Тема 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Думать легко, действовать трудно, а превратить

мысль в действие ‒ самая трудная вещь на свете.

И. В. Гете

Требования к компетентности по теме:

• знать и содержательно интерпретировать понятие «технологическая компетентность педагога», раскрывать его связь с понятием «профессиональная компетентность педагога»;

• доказывать, что технологизация образовательного процесса является ведущей тенденцией развития современного образования;

• определять понятие «педагогическая технология», соотносить его с понятиями «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технологический подход к обучению (воспитанию)»;

• раскрывать сущность технологизации педагогической деятельности, понимать и уметь характеризовать основные технологические аспекты деятельности педагога.

Основные вопросы

1. Технологическая компетентность учителя в структуре его профессиональной компетентности.

2. Технологизация педагогического процесса как ведущее направление развития современного образования.

3. Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.

4. Технологизация педагогической деятельности. Основные технологические аспекты деятельности педагога.

Рекомендуемая литература

1. Технологическая компетентность учителя в структуре его профессиональной компетентности

Основная цель учебной дисциплины «Педагогические технологии» − формирование у будущих учителей технологической компетентности как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности. На пути к достижению этой цели предстоит решить ряд задач: освоить знания о сущности технологизации образовательного процесса, основных характеристиках эффективных педагогических технологий, условиях их реализации в образовательном процессе в соответствии со специальностью; сформировать умения выбирать и применять образовательные технологии на уроках и воспитательных мероприятиях, умения осуществлять диагностику образовательных результатов учащихся; овладеть опытом проектирования процессов обучения и воспитания с использованием эффективных педагогических технологий.

В связи с постоянным развитием и совершенствованием системы образования в настоящее время востребованы педагоги, способные адаптироваться к происходящим изменениям в образовании, повышать продуктивность образовательного процесса, компетентно решать профессиональные задачи. Следовательно, возрастает потребность в педагогах, владеющих технологической компетентностью.

Исследователи трактуют технологическую компетентность педагога:

• как комплекс умений применять педагогические технологии в образовательном процессе, осуществлять его проектирование в виде целенаправленной последовательности действий и операций;

• как совокупность теоретических знаний о современных образовательных технологиях, умение создавать условия для их практической реализации с учетом специфики возраста обучающихся и многопредметности преподавания, профессиональной позиции, профессионально значимых личностных качеств (целеустремленность, ответственность, креативность и др.) и педагогических (проектировочных, коммуникативных, организаторских и др.) умений;

• как комплекс когнитивных, операционально-деятельностных, дидактико-проектировочных и рефлексивно-аналитических умений, опосредованных ценностно-смысловыми установками педагога реализовывать образовательный процесс с гарантированными результатами.

О. Л. Жук характеризует технологическую компетентность педагога как составную часть его профессиональной компетентности и выделяет в системе универсальных и профессиональных компетенций педагога компетенции в области педагогических технологий. В перечень данных компетенций автор включает знание основных эффективных технологий обучения и воспитания, их целевых ориентиров; умение обосновать условия и особенности их использования в различных педагогических ситуациях; умение осуществлять адекватный выбор педагогических технологий в соответствии с целями, задачами, особенностями содержания обучения и воспитания, потребностями и возможностями обучающихся; умение разрабатывать и (или) использовать в рамках технологии диагностический инструментарий; умения самостоятельно осваивать и применять в педагогической деятельности новые эффективные образовательные технологии, осуществлять синтез педагогических новаций, информационно-коммуникационных и иных образовательных технологий, разрабатывать на этой основе и внедрять авторскую педагогическую технологию и др. [1].

2. Технологизация педагогического процесса как ведущее направление развития современного образования

Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, его запросы. Жизнь в постиндустриальном (информационном) обществе требует от выпускника современного учреждения общего среднего образования определенных предметных, метапредметных и личностных компетенций (рисунок 1) для того, чтобы быть конкурентоспособным и мобильным в условиях информационного общества.


Рисунок 1 – Требования к современным выпускникам учреждений образования


В учреждениях образования сложно подготовить функционально грамотную личность с необходимыми компетенциями при реализации только традиционной (знаниевой) модели образования. Решить эту проблему можно при условии перехода к компетентностно ориентированной модели образования, при которой педагог в ходе обучения и воспитания выступает в роли организатора (помощника, консультанта) активной самостоятельной учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся. В педагогической литературе (Н. И. Запрудский и др.) обозначены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся при предметно ориентированном (знаниевом) подходе в образовании.

• Отчуждение содержания образования от учащихся (они не осознают актуальности для себя изучаемых предметов; испытывают мотивационный кризис, нежелание учиться; объем материала превышает возможности большой части учащихся; пассивность на занятиях, неэффективность только внешнего стимулирования прилежания учащихся и др.).

• Учреждение общего среднего образования не всегда обеспечивает необходимый уровень социализации выпускников, так как ориентируется главным образом на усвоение учащимися «готовых» знаний в рамках требований учебных программ и не создает условия для овладения функциональной грамотностью, метапредметными и личностными компетенциями.

• «Недополучение» многими учащимися и выпускниками учреждений общего среднего образования тех знаний, умений, компетенций, которые определяются образовательными стандартами и учебными программами. Многие учащиеся учатся не на уровне своих возможностей, не оправдывая ожиданий родителей и педагогов. При этом и дети, и взрослые могут затрачивать много времени и сил, а эффективность работы остается невысокой.

• Проблема здоровья детей. Ряд болезней учащихся имеют, по мнению врачей, дидактогенный характер.

• Неудовлетворенность значительной части педагогов образовательным процессом и его результатами. Налицо противоречие между потребностями, социальным заказом общества и возможностями учреждений образования их обеспечить.

Инновационная образовательная практика показывает, что разрешить вышеназванные противоречия можно путем освоения и внедрения в образовательный процесс разнообразных педагогических, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, технологизация образовательного процесса является в настоящее время объективным явлением, ведущим направлением развития образования, так как позволяет решать имеющиеся проблемы в обучении и воспитании на качественно новом уровне. Образовательная технология, как подчеркивают исследователи, не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова).

3. Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии

Термин «технология» (от греческих слов techne ‒ искусство, мастерство, умение, logos ‒ учение, наука) широко используется в производстве, строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, технология ‒ это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов привело их к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Указанные преимущества технологий способствовали тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей (культуру, медицину, образование и др.).

Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XX в. в связи с попытками «технологизировать» образовательный процесс с помощью технических средств, а позднее ‒ реализовать идеи программированного обучения. В 70-е гг. XX в. педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.

В целом понятие «педагогическая технология» представлено научным, процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами. Как научная отрасль педагогики «Педагогическая технология» изучает закономерности технологизации системы образования в целом и ее отдельных подсистем (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко), занимается исследованием наиболее рациональных, эффективных путей обучения и воспитания, проектированием и конструированием процессов обучения и воспитания.

В педагогике термин «технология» интерпретируется по-разному в зависимости от научно-педагогического контекста. Исследователями рассматриваются понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология проектирования педагогического процесса», «технология осуществления педагогического процесса» и др. Первые два из вышеназванных терминов употребляются большинством педагогов как синонимы. Вместе с тем, существует подход к интерпретации этих понятий, при котором они соотносятся как род и вид (С. Н. Северин). При использовании терминов «технология обучения» и «технология воспитания» подчеркивается специфика обучения и воспитания.

Исследователи оперируют также понятиями «технологический подход к обучению», «технологический подход к воспитанию», обозначающими проектирование в самом общем виде соответственно обучения и воспитания, представление их в виде алгоритмов, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте «технологический подход к обучению» трактуется как точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных педагогических целей и задач.

В современном понимании педагогическая технология (в широком значении) есть способ системной организации образовательного процесса и проект образовательной деятельности. Педагогическая технология (в узком значении) ‒ научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия или педагогической деятельности, гарантирующей достижение запланированных образовательных результатов.

В соответствии с такими трактовками определены (И. И. Прокопьев и др.) характерные черты или признаки педагогических технологий (рисунок 2).


Рисунок 2 – Характерные (сущностные) признаки педагогических технологий


Один полный цикл педагогической технологии включает педагогическое диагностирование; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование, конструирование педагогического взаимодействия участников образовательного процесса между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию педагогического взаимодействия; управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью и задачами, корригирование взаимодействия и др.). Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как педагогические технологии.

Ученые-педагоги определили состав и структуру педагогической технологии (В. В. Гузеев, И. А. Колесникова). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена единством содержательного и процессуального компонентов (рисунок 3) [3].


Рисунок 3 – Структура педагогической технологии


Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметно ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся. Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенных результатов и др.).

4. Технологизация педагогической деятельности. Основные технологические аспекты деятельности педагога

Технологизация педагогической деятельности заключается в освоении, разработке (апробации) и внедрении педагогом педагогических технологий в образовательный процесс с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания, продуктивности взаимодействия педагога и обучающихся. Основными технологическими аспектами педагогической деятельности являются проектирование и осуществление образовательного процесса.

Большая часть продуктов (результатов) деятельности человека, в том числе педагогической деятельности, производится (достигается) посредством их предварительного проектирования. Проектирование (от лат. projectus ‒ брошенный вперед) ‒ деятельность по созданию проекта, т. е. образа будущего предполагаемого или возможного объекта, явления, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте. Одна из важнейших функций педагогики как науки заключается в создании (проектировании) систем обучения и воспитания (В. В. Краевский).

Педагогическое проектирование рассматривается учеными в разных аспектах: как прикладное научное направление педагогики и практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, разрешение противоречий в современных образовательных системах; как практикоориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике (инновационных) образовательных систем и видов педагогической деятельности; как система норм (принципов, алгоритмов, технологий, критериев); как процесс создания и реализации педагогического проекта; как способ или средство развития субъектов проектирования; как технологии обучения или управления и др.

Центральным понятием в теории и практике педагогического проектирования во всех представленных аспектах является педагогический проект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов…; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий» [3, с. 22]. Первая часть данного определения может рассматриваться как определение педагогического проекта в широком значении, вторая часть ‒ в узком значении.

Охарактеризуем кратко педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности. Педагогическое проектирование включает диагностику, прогнозирование, моделирование, собственно проектирование, конструирование, планирование, являясь при этом первым этапом решения любой педагогической задачи. Рассмотрим соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «моделирование», «конструирование» в педагогике.

Прогнозирование ‒ процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы (Б. С. Гершунский). Педагогическое прогнозирование ‒ предвидение будущего вероятностного состояния объекта проектирования (например, образовательного процесса) на основе анализа социокультурной ситуации, педагогической теории и практики, а также данных педагогической диагностики (мониторинга) актуального состояния этого объекта. С позиции педагога прогнозирование ‒ это его специально организованная деятельность, направленная на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических явлений для того, чтобы оптимизировать содержание, методы, средства и организационные формы педагогической деятельности. Целью педагогического прогнозирования является создание прогностической модели педагогического объекта на основе: систематизации данных об объекте прогнозирования; предварительно разработанной системы критериев, показателей, параметров, отображающих его структуру, уровни функционирования и развития; критического анализа «фоновых» (социокультурных) факторов, психолого-педагогических и других условий, определяющих специфику функционирования педагогического объекта; анализа закономерностей и тенденций его саморазвития; построения его прогностической модели [5]. Результатом же прогнозирования является прогноз ‒ суждение о вероятностном состоянии (перспективах развития) педагогического объекта.

Педагогическое проектирование включает элемент прогнозирования как мыслительной процедуры или опирается на уже имеющийся прогноз. Кроме того, прогнозирование может осуществляться как относительно самостоятельное специальное исследование перспектив развития какого-либо педагогического явления или объекта.

При проектировании широко используется метод моделирования как метод исследования объектов различной природы на их аналогах ‒ материальных (предметных) или идеальных моделях. В ходе проектирования создаются модели будущих объектов или явлений, поэтому моделирование может рассматриваться как часть проектирования. В рамках педагогического проектирования модель позволяет: создавать образы педагогических явлений и объектов (педагогического процесса); имитировать реальные процессы будущей педагогической деятельности; «проигрывать», сравнивать, оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решений педагогических проблем [3]. Педагогическое проектирование связано также с педагогическим конструированием ‒ деятельностью по разработке элементов (деталей) проектируемого педагогического объекта. В целом педагогическое проектирование и педагогическое конструирование можно рассматривать «как последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации» [3, c. 28‒29]. При этом в процессе конструирования разрабатываются элементы (детали) проектируемого педагогического объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект.

К объектам педагогического проектирования ученые (В. С. Безрукова, И. А. Колесникова и др.) относят: образовательные системы и их отдельные компоненты; педагогические процессы и их отдельные компоненты; содержание образования на всех уровнях его представления; образовательное пространство; социально-педагогическую среду; систему педагогических отношений; все виды педагогической деятельности; качество педагогических объектов или процессов; педагогические ситуации и др. В контексте объекта проектирования находится предмет проектирования ‒ предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Предметами образовательного проектирования могут быть образовательные программы и стандарты, типы учреждений образования, органы управления в сфере образования и др. В структуре образовательного процесса предметами проектирования являются цели, содержание, технологии; в структуре содержания образования ‒ концепции, учебные планы, программы, дидактические материалы и др.

Предметами проектирования в работе учителя, согласно Н. И. Запрудскому, являются образовательные цели, учебные программы факультативов, кружков; календарно-тематические планы; планы, сценарии, технологические карты уроков, внеклассных мероприятий; авторская дидактическая система; урок как дидактическая система, технологии обучения; образовательные ситуации (выбора, рефлексии, исследования и др.). Кроме того, современные педагоги разрабатывают образовательные проекты, касающиеся отдельных аспектов деятельности учителя, направленные на решение тех или иных проблем педагогической практики. В качестве примера проектной деятельности учителя в теме 6 будет рассмотрена деятельность по проектированию урока и представлен алгоритм проектирования урока (по Н. И. Запрудскому).

Технология осуществления образовательного процесса в широком значении может рассматриваться как совокупность последовательно реализуемых технологий сообщения информации, организации разнообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и корригирования хода образовательного процесса, его текущего контроля. В общем виде технология осуществления педагогического процесса может быть представлена в виде последовательности этапов деятельности педагога (рисунок 4) и деятельности учащихся (рисунок 5).


Рисунок 4 – Этапы деятельности педагога в процессе обучения и воспитания


Рисунок 5 – Этапы деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте технологическую компетентность педагога как составную часть его профессиональной компетентности. Приведите трактовки технологической компетентности педагога разными авторами.

2. Обоснуйте утверждение о том, что технологизация педагогического процесса является ведущим направлением развития современного образования.

3. Раскройте исторический аспект применения термина «технология» в педагогике.

4. Определите понятие «педагогическая технология». Установите его соотношение с понятиями «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технологический подход к обучению и воспитанию».

5. Каковы основные признаки и структура педагогических технологий?

6. В чем заключается сущность технологизации педагогической деятельности?

7. Определите понятие «педагогический проект» в широком и узком значении.

8. Охарактеризуйте педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Жук, О. Л. Проблемы проектирования компетенций как результатов освоения образовательных стандартов высшего образования / О. Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2017. – № 4. – С. 7–10.

2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2006. – 287 с.

3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. А. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. ‒ М. : Академия, 2008. ‒ 288 с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2003. – Гл. 12.

5. Северин, С. Н. Педагогическое проектирование как технология управления качеством педагогического процесса : пособие / С. Н. Северин. ‒ Брест : БрГУ, 2011. ‒ 40 с.

6. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по пед. специальностям / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2012. ‒ Темы 1, 2.