СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»


Тема 1. Педагогика как наука и учебная дисциплина

Педагогика как учебная дисциплина, цель и задачи ее изучения. Исторические предпосылки возникновения и развития педагогической науки. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Образование как главный механизм развития личности и общества. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических дисциплин и отраслей.

Развитие современной педагогической науки и практики с учетом глобальных гуманитарных и технологических вызовов. Приоритеты современной педагогики: творческая личность, непрерывное и развивающее образование, инклюзивная образовательная среда, сотрудничество, личностное и профессиональное саморазвитие.

Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном, технологическом. Функции методологии педагогической науки. Понятие о системном подходе в науке. Основные подходы в педагогике, образующие конкретно-научный уровень ее методологии (культурологический, личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, компетентностный и др.). Технологический уровень методологии педагогики.

Логика педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент и его этапы.

Тема 3. Личность обучающегося как субъект образования и развития

Система понятий, необходимых для раскрытия сущности личности: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Развитие личности как педагогическая проблема. Основные научные концепции развития личности. Культурно-историческая концепция психического развития человека (Л. С. Выготский) и ее значение для организации обучения и воспитания.

Факторы и условия, детерминирующие развитие личности. Понятие о возрастной сензитивности. Наследственность и ее влияние на развитие личности. Социальная среда, ее роль в развитии личности. Особенности развития современных детей. Образование и развитие личности. Активность личности в собственном развитии. Деятельность человека как фактор его развития. Виды деятельности учащихся. Значение самообразования (самовоспитания, самообучения) в развитии личности.

Характеристика возрастных и индивидуальных различий обучающихся, их учет в образовательном процессе. Особенности развития современных детей в контексте теории поколений.

Тема 4. Цели образования. Целеполагание в педагогической деятельности

Понятие об образовательном процессе как совокупности процессов обучения и воспитания, объединенных целью развития личности. Цели и задачи обучения и воспитания в структуре образовательного процесса.

Исторический характер и социальная обусловленность целей образования в обществе. Генезис идеи гармоничного и всестороннего развития личности в истории педагогики. Разноуровневость, иерархическая структура педагогических целей и задач. Трактовка целей образования в важнейших нормативных документах: Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусьи др.

Целеполагание как вид деятельности педагога. Типы целеполагания. Требования, предъявляемые к целям и задачам образовательного процесса. Понятие «измеримые (диагностируемые) цели». Способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в образовательной практике (по М. В. Кларину). Примеры формулировок измеримых (диагностируемых) целей, критериев и показателей их достижения в обучении и воспитании.

Проблема включения учащихся в целеполагание и способы ее решения. Таксономия педагогических целей Б. Блума и ее использование для проектирования целей-результатов образования. Функциональная грамотность и компетенции (компетентность) обучающихся как современные образовательные цели и результаты.

Тема 5. Процесс обучения как целостная система

Понятие о дидактике как отрасли педагогики. Предмет, задачи, основные понятия дидактики. Краткий обзор основных дидактических идей, концепций, моделей в истории педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи и др.). Ведущие установки и научно-методические идеи современной дидактики («от обучения к учению»; непрерывное, развивающее, вариативное образование; опережающий характер образования; инклюзивная образовательная среда; смешанное обучение и др.).

Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и обучающихся. Бинарный характер процесса обучения: преподавание и учение. Функции процесса обучения (собственно обучающая, воспитывающая, развивающая). Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как дидактические регулятивы организации образовательного процесса.

Целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный компоненты в структуре процесса обучения. Связь компонентов процесса обучения, их отражение в структуре учебного занятия. Деятельность учителя и деятельность обучающегося при реализации компонентов процесса обучения. Основные виды обучения, их краткая характеристика. Эффективные стратегии обучения (по результатам международного испытания PISA): обучение при доминирующей роли учителя, обучение на основе обратной связи, обучение через исследование, адаптивное обучение. Сущность названных стратегий обучения, примеры их реализации в методиках обучения (по специальности). Ведущие дидактические идеи успешных учителей Республики Беларусь.

Тема 6. Психолого-педагогические основы процесса обучения

Деятельность учителя (преподавание) в процессе обучения. Сущность преподавания как деятельности по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся. Этапы преподавания (целеполагание, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, оценка, анализ результатов обучения и др.), их краткая характеристика.

Учебно-познавательная деятельность: понятие, структура. Основные компоненты учебной деятельности: цели, мотивы, действия (операции), средства, рефлексия, самоконтроль, самооценка результатов. Возможные группы мотивов учебной деятельности. Познавательный интерес как наиболее ценный мотив учебной деятельности. Влияние мотивации к обучению на достижение образовательных результатов. Пути формирования мотивации к учению (проблемность, актуальность, практическая и прикладная направленность содержания обучения, активизация поисковой деятельности, определение цели и смыслов учебной деятельности, создание ситуаций успеха, обратная связь, организация рефлексивной деятельности и др.). Перспективное позитивное оценивание, его значение для формирования мотивации учащихся.

Психологические этапы процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация). Уровни усвоения учебного материала. Факторы и условия, влияющие на продуктивность и качество процесса обучения (с учетом результатов международных исследований PISA).

Тема 7. Научные основы содержания образования

Понятие содержания образования, его сущность. Источники и факторы формирования содержания образования. Формальная и материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования. Культурологическая теория (модель) содержания образования (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Структура содержания образования.

Компетентностный подход в формировании содержания образования. Принципы совершенствования содержания образования: фундаментальность, вариативность, дифференциация, практикоориентированность, прикладная направленность. Условия реализации названных принципов в процессе обучения. Образование в интересах устойчивого развития как методологическая основа интеграции содержания школьного образования.

Образовательные стандарты, их функции и структура. Понятие о научно-методическом обеспечении образования. Структурные элементы научно-методического обеспечения образования (учебно-программная документация образовательных программ; программно-планирующая документация воспитания; учебные, научные и иные издания и др.). Учебно-программная документация образовательных программ: учебные планы и учебные программы, их краткая характеристика. Учебные издания (учебники, учебные пособия и др.), основные требования к их разработке. Учебно-методический комплекс (УМК), электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), их назначение и особенности.

Тема 8. Методы обучения

Понятие о методах и приемах обучения. Бинарный характер методов обучения. Историческая обусловленность методов обучения. Разнообразие подходов к классификации методов обучения. Краткая характеристика различных классификаций методов обучения. Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Классификация на основе целостного подхода к учебно-познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский). Методы организации, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности, их краткая характеристика. Критерии выбора методов обучения.

Активные методы обучения, обеспечивающие стимулирование учебно-познавательной активности и рефлексивно-деятельностный характер освоения знаний и умений (метод проектов, обучение через исследование, мозговой штурм, метод анализа ситуаций (кейс-метод), игровые методы, дискуссия, учебные дебаты и др.). Лучшие практики применения активных методов обучения учителями в Республике Беларусь.

Тема 9. Формы организации обучения. Средства обучения

Понятие о формах обучения как характеристиках организационно-временной стороны процесса обучения. Общие и конкретные формы обучения. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования. Краткая характеристика систем обучения: классно-урочной, взаимного обучения, избирательного обучения, дальтон-план и др.

Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения, ее характеристика. Урок как основная форма организации образовательного процесса в школе. Типология и структура уроков. Другие формы организации учебной деятельности обучающихся (урок-лекция, урок-семинар, лабораторное занятие, факультативное, стимулирующее, поддерживающее занятия, консультация, занятие кружка, учебная экскурсия, домашняя работа и др.).

Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности. Предметные, метапредметные, социально-личностные компетенции обучающихся как целевые ориентиры урока. Подготовка учителя к уроку, его планирование. Показатели эффективности и качества урока.

Средства обучения, их классификация и характеристика. Компьютерные средства в обучении: преимущества, ограничения, условия эффективного использования. Понятие о дистанционном и смешанном обучении. Модели реализации смешанного обучения в современной школе. Учебные занятия в условиях дистанционного и смешанного обучения.

Тема 10. Процесс воспитания, его закономерности и принципы

Воспитание как социальное явление и компонент образовательного процесса. Исторически обусловленный характер подходов в воспитании. Гуманистический характер воспитания. Социокультурные факторы, оказывающие влияние на социализацию и воспитание личности в современном обществе.

Структура воспитательного процесса. Характеристика целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов воспитательного процесса. Противоречия воспитательного процесса. Особенности процесса воспитания (многофакторность, непрерывность, длительность, отдаленность результатов и др.). Закономерности и принципы воспитания. Связь закономерностей развития личности, закономерностей и принципов воспитания.

Воспитательная работа как вид педагогической деятельности. Деятельность учащихся в процессе воспитания (воспитывающая деятельность), педагогические требования к ее организации. Воспитанность как результат процесса воспитания. Диагностика уровня воспитанности личности. Понятие о качестве воспитательного процесса и его критериях.

Связь воспитания и самовоспитания. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Этапы, методы и приемы самовоспитания.

Тема 11. Содержание воспитания

Понятие о содержании воспитания. Характеристика концепций содержания воспитания: историко-сравнительный анализ. Психологические и аксиологические основы воспитания. Общечеловеческие ценности, культурные и духовные национальные традиции, государственная идеология как основа содержания воспитания.

Основные составляющие (направления) воспитания в Республике Беларусь: идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; нравственное и эстетическое воспитание; поликультурное воспитание; воспитание психологической и физической культуры, воспитание умений и навыков здорового образа жизни; семейное и гендерное воспитание; трудовое, профессиональное, экономическое воспитание; экологическое воспитание; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; воспитание культуры быта и досуга.

«Кодекс Республики Беларусь об образовании» о цели, задачах и направлениях воспитания. Программно-планирующая документация воспитания. Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь как теоретико-методическая основа проектирования и реализации процесса воспитания в учреждениях образования. Программа воспитания и план воспитательной работы учреждения образования как документы, определяющие цели, задачи, основные направления, формы, методы воспитания обучающихся в учреждении образования с учетом их особенностей, потребностей и интересов.

Тема 12. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Понятие о методе и приеме воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Основные группы методов воспитания (методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля и самоконтроля в воспитании), их краткая характеристика.

Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания, их функции и условия продуктивного применения. Формы воспитания, подходы к их классификации и общая характеристика. Этапы (алгоритм) организации и проведения воспитательных мероприятий и коллективных творческих дел.

Активные формы и методы воспитания (дискуссия, дебаты, тренинг, деловая и ролевая игры, разработка проектов, трудовой десант, участие в шефской работе, волонтерской деятельности и др.). Критерии выбора методов, средств, форм воспитания в конкретной педагогической ситуации. Планирование воспитательной работы с обучающимися в учреждении образования. Проектирование воспитательных дел и мероприятий для группы учащихся (школьного класса).

Тема 13. Социальная среда и формирование личности. Семейное воспитание

Понятие социальной среды и социального пространства, их роль в формировании личности. Информационно-образовательная среда учреждения общего среднего образования как фактор формирования личности учащегося. Возможности организации воспитательной работы в цифровой среде.

Теоретико-практические основы развития коллектива как средства воспитания (по А. С. Макаренко). Виды групп по уровню их развития. Понятие, свойства, функции коллектива. Этапы формирования ученического коллектива.

Педагогическое руководство формированием ученического коллектива. Ученическое самоуправление, его функции. Условия и пути развития самоуправления обучающихся. Детские и молодежные общественные организации как средство воспитания детей и учащейся молодежи.

Воспитательная функция семьи. Понятие «семейное воспитание» в широком и узком значениях. Факторы семейного воспитания. Педагогическая культура родителей. Типы семей, особенности их влияния на ребенка.

Принципы семейного воспитания. Содержание и методы семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания, пути их предупреждения. Содержание и формы взаимодействия учреждений общего среднего образования с родителями учащихся. Трудности в работе с семьей, пути и средства их преодоления.

Тема 14. Основы образовательного менеджмента

Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте. Государственно-общественный характер управления системой образования. Общие принципы управления образованием: гуманизация и демократизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации. Единоначалие и коллегиальность в управлении, объективность, полнота и гласность информации при принятии управленческого решения.

Учреждение образования как педагогическая система и объект научного управления. Основные функции управления учреждением образования. Педагогический анализ, его виды и содержание: параметрический, тематический, итоговый. Целеполагание, планирование, организация деятельности как функции управления учреждением образования. Педагогический контроль и регулирование в системе управления учреждением образования. Виды и содержание педагогического контроля. Методы педагогического контроля и диагностики эффективности и качества образовательного процесса.

Управленческая деятельность в учреждении общего среднего образования, ее организационные формы и методы. Распределение функций управления в учреждении общего среднего образования между субъектами управления. Стили педагогического управления и общения. Причины конфликтов в образовательном процессе и пути их разрешения.