Практическое занятие № 6

Тема: Имя существительное

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Общекатегориальные грамматические признаки существительного как части речи. Предметность как частеречное значение существитель­ного.

2. Лексико-грамматические разряды существительных (собственные и нарицательные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные).

3. Категория одушевленности/неодушевленности существительного. 

4. Грамматический род имени существительного. Способы определения рода. Род несклоняемых слов.

5. Категория числа имен существительных. 

5. Падеж существительного как словоизменительная грамматическая категория. 

6. Склонение имен существительных. Типы склонения существительных.

 

Практическая часть

Задание 1. Определите лексико-грамматический разряд существительных.

Колесо, вопрос, предубеждение, драма, астра, гостиница, пластмасса, разъезд, закройщик, землетрясение, просвещение, целлюлоза, судьба, юношество, тишина, щелочь, офицерство, подмастерье, чайник, родня, крыжовник, колодец, строитель, скамейка, часы, учение, спирт, перезвон, подруга, вода, мороз, солнце, барсук, комар, обезьяна, щука.

Задание 2. Определите значение одушевленности/неодушевленности у следующих слов, используя грамматический и семантический критерии разграничения.

Кукла, самоучитель, робот, вирус, русалка, звезда, лицо, змей (бумажный).

Задание 3. К какому роду относятся данные слова? Обоснуйте свой ответ, используя разные способы определения рода имен существительных.

Шампунь, мозоль, кутюрье, пенальти, вуз, тюль, салями, авеню, плацкарта, загс, медаль, госпиталь, капель, кольраби, тюз.

Задание 4. Распределите существительные по следующим группам: 1) имеющие формы ед. и мн. ч.; 2) имеющие формы только ед. ч.; 3) имеющие формы только мн. ч.

Ворота, часы, студент, студенчество, золото, опилки, счета, лагерь, воздух, помощь, бегство, бега, очки, перец, будни, листья, листва, кружева, нежность, рожь, леса, лестницы, щипцы, азарт, глаза, белизна, перила, хлеб, колибри, рост, морковь.

Задание 5. Выпишите из текста формы имен существительных и определите тип склонения, падеж и падежное значение.

         Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол елки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней (М. И. Пришвин)

Задание 6. Запишите в тетрадь схему морфологического анализа имени существительного (Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / В. В. Бабайцева [и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой.– Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – М. : Издательский центр «Академия», 2001).

Сделайте морфологический анализ выделенных в тексте имен существительных из предыдущего задания.

 

Литература:

1.     Материалы к лекции 5 Имя существительное ЭУМК.

2.     Основная [1-8].

3.     Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч.2)].