Практическое занятие № 9

Тема: Местоимение

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Местоимения в системе частей речи. Лексическое значение и функции местоименных слов.

2. Разряды местоимений по значению и их референтные свойства.

3. Грамматическая классификация местоименных слов. Местоименное употребление неместоименных лексем в речи.

4. Система грамматических категорий местоименных слов. Морфологические признаки и система сло­воизменения местоимений различных разрядов. 

5. Особенности склонения местоименных слов.

 

Практическая часть

Задание 1. Выпишете из текста все местоимения. Определите их разряд по значению.

(1) Юность прекрасный возраст! (2) Ты, как и многие, наверняка, задаешься вопросом: «А смогу ли я сделать то или иное дело, справлюсь ли я?» (3) Обязательно справишься! (4) Главное, будь решителен, не отступай перед трудностями.

(5) Любое дело это сначала твои мысли и мечты. (6) Чтобы они осуществились, необходимо большое желание. (7) Желание будет прибавлять силы. (8) Мысленно определи последовательность своих действий по достижению задуманной цели. (9) Целеустремленность, воля это те качества, которые помогают осуществлению задуманного.

(10) Помни, что рядом с тобой любящие родные, истинные друзья. (11) Не бойся довериться им, попросить поддержки или помощи. (12) Прислушиваясь к мнению человека знающего, имеющего большой жизненный опыт, ты сможешь избежать ошибок.

(13) Разумеется, в реальной жизни не бывает всё просто и гладко. (14) Иногда она преподносит нам сюрпризы, ставит сложные задачи. (15) И тогда очень важно не потеряться, не занизить свою планку.

(16) Бывает и так, что человек явно переоценивает свои возможности. (17) Ему кажется, что все по плечу, однако на деле получается не так: он не справляется с поставленной задачей. (18) Чтобы такого не случилось, необходимо учиться, развиваться, работать над собой, читать больше книг, анализировать информацию.

(19) Каждый из нас должен выбрать правильный путь в жизни. (20) Трудности, конечно, будут. (21) Однако их не надо бояться. (22) Убеждён, что вера в себя, в свои силы поможет тебе.

Задание 2. Определите, как выписанные вами из задания 1 местоимения соотносятся с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные). Какие морфологические признаки имеют местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные?

Задание 3. Укажите начальную форму местоимений, определите их лексико-грамматический разряд. 

К нам, мимо них, изо всей силы, со всякими глупостями, при каждом случае, об ином деле, во всю прыть, каким-то способом, не говорить никому, о скольких событиях, при некоторых обстоятельствах, со всем энтузиазмом, со мной, о себе, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем-то, от нее, на нас, на себя, при тебе, на нем, во все, с некоторых пор, о ком, никаким образом, кое у кого, ни перед кем,  не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему, самоё себя, спросить не у кого, думать не о чем.

Задание 4. Приведите примеры сложных прилагательных и существительных, в состав которых входят местоимения себя-/себе-, все-, свое-, само-. Разберите эти слова по составу.

Задание 5. Определите значение фразеологизмов, в состав которых входят местоимения. 

Не в своей тарелке, всей душой, выйти из себя, своим чередом, на каждом шагу, себе на уме, вам и карты в руки, встать не стой ноги, наше вам с кисточкой, ни в какие ворота, внести свою лепту, во всю ивановскую, мерить на свой аршин, кто кого, и был таков.

Задание 6.

а) Определите значение местоимений в контексте. 

1) – Кто путешествует, в деревне кто живет... – Да он властей не признает! – Кто служит делу, а не лицам...; 2) Вы мне никто, и звать вас никак; 3) Там были всякие интересные вещицы; 4) Это низко и подло, ты превратился в ничто.

б) Найдите примеры прономинализации:

1) Вас человек спрашивает; 2) Итак, в одном департаменте служил один чиновник; 3) В данном случае лучше переждать; 4) А банька – вещь приятная! 5) Целый день лил дождь; 6) Что вы за люди, ничем вашему брату нельзя угодить; 7) Они не боятся чумы, полагаясь на судьбу и на известные предосторожности. 

Задание 7. Произведите морфологический анализ имен числительных в предложениях:

Уже давно между собою враждуют эти племена; не раз склонилась под грозою то их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре? (А. С. Пушкин)

Схему анализа см. в учебнике: Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / В.В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е.И. Дибровой.– Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

Литература:

1.     Материалы к лекции 8 Местоимение ЭУМК.

2.     Основная [1-8].

3.     Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч. 2)].