Практическое занятие № 4

 

Тема: Морфонология

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Морфонология как раздел языкознания. Объект исследования морфонологии. Связь морфоно­логии с другими разделами языкознания.

2. Морфонема как основная единица морфонологии.

3. Морфонологические чередования. Чередования на морфемном шве и вне его.

4. Наиболее регулярные виды морфонологических чередований: усечение; интерфиксация; наложение морфем; изменение акцентологических характеристик.

 

Практическая часть

Задание 1. Укажите чередования гласных в следующих группах слов: мыть – мойка, сухой – сохнуть – высыхать; застелить – застилать; сбор –собрать – собирать – соберу; лёд –льдина; медвежий – по-медвежьи.

Задание 2. Укажите чередования согласных в следующих группах слов. Какими историческими фонетическими законами они вызваны? Светить – свеча – освещение; удивить – удивление; бродить – брожение; муха – мушка; дорога – дорожный; носить – ноша; мостить – мощеный; доска – дощатый.

Задание 3. Подберите к данным словам производящую базу. Укажите случаи усечений морфем на морфемном шве: кокетничать, дудка, либреттист, лодочка, получатель, редеть, утиный, самбист, космический.

Задание 4. Подберите к данным словам производящую базу. Укажите случаи интерфиксации на морфемном шве: кофейный, музейный, африканский, тамбовский, судилише, ревущий, живучий, завтрашний, кормилец, фруктовница.

Задание 5. В данных словах есть примеры интерференции морфем на морфемном шве. Найдите и прокомментируйте их: розоватый, архангельский, бородатый, борисовский, регбист, пальтовый, бедовый.

Задание 6. Выделите корневые и/или аффиксальные морфонемы в словах: бросок, брошу, выбрасывать, бросочек, броска; благородный, облагородить, облагороженный, облагораживать; поданный, поддетый, подписанный; обвести, обогнуть, охватить.

Задание 7. Найдите в предложениях слова с морфонологическими явлениями. Объясните эти явления.

1) Камчатские гейзеры и вулканы – интересное природное явление. 2) Скоро сам узнаешь в школе,/ Как архангельский мужик /По своей и Божьей воле / Стал разумен и велик (Н.А. Некрасов). 3) Прочтение трагедии В. Шиллера «Коварство и любовь» – необходимое условие для получения «зачтено» по зарубежной литературе. 4) Зачем разлучница судьба всегда любви помеха и почему любовь раба богатства и успеха?

Литература:

1.     Материалы к лекции 3 Морфонология ЭУМК.

2.     Основная [3, 5, 7, 8].

3.     Дополнительная [9, 12, 14].