Тема 2.
ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


1. Понятие и классификация источников экологического права

2. Нормативные правовые акты – основной вид источников экологического права

3.Общепризнанные принципы международного права – как источники экологического права

4. Международные договоры Республики Беларусь – вид источников экологического права


1. Понятие и классификация источников экологического права

Систему экологического права следует отличать от системы законодательства. Первая определяет его внутреннее строение, группировку норм по институтам, подотраслям, общей, особенной и специальной частям, вторая относится к внешним формам выражения права и характеризует состояние его источников.

В юридической литературе внешнюю форму выражения и закрепления норм права принято называть источниками либо формами права.

Из общего смысла ст.2 Закона ООС следует, что экологические отношения регулируются экологическим законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, смягчения последствий изменения климата.

Экологические законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона ООС, актов законодательства об ООПТ, об охране озонового слоя, об охране атмосферного воздуха, об обращении с отходами, об охране и использовании торфяников, о гидрометеорологической деятельности, законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства, содержащих нормы, регулирующие экологические отношения.

Правовой режим охраны компонентов природной среды и других природных ресурсов регулируется земельным, горным, водным, лесным, флористическим и фаунистическим законодательством, а также экологическим законодательством в части, не урегулированной указанными отраслями законодательства.

Экологические отношения, в той мере, в какой это необходимо для охраны и защиты окружающей среды регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о ядерной и радиационной безопасности.

При подготовке проектов актов законодательства не допускается включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

Таким образом в экологическом праве его источники подразделяются на принятые в установленном порядке управомоченными государством субъектами правотворческого процесса в виде нормативных правовых актов и на санкционированные ими акты в качестве источников права, которыми являются общепризнанные принципы международного права и международные договоры.

Источники экологического права можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе – на законодательные акты и другие нормативные акты; по предмету регулирования – на общие и специальные; по характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные; в зависимости от направлений взаимодействия общества и природы на – природоресурсные и природоохранные акты.

Исходя из того, что ряд вопросов в области охраны и защиты окружающей среды урегулирован помимо отраслевого законодательства другими правовыми актами, существенное практическое значение имеет классификация источников по функциональной принадлежности. В этом плане они подразделяются на: общерегулятивные, содержащие нормы, применяемые во всех или большинстве отраслей права; специальные, непосредственно предназначенные для регламентации охраны и защиты окружающей среды и экологизированные, регулирующие иные, а не экологические отношения, но содержащие нормы этой отрасли права.

2. Нормативные правовые акты – основной вид источников экологического права

Применение законодательства составляет основу при регулировании отношений по охране и защите окружающей среды, обеспечению экологических прав и интересов физических и юридических лиц, других связанных с ними отношений.

Согласно ст.1 закона от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») под законодательством понимается система нормативных правовых актов, регулирующих в данное время определенные общественные отношения.

Законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений.

По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на обладающие высшей юридической силой законодательные акты, к которым принадлежат Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь и акты законодательства – другие нормативные правовые акты, которые носят подзаконный характер.

Экологическое законодательство составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Республики Беларусь; решения, принятые республиканским референдумом; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Совета Министров Республики Беларусь; нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления; решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов; нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц); технические нормативные правовые акты.

При этом в соответствии со ст. 85 Конституции указы Президента Республики Беларусь не должны противоречить законам, а согласно ч. 1 ст. 15 Закона «О нормативных правовых актах декреты Президента Республики Беларусь, изданные до вступления в силу изменений и дополнений Конституции, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., применяются до признания их утратившими силу законами.

По объему правового регулирования нормативные правовые акты подразделяются на общерегулятивные и специальные.

К общерегулятивным нормативным правовым актам, прежде всего, относятся: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (далее – Декларация) и Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., 27 февраля 2022 г.) (далее – Конституция, Основной Закон).

Статьей 5 Декларации установлено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

В Конституции закреплены основы экологического права. В частности ст.9 сформулировано, что территория республики, под которой в данном случае понимается пространство (суша, воды, недра, воздушная сфера) и другие объекты природы, является естественным условием существования и основой благосостояния народа, в ст.46 – что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а так же то, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, охраны и восстановления окружающей среды. В ст.13 определено, что собственность в республике может быть государственной и частной. В ст.55 установлено, что охрана природной среды и бережное отношение к природным ресурсам – долг каждого. Следует отметить, что долг в данном контексте является не юридическим требованием, так как всех обязать охранять природу невозможно, а моральным императивом, обращенным к нравственности всех вместе и каждого в отдельности.

Другими общерегулятивными правовыми актами являются:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З в соответствии со ст. 1 которого, к отношениям в области охраны окружающей среды в субсидиарном порядке допускается применение норм гражданского права.

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», который направлен на защиту общегосударственных интересов.

Общерегулятивными актами, определяющими виды, формы, меру и порядок привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны и защиты окружающей среды и обеспечения экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц, являются:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З; Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 91-З; Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З; Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З; Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З; Уголовный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 259-З.

К специальным нормативным правовым актам принадлежит законодательство в области охраны и защиты окружающей среды и природоресурсное законодательство:

К законодательству в области охраны окружающей среды относятся:

закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»;

закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 93-3 «О гидрометеорологической деятельности»;

закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»;

закон Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях»;

закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами»;

закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, Кодекс Республики Беларусь, 17 июля 2023 г. №289-З;

закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-З «О мелиорации земель»

Законодательство в области защиты окружающей среды составляют:

закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141–З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-З «О радиационной безопасности населения»;

закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 96-3 «О безопасности генно-инженерной деятельности»;

закон Республики Беларусь от 10 октября 2022 г. № 208-3 «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии»;

закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»; и другие законодательные акты.

Природоресурсное законодательство:

В природоресурсных Кодексах и Законах содержится немало норм, связанных с охраной и защитой природных ресурсов: земель, недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, растительного и животного мира, что свидетельствует об экологизации природоресурсного законодательства. К природоресурсному законодательству относятся:

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З;

Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З;

Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 272-З «Об охране и использовании торфяников»;

Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З; закон Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении»; Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З;

Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З; закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 45-З «Об электросвязи»; закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»; закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя»;

Лесной кодекс Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З;

закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире»;

закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире»;

закон Республики Беларусь от 1 апреля 2024 г. № 361-З «Об ответственном обращении с животными»;

закон Республики Беларусь от 5 марта 2024 г. № 356-З «Об обращении с генетическими ресурсами»;

закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии».

К специальным актам Главы государства относится Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Специальным актом Правительства является постановление Совета Министров Республики Беларусь № 247 «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь (НСМОС)», «Положение о Национальной системе мониторинга окружающей среды», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 949.

К специальным нормативным актам так же можно отнести и решение Конституционного суда Республики Беларусь от 26 августа 2005 г. № П-14 141/2005 посвященное вопросам защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду при размещении автозаправочных станций в непосредственной близости от жилых и общественных зданий, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 13 (в ред. Постановления от 29 сентября 2022 г. № 6) «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования», постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 сентября 2022 г. № 5 «О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности».

Ряд организационных и процессуальных вопросов по упорядочению отношений в области охраны и защиты окружающей среды предусмотрен в приказах, инструкциях, правилах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по имуществу, Министерства лесного хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства по налогам и сборам, иных республиканских органов государственного управления подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Все большую роль в регулировании экологических отношений играют экологизированные нормативные правовые акты. При этом под экологизацией законодательства понимается включение требований в области охраны и защиты окружающей среды в содержание нормативных правовых актов иных отраслей законодательства (гражданского, предпринимательского, административного, уголовного, финансового, налогового и пр.). Таким образом, экологические требования, содержащиеся в других отраслях законодательства, дополняют и уточняют применительно к различным сферам деятельности положения специального экологического законодательства.

В целом, в вышеприведенных источниках экологического права нашло отражение становления в республике рыночной экономики, что повлекло переход от административных, к экономическим методам регулирования отношений в области охраны и защиты окружающей среды. Основными составляющими которых, получившими закрепление в нормативно-правовых актах, регулирующих охрану и защиту окружающей среды в настоящее время, являются: приоритет экологических ценностей над экономическими интересами, переход от преимущественно бесплатного к преимущественно платному негативному природопользованию; расширение круга охраняемых природных объектов и мер юридической ответственности за нарушение требований экологического законодательства; принцип полного возмещение ущерба, причиненного природным объектам, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц вне зависимости от вины причинителя такого вреда.

2.1. Технические нормативные правовые акты разновидность источников экологического права

Большая роль в регулировании экологических отношений принадлежит техническим нормативным правовым актам, где закрепляются технические нормы, которыми в отличие от социальных норм регулируются не общественные отношения, а установлен порядок и охраны и защиты окружающей среды.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что некогда недоступная праву область становиться объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защищать экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и к природным ресурсам [с. 118][1].

В соответствии со ст. 3 Закона ООС к техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды относятся:

экологические нормы и правила, являющиеся обязательными для соблюдения;

технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды к объектам технического нормирования и объектам стандартизации (за исключением технических условий и стандартов организаций).

Экологическими нормами и правилами определяются правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, правила установления (расчетов) нормативов качества окружающей среды и нормативы качества окружающей среды, за исключением определяемых гигиеническими нормативами, иные требования в области охраны окружающей среды.

Экологическими нормами и правилами не могут устанавливаться требования и правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к выполнению работ (оказанию услуг), содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Экологические нормы и правила утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации.

Техническим нормативным правовым актам посвящено постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2016 г. № 400 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие и опубликования экологических норм и правил».

К техническим нормативным правовым актам можно отнести:

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2022 г. № 32-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 19-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20 августа 2020 г. г. № 6-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены Требования по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации полей фильтрации.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 ноября 2022 г. № 26-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены Правила расчета технологических нормативов водопользования.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т «Об утверждении экологических норм и правил» которым утверждены Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 марта 2022 г. № 2-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены Требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству.

3.Общепризнанные принципы международного права – как источники экологического права

Признание за общепризнанными принципами международного права формы источников национального права является новацией для Конституции и законодательства в области охраны окружающей среды. Общепризнанные принципы международного права в качестве источников экологического права можно рассматривать опираясь на ч. 1 ст. 8 Основного закона, в которой определено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствия им законодательств, причем это положение указано в ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» в качестве одного из основных принципов нормотворческой деятельности.

Однако, во-первых, определение принципов международного права в законодательстве отсутствует, во-вторых, не все общепризнанные принципы международного права могут являться источниками белорусского экологического права.

Принципы международного права закрепляются в различных международных актах, носящих рекомендательных характер, причем их признание обеспечивается авторитетом принявшего их межгосударственного образования, например, Организация Объединенных Наций (ООН), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Содружество независимых государств (СНГ) и других международных организаций, как правило, учредителем и участником которых является Республика Беларусь.

Как справедливо указывается в юридической литературе: «Вопрос о конституционном признании общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы России, а, следовательно, и в качестве источников современного российского права является неотъемлемой составной частью более общего вопроса, а именно – вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и национального (внутригосударственного) права» [с. 760][2].

Соответствие этим принципам национального законодательства достигается посредством их имплементации в отечественные нормативные правовые акты. Но не всех, а только тех, которые содержаться в международных актах, за которые голосовала полностью или частично Республика Беларусь и которые не противоречат Конституции и национальным интересам Республики Беларусь.

Таким образом, общепризнанные принципы международного права могут быть источниками национального права в том случае если они содержаться в международных актах, принятых авторитетными международными организациями учредителем и участником которых является Республика Беларусь, за которые она полностью либо частично голосовала и которые не противоречат Конституции и национальным интересам Республики Беларусь.

В частности, такие основополагающие начала экологического права сформулированы в Декларации по окружающей среде от 16 июня 1972 г., принятой конференцией ООН в Стокгольме по проблемам окружающей человека среды [с. 682–687][3], в Декларации по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г., принятой конференцией Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро [с. 687–692][4], а также в модельных Кодексах и Законах для стран-членов ЭАС, СНГ и других актах межгосударственных организаций.

В Преамбуле Декларации по окружающей среде и развитию определено, что подтверждая Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, и стремясь развить ее, преследуя цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через посредство создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия в целях заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, провозглашает, что:

Принцип 1. Забота о человека является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

Принцип 2. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.

Принцип 3. Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5. Все государства и все народы сотрудничают в решении крайне важной задачи искоренения бедности – задачи, являющейся необходимым условием устойчивого развития, – в целях уменьшения расхождений в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6. Особой ситуации и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых стран и стран, наиболее уязвимых в экологическим отношении, придается особое значение. В рамках международных действий, принимаемых в области окружающей среды и развития, следует также учитывать интересы и потребности всех стран.

Принцип 7. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие, но дифференцированные по своей степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают на общества на окружающую среду планеты, и тех технологий, и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8. Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить масштабы нерационального практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9. Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и передовые технологии.

Принцип 10. Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, а также цели и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия в области окружающей среды и развития, в отношении которых они применятся. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с необоснованными экономическими и социальными издержками для них, в частности развивающихся стран.

Принцип 12. Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экологическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации, или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции страны, осуществляющей импорт. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба. Государства обеспечивают оперативное и более решительное сотрудничество в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикций.

Принцип 14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью противодействовать или воспрепятствовать перемещению и передаче в другие государства деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб экологической среде или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15. В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16. Национальные власти должны стремиться обеспечить интернализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17. Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и которые должны утверждаться решением компетентного национального органа.

Принцип 18. Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международной сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19. Государства направляют потенциально пострадавшим государствам предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о мероприятиях, которые могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие крайне необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21. Созидательные способности, идеалы и мужество молодежи мира следует мобилизовать в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить более светлое будущее для всех.

Принцип 22. Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23. Следует обеспечивать защиту среды обитания и природных ресурсов народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации.

Принцип 24. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.

Принцип 26. Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, провозглашенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

4. Международные договоры Республики Беларусь – вид источников экологического права

Кроме национального законодательства экологические отношения регулируются международными договорами, которые обладают высшей юридической силой по отношению к национальным НПА, так как согласно п. 6 ст. 2 Закона ООС если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе ООС, то применяются правила международного договора.

Использование договоров для упорядочения отношений Республики Беларусь с другими государствами регламентировано законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» ст. 33 которого определено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется применение (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, каким выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

При этом международные договоры могут заключаться на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровне, соответственно Республикой Беларусь с другим государством, Советом Министров Республики Беларусь с правительством иностранного государства и министерством, Государственным комитетом (их департаментом) Республики Беларусь с государственным органом иностранного государства.

Оно может быть дано в форме закона, декрета и указа Главы государства, постановления Правительства либо постановления государственного органа. Например, участницей Конвенции о создании организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья, заключенной в г. Париже (Франция) 18 апреля 1951 г. Беларусь стала на основании закона Республики Беларусь от 27 мая 2002 г.; к Будапештскому договору о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г. республика присоединилась в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2001 г. № 262, а согласие на подписание Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, совершенной в г. Эспо (Финляндия) 25 февраля 1991 г. было дано постановлением Совета Министров БССР от 19 февраля 1991 г. № 55.

К международным актам относятся договоры, соглашения, конвенции, пакты, протоколы подписанные, ратифицированные и парафированные Республикой Беларусь в области окружающей среды со странами ЕАЭС и государствами «дальнего зарубежья», которые условно можно подразделить на три группы

В первую группу входит Договор о Евразийском экономическом союзе, ратифицирован законом Республики Беларусь от 9 октября 2014 г. направленный на сближения национальных законодательств государств – участников ЕАЭС, в котором закреплена тенденция на достижение сходства законодательств об охране окружающей среды и в направлении основных принципов рационального использования природных ресурсов.

Другую группу составляют Московское Соглашение от 8 февраля 1992 г. «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды от 19 июля 1994 г. в котором в наиболее общем виде нашли отражение стремления стран Союзного государства проводить согласованную политику в области охраны природной среды.

К третьей группе относятся: Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, совершена в Эспо (Финляндия) 25 февраля 1991 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, совершена в Женеве 13 ноября 1979 г.; Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г.; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, совершен в Монреале 16 сентября 1987 г.; «Конвенция о биологическом разнообразии» совершена в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г.; «Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры находящихся под угрозой исчезновения» подписана в Вашингтоне 3 марта 1973 г., и иные в которых нашли отражение требования направленные на сохранение как природы в целом, так и отдельных ее элементов и компонентов – редких и исчезающих видов животных и растений, вод, лесов, кислорода в атмосферном воздухе, озонового слоя и климата. Основная цель этих международных договоров сохранение объектов природы имеющих значение для двух, нескольких стран или мирового сообщества в целом.

Как источники права, заключенные и ратифицированные Республикой Беларусь международные договоры, отличаются от общепризнанных принципов международного права тем, что международные договоры являются для Беларуси обязательными, мало того, являются частью национального законодательства и обладают высшей юридической силой по отношению к отечественным нормативным правовым актам. Общепризнанные принципы международного права носят рекомендательный характер, напрямую не действуют, их признание заключается в обеспечении им соответствия национального законодательства, путем внесения в него изменений и дополнений на основе этих принципов. При этом международные договоры, как и общепризнанные принципы международного права не должны противоречить Конституции и национальным интересам Республики Беларусь.



[1] Общая теория права и государства : Учебн./ Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1996. – 472 с.

[2] Марченко, М.Н. источники права: учеб. Пособие / М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005. – 760 с.

[3] Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. – М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. – 832 с.

[4] Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. – М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. – 832 с.