Тема 11. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ


Знания, умения и отношения наполняют деятельность детей
в процессе воспитания. Однако «отношению» принадлежит
приоритет, <…> «знание» и «умение» выполняют роль средства
<…> формирования, проявления и развития отношений к миру.
Н. Е. Щуркова

Требования к компетентности по теме:

• определять понятие «содержание воспитания», понимать основные подходы к его трактовке в педагогике;

• знать и осуществлять сравнительный анализ основных концепций содержания воспитания;

• характеризовать основные нормативные правовые документы в области воспитания, понимать назначение программно-планирующей документации воспитания как теоретико-методической основы проектирования и реализации процесса воспитания в учреждениях образования;

• знать и раскрывать содержание основных направлений воспитания в Республике Беларусь в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания;

• знать актуальные проблемы современного воспитательного процесса и пути их решения в воспитательной работе педагога.

Основные вопросы

1. Понятие о содержании воспитания. Подходы к определению содержания воспитания в педагогике.

2. Концепции содержания воспитания, их краткая характеристика.

3. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о направлениях воспитания и программно-планирующей документации воспитания.

4. Основные составляющие (направления) воспитания в Республике Беларусь: сущность, краткая характеристика.

1. Понятие о содержании воспитания. Подходы к определению содержания воспитания в педагогике

Содержание воспитания как понятие педагогики рассматривалось нами ранее в контексте изложения вопросов, связанных с содержанием образования, структурой образовательного, в том числе воспитательного, процесса (см. темы 4, 7, 10). Являясь компонентом содержания образования, содержание воспитания представлено в содержании образования как опыт эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, который должен быть освоен обучающимися в процессе образования. При рассмотрении структуры воспитательного процесса в ней был выделен содержательный компонент, включающий направления, сферы, виды деятельности участников воспитательного процесса, прежде всего самих учащихся. Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Большинство авторов под содержанием воспитания понимают систему знаний, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Исследователи подчеркивают также, что базовыми характеристиками содержания воспитания являются ценности и идеалы [1]. С позиции Н. Е. Щурковой, содержание воспитания – это то, чем наполняется организуемая педагогом деятельность обучающихся [8]. Личность развивается через освоение содержания воспитания.

В педагогике наблюдается разнообразие подходов к определению содержания воспитания и его компонентов. Наиболее часто в педагогической литературе встречаются следующие подходы:

• по направлениям воспитания (умственное, нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое и др.);

• по видам деятельности (игровая, познавательная, трудовая, художественная, туристско-краеведческая, спортивно-оздоровительная, досуговая и др.);

• в зависимости от формируемой сферы социальных отношений (духовно-нравственная, экономическая, политическая);

• по осваиваемым социальным ролям человека (семейные, групповые, общественные, профессионально-трудовые и др.);

• с позиции развиваемых сущностных сфер ребенка (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, сфера саморегуляции);

• в контексте формируемых ценностных отношений к миру (ценностное отношение к природе, нормам культурной жизни, человеку как субъекту жизни и наивысшей ценности, социальному устройству человеческой жизни и др.);

• в контексте воспитания базовой культуры и ее компонентов;

• бинарный подход: с позиции деятельности учащихся (освоение социального опыта, социальных ролей, присвоение общечеловеческих ценностей, развитие индивидуальности (сущностных сфер человека)) и педагога (решение воспитательных задач, направления воспитательной деятельности, педагогического сопровождения);

• с позиции формируемых личностных компетенций учащихся.

Таким образом, современные трактовки содержания воспитания опираются на культурологический, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный методологические подходы в педагогике.

2. Концепции содержания воспитания, их краткая характеристика

Рассмотрим реализацию вышеназванных подходов к трактовке термина «содержание воспитания» в концепциях воспитания, которые так или иначе решают проблему содержания воспитания. Например, в начале 90-х гг. XX в. оформилась концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.), трактующая воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. По мнению авторов этой концепции, основу содержания воспитания составляют фундаментальные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Для того чтобы перечисленные ценности стали содержанием воспитательного процесса, было предложено создавать комплексные или целевые программы воспитания, основанные на этих ценностях.

Представляет также интерес концепция педагогической поддержки. Основные положения данной концепции были разработаны О. С. Газманом, а в настоящее время она представлена в трудах Т. В. Анохиной, Н. Б. Крыловой и др. Педагогическая поддержка рассматривается ими, с одной стороны, как элемент любого педагогического взаимодействия и сотрудничества, а с другой – как «мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности обучающегося, развития его неповторимой индивидуальности». Воспитание, согласно этой концепции, есть помощь обучающемуся в его саморазвитии. Основу содержания воспитания, по мнению О. С. Газмана, составляет базовая культура личности, как оптимальный набор личностных качеств, свойств, ориентаций, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. В структуре базовой культуры личности автор концепции выделяет следующие основные составляющие: культуру жизненного самоопределения; культуру семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую культуру; художественную культуру; физическую культуру. Главным предметом воспитательной деятельности педагога является самоопределение личности учащегося в четырех важнейших сферах – человек, общество, природа, ноосфера.

Концепция воспитания индивида как человека культуры разработана Е. В. Бондаревской. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи (создания культурной среды) индивиду в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Как полагает Е. В. Бондаревская, содержание воспитательного процесса основывается на субъективном опыте личности и включает следующие его компоненты: аксиологический (универсальные общечеловеческие ценности); культурологический (разворачивание жизнедеятельности личности в различных культурных средах); жизнетворческий (события жизни, способы их организации и проживания); морально-этический (накопление опыта переживания и проживания гуманного, нравственного поведения); гражданский (участие в общественно полезных делах, накопление опыта гражданского поведения); личностный (ситуации ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии поведения, самооценки и др.); индивидуально-творческий (развитие способностей, формирование самостоятельности, креативности). Овладение этими компонентами личностного опыта и приводит к воспитанию человека культуры – свободной, гуманной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурный среде.

Н. Е. Щурковой предложена концепция «формирования образа жизни, достойной Человека». Она определяет воспитание как управляемый педагогами-профессионалами процесс последовательного восхождения обучающихся к достижениям культуры современного общества в целях максимального развития их потенциальных способностей. Воспитание организуется как взаимодействие обучающегося с миром на уровне современной культуры. Основываясь на исследованиях философов, психологов и педагогов, утверждавших, что отношения есть сущностный признак личности, Н. Е. Щуркова пришла к двум важным выводам. Во-первых, именно отношения личности составляют основное содержание воспитания. В отношении всегда присутствуют познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Оно объективно существует в поступке, его результатах, а субъективно в мышлении, чувствах, воле, мотивах. Поэтому, воспитывая отношения, мы воспитываем соответствующие им качества личности. Во-вторых, деятельность обучающихся только тогда будет фактором их духовного развития, когда в ходе этой деятельности ими проживаются ценностные отношения. Содержанием воспитания в данной концепции выступает система ценностей (человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, счастье, труд, познание и т. д.) и ценностных отношений. В соответствии со структурой отношений Н. Е. Щуркова определила компоненты содержания воспитания: знание о мире и самом себе («знание ценностных объектов»); умения взаимодействовать с окружающим миром («умения взаимодействовать с ценностными объектами»); отношения к миру и ценностям жизни (выработка личностных смыслов ценностных объектов).

Концепции содержания воспитания разрабатывались также белорусскими учеными-педагогами. Например, в деятельностно-отношенческой концепции воспитания, предложенной И. Ф. Харламовым, воспитание трактуется как процесс формирования социальных, нравственных, эстетических отношений [7]. При этом автор подчеркивает, что воспитание невозможно без развития потребностно-мотивационной сферы личности, а также без побуждения ее к саморазвитию и самовоспитанию. Несомненным достоинством данной концепции воспитания является изложение психологических основ процесса формирования отношений и соответствующих им качеств личности, стремление раскрыть внутренние механизмы ее развития. Под содержанием воспитания И. Ф. Харламов понимает разнообразные отношения учащихся к различным сторонам действительности, к другим людям и самим себе [7]. Он установил связь этих отношений с соответствующими качествами личности и охарактеризовал их, полагая, что без знания структуры личностного качества педагог не сможет организовать эффективный воспитательный процесс.

3. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о направлениях воспитания и программно-планирующей документации воспитания

Общечеловеческие, гуманистические ценности, культурные и духовные традиции белорусского народа, государственная идеология в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) являются основой содержания воспитания в системе образования. Основными требованиями к содержанию воспитания являются: соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности. В Кодексе (статья 17) обозначены основные составляющие воспитания:

• идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, а также ценностей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

• гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

• духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

• эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

• поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

• семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

• трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

• экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности;

• воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;

• воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;

• воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

• формирование у обучающихся умений и навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

• воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

• воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время [2].

В соответствии с Кодексом (статья 87) программно-планирующую документацию воспитания составляют следующие документы. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся; разрабатывается и утверждается Министерством образования. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия по их реализации. Данный документ разрабатывается сроком на пять лет и утверждается Министерством образования. Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе вышеназванных документов на областном (города Минска), районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Программы воспитания учреждений образования составляются в учреждениях образования сроком на пять лет. Они определяют цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания в учреждении образования с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся. Программа воспитания учреждения образования утверждается его руководителем. План воспитательной работы учреждения образования разрабатывается в учреждении образования на текущий учебный год и устанавливает мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение; утверждается руководителем учреждения образования.

Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2015 г. утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» [3] (далее – Концепция). В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране. Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания отражает интересы личности, общества и государства. Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующие требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

В этом нормативном документе приводится характеристика основных направлений воспитания с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В содержании Концепции раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию.

На основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разработана и реализуется Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. Данная Программа определяет цель, основные направления воспитания обучающихся и содержит План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. [4].

4. Основные составляющие (направления) воспитания в Республике Беларусь: сущность, краткая характеристика

4.1. Гражданское, патриотическое, идеологическое, правовое воспитание учащихся


Введение учащихся в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Целью гражданского воспитания является гражданская культура личности. Гражданская культура – интегративное качество личности, характеризующее степень овладения общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, готовность личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность – качество, которое выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, в непримиримости к антигосударственным проявлениям, в ориентации на гуманистическую идеологию (по Л. А. Козинец, Е. Ю. Крикало). Гражданская культура в качестве компонентов включает национальную культуру, основанную на патриотизме, культуру межнационального общения, политическую и правовую культуру.

Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания; гражданских чувств; опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с этим содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания, чувства патриотизма.

В теории воспитания определены условия воспитания гражданской культуры и патриотизма: осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и иных народов, живущих в Беларуси; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти; формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; формирование культуры мира, неприятия экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления; повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Содержание работы учреждений образования, педагогов по воспитанию национальной культуры у учащихся состоит в воспитании любви к родному краю, развитии чувства национального самосознания; в укреплении связи между поколениями, формировании интереса к языку, истории и культуре Беларуси; в воспитании уважения и интереса к культуре, правам иных народов, населяющих Беларусь и другие страны. Средствами для этого являются деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры иных народов, забота о культурных, исторических памятниках, природе своей страны, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т. п. Воспитание национальной культуры нацелено на воспитание патриотизма – важнейшего качества личности, выражающегося в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.

Объектами ценностных отношений учащихся являются также идеология и политика белорусского государства, основными идеями которых выступают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Формирование этих ценностных отношений осуществляется в ходе идеологического воспитания. Условиями идеологического воспитания являются: усвоение учащимися социального опыта, опыта общественной деятельности, ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь; понимание сложности социально-политических процессов; ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории и учебных предметов обществоведческого цикла; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования; включение обучающихся в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей, педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.

Правовая культура личности – составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по правовому воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, осознании учащимися требований правовых норм; стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для учащихся личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей является формирование у учащихся умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий. Воспитание правовой культуры предполагает в качестве условий: совершенствование системы защиты интересов, прав и обязанностей учащихся, контроль за их соблюдением; организацию правового просвещения всех участников педагогического процесса; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимоответственности; взаимодействие учреждений образования, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций в воспитании правовой культуры учащихся.

Методами воспитания гражданской культуры и ее составляющих выступают: информирование и разъяснение, убеждение и внушение, предоставление образцов для подражания и деятельности, рассказ, беседа, диспут, лекция, упражнения в гражданской деятельности, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, поручения и др. Указанные методы реализуются в учебном процессе, в ходе правового просвещения, использования потенциала средств массовой коммуникации, в деятельности детских и юношеских общественных организаций, в разнообразной общественно полезной деятельности учащихся, их самообразовании.

Критериями сформированности гражданской культуры учащихся могут служить следующие ее проявления (показатели): наличие знаний о Конституции и других законах Республики Беларусь на уровне понимания, уважительное отношение к законам (законопослушность), знание гражданских прав и обязанностей как руководств к практическому действию; потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.


4.2. Нравственная культура личности: сущность, пути, возрастные особенности воспитания


Нравственное воспитание – целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, в ходе и результате которого развиваются нравственное сознание, чувства, поведение учащихся и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является нравственная культура личности.

Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, оценочных суждений, чувств, ценностей; сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения; способности к нравственному выбору. Воспитание нравственной культуры личности – базис всей системы воспитания. Это обусловлено содержанием отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств: отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение); отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.); отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.); отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность и др.); отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).

Методологической основой этого направления воспитания является этика – отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Нравственное сознание – синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д. Нравственные чувства – форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности личности. Нравственная культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – формы поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.), в которых находят внешнее выражение морально-этические нормы поведения. (Поведение – это деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно выступает другой человек.)

В теории и методике воспитания определены пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала образовательного процесса, в том числе содержания предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеурочной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.

Задачи и содержание нравственного воспитания, как и всех других направлений воспитательной работы, определяются возрастными особенностями учащихся (таблица 24).

Таблица 24 – Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности

Младший школьный возрастПодростковый возрастЮношеский возраст
Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и т. д.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т. п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников

Осуществляя нравственное воспитание, педагог (классный руководитель) организует работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливость, сопереживание и др.), воспитание моральных качеств, формирование норм этикета; включает детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку; актуализирует все источники нравственного опыта учащихся (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие учреждения образования с социальным окружением и др.).

В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение, поручение, требование, упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и др. Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются: развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии); наличие у учащихся нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору; сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.


4.3. Цель, задачи, содержание и средства эстетического воспитания учащихся


Воспитание нравственной культуры личности взаимосвязано с воспитанием ее эстетической культуры, которая и является целью эстетического воспитания. Эстетическая культура – важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий уровень сформированности у нее эстетических, художественных знаний, потребностей, чувств, идеалов, интересов, эстетического вкуса, эстетического отношения к природе и искусству, а также умений эстетической, художественной деятельности. В качестве основных структурных компонентов эстетической культуры личности выделяют эстетическое сознание, эстетические чувства и эстетический вкус.

Эстетическое сознание – совокупность взглядов, идей, теорий, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус – способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности учащихся, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию направлено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы учашихся средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию образовательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Средствами эстетического воспитания наряду с разнообразной эстетической (художественно-исполнительской, исследовательской, трудовой, природоохранной, эмоционально-оценочной и т. п.) деятельностью учащихся являются искусство и литература; природа; эстетика окружающей жизни, труда, быта; эстетика урока и всей школьной жизни; эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения; эстетика внешнего вида.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры учащихся предоставляют все предметы учебного плана учреждений общего среднего образования, особенно предметы образовательной области «искусство», а также литература, трудовое обучение. Эстетическое воспитание осуществляется также в разнообразных формах воспитательной работы во внеучебное время, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях культуры. Возрастная специфика эстетического воспитания представлена в таблице 25.

Таблица 25 – Возрастные особенности воспитания эстетической культуры учащихся

Младший школьный возрастПодростковый возрастЮношеский возраст
Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства. Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природы. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобразительному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализаций, практикумов, утренников, викторин, встреч и т. п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- и киноматериалов, а также детской самодеятельности Формирование полноценного эстетического (художественного) восприятия, способности к самостоятельным эстетическим оценкам; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности; формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде. Формирование эстетического восприятия произведений искусства в процессе эстетического просвещения (устные журналы, беседы, лекции, экскурсии в музеи, филармонию, театры и т. п.; просмотры видеофильмов; чтение книг по искусству), творческой деятельности подростков (конкурсы, выставки и т. п.). Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, викторин, работы с искусствоведческой литературой и т. п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу произведений искусства. Формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами литературного, изобразительного творчества, театральной самодеятельности, которые не только способствуют эстетическому развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками Формирование эстетического компонента мировоззрения, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эстетики бытия, оценки произведений искусства и литературы, самооценки поведения и деятельности. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности. Организация творческих объединений на основе самоорганизации и самоуправления, в которых старшеклассники будут углублять свои знания в области национального и мирового искусства и литературы, развивать творческие способности

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы «друзей искусства», кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и др.

Критерии сформированности эстетической культуры представлены такими показателями, как наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие интереса к общению с искусством и природой; умение воспринимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Другие направления воспитания, обозначенные в нормативных правовых документах, рассмотрим в ходе практических занятий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «содержание воспитания». Приведите примеры подходов к его трактовке в педагогике.

2. Раскройте основные положения ведущих концепций содержания воспитания.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте цели, задачи, направления воспитания, представленные в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

4. Какие документы включает программно-планирующая документация воспитания? Каково их назначение?

5. Обоснуйте положение о том, что воспитание нравственной культуры лежит в основе всей системы воспитания учащихся.

6. Сформулируйте основные задачи в области нравственного воспитания. Раскройте возрастную специфику нравственного воспитания.

7. Установите связь между структурой (компонентами) эстетической культуры личности и содержанием эстетического воспитания. Назовите пути и средства эстетического воспитания.

8. Раскройте сущность гражданской культуры личности и ее компонентов. Определите педагогические условия воспитания у учащихся гражданских качеств.

9. Каковы пути, методы, формы гражданского (патриотического, идеологического, правового) воспитания учащихся? Назовите критерии сформированности гражданской культуры личности.

Рекомендуемая литература

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 30.08.2023.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/div/dokumenty-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 30.08.2023.

4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 160 с.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2002. – С. 89–110, 317–326.

8. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с.