4. Особенности развития современных детей в контексте теории поколений.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 26.08.2023.
2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 197–220.
3. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – Гл. II.
4. Сивашинская, Е. Ф. Дети сетевого поколения: как их обучать и воспитывать / Е. Ф. Сивашинская // Нар. асвета. – 2021. – № 11. – С. 83–88.
5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
6. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 57–62, 121–124.
1. Изучите материалы лекций и рекомендуемую литературу по теме 3 в соответствии с вопросами практического занятия:
а) при изучении двух первых вопросов занятия заполните таблицу 7 (см. задание 3);
б) составьте тезисный или опорный конспект по вопросам 3 и 4 занятия. Используйте конспект при подготовке устного учебного сообщения по одному из этих вопросов (по выбору) или доклада (см. задание 4).
2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.
3. Охарактеризуйте типологические особенности развития и воспитания учащихся в зависимости от возрастного периода и составьте рекомендации педагогам по учету этих особенностей в образовательном процессе. Результаты работы представьте в форме таблицы 7.
Таблица 7 – Возрастные особенности развития и воспитания учащихся
Что характеризуется | Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Ведущая деятельность | |||
Новообразования возраста | |||
Физиологическое развитие | |||
Психическое развитие | |||
Особенности развития мышления, памяти, восприятия, внимания, речи | |||
Особенности развития эмоционально-волевой сферы | |||
Нравственное развитие | |||
Иное (по усмотрению студента) | |||
Рекомендации педагогам по учету возрастных особенностей развития в образовательном процессе |
4. Подготовьте доклады на одну из предложенных тем (по выбору). Сопроводите эти доклады мультимедийной презентацией.
1. Сущность принципа инклюзии в образовании и пути его реализации в школе.
2. Индивидуальные различия и особые образовательные потребности учащихся: сущность и учет в образовательном процессе.
3. Особенности обучения и воспитания современных детей.
Задание для итоговой рефлексии. Допишите предложения:
Моими индивидуальными особенностями являются... Эти особенности обусловливают мои особые образовательные потребности. К ним относятся…