Практическое
занятие № 2, 3
Тема: Словообразование
Подготовить
ответы на
следующие
вопросы:
1. Словообразование
как раздел
науки о
языке, его
предмет и
задачи. Словообразование
синхронное и
диахронное.
2. Мотивированное
(производное)
слово. Структура
мотивированного
слова.
Мотивирующая
основа,
мотивирующая
база.
Словообразовательный
формант.
4. Словообразовательное
значение,
типы
словообразовательных
значений.
5. Способы
словообразования:
морфологические
и
неморфологические.
6. Комплексные
единицы
словообразования.
Словообразовательная
цепочка.
Словообразовательная
парадигма.
Словообразовательное
гнездо.
7.
Словообразовательный
тип.
Практическая
часть
Задание
1. Определите
способы
образования
слов: опись,
безусый,
расплывчато,
чел (человек), отоварить,
зав
(заведующий),
подмастерье,
отшутиться,
заколоситься.
Задание 2. Определите,
одним или
разными
способами образованы
следующие
слова: выспаться,
выписаться,
прародитель,
соцветие,
противодействие.
Задание 3. Распределите
слова по двум
графам: 1) образованы
префиксацией,
2) образованы
нулевой
суффиксацией.
Отлив,
удаль,
пригород,
пятый, раба,
соавтор, перекур,
подпол,
захват,
подбор,
праязык, преграда.
Задание 4. Распределите
слова по
графам в
зависимости
от способа словообразования: 1) суффиксальный, 2) основословосложение,
3) основосложение
с
аффиксацией,
4) словосложение.
Овцебык,
паровозный,
сталевар,
скороговоркой,
предновогодний,
законодатель,
северо-восточный,
платье-костюм,
обночлежиться,
бизнес-клуб,
суконно-бумажный,
школа-интернат.
Задание 5. Определите,
сложением
или
сращением
образованы
следующие
производные
слова (дериваты).
Свой ответ
аргументируйте.
Малознакомый,
военнослужащий,
многообещающий,
жаропонижающий,
глубокоуважаемый,
быстрорастворимый,
вагонно-паровозный,
слабосоленый.
Задание
6. Определите
мотивирующую
базу и тип
аббревиатуры:
1) инициальная
(буквенная
или звуковая),
2) слоговая,
3) слого-словная,
4) смешанная.
НИИ,
СНГ, мопед,
помреж,
зарплата,
СМИ, СМС (sms),
загс, БрГУ,
филфак,
рация,
параланг,
ГОСТ, РЯШ,
БелЖД, Госкомимущество,
БелГУТ.
Задание
7. Найдите
в тесте
слова,
образованные
субстантивацией.
1.
Дежурная,
стоящая в
дверях VIP-зала,
смотрит на
нас
подозрительно…,
хмурится, но
пропускает
меня вместе с
провожающими,
и мы сразу
идем в
виповский
зал. 2. Теперь мы
едем по
набережной,
справа
сверкает
вода и,
отставая от
нас, скользит
ярко
раскрашенный
пароходик.
3. В нашей
конторе,
арендованной
у ЖЭКа
полуподвальной
комнате,
валялись
накладные.
4. У старинушки
три сына:
старший –
умный был
детина;
средний был и
так и сяк;
младший
вовсе был
дурак.
Задание
8. Выполните
словообразовательный
анализ (см.
схему ниже)
следующих
слов:
просмотр, бабуля,
мобила,
ледокол,
упариться,
свежевыжатый,
радиостанция,
вертолетик,
ДНК. Результаты
выполненного
словообразовательного
разбора
сверьте с
данными
«Словообразовательного
словаря
русского
языка»
А. Н. Тихонова.
Схема
словообразовательного
анализа.
1.
Определите
часть речи
анализируемого
слова,
укажите его
начальную
форму.
2. Определите,
производное
слово или
непроизводное.
Для производного
слова
установите
производящее,
то есть среди
однокоренных
слов
подберите такое,
которое бы
минимально
отличалось от
производного
слова как по
форме, так и
по значению.
3.
Выделите
производящую
базу (слово,
основа слова,
несколько
основ,
несколько
слов и т. д.).
4.
Укажите
словообразовательный
формант (путем
сопоставления
производного
слова с производящей
базой),
определите
его тип: аффиксальный,
безаффиксный,
смешанный.
5.
Отметьте
морфонологические
явления на морфемном
шве.
6.
Определите
способ
словообразования.
7. Установите
словообразовательное
значение
производного
слова.
8. Укажите
словообразовательный
тип, к которому
относится
производное
слово (назовите
несколько
одноструктурных
слов).
Литература:
1.
Материалы
к лекции 2
Словообразование
ЭУМК.
2.
Основная
[3, 5, 7, 8].
3.
Дополнительная
[9, 12, 14].