Практическое занятие 2
Классификация педагогических технологий. Технологические аспекты деятельности педагога


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Сущность технологического подхода к обучению. Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к обучению. Критерии технологичности педагогического процесса.

2. Подходы к классификации педагогических технологий.

3. Понятие о педагогическом прогнозировании, моделировании, проектировании, конструировании как технологических аспектах деятельности учителя.

4. Основные составляющие педагогической технологии: целеполагание, прогнозирование результатов, проектирование содержания учебного материала и деятельности учителя и учащихся, разработка (отбор) и использование методов, средств обучения, диагностического инструментария, выделение этапов выполнения педагогом и учащимися действий в определенной последовательности, управление этапами деятельности, диагностика, оценка, рефлексия ее результатов.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Образовательные технологии как элемент обучения. Ч. 2, 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iVlPL9D_mWg. ‒ Дата доступа: 19.08.2024.

2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по пед. специальностям / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2012. ‒ С. 13‒23, 26‒31.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите тему 2 и рекомендуемые источники в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения в формате круглого стола.

2. Дополните словарь терминов определениями понятий по теме практического занятия.

3. Представьте в виде схемы: этапы педагогической диагностики; этапы целеполагания в воспитании (см. таблицу 5); этапы организации рефлексивной деятельности учащихся (см. рисунок 12); способы постановки задач обучения (см. таблицу 4); требования к организации деятельности учащихся в ходе воспитания (см. рисунок 11).

4. Выполните компетентностно ориентированное задание.

Просмотрите видеолекцию по источнику 1 (часть 3) в списке рекомендуемой литературы. Выполните задания.

В третьей части видеолекции лектор сравнивает технологический подход к обучению с традиционным подходом.

По каким критериям (позициям) он осуществляет сравнение? Какие характеристики обоих подходов он при этом сообщает? Ответы запишите.

Характеризуя традиционное обучение, лектор доказывает, что оно не в полной мере отвечает критериям технологичности. Запишите и прокомментируйте его аргументы.

Задание для итоговой рефлексии. Допишите предложения:

Для учителя моей специальности наиболее важными являются классификации педагогических технологий по таким основаниям, как… Мой выбор данных классификаций обусловлен тем, что…