Практическое занятие № 7

Тема: Имя прилагательное

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного.

2. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Их дифференциальные признаки. 

3. Система морфологических категорий прилагательного. Словоизменительные категории рода, числа и падежа прилагатель­ного, их отличие от одноименных категорий существительного.

4. Категория полноты/краткости как словоизменительная грамматиче­ская категория. Семантические и грамматиче­ские различия полных и кратких форм прилагательного. 

5. Значение, способы образования и особенности употребления форм степеней сравнения имен прилагательных.

6. Типы склонения и типы парадигм прилагательных. Склоняемые и несклоняемые прилагательные.

 

Практическая часть

Задание 1. Определите лексико-грамматические разряды имен прилагательных. 

Лисья хитрость, лисья шапка, сердечная мышца, глухой лес, беличье дупло, беличий воротник, беличий хвост, беличьи зубки у девочки, куриный бульон, деревенская улица, глухой согласный, воробьиное перо, фарфоровая чашка, ярко-красный жилет, отцовский портфель, материн платок, материнские советы, воробьиная прыть, каурая лошадка, зимний сад.

Задание 2. Составьте словосочетания со следующими прилагательными таким образом, чтобы они относились к разным лексико-грамматическим разрядам (форму рода можно менять).

Железный, зеленый, звонкий, заячий

Например, медвежья лапа (притяж.), медвежья шуба (относит.), медвежий угол (качеств.).

Задание 3. Образуйте (где возможно) краткие формы мужского и женского рода имен прилагательных. Объясните, что препятствует образованию кратких форм.

Нежный, усталый, современный, медленный, теплый, свойственный, смуглый, ясный, оранжевый, высоченный, худющий, кислый, мужественный, достойный, дружеский, деловой.

Задание 4. Образуйте (где возможно) и запишите простую форму сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Объясните, почему от некоторых прилагательных невозможно образовать простые формы степеней сравнения.

Жидкий, плохой, узкий, хороший, сладкий, жесткий, звонкий, молодой, близкий, вороной, премудрый, большущий, старый.

Задание 5. Произведите морфологический анализ подчеркнутых имен прилагательных в предложениях:

1) Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, печаль минувших дней в моей душе чем старше, тем сильней (А. С. Пушкин). 2) На свете счастлив тот бедняк с его простой любовью, кто не завидует никак богатому сословью. 4) Бежит, дрожит на жгучем побережье волна, полна пленительных былин. Везде песок, на нем следы медвежьи. Центральный месяц – снова властелин. И ни души. Весь мир – от солнца! – вымер (И. Северянин).  

Схему анализа см. в учебнике: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой.– Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

 

Литература:

1.     Материалы к лекции 6 Имя прилагательное ЭУМК.

2.     Основная [1-8].

3.     Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч. 2)].