Тема 10
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


1.Общие положения о юридической ответственности за нарушение требований экологического и природоресурсного законодательства

2.Основания привлечения к таксовой и гражданско-правовой ответственности

3.Претензии и иски о возмещении экологического вреда

4.Таксовая ответственность

5.Имущественная ответственность

6. Административная ответственность

7. Уголовная ответственность

8. Специальная (эколого-правовая) ответственность


1.Общие положения о юридической ответственности за нарушение требований экологического и природоресурсного законодательства

С разделением консолидированной отрасли права на две самостоятельные комплексные правовое отрасли природоохранные (экологическое) и природоресурсное право, предметами правового регулирования которых соответственно являются: экологического права – охрана и защита окружающей среды; природоресурсного права – общественные отношения в области использования природных ресурсов и охраны права природопользования.

Субъекты экологических и природоресурсных отношений в большинстве своем в добровольном порядке сознательно выполняют требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. В случае же их нарушения наступает юридическая ответственность, которая является одной из важных мер, наряду с мерами поощрения за выполнение указанных требований, правового обеспечения соблюдения и исполнения предписаний экологического и природоресурсного законодательства.

В наиболее общем виде с точки зрения позитивистского понимания, юридической ответственностью является «применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера [с. 418][1].

Признаками юридической ответственности за экологические и природоресурсные правонарушения являются следующие: предусмотрена законодательством; опирается на государственное принуждение; является формой реализации санкции правовой нормы; возлагается в процессуальной форме; выражается в виде лишений личного, имущественного и организационного характера; наступает только за совершенное правонарушение.

Целью юридической ответственности является обеспечение законности и экологического правопорядка, в первую очередь обеспечения экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охраны и защиты окружающей природной среды и соблюдение установленного порядка природопользования.

Таким образом, юридической ответственностью является мера государственного принуждения, заключающаяся в возложении на правонарушителя дополнительной обязанности за неисполнения основной обязанности либо обязательства.

Традиционно в национальном праве и законодательстве выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и дисциплинарную виды ответственности. Однако все больше появляется работ в которых обосновываются специальные виды ответственности, присущие отдельным отраслям права: конституционно-правовая ответственность [с. 5–6][2], финансовая, налоговая ответственность, эколого-правовая ответственность и т.п.

Анализ ст. 104 Закона ООС под названием ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды, где сформулировано, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами, показывает, что во-первых, рассматриваемая новелла носит бланкетный характер, так как отсылает ко всему действующему законодательству, что затрудняет применение юридической ответственности за экологические и природоресурсные правонарушения, во-вторых, в ней отсутствует определение юридической ответственности, в-третьих, такая ответственность может быть установлена только законодательными актами.

Согласно п. 5 ст.2 закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь (Основной закон), Законы (кодифицированные и некодифицированные) и Указы Президента Республики Беларусь.

Интерпретация действующего национального законодательства показывает, что рассматриваемая ответственность установлена в виде: ст. 107 Закона ООС таксовой (компенсационно-штрафной), ст. 110 Закона ООС гражданско-правовой (компенсационной), а также главой 16 (ст. 16.1–16.44) и другими статьями Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от6 января 2021 г. № 91-З (далее – КоАП) в виде административно-деликтной ответственности и главой 26 (ст. 263–284) и другими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (далее – УК) в виде уголовной ответственности, а также в соответствии со ст. 105 Закона ООС в виде специальной (эколого-правовой) ответственности.

При этом, таксовая ответственность детализирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2022 г. № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления» (далее – Постановление № 219), а имущественная – параграфами 1 и 2 главы 58 под названием обязательства в следствие причинения вреда ст. 933–963 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 218-З.

Таким образом, за нарушение требований экологического и природоресурсного законодательства установлены следующие виды ответственности: таксовая (компенсационно-штрафная), имущественная (компенсационная), административная, уголовная и специальная (эколого-правовая) ответственность.

Основанием ответственности является правонарушение, в данном случае экологическое и природоресурсное правонарушение. Однако, на нормативном уровне определения юридической ответственности и экологического и природоресурсного правонарушения не закреплены, что является пробелом в праве.

При этом состав экологического и природоресурсного правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект».

Объектом экологической и природоресурсной ответственности в кратком виде выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу: охраны экологических прав и интересов граждан и юридических лиц; охраны и защиты природной среды и охраны права природопользования.

Предметом экологических правонарушений являются: окружающая природная среда, в том числе, компоненты природной среды: природные и природно-антропогенные объекты, природные и природно-территориальные комплексы и состояния, экологические права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе: жизнь, здоровье и имущество граждан, имущество юридических лиц и имущество находящееся в собственности государства; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации и другие правомочия; а природоресурсных – права природопользователей (пользователей природных ресурсов) такие как право собственности (государственной и частной), право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, право временного пользования, сервитут, право аренды (субаренды), право концессии и иные.

Объективная сторона экологического и природоресурсного правонарушения характеризуется нарушением путем действия либо бездействия требований законодательства в области охраны и защиты природной среды, обеспечения экологических прав и интересов, и установленного порядка природопользования.

С субъективной стороны имеют место обе формы вины умысел либо неосторожность, за исключением случаев причинения вреда источником повышенной экологической опасности, для которых характерен усеченный состав правонарушения, т.к. возмещение вреда производится без учета вины его причинителя.

Субъектами экологической и природоресурсной ответственности могут быть физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства), индивидуальные предприниматели, юридические лица, в том числе иностранные, иностранные государства и международные организации.

Для восполнения пробелов и коллизий в экологическим, природоресурсном, гражданском, административно-деликтном и уголовном законодательстве, оправданно дать следующие определения экологического и природоресурсного правонарушения и юридической ответственности за их совершение и дополнить ими Закон ООС.

Экологическое и природоресурсное правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное либо вредное деяние (действие, бездействие), причиняющие вред, либо создающие реальную (непосредственную) или потенциальную (в будущем, отложенный экологический вред) угрозу причинения вреда окружающей природной среде, в том числе, компонентам природной среды: природным и природно-антропогенным объектам, природным и природно-территоиальным комплексам и состояниям, экологическим правам и законным интересам граждан и юридических лиц, в том числе: жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства; праву на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации и другим правомочиям; либо нарушающее установленный порядок природопользования и причиняющее вред правам природопользователей, предусмотренное и запрещенное под угрозой наказания экологическим, природоресурсным, гражданским, административно-деликтным, уголовным и другим законодательством.

Экологическая и природоресурсная юридическая ответственность – это мера государственного, принуждения, применяемая к правонарушителю в форме личных, имущественных или организационных неблагоприятных последствий в виде таксовой (компенсационно-штрафной), имущественной (компенсационной), административной, уголовной и специальной (эколого-правовой) ответственности.

По мнению А.Ф. Черданцева: «Функции юридической ответственности обусловлены целями, ради которых она устанавливается. Основное назначение ответственности – обеспечить права и свободы субъектов, законность и правопорядок в обществе» [с. 318][3]. В нашем случае это будет обеспечение законности и экологического правопорядка, в первую очередь охраны экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполнение требований по охране и защите окружающей среды, и соблюдение установленного порядка природопользования.

Функциями такой ответственности могут быть: стимулирующая к соблюдению требований экологического и природоресурсного законодательства; компенсационная, направленная на возмещение вреда, причиненного природной окружающей среде в том числе, природным и природно-антропогенным объектам, природным и природно-территоиальным комплексам и состояниям; жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу находящемуся в собственности государства иным экологическим правам и законным интересам этих лиц, а также правам природопользователей; превентивная, обеспечивающая предупреждение новых экологических и природоресурсных правонарушений; и карательная, заключающаяся в наказании лица, виновного в совершении экологического и природоресурсного правонарушения.

Предметом противоправного посягательства могут быть:

в экологическом праве

компоненты природной среды – самостоятельные природные объекты и ресурсы; природно-антропогенные объекты, образуемые ими природные комплексы, природно-территориальные комплексы и природная среда;

жизнь, здоровье граждан, право на благоприятную окружающую среду, право на экологическую информацию и другие экологические права и интересы физических и юридических лиц;

имущество граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имущество юридических лиц и имущество, находящееся в собственности государства.

в природоресурсном праве

право природопользования, установленный законодательством порядок природопользования

Не является экологическим правонарушением самозащита экологических прав и интересов, состоящая из мер предупреждения и пресечения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства.

К мерам предупреждения относится комплекс мероприятий, предусмотренных п. 70 Правил ведения охотничьего хозяйства, утвержденными указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», направленных на предотвращение уничтожения или повреждения сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур дикими охотничьими копытными животными, заключающиеся в применение электроизгородей для охраны особо ценных посевов (опытных, элитных семенных и других); применение электроизгородей и (или) химических репеллентов на подверженных повреждениям участках в периоды, когда сельскохозяйственные культуры особенно уязвимы (кукуруза и бобовые – от посева до всходов, зерновые и зернобобовые – от молочно-восковой спелости до уборки, картофель – от посадки до всходов и с середины августа до окончания уборки); создание на участках посевов, которым угрожают потравы, фактора беспокойства; огораживание и (или) охрана приусадебных участков, применение химических репеллентов. Огораживание от кабана осуществляется по периметру участка с высотой изгороди не менее одного метра и частотой, не допускающей проникновения кабана-сеголетка. При этом принимаемые меры не должны приводить к гибели, ранению или заболеванию диких животных.

Мерами пресечения являются действия в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны, например, самовольное возведение дамбы с использованием грунта во время паводка, для предотвращения подтопления жилых домов, убийство медведя, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь, охота на которых запрещена напавшего на людей с целью защиты их жизни и здоровья.

2.Основания привлечения к таксовой и гражданско-правовой ответственности

В соответствии с ч.2 ст. 104 Закона ООС привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде и выполнения мероприятий по ее охране.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона ООС под вредом, причиненным окружающей среде понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных ее природных компонентов, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии (добыче) или ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

В п. 5 ст. 2 Модельного закона СНГ «Об экологической ответственности в отношении и ликвидации вреда окружающей среде» экологический ущерб (вред) определен несколько иначе, как все негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем и создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. К таким последствиям могут относиться ухудшение здоровья человека и его преждевременная смерть, исчезновение растений и животных, разрушение естественных экосистем, снижение продуктивности сельхозугодий и стоимости недвижимости и др.

Следует отметить, что понятия «ущерб» и «вред» похожие, но не тождественные. Вред заключатся в ухудшении качества, либо уменьшения количества или полного исчезновения охраняемого объекта. Ущербом является денежная оценка причиненного вреда.

При этом ст.106 Закона ООС установлено, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или на основании судебного постановления в полном объеме.

Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим экологический контроль, иной государственной организацией в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:

сведения о государственном органе, иной государственной организации (должностном лице), установивших факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, государственной организации, должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица);

время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;

результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они проводились), подтверждающие факт причинения вреда окружающей среде;

расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде подписывается должностным лицом, установившим этот факт.

Факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.

Факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими экологический контроль, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иными законодательными актами.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются и вред не считается причиненным в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает 3 базовых величин.

3.Претензии и иски о возмещении экологического вреда

Порядок предъявления претензий и исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (экологического вреда) уполномоченными государственными органами установлен ст. 108 и 109 Закона ООС

До обращения в суд с требованием о возмещении экологического вреда, государственный орган, осуществляющий экологический контроль, иная государственная организация предъявляют лицу, причинившему экологический вред, претензию о возмещении этого вреда.

В претензии о возмещении экологического вреда указываются:

сведения о государственном органе, иной государственной организации, предъявляющих претензию (наименование и место нахождения государственного органа, иной государственной организации);

сведения о лице, причинившем вред (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);

обстоятельства, на которых государственный орган, иная государственная организация, предъявляющие претензию, основывают свои требования со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;

размер возмещения экологического вреда, способы и срок его возмещения, реквизиты банковского счета, на который следует перечислять средства для возмещения экологического вреда.

При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать 2 месяцев со дня предъявления (направления) претензии.

К претензии о возмещении вреда, должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

В случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении экологического вреда, отсутствия такс для определения размера возмещения вреда, либо невозможности их применения государственный орган, осуществляющий экологический контроль, иная государственная организация либо прокурор предъявляют иск о возмещении экологического вреда.

Исковая давность на требования о возмещении экологического вреда не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении экологического вреда.

Государственный орган, осуществляющий экологический контроль, иная государственная организация могут заявить требование в суд, рассматривающий экономические дела, о возмещении экологического вреда в порядке приказного производства в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством.

4.Таксовая ответственность

Размер, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде установлены ст. 107 Закона ООС, согласно которой размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Постановлением № 219, а при их отсутствии либо невозможности применения – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен лицом, его причинившим, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств на основании судебного постановления. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, рассчитанного в соответствии с таксами (при их наличии).

u Восстановление нарушенного состояния окружающей среды за счет лица, причинившего вред окружающей среде, производится в сроки, установленные в судебном постановлении и необходимые для проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Следовательно, размер причиненного вреда, во-первых, возмещается по таксам, во-вторых, при отсутствии такс, либо невозможности их применения (например, из-за сложности расчетов) – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Анализ экологического законодательства показывает, что компоненты природной среды обеспечивают среды выполняют три основные функции: экологическую, экономическую и социальную. Их экологическая и социальная функции заключается в том, что в качестве природных объектов они благоприятные условия жизни на Земле, а в качестве природных ресурсов, выполняя экономическую функцию, используются в хозяйственной и иной деятельности. Поэтому при причинении им вреда ущерб возмещается за утрату как экологической, так и экономической функций.

Экологический вред возмещается по таксам, экономический, в соответствии с природоресурсным законодательством, а в случае его отсутствия. в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Идею о самостоятельном характере таксовой ответственности выдвигал В.В. Петров, полагая, что она представляет собой самостоятельный вид ответственности в экологическом праве. В частности, он писал «Такса выступает как уловная единица исчисления причиненного вреда. Предположительно ее можно подразделить на две части, которые соответствуют структуре экологического вреда: первая часть отражает в денежной форме ту долю затрат, вложенных государством на охрану и воспроизводство данного природного объекта; вторая – включает сумму, превышающую размер этих затрат, взыскиваемую в качестве наказания за нанесение экологического вреда, в той доле, которая не восстанавливается компенсацией действительного ущерба. Сочетание компенсационных и карательных функций, выполняемых институтом материальной ответственности в области охраны природы, придает ей значение самостоятельного вида природоохранной ответственности, отличного как от гражданской, так и административной видов ответственности» [С. 154][4].

Таким образом, размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в первую очередь определяется по таксам (под которыми понимается условная единица денежной оценки размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяемая в базовых величинах). Они установлены Постановлением № 219.

Рассматриваемым Постановлением в частности установлены таксы для определения размера причиненного вреда: землям, водам, атмосферному воздуху, лесам, растительному и животному миру, а также несанкционированным размещением отходов повышающие и понижающие коэффициенты к ним.

Например, при незаконном изъятии или уничтожении: диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года (далее – образцы СИТЕС), вред возмещается на основании такс, исчисленных в двойном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь – в тройном, животных, обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие – в тройном, а орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва – в пятикратном размере.

В факультативном порядке, в случае отсутствия такс, либо невозможности их применения вред, причиненный окружающей среде, возмещается по фактическим затратам на восстановление ее нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Состав указанных затрат определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, не полученные государством доходы;

Вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен лицом, причинившим вред, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, содержащимися в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Восстановление нарушенного состояния окружающей среды за счет лица, причинившего вред окружающей среде, производится в сроки, установленные в предписаниях государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, содержащихся в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо в решении суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь и необходимые для проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 сентября 2022 г. № 5 «О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности» при удовлетворении требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, взыскание денежных средств осуществляется в доход республиканского бюджета (пп. 1.12 п. 1 ст. 31 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

В соответствии п.п. 1.12 п. 1 ст. 31 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя возмещение вреда, причиненного окружающей среде, – 100 %; возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, – 100 %.

Однако, как подчеркивается в юридической литературе: «Установленный порядок взыскиваемого с правонарушителя в доход … бюджета не соответствует принципу постоянного восстановления продуктивных сил природы. Интересы дела требуют, чтобы ущерб полностью возмещался тем конкретным отраслям природопользования, которым он причинен, а не растворялся в бюджете» [с. 257][5].

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» для квалификации действий виновного по признакам причинения крупного или особо крупного размера ущерба в результате незаконной рубки, незаконного уничтожения, удаления, изъятия или повреждения древесно-кустарниковой растительности, незаконной добычи рыбы, других водных животных или незаконной охоты следует исходить из специально утвержденных такс для возмещения причиненного ущерба, действующих на день совершения преступления. Для признания размера ущерба крупным или особо крупным необходимо, чтобы установленная такса соответствовала кратности базовых величин, указанной в примечаниях к ст.ст. 275, 281 УК, или превышала ее независимо от индивидуального характера и особенностей предметов охоты, добычи рыбы или других водных животных.

В самых общих чертах таксовая ответственность состоит в претерпеваеиии лицом, совершившим экологическое либо природоресурсное правонарушение санкций имущественного характера взыскиваемых с правонарушитетеля в счет возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.

Является самостоятельным видом юридической (имущественной, материальной, экономической) ответственности: 1) нацелена на имущество, а не личность должника, как, например административная или уголовная ответственность; 2) носит ярко выраженный компенсационно-штрафной характер, так как применяется помимо гражданско-правовой (имущественной, компенсационной), административной (штрафной) и уголовной (штрафной) видов ответственности; 3) ее размер взыскивается по заранее установленным таксам и значительно превышает стоимость поврежденного, уничтоженного либо незаконно добытого компонента природной среды (охотничьей путевки, лесорубочного или лесного ордера, либо лесного билета); 4) взыскивается на основании акта о причинении вреда окружающей среде, по требованию управомоченных государственных инспекторов в добровельном либо судебном порядке, в отличие от административной или уголовной штрафных видов ответственностей; 5) не может быть уменьшена либо отменена, в отличие от гражданско-правовой ответственности; 6) направлена на возмещение экологического вреда и наказание правонарушителя, поэтому взысканные суммы перечисляются в бюджет, а не потерпевшей стороне.

Таксовая ответственность, хотя и носит имущественный характер, однако ее цель отличается от целей других видов ответственности, направленных на имущество правонарушителей. Ее целью является возмещение экологического вреда, причиненного окружающей природной среде.

Таким образом, таксовая ответственность обладает всеми признаками присущими юридической ответственности, при этом отличается от имущественной ответственности в гражданском праве, материальной ответственности в трудовом праве, штрафной ответственности в административном и уголовном праве, поэтому является самостоятельным видом юридической ответственности.

5.Имущественная ответственность

Имущественная ответственность носит компенсационный характер. Направлена на восстановление материального положения потерпевшего, которому причинен вред. В экологическом и природоресурсном праве она заключается, во-первых, в возмещении вреда причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду, во-вторых, в возмещении вреда природопользователю, путем незаконного использования предоставленного ему природного ресурса. Она определяется специальными экологическими и природоресурсными нормативными правовыми актами, а в случае их отсутствия гражданским законодательством.

Общие положения о возмещении вреда сформулированы в ст. 933 ГК и сводятся к следующему: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине, однако Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя; вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.

В цивилистическом понимании гражданско-правовая ответственность состоит в претерпевании лицом, совершившим правонарушение, санкций имущественного характера, взыскиваемых по заявлению потерпевшей стороны и направленных на восстановление ее имущественного положения. Гражданско-правовая ответственность обладает следующими признаками: 1) нацелена на имущественную сферу должника, а не на его личность, как это имеет место в уголовном или административном праве; 2) направлена на восстановление имущественного положения потерпевшей стороны, и поэтому санкции взыскиваются в ее пользу, а не в доход государства; 3) применяется по требованию потерпевшей стороны, которая сама решает, прибегать ей к мерам имущественного воздействия на должника или нет. Определенной свободой обладают стороны и при установлении объема и условий гражданско-правовой ответственности в договоре (диспозитивность гражданско-правовой ответственности) [с.913 – 914][6].

В юридической литературе справедливо отмечается, что в зависимости от особенностей конкретных гражданских правоотношений различаются и виды имущественной ответственности за гражданские правонарушения. Так, по основаниям наступления можно выделить ответственность за причинение имущественного вреда (совершение имущественного правонарушения) и ответственность за причинение морального вреда (вреда, причиненного личности) [с. 433][7].

Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате негативного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме, причинившим его лицом в соответствии с гражданским законодательством (ч.1 ст. 110 Закона ООС).

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду возникают обязательственные правоотношения. «В качестве основания возникновения таких обязательств выступают сами неправомерные действия (деликты), поэтому возникающие на их основе обязательства принято называть деликтными обязательствами. Хотя деликтные обязательства и возникают из неправомерных действий, направлены они на достижение правомерного результата – восстановление нарушенного имущественного положения участников экономического оборота» [с. 426][8], либо восстановление социальной справедливости.

В соответствии со ст. 933 ГК, вред, причиненный личности или имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, где под полным объемом понимается возмещение убытков, равных расходам, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Кроме того, ст.14 Закона ООС предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду. Так, в случае причинения экологическим правонарушением вреда жизни и здоровью граждан, они и их близкие родственники имеют право на компенсацию морального вреда (физических или нравственных страданий) независимо от возмещения имущественного ущерба (ст.151, 152, 968, 969 и 970 ГК).

5.1.Особенности возмещения вреда окружающей среде при осуществлении экологически опасной деятельности

Согласно п. 46 ст. 1 Закона ООС экологически опасная деятельность представляет собой хозяйственную и иную деятельность, которая создает или может создать ситуацию, характеризующуюся устойчивым отрицательным изменением окружающей среды и представляющую угрозу жизни, здоровью и имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, определяемая в соответствии с «Критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности», утв. указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 путем приведения перечня видов экологически опасной деятельности.

При этом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 10 ст. 106 Закона ООС).

Указанная конструкция строиться на идеи повышенной опасности, суть которой состоит в том, что, тот кто своей деятельностью повышает опасности для окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это повышение [с. 288][9]

В случае причинения вреда окружающей среде в результате осуществления деятельности, отвечающей критериям отнесения хозяйственной и иной деятельности к экологически опасной деятельности, до постановки юридического лица и индивидуального предпринимателя, ее осуществляющих на государственный учет в области охраны окружающей среды, суд может возложить на указанных лиц обязанность по возмещению вреда, как на лиц, состоящих на государственном учете.

Экологическим законодательством и ст. 951 ГК определены способы возмещения вреда, которые заключаются в возмещении ущерба в натуре,применительно к компонентам природной среды и имуществу это (восстановление нарушенного либо уничтоженного природного объекта или предоставление вещи того же рода и качества, а также в обязанности исправить поврежденную вещь и т.п.), или если это невозможно, например, в отношении жизни и здоровья граждан, то возместить убытки.

6. Административная ответственность

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере охраны окружающей среды и установленного порядка природопользования являются административные проступки, которых за год по республике фиксируется несколько десятков тысяч.

В новом Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 91-З экологическим и природоресурсным правонарушениям посвящена глава 16 под названием: Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, ст. 16.1–16.45, рядом иных статей КоАП.

Новацией юридической ответственности за указанные правонарушения является смягчение наказания и упрощение порядка привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности, а также профилактическая и предупредительная направленность КоАП. Введены такие меры воздействия, как предупреждение, устное замечание и профилактические меры в отношении несовершеннолетних. Произведена градация административных правонарушений на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. Установлен такой порядок, при котором возможно освобождение от административной ответственности лица, совершившего административный проступок, с заменой взыскания на предупреждение, которое не является административным взысканием.

Применительно к экологическим и природоресурсным деликтам с учетом их особенностей можно дать следующее определение административного правонарушения.

Экологическим и природоресурсным административным правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное) общественно-вредное посягающее на экологические права и интересы граждан и юридических лиц, состояние окружающей природной среды и порядок природопользования деяние (действие либо бездействие), за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП административная ответственность выражается в порицании лица, совершившего административное правонарушение, и наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, подлежащее административной ответственности.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъектом административной ответственности может быть вменяемое, не отстающее в умственном развитии физическое лицо, умышленно или по неосторожности совершившее противоправное деяние, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением административных проступков, за которые ответственность наступает с 14-ти лет – это: жестокое обращение с животным или избавление от животного (ст. 16.29).

Индивидуальный предприниматель несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью: в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, с учетом специального условия и в соответствии с санкцией, предусмотренной для физического лица, если индивидуальный предприниматель не указан в санкции либо не выполняется специальное условие.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо (ст. 4.6 КоАП). При этом реорганизация юридического лица не является основанием для освобождения его от административной ответственности за совершенное административное правонарушение (ст. 4.7 КоАП).

Объектами противоправных посягательств выступают: экологическая безопасность, экологическое состояние окружающей природной среды и установленный порядок природопользования.

Экологическая безопасность является состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологическое состояние окружающей природной средыозначает ненарушенность, целостность, устойчивое функционирование компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов, природных и природно-территориальных комплексов, способность выполнять ими экологическую, экономическую, социальную и другие функции, присущие природному объекту.

Под правом природопользования понимается урегулированная нормами экологического и природоресурсного права деятельность, осуществляемая для удовлетворения хозяйственных и других потребностей, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду. Право природопользования может осуществляться на титулах: права собственности, права постоянного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права временного пользования и аренды. Его содержание составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению природным ресурсом. Поэтому правонарушения связанные с незаконным использованием природных ресурсов, несанкционированным отчуждением права пользования ими и т.д. следует классифицировать не как правонарушения в области права собственности либо порядка управления, а как экологические правонарушения.

Административно-деликтная ответственность установлена главой 16 КоАП (ст. 16.1–16.44) и другими статьями (ст. 22.8. Самовольное строительство, ст 22.11. Нарушение порядка проведения раскопок, ст. 23.1. в части несоблюдения порядка использования радиочастотного спектра, ст. 24.38. Нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ст. 24.42. Купание в запрещенных местах, ст. 24.47. Нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ст. 24.51. Нарушение порядка предоставления и изъятия земельных участков).

За исключением: ст. ст. 16.13. Самовольное производство изыскательских работ; ст. 16.14. Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ; 16.24. Незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений; ст. 16.26. Незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных; ст. 16.28. Нарушение требований в области ветеринарной деятельности; ст. 16.30. Нарушение правил содержания животных; ст. 16.37. Нарушение требований по эксплуатации водохозяйственных, мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и устройств; ст. 16.38. Повреждение водохозяйственных систем, гидротехнических сооружений и устройств либо самовольное подключение к системам питьевого водоснабжения или канализации: 16.39. Нарушение требований в области семеноводства; ст. 16.45. Нарушение порядка идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (стад).

Исключение указанных статей обусловлено тем, что изыскательские и топографо-геодезические работы не имеют отношения к охране окружающей среды, а сельскохозяйственные животные и растения, их семена а также водохозяйственные и мелиоративные системы, гидротехнические сооружения и устройства являются имуществом, а не природными объектами и ресурсами.

В частности, административно наказуемыми являются следующие деяния:

ст. 16.1. Нарушение технических требований или нормативов в области охраны окружающей среды;

ст. 16.2. Нарушение требований экологической безопасности;

ст. 16.3. Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе;

ст. 16.4. Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, биологическими или химическими веществами;

ст. 16.5. Нарушение требований к захоронению радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами;

ст. 16.6. Нарушение требований правового режима территории радиоактивного загрязнения;

ст. 16.7. Нарушение требований в области карантина и защиты растений;

ст. 16.8. Нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания;

ст. 16.9. Нарушение режима охраны использования особо охраняемых природных территорий и отдельных природных территорий, подлежащих специальной охране;

ст. 16.10. Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране;

ст. 16.11. Порча земель;

ст. 16.12. Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства;

ст. 16.15. Нарушение требований по охране и рациональному использованию недр;

ст. 16.16. Нарушение правил лесопользования;

ст. 16.17. Незаконная рубка, незаконные удаление, пересадка, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности;

ст. 16.18. Нарушение правил лесовосстановления и лесоразведения;

ст. 16.19. Нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей;

ст. 16.20. Незаконный сбор и (или) уничтожение лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы;

ст. 16.21. Нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

ст. 16.22. Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности;

ст. 16.23. Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира;

ст. 16.24. Незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений;

ст. 16.25. Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных;

ст. 16.27. Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты;

ст. 16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного;

ст. 16.31. Загрязнение атмосферного воздуха;

ст. 16.32. Невыполнение требований по оснащению газоочистными установками и системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

ст. 16.33. Нарушение требований в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ мобильными источниками выбросов;

ст. 16.34. Загрязнение либо засорение вод;

ст. 16.35. Нарушение правил водопользования;

ст. 16.36. Самовольное пользование природными ресурсами;

ст. 16.40. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов;

ст. 16.41. Разведение костров в запрещенных местах;

ст. 16.42. Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;

ст. 16.43. Нарушение законодательства об охране озонового слоя;

ст. 16.44. Нарушение законодательства об обращении с отходами;

7. Уголовная ответственность

Крупномасштабное потребление природных ресурсов, усиливающееся антропогенное воздействие на окружающую среду и при этом увеличивающееся количество экологических правонарушений причиняют все больший экономический и экологический вред природной среде, экологической безопасности граждан и их объединений, что негативно сказывается на устойчивости социально-экономического развития государства. Такое положение дел побудило законодателя более широко использовать уголовно-правовые средства для охраны права природопользования, окружающей природной среды, а также жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц в результате вредного воздействия на окружающую среду.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З впервые к его определяющим задачам ст.2 отнесена охрана природной среды и дано легальное определение экологического и природоресурсного преступления преступления.

Согласно п. 1 Примечания к главе 26 раздела 9 преступлениями против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

С такой дефиницией согласится трудно, из-за того, что она противоречит Конституции и другим правовым актам. Согласно природоресурсным нормативным актам, Закону «Об охране окружающей среды» объектами правовой охраны выступают не только природные объекты и комплексы, но и окружающая среда в целом, а также жизнь, здоровье граждан, имущество физических, юридических лиц и имущество, находящееся в собственности государства, а также установленный порядок природопользования. Причем в соответствии со ст. 2 Основного Закона высшей ценностью и целью общества и государства является человек, его права и свободы и гарантия их реализации, а не какие-либо иные ценности, в том числе и сохранность природных объектов, ресурсов и комплексов.

Таким образом, с учетом изложенного, экологическим и природоресурсным преступлением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное) посягающее на экологические права и интересы физических и юридических лиц, состояние окружающей природной среды и установленный порядок природопользования деяние (действие либо бездействие), за которое установлена уголовная ответственность.

С учетом того, что под экологической безопасностью понимается состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к преступлениям против экологической безопасности, с учетом приоритетов ценностей, следует причислить общественно опасные деяния, представляющие угрозу для жизни, здоровья граждан, их индивидуальным и коллективным правам и интересам, а также окружающей среде.

Преступлениями против природной среды оправдано считать те, которые причиняют либо могут причинить общественно опасный вред отдельным природным ресурсам: землям, недрам, водам, атмосфере, лесам, растительному и животному миру, и природным комплексам (особо охраняемым природным территориям) – в составе заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и (экологически неблагополучным территориям) – в виде зон экологических риска, кризиса, бедствия.

Преступления против экологической безопасности от преступлений против природной среды должны отграничиваться предметами причинения вреда.

Поэтому, к преступлениям против экологической безопасности оправданно отнести деяние, в результате которых существенно нарушается, либо уничтожается охраняемый природный объект, что влечет массовое уничтожение лесов, растительного и животного мира, либо причинение вреда или создает угрозу его причинения жизни и здоровью граждан, что влечет объявление определенной местности экологически неблагополучной территорией.

Преступлениями против природной среды следует считать общественно опасные деяния, нарушающие установленный порядок природопользования, создающие угрозу причинения, либо причиняющие вред отдельным компонентам природных объектов и комплексов, путем их нарушения или уничтожения, которое не вызывает крупномасштабных негативных экологических последствий и не связано с человеческими жертвами.

К таким преступлениям, относятся общественно опасные деяния, указанные в главе 26 УК и иных главах, но направленные на причинение вреда окружающей среде, а также в результате вредного воздействия на не жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц.

Субъектами уголовной ответственности являются вменяемые (ст.28 УК) физические лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст.27 УК).

К лицам, совершившим экологические преступления могут применяться следующие виды уголовных наказаний (ст.48 УК):

в качестве основных – общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничения по военной службе; арест; ограничение свободы; направление в дисциплинарную воинскую часть; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь.

в виде дополнительных – лишение воинского или специального звания, конфискация имущества.

Общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Уголовная ответственность установлена главой 26 УК (ст. 263–284) и другими статьями (ст. 131 Экоцид, ч.2 ст. 136 Преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов, ст. 3391. Жестокое обращение с животным).

За исключением: ст. 284 Нарушение требований в области ветеринарной деятельности, так как ветеринарная деятельность связана с ведением сельского хозяйства, а не охраной окружающей среды и природопользованием.

К преступлениям против экологической безопасности относятся деяния предусмотренные:

Статьей 131. Экоцид (Глава 17. Преступления против мира и безопасности человечества) под которым понимается умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Статьей 136. Преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (Глава 18. Военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны), в части нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта путем умышленного причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде.

Деяния, указанные в Главе 26, относящиеся к экологической безопасности – это: ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности; ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов; ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства; ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды; ст. 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.

К преступлениям против природной среды относятся деяния, причиняющие вред следующим природным объектам и комплексам:

Землям – ст. 269. Порча земель.

Недрам – ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников; ст. 271. Нарушение правил охраны недр.

Водам – ст. 272. Загрязнение либо засорение вод; ст. 273. Нарушение правил водопользования.

Атмосфере – ст. 274. Загрязнение атмосферы.

Лесам – ст. 275. Загрязнение леса, среды произрастания древесно-кустарниковой растительности; ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса, древесно-кустарниковой растительности по неосторожности.

Растительному миру – ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.

Животному миру – ст. 283. Нарушение правил охраны рыбы и других водных животных; ст. 284. Нарушение требований в области ветеринарной деятельности; ст. 3391. Жестокое обращение с животным (глава 30. Преступления против общественного порядка и общественной нравственности).

Особо охраняемым природным территориям – ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение природных комплексов или объектов особо охраняемых природных территорий; ст. 264. Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Экологически неблагополучным территориям – ч.2 ст. 269. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; ч.2 ст. 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; ч.2 ст. 282. Незаконная охота в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

К преступлениям против порядка природопользования принадлежат:

ст. 277. Незаконная рубка, незаконные уничтожение, удаление, изъятие или повреждение древесно-кустарниковой растительности.

ст. 281. Незаконная добыча рыбы или других водных животных; ст. 282 Незаконная охота; ст. 282-1. Незаконное перемещение (транспортировка) или разделка диких животных.

По утверждению проф. С.А. Балашенко общее правило разграничения и применения административной и уголовной ответственности заключается в том, что административная ответственность применяется только за административные правонарушения, предусмотренные особенной частью Кодекса об административных правонарушениях, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности [c. 110][10].

Как отмечается в юридической литературе: «К признакам административного правонарушения необходимо относить противоправность, общественную вредность, виновность и наказуемость деяния. Содержание указанных признаков практически не отличается от признаков преступления, за исключением, пожалуй, такого признака, как общественная вредность (для преступления – общественная опасность), так как административное правонарушение отличается от преступления в первую очередь характером и размером вреда, который причиняется охраняемым правом общественным отношениям [с. 29][11].

8. Специальная (эколого-правовая) ответственность

Сверхнормативное негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, нарушение установленного порядка природопользования причиняют либо могут причинить вред экологическим правам и интересам граждан и юридических лиц, природной среде и ее компонентам – природным объектам и ресурсам. Для предотвращения или минимизации такого вреда в экологическом и природоресурном законодательстве установлены меры по ограничению, приостановлению и прекращению хозяйственной и иной деятельности.

Следует отметить, что такие меры закреплены в ст. 105 Закона ООС под названием приостановление (запрет), иные ограничения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую.

Так в случае выявления нарушения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, создающего угрозу причинения вреда окружающей среде, государственным органом, осуществляющим экологический контроль, могут приниматься меры, направленные на приостановление (запрет), иные ограничения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, гражданским законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также с процессуальным законодательством.

Приостановление (запрет) может применяться в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также их цехов, производственных участков, объектов строительства, оборудования.

Ограничение хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может применяться путем приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, наложения ареста на имущество юридического лица или индивидуального предпринимателя, задержания транспортных средств на время проверки, ареста и (или) изъятия вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами, орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывания помещений, мест хранения документов и (или) имущества.

Экологические общественные объединения и граждане имеют право на предъявление в суд иска о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред или создается опасность причинения экологического вреда в будущем.

Согласно п. 9 ст. 106 Закона ООС если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать лиц, осуществляющих такую деятельность, помимо возмещения экологического вреда приостановить до устранения выявленного нарушения либо запретить такую деятельность.

Другими словами, эти меры могут быть применены органом, осуществляющим государственный экологический контроль, судом или по исковому заявлению общественных объединений либо граждан, т.е. в административном либо в судебном порядке. Являются гражданско-правовой либо административной ответственностью в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности, которые в юридической литературе получили обобщенное наименование эколого-правовой (специальной) ответственности.

По этому поводу О.А. Зиновьева пишет: «… принудительное приостановление, ограничение и прекращение права специального природопользования, а также экологически вредной деятельности являются мерами воздействия, закрепленными в нормах природоресурсного и экологического права, за нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. Применение этих мер воздействия к лицу, совершившему правонарушение, есть ответственность, обязывающая правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия» [с. 23][12].

В юридической литературе высказывается заслуживающее внимания мнение, согласно которого меры государственного принуждения (т.е. возложение обязанностей без согласия другой стороны) не ограничиваются юридической ответственностью, они могут применяться и в других случаях в виде мер предупредительного воздействия, мер пресечения противоправного поведения и мер защиты [c. 490][13].

Меры пресечения используются для прекращения противоправных действий или для предупреждения их вредных последствий. К ним относятся, например, приостановление деятельности субъекта хозяйствования, работающего с неисправными очистными сооружениями до устранения неисправности, либо введение запрета на осуществление этой деятельности если очистные сооружения ввести в эксплуатацию не удается или приостановление, или прекращение права специального природопользования.

Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению обязанности, которую оно должно было исполнить в добровольном порядке, но не исполнило, например, возместить вред, причиненный окружающей природной среде либо снести за свой счет самовольно возведенные на земельном участке постройки.

Все меры государственного принуждения направлены на обеспечение исполнения требований экологического и природоресурсного законодательства. При этом меры наказания применяются за совершенные правонарушения, а меры предупреждения и защиты заключаются в недопущении совершения правонарушений в будущем, т.е. являются профилактическими санкциями, направленными на предотвращение противоправных деяний.

Таким образом, меры предупреждения и меры защиты не относятся к юридической ответственности, т.к. не влекут для лица дополнительных неблагоприятных последствий, а направлены на предотвращение экологических и природоресурсных правонарушений в будущем, либо на принудительное исполнение существующей обязанности.

Меры пресечения применяются для прекращения противоправных действий, влекут для правонарушителя дополнительные неблагоприятные последствия в виде приостановления или запрета на осуществление хозяйственной и иной деятельности либо приостановления или прекращения права специального природопользования и поэтому являются видом специальной экологической и природоресурсной ответственности, применяемой в административном или уголовном порядке. При этом такая санкция может использоваться как самостоятельно, так и наряду с другими видами юридической ответственности гражданской, административной, уголовной. Такие меры связаны в той или иной степени с имущественными лишениями правонарушителя, поэтому должны применяться только в судебном порядке.

[1] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М. : ИНФРА-М–НОРМА, 1997. – 570 с.

[2] Боголейко, А.М. Конституционно-правовая ответственность в Республике Беларусь и зарубежных странах / А.М. Боголейко, Г.А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 287 с.

[3] Черданцев, А.Ф. Теория государства и права : Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М. : Юрайт, 1999. – 432 с.

[4] Петров, В.В. Экология и право / В.В. Петров. – М. : Юрид. лит., 1981. – 224 с.

[5] Шемшученко Ю.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР / Ю.С. Шемшученко. – Киев: Наук. думка, 1976. – 275 с.

[6] Гражданское право: Учебн. В 2ч. Ч. I / Под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2000. – 976 с.

[7] Гражданское право: в 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : БЕК, 1998. – 816 с.

[8] Гражданское право. часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. – М. : ТЕИС, 1996. – 552 с.

[9] Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. Мзд. 3-е стереотип. – М. : Статут, 2001. – 354 с.

[10] Обзор экологического законодательства Республики Беларусь : Практическое пособие. – СПб. : Невский Простор, 2003. – 190 с.

[11] Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования. Ответственность за их совершение : пособие / под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2018. – 196 с.

[12] Зиновьева, О.А. Приостановление, ограничение, прекращение природопользования и деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства об охране окружающей среды / О.А. Зиновьева // Экологическое право. – 2004. – No 3. – С. 21–23.

[13] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М. : НОРМА, 2002. – 832 с.