Тема 6. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Источники, способы и принципы финансирования социальной работы.

2. Государственные финансовые обязательства социального характера.

3. Социальный бюджет Республики Беларусь и направления его совершенствования.

4. Совершенствование социального бюджета в Республике Беларусь.

5. Благотворительность в системе социальной работы.


1. Источники, способы и принципы финансирования социальной работы

Государство как основной субъект системы социальной защиты населения осуществляет свое управляющее воздействие на экономику социальной сферы через финансовый механизм, совокупность финансовых стимулов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.

Источники финансирования социальной защиты населения:

– государственный бюджет;

– государственные внебюджетные фонды (пенсионный фонд; фонд социальной защиты населения);

– негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды, средства международных и религиозных организаций).

Два способа финансирования социальной работы:

1) прямое финансирование денежные средства, которые целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

2) косвенное финансирование – уменьшение изъятия денежных средств, которое осуществляется через:

льготное налогообложение (общественных и благотворительных фондов; предприятий, использующих труд инвалидов);

льготное кредитование (на приобретение или строительство жилья многодетным семьям);

льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей из малообеспеченных семей).

Принципы реализации финансовых отношений в социальной сфере:

принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование);

принцип социального реагирования предполагает своевременный пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, повышением стоимости прожиточного минимума, изменением уровня занятости и увеличением материальных ресурсов социальной защиты;

принцип дифференцированного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;

принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;

принцип учета государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология);

принцип преимущества социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных ресурсов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Трехуровневый механизм при формировании системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной работы:

1) социально гарантированный, дифференцированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социальной защиты населения);

2) предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3) уровень социальных гарантий, который создается негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

2. Государственные финансовые обязательства социального характера

Государственные финансовые обязательства социальногохарактера выступают в виде трансфертов.

Трансферты – получаемые населением из государственного бюджета в денежной или натуральной формах бесплатные бюджетные услуги, не связанные с трудовой деятельностью, определенные и закрепленные государственными законами.

Государственные финансовые обязательства социального характера перед физическими лицами выполняются по определенным типам признаков потенциального реципиента.

Три типа признаков потенциального реципиента (гражданина, домохозяйства):

1) универсальный признак– социальная помощь направлена на все слои населения (бесплатная медицина, образование);

2) категориальный (статусный) признак – охватывает определенные группы населения (пенсионеров, инвалидов, студентов).При использовании данного признака тот или иной вид обязательства выполняется перед физическим лицом, если его возрастные (пенсионер), медицинские (инвалид), социальные (безработный), семейные (мать-одиночка) и другие характеристики совпадают с утвержденными законодательными и нормативными актами, определяющими категории реципиентов социальных трансфертов;

3) адресный признак – оказывается конкретно нуждающимся. При использовании данного признака тот или иной вид обязательства выполняется перед физическими лицами или семьей, если их социально-экономические характеристики (уровень душевых доходов, обеспеченность жилой площадью, состояние здоровья) ниже законодательно установленной границы для исполнения данного обязательства.

По календарной продолжительности государственные финансовые обязательства социального характера бывают:

– постоянные (выплата государственных трудовых или социальных пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста; пенсий по инвалидности гражданам, признанным инвалидами на бессрочный период);

временные (выплата пособий по безработице, пособия женщинам по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей до 3-х лет).

3. Социальный бюджет Республики Беларусь и направления его совершенствования

Для того чтобы социальная политика из абстрактного набора логически обоснованных мероприятий стала реальной, необходимо обеспечить ее финансирование, т. е. сформировать социальный бюджет.

Социальной бюджет – совокупность доходов (источников финансирования) и расходов на реализацию мероприятий социальной работы, проведение социальных реформ.

Бюджет социальной политики включает консолидированный государственный бюджет, охватывающий: бюджет правительства, бюджеты отдельных административно-территориальных единиц в составе государства, бюджеты государственных внебюджетных фондов социального характера; бюджеты иных целевых фондов, созданных в составе бюджета центрального правительства; средства работодателей; бюджеты домохозяйств. Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют бюджеты шести областей, бюджет г. Минска и республиканский бюджет. Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений (например, Фонд социальной защиты населения, Пенсионный фонд).

Социальные расходы в Беларуси составляют более 50 % государственного бюджета. Субсидии и текущие трансферты занимают примерно 20–22 % всех государственных расходов, из них 7 % приходится на трансферты населению.

Особенности элементов социального бюджета в Беларуси:

1) социальный бюджет правительстваобеспечивает:

– финансирование текущего содержания и капитального ремонта объектов отраслей социальной сферы общегосударственного значения – в образовании (государственные вузы), здравоохранении (медицинские центры), культуре (театры, музеи);

– выплаты социальных пособий, имеющих общегосударственное значение (государственных пенсий, пособий по безработице и др.);

– полное или частичное финансирование государственных целевых программ социального характера;

– финансирование отдельных направлений социальной политики, имеющих общегосударственное значение (миграционной политики);

2) региональные и местные социальные бюджеты административно-территориальных единиц производят финансирование имеющихся в местной собственности объектов социальной сферы, социальных выплат, льгот и компенсаций, которые введены местными законодательными актами в дополнение к действующим на государственном уровне;

3) государственные внебюджетные фонды служат для аккумулирования средств для обеспечения определенных социальных выплат. В них поступают средства, представляющие собой обязательные взносы страхователей – юридических или физических лиц – на случай наступления конкретных случаев социального страхования (наступление пенсионного возраста, заболевание, потеря работы);

4) целевые социальные фонды в составе государственного бюджетапредназначены для финансирования отдельных видов государственных социальных обязательств. Наличие таких фондов не является обязательным и является вариантом преодоления систематического недофинансирования или отсутствия финансирования тех или иных социальных обязательств государства.Это могут быть фонды для выдачи государственных пособий гражданам, имеющим детей, для дотирования убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы;

5) средства работодателей используются для выплат зарплаты, предоставление иных социальных гарантий, предусмотренных условиями найма и включенными в трудовой договор работника (т. н. «социальный пакет»);

6) бюджеты домохозяйств,всерасходыкоторых носят социальный характер. Они обеспечивают текущий уровень потребления (приобретение продуктов питания, товаров длительного пользования, оплату социальных и жилищно-коммунальных услуг) и долгосрочные инвестиции в материальные (недвижимость) или нематериальные (образование, здоровье) блага.

4. Совершенствование социального бюджета в Республике Беларусь

Любое государство заинтересовано в рационализации расходов своего бюджета, значительная часть которых обусловлена наличием социальных обязательств, закрепленных законодательно. Поэтому при разработке социальной политики и обосновании ее бюджета важно определить, какие из имеющихся социальных обязательств должны быть профинансированы в обязательном порядке, а в отношении каких может быть поставлен вопрос об отмене или сокращении их размеров.

Направления совершенствования социального бюджета в Беларуси:

1) изменение принципов выполнения государственных социальных финансовых обязательств перед физическими лицами (домохозяйствами). Практическая реализация направления осуществляется путем исключения из числа граждан (не соответствующих определенному количественному критерию), перед которыми выполняются данные обязательства, некоторого их количества. Часть сэкономленных ресурсов можно направить на увеличение размеров государственных финансовых обязательств перед действительно нуждающимися в социальной поддержке домохозяйствами.

В качестве критерия нуждаемости рекомендуется использовать:

уровень среднедушевых доходов в домохозяйстве. Если значение этого критерия в домохозяйстве оказывается выше прожиточного минимума, то такое домохозяйство может быть исключено из числа получателей социальной поддержки;

социальный состав домохозяйства. Чем больше в составе домохозяйства работающих и меньше иждивенцев, тем больше душевые доходы в нем и тем меньше оснований для включения домохозяйства в состав нуждающихся;

имеющиеся активы домохозяйства (жилье, земельные участки, сбережения, ценные бумаги, автомобили).

2) увеличение доли социального бюджета, формируемой на страховой основе, в первую очередьза счетстраховых взносов работников и работодателей. Увеличить роль этих взносов при одновременном снижении социальных расходов, финансируемых из госбюджета, можночерез:

повышение тарифов страховых взносов для их плательщиков;

расширение участия в системах социального страхования населения.

Система участия населения в социальном страховании должна подкрепляться соответствующей стимулирующей схемой выполнения государственных финансовых обязательств социального характера перед населением. В такой схеме должно гарантироваться выполнение государственных финансовых обязательств социального характера лишь на некотором минимальном уровне. Выполнение этих обязательств в повышенных размерах производится только в том случае, если на персональных страховых счетах работника накоплены определенные средства, выплаченные им в систему социального страхования. Такая схема государственного пенсионного обеспечения внедряется в Республике Беларусь.

Трехуровневая система государственных трудовых пенсий подразумевает следующие элементы:

базовую часть, установленную в виде фиксированной величины и подлежащую индексации в зависимости от инфляции;

страховую часть, формируемую за счет обязательного страхования;

накопительную часть, формируемую за счет дополнительного добровольного страхования работника.

Размеры пенсий будут определяться в зависимости от результатов трудовой деятельности пенсионера и размеров страховых взносов, которые были аккумулированы на индивидуальном пенсионном счете работника.

3) совершенствование формирования социального бюджета.Исключение или сокращение расходов по статьям социального бюджета, не предполагающим исполнение безусловных государственных финансовых обязательств социального характера. Например, из бюджета государственных внебюджетных фондов должны быть исключены расходы не страхового характера (компенсации стоимости путевок работникам).

5. Благотворительность в системе социальной работы

В последнее время можно часто слышать рассуждения о том, что решение социальных проблем должно стать заботой граждан и бизнеса в большей степени, чем государства. Поэтому все большую роль в финансировании сферы социальной работы начинают играть неправительственные организации и благотворительные фонды.

Благотворительность – оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается, проявление милосердия, милости, сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помочь неимущему.

Основная черта благотворительности: добровольный выбор вида, времени, места и содержания целевой помощи.

Виды благотворительности:частная (граждан и учреждений) и общественная (государства, религиозных организаций).

Причины благотворительности:

– люди по своей природе альтруистичны, ими движет желание помочь другим;

– люди чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги («теплота альтруизма»);

– осознание ее участниками целостности человеческого общества, всего живого на Земле;

– осознание сопричастности и соответственности за мир, в котором живут.

Благотворительные подходы целесообразны в случаях:

– если финансирование общественно значимых задач разного уровня обещает обществу в целом или его подсистеме (семье, роду, предприятию, микрорайону, городу) большую отдачу, чем финансирование в личное самосовершенствование, но по разным причинам такие задачи не решаются при существующих обстоятельствах (нехватка сил и средств, затянутость согласования, нежелание чиновников брать на себя ответственность, научные амбиции ученых, низкое качество законотворческой деятельности);

– выполнения разовых, малопредсказуемых (ликвидация последствий наводнения) или редко производимых общественно значимых работ (для весенних субботников держать целый год штат уборщиков накладно);

– пресечения мелкого хулиганства (добровольные народные дружины и их разновидности – молодежные дружины, соседский дозор). Держать штат профессиональных полицейских для этих целей нецелесообразно (есть возможность навести порядок без привлечения особых средств, предотвратить избыточную финансовую нагрузку, нежелание жить в полицейском государстве).

Классификация благотворительности:

– по времени планирования (краткосрочная, среднесрочная, дальнесрочная);

– по месту реализации (местная, городская, национальная);

– по профессиональной, технологической, конфессиональной, национальной, возрастной направленности;

– по источникам поддержки (государственные, отраслевые и общественные фонды, международные и зарубежные учреждения, сообщества граждан, отдельные лица и семьи).

Формы выражения благотворительной деятельности:

– выработка и передача знаний и умений о более успешных и полезных данной общественной системе видах деятельности, создание условий для их осуществления, приглашение для участия в них (дать удочку, а не рыбу);

– передача еды, имущества и иных предметов потребления, средств их приобретения;

– бескорыстное выполнение работ, оказание услуг (юриста);

– адресная целевая помощь (на лечение);

– гуманитарная помощь – предоставление продовольствия, одежды, лекарств. Наиболее эффективна гуманитарная помощь, которая стимулирует деятельность (беспроцентные микрокредиты), мероприятия по очищению воды и предоставлению образования;

– волонтерство – бесплатная работа с незащищенными слоями населения (детьми, престарелыми и инвалидами – клоуны в хосписе).

Благотворительная организация (фонд) – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительных целей в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных законами.

Способы изыскания средства благотворительными фондами:

– получение пожертвований от организаций и частных лиц;

– получение грантов;

– целевое финансирование из других благотворительных фондов;

– ведение коммерческой деятельности;

– инвестирование собственных средств в ценные бумаги, депозиты и пр.

Вложения в человеческий капитал являются одними из самых эффективных инвестиций. В отдельных компаниях стали понимать, как вложения в развитие корпоративной благотворительности отражаются на их экономических успехах. Многие из них создали специализированные структуры – корпоративные благотворительные фонды. Так компании реализуют свою социальную ответственность. Социальная ответственность – систематическая работа компаний по реагированию на системные вызовы в социальной сфере.

Направления корпоративной благотворительности:

– социальный пакет для работников;

– обеспечение жильем;

– поддержка материнства и детства;

– оздоровление сотрудников;

– поддержка ветеранов;

– обучение, сохранение и омоложение кадров;

– организация досуга, борьба с алкоголизмом, наркоманией, преступностью;

– реструктуризация и коммерциализация социальной инфраструктуры;

– социальное партнерство с государственными и местными властями;

– поставка продукции по льготным ценам;

– создание фондов для финансирования социальных программ.