ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экономические основы социальной работы» – одна из учебных дисциплин в системе экономического образования специалистов.
Целью ЭУМК «Экономические основы социальной работы» является содействие студентам в приобретении теоретических знаний о системе социальной работы, ее организационных и методологических основах, практических навыков по анализу различных сфер социальной работы (социального обеспечения, социальной защиты, социального страхования и др.), умений предвидеть и выявлять негативные тенденции в развитии сферы социальной работы, принимать адекватные сложившимся условиям решения.
ЭУМК «Экономические основы социальной работы» включает в себя следующие структурные элементы: теоретическую часть (курс лекций), практическую часть (планы семинарских занятий, тесты и задания к ним); вспомогательную часть (тематический план, программное содержание учебного материала, список рекомендуемой к изучению литературы); раздел контроля знаний (тесты для самостоятельной работы, вопросы к зачету).
ЭУМК предполагает первоначальное изучение теоретического лекционного курса, который предусматривает комплексное изложение категорий, законов и терминов дисциплины. Темы и вопросы к семинарским занятиям помогут студентам систематизировать изученный теоретический материал. Тесты могут быть использованы при проведении семинарских занятий для закрепления и контроля знаний, а также для самоконтроля. Вопросы к зачету позволят рационализировать время и повысят эффективность подготовки к итоговому контролю знаний. Использование в процессе изучения дисциплины «Экономические основы социальной работы» дополнительной литературы позволит студентам расширить и углубить полученные знания при подготовке к семинарским занятиям и зачету.
Методы обучения в рамках данной дисциплины соответствуют общим требованиям к формированию социально-личностных компетенций выпускника и соответствуют таким принципам, как гуманизация, фундаментализация, компетентностный подход, социально-личностная подготовка и междисциплинарность.
Методологическими особенностями дисциплины «Экономические основы социальной работы» являются принцип активного творческого мышления, направленность обучения на формирование самостоятельности суждений. Дисциплина предполагает использование демонстрационного материала, дискуссионность общения и внедрение новых форм преподавания. Существенная роль отводится проблемным методам обучения.
С учетом специфики дисциплины целесообразно использовать такие формы самостоятельной работы, как:
– выполнение дифференцированных по сложности практических заданий с последующим оформлением отчетов о проделанной работе;
– индивидуальное изучение литературы по теме и подготовка докладов;
– выполнение тестовых заданий;
– разбор проблемных ситуаций.
В качестве основных методов обучения рекомендуется решение задач-ситуаций, выполнение тестов, дискуссия в группах и др.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Экономические основы социальной работы» студентами 3-го курса дневной формы получения образования (ДФПО) отводится 92 часа
(5-й семестр), в том числе 40 аудиторных часов, из которых 24 часа – лекции, 16 часов – семинарские занятия. По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет (5-й семестр).
На изучение дисциплины «Экономические основы социальной работы» студентами 4-го курса заочной формы получения образования (ЗФПО) учебным планом отводится 14 часов (7–8-й семестры), из которых 8 часов – лекции, 6 часов – семинарские занятия. По итогам изучения дисциплины студенты сдают зачет (8-й семестр).
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности
1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», учебных планов учреждения высшего образования по специальности 1-86 01 01-02 «Социальная работа (социально-психологическая деятельность)», рег. № СП-57-21/уч. от 05.07.2021 (ДФПО) и № СП-60-21/уч. ЗФ от 05.05.2021 (ЗФПО).