаимосвязь понятий «психика», «сознание», «душа», «духовность».
2. Как известно, активность сознания выражается как в формевнутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств, воли), так и в форме внешнего её проявления (деятельности). Приведите примеры, подтверждающие вышеназванные активности сознания.
3. Возникновение и развитие сознания обусловливается биологическими, психическими, психофизиологическими и социальными факторами. Однако и в современном развитом обществе появляются «Маугли». Каковы, по Вашему мнению, основные причины их появления?
4. Творчество человека, по мнению Н. А. Бердяева, предполагает «три элемента – элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворённого уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берёт себе материалы». А что, по Вашему мнению, представляет собой творчество человека? Согласны ли Вы с существующим утверждением о том, что все люди являются творческими существами? Обоснуйте свой ответ.
5. Объясните смысл понятия «виртуальная реальность». Приведитеаргументы, доказывающие существование такой реальности.
6. Используя принцип вытеснения, раскройте взаимосвязь сознательного и бессознательного. Какую роль играет бессознательное в жизнедеятельности человека? Назовите мыслителей, научные открытия которых обязаны внезапному проявлению бессознательного.
7. Объясните, почему человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность прежде всего в процессе самосознания. Выделите факторы формирования самосознания человека. Обоснуйте наличие разных степеней самосознания у различных людей и у одного и того же человека. Назовите мыслителей, которые выделяли самосознание как особую сферу субъективного мира.
8. Раскройте смысл высказывания Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовётся…» Согласны ли Вы с мыслителями, которые считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальные действия? Соизмеряете ли Вы силу своих слов с возможными последствиями?
Тема 8. Общество как развивающаяся система
1. Социальное развитие XX в. отмечено развитием различного типа маргинальных групп. Относительно этих групп нет однозначных оценок учёных. По отношению к каким группам населения впервые было употреблено это понятие? Существуют ли в нашем обществе такие группы? Какова их роль в общественной жизни?
2. Известно, что учение о классах занимает вважнейшее место вмарксистской концепции общества. Какую роль, по К. Марксу, классы играют в общественной жизни? Вечно ли будет существовать классовая структура общества? А как Вы думаете?
3. Покажите на примерах связи сфер общественной жизни:
– социальной и экономической;
– социальной и политической;
– социальной и духовной.
4. Каждый отдельный человек является членом нескольких социальных общностей. Как вы думаете, зависит ли от этого развитие индивидуальности человека? Приведите примеры влияния социальной общности (прогрессивной или реакционной) на человека.
5. В чём заключаются различия между классами и стратами? Приведите примеры классов и страт, существующих в нашем обществе.
6. С развитием какого общественного строя и почему связано развитие более высокой, нежели народность, исторической общности людей – нации? Что можно считать предпосылками консолидации народности в нации? Выделите основные объективные признаки нации. Является ли, на Ваш взгляд, национальное самосознание нациообразующим признаком?
7. Проанализируйте взаимосвязь демографических и экономических процессов и состояний. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1) Зависит ли ускорение или замедление темпов экономического развития от такого показателя, как общая численность населения? 2) Почему к числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относят темпы роста народонаселения? 3) Какое влияние на экономические процессы оказывает миграционная активность населения?
8.Известно, что в ряде стран Востока существовало и существует деление общества на такие социальные группы, как касты. Что представляет собой каста? В чём заключаются различия между кастами и стратами, сословиями, классами?
Тема 9. Перспективы и риски современной цивилизации
1. Сопоставьте цивилизации Запада и Востока, найдите общее и особенное
в их развитии.
2. Известно, что учение К. Маркса об общественно-экономических формациях стало предметом острой полемики в современной социальной философии. В то же время невозможно отрицать, что учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Обоснуйте данное утверждение. Выделите те проблемы, которые возникли в теории общественно-экономических формаций в результате развития общественной практики.
3. В традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Как Вы думаете, о чём свидетельствуют известные слова Людовика XIV «Государство – это я»: о высочайшей степени свободы человека или о жесточайшей зависимости его от своей роли? Может ли считаться и быть свободным человек традиционного общества?
4.Известно, что термин «цивилизация» употребляется прежде всего в значении уровня развития общества. Французские просветители, которые впервые использовали этот термин, делили историю человечества на варварство и цивилизацию. На чём, по их мнению, должно основываться цивилизованное общество? Что, как правило, считается системообразующим основанием цивилизации в современных её определениях?
5. Как считал Н. Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойдённых высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н. Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях. Как Вы думаете, применимо ли данное суждение к цивилизациям, существующим в современном мире? Обоснуйте свой ответ.
6. Вопрос о том, станет ли человек лучше благодаря цивилизации, Ф. Ницше считал смешным, так как противоположное ясно как день. В чём, по мнению Ницше, заключается глубочайший антагонизм между культурой и цивилизацией? Назовите других мыслителей, придерживающихся даной точки зрения. Какие аргументы они приводили, доказывая, что цивилизация есть «смерть духа культуры»?
7. А. Бергсон определял закрытое общество краткой формулой: «Авторитет, иерархия, неподвижность». Черты такого закрытого общества мы находим в первобытной общине, в государствах Древнего мира… А есть ли в современном мире такие общественные системы, существование которых полностью определяется формулой Бергсона? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.
Тема 10. Беларусь в современном цивилизационном процессе
1. Приведите примеры из истории, которые подтверждали быраспространённое мнение о том, что общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований.
2. В современном мире всё большее значение приобретает такаяхарактеристика человека, как менталитет. Что представляет собой менталитет человека, социальной общности? Как Вы думаете, всегда ли менталитет человека соответствует менталитету той социальной общности, членом которой он является?
3. Как известно, существуют многообразные подходы к пониманиюкультуры. Назовите эти подходы. Согласны ли Вы с утверждением многих мыслителей, что основополагающим подходом в культуре является деятельностный подход? Любая ли деятельность человека предполагает возникновение культуры?
4. Современный процесс суверенизации различных народов характеризуется возрождением национальных культур. Как вы думаете, означает ли этот процесс формирование национализма в этих странах или их культура характеризуется единством национального и общечеловеческого? Приведите соответствующие примеры.
5. Почему XVI в. считается «золотым веком» белорусской культуры? Приведите конкретные примеры.
6. Каково, по Вашему мнению, соотношение понятий «культурный человек» и «цивилизованный человек»? Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И, наоборот, – культурным, но не цивилизованным?
7. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что представляют собой ценности культуры? Как взаимосвязаны между собой ценности культуры и деятельность человека? Приведите конкретные примеры.
8. Как Вы думаете, какую роль играют традиции в развитии современной культуры? Обоснуйте свой ответ.
9. Особенностью современного процесса формирования нового миропорядка является глобализация, характеризующаяся свободным движением капиталов и возрастающей зависимостью национальных экономик от глобальных финансовых рынков, а также стиранием географических границ социальных и культурных систем. Возможно ли культурное сопротивление данному процессу? Обоснуйте свой ответ.
Тема 11. Многообразие форм познания и проблема истины в философии
1. Известно, что цвет, который большинство людей воспринимает как красный, дальтоники воспринимают как зелёный. Как Вы думаете, какие выводы из этого факта могли бы сделать агностики и сторонники диалектического материализма? Познаваем ли, по Вашему мнению, цвет, который разные люди воспринимают по-разному? Обоснуйте свой ответ.
2. Какой мыслитель является автором классической концепции истины? Раскройте сущность этой концепции. Охарактеризуйте концепции истины, которые можно выделить в современной философии. Как Вы думаете, являются ли описанные Вами концепции истины исключающими друг друга?
3.Приведите примеры тех истин, которые, на Ваш взгляд, являются относительными. Смогут ли такие истины когда-либо стать абсолютными?
4. Возможно ли существование вечной истины? Подтвердите свой ответ примерами.
5. Любое живое существо на Земле, кроме человека, принимает мир таким, каков он есть. Объясните, почему тяга к знаниям – чисто человеческая потребность, более того – почему она является одной из фундаментальных потребностей человека.
6. Библейский Соломон говорил: «От многой мудрости многие скорби, и умножающий знания умножает скорбь». Согласны ли Вы с этим утверждением? Является ли оно актуальным в наши дни? Обоснуйте свой ответ.
7. Известно, что именно практику часто называют лучшим учителем. Согласны ли Вы с данным утверждением? Можно ли утверждать, что оно всегда соответствует действительности? Подтвердите свой ответ примерами. Почему практика является одновременно абсолютным и относительным критерием истины?
8. Прокомментируйте широко известное высказывание Сократа: «Я знаю то, что я ничего не знаю». Что имел в виду афинский мудрец? Сопоставьте это высказывание с не менее известным высказыванием Мишеля Монтеня: «Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало».
9. Рассказывают, что к древнегреческому философу Анаксимену обратился его ученик с вопросом, почему учителя, умудрённого опытом и учившегося у великих мудрецов, всё же одолевают сомнения. В ответ Анаксимен начертил на песке два круга – маленький и большой, обозначив этими кругами знания своего ученика и свои собственные. Он сказал, что всё, что осталось вне кругов, – это неизвестность. Малый круг меньше соприкасается с неизвестностью, чем большой. А чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с неизвестностью. Значит, чем больше нового человек узнаёт, тем больше будет возникать у него неясных вопросов.
Прокомментируйте слова Анаксимена. Как Вы думаете, является Анаксимен агностиком или оптимистом в объяснении процесса познания?
10. Известно, что интеллектуальными чувствами являются сомнение и вера. Как Вы думаете, на каких этапах деятельности человека они наиболее ярко проявляются? Существуют ли границы сомнения? Обоснуйте свои ответы.
11. Объясните, почему человек стремится к обретению абсолютной истины, но никогда не сможет её достигнуть? Можно ли утверждать, что в каждой истине присутствует (или отсутствует) элемент абсолютного знания?
12. Как известно, важнейшим механизмом творчества является интуиция. Как Вы думаете, в каких видах творческой деятельности достаточно часто проявляется интуиция? Назовите учёных, которые совершили свои открытия посредством интуиции.
Тема 12. Наука и её социокультурный статус
1.Как вы думаете, почему в современном обществе не можетбезоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.
2. Приведите конкретные примеры, раскрывающие противоречивую роль науки в современном обществе. Можно ли рассматривать повсеместную информатизацию и компьютеризацию общества только как благо?
3. В какой исторический период наука превратилась в самостоятельнуюсилу? назовите мыслителя, которого можно рассматривать как «крёстного отца современной науки. Каковы последствия приобретения наукой самостоятельного статуса?
4. Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука – сама себе философия».
5. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как Вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.
6. Более 200 лет назад известный немецкий философ И. Кант посвятилбольшую статью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики». Проанализировав эту поговорку, он пришёл к следующему выводу: то, что по соображениям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике, сама же практика без теории уже и не практика. Прокомментируйте вывод И. Канта. Согласны ли Вы с ним? Может ли, по Вашему мнению, существовать практика без теории и теория без практики?
7. В каких науках широко используются описательные методы? Какими именно причинами это обусловлено? Подтвердите свой ответ примерами.
8. Как Вы думаете, почему в современном научном познании большую роль играют вероятностно-статистические методы? Чем обусловлено их применение: недостаточной развитостью познавательных средств науки или чем-то иным?
9. Известно, что познанием окружающего мира люди занимаются с первобытных времён. В наше время существуют два радикально различающихся мнения о том, когда в человеческом обществе появилась наука. Одни полагают, что наука появилась в доисторические времена с возникновением у людей первых знаний об окружающем мире. Другие считают, что наука начала создаваться лишь в XVII в., когда впервые стали применяться подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. С каким из этих мнений согласны Вы? Аргументируйте свой ответ.
10. Каждая наука вырабатывает специальные методы, соответствующие объектам её исследования. Приведите примеры таких методов. Можно ли переносить методы из одних научных дисциплин в другие?
11. Прокомментируйте высказывание И. П. Павлова: «Метод – самая первая, самая основная вещь в науке. От метода, способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе, метод держит в руках судьбу исследования». Почему, как Вы думаете, именно метод исследования считают самым главным историческим завоеванием науки?
12. Как известно, каждый великий период в истории естествознания приводил к созданию новой модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для XIX в. – паровой двигатель. Рассуждая о том, что может стать символом для современной науки, И. Пригожин приходит к выводу, что её идеал наиболее полно выражает скульптура. Как вы думаете, какие особенности современной науки привели И. Пригожина к такому выводу?
13. Известный физик Г. Герц экспериментально обнаружил существование электромагнитных волн. На вопрос о том, могут ли эти волны быть применены для практических целей, он дал отрицательный ответ. А уже через несколько лет была осуществлена первая беспроволочная связь. Оказалось, что электромагнитные волны имеют огромное практическое применение. В чём Вы видите причину ошибочного ответа Герца?ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Раздел 1. Становление и развитие философии
1. Философия и миф в культуре древних цивилизаций.
2. Феномен мифологического сознания в современной культуре.
3. Философия и религия: формы взаимодействия в истории культуры.
4. Философия и искусство в культуре ХХ в.
5. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
6. Философия в эпоху виртуализации культуры.
7. Философия как жизненный выбор и личная судьба.
8. От мифа к логосу: становление философского мышления в Древней Греции.
9. Рационально-этическая концепция Сократа и её роль в развитии античной философии.
10. От «идеального государства» Платона к «космополису» стоиков: эволюция философско-политических идей в античной культуре.
11. «Благородные истины» буддизма и их философское обоснование.
12. Учение даосов и боевые искусства Востока.
13. Дилемма разума и веры в средневековой философии.
14. Концепция «двух истин» в арабо-мусульманской философии Средних веков.
15. Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.
16. Принцип автономии разума и традиция рационализма в философии Нового времени.
17. Философские основания дискуссий о демократии в социальной мысли эпохи Просвещения.
18. Идея прогресса и проблема закономерностей исторического процесса в философии Просвещения.
19. Нравственные императивы практической философии И. Канта.
20. Этатистская концепция государства Г. В. Ф. Гегеля.
21. Любовь как принцип человеческого бытия в антропологической концепции Л. Фейербаха.
22. От С. Кьеркегора к Ф. Ницше: становление иррационалистических ориентаций в философии конца XIX в.
23. Проблема демаркации философии и науки в классическом позитивизме.
24. Неопозитивизм и постпозитивизм: сравнительный анализ.
25. Марксизм и его роль в становлении социально-критической стратегии современного философствования.
26. Критика массовой культуры в философии неомарксизма.
27. Философские основания феминизма.
28. Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.
29. Возрождение религиозности в философии ХХ в.
30. Структурализм и его роль в становлении методологии гуманитарных наук.
31. Аналитическая философия о природе языка и общения.
32. Герменевтика как искусство толкования и философия.
33. Структурализм о сущности культуры и общества.
34. Современная философия в ситуации постмодерна.
35. Коммуникативная парадигма в философии ХХ в.
36. Ф. Скорина как мыслитель и философ.
37. С. Будный в белорусской культуре и философии.
38. Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси.
39. Философский взгляд на становление и развитие белорусской национальной идеи.
40. Философский взгляд П. Я. Чаадаева на историю России.
41. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской культурной традиции.
42. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф. М. Достоевского.
43. Л. Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.
44. Философия русского космизма.
Раздел 2. Философское осмысление проблем бытия
1. Бытие как проблема философии.
2. Категория небытия в культурной традиции Востока.
3. Понятие материи в философском и научном сознании.
4. Пространство и время как категории культуры.
5. Специфика социально-исторического пространства и времени.
6. Диалектика как философская теория и метод мышления.
7. Природа в религиозно-мифологической картине мира.
8. Диалог человека и природы: смысл и назначение.
9. Экологическая этика: генезис, принципы, проблемы.
10. Философия природы в художественной литературе.
11. Неоромантические и технократические представления о перспективах экологического развития цивилизации.
12. От «прав человека» к «правам природы».
13. Беларусь: наследство и последствия Чернобыля.
14. Концепция природы в философии Тейяра де Шардена.
15. Идея ноосферы в творчестве В. И. Вернадского.
Раздел 3. Философская антропология
1. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
2. «Человек – животное» как тема классической и современной философии.
3. Транс- и постгуманизм о перспективах развития человека.
4. Гендерная проблематика в современной философии и культуре.
5. Экзистенциальная проблематика в современной философии и литературе.
6. Философия абсурда С. Кьеркегора и А. Камю.
7. Проблема свободы в философии Ж.-П. Сартра.
8. Игра как феномен человеческого существования.
9. Виртуальная свобода как феномен постсовременности.
10. Метаморфозы жизни и смерти в истории и современности (Ф. Арьес, Ж. Бодрийяр).
11. Идея «смерти человека» в философии М. Фуко.
12. Современная наука о происхождении человека: проблемы и решения.
13. Проблема самоидентификации личности в психоанализе З. Фрейда.
14. Детство как феномен философии и культуры.
15. Основные стадии жизненного развития в интерпретации Э. Эриксона.
16. Проект «симметричной антропологии» Б. Латура.
17. Образ «массового человека» в философии и литературе ХХ в.
18. Г. М. Маклюэн об исторических типах коммуникации.
19. «Культура молчания» и «культура Логоса» как проекты восточной и западной философии сознания.
20. Психофизические практики Востока в контексте современности.
21. Чувственность, рассудок, разум в контексте классической философии сознания.
22. Фрейдизм и неофрейдизм о природе психики.
23.Архетипы коллективного бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга.
24. «Лингвистический поворот» в постклассической философии сознания.
25. Искусственный интеллект как проблема современных философских дискуссий.
26. Феномен идеологии в философии К. Маркса и неомарксизма.
27. Идеология и её институты в концепции Л. Альтюссера.
28. Новое мифологическое сознание в философии и культуре постмодерна.
Раздел 4. Социальная философия
1. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева.
2. Общество как духовная реальность в философии С. Л. Франка.
3. Понятие социальной реальности в феноменологической традиции.
4. Марксизм об обществе как системе отношений.
5. Понятие социального действия в социологии М. Вебера.
6. Общество как суперсистема в концепции П. Сорокина.
7. Социопсихологическая программа в гуманитарных науках: основные идеи и представители.
8. Восток – Запад: диалог или конфронтация цивилизаций?
9. Концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона.
10. Идея «конца истории» в концепции Ф. Фукуямы.
11. Феномен информационной цивилизации: основные понятия и методологические подходы.
12. Глобализация и идеология антиглобализма: обзор основных концепций.
13. Феномен техники и экологические приоритеты современной цивилизации.
14. Беларусь в ситуации цивилизационного выбора. Возможна ли постиндустриальная перспектива для Беларуси?
15. Экологическое измерение современной техногенной цивилизации.
16. Социальный конфликт и его статус в историческом процессе.
17. Личность и массы в современных формах социодинамики.
18. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
19. Критика концепции всемирной истории в «морфологии культуры» О. Шпенглера.
20. Проблема единства и многовариантности исторического процесса.
21. Феномен элиты в современной социальной философии.
22. Идея локальных цивилизаций в концепции А. Тойнби.
23. Единство исторического процесса и понятие «осевого времени» в философии истории К. Ясперса.
24. Философская концепция истории Н. Н. Бердяева.
Раздел 5. Познание как ценность культуры
1. Опыт анализа познания в русской философской традиции.
2. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
3. Интернет как механизм и средство познания мира.
4. Истина и релятивизм в философии и современной культуре.
5. Статус и специфика науки в культуре Востока и Запада.
6. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
7. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
8. Феномен антинауки и кризис современных форм рационализма.
9. Наука и повседневный мир человека.
10. Научный прогресс: проблема критериев и социальных последствий.
11. Наука и власть в постиндустриальных обществах.
12. Научное сообщество и школы в науке.
13. Феномен научной революции.