Особенности содержания обучения в педагогических техникумах Украины 20-х гг. XX в.
Аннотации
В статье анализируется учебный план педагогических техникумов Украины 20-х гг. ХХ в. на этапе получения ими официального статуса высшего профессионального учебного заведения. Выявлены дисциплины, которые изучались будущими педагогами, и обосновано их значение для подготовки учителей для первого концентра трудовой школы в указанный период. Аргументировано, что содержание, структура и наполняемость учебных планов педагогических техникумов предусматривали надлежащий уровень подготовки будущих педагогов. Установлено, что существенное внимание уделялось синтезу подходов различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) в определении закономерностей развития ребенка, выраженное в изучении курса «Педология» на протяжении трех лет обучения. Отмечена четкая краеведческая направленность содержания обучения, связь теории и практической подготовки. Определено, что при общем соблюдении всех структурных компонентов типового учебного плана в педагогических техникумах его практическая реализация сопровождалась отдельными трудностями и нарушениями установленных требований. Обосновано, что такая ситуация является следствием отсутствия в 20-е гг. ХХ в. четких и согласованных взглядов на содержание и задачи подготовки специалистов в педагогических техникумах. При этом отмечено определенное понимание необходимости децентрализации образования в этих учебных заведениях с учетом местных условий и потребностей. Целесообразной является актуализация потенциально положительного содержания обучения в 20-е гг. ХХ в. для нового его осмысления в современном украинском образовательном пространстве.