Тема 15
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.Понятие, основные направления и принципы охраны окружающей среды мировым сообществом
3. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами, в том числе и радиоактивными веществами
4. Охрана атмосферного воздуха
7. Международно-правовая охрана дикой фауны и флоры
8. Международное сотрудничество в области обеспечения экологических прав граждан
9. Международно-правовая ответственность
1.Понятие, основные направления и принципы охраны окружающей среды мировым сообществом
По мере нарастания угрозы планетарного экологического кризиса, возникло осознание объективной необходимости объединить усилия мирового сообщества по охране окружающей среды.
По утверждению Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш мы стоим перед лицом тройного всемирного бедствия – потери биоразнообразия, дестабилизации климата и роста загрязнений, мы быстро приближаемся к критическому рубежу.
Международно-правовая охрана окружающей среды – одно из важнейших направлений международного сотрудничества. Оно включает организационно-правовые меры, предпринимаемые мировым сообществом, по охране природы Земли, рациональному использованию ее ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды.
К нему оправданно отнести международное экологическое право (право окружающей среды, эвайроментальное право), которое регулирует общественные отношения в области охраны и защиты: окружающей среды в целом, атмосферного воздуха, озонового слоя, климата, растительного и животного мира, обеспечения экологических прав граждан.
Международно-правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов имеет свои предмет, цели, принципы, состав субъектов и объектов и источники.
Предметом международного экологического сотрудничества являются международные отношения в области охраны окружающей среды. Оно отличается от внутреннего права по своему содержанию, тем, что национальное экологическое право выражает единую волю государства, а международное – согласованную волю двух и более государств или международных организаций.
Целью международного экологического сотрудничества является сохранение земной природы в интересах настоящего и будущего поколений человечества.
Международно-правовая охрана окружающей среды опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые находят закрепление в международных правовых актах и принятом на их основании внутреннем законодательстве. В кратком виде их можно сформулировать следующим образом:
приоритетность сохранения жизни, здоровья человека и окружающей среды перед природопользованием;
суверенитет государства на природные объекты и их ресурсы в пределах своей территории;
недопустимость экологического благополучия одного государства за счет ухудшения экологического состояния другой страны;
контроль и надзор за состоянием окружающей среды на международном уровне и в отдельных государствах;
обмен на межгосударственном уровне информацией о состоянии окружающей среды;
взаимопомощь государств, при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами;
разрешение споров в области охраны и использования природы мирными средствами.
К субъектам международных экологических отношений относятся государства, а также международные межправительственные и неправительственные организации. Республика Беларусь является участницей этих процессов на основании принципа международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 4 Закона ООС.
Круг его объектов составляют естественноприродные материальные образования и состояния, по поводу которых у субъектов возникают отношения по их охране. Это земная природа в целом, а также ее отдельные компоненты и элементы: атмосфера, включая околоземное атмосферное пространство, атмосферный воздух и озоновый слой, климат Земли, животный и растительный мир.
Объекты международных экологических отношений находятся под юрисдикцией конкретного государства, которому может принадлежать полный и исключительный суверенитет над ними либо право собственности: атмосфера и ее элементы; климат, растительный и животный мир во всем их биологическом разнообразии.
Источниками международно-правовой охраны окружающей среды выступает воля членов мирового сообщества, направленная на охрану природы, выраженная в международно-правовых актах: двух и многосторонних договорах и соглашениях, а также резолюциях международных организаций и конференций. Договоры и соглашения носят, как правило, обязательный характер, а остальные акты являются рекомендательными.
2. Международные конференции и организации, как форма международного сотрудничества в области охраны земной природы
Система международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального и устойчивого использования природных ресурсов базируется на положении о взаимосвязанности и взаимообусловленности природных процессов и явлений, происходящих на земле и об ответственности мирового сообщества за сохранение земной природы перед настоящим и будущими поколениями. Например, увеличение выброса в атмосферу газов, создающих парниковый эффект одними государствами, может привести к глобальному потеплению климата, таянию антарктических ледников, и как следствие затоплению территорий прибрежных стран. Чернобыльская катастрофа произошла на территории Украины, однако вследствие трансграничного переноса радиоактивных веществ воздушными массами наиболее пострадавшей от нее оказалась Республика Беларусь. Рассматриваемая система включает международные конференции, межправительственные и неправительственные международные организации
Международные конференции являются одной из традиционных форм мирового сотрудничества государств и народов в достижении общих целей. В процессе подготовки и проведения конференций происходит изучение, обобщение, анализ и оценка состояния дел по избранному вопросу, выясняются заинтересованность и позиции участников, принимаются решения, определяющие направления и формы последующей совместной деятельности государств и международных организаций.
В области охраны окружающей среды, международные конференции как форма сотрудничества государств стали практиковаться с начала XX столетия. Первая конференция по международной охране природы состоялась в ноябре 1913 года в Берне, на ней присутствовали представители 17 стран. Из современных, следует отметить следующие конференции:
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г. приняла два документа, Декларацию принципов, которая включат 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и в будущем и План мероприятий, содержащий 106 пунктов в которых решаются политические, организационные и экономические вопросы охраны окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европепроходило в августе 1975 г. в Хельсинки. В его работе участвовали все европейские страны, США и Канада. Совещание приняло Заключительный акт, в котором нашли отражение вопросы экологической безопасности.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. проходила 3–14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро. На ней присутствовало около 15 000 000 делегатов из 178 стран мира.
Участники конференции подвели итоги 20-ти летнего периода в области охраны окружающей среды после Стокгольмского 1972 г. форума и приняли ряд документов: Декларацию – где сформулировано 27 основополагающих принципов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития; Заявление о принципах охраны и использования лесов; Конвенцию о биологическом разнообразии; Рамочную Конвенцию об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху или опустынивание, особенно в Африке.
Международные природоохранительные организации позволяют соединить усилия многих стран для достижения общих целей в области охраны природы. Одними из первых среди указанных объединений были созданы, в 1948 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и в 1961 г. Всемирный фонд охраны живой природы. Ведущая роль в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды принадлежит ООН и ее специализированным учреждениям.
Генеральная ассамблея ООНопределяет основные направления экологической политики международного сообщества.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции ООН. Имеет совет управляющих и фонд окружающей среды.
Комитет по природным ресурсам.Учрежден в соответствии с резолюцией ЭКОСОС от 27 июля 1970 г. Комитет проводит свои заседания раз в 2 года в Нью-Йорке. Полномочия Комитета включают содействие ЭКОСОС в выработке рекомендаций для планирования и реализации мероприятий ООН в области освоения природных ресурсов, в частности в области освоения водных, энергетических и минеральных ресурсов с учетом защиты окружающей среды. Предоставление странам – участницам консультаций в деле планирования, освоения и использования природных ресурсов. Изучение проблем развития научных исследований использования ресурсов природы, обмен опытом и информацией в этой области.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций(ФАО).Местопребывание Рим (Италия).Межправительственное специализированное учреждение ООН. Основано в Квебеке 16 октября 1945г. Занимается улучшением производства продукции сельского и лесного хозяйства. Содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, более рациональному использованию почвенных и водных ресурсов. Способствует сохранению природных ресурсов в особенности растительных. Ведет борьбу с болезнями животных и способствует развитию рыбных ресурсов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Устав ВОЗ принят в 1946 г. и вступил в силу 7 апреля1948 г. Цель – достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В 1979 г. Всемирной ассамблеей здравоохранения для достижения данной цели к 2000 г. разработана глобальная стратегия, которая включает следующие основные элементы: просвещение в области охраны здоровья; надлежащее обеспечение продовольствием и питанием; безопасная для здоровья вода и санитария.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Конвенция ВМО была разработана на конференции в Вашингтоне в 1947 г. и вступила в силу 23 марта1950г. Содействует развитию сети станций и центров метеорологических и гидрологических наблюдений. Способствует созданию и функционированию систем быстрого обмена метеорологической и связанной с ней информации. В рамках ВОЗ действует всемирная климатическая программа, явившаяся результатом Женевской 1979 конференции по климату, которая имеет целью углубить знания об изменчивости климата в результате воздействия на него естественных условий и человеческой деятельности.
3. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами, в том числе и радиоактивными веществами
В процессе своей деятельности человеческое общество преобразует окружающую среду путем добычи из нее природного вещества и размещения в ней образовавшихся отходов производства и потребления, в том числе высокотоксичных и радиоактивных, которые создают угрозу существования для всего живого. При этом большую опасность представляет размещение отходов образовавшихся у одних государств, на территории других стран.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.)
В Базельской конвенции отмечено, что в результате роста производства образуется все больше и больше опасных и о других отходов, из-за чего создается, а при трансграничной перевозке увеличивается риск нанесения ущерба здоровью человека и окружающей среде.
В целях минимизации причинения указанного вреда, Конвенцией сформулированы принципы, которые сводятся к следующему:
наиболее эффективным способом защиты здоровья человека и окружающей среды от угрозы, создаваемой такими отходами, является сокращение до минимума их производства с точки зрения количества и их опасного потенциала;
государства должны принимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы использование опасных и других отходов, включая их трансграничную перевозку и удаление, было совместимо с охраной здоровья человека и окружающей среды, независимо от места их удаления;
каждое государство имеет суверенное право запрещать ввоз или удаление опасных и иных отходов другого государства на своей территории;
в той мере, в какой это соответствует их экологически обоснованному и эффективному использованию, опасные и другие отходы должны удаляться в государстве, где эти отходы были произведены;
трансграничные перевозки отходов из государства их производства в любое другое государство должны разрешаться только при их осуществлении в условиях, не создающих угрозы для здоровья человека и окружающей среды;
усиление контроля за трансграничной перевозкой опасных и других отходов будет стимулировать их экологически обоснованное использование и сокращение объема такой перевозки;
государствам следует принимать меры для обеспечения должного обмена информацией о трансграничной перевозке опасных и других отходов при вывозе из этих государств или ввозе в них и контроле за такой перевозкой.
В соответствии с Конвенцией, стороны не разрешают экспорт опасных и других отходов в направлении Сторон, которые ввели запрет на их импорт, а в отношении государств, которые не ввели такого запрета, они не допускают экспорт опасных отходов, если страна импорта не даст согласия в письменной форме на конкретную отгрузку.
Трансграничная перевозка опасных и других отходов разрешается только если: государство экспорта не располагает техническими возможностями и необходимыми объектами, мощностями или подходящими местами для их удаления экологически обоснованным и эффективным образом; указанные отходы необходимы государству импортеру в качестве сырья для предприятий по рециркуляции или рекуперации.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (25 февраля 1991 г.) направлена на упреждение и предотвращение значительных вредных видов воздействия на окружающую среду в целом, и в частности в трансграничном контексте.
Объектами охраны Конвенции выступают окружающая среда, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафты, исторические памятники и другие материальные объекты, расположенные вне юрисдикции государств, планируемая деятельность на территории которых, может оказать на них вредное воздействие.
В этом контексте каждая из договаривающихся Сторон должна проводить оценку воздействия планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду других государств согласно национального законодательства и процедур. Она должна уведомить страны, которые могут быть затронуты такой деятельностью и при желании допустить их к проведению ее оценки.
При необходимости после оценки деятельности, заинтересованные Стороны могут проводить консультации по мерам, которые необходимо предпринять с целью уменьшения или устранения ее вредного воздействия.
3.1. Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществамиосуществляется по двум направлениям. Посредством оповещения о произошедшей ядерной аварии и путем оказания помощи странам, пострадавшим от ядерной катастрофы.
В соответствии с Конвенцией от 26 сентября 1986 г. об оперативном оповещении о ядерной аварии государства участники Конвенции в случае любой ядерной аварии, связанной с установками или деятельностью государства, или лиц и юридических субъектов под его юрисдикцией или контролем, вследствие которой происходит выброс радиоактивных веществ, который привел или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другой страны, должны:
незамедлительно оповестить непосредственно или через Международное агентство по атомной энергии те государства, которые подверглись или могут подвергнуться радиоактивному загрязнению о ядерной аварии, ее характере, времени, когда она произошла, и ее точном месте;
безотлагательно предоставить заинтересованным государствам, непосредственно или через Агентство, а также Агентству, имеющуюся информацию, относящуюся к сведению к минимуму негативных радиационных последствий в этих странах.
Согласно Конвенции от 26 сентября 1986 г. о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации государства договорились безотлагательно предоставлять друг другу помощь в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их отрицательных последствий с целью защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов и определили механизм оказания такой помощи.
Если государству требуется помощь в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, независимо от того, возникает или не возникает на его территории, под его юрисдикцией или контролем указанные авария или ситуация, оно может обратиться за содействием от любого другого участника, непосредственно или через Международное агентство по атомной энергии.
Нуждающееся в помощи государство определяет объем и вид требуемой поддержки. Страна, которой направлена просьба о помощи, безотлагательно принимает решение, и сообщает запрашивающему государству, непосредственно или через Агентство, о том, в состоянии ли она предоставить указанную помощь, а также об объеме и условиях поддержки, которая может быть оказана. Кроме того, Агентство в соответствии с его Уставом предоставляет соответствующие средства, заинтересованному государству, выделенные для этих целей и передает его просьбу другим странам и международным организациям, которые могут располагать необходимыми специалистами, оборудованием, материалами и иными ресурсами для оказания требуемой помощи.
4. Охрана атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха установлена Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.,). В Конвенции сформулированы определения, согласно которых загрязнение воздуха означает введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в воздушную среду, влекущее за собой вредные последствия такого характера, как угроза здоровью людей, нанесение вреда живым ресурсам, экосистемам и материальным ценностям, а также нанесение ущерба ценности ландшафта или помехи другим законным видам использования окружающей среды, трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния означает загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.
В результате трансграничного загрязнения атмосферы соединениями серы и другими вредными веществами на территории государств не производящих такие выбросы выпадают кислотные дожди, происходит окисление почвы, воды, что приводит к угнетению растительности, гибели рыбы и водных животных.
Стороны выразили решимость охранять человека и окружающую его среду и стремление ограничивать, и насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния.
С этой целью они договорились обмениваться информацией, проводить консультации, научные исследования и осуществлять мониторинг в качестве средств борьбы с выбросами, загрязнителями воздуха, а также осуществлять сотрудничество в области исследований и разработок в области: технологии сокращения выбросов соединений серы и других загрязнителей воздуха; средств наблюдения и измерения уровня выбросов и концентрации загрязнителей воздуха в атмосфере; усовершенствования модели для улучшения понимания трансграничного переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния; воздействия серы и других загрязнителей на здоровье людей и окружающую среду, включая сельское, лесное хозяйство и водные экологические системы; экономической, экологической и социальной оценки альтернативных мер для достижения целей охраны окружающей среды; обучения и подготовки кадров, связанных с экологическими аспектами загрязнения.
5. Охрана озонового слоя
Охрана озонового слоя регламентирована Венской конвенцией об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.), Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 г., с изменениями и поправками от 29 июня 1990 г.)
Венской конвенцией в самых общих чертах сформулировано, что под озоновым слоем понимается озоновый слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты, а неблагоприятное воздействие на него означает изменения в физической сред или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава восстановительной способности или продуктивности природных или регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком.
Стороны условились принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий которые являются или могут являться результатом человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя. С этой целью они договорились сотрудничать посредством систематических наблюдений и обмена информацией, для того чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды; принимать надлежащие законодательные и административные меры и согласовывать соответствующие программные мероприятия для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя; участвуют в разработке согласованных мер, процедур и стандартов для выполнения Конвенции.
Стороны договорились предоставлять ежегодный отчет в Секретариат Венской конвенции, Монреальского протокола и Секретариат Программы ООН по окружающей среде данные о видах и количестве произведенных, импортированных и экспортированных озоноразрушающих веществ, включая вещества, содержащиеся в произведенной продукции.
Монреальским протоколом установлен перечень веществ, разрушающих озоновый слой. К ним отнесены хлоро-, второ-, бромосодержащие субстанции – фтортрихлорметан, дифтордихлорметан, дифторхлорбромметан и другие озоноразрушающие вещества.
6. Сохранение климата
Сохранение климата определено: Рамочной конвенцией об изменении климата (Рио-де-Жанейро, 20 июня 1992 г.), Киотским протоколом от 11 декабря 1997 г. о введении ограничений на выброс в атмосферу газов, создающих парниковый эффект.
В результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов (газообразных составляющих атмосферы, поглощающих и переизлучающих инфракрасное излучение) в атмосфере, которое усиливает естественный парниковый эффект, что может привести к дополнительному потеплению поверхности Земли и оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.
Рамочной конвенцией об изменении климата сформулированы ее цель, принципы, обязательства участников, а также определение понятия климатическая система, под которой понимается совокупность атмосферы, гидросферы, биосферы и геосферы и их взаимодействие.
Целью Конвенции является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.
Основными принципами в области охраны климата в соответствии с Конвенцией являются: защита климатической системы на благо нынешнего и будущих поколений в соответствии с дифференцированной ответственностью и имеющимися возможностями; учет конкретных потребностей и особых обстоятельств Сторон; принятие предупредительных мер в целях прогнозирования предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий; сочетание устойчивого экономического развития с мерами по охране климата.
Стороны договорились: разрабатывать, обновлять и публиковать национальные кадастры антропогенных выбросов; осуществлять национальные и региональные программы, содержащие меры по смягчению последствий изменения климата; сотрудничать в разработке, применении и распространении технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению антропогенных выбросов парниковых газов; оказывать содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей парниковых газов; сотрудничать в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата, в проведении научных, технологических, социально-экономических и других исследований, в области обмены научной, технологической, технической, социально-экономической и юридической информацией, а также в сфере образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата.
Киотский протокол подписало более 80 государств в том числе и Республика Беларусь. Он хотя и не вступил в силу, прежде всего по вине США – основного загрязнителя, отказавшихся его подписывать, но принят к исполнению европейскими государствами.
Им установлено право государств продавать квоты на загрязняющие атмосферу выбросы. Страна, не выбравшая свой лимит на размещение загрязняющих веществ в атмосфере вправе реализовать его неиспользованную часть другому государству, суммарные выбросы промышленных объектов которого превышают установленную ему квоту путем отчуждения сертификата на эмиссию.
7. Международно-правовая охрана дикой фауны и флоры
Животный и растительный мир представляет собой наиболее ценную и наименее защищенную часть земной природы. Он более других компонентов и элементов окружающей природной среды уязвим от негативной антропогенной человеческой деятельности. Только в последнее время благодаря хищническому, варварскому отношению к живой природе из-за вкусного мяса, красивых меха, перьев, экзотичных рогов, бивней, прочной древесины, полезного сока, лекарственных корней и других составляющих, а также в следствии крупномасштабного промышленного и сельскохозяйственного освоения территорий, являющихся традиционными местами обитания и произрастания представителей дикой флоры и фауны, по вине человека с лица Земли исчезли многие виды животных и растений, а ряд из них оказался на грани исчезновения. И без человеческого вмешательства может исчезнуть.
Охрана животного и растительного мира на международном уровне проводится по нескольким направлениям. В этом плане выделяют охрану всей живой природы в ее многообразии; охрану отдельных видов дикой флоры и фауны; охрану редких и исчезающих видов животных и растений; и охрану среды обитания или произрастания диких животных и растений.
Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г.) направлена на сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. В ней под «биологическим разнообразием» понимается вариабельность живых организмов из всех источников, включая среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем, а под «биологическими ресурсами» – организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, включая генетические ресурсы, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
В качестве основных мер, направленных на сохранение биологического разнообразия определены следующие: разработка национальных стратегий, планов и программ по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия; сохранение естественных условий проживания и произрастания животных и растений; устойчивое использование компонентов биологического разнообразия; проведение научных исследований в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия; экологические просвещение, воспитание и образование; сведение к минимуму неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие и ряд других мероприятий.
Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) установлено, что вводно-болотные угодья (под которыми понимаются районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов – естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает 6 метров) выполняют существенные экологические функции как регулятор водного режима и среда обитания характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц. Кроме того, они представляют собой ресурс, имеющий большое экономическое, культурное и рекреационное значение, потеря которого была бы непоправимой.
Конвенцией определено, что каждая из договаривающихся Сторон определяет хотя бы одно подходящее вводно-болотное угодье на своей территории, для включения в Список вводно-болотных угодий международного значения. Его границы точно описываются и наносятся на карту. Угодья для Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии и гидрологии, в первую очередь в качестве местообитаний водоплавающей птицы. Каждая из Сторон вправе расширять либо сокращать границы таких угодий, ликвидировать последние или образовывать новые. Участники договора могут создавать природные резерваты на вводно-болотных угодьях, не включенных в список. При исключении из Списка либо сокращении указанных вводно-болотных угодий Сторона по мере возможности должна компенсировать происходящую в результате этого потерю вводно-болотных ресурсов, путем создания новых угодий в других местах, в том числе посредством образования резерватов.
На межгосударственном уровне для сохранения редких, исчезающих или сокращающих свой ареал видов растений и животных Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) учреждена Международная Красная книга фактов. В ней выделено пять групп растений и животных нуждающихся в охране – это:
находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер;
растения и животные, численность которых относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, так что в недалеком будущем может поставить вид под угрозу исчезновения;
редкие растения и животные, которым не грозит исчезновение, но при неблагоприятных изменениях среды обитания, ввиду свей небольшой численности, они могут оказаться под угрозой исчезновения;
растения и животные, биология которых изучена недостаточно, но состояние их вызывает тревогу;
восстановленные виды растений и животных, за которыми нужен постоянный контроль.
Комиссия (МСПО) ведет также Черный список, куда занесены исчезнувшие с лица Земли по вине человека виды животных. В период с 1600 г. по настоящее время безвозвратно утрачены 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц.
Вашингтонская от 3 марта 1973 г. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Беларусь присоединилась к ней в 1995 г.) принята для сохранения представителей диких животных и растений, находящихся в угрожающем состоянии. В ней подчеркнуто, что дикая фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и разнообразных формах являются незаменимой частью природных систем земли. Они представляют возрастающую ценность с точки зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики. Поэтому последние должны быть сохранены для настоящего и будущих поколений, в том числе посредством защиты от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле.
С целью наилучшего сбережения виды дикой фауны и флоры разделены на 3 группы, которые изложены в III-х Приложениях.
К первой группе отнесены виды, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов подлежит особо строгому регулированию с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание и поэтому разрешается только в исключительных обстоятельствах.
Вторую группу составляют виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами их видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием.
В третью группу вошли виды, которые по определению любой из Сторон договора подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других Сторон в контроле за торговлей.
В самых общих чертах, торговля рассматриваемыми видами фауны и флоры может производится только при получении соответствующих разрешений на экспорт-импорт либо сертификата на реэкспорт и при условии, что: такое перемещение не угрожает выживанию данного вида; живой образец будет подготовлен и отправлен таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения, угрозы здоровью или жестокого обращения; получатель живого образца имеет надлежащие условия для его содержания и ухода за ним; образец не будет использован главным образом в коммерческих целях.
7.1. Охрана живых ресурсов Мирового океана
К живым ресурсам Мирового океана принадлежат рыбы, водные беспозвоночные (крабы, лангусты, кальмары, креветки, кораллы и т.п.), морские млекопитающие (киты, моржи, морские котики, тюлени и т.п.) и водоросли.
Порядок использования и охраны живых ресурсов моря установлен применительно к частям Мирового океана (исключительной экономической зоне прибрежных государств и открытому морю) и отдельным видам животных и растений.
В пределах исключительной экономической зоны он определяется прибрежными государствами, а применительно к открытому морю – всеми странами, граждане которых ведут в нем промысел.
Для избегания чрезмерной эксплуатации на основании научных данных прибрежные государства или договаривающиеся стороны определяют допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне либо районе открытого моря. Они обязаны принимать меры, направленные на поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов.
Специальными международными актами: Международной конвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена или ограничена добыча отдельных видов морских и околоводных животных: китов, белых медведей.
8. Международное сотрудничество в области обеспечения экологических прав граждан
Орхусская от 25 июня 1998 г. «Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» закрепила направления международного сотрудничества в области обеспечения прав граждан и общественности на доступ к экологической информации, на участие в принятии экологически значимых решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Согласно указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 247 «О выходе Республики Беларусь из международного договора» Республика Беларусь вышла из Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой на Четвертой конференции министров «Окружающая среда для Европы» в г. Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года. Тем не менее, положения Конвенции были имплементированы в национальное законодательство и нашли закрепление в Законе ООС, постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2016 г. № 458 «О порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, учета принятых экологически значимых решений, участия в них юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей», иных нормативных правовых актах.
9. Международно-правовая ответственность
Понятие международно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от юридической ответственности по внутреннему праву государств – это негативные юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои международные экологические обязательства. Вопросы международно-правовой ответственности нашли отражение в Уставе ООН, других международных актах. В частности в Стокгольмской Декларации по окружающей среде 1972 г. (Принципы 21 и 22), Декларации ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., которой установлено, что во-первых, государства несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции (Принцип 2); во-вторых, государства обеспечивают разработку международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции (Принцип 13); в-третьих, национальные власти должны стремиться обеспечить интернационализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением (Принцип 16).
Такая ответственность предусмотрена рядом конкретных международно-правовых актов: Парижской конвенцией об ответственности перед третьими странами в области ядерной энергии 1960 г.; Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.; Венской конвенцией о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г.; Протоколом о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г.; Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, причиненной при транспортировке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом 1989 г.; Протоколом о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления 1999 г.; Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.; Протоколом 2003 г. о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, к Конвенции 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий и другими международно-правовыми актами.
Основанием возникновения ответственности субъекта международного права является совершение им международного экологического правонарушения – деяния, нарушающего нормы международного права, свои международные обязательства и наносящего другому субъекту или группе субъектов международного права ущерб окружающей среде. При этом не допускаются ссылки субъекта международного права на нормы внутреннего законодательства и на незнание норм международного права.
Субъектами международно-правовой имущественной ответственности являются государства и международные организации.
Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления. При этом, ответственность наступает как за виновные деяния, по схеме – противоправное поведение и причинно-следственная связь между этим поведением и причинением вреда окружающей среде и за деяния не виновные, по факту причинения вреда окружающей среде (объективное вменение).
Международно-правовая ответственность может применяется в виде возмещения морального и материального вреда. Формами такой ответственности могут быть: сатисфакции (извинения государства перед государством за причинение экологического ущерба), репарации (возмещение ущерба жизни, здоровью граждан и окружающей среде в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно захваченных природных ресурсов), и ресторации (восстановление прежнего состояния нарушенного природного объекта или природного комплекса).