Тема 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Явления социальной нестабильности и взрывоопасности.
2. Группы населения, нуждающиеся в социальной защите.
3. Сущность, типы, виды и последствия социальных рисков.
4. Социальная ответственность субъектов социальной защиты.
1. Явления социальной нестабильности и взрывоопасности
Человеческое общество – сложная система, включающая в себя множество людей с разнообразными потребностями и возможностями, т. е. общество характеризуется гетерогенностью – неоднородностью людей по демографическому признаку, экономическому положению, состоянию здоровья, служебному статусу и пр. С другой стороны, общество характеризуется гомогенностью, которая проявляется в наличии у населения однородных потребностей в еде, жилье, медицинском обслуживании, образовании, социальной защите в старости и т. д.
Виды явлений социальной нестабильности и взрывоопасности:
– дифференциация доходов населения – разница в уровне доходов> различных групп населения. Различие в доходах обусловлено неравномерностью в распределении и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства. Высокая дифференциация доходов населения является источником социальной нестабильности, приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Умеренная дифференциация доходов оказывает положительное воздействие на экономику. Доходы 500 богатейших людей (по данным журнала Forbes) выше, чем у 416 млн людей. Огромный разрыв в доходах 1 % богатейших людей и остального человечества остро ставит проблему социального неравенства;
– распространение теневой экономики. Теневая экономика – экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и учета. Теневая экономика имеет отрицательные стороны (уклонение от уплаты налогов, связи с криминалом) и положительные моменты (смягчает последствия кризисов, в ходе которых уволенные работники и маргинальные слои населения находят временные источники существования в более гибком неформальном секторе. Иначе этим группам грозил бы голод, а обществу – социальный взрыв);
– недоступность медицинских услуг и стандарта образования, которые обусловлены низким уровнем дохода, низким уровнем человеческого развития в плане полученного образования или его отсутствия и невозможностью получать качественные медицинские услуги;
– низкий уровень культуры и отдыха, который проявляется в агрессии и нетерпимости к чужому мнению. Недостаток отдыха может ослабить иммунную систему, вызвать проблемы с умственной деятельностью, привести к увеличению веса, обострить хронические заболевания;
– высокий уровень безработицы приводит к массовой нищете, снижению заработной платы, угрожает социальной и политической стабильности;
– рост бедности и нищеты. Бедность – характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они могут удовлетворить только минимальные жизненные потребности. Нищета (крайняя, или абсолютная, бедность) – состояние человека, которое характеризуется тяжелой нехваткой ресурсов для удовлетворения его основных потребностей (в продовольствии, >питьевой воде, жилье), т. е. это невозможность обеспечить себя базовым набором товаров и услуг на уровне жизнеобеспечения. У нищеты есть специфическая особенность – необратимое состояние. Нищий может выйти из своего состояния только с внешней помощью, внутренних механизмов для преодоления этого состояния нет. Бедный человек может сманеврировать имеющимися у него ресурсами, нищему маневрировать нечем;
– распространение наркомании, алкоголизма и проституции создает демографические и экономические проблемы. Общие затраты на лечение от наркомании и алкоголизма, потери производительности труда, затраты, связанные с преступностью наркоманов и алкоголиков, составляют сотни миллиардов долларов в год. Проститутки примерно за 5 лет работы теряют способность к материнству, у них меняется психика, они часто подвергаются насилию, из-за эмоциональных стрессов испытывают зависимость от алкоголя и наркотиков, часто болеют венерическими болезнями и СПИДом.
Это все вызывает необходимость создания системы социальной работы со стороны государства.
2. Группы населения, нуждающиеся в социальной защите
Меры социальной поддержки распространяются на все население страны, которое можно разделить на две группы:
– социально сильные слои;
– социально слабые слои.
Социально сильные группы населения – категории граждан, семей, индивидуумов, которые обладают значительным уровнем доходов и имеют достаточно накоплений для нормальной жизни.
В социально сильные группы входят:
– работающие по найму;
– предприниматели (бизнесмены);
– самозанятые;
– ремесленники;
– фермеры.
Социально слабые группы населения – категории граждан, семей, индивидуумов, которые обладают небольшим уровнем доходов и не имеют накоплений для нормальной жизни. Это категория людей, которые по различным причинам не способны в полном объеме обеспечить себя без государственной поддержки в форме доплат, пенсий, льгот и пр.
В социально слабые группы входят:
– граждане, участвовавшие в Великой Отечественной войне, боевых действиях вне государства (ветераны);
– узники фашизма, которые застали войну во время несовершеннолетия;
– труженики тыла или люди, у которых есть медали (ордена) Советского Союза за заслуги, полученные во время Великой Отечественной войны;
– лица, которые работали на заводах Ленинграда в блокаду (1941–1944 гг.);
– лица, которые потеряли место для проживания, или же оно стало непригодным для жилья по причине аварии, стихийного бедствия, войны и пр.;
– дети, которые остались без родителей (попечителей);
– дети, находящиеся под попечением;
– инвалиды 1–3 групп и родители таких детей;
– семьи с большим количеством детей;
– студенты;
– почетные доноры;
– пенсионеры;
– ветераны труда;
– матери, самостоятельно воспитывающие детей;
– лица, имеющие суммарный достаток на семью, не превышающий прожиточного уровня (среднего показателя);
– одинокие люди с доходом меньше нормы прожиточного минимума.
Причины появления социально слабых групп населения:
– потеря здоровья (трудоспособности);
– несчастные случаи (травмы, ДТП);
– экологические и стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, наводнения);
– национальные и этнические конфликты;
– войны;
– экономические кризисы (безработица);
– неблагоприятные демографические изменения;
– экономическое и социальное расслоение населения.
Социальные проблемы могут быть вызваны трудной жизненной ситуацией – ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность людей и сложной для самостоятельного разрешения гражданами (наступление нетрудоспособности, потеря родителей и места жительства, увеличение семьи, одиночество, стихийные бедствия, техногенные катастрофы).
Три причины заинтересованности государства в поддержке социально слабых слоев населения:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и, согласно Всемирной декларации прав человека, обязано обеспечить населению достойный уровень жизни, исходя из своих экономических возможностей;
2) заинтересованность государства в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, поскольку рабочая сила относится к воспроизводимым ресурсам, необходимым для обеспечения общественного производства;
3) происходит снижение социального напряжения в обществе за счет нивелирования экономического и социального статуса слабых слоев населения.
3. Сущность, типы, виды и последствия социальных рисков
В настоящее время на смену пассивной концепции организации функционирования системы социальной защиты, базирующейся на распределении имеющихся средств по категориям нуждающихся, приходит активная концепция, направленная на предотвращение причин, вызывающих социальные проблемы, которая призывает управлять «социальными рисками».
В ХХ в. социология пришла к пониманию того, что само общество является генератором рисков. С позиций социологии социальная защита – защита от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства, институтов гражданского общества в решении различных проблем на протяжении всей жизни.
Риск (в переводе с лат. ‘отсекать; сокращать’, с греч. ‘опасность’) – неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию, приводит к приобретениям или потерям. Риск чаще всего понимают как вероятность получения неблагоприятного результата (потерь), хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого. В этом смысле становится возможным говорить о риске убытков и риске сверхприбыли.
Социальный риск – мера ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Социальные риски приводят к утрате или снижению уровня дохода индивида, обеспечивающего определенный уровень удовлетворения потребностей. На протяжении жизни человек и общество постоянно встречаются с различного рода социальными рисками.
Классификация типов и видов рисков представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Классификация типов и видов рисков
Тип риска | Вид риска |
---|---|
Природные риски, связанные со средой обитания |
Землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, засуха |
Техногенные риски, связанные с деятельностью человека |
Промышленные катастрофы, загрязнение окружающей среды, аварии |
Риски жизненного цикла человека |
Болезни, инвалидность, утрата трудоспособности по старости |
Экономические риски, связанные с трудовой деятельностью |
Профзаболевания, инвалидность, потеря трудоспособности, безработица |
Социально-экономические риски проживания в определенной социальной среде |
Терроризм, дискриминация, утрата имущества, пожары |
Политические риски, связанные с макроэкономической стабильностью и управленческими решениями на уровне государства |
Экономический и финансовый кризисы, нестабильность валюты, невыполнение обязательств, война |
Последствия социальных рисков выражаются в показателях ущерба.
Два вида показателей ущерба:
– социальные показатели ущерба – показатели смертности или последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящих к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, общение, контроль за своим поведением;
– экономические показатели ущерба – вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.
Стратегии управления социальными рисками:
1) стратегия устранения причин, вызывающих социальные риски(миграция населения из районов с неблагоприятными природными или производственными условиями с целью минимизации влияния социальных рисков на человека);
2) стратегия минимизации последствий, вызванных социальными рисками – направлена не на превентивные меры по устранению причин социальных рисков, а на смягчение их последствий при возникновении (накопления в пенсионном фонде позволяют увеличить размер дохода при выходе на пенсию);
3) стратегия устранения последствий, наступивших вследствие влияния социальных рисков, – реагирование на уже свершившиеся факты утраты дохода путем его замещения и (или) предоставления возможности восстановить источник утраченного дохода (пособие по безработице, работа служб занятости).
Две первые стратегии носят активный характер, направленный на устранение или полную ликвидацию причин социальных рисков, и являются продуктивными, минимизирующими затраты на систему социальной защиты. Последняя стратегия имеет пассивный характер,она консервативна и затратна.
4. Социальная ответственность субъектов социальной защиты
В практической деятельности между субъектами социальной работы происходит разделение социальной ответственности и социальных функций.
Социальная ответственность государства заключается в выполнении социальных задач его различными органами:
– правительство определяет цели социального развития и их реализацию; предоставляет социальные гарантии домохозяйствам и гражданам;
– законодательные органы вырабатывают общую стратегию социального развития общества и конкретные решения в области социальной защиты населения, определяют минимальный уровень социальных гарантий с учетом реальных экономических возможностей государства, утверждают социальные расходы государственного бюджета;
– исполнительная власть занимается поиском реальных возможностей для обеспечения законодательно утвержденных мероприятий в области социального развития, конкретизирует порядок выплат, готовит нормативную базу, определяющую деятельность социальных организаций.
Социальная ответственность предприятий (работодателей) носит пассивный характер и определяется государственными социальными законами. Предприятия должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам: пенсионное, от несчастных случаев на работе). Работодатели могут и добровольно расширять пределы своей социальной ответственности, создавая новые рабочие места, повышая заработную плату, организуя бесплатное питание, корпоративный отдых, оздоровление сотрудников.
Социальная ответственность домохозяйства проявляется в эффективном разделении доходов на текущее потребление и инвестиции в образование, медицинское страхование, будущее пенсионное обеспечение, бездефицитное сведение бюджета, повышении своей адаптируемости к изменениям социально-экономической ситуации, обеспечении рационального поведения домохозяйства.
Виды социальной ответственности домохозяйств:
– формальная (соблюдение налогового законодательства, поскольку уклонение от уплаты налогов приводит к сокращению доходов бюджета и уменьшает возможности финансирования социальных расходов);
– неформальная (создание комфортных условий проживания и реализации способностей членами домохозяйств, активная экономическая деятельность, которая позволяет снижать зависимость от государства).
Социальная ответственность негосударственных структур (партий, профсоюзов, общественных организаций) сводится к законодательно разрешенной политической и общественной деятельности по защите интересов отдельных групп населения; контролю по соблюдению действующего социального законодательства.