Практическое занятие 12
Воспитание как компонент образовательного процесса: сущность,
структура, принципы


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Воспитание как социальное явление и компонент образовательного процесса: сущность, психолого-аксиологические основы.

2. Структура воспитательного процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и результативный компоненты.

3. Закономерности и принципы воспитания: понятие, краткая характеристика.

4. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

5. Деятельность учащихся в воспитательном процессе, требования к ее организации в учреждении общего среднего образования.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 30.08.2023.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/div/dokumenty-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 30.08.2023.

4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 10 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии. По одному из вопросов семинара (по выбору) подготовьте учебное сообщение.

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Охарактеризуйте принципы воспитания, заполнив таблицу 23.

Таблица 23 – Принципы воспитания

Принцип воспитания Содержание принципа воспитания (что предписывает)

4. Решите компетентностно ориентированные задачи:

№ 1. «В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы прежде всего по тому, насколько им удалось «передать» детям накопленные знания, умения, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое – это молчаливо предполагалось – в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется» (Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 195).

• Разделяете ли вы мнение автора о том, что ныне положение изменилось? Ответ аргументируйте.

№ 2. Определите, о соблюдении или нарушении каких принципов воспитания идет речь в описанных ниже педагогических ситуациях.

2.1. Придя на урок, учитель истории заметил, что карта висит «вверх ногами». Не обращая внимания на класс и зная, что это сделано специально, учитель сказал дежурному, что, по-видимому, тот второпях или по невнимательности повесил карту неверно (Афонина Г. М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. Ростов н/Д, 2002. С. 317).

2.2. Из ответов учащихся на вопросы анкеты:

− Мне заўсёды даюць даручэнні ў школе, якія я не ўмею выконваць. А класны кіраўнік гаворыць, што я павінен іх выконваць.

− У школе адны мерапрыемствы, няма ніводнага клуба, аб’яднання, дзе можна было б навучыцца карыснай справе.

− Надакучылі гутаркі. Хочацца займацца ў спартыўнай секцыі, але туды бяруць толькі тых, хто здольны да высокіх паказчыкаў.

− Я хачу займацца ў студыі выяўленчага мастацтва, а туды бяруць толькі старшакласнікаў» (Кабуш У. Т. Выхаванне ў сучаснай школе. Мінск., 1995. С. 31).

5. Прочитайте тексты 5.1, 5.2*, 5.3* о сущности, закономерностях, принципах воспитания:

5.1. К. Д. Ушинский (1824–1870): «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические произведения. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1974. С. 229).

  • Какие взгляды на искусство воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, бытуют в обыденном сознании людей?
  • Какую из перечисленных точек зрения вы разделяете? Ответ обоснуйте.

5.2*. Е. В. Бондаревская (1931–2017): «...новое качество личностно ориентированного воспитания определяется принципом культуросообразности. <...>. Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский), а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности... а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками. <...> Развитие природной и социальной сущностей человека выдвигает в качестве основных принципов гуманистического воспитания, кроме культуросообразности, природосообразность и личностный подход.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Принцип природосообразности предписывает учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам (в современной же... школе чаще бывает наоборот), разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития. Особую грань принципа природосообразности составляют требования, связанные с воспитанием личной ответственности школьников за состояние окружающей среды, последствия своих действий по отношению к флоре и фауне, за состояние своего здоровья и здоровый образ жизни.

Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с таким подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем его эффективности.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Гуманистическое личностно ориентированное воспитание – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии...» (Смирнов В. И. Общая педагогика : учеб. пособие. М., 2002. С. 235–236).

• Раскройте содержание принципов личностно ориентированного воспитания.

• Почему в процессе личностно ориентированного воспитания главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности?

• Докажите, что охарактеризованные в тексте принципы личностно ориентированного воспитания являются в то же время методологическими принципами (подходами) в педагогике.

5.3*. Н. Е. Щуркова (1937–2021): «Принцип – это общее руководящее положение, которое, будучи принятым, диктует человеку последовательность действий в соответствующих ситуациях жизни. Принцип воспитания есть общее положение, задающее вполне определенное направление профессиональной деятельности педагога. Если их несколько, то они крепко связаны, и каждый последующий вытекает из предыдущего, а каждый предыдущий позволяет реализовать последующие. Любая ситуация работы с детьми выстраивается с опорой на общий воспитательный принцип.

Три принципа воспитания предначертаны культурологической гуманистической концепцией современного воспитания. Принцип ценностной ориентации диктует: программу воспитания детей как последовательное постижение и присвоение (обретение личностного смысла) системы наивысших ценностей, таких как «человек», «жизнь», «природа», «общество»; последовательное культивирование таких ценностных отношений, как уважение человека, любовь к природе, гражданская ответственность и любовь к отечеству, а также последовательное формирование у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями; педагогическое «распредмечивание» предметно-вещного мира, когда за привычными предметами и вещами дети вместе с педагогом обнаруживают глубокий смысл и высокое предназначение созданных предметов или природных явлений.

Принцип субъектности обуславливает обязательность в системе воспитания: организации деятельности каждого ребенка как формы выражения им своего активного отношения к жизни и ее явлениям; организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла собственной его индивидуальной деятельности; предоставление ребенку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни; содействие формированию у детей образа счастья и своего «Я» как строителя счастья и конструктора собственной жизни.

Принцип признания ребенка как индивидуальной данности предполагает, что педагог уважает конкретные условия жизни ребенка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами; педагог признает индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребенка, не посягает на их жесткое корректирование, но лишь содействует развитию достоинств ребенка, опираясь на механизм вытеснения старых образований новыми; педагог всегда стоит на защите ребенка в его непохожести и индивидуальной неповторимости, неуклонно научая детей признавать особенности личности и уважать национальное, возрастное, характерологическое, религиозное, физическое и другое различие людей; в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену коллектива; педагог и дети уважительно относятся к состоянию и самочувствию каждого человека и проявляют великодушие к нему в ситуациях его неудач и ошибок; всем детям предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей (Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие. СПб., 2005. С. 38–40).

• Определите, на основе каких закономерностей воспитания сформулированы принципы воспитания, охарактеризованные автором.

• Раскройте содержание принципов культурологического воспитания.

• Соотнесите принципы культурологического воспитания с общепринятыми принципами процесса воспитания.

Задание для итоговой рефлексии: реализация метода «Интеллектуальные качели».

Проблема для оперативной дискуссии задается следующими незаконченными предложениями.

Я думаю, что основной проблемой воспитания в школе является…

Причинами этой проблемы являются…

Я предлагаю следующие пути и средства решения этой проблемы …

Информационная справка

Метод «Интеллектуальные качели» предназначен для организации мыследеятельности, смыслотворчества, полилога с целью развития мышления обучающихся (например, педагогического мышления студентов). Реализуется через организацию оперативной дискуссии по предложенной проблеме или вопросу. Высказывая свое мнение, участники «раскачивают качели», при этом чем оригинальнее и эмоциональнее предложенная точка зрения, тем интенсивнее «раскачиваются качели». Задача участников – интенсивнее «раскачивать качели».

План реализации: педагог предлагает проблемный вопрос или несколько вопросов для дискуссии; каждый участник по очереди высказывается по предложенной проблеме, стараясь как можно более интенсивно «раскачивать качели»; педагог следит за очередностью выступающих и может комментировать высказывания участников по ходу обсуждения; подводятся итоги, организуется рефлексивная беседа.