• содержательно интерпретировать термин «содержание образования», понимать его сущность;
• раскрывать основные положения известных в истории педагогики концепций и теорий содержания образования;
• выделять и характеризовать структурные компоненты содержания образования, называть источники, факторы и критерии отбора содержания образования;
• раскрывать принципы совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь;
• называть компоненты научно-методического обеспечения образования; характеризовать образовательные стандарты, учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего образования и учебные издания.
1. Понятие о содержании образования. Теории содержания образования в истории педагогики.
2. Структура содержания образования.
3. Источники и факторы формирования содержания образования.
Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, чему учить детей и молодежь в учреждениях образования, что может быть предметом самообразования человека, какие качества (отношения) личности необходимо воспитывать у ребенка. Содержание образования – один из основных компонентов образовательного процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования включает содержание обучения и содержание воспитания. Содержание образования – это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (по И. Я. Лернеру).
В истории педагогики при решении проблемы отбора содержания учебного материала для изучения в учреждениях образования выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования. Сторонники формального образования (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и др.) полагали, что у учащихся необходимо развивать познавательные процессы (мышление, память и др.), способности к логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование – это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для разностороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.
Сторонники материального образования (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественно-научным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний». К. Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно осуществить лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждое из этих средств своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.
Известный представитель философии прагматизма и прагматистской педагогики – американский педагог Дж. Дьюи – в решении вопроса о содержании школьного образования исходил из того, что в его основе должна быть организация практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевают и предметными знаниями, и умениями.
Содержание образования исследовали многие российские ученые второй половины XX в. (М. Н. Скаткин, В. С. Леднев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, В. В. Краевский и др.). При этом они исходили из того, что основная функция образования – передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин пришли к выводу, что культура – это созданный предыдущими поколениями опыт материальной и духовной деятельности, который должен быть усвоен последующими поколениями. Общие элементы для разнообразных видов опыта и деятельности: знания; опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. Все эти элементы связаны между собой, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.
Таким образом, в педагогике постепенно утвердились культурологический и личностно ориентированный подходы к содержанию образования, с позиций которых «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев).
В последние десятилетия в Беларуси реализуется компетентностный подход к содержанию образования на всех уровнях образования. Компетентностный подход является методологической основой проектирования учебно-методической документации, целей, результатов и содержания образования, в том числе общего среднего образования. Компетентностный подход в педагогике – система педагогических требований к содержанию и организации образовательного процесса, направленных на усиление личностно ориентированного характера обучения, активизацию самостоятельной работы учащихся; усиление практико-ориентированной, прикладной направленности образовательного процесса; определение результатов образования как проявлений готовности учащихся применять компетенции для решения разнообразных задач; диагностику компетенций. Указанные требования реализуются не за счет введения новых учебных предметов, увеличения объема содержания изучаемых учебных предметов, а путем переориентации их содержания на деятельностный тип содержания обучения (от «декларативных» знаний к процедурным и ценностно-смысловым знаниям). Последнее предполагает включение в содержание обучения проблемных, практико-ориентированных (компетентностно ориентированных) ситуаций и задач, способы разрешения которых соответствуют содержанию и структуре формируемых компетенций обучающихся.
В соответствии с вышеизложенной культурологической теорией (моделью) содержания образования И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, в содержании образования выделяют четыре основных компонента (рисунок 17). Кратко их охарактеризуем.
Рисунок 17 – Структура содержания образования
Когнитивный опыт человечества и отдельной личности образуют основные понятия, категории, термины, факты, законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе, и т. п. Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу (репродуктивный опыт), в качестве компонента содержания образования представлен как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и т. д.), так и специфическими для определенных учебных предметов интеллектуальными и практическими умениями. Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.
Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Он включает творческие умения: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных, и т. д. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит, его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.
Современные российские ученые-педагоги (В. В. Краевский, В. А. Болотов, В. В. Сериков и др.) в контексте культурологической модели содержания образования, охарактеризованной выше, рассматривают содержание образования как педагогически адаптированную модель социокультурного опыта, включающую
• когнитивный опыт (знания);
• репродуктивный опыт (предметные и метапредметные умения; модели поведения);
• опыт творческой деятельности (творческие способности и умения);
• личностный опыт (чувства и эмоции; интересы, ценностные установки; отношения; опыт проявления личностных функций: рефлексии, реальной ответственности, самоопределения, автономности и др.);
• «компетентностный» опыт как синтезированный опыт качественного и эффективного решения теоретических и практических проблем посредством актуализации знаний, умений, творческого и личностного опыта.
Содержание образования может быть структурировано также по основным его отраслям. Под общим образованием понимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе, умениями и навыками, необходимыми для формирования его мировоззрения; подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности; освоения профессионального образования. Общее образование является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования) и сквозной линией всей системы непрерывного образования.
В содержание общего среднего образования входят три основных цикла предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы (история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и др.) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека. Художественные дисциплины (изобразительное искусство, музыка) приобщают к миру прекрасного, творчеству, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют практические, в том числе трудовые, умения и навыки.
Политехническое образование (выделяют как отрасль образования условно) является составной частью общего образования. Политехническое образование представляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и профессиональному образованию. Содержание политехнического образования составляют знания законов природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, научно-технических, организационно-экономических основ производства, психологических закономерностей деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественно-научного цикла.
Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и освоения профессионального образования. Профессиональное образование есть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, компетенциями, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Все вышеизложенное позволяет отнести к источникам содержания образования культуру общества и ее компоненты: науку, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
Культура человечества в полном объеме не может быть представлена в содержании образования. Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, являются: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) профессиональная компетентность педагога и др. В педагогике обоснованы (В. В. Краевский и др.) принципы отбора содержания образования (рисунок 18).
Рисунок 18 – Принципы отбора содержания образования
При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться системой критериев, предложенной Ю. К. Бабанским (рисунок 19).
Рисунок 19 – Критерии отбора содержания образования
Исследователи (М. Н. Скаткин, В. В. Краевский) выделили три уровня представления содержания образования на этапе его проектирования: уровень общего теоретического представления (раскрыт выше); уровень учебного предмета; уровень учебного материала (конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи по учебному предмету, представленные в учебных изданиях). Содержание образования представлено также на уровне процесса обучения (учебный материал включается в процесс обучения, в педагогическое взаимодействие учителя и учащихся) и на уровне личности учащегося как освоенные им знания, умения, навыки, опыт их применения, компетенции.
Учебный предмет представляет собой «педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности» (И. Я. Лернер). Это педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки (М. И. Махмутов). Учебный предмет не точная копия науки. Его отличие от соответствующей науки состоит в объеме знаний, логике их изложения, степени представленности всех элементов науки в данном учебном предмете. Учебный предмет может быть: а) введением в науку; б) синтезом материала разных наук; в) интегративным курсом на основе межпредметных связей; г) автономной частью науки (информатика, логика); д) учебным предметом, отражающим опыт деятельности. Независимо от типологии учебный предмет должен включать все элементы содержания образования, охарактеризованные выше. Содержание учебного предмета конкретизируется для каждого типа и вида учреждений образования с учетом задач образования.
Подходы к совершенствованию содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике новую образовательную парадигму, нацеленную на формирование у обучающихся способности к самоопределению в различных сферах своей жизнедеятельности, умений самостоятельно осваивать знания, применять их в новых условиях. В настоящее время реализуются следующие подходы и принципы совершенствования содержания образования.
• Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; личностно ориентированной направленности содержания образования; индивидуализации педагогического процесса и т. п. Гуманитаризации содержания образования способствуют увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла.
• Разработка и реализация компетентностного, деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления, творческой деятельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается стремление к неразрывному единству в содержании образования двух компонентов – ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Это, в частности, достигается сочетанием фундаментальности содержания образования и его практической направленности.
• Открытость и вариативность содержания образования, реализация принципа инклюзии, дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами, особыми образовательными потребностями.
• Включение в содержание образования интегрированных учебных предметов, способствующих созданию у обучающихся целостной картины мира.
• Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания. Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и требований к условиям, необходимым для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования, а также специального образования.
Образовательные стандарты общего среднего образования включают образовательные стандарты начального, базового, среднего образования, которые устанавливают требования к результатам освоения содержания образовательных программ соответственно начального, базового, среднего образования (включают формируемые компетенции учащихся); содержанию учебно-программной документации соответствующей образовательной программы общего среднего образования; организации образовательного процесса; максимальному допустимому объему учебной нагрузки учащихся [1]. Образовательные стандарты общего среднего образования разрабатываются Министерством образования совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования, и утверждаются Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
Стандартизация дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных видах учреждений общего среднего образования. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия видов учреждений общего среднего образования; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т. п.
Все вышесказанное о стандартизации позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.
На основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования осуществляется научно-методическое обеспечение образования в целях обеспечения получения образования и повышения его качества [1]. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования включает следующие компоненты:
• учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего образования;
• программно-планирующую документацию воспитания;
• учебно-методическую документацию;
• учебные и иные издания;
• контрольно-измерительные материалы;
• информационно-аналитические материалы;
• методические указания по разработке учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования.
Эти компоненты на уровнях основного образования могут объединяться в учебно-методические комплексы.
К учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования относятся учебные планы и учебные программы. Учебные планы подразделяются на следующие виды: типовой учебный план общего среднего образования; учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; индивидуальные учебные планы.
Типовой учебный план общего среднего образования является техническим нормативным правовым актом и состоит из типовых учебных планов учреждений среднего образования каждого вида. Эти типовые планы включают государственный компонент, компонент учреждения образования, максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе. При этом государственный компонент типового учебного плана устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов, модулей по классам и количество учебных часов в неделю на их изучение, обязательный объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе (определяется общим количеством учебных часов, установленных государственным компонентом на изучение учебных предметов, модулей по соответствующему классу). Компонент учреждения образования типового учебного плана устанавливает количество учебных часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе включает обязательный объем учебной нагрузки и объем учебной нагрузки на факультативных занятиях. Типовые учебные планы общего среднего образования могут отражать варианты реализации образовательной программы общего среднего образования на основе дифференциации ее содержания (учет образовательных потребностей и интересов учащихся). Государственный компонент включает перечень обязательных для изучения учебных предметов, модулей и вариативный перечень учебных предметов, модулей. Учебные предметы, модули в вариативном перечне структурируются по предметным областям.
Учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, разрабатывается учреждением образования ежегодно на основе типового учебного плана; утверждается руководителем этого учреждения по согласованию с учредителем; включает государственный компонент, компонент учреждения образования, максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю в каждом классе, общее количество учебных часов на проведение учебных и иных занятий.
Экспериментальный учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, апробируется в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Такие планы разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Индивидуальный учебный план устанавливает особенности освоения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить аттестацию в установленные сроки. Такой план разрабатывается учреждением образования на основе учебного плана учреждения образования и утверждается его руководителем.
Учебные программы подразделяются на учебные программы по учебным предметам, модулям; учебные программы факультативных занятий; экспериментальные учебные программы по учебным предметам, модулям. Модуль в Кодексе Республики Беларусь об образовании трактуется следующим образом: 1) темы, разделы учебных предметов, учебных дисциплин, практик; 2) учебные предметы, учебные дисциплины, практики, сгруппированные в блок в целях формирования у обучающихся одной или нескольких компетенций.
Учебная программа по учебному предмету, модулю является техническим нормативным правовым актом и определяет:
• цели и задачи изучения учебного предмета, модуля, его содержание;
• время на изучение отдельных тем;
• основные требования к результатам учебной деятельности учащихся;
• рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания;
• иные требования, установленные соответствующим образовательным стандартом общего среднего образования.
К учебно-методической документации относятся методики преподавания учебных предметов, предметных областей, тем и т. п., методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иная документация, предусмотренная положением о соответствующем типе или виде учреждений образования. Контрольно-измерительные материалы – задание или совокупность заданий различного вида, предназначенные для осуществления контроля результатов учебной деятельности обучающихся при проведении их аттестации или для оценки (оценивания) компетенций абитуриентов в целях отбора лиц, наиболее подготовленных для освоения содержания образовательных программ.
Содержание учебных программ более подробно раскрывается в учебных изданиях (учебниках, учебных пособиях и др.). Учебное издание – это издание, содержащее с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса. Учебные издания могут быть печатными и (или) электронными. К использованию в образовательном процессе учреждений образования допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования.
Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т. д. Кроме информативного материала, в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, осуществить самоконтроль знаний, умений, навыков; указывается литература для самообразования и др. Учебник выполняет ряд функций (рисунок 20).
Рисунок 20 – Функции учебника
Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной учебной информацией, способствующей формированию мировоззрения, гражданскому и нравственному воспитанию учащихся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в развитии учебной мотивации, создании стимулов к изучению предмета, воспитании интереса и позитивного отношения к учебно-познавательной деятельности. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможностей повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирующая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т. п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает знания, умения и навыки, в том числе необходимые для самообразования.
В содержании учебника представлены тексты и внетекстовые вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и др.).
Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализированно. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и др. Учебно-методический комплекс по предмету, в том числе электронный, обычно включает учебную программу (содержание учебного материала), учебники, учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудио- и другие средства обучения.
1. Определите понятие «содержание образования».
2. Какие теории содержания образования известны в истории педагогики? Дайте их краткую характеристику.
3. Как решается проблема содержания образования в современной педагогике?
4. Укажите источники и факторы, детерминирующие содержание образования.
5. Какие принципы отбора содержания разработаны в педагогической науке?
6. Назовите критерии отбора содержания общего среднего образования, которые применяются в современной педагогике.
7. Раскройте сущность основных подходов и принципов совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.
8. Дайте краткую характеристику образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ и учебных изданий общего среднего образования.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 24.08.2023.
2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 282–321.
3. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
4. Ситаров, В. А. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – С. 184–200.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.