Индивидуализация образовательного процесса как условие проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов
Abstract
В статье обосновывается актуальность проблемы индивидуализации образовательного процесса с целью проектирования и развития профессиональной карьеры будущего педагога. Автор подчеркивает, что, наряду с профессиональными компетенциями, от молодого специалиста требуется владение надпрофессиональными знаниями и умениями, способствующими успешной карьере. В связи с этим сформулирована задача вузовского образования – способствовать осознанию студентом себя как профессионала с учетом персональных
особенностей, сформировать понимание необходимости развития профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей профессиональной карьеры. При этом необходимо учесть, что процесс проектирования и развития профессиональной карьеры
индивидуален и зависит от психофизиологических особенностей личности, уровня мотивации, профессиональных интересов и склонностей студентов – будущих специалистов. Одним из основных условий успешного проектирования и развития профессиональной карьеры будущих
специалистов выступает индивидуализация образования. Она направлена на активный поиск оптимальных для каждого студента способов самореализации в учебной деятельности, целенаправленного развития профессиональных и личностных компетенций, необходимых для проектирования и развития карьеры. В плане персонификации образовательного процесса в статье представлены программы «Адаптация студентов I–II курсов к образовательному пространству университета» и «Предадаптация студентов III–IV (V) курсов к профессиональной деятельности». Обе программы реализуются в Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина. Предлагаемые программы построены на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического, контекстно-биографического подходов и предусматривают создание условий для ознакомления старшекурсников со спецификой их будущей профессиональной деятельности, условиями работы; анализ проблем в предадаптации студентов к будущей профессиональной деятельности; разработку и реализацию коррекционных, развивающих, психотерапевтических мероприятий; обеспечение психологической, социально-педагогической поддержки выпускников университета на кризисных этапах их первичной профессиональной адаптации и др.