Особенности личности младших школьников как предикаторы успешности перехода в пятый класс
Аннотации
Статья посвящена проблеме прогнозирования успешности перехода младших школьников в пятый класс. Успешность перехода на новую ступень образовательной системы рассматривается в единстве объективных (учебная активность в условиях новой социальной ситуации развития, сопротивление требованиям новой социальной ситуации развития, благополучие взаимоотношений ребенка с одноклассниками) и субъективных (эмоциональное благополучие) аспектов. Описаны выявленные на основе эмпирического исследования особенности личности младших школьников (личностной составляющей субъектной позиции в учении, личностной и социальной рефлексии, самооценки), которые выступают как предикторами, так и факторами риска различных вариантов перехода учащихся в пятый класс. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты могут быть использованы для оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе подготовки и после перехода в пятый класс.