Тема 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Без научного предвидения воспитание превратилось

бы в примитивный присмотр, воспитатель ‒ в неграмотного

няньку. Нужно научно предвидеть ‒ в этом суть культуры

педагогического процесса.

В. А. Сухомлинский

Требования к компетентности по теме:

• знать нормативные и правовые основы планирования и организации воспитательной работы в учреждениях образования;

• раскрывать содержание основных направлений воспитания в Республике Беларусь в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания;

• понимать и содержательно интерпретировать технологические аспекты воспитательной работы в учреждении образования;

• проектировать (планировать) применение и сочетание методов, средств, форм, технологий воспитания в различных видах педагогического взаимодействия педагога (классного руководителя) и учащихся;

• владеть первоначальным опытом проектирования (планирования) воспитательных мероприятий и дел с учащимися.

Основные вопросы

1. Нормативные и правовые основы планирования и организации воспитательной работы в учреждениях образования.

2. Планирование воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

3. Планирование работы классного руководителя с родителями учащихся.

4. Проектирование (разработка сценариев) воспитательных мероприятий в ученическом коллективе.

Рекомендуемая литература

1. Нормативные и правовые основы планирования и организации воспитательной работы в учреждениях образования

Общечеловеческие, гуманистические ценности, культурные и духовные традиции белорусского народа, государственная идеология в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) являются основой содержания воспитательной работы и ее планирования в учреждениях образования. Основными требованиями к содержанию воспитания и, следовательно, к его планированию являются: соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

В Кодексе (статья 17) обозначены основные составляющие воспитания:

• идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, а также ценностей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

• гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

• духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

• эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

• поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

• семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

• трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

• экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности;

• воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;

• воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;

• воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

• формирование у обучающихся умений и навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

• воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

• воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время [3].

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 87) программно-планирующую документацию воспитания составляют следующие документы. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся; разрабатывается и утверждается Министерством образования. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия по их реализации. Данный документ разрабатывается сроком на пять лет и утверждается Министерством образования. Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе вышеназванных документов на областном (города Минска), районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Программы воспитания учреждений образования составляются в учреждениях образования сроком на пять лет. Они определяют цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания в учреждении образования с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся. Программа воспитания учреждения образования утверждается его руководителем. План воспитательной работы учреждения образования разрабатывается в учреждении образования на текущий учебный год и устанавливает мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение, и утверждается руководителем учреждения образования.

Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2015 г. утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» [4] (далее – Концепция). В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности образовательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране. Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания отражает интересы личности, общества и государства. Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующие требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив. В этом нормативном документе приводится характеристика основных направлений воспитания с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, а также обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В содержании Концепции раскрываются сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию.

На основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разработана и реализуется «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.» (далее ‒ Программа). Данная Программа определяет цель, основные направления воспитания обучающихся, а также содержит План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2021−2025 гг. и ожидаемые результаты реализации программы [6]. Реализация программы предусматривает решение следующих задач: идеологическое обеспечение процесса воспитания; оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся; обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования; повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи; информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационно-коммуникационных технологий. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (статья 95) Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также программы воспитательной работы учреждений образования.

2. Планирование воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

Управление в учреждении общего среднего образования (образовательный, или педагогический, менеджмент) представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на его развитие, повышение эффективности и достижение оптимальных образовательных результатов. Субъектами управления в учреждениях общего среднего образования выступают руководители (директор, его заместители), педагоги, обучающиеся, их родители. Объектами управления в учреждении образования являются знания, умения, навыки, отношения, свойства, качества, компетенции обучающихся и самих педагогов. Педагогический менеджмент в учреждении общего среднего образования имеет разноуровневый характер и включает: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью отдельных педагогов; управление деятельностью учащихся.

Образовательный менеджмент реализуется через систему последовательных, взаимосвязанных действий, или функций, основу которых составляют педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование [8]. Планирование, являясь функцией управления учреждением образования, реализуется с учетом требований научной обоснованности, целенаправленности, комплексности, оптимальности, соответствия потребностям, специфическим особенностям учреждения образования и окружающей среды, преемственности, конкретности, реальности при имеющихся ресурсах и др. В ходе планирования прогнозируются и моделируются образы желаемого будущего состояния учреждения образования и результатов его работы; определяются средства достижения цели, их состав и логическая структура, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнители и их взаимодействие, сроки, содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты; определяются стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки; создаются условия для образовательной и управленческой деятельности. Все виды планов работы учреждения образования реализуются через такую функцию управления, как организация деятельности школы. Организация представляет собой деятельность управляющей системы по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений (по Ю. А. Конаржевскому).

Заместитель директора по воспитательной работе непосредственно координирует и направляет идеологическую и воспитательную работу педагогических работников, в том числе учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, педагогов социальных, руководителя по военно-патриотическому воспитанию, педагогов дополнительного образования, работников библиотеки. Заместитель директора по воспитательной работе организует разработку программно-планирующей документации воспитания в учреждении общего среднего образования, текущее и перспективное планирование по направлению деятельности педагогов [5].

На основании программы воспитательной работы учреждения общего среднего образования, разработанной на пять лет, создается план воспитательной работы, являющийся разделом годового плана работы учреждения образования. В план воспитательной работы учреждения образования включаются значимые мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе в шестой школьный день и каникулярный период (с указанием сроков, места их проведения, участников и лиц, ответственных за проведение мероприятий). Планируются проведение акций, конкурсов, фестивалей, смотров и других мероприятий; реализация социально-значимых проектов, осуществление волонтерской деятельности; проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; осуществление взаимодействия с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, общественными организациями, объединениями, социумом; воспитательная работа в период каникул; мероприятия по профориентации учащихся и др.

На основании плана воспитательной работы учреждения образования разрабатываются планы работы классных руководителей, педагога-организатора, план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (на полугодие). Классный руководитель входит в структуру управления учреждением образования, является организатором воспитательной работы в первичных ученических коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления учреждением образования и воспитания учащихся. Основные функции деятельности классного руководителя определены в Инструкции о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися [2]. В педагогических дисциплинах, изучающих теорию и методику воспитания, охарактеризованы задачи, функции, система воспитательной работы классного руководителя, технологические аспекты его педагогической деятельности [1; 8; 9].

В рамках данной темы рассмотрим вопросы планирования воспитательной работы на уровне ученического коллектива (класса). План воспитательной работы на полугодие входит в перечень документов, обязательных для классного руководителя, наряду с классным журналом, социально-педагогической характеристикой класса, личными карточками и дневниками учащихся. Под планированием воспитательной работы понимают процесс совместной деятельности классного руководителя, учащихся и их законных представителей по определению целей, содержания, методов и форм организации воспитательного процесса в ученическом коллективе. План – заранее намеченная система мероприятий или дел, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (по Н. И. Дереклеевой). Опорными документами для составления плана воспитательной работы классного руководителя являются нормативные и правовые документы, относящиеся к программно-планирующей документации воспитания.

В педагогической литературе определены принципы (рисунок 50) и этапы (рисунок 51) планирования воспитательной работы классным руководителем.


Рисунок 50 – Принципы планирования воспитательной работы


Рисунок 51 – Этапы планирования воспитательной работы классного руководителя


Планирование воспитательной работы в ученическом коллективе должно быть увлекательным для учащихся и реализовываться в разных формах, например, «разведка полезных дел» (для младших школьников), «мозговой штурм» (для подростков), «защита проектов плана», «аукцион полезных дел» (для старшеклассников). Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает воспитательные дела и мероприятия, которые можно совместно подготовить и провести с детьми.

Деятельность классного руководителя по составлению плана воспитательной работы в целом включает: изучение актуальных нормативных и правовых документов из перечня программно-планирующей документации воспитания, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы, передового опыта, в том числе опыта своих коллег; согласование с другими существующими в учреждении образования планами работы с учащимися; педагогическую диагностику актуального уровня воспитанности учащихся класса; составление характеристики ученической группы; формулировку целей и задач воспитательной работы; отбор видов и форм организации воспитывающей деятельности обучающихся. В результате классный руководитель определяет содержание и различные формы воспитательной работы с учащимися в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и их родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы с учащимися (на полугодие, учебный год). Структура плана воспитательной работы классного руководителя обычно содержит: анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год; цель и задачи воспитательной работы на текущий учебный год; мероприятия по реализации основных направлений воспитания на полугодие, в том числе в шестой школьный день и каникулярный период; сроки, место их проведения; указание участников мероприятий и лиц, ответственных за проведение мероприятий [5].

План воспитательной работы классного руководителя отражает взаимодействие с педагогом-организатором, специалистами по оказанию социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи учащимся, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, работниками библиотеки, органами ученического самоуправления учреждения образования, законными представителями учащихся и др.

По завершении учебного года воспитательная работа классного руководителя, проведенная в соответствии с планом, становится предметом аналитической деятельности. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, проведенный с учетом результатов педагогической диагностики, позволяет наметить целевые ориентиры и становится основой планирования воспитательной работы (по полугодиям) в следующем учебном году.

3. Планирование работы классного руководителя с родителями учащихся

Планирование и организация взаимодействия учреждений общего среднего образования с родителями или другими законными представителями (усыновителями, опекунами и др.) учащихся – важная составляющая воспитательной деятельности классных руководителей. В ходе такого взаимодействия осуществляется согласование задач, содержания, форм и методов воспитания в семье и учреждении образования. Работа классного руководителя с семьями учащихся направлена на обеспечение комфортных условий жизни детей, сохранения их физического и психического здоровья, создание условий для разностороннего развития и воспитания, успешной самореализации и личностного роста, формирования положительной мотивации к учебной деятельности, организацию обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей, своевременное выявление проблем семейного воспитания. Взаимодействие с семьей учащихся должно быть системным, основанным на педагогической диагностике детско-родительских отношений, включать работу по коррекции затруднений и нарушений в семейном воспитании. Содержание работы педагогов с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры; включение родителей в образовательный процесс; участие родителей в управлении учреждением образования. Каждое из указанных направлений планируется и реализуется через систему видов и форм деятельности (таблица 26).

Таблица 26 ‒ Направления и формы взаимодействия учреждений образования и семьи в воспитании учащихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей Включение родителей в образовательный процесс Участие родителей в управлении учреж-дением образования
«Родительский университет».
Лекции, семинары, практикумы.
Конференции.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Индивидуальные и тематические консульта-ции.
Творческие группы, группы по интересам.
Родительские собрания.
Тренинги и др.
Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Организация кружков, секций, клубов.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально-технической базы класса и учреждения образования.
Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям.
Родительский патруль во время проведения вечеров отдыха и др.
Участие в работе ро-дительского комитета.
Участие в работе со-вета учреждения обра-зования, попечитель-ского совета и др.

В рамках указанных направлений планируются организация работы с семьями учащихся, требующими особого педагогического внимания, изучение и коррекция детско-родительских отношений, консультирование законных представителей; проведение мероприятий с семьей в рамках шестого школьного дня; мероприятия, акции, музыкальные и конкурсные программы, тематические вечера, посвященные Республиканским Дням матери и отца, Неделе семьи (Международному дню семьи) и другим праздничным и памятным датам; проведение родительских конференций, мероприятий республиканского проекта «Родительский университет» и др. [5].

Назовем и кратко охарактеризуем наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание – такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и др. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была актуальной, разнообразной, интересной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения родителей. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум представляет собой форму развития умений родителей в области воспитания детей, а также эффективного решения возникающих в ходе семейного воспитания педагогических проблем. В процессе практических занятий родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и учреждения образования.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предметам, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т. п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т. п. Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.

Родительский комитет класса является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в образовательный процесс и в управление учреждением образования.

Республиканский проект «Родительский университет» является в настоящее время важным направлением взаимодействия школы, семьи и социума. Целью данного проекта является повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. В рамках проекта в учреждениях образования реализуется система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций. Занятия в «Родительском университете» проводятся один раз в четверть по программе Родительского университета, разработанной специалистами. Тематика занятий составлена с учетом образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник». Программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум, семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование, анализ ситуаций и др. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции, консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., а также блогов, групп в соцсетях, мессенджеров и др. [7].

4. Проектирование (разработка сценариев) воспитательных мероприятий в ученическом коллективе

Формы воспитания осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями или другими педагогами. Чаще всего они проводятся в формате классных часов или общешкольных мероприятий. Направления воспитательной работы и соответствующие им формы воспитательной работы, которые становятся объектом проектировочной деятельности педагогов, представлены в таблице 27.

Таблица 27 – Направления, содержание и формы воспитательной работы

Направления и содержание воспитательной работы Формы воспитательной работы

1. Идеологическое, гражданское, патриотиче-ское воспитание


Формирование, развитие и углубление зна-ний о сущности государственной идеологии, политической системы Республики Беларусь, осознание внешнеполитической и внутренней стратегии государства, формирование миро-воззрения, развитие и реализация активной личностной и гражданской позиции, овладе-ние практическими умениями общественно-политической деятельности.

Формирование, развитие и углубление зна-ний учащихся об истории своего Отечества, культурном наследии белорусского народа, его национальных особенностях; формирование уважения к прошлому и настоящему Родины, родному языку, традициям; воспитание береж-ного отношения к родной природе, культур-ным ценностям.

Воспитание ответственности за развитие и процветание Отечества, поощрение трудовой и социальной активности учащейся молодежи. Формирование, развитие, углубление знаний учащихся о правовой системе Республики Бе-ларусь, о правах и обязанностях гражданина, воспитание уважения к законам. Формирова-ние умения пользоваться правами, соблюдать правовые нормы, быть нетерпимым к наруше-нию правопорядка.

Формирование информационного мировоз-зрения, умений противостоять негативным психологическим воздействиям при работе с информацией. Овладение умениями и навыка-ми работы с информацией

Информационный час, классный час.

Встреча (с представителями органов госуправления, депутатами, военнослужащими, юристами, представителями правоохранительных органов, деятелями науки, культуры, спорта и др.).

Пресс-конференция.

Научно-практическая конференция.

Круглый стол, философский стол.

Тематическая выставка, стенгазета, радиопередача.

Информационный стенд, веб-сайт.

Дебаты, диспут, дискуссия.

Устный журнал, рассказ-эстафета.

Открытый микрофон, эстафета мнений.

Деловая игра, ролевая игра, интеллектуальная игра.

Конкурс политэрудитов, конкурс знатоков законов.

Конкурс плакатов, творческих работ.

Конкурс молодежных проектов.

Акция в поддержку государственной политики.

Урок мира, урок мужества, Вахта Памяти.

Поисковая работа «Моя родословная», «История малой Родины».

Экскурсия, путешествие по памятным местам, посещение музея, мемориального ком-плекса.

Клуб, кружок, объединение патриотического направления, клуб правового просвеще-ния молодежи.

Шефство над школами-интернатами, детскими домами, участниками Великой Отече-ственной войны, семьями погибших военнослужащих.

Ученическая бригада (различного профиля).

Волонтерский отряд, группа, добровольная дружина

2. Нравственное и эстетическое воспитание, воспитание культуры самопознания и саморе-гуляции личности


Усвоение и осмысление учащимися нрав-ственных норм, правил, принципов; формиро-вание нравственных убеждений; обогащение эмоциональной сферы нравственными пере-живаниями и чувствами. Формирование уме-ний и привычек нравственного поведения, культуры общения, помощь в определении це-ли, задач, направлений и средств самовоспита-ния. Формирование привычек поведения в со-ответствии с общечеловеческими нормами и принципами морали, умения противостоять негативному влиянию среды.

Формирование знаний об искусстве, нацио-нальной и мировой культуре, воспитание цен-ностного отношения к прекрасному; развитие эстетического вкуса, умений воспринимать произведения искусства и прекрасное в окру-жающей действительности. Воспитание по-требности и способности вносить красоту в окружающую жизнь, в творческую деятель-ность, учение, труд, досуг, во взаимоотноше-ния с людьми.

Формирование умений и навыков эффектив-ной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, организации оценочной и рефлексивной деятельности, формирование и развитие психологической компетентности, коммуникативных способностей и умений. Осознание своих особенностей, возможностей, назначения и места в жизни

Информационный час, классный час.

Встреча (с дизайнерами, модельерами, парикмахерами-стилистами).

Беседа, дискуссия, диспут.

Устный журнал, ток-шоу, турнир ораторов.

Круглый стол, философский стол.

Открытый микрофон, эстафета мнений, гостиная.

Пресс-конференция, ток-шоу.

Вечер вопросов и ответов.

Конкурс видеороликов, плакатов, газет, коллажей.

Обсуждение теле- и радиопередач, фильмов, статей периодической печати.

Тренинг, ролевая игра.

Поисково-ролевая игра «Человек и другие люди».

Клубы «Милосердие», «Забота».

Акция «Дом без одиночества».

Экскурсия в музей, картинную галерею, природу.

Посещение театра, кино, концерта.

Викторина, конкурс знатоков искусства.

Вечер, праздник, фестиваль, дискотека.

Театр-экспромт, театр моды.

Коллектив художественной самодеятельности, творческое объединение.

Выпуск журналов, газет, альбомов.

Оформление аудиторий, кабинетов, залов и других помещений учебного заведения.

Волонтерский отряд, группа

3. Воспитание экологической культуры, куль-туры безопасной жизнедеятельности, форми-рование здорового образа жизни учащихся


Формирование, развитие экологических зна-ний, осознание самоценности природы, орга-нической взаимосвязи человека и среды; фор-мирование убеждения в необходимости лично-го участия в улучшении экологической обста-новки, в защите природы. Воспитание эколо-гически целесообразных потребностей. Фор-мирование экологической компетентности. Развитие умений и навыков безопасной жизне-деятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с будущей профес-сиональной деятельностью.

Формирование, развитие знаний о здоровом образе жизни, воспитание убежденности в не-обходимости укрепления своего здоровья, раз-витие умений и навыков здорового образа жиз-ни. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методике из-бавления от них. Формирование умений сохра-нять здоровье в процессе будущей профессио-нальной деятельности. Выбор и реализация приемлемых для личности здоровьесберегаю-щих технологий. Понимание важности сохра-нения репродуктивного здоровья для создания полноценной семьи

Информационный час, классный час.

Встреча (с медицинскими работниками, спортсменами, юристами, людьми, ведущими здоровый образ жизни, и др.).

Беседа, дискуссия, диспут.

Научно-практическая конференция, пресс-конференция.

Круглый стол, эстафета мнений.

Открытый микрофон.

Выпуск бюллетеней, газет, плакатов, коллажей.

Конкурс, викторина, олимпиада.

Тренинг, ролевая игра, организационно-деятельностная игра.

Экскурсия в городские (районные) центры гигиены и эпидемиологии и др.

Поход по родному краю.

Профилактические медицинские осмотры учащихся.

Индивидуальная консультация.

Кружок, лаборатория, клуб.

Создание экологических троп, составление экологических карт территорий, карт-схем малой родины.

Проект краеведческого маршрута «Мой край».

Экологический марафон.

Тематический вечер, дискотека, рок-концерт.

Праздник «День Земли», «День воды», «День птиц», «День леса», акция в защиту природы.

Благоустройство и озеленение территории, эколого-трудовая деятельность.

Спортивная и физкультурно-оздоровительная секции

4. Трудовое, профессиональное, экономиче-ское воспитание, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору


Формирование готовности к труду, стремле-ния трудиться, ответственности за результаты труда; воспитание уважения к людям труда. Формирование трудовых умений, навыков, культуры умственного и физического труда. Осознание трудовой активности как условия личностной, социальной, профессиональной успешности. Развитие и становление трудолю-бия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к разумному сочетанию труда и от-дыха, эстетизации труда.

Формирование экономических знаний. Вос-питание нетерпимого отношения к бесхозяй-ственности, лени, безответственности в труде, нарушению трудовой дисциплины. Воспита-ние бережного отношения к общественному и личному достоянию, государственному иму-ществу

Информационный час, классный час.

Встреча (с руководителями предприятий, предпринимателями, учеными и др.).

Лекция, беседа, диспут.

Выпуск газет, оформление стендов, коллажей.

Тематическая экспозиция.

Тренинг, деловая игра, имитационная игра, проект.

Конкурс, викторина, агитбригада, аукцион профессиональных знаний, интеллектуаль-ная игра.

Выставка «Мастер на все руки».

Ярмарка рационализаторских предложений.

Ремонт наглядных пособий, мебели, инвентаря.

Благоустройство помещений, территорий.

Трудовой десант, трудовой рейд, субботник.

Охрана и уход за памятниками культуры, могилами погибших воинов.

Дизайн-проект по озеленению города.

Конкурс «Оч. умелые ручки».

Ученическая бригада.

Праздник «День учителя», другие профессиональные праздники

5. Формирование семейно-бытовой и досуго-вой культуры личности, гендерное воспитание


Формирование знаний по истории семьи как части истории народа. Воспитание семейной чести, ответственности, потребности укрепле-ния семейно-родственных отношений, тради-ций. Формирование мотивационной, социаль-ной, нравственной, психологической готовно-сти к вступлению в брак; понимание нрав-ственных основ семейных отношений, закреп-ление гендерных ролей, формирование основ культуры родительства.

Овладение опытом организации свободного времени. Формирование умения направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей

Информационный час, классный час.

Встреча со специалистами (врачами, юристами, работниками ЗАГСа и др.), с супру-жескими парами, многодетными семьями.

Беседа, дискуссия, диспут.

Круглый стол, устный журнал, ток-шоу.

Тематический вечер, КВН.

Праздник «День матери», «День отца», «День семьи», «День семейных династий».

Конкурс газет, плакатов, коллажей.

Выставка фотографий.

Психолого-педагогическая консультация.

Посещение социального приюта, Центра коррекционно-развивающего обучения и ре-абилитации, социально-педагогического центра.

Родительское собрание.

Тренинг, ролевая игра, интеллектуальная игра.

Конкурс эссе, проект.

Гостиная, театр-экспромт, ярмарка, фестиваль.

Клуб, кружок, студия, секция.

Кинолекторий, экскурсия

Разнообразие форм воспитательной работы и необходимость постоянного их обновления в образовательной практике ставят педагогов перед проблемой выбора форм воспитательной работы. Если методы и технологии воспитания чаще всего выбираются самим педагогом (задача педагога ‒ проявить творческий подход и отобрать те, которые позволят успешно решить поставленные задачи в конкретной ситуации), то форма воспитательной деятельности по содержанию неповторима и в идеале «создается», разрабатывается педагогом, учащимися и другими участниками в процессе коллективного поиска и осмысления. При этом в теории и методике воспитания предлагаются два способа такой разработки [1]. Первый способ заключается в том, чтобы, выбрав известную форму воспитания, наполнить ее новым содержанием. Например, принимается решение о проведении конкурса или тематического вечера, а затем обсуждаются их тема и содержание. Второй способ разработки формы воспитания имеет обратную логику: за основу берется цель и содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации и реализации выбранного содержания. К примеру, педагог и учащиеся решили обсудить проблему взаимоотношений в классе, а затем определили в качестве формы воспитания, например, дебаты или ролевую игру.

В целом при выборе средств воспитания и проектировании воспитательных мероприятий классному руководителю рекомендуется:

• учесть цели и задачи воспитания, которые определены на данный период работы (учебный год, полугодие, четверть и т. д.); каждое педагогическое средство, выбранное в дальнейшем для организации воспитательных мероприятий, должно способствовать решению поставленных целей и задач;

• определить планируемые результаты для отдельных групп учащихся;

• на основе задач и планируемых результатов определить ценностно-смысловые ориентиры, составляющие суть содержания, основных видов деятельности детей;

• составить набор возможных средств воспитания, обеспечивающих реализацию намеченных задач и результатов, формирование ценностных ориентаций и опыта социального поведения детей с учетом: принципов воспитания, воспитанности, интересов, потребностей, возможностей детей, внешних условий (учреждения дополнительного образования, культурные центры, производственное окружение и др.), возможностей педагогов, родителей;

• организовать коллективный поиск средств с участниками деятельности на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами (через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и др.), проверки подготовленных педагогом вариантов использования педагогических средств.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте планирование и организацию как функции управления учреждением образования.

2. Какие нормативные и правовые документы включены, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, в программно-планирующую документацию воспитания?

3. Назовите принципы планирования воспитательной работы классного руководителя.

4. Раскройте содержание традиционно выделяемых разделов плана воспитательной работы классного руководителя.

5. Представьте деятельность педагогов по планированию воспитательной работы во внеучебное время в виде алгоритма, выделив в этой работе последовательность этапов.

6. Определите направления, формы и методы взаимодействия педагогов учреждений образования с родителями учащихся.

7. Воспользуйтесь материалами таблицы 27 и приведите примеры форм воспитательной работы, которые традиционно реализуются в учреждениях общего среднего образования. Какие формы воспитания применялись вашим классным руководителем?

8. При подготовке к практическим занятиям по теме 9 осуществите проектирование (разработайте план) воспитательной работы классного руководителя с группой учащихся (возраст учащихся, класс по выбору; форма планирования в соответствии с нормативными документами).

9. Предложите общий алгоритм разработки воспитательного мероприятия классным руководителем. При подготовке к практическим занятиям по теме 9 осуществите проектирование воспитательного мероприятия с учащимися (класс, направление и конкретная форма воспитательной работы по выбору).

Рекомендуемая литература

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.

2. Инструкция о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися : утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь 22 сентября 2022 г. № 332 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/normativnye-pravovye-dokumenty.html. – Дата доступа: 20.08.2024.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 20.08.2024.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/normativnye-pravovye-dokumenty.html. – Дата доступа: 20.08.2024.

5. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году : инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://adu.by/images/2023/imp/imp_2023_vosp.pdf. – Дата доступа: 20.08.2024.

6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 20.08.2024.

7. Родительский университет [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html. ‒ Дата доступа: 20.08.2024.

8. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / Е. Ф. Сивашинская ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2023. – Режим доступа: https://rep.brsu.by/handle/123456789/9341. ‒ Дата доступа: 20.08.2024.

9. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по пед. специальностям / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под общей ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2012. – 244 с.