Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Педагогика станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда,
когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости
и взаимообусловленности педагогических явлений.
В. А. Сухомлинский

Требования к компетентности по теме:

• знать и раскрывать сущность понятия «методология педагогики», уровни методологии педагогики; понимать сущность системного подхода в педагогике;

• знать конкретно-методологические подходы в педагогике, объяснять их значение для педагога-исследователя и педагога-практика;

• знать и раскрывать структуру и логику педагогического исследования, знать его методологические параметры, уметь определять их в процессе проведения курсовых педагогических исследований;

• знать методы педагогических исследований, раскрывать их особенности; применять методы педагогических исследований при анализе и изучении научных педагогических проблем и решении практических педагогических задач;

• характеризовать педагогический эксперимент, его виды, особенности и этапы проведения.

Основные вопросы

  1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
  2. Методологические подходы в педагогике.
  3. Организация педагогического исследования.
  4. Методы педагогического исследования.
  5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Кроме того, наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, т. е. на методологию. Под методологией педагогики понимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология педагогики, с одной стороны, есть система знаний о педагогической науке и педагогическом исследовании, а с другой – деятельность по получению этих знаний (по В. В. Краевскому).

Ученые-педагоги (В. С. Швырев, Э. Г. Юдин, В. В. Краевский) выделили несколько уровней методологии, которые, образуя систему, соподчинены друг другу (рисунок 4).


Рисунок 4 – Уровни методологического знания


Философский уровень выступает основанием методологического знания. Философские основы зарубежной педагогики могут быть представлены концепциями неотомизма, прагматизма, экзистенциализма, необихевиоризма и др. Философской основой отечественной педагогики выступает, в частности, материалистическая диалектика (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Большинство отечественных педагогов признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира. Общенаучным методологическим подходом выступает системный подход. Он ориентирует педагога-исследователя и педагога-практика рассматривать педагогические явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких терминов, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность» и др.

2. Методологические подходы в педагогике

Конкретно-научная методология педагогики представлена рядом методологических подходов, т. е. принципов или понятий, руководящих общей стратегией исследования (по Э. Г. Юдину) (рисунок 5).


Рисунок 5 – Методологические подходы в педагогике


В последние десятилетия в педагогике утвердился компетентностный подход как система педагогических требований к организации и содержанию образовательного процесса, направленных на усиление личностно ориентированного характера обучения и активизацию самостоятельной работы учащихся, усиление практико-ориентированной, прикладной направленности образовательного процесса, определение результатов образования как проявлений готовности учащихся применять компетенции для решения разнообразных задач, диагностику компетенций.

Использование методологических подходов педагогики позволяет определить ее научно-теоретические проблемы, разработать основные пути и способы их разрешения, создать и реализовать технологию модернизации педагогической практики, осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

3. Организация педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явления. По направленности выделяют:

• фундаментальные исследования, которые своим результатом имеют обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем на прогностической основе и не преследуют непосредственно практические цели;

• прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон образовательного процесса (содержание образования, разработка технологии обучения и др.);

• разработки, направленные на обоснование научно-практических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности педагогов и учащихся, управлению школой и иными образовательными системами; на создание учебных программ, учебников, пособий и т. д.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости. Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. Решение проблемы обычно составляет цель исследования. Цель – замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – часть, сторона, аспект объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т. п.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов:

1) общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования;

2) выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);

3) построение гипотезы исследования;

4) выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

5) организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

6) анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;

7) выработка практических рекомендаций.

4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Принципами отбора методов исследования выступают следующие требования: использование разнообразных, взаимодополняющих методов исследования; длительные наблюдения; неоднократная проверка результатов исследования с соблюдением статистических (социологических) норм; соответствие методов исследования существу изучаемого явления, а также возможностям обучающихся и самого исследователя; недопустимость использования методов исследования, противоречащих нормам морали или способных нанести вред участникам исследования.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. Остановимся на общепринятой классификации. Методы педагогического исследования подразделяют на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

• общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);

• социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

• социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

• математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

Конкретно-научные (применяются в рамках исследований конкретной науки) методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала – фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности и т. п. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения учебных достижений, образовательных продуктов, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и др.), педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях учреждений образования. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Охарактеризуем основные методы педагогических исследований. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебные издания, методические пособия и др. При этом исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может применяться также метод моделирования – наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями. Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование – дословную запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника. Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего отношения к выводам автора  и т. д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Для изучения образовательного процесса (педагогического опыта) как в естественных, так и в специально измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выводов исследования) условиях применяются, как указывалось выше, практические (эмпирические) методы. Основной из них – наблюдение – организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения – накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны»). Объектами наблюдения могут быть деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. п. Этапы наблюдения:

Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса. Так, анкетирование – письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (требуют выбора ответа из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми. Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение. Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

К методам опроса тесно примыкают методы обобщения независимых характеристик, написания сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и др. Во втором случае группа учащихся пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются. Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения учащихся по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях часто применяют методы оценивания, например, рейтинг и самооценку. Рейтинг – метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и др. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка. Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики образовательного процесса. В самом общем виде тест (от англ. test – испытание, исследование, проверка) – это объективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого. В зависимости от назначения выделяют тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др. Обычно в педагогической практике тестирование выполняет функции контроля знаний, диагностики или прогноза развития индивида. Инструментом же исследования оно выступает в последних двух случаях. Проективные методы – это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.

Методы педагогического исследования обычно используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.

5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт). Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Это «научно поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий наблюдать исследуемые педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях» [1, с. 240]. Сущность педагогического эксперимента как комплексного метода исследования состоит в том, что он позволяет поставить изучаемые явления в определенные условия, создать планомерно организуемые ситуации, выявить факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании осуществляют разные виды эксперимента. По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных). По конечным целям педагогический эксперимент (или его этап) может быть констатирующим, преобразующим, контрольным, пилотажным.

Констатирующий эксперимент устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе. Преобразующий эксперимент целенаправленно организуется для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности ребенка или детского коллектива и требует наличия экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальных группах образовательный процесс организуется в измененных условиях, в контрольных группах – в обычных, неизмененных условиях. Сравнение результатов деятельности учащихся и педагогов в этих группах при прочих равных условиях позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную и наоборот (перекрестный эксперимент). Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

• теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

• методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

• собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

• аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «методология» применительно к педагогической науке и практике.
  2. Какие основные уровни методологического знания выделяют?
  3. Назовите и раскройте сущность основных методологических подходов в педагогике.
  4. Как организуется педагогическое исследование? Какова его структура и логика?
  5. Определите понятие «метод педагогического исследования».
  6. На какие группы подразделяются методы педагогического исследования?
  7. Опишите теоретические и эмпирические методы исследования.
  8. Какие виды педагогического эксперимента различают? В чем заключаются особенности их проведения?
  9. Назовите этапы эксперимента.

Рекомендуемая литература

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для пед. вузов по специальности «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 208 с.

2. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2008. – Гл. 4.

3. Основы педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / О. Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. О. Л. Жук. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/48147. – Дата доступа: 27.08.2023.

4. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 134–175.

5. Северин, С. Н. Методология педагогического исследования : учеб. пособие / С. Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2017. – 157 с.

6. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.