• знать предмет исследования, основные категории и понятия дидактики как отрасли педагогики;
• формулировать задачи дидактики, раскрывать ее связь с другими науками;
• понимать ведущие дидактические идеи прошлого и современной науки об обучении;
• раскрывать сущность понятия «обучение», понимать его бинарный характер;
• знать структуру процесса обучения, кратко характеризовать его компоненты и связи между ними;
• знать закономерности обучения, понимать их сущностный характер;
• формулировать и характеризовать систему принципов обучения, понимать их значение как дидактических регулятивов организации образовательного процесса.
Дидактика – отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий. Известно, что немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571–1635) назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством преподавания» (1613). Чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему…» (1657) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я. А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И. Г. Песталоцци (1746–1827), И. Ф. Гербарт (1776–1841), А. Ф. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушинский (1823–1870), К. Ф. Каптерев (1849–1922), Дж. Дьюи (1859–1952), М. Н. Скаткин (1900–1991), И. Я. Лернер (1917–1996), Ю. К. Бабанский (1927–1987) и др.
К ведущим установкам и научно-методическим идеям современной дидактики относятся непрерывное, развивающее, вариативное образование; инклюзивная образовательная среда; компетентностный и технологический подходы; смешанное обучение; переход «от обучения к учению» и др. Методологическую основу обучения составляет гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики обусловлены тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и иными нормативными документами.
Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. По мнению известных дидактов, предметом дидактики выступают «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В. В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дидактика – наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Основные задачи дидактики научной отрасли педагогики представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Основные задачи дидактики
К основным понятиям дидактики относятся: обучение, учебный процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и др.). Дидактика является теоретической основой для формирования предметных методик (частных дидактик), выполняя по отношению к ним методологическую функцию.
Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого они осваивают определенную систему знаний, умений, навыков, овладевают способами мышления и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и деятельности учащегося, т. е. обладает свойством бинарности (рисунок 11). Деятельность учащегося в процессе обучения обозначается в дидактике термином «учебная деятельность (учение)», деятельность обучающего – термином «преподавание». Для того чтобы обучение было эффективным и продуктивным, преподаватель и обучающийся должны быть субъектами учебного процесса.
Рисунок 11 – Обучение как единство преподавания и учения
Структура процесса обучения аналогична структуре образовательного процесса. Компоненты процесса обучения: целевой (цели, задачи); содержательный; операционно-деятельностный; результативный; ресурсный. Если рассматривать учебный процесс как процесс обучения, протекающий в конкретных условиях, то его структура выглядит следующим образом: субъекты обучения (педагог, учащийся), их деятельность (цели, мотивы, методы, технологии, результаты обучения), содержание обучения и средства обучения. Обучению как составной части образовательного процесса свойственны те же основные функции, что и образовательному процессу в целом: собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции (рисунок 12).
Рисунок 12 – Функции процесса обучения
Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в образовательном процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей образовательного процесса в большой степени зависит от уровня развития наук, изучающих человека и общество. Современный уровень развития педагогики и смежных с ней наук позволяет выделить ряд закономерностей образовательного процесса. Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обусловливающая их изменение. Закономерность – совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений. Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируются на их основе. Если принцип – это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило – обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер и выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть со временем сформулированы как принципы.
С учетом вышесказанного закономерность образовательного процесса и его компонентов обучения и воспитания можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями и объектами, в том числе между компонентами образовательного процесса, характеризующих развитие и функционирование этих педагогических явлений и объектов. Выделяют две группы закономерностей (рисунок 13).
Рисунок 13 – Закономерности педагогического процесса
Ученые-педагоги (И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. В. Сериков) в качестве основных педагогических закономерностей выделили следующие зависимости.
• Обусловленность целей и содержания образования социокультурными факторами.
• Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся в образовательном процессе есть закономерное отношение, так как без него невозможно существование самого образовательного процесса.
• Содержание образовательного процесса детерминировано его ценностно-целевыми приоритетами. Цель образовательного процесса обусловливает его содержание.
• Единство содержательного и процессуального аспектов образовательного процесса. Например, для освоения определенного содержания образовательного процесса необходим соответствующий педагогический инструментарий (методы, формы, технологии). И наоборот, методы, формы, технологии образовательного процесса обусловлены его целью и содержанием.
• Качество образовательного процесса (соответствие результатов заявленным целям) закономерно зависит от комплекса педагогических средств: содержания, методов, форм, технологий.
• Качество и эффективность («ресурсозатратность») образовательного процесса зависят от объективных (материально-технических, психологических, педагогических) и субъективных (профессионально-педагогическая культура; мотивация педагога и учащихся; степень развития когнитивных, творческих, коммуникативных, рефлексивных и иных способностей) условий его осуществления.
Эти закономерности образовательного процесса можно считать установленными, многократно подтвержденными и объясненными. К закономерностям, свойственным именно процессу обучения, относится, например, зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуации. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т. п.). Результаты обучения объективно зависят от особенностей взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром.
На основе закономерностей образовательного процесса формулируются принципы образовательного процесса – общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению образовательного процесса. Знание принципов образовательного процесса дает возможность организовать образовательный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы обучения и воспитания. Принципы обучения имеют нормативный характер, выполняют функцию дидактических регулятивов.
По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей образовательного процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песталоцци, А. Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и др. Следовательно, принципы обучения, как и принципы воспитания, носят исторический характер.
В системе принципов образовательного процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, являются методологическими подходами (таблица 9).
Таблица 9 – Метапринципы образовательного процесса
Метапринцип | Что предписывает |
Целостный подход | Учитывать необходимость следующего: целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования детей и молодежи; единого стиля и тона отношений к ребенку; оптимального сочетания применяемых методов, средств, форм образовательного процесса |
Принцип природосообразности | Опираться на природу ребенка, законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе |
Принцип культуросообразности | Учитывать, что культура общества и ее отдельные компоненты определяют характер, цель, содержание, методы и формы образовательного процесса; решать задачу освоения обучающимися различных пластов культуры |
Личностный подход | При проектировании и осуществлении образовательного процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс развития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия |
Деятельностный подход | Опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать образовательный процесс как процесс организации разнообразных видов деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения |
Полисубъектный (диалогический) подход | Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции педагога и обучающихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности и самостоятельности |
В повседневной образовательной деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации обучения и воспитания (таблица 10).
Таблица 10 – Принципы образовательного процесса
Принцип образовательного процесса | Что предписывает (краткая характеристика) |
Принцип научности | Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебных предметов фундаментальные вопросы основ наук, методы научно-исследовательской деятельности, развивать исследовательские умения обучающихся |
Принцип гражданственности | Формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности учащихся, их гражданской культуры и социальной зрелости |
Принцип наглядности | Применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся при восприятии и усвоении ими знаний, умений, навыков, формировании у них необходимых компетенций |
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании | Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность образовательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у учащихся знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учащихся к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету |
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности | Обеспечивать подготовку обучающихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения |
Принцип продуктивности образовательного процесса и прочности его результатов | Так организовывать образовательный процесс, чтобы он обеспечивал достижение поставленных целей и задач обучения и воспитания, получение соответствующих целям и задачам образовательных продуктов |
Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) | Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы организации образовательного процесса, использовать воспитательные возможности группы (коллектива) обучающихся в образовательном процессе |
Принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практической деятельностью учащихся | Формировать отношения учащихся к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям и т. п.); формировать активную жизненную позицию учащихся, для чего в процессе обучения и воспитания теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень |
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся | Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения и воспитания, для чего формировать их активное отношение к учебной и иным видам деятельности; способствовать осмысленному и осознанному усвоению учащимися учебного материала и иной информации в образовательном процессе |
Принцип уважения к личности учащихся в сочетании с разумной требовательностью к ним | Исходить из того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой его уважения, проявления веры в его возможности и способности |
Принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности | Подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Макаренко) |
Все принципы образовательного процесса (обучения, воспитания) связаны между собой. Например, принцип научности выступает в единстве с требованием доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности; принцип прочности и действенности результатов обучения предполагает обеспечение сознательности и активности учащихся в процессе обучения; принцип сознательности и активности учащихся неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога при организации обучения и воспитания. Принципы образовательного процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы).
На основании вышесказанного принципы обучения можно определить как наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессом обучения. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и задачи, отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы, методы, технологии обучения. В систему основных принципов процесса обучения традиционно включают следующее: научность обучения; связь обучения с жизнью, практикой, опытом учащихся; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; сознательность и активность учащихся в процессе обучения; наглядность в обучении; прочность результатов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения.
Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципам, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Если принципы отражают сущность процесса обучения, то правила – его отдельные стороны. Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
1. Основы педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс / О. Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. О. Л. Жук. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/48147. – Дата доступа: 27.08.2023.
2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 322–345.
3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2002. – С. 129–164, 193–207.
4. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Сериков ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
6. Ситаров, В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – С. 3–15, 200–216.
7. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.