Практическое занятие 6
Процесс обучения: сущность, структура, закономерности и принципы


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Обучение как составная часть образовательного процесса, его структура и функции.

2. Понятие о преподавании и учебно-познавательной деятельности.

3. Закономерности, принципы и правила обучения. Их связь и взаимообусловленность.

4. Характеристика основных принципов обучения:

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 322–345.

2. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2002. – С. 129–164, 193–207.

3. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 66–69, 82–90.

5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по темам 5, 6 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Проанализируйте тексты 3.1, 3.2, 3.3 о сущности, закономерностях, принципах и правилах обучения:

3.1. Г. С. Костюк (1899‒1982): «Развитие не исчерпывается теми изменениями личности, которые являются прямым следствием обучения... Развитие идет далее того, что усваивается в тот или иной момент обучения, по тому или иному предмету. Оно представляет собой целостное прогрессирующее изменение личности, ее взглядов на окружающий мир, ее чувств, способностей. Сдвиги в развитии расширяют возможности дальнейшего учения, усвоения нового, более сложного материала, создают новые резервы обучения. Следовательно, между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение, активно содействуя развитию школьников, само пользуется его плодами для достижения своих новых целей. Здесь причина и следствие постоянно меняются местами. Характер и динамика этой взаимосвязи зависят от того, как строится и протекает процесс обучения, чему и как научаются в нем школьники, насколько обучение нацелено на развитие.

Обучение может по-разному развивать учащихся в зависимости от его содержания и методов. Развивающее влияние его повышается, если в процессе учебной работы выделяются основные понятия, принципы, идеи, вокруг которых остальное содержание группируется, организуется в определенную систему, структуру. Обучение, мало заботящееся о системной организации знаний и загружающее память учащихся обилием разрозненных фактов, мало содействует развитию... Роль обучения в развитии учащихся повышается, если ускоряется переход учащихся от живого созерцания к абстрактному мышлению, формируются обобщения и затем используются в дальнейшей работе, вырабатываются системы мыслительных действий, обобщенные способы их выполнения, осознаваемые учащимися и переносимые на новые учебные и жизненные ситуации. Важную роль при этом играет оптимальная трудность последовательно усложняющихся учебных заданий, выбор таких способов руководства деятельностью учащихся, которые оставляют все больше места для их самостоятельности в оперировании наличными знаниями с целью получения новых знаний, в рассуждениях, в поисках способов решения новых познавательных и практических задач, в преодолении возникающих при этом затруднений.

Обучение не только способствует развитию, но и само зависит от него. Оно ведет за собой развитие, опираясь на его достижения. Учащиеся могут учиться только тому, к чему у них есть готовность, а она является следствием их общего развития, в котором участвует не только обучение... Педагогическая практика показывает, что обучение зависит от индивидуальных различий в обучаемости, от склонностей учащихся, от их общих и специальных способностей... Вследствие этого сходное по своему содержанию и методам обучение вносит неодинаковый вклад в развитие разных учащихся. Поэтому дифференциация и индивидуализация обучения... необходимы для того, чтобы повысить влияние учебной деятельности на их развитие. Влияние обучения на развитие учащихся значительно повышается, если оно активно участвует в формировании необходимых мотивов учения, вызывает жажду знаний, стремление учиться, воспитывает инициативу и самостоятельность» (Коджаспирова Г. М. Педагогика: практикум и методические материалы : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. М., 2003. С. 110‒112).

  • О какой функции обучения идет речь в работе известного психолога Г. С. Костюка?
  • Всякое ли обучение можно назвать развивающим? Ответ обоснуйте.
  • Зависит ли обучение от развития учащегося? Каким образом?
  • Охарактеризуйте пути повышения развивающего влияния обучения на учащихся.

3.2. Я. А. Коменский (1592‒1670): «...очевидно, что, идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если:

I. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.

II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.

III. При обучении будут идти от более общего к более частному.

IV. От более легкому к более трудному.

V. Никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.

VI. Во всем будут двигаться вперед не спеша.

VII. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.

VIII. Все будет передаваться через посредство внешних чувств.

ІХ. Для непосредственной пользы.

Х. Все постоянно одним и тем же методом.

Так, я говорю, и следует поступать, чтобы все протекало легко и приятно» (Коджаспирова Г. М. Педагогика: практикум и методические материалы : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. М., 2003. С. 103‒104).

• Какие правила обучения предложены Я. А. Коменским в данном отрывке из его педагогического сочинения «Великая дидактика»?

• Какие из этих правил в современной дидактике формулируются как принципы обучения? Какова их современная трактовка?

3.3. «Принципы обучения, сформулированные Я. А. Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами. Так, А. Дистервег (1790‒1866) предложил 33 дидактических правила, выведенных им на основе психологических законов.

І. Правила обучения, относящиеся к ученику-субъекту.

1. Обучай природосообразно!

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5. Обучай наглядно!

6. Переходи от близкого к дальнему, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

ІІ. Правила обучения, касающиеся учебного материала – объекта.

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. При обосновании производных положений почаще возвращайся к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность учеников, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родственные по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки!

ІІІ. Правила обучения в соответствии с внешними условиями – временем, местом, положением и т. д.

1. Проходи со своим учеником предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2. Считайся с предполагаемым будущим положением твоего воспитанника!

3. Обучай культуросообразно!

ІV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным!

2. Обучай энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливыми ударениями, ясным изложением и логическим построением речи!

4. Никогда не останавливайся!

5. Находи удовольствие в развитии или движении как собственном, так и своих учеников!» (Ситаров В. А. Дидактика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. С. 206–208).

• Охарактеризуйте те правила обучения, которые в современной дидактике формулируются как принципы обучения.

• Реализацией каких современных принципов обучения являются правила обучения, предложенные А. Дистервегом?

• Какие из правил обучения, сформулированные А. Дистервегом, претерпели изменения в современной дидактике? Каково их современное содержание?

4. Заполните таблицу 11 с учетом результатов выполнения предыдущих заданий и рекомендуемой литературы.

Таблица 11 – Принципы и правила обучения

Принцип обучения Содержание принципа Правила реализации принципа

5. Проверьте себя, выполнив тестовые задания.

5.1. Установите соответствие между компонентами преподавания и учебно-познавательной деятельности и заполните пропуски в таблице, воспользовавшись подсказками из справки.

Деятельность педагога в процессе обучения Деятельность учащихся в процессе обучения
1. Постановка целей и задач учебной работы, формирование потребностей и мотивов учащихся в изучении содержания учебного предмета1.
2.2. Осмысление темы нового учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
3.3. Восприятие, осмысление, понимание, запоминание, повторение учебного материала, выработка умений и навыков, применение знаний на практике
4. Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера4.
5.5. Самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
6. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся. Рефлексия преподавания6.

Для справки: организация учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала; проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; рефлексия и самооценка результатов учебно-познавательной деятельности; определение содержания учебного предмета, подлежащего усвоению учащимися; осознание целей и задач обучения, развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

5.2. Вставьте пропущенные слова.

На основе установленных … и поставленных … и … процесса обучения формулируют систему исходных требований (руководящих положений) к его организации и осуществлению. Их называют … процесса обучения. Конкретные предписания и рекомендации называют … процесса обучения.

5.3. Установите соответствие между принципами обучения и их содержанием.

А. Наглядность 1. Содержание учебного материала соответствует современным научным представлениям, включает фундаментальные вопросы основ наук; в процессе обучения школьники знакомятся с некоторыми методами научно-исследовательской работы
Б. Связь с практикой, опытом учащихся 2. Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию учебного материала, но изучают его на высшем уровне их возможностей; обучение ведет за собой развитие
В. Научность 3. Сочетание групповой, индивидуальной, парной, коллективной форм обучения на уроке
Г. Сознательность и активность учащихся в обучении 4. Теоретический материал сочетается в процессе обучения с практическими занятиями; учитель показывает практическое применение теоретических знаний, опирается на личный опыт учащихся в процессе обучения
Д. Преемственность, систематичность, перспективность в обучении 5. Применение в процессе обучения разнообразных средств наглядности, демонстрации и т. п. для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств
Е. Доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности 6. Учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствуя осмысленному и сознательному усвоению ими учебного материала
Ж. Обучение детей в группе (коллективе) 7. Учитель использует имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материала; строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала

5.4. Подберите к принципам обучения реализующие их правила обучения (укажите соответствующие буквы).

  1. Принцип научности: ________________ .
  2. Принцип доступности: ________________ .
  3. Принцип связи обучения с практикой (теории с практикой): ____________ .
  4. Принцип систематичности и последовательности: _____________________ .
  5. Принцип прочности: ___________________ .
  6. Принцип наглядности: _________________ .
  7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении: ___________ .

а) От легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному.

б) Как можно чаще на уроке используйте вопрос «почему» для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи.

в) Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: макеты, приборы, таблицы, схемы и др..

г) Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока.

д) Обучая, идите от опыта к знаниям.

е) Учите школьников учиться.

ж) Развивайте, закрепляйте, переносите успехи ученика в одном виде деятельности на другие.

з) Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание.

и) Учитывайте способности, уровень обученности ученика.

к) Изучайте новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему.

л) Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания.

Задание для итоговой рефлексии: реализация метода «Рефлексивный круг».

Алгоритм рефлексии: оцените уровень своих знаний по теме практического занятия и раскройте причины такого уровня знаний; оцените свое участие в практическом занятии.