ТИПОЛОГИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ КУЛЬТУР: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Abstract
Представлено теоретическое обоснование дифференциации представителей двух сосуществу-
ющих в настоящее время информационных культур: традиционной культуры печатного слова и форми-
рующейся культуры медиаобраза. В качестве основания для типологии предлагается использование двух
координат: выбор субъектом 1) культурного орудия (слово/образ) и 2) деятельности, задаваемой сде-
ланным выбором (чтение/просмотр). Методом идеальных типов определены представители разных ин-
формационных культур, обобщенно обозначаемые как «человек читающий» и «человек просматрива-
ющий». Описаны результаты эмпирического исследования распространенности обозначенных типов,
доказывающие явно выраженную тенденцию к доминированию представителей культуры медиаобраза
даже среди взрослых людей с высшим образованием, занятых в сферах интеллектуального труда.