• знать социально-экономические предпосылки возникновения педагогики как науки, этапы ее становления, объект и предмет; обосновывать роль педагогической науки в развитии общества;
• знать функции педагогики и на их основе формулировать задачи педагогики;
• знать и раскрывать существенные признаки основных категорий и понятий педагогики, уметь их сравнивать и сопоставлять;
• понимать связи педагогики с другими науками о человеке; определять значение и место педагогики в системе гуманитарных наук;
• знать отрасли педагогической науки, предметы их исследований; обосновывать необходимость дифференциации педагогики.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это первый этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.
На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и др.) складывались теоретические суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы). Интересные педагогические мысли оставили философы Античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. Педагогические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция («Беседы и суждения»), Плутарха («О воспитании»), Квинтилиана («Ораторское искусство») и других мыслителей. Схоластическая философия XII–XIII вв., арабская философия, проникшая в Западную Европу (XIII–XIV вв.), также способствовали развитию педагогической мысли и университетов. Философы эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.) утверждали в жизни и привносили в педагогику идеи гуманизма (Ф. Рабле, М. Монтень и др.). С XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Это создает условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) вычленил педагогику из философских наук и включил ее в свою классификацию наук как самостоятельную науку.
Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670), который предпринял попытку доказать наличие универсальных законов развития человека от рождения до конца жизни. В своих трудах («Великая дидактика» и др.) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования. Большое влияние на развитие педагогики оказали мыслители эпохи Просвещения. Например, французский философ Ж. Ж. Руссо (1712–1778) положил начало новому направлению в педагогике – «естественному (свободному) воспитанию». Его педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании» является своего рода манифестом гуманистической педагогики.
В XVII–XIX вв. происходит генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это нашло отражение в педагогических трудах и деятельности И. Г. Песталоцци (1746–1827), И. Ф. Гербарта (1776–1841), А. Дистервега (1790–1866) и других педагогов. Немецкий педагог И. Ф. Гербарт в своем знаменитом сочинении «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» разрабатывал педагогику как теорию, фундаментом которой являются философия, психология и этика. При этом он настаивал на суверенности педагогической науки, которая должна была «стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса. Он предложил также практические способы нравственного воспитания.
В начале XIX в. педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных учреждений образования в XVIII в. привело к основанию учебных заведений по подготовке учителей. Поэтому педагогика начинает формироваться в это время и как учебная дисциплина.
В развитие педагогики большой вклад внесли отечественные педагоги: Симеон Полоцкий (1629–1680), М. В. Ломоносов (1711–1765), Н. И. Пирогов (1810–1881), Л. Н. Толстой (1828–1910), К. Д. Ушинский (1824–1870), П. Ф. Каптерев (1849–1922) и др. Так, К. Д. Ушинский в своем основном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил фундамент современного педагогического знания, изложив в нем основы общей теории развития личности.
Развивалась педагогическая наука и в советский период в трудах С. Т. Шацкого (1878–1934), П. П. Блонского (1884–1941), А. С. Макаренко (1888–1939), В. А. Сухомлинского (1918–1970) и др. Педагоги второй половины ХХ в. обогатили теорию обучения и педагогическую психологию. Среди них Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и мн. др. Эти ученые разрабатывали идеи и теории оптимизации и активизации обучения, содержания образования, методов обучения, развивающего, проблемного, личностно ориентированного обучения, педагогического процесса и его технологизации, методологию педагогических исследований.
Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют «бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога» (обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников и др.); педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему (педагогическую деятельность); педагогику как науку и отрасль человековедения; педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности; педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты вузов педагогических и непедагогических специальностей [1].
В качестве учебной дисциплины (предмета) педагогика включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета – подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.
В строгом смысле педагогика – это педагогическая наука (В. В. Краевский). Так как педагогика является гуманитарной наукой (изучает явления, связанные с человеком или обществом), то для нее характерны особенности гуманитарного познания. Во-первых, познание в гуманитарной сфере, в том числе в педагогике, пронизано ценностными отношениями исследователя. Во-вторых, гуманитарный объект и собственно гуманитарное знание имеют рефлексивную природу. Это выражается, например, в том, что ученый-гуманитарий (педагог) осуществляет рефлексию научных (педагогических) текстов, деятельности или поведения социальной группы, индивида и т. п. В дальнейшем гуманитарное знание, полученное исследователем, также подвергается рефлексии. В-третьих, объект гуманитарного исследования является «активным» в отношении познающего субъекта. Для гуманитарного познания характерно прямое или косвенное взаимовлияние, взаимодействие субъекта и объекта исследования. Культурный феномен, выступая объектом гуманитарного исследования, оказывает влияние на ценностное сознание, мировоззрение исследователя. С другой стороны, исследователь не только объясняет культурный феномен, но и оценивает, наполняет собственным смыслом, преобразует в соответствии с идеалами или культурными образцами. В-четвертых, объекты изучения гуманитарных наук (человек, культурные явления, социальные процессы, в том числе образование) имеют высокий уровень сложности; количество факторов, определяющих их динамику, значительно. Поэтому объектный подход к человеку не может выступать методологической основой изучения субъектности человека, его индивидуальности, духовного мира. Важными способами гуманитарного познания являются диалог субъекта и объекта познания, эмпатия [4].
Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить ее объект и предмет исследования. Объект науки – категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.
Объектом педагогики является сфера образования, т. е. те явления действительности, которые обусловливают развитие, обучение и воспитание индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Один и тот же объект действительности могут изучать разные науки. Например, сферу образования в том или ином аспекте изучают философия, социология, психология и другие науки. Каждая наука изучает объект действительности в определенном ракурсе в контексте актуальных задач исследования, методологических и теоретических позиций, понятийного поля и тем самым конструирует предмет исследования.
Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в различных социальных институтах (семье, учреждениях образования, учреждениях культуры и др.). Педагогика не исследует философский, социологический, психологический, экономический, демографический, валеологический и другие аспекты образования. Вместе с тем источником научного обоснования и проектирования новых образовательных систем выступает интегрированное научное (философско-психолого-педагогическое) знание.
Таким образом, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции развития педагогического (образовательного) процесса, разрабатывает содержание, методы, формы педагогического взаимодействия, технологии проектирования и осуществления педагогического процесса, критерии его качества и эффективности. Кроме того, педагогика не только выявляет сущность педагогических явлений, но и разрабатывает нормы их качественного преобразования. Она разрабатывает и «знания о сущем», и «знания о должном» (нормативные знания), являясь одновременно теоретической и прикладной наукой.
Как теоретическая наука, педагогика осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности образовательного процесса, тенденции и перспективы его развития. Будучи прикладной наукой, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны две ее основные функции и соответствующие им группы задач (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функции и задачи педагогики
В случае если педагогическая теория реализуется учителями в практической деятельности на высоком уровне, говорят о педагогическом мастерстве или даже о педагогическом искусстве. Важной составной частью педагогического мастерства являются освоенные педагогом педагогические технологии. Педагогическая технология – это совокупность последовательных, научно обоснованных действий педагога и учащихся, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному педагогическому результату.
Педагогика, как и любая наука, имеет свой категориально-понятийный аппарат. Категории и понятия педагогики выражаются в терминах. Научная терминология должна отличаться точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно уточняется, совершенствуется, обновляется, дополняется.
Как указывают исследователи (В. В. Краевский и др.), категориально-понятийный аппарат педагогики включает понятия следующих типов:
• философские («явление», «сущность», «общее», «единичное», «особенное», «качество», «количество», «сознание», «бытие» и др.);
• общенаучные («система», «структура», «функция», «модель», «гипотеза», «элемент», «состояние», «процесс», «деятельность» и др.);
• собственно педагогические («педагогика», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «образовательный процесс», «содержание образования», «учебная деятельность», «преподавание», «педагогическая технология», «метод обучения», «урок», «образовательная компетенция» и др.).
Большинство современных российских и отечественных ученых-педагогов называют в качестве базовых (основных) категорий педагогики образование, воспитание, обучение. Педагогика также оперирует понятиями других научных дисциплин, попадающими в ее понятийное поле и отражающими отдельные явления, возникающие в педагогической действительности: «личность», «развитие», «социализация», «знание», «умение», «навык», «усвоение», «обратная связь» и др. Связь основных категорий педагогики с понятиями «социализация» и «развитие» в соотнесении с объектом и предметом педагогики показана на рисунке 2 [4].
Рисунок 2 – Структурно-иерархическая модель основных категорий педагогики
Рассмотрим содержание вышеназванных категорий и понятий. Термином «социализация» обычно обозначают процесс развития человека под воздействием социальной среды. В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, отдельной социальной общности или группе. В такой трактовке понятия «социализация» отражена тенденция социальной типизации индивида (в этом случае социализация рассматривается как адаптация и интеграция личности в социальное пространство). Вместе с тем, как полагает Б. Ф. Ломов, социализация носит двусторонний характер. Она сопровождается процессом автономизации личности, т. е. включает процесс самоактуализации, саморазвития, самореализации личностью своего потенциала в определенном социокультурном контексте. Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и в специально создаваемых обществом условиях, есть образование как социокультурное явление. Образование как способ целенаправленной социализации и является объектом педагогики.
Под формированием в педагогике понимают процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды, образования и собственной активности, т. е. внешних и внутренних условий и факторов его развития. При этом исследователи трактуют формирование как процесс и результат социализации, обучения и воспитания, саморазвития человека; целенаправленное развитие, «инициированное извне»; развитие посредством целенаправленных процессов обучения и воспитания; развитие под влиянием внешних стимулов. Формировать – значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. Поэтому формирование личности также рассматривают как промежуточный, относительно завершенный этап процесса развития.
На современном этапе образование не отождествляется только с формированием знаний и предметных умений, развитием интеллектуального потенциала человека. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) – это процесс освоения обучающимися под руководством педагогов в учреждениях образования, а также в ходе самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к миру и себе. Результатом образования является овладение социокультурным опытом, развитие (саморазвитие) индивида. Образование как педагогический процесс выступает предметом изучения педагогической науки. Педагогический (образовательный) процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение образовательных (освоение содержания образования) и развивающих задач с использованием комплекса «педагогических средств» (методов, форм, технологий обучения и воспитания и др.).
Термином «содержание образования» обозначают педагогически адаптированную модель социокультурного опыта. Указанная модель включает (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. В. Сериков и др.):
• когнитивный опыт (знания);
• репродуктивный опыт (предметные и метапредметные умения; модели поведения);
• опыт творческой деятельности (творческие способности и умения);
• личностный опыт (ценностные установки; интересы, эмоционально-ценностные отношения; опыт проявления личностных функций – рефлексии, самоопределения, автономности и др.);
• «компетентностный» опыт (синтетический опыт качественного и эффективного решения теоретических и практических проблем посредством актуализации «знаний», «умений», творческого и личностного опыта) [4].
Обучение (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Воспитание (компонент образовательного процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися общечеловеческих ценностей, личностного опыта, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, развитие их субъектности, индивидуальности.
Развитие, как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы, присуще и человеку. Традиционно под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних (окружающая среда, образование) и внутренних (наследственность, собственная активность личности), управляемых (образование и самообразование) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов. Развитие – это общий процесс становления человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане. Соответственно говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии. Ряд исследователей (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и др.) определяют развитие как процесс и результат закономерно-случайных, прогрессивно-регрессивных, необратимых количественно-качественных изменений различных сфер человека (анатомо-физиологической, эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной и др.). Следует учитывать, что результат развития есть всегда новообразования, новое качество. Основными характеристиками развития также выступают нелинейность, спонтанность, неустойчивость, неравномерность, асинхронность, открытость, незавершенность [4].
Важно понимать, что если обучение и воспитание являются внешними по отношению к личности процессами, то развитие личности есть внутренний процесс, обусловленный ее обучением и воспитанием. Сущность педагогической деятельности заключается в создании психолого-педагогических условий (отбор содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания; сотрудничество, педагогическая поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении, оптимистичность оценивания и др.) для развития обучающегося. С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что развитие не является собственно понятием педагогики, но попадает в ее понятийное поле.
В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. К смежным с педагогикой наукам относятся философия, социология, психология, физиология и др. Кроме того, на стыке педагогики с другими антропологическими науками возникла педагогическая антропология – система педагогических взглядов, основанная на данных наук о человеке. Одним из первых стал развивать педагогическую антропологию К. Д. Ушинский. В своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он показал, насколько плодотворно для педагогики и необходимо для педагога знание законов развития человека, всесторонних сведений о человеческой природе.
Важными для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального и успешного физического и психического развития, психику человека в целом, его духовное развитие, социализацию. К ним относятся анатомия, физиология, гигиена, психология, социология. Так, предметом социологии выступают влияние социальной среды на человека; закономерности его взаимодействия с другими людьми в семье, группе, обществе в целом. Предмет физиологии – закономерности функционирования организма и высшей нервной деятельности; психологии – закономерности функционирования и развития психики человека; анатомии – строение человеческого организма; медицины – условия, пути и средства сохранения и укрепления здоровья людей.
Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях, также дают педагогике необходимый материал для исследования явлений образования. Например, философия, предметом которой являются общие законы развития природы, человеческого общества, мышления, познания, имеет методологическое значение для педагогики. Она решает такие важные мировоззренческие проблемы, как сущность и место человека в окружающем мире, природе и обществе, а также глобальные проблемы человечества (экология, самосохранение человека, войны и мира и др.). Педагогика исследует проблемы формирования духовного мира человека, и в этом ей помогают данные таких наук, как этика, эстетика, логика, гносеология, филология, литература, история, правоведение, религиоведение, лингвистика и др. Науки об искусстве – искусствоведение и его разделы (литературоведение, музыковедение, театроведение и др.) – дают материал для педагогических исследований по воспитанию у подрастающего поколения духовных, нравственных, эстетических ценностей.
Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, предоставляют педагогике важные сведения для исследований проблем образования. Без знаний, добытых физикой, химией, географией, биологией, невозможно организовать процесс образования людей на научной основе. Кроме того, биология, генетика дают возможность педагогике решать проблемы соотношения природных и социальных факторов в развитии человека, роли наследственности в образовании личности. Математические и технические науки (математическая статистика, информатика, кибернетика, эргономика и др.) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской деятельности, организации процесса образования. Например, экономика помогает педагогике решать такие задачи, как интенсификация труда педагогов и учащихся, рентабельность средств обучения, планирование развития образования как отрасли хозяйства. Перечисленным не исчерпывается список наук, смежных с педагогикой. Основные формы связи педагогики с другими науками представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Формы связи педагогики с другими науками
Связь педагогики с другими науками не односторонняя. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии, этики, психологии, социологии, истории, литературоведения и др. Кроме того, любые знания, культуру в широком смысле невозможно транслировать и воссоздавать без «педагогического воспроизводства» (Г. П. Щедровицкий).
Одной из тенденций развития педагогической науки является ее дифференциация. Поэтому когда говорят о педагогике, имеют в виду некоторую совокупность элементов или частей, которые «в зависимости от способа и задач рассмотрения … могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины» [2, с. 18]. Общее для всех педагогических дисциплин – объект педагогики, т. е. образование. Каждая из них, как указывает В. В. Краевский, рассматривает ту или иную сторону образования, выделяя свой собственный предмет исследования.
В педагогике отсутствует единая классификация областей научно-педагогического знания. Логично в основу такой классификации положить подход В. М. Полонского, который предложил все внутрикатегориальные отношения между понятиями свести к двум основным: логическому («род – вид») и системно-структурному («часть – целое» или «подсистема – система»). С учетом этого в составе педагогики в качестве ее разделов можно выделить дидактику, теорию воспитания, методологию педагогики, историю педагогики, сравнительную педагогику, управление образовательными системами. Эти разделы педагогики являются родовыми признаками педагогики, частями целого, которые не связаны между собой отношениями соподчинения.
Приложение педагогики «к различным сферам, этапам образования или к определенным контингентам воспитанников и обучающихся» (В. В. Краевский) приводит к выделению возрастной, профессиональной, специальной и иных педагогик, которые также связаны с педагогикой отношениями «род – вид», т. е. выступают видовыми по отношению к педагогике как целому. Поэтому каждая из них включает дидактику, теорию воспитания, методологию, историю и т. д. В свою очередь, каждая «видовая педагогика» делится на составляющие ее подвиды [4]. Например, возрастная педагогика включает дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрогогику, герентогогику и др.; профессиональная – спортивную, военную, медицинскую, инженерную и др.; специальная педагогика – тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию и др.
В последнее время, вследствие слишком широкой трактовки понятия «педагогика» (этим термином стали обозначать представления о тех или иных подходах к образованию, методах и формах педагогического процесса, методические системы и т. п.) возникло большое количество новых педагогик («музейная педагогика», «педагогика развития», «педагогика среды», «педагогика сотрудничества», «интерактивная педагогика», «экопедагогика», «педагогика семьи» и др.). Следует согласиться с В. В. Краевским в том, что их выделение, а тем более включение в классификацию педагогических отраслей и дисциплин неправомерно.
Назовем основные педагогические дисциплины и отрасли педагогики.
1. Общая педагогика – научная дисциплина, изучающая закономерности образовательного процесса (воспитания, обучения), разрабатывающая общие основы его проектирования, организации и осуществления. Общая педагогика является теоретической базой для всех других отраслей педагогики.
2. Теория обучения (дидактика) как научная дисциплина (раздел педагогики) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии.
3. Теория воспитания – научная дисциплина (раздел педагогики), изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, включения учащихся в разнообразные виды деятельности, способствующие формированию у них эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самим себе, ценностных ориентаций.
4. Теория управления (образовательного менеджмента) изучает процесс управления педагогическими (образовательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.
5. Частные дидактики, или методики преподавания различных учебных предметов, дисциплин, изучаемых в учреждениях образования. Частные методики исследуют закономерности, содержание, методы, средства, формы преподавания и изучения конкретных учебных предметов (дисциплин). По аналогии методика воспитания исследует закономерности, содержание, методы, средства, формы организации внеклассной воспитательной деятельности педагогов.
6. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в разные исторические эпохи.
7. Сравнительная педагогика изучает состояние и основные тенденции развития систем образования в различных странах в сопоставительном плане.
8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в разные возрастные периоды. Включает педагогику преддошкольную, дошкольную, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).
9. Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий. Включает производственную, профессиональную, в том числе военную, правовую, спортивную, медицинскую, инженерную, исправительно-трудовую педагогику и др.
10. Семейная педагогика изучает процесс воспитания личности в семье, т. е. воспитательную функцию семьи.
11. Этнопедагогика сформировалась как теоретическое осмысление народной педагогики. Изучает закономерности и специфику народного воспитания, сложившиеся у разных народов традиции, обычаи, ритуалы воспитания, оценивает их роль в современной воспитательной практике.
12. Социальная педагогика – «наука о воспитательных влияниях среды» (В. Д. Семенов). Изучает влияние конкретных условий среды на образовательный процесс, занимается преобразованием среды, созданием благоприятных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здравоохранения, общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности, раскрывает пути использования социокультурного потенциала среды в образовательных целях. Социальная педагогика содержит также теоретические и прикладные разработки в области дополнительного образования детей и взрослых.
13. Специальная педагогика изучает теорию и практику образования детей с особенностями психофизического развития.
1. Докажите, что педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знания и неотделима от развития общества. Охарактеризуйте основные этапы ее становления.
2. Раскройте особенности педагогической науки как области гуманитарного знания.
3. Каковы объект и предмет педагогики?
4. Определите основные категории и понятия педагогики, опираясь на структурно-иерархическую модель базовых категорий педагогики.
5. Охарактеризуйте формы связи педагогики с другими науками о человеке (на примере конкретных наук).
6. Какие подходы к классификации областей педагогического знания существуют? Назовите основные педагогические дисциплины или отрасли и дайте им краткую характеристику.
1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2018. – 304 c.
2. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2008. – С. 7–35, 93–106, 108–148.
3. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 103–133.
4. Северин, С. Н. Методология педагогического исследования : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей вузов / С. Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2014. – 285 с.
5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
6. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.