Практическое
занятие № 12
Подготовить
ответы на
следующие
вопросы:
1. Причастие
как особая
форма
глагола. Синкретизм
именных и глагольных
грамматических
признаков в
причастии.
Вопрос о
грамматическом
статусе причастий
в русском
языкознании.
2.
Образование
причастий
настоящего и
прошедшего
времени.
Ограничения
в образовании
причастных
форм.
3.
Процесс
адъективации
причастий,
его причины и
критерии
разграничения
собственно
причастий и
причастий,
перешедших в
прилагательные.
4. Деепричастие
как особая
форма
глагола, его
значение,
грамматические
признаки.
5. Образование
деепричастий
несовершенного
и
совершенного
вида. Переход
деепричастий
в наречия и
предлоги.
Практическая
часть
Задание
1.
Образуйте
возможные
формы причастий
и
деепричастий
от глаголов.
Привести,
радоваться,
образовать,
погаснуть,
углубить,
углублять,
ходить,
завянуть, поразить,
удивляться,
гнать,
молоть,
обезволеть,
приобрести,
продать,
купить,
спасти, дремать,
заниматься.
Задание 2. Определите
случаи перехода
причастий в
прилагательные.
Бегущая
по волнам,
плакучая ива,
седеющая женщина,
бурлящий
поток,
плачущий
ребенок, бушующее
море, висячий
замок,
дремучий лес,
темнеющее
небо, висящее
белье,
цветущий вид,
загорелое
лицо, летучий
газ,
натянутая
улыбка,
спеющая
вишня,
текучая
жидкость,
текущий ручей,
недреманное
око,
стреляный
воробей, стоячая
вода.
Задание
3.
Замените
инфинитив в
скобках
глаголом-сказуемым,
затем –
причастием,
образованным
от этого
инфинитива,
затем –
деепричастием.
Анна
Ивановна
(преподавать)
литературу в
школе, часто
проверяла
тетради
допоздна.
Альпинисты
(покорить) Эверест,
с триумфом
вернулись на
базу. Школьники
(разъехаться)
на каникулы,
скучали по своим
друзьям.
Автомобиль
(показаться)
из-за
поворота,
просигналил
нам. Грозовые
тучи
(рассеяться)
быстро, вновь
уступили
место яркому
солнышку.
Задание 4. Вместо точек вставьте деепричастия в пословицы и поговорки.
1. … зло, не
жди добра. 2. Не …
за топор,
избы не срубишь.
3. … от дыма, не
бросайся в
огонь 4. Не …
броду, не суйся
в воду. 5. Не
сиди … руки,
так не будет
скуки! 6. Не …
слова, крепись,
а … держись 7. Не …
медведя,
шкуры не продают
8. Не … и лаптя не
сплетёшь 9.
Дружба как
стекло, … , не
сложишь 10. Не …
лошадь,
далеко не уедешь;
Держи голову
высоко, не …
носа. Говори …,
садись … .
Задание 5. Какие
ошибки
допущены при
образовании
и употреблении
причастий и
деепричастий?
Отредактируйте
предложения.
1) Люди
помнят о
героях,
падших в
боях. 2) Расколонное
бревно
лежало возле
дома. 3) Мы
будем рады
родственникам,
приедущим к
нам. 4) Он хотел
внести
предложение,
вызвавшее бы
возражение. 5)
Человек,
произносимый
тост,
показался
мне
симпатичным.
6) Узнавши
правду, она
заплакала.
7) Дедушка
играет с
маленьким
внуком,
иногда
щекотая
малыша.
8) Подметши
улицу,
дворник
удалился. 9)
Приезжая в
Минск, меня
также
посещают
воспоминания.
10) Поужинав,
столовая
закрылась.
Задание
6.
Найдите в
тексте
причастия,
выполните их
морфологический
анализ (схему
анализа см. в учебнике:
Современный
русский язык:
Теория.
Анализ
языковых
единиц : учеб. для студ.
высш. учеб.
заведений : в
2 ч. /
В.В. Бабайцева
[и др.] ; под ред.
Е. И. Дибровой.–
Ч. 2: Морфология.
Синтаксис. – М. :
Издательский
центр
«Академия», 2001. –
704 с.).
Память
можно
представить
в виде
библиотеки.
Стеллажи
этой
библиотеки
содержат на
полках сотни
«книг»-слов. На
каждую книгу
заведён
специальный
формуляр, в
котором записан
её номер и
номер той
полки, на
которой она
находится. И
то, насколько
быстро мы найдём
при помощи
этого
формуляра
нужную нам книгу,
зависит лишь
от удачного
или, наоборот,
неудачного
её
расположения
в библиотеке.
Обычно
пользующиеся
повышенным
спросом
книги
находятся на
ближайших
полках, менее
употребительные
на более
отдалённых,
близкие по
содержанию
книги
располагаются
рядом.
Сходным
образом,
видимо, упорядочены
и слова в
нашей памяти,
что
способствует
их быстрому
нахождению в
случае
возникшей
необходимости.
Литература:
1. Материалы
к лекции 10
Причастие и
деепричастие
ЭУМК.
2.
Основная
[1-8].
3.
Дополнительная [9, 12, 13 (ч. 2), 14 (ч. 2), 15].