Тема 3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
1.Понятие и общая характеристика экологических правоотношений
2.Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
3. Субъекты экологических правоотношений
4. Объекты экологических правоотношений
1.Понятие и общая характеристика экологических правоотношений
Под правоотношениями в теории права понимаются урегулированные нормами права общественные отношения. Следовательно, экологическими правоотношениями будут урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие по поводу охраны и защиты окружающей среды, охраны экологических права и интересов граждан, юридических и приравненных к ним лиц, а также связанные с ними отношения направленные на оптимизацию этих процессов в виде государственного управления, экономического и организационного обеспечения и юридической ответственности за нарушение требований экологического законодательства.
Указанные правоотношения обладают сложной по составу элементов структурой, в которую входят субъект, объект и содержание, включающее права и обязанности сторон. Их можно классифицировать по различным основаниям.
По способу удовлетворения интересов управомоченного лица они подразделяются на вещные и обязательственные. К вещным, принадлежат отношения: права собственности и иных вещных прав на природные и природно-антропогенные объекты, а к обязательственным относятся договорные отношения по выпуску экологических товаров, выполнению экологических работ и оказанию экологических услуг; а также отношения, по возмещению ущерба возникающие из причинения экологического вреда.
По характеру содержания выделяют регулятивные и охранительные экологические правоотношения. При этом регулятивные отношения подразделяются на регулятивные статические и регулятивные динамические. Статические закрепляют экологические права и обязанности субъектов, а динамические опосредуют порядок их осуществления.
Охранительные отношения могут быть двух видов: охранительно-регулятивными, которые направлены на охрану и защиту окружающей среды и охранительно-репрессивные, последние являются результатом нарушения установленного порядка охраны и защиты окружающей среды, в следствие чего они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности.
Кроме того, в зависимости от степени индивидуализации сторон экологические правоотношения могут быть абсолютными и относительными. В абсолютных правоотношениях индивидуально определена одна сторона – носитель экологических прав, а другой стороной являются все и каждый, которые обязаны воздерживаться от нарушения прав и охраняемых законом интересов указанных лиц. В относительных правоотношениях определены обе стороны, например, заказчик и исполнитель экологических услуг по договорам экологического страхования, экологического аудита и т.п.
По форме выражения экологические правоотношения подразделяются на – материальные и процессуальные. В материальных экологических отношениях закрепляются экологические права и обязанности их субъектов, в процессуальных – порядок реализации прав и исполнения обязанностей.
Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности сторон в области охраны и защиты окружающей среды, которые закреплены в ст. 9–12 и ст. 13, 16 Закона ООС, другом экологическом и природоресурсном законодательстве.
2.Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
В основании экологических правоотношений находятся юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми законодатель связывает их возникновение, изменение или прекращение.
Юридические факты в свою очередь подразделяются на следующие категории:
по последствиям на:
правообразующие – вызывают возникновение экологических правоотношений, например, начало осуществления субъектом хозяйствования деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду;
правоизменяющие – направлены на изменение объема существующих экологических правоотношений, например, включение земельного участка, водного объекта, без их изъятия у пользователей, в состав заказника, ограничивает права землепользователей и водопользователей, а исключение этих природных ресурсов из состава особо охраняемой территории, наоборот, расширяет сферу их прав;
правопрекращающие – служат для аннулирования экологических правоотношений, так полное возмещение экологического вреда, причиненного субъектом хозяйствования имуществу гражданина, прекращает обязательственные экологические правоотношения.
по волевому признаку на события и деяния:
события – это юридические факты, не зависящие от воли людей, в частности, к ним можно отнести негативные действия стихийных сил природы (ураганы, наводнения, крупномасштабные поражения лесов и дикорастущих растений вредителями и болезнями (например, поражение участков леса жуком топографом), массовые заболевания диких животных (свиная чума, птичий грипп и т.п.)), порождают экологические отношения в области защиты природной окружающей среды и ее компонентов;
деяния (действия либо бездействия) акты, выражающие внешнее проявление воли, могут быть правомерными и неправомерными, например, подача заявления юридическим лицом в территориальный орган Минприроды на получение комплексного природоохранного разрешения одновременно является действием и правомерным поведением, а не принятие мер по борьбе с вредителями и болезнями леса администрацией лесхоза, повлекшее причинение ущерба лесным культурам будет бездействием и экологическим правонарушением.
Во многих случаях для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в области окружающей среды требуется несколько юридических фактов называемых юридическим составом, например, в соответствии со ст. 106 Закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного окружающей среде производится добровольно либо в судебном порядке на основании на основании акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется государственным органом, осуществляющим экологический контроль.
3. Субъекты экологических правоотношений
В наиболее общем виде субъектами отношений в области охраны и защиты окружающей среды являются:
государство в лице Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды, иных государственных органов;
административно-территориальные единицы в лице местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
общественные объединения, иные юридические лица;
физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Их участниками могут быть иностранные и международные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные государства, их административно-территориальные (государственно-территориальные) образования, являющиеся в соответствии с законодательством этих государств участниками отношений в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
При этом из общего смысла ст.124 ГК следует, что к приравненным к юридическим лицам относятся государство Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, так как к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных правоотношениях.
В частности, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы являются субъектами права собственности на компоненты природной среды и бенефициарами при получении экологического налога и других обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Наличие субъектов является непременным условием любого экологического правоотношения. Ими могут быть только лица, за которым законодатель признает возможность являться носителем субъективных прав и обязанностей. Это юридическое свойство лица называется правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом экологического права и субъектом экологических правоотношений. Правосубъектность возникает, изменяется и прекращается исключительно по воле законодателя путем закрепления ее в соответствующем нормативном правовом акте. Никто не может сам наделить себя правосубъектностью, изменить ее в отношении себя, либо освободить себя от правосубъектности. В экологическом праве она установлена нормативными правовыми актами в области охраны и защиты окружающей среды путем перечисления таких субъектов, например, субъектами охранительных отношений в области окружающей среды указаны индивидуальных предприниматели и юридические лица, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду. Экологическая правосубъектность включает три элемента: правоспособнось, дееспособность и деликтоспособность.
Каждый субъект экологического права обладает правоспособностью, юридической возможностью быть носителем субъективных прав и обязанностей.
В экологическом праве, в зависимости от типов природопользования общее или специальное, выделяется два вида правоспособности, общая и специальная.
Общая правоспособность признается за физическими лицами с момента рождения, а индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами с момента их государственной регистрации и прекращается в момент смерти физического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя либо ликвидации юридического лица. Она гарантирует ее обладателю возможность стать субъектом отношений общего негативного природопользования.
Специальная правоспособность – возможность быть участником экологических правоотношений, связана с получением специального разрешения в виде разрешения, комплексного природоохранного разрешения, лицензии предоставляющих право на осуществление хозяйственной и иной деятельности в ходе которой оказывается воздействие на окружающую среду путем выброса газообразных веществ, сброса жидких веществ и складирования твердых отходов.
Дееспособность представляет собой юридическую возможность субъекта экологического права своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя и юридические обязанности и исполнять их. Дееспособность находится в тесной связи с правоспособностью. Совместно с последней она является условием для того, чтобы субъект экологического права мог стать субъектом экологических правоотношений.
Правоспособность и дееспособность физических лиц не всегда совпадают по времени. Как правило, дееспособность в полном объеме у них наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста. В виде исключения, в соответствии с брачно-семейным, трудовым, аграрным и гражданским законодательством, граждане приравниваются к полностью дееспособным по достижению ими 16-летнего возраста: при вступлении в брак; работы по трудовому договору (контракту), (членства в сельскохозяйственном производственном кооперативе) и занятия предпринимательской деятельностью.
У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в отличие от граждан, право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно. В качестве юридических лиц – субъектов экологического права и правоотношений – выступают организации, отвечающие следующим признакам: а) обладают организационным единством; б) имеют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество, а землю и другие природные ресурсы – в частной собственности, постоянном или временном пользовании, включая аренду; в) несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам; г) вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности; д) ведут самостоятельный баланс или смету; е) могут быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица подразделяются на коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли, в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие ее между участниками и некоммерческие организации, основной целью деятельности которых является достижение социального или иного эффекта, а не получение и распределение между участниками прибыли.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий, а некоммерческие в виде потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, учреждений, фондов и в других, предусмотренных законодательством формах.
Право- и дееспособность юридических лиц носит специальный характер. Они приобретают права и обязанности в области охраны окружающей среды только в соответствии с целями своей деятельности, которые закреплены в их учредительных документах и положениях. Некоторыми видами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения или лицензии.
Право- и дееспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации, а прекращается после внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Деликтоспособность – это закрепленная в нормативных актах способность лица или образования нести юридическую ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Для физических лиц деликтоспособность зависит от вида юридической ответственности, возраста и психического состояния. Так субъектами административной и уголовной ответственности могут быть вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а субъектами таксовой, имущественной и специальной (эколого-правовой) ответственности совершеннолетние ограниченно или полностью дееспособные лица.
У юридических лиц деликтоспособность появляется и прекращается одновременно с право- и дееспособностью. Они могут нести таксовую, имущественную, административную и специальную виды ответственности.
Иностранные государства, иностранные и международные организации, не имеющие статуса юридического лица, приравниваются по своему правовому положению к юридическим лицам, так как к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых экологическим законодательством.
4. Объекты экологических правоотношений
Другим непременным условием любых экологических правоотношений является наличие объектов. Так как они способны удовлетворить разнообразные интересы и потребности лиц, общества и государства. По поводу объектов возникают, изменяются и прекращаются экологические правоотношения. Вследствие чего объекты оказывают решающее влияние на формирование предмета правового регулирования экологического права и на содержание экологических правоотношений.
Неполный перечень объектов экологических правоотношений сформулирован в ст. 5 Закона ООС. К ним отнесены земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, леса, болота, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, микроорганизмы, ООПТ, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, природные ландшафты и биотопы, естественные экологические системы и климат, а также право природопользования.
Все они, за исключением климата являются предметами материального мира, которые еще российские дореволюционные юристы подразделяли на естественные: землю, недра, горы, долины, реки, озера, а также результаты человеческой работы: мосты, плотины, насыпи, строения и т.п. [c. 6][1]. Другими словами, все вышеперечисленные в ст. 5 объекты в силу натурального происхождения, согласно доктрине экологического права, оправданно отнести к природным объектам.
Согласно общетеоретических представлений, объектами любой отрасли права могут быть: материальные блага, нематериальные блага, документы и действия лиц. Анализ экологического законодательства дает основания отнести к ним:
материальные блага, предметы материального мира – компоненты природной среды (самостоятельные природные объекты и ресурсы), природно-антропогенные объекты, образуемые ими природные и природно-территориальные комплексы, и окружающую среду в целом, которую составляют природные и природно-антропогенные объекты и антропогенные объекты;
нематериальные блага – жизнь, здоровье, экологическая информация, экологическая безопасность, благоприятная окружающая среда, биологическое и ландшафтное разнообразие, право негативного природопользования и т.п.;
документы – разрешения, комплексные природоохранные разрешения, лицензии и т.п.
действия лиц по выпуску и реализации экологических товаров, выполнению экологический работ, оказанию экологических услуг.
Среди объектов охраны и защиты экологического права в первую очередь следует выделить окружающую человека среду, которую образует совокупность природных и природно-антропогенных объектов, составляющих природную среду и антропогенных объектов.
Кроме того, в законодательстве отсутствует четкая классификация объектов экологического права, что является пробелом в правовом регулировании и создает определенные трудности при правоприменении.
С точки зрения структуры природные объекты могут быть однородными (первичными), названные в Законе ООС компонентами природной среды и комплексными (вторичными).
Однородными (первичными), названными в п.13 ст. 1 Закона ООС компонентами природной среды являются: земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, и микроорганизмы.
К комплексным (вторичным), которые образуют однородные природные объекты принадлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы, а также особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, природная среда и окружающая среда
4.1.Природные объекты
Однородные (первичные) природные объекты включая землю (в том числе почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, и микроорганизмы, названы в Законе ООС компонентами природной среды чисто технически, для того, чтобы показать, что они существуют не самостоятельно независимо друг от друга, а образуют и входят в состав более крупных объединений комплексных (вторичных) объектов экологического права.
В ст. 1 Закона ООС даны противоречивые фрагментарные определения этих объектов с закреплением некоторых юридических и естественно-научных признаков.
По этому поводу Краснов И.И. оправданно писал, что биологические, экологические и другие естественно-научные характеристики природных объектов и соответствующие им понятия не могут быть автоматически восприняты юриспруденцией для применения в законодательстве. Каждая наука вырабатывает понятия и термины соответственно своему предмету, задачам и подходу к изучаемым явлениям. Право не является простым слепком с экологии (как, впрочем, и с экономики), и поэтому правовые отношения не представляют собой юридической копии экологических связей. Предмет экологии – взаимоотношения живых организмов с окружающей средой, а предмет юриспруденции – общественные отношения между людьми по поводу окружающей природной среды [5, с. 40][2].
Впервые определение природного объекта, ставшее в последствие общепризнанным, в науке экологического и природоресурсного права дал В.В. Петров. В частности, он отмечал, что в отличие от социальных объектов материального мира, производимых человеком для удовлетворения своих экономических и культурно-оздоровительных потребностей, природный объект характеризуется: естественным источником происхождения, неизменным состоянием в экологической системе природы, социально-экологической ценностью для общества [с. 24][3].
С точки зрения современной науки экологического права к признакам природных объектов, позволяющих отграничивать их от имущества (вещей) – объектов гражданского права, оправданно отнести: естественные происхождение, нахождение в экологических взаимосвязях с другими природными объектами и выполнение функций жизнеобеспечения экологической, экономической, социальной и иных.
Естественное происхождение указывает на то, что природные объекты возникли в результате эволюционного развития Вселенной и планеты Земля, которая появилась 4,5 млрд. лет назад без участия человека и могут сами по себе существовать неограниченно длительный период времени.
Экологические связи природных объектов с другими компонентами окружающей среды проявляются в том, что между ними происходит постоянный обмен энергией и веществами, т.е. круговорот веществ в природе, например, растительность является пищей для травоядных животных, которые в свою очередь поедаются плотоядными представителями дикой фауны, теми и другими после их смерти питаются микроорганизмы и т.д. При этом в юридической литературе оправданно указывается, что отдельные элементы природы состоят в сфере ее правовой охраны до тех пор, пока они функционируют как части единого природного механизма, находятся в системе экологических связей. Выход природного вещества из естественной взаимосвязи с природой означает исключение его из числа объектов правовой охраны природы [с. 42][4]. В частности, не относятся к природным объектам добытые из недр полезные ископаемые, срубленные в лесу деревья, скошенная трава, т.к. они утратили экологические связи с другими компонентами природы и перешли в разряд имущества.
Экологическая функция компонентов природной среды состоит в том, что земля, недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, микроорганизмы в совокупности обеспечивают благоприятный условия для существования жизни на Земле.
Экономическое значения природных объектов заключается в том, что они в качестве природных ресурсов используются или могут использоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, средств производстве и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Социальная ценность природных объектов обусловлена тем, что они используются в научных, учебных, оздоровительных, рекреационных, спортивных и иных социально значимых целях.
Представляется, что можно дать следующее определение, к природным объектам относятся однородные, самостоятельные компоненты природной среды – земля (в том числе почвы), недра, воды, атмосфера (включая атмосферное пространства, атмосферный воздух и озоновый слой), растительный и животный мир, микроорганизмы, имеющие естественное происхождение, находящиеся в экологической взаимосвязи с другими природными объектами и выполняющие экологическую, экономическую и социальную функции, в отношении которых экологическим законодательством установлен режим охраны, защиты и использования.
Общепризнанным в экологическом праве является то, что для индивидуализации природных объектов, с целью их разграничения друг с другом, законодатель наделяет их дополнительными устойчивыми признаками, сформулированными в определениях этих объектов в природоресурсных Кодексах и Законах. Поэтому к природным объектам не относятся предметы природы не обладающие такими устойчивыми признаками, например, лужи образовавшиеся после дождя, выпавший снег, проросшая на асфальте трава и т.п.
4.2. Природно-антропогенные объекты
Понятие природно-антропогенный объект для экологического права относительно новое. Как отмечается в юридической литературе включение отдельных элементов природы в систему связей вследствие воспроизводства ресурсов природы человеком сопровождается распространением на них природоохранных мер [с. 42][5]. К ним относятся измененные, но не до антропогенных либо воссозданные, человеком объекты, которые по своему правовому положению приравниваются к природным объектам. Например, к видоизмененным природным объектам относится Днепро-Бугский канал, созданный путем спрямления и углубления русла реки Муховец, а к искусственно созданным – озеленительные насаждения населенных пунктов, полезащитные насаждения, водохранилища, пруды, обводненные карьеры и т.п.
Таким образом, природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной или иной деятельности или созданный человеком, обладающий признаками (свойствами) природного объекта и выполняющий его функции.
4.3.Природные ресурсы
Природные ресурсы представляют собой юридически обособленные (индивидуализированные) участки либо части природных объектов (земельные участки, участки недр, части водных объектов) предоставленные в пользование для различных потребностей граждан, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как указывается в юридической литературе: «Разделение природопользования и охраны природы получило свое отражение в формировании двух различных понятий – природный объект и природный ресурс. Первое понятие выражает предмет правовой охраны природы, а второе – предмет так называемых природоресурсовых отраслей права. Между тем понятие природного ресурса выражает не что иное, как полезность для общества (ресурс) того или иного природного объекта. Иначе говоря, природный ресурс – это одна из сторон понятия природного объекта, каждый природный ресурс не перестает быть вместе с тем и природным объектом» [с. 10][6].
Природные ресурсы – это природные объекты, природно-антропогенные объекты и природно-территориальные комплексы, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, средств производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Охрана и защита предоставленных в пользование природных ресурсов возложена на их пользователей, а не предоставленных в пользование, составляющих как бы резервный фонд – на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
4.4. Комплексные объекты экологического права
Согласно ст. 1 Закона ООС природный комплекс представляет собой функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. К ним можно отнести естественные экологические системы, природные ландшафты и биотопы, а также особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории.
Однако, в юридической литературе отмечается: «К числу объектов использования и охраны законодательство относит природные комплексы. Это – участки природной среды (земельного, водного, лесного, а иногда и недренного пространства), включающие совокупность природных объектов и природных систем, обособленных государством с целью их охраны от вредного воздействия хозяйственного потенциала общества. Последнее обстоятельство имеет решающее значение. Любой участок природы – естественный комплекс, но в категорию специально охраняемых входят лишь те, относительно которых состоялось решение компетентных органов государства» [с. 59][7].
Следовательно, типичные и редкие природные ландшафты, естественные экологические системы и биотопы являются природными комплексами не в юридическом, а в естественно-научном географическом и биологическом понимании. Объясняется это тем, что все они не обладают индивидуально определенными признаками, поэтому их нельзя обособить, а, следовательно, и урегулировать нормами права их режимы, например, установить на них право собственности, либо иные права. Они могут быть объектами, оценки, исследования, изучения естественных наук. Их правовая охрана достигается путем включения их в состав особо или специально охраняемых природных территорий или объявления их самих специально охраняемыми природными территориями. Их оправданно назвать природными комплексами.
Согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» в самых общих чертах территориальной единицей является территория специального режима использования (заповедник, национальный парк, заказник, территория памятника природы, биосферный резерват), другая территория специального режима использования, созданная в установленном законодательством порядке, например, экологически неблагополучная территория.
Указанные территории создаются для сохранения особо ценных природных объектов и комплексов, имеют границы, месторасположение, для управления ими, как правило, создаются администрации, поэтому их оправданно назвать природно-территориальными комплексами.
Другими природно-территориальными комплексами, которые создаются в целях сохранения полезных качеств окружающей среды являются природные территории, подлежащие специальной охране. Их перечень сформулирован в ст. 80 Закона ООС.
К ним принадлежат: курортные зоны и курорты; зоны отдыха; парки, скверы и бульвары; водоохранные зоны и прибрежные полосы; зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения; рекреационно-оздоровительные и защитные леса; типичные и редкие природные ландшафты и биотопы; естественные болота и их гидрологические буферные зоны; места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь; природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки и (или) миграции диких животных; охранные зоны ООПТ; иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.
Следовательно, особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории относятся к территориальным единицам, которые образуются с целью сохранения или восстановления природных и природно-антропогенных объектов, природных комплексов и состояний, и использования их ресурсов. Причем в пределах особо и специально охраняемых природных территорий устанавливается, соответственно особый и специальный режимы охраны природных и природно-антропогенных объектов, природных состояний и использования их ресурсов, а в пределах национальной экологической сети и биосферных резерватов смешанный режимы охраны и использования таких объектов и ресурсов. В границах экологически неблагополучных территорий устанавливается специальный режим восстановления деградированных природных объектов и комплексов.
Таким образом, природно-территориальный комплекс представляет собой функционально и естественно связанные между собой части природных и природно-антропогенных объектов, природных состояний, объединенных географическими, биологическими и иными признаками, в отношении которых экологическим законодательством с целью их сохранения установлен особый, специальный либо смешанный режим охраны, использования либо восстановления.
К ним относятся: особо охраняемые природные территории, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты и экологически неблагополучные территории.
4.5. Жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц
Крупномасштабное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду привело к тому, что под угрозой исчезновения оказались не только живые и неживые природные объекты, но и как биологический вид сам человек, его жизнь и здоровье, а также имущество «вещи».
«Постепенный переход от охраны окружающей природной среды к охране окружающей среды делает человека непосредственным объектом охраны. В отличие от природных объектов предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы. Точнее экологические права и интересы» [с.119][8].
Задача первостепенной охраны жизни и здоровья людей привела к тому, что в Беларуси вместо закона БССР от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы в Белорусской ССР» [2][9], целью которого являлось усиление охраны природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, был принят закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» направленный на охрану природной среды для обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Однако, ст. 5 Закона ООС к объектам охраны в отнесены только природные объекты и комплексы. Жизнь и здоровье граждан в этот перечень не вошли.
В юридической литературе по этому поводу указывается: «Нельзя не отметить противоречивость экологического законодательства. В названный перечень правовой охраны не включены человек, его здоровье и жизнь, испытывающие влияние окружающей среды. Однако значительная часть норм экологического законодательства посвящена регулированию данных вопросов» [с. 73][10].
Определение жизни в законодательстве не установлено. Однако, Инструкцией о порядке констатации смерти, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 228 определен порядок установления смерти пациента. В частности, смерть человека констатируется по двум параметрам: согласно п.п.3.3. п.3 Инструкции при полной и необратимой утрате функций головного мозга у пациента, либо в случае: отсутствия сердечной деятельности; попыток спонтанного дыхания; полной арефлексии, если с момента остановки кровообращения прошло более 30 минут (п.15 Инструкции).
Представляется, что смерть – это утрата жизненно важных функций человеческого организма, необратимые прекращение деятельности головного мозга и (или) сердца.
Здоровьем согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», является отсутствие заболеваний, а также состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека.
С точки зрения гражданского права имуществом являются материальные блага, имеющие потребительскую ценность предметы материального мира – движимые и недвижимые вещи, принадлежащие на праве собственности физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу либо государству Республике Беларусь или административно-территориальной единице, или находящиеся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления у организации.
В экологическом праве такие вещи названы антропогенными объектами, которые созданы человеком для обеспечения его хозяйственных и социальных потребностей и не обладают свойствами природных объектов.
Возмещение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, и имуществу, находящемуся в собственности государства в результате негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности предусмотрено ст. 110 Закона ООС. При причинении вреда им при других обстоятельствах, например, на производстве, либо при ДТП, порядок его возмещения регламентируется не экологическим, а трудовым и гражданским законодательством.
4.6. Документы
К документам, предоставляющим право негативного воздействия на окружающую среду принадлежат на разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на специальное водопользование (сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств) и разрешений на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемые в административном порядке в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664 «О регулировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 152 «О реализации Водного кодекса Республики Беларусь», комплексные природоохранные разрешения, является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства, выдаваемые с соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях», а также лицензии, предоставляющие право на осуществление деятельности в области операций с озоноразрушающими веществами, использованием отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанием и захоронением отходов, выдаваемые согласно закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании».
4.7. Экологические товары, работы и услуги
Экологические товары, работы и услуги направлены на минимизацию причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, восстановление нарушенной окружающей среды. Их производство осуществляется в рамках развития «зеленой» экономики (ст. 47 Закона ООС). Они в соответствии со ст. 31 Закона ООС подлежат экологической сертификации.
Экологическая продукция – это товары прошедшие экологическую сертификацию и имеющие маркировку «экологически безопасный продукт», это продукты питания, бытовые товары и т.п.
Экологические работы направлены на воспроизводство, восстановление и улучшение природных объектов, ресурсов и комплексов. Они выполняются на договорной основе за плату по заданию заказчика иным лицом. К ним могут принадлежать соглашения по проведению лесовосстановительных работ на вырубках, по очистке водных объектов (их частей) от загрязняющих либо засоряющих веществ, о проведении мелиоративных работ, направленных на улучшение земель и ряд других.
Экологические услуги заключаются в оказании помощи гражданам и субъектам хозяйствования при осуществлении ими своей деятельности по охране и защите окружающей среды. Они выражаются в совершении исполнителем, на основании заключенного соглашения с заказчиком определенных действий или осуществления конкретной деятельности в пользу последнего. К ним относятся договоры экологической сертификации, экологического страхования, экологического аудита и другие.[1] Кассо, Л.А. Русское поземельное право / Л.А. Кассо. – М. : Изд. книжного магазина И.К. Голубева, под фирмою «Правоведение», 1906. – 260 с.
[2]Краснов, И.И. Новое советское лесное законодательство / И.И. Краснов // Сов. гос. и право. – 1978 – № 7. – 1978. – С. 37–46.
[3] Петров, В.В. Экология и право / В.В. Петров. – М. : Юрид. лит., 1981. – 224 с.
[4] Правовая охрана природы в СССР : Учебное пособие / Под ред. В.В. Петрова. – М. : Юрайт, 1976. – 351 с.
[5] Правовая охрана природы в СССР : Учебное пособие / Под ред. В.В. Петрова. – М. : Юрайт, 1976. – 351 с.
[6] Право природопользования в СССР / [Н. И. Краснов, Г. А. Аксененок, Г. С. Башмаков и др.]; Отв. ред. И. А. Иконицкая; АН СССР, Ин-т государства и права. – М. : Наука, 1990. – 195 с.
[7] Природнорксурсовое право и правовая охрана окружающей среды : Учебник / Под ред. В.В. Петрова. – М. : Юрид. лит., 1988. – 512 с.
[8] Петров, В.В. Экологическое право России : Учебник для вузов / В.В. Петров. – М. : БЕК, 1995. – 557 с.
[9] СЗ БССР. – 1961. – № 38. – Ст. 380.
[10] Мисник, Г.А. Экологическое право: учебник для высших учебных заведений / Г.А. Мисник, Н.Н. Мисник, Е.В. Нарежная. – Ростов н/Д. – Феникс, 2006 г. – 576 с.