Тема 8. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. Воспроизводство населения и укрепление института семьи.
3. Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала.
4. Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения.
5. Образование для устойчивого развития.
6. Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни.
7. Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности.
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.
Национальная стратегия социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (далее НСУР-2030) – документ, определяющий направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: человека как личности и генератора новых идей – конкурентоспособной экономики – качества окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития. НСУР-2030 – системообразующий документ для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы.
НСУР-2030 – долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантии всестороннего развития личности, повышения стандартов жизни человека, обеспечения благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить дисбалансы и создать фундамент для устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления. НСУР-2030 принята в 2016 г. В 2022 г. начата разработка НСУР-2050.
Этапы реализации НСУР-2030: 1) 2016–2020 гг.; 2) 2021–2030 гг.
Приоритеты НСУР-2030:
– развитие человеческого потенциала и рост качества жизни;
– научно-технический и экономический потенциалы устойчивого развития;
– сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды;
– стратегия устойчивого пространственного развития (развития регионов);
– совершенствование институтов и механизмов устойчивого развития.
Стратегическая цель социальной политики государства в долгосрочной перспективе – обеспечение достойного качества жизни и высоких стандартов благосостояния белорусских граждан.
Главный критерий эффективности социальной политики – рост позиции страны не ниже 40 места в 2030 г. в мировом рейтинге ИРЧП.
Основными составляющими качества жизни белорусов должны стать:
– доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения;
– обеспеченность жильем повышенной комфортности;
– широкий доступ к культурным благам;
– высокие стандарты личной и экологической безопасности.
Приоритетные направления социальной политики:
- создание условий для качественного воспроизводства населения;
- содействие развитию рациональной структуры занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и ее качества;
- повышение реальных доходов как основного фактора улучшения качества жизни и формирования среднего класса в стране;
- обеспечение стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы;
- совершенствование социальной защиты населения на основе обеспечения адресности оказания социальной помощи, повышения эффективности и доступности социального обслуживания;
- внедрение системы менеджмента качества во всех учреждениях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура и др.).
2. Воспроизводство населения и укрепление института семьи
Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала.
Стратегическая цель демографического развития – создание условий для стабилизации на уровне 9,4–9,5 млн человек и последующего роста численности населения, увеличение продолжительности его здоровой жизни.
Критерий устойчивости демографического развития – приближение ожидаемой продолжительности жизни населения к уровню развитых европейских государств (там она увеличивается на 2–3 года каждые 10 лет). Главной проблемой остается нарастающий процесс старения населения и увеличение демографической нагрузки, т. е. количественной характеристики возрастной структуры населения, показывающей нагрузку на общество (экономику) непроизводительного населения (дети, пенсионеры) (коэффициент демографической нагрузки составлял 727 на начало 2016 г., прогноз – до 907 в 2030 г.).
Приоритетные направления в демографической политике:
- стимулирование рождаемости и развитие потенциала семьи;
- сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 77 лет;
- оптимизация внутренних и внешних миграционных процессов и стимулирование притока в страну высококвалифицированных кадров.
Основная цель демографической политики:
1) 2016–2020 гг. – стабилизация численности населения республики и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
2) 2021–2030 гг. – создание условий для роста численности населения.
Приоритетные направления в области стимулирования рождаемости:
- развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей;
- создание дружественных семье условий для сочетания трудовой деятельности с семейными обязанностями;
- совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности;
- совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
- реализация программы экономической поддержки семьи (т. н. семейный капитал) при рождении, усыновлении третьего и последующих детей;
- усиление государственной поддержки семей с двумя и более детьми при строительстве жилья;
- предоставление «семейного абонемента» на посещение культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных мероприятий.
Нормой в обществе должна стать семья с тремя детьми.
Приоритеты в области укрепления здоровья и снижения смертности:
- переориентация медицинской помощи на здоровье здорового человека;
- формирование у населения самосохранительного поведения, предотвращение смертности от внешних причин;
- пропаганда здорового образа жизни.
Приоритетные направления в области регулирования внешних миграционных процессов:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику;
- использование избирательного подхода к привлечению иммигрантов с учетом их профессионально-квалификационного уровня;
- организация рационального расселения иммигрантов исходя из потребностей развития регионов;
- разработка мер по адаптации и интеграции иммигрантов в общество.
3. Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала
Цель государственной политики занятости – достижение свободно избранной и экономически эффективной занятости населения.
Приоритетные направления политики занятости:
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест с учетом потребностей инновационного развития экономики;
- улучшение качества рабочей силы и рост ее мобильности;
- повышение гибкости рынка труда;
- совершенствование социальной защиты безработных;
– создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
- стимулирование притока квалифицированной иностранной рабсилы с учетом потребностей экономики при приоритетности использования национальных кадров;
– переход к постиндустриальной модели занятости населения с высокой долей работников в сфере высокотехнологичных услуг;
– стимулирование к высокопроизводительному и интеллектуальному труду;
– развитие здоровой конкуренции на рынке труда.
Основные мероприятия государственной политики занятости:
– стимулирование работодателей к сохранению численности персонала, созданию новых рабочих мест;
– создание условий для вторичной и сезонной занятости женщин и молодежи;
– развитие системы профессиональной ориентации подростков, поддержки молодежного и женского предпринимательства;
– опережающее переобучение, переподготовка по дефицитным специальностям и повышение квалификации работников;
– использование общественных работ;
– развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки потенциальных безработных;
– доведение социальных показателей до пределов, предотвращающих социальное недовольство и социальные взрывы (минимальная заработная плата);
– контроль за исполнением работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость;
– создание фонда занятости за счет обязательных страховых взносов работодателей;
– поощрение предпринимательства, самозанятости населения;
– использование гибких форм занятости;
– широкое информирование населения о возможности трудоустройства (проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей).
Критерий конкурентоспособности рабочей силы – показатель доли работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения – 59–60 % в 2030 г.
Критерий эффективности рынка труда – уровень регистрируемой безработицы – 1,5 % к экономически активному населению в 2030 г.
4. Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения
Потенциал человека – это потенциал государства. Следовательно, чем богаче человек, тем богаче страна. Стратегическая цель – обеспечение высоких жизненных стандартов населения – может быть достигнута только на основе стабильного роста реальных денежных доходов на основе гарантированного достойного вознаграждения работнику за труд, создания условий для качественной жизни в пожилом возрасте (достойный уровень пенсий, рост продолжительности жизни, повышение качества медицинских услуг, социального обслуживания).
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, распределение доходов населения в стране на протяжении последних лет сохраняется примерно одинаковое: приоритетный источник – зарплата (60 % общих доходов); социальные выплаты (трансферты) – около 25 %; предпринимательство и прочая экономическая деятельность – 10 %; собственность, облигации, акции, депозиты, лотереи – 3–5 % доходов.
Чрезмерное вмешательство государства в выравнивание доходов снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес бизнесменов к предпринимательской активности, а всевозрастающая социальная помощь бедным слоям населения снижает у них тягу к поиску работы и труду. Уравнительный подход в оплате труда работников снижает их стимулы к росту производительности труда.
Граница социальной стабильности определяется по следующим условиям:
– беднейшие 40 % населения получают не менее 12–13 % совокупного дохода;
– 80 % ВВП присваивает 20 % населения, а остальные 20 % ВВП распределяются среди 80 % населения (закон Парето или закон 80/20);
– разрыв в уровнях доходов 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного населения не превышает 10 раз.
Критерии эффективности политики в области доходов:
– повышение доли населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике, – до 60 % в 2030 г.;
–снижение уровня малообеспеченности населения – до 3–4 %.
Приоритетные направления в области доходов и оплаты труда:
- обеспечение соответствия темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда;
- разработка механизмов мотивации труда высококвалифицированных специалистов, способных нетрадиционно решать сложные задачи экономики и общественного развития (участие в прибылях, оплата по трудовому рейтингу);
- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций на основе сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования, предоставления прав руководителям организаций по установлению стимулирующих выплат и надбавок.
Приоритетные направления в области пенсионного обеспечения:
- предоставление социальных выплат пожилым и нетрудоспособным на уровне, обеспечивающем приемлемые для общества жизненные стандарты;
- формирование финансово устойчивой пенсионной системы в условиях роста пенсионной нагрузки в связи со старением населения (увеличение пенсионного возраста);
- стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию;
- сокращение института досрочных пенсий;
- содействие развитию программ корпоративного и индивидуального пенсионного страхования (добровольные виды страхования).
Приоритетные направления в области снижения уровня малообеспеченности и усиления социальной защиты уязвимых категорий граждан (многодетные семьи, сельское население, пожилые, инвалиды):
- развитие социальной инфраструктуры поддержки на основе государственно-частного партнерства;
- внедрение новых видов социальных услуг (социальный патронат, услуги сопровождаемого проживания, услуги социальной передышки);
- оказание социальной помощи нуждающимся гражданам в совокупности с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение иждивенческого поведения трудоспособных граждан;
- повышение качества обслуживания в учреждениях социального обслуживания через применение стандартов качества социальных услуг;
- внедрение стационарозамещающих видов социальных услуг как наиболее приемлемых для социально уязвимых групп населения и наиболее экономичных.
Приоритетные направления в области социальной защиты:
- формирование многоуровневой пенсионной системы, где государственная распределительная часть будет дополняться программами добровольного индивидуального и корпоративного пенсионного страхования. Государственная пенсия будет обеспечивать базовые, основные потребности получателей. В среднем пенсия по возрасту будет поддерживаться на уровне не менее 2,5 бюджета прожиточного минимума пенсионера;
- отдаление фактического возраста выхода на пенсию, в т. ч. на основе личной заинтересованности в продлении периода трудовой активности;
- повышение востребованности пожилых людей на рынке труда через их переобучение, создание для них благоприятных условий и режимов труда;
– удовлетворение социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, пожилых, многодетных семей);
- переориентация работы с инвалидами с социальной помощи на адаптацию и их интеграцию в общество путем реализации мер по трудоустройству с учетом степени потери здоровья, развития инклюзивного образования;
- привлечение к финансированию социальной сферы инвестиций коммерческих организаций и предпринимателей в различных формах, в т. ч. в рамках государственного социального заказа;
- повышение качества и доступности социального обслуживания;
- обеспечение сбалансированности спроса на социальные услуги с реальными потребностями;
- создание условий для расширения участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности (профессиональное переобучение, развитие гибких и нестандартных форм занятости).
5. Образование для устойчивого развития
Главная цель системы образования – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках для успешного развития духовных сил и способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса.
Стратегическая цель в сфере образования – сформировать качественную систему образования, отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны.
Приоритетные направления развития образования:
- обновление содержания, структуры и организации образования;
- организация непрерывного образования в течение жизненного цикла;
- укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования;
- модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, формирование «облачной» информационно-образовательной среды;
- улучшение кадрового обеспечения, совершенствование компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе;
- развитие инклюзивного образования;
- переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения;
- формирование личности с системным мировоззрением, критическим мышлением, активной гражданской позицией;
- обновление образовательных стандартов;
- интеграция в Болонский процесс;
- развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения, выпуск электронных учебников и пособий;
- предоставление сетевых образовательных услуг, разработка и внедрение современных онлайн-моделей обучения;
- обеспечение доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;
- расширение рынка образовательных услуг, активизация академической мобильности обучающихся и педагогов, их участия в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах;
- проведение мониторинга качества образовательного процесса.
6. Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни
Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости.
Стратегическая цель системы здравоохранения – увеличение продолжительности здоровой жизни населения.
Критерии эффективности и качества развития здравоохранения:
- сокращение разрыва в показателях состояния здоровья населения Республики Беларусь и европейских стран;
- увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья до 69 лет в 2030 г. (против 61,7 года в 2012 г.);
- снижение уровня заболеваемости на 10 % и тяжести первичной инвалидности населения до 60 % к 2030 г.
Приоритетные направления развития здравоохранения:
- устойчивое снижение преждевременной смертности по четырем группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета, болезней дыхательной системы) за счет создания единой профилактической среды и развития межведомственного взаимодействия;
- развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации;
- оснащение учреждений здравоохранения современными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, внедрение в практику современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- создание систем обмена электронными медицинскими картами и историями болезни, создание интернет-вызова скорой медицинской помощи;
- повышение эффективности медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена, пересмотра механизма финансирования;
- реформирование первичного уровня здравоохранения путем перехода участковой терапевтической службы к общеврачебной практике;
- обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка на базе создания современных региональных перинатальных центров;
- снижение детской инвалидности;
- сокращение уровня смертности от внешних причин на основе усиления охраны труда и разработки мер по профилактике ДТП;
- обеспечение доступа к комплексной профилактической, диагностической, лечебной помощи и уходу для пациентов с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, вирусный гепатит, ИППП);
- профилактика ВИЧ, наркомании, курения и алкоголизма у населения, кризисных состояний у подростков и молодежи, укрепление психического здоровья и профилактика суицидального поведения за счет информационной компании о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении человека;
- расширение источников финансирования здравоохранения (система добровольного страхования медицинских расходов);
- создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни как необходимости (популяризация «моды на здоровье» среди населения);
- формирование конкурентной модели деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг;
- увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне;
– формирование эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров;
- развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья за счет ускоренной информатизации системы здравоохранения.
Направления деятельности в здравоохранении:
1. Лечебно-профилактическая помощь – комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и протезирование). Ее составляющими являются первичная медико-санитарная помощь (в т. ч. скорая медицинская) и специализированная медицинская помощь. Отмечается рост амбулаторно-поликлинической помощи.
2. Охрана здоровья матери и ребенка – совокупность государственных и общественных мероприятий, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.Каждой беременной женщине гарантируются бесплатное медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время родов, после родов, медицинская помощь и наблюдение за новорожденными. 100 % деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении. Выхаживают новорожденных с массой тела от 500 граммов.
3. Санаторно-курортное лечение – часть системы медицинской реабилитации, направленная на снижение числа обострений заболеваний у взрослых и детей.
4. Санитарно-эпидемиологическая служба – специализированная система государственных учреждений здравоохранения, которая осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья людей.
5. Лекарственное обеспечение – совокупность предприятий и организаций, которые занимаются производством и реализацией медицинских средств и препаратов. Реализация медикаментов производится через фармацевтическую (аптечную) сеть, которая также занимается приготовлением и расфасовкой лекарств, организацией закупок лекарственного сырья.
7. Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности
Устойчивое развитие человека, духовное здоровье нации базируются на системе духовно-нравственных ценностей общества, являющихся основой формирования национального самосознания, национальной идеи.
Стратегическая цель развития культуры - повышение социальной роли культуры в жизни белорусских граждан, упрочение статуса Беларуси в мире как самостоятельного высококультурного государства, сохраняющего свое историческое наследие, реализующего конституционные права граждан.
Критерии эффективности сферы культуры:
- повышение удельного веса бюджетных расходов на развитие культуры с 0,4 % к ВВП в 2015 г. до 2 % к 2030 г.;
- увеличение количества посещений культурных мероприятий, проводимых государственными организациями культуры, к 2030 г. до 5,6 тыс. посещений в год на 1 тыс. населения;
- обеспечение 100 %-й доступности библиотечных и музейных фондов, правовой, деловой и социально значимой информации путем создания публичных культурных центров и развития нестационарных форм обслуживания с предоставлением доступа к информации в удаленном (виртуальном) режиме;
- увеличение доли учащихся в детских школах искусств в общем количестве детей школьного возраста с 11,7 % в 2015 г. до 30 % в 2030 г.
Приоритетные направления в сфере культуры:
- сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций;
- расширение сферы применения белорусского языка (увеличение времени вещания на национальном телевидении на белорусском языке на 25 % к 2030 г. (в 2011 г. вещание на белорусском языке составляло 626 часов, на русском – 14 882 часа), выпуска печатных и учебных изданий на белорусском языке);
- внедрение нестационарных форм обслуживания населения, формирование системы многопрофильных учреждений с многоканальным финансированием;
- формирование экологической культуры;
- обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ путем разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры, создания «театральных» маршрутов наземного транспорта для посещения культурных мероприятий из регионов в столицу и обратно;
- улучшение технического состояния объектов культуры, создание системы мониторинга состояния и использования историко-культурных ценностей;
- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры;
- создание конкурентоспособного культурного продукта и его презентации;
- расширение экспорта культурных услуг, участие в формировании общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза;
- поддержка талантливой молодежи в реализации творческих проектов;
- улучшение кадрового обеспечения сферы культуры путем формирования действенной системы отбора и привлечения молодых специалистов, повышения социального статуса работников сферы культуры;
- упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской нации;
- развитие сферы развлечений, кинодеятельности, шоу-бизнеса, народных промыслов и ремесел, творческих кластеров;
- принятие закона о меценатстве и благотворительной деятельности;
- внедрение новой модели управления и альтернативных механизмов финансирования культуры и искусства, включая механизмы государственно-частного партнерства и другие формы поддержки культуры.