Тема 9. Глагол
План
1. Глагол как
часть речи.
Общая
характеристика
глагольных
форм.
2.
Лексико-грамматические
разряды
глаголов.
3. Две
формообразующие
основы
глагола. Распределение
глаголов по
морфологическим
классам.
4. Категория
вида глагола.
5. Категория
залога.
6. Категория
времени
глагола.
7.
Категория
наклонения.
Взаимосвязь
категорий
наклонения и
времени.
8.
Спряжение
глагола.
9. Категория
лица глагола.
Безличные
глаголы
10. Категории
рода и числа.
1.
Глагол
как часть
речи. Общая
характеристика
глагольных
форм
Глагол –
одна из самых
важных
частей речи,
поскольку
именно на
глаголе в
подавляющем большинстве
случаев
держится
фраза или предложение.
Глагол – это и
одна из самых
многочисленных
частей речи:
примерно 1/5
всех слов в
русском
языке – глаголы.
В
грамматиках
представлено
много различных
определений
глагола.
Определением,
действительно
отражающим
специфику
всех глагольных
форм,
является
следующее: глагол –
это класс
слов,
обозначающих
действие и
выражающих
его в
грамматических
категориях вида
и залога.
Значение
действия –
частеречное
значение глагола
как
лексико-грамматического
класса слов:
это может
быть
собственно
действие,
направленное
на объект (писать),
состояние (спать),
перемещение
в
пространстве
(бежать), проявление
и изменение
признака (темнеть),
выражение
отношения (зависеть)
и т. д.
В
современной
лингвистической
науке до сих
пор не
существует
единого
представления
об объеме
глагола как
части речи.
По-прежнему
по
сложившейся
традиции
говорят об «узком»
и «широком»
понимании
глагола. В
широком
понимании
глагол – это
личные формы,
инфинитив,
причастие,
деепричастие
(В. В.
Виноградов,
П. А. Леканта
и др.). Глагол в
узком
понимании –
это личные
формы,
инфинитив, тогда
как
причастие и
деепричастие
рассматриваются
как
самостоятельные
части речи
(В. В. Бабайцева,
Л. Д.
Чеснокова,
Е. И. Диброва
и др.). В
школьной
грамматике
представлена
первая точки
зрения.
Русские
глагольные
формы бывают
двух типов:
–
спрягаемые
(личные)
выражают
значения вида,
залога,
наклонения,
времени, лица
и числа;
–
неспрягаемые
(инфинитив).
Личная
форма
глагола –
это
глагольная
форма,
которая
обозначает действие
как процесс и
выражает
свое значение
в собственно
глагольных
грамматических
категориях
вида,
времени,
залога, наклонения,
времени, а
также в
категориях
лица, числа и
рода.
Основная
синтаксическая
функция
личной формы
глагола быть
сказуемым в
предложении.
Инфинитив –
это
неспрягаемая
начальная
(исходная)
форма
глагола,
называющая
действие, но
не указывающая
на
особенности
его
проявления,
выражающая
свое значение
в категориях
вида и залога
и способная выполнять
функции
любого члена
предложения.
Общие
признаки
спрягаемых и
неспрягаемых
глагольных
форм:
–
глагольная
основа – идти,
идут;
– залоговые
образования –
мыться,
моются –
средневозвратный
залог;
– видовые образования
– делать –
сделать,
делают –
сделают;
–
способность
управления
Вин. п. без
предлога – рубить
березу, рубят
березу;
–
способность
определяться
наречием – писать
быстро, пишу
быстро.
Наличие
ряда общих
признаков
характеризует
глагольные
формы как формы
одной части
речи.
Неопределенная
форма
(инфинитив)
входит в систему
глагольных
форм, хотя и
отличается
весьма
своеобразной
структурой.
Семантически
неопределенная
форма
аналогична именительному
падежу имени
существительного
со значением
действия. Синтаксическое
использование
неопределенной
формы в
современном
литературном
языке очень
широко: она
может
выступать в
роли главных
и
второстепенных
членов
предложения.
Неопределенная
форма
образуется
посредством
аффиксов -ть
или -ти.
Последний
выступает в
бесприставочных
глаголах
только под
ударением: идти,
везти, нести,
ползти,
расти, трясти.
Приставка вы-
перетягивает
на себя
ударение: вывезти,
вынести и
т. д. У
глаголов с
основой на
задненебные г,
к
неопределенная
форма
заканчивается
на -чь,
представляющее
результат
древнего
фонетического
изменения
группы
согласных кт
и гт и
редукции гласного
и, а затем
исчезновения
его (ср.: пек-ти
– печь, лег-ти –
лечь).
В подобных
инфинитивах
целесообразнее
выделять
нулевой
суффикс.
В
современном
русском
языке
неопределенная
форма
занимает
такое же
положение по отношению
к остальным
формам
глагола, какое
занимает
именительный
падеж
существительного
по отношению
к прочим его
падежам, т.е.
является
исходной
формой
глагола.
В русском
языке глагол
имеет самую
богатую
систему форм
(парадигму). В
состав глагольной
парадигмы
входят формы
лица, числа,
рода,
времени, наклонения,
вида и
залога,
причастия и
деепричастия.
Полная
парадигма
глагола
включает более
200 форм. Если
глагол
понимается
узко, то
соответственно
меньше форм
образует его
полную
парадигму
(без
причастий и деепричастий)
– примерно 130–140
форм.
Если
рассматривать
глагольную
парадигму
широко, то в
ней можно
выделить 3
отдельных
парадигмы:
1)
суженная
(только формы
изъявительного
наклонения);
2)
расширенная
(формы всех
трех
наклонений);
3)
комплексная
(полная) –
спрягаемые и
неспрягаемые
формы.
Состав
парадигмы
зависит от
вида глагола.
Так,
глаголы совершенного
вида лишены
форм
настоящего
времени, а
глаголы несовершенного
вида имеют
полную
парадигму.
Глаголы
могут иметь
неполные и
изобилующие
парадигмы.
Неполную
парадигму
имеют
глаголы, в
которых отсутствует
какая-либо
форма,
например
форма 1 лица
ед. ч., как у
глаголов
чудить,
ощутить, победить;
у глаголов
столпиться,
сгруппироваться,
разойтись
нет форм
ед. ч. Избыточную
парадигму
имеют
глаголы, у
которых функционируют
параллельные
формы,
например: брызжет
– брызгает,
движется –
двигается, капает
– каплет,
щипает –
щиплет,
мучусь –
мучаюсь и др.
Соотношение
форм глагола
и
морфологических
категорий
можно
представить
в следующей
таблице:
Формы глагола |
вид |
залог |
накл. |
время |
лицо |
число |
род |
падеж |
Личные (спрягаемые) |
+ |
+ |
+ |
+ (изъяв.н.) |
+ (наст.,
буд. вр., повел.
накл.) |
+ |
+ (прош. вр.,
сослаг. н. в ед.ч.) |
- |
инфинитив |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
причастие |
+ |
+ |
- |
+ (наст.
– прош.вр.) |
- |
+ |
+ (в ед.ч.) |
+ |
деепричастие |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Особое
положение в
системе
глагольных
форм
занимают
«усеченные
глаголы»
(называемые
также
глагольными
междометиями,
что не совсем
точно, так
как они не
выражают
чувств и
эмоций): прыг,
скок, толк,
стук, бах и
под. Они не
имеют
практически
никаких глагольных
показателей
(наклонения,
времени, лица
и др.), однако в
разговорной
речи часть их
используется
для передачи
внезапного, мгновенного
действия,
имевшего
место в прошлом.
Очевидна
синтаксическая
разнородность
глагольных
форм: личные
формы всегда
выступают в
функции
сказуемого,
причастия,
как и
прилагательные,
выполняют
роль определения
и сказуемого,
деепричастие
– роль обстоятельства,
инфинитив
может быть
любым членом
предложения: Деревья
радостно трепещут
(сказ.),
купаясь в
небе голубом (обст.) (Ф. Тютчев).
Признано и установлено
(сказ.), что
искусство
слова родилось
(сказ.) в
глубокой
древноcти из
процессов
труда людей (М. Горький).
Находить (подлеж.) приметы
или самим создавать
(сказ.) их –
очень
увлекательное
занятие. Перед
отъездом он
пришёл без
зова в избу
Насти поблагодарить
(обст.) её
за заботу и
принёс
подарки. В семействе
был обычай давать
(опр.) шутливые
прозвища (В. Г. Короленко). Нам
велели молчать
(доп.).
Рассматривая
деривационные
признаки глагола
как части
речи, отметим
наиболее
продуктивные
способы
словообразования:
префиксальный:
зашуметь – шуметь;
постфиксальный:
стучаться – стучать;
суффиксальный:
слесарничать
– слесарный;
префиксально-суффиксальный:
прихрамывать
– хромать; суффиксально-постфиксальный:
скупиться
– скупой;
префиксально-постфиксальный:
вслушаться
– слушать.
2.
Лексико-грамматические
разряды
глаголов
Глагольные
формы могут
быть
охарактеризованы
по следующим
лексико-грамматическим
разрядам:
–
полнознаменательные/
неполнознаменательные;
–
возвратные/невозвратные;
–
переходные
/непереходные;
–
разряд
способов
глагольного
действия.
2.1
Полнознаменательные
и
неполнознаменательные
глаголы. Их
противопоставляют
по принципу
возможности/невозможности
выполнять
роль самостоятельного
члена
предложения.
Неполнознаменательные
(вспомогательные)
глаголы –
являются
выразителями
грамматического
значения, но
быть
самостоятельным
членом
предложения
не могут – они
требуют семантического
распространителя.
К ним относятся:
–
глаголы-связки:
входят в
состав
составного
именного
сказуемого: быть,
стать,
становиться,
являться,
делаться,
казаться,
считаться,
называться
и др.;
–
модальные: мочь,
желать,
хотеть,
решить,
решиться.
стремиться;
–
фазисные: начать,
продолжать,
продолжить,
заканчивать и
др.;
Семантические
группы
полнознаменательных
глаголов:
– глаголы,
обозначающие
физическое
действие: строить,
крошить,
мыть, резать
и др.;
–
глаголы,
обозначающие
состояние: печалиться,
плакать,
веселиться;
– глаголы,
обозначающие
перемещение
в пространстве:
добраться,
идти,
приехать;
– глаголы,
обозначающие
проявление и
изменение
признака: худеть,
лысеть
краснеть;
– глаголы,
обозначающие
восприятие: видеть,
ощущать,
слушать;
– глаголы,
обозначающие
особенности
речи: сказать,
шептать,
мяукать,
тараторить;
– глаголы,
обозначающие
взаимоотношения
людей: видеть,
уважать,
заботиться,
беспокоиться
и т. д.
2.2
Возвратные
глаголы –
это
лексико-грамматический
разряд непереходных
глаголов с
постфиксом
-ся/-сь. Большинство
таких
глаголов
образовано
от соответствующих
невозвратных
глаголов.
Возвратные
глаголы могут
иметь
несколько
разновидностей:
–
собственно-возвратные
глаголы
выражают действие,
субъект и
прямой
объект
которого
являются
одним и тем
же лицом: [Дочки]
надушатся да
припомадятся,
что куклы
нарядятся.
Аффикс -ся в
этих
глаголах
имеет
значение
«себя».
–
взаимно-возвратные
глаголы
обозначают действие
нескольких
лиц, из
которых
каждое лицо
одновременно
является и
субъектом и объектом
обозначенного
действия.
Аффикс -ся у
таких
глаголов
имеет
значение
«друг друга»: И
новые друзья
ну
обниматься,
ну целоваться.
–
общевозвратные
глаголы
выражают
внутреннее
состояние
субъекта,
замкнутое в
самом
субъекте, или
изменение в
состоянии,
положении,
движении
субъекта.
Такие
глаголы допускают
присоединение
слов «самому»,
«сам» – огорчаться,
передвигаться
(самому);
огорчался,
передвигался
(сам): Попадья
Балдой не нахвалится,
поповна о
Балде лишь и
печалится.
–
косвенно-возвратные
глаголы
обозначают действие,
совершаемое
субъектом в
своих интересах,
для себя: Он
был парень
аккуратный.
Всем запасся
в путь
обратный.
–
безобъектно-возвратные
глаголы
обозначают
действие вне
отношения к
объекту, замкнутое
в субъекте
как
постоянное
его свойство:
Уж жжется
солнышко.
Мать штопала
тулупчик, но
он все рвался
и рвался.
2.3 Переходные
и непереходные
глаголы
различаются
по значению.
Основой
такого различения
является
отношение к
объекту действия,
выраженного
глаголом. К
переходным
относятся
глаголы со
значением
действия,
направленного
на предмет,
изменяющего или
производящего
этот предмет
– объект
действия: читать
книгу,
расширить
рукав, сшить
костюм.
К
непереходным
относятся
глаголы,
обозначающие
движение и
положение в
пространстве,
физическое и
нравственное
состояние, например:
лететь,
болеть,
стоять,
страдать.
С
лексическим
значением
переходных и
непереходных
глаголов
связано их
синтаксическое
различие:
переходные
глаголы сочетаются
с
обозначением
объекта в
винительном
падеже без
предлога, а
непереходные
глаголы
требуют
дополнения
только в косвенных
падежах без
предлога или
с предлогами;
ср.: любить
(кого? что?) –
переходный
глагол, помогать
(кому? чему?) –
непереходный
глагол.
При
переходных
глаголах
объект
действия может
быть выражен
родительным
падежом в двух
случаях:
– для
обозначения
части
объекта: выпить
воды, купить
хлеба;
– при наличии
отрицания
при глаголе: не
читал газет,
не получал
зарплаты, не
имеет права.
Обычно
переходные и
непереходные
глаголы не
имеют своих
особых
морфологических
признаков.
Однако
некоторые
типы
словообразования
глаголов
являются
показателями
переходности
и непереходности
глагола. Так,
к
непереходным
относятся
все глаголы с
аффиксом -ся
(ср.: убедить –
убедиться), а
также
отыменные
глаголы с
суффиксом -е-
и -нича-(-ича-): обессилеть,
плешиветь,
кустарничать,
жадничать,
привередничать
и т.п.
К переходным
принадлежат глаголы,
образованные
от
прилагательных
суффиксом -и-: чернить,
озеленить и
т.п. В
отдельных
случаях
присоединение
приставок к
непереходным
бесприставочным
глаголам
обращает их в
переходные;
ср.: вредить
(кому? чему?),
обезвредить
(кого? что?).
В зависимости
от
лексического
значения
один и тот же
глагол может
выступать
как
переходный и
непереходный:
Редактор
правит
рукопись –
Миром правит
сам человек.
При
непереходных
глаголах
возможен
винительный
падеж без
предлога, но
исключительно
со значением
пространства
или времени: Войска
идут день и
ночь.
3. Две
формообразующие
основы
глагола. Распределение
глаголов по
морфологическим
классам
По
образованию
глагольные
формы
распадаются
на две группы
в
зависимости
от образующей
основы.
Последняя
может
выступать в
двух
вариантах:
как основа
неопределенной
формы и как основа
настоящего/будущего
простого времени.
Основа
неопределенной
формы
выделяется путем
устранения
аффиксов -ть
(-ти): собира-ть,
виде-ть.
Основа
настоящего
(или будущего
простого) выделяется
из формы
третьего
лица мн. ч.
настоящего
или будущего
простого
времени: пиш-ут,
напиш-ут.
От основы
неопределенной
формы
образуются:
прошедшее
время
сослагательное
наклонение.
От основы
настоящего
времени
образуются формы
настоящего
или будущего
простого времени,
повелительного
наклонения: называj-ут
(называют),
называй.
Основы
неопределенной
формы и
настоящего
времени, как
правило,
различаются
аффиксами
или звуковым
составом: чита-ть
– читаj-ут
(читают),
зва-ть – зов-ут.
Соотношение
основы
неопределенной
формы и
основы
настоящего
времени
определяет деление
глаголов на
классы.
Классы
глаголов,
характеризующиеся
соотношением
данных основ,
которое
свойственно
и вновь
образуемым
глаголам,
называются
продуктивными.
Например,
таковы
глаголы типа садятся
– садиться (ср.
приземлиться,
прилуниться).
Те же
глаголы, по
образцу
которых
новые глаголы
не создаются,
принадлежат
к непродуктивным
классам. Это,
в частности,
такие глаголы,
как колют –
колоть, полют
– полоть и др.
Продуктивные
глагольные
классы:
1-й класс
объединяет
глаголы с
основой
неопределенной
формы на -а(ть)
и с основой
настоящего
времени на -aj (а//аj):
читать –
читаj-ут
(читают).
2-й класс –
глаголы с
основой
неопределенной
формы на -е(ть)
и с основой
настоящего
времени на -ej
(е//еj): жале-тъ –
жалеj-ут (жалеют).
3-й класс –
глаголы с
основой
неопределенной
формы на -ова
(-ева) (ть) и с
основой
настоящего времени
на -yj (-ова (-ева)// -yj): советовать
– советуj-ут
(советуют),
горева-ть – горюj-ут
(горюют).
4-й класс –
глаголы с
основой
неопределенной
формы на
-ну(ть) и с
основой
настоящего
(будущего простого)
времени на -н-
(-ну//-н-): прыгнуть –
прыгнут.
5-й класс –
глаголы с
основой
неопределенной
формы на -и(ть)
и с основой
настоящего
времени на
мягкий
согласный (-и-//t’): мо-ли-ть
– мол-ят.
Непродуктивные
глагольные
классы
обычно
объединяют
небольшое
количество
глаголов.
Классифицировать
непродуктивные
глаголы
очень трудно
ввиду
наличия
очень мелких,
сугубо специфических
особенностей
у весьма
небольших
групп
глаголов, а
нередко даже
просто у отдельных
глаголов (к
ним
относятся,
например,
слова есть,
ехать). Число
непродуктивных
глагольных
классов
постепенно
сокращается,
поскольку
они подвергаются
воздействию
со стороны
продуктивных
глассов
(например,
сегодня
широко
употребляются
формы мяукают
вместо мяучут,
мурлыкают
вместо мурлычут,
полоскают
вместо полощут,
махают
вместо машут
– по аналогии
с глаголами
1-го
продуктивного
класса).
4. Категория
вида глагола
Глагольный
вид – одна из
наиболее
сложных категорий
грамматики,
которая
изучается особой
отраслью лингвистической
науки –
аспектологией
(от лат. aspectus – вид).
В основу
современной
классификации
видов
положено
значение
«внутреннего
предела». Категория
вида
считается
присущей
всем формам
глагола.
Глаголы решал
и решил
обозначают
одно и то же
действие, но
различаются
грамматически.
Глагол решил
является
глаголом
совершенного
вида; он
обозначает
действие,
которое
достигло внутреннего
предела.
Поскольку в
этом глаголе
грамматически
выражено
указание на предел
действия,
действие
решил
мыслится как
ограниченное
в своем
течении.
Глагол решал
является
глаголом
несовершенного
вида, он не
содержит
указания на
внутренний
предел,
границу
действия, на
его
законченность.
Следовательно,
категория
вида
выражает отношение
действия,
обозначенного
глаголом, к
внутреннему пределу
действия.
Несовершенный
вид
обозначает
действие в его
течении, без
указания на
предел,
границу
действия (стонал,
старел и т.п.).
Совершенный
вид
обозначает
ограниченное
пределом
действие в
какой-либо
момент его
осуществления:
зашумел
(начал шуметь),
пошумел
(шумел
некоторое
время);
отшумел (завершенность
действия).
4.1 Способы
видообразования
Образование
глаголов
одного вида
от глаголов
другого вида
с
использованием
словообразовательных
средств
называется
видообразованием.
Видообразование
в русском
языке
представлено
двумя
процессами:
перфективацией
и
имперфективацией.
Перфективация
– это
образование
глаголов совершенного
вида (часто
называемых
перфективными
глаголами) от
глаголов
несовершенного
вида.
Средствами
перфективации
являются:
1) прибавление
к
непроизводным
глаголам
несовершенного
вида
префиксов (делать
→ сделать,
доделать,
переделать;
знать →
узнать,
вызнать);
иногда
префиксация
сопровождается
одновременным
прибавлением
постфикса -ся
(знать →
разг. дознаться)
или же
суффикса -и- (сажать
→ посадить;
ронять →
уронить);
2)
использование
суффикса
-ну-/-н- (толкать
→ толкнуть;
прыгать →
прыгнуть;
колоть →кольнуть).
В
результате
перфективации,
если производящий
и
производный
глаголы
тождественны
по
лексическому
значению (что
наблюдается
далеко не
всегда; ср.: прыгать
→ попрыгать,
запрыгать,
упрыгать),
может
образоваться
видовая пара
(делать –
сделать;
прыгать –
прыгнуть).
Имперфективация
– это
образование
глаголов
несовершенного
вида
(называемых
нередко
имперфективными
глаголами) от
глаголов
совершенного
вида с
помощью
суффиксов:
-ыва-/-ива- (отпороть
→ отпарывать;
раскачать →
раскачивать),
-а- (решить →
решать;
влезть →
влезать), -ва- (запеть
→ запевать;
открыть →
открывать).
Префиксация
при
имперфективации
не используется.
Дополнительными
формальными
средствами
имперфективации
являются
чередования (удешевить
→ удешевлять;
расколоть →
раскалывать)
и мена
ударения (разрезать
→ разрезать).
В результате
имперфективации
всегда образуются
видовые пары.
Одним из
центральных
понятии
аспектологии
является
понятие
видовой
корреляции
(пары).
Видовой парой
мы будем
называть
пару двух
противопоставленных
глаголов,
тождественных
по лексическому
значению и
различающихся
лишь
грамматическим
значением
совершенного/
несовершенного
вида: рисовать
– нарисовать;
решать –
решить, получать
– получить,
сажать –
посадить,
ловить –
поймать,
брать – взять.
При
образовании
глаголов
одного вида
от другого
посредством
приставок
возможны два
результата:
а)
присоединение
приставки к
глаголу несовершенного
вида вносит в
значение глагола
присущее
приставке
значение,
вследствие
чего
лексическое
значение
исходного
глагола
меняется и
образованный
глагол
совершенного
вида не
соответствует
по значению
бесприставочному
глаголу (ср.: лететь
– перелететь,
взлететь и
т.п.);
б)
присоединение
приставки,
создавая
значение
совершенного
вида у
исходного
глагола, не
изменяет лексическое
значение,
глаголы
различаются только
по виду и
составляют
соотносительные
видовые пары
(ср.: слепнуть –
ослепнуть,
обедать –
пообедать и
т.п.).
4.2
Одновидовые
и двувидовые
глаголы
В русском
языке
выделяются
глаголы,
которые не
могут
вступать в
видовые пары.
Такие глаголы
принято
называть
одновидовыми.
К глаголам
непарным
несовершенного
вида (imperfektiva tantum)
относятся:
–
бесприставочные
глаголы с
суффиксом -ыва-
(-ива-) со
значением
многократности.
В современном
литературном
языке такие
глаголы
употребляются
исключительно
в форме прошедшего
времени со
значением
давности действия:
говаривал,
сиживал,
видывал и т.п.;
–
приставочные
глаголы
(книжного
характера) с
суффиксами
-ыва-
(-ива-),
-а, -е, -и со
значением
процесса, не
ограниченного
достижением
результата: заискивать,
сожалеть и
др.;
– глаголы с
приставкой
по- и
суффиксом
-ыва-(-ива-) со
значением
кратного,
прерывистого
действия: покашливать,
поглядывать
и др.;
– с
приставками
под-, при- и
суффиксами
-ыва- (-ива-), -ва-
со значением
сопровождающего
действия: подсвистывать,
подсевать,
приговаривать
и др.;
– с
приставкой
пере- и
аффиксом -ся
со значением
длительности
и взаимности
действия: перекликаться,
перестреливаться
и др.
К глаголам
непарным
совершенного
вида (perfektiva tantum)
относятся:
– глаголы с
приставкой
по-,
обозначающие
ограничение
действия во
времени: полежать,
посидеть,
помечтать и
др., а также с
несколькими
приставками пораздумать,
попридержать
и др.,
принадлежащие
к
разговорному
стилю;
– глаголы с
приставками
за- и по- со
значением
начала
действия: зашагать,
загреметь,
побежать,
полить и др.;
– глаголы с
приставками
пере-, от-, до- со
значением
завершенности,
результативности
действия: отшуметь,
допроситься,
перепортить
и др.;
– глаголы с
суффиксом
-ну- со
значением
интенсивного
начала
действия: хлынуть,
грянуть и др.
– некоторые
глаголы с
суффиксом -и-: понадобиться,
очутиться.
Глаголы,
совмещающие
значения
совершенного
и
несовершенного
вида,
являются
двувидовыми,
но в условиях
того или
иного
контекста
могут
выступать со
значением,
свойственным
одному виду.
Это глаголы с
суффиксами
-ова(ть),
-ирова(ть): организовать,
телефонировать
и т.п.; это
также
некоторые
глаголы с
суффиксами
-а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать,
венчать,
женить,
казнить,
молвить, ранить,
велеть.
Например: Своими
колкостями
ты каждый
день ранишь меня
(несов.в.). Если
не
перестанешь
грубить, ты
ранишь меня
смертельно
(сов .в.).
4.3 Способы
глагольного
действия
С
грамматической
категорией
вида
взаимодействуют
лексико-грамматические
разряды
способов
глагольного
действия, т.е.
те значения,
которые связаны
с процессом
действия
(какой-либо
момент его
осуществления,
интенсивность
проявления,
внутренняя
расчлененность
и др.).
Основные
значения,
связанные с
выражением
способа глагольного
действия:
– значение
начинательности
у глаголов
совершенного
вида,
образованных
при помощи приставок
воз-, вз-, за-, по-,
например: возгореться,
воспылать,
взмахнуть,
вскрикнуть,
зашагать,
загреметь, побежать,
подуть;
– значение
ограничения
действия во
времени, в
полноте
проявления у
глаголов
совершенного
вида,
образованных
с приставкой
по– или
несколькими
приставками,
например: полежать,
помечтать,
посидеть,
попридержать,
пораздумать;
– значение
результативности
(законченности
действия,
завершенности
процесса) у
глаголов
совершенного
вида,
образованных
с
приставками
про-, от-, у-, из-,
например: проспать,
отлежать
(руку),
отгрузить,
умаяться,
измокнуть,
исписать;
– значение
распределительное
(дистрибутивное)
у глаголов
совершенного
вида с приставками
пере-, по- и
несколькими
приставками, например:
перебелить,
перемыть,
покусать,
позакрывать;
– значение
интенсивности
начала
действия у
глаголов
совершенного
вида,
образованных
при помощи
суффикса -ну-,
например: грянуть,
хлынуть;
– значение
прерывистости
действия у
глаголов
несовершенного
вида с
приставкой
по- и суффиксом
-ив(а)-,
например: побаливать,
покашливать,
постукивать;
– значение
сопроводительное
у глаголов несовершенного
вида,
образованных
при помощи
приставок
при-, под- и
суффиксов
-ив(а)-, -ыв(а)-, например:
приговаривать,
притаптывать,
подмигивать,
подпрыгивать.
5. Категория
залога
Разные
грамматисты
по-разному
понимали и понимают
до
настоящего
времени
объем и грамматическое
содержание
категории
залога; одни
видели в
залоге лишь
отражение
отношений
действия к
объекту,
другие включали
в круг
залоговых
значений,
сверх объектных
отношений, и
разные
отношения действия
к субъекту,
третьи
стремились
ограничить
понятие
залога
выражением
отношения к
субъекту.
Традиционное
учение о
залогах,
ведущее начало
от шести
залогов М.В.
Ломоносова,
сохраняется
до начала XIX в. и
завершается
работами Ф.И.
Буслаева, у
которого эта
теория получает
наиболее
глубокую
разработку.
5.1 Бинарная
теория
залога
Категория залога
состоит из
двух
противопоставленных
грамматических
форм и их
значений,
актуализирующих
в речи
субъектно-объектные
связи
действия.
Согласно
этой теории
все глаголы
имеют залог.
В русском
языке
категория
залога
представлена
действительным
и
страдательным
значениями
залога.
Действительный
залог
актуализирует
в
высказывании
субъект действия,
причем
действие
может быть
объектным и
безобъектным.
Субъект
действия в действительном
залоге
выражается
именительным
падежом,
косвенными
падежами,
личными
формами глагола
или может
быть
представлен
устраненным: он
читает, ему
не читается,
говорят, что
он приехал;
морозит.
Страдательный
залог,
напротив,
актуализирует
в
высказывании
объект,
которому
приписывается
произвольное
предельно-результативное
действие
субъекта, что
делает
объект
носителем не
действия, а того
состояния
или
результата,
который вызывается
действием
субъекта.
Субъект действия
в
страдательном
залоге
выражается лично-залоговой
формой
глагола при
поддержке
контекста и
лексического
значения глагола
и носит
неопределенный
характер,
который может
факультативно
уточняться
формой творительного
падежа и
другими
формами.
Актуализированный
объект
выражается,
как правило,
именительным
падежом: На
нашей улице
строится
высотный дом.
Таким
образом,
соотносительные
предложения
со
страдательным
залогом и действительным
залогом
обозначают
одну и ту же
предметную
ситуацию,
состоящую из
субъекта, его
действия и
объекта, на
который направлено
действие
субъекта, но
интерпретируют
ее с
противоположных
точек зрения
– с точки зрения
носителя
объектного
действия (действительный
залог) или
объекта как
носителя
воздействующего
действия
(страдательный
залог).
5.2
Трехчленная
теория
залога
Согласно
теории трех
залогов
грамматической
категорией
залога
называется
глагольная
категория,
которая
выражает
отношение
действия к субъекту
(производителю
действия) и
объекту действия
(предмету,
над которым
действие производится).
Например: 1) Генерал
резко
остановил
машину возле
своей
палатки.
Глагол остановил
обладает
формой
залога,
которая выражает
отношение
действия
(остановил) к
субъекту
(генерал) и
объекту
действия
(машину),
охватываемому
действием в
полном
объеме; 2) ...Небольшая
телега,
запряженная
тройкой измученных
лошадей,
остановилась
перед крыльцом.
Залоговая
форма
глагола остановилась
обозначает
действие,
замыкающееся
в самом
субъекте
(телега), не
переходящее
на объект.
Различие
глагольных
форм остановил
и остановилась
в
приведенных
предложениях
есть различие
залоговое.
Грамматические
средства
выражения
залоговых
значений
могут быть морфологическими
и
синтаксическими.
Морфологическими
средствами
при
образовании
залогов
служит
аффикс -ся,
присоединяемый
к глаголу: радовать –
радоваться.
Синтаксическими
средствами
выражения залоговых
значений
являются:
–
синтаксическое
различие в
выражении
субъекта и
объекта
действия (ср.: Волны
размывают
берег. – Берег
размывается
волнами);
– наличие
объекта
действия и
полное
отсутствие
его (ср.: Дождь
повышает
урожай. –
Дождь
начинается);
– различие
форм и
значения
существительных,
управляемых
глаголом (ср.: Договор
заключается
бригадиром. –
Договор заключается
с бригадиром).
Основные
залоги
трехчленной
теории – это действительный,
средне-возвратный
и страдательный
залоги.
Действительный
залог имеют
глаголы переходные,
обозначающие
действие,
производимое
субъектом и
активно
направленное
на объект.
Действительный
залог имеет
синтаксическую
характеристику:
субъект
действия
является
подлежащим, а
объект –
дополнением
в
винительном
падеже без
предлога: Мир
победит
войну.
Страдательный
залог по
значению соотносится
с
действительным
залогом, но
имеет свою
морфологическую
и
синтаксическую
характеристику.
Страдательный
залог выражается
присоединением
к глаголам
действительного
залога
аффикса -ся
(ср.: Рабочие
строят дома. –
Дома
строятся
рабочими).
Сопоставление
конструкции Завод
выполняет
план
(действительная
конструкция)
и План
выполняется
заводом
(страдательная
конструкция)
показывает, что
в
действительной
конструкции
(с переходным
глаголом)
субъект
действия
выражен подлежащим,
а объект –
дополнением
в винительном
падеже, а в
страдательной
(с возвратным
глаголом)
подлежащим
становится
объект, а
бывший
субъект
оказывается
дополнением
в
творительном
падеже. Таким
образом, страдательный
залог
представляет
действие как
пассивно
направленное
от объекта к
субъекту.
Важнейшим
грамматическим
показателем
страдательного
залога
является
творительный
падеж
существительного
со значением
деятеля,
реального
субъекта
действия. Отсутствие
такого
творительного
падежа сближает
страдательное
значение
глагола со
средневозвратным,
особенно в
том случае,
когда
подлежащим
является
название
лица (ср.: Лыжники
отправляются
в поход;
Письма отправляются
по почте;
Посылки
отправляются
экспедитором).
Средневозвратный
залог имеют
глаголы, образованные
от
переходных
глаголов
(действительного
залога)
посредством
аффикса -ся.
Они выражают
действие
субъекта, не
переходящее
на прямой
объект, а как
бы
возвращающееся
к самому
субъекту,
сосредоточенное
в нем; ср.: возвращать
книгу и
возвращаться
(самому), сосредоточить
внимание и
сосредоточиться
(самому).
Согласно
этой теории
залога не все
глаголы
имеют
залоговое
значение.
Так, вне
залога
остаются
следующие
глаголы:
–
невозвратные
непереходные
(спать,
краснеть);
– глаголы,
которые без
-ся не
употребляются
(надеяться);
– возвратные
глаголы,
образованные
от
непереходных
(плакаться);
– глаголы,
имеющие
безличное
значение.
В
зависимости
от
лексического
значения основ
и характера
синтаксических
связей глаголы
средневозвратного
залога могут
выражать
оттенки
значения,
по-разному
характеризующие
отношение
между
субъектом и
объектом
действия (см.
лексико-грамматический
разряд
«возвратность/невозвратность»).
6. Категория
времени глагола
В
традиционном
понимании
категория
времени
выражает
отношение
времени
действия глагола
к моменту
речи или к
другому
действию. Значение
категории
времени
передается тремя
грамматическими
значениями:
настоящего
времени,
прошедшего
времени,
будущего
времени.
Настоящее
время
показывает,
что действие,
выраженное
глаголом,
совпадает с
моментом
речи: Кто это
там
вышагивает? –
действие происходит
в то время,
когда
говорящий
спрашивает
об этом.
Прошедшее
время
обозначает
действие, предшествовавшее
моменту речи:
Много я
часов бежал… –
форма
глагола
бежал
выражает
действие, которое
производилось
говорящим до
того, как
началась
речь об этом.
Будущее
время
выражает
действие,
которое совершится
после
момента речи:
Мне
казалось, что
все у него
получится.
Категория
времени
глагола
тесно
связана с
категорией
наклонения:
только
глаголы изъявительного
наклонения,
являясь
выразителями
реального
действия,
способны
выражать
временные
значения.
Глаголы
повелительного
и сослагательного
наклонений,
являясь
выразителями
нереального
действия, не
способны к
образованию
временных
форм.
Категория
времени
тесно
связана и с
категорией
вида глагола.
Так, глаголы
несовершенного
вида имеют
полную
временную
парадигму,
т.е. способны
выражать три
формы
времени:
настоящее,
прошедшее и
будущее.
Например,
читать
(несовершенный
вид): настоящее
время – читаю;
прошедшее
время – читал;
будущее
время – буду
читать.
Глаголы совершенного
вида имеют
неполную
временную
парадигму:
прошедшее
время и
будущее время.
Формы
настоящего
времени у них
отсутствуют.
Например,
прочитать
(совершенный
вид):
прошедшее
время – прочитал;
будущее
время – прочитаю.
Абсолютным
считается
такое употребление
времен, при
котором
время
действия ориентируется
на момент
речи
говорящего, например:
– Он
торопится. При
относительном
употреблении
временной
формы время
действия
определяется
с точки
зрения
времени
другого
действия или
какого-либо
момента,
помимо момента
речи,
например:
Учительница
видела, что
он торопится.
Волны
хлестали в
борт лодки –
вот-вот
опрокинут. Различие
между
абсолютным и
относительным
временным
значением
проявляется
лишь в
конкретном
высказывании.
В
морфологической
же системе
русского языка
вне
контекста
нет ни
абсолютного,
ни относительного
временного
значения.
6.1 Настоящее
время
Основное
значение,
которое
передается
формами
глаголов
настоящего
времени, – это
называние
действия,
совпадающего
с моментом
речи –
настоящее
актуальное.
Настоящему
актуальному
противопоставляется
настоящее
неактуальное,
которое не
содержит
указания на
отнесенность
действия к
моменту речи.
Настоящее
неактуальное
представлено
несколькими
разновидностями:
– настоящее
постоянное
указывает на
наличие
действий или
отношений, не
связанных с
временными
ограничениями:
Глаголы
спрягаются, а
существительные
склоняются.
Ангара
впадает в
Енисей.
Поселок стоит
на самом
берегу реки.
Река течет
широко и
медленно.
– настоящее
абстрактное
служит для
обозначения
типичного,
обычного,
повторяющегося
действия: Когда
нет
настоящей
жизни, то
обычно живут миражами.
Малыши часто
капризничают.
– настоящее
расширенное
называет
действие,
которое
связано не
только с
планом
настоящего,
но и с
планами прошедшего
и будущего: Во
время
обучения на
третьем
курсе
студенты
пишут
курсовые работы.
Одолжи свою
машину: мою
ремонтируют.
– настоящее
изобразительное
используется
в
художественных
описаниях и
не связано с
моментом
речи в
обычном понимании,
приобретая
вневременное
звучание: Гляжу,
как безумный
на черную
шаль…
– настоящее
комментирующее
употребляется
в
сценических
ремарках и иных
пояснениях,
причем
выражается
одновременность
действия не с
моментом
речи, а со временем
существования
описываемой
ситуации: Молчание.
Подколёсин
опять
начинает
барабанить
пальцами,
наконец
берётся за
шляпу и раскланивается
(ремарка к
пьесе
«Женитьба»).
В качестве
показателей
грамматического
значения
настоящего
времени используются
личные
окончания
глаголов
несовершенного
вида.
6.2
Будущее
время
Формы
будущего
времени
различаются
как по
образованию,
так и по
значению.
Будущее
время
глаголов
несовершенного
вида
образуется
сочетанием
форм
будущего
времени
вспомогательного
глагола быть
и
неопределенной
формы
спрягаемого
глагола (буду
носить) и
называется
будущим
сложным.
Будущее
время
глаголов
совершенного
вида имеет
одинаковые
окончания с
настоящим
временем и
называется
будущим
простым (понесу).
Будущее
сложное по
значению
однородно: оно
всегда
обозначает
действие,
которое будет
происходить
после
момента речи:
Как управлять
ты будешь под
грозой,
тушить мятеж,
опутывать
измену?
(А. С. Пушкин).
Будущее
простое
имеет
разнообразные
значения.
Основным
значением
будущего
простого
является
обозначение
результата
действия
безотносительно
к моменту
речи: Так
если сей
неведомый бродяга
литовскую
границу
перейдет, к
нему толпу
безумцев
привлечет
Димитрия
воскреснувшее
имя (А.
С. Пушкин). В
этом
результативном
значении
будущее
время
используется
в пословицах
и поговорках:
Проголодаешься,
так и хлеба
достать
догадаешься.
Кроме
основного
значения,
будущее
простое
может обозначать
действие,
относящееся
к настоящему или
прошедшему
времени.
Синонимичность
будущего
простого
формам
настоящего
времени чаще
наблюдается
в описаниях,
при употреблении
рядом форм
настоящего и
будущего
времени: Буря
мглою небо
кроет, вихри
снежные
крутя. То, как
зверь, она
завоет, то
заплачет, как
дитя
(А. С. Пушкин).
6.3 Прошедшее
время
Форма
прошедшего
времени
глагола
образуется
от основы
инфинитива
при помощи
формообразующего
суффикса -л- (говори-л,
писа-л),
который
может быть и
нулевым (нёс,
пёк).
Особенности
значения
форм
прошедшего
времени
связаны с их
принадлежностью
к совершенному
или
несовершенному
виду. Прошедшее
время
глаголов
несовершенного
вида выражает
действие как
факт
прошлого и
используется
при описании:
Всю первую
половину мая
шли дожди.
Прошедшее
время
глаголов
совершенного
вида имеет
несколько
значений,
которые не являются
строго
разграниченными:
–
завершенность
действия в
прошлом: Погиб
Поэт! –
невольник
чести – пал,
оклеветанный
молвой (М.
Ю. Лермонтов);
–
последовательность
завершенных
действий,
смену одного
такого
действия
другим: Князь
Багратион
приостановил
свою лошадь,
узнав князя
Андрея,
кивнул ему
головой (А.Н. Толстой);
– сохранение
в настоящем
результата
завершенного
действия: Посмотри
– какая мгла в
глубине
долин легла.
К особым
случаям
выражения
прошедшего
времени
некоторыми
учеными (см.
работы Н. С.
Валгиной,
Д. Э.
Розенталя)
относится
так называемое
«давнопрошедшее
время»: А вот
камин; здесь
барин
сиживал один.
Здесь с ним
обедывал
зимой
покойный
Ленский, наш
сосед
(А. С. Пушкин).
6.3 Случаи
переносного
употребления
временных
форм
В
современном
русском
языке
достаточно часты
случаи, когда
грамматическая
форма времени
не совпадает
с
темпоральностью
контекста.
В этих
случаях наблюдается
переносное
употребление
временных
форм:
грамматическая
форма
выражает
противоположное
временное
грамматическое
значение.
Форма
настоящего
времени
выражает
значение
прошедшего
времени: Прохожу
я вчера по
коридору и
слышу, как
соседская
дочка удивительно
красиво
играет на
скрипке
(=проходил,
слышал,
играла);
Форма
настоящего
времени
выражает
значение
будущего
времени:
- Когда едешь
в город,
Анютка? –
Завтра еду,
завтра…(=поедешь,
поеду);
Форма
прошедшего
времени
выражает
значение
будущего
времени: Шлите
патроны,
иначе мы
погибли
(=погибнем);
Форма
будущего
времени
выражает
значение
прошедшего
времени: Как
царица
отпрыгнет, да
как ручку
замахнет, да
по зеркальцу
как хлопнет,
каблучком-то
как
притопнет
(=отпрыгнула,
замахнула,
хлопнула,
притопнула).
7.
Категория
наклонения.
Взаимосвязь
категорий
наклонения и
времени
Факты
действительности
и их связи,
являясь
содержанием
высказывания,
могут мыслиться
говорящим
как
реальность,
как возможность
или
желательность,
как
долженствование
или
необходимость.
Модальность –
(от лат. modus – мера,
способ) – это
функционально-семантическая
категория,
выражающая
разные виды
отношения
высказывания
к реальной
действительности,
а также разные
виды
субъективной
квалификации
сообщаемого.
Термин
«модальность»
используется
для широкого
круга
явлений,
неоднородных
по
смысловому
объему и
грамматическим
свойствам.
Однако
большинство
ученых категорию
модальности
делят на два
вида: субъективную
модальность
(выражение
отношения к
сообщаемому)
и
объективную
модальность
(квалификация
сообщаемого
по принципу
реальности/нереальности).
В русском
языке
модальность
выражается формами
наклонения,
интонацией, а
также лексическими
средствами –
модальными
словами и
частицами.
Важнейшим
средством
выражения
объективной
модальности
являются формы
наклонений
глагола.
Категория
наклонения –
это
словоизменительная
категория в
системе
глагола,
определяющая
модальность
действия, т.е.
обозначающая
отношение
действия к
действительности.
В русском
языке
различаются
три наклонения:
изъявительное,
сослагательное
и
повелительное.
7.1
Изъявительное
наклонение
(индикатив). Изъявительное
наклонение
выражает
действие,
мыслимое
говорящим
как вполне
реальное,
фактически
протекающее
во времени
(настоящем,
прошедшем
или будущем): Наши
спортсмены
побеждали,
побеждают и
будут
побеждать на
Олимпийских
играх. От
других
наклонений
изъявительное
наклонение
отличается
тем, что
имеет формы
времени.
7.2
Повелительное
наклонение
(императив). Повелительное
наклонение
выражает
волю говорящего
– просьбу,
приказание
или побуждение
к совершению
действия,
обозначенного
глаголом, и
характеризуется
особой повелительной
интонацией: Скажи,
дядя, ведь
недаром
Москва,
спаленная пожаром,
французу
отдана?
(побуждение). Не
спится, няня:
здесь так
душно; открой
окно, да сядь
ко мне (просьба).
Любите
книгу –
источник
знаний
(наказ). Ну,
погоди! (угроза)
и др.
Основное
значение
повелительного
наклонения –
побуждение к
совершению
действия – обычно
относится к
собеседнику,
поэтому основной
формой этого
наклонения
является форма
2-го лица единственного
или
множественного
числа.
Синтетическая
форма
повелительного
наклонения
образуется
от основы
настоящего / будущего
простого
времени при
помощи суффикса-и
(сход-и,
принес-и) или
нулевого
суффикса (рассказывай).
Повелительная
форма 2-го
лица множественного
числа
образуется
присоединением
к форме
единственного
числа
окончания
-те: стройте,
несите,
оставьте.
Возвратные
глаголы
присоединяют
к указанным
образованиям
повелительной
формы аффиксы
-ся (после
согласного) и
-сь (после -и и -те):
не упрямься,
стройся,
стригись,
стригитесь.
Повелительное
наклонение
выражается
формой 1-го
лица
множественного
числа настоящего
времени или,
чаще,
будущего
простого, произносимой
с особой
интонацией
приглашения: Начнем,
пожалуй.
Присоединение
к этой форме
аффикса -те
выражает
побуждение к
совместному
действию или
придает
высказыванию
оттенок вежливости:
Споемте,
друзья, ведь
завтра в
поход уйдем в
предрассветный
туман.
Односложные
глаголы пью,
бью, лью, вью
образуют
формы пей,
бей, лей, вей;
глагол лягу
имеет повелительную
форму ляг,
лягте; при
глаголе еду используются
повелительные
формы поезжай
– поезжайте.
Кроме
основной
формы 2-го
лица
единственного
и
множественного
числа,
повелительное
наклонение
имеет формы,
выражающие
действие 3-го
лица и 1-го
лица
множественного
числа.
Аналитические
формы
повелительного
наклонения
выражаются
сочетанием
частиц пусть,
пускай, да с
формой 3-го
лица
единственного
или множественного
числа
настоящего
или будущего
простого
времени: Пусть
пылает лицо,
как поутру
заря; Пускай
послужит да
потянет
лямку; Да
здравствуют
музы, да здравствует
разум!
Не образуют
синтетические
формы
повелительного
наклонения
по
семантическим
причинам:
–
безличные
глаголы (знобить),
–
отдельные
глаголы со
значением
восприятия (видеть,
слышать),
– со
значением состояния
(гнить,
недомогать).
7.3
Сослагательное
наклонение
(конъюнктив). Сослагательное
наклонение
выражает действие
глагола,
которое
говорящий
мыслит как
желаемое или
возможное, но
зависящее от какого-то
условия: Без
тебя я не
добрался бы
до города и
замерз бы на
дороге. Это
наклонение
образуется
посредством
сочетания
формы
прошедшего
времени
глагола с
частицей бы (при
этом форма
прошедшего
времени
полностью
утрачивает
свое
категориальное
временнoе
значение)
Частица бы
может
занимать
различное
место в предложении:
Я с
удовольствием
выпил бы чаю.
Я бы учел непременно
ваши
замечания,
будь они
убедительны.
Она бы,
непременно,
рассказала
вам о поездке,
будь у неё
настроение.
Морфологической
особенностью
сослагательного
наклонения
является
отсутствие форм
времени.
Глаголы в
сослагательном
наклонении
изменяются
по родам (шел
бы, шла бы, шло
бы) и по
числам (шли
бы). Наиболее
распространенными
и типичными
значениями
конъюнктива
являются
условность и
желательность
действия.
7.4 Случаи
переносного
употребления
форм
наклонений
В некоторых
случаях
грамматическая
форма
глагола и
значение
наклонения,
выражаемое
глагольными
формами, не
совпадают,
что приводит
к
переносному
употреблению
форм наклонений
глагола.
–
изъявительное
в значении
сослагательного:
Чай, не заперта
в комнате
была, встала
да ушла
(=встала бы,
ушла бы).
–
изъявительное
в значении
повелительного:
На площади
праздник!
Побежали!
(=давай
побежим). Ты
возьмешь
книгу и
положишь её
на место!
(=возьми,
положи).
–
сослагательное
в значении
повелительного:
Вы бы
подождали её
у входа
(=подождите).
–
повелительное
в значении
изъявительного:
А он возьми и
скажи всю
правду
(=сказал).
– повелительное
в значении
сослагательного:
Скажи он это
мягче
никакого
конфликта бы
не было
(=сказал бы).
8.
Спряжение
глаголов
Изменение
глагола по
наклонениям,
а внутри
наклонений
по временам
(только в
изъявительном
наклонении),
по лицам (в
изъявительном
и частично в
повелительном
наклонении) и
по числам, а
также по
родам (в
единственном
числе
прошедшего
времени и
сослагательного
наклонения)
называется
спряжением в
широком
смысле.
Изменение
глаголов в
настоящем и
будущем простом
времени по
лицам и
числам
называется
спряжением в
узком смысле.
Два
основных
типа
спряжения –
первое и второе
– различаются
личными
окончаниями
настоящего
или будущего
простого
времени: -у(-ю),
-ешь, -ет,
-ем,
-ете, -ут (-ют) для
1-го
спряжения и
-у (-ю), -ишь, -ит, -им,
-ите, -aт (-ят) для
2-го
спряжения.
Принадлежность
к тому или
иному
спряжению
глаголов с безударными
окончаниями
определяется
по неопределенной
форме этих
глаголов.
Глаголы хотеть,
бежать (и
производные
от них)
являются
разноспрягаемыми
(при
изменении по
лицам и
числам совмещают
окончания I и II
спряжения): хоч-у,
хоч-ешь,
хоч-ет, хот-им,
хот-ите,
хот-ят; бег-у,
беж-ишь,
беж-ит, беж-им,
беж-ите,
бег-ут.
Глаголы есть,
дать, создать
(а также
производные)
имеют особые
окончания в
личных
формах,
являющиеся
архаическими:
е-м, е-шь, е-ст,
ед-им, ед-ите,
ед-ят; да-м,
да-шь, да-ст, дад-им,
дад-ите,
дад-ут;
созда-м,
созда-шь,
созда-ст,
создад-им, создад-ите,
создад-ут.
9.
Категория
лица глагола. Безличные
глаголы
Категория
лица
указывает на
субъект действия,
выраженного
глаголом:
говорящий
(первое лицо),
собеседник
говорящего
(второе лицо),
лицо или
предмет, не
участвующие
в речи (третье
лицо). Формы
1-го и 2-го лица
называются
собственно личными.
Личные
формы
глагола,
помимо
основных, первичных
значений,
свойственных
им в диалогической
речи, могут
иметь ряд
других значений.
Обобщенно-личное
значение
обычно
выражается
формой 2-го
лица
единственного
числа,
обозначающей
действие или
состояние
любого лица и
употребляемой
обычно без
местоимения
ты: Как
постелешься,
так и
выспишься.
Такие формы
могут
обозначать
действия и самого
говорящего
(1-е
лицо): Встанешь,
бывало,
пораньше,
схватишь
удочки и
бежишь на
речку.
Неопределенно-личное
значение
связано с формой
3-го лица
множественного
числа настоящего
и с формой
множественного
числа прошедшего
времени. Эта
форма
выражает
действие без
указания
деятелей: Шум
умножался.
Били в набат
(П.). В
разговорной
речи форма
3-го лица с
неопределенно-личным
значением
может
обозначать
действие,
производимое
самим
говорящим: Кому
говорят! Кого
спрашивают!
Особые
значения
личных форм
часто связываются
с оттенками
экспрессивной
речи. Так, в
авторской
речи
(публицистической,
научной,
деловой)
часто
употребление
формы 1-го
лица
множественного
числа вместо
формы 1-го
лица
единственного
числа: Мы
коснулись
содержания
«Онегина»,
обратимся к
разбору
характеров
действующих
лиц этого
романа
(В. Г. Белинский).
В
экспрессивной
речи возможно
употребление
1-го лица
множественного
числа вместо
2-го лица: Ну,
как мы себя
чувствуем?
Что скажете
хорошенького?
(А. П. Чехов).
Значение
вежливости
передается
формой 2-го
лица
множественного
числа. Такая
форма
вежливости
употребляется
в тех контекстах,
где на ее
месте могла
бы быть
использована
форма 2-го
лица
единственного
числа, которая
значения
вежливости
не имеет.
Подавляющее
большинство
русских
глаголов при
спряжении
имеет 6
личных форм.
Однако
существует
относительно
небольшое
число
глаголов, у
которых этих
форм либо
больше, либо
меньше шести.
Это,
соответственно,
так
называемые
изобилующие
и
недостаточные
глаголы (см. Парадигма
глагола).
Безличными
называются
глаголы,
выражающие
действия и
состояния,
протекающие
сами по себе,
без их
производителя
(субъекта).
При таких
глаголах
употребление
подлежащего
невозможно: смеркается,
рассветает.
Безличные
глаголы по
своему
лексическому
значению
могут
выражать:
– явления
природы: морозит,
вечереет;
–
физическое и
психическое
состояния
человека: лихорадит,
не хочется;
– модальное
значение
долженствования:
надлежит,
следует,
подобает;
– действие
неизвестной
силы: водит,
носит, везет;
– действие
стихийной
силы (в
сочетании с
творительным
падежом): Пути
забило,
наглухо
запорошило
снегом.
По
образованию
безличные
глаголы
могут быть
невозвратной
и возвратной
формы: светает,
смеркается.
Невозвратная
форма
безличных
глаголов имеет
разновидности:
–
собственно-безличные
глаголы: И
рассветает
уж давно;
– личные
глаголы в
безличном
употреблении;
ср.: Там
русский дух,
там Русью
пахнет (А.
С. Пушкин). – Как
сильно
пахнет
полынь на
межах!
(И. С. Тургенев).
Возвратная
форма
безличных
глаголов в большинстве
случаев
образуется
от личных глаголов
(чаще
непереходных)
посредством
аффикса
-ся:
не спит – не
спится.
По
сравнению с
личными,
безличные
глаголы не
изменяются
по лицам и
числам, а
также по
родам. Они
употребляются
только в
форме
омонимичной
с формой 3-го
лица ед. ч.
настоящего и
будущего
времени и с
формой ед. ч.
прошедшего
времени
среднего
рода.
10.
Категории рода
и числа
Категории
рода и числа
не являются
характерными
для
грамматической
структуры
глагола. Так,
значения
рода имеют
только отдельные
глагольные
формы:
1)
прошедшего
времени (пришел,
пришла, пришло),
2) формы
сослагательного
наклонения
(пришел бы, пришла
бы),
3)
причастия (пришедший,
пришедшая,
пришедшее).
Грамматические
значения
рода можно
обнаружить
только в
форме
единственного
числа. В
форме
множественного
числа
родовые различия
отсутствуют.
Формальным
показателем
грамматических
значений
рода являются
окончания,
которые
обнаруживаются
при
сопоставлении
грамматических
форм с родовыми
значениями в
парадигме по
роду: нулевое
окончание в
форме
мужского
рода, окончание
-а – в форме
женского
рода,
окончание -о –
в форме
среднего
рода.
Категория
рода имеет
словоизменительный
характер.
У
причастий
таким
показателем
являются тоже
окончания,
которые
аналогичны
окончаниям
имен
прилагательных.
Ср.: больная
мятущаяся
совесть,
цепкий
глубоко
проникающий
ум,
поверхностное
незапоминающееся
впечатление.
В
отличие от
категории
рода,
категория
числа распространяется
на все
глагольные
формы, за исключением
неопределенной
формы и
деепричастия.
Она имеет
такое же
значение, как
и категория
числа у имен
существительных,
поскольку
форма числа
глагола-сказуемого
в большинстве
случаев
согласуется
с формой
числа существительного-подлежащего.
Ср.: Вот
бегает
дворовый
мальчик и Идут
белые снеги.
Формальным
способом
выражения
единственного
и
множественного
числа
являются также
глагольные
окончания.
Категория
числа, как и
категория
рода, имеет
словоизменительный
характер.