Практическое занятие 15
Педагогические средства воспитания гражданской, нравственной, эстетической культуры учащихся


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Гражданская культура личности, ее компоненты, пути и педагогические средства воспитания в учреждении образования.

2. Нравственная культура учащихся: сущность, структура, педагогические средства воспитания.

3. Эстетическая культура учащихся: сущность, методы, формы воспитания.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 30.08.2023.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/div/dokumenty-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 30.08.2023.

3. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году [Электронный ресурс] : инструктив.-метод. письмо. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/imp/imp_2023_vosp.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – С. 151–161.

6. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 368–399, 418–444, 454–474.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по темам 11, 12 в соответствии с вопросами практического занятия. Составьте тезисы изученного и используйте их при разработке проекта (см. задания 3, 4).

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Разработайте информационно-прикладные проекты, темы которых задаются вопросами практического занятия.
В проектах отразите теоретические и практические аспекты соответствующего направления воспитания.

4. Подготовьте компьютерную презентацию своего проекта.

Примечание. Для разработки проекта и его презентации:

• разделитесь на группы от 2 до 4 человек (при этом каждый студент должны быть участником хотя бы одного из проектов, разрабатываемых к практическим занятиям 15 и 16, общим количеством 6);

• оформите проект в виде доклада или реферата, в содержании которого раскройте:

а) теоретические и методические аспекты выбранного направления воспитания (сущность, цели, задачи, содержание, педагогические средства воспитания);

б) сценарий (проект) воспитательного мероприятия или дела в соответствии с направлением воспитания, представленным в проекте;

• подготовьте компьютерную презентацию проекта и выступите с ней на занятии.

Задание для итоговой рефлексии: в малых (в соответствии с проектами) группах оцените степень продуктивности работы над проектом всей группы и каждого ее участника.