Практическое занятие № 5

Тема: Введение в морфологию 

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Морфология как раздел грамматики. Основные понятия морфологии: «слово», «словоформа», «форма слова», «грамматическое значение», «грамматическая категория», «мор­фологическая парадигма» и «части речи».

2. Морфологическая парадигма слова, её разновидности. Разграничение словоизменения и фор­мообразования.

3. Грамматическое значение слова, его дифференциальные признаки. Средства выражения грамматических значений. Способы выражения грамматических значений. 

4. Грамматическая категория как единство противопоставленных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содержани­ем. 

5. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. 

6. Зоны синкретизма в системе частей речи. 

 

Практическая часть:

Задание 1. К каким частям речи (или формам внутри части речи) относятся слова, обладающие приведенными наборами грамматических категорий? Подберите к данным характеристикам примеры.

         а) вид, время, наклонение, залог, лицо, число;

         б) вид, время, число, род;

         в) род, число, падеж;

         г) вид, время, залог, род, число, падеж;

д) вид;

е) род, число, падеж, степень сравнения.

Задание 2. Выполните задания к тексту:

(1) Совсем недавно я попала в удивительную сказку. (2) Возвращаясь как-то домой через соседний детский садик, я увидела … лешего. (3) Он словно притаился между невысокими воротами рядом с асфальтированной дорожкой. (4) Я внимательно присмотрелась, и перед моими глазами вдруг предстала сказочная поляна: вот вдоль дорожки медленно ползла чудо-гусеница, на ближайшей березке виднелись оранжево-черные божьи коровки, а под вечнозеленой елочкой красовались белые грибы. (5) И все это было … рукотворное, сделанное со старанием и любовью. (6) Благодаря богатой фантазии и добрым рукам какого-то художника-умельца, в сказочных героев превратились старые, никому не нужные вещи, куски спиленного дерева, порванный резиновый мяч, разбитая раковина, дырявая кастрюля.

1) Определите грамматическое значение выделенных слов. Какими средствами выражается грамматическое значение?

2) Приведите морфологическую парадигму слов дорожка, богатая, возвращаться.

3) Выпишите все возможные словоформы из предложения 3. Совпадает ли количество слов и словоформ в предложении?

4) Найдите в тексте особые формы глаголов (причастия и деепричастия), форму степени сравнения прилагательного.

5) Какими частями речи являются слова из текста: благодаря, все, совсем, никому, со, вдоль, предстала?

Задание 3. Какими частями речи могут быть слова мимо, красиво, только, едва, что, как? Докажите на примерах возможность этих слов выступать в значении разных частей речи.  

Задание 4. Известны случаи, когда писатели в художественно-стилистических целях создают тексты из выдуманных слов. Благодаря тому что эти слова представляют знакомые нам грамматические формы и словообразовательные средства, мы понимаем содержание текста. Перескажите содержание приведенного текста. Определите, какой частью речи являются выдуманные слова, по каким признакам можно это установить.

         Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку и волит: – Калушаточки! Бутявка! – Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Бутявка-то некузявая! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся (По Л. Петрушевской).

Задание 5. Даны грамматические признаки форм различных частей речи. Найдите и исправьте ошибки.

         1) Сущ., нариц., одуш., ж. р., 2 скл., ед. ч., Им. п., подлежащее.

         2) Прилаг., качеств., в простой форме сравн. ст., в ед. ч., ср. р., В. п.; сказуемое.

         3) Числит., порядк., прост., во мн. ч., м. р., Р. п., определение.

         4) Глагол, сов. вида, перех., возвр., 1 спр., в усл. накл., прош. вр., м.р., в 3 лице, ед. ч., сказуемое.

 

Литература:

1.     Материалы к лекции 4 Введение в морфологию ЭУМК.

2.     Основная [1, 6, 7].

3.     Дополнительная [10, 12, 13, 14].