Тема 4. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА
КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Экономическая политика государства и ее социальная направленность.

2. Экономические основы системы социальной защиты населения.

3. Белорусская социально-экономическая модель устойчивого развития.

4. Система государственных социальных гарантий.


1. Экономическая политика государства и ее социальная направленность

В основе экономической деятельности в сфере социальной работы лежит экономическая политика государства. В условиях рыночных отношений на первый план выступает ее социально ориентированная направленность. Этим обусловлено создание материальной базы социальной защиты и поддержки населения.

Экономическая политика – система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства (производства, распределения, обмена и потребления), направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. Экономическая политика призвана отражать интересы всех социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

Виды экономической политики:

антициклическая политика сглаживает циклические колебания, поддерживает определенные темпы экономического роста;

структурная политика формирует прогрессивную и эффективную структуру национальной экономики;

амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства;

инвестиционная политика – регулирует капиталовложения с целью технического и технологического обновления и модернизации производства;

научно-техническая и инновационная политики обеспечивает стратегические научные и технологические приоритеты, внедряет результаты НТП;

фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственного бюджета, формирует налоговую систему;

кредитно-денежная (монетарная) политика обеспечивает экономику необходимым количеством денег, регулирует денежный и кредитный рынки;

ценовая политика предполагает вмешательство в ценообразование с целью влияния на инфляцию, модернизацию, усиление конкурентоспособности товаров на мировом рынке, смягчение социальной напряженности;

внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, платежный баланс;

социальная политика регулирует отношения между социальными группами, создает условия для повышения благосостояния членов общества;

конкурентная политика создает конкурентную среду, защищает добросовестную конкуренцию, борется с монополизмом;

региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны;

экологическая политика обеспечивает экологическое равновесие, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни.

Государственная экономическая политика стала необходимым элементом рыночной системы. Рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности, рыночного ценообразования, договорных отношений между субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, товарно-денежных отношениях, свободной конкуренции. Допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику позволяют решить основные экономические проблемы. Если государство осуществляет глубокое вмешательство в рыночную экономику, то происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Если государство не вмешивается в экономику, то наблюдается развал экономики, обнищание основной массы населения, страна впадает в экономическую зависимость.

Формы вмешательства государства в экономику:правовое, административное (прямое), экономическое (косвенное) регулирование.

Три самостоятельные подсистемы хозяйствования: государство; рынок; натуральное хозяйство. В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется вся экономическая система.

Виды экономических систем:

– традиционная экономика – преобладает натуральное хозяйство;

– капиталистическая (чисто рыночная) экономика – преобладает рынок;

– командно-административная экономика – преобладает государство;

– рыночная (смешанная) экономика – сочетание рынка и государства.

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является социальная защита и социальная поддержка слабых слоев населения.

Приоритетные направления в социальной защите:

– гарантии минимума заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, прожиточного минимума;

– обеспечение занятости, поддержка безработных и их семей;

– индексация фиксированных доходов (зарплаты, пенсии) с учетом инфляции.

Уровень социальной защиты населения определяется социальной политикой государства. Социальная политика – совокупность конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения.

В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие ее виды. Виды социальной политики: государственная, региональная, корпоративная.

Цель социальной политики – оптимальное функционирование и развитие социальных общностей, семей и индивидов.

Эффективная социальная политика возможна в условиях социального государства. Социальное государство – государство, в котором социальные проблемы входят в состав приоритетных.

Социальное государство является управленческим механизмом, призванным регулировать социально-экономические отношения. Это регулирование происходит посредством системы социальной защиты с ее структурой социальных служб. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит платой работодателей и бизнесменов за стабильность общества и возможность нормальной хозяйственной деятельности. При этом не только государство должно отвечать перед гражданином за уровень его жизнеобеспечения, но и гражданин обязан отвечать за свое благосостояние. Взаимная ответственность социального государства и его граждан предполагает формирование социальной экономики, сочетающей общегосударственные интересы с интересами различных слоев и групп населения. Формирующаяся в рамках социального государства социальная экономика – система хозяйствования, обеспечивающая достижение социально ориентированного экономического роста при одновременном экономически ориентированном социальном развитии.

Социальная ориентация экономики выражается:

– в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей;

– в перераспределении доходов между более и менее обеспеченными слоями населения, устранении резкого различия между богатыми и бедными;

– в накоплении в бюджетах разных уровней средств на оказание социальных услуг и предоставление социальных гарантий;

– в развитии человеческого капитала;

– в повышении уровня и качества жизни граждан.

Социально ориентированная экономика обеспечивает материальную основу социальной работы, а уровень ее развития оказывает влияние на степень социальной защищенности граждан и их материальное благосостояние.

2. Экономические основы системы социальной защиты населения

Составной частью социально-экономической политики государства является система социальной защиты населения, воплощенная в социальных программах и практике, регулирующая отношения и интересы основных социальных групп.

Социальная защита – 1) в узком смысле – комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения; 2) в широком смысле – набор стратегий и программ государственного и частного секторов, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем.

Элементы социальной защиты:

1. Социальная помощь – предоставление денежной и материальной помощи людям, которые не способны трудиться, находятся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи в связи с состоянием здоровья. Осуществляется в виде пенсий, пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Задача – максимальное сокращение в стране уровня бедности.

Разновидности социальной помощи:

– универсальная (направлена на все слои населения);

– категориальная (охватывает определенные группы населения: пенсионеров, инвалидов, студентов);

– адресная (оказывается конкретно нуждающимся).

2. Социальные гарантии – минимальный уровень бесплатных государственных социальных услуг для удовлетворения основных потребностей граждан на минимальном уровне. Социальные гарантии распространяются и на работающих людей (установление норм в области оплаты труда, прав работников при приеме на работу и увольнении, продолжительности рабочего дня, отпуска).

3. Социальное страхование – накопление денежных средств, предназначенных для использования в сфере медицины, пенсионного обеспечения, оплаты инвалидности, безработицы, несчастных случаев. Источником финансирования социального страхования являются страховые взносы населения, работников, работодателей. Возникает гарантированная система материального обеспечения, которая осуществляет выплаты нетрудоспособным, больным и безработным.Система социального страхования способствует усилению защиты населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья (выплата пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком до трех лет).

Эволюция социальной защиты:

– на первом (начальном) этапе – осуществляется поддержка отдельных слоев населения (безработных, инвалидов производства);

– на втором этапе – появляется социальное страхование;

– на третьем этапе – формируется целостная государственная система защиты населения.

Объективной предпосылкой появления в обществе социально слабых индивидов, групп и слоев населения является биологическая природа человека и наличие у него потребностей, которые он должен удовлетворять. Физические и материальные потребности «рождаются» вместе с человеком и сопровождают его до смерти. Они называются первичными (витальными) и характеризуют потребность в пище, воде, сне, одежде, продолжении рода, защите от внешних воздействий (холода, жары, влаги). Удовлетворение первичных потребностей позволяет перейти на другой (социальный) уровень, включающий коммуникативные, информационные и другие потребности.

По утверждению А. Маслоу, истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера.

Если человек был здоров, он мог сам удовлетворить потребности свои и своей семьи. Если он был нездоров, слаб, удовлетворение своих потребностей он перекладывал на семью, род, общину. Он сам и его семья становились «социально слабыми», требующими помощи со стороны.

Экономически развитые государства стали приспосабливать рыночную экономику к определенному уровню удовлетворения витальных и социальных потребностей. Встраивая в рыночный механизм элементы его социального регулирования, общества цивилизованных государств прошли несколько этапов.

1. Классический либерализм. Он характеризуется господством в экономике свободной конкуренции. Основная цель производства – получение максимальной прибыли. Государство не играло никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимались рыночными субъектами самостоятельно. Потребитель обладает суверенной властью; спрос вынуждает предпринимателя считаться с его желаниями. Государство не обеспечивает социальную защиту тех, кто объективно не может себя содержать (больные, дети-сироты, инвалиды). Социальная защита ассоциируется с благотворительностью. К функциям государства относились охрана собственности граждан, установление рамок свободной конкуренции.

В XX в. возникла концепция «неолиберализма». Ее суть: свободная экономическая политика должна регулироваться либеральными нормами персональной и общественной ответственности в традиционных религиозных понятиях благотворительности. Появилось «индивидуальное обеспечение» (не социальное) в виде индивидуальных пособий, минимальных и нерегулярных;

2. Кейнсианство. К 1930-м гг. прогрессивные деятели стали осознавать, что во имя интересов развития общества необходимо отказаться от политики свободной конкуренции. Толчком послужил системный экономический кризис 1930-х гг., которым были охвачены экономически развитые страны. Д. М. Кейнс в 1936 г. показал, что для удовлетворения современных культурных и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры и выдвинул стратегию государственного вмешательства в целях стимулирования спроса и предложения, политику дефицитного финансирования для обеспечения полной занятости. Осознанию обществом целесообразности государственного вмешательства в рыночную экономику способствовал рост влияния левых партий и пример СССР.

3. Социальное рыночное хозяйство (с 1946 г.). Оно подразумевало формирование современного типа социального государства, которое обеспечивает сильную социальную защиту и сильную социальную политику. Социальная ориентированность рыночной экономики может быть достигнута, когда с растущей производительностью труда одновременно понижаются цены, обеспечивая повышение реальной заработной платы. Предусматривалось развитие системы страхования, субсидирование бедных, гарантии трудового права, социальный характер жилищной политики, предоставление реальной возможности получения образования и медицинской помощи. Социальная защита реализуется не государственно-бюрократическими методами, а через политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому заработать себе на жизнь и формирующую предпосылки для роста числа собственников.

Функции государства в социальной рыночной экономике:

– разрабатывает и осуществляет социальную политику с учетом региональных факторов;

– обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий;

– поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и величиной прожиточного минимума;

– создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения его жилищных проблем;

– обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет и создавая внебюджетные фонды;

– создает основу финансового обеспечения проектов социальной защиты;

– устанавливает заработную плату занятых в бюджетных организациях, размеры социальных пособий, пенсий;

– обеспечивает правовую основу социальной защиты;

– формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи слабым слоям населения;

– предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг.

3. Белорусская социально-экономическая модель устойчивого развития

Концептуальным ядром Национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. (далее – НСУР-2030) является модель устойчивого развития, которая обеспечивает гармонизацию отношений в триаде «человек – окружающая среда – экономика». Системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и эколого-защитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития – способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, важнейшими из которых являются:

– человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

– повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, совершенствование структур производства и потребления;

– приоритетное развитие здравоохранения, образования, культуры как факторов долгосрочного роста трудовой активности и творческого развития;

– рациональное природопользование, сохранение и улучшение окружающей природной среды;

– переход на ресурсосберегающий инновационный тип развития экономики;

– совершенствование системы управления;

– развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

– повышение уровня координации и взаимодействия государства, частного бизнеса и гражданского общества по реализации целей устойчивого развития.

Указанные принципы выступают ориентирами формирования модели устойчивого социально-экономического развития Беларуси.

Основные характеристики белорусской социальной модели экономики:

- сильная эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

- равенство разных форм собственности, сотрудничество государства и бизнеса;

– повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

- высокоэффективная постиндустриальная экономика, основанная на знаниях и инновациях, с высокой долей в ВВП наукоемких производств и услуг;

- равные правовые условия для всех граждан в их самореализации, обеспечение собственным трудом достойного материального благосостояния;

- эффективная государственная и общественная поддержка социально не защищенных групп населения, их интеграция в общество и труд;

- многовекторность внешнеэкономической политики;

- развитие интеграционных процессов со странами Евразийского экономического союза (Россией, Казахстаном) и другими государствами;

- экологически обоснованная политика государства;

- активная роль гражданского общества в обеспечении устойчивого развития.

Факторы устойчивого развития – человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы, географическое положение страны.

Критерии обеспечения устойчивого развития страны:

- максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;

- рациональное потребление благ в соответствии с научно обоснованными нормативами;

- соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;

- максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.

4. Система государственных социальных гарантий

Важнейшим звеном социальной работы Республики Беларусь стала система государственных стандартов, которая предполагает деятельность государства в вопросах гарантированного и справедливого удовлетворения потребностей граждан. Для этого 11 ноября 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь «О государственных социальных стандартах».

С 30 мая 2003 г. начался процесс внедрения социальных стандартов. Для отработки системы социальных стандартов в каждой области были определены экспериментальные районы: Пружанский (Брестская область), Верхнедвинский (Витебская область), Наровлянский (Гомельская область), Осиповичский (Могилевская область), Кореличский (Гродненская область), Клецкий (Минская область). Эксперимент выдержал практическое испытание, поэтому внедрение стандартов стало осуществляться по всей стране.

Правительство минимальные социальные стандарты пересматривает не реже одного раза в 5 лет. Совет министров 14 декабря 2020 г. повысил государственные социальные стандарты по обслуживанию населения, новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 г.

Минимальный социальный стандарт– минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Бесплатные и общедоступные услуги – услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет финансирования республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, доступных для всех по возможности приобретения и пользования.

Задачи государственных минимальных социальных стандартов:

– удовлетворение основных потребностей населения в товарах и услугах;

– нормативное обеспечение и использование средств республиканского и местных бюджетов и средств внебюджетных фондов на социальные нужды;

– обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

– оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Принципы формирования минимальных социальных стандартов:

– соблюдение конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных социальных стандартов;

– обоснованность установления их применения, исходя их экономических возможностей государства;

– общедоступность социальной защиты и социальных услуг;

– целевое и адресное финансирование социальных стандартов;

– информированность граждан через СМИ о социальных стандартах;

– социальное партнерство.

Система минимальных государственных социальных стандартов в Беларуси включает 44 норматива: в области ЖКХ – 13, образовании – 10, культуры – 1, связи – 4, транспорта – 6, социальной поддержки и социального обслуживания – 1, здравоохранения – 4, торговли и бытового обслуживания – 4, физической культуры и спорта – 1.

Государственные минимальные социальные стандарты:

в области оплаты труда – минимальная заработная плата (месячная и часовая), республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством тарифной ставке первого разряда;

в пенсионном обеспечении – минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца;

в образовании – бесплатные образовательные услуги, включая дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое образование, на конкурсной основе среднее специальное и высшее образование, иные образовательные услуги; минимум содержания образования, сроки обучения, требования к уровню подготовки; нормы и нормативы бюджетной обеспеченности на одного учащегося; обеспеченность населения бесплатными и общедоступными образовательными услугами, наполняемость классов, групп в государственных учреждениях образования; нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений образования.

100 % детей пятилетнего возраста должны проходить подготовку к обучению в учреждениях общего среднего образования. Норматив учебной площади на одного учащегося начальных, базовых, средних школ, вечерних школ, гимназий, лицеев – 8 м2. Норматив обеспеченности компьютерами – на 10 учащихся школ, лицеев, специальных школ, вспомогательных школ-интернатов должен приходиться один компьютер или не менее двух компьютерных классов на учреждение (до 2021 г. – один компьютер на 30 учащихся и один компьютерный класс). Разрешено с 2021 г. использование ноутбуков (портативных компьютеров);

в здравоохранении размер бюджетных средств в расчете на одного жителя, направляемых для компенсации затрат организации здравоохранения, специализирующихся на бесплатной помощи; услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи; нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения; нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения; нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и зубопротезированием; нормативы обеспеченности населения стационарными койками, аптеками, бригадами скорой медицинской помощи; обеспеченности автотранспортом.

Норматив обеспеченности квалифицированными кадрами: один врач на 1,3 тыс. жителей, участковый терапевт – на 1,7 тыс. взрослых, участковый педиатр – на 800 детей, врач общей практики – на 1,3 тыс. взрослых и на 1,5 тыс. детей, девять больничных коек на 1 тыс. жителей, одна аптека на 8 тыс. жителей, в Минске – одна аптека на 11,5 тыс. жителей;

в ЖКХ – нормы общей площади жилого помещения при обеспечении конституционного права граждан на жилище; объемы коммунальных услуг, предоставляемых гражданам; максимально допустимая доля собственных расходов (не больше 25 % совокупного дохода семьи) на оплату за пользование жилым помещением и оплату коммунальных услуг и отчисления денежных средств на капитальный ремонт жилого дома в совокупном доходе семьи; доля платежей от стоимости коммунальных услуг.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилые помещения социального пользования предоставляются бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Норматив отопления жилых помещений – не ниже +18 °С, температура горячей воды – не менее 50 °С. Горячая вода должна подаваться ежедневно.

Норматив обеспечения водой жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, – 180 литров (90 литров горячей) на человека в сутки. Норматив для граждан, пользующихся водой из водозаборных колонок, – 35 литров в сутки на человека. Доля населения, имеющая доступ к централизованному водоснабжению в городах и городских поселках, в 2021 г. – не менее 85 %, в 2026 г. – 100 %. В агрогородках – не менее 50 % в 2021 г., 70 % – в 2023 г., 85 % – в 2026 г.

Нормы расхода природного газа для приготовления пищи – 8 м3 на одного человека в месяц, сжиженного емкостного – 3 м3, сжиженного баллонного – 10 баллонов в год на семью. Норматив предоставления безналичных жилищных субсидий: сумма платы за коммунальные услуги с учетом льгот превышает 25 % совокупного дохода семьи. 85 % улиц должны быть освещены ночью, а 60 % – заасфальтированы. Норматив по наличию общественных туалетов в городах и городских поселках: не менее одного на 1000 человек.

Нормативы помывочных мест в банях и потреблению электроэнергии исключены с 2021 г.;

в культуребесплатные и общедоступные социальные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными учреждениями культуры, оказывающими бесплатные и общедоступные социальные услуги.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного человека – 1,5 базовой величины, в т. ч. 1,3 – за счет бюджетного финансирования и 0,2 – за счет оказания платных услуг. Норматив обеспеченности административно-территориальной единицы кинозалом цифрового формата: один зал в территориальной единице с населением 70 тыс. человек и более;

в связи –количество стационарных телефонов на 100 жителей, сроки установки, доступность Интернета и почтовых услуг.

Норматив – не менее 27 телефонов на 100 человек в районах, 31 телефон – в областных центрах, установка телефона в течение года после подачи заявки, широкополосный доступ в Интернет должен присутствовать в населенных пунктах, где живет более 300 человек, все учреждения здравоохранения должны быть телефонизированы, почту должны доставлять один раз в день пять дней в неделю, в областных центрах 1–2 раза в день 6 дней в неделю. Норматив обеспечения сельских жителей сервисом «Мобильный почтальон» составляет 100 %;

в сфере физической культуры и спорте – норматив суммы расходов на физкультуру и спорт в расчете на одного жителя: для областей и Минска – не менее 0,7 базовой величины. На уровне городов и районов нормативы устанавливают местные власти исходя из возможностей местного бюджета;

в сфере торговли и общественного питания – обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. человек, количество посадочных мест в организациях общественного питания.

Норматив минимальной обеспеченности торговой площадью следующий: по стране – 320 м2 на 1 тыс. человек, в районах – 280 м2 на 1 тыс. человек. В сельских населенных пунктах без магазина, где живет до 200 человек, автолавки должны приезжать не реже двух раз в неделю, а при населении более 200 человек должен быть минимум один магазин;

Норматив обеспеченности местами в общепите по стране – 42 места на 1 тыс. человек, в Минске – 45 мест на 1 тыс. человек, в районах – 22 места на 1 тыс. человек (было 12–15 мест). В агрогородках с населением более 1000 человек должно быть не менее одного заведения общепита, в остальных населенных пунктах продукция общепита должна продаваться через магазины;

в сфере транспорта – наличие автостанций (автокасс) для обслуживания пассажиров автобусных маршрутов; охват центральных усадеб сельских советов, СПК и населенных пунктов с наличием дворов свыше 10; зона действия автобусного сообщения с учетом железнодорожного транспорта.

Нормативы в сфере транспорта: не менее двух рейсов в неделю в центральные усадьбы сельских советов, СПК и населенные пункты с наличием более 10 дворов; на район должно быть 1–2 автобусных терминала; населенные пункты с 20–50 жителями должны быть охвачены транспортным сообщением с выполнением не менее четырех рейсов в неделю, а более 50 человек – восьми рейсов. Ежедневно должен выполняться минимум один оборот на маршрутах между районным и областным центрами.

Норматив в городах с населением 10–30 тыс. человек: должен быть один автобус на 8 тыс. человек; с населением 30–50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек; с населением от 50–250 тыс. человек – одно транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек; с населением от 250 тыс. до 1 млн – на 1,5 тыс. человек одно транспортное средство, в городах-миллионниках – одно транспортное средство на 2 тыс. человек с учетом метрополитена;

в сфере социальной поддержки и социального обслуживания – государственные пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей; поддержка малообеспеченных граждан и находящихся в трудной жизненной ситуации (пособия, единовременные выплаты, материальная помощь); бесплатные и общедоступные социальные услуги государственных учреждений социального обслуживания малообеспеченным гражданам и находящимся в трудной жизненной ситуации; нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами государственных учреждений социального обслуживания; нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания различных типов.

Норматив обеспеченности жилой площадью в стационарах: не менее 7 м2 на одного проживающего, не менее 6 м2 на проживающего с частичной утратой способности к самообслуживанию;

в сфере бытового обслуживания – норматив один пункт бытового обслуживания на 1,8–2 тыс. человек. Комплексный приемный пункт должен оказывать не менее 11 видов социально значимых бытовых услуг.