Тема 4.
Введение в
морфологию
План
1.
Морфология
как
грамматическое
учение о слове.
2.
Грамматическое
значение и
грамматическая
форма.
3.
Способы
выражения
грамматических
значений в
русском
языке.
4.
Грамматическая
категория.
5.
Части
речи и
принципы их
классификации.
1. Морфология
как
грамматическое
учение о слове
Морфология
является
одним из
разделов грамматики.
Термин
«грамматика»
используется
в
языкознании
в двояком
значении:
1) грамматический
строй языка; 2)
учение о
грамматическом
строе языка,
т.е. как обозначение
соответствующей
научной дисциплины.
В последнем
смысле
грамматика
представляет
собой
собрание
правил об
изменении
слов и
сочетании
слов в
предложении. В
соответствии
с этим
грамматика
подразделяется
на два
раздела:
морфологию –
собрание
правил об
изменении
слов, т.е.
учение о
грамматической
природе
слова и его
формах (греч. morphe – форма, logos – слово,
учение), и
синтаксис –
собрание
правил о
сочетании
слов, т. е.
учение о
построении
предложения
(греч. syntaxis –
сочетание,
построение).
Грамматика
(морфология и
синтаксис)
дает правила
изменения
слов и
сочетаний
слов в
предложении,
имея в виду
не
конкретные
слова и
предложения,
а слова и
предложения
вообще.
Грамматика
абстрагируется
от частного и
конкретного
в словах и
предложениях
и берет то, что
есть в них
общего.
Объектом
изучения в
морфологии
являются отдельные
слова. Однако
в морфологии
слова
изучаются не
так, как в
лексикологии.
Лексикология
изучает
лексическое
значение слова,
его
происхождение,
функционально-стилистические
свойства, употребляемость.
Морфология
же изучает
грамматические
свойства
слова.
Например, в
слове пилотаж
лексикологию
интересует
то, что слово
французского
происхождения
(pilotage),
является
авиационным
термином и
обозначает
искусство
управления
летательным
аппаратом.
Для
морфологии
же важно то,
что это слово
является
именем
существительным,
неодушевленным,
нарицательным,
мужского
рода, во
множественном
числе не
употребляется,
способно
определяться
именем
прилагательным
(высший
пилотаж) и
изменяться
по падежам (пилотаж,
пилотажа,
пилотажу,
пилотаж,
пилотажем, о
пилотаже).
Задачи
морфологии
не
ограничиваются
изучением
только форм
слова и
выражаемых
ими общих
грамматических
значений. В
морфологию
включается
учение о
частях речи
как лексико-грамматических
категориях
слов. Кроме
того,
традиционным
в русской
лингвистической
науке
является и
отнесение к
морфологии
вопросов
словообразования
отдельных
частей речи
(общие
вопросы
словообразования,
типы
словообразования,
изменения в
морфологическом
составе
слова и
другие выносятся
в отдельный
раздел).
Таким
образом,
морфология –
раздел
языкознания,
изучающий
формы слова,
части речи и
их
лексико-грамматические
признаки.
Морфология
связана с
другими
разделами языкознания:
1. С
фонетикой –
слова и их
формы имеют
определенную
звуковую оболочку,
что
позволяет
отличать их
друг от друга.
Они
построены по
законам
фонетики данного
языка,
обладают
ударением, с
помощью которого
в ряде
случаев
разграничиваются
формы слов (руки
– Им. п., мн. ч.,
руки – Р. п.,
ед. ч.).
2. С
лексикологией
– связь с лексикой
проявляется
в единстве
лексического
и
грамматического
значений в
слове, в учете
лексического
значения при
распределении
слов по
лексико-грамматическим
разрядам, в
возможности/невозможности
образования
морфологических
форм у многих
слов (гнедой,
вороной – не
образуются
степени
сравнения).
3. Со
словообразованием
– для каждой
части речи
характерны
свои способы
и средства словообразования.
Словообразовательные
средства
способствуют
группировке
слов в лексико-грамматические
разряды.
4. С
синтаксисом –
морфологические
формы и их
сочетаемостные
возможности
являются
базой для
словосочетания
и
предложения.
И морфология,
и синтаксис
служат
достижению
одной цели –
формированию
и выражению
мысли, для
чего и используются
изменения
форм и их
сочетания в предложении.
2.
Грамматическое
значение и
грамматическая
форма
Морфология,
будучи
учением о
грамматической
природе
слова и его
формах,
прежде всего
имеет дело с
такими
понятиями,
как грамматическая
категория,
грамматическое
значение и грамматическая
форма. Та или
иная
грамматическая
категория
(категория
рода,
категория
числа,
категория
падежа и т.д.) в
каждом
конкретном
слове имеет
определенное
содержание.
Так,
например,
категория
рода,
свойственная
именам
существительным,
в слове книга
обнаруживается
тем, что это
имя
существительное
является
существительным
женского
рода; или
категория вида,
например, в
глаголе рисовать
имеет
определенное
содержание –
это глагол
несовершенного
вида.
Подобные
значения слов
называются
грамматическими
значениями.
Следовательно,
каждое слово
может
обладать
рядом
грамматических
значений,
например, в
глаголе бежал
заключены
следующие
грамматические
значения:
значение
прошедшего
времени,
значение
единственного
числа,
мужского
рода, несовершенного
вида.
Грамматические
значения
выражаются
определенными
языковыми
средствами.
Например:
значение 1-го
лица
единственного
числа в
глаголе пишу
выражается
при помощи
окончания -у,
а общее
значение
творительного
падежа в
слове лесом
выражается
при помощи
окончания
-ом. Выражение
грамматических
значений
внешними
языковыми
средствами
называется грамматической
формой.
Следовательно,
формы слова –
это
разновидности
одного и того
же слова,
отличающиеся
друг от друга
грамматическими
значениями. Вне
грамматической
формы не
существует ни
одного
грамматического
значения.
Грамматические
значения могут
выражаться
не только при
помощи морфологических
видоизменений
слова, но и
при помощи
других слов,
с которыми
оно связано в
предложении.
Например, в
предложениях
Он купил
пальто и Он
был в пальто
форма слова пальто
одинакова,
однако в
первом
случае оно
имеет
грамматическое
значение
винительного
падежа, а во
втором –
предложного
падежа. Эти
значения
создаются
разными
связями этого
слова с
другими
словами в
предложении.
Упорядоченная
совокупность
всех словоформ
слова
называется парадигмой.
Различаются
три типа
парадигм:
– полная
– содержит
полный набор
форм
словоизменения,
свойственный
данной части
речи по той или
иной
категории (шкаф
– 6 форм ед. ч. и
6 форм мн. ч.);
– неполная
(недостаточная)
– содержит
неполный набор
словоизменения
конкретного
слова по той
или иной
категории
(парадигма
склонения:
молоко – есть 6
форм ед. ч., но
нет мн. ч., сливки
– наоборот,
мечта – нет
Р. п., мн. ч.);
неполная
парадигма
спряжения:
победить –
нет 1 л., ед. ч.,
обступить –
нет ед. ч.);
– избыточная
(изобилующая)
– парадигма,
содержащая
большее
количество
форм, чем в
полной
парадигме (спряж.: махать,
полоскать,
двигать; ср. махать
– машет (махает
– разг.) – машут
(махают –
разг.)).
3.
Способы
выражения
грамматических
значений в
русском
языке
В
русской
морфологии
существуют
разные способы
выражения
грамматических
значений,
т. е. способы
образования
форм слова: синтетический,
аналитический
и смешанный.
При
синтетическом
способе
грамматические
значения
выражаются
обычно
аффиксацией,
т. е. наличием
или
отсутствием
аффиксов (например,
стол, стола;
идет, идут;
красив,
красива, красиво),
значительно
реже –
чередованием
звуков и ударением
(умереть –
умирать; масла
– спец. масла),
а также супплетивно,
т. е.
образованиями
от разных
корней (человек
– люди, хорошо –
лучше).
Аффиксация
может
совмещаться
с изменением
ударения (вода
– воды), а
также с
чередованием
звуков (сон –
сна). При
аналитическом
способе
грамматические
значения
получают
свое
выражение
вне основного
слова, т. е. в
других словах
(слушать –
буду слушать).
При
смешанном,
или
гибридном,
способе грамматические
значения
выражаются и
синтетически,
и
аналитически,
т. е. и вне и
внутри слова.
Например,
грамматическое
значение предложного
падежа
выражается
предлогом и
окончанием (в
доме),
грамматическое
значение
первого лица
– местоимением
и окончанием
(я приду).
Формообразующие
аффиксы
могут быть
выразителями
сразу
нескольких
грамматических
значений,
например: в
глаголе идут
окончание
-ут
выражает и
лицо, и число,
и наклонение.
4.
Грамматическая
категория
Грамматическая
категория –
это
свойственные
словам
значения
обобщенного
характера,
отвлеченные
от конкретных
лексических
значений
этих слов.
Категориальные
значения
могут быть
показателями,
например,
отношения
данного
слова к другим
словам в
словосочетании
и
предложении
(категория
падежа),
отношения к
лицу
говорящему
(категория
лица),
отношения
сообщаемого к
действительности
(категория
наклонения),
отношения
сообщаемого
ко времени
(категория
времени) и
т. д.
Грамматические
категории обладают
различной
степенью
абстрагирования.
Например,
грамматическая
категория падежа
в сравнении с
грамматической
категорией
рода
является
более
абстрагированной
категорией.
Так, любое
существительное
включается в
систему
падежных
отношений, но
не каждое из
них
включается в
систему
противопоставлений
по роду: учитель
–
учительница,
актер –
актриса, но педагог,
языковед,
режиссер.
Термин
«грамматическая
категория»
используется
и в другом,
более
широком
значении, – в
значении
класса слов,
объединенных
общими
грамматическими
признаками. В
таком смысле
мы говорим о
категории
существительного,
прилагательного
и т. д. Однако
при этом добавляется
уточняющее
слово лексический,
т. е. речь
идет о
лексико-грамматических
категориях
слов, или
частях речи.
Как лексика и
грамматика,
являясь
разными
сторонами языка,
связаны друг
с другом, так
и лексическое
и
грамматическое
значения в
слове находятся
во
взаимодействии.
Это
проявляется,
например, в
том, что
с изменением
лексического
значения в
слове
меняются и
его грамматические
значения и
формы. Так, в
словосочетании
звонкий
голос
прилагательное
звонкий
качественное.
Оно имеет
формы
степеней сравнения
(звонкий,
звонче, самый
звонкий). То
же
прилагательное
в
словосочетании
звонкий
согласный,
потерявшее
значение
качественности
и ставшее
относительным
прилагательным
(звонкий, т. е.
образованный
с участием
голоса),
утратило и
формы
степеней
сравнения, т. е.
лишилось
ряда
грамматических
значений и
форм. Другой
пример.
Видовые
значения глаголов,
т. е.
грамматические
значения,
могут прямо
зависеть от
их
лексических
значений.
Так, глагол бежать
в значении
«быстро
передвигаться»
употребляется
только как
глагол
несовершенного
вида: Мальчик
поднял
кольцо, во
весь дух
пустился
бежать. Иное
лексическое
значение
(«совершать
побег»,
«спасаться
бегством»,
«быстро
отступать»)
влечет за собой
и другое
грамматическое
значение –значение
совершенного
вида: Мальчики
собирались
бежать
куда-то в
Америку
добывать
золото.
Таким
образом, грамматическая
категория –
это система
противопоставленных
друг другу
рядов
грамматических
форм с
однородными
грамматическими
значениями. В
различных
работах
выделяется
разное число
грамматических
категорий.
Традиционно
в их список
включают:
именные (род
число, падеж),
глагольные
(вид, залог,
лицо,
наклонение,
время).
Грамматические
категории
бывают двух
видов:
– словоизменительные –
это
категории,
члены
которых
могут быть представлены
формами
одного и того
же слова
(например,
у существительных:
категория числа
и падежа, у
прилагательных:
категория
числа,
падежа, рода).
– несловоизменительные –
это
категории,
члены
которых не
могут быть
представлены
формами
одного и того
же слова
(категория
рода у
существительных).
5.
Части речи и
принципы их
классификации
Впервые
глубокий
анализ
частей речи
русского
языка был
сделан М. В. Ломоносовым
в его
«Российской
грамматике» (1755).
Им было
выделено
8 частей речи.
Главные – это
имя
(существительное,
прилагательное,
числительное),
глагол.
Служебные –
местоимение,
причастие,
наречие,
предлог,
союз, междометие.
Части
речи – это
самые
крупные
грамматические
классы слов,
характеризующиеся
совокупностью
следующих признаков:
наличием
обобщенного
значения,
абстрагированного
от
лексических
и грамматических
значений
всех слов
данного класса;
комплексом
определенных
грамматических
категорий; общей
системой
парадигм;
общностью
основных
синтаксических
признаков.
Получила
широкое
распространение
структурно-семантическая
классификация
частей речи,
предложенная
В. В.
Виноградовым:
1) части речи, 2)
частицы речи,
3) модальные
слова, 4) междометия.
Наиболее
крупные
структурно-семантические
категории –
части речи и
частицы речи
– подразделяются
каждая еще на
ряд групп. К частям
речи
В. В. Виноградов
относит
имена, выделяя
в них
существительное,
прилагательное
и
числительное,
местоимение,
глагол, наречие,
категорию
состояния.
К частицам
речи отнесены
предлоги,
союзы,
собственно
частицы и
связки. Особо
рассмотрены
модальные слова
и междометия.
Большая
часть
современных
учебников и
учебных
пособий по
русскому
языку
строится на
основе
учения В. В.
Виноградова
о частях
речи.
«Русская
грамматика» (1980)
и «Краткая
русская
грамматика» (1989)
сохраняют традиционную
классификацию
частей речи,
однако
вносят
некоторые
изменения в
состав местоимений
и
числительных.
В местоимение
включаются
местоимения-существительные,
замещающие
лицо или
предмет (я, ты,
он, себя, мы, вы,
они, кто, что и
др.), а
местоимения-прилагательные
(твой, ваш, его,
их и др.) и
местоимения-наречия
(по-моему,
по-твоему,
по-нашему,
по-вашему и
др.)
рассматриваются
как разряды
слов внутри
прилагательных
и наречий.
Разряд
числительных
составляют
только
количественные
(один, два, три
и др.) и
собирательные
(двое, трое,
пятеро и др.).
Порядковые
числительные
включены в состав
прилагательных
(первый,
второй и др.).
В основу
классификации
частей речи
положены
следующие
принципы:
1.
Семантический
– на первое
место при
классификации
выдвигается
лексическое
значение,
один из
минусов – нет
места
служебным, модальным
словам,
междометиям.
2. Морфологический
–
классификация
осуществлялось
на основе
наличия или отсутствия
форм
словоизменения.
Один из главных
минусов – нет
учета
лексического
значения. 3.
Синтаксический
–
рассматривается
возможность
или
невозможность
функционирования
словоформы в
качестве
члена предложения
или целого
предложения.
В
зависимости
от лексического
значения, от
характера
морфологических
признаков и
синтаксической
функции все
слова
русского
языка
делятся на
определенные
лексико-грамматические
разряды,
называемые
частями речи.
Различаются
части речи
самостоятельные
и служебные.
В особую группу
слов
выделяются
модальные
слова, междометия
и
звукоподражательные
слова. Самостоятельные
(или
знаменательные)
части речи
либо
называют
предметы,
качества или
свойства,
количество,
действие или
состояние,
либо
указывают на
них. Они
имеют
самостоятельные
лексические
и
грамматические
значения, в предложении
выступают в
роли главных
или второстепенных
членов
предложения.
К самостоятельным
частям речи
относятся 7
разрядов
слов: имя
существительное,
имя прилагательное,
имя
числительное,
местоимение,
глагол, наречие,
безлично-предикативные
слова (категория
состояния).
Средствами
формоизменения
обладают
имена
существительные,
прилагательные,
числительные,
глаголы и
местоимения.
Наречия и
безлично-предикативные
слова (типа рад,
жаль, недосуг
и др.) лишены
формообразующих
средств
(кроме
степеней
сравнения
качественных
наречий и
образованных
от них
безлично-предикативных
слов).
Служебные
слова (или
частицы речи)
лишены номинативной
(назывной)
функции. Они
являются
своеобразным
грамматическим
средством
для
выражения
отношений и
связи между
словами и
предложениями
(предлоги,
союзы), а
также для
передачи
определенных
смысловых и
эмоциональных
оттенков
значений,
выраженных
самостоятельными
частями речи
(частицы).
К служебным
словам
относятся
предлоги,
союзы, частицы.
Выделенные в
особую
группу
модальные
слова, как и
служебные
части речи,
не обладают
номинативный
функцией. Они
выражают
оценку говорящим
своего
высказывания
с точки зрения
отношения
сообщаемого
к
объективной действительности
(безусловно,
к сожалению
и др.). Междометия
также лишены
функции
называния.
Они являются
выразителями
определенных
чувств (ох! чу!
фу! увы! и др.) и
волеизъявлений
(вон! стоп! тс!
и т. д.).
Междометия
неизменяемы
и обычно не являются
членами
предложения,
хотя интонационно
всегда
связаны с
предложением,
к которому
примыкают.
Звукоподражательные
слова
являются по
своему звуковому
оформлению
воспроизведением
восклицаний,
звуков,
криков и др. (кря-кря,
ку-ку, му-у,
динь-динь и
т.д.). По своим
синтаксическим
функциям они
сходны с
междометиями,
но в отличие
от последних
не выражают
каких-либо
чувств или
волеизъявлений.
Ссылка
на
практическое
занятие по
теме >>