2. Структура содержания образования. Уровни представления и критерии отбора содержания образования.
3. Принципы совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь (фундаментальность, вариативность, дифференциация, практикоориентированность, прикладная направленность). Компетентностный подход к разработке содержания образования.
4. Образовательные стандарты и научно-методическое обеспечение образования.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 26.08.2023.
2. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2008. – С. 40–61.
3. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 282–321.
4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.
1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 7 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.
2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.
3*. Заполните таблицу 12 «Концепции и теории содержания образования».
Таблица 12 – Концепции и теории содержания образования
Название и авторы концепции или теории | Краткая характеристика концепции или теории |
4. Составьте тезисы статей Кодекса Республики Беларусь об образовании (см. источник № 1 в списке рекомендуемой литературы), в которых дается характеристика образовательных стандартов и научно-методического обеспечения образования, в том числе общего среднего образования (статьи 84, 86, 146, 162, 163).
5. Ознакомьтесь с Типовым учебным планом средней школы, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120). Проанализируйте данный нормативный документ по нижеследующему плану (письменно).
1. Каков перечень учебных предметов, изучаемых в средней школе по годам обучения?
2. Каково количество часов в неделю (по классам), отводимое на изучение учебных предметов по вашей специальности?
3. Определите базовый и школьный компоненты учебного плана (классы по выбору).
4. Определите базовый и максимально допустимый объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в том или ином классе.
5. Сделайте вывод о том, какая в целом информация содержится в Типовых учебных планах учреждений общего среднего образования.
Примечание. Соответствующий электронный ресурс находится на национальном образовательном портале. Режим доступа: https://adu.by/images/2022/06/pastanova-typ-vucheb-plany.pdf.
6. Ознакомьтесь с содержанием учебной программы для учреждений общего среднего образования с учетом специальности (класс по выбору). Выполните задания (письменно).
1. Определите структуру учебной программы и запишите названия ее структурных частей.
2. Выделите (запишите) основные цели и задачи, сформулированные в пояснительной записке учебной программы.
3. На каких подходах базируется учебная программа (знаниевый, личностно ориентированный, компетентностный и др.)? Ответ обоснуйте.
4. На развитие каких компетенций направлен образовательный процесс при реализации предлагаемого учебной программой содержания учебного предмета? Кратко охарактеризуйте эти компетенции.
5. Каковы ожидаемые результаты освоения содержания учебного предмета, зафиксированные в содержании учебной программы?
6. Кратко охарактеризуйте содержание учебного предмета в соответствующем классе, представленного в учебной программе. Обратите внимание на а) названия тем, количество часов, выделенное на их усвоение; б) основные требования к знаниям, умениям учащихся по темам (какие термины учащиеся должны правильно употреблять и какие понятия должны использовать; что должны знать и уметь).
Примечание. Учебные программы по учебным предметам для всех классов размещены на национальном образовательном портале. Режим доступа: https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie/uchebnye-predmety-v-xi-klassy.html.
7. Охарактеризуйте учебное пособие, соответствующее изученной вами учебной программе (см. задание 5), в контексте функций учебного издания и требований к нему. Опишите структуру данного учебного пособия.
Примечание. Электронные версии учебных изданий для учреждений общего среднего образования, допущенных Министерством образования Республики Беларусь к использованию в образовательном процессе в 2022/2023 учебном году, размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека». Режим доступа: http://e-padruchnik.adu.by/.
Задание для итоговой рефлексии: реализация метода «Рефлексивная мишень».
Информационная справка
Метод «Рефлексивная мишень» предназначен для организации рефлексивной деятельности обучающихся и педагога.
Алгоритм реализации.
1. На листе ватмана или просто на доске заранее рисуется мишень, которая делится на несколько секторов (в зависимости от количества параметров оценки состоявшегося педагогического взаимодействия). На образце мишени (см. рисунок 21) изображено четыре сектора, в каждом из которых записаны параметры рефлексии состоявшейся деятельности: сектор I предназначен для оценки содержания деятельности; сектор II – для оценки методов и форм взаимодействия; сектор III – для оценки деятельности педагога; сектор IV – для оценки своей деятельности.
2. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером (фломастером, цветным мелом) «стреляет в мишень», то есть ставит, например, точку или другой знак. «Выстрел» в поле 0 на мишени соответствует низкой оценке; в поле 5 – средней оценке, в поле 10 – высокой оценке.
3. После «выстрелов» каждого участника организуется обсуждение «мишени».
Рисунок 21 – Образец «рефлексивной мишени»