Практическое занятие № 1

 

Тема: Морфемика

 

Подготовить ответы на следующие вопросы:

1. Морфемика как раздел науки о языке, ее задачи.

2. Морфема как значащая часть слова. Признаки морфемы.

3. Морфема как двусторонняя единица.

3.1. План выражения морфемы. Морф как конкретный представитель (реализация морфемы). Материально выраженные и нулевые морфемы. 

3.2. План содержания морфемы. Парадигматические отношения в кругу морфем: полисемия и омонимия, синонимия и антонимия морфем.

4. Типы морфем в современном русском языке – по их роли в организации внутренней формы слова (корневые и служебные), по их позиции в слове (по отношению к корню – префиксы, суффиксы, постфиксы), по функции (формообразовательные и словообразовательные), по степени свободы функционирования (свободные и связанные). 

 

Практическая часть

Задание 1. Выделите морфы, представляющие одну морфему, в следующих группах слов: обедать – обедает, подбежать – подойти, читатель – чтец, растениеводческий – ленинградский – товарищеский – американский – эпизодический, синей – синею, демобилизация – дезориентация, эсперанто – эсперантист, радушье – радушие.

Задание 2. Какие парадигматические отношения устанавливаются между морфемами в следующих группах слов: страна – города – вела – глуха; активист – серебристый; преодолеть – преумный; народу – стране – юности; архиреакционный – сверхреакционный – ультрареакционный; лжец – лгун; безбровный – безбровый; атаманить – атаманствовать; лес – бор; правосудие – кривосудие; домик – домина?

Задание 3. Сгруппируйте однокоренные слова: кровь, носатый, утопленник, перенос, медонос, топить1, топить2, отопление, носильщик, кровавый, топкий, кров, кровельщик, кровинка, сукровица, натопить, кровля, утопить, топка, топь, нос, носить, топливо, носик, носильный.

Задание 4. Выделите флексии в следующих словах: сыновей, детей, бегуньи, медвежата, отцов (дом), нет (отцов), человечий, новы, готовить, занимаются, прочитав, свой, красиво (говорить), земель, созывая, трехсот, дадим, создаст, напишите, напишете, состоялся, строившиеся, (шкаф) придвинут, (они) придвинут (шкаф), окно, пальто, пятиэтажный, санаторий.

Задание 5. Выпишите слова с нулевым суффиксом: пек, несу, переговоры, бледнолицый, зонд, золотой, синий, птичий, бросьте, набок, лесостепь, черноволосый, бурелом, пятый, второй, заика, чернь, красив, артист, ваш.

Задание 6. Найдите слова с радиксоидами и унификсами. Свой выбор прокомментируйте: буженина, француз, чтение, глушь, поэтесса, любовь, радуга, бахвалиться, оперетта, жизнь, заряд, маскарад, купчиха, патронташ.

Задание 7. Произведите морфемный анализ подчеркнутых слов по данной ниже схеме морфемного анализа.

Если я заболею, к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду):

Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом,

В изголовье поставьте упавшую с неба звезду. 

 

Я ходил напролом.

Я не слыл недотрогой.

Если ранят меня в справедливых боях,

Забинтуйте мне голову горной лесною дорогой

И укройте меня одеялом в осенних цветах. 

 

Порошков или капель – не надо.

Пусть в стакане сияют лучи.

Жаркий ветер пустынь, серебро водопадов

Вот чем стоит лечить.

 

От морей и от гор так и веет веками,

Как посмотришь – почувствуешь: вечно живём.

Не облатками белыми путь мой усеян, а облаками.

Не больничным от вас ухожу коридором, а Млечным Путём.

                                                                  (Ярослав Смеляков)

              Схема морфемного анализа слова

1. Выписать словоформу из текста.

2. Выделить в словоформе основу и формообразующий элемент (окончание, формообразующий суффикс; доказать, что это формообразующий элемент, изменив форму слова).

3. Выделить корень слова (привести однокоренные слова). Определить, свободный или связанный корень; назвать алломорфы.

4. Начиная с конца охарактеризовать аффиксальные морфемы (постфикс, суффикс, префикс), назвать единицы доморфемного уровня (интерфиксы, субморфы). Для аффиксальных морфем указать: какой части речи принадлежит; назвать имеющиеся у морфемы алломорфы или варианты; определить, какие морфемы по употреблению: регулярные или нерегулярные.

 

Литература:

1.     Материалы к лекции 1 Морфемика ЭУМК.

2.     Основная [3, 5, 7, 8].

3.     Дополнительная [9, 12, 14].