Глоссарий


Активизация учебно-познавательной деятельности – целенаправленная деятельность учителя по разработке и применению таких методов, форм, средств, содержания обучения, которые способствуют повышению интереса, творческой активности и самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, их применении на практике.

Базовая культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности необходимых личностных, метапредметных и иных компетенций.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Воспитание (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися общечеловеческих ценностей, личностного опыта, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, развитие их субъектности, индивидуальности.

Воспитательная работа – профессиональная деятельность педагогов учреждений образования, направленная на решение задач воспитания в процессе организации совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Воспитательная среда – совокупность окружающих индивида социально ценностных условий и обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру общества.

Воспитательный коллектив – коллектив, созданный с целью реализации воспитательных и в целом образовательных задач, состоящий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (ученического) и педагогического – коллективов.

Группа (социальная) – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (по размеру, по общественному статусу, по непосредственности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости, по содержанию деятельности и др.).

Деятельность – регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, порождаемая его потребностями.

Дидактика – раздел (отрасль) педагогической науки, предметом изучения которого являются теоретические основы обучения и его содержание.

Дистанционное обучение – обучение, которое характеризуется удаленностью преподавателей и обучающихся друг от друга и интерактивным педагогическим взаимодействием, осуществляемым при помощи компьютерных телекоммуникаций.

Дифференцированное обучение – обучение, в ходе которого учитываются типологические возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимися заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя.

Задача педагогического процесса – ближайшая, тактическая педагогическая цель.

Закономерность воспитания – совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, отдельными компонентами процесса воспитания.

Закономерность обучения – совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, отдельными компонентами процесса обучения.

Закономерность педагогического (образовательного) процесса – совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, отдельными компонентами педагогического процесса.

Знание – 1) результаты познания человечеством действительности, зафиксированные с помощью слов и различных знаков и проверенные общественно-исторической практикой; 2) образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти человека в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т. п.

Игровые методы обучения и воспитания – способы организации деятельности обучающихся, направленной на воссоздание и усвоение ими общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.

Идеология государства – система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность.

Интернет-обучение – дистанционное обучение, средством телекоммуникации которого является сеть Интернет.

Информационные технологии обучения – педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей.

Информационный проект – проект, имеющий целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п.

Исследовательский метод – метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.

Исследовательский проект – проект, моделирующий ситуацию реального научного поиска, т. е. предполагающий доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования.

Классификация методов образовательного процесса(обучения, воспитания) – разделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).

Коллектив – социальная группа высокого уровня развития; социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Компетентностный подход в образовании – методологический подход в педагогике, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающиеся были нацелены на овладение компетенциями, а в содержании образования усиливались его ценностно-смысловой, практический, прикладной, межпредметный, профессионально ориентированный аспекты.

Компетентность обучаюшегося – выраженная способность или подтвержденная готовность обучающегося применять компетенции для решения социальных, личностных или профессиональных проблем; актуальное личностное качество, «компетенция в действии»; владение соответствующей компетенцией, включая личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция – требование к образовательной и (или) профессиональной подготовке обучающихся в виде совокупности знаний, умений, опыта, системы ценностей и отношений, необходимых для решения теоретических, практических, профессиональных задач.

Компьютерные технологии обучения – технологии обучения, в которых главным средством подготовки и сообщения информации обучающимся является компьютер.

Конкретная форма обучения или воспитания – отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим целям и задачам, содержанию, структуре.

Контроль (в обучении) – процедура проверки соответствия результатов учебной деятельности обучающегося требованиям образовательных стандартов общего среднего образования к образовательным (метапредметным, предметным) результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам.

Контроль как функция управления учреждением образования – процедура получения информации о деятельности управляемой системы, о результатах этой деятельности, установления степени достижения целей и задач образовательного процесса.

Концепция воспитания – совокупность идей и принципов, определяющих методологические подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия педагогов и обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Личностно ориентированное обучение – тип обучения, целью которого является развитие сферы личностных функций (избирательность, рефлексия, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность и др.) обучающихся, их индивидуальности.

Метод образовательного процесса (обучения, воспитания) – способ совместной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.

Метод проблемного изложения – метод обучения, в рамках которого педагог ставит проблему и показывает пути ее научного или практического (экспериментального) решения.

Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, в рамках которого изучаются содержание, особенности, методы, средства, формы, технологические подходы к организации воспитательного процесса в различных педагогических системах.

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о подходах, принципах, способах продуцирования научных знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению этих знаний, обоснованию программы, логики, методов исследования, оценке качества исследовательской работы.

Методы контроля в обучении – способы выявления (диагностики) образовательных результатов, учебных достижений обучающихся.

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Мультимедиа – компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе.

Навык – достаточно автоматизированный способ выполнения действий.

Наглядные методы обучения – методы, при использовании которых основным источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.

Наследственность – свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений.

Непрерывное образование – процесс развития образовательного (общего, профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой учреждений образования и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) – освоение обучающимися в учреждениях образования, а также в ходе самообразования, определенной системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Образование как результат обучения и воспитания – достигнутый обучающимися уровень освоения определенной системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Образование как система – совокупность участников образовательного процесса, образовательных программ, учреждений образования, органов управления образованием и иных организаций и физических лиц в пределах их полномочий в сфере образования.

Обучение (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение ими системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Общая форма образовательного процесса (обучения, воспитания) – характеристика образовательного процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и обучающихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.

Общее образование – процесс и результат овладения обучающимся основами наук, соответствующими умениями и навыками и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, освоения профессионального образования

Объект педагогики – образование как социокультурное явление и способ целенаправленной социализации.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обучения – метод обучения, основное назначение и отличительная черта которого заключается в организации усвоения учащимися знаний в «готовом» виде.

Организационная система образовательного процесса – определенная совокупность общих форм (индивидуально-обособленной, парной, групповй, коллективной) обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.

Организация как функция управления учреждением образования – деятельность управляющей системы по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе (связей между сотрудниками по поводу распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности), необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений.

Отметка – результат процесса оценивания учебных достижений учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах или в словесных формулах («зачтено», «не зачтено», «не аттестован (а)»).

Отношение личности – система индивидуальных, избирательных, сознательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.

Оценка (на уровне учебного предмета) – процесс, деятельность (действия) по установлению степени соответствия реально достигнутых учащимся результатов учебной деятельности основным требованиям к результатам учебной деятельности учащихся, предъявляемым в учебных программах по учебным предметам.

Педагогика – гуманитарная наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции развития образовательного процесса, разрабатывает содержание, методы, формы образовательного процесса, технологии его проектирования и осуществления, критерии качества и эффективности обучения и воспитания.

Педагогическая диагностика – процесс изучения изменения состояния участников образовательного процесса, педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Педагогическая культура родителей – интегративное качество родителей, включающее понимание и проявление ответственности за воспитание детей, знания о развитии и воспитании детей разного возраста, практические умения и навыки организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье, продуктивные связи и взаимодействие с другими образовательными институтами.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогическая ситуация – определенное состояние образовательного процесса, возникающее в результате взаимодействия педагогов и обучающихся в конкретный промежуток времени.

Педагогическая технология – совокупность последовательных научно обоснованных действий педагога и обучающихся, приводящих к наиболее эффективным, заранее запланированным образовательным результатам.

Педагогические программные средства (ППС) – компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области.

Педагогические средства(в узком значении) – материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления образовательного процесса.

Педагогические средства (в широком значении) – все то, что способствует достижению целей образования, в том числе деятельность преподавателя и обучающихся в процессе обучения и воспитания, учебная группа (ученический коллектив), содержание образования (учебного предмета), формы и методы обучения и воспитания, дидактические средства и др.

Педагогический анализ как функция управления учреждением образования – изучение состояния и тенденций развития, объективная оценка результатов образовательного процесса и выработка на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы, переводу ее в более высокое качественное состояние.

Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, корректировку и прогнозирование ее развития.

Педагогический проект – разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Педагогический (образовательный) процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (педагогическое взаимодействие) с использованием средств (материально-технических и собственно педагогических – методов, форм, технологий и др.) обучения и воспитания для решения образовательных и развивающих задач.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях; научно поставленный опыт в области обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемые педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях.

Педагогическое взаимодействие – согласованная деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, решению конкретных педагогических задач.

Педагогическое исследование – научное исследование, направленное на продуцирование новых знаний о сущности, закономерностях, целях, содержании, нормах проектирования и осуществления образовательного процесса (обучения и воспитания), критериях и показателях его качества и эффективности.

Педагогическое конструирование –дальнейшая детализация созданного педагогического проекта для использования его в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса.

Педагогическое моделирование – разработка целей и общей идеи создания педагогического объекта (системы, процесса, ситуации) через воспроизведение его некоторых характеристик на другом объекте – модели, специально созданной для его изучения.

Педагогическое прогнозирование – предвидение будущего вероятностного состояния объекта проектирования на основе анализа социокультурной ситуации, педагогической теории и практики, а также данных педагогической диагностики актуального состояния этого объекта.

Педагогическое проектирование – практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике (инновационных) образовательных систем и видов педагогической деятельности; процесс создания и реализации педагогического проекта.

Планирование как функция управления учреждением образования – принятие предварительных решений на основе соотнесения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью.

Поведение – деятельность, связанная с межличностными взаимоотношениями, т. е. направленная на других людей.

Политехническое образование – процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью.

Практико-ориентированный (прикладной) проект – проект с четко обозначенным социально значимым результатом деятельности его участников.

Практические методы – способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.

Предмет дидактики – закономерные связи между деятельностью преподавателя и обучающегося, а также между компонентами процесса обучения.

Предметные методики (частные дидактики) – педагогические научные дисциплины, изучающие процессы обучения конкретным учебным предметам.

Преподавание – управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, помощь им в освоении знаний, умений и навыков, овладении способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Принципы воспитания – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.

Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

Проблемное обучение – вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций обучающимися в ходе их совместной с педагогом учебно-познавательной деятельности; осуществляется при максимально возможной самостоятельности учащихся и под общим руководством педагога.

Программированное обучение – вид обучения, который осуществляется посредством индивидуальной, самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения; обеспечивает каждому обучающемуся возможность учиться в соответствии с индивидуальными особенностями.

Проектное обучение – обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость.

Профессиональная педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, основной целью которой является создание условий для обучения, воспитания, разностороннего развития обучающихся.

Профессиональное образование – процесс и результат овладения обучающимся знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры.

Развивающее обучение – тип обучения, целью которого является общее развитие личности обучающегося, развитие его теоретического, критического, творческого мышления, умственных способностей, формирование учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и иных умений.

Развитие индивида – процесс и результат закономерно-случайных, прогрессивно-регрессивных, необратимых количественно-качественных изменений различных (анатомо-физиологической, эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной и др.) сфер человека.

Регулирование как функция управления учреждением образования – принятие управленческих решений оперативного характера по ликвидации случайных отклонений от запланированных показателей на основе информации, полученной в ходе контроля, и результатов ее анализа.

Репродуктивный метод обучения – метод обучения, основным признаком которого является воспроизведение и повторение учащимися способов деятельности по заданию педагога.

Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.

Рефлексия в образовательном процессе – процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, определения причин такого состояния.

Самовоспитание – сознательная и систематическая деятельность обучающегося, направленная на формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом.

Самообразование – освоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру в ходе самостоятельной учебно-познавательной и иной деятельности личности, которая сама устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы этой деятельности и рефлексирует ее результаты.

Самостоятельная работа учащихся – учебно-познавательная деятельность учащихся, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Самоуправление в учреждении образования – передача ряда функций управления общественным органам и организациям педагогов, учащихся, их родителей, иных лиц. .

Семейное воспитание как воспитательная деятельность родителей – взаимодействие родителей и детей, основанное на родственной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка, содействующее созданию благоприятных условий для его развития.

Словесные методы обучения – методы обучения, характеризующиеся тем, что педагог с помощью слова сообщает (объясняет и т. п.) учебный материал, а обучающиеся его воспринимают и усваивают в основном с помощью слуха.

Содержание образования (обучения, воспитания) – педагогически адаптированная модель социокультурного опыта, которая включает в качестве компонентов: когнитивный опыт, репродуктивный опыт, опыт творческой деятельности, личностный опыт, «компетентностный» опыт.

Социализация – процесс социальной интеграции, адаптации и персонализации человека, в ходе и результате которого происходит усвоение и воспроизводство им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, отдельной социальной общности или группе.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, социализации, деятельности.

Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Средства обучения (в узком смысле) – предметное обеспечение учебного процесса; предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или опосредованное познание окружающего мира.

Структура урока – внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Теория воспитания – раздел (отрасль) педагогики, в рамках которого изучаются научные основы процесса воспитания и его содержания.

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в образовательном процессе с целью его оптими-зации для предъявления и обработки информации.

Технологии личностно ориентированного обучения– технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития сферы личностных функций, ценностно-смысловой сферы, индивидуальности учащихся.

Технологии развивающего обучения – технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития различных видов мышления, умственного развития в целом, способов учебной деятельности, эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сферы учащихся.

Технология группового обучения – технология обучения, основанная на структуре группового общения и делении учебной группы на малые группы для решения конкретных учебных задач под руководством обучающихся-консультантов или педагога.

Технология коллективного обучения – технология обучения, предполагающая организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в парах сменного состава и соблюдение принципов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимоуправления

Технология осуществления образовательного процесса – совокупность последовательно реализуемых технологий сообщения информации, организации разнообразных видов деятельности учащихся, стимулирования их активности, регулирования и корригирования хода образовательного процесса, его текущего контроля и др.

Технология педагогического целеполагания – система последовательных действий педагога, направленных на определение, формулирование целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Технология проектирования урока – определение модели, схемы, плана (технологической карты) урока с обозначением этапов действий учителя и учащихся, выполнение которых приведет к запланированным образовательным результатам.

Умение – способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.

Управление в сфере образования – взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима ее функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития.

Управление в учреждении общего среднего образования – целенаправленное взаимодействие участников образовательного процесса (субъектов управления), направленное на повышение его эффективности и развитие, достижение оптимального результата. Реализуется как последовательность взаимосвязанных действий (функций): педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, контроля, регулирования.

Урок – единица образовательного процесса, основная конкретная форма обучения, ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, учебной программой по учебному предмету и планом (технологической картой) урока.

Учебная группа (класс) – группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.

Учебная деятельность (учение) – специально организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Учебная информационная среда учреждения образования – совокупность средств и условий, обеспечивающих информационно-учебное взаимодействие между обучающимися, преподавателями и информационно-коммуникационными средствами обучения, направленное на решение определенных образовательных и развивающих задач.

Учебная программа по учебному предмету, модулю – технический нормативный правовой документ, определяющий цели и задачи изучения учебного предмета, модуля, его содержание, время на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, иные требования, установленные соответствующим образовательным стандартом общего среднего образования.

Учебное издание (учебник, учебное пособие и т. п.) – издание, содержащее с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса; может быть печатным и (или) электронным.

Учебные достижения учащегося в учебной деятельности – наличие и функциональность знаний и умений, их глубина и прочность; наличие опыта деятельности, опыта социальных отношений, готовность и мотивация к применению их при решении учебных, жизненно важных проблем; стремление к развитию творческих способностей, продолжению получения образования на следующей ступени общего среднего образования, на более высоком уровне образования.

Учебный предмет – педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки.

Форма воспитательной работы − выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения и отношений педагогов и учащихся.

Форма образовательного процесса (обучения, воспитания) – внутреннее строение (структура) и внешнее строение образовательного процесса и его сущности – педагогического взаимодействия (общения); характеристика организационно-временной стороны образовательного процесса.

Формирование личности – процесс и результат социализации, обучения, воспитания, саморазвития человека; целенаправленное развитие, «инициированное извне»; развитие посредством обучения и воспитания; развитие под влиянием внешних стимулов; промежуточный, относительно завершенный этап процесса развития.

Функциональная грамотность – способность решать различные задачи (учебные, жизненные и др.) на основе использования освоенных и осваиваемых знаний, умений и навыков; способность человека действовать в современном обществе (быстро адаптироваться, взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, строить социальные отношения и др.).

Целеполагание как функция управления учреждением образования – формирование и развертывание идеального представления о конечных результататах деятельности учреждения образования.

Цель образовательного процесса – предвосхищаемый в сознании участников образовательного процесса результат их взаимодействия.

Цифровая трансформация образования – коренная трансформация образовательного процесса и системы управления им в учреждениях образования на основе использования современных цифровых технологий.

Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения – метод обучения, используя который педагог организует участие учащихся в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.

Электронное обучение – обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как онлайн-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и др.