Метапредметный модуль "Педагогическое проектирование" как инвариантный компонент содержания непрерывного педагогического образования
Аннотации
В статье на содержательно-технологическом уровне конкретизирована идея В. В. Серикова о метапредметной интеграции содержания высшего педагогического образования и структурировании образовательных стандартов на основе метапредметных модулей. Рассмотрен авторский вариант метапредметного модуля «Педагогическое проектирование», цель которого – создание условий для формирования у будущих педагогов опыта проектирования авторских педагогических систем на системной междисциплинарной и трансдисциплинарной основе. Педагогическое проектирование трактуется как творческо-инновационно-экспертная деятельность, технология развития педагогических систем, технология профессионально-личностного саморазвития педагога. В структуру модуля интегрирован блок теоретических дисциплин «Философия», «Психология», «Педагогика» и др. Этот блок разрабатывается командой преподавателей на основе принципов фундаментальности, междисциплинарности, трансдисциплинарности, мультикультурности, поликонцептуальности и комплементарности. Практико-ориентированный блок модуля основан на решении студентами вариативных педагогических задач «на рефлексию», «проектирование авторской концепции», «экспертизу качества методики», «проектирование диагностического инструментария и на диагностику», «целеполагание», «проектирование модулей», «осуществление микроисследования», «проектирование образовательных ситуаций», «прогнозирование качества». В структуру модуля предлагается включить «окна» мобильности и «окна» практик для экспериментальной апробации авторских педагогических проектов в различных контекстах. Предлагаемый подход может быть использован при проектировании матапредметных модулей в качестве методологического и методического ориентира.
Педагогическое проектирование – это творческо-инновационно-экспертная деятельность, которая является одним из видов профессиональной педагогической деятельности. Ее сущность состоит в разработке на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе педагогических новаций как инструментов развития педагогических систем с использованием гуманитарной экспертизы и экспериментальной апробации.