Тема 8. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.

2. Воспроизводство населения и укрепление института семьи.

3. Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала.

4. Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения.

5. Образование для устойчивого развития.

6. Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни.

7. Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности.


1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.

Национальная стратегия социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (далее НСУР-2030) – документ, определяющий направления стабильного развития трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: человека как личности и генератора новых идей – конкурентоспособной экономикикачества окружающей среды в условиях внутренних и внешних угроз и вызовов долгосрочного развития. НСУР-2030 – системообразующий документ для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне- и краткосрочную перспективы.

НСУР-2030 – долгосрочная стратегия, определяющая цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантии всестороннего развития личности, повышения стандартов жизни человека, обеспечения благоприятной окружающей среды. Она призвана устранить дисбалансы и создать фундамент для устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления. НСУР-2030 принята в 2016 г. В 2022 г. начата разработка НСУР-2050.

Этапы реализации НСУР-2030: 1) 2016–2020 гг.; 2) 2021–2030 гг.

Приоритеты НСУР-2030:

– развитие человеческого потенциала и рост качества жизни;

– научно-технический и экономический потенциалы устойчивого развития;

– сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды;

– стратегия устойчивого пространственного развития (развития регионов);

– совершенствование институтов и механизмов устойчивого развития.

Стратегическая цель социальной политики государства в долгосрочной перспективе – обеспечение достойного качества жизни и высоких стандартов благосостояния белорусских граждан.

Главный критерий эффективности социальной политики – рост позиции страны не ниже 40 места в 2030 г. в мировом рейтинге ИРЧП.

Основными составляющими качества жизни белорусов должны стать:

– доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения;

– обеспеченность жильем повышенной комфортности;

– широкий доступ к культурным благам;

– высокие стандарты личной и экологической безопасности.

Приоритетные направления социальной политики:

- создание условий для качественного воспроизводства населения;

- содействие развитию рациональной структуры занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и ее качества;

- повышение реальных доходов как основного фактора улучшения качества жизни и формирования среднего класса в стране;

- обеспечение стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы;

- совершенствование социальной защиты населения на основе обеспечения адресности оказания социальной помощи, повышения эффективности и доступности социального обслуживания;

- внедрение системы менеджмента качества во всех учреждениях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура и др.).

2. Воспроизводство населения и укрепление института семьи

Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала.

Стратегическая цель демографического развития – создание условий для стабилизации на уровне 9,4–9,5 млн человек и последующего роста численности населения, увеличение продолжительности его здоровой жизни.

Критерий устойчивости демографического развития – приближение ожидаемой продолжительности жизни населения к уровню развитых европейских государств (там она увеличивается на 2–3 года каждые 10 лет). Главной проблемой остается нарастающий процесс старения населения и увеличение демографической нагрузки, т. е. количественной характеристики возрастной структуры населения, показывающей нагрузку на общество (экономику) непроизводительного населения (дети, пенсионеры) (коэффициент демографической нагрузки составлял 727 на начало 2016 г., прогноз – до 907 в 2030 г.).

Приоритетные направления в демографической политике:

- стимулирование рождаемости и развитие потенциала семьи;

- сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 77 лет;

- оптимизация внутренних и внешних миграционных процессов и стимулирование притока в страну высококвалифицированных кадров.

Основная цель демографической политики:

1) 2016–2020 гг. – стабилизация численности населения республики и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

2) 2021–2030 гг. – создание условий для роста численности населения.

Приоритетные направления в области стимулирования рождаемости:

- развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей;

- создание дружественных семье условий для сочетания трудовой деятельности с семейными обязанностями;

- совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности;

- совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

- реализация программы экономической поддержки семьи (т. н. семейный капитал) при рождении, усыновлении третьего и последующих детей;

- усиление государственной поддержки семей с двумя и более детьми при строительстве жилья;

- предоставление «семейного абонемента» на посещение культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных мероприятий.

Нормой в обществе должна стать семья с тремя детьми.


Приоритеты в области укрепления здоровья и снижения смертности:

- переориентация медицинской помощи на здоровье здорового человека;

- формирование у населения самосохранительного поведения, предотвращение смертности от внешних причин;

- пропаганда здорового образа жизни.

Приоритетные направления в области регулирования внешних миграционных процессов:

- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику;

- использование избирательного подхода к привлечению иммигрантов с учетом их профессионально-квалификационного уровня;

- организация рационального расселения иммигрантов исходя из потребностей развития регионов;

- разработка мер по адаптации и интеграции иммигрантов в общество.

3. Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала

Цель государственной политики занятости – достижение свободно избранной и экономически эффективной занятости населения.

Приоритетные направления политики занятости:

- обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест с учетом потребностей инновационного развития экономики;

- улучшение качества рабочей силы и рост ее мобильности;

- повышение гибкости рынка труда;

- совершенствование социальной защиты безработных;

– создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

- стимулирование притока квалифицированной иностранной рабсилы с учетом потребностей экономики при приоритетности использования национальных кадров;

– переход к постиндустриальной модели занятости населения с высокой долей работников в сфере высокотехнологичных услуг;

– стимулирование к высокопроизводительному и интеллектуальному труду;

– развитие здоровой конкуренции на рынке труда.

Основные мероприятия государственной политики занятости:

– стимулирование работодателей к сохранению численности персонала, созданию новых рабочих мест;

– создание условий для вторичной и сезонной занятости женщин и молодежи;

– развитие системы профессиональной ориентации подростков, поддержки молодежного и женского предпринимательства;

– опережающее переобучение, переподготовка по дефицитным специальностям и повышение квалификации работников;

– использование общественных работ;

– развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки потенциальных безработных;

– доведение социальных показателей до пределов, предотвращающих социальное недовольство и социальные взрывы (минимальная заработная плата);

– контроль за исполнением работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость;

– создание фонда занятости за счет обязательных страховых взносов работодателей;

– поощрение предпринимательства, самозанятости населения;

– использование гибких форм занятости;

– широкое информирование населения о возможности трудоустройства (проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей).

Критерий конкурентоспособности рабочей силы – показатель доли работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения – 59–60 % в 2030 г.

Критерий эффективности рынка труда – уровень регистрируемой безработицы – 1,5 % к экономически активному населению в 2030 г.

4. Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения

Потенциал человека – это потенциал государства. Следовательно, чем богаче человек, тем богаче страна. Стратегическая цель – обеспечение высоких жизненных стандартов населения – может быть достигнута только на основе стабильного роста реальных денежных доходов на основе гарантированного достойного вознаграждения работнику за труд, создания условий для качественной жизни в пожилом возрасте (достойный уровень пенсий, рост продолжительности жизни, повышение качества медицинских услуг, социального обслуживания).

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, распределение доходов населения в стране на протяжении последних лет сохраняется примерно одинаковое: приоритетный источник – зарплата (60 % общих доходов); социальные выплаты (трансферты) – около 25 %; предпринимательство и прочая экономическая деятельность – 10 %; собственность, облигации, акции, депозиты, лотереи – 3–5 % доходов.

Чрезмерное вмешательство государства в выравнивание доходов снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес бизнесменов к предпринимательской активности, а всевозрастающая социальная помощь бедным слоям населения снижает у них тягу к поиску работы и труду. Уравнительный подход в оплате труда работников снижает их стимулы к росту производительности труда.

Граница социальной стабильности определяется по следующим условиям:

– беднейшие 40 % населения получают не менее 12–13 % совокупного дохода;

– 80 % ВВП присваивает 20 % населения, а остальные 20 % ВВП распределяются среди 80 % населения (закон Парето или закон 80/20);

– разрыв в уровнях доходов 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного населения не превышает 10 раз.

Критерии эффективности политики в области доходов:

– повышение доли населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике, – до 60 % в 2030 г.;

снижение уровня малообеспеченности населения – до 3–4 %.

Приоритетные направления в области доходов и оплаты труда:

- обеспечение соответствия темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда;

- разработка механизмов мотивации труда высококвалифицированных специалистов, способных нетрадиционно решать сложные задачи экономики и общественного развития (участие в прибылях, оплата по трудовому рейтингу);

- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций на основе сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования, предоставления прав руководителям организаций по установлению стимулирующих выплат и надбавок.

Приоритетные направления в области пенсионного обеспечения:

- предоставление социальных выплат пожилым и нетрудоспособным на уровне, обеспечивающем приемлемые для общества жизненные стандарты;

- формирование финансово устойчивой пенсионной системы в условиях роста пенсионной нагрузки в связи со старением населения (увеличение пенсионного возраста);

- стимулирование добровольного более позднего выхода на пенсию;

- сокращение института досрочных пенсий;

- содействие развитию программ корпоративного и индивидуального пенсионного страхования (добровольные виды страхования).

Приоритетные направления в области снижения уровня малообеспеченности и усиления социальной защиты уязвимых категорий граждан (многодетные семьи, сельское население, пожилые, инвалиды):

- развитие социальной инфраструктуры поддержки на основе государственно-частного партнерства;

- внедрение новых видов социальных услуг (социальный патронат, услуги сопровождаемого проживания, услуги социальной передышки);

- оказание социальной помощи нуждающимся гражданам в совокупности с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение иждивенческого поведения трудоспособных граждан;

- повышение качества обслуживания в учреждениях социального обслуживания через применение стандартов качества социальных услуг;

- внедрение стационарозамещающих видов социальных услуг как наиболее приемлемых для социально уязвимых групп населения и наиболее экономичных.

Приоритетные направления в области социальной защиты:

- формирование многоуровневой пенсионной системы, где государственная распределительная часть будет дополняться программами добровольного индивидуального и корпоративного пенсионного страхования. Государственная пенсия будет обеспечивать базовые, основные потребности получателей. В среднем пенсия по возрасту будет поддерживаться на уровне не менее 2,5 бюджета прожиточного минимума пенсионера;

- отдаление фактического возраста выхода на пенсию, в т. ч. на основе личной заинтересованности в продлении периода трудовой активности;

- повышение востребованности пожилых людей на рынке труда через их переобучение, создание для них благоприятных условий и режимов труда;

– удовлетворение социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, пожилых, многодетных семей);

- переориентация работы с инвалидами с социальной помощи на адаптацию и их интеграцию в общество путем реализации мер по трудоустройству с учетом степени потери здоровья, развития инклюзивного образования;

- привлечение к финансированию социальной сферы инвестиций коммерческих организаций и предпринимателей в различных формах, в т. ч. в рамках государственного социального заказа;

- повышение качества и доступности социального обслуживания;

- обеспечение сбалансированности спроса на социальные услуги с реальными потребностями;

- создание условий для расширения участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности (профессиональное переобучение, развитие гибких и нестандартных форм занятости).

5. Образование для устойчивого развития

Главная цель системы образования – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках для успешного развития духовных сил и способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса.

Стратегическая цель в сфере образования – сформировать качественную систему образования, отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны.

Приоритетные направления развития образования:

- обновление содержания, структуры и организации образования;

- организация непрерывного образования в течение жизненного цикла;

- укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования;

- модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, формирование «облачной» информационно-образовательной среды;

- улучшение кадрового обеспечения, совершенствование компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе;

- развитие инклюзивного образования;

- переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения;

- формирование личности с системным мировоззрением, критическим мышлением, активной гражданской позицией;

- обновление образовательных стандартов;

- интеграция в Болонский процесс;

- развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения, выпуск электронных учебников и пособий;

- предоставление сетевых образовательных услуг, разработка и внедрение современных онлайн-моделей обучения;

- обеспечение доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;

- расширение рынка образовательных услуг, активизация академической мобильности обучающихся и педагогов, их участия в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах;

- проведение мониторинга качества образовательного процесса.

6. Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни

Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости.

Стратегическая цель системы здравоохранения – увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

Критерии эффективности и качества развития здравоохранения:

- сокращение разрыва в показателях состояния здоровья населения Республики Беларусь и европейских стран;

- увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья до 69 лет в 2030 г. (против 61,7 года в 2012 г.);

- снижение уровня заболеваемости на 10 % и тяжести первичной инвалидности населения до 60 % к 2030 г.

Приоритетные направления развития здравоохранения:

- устойчивое снижение преждевременной смертности по четырем группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета, болезней дыхательной системы) за счет создания единой профилактической среды и развития межведомственного взаимодействия;

- развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации;

- оснащение учреждений здравоохранения современными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, внедрение в практику современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

- создание систем обмена электронными медицинскими картами и историями болезни, создание интернет-вызова скорой медицинской помощи;

- повышение эффективности медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена, пересмотра механизма финансирования;

- реформирование первичного уровня здравоохранения путем перехода участковой терапевтической службы к общеврачебной практике;

- обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка на базе создания современных региональных перинатальных центров;

- снижение детской инвалидности;

- сокращение уровня смертности от внешних причин на основе усиления охраны труда и разработки мер по профилактике ДТП;

- обеспечение доступа к комплексной профилактической, диагностической, лечебной помощи и уходу для пациентов с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, вирусный гепатит, ИППП);

- профилактика ВИЧ, наркомании, курения и алкоголизма у населения, кризисных состояний у подростков и молодежи, укрепление психического здоровья и профилактика суицидального поведения за счет информационной компании о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении человека;

- расширение источников финансирования здравоохранения (система добровольного страхования медицинских расходов);

- создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни как необходимости (популяризация «моды на здоровье» среди населения);

- формирование конкурентной модели деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг;

- увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне;

– формирование эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров;

- развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья за счет ускоренной информатизации системы здравоохранения.

Направления деятельности в здравоохранении:

1. Лечебно-профилактическая помощь – комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация и протезирование). Ее составляющими являются первичная медико-санитарная помощь (в т. ч. скорая медицинская) и специализированная медицинская помощь. Отмечается рост амбулаторно-поликлинической помощи.

2. Охрана здоровья матери и ребенка – совокупность государственных и общественных мероприятий, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.Каждой беременной женщине гарантируются бесплатное медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время родов, после родов, медицинская помощь и наблюдение за новорожденными. 100 % деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении. Выхаживают новорожденных с массой тела от 500 граммов.

3. Санаторно-курортное лечение – часть системы медицинской реабилитации, направленная на снижение числа обострений заболеваний у взрослых и детей.

4. Санитарно-эпидемиологическая служба – специализированная система государственных учреждений здравоохранения, которая осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья людей.

5. Лекарственное обеспечение – совокупность предприятий и организаций, которые занимаются производством и реализацией медицинских средств и препаратов. Реализация медикаментов производится через фармацевтическую (аптечную) сеть, которая также занимается приготовлением и расфасовкой лекарств, организацией закупок лекарственного сырья.

7. Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности

Устойчивое развитие человека, духовное здоровье нации базируются на системе духовно-нравственных ценностей общества, являющихся основой формирования национального самосознания, национальной идеи.

Стратегическая цель развития культуры - повышение социальной роли культуры в жизни белорусских граждан, упрочение статуса Беларуси в мире как самостоятельного высококультурного государства, сохраняющего свое историческое наследие, реализующего конституционные права граждан.

Критерии эффективности сферы культуры:

- повышение удельного веса бюджетных расходов на развитие культуры с 0,4 % к ВВП в 2015 г. до 2 % к 2030 г.;

- увеличение количества посещений культурных мероприятий, проводимых государственными организациями культуры, к 2030 г. до 5,6 тыс. посещений в год на 1 тыс. населения;

- обеспечение 100 %-й доступности библиотечных и музейных фондов, правовой, деловой и социально значимой информации путем создания публичных культурных центров и развития нестационарных форм обслуживания с предоставлением доступа к информации в удаленном (виртуальном) режиме;

- увеличение доли учащихся в детских школах искусств в общем количестве детей школьного возраста с 11,7 % в 2015 г. до 30 % в 2030 г.


Приоритетные направления в сфере культуры:

- сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций;

- расширение сферы применения белорусского языка (увеличение времени вещания на национальном телевидении на белорусском языке на 25 % к 2030 г. (в 2011 г. вещание на белорусском языке составляло 626 часов, на русском – 14 882 часа), выпуска печатных и учебных изданий на белорусском языке);

- внедрение нестационарных форм обслуживания населения, формирование системы многопрофильных учреждений с многоканальным финансированием;

- формирование экологической культуры;

- обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ путем разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры, создания «театральных» маршрутов наземного транспорта для посещения культурных мероприятий из регионов в столицу и обратно;

- улучшение технического состояния объектов культуры, создание системы мониторинга состояния и использования историко-культурных ценностей;

- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры;

- создание конкурентоспособного культурного продукта и его презентации;

- расширение экспорта культурных услуг, участие в формировании общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза;

- поддержка талантливой молодежи в реализации творческих проектов;

- улучшение кадрового обеспечения сферы культуры путем формирования действенной системы отбора и привлечения молодых специалистов, повышения социального статуса работников сферы культуры;

- упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской нации;

- развитие сферы развлечений, кинодеятельности, шоу-бизнеса, народных промыслов и ремесел, творческих кластеров;

- принятие закона о меценатстве и благотворительной деятельности;

- внедрение новой модели управления и альтернативных механизмов финансирования культуры и искусства, включая механизмы государственно-частного партнерства и другие формы поддержки культуры.