Преподавание является одним из основных видов педагогической деятельности, поэтому информация о сущности, особенностях, функциях, структуре педагогической деятельности относится и к преподаванию [5]. Преподавание есть управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, помощь им в освоении знаний, овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру (то есть в овладении содержанием образования). Учитель ставит перед учащимися познавательные задачи и создает необходимые условия для успешного протекания учебно-познавательной деятельности: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями, продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения, использует многообразие методов и технологий, при помощи которых содержание обучения осваивается учащимися.
Управляя процессом обучения, педагог реализует определенные этапы в соответствии со структурой образовательного процесса и самой педагогической деятельности. Это этапы целеполагания и проектирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов обучения. Дадим их общую характеристику.
Этап целеполагания и проектирования включает следующие действия преподавателя: изучение исходного уровня обученности учащихся, состояния материальной базы и методического инструментария, профессиональных компетенций самого педагога; определение конкретных задач обучения, воспитания и развития исходя из основной дидактической цели и задач урока и уровня сформированности класса как коллектива; отбор содержания, методов, форм, технологий обучения, конкретных учебных заданий для реализации на уроке; прогнозирование результатов обучения, возможных затруднений учащихся; определение места и приемов использования наглядных пособий и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; проектирование содержания, видов самостоятельной работы, приемов стимулирования познавательной активности учащихся, содержания и форм домашних заданий и т. д.
Следующий этап – этап организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке в соответствии с разработанным проектом урока (результат предыдущего этапа) – предполагает постановку задач обучения и принятие их учащимися, включение учащихся в учебную деятельность, организацию групповой, коллективной, самостоятельной деятельности учащихся, изложение учебного материала преподавателем, освоение его учащимися с использованием средств наглядности, компьютерных, цифровых и иных технологий обучения; создание на уроке условий для формирования предметных, метапредметных, личностных компетенций, развития познавательных процессов, воли и чувств, познавательных интересов учащихся, стимулирование познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления учащихся и др.
Этап регулирования и корригирования процесса обучения осуществляется на основе непрерывного текущего контроля, во время которого педагог получает информацию о ходе и промежуточных результатах учебно-познавательной деятельности учащихся, эффективности применяемых на уроке методов, приемов, технологий обучения и др. Учет результатов текущего контроля лежит в основе корригирования процесса обучения. При необходимости преподаватель может изменить темп и объем учебной работы, последовательность изложения или изучения учебного материала, предложить дополнительные объяснения, предупредить затруднения в понимании учебного материала и др.
Этап оценки, рефлексии, анализа результатов учебно-познавательной деятельности и преподавания обеспечивается в первую очередь продуманной системой оценивания (подбадривание, воодушевление, вселение уверенности, формирующая оценка и т. п.) и использованием системы отметок. Анализ и рефлексия результатов обучения осуществляются для выявления причин недостатков и оснований для успехов в обучении, а также постановки новых целей и задач обучения и проектирования последующих уроков.
С позиции ученика, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность является составной частью других видов деятельности человека. Но только в процессе обучения познавательная деятельность становится целенаправленной и специально организованной, т. е. приобретает черты учебно-познавательной деятельности, или учения.
Учебная деятельность (учение) – специально организованная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, умений и навыков, овладение способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Как следует из этого определения, в учебной деятельности должны присутствовать элементы ценностно-ориентационной и практической деятельности. Результатом учебной деятельности должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и новые отношения подрастающего человека к окружающему миру, новые качества личности, сформированные предметные, метапредметные и личностные компетенции. Кроме того, должны развиваться, перестраиваться психические функции, познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), чувства, воля и характер.
Методологическим основанием учебно-познавательной деятельности, как и процесса обучения в целом, выступает материалистическая теория познания. В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют компоненты, свойственные любой деятельности: потребности, цели, мотивы, действия (операции), средства и условия, результаты, а также самоконтроль, самооценка, рефлексия результатов. Общей целью учения является сбор, переработка и усвоение информации об окружающем мире. Результатами же выступают знания, умения, навыки, система отношений к себе и миру, функциональная грамотность, компетенции, общее развитие обучающегося.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотив учебной деятельности – это то, что внутренне побуждает человека к учебной деятельности, направляя эту деятельность на удовлетворение познавательной или какой-либо другой потребности. Все многообразие мотивов учебной деятельности представлено в педагогической литературе тремя взаимосвязанными группами (рисунок 14).
Рисунок 14 – Группы мотивов учебной деятельности
Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, а также задачей и средством обучения является познавательный интерес. Познавательный интерес – избирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой его учебно-познавательная деятельность становится увлекательной и продуктивной.
В педагогике определены пути и педагогические условия формирования мотивации к учению. К ним относятся: проблемность, актуальность, практическая и прикладная направленность содержания обучения; активизация учебно-познавательной деятельности, в том числе поисковой и исследовательской деятельности; определение цели, задач и смыслов учебной деятельности самими обучающимися; непрерывная обратная связь в процессе обучения; применение методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, в том числе создание ситуаций успеха; организация рефлексивной деятельности и др.
Процесс усвоения учащимся системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это сложный психический процесс, включающий следующие этапы:
1) восприятие учебного материала;
2) осмысление и понимание учебного материала;
3) обобщение учебного материала;
4) закрепление учебного материала;
5) применение знаний в различных ситуациях, формирование умений и навыков.
Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в сознании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения, идущие от отдельных сторон, свойств изучаемых явлений и предметов, интегрируются в целостное восприятие.
Восприятие – это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействует на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление – единичная чувственная форма знания. Вместе с тем цель учащегося – познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий.
Понятие – это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная словесно. Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные признаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются суждения и умозаключения. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо). Умозаключение – такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверждений, знание «движется» от частного к общему. Во втором случае на основе обобщенного утверждения (вывода, закона и т. п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение (вывод) делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез.
Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информация, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях, и формулируются научные понятия, законы, выводы и т. д. В зависимости от уровня обобщения информации и характера используемых средств выделяют различные виды мышления (рисунок 15).
Рисунок 15 – Виды мышления
По степени новизны и оригинальности выделяют репродуктивное, то есть воспроизводящее (шаблонное), мышление и продуктивное, то есть творческое, мышление.
В дидактике определены пять уровней усвоения учебного материала (рисунок 16).
Рисунок 16 – Уровни усвоения учебного материала
Этапы усвоения знаний реализуются в ходе учебного процесса. Назовем его этапы.
1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися.
2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стремление глубже его изучить.
3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, по аналогии, классификация и др.).
4. Закрепление и повторение учебного материала. На данном этапе важно, чтобы учащийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с учебным материалом.
5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Прочное усвоение учебного материала не самоцель: важно сформировать умения оперировать учебным материалом, использовать его на практике.
6. Контроль и оценка уровня усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.
7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результатами предыдущего этапа.
8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно реализуются на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого учащегося. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому их выделение условно.
Из истории дидактики и образования известны следующие основные виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также уровнем самостоятельности последних. Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учащимся. Широко применялось, например, в Средние века для усвоения религиозных знаний. В настоящее время догматическое обучение в силу своей неэффективности может быть отнесено к видам обучения условно, в исторической ретроспективе.
Объяснительно-иллюстративное обучение – традиционное обучение, в основе которого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Согласно этой концепции учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Усвоение знаний мыслится как процесс, состоящий из названной выше последовательности этапов усвоения знаний. Данный вид обучения реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Преподаватель (книга, средства информации и т. д.) сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т. п. Педагог не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит в большей степени репродуктивный характер, так как основная задача учащегося – усвоить сообщаемую педагогом учебную информацию путем запоминания. Новые умственные и предметные действия осваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства.
Несмотря на прогрессивность объяснительно-иллюстративного обучения по сравнению с догматическим обучением, оно имеет немало отрицательных черт. Активно работает в основном преподаватель, при этом он, как правило, регламентирует каждый шаг обучающегося и «навязывает» ему свой темп обучения. У обучающегося не формируются в должной мере познавательные интересы, мотивация учения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Такое обучение слабо развивает теоретическое и творческое мышление учащихся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деятельность.
Все названные выше недостатки объяснительно-иллюстративного обучения отсутствуют при проблемном обучении. Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности педагога и учащихся при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством педагога, направляющего их деятельность. Преподаватель осуществляет свою деятельность в следующей последовательности: предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т. п.; организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися; организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами освоения знаний; обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач. Учащийся в процессе проблемного обучения осознает проблемную ситуацию, принимает и формулирует проблемную задачу, высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего усваивает новые знания и овладевает способами их освоения, обобщает и закрепляет знания и способы их освоения, применяет их для решения других задач.
Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие познавательные процессы учащихся, развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, критичность и нестандартность мышления, обеспечивает прочность усвоенных знаний, способствует превращению знаний в убеждения. Кроме того, оно вызывает у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы. К условным «недостаткам» проблемного обучения обычно относят значительные временные затраты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблемного обучения требуют от самого учителя знаний, педагогического мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока.
Программированное обучение – индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными потребностями. Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции, или дозы, информации, которые последовательно предъявляются обучающемуся для усвоения, в том числе с помощью технических средств обучения. Изучение каждой порции информации завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положительные, обучающийся переходит к изучению следующей дозы информации.
Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию пособий, в которых программируется не только учебный материал, но и сам процесс усвоения и контроль его результатов. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, дает необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и др. Положительные моменты программированного обучения: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические, электронные средства обучения (информационные, цифровые технологии) и освобождает преподавателю время для творческой работы. Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказываясь на развитии их творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть полностью запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т. п.). При классическом варианте программированного обучения отсутствует или является эпизодической групповая и коллективная работа учащихся, учитель выступает, как правило, в роли консультанта. При тестировании не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3–5 предложенных вариантов ответа.
Современное обучение включает элементы различных видов обучения. Это позволяет использовать преимущества того или иного вида обучения на каждой ступени общего среднего образования, для каждой конкретной ситуации обучения в соответствии с возможностями, индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями учащихся и уровнем профессиональной компетентности самих педагогов.
1. Охарактеризуйте преподавание как деятельность учителя в процессе обучения. Назовите этапы преподавания, дайте их общую характеристику.
2. В чем заключается сущность учебно-познавательной деятельности? Каковы ее возможные мотивы?
3. Опишите процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс.
4. Назовите и охарактеризуйте этапы учебного процесса.
5. Какие виды обучения известны в истории дидактики и образования? Дайте их краткую сравнительную характеристику.
1. Основы педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / О. Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. О. Л. Жук. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/48147. – Дата доступа: 27.08.2023.
2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 322–345.
3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – С. 265–297.
4. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Сериков ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
6. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.