ПРЕДИСЛОВИЕ


Важнейшим компонентом системы подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности выступает учебная дисциплина «Педагогические технологии», продолжающая цикл психолого-педагогических дисциплин в системе многоуровневого педагогического образования. Место учебной дисциплины «Педагогические технологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов определяется тем, что она по содержанию имеет практико-ориентированную направленность и ее изучение осуществляется на основе междисциплинарных связей и преемственности с такими учебными дисциплинами, как «Основы психологии и педагогики», «Педагогика», «Инновационные практики в образовании», а также с методиками преподавания отдельных учебных предметов по специальности студентов.

В соответствии с Типовой учебной программой (утверждена 10.06.2022, регистрационный № ТД-А.734/тип.) и учебными программами учреждения высшего образования по данной учебной дисциплине для специальностей 6-05-0113-04 Физико-математическое образование (Математика и информатика; Физика и информатика), 6-05-0113-01 Историческое образование, 6-05-0113-03 Природоведческое образование (Биология и химия), 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование целью ее изучения являются углубление знаний и умений будущих педагогов в области теории и методики обучения и воспитания, формирование у них основ технологической компетентности, способствующей повышению эффективности образовательного процесса в условиях развивающейся инклюзивной информационной образовательной среды.

Задачи изучения указанной дисциплины направлены на освоение студентами знаний о сущности технологизации образовательного процесса, основных характеристиках педагогических технологий, условиях реализации эффективных технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики учебного предмета; формирование у студентов умений и навыков выбирать и применять определенную образовательную технологию на учебных занятиях (уроках) и в воспитательном процессе; освоение студентами опыта проектирования процессов обучения и воспитания с использованием эффективных педагогических технологий; формирование умений диагностики образовательных результатов.

В результате изучения учебной дисциплины «Педагогические технологии» студент должен

знать: сущностные характеристики технологизации образовательного процесса, основные классификации педагогических технологий, особенности традиционного и технологического подходов к организации образовательного процесса; сущность эффективных личностно ориентированных технологий обучения, условия их использования в современной образовательной среде в ходе обучения и воспитания; характеристики основных эффективных педагогических технологий, позволяющих повысить проблемно-исследовательский уровень учебной деятельности и создать условия для развития компетенций учащихся в образовательном процессе; технологические основы педагогической диагностики, ее функции и методы, требования к диагностическому инструментарию и процедуре диагностики;

уметь: проектировать процесс обучения и воспитания с применением определенных педагогических технологий с учетом специфики учебного предмета, индивидуальных особенностей обучающихся, условий информационно-образовательной среды; применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе; проектировать систему воспитательной работы с учащимися, организовывать и осуществлять проведение социально и личностно значимых воспитательных мероприятий и дел различной направленности; разрабатывать и (или) использовать в рамках определенных педагогических технологий диагностический инструментарий для измерения результатов обучения и воспитания, в том числе компетенций обучающихся;

владеть: умениями освоения эффективных педагогических технологий и применения их в образовательном процессе, разработки и реализации учебно-исследовательских проектов, адаптации эффективных педагогических практик в своей профессионально-педагогической деятельности.

Электронный учебно-методический комплекс (далее ‒ ЭУМК) по учебной дисциплине «Педагогические технологии» предлагается в качестве дидактического средства организации самостоятельной или под руководством преподавателя (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов по освоению знаний и умений по дисциплине и овладению первоначальным опытом их практического применения в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования.

В данном ЭУМК представлено содержание учебной дисциплины «Педагогические технологии» и учебно-методическое обеспечение его освоения студентами. Проектирование содержания ЭУМК осуществлялось на основе культурологического, аксиологического, компетентностного, технологического подходов к проектированию содержания образования в учреждениях высшего образования. Содержание дисциплины структурировано по темам.

В ЭУМК включены: предисловие; содержание учебного материала в рамках тем; примерный тематический план изучения дисциплины; курс лекций по дисциплине; практический раздел (методические разработки практических занятий); учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, а также для итогового контроля (самоконтроля) знаний и умений по дисциплине. Материалы лекций по каждой теме наряду с их содержанием включают: требования к компетентности, перечень основных вопросов, список рекомендуемой литературы, вопросы и задания для самоконтроля.

Материалы для подготовки и проведения практических занятий представлены перечнем вопросов для изучения и обсуждения, списком рекомендуемой литературы для подготовки к занятию и самостоятельной работы, учебно-исследовательскими, компетентностно ориентированными заданиями и иными учебно-методическими материалами.

В качестве педагогического инструментария формирования у будущих учителей профессионально-педагогической, в том числе технологической, компетентности в ЭУМК предлагаются продуктивные методы и технологии обучения, например, технологии проблемного, проектного, личностно ориентированного обучения, развития критического мышления, рефлексии, методы работы с литературными источниками, выполнение компетентностно ориентированных заданий, тестирование, информационно-коммуникационные технологии и др.

Общее количество часов, отводимое на изучение дисциплины «Педагогические технологии» для всех вышеназванных специальностей (кроме 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование) при дневной и заочной формах получения высшего образования, составляет 108 часов, из них при дневной форме получения образования: аудиторных – 46 часов, в том числе 20 часов ‒ лекционные занятия, 26 часов – практические занятия; при заочной форме получения образования: аудиторных ‒ 16 часов, в том числе 8 часов ‒ лекционные занятия, 8 часов – практические занятия. Форма промежуточной аттестации – зачет в 4 семестре.

Для специальности 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины при дневной и заочной формах получения высшего образования, составляет 108 часов, из них при дневной форме получения образования: аудиторных – 50 часов, в том числе 22 часа ‒ лекционные занятия, 28 часов – практические занятия; при заочной форме получения образования: аудиторных ‒ 12 часов, в том числе 6 часов ‒ лекционные занятия, 6 часов – практические занятия. Форма промежуточной аттестации – зачет во 2 семестре.

Об авторах ЭУМК:

Е. Ф. Сивашинская, доцент кафедры педагогики УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент (предисловие, содержание ЭУМК, содержание учебного материала по дисциплине (кроме темы 7), примерный тематический план, курс лекций (темы 1‒6, 8, 9), практический раздел (методические разработки практических заданий), примерный перечень вопросов для подготовки к зачету, итоговые тестовые задания (кроме тестовых заданий по теме 7), общая редакция);

В. Н. Пунчик, профессор кафедры молодежной политики и социокультурных коммуникаций ГУО «Республиканский институт высшей школы», кандидат педагогических наук, доцент (содержание учебного материала по дисциплине по теме 7, курс лекций (тема 7), итоговые тестовые задания по теме 7 курса лекций).