Практическое занятие № 8

Тема: Имя числительное

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Проблема границ числительного как части речи. Грамматические основания для выделения числительного в особую часть речи. 

2. Лексико-грамматические разряды числительных: собственно-коли­чественные, собирательные, их отличия. Неопределенно-количествен­ные слова и их отношение к числительным. Обозначение дробных и смешанных чисел.

3. Разряды числительных по структуре. Особенности морфемного со­става числительных.

4. Система грамматических категорий числительного и грамматиче­ские разновидности числительных: слова, изменяющиеся: а) только по падежам, б) по падежам и родам. 

5. Типы склонения и типы парадигм имен числительных. 

 

Практическая часть:

Задание 1. Определите лексико-грамматический разряд имени числительного, указав простое, сложное или составное по составу числительное.

Двое прохожих, несколько слов, семеро козлят, сто шестьдесят два дня, пятеро саней, шестьсот рублей, немало друзей, семьдесят пять пассажиров, две девочки, четверо молодых людей, две девочки, сто четыре тетради, мало учеников, двести лет, мало учеников, девяносто метров, тысяча сорок девять километров, пятнадцать карандашей, двадцать пять человек.

Задание 2. С какими из приведенных ниже существительных сочетаются числительные два и двое?

Герой, созвездие, аплодисменты, ученица, недотрога, котенок, руки, дети, сутки, брат, маршал, юноша, пленный, окно, стул, парта, брюки.

Задание 3. Просклоняйте имена числительные (письменно): 247 человек, 2021 год, полтора литра.

Задание 4. Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них. Запишите исправленный вариант.

1. Генерал вышел из окружения с тысячью солдатами. 2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 3. Молодой человек располагал десятью тысяч рублей. 4. С двухстами рублей пришлось забыть. 5. Вручены грамоты   тридцати старейших сотрудников. 6. Мы остановились в полуторах километрах от города. 7. Трое подруг весело болтали всю дорогу. 8. Деревня находится в полтора верстах от станции. 9. К трехстам прибавить двести равно пятьсот. 10. Двадцать трое ножниц заказали на складе. 11. Три с половиной суток плутал я по тайге. 12. Остановка находится в полтораста метров отсюда.

Задание 5. Произведите морфологический анализ имен числительных в предложениях:

И останутся на бреге, в чешуе златой горя, тридцать три богатыря. Уж двадцать пятый раз мы празднуем лицея день заветный. Перед ним его два сына без шеломов и без лат оба мертвые лежат (А.С. Пушкин).

Схему анализа см. в учебнике: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / В.В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е.И. Дибровой.– Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

 

Литература:

1.     Материалы к лекции 7 Имя числительное ЭУМК.

2.     Основная [1-8].

3.     Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч. 2)].