Показать сокращенную информацию
Особенности образа телесного "Я" у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
dc.contributor.author | Чемеревская, Виктория | |
dc.date.accessioned | 2020-11-05T08:38:38Z | |
dc.date.available | 2020-11-05T08:38:38Z | |
dc.date.issued | 2020 | |
dc.identifier.uri | http://rep.brsu.by:80/handle/123456789/3446 | |
dc.description.abstract | В статье обсуждаются половые особенности образа телесного «Я» у детей в начале и в конце младшего школьного возраста. Актуальность исследования заключается в том, что младший школьный возраст предшествует подростковому возрасту, который характеризуется проявлением признаков пола и развитием гендерной идентичности, что объясняет повышение значимости телесных особенностей в процессах самовосприятия и самоотношения. В психологии наблюдается недостаток исследований процессов самосознания, в том числе половых особенностей образа телесного «Я» у младших школьников, а также их развития на протяжении возрастного периода, предшествующего подростковому возрасту. Проблема заключается в существовании различий между образами телесного «Я» у девочек и мальчиков, находящихся на разных этапах младшего школьного возраста. Цель исследования – выявление половых особенностей образа телесного «Я» детей младшего школьного возраста с разными вариантами тела и телесных особенностей. Были использованы следующие методы: проективная методика «The Color-A-Person Test» (CAPT) (невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом»), разработанная О. Вули и С. Роллом, модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С. Я. Рубинштейн, а также проективная модифицированная методика «Незаконченные предложения», направленная на выявление представлений детей о своем телесного образе. Результаты исследования отражают динамику половых различий особенностей образа телесного «Я» на протяжении младшего школьного возраста, а также различия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образа телесного «Я» у мальчиков и девочек, имеющих различные варианты тела. Выводы: различия образа телесного «Я» у мальчиков и девочек находятся на уровне тенденции, так как в младшем школьном возрасте в большей степени преобладают возрастные различия образа телесного «Я». На первом месте по значимости для девочек – внешняя привлекательность и желание изменить части тела, которые не соответствуют эталонам красоты, а у мальчиков – личностные качества и умения, у последних отмечается более нейтральное отношение к собственному внешнему облику. Полученные результаты могут внести вклад в такие отрасли психологии, как психология развития и психология личности; они также могут быть применимы в работе практических психологов, работающих с младшими школьниками, имеющими различные варианты тела, а также с их родителями. | ru_RU |
dc.language.iso | ru | ru_RU |
dc.subject | образ телесного «Я», нормотипичное тело, избыточная масса тела, детский церебральный паралич (ДЦП), половые особенности, младший школьный возраст | ru_RU |
dc.title | Особенности образа телесного "Я" у мальчиков и девочек младшего школьного возраста | ru_RU |
dc.type | Article | ru_RU |