Особенности образа телесного "Я" у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Аннотации
В статье обсуждаются половые особенности образа телесного «Я» у детей в начале и
в конце младшего школьного возраста. Актуальность исследования заключается в том, что младший
школьный возраст предшествует подростковому возрасту, который характеризуется проявлением признаков пола и развитием гендерной идентичности, что объясняет повышение значимости телесных
особенностей в процессах самовосприятия и самоотношения. В психологии наблюдается недостаток
исследований процессов самосознания, в том числе половых особенностей образа телесного «Я»
у младших школьников, а также их развития на протяжении возрастного периода, предшествующего
подростковому возрасту. Проблема заключается в существовании различий между образами телесного
«Я» у девочек и мальчиков, находящихся на разных этапах младшего школьного возраста. Цель исследования – выявление половых особенностей образа телесного «Я» детей младшего школьного возраста
с разными вариантами тела и телесных особенностей.
Были использованы следующие методы: проективная методика «The Color-A-Person Test» (CAPT)
(невербальная методика «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом»), разработанная О. Вули и С. Роллом, модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С. Я. Рубинштейн, а также проективная модифицированная методика «Незаконченные предложения», направленная на выявление представлений детей о своем телесного образе.
Результаты исследования отражают динамику половых различий особенностей образа телесного
«Я» на протяжении младшего школьного возраста, а также различия когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонентов образа телесного «Я» у мальчиков и девочек, имеющих различные варианты тела. Выводы: различия образа телесного «Я» у мальчиков и девочек находятся на уровне тенденции,
так как в младшем школьном возрасте в большей степени преобладают возрастные различия образа телесного «Я». На первом месте по значимости для девочек – внешняя привлекательность и желание изменить части тела, которые не соответствуют эталонам красоты, а у мальчиков – личностные качества и
умения, у последних отмечается более нейтральное отношение к собственному внешнему облику.
Полученные результаты могут внести вклад в такие отрасли психологии, как психология развития и психология личности; они также могут быть применимы в работе практических психологов, работающих с младшими школьниками, имеющими различные варианты тела, а также с их родителями.