Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Сущность эффективности социальной работы.

2. Критерии эффективности социальной работы.

3. Методика определения эффективности социальной работы.


1. Сущность эффективности социальной работы

Эффективность (эффект – от лат. ejfectus ‘исполнение, действие’) – результат действия, следствие действий. Эффективность – одна из характеристик человеческой деятельности. Она характеризует результативность общественного производства.

Национальная экономика считается эффективной, если наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. В общем виде эффективность – отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям и имеющимся ресурсам. Она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Эффективность социальной работы – максимально возможное в данных условиях достижение цели по удовлетворению социальных потребностей населения клиента при оптимальных затратах. Чем выше результат и меньше затраты, тем больше эффективность.

Вся социальная система в целом может работать эффективно только тогда, когда она способна «откликаться» на внешние воздействия, когда государство и гражданское общество находятся на равных уровнях и пытаются найти компромиссное решение возникающих проблем. Эффективность социальной политики государства определяется уровнем развития гражданского общества, наличием дееспособных органов на всех уровнях управления, состоянием социальной инфраструктуры.

Основные компоненты сущности понятия «эффективность» – цель социальной работы, ее результат и затраты.

Дополнительный компонент эффективности социальной работы – общепринятая норма (идеал), потому что этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери) и их распространение служат критерием нравственного здоровья/нездоровья общества. Социальная работа направлена на поддержание этих норм. Стремление к идеалу – показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.

Распространено не совсем правильное мнение о том, что социальная работа преследует цель оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся. Однако если социальная работа ограничится только подобными целями, она будет содействовать развитию иждивенчества у нуждающихся. Мировая практика показывает, что главная цель социальной работы – стимулирование инициативы, творчества, создания для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, сумели бы при помощи социальной поддержки обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности. Концептуальная цель социальной работы – создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Две теории эффективности социальной работы:

– первая теория связана с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, обеспечивающих эти результаты. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (эффектов) и затрат;

– вторая теория придает значение мнениям, суждениям, умозаключениям субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Тогда важно выбрать информационные источники оценки (руководители социальных служб, специалисты по социальной работе, полевые социальные работники, клиенты, представители контролирующих органов, СМИ). Оценочная информация конкретных людей всегда субъективна. Чем больше субъектов участвует в процессе оценки, тем больше она будет стремиться к достоверной.

2. Критерии эффективности социальной работы

Для объективной оценки социальной работы необходимо выделить научно обоснованные критерии ее эффективности.

Критерий – признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности. Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т. е. должны иметь комплексный характер.

Структура критериев социальной работы:

система общих нормативных критериев, отражающих эффективность социальной работы в целом;

система специфических показателей, отражающих состояние клиентов социальной работы и оценку конкретных форм и методов деятельности социальных работников и социальных служб.

Характеристика критериев эффективности социальной работы:

– призваны стать выражением действенности всех видов, форм и методов социальной работы;

– должны показать, насколько продуктивна деятельность социальных служб;

– должны отражать степень действенности руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в профессиональной социальной помощи.

Виды критериев эффективности социальной работы:

– количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);

– нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов).

Обобщенные критерии оценки эффективности социальной деятельности:

социальные нормативы – расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в социальной практике (система социальных гарантий, объем поддержки населения);

нормативы потребления – показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.

Критерии оценки социально-экономического развития человечества:

критерий экономической эффективности характеризует уровень развития производительных сил и умение предвидеть и предотвращать опасные для жизни и здоровья людей последствия вносимых в природу антропогенных изменений;

критерий социальной справедливости оценивает качество общественных отношений с позиций обеспечения благосостояния, свободы не в ущерб интересам других людей.

Методы практического определения эффективности социальной работы:

статистический анализ – на основе статистических данных устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;

сравнительный анализ – сопоставление однотипных данных для определения степени достижения цели;

социально-демографический анализ (динамики смертности и рождаемости, изменения уровня и качества жизни);

целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;

социологические исследования – выявляют мнение клиентов о результативности социальной работы;

математическое моделирование – способствует выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы;

обратная связь персонала с клиентами – выявляет социальные проблемы клиентов и степень их остроты;

количественный анализ – при помощи компьютерных технологий оперативно обрабатываются большие объемы данных, исключены трудоемкие расчеты;

метод измерений, комплексный подход, эксперимент, анализ, синтез, исследование природы ценностей.

3. Методика определения эффективности социальной работы

«Ситуации соотношения» между результатами и затратами при определении эффективности бывают разными. Может случиться так, что при сохранении уровня затрат будут достигнуты равные или более высокие результаты, или наоборот, качественные или количественные результаты будут достигнуты при меньших затратах труда и средств, или при возрастании затрат результаты снизятся.

Задачи при определении эффективности социальной работы:

– измерение (описание) результатов;

– выбор методов измерения;

– выбор предметов оценки эффективности; оценивающих субъектов; влияющие на эффективность факторы;

– выбор методики оценки эффективности.

Методика – описание порядка оценки эффективности социальной работы.

Виды методик определения эффективности социальной работы:

параметрический метод – сопоставление двух ключевых параметров:

1) каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого) раньше;

2) как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента (пациента, обслуживаемого).

Метод предполагает описание состояния клиента социальной службы «на входе» (до психологического консультирования) и на «выходе» (после консультации). Так, можно оценить состояние несовершеннолетнего беспризорника до помещения его в детский приют и через три месяца после пребывания его в приюте. Разница между этими двумя параметрами представляет собой социальный (реабилитационный, психологический) эффект или результат, свидетельствующий об эффективности деятельности психолога или социального педагога, их квалификации и умения применить социальные методики. Главной проблемой разработки параметрических методик становятся разработка и описание параметров на «входе» и «выходе». Сложность состоит в том, что аналитик вынужден обращаться за оценкой к самому клиенту. Клиент субъективен в оценках своего состояния с точки зрения промежуточных и конечных параметров;

прямой оценочный метод – проведение регулярных устных или письменных опросов клиентов;

сравнительный метод – сопоставление того, что положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он фактически получил от социальной службы;

сочетание прямого оценочного и сравнительного методов;

мониторинг удовлетворения просьб, жалоб и потребностей клиентов;

анализ причин неудовлетворения просьб клиентов для последующего их устранения;

определение обоснованности просьб и жалоб клиентов;

анкетирование – опрос клиентов и сотрудников по вопросам оценки эффективности деятельности учреждений социальной защиты;

метод оценки затрат – стоимостная оценка социального обслуживания (стоимость одного человеко-дня обслуживания, одного клиента обслуживания или всего контингента обслуживаемых);

систематизация факторов эффективности и неэффективности работы.

Три вида факторов эффективности социальной работы:

1) факторы, которые не зависят от возможностей социального учреждения (низкий размер пенсии), – это т. н. «чужие» факторы;

2) факторы, которые зависят от данного учреждения (потребность в надомном социальном обслуживании);

3) факторы, находящиеся на границе «своих» и «чужих» полномочий (предложение безработному подходящей работы).