Теоретические и методические аспекты использования кейс-технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов
Дата
2019Автор
Ковальчук, Татьяна Александровна
Вишняков, Ростислав Владимирович
Metadata
Показать полную информациюАннотации
В статье раскрываются некоторые аспекты научно-методического обеспечения применения кейс-технологии в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих педагогов: подходы к раскрытию дефиниций «кейс-технология», «кейс-метод», «кейс-стади» на основе анализа взглядов зарубежных и отечественных ученых, общие и отличительные особенности различных методов, составляющих кейс-технологию. Отмечается, что кейс-технологию составляет совокупность таких методов, как кейс-метод, кейс-стади, метод ситуационного анализа, метод инцидента, анализа деловых ситуаций и др. (авторы считают, что в качестве ключевых общих признаков для всех методов выступает «задача-ситуация», которая подвергается глубинному анализу с позиции либо установления проблемы, либо поиска или обоснования оптимальных или возможных вариантов ее решения, использование которых в образовательном процессе отвечает основным критериям технологичности – научно-обоснованный алгоритм (законосообразность), гарантированность результата. Особое внимание уделяется установлению различия между двумя наиболее распространенными методами – кейс-метод и кейс-стади. Особый интерес для образовательной практики может представлять анализ подходов к классификации кейсов (по целям использования, по количеству исходных данных и характеру работы с информацией, по видам анализа), определяющих особенности разработки и области их эффективного
использования. В статье обосновывается образовательный потенциал технологии, заключающийся в усилении практической направленности профессиональной подготовки будущих педагогов (за счет реализации контекстного обучения), в существенном повышении продуктивности педагогического процесса, которая обусловлена сущностными признаками кейсов и их возможностями в развитии профессиональных и универсальных компетенций. Один из важных аспектов научно-методического обеспечения кейс-технологии – особенности ее применения: характеристика содержания работы на каждом из этапов, место кейс-технологии в системе занятий.