Глоссарий


Активизация учебно-познавательной деятельности – целенаправленная деятельность учителя по разработке и применению таких методов, форм, средств, содержания обучения, которые способствуют повышению интереса, творческой активности и самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, их применении на практике.

Воспитание (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, в ходе и результате которого осуществляются освоение ими общечеловеческих ценностей, личностного опыта, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, развитие их субъектности, индивидуальности.

Воспитательная работа – профессиональная деятельность педагогов учреждений образования, направленная на решение задач воспитания в процессе организации совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Воспитательная среда – совокупность окружающих индивида социально ценностных условий и обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Воспитательный коллектив – коллектив, созданный с целью реализации воспитательных и в целом образовательных задач, состоящий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (ученического) и педагогического – коллективов.

Гибридное обучение – разновидность смешанного обучения, при которой варьируется соотношение присутственных (аудиторных) и онлайн-компонентов в зависимости от конкретных потребностей и целей обучения.

Деятельность – регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, порождаемая его потребностями.

Дидактика – раздел (отрасль) педагогической науки, изучающий теоретические основы обучения и его содержание.

Дистанционное обучение – обучение, характеризующееся удаленностью преподавателей и обучающихся друг от друга, в рамках которого интерактивное педагогическое взаимодействие осуществляется при помощи компьютерных телекоммуникаций; организуется как синхронно ‒ преподаватель и обучающиеся взаимодействуют одновременно, так и асинхронно ‒ учащиеся получают учебные материалы и выполняют задания в удобное для них время.

Дифференцированное обучение – обучение, в ходе которого учитываются типологические возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Игровые методы обучения и воспитания – способы организации деятельности обучающихся, направленной на воссоздание и усвоение ими общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.

Информатизация образования – использование ИКТ-систем, программного обеспечения, сетей и баз данных для организации образовательного процесса, управления данными, коммуникации и предоставления доступа к информации; предполагает внедрение ИКТ в образовательный процесс, создание электронных образовательных ресурсов и цифровых платформ для обучения и воспитания, использование компьютеров, интерактивных досок, программного обеспечения и онлайн-ресурсов для повышения эффективности обучения и воспитания.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – технологии, включающие использование компьютерных систем, программного обеспечения и сетей для сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации; под ИКТ понимают как сами устройства и оборудование (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, приставки, модемы, устройства носимой электроники, носители информации и др.) и обеспечиваемые их функционалом и программным обеспечением возможности, так и сеть Интернет (а также локальные сети) со всем многообразием сервисов (сайты, порталы, поисковые системы, хостинги, блоги, социальные сети, мессенджеры, нейросети и др.).

Информационный проект – проект, имеющий целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п.

Исследовательский метод – метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.

Исследовательский проект – проект, моделирующий ситуацию реального научного поиска, т. е. предполагающий доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования.

Классификация педагогических технологий (обучения, воспитания) – разделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).

Коллектив – группа высокого уровня развития – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Компетентностный подход в образовании – методологический подход, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающиеся были нацелены на овладение компетенциями, а в содержании образования усиливались его ценностно-смысловой, практический, прикладной, межпредметный, профессионально ориентированный аспекты.

Компетентность – выраженная способность или подтвержденная готовность человека применять компетенции для решения социальных, личностных или профессиональных проблем; актуальное личностное качество, «компетенция в действии»; владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция – требование к образовательной и (или) профессиональной подготовке обучающегося в виде совокупности знаний, умений, опыта, системы ценностей и отношений, необходимых для решения теоретических, практических, профессиональных задач.

Компьютерные технологии обучения – технологии обучения, в которых главным средством подготовки и передачи информации обучающимся является компьютер.

Контроль (в обучении) – процедура проверки соответствия результатов учебной деятельности обучающегося требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам.

Личностно ориентированное обучение – тип обучения, целью которого является развитие сферы личностных функций обучающегося (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), его индивидуальности.

Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – онлайн-образовательный курс, разработанный для массовой аудитории и доступный (обычно бесплатно) через Интернет со специализированной платформы.

Медиаурок – урок, на всех ключевых этапах которого системно, последовательно и эффективно применяется мультимедийное сопровождение.

Метод образовательного процесса (обучения, воспитания) – способ совместной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.

Метод проблемного изложения – метод, в рамках которого педагог ставит проблему и показывает пути ее научного или практического (экспериментального) решения.

Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, в рамках которого изучаются содержание, особенности, методы, средства, формы, технологические подходы к организации воспитательного процесса в различных педагогических системах.

Методы контроля в обучении – способы выявления (диагностики) образовательных результатов, учебных достижений обучающихся.

Мультимедиа – компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе.

Навык – достаточно автоматизированный способ выполнения действий.

Наглядные методы обучения – методы обучения, при использовании которых основным источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.

Обучение (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе и результате которого осуществляются освоение ими определенной системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения – метод обучения, основное назначение и отличительная черта которого заключаются в организации усвоения учащимися знаний в «готовом» виде.

Онлайн-обучение – разновидность дистанционного обучения, которая осуществляется через Интернет, т. е. учащиеся получают доступ к учебным материалам, заданиям и обратной связи через онлайн-платформы и приложения; реализуется посредством видеолекций, вебинаров, интерактивных модулей, форумов обсуждений, виртуальных классов и др.

Отметка – результат процесса оценивания учебных достижений учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах или в словесных формулах («зачтено», «не зачтено», «не аттестован (а)»).

Оценка (на уровне учебного предмета) – процесс, деятельность (действия) по установлению степени соответствия реально достигнутых учащимся результатов учебной деятельности основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам.

Педагогика – гуманитарная наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции развития образовательного процесса, разрабатывает содержание, методы, формы образовательного процесса, технологии его проектирования и осуществления, критерии качества и эффективности обучения и воспитания.

«Педагогика сотрудничества» – направление в образовательной теории и практике, основанное на уважении личности ученика и предполагающее равное партнерство учащихся и педагога в образовательном процессе, создание педагогом оптимальных условий для развития учащихся; представлена авторскими дидактическими идеями и технологиями обучения и воспитания, разработанными педагогами-новаторами.

Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников образовательного процесса, педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Педагогическая ситуация – определенное состояние образовательного процесса, возникающее в результате взаимодействия педагогов и обучающихся в конкретный промежуток времени.

Педагогическая технология – совокупность последовательных научно обоснованных действий педагога и обучающихся, приводящих к наиболее эффективным, заранее запланированным образовательным результатам.

Педагогические программные средства (ППС) – компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области.

Педагогические средства (в узком значении) – материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления образовательного процесса.

Педагогические средства (в широком значении) – все то, что способствует достижению целей образования, в том числе деятельность преподавателя и обучающихся в процессе обучения и воспитания, учебная группа (ученический коллектив), содержание образования (учебного предмета), формы и методы обучения и воспитания, дидактические средства и др.

Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, корректировку и прогнозирование ее развития.

Педагогический проект – система и структура действий педагогов и обучающихся, разработанные для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Педагогический (образовательный) процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (педагогическое взаимодействие) с использованием средств обучения и воспитания (материально-технических и педагогических – методов, форм, технологий и др.) с целью освоения обучающимися социокультурного опыта, а также их развития и саморазвития.

Педагогическое взаимодействие – согласованная деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, решению конкретных педагогических задач.

Педагогическое конструирование – дальнейшая детализация созданного педагогического проекта для использования его в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса.

Педагогическое моделирование – разработка целей и общей идеи создания педагогического объекта (системы, процесса, ситуации) через воспроизведение его некоторых характеристик на другом объекте – модели, специально созданной для его изучения.

Педагогическое прогнозирование – предвидение будущего вероятностного состояния объекта проектирования на основе анализа социокультурной ситуации, педагогической теории и практики, а также данных педагогической диагностики актуального состояния этого объекта.

Педагогическое проектирование – практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике (инновационных) образовательных систем и видов педагогической деятельности; процесс создания и реализации педагогического проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект – проект с четко обозначенным социально значимым результатом деятельности его участников.

Практические методы – способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.

Предметные методики (частные дидактики) – педагогические научные дисциплины, изучающие процессы обучения конкретным учебным предметам.

Преподавание – управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, помощь им в освоении знаний, овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Принципы воспитания – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.

Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

Проблемное обучение – вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций обучающимися в процессе их совместной учебно-познавательной деятельности с педагогом; осуществляется при максимально возможной самостоятельности учащихся и под общим руководством педагога.

Программированное обучение – вид обучения, который осуществляется посредством индивидуальной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения; обеспечивает каждому обучающемуся возможность учиться в соответствии с индивидуальными особенностями.

Проектное обучение – обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость.

Профессиональная педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, основной целью которой является создание условий для обучения, воспитания, разностороннего развития обучающихся.

Развивающее обучение – тип обучения, целью которого являются общее развитие личности обучающегося, развитие его теоретического, критического, творческого мышления, умственных способностей, формирование учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и иных умений.

Репродуктивный метод обучения – метод обучения, основным признаком которого являются воспроизведение и повторение учащимся способа деятельности по заданию педагога.

Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.

Рефлексия в образовательном процессе – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и определения причин такого состояния.

Самообразование – освоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру в ходе самостоятельной учебно-познавательной и иной деятельности личности, которая сама устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы этой деятельности и рефлексирует ее результаты.

Самостоятельная работа учащихся – учебно-познавательная деятельность учащихся, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Сетевые педагогические сообщества – сетевые объединения и онлайн-сообщества, в которых педагоги могут обмениваться знаниями, опытом и лучшими практиками, а также поддерживать профессиональное взаимодействие и рост; одна из новых форм организации самообразования учителей.

Словесные методы обучения – методы обучения, характеризующиеся тем, что педагог с помощью слова сообщает (объясняет и т. п.) учебный материал, а обучающиеся его воспринимают и усваивают в основном с помощью слуха.

Смешанное обучение – комбинированная форма обучения, при которой учебный процесс состоит из так называемых присутственных занятий, проводимых в классе (аудитории) с участием преподавателя, и самостоятельных онлайн-активностей обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Содержание образования (обучения, воспитания) – педагогически адаптированная модель социокультурного опыта, которая включает в качестве компонентов когнитивный опыт, репродуктивный опыт, опыт творческой деятельности, личностный опыт, «компетентностный» опыт.

Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Средства обучения (в узком смысле) – предметное обеспечение учебного процесса; предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или опосредованное познание мира.

Структура урока – внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в образовательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.

Технологии личностно ориентированного обучения – технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития сферы личностных функций, ценностно-смысловой сферы, индивидуальности обучающихся.

Технологии развивающего обучения – технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития различных видов мышления, умственного развития в целом, способов учебной деятельности, эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сферы учащихся.

Технологический подход к обучению ‒ подход к обучению, реализующий точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технология группового обучения – технология обучения, основанная на структуре группового общения и делении учебной группы на малые группы для решения конкретных учебных задач под руководством обучающихся-консультантов или педагога.

Технология коллективного обучения – технология обучения, предполагающая организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в парах сменного состава и соблюдение принципов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимоуправления.

Технология осуществления образовательного процесса – совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации разнообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и корригирования хода образовательного процесса, его текущего контроля.

Технология педагогического целеполагания – система последовательных действий педагога и учащихся, направленных на определение, формулировку целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Технология проектирования урока – определение модели или схемы урока, плана, этапов действий учителя и учащихся, выполнение которых приведет к определенным образовательным результатам.

Умение – способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.

Урок – единица образовательного процесса, основная конкретная форма обучения, ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, учебной программой по учебному предмету и планом (технологической картой).

Учебная деятельность (учение) – специально организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Учебная информационная среда учреждения образования – совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между обучающимися, преподавателями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на решение определенных образовательных и развивающих задач.

Учебная программа по учебному предмету, модулю – технический нормативный правовой документ, определяющий цели и задачи изучения учебного предмета, модуля, его содержание, время на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, иные требования, установленные соответствующим образовательным стандартом общего среднего образования.

Учебные достижения учащегося в учебной деятельности – наличие и функциональность знаний и умений, их глубина и прочность; наличие опыта деятельности, опыта социальных отношений, готовность и мотивация к применению их при решении учебных, жизненно важных проблем; стремление к развитию творческих способностей, продолжению получения образования на следующей ступени общего среднего образования, на более высоком уровне образования.

Форма образовательного процесса (обучения, воспитания) – внутреннее строение (структура) и внешнее строение образовательного процесса и его сущности – педагогического взаимодействия (общения); характеристика организационно-временной стороны образовательного процесса.

Функциональная грамотность – способность решать различные задачи (учебные, жизненные и др.) на основе использования освоенных и осваиваемых знаний, умений и навыков; способность человека действовать в современном обществе (быстро адаптироваться, взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, строить социальные отношения и др.).

Цель образовательного процесса – предвосхищаемый в сознании участников образовательного процесса результат их взаимодействия.

Цифровая трансформация образования – коренная трансформация образовательного процесса и системы управления им в учреждениях образования на основе использования современных цифровых технологий; включает обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых образовательных результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – специально разработанные или адаптированные для применения в образовательном процессе программы, приложения и сервисы, отражающие содержание некоторой предметной области.

Электронное оборудование – специальные электронные устройства (компьютер, планшет, смартфон, интерактивная доска и др.) для обработки и воспроизведения цифрового кода.

Электронное обучение – «цифророжденный» вид обучения, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения обучения и обмена информацией; включает использование электронных учебников, веб-сайтов, онлайн-курсов, мультимедийных материалов и интерактивных платформ; реализуется как синхронное или асинхронное.

Электронные системы управления обучением (ЭСУО) – ЦОР, с помощью которых осуществляется весь цикл управления обучением (авторизированный доступ к последовательности образовательных ресурсов, организация обратной связи, контроль и коррекция, мониторинг); устанавливаются на сервер учреждения образования или на специализированный сервер, предоставляющий услуги по размещению учебных курсов.

Электронные средства обучения (ЭСО) – совокупность цифровых образовательных ресурсов и электронного оборудования.

BYOD (с англ. Bring Your Own Device) – использование в качестве электронного оборудования собственных устройств обучающихся (при очном или дистанционном обучении).

BYOD-урок – медиаурок, на котором учащиеся используют собственные электронные устройства.