Тема 2. Словообразование

 

План

1.     Словообразование как раздел науки о языке, его предмет и задачи.

2.     Производное слово как основная единица словообразования.

3.     Соотношение производящих и производных основ.

4.     Словообразовательный тип.

5.     Способы словообразования. 

 

1.     Словообразование как раздел науки о языке, его предмет и задачи

 

Если морфемика выделяет типы морфем и рассматривает их значение и сочетаемость, то изучением вопросов образования и функционирования в языке производных слов занимается собственно словообразование, или дериватология. Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. Образование новых слов может иметь несколько целей: 1) обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель – то, чем выключают); 2) перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); 3) словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо – небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга – книжонка). В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям, например: Я сражен, я очарован, Вами я огончарован.

Основные понятия словообразования: производная основа, производящая основа (или основы), средство словообразования, способ словообразования, процессы, сопровождающие словообразование.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне);

2) определить, от чего и как образовано данное производное слово;

3) изучить словообразовательную роль морфем как значащих отрезков слова;

4) установить типы и способы словообразования;

5) определить основные словообразовательные единицы и понятия;

6) смоделировать словообразовательную систему того или иного языка.

Различают синхроническое словообразование и диахроническое словообразование.

Синхроническое словообразование изучает словообразовательный строй языка на определенном этапе его развития (например, словообразование современного русского, польского, английского языков).

Диахроническое словообразование исследует историческую последовательность образования слов, структурные изменения производных слов в процессе развития языка и т. д.

 

2. Производное слово как основная единица словообразования

 

В центре внимания словообразования как раздела языкознания находится производное слово, или дериват (лат. derivatum «произведенное»). Производным признается слово, которое по форме и значению мотивировано другим словом того же языка; значение и звучание производного слова всегда обусловлено однокоренной с ним единицей. Так, слово подснежник мотивируется словом снег («цветок, появляющийся из-под снега»), сеятель – глаголом сеять («тот, кто сеет») и т. п. Непроизводное слово, в отличие от производного, – это слово, не мотивированное в современном языке по форме и смыслу другими словами, например, слова стол, дом, петь, трава и др.

Производное слово бинарно по структуре: в ней независимо от количества морфем, составляющих слово, всегда выделяются две части: а) производящая база и б) словообразовательный формант.

Производящая база – это основа мотивирующего слова, то есть слова, которое определяет данное производное и по значению, и по звучанию. Словообразовательный формант (дериватор) – это конкретное средство, при помощи которого образован дериват (производное слово). Словообразоовательный формант является носителем словообразовательного значения. Так, в производном слове слабохарактерность шесть морфем: слаб‑о‑характер‑н‑ость + нулевое окончание; со словообразовательной точки зрения в нем сочетаются две части: производящая база – основа прилагательного слабохарактерн(ый) и словообразовательный формант – суффикс -ость.

Формант может состоять: а) из словообразовательного суффикса (в том числе нулевого), например, горд‑ость; б) из приставки, например, при‑город; в) из постфикса, например, умывать‑ся; г) из совокупности окончаний мотивированного слова при субстантивации, например, учительск‑ая, будущ‑ее).

На основании использования словообразовательных формантов строится классификация способов словообразования.

 

3.   Соотношение производящих и производных основ

 

Производящая и производная основы составляют словообразовательную пару слов: хлеб – хлебный, роза – розочка, гора – пригорок, но роза и розовый, хлеб и хлебница не являются словообразовательными парами. Они входят в словообразовательное гнездо – совокупность всех словообразовательных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с единым базовым словом, называемым вершиной данного гнезда. В качестве примера приведем словообразовательное гнездо слова веселый:

 

Компонентами словообразовательного гнезда являются: вершина, словообразовательная парадигма и словообразовательная цепь.

Словообразовательная цепь – совокупность однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, например: веселый – веселить – повеселить – повеселиться; золото – золотить – золочение.

Словообразовательная парадигма – ряд однокоренных дериватов одной и той же ступени производности, т. е. мотивированных одной и той же производящей основой, например: в парадигму слова веселый входят дериваты одной ступени производности: веселый – веселенький, невеселый, развеселый, весело, веселье, веселеть, веселить; в парадигму глагола веселить входят дериваты веселиться, повеселить, развеселить.

 

4.        Словообразовательный тип

 

Если словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо представляют собой объединения мотивированных и мотивирующих единиц, то словообразовательный тип и способ словообразования – это схемы построения дериватов. Словообразовательный тип – это основная ячейка словообразовательной системы языка, так как в пределах словообразовательного типа происходит обычно образование новых слов.

Производные слова строятся по определенным моделям, которые носят типизированный характер. Словообразовательный тип представляет собой группу слов, объединённых следующими общими признаками: а) принадлежностью к одной части речи; б) общностью части речи мотивирующего слова; в) тождеством семантических отношений между производной и производящей основами; г) способом словообразования; д) тождеством словообразовательного форманта, прежде всего аффиксальных морфем (если они есть).

Так, например, слова создатель и творец относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку д), т.е. образованы при помощи разных суффиксов (словообразовательных формантов): созда‑тель, твор‑ец. Слова конина и домина также относятся к разным словообразовательным типам, так как различаются по признаку в).

К одному словообразовательному типу относятся, например, слова создатель, учитель, писатель, мучитель, гонитель, следователь, искатель, поджигатель, спасатель и др. Все они образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффикса -тель, все имеют словообразовательное значение лица.

Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, характеризуются одним словообразовательным (деривационным) значением. Словообразовательное значение – это значение, которым производное слово отличается от слова, его мотивирующего; так, производное слово сахарница отличается от мотивирующего слова сахар наличием значения «вместилище, ёмкость». Словообразовательные значения более абстрактны, чем лексические, и более конкретны, чем грамматические; ср., например, такие деривационные значения, как «невзрослость» (ребёнок, телёнок, котёнок и др.), «вместилище» (сахарница, хлебница, супница, мыльница и др.) и грамматические значения падежей.

Понятие словообразовательного типа делает явным наличие в языке омонимичных аффиксов. Например, суффикс -к- входит в словообразовательные типы: а) «лицо – субъект действия»: зазнайка, тараторка, балаболка, недоучка; б) «животное – субъект действия»: наседка; в) «орудие действия»: лейка, заколка, тёрка, задвижка; г) «результат действия»: записка, настойка, похлебка; д) «отвлеченное действие»: тряска, драка, стрижка, перевозка, чистка; е) «лицо – носитель признака»: одиночка, невидимка; з) «животное»: сивка, бурка, каурка, савраска, лазоревка; ж) «растение»: китайка, пахучка, пузырчатка; и) «помещение»: дежурка, караулка, ночлежка; к) «часть целого»: сотка, четвёртка; л) «одежда»: футболка, кожанка, тенниска; м) «пища»: овсянка, тушёнка, сгущёнка; н) «уменьшительность»: горка, шубка, берёзка, птичка, ночка и др. Таким образом, в русском языке существует около 20 омонимичных суффиксов -к-.

Классификация словообразовательных типов в зависимости от характера словообразовательного значения:

1. Первую группу составляют типы, в которых лексическое значение деривата тождественно значению мотивирующего: вывозить – вывоз. Как видим, мотивированное и мотивирующее слова различаются лишь частеречной принадлежностью (и, следовательно, синтаксической функцией). Это явление получило название синтаксической деривации. К ней относят:

– отглагольные существительные со значением «опредмеченное действие»: чтение – читать, подборка – подбирать, перелетø – перелететь;

– отприлагательные существительные со значением «опредмеченный признак»: веселость – веселый, чернота – черный, белизна – белый, синьø – синий;

– некоторые исследователи относят в эту группу наречия, мотивированные качественными прилагательными, типа: хорошо – хороший, тягуче – тягучий, дружеский – дружески;

– нередко в качестве синтаксической деривации рассматривают относительные прилагательные, мотивированные существительными и образованные при помощи суффиксов -н-, -ов-, -ск-, например, лесной, банановый, сельский. Данная точка зрения небесспорна, кроме того, значение таких прилагательных может отличаться от лексического значения мотивирующего, ср.: лесная дорога – находящаяся в лесу, лесная промышленность – занимающаяся переработкой леса, лесная даль – покрытая лесами.

2. Вторую группу составляют типы, в которых лексическое значение деривата не тождественно значению мотивирующего. Это – лексическая деривация (терминология польского лингвиста Е. Куриловича).

В свою очередь в лексической деривации выделяют две группы словообразовательных типов: мутационные и модификационные типы.

2.1. В мутационных типах мотивированное слово называет по сравнению с мотивирующим совершенно иной феномен действительности: футболист – футбол, рукавица – рука, мглистый – мгла, председательствовать – председатель, гордец – гордый, носильщик – носить и др.

2.2. В модификационных типах дериват лишь получает некоторое дополнительное значение по сравнению с мотивирующим: баронесса – барон, цыгыненок – цыган, комнатка – комната, профессура – профессор, изюмина – изюм, волчище – волк; аморальный – моральный, супермодный – модный, глуповатый – глупый, здоровенный – здоровый; недочитать – читать, взволноваться – волноваться и др. (частеречная принадлежность и мотивированного, и мотивирующего совпадают).

В зависимости от того, относится ли мотивированное к той же части речи, что и мотивирующее, или нет, различают транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы.

В нетранспозиционных типах дериват и мотивирующее относятся к одной и той же части речи, в транспозиционных – к разным.

Деление на две эти группы существенно лишь для сферы лексической деривации, т. к. вся область синтаксической деривации представлена транспозиционными словообразовательными типами. Например, тигренок (тигр; нетранспозиционный, модификационный), худеть (худой; транспозиционный, мутационный), комбайнер (комбайн; нетранспозиционный, мутационный).

Таким образом, модификационные типы, как уже отмечалось, всегда нетранспозиционные; мутационные могут быть как транспозиционными, так и нетранспозиционными.

Если соотнести эту классификацию с аффиксальными способами деривации, то к нетранспозиционным типам относятся префиксация (гиперактивный – активный), постфиксация (мыться – мыть) и префиксально-постфиксальный (расшуметься – шуметь) способы. Дериваты, образованные при помощи суффикса (одного или в сочетании с другими аффиксами: старикашка – старик, бригадирить – бригадир, Заволжье – Волга, потрескивать – трещать, перекрикиваться – кричать, ветвиться – ветвь и т. д.), относятся и к транспозиционным, и нетранспозиционным словообразовательным типам.

По степени продуктивности различают продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы.

Продуктивные типы – открытые, незамкнутые системы, дающие новообразования, например: атомоход, снегоход, болотоход, луноход, планетоход и др.

Непродуктивные типы представляют собой закрытые, замкнутые системы, не дающие новых дериватов, например: певец, пловец, льстец, лжец.

Следует отметить, что понятие продуктивности исторически изменчиво. Так, в ХVIXVII вв. был продуктивным тип, куда входят глаголы со значением многократного действия: хаживать, сиживать, читывать, говаривать. В современном русском языке этот тип является непродуктивным.

Противоположный пример. Тип, куда входят дериваты, образованные универбацией («сворачиванием» словосочетания), например, попутка –попутная машина, зачетка – зачетная книжка, десятилетка – десятилетняя школа, винтовка – винтовое ружье и др., еще в начале ХХ в. был непродуктивным; а в настоящее время его определяют как «высокопродуктивный в разговорной и профессиональной речи» (Грамматика–80).

Слова одного и того же словообразовательного типа могут производиться по разным морфонологическим моделям, т. е. при присоединении одного и того же форманта могут наблюдаться разные морфонологические преобразования. Например, наименования лиц со значением «житель или уроженец местности (страны, чаще населенного пункта), названной мотивирующим словом» образуются от основ существительных при помощи суффикса -ан/-ин (во мн. числе без -ин): Париж – парижанин (перемещение ударения), Волга – волжанин (чередование г/ж и перемещение ударения), Курск – курянин (усечение, чередование р/р, перемещение ударения), Псков – псковитянин (интерфиксация, чередование в/в, перемещение ударения) и т. д.

Говоря о словообразовательных типах, мы наблюдали их синонимию: дедов, мамин. Ряд синонимичных словообразовательных типов образует словообразовательную категорию, например: швец, жнец; водитель, учитель; игрок, стрелок; умелец, владелец; прыгун, ворчун; разносчик, носильщик и т. д. (словообразовательное значение формантов «лицо по действию»).

 

5.        Способы словообразования 

 

Под способом словообразования понимается конкретный приём создания производного слова. Поскольку морфемы являются основным средством образования новых слов в большинстве языков, то способы словообразования обычно делят на морфологический и неморфологический.

Морфологический способ словообразования – это образование новых слов с помощью аффиксов, присоединяемых к производящей основе или к слову в целом. В зависимости от характера словообразовательных средств различают несколько разновидностей морфологического способа: а) префиксальный: читать – пере‑читать; б) суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация): сапог – сапож‑ок, нем. KonsulKonsulat «посольство»; в) префиксально-суффиксальный, когда формантом одновременно являются приставка и суффикс: море – при‑мор‑j‑э, окно – под‑окон‑ник; г) префиксально-постфиксальный: звонить – до‑звонить‑ся; д) суффиксально-постфиксальный: гордый – горд‑и‑ть‑ся; е) префиксально-суффиксально-постфиксальный: банкрот – о-банкрот‑и-ть‑ся; ж) безаффиксный (сложение, аббревиация): лесостепь, МГУ, педвуз и др.

К неморфологическим способам словообразования относятся:

1) лексико-семантический – «расщепление» многозначного слова на омонимы: титан «сильная, героическая личность» – титан «большой холодильник для воды»;

2) лексико-синтаксический – сращение двух или нескольких лексических единиц: спаси богспасибо;

3) морфолого-синтаксический – переход слова из одной части речи в другую: а) субстантивация – переход прилагательных и причастий в существительные: шашлычная, гостиная, мороженое, будущее; б) адъективация – переход слов других частей речи в разряд прилагательных: блестящий (ответ); в) адвербиализация – переход слов других частей речи в разряд наречий: впустую (пустой), кругом (круг), летом (лето); г) прономинализация – переход слов других частей речи в наречие: один (человек сказал) «какой-то»; д) конъюнктивация – переход слов других частей речи в разряд союзов: в течение (часа), около (дома); интеръективация – переход слов других частей речи в разряд междометий: матушки! боже мой!

Кроме этих способов, выделяют еще калькирование – образование слова по модели иноязычного слова (поморфемный перевод иноязычного слова): небоскрёб – англ. sky-skaper, азбука – греч. alphabētos и др.

Способы словообразования формируются постепенно. Так, сравнительно молодым способом является аббревиация, получившая интенсивное развитие в ХХ веке. Вспомним аббревиатурный «взрыв» в русском языке в 20-е годы, породивший слова-уродцы типа шкраб «школьный работник», имя собственное Даздраперма «Да здравствует Первое мая».

Способы словообразования могут быть узуальными (от лат. usus «обычай, правило»), обычными для языка, и окказиональными (лат. occasionalis – «случайный»), «случайными», находящимися на периферии словообразовательной системы языка. В силу своей необычности и выразительности окказиональные способы широко используются в художественной речи, например, в произведениях В. Хлебникова используется такой окказиональный способ, как контаминация, когда начало одного слова совмещается с концом другого: журчеёк из журчать + ручеёк, нравительство из нравиться + правительство.

 

Ссылка на практическое занятие по теме >>