Тема 3. ЭКОНОМИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сущность и структура экономических основ социальной работы.
2. Основные экономические категории социальной работы.
3. Принципы экономической деятельности в сфере социальной работы.
4. Методы экономической деятельности в сфере социальной работы.
5. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы.
1. Сущность и структура экономических основ социальной работы
Определение «экономические основы социальной работы» предполагает обращение к таким понятиям, как
– экономический – материальный, денежный, связанный с материальным благосостоянием;
– основа – каркас, остов, устои; то, на чем строится, зиждется деятельность и создается что-либо в социальной отрасли народного хозяйства.
Экономические основы социальной работы – финансовый фундамент материального благосостояния общества, на котором основана хозяйственная деятельность социальных учреждений, осуществляется производство социальных услуг. Они отражают совокупность производственных, финансовых, материальных, организационно-управленческих отношений субъектов и объектов социальной работы, обусловленных действующим законодательством страны.
Структура экономических основ социальной работы:
1. Производственные основы социальной работы. Они обусловлены спецификой производства в социальной сфере хозяйственной деятельности. Социальная работа относится к сфере нематериального производства, связанного с оказанием нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (образование, здравоохранение). Она осуществляется в сферах социального обслуживания, социального обеспечения, социального страхования, пенсионного обеспечения и др.
Признаки отраслей социальной сферы:
– потребление социальных благ имеет значительные внешние эффекты (предоставляя помощь бедным слоям общества, обеспечивается определенный уровень их удовлетворенности жизнью, снижается риск их асоциального поведения);
– деятельность социальных отраслей является объектом применения ценностных оценок (возможности получения медицинской помощи и образования различными социальными группами (инвалидами, детьми-сиротами) являются предметом оценки с позиций социальной справедливости);
– их деятельность направлена на людей, их материальные, физические и духовные возможности;
– результатом производства является создание нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности тех, кто в них нуждается, но не может собственными силами их обеспечить.
Потребности клиентов сферы социальной работы – состояние неудовлетворенности, нужды, которое они стремятся, но не всегда могут сами преодолеть в связи с объективными (безработица, бедность, старость) или субъективными (семейное насилие, сиротство) причинами. Это состояние неудовлетворенности заставляет субъектов социальной работы (государство, общество, социальных работников) и объектов (самих клиентов – человека, семью, нуждающихся в помощи) предпринимать определенные усилия или осуществлять производственную деятельность для решения возникающих социальных проблем.
Блага – средство для удовлетворения потребностей.
Блага, производимые в сфере социальной работы, – услуги, духовные ценности, предоставляемые на нерыночной основе социально незащищенным категориям населения (пожилым, инвалидам, детям-сиротам, безработным). Такие блага связаны не только с удовлетворением жизненных потребностей, но и с сохранением жизни, здоровья, достоинства и социального статуса человека.
Три элемента производства в сфере социальной работы:
– труд –люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Сотрудники в системе социальной работы должны быть профессиональными социальными работниками, иметь знания в области различных наук, обладать особыми навыками и качествами (коммуникативными, гуманистическими). В социальной работе труд направлен на оказание социальной помощи, социальную поддержку населения с целью решения социальных проблем у индивидов, групп и категорий общества;
– средства труда – инструментарий и оборудование, которые использует социальный работник в процессе трудовой деятельности, и общие материальные условия труда. Инструменты – профессиональные формы, методы и средства. Инструментарий включает основные и вспомогательные средства. Основным средством выступает деятельность социального работника (преобразовательная, творческая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная);
– предметы труда – то, на что направлено действие социального работника.
Виды предметов труда:
– социальные проблемы (социально-экономические – бедность, безработица; психологические – одиночество; семейные – развод, насилие, проблемы пожилых);
– социальные явления (алкоголизм, наркомания, социальное сиротство).
Важное значение имеют производственные возможности социальной работы государства и отдельных регионов и социальных служб.
Производственные возможности – наибольший объем социальных услуг и помощи, который может быть достигнут при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
2. Ресурсные основы социальной работы. Ресурсы – совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в создании материальных и духовных благ и услуг.
Виды ресурсов:
– материальные ресурсы – средства производства, которые являются результатом производства (средства и предметы труда);
– трудовые ресурсы – сотрудники в сфере социальной работы, имеющие специальное образование, квалификацию, мотивацию, ценности;
– финансовые ресурсы – денежные средства, выделяемые государством и обществом на сферу социальной работы для производства услуг и выплат. Социальная работа в основном финансируется из государственного бюджета и внебюджетных фондов, негосударственных источников (благотворительные фонды);
– информационные ресурсы – совокупность различной социальной информации, баз данных и возможности функционирования автоматизированного производства в социальной работе и управления им с помощью компьютерной техники.
3. Организационно-правовые основы социальной работы – нормативно-правовые документы страны, регулирующие социально-экономические отношения, организацию и деятельность в сфере социальной работы; устанавливающие нормы и гарантии для различных категорий граждан. В нормативно-правовых документах определены финансовое, имущественное, кадровое обеспечение и оплата труда работников учреждений социальной работы; полномочия субъектов в области ресурсного обеспечения деятельности, особенности бухгалтерского учета в социальных службах и др.
4. Ценностные основы социальной работы. Ценности – представления о правильных целях и принципах. Они воплощаются в целях государственной политики по предоставлению социальных благ населению.
Ценности, формирующие цели социальной работы государства:
– социальная справедливость;
– социальная защищенность;
– социальный мир;
– сохранение человеческого достоинства;
– гуманизация экономической и трудовой жизни.
2. Основные экономические категории социальной работы
Экономические категории – отражение совокупности производительных сил, труда и социально-экономических отношений общества.
Сложная совокупность факторов, процессов и результатов воспроизводства, ориентированных на удовлетворение многообразных и растущих потребностей людей, характеризует экономическую категорию «жизнеобеспечение населения».
Категория «жизнеобеспечение населения» характеризуется синтезом качественных и количественных характеристик, производительных сил общественного труда, социально-экономических отношений в условиях функционирования рыночной экономики. Человек застает уже сложившиеся объективные экономические условия, но в ходе своей деятельности он вносит в них изменения, меняется сам, накапливает социальный опыт. Интерес к категории «жизнеобеспечение населения» возник давно. В трудах экономистов появились термины «благо», «благосостояние», «богатство», «уровень жизни», «качество жизни».
Категория «общественное воспроизводство» предполагает приоритет материально-вещественного результата (прибыльности), и недостаточно ориентируется на многообразие потребностей человека. В настоящее время личность человека во всем многообразии потребностей должна стать целью системы общественного воспроизводства в каждой его фазе. В рыночной экономике возникает необходимость социально ориентировать расширенное воспроизводство на жизнеобеспечение населения.
Каждый человек по-своему решает социально-экономические проблемы собственного жизнеобеспечения. Главное в развитии жизнеобеспечения – улучшение условий труда и жизни людей, поэтапное достижение разумных потребностей в материальных и духовных благах, рост продолжительности жизни, производительное долголетие.
Сферы жизнеобеспечения населения: материальная, социальная, духовная, воспроизводство человека.
Два уровня жизнедеятельности личности и общества:
– уровень физического выживания – базовый (низовой) уровень благосостояния, соответствующий человеческому достоинству, должен быть обеспечен каждому гражданину страны в развитом социуме;
– уровень раскрытия творчески-созидательного потенциала, который возможен при обеспечении гарантий физического выживания каждому человеку. Процветание личности и социума возможно только на втором уровне.
Критерии оценки экономических условий жизнеобеспечения потребностей людей:
– социальный прожиточный минимум – комплекс непосредственных нужд в питании, одежде, жилище, сохранении и восстановлении здоровья человека и его семьи, отдыхе и досуге; образовании, развитии и совершенствовании личности. Социальный прожиточный минимум по стоимости значительно выше физиологического;
– условия труда, образования, жизни;
– доступность отдыха, воспроизводство человека.
Формирование системы социальной защиты невозможно без экономической основы. Экономика – материальный фундамент и ресурс для развития социальной сферы, которая определяет развитие экономики. От социальной сферы зависит формирование центральной производительной силы экономики – человека. Без развитой экономики не может быть развитой социальной сферы, но и без развитой социальной сферы не может существовать развитая экономика.
В условиях рыночной экономики формируется слой собственников, что способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. Это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Экономическая функция социальной работы – деятельность субъектов системы социальной защиты по формированию и рациональному распределению социально-экономических ресурсов, созданию условий, обеспечивающих жизнедеятельность личности и семьи.
Три субъекта в реализации экономической функции социальной работы:
– государство – создает нормативно-правовые условия для того, чтобы человек, работая, мог обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. Для поддержки слабых слоев населения создаются службы поддержки, правовые условия для благотворительной деятельности. Государство определяет категории поддерживаемых, гарантирует ресурсную основу помощи: финансовую, кадровую, материальную;
– общество (негосударственный, неправительственный, некоммерческий благотворительный сектор добровольной активности) – приобретает все более значимую роль в социальной работе. Общественные и благотворительные организации занимают свою нишу в поддержке беспризорных детей, реабилитации инвалидов, безнадежных больных и др.;
– человек – должен стремиться к реализации своих возможностей и самообеспечению. Экономически активное население должно обеспечивать свои потребности (зарабатывать деньги на еду, одежду, образование и развитие детей, отдых) и только в объективно сложных жизненных ситуациях обращаться за помощью в государственные и негосударственные социальные службы.
Категория «система социального партнерства» связана с формированием социального государства. Создается новый образ корпорации, морально ответственной перед людьми, которые в ней работают. Развивается корпоративная социальная защита в целях дополнительного пенсионного обеспечения и медицинского страхования, поддержки ЗОЖ своих сотрудников и их семей. Это способно освободить государство от некоторых социальных функций.
3. Принципы экономической деятельности в сфере социальной работы
При реализации социальной работы выполняется ряд правил и норм (принципов), соблюдение которых делает ее более эффективной.
Принципы экономики в сфере социальной работы – научно обоснованные, проверенные практикой правила формирования экономических фондов для поддержки социально слабых групп населения и объективные положения о формах и методах экономической деятельности социальных служб.
Общие принципы экономической деятельности в социальной работе: научность, объективность, историзм, гносеологический подход, гуманизм, законность, доступность, активизация и опора на собственные силы, толерантность.
Специфические принципы социальной работы:
1. Принцип социальной справедливости. Справедливость– совокупность норм, которые выступают как адекватная мера воздаяния за совершенные действия. Социальная справедливость – суждение о том, какое распределение благ между членами общества следует считать правильным (каждый человек должен иметь некоторый достойный уровень жизни, т. е. потреблять блага в размерах не ниже определенного уровня, признаваемого обществом в качестве достойного).
Два вида справедливости:
– коммуникативная справедливость – формальное равенство прав всех граждан независимо от их статуса и положения, предполагает применение одинаковых мер и условий ко всем членам общества;
– распределительная (социальная) справедливость – направлена на обеспечение реального экономического равенства и предполагает перераспределение благ между богатыми и бедными исходя из принципа «каждому по потребности».
Принцип социальной справедливости предполагает:
– равную возможность для доступа к собственности;
– преобразование человека из фактора производства в субъект труда;
– возможности для раскрытия своих способностей и самореализации;
– достойные условия труда и вознаграждения за него;
– доступность культурной сферы, образования, здравоохранения;
– обеспечение согласования интересов общества, коллектива и личности.
Когда государство не может обеспечить определенный уровень благосостояния всех слоев населения, то социальная справедливость обеспечивается тем, чтогосударство защищает интересы определенных социальных групп, увеличивает доходы малоимущих, развивает и поддерживает малый и средний бизнес, создает условия для индивидуальной трудовой деятельности и систему переквалификации безработных, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, устанавливает минимальный уровень различных выплат.
2. Принцип равноправия –предоставление каждому члену общества одинаковых возможностей реализовать себя. Равноправие не означает равенства. Люди равны в своих правах, но не равны в своих способностях, потребностях, стремлениях. С точки зрения правового равенства люди равны, свободны и независимы друг от друга в смысле равных возможностей по достижению и приобретению всего правовым способом и в правовых пределах. Осуществление принципа равноправия зависит от равных возможностей гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества.
3. Принцип верховенства социальной сферы по отношению к другим видам политической деятельности. Современное общество вовлечено в политическую деятельность и через выборы может оказать влияние на устойчивость политической власти. Большинство людей интересует реализация их социальных прав и достойный уровень жизни. Поскольку социальная работа затрагивает интересы всего общества, то любая власть, стремясь обеспечить свое долголетие, будет заботиться о решении социальных вопросов. Потому социальные задачи будут решаться в первую очередь по отношению к задачам других видов политической деятельности.
4. Целевой принцип – конкретная направленность социальной работы на непременную реализацию поставленных задач и достижение долговременных целей, отсутствие конъюнктурного и временного характера.
5. Принцип адекватности – соответствие социальной работы уровню развития общества, соотнесение предпринимаемых действий с требованиями текущего момента, возможностями финансирования.
6. Принцип солидарности – главную роль в социальной работе играет государство, выполняющее функцию перераспределения, создавая условия для всеобщей доступности социальной защиты, принуждающее часть общества обеспечивать свое будущее и компенсировать бедность другой части общества. Государство берет на себя функцию опосредующего звена солидарности, создавая механизм компенсации объективного неравенства.
7. Принцип адресности – не «распыление» средств социального бюджета по категориальному признаку (определенным группам населения), а оказание адресной помощи в значительном размере наиболее нуждающимся слоям по их заявлению.
8. Принцип конституционных гарантий и личных прав и свобод граждан – обеспечение конституционных прав людей (на жизнь, труд, отдых, образование, здравоохранение, собственность).
9. Принцип общественной целесообразности – контингент людей, поддерживаемых государством, должен быть строго ограничен теми, кто объективно (полностью или частично) лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту числа иждивенцев.
10. Принцип экономической эффективности – оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера их финансирования, которые должны соотноситься с макроэкономическими показателями: ВВП, доходами населения. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Данный принцип состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
11. Принцип приоритета государственных начал в социальной защите – государство выступает гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать это самостоятельно в силу объективных причин.
12. Принцип экономической самостоятельности местных органов власти – разграничение полномочий субъектов республиканского и местного уровней.
13. Принцип трудовой мотивации оплаты труда.
14. Принцип повышения качества жизни и возрастания потребностей.
Реализуют эти принципы социальные службы.
4. Методы экономической деятельности в сфере социальной работы
Методы экономической деятельности в сфере социальной работы – способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов. Экономические методы социальной работы побуждают личность к самореализации своих возможностей и самообеспечению, оказывают человеку, семье, группе конкретную социальную поддержку в трудной жизненной ситуации.
Экономические методы решения социальных задач:
– минимальные социально-экономические гарантии – предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, ставка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников;
– индексация доходов – пересчет и изменение денежных доходов населения (зарплат, пенсий, стипендий, пособий) с учетом динамики розничных цен;
– компенсация расходов – выплаты, призванные компенсировать возмещение потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсации выплачиваются в связи с ростом цен на потребительские товары, катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением детей, уходом за инвалидами, смертью;
– льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, районам;
– государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, жизненно необходимых товаров, субсидий.
Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.
Субсидия – безналичная оплата предоставленных гражданам социальных благ, имеющая целевое назначение.
5. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы
Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития.
Сообщество цивилизованных государств руководствуется Всеобщей декларацией прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.) и признает, что в круг прав человека, подлежащих уважению и соблюдению, входят и социально-экономические права, которые направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды, участие в социальной, экономической и культурной жизни. Государство гарантирует населению определенный уровень достойной жизни, исходя из своих экономических возможностей в данный период развития.
Билль о правах человека включает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в1966 г., вступил в силу в 1976 г.). К 1997 г. его ратифицировали 136 государств.
Развитие концепции экономических и социальных прав было более медленным, чем гражданских и политических. Сначала, в конце XIX – начале XX вв., внимание социальных реформистов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация наемных работников и нищета рабочего класса. Концепция коллективной ответственности за социальное зло приобрела форму трансфертных платежей в связи с развитием различных систем страхования.
Каждое государство конкретизирует международные документы, исходя из своих условий. Решающее значение имеет внутригосударственное законодательство.
Конституция Республики Беларусь (с изменениями 2022 г.) решает не только юридические, но и социально-экономические задачи.
Статья 21. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, пособие по безработице в соответствии с законом. Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов.
Статья 45. Гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств. Граждане заботятся о сохранении собственного здоровья. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Статья 47. Гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государством реализуется политика интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.
Статья 48. Каждый имеет право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Статья 49. Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить образование в государственных учреждениях образования.
Законы Республики Беларусь, регулирующие социальную сферу:
– «О социальном обслуживании» от 22.05.2000 № 395-З;
– «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»от 14.06.2007 № 239-З;
– «О правах инвалидов и их социальной интеграции» от 30.06.2022 № 183-З;
– «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11.11.1999 № 322-З;
– «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.06.2021
№ 118-З;
– «О профессиональном пенсионном страховании» от 05.01.2008 № 322-З;
– «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 № 7-З;
– «Об основах государственного социального страхования» от 31.01.1995 № 3563-XII;
– «О погребении и похоронном деле» от 12.11.2001 № 55-З;
– государственная программа «Социальная защита» на 2021–2025 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.12.2020 № 748.
Характеристика государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы
Цель программы – дальнейшее улучшение обеспечения социальной защиты населения, формирование доступной среды жизнедеятельности.
Программа включает две подпрограммы:
– социальное обслуживание и социальная поддержка;
– доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц.
Задачи программы:
– обеспечение социальными услугами граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– оказание социальной поддержки;
– обеспечение потребности граждан в услугах социальной реабилитации;
– обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и улично-дорожной сети, транспортных средств и транспортной инфраструктуры;
– обеспечение информационной доступности, формирование позитивного отношения в обществе к инвалидам.
Программа «Социальная защита» обеспечит:
– организацию различных форм жизнеустройства пожилых людей и инвалидов (дома совместного самостоятельного проживания, дома-зимовки);
– увеличение количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обустроенных элементами доступной среды;
– увеличение номеров в здравницах и гостиницах, оборудованных с учетом особых потребностей людей с инвалидностью;
– увеличение низкопольного пассажирского транспорта;
– приобретение вагонов, оборудованных специализированным купе для проезда инвалидов и вагонов с местами для проезда инвалидов;
– оборудование транспортных средств визуальными информационными системами (бегущая строка);
– обустройство пешеходных переходов, остановок (станций) (укладка тактильной плитки, понижение бордюра, установка информационных табло);
– установка для безопасного передвижения инвалидов светофорных объектов с синхронными звуковыми сигналами.