Практическое
занятие № 4
Тема: Морфонология
Подготовить
ответы на
следующие
вопросы:
1. Морфонология
как раздел
языкознания.
Объект
исследования
морфонологии.
Связь морфонологии
с другими
разделами
языкознания.
2.
Морфонема
как основная
единица
морфонологии.
3.
Морфонологические
чередования.
Чередования
на морфемном
шве и вне его.
4. Наиболее
регулярные
виды
морфонологических
чередований:
усечение;
интерфиксация;
наложение
морфем;
изменение
акцентологических
характеристик.
Практическая
часть
Задание
1. Укажите
чередования
гласных в
следующих
группах слов:
мыть –
мойка, сухой –
сохнуть –
высыхать;
застелить –
застилать;
сбор –собрать
– собирать – соберу;
лёд –льдина;
медвежий –
по-медвежьи.
Задание
2. Укажите
чередования
согласных в
следующих
группах слов.
Какими
историческими
фонетическими
законами они
вызваны? Светить –
свеча –
освещение;
удивить –
удивление;
бродить –
брожение;
муха – мушка;
дорога – дорожный;
носить – ноша;
мостить –
мощеный; доска
– дощатый.
Задание 3. Подберите
к данным
словам производящую
базу. Укажите
случаи
усечений морфем
на морфемном
шве: кокетничать,
дудка,
либреттист,
лодочка, получатель,
редеть,
утиный,
самбист,
космический.
Задание
4. Подберите
к данным
словам
производящую
базу. Укажите
случаи
интерфиксации
на морфемном
шве: кофейный,
музейный,
африканский,
тамбовский,
судилише,
ревущий,
живучий,
завтрашний, кормилец,
фруктовница.
Задание 5. В
данных
словах есть
примеры
интерференции
морфем на
морфемном
шве. Найдите
и прокомментируйте
их: розоватый,
архангельский,
бородатый,
борисовский,
регбист,
пальтовый,
бедовый.
Задание
6. Выделите
корневые
и/или
аффиксальные
морфонемы в
словах: бросок,
брошу,
выбрасывать,
бросочек,
броска;
благородный,
облагородить,
облагороженный,
облагораживать;
поданный,
поддетый, подписанный; обвести,
обогнуть,
охватить.
Задание
7.
Найдите в
предложениях
слова с
морфонологическими
явлениями.
Объясните
эти явления.
1) Камчатские
гейзеры и
вулканы –
интересное
природное
явление.
2) Скоро сам
узнаешь в школе,/
Как
архангельский
мужик /По
своей и Божьей
воле / Стал
разумен и
велик (Н.А.
Некрасов). 3) Прочтение
трагедии
В. Шиллера
«Коварство и любовь»
– необходимое
условие для
получения
«зачтено» по
зарубежной
литературе.
4) Зачем
разлучница
судьба
всегда любви
помеха и почему
любовь раба
богатства и
успеха?
Литература:
1. Материалы
к лекции 3
Морфонология
ЭУМК.
2.
Основная
[3, 5, 7, 8].
3. Дополнительная
[9, 12, 14].