Реабилитационная компетентность матерей детей раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии
Аннотации
В статье рассматривается структура реабилитационной компетентности матерей, воспитывающих детей в возрасте от одного года до трех лет с отклонениями в развитии вследствие детского церебрального паралича и последствий раннего органического поражения ЦНС. Подробно анализируется содержание информационно-когнитивного компонента, включающего знания и представления матерей о процессе реабилитации и ее методическом обеспечении. Описываются результаты двух исследований: 1) анализ общения матерей в социальных сетях и поиска информации в сети интернет; 2) клиническая беседа с матерями детей раннего возраста в условиях Центра медицинской реабилитации. Установлено, что у матерей на знаемом уровне преобладает представление о нарушении ребенка как об особенности, а не как о его болезни, а на действенном уровне мотивирующими являются представления матери о нарушении развития у ребенка как о болезни. В представлениях матерей неврологическая патология является тяжелым заболеванием ребенка, которое лечится упорным трудом, требует длительного времени и участия матери. Суждения матерей о наиболее важных и полезных методах реабилитации ребенка обнаруживают понимание и принятие ими различных целей реабилитации.