Тема 7. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Любой инструмент, который улучшает

коммуникацию, оказывает глубокое влияние

на то, как люди могут учиться друг у друга.

Билл Гейтс

Требования к компетентности по теме:

• знать исторический аспект применения информационных технологий в образовании;

• определять понятие «информационно-коммуникационные технологии», соотносить его с понятиями «цифровые образовательные ресурсы», «электронные средства обучения», «электронное оборудование»;

• характеризовать различные подходы к применению ИКТ в образовательном процессе и соответствующие им виды обучения с применением ИКТ;

• раскрывать сущность технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса, электронных систем управления обучением;

• содержательно интерпретировать модель «Падагогическое колесо», подбирать цифровые образовательные ресурсы, соответствующие методическим задачам;

• называть основные направления цифровой трансформации процессов в национальной системе образования, приводить примеры веб-представительств значимых педагогических сообществ;

• знать ресурсно-методическое обеспечение различных направлений воспитательной работы с учащимися, понимать возможности и границы применения ИКТ в воспитании;

• уметь планировать профессионально-личностное саморазвитие в цифровом образовательном пространстве; владеть первоначальным опытом применения ИКТ в образовательном процессе.

Основные вопросы

  1. Информационно-коммуникационные технологии: понятие, применение в образовании.
  2. Цифровая трансформация образовательного процесса.
  3. Технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса.
  4. Электронные системы управления обучением.
  5. Технологии использования интернет-ресурсов в работе педагога.
  6. Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в воспитательной работе с учащимися.

Рекомендуемая литература

1. Информационно-коммуникационные технологии: понятие, применение в образовании

Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в 1930-х гг., они были электромеханическими (Zuse computers, Германия). В 1946 г. запущен один из первых электронных компьютеров ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer, США). В СССР в 1950-х гг. появились серии электронных цифровых компьютеров МЭСМ (Малая электронно-счетная машина) и БЭСМ (Большая электронно-счетная машина). С середины прошлого века ведутся специальные исследования в области применения информационных технологий в образовании. Отношения «человек – машина» в обучении определились в 1954 г. с выходом в свет книги Н. Винера «Кибернетика и общество». Первые попытки использования компьютеров в обучении предприняты в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. Наиболее известными были разработанные в СССР компьютеры семейства МИР (Машины с индивидуальной разработкой), которые предоставляли возможность студентам работать с программами, разработанными специально для обучения различным предметам, а также созданная в США система компьютерного интерактивного обучения PLATO (от англ. – Programmed Logic for Automatic Teaching Operations) с использованием графики и мультимедийных материалов. Большую популярность в то время приобрела теория программированного обучения Б. Скиннера и Н. Краудера, в соответствии с которой на базе ЭВМ первого поколения стали разрабатываться и применяться обучающие и контролирующие программы.

Значительный вклад в решение проблемы информатизации образования внесли исследования А. И. Берга, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, В. Я. Ляудис, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной и других ученых. Анализ их научных работ, опубликованных во второй половине XX в., позволяет сделать вывод о качественно новых возможностях организации образовательного процесса с применением информационных технологий. С момента своего появления информационные технологии (далее – ИТ) постоянно совершенствовались с технической точки зрения и становились предметом потенциального и фактического применения в образовании. Обобщенная хронология периодов применения ИТ в образовании представлена в таблице 20.

Таблица 20 – Периодизация применения ИТ в истории образования

Период Технические особенности развития ИТ Применение в образовании
1960‒1970-е гг. Появление компьютеров и их небольшая распространенность Осуществляются экспериментальные разработки интерактивного про-граммного обеспечения, создаются компьютерные игры для обучения
1990-е гг. Развитие сетевых технологий и Интернета ИТ становятся средством удаленной коммуникации, превращаясь в ИКТ. Появляются электронные учебники, веб-сайты с образовательным контен-том, форумы для поддержки обучения в режиме онлайн
2000‒2010-е гг. Массовый доступ к Интернету, широкое распространение мобильной связи Активно развивается электронное обучение, в том числе дистанционное обучение и онлайн-курсы. Становятся популярными платформы для мас-сового открытого онлайн-обучения
2010‒2020-е гг. Повсеместный доступ к Интернету, широ-кое распространение смартфонов, планше-тов, мобильных устройств Информационные технологии (интерактивные доски, планшеты, мобиль-ные приложения и др.) стали более доступными в учебных аудиториях. Учителя начали активно использовать ИКТ для улучшения преподавания, персонализации обучения и развития умений цифровой грамотности об-учающихся
2020-е гг. – на-стоящее время Массовый доступ к нейросетям и систе-мам искусственного интеллекта; распро-странение технологий виртуальной, допол-ненной и смешанной реальности Делается акцент на индивидуализированном обучении и использовании адаптивных технологий. Интеллектуальные системы и алгоритмы позво-ляют адаптировать обучение под индивидуальные образовательные по-требности каждого обучающегося, предоставляя персонализированные материалы и обратную связь

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – это широкое понятие, которое включает использование компьютерных систем, программного обеспечения и сетей для сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации. При этом под ИКТ подразумевают как сами устройства и оборудование (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, приставки, модемы, устройства носимой электроники, носители информации и др.) и обеспечиваемые их функционалом и программным обеспечением возможности, так и сеть Интернет, локальные сети со всем многообразием сервисов (сайты, порталы, поисковые системы, хостинги, блоги, социальные сети, мессенджеры, нейросети и др.).

Цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – специально разработанные или адаптированные для применения в образовательном процессе программы, приложения и сервисы, отражающие содержание некоторой предметной области. В педагогической литературе можно встретить и другие их названия: «педагогические программные средства», «компьютерные учебные программы», «электронные средства обучения», «цифровые средства обучения», «обучающие приложения», «программные средства учебного назначения», «цифровые образовательные продукты, ресурсы и сервисы» и др. Термин «цифровые образовательные ресурсы» является наиболее корректным в настоящее время, так как позволяет выделить особый класс «цифророжденных» образовательных средств.

ЦОР состоят из цифровых данных и кода, для реализации которых необходимы специальные электронные устройства (компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и др.). Электронные устройства являются средствами образовательного процесса, их обозначают специальным термином – «электронное оборудование».

Под электронными средствами обучения понимают совокупность цифровых образовательных ресурсов и электронного оборудования. Если в качестве электронного оборудования используются собственные устройства преподавателей и обучающихся (при очном или дистанционном обучении), то говорят, что в образовательном процессе реализуется принцип (концепция, технология) BYOD (от англ. Bring Your Own Device – принеси свое собственное устройство). Применение технологии BYOD в образовательном процессе повышает его гибкость и эффективность за счет удобства использования участниками собственного оборудования с поддержкой индивидуальных предпочтений. Однако применение собственных электронных устройств в обучении требует обеспечения безопасности в отношении конфиденциальности и управления данными.

Разнообразие связей между охарактеризованными средствами ИКТ схематично представлено на рисунке 40.


Рисунок 40 – Разнообразие связей между средствами ИКТ в образовании

2. Цифровая трансформация образовательного процесса

Важным аспектом применения ИКТ в любой сфере, в том числе в образовании, выступают не только технические возможности самих технологий, но и степень их интеграции в жизнь общества, широта цифрового охвата. Понятия «информатизация образования» и «цифровизация образования» являются отражением различной степени интеграции ИКТ в различные сферы образования. Под информатизацией образования понимают использование ИКТ-систем, программного обеспечения, сетей и баз данных для организации образовательного процесса, управления данными, коммуникации и предоставления доступа к информации. Информатизация образования предполагает внедрение ИКТ в образовательный процесс, создание электронных образовательных ресурсов и цифровых платформ с целью обучения и взаимодействия участников, использование компьютеров, интерактивных досок, программного обеспечения и онлайн-ресурсов для повышения эффективности обучения.

Цифровая трансформация образования трактуется исследователями как обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и форм организации обучения, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде с целью кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.

Следовательно, информатизация образования направлена на создание информационной инфраструктуры и системы для обеспечения доступа к информационным ресурсам и технологиям, а цифровая трансформация образования ориентирована на их продуктивное использование для повышения качества образовательного процесса в развивающейся цифровой среде.

Подходы к применению ИКТ в образовательном процессе будут принципиально различаться в зависимости от того, какого типа технологиями они являются – «проникающими», «определяющими» или монотехнологиями (по Г. К. Селевко). Различия в данных подходах обуславливаются также степенью ИКТ-оснащенности образовательного процесса и тем, каким образом осуществляется управление обучением (педагог или ИКТ с помощью ЦОР). С учетом этого выделяют разные виды обучения с применением ИКТ (рисунок 41).


Рисунок 41 – Виды обучения с применением ИКТ


Электронное обучение – это вид обучения, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий как средств обучения и обмена информацией. Электронное обучение обычно включает использование электронных учебников, веб-сайтов, онлайн-курсов, мультимедийных материалов и интерактивных платформ. Оно может быть как синхронным (преподаватель и учащиеся взаимодействуют одновременно в режиме реального времени), так и асинхронным (учащиеся получают доступ к материалам и выполняют задания в удобное для них время). Электронное обучение является «цифророжденным» форматом обучения [1; 3].

В случае дистанционного обучения учебный процесс осуществляется без одновременного физического присутствия преподавателя и учащихся в одном месте. Такое обучение в своем первоначальном виде осуществлялось через почту, в настоящее время оно чаще всего осуществляется через электронные платформы, видеоконференции или телекоммуникационные средства. Дистанционное обучение может быть организовано как синхронно (преподаватель и учащиеся взаимодействуют одновременно), так и асинхронно (обучающиеся получают материалы и выполняют задания в удобное для них время).

Онлайн-обучение является формой дистанционного обучения, которая осуществляется через Интернет. Учащиеся получают доступ к учебным материалам, заданиям и обратной связи через онлайн-платформы и приложения. Онлайн-обучение может включать такие разнообразные методы, как видеолекции, вебинары, интерактивные модули, форумы обсуждений и виртуальные классы. Этот подход обеспечивает гибкость и доступность обучения, позволяя учащимся изучать материалы в любое время и в любом месте с подключением к Интернету.

Смешанное обучение и гибридное обучение являются комбинацией традиционного обучения и использования ИКТ, они объединяют элементы традиционного обучения и онлайн-обучения для создания гибкой и эффективной учебной среды, адаптированной к индивидуальным потребностям обучающихся. При смешанном обучении (от англ. blended learning) учебный процесс разбивается на две части: так называемые присутственные занятия, которые проводятся в классе с участием преподавателя, и онлайн-активности, которые выполняются самостоятельно обучающимися с использованием ИКТ. Гибридное обучение (от англ. hybrid learning) расширяет понятие смешанного обучения, добавляя возможность варьировать соотношения присутственных и онлайн-компонентов в зависимости от конкретных потребностей и целей обучения. Это означает, что в зависимости от темы или актуальности преподаватели и обучающиеся могут выбирать, какую часть учебного процесса проводить в классе, а какую – онлайн.

3. Технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса

В научных публикациях в конце 2010-х гг. появился термин «цифровая дидактика». Предметом исследования цифровой дидактики как научной области педагогики является организация процесса обучения в условиях цифровой трансформации образовательного процесса, перехода к цифровой экономике и сетевому обществу. Принципы цифровой дидактики преемственно развивают принципы и подходы традиционной дидактики, интегрируя цифровые технологии в педагогические, при этом смещая акцент с технологий как таковых на образовательные задачи, которые эффективно решаются с помощью цифровых инструментов.

Целесообразность мультимедийного сопровождения образовательного процесса обусловлена следующими факторами:

• визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

• возможность систематизации и структурного представления учебного материала с последующим доступом к нему;

• возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

• тиражируемость, доступность разработки и корректировки учебного цифрового материала.

В настоящее время основными средствами мультимедийного сопровождения учебного занятия являются уже ставшие «цифровой классикой» презентации, а также онлайн-доски и интерактивные рабочие листы. Использование онлайн-досок имеет стратегическое преимущество, так как содержание каждого урока можно наглядно связывать с содержанием предыдущих уроков, продуктивно реализуя принцип внутрипредметных связей. В качестве электронного оборудования для мультимедийного сопровождения на занятиях применяются интерактивные доски и компьютеры (ноутбуки) с мультимедийными проекторами, телевизорами или экранами, т. е. демонстрационный экран является общим для всего класса. Применение смартфонов учащимися на уроке (BYOD-технология) является строго регламентированным, должно подчиняться дидактическим задачам, органично вписываться в структуру урока и занимать не более 20 % времени урока.

Если мультимедийное сопровождение системно, последовательно и эффективно применяется на всех ключевых этапах урока, то он называется медиауроком, а разработка и использование ЦОР учителем является инновационной педагогической деятельностью [7]. Если на медиауроке учащиеся используют также собственные устройства, то такой медиаурок называется BYOD-уроком. При создании мультимедийного сопровождения учебного занятия педагогу важно ориентироваться на основную цель процесса обучения – освоение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций. Необходимо также придерживаться основного правила: выбор ЦОР подчиняется логике усвоения учебного материала, а не наоборот. В качестве методических рекомендаций по проектированию медиауроков и их отдельных этапов можно предложить следующие положения.

1. При постановке учителем цели и задач урока целесообразно использовать интерактивные или онлайн-доски с возможностью записи и наглядного отображения необходимой информации, в том числе представления содержания и структуры целей и задач, плана урока или предстоящей учебной работы.

2. Для первичного ознакомления и изучения учащимися нового материала применяются мультимедийные презентации, включающие опорные схемы, тексты, изображения, анимацию и видео для визуального представления нового материала. Также используются интерактивные электронные учебники, которые могут содержать интерактивные элементы, видеоуроки, гиперссылки и другие средства демонстрации и объяснения учебного материала.

3. На этапе осмысления нового материала возможно использование интерактивных заданий, онлайн-игр или симуляций, выполнение или участие в которых осуществляется с помощью логических методов обучения (анализ, синтез, классификация и др.) и, следовательно, способствует развитию теоретического мышления учащихся. Целесообразно также использовать интернет-ресурсы и электронные базы данных для проведения исследования или изучения дополнительной информации, связанной с учебным материалом.

4. Для закрепления и повторения учебного материала учащимся предлагаются для решения интерактивные задачи и упражнения на компьютере или планшете. Для визуализации и повторения ключевых понятий и процедур могут быть полезны обучающие видеоматериалы. В зависимости от учебного предмета возможно использование виртуальных лабораторий и симуляций для практического применения теоретических знаний в контролируемой среде.

5. Контроль и оценка уровня усвоения знаний были самыми первыми процедурами, которые подвергнулись автоматизации. В настоящее время широко применяются онлайн-системы для проведения тестов и опросников и получения обратной связи, а также электронные журналы и портфолио учащихся.

6. С целью коррекции знаний и умений используются дидактические материалы для повторения. В качестве средств учебной деятельности, направленной на коррекцию знаний и умений, могут также применяться нейросети (под контролем учителя).

7. Для обобщения и систематизации изученного могут проводиться проектные работы, в ходе которых учащиеся осуществляют поиск, анализ, синтез, обобщение, представление информации, связанной с учебной темой, учебным предметом в целом, творчески применяя различные цифровые ресурсы. Учащиеся могут коллективно или индивидуально создавать мультимедийные презентации, видеоролики, интеллект-карты, цифровые портфолио и др.

Основными критериями повышения эффективности и продуктивности учебного процесса с помощью мультимедийного сопровождения выступают: усиление целенаправленности обучения; развитие учебной мотивации и познавательного интереса к учебному предмету; улучшение эмоционального состояния учащихся и др.

4. Электронные системы управления обучением

Цифровые образовательные ресурсы, с помощью которых осуществляется весь цикл управления обучением (авторизированный доступ к последовательности образовательных ресурсов, организация обратной связи, контроль и коррекция, мониторинг), называются электронными системами управления обучением (далее – ЭСУО). Они устанавливаются на сервер учреждения образования или на специализированный сервер, предоставляющий услуги по размещению учебных курсов. В настоящее время в качестве ЭСУО многие учреждения образования выбирают систему Moodle, распространяемую по открытой лицензии и имеющую многоязычный интуитивно понятный интерфейс. Идеология Moodle предполагает разноуровневую ролевую атрибуцию, разделение всего содержания на курсы, категории, разделы, ресурсы и элементы (порции учебного материала) различного типа (форум, чат, задание, семинар, тест, лекции, опрос, вики, страница, книга, файл, папка и др.).

К популярным ЭСУО относится также Google Класс – образовательный сервис компании Google, предоставляющий возможность создавать курсы, зачислять на них учащихся, предоставлять задания, задавать вопросы, выставлять отметки и комментировать ответы учащихся. Доступ к Google Классу осуществляется через аккаунт Google, при этом любой пользователь может создать курс в качестве преподавателя, присоединиться к уже существующему курсу по приглашению создателя в качестве преподавателя или учащегося.

Важно учитывать, что содержательное наполнение ЭСУО не осуществляется автоматически и разработка соответствующего мультимедиаконтента является методической задачей педагогов. При ее решении в качестве интерактивного инструмента учебного планирования применяют модель цифровой педагогики – Падагогическое (от слов «iPad» и «педагогический») колесо А. Каррингтона [4]. Эта модель отражает взаимосвязь пяти основных компонентов процесса обучения:

• качества и способности выпускника (как целевой ориентир);

• таксономические категории Б. Блума (запоминание – понимание – применение – анализ – оценка);

• виды учебной деятельности, которые можно реализовать в цифровой среде (создание интеллект-карт, изучение информации, совместная работа, викторина, моделирование, обмен мнениями, обзор, оценка и др.);

• приложения образовательного назначения (существуют версии для iPad и Android);

• модель SAMR, или 4П, интеграции ИКТ в образовательный процесс (от англ. substitution, augmentation, modification, redefinition ‒ подмена, приращение, перепроектирование, переопределение) (рисунок 42).


Рисунок 42 – Модель SAMR (4П)


Модель SAMR в Падагогическом колесе отражает применение ЭСО на разных уровнях. Уровни рутинного использования ЭСО (уровни 1 и 2 в модели SAMR) доступны большинству педагогов в системе национального образования. В целом, переход к ним является следствием цифровизации общества и результатом повышения доступности цифровых технологий. При этом массовый переход к использованию цифровых технологий на уровнях инновационной практики (уровни 3 и 4 в модели SAMR), как показывает международный опыт, невозможен без системных изменений и управляемой цифровой трансформации образования. Автор Падагогического колеса подчеркивает, что его назначение – помочь учреждениям образования и педагогам прогнозировать и проектировать грамотное использование ЦОР в обучении, опираясь на принципы системности и последовательности и ориентируясь на общую картину долгосрочных результатов.

Важно отметить, что дистанционное, смешанное, гибридное и онлайн-обучение позволяют расширить доступность образования. Однако основными сферами их применения в нашей стране, так же, как и в большинстве стран СНГ, являются высшее образование, корпоративное обучение, дополнительное образование, индивидуальное обучение. На уровне общего среднего образования эти виды обучения имеют ограничения в массовом применении, связанные с тем, что образовательная среда школы является не только средой обучения, но и пространством социализации, воспитания обучающихся, их активного социального взаимодействия. Но в условиях вынужденного дистанцирования эти ресурсы являются необходимыми.

5. Технологии использования интернет-ресурсов в работе педагога

Интернет в работе современного педагога имеет важное значение и как источник профессиональной информации, и как способ осуществления коммуникации. Мультимедийное сопровождение образовательного процесса может адаптироваться педагогом или создаваться им самостоятельно на основе авторского методического замысла, однако его содержание должно соотноситься со всеми установленными требованиями к содержанию образования. Целесообразно опираться на уже разработанные и одобренные Министерством образования ресурсы и источники.

Основные цели, задачи, направления и границы цифровой трансформации процессов в системе образования нашей страны в настоящее время определяет Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. [2]. В ходе цифровой трансформации процессов в системе образования будет создана Республиканская информационно-образовательная среда (далее – РИОС). В рамках РИОС будет формироваться новая цифровая реальность системы образования, включающая информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, регламенты, нормативно-правовое обеспечение, доверенные образовательные сервисы и платформы, информационные системы и ресурсы, обеспечивающие требуемый уровень информационной безопасности.

Ядром учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования и компонентом РИОС является Единый информационно-образовательный ресурс (далее – ЕИОР) (https://eior.by), который работает с 1 января 2021 г. Задача ресурса – поддержка в изучении учебного материала по учебным предметам, а также совершенствования знаний и умений по отдельным темам. ЕИОР является обновляемым, в настоящее время он содержит вкладки: «Образование», «Дополнительные материалы» и «Подготовка к централизованному тестированию». В разделе «Образование» расположены учебные материалы по всем учебным предметам для разных классов (рисунок 43). Каждый урок включает требования к компетенциям, обучающий видеоролик и автоматически проверяемое тестовое задание. Этот ресурс доступен для работы в классе и дома при наличии сети Интернет.


Рисунок 43 – Вид вкладки «Образование» ЕИОР


Для решения различных методических задач педагоги могут создавать свои собственные ЦОР или адаптировать уже имеющиеся цифровые материалы. На рисунке 44 в формате интеллект-карты представлен рубрикатор онлайн-сервисов образовательного назначения для решения различных задач дидактической направленности с элементами геймификации: интерактивный сбор обратной связи; онлайн-викторины, опросы; создание интеллект-карт для организации идей, задач или другой информации; онлайн-доски; интерактивные онлайн-презентации, в том числе нелинейные; интерактивные задания и дидактические игры; цифровой инструмент для закрепления знаний; конструкторы интерактивных плакатов (многофункциональное средство организации учебного процесса, предоставляющее широкие возможности для усиления мультимедийной наглядности); диалоговые тренажеры (для создания интерактивных упражнений, которые моделируют диалог учителя с учеником); интерактивный рабочий лист (цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов).


Рисунок 44 – Рубрикатор онлайн-сервисов образовательного назначения


Большим потенциалом для решения задач профессионального развития обладают педагогические сообщества – сетевые объединения и онлайн-сообщества, в которых педагоги могут обмениваться знаниями, опытом и лучшими образовательными практиками, а также поддерживать профессиональное взаимодействие, способствуя своему профессиональному росту. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных регионах одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, продуктивно решать профессиональные вопросы.

Педагогические сообщества представлены в интернете как платформы для обмена идеями, методиками преподавания и опытом работы, на которых собираются и обновляются успешные воспитательные практики, сценарии уроков, педагогические проекты и др. В нашей стране к подобным педагогическим сетевым платформам и ресурсам, например, относятся: портал Общественного объединения «Белорусское педагогическое общество» (https://bpo.bspu.by/), Педагогический портал (https://pedportal.by/), сайт проекта «Дистанционный всеобуч» (https://e-asveta.adu.by/). Среди российских сетевых педагогических ресурсов известны: Педсовет.org, Открытый класс, Сетевое образовательное сообщество RusEdu, Сеть творческих учителей, Педсовет.su и др.

Для профессионального развития, повышения квалификации, изучения новых эффективных педагогических практик, совершенствования цифровых компетенций, обмена профессиональным опытом, обучения в сообществе педагоги могут использовать массовые открытые онлайн-курсы (далее – МООК). МООК – это онлайн-образовательный курс, разработанный для массовой аудитории и доступный (обычно бесплатно) через Интернет. МООК предоставляют возможность всем заинтересованным пользователям из разных стран и социальных групп осуществлять непрерывное обучение независимо от времени и места. Авторами онлайн-курсов могут быть педагоги и специалисты в определенных сферах, также представлены курсы от различных университетов всего мира. МООК обычно предлагают видеолекции, интерактивные задания, форумы для обсуждений и самопроверки, а также возможность получить сертификат (негосударственного образца) о прохождении курса. Для продуктивного обучения на МООК важно соотнести собственные возможности и ресурсы с указанной трудоемкостью изучения курса и на основе проведенного анализа создать план и расписание.

Среди популярных русскоязычных МООК-платформ можно выделить: Stepik (https://stepik.org/), Универсариум (https://universarium.org/), Лекториум (https://www.lektorium.tv/) и др., среди англоязычных МООК-платформ (ряд курсов представлен на русском языке) – Coursera (https://www.coursera.org/), EdX (https://www.edx.org/), Udemy (https://www.udemy.com/) и др.

Перспективы применения искусственного интеллекта в сфере образования предвещают значительное облегчение труда учителя в аспекте рутинных педагогических задач. Одним из ключевых направлений является создание собственных цифровых ассистентов, которые способны автоматизировать и оптимизировать некоторые процессы в образовательной среде: проверка тестов, составление индивидуализированных учебных планов, анализ данных обучения и предоставление рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса. При этом будущий педагог уже на этапе освоения педагогического образования должен собирать собственную базу достоверных педагогических, методических, научных, дидактических и иных материалов, на основе которых он будет осуществлять обучение своего ассистента. Это включает поиск и анализ качественных учебных ресурсов, научных статей, педагогических исследований и других материалов, которые будут служить основой для формирования знаний и умений цифрового ассистента. Такой подход позволит педагогу эффективно использовать возможности искусственного интеллекта в своей работе и обеспечить качественное образование для обучающихся. Вместе с тем цифровые ассистенты не освобождают педагога от ответственности за организацию образовательного процесса и его качество, а также за действия самих цифровых ассистентов.

В настоящее время технологии виртуальной реальности, или VR-технологии (от англ. virtual reality), дополненной реальности, или AR-технологии (от англ. augmented reality), смешанной реальности, или MR-технологии (от англ. mixed reality) все больше проникают в сферу образования. VR-технология создает полностью иммерсивное виртуальное пространство, AR-технология позволяет добавлять виртуальные объекты и информацию в реальное окружение, а MR-технология объединяет элементы виртуальной и реальной среды. С помощью AR-технологий возможна визуализация абстрактных концепций, наблюдение трехмерных моделей и взаимодействие с виртуальными объектами в реальном времени. VR-технологии позволяют создавать полностью погружающие среды, в которых учащиеся могут побывать в исторических эпохах, путешествовать по географическим местам или исследовать сложные научные концепции. MR-технологии объединяют реальные и виртуальные объекты в одном пространстве, открывая новые возможности для взаимодействия с ними и проведения экспериментов.

Технологии виртуальной реальности способствуют развитию дистанционного обучения и сотрудничества участников образовательного процесса. С их помощью учащиеся могут заниматься в виртуальных классах, взаимодействовать с другими учащимися и преподавателями в режиме реального времени, разделять виртуальные пространства для совместной работы и взаимодействия. Это создает возможности для глобального образования и межкультурного обмена, сокращая географические и временные ограничения. Совместное использование VR-, AR-, MR-технологий с традиционными методами обучения и воспитания позволяет педагогам учитывать при организации образовательного процесса разнообразные стили учебной деятельности и индивидуальные образовательные потребности современных обучающихся, что, в свою очередь, может значительно улучшить их учебные достижения и повысить образовательные результаты. Вместе с тем, успешное внедрение VR-, AR-, MR-технологий в образование требует соответствующей подготовки педагогов, связанной с освоением новых технологий, развитием компетенций в области создания и использования интерактивных образовательных сценариев.

6. Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в воспитательной работе с учащимися

Воспитательная работа во внеурочное время наряду с воспитательной работой средствами учебных предметов является неотъемлемой частью профессионально-педагогической деятельности и образовательной среды учреждений образования. В условиях цифровизации общественной жизни воспитание по-прежнему является фактором развития личности обучающихся, но, чтобы быть эффективным, оно должно опираться на цифровые ресурсы и инструменты.

В настоящее время информационно-образовательная среда учреждения образования включает условия и средства организации воспитательной работы в цифровой среде. Исследователи пришли к выводу, что цифровые коммуникации обладают определенным воспитательным потенциалом. Они интерактивны, позволяют получить быструю обратную связь от группы детей, их родителей, установить адресный целенаправленный контакт с конкретным ребенком. Цифровые инструменты могут применяться для индивидуализации образовательного процесса, например, для оказания педагогической поддержки ребенку в решении его индивидуальных проблем, построения диалога с ним и т. п. В учреждениях образования созданы и регулярно обновляются официальные сайты, создаются группы школ и классов в социальных сетях и мессенджерах (Viber, Telegram и др.) для решения воспитательных и организационных задач.

Цифровые образовательные ресурсы, методы и формы применения ИКТ в учебном процессе, охарактеризованные выше, являются также эффективными средствами сопровождения воспитательной работы с учащимися. Так, на основе применения BYOD-технологии можно организовать виртуальную экскурсию или фестиваль, на которых демонстрируются сюжеты определенной тематики, в том числе снятые с помощью смартфонов. Современный уровень цифровой поддержки позволяет сообществу класса иметь общее виртуальное пространство, выполняющее как организационную функцию (отслеживание выполнения поручения, делегирование задач, взаимодействие с участниками проекта и др.), так и функцию веб-представительства в виде сайта сообщества, реализованного с помощью конструкторов сайтов или открытой онлайн-доски.

Обеспечение деятельности сайтов, групп в мессенджерах и социальных сетях необходимо реализовывать с учетом принципов адресности, вариативности, доступности для восприятия аудитории, направленности на удовлетворение существующих информационных потребностей, систематическое определение которых является важной задачей классного руководителя. В этом аспекте ЦОР предоставляют большие возможности для оперативного проведения анкет (на основе Google-форм, Яндекс-форм и др.), организации опросов (в группах мессенджеров), онлайн-викторин и др.

Ресурсно-информационное обеспечение воспитания в нашей стране широко представлено в интернет-пространстве. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие акселераторы (от лат. accelero ‒ ускоряю) воспитательного контента, который рекомендуется использовать в воспитательной работе педагогам, в том числе выполняющим обязанности классного руководителя.

На сайте Национального образовательного портала в разделе «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by/) содержатся материалы по нормативному правовому, методическому обеспечению воспитательной работы по различным направлениям воспитания. Здесь представлены: актуальные практики и технологии воспитания, материалы в помощь педагогу-организатору, руководителю по военно-патриотическому воспитанию, материалы Республиканского проекта «Родительский университет», «Школы активного гражданина» (ШАГ), информация о конкурсах и акциях и др. (рисунок 45).


Рисунок 45 – Содержание раздела «Организация воспитания» на Национальном образовательном портале


Министерство образования Республики Беларусь в 2021 г. представило уникальную интерактивную платформу «Патриот.BY» (https://patriot.rcek.by/), на которой можно узнать о самых масштабных проектах патриотической направленности, просмотреть библиотеку с обучающими материалами и документами, прослушать лекции спикеров, совершить «экскурсию» по интерактивным экспозициям, побывать в онлайн-кинозале. Посетители портала могут также ознакомиться с актуальной афишей реальных мероприятий.

На территории Беларуси находится более 40 тысяч памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной. Возможность узнать историю этих мест предоставляет общественный проект «Сохраним историю» (https://savehistory.by/), создателем которого является Республиканское общественное объединение «Патриоты Беларуси». Проект включает разделы: «Интерактивная карта памятников»; «Книга памяти»; «Наши Герои»; «Новости и истории».

Проект «Звездочка на карте района» Республиканского центра экологии и краеведения является ресурсом, на котором собраны интерактивные карты с мемориальными объектами, связанными с военной историей различных регионов Беларуси (https://rcek.by/zvezdochka-na-karte-rajona/). Каждая интерактивная карта представляет собой виртуальное пространство, где пользователи могут узнать и исследовать информацию (названия, описания, фотографии и др.) о различных памятниках, мемориалах и захоронениях, расположенных на территории конкретного района или области. Данный проект не только информирует о тех или иных памятных объектах Беларуси, но и помогает понять и оценить их историческое значение, способствует развитию патриотического туризма в регионах, привлекая внимание и воспитывая уважение к историческому наследию.

С целью выявления и распространения успешного воспитательного опыта при поддержке Министерства образования Республики Беларусь регулярно проводится «Марафон успешных практик специалистов в сфере организации работы с молодежью» (https://www.youthworker.by/ru/proekty). На сайте в форматах мультимедийной презентации, записи видеотрансляции, методического описания представлены современные практики в сфере организации воспитательной работы с молодежью, в том числе патриотической направленности, разработанные и реализованные в нашей стране. На странице размещена ссылка на интерактивные дашборды с возможностью обмена опытом с участниками и авторами воспитательных практик.

Среди российских порталов можно выделить Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (https://урокцифры.рф/), который предоставляет возможность освоить знания в сфере цифровой экономики. Организаторами обучения (уроков) являются ведущие технологические компании (Яндекс, «Лаборатория Касперского» и др.). Материалы на портале представлены в формате методических рекомендаций, видеолекций, тренажеров, рефлепрактикумов и касаются современных тем («Кибербезопасность будущего», «Цифровое искусство: музыка и ИТ», «Разработка игр», «Город будущего» и др.).

При применении информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовании педагогу необходимо учитывать, что Интернет является хранилищем различных, не всегда научно-обоснованных точек зрения на интересующие учащихся темы. Информация в Сети может быть некорректной, искаженной, преследующей ангажированные цели, сгенерированной на основе нейросетей (правдоподобной, но не обязательно истинной). Умение учащихся воспринимать и оценивать информацию в этом контексте зависит от того, обучены ли они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, умеют ли соотнести информацию с имеющиеся знаниями и оценить степень ее достоверности, а также обеспечить свою информационную безопасность. Вот почему в условиях цифровизации образования необходимо уделять особое внимание таким задачам, аспектам и средствам воспитательной работы, как формирование нравственного сознания обучающихся (например, на основе решения моральных дилемм); использование систем тайм-менеджмента, направленных на овладение умений работать с целями, определять приоритеты, владеть инструментами планирования, вырабатывать полезные привычки; тренинговые занятия, направленные на гармонизацию психологического, эмоционального и физического состояний учащихся, развитие их ответственности за собственное интеллектуальное и эмоциональное благополучие; формирование сетевого этикета и цифровой гигиены.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные этапы применения ИТ в образовании с момента появления первых ЭВМ до современных трендов.

2. Раскройте сущность информатизации и цифровой трансформации образования.

3. Определите понятие «информационно-коммуникационные технологии». Соотнесите его с понятиями «цифровые образовательные ресурсы», «электронные средства обучения», «электронное оборудование. Представьте связи между этими понятиями в виде схемы.

4. Назовите и кратко охарактеризуйте виды обучения с применением ИКТ в соответствии с классификацией педагогических технологий на «проникающие», «определяющие» и монотехнологии.

5. Опишите BYOD-урок. Возможно ли проведение BYOD-уроков по учебным предметам вашей специальности? Ответ обоснуйте.

6. Определите факторы и условия выбора ЦОР. Приведите примеры (с учетом специальности).

7. Какие ЦОР из рубрикатора онлайн-сервисов образовательного назначения вы планируете применять или уже применяете в своей образовательной деятельности?

8. Раскройте сущность и назначение электронных систем управления обучением. Проанализируйте имеющийся у вас опыт обучения с помощью какой-либо ЭСУО.

9. Назовите и кратко охарактеризуйте технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса, которые применяют учителя вашей специальности.

10. Какие методические рекомендации по проведению медиауроков или их отдельных этапов вы можете дать учителю (с учетом специальности)?

11. С какими целями педагоги могут обучаться на массовых открытых онлайн-курсах?

12. Оцените перспективы применения искусственного интеллекта, а также VR-, AR-, MR-технологий в сфере образования.

13. Назовите и обоснуйте возможности и ограничения применения ИКТ в воспитательной работе с учащимися.

14. Докажите утверждение о том, что ресурсно-информационное и методическое обеспечение воспитания в нашей стране широко представлено в интернет-пространстве.

Рекомендуемая литература

1. Брезгунова, И. В. Технологии электронного обучения : учеб. пособие / И. В. Брезгунова, С. И. Максимов. – Минск : РИВШ, 2020. – С. 5–25, 136–138.

2. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view. – Дата доступа: 20.08.2024.

3. Король, А. Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI в / А. Д. Король, Ю. И. Воротницкий // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31.– № 6. – С. 48–61. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-vyzovy-xxi-veka. – Дата доступа: 20.08.2024.

4. Мультимедийная дидактика : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Е. С. Кощеева [и др.] ; Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : УрГПУ, 2021. – 116 с. ‒ Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46353975_58318917.pdf. ‒ Дата доступа: 20.08.2024.

5. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – С. 82–90.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т ВШЭ. – 2019. – С. 122–179. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf. – Дата доступа: 20.08.2024.

7. Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2009. – С. 7–50, 66–89.