Практическое
занятие № 9
Подготовить
ответы на
следующие
вопросы:
1. Местоимения
в системе
частей речи.
Лексическое
значение и
функции
местоименных
слов.
2. Разряды
местоимений
по значению и
их референтные
свойства.
3. Грамматическая
классификация
местоименных
слов. Местоименное
употребление
неместоименных
лексем в
речи.
4. Система
грамматических
категорий
местоименных
слов.
Морфологические
признаки и
система словоизменения
местоимений
различных
разрядов.
5. Особенности
склонения
местоименных
слов.
Практическая
часть
Задание
1.
Выпишете из
текста все
местоимения.
Определите
их разряд по
значению.
(1)
Юность –
прекрасный
возраст! (2) Ты,
как и многие,
наверняка,
задаешься
вопросом: «А
смогу ли я
сделать то
или иное
дело,
справлюсь ли
я?» (3)
Обязательно
справишься! (4) Главное,
будь решителен, не
отступай
перед
трудностями.
(5) Любое
дело – это
сначала твои
мысли и
мечты. (6) Чтобы
они
осуществились,
необходимо
большое
желание. (7) Желание
будет
прибавлять
силы. (8)
Мысленно
определи
последовательность
своих
действий по
достижению
задуманной
цели. (9)
Целеустремленность,
воля – это
те качества,
которые
помогают
осуществлению
задуманного.
(10) Помни,
что рядом с
тобой любящие
родные,
истинные
друзья. (11) Не
бойся
довериться
им, попросить
поддержки
или помощи. (12) Прислушиваясь
к мнению
человека
знающего,
имеющего
большой
жизненный
опыт, ты сможешь
избежать
ошибок.
(13)
Разумеется, в
реальной
жизни не
бывает всё
просто и
гладко. (14) Иногда
она
преподносит
нам сюрпризы,
ставит
сложные
задачи. (15) И тогда
очень важно
не
потеряться,
не занизить
свою планку.
(16) Бывает
и так, что
человек явно
переоценивает
свои
возможности. (17) Ему
кажется, что
все по плечу,
однако на деле
получается
не так: он не
справляется
с
поставленной
задачей. (18) Чтобы
такого не
случилось,
необходимо
учиться,
развиваться,
работать над
собой, читать
больше книг,
анализировать
информацию.
(19)
Каждый из нас
должен
выбрать
правильный путь
в жизни.
(20) Трудности,
конечно,
будут. (21) Однако
их не надо
бояться. (22) Убеждён,
что вера в
себя, в свои
силы поможет
тебе.
Задание
2. Определите,
как
выписанные
вами из
задания 1
местоимения
соотносятся
с другими
частями речи
(местоимения-существительные,
местоимения-прилагательные,
местоимения-числительные).
Какие морфологические
признаки
имеют
местоимения-существительные,
местоимения-прилагательные,
местоимения-числительные?
Задание 3.
Укажите
начальную
форму
местоимений,
определите
их
лексико-грамматический
разряд.
К нам,
мимо них, изо
всей силы, со
всякими глупостями,
при каждом
случае, об
ином деле, во
всю прыть,
каким-то
способом, не
говорить
никому, о скольких
событиях, при
некоторых
обстоятельствах,
со всем
энтузиазмом,
со мной, о себе,
перед тобой,
с ним, во
всяком
случае, перед
кем-то, от нее,
на нас, на
себя, при
тебе, на нем,
во все,
с некоторых
пор, о ком,
никаким
образом, кое
у кого, ни
перед кем, не по
себе, о
всяком, ни за
кого, не к чему,
самоё себя,
спросить не у
кого, думать
не о чем.
Задание 4. Приведите
примеры
сложных
прилагательных
и
существительных,
в состав
которых
входят
местоимения себя-/себе-,
все-, свое-,
само-.
Разберите
эти слова по
составу.
Задание 5. Определите
значение
фразеологизмов,
в состав
которых
входят
местоимения.
Не в
своей
тарелке, всей
душой, выйти
из себя,
своим
чередом, на
каждом шагу,
себе на уме,
вам и карты в
руки, встать
не стой ноги,
наше вам с
кисточкой, ни
в какие
ворота,
внести свою
лепту, во всю
ивановскую,
мерить на
свой аршин,
кто кого, и был
таков.
Задание 6.
а) Определите
значение
местоимений
в контексте.
1) – Кто путешествует, в деревне кто живет...
– Да он
властей не
признает! –
Кто служит
делу, а не
лицам...; 2) Вы
мне никто, и
звать вас
никак; 3) Там
были всякие
интересные
вещицы; 4) Это
низко и
подло, ты
превратился
в ничто.
б)
Найдите
примеры
прономинализации:
1)
Вас человек
спрашивает; 2)
Итак, в одном
департаменте
служил один
чиновник; 3)
В данном случае
лучше
переждать;
4) А банька –
вещь приятная!
5) Целый день
лил дождь;
6) Что вы за люди,
ничем вашему
брату нельзя
угодить; 7) Они не
боятся чумы,
полагаясь на
судьбу и на
известные
предосторожности.
Задание
7.
Произведите
морфологический
анализ имен
числительных
в
предложениях:
Уже
давно между
собою
враждуют эти
племена; не
раз
склонилась
под грозою то
их, то наша
сторона. Кто
устоит в
неравном
споре? (А. С. Пушкин)
Схему
анализа см. в
учебнике:
Современный
русский язык:
Теория.
Анализ
языковых
единиц : учеб. для студ.
высш. учеб.
заведений : в
2 ч. / В.В. Бабайцева
[и др.] ; под ред.
Е.И. Дибровой.–
Ч. 2: Морфология.
Синтаксис. – М. :
Издательский
центр
«Академия», 2001. –
704 с.
Литература:
1. Материалы
к лекции 8
Местоимение
ЭУМК.
2.
Основная
[1-8].
3.
Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч. 2)].