Практическое занятие 4
Организация обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Возрастные периоды развития, их краткая характеристика (сензитивность, ведущая деятельность, новообразования и др.).

2. Возрастные особенности младших школьников, подростков, старшеклассников, их учет в образовательном процессе.

3. Индивидуальные различия и особые образовательные потребности учащихся. Понятие о принципе инклюзии в образовании и путях его реализации в учреждениях общего среднего образования.

4. Особенности развития современных детей в контексте теории поколений.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 26.08.2023.

2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 197–220.

3. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – Гл. II.

4. Сивашинская, Е. Ф. Дети сетевого поколения: как их обучать и воспитывать / Е. Ф. Сивашинская // Нар. асвета. – 2021. – № 11. – С. 83–88.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 57–62, 121–124.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемую литературу по теме 3 в соответствии с вопросами практического занятия:

а) при изучении двух первых вопросов занятия заполните таблицу 7 (см. задание 3);

б) составьте тезисный или опорный конспект по вопросам 3 и 4 занятия. Используйте конспект при подготовке устного учебного сообщения по одному из этих вопросов (по выбору) или доклада (см. задание 4).

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Охарактеризуйте типологические особенности развития и воспитания учащихся в зависимости от возрастного периода и составьте рекомендации педагогам по учету этих особенностей в образовательном процессе. Результаты работы представьте в форме таблицы 7.

Таблица 7 – Возрастные особенности развития и воспитания учащихся

Что характеризуетсяМладший школьник ПодростокСтаршеклассник
Ведущая деятельность
Новообразования возраста
Физиологическое развитие
Психическое развитие
Особенности развития мышления, памяти, восприятия, внимания, речи
Особенности развития эмоционально-волевой сферы
Нравственное развитие
Иное (по усмотрению студента)
Рекомендации педагогам по учету возрастных особенностей развития в образовательном процессе

4. Подготовьте доклады на одну из предложенных тем (по выбору). Сопроводите эти доклады мультимедийной презентацией.

1. Сущность принципа инклюзии в образовании и пути его реализации в школе.

2. Индивидуальные различия и особые образовательные потребности учащихся: сущность и учет в образовательном процессе.

3. Особенности обучения и воспитания современных детей.

Задание для итоговой рефлексии. Допишите предложения:

Моими индивидуальными особенностями являются... Эти особенности обусловливают мои особые образовательные потребности. К ним относятся…