Тема 14
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ


1.Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2.Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

3.Правовой режим территорий, подвергшийся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

4. Особенности правового режима Полесского государственного радиационно- экологического заповедника


1.Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Наибольшую угрозу по сравнению с негативными последствиями хозяйственной и иной деятельности для состояния окружающей среды, жизни и здоровья граждан, их имущества, из-за невозможности осуществления контроля над ними, представляют чрезвычайные ситуации – стихийные природные бедствия, техногенные аварии и катастрофы. Только проявления стихийных сил природы на планете – цунами, наводнения, засухи и другие в 90-е годы прошлого столетия повлекли гибель более 600 тысяч человек. Экономический ущерб от них составил 446 млрд. долларов. Нередки ураганные ветры и весенние паводки в Беларуси, в результате которых происходят повреждения линий электропередачи, срывает крыши жилых домов и хозяйственных построек, затапливаются сельхозугодья, чем причиняется значительный вред гражданам и организациям.

Из-за непогоды в Беларуси за 29 декабря 2020 г. зафиксированы 163 случая падения деревьев, в результате которых повреждены 28 автомобилей. Об этом сообщили в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Большего всего упало деревьев в Витебской (106 случаев, 22 поврежденных автомобиля) и Могилевской (50 случаев, 6 автомобилей) областях.

В Витебском районе дерево упало на железнодорожные пути и воздушные линии электропередач, предназначенные для питания станционных и перегонных устройств автоматики. Задержка движения 10 пассажирских поездов составила от 18 минут до 1 часа 14 минут, 1 грузового поезда — 2 часа 57 минут.

В Могилеве из-за налипания льда на троллейбусные контактные линии не вышли на 12 маршрутах 76 троллейбусов, дополнительно задействовались автобусы.

В Бресте сорванным порывом ветра навесом остановочного пункта травмированы две женщины 1976 и 1983 годов рождения, они госпитализированы.

В соответствии со ст.1 закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуациейпонимается обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

По основаниям происхождения чрезвычайные ситуации можно подразделить на природные и техногенные.

Чрезвычайные ситуации природного характера возникают в результате негативного проявления стихийных сил природы – пожаров, землетрясений, ударов молнии, сильных ветра, дождя, снегопада, высокого уровня воды, выхода подпочвенных вод, просадки грунта, обвалов, оползней. Например, согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 93-З «О гидрометеорологической деятельности» гидрометеорологическое явление – форма проявления процессов, происходящих в атмосфере, на поверхности земли и объектах, находящихся на ней, в поверхностных водах (дождь, снег, град, гололед, иней, туман, роса, метель, пыльная буря, гроза, шквал, смерч, заморозок, засуха, половодье, наводнение, паводок, ледообразование, вскрытие рек и водоемов и т.п.)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера вызываются производственными и иными авариями или катастрофами. Где под аварией (итал. avaria от араб. повреждение, ущерб) понимается выход из строя, повреждение во время работы какого либо механизма, а под катастрофой (греч. кatastrophe) – событие с несчастными, тяжелыми, трагическими последствиями, повлекшее человеческие жертвы.

По последствиям чрезвычайные ситуации оправданно классифицировать на экономические, экологические и смешанные.

К экономическим последствиям относятся такие, в результате которых ущерб причиняется материальным ценностям (промышленным и социальным объектам, зданиям, строениям, инфраструктуре и т.д.), а к экологическим, когда вред причиняется окружающей среде, ее отдельным компонентам и в результате такого негативного воздействия на окружающую среду здоровью и жизни граждан, их имуществу.

Большинство последствий чрезвычайных ситуаций относится к смешанным экономико-экологическим, из-за того, что их вредоносному воздействию одновременно подвергаются как материальные ценности, так и природная среда.

Субъектами правоотношений в области чрезвычайных ситуаций являются: Президент, Правительство, Министерство по чрезвычайным ситуациям и его органы на местах, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектами таких правоотношений выступают: безопасность жизни, здоровья физических лиц, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды в пределах территории Республики Беларусь.

Содержание правоотношения чрезвычайной экологической ситуации составляют права и обязанности сторон.

В самом общем виде органы государственного управления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны проводить мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Граждане Республики Беларусь в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в самых общих чертах имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на бесплатные медицинское обслуживание, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, получение ряда компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью в случае пребывания в зонах чрезвычайных ситуаций.

Они обязаны:

соблюдать законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайные ситуации в зависимости от числа пострадавших и размера территории, подвергшейся вредоносному воздействию подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные. Для локализации и ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций производится их зонирование. Зоной чрезвычайной ситуацииявляется территория на которой она возникла. Границы зон определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе их классификации по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 000 базовых величин на день ее возникновения и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного и социального назначения.

Местной признается чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 000, но не более 5 000 базовых величин на день ее возникновения и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Региональной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 000, но не более 5 000 000 базовых величин на день ее возникновения и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) принадлежит чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 000 000 базовых величин на день ее возникновения и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Беларуси, либо такая, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию республики.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится по двум направлениям. Путем предупреждения чрезвычайных ситуаций, а если их предотвратить не удалось, либо невозможно то посредством их ликвидации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций заключается в заблаговременном проведении комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения последних.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций представляет собой проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при их возникновении и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Экономический механизм защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в финансировании и материальном обеспечении мероприятий по их предупреждению и ликвидации за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, ресурсов республиканских органов государственного управления, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. В случае их отсутствия или недостаточности выделении средств из республиканского бюджета. При этом республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны заблаговременно создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, например, предусмотренные законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах»

Организационное обеспечение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения государственной экспертизы, надзора и контроля.

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций либо влиять на обеспечение защиты населения и территорий от них, проводится для проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Проведение государственных экспертизы, контроля и надзора возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. В ряде случаев экспертиза может проводится общественными объединениями, независимыми экспертами и специалистами международных экспертных организаций.

2.Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

В случае, если путем принятия оперативных мер не удается ликвидировать негативные последствия чрезвычайной ситуации, то нарушенная местность, где она возникла объявляется в соответствии с главой 16 (ст. 91 – 93) Закона ООС экологически неблагополучной территорией.

Общее определение экологически неблагополучной территории в законодательстве не закреплено. Представляется, что:

Экологически неблагополучная территория – это часть территории Республики Беларусь, где в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия произошли неблагоприятные устойчивые изменения природной среды, в отношении которой, с целью ее восстановления экологическим законодательством установлен специальный режим охраны и использования.

В зависимости от степени нарушения таких территорий, возможности осуществления в их пределах природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью и необходимости проведения восстановительных работ указанные местности могут объявляться зонами экологического риска, зонами экологического кризиса и зонами экологического бедствия.

Зоны экологического риска и кризиса образуются Правительством Республики Беларусь, а зоны экологического бедствия Президентом Республики Беларусь.

Зонами экологического риска объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья физических лиц, компонентам природной среды и естественным экологическим системам.

В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.

Зонами экологического кризиса объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных ситуаций, других непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья физических лиц, компонентам природной среды и естественным экологическим системам.

В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:

приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;

ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья физических лиц и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды.

В зоне экологического бедствия:

приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа объектов хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на территории этой зоны физических лиц);

запрещается строительная деятельность, за исключением необходимой для ликвидации последствий экологического бедствия;

ограничивается природопользование;

принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.

При этом финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического риска, кризиса и бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет республиканского и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Необходимо отметить, что экологически неблагополучную ситуацию следует отличать от чрезвычайной ситуации. Первая может быть вызвана как чрезвычайными природными либо техногенными обстоятельствами (стихийные бедствия, аварии, катастрофы), так и наступить в результате длительного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, и носит устойчивый, длительный характер, для ликвидации ее негативных последствий объявляются зоны экологического риска, кризиса либо бедствия. Вторая связана только с чрезвычайными событиями, требует для ликвидации ее последствий принятия мер оперативного реагирования, в результате чего территория, на которой она возникла, объявляется зоной чрезвычайной ситуации. После устранения негативных последствий, для той или оной местности, на которой она объявлена, происходит отмена режима чрезвычайной ситуации. В случае если оперативно последствия чрезвычайной ситуации ликвидировать полностью не удается, так как негативные изменения окружающей среды на определенной территории приобретают крупномасштабный устойчивый характер, в пределах этой местности объявляется режим экологически неблагоприятной ситуации (зоны экологического риска, кризиса либо бедствия).

3.Правовой режим территорий, подвергшийся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла катастрофа. В результате выброса радиоактивных веществ в окружающую среду до четверти территории страны оказалось загрязненной радионуклидами, представляющими опасность природной среде, жизни и здоровью граждан, на которой проживали 2,2 млн. человек, а нанесенный ущерб оценивается в 235 млрд. долларов США. В пределах загрязненной местности был установлен особый правовой режим – территории национального экологического бедствия.

Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» конкретизирует общие признаки трансграничной чрезвычайной ситуации техногенного характера и экологически неблагополучной территории, объявляемой в форме зоны национального экологического бедствия. Определяет цели и задачи образования такой территорий, устанавливает критерии определения территории радиоактивного загрязнения и её зонирования.

В частности, для определения территории радиоактивного загрязнения используются 3 критерия:

величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;

плотность загрязнения почв радионуклидами;

возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, которые определяется на основании данных радиационного мониторинга, контроля радиоактивного загрязнения с учетом характеристик почв, показателей миграции радионуклидов из почв в растения.

Зоны радиоактивного загрязнения, в пределах территории загрязненной радионуклидами определяются в зависимости от 2 факторов: величины средней годовой эффективной дозы облучения населения и плотности загрязнения почв радионуклидами (ст. 4 Закона).

Согласно ст. 5 указанного Закона к территории радиоактивного загрязнения относятся часть территории Республики Беларусь с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 37, 5,55, 0,37 кБк/м2 (1,0, 0,15, 0,01 Ки/км2) и более, а также иные территории, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв. При этом к территории радиоактивного загрязнения относятся и другие территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой настоящей статьи, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В соответствии со ст. 6 рассматриваемого Закона на территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения выделяются следующие зоны радиоактивного загрязнения:

зона эвакуации (отчуждения) – территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/м2 (3 Ки/км2) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/м2 (0,1 Ки/км2));

зона первоочередного отселения – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 1480 кБк/м2 (40 Ки/км2) либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 111, 3,7 кБк/м2 (3, 0,1 Ки/км2) и более;

зона последующего отселения – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 555 до 1480 кБк/м2 (от 15 до 40 Ки/км2) либо стронция-90 от 74 до 111 кБк/м2 (от 2 до 3 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 1,85 до 3,7 кБк/м2 (от 0,05 до 0,1 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 5 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв;

зона с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/м2 (от 5 до 15 Ки/км2) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/м2 (от 0,5 до 2 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/м2 (от 0,02 до 0,05 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв;

зона проживания с периодическим радиационным контролем– территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

При этом, территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в Законе, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, не относятся к зонам радиоактивного загрязнения.

На территории радиоактивного загрязнения проводятся комплексные мероприятия по ее радиологической реабилитации, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, направленные на снижение доз облучения проживающего на данной территории населения до основного предела доз облучения для населения, установленного законодательством о радиационной безопасности, и обеспечение производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В целях планирования мероприятий по радиологической реабилитации и оценки их эффективности осуществляются:

определение критериев необходимости проведения таких мероприятий;

мониторинг доз облучения населения в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области здравоохранения;

радиационный мониторинг.

3.1.Правовой режим зоны эвакуации (отчуждения)

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радионуклидов, проведением природоохранных мероприятий, техническим обслуживанием инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.

Проведение указанных мероприятий в этой зоне допускается только с разрешения республиканского органа государственного управления в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности при наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выдаваемого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

В зоне эвакуации (отчуждения) также запрещаются: проживание населения; пребывание граждан без пропуска; въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники; привлечение к работе лиц без медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о годности к работе в данной профессии в данной зоне, а также без их письменного согласия; использование территории зоны эвакуации (отчуждения) в рекреационных целях.

3.2.Правовой режим зоны первоочередного отселения

В зоне первоочередного отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности (за исключением сельскохозяйственной) с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В этой зоне проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне первоочередного отселения запрещаются: проживание населения; пребывание граждан без пропуска; въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники; производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни; сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее – дикорастущие растения и (или) их части), охота, рыболовство, все виды водопользования, за исключением использования водных объектов для противопожарных целей, а также иное природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности; выполнение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов; использование территории зоны первоочередного отселения в рекреационных целях.

3.3.Правовой режим зоны последующего отселения

В зоне последующего отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В донной зоне проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне последующего отселения запрещаются: осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения; производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни; природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

На территориях зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, также запрещаются: пребывание граждан без пропуска; въезд граждан для проживания; въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники; сбор дикорастущих растений и (или) их частей, охота, рыболовство; использование территорий зоны последующего отселения в рекреационных целях.

3.4.Правовой режим зоны с правом на отселение и зоны проживания с периодическим радиационным контролем

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по радиационной защите, социально-экономическому развитию территорий указанных зон, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Хозяйственная и иная деятельность в этих зонах осуществляется с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В указанных зонах запрещаются: осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения; производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни; природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

3.5.Правовой режим территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения (ст. 28 Закона)

На территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На этих территориях запрещаются: осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения; производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни.

Согласно ст. 29 Закона реализация продукции, произведенной на территории радиоактивного загрязнения, осуществляется при условии обязательного контроля ее радиоактивного загрязнения и наличии документа, подтверждающего соответствие содержания радионуклидов в такой продукции республиканским допустимым уровням, выдаваемого организацией, которой в порядке, установленном законодательством о лицензировании, предоставлено право осуществления контроля радиоактивного загрязнения.

4. Особенности правового режима Полесского государственного радиационно- экологического заповедника

В целях: ограничения доступа граждан на территории, загрязненные радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечения радиационной защиты населения; предотвращения распространения радионуклидов; осуществления радиационного мониторинга; проведения радиоэкологических исследований; изучения животного и растительного мира, типичных и уникальных экосистем и ландшафтов, естественного течения природных процессов, характерных для Припятского Полесья образован единственный в мире Полесский государственный радиационно-экологический заповедник (далее – Заповедник). Правовой режим его охраны и использования определен указом Президента Республики Беларусь от 21 января 2013 г. № 41 «О Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике».

Заповедник объявлен на землях Брагинского, Наровлянского и Хойникского районов Гомельской области на территориях зон радиоактивного загрязнения с которых эвакуировано и отселено население,

Отличительными особенностями заповедника являются наличие высоких уровней загрязнения природной среды радионуклидами, в том числе трансурановыми изотопами, восстановление естественного состояния биогеоценозов в связи со снятием антропогенной нагрузки.

Управление заповедником осуществляется государственным природоохранным научно-исследовательским учреждением «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» (далее – учреждение), действующим на основании устава, утвержденного Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Все виды деятельности на территории заповедника должны выполняться в соответствии с нормами и правилами по обеспечению радиационной безопасности. Контроль за соблюдением таких норм и правил осуществляется службой радиационной безопасности учреждения.

Научно-исследовательская деятельность на территории заповедника координируется Минприроды, а также научно-техническим советом, созданным при учреждении (далее – научно-технический совет). Научные исследования используются в целях научного обеспечения проведения природоохранных мероприятий, мониторинга окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность на территории заповедника осуществляется учреждением, а также научно-исследовательскими учреждениями и учреждениями образования, в том числе зарубежными, на договорных условиях.

В состав земель заповедника, образующих его территорию, включаются земли, предоставленные учреждению в постоянное пользование и земли иных землепользователей, а также водные объекты, находящиеся в его границах. Река Припять в пределах заповедника включается в фонд рыболовных угодий, которые передаются в безвозмездное пользование учреждению для ведения рыболовного хозяйства.

Земли заповедника используются в соответствии с законодательством, Положением о заповеднике, планом управления и развития заповедника, утверждаемым Минприроды.

Землепользователи, земельные участки которых расположены в границах заповедника, обязаны соблюдать режим их охраны и использования, установленный Положением о заповеднике и иными законодательными актами.

На территории заповедника не допускается осуществление деятельности, запрещенной законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также:

сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и другого), древесных соков, за исключением сбора в научно-исследовательских и экспериментально-хозяйственных целях;

проведение гидромелиоративных работ и работ, связанных с изменением естественного ландшафта и гидрологического режима, за исключением осуществления противопожарных мероприятий, в том числе с водным регулированием в мелиоративных системах, мероприятий по установлению, содержанию и охране Государственной границы Республики Беларусь, работ по восстановлению естественного гидрологического режима осушенных земель в целях предупреждения распространения радионуклидов;

проведение экспериментов с природными комплексами и объектами, расположенными в границах заповедника, которые могут привести к нарушению режима его охраны и использования;

использование юридическими или физическими лицами водных транспортных средств, за исключением водных транспортных средств учреждения, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел, Минприроды и его территориальных органов, Министерства транспорта и коммуникаций (на реке Припять), Госинспекции охраны животного и растительного мира, органов пограничной службы и подрядных организаций при выполнении задач по установлению и содержанию Государственной границы;

движение и стоянка механических транспортных средств и самоходных машин вне дорог и специально оборудованных мест, кроме механических транспортных средств учреждения, Гомельского и Могилевского областных исполнительных комитетов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел, Минприроды и его территориальных органов, Госинспекции охраны животного и растительного мира, органов КГК, органов пограничной службы и подрядных организаций при осуществлении мероприятий по установлению, содержанию и охране Государственной границы, а также механических транспортных средств и самоходных машин, выполняющих работы по обеспечению функционирования заповедника, и механических транспортных средств и самоходных машин недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр в целях поиска и разведки жидких и газообразных горючих полезных ископаемых и их добычу.

В целях обеспечения радиационной безопасности, предотвращения распространения радионуклидов, контроля ввоза и вывоза имущества на территории заповедника устанавливается контрольно-пропускной режим, который организуется Гомельским и Могилевским областными исполнительными комитетами и обеспечивается органами внутренних дел и учреждением в пределах их компетенции.

Посещение территории заповедника, ввоз (вывоз) имущества разрешаются на основании выдаваемых в соответствии с законодательством об административных процедурах пропусков на:

пребывание на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, на которых установлен контрольно-пропускной режим;

въезд всех видов транспортных средств и другой техники на территории зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, на которых установлен контрольно-пропускной режим;

вывоз имущества за пределы территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, на которых установлен контрольно-пропускной режим.

На территории заповедника выделяются заповедная и экспериментально-хозяйственная зоны.

На территории заповедной зоны запрещается осуществление всех видов деятельности, кроме деятельности по:

обеспечению радиационной безопасности;

поддержанию условий, обеспечивающих противопожарную безопасность и санитарное состояние природных комплексов и объектов;

сохранению в естественном состоянии природных комплексов и объектов;

выполнению научно-исследовательских работ;

обустройству информационно-экологических маршрутов;

проведению информационно-экологических, просветительских, научно-познавательных и учебных экскурсий;

ведению рыболовного хозяйства на реке Припять;

осуществлению мониторинга окружающей среды;

осуществлению контроля и надзора;

выполнению мероприятий по сохранению европейского зубра;

предупреждению и ликвидации пожаров, стихийных бедствий и их последствий;

проведению мероприятий по борьбе с инвазивными чужеродными дикими животными и дикорастущими растениями;

техническому обслуживанию инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов;

уходу за кладбищами, памятниками и историко-культурными объектами;

обеспечению национальной безопасности, выполнению органами пограничной службы возложенных на них задач по установлению, содержанию и охране Государственной границы Республики Беларусь;

охране территории и защите объектов животного и растительного мира;

проведению прочих рубок;

геологическому изучению недр в целях поиска и разведки жидких и газообразных горючих полезных ископаемых;

добыче жидких и газообразных горючих полезных ископаемых.

Мероприятия по предупреждению пожаров и стихийных бедствий в заповедной зоне осуществляются с учетом рекомендаций научно-технического совета и по согласованию с Минприоды.

На территории экспериментально-хозяйственной зоны дополнительно к определенным для заповедной зоны видам деятельности допускается осуществление следующих видов деятельности: проведение всех видов рубок леса (при условии соответствия содержания радионуклидов в древесине республиканским допустимым уровням, иным уровням радиоактивного загрязнения, определяющим обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения); строительство и содержание капитальных строений (зданий, сооружений), используемых для охраны территории заповедника, осуществления научно-исследовательской, экспериментальной и хозяйственной деятельности; выполнение комплекса мероприятий по лесоразведению и лесовосстановлению; проведение опытно-экспериментальных работ; осуществление санитарно-ветеринарных, лечебно-профилактических и биотехнических мероприятий в целях предупреждения заболеваний диких животных; пчеловодство; коневодство; туризм; плодоводство; питомниководство; организация и проведение охоты; проведение мероприятий по регулированию распространения и численности диких животных.

Виды деятельности, осуществляемые учреждением, согласовываются с Минприроды с рассмотрением их результатов на научно-техническом совете.

Финансирование функционирования и охраны Заповедника, а также мероприятий, связанных с определением его границ, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Особенности формирования и использования внебюджетных средств, получаемых учреждением от приносящей доходы деятельности, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Охрана заповедника, его природных комплексов и объектов осуществляется работниками государственной лесной охраны заповедника.

Учреждение обеспечивает информирование населения о режиме охраны заповедника, действующих ограничениях, мерах радиационной и пожарной безопасности на территории заповедника путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, а также путем установки знаков радиационной опасности, информационных, указательных и предупреждающих знаков и аншлагов или иным общедоступным способом.

Границы заповедника обозначаются на местности специальными информационными, информационно-указательными и иными знаками.

Размещение и строительство объектов в границах заповедника осуществляются по проектной документации, согласованной с Минприроды, Министерством архитектуры и строительства и другими государственными органами в соответствии с законодательством.

Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов в границах заповедника осуществляется с учетом мнения научно-технического совета.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима охраны и использования заповедника, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. Вред, причиненный окружающей среде заповедника, возмещается в размерах и порядке, установленных законодательными актами.