Практическое занятие 17
Педагогическая культура родителей как фактор семейного воспитания


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Понятие «семейное воспитание». Факторы семейного воспитания.
  2. Воспитательная функция семьи. Содержание и методы семейного воспитания.
  3. Педагогическая культура родителей: сущность, пути формирования.
  4. Типы и особенности современных семей. Ошибки семейного воспитания.
  5. Взаимодействие семьи и учреждения образования в воспитании детей.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – Глава 10.

2. Родительский университет [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://adu.by/ru/component/content/category/roditelyam/roditelskij-universitet.html?Itemid=101. ‒ Дата доступа: 29.08.2023.

3. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – С. 180–189.

4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 167–174.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 13 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Проанализируйте приведенные ниже пословицы, сформулируйте и запишите вытекающие из них или противоречащие им правила семейного воспитания. Подумайте, какие из этих пословиц могут быть иллюстрацией тех или иных стилей семейных отношений.

4. Выполните компетентностно ориентированные задания.

№ 1. Понятия «материнство» и «отцовство» характеризуют кровное родство, родственную связь между матерью и отцом с детьми и осознание ими этой связи. Раскройте роль матери и отца в семейном воспитании, заполнив таблицу 36.

Таблица 36 – Роль матери и отца в семейном воспитании

Роль матери в семейном воспитании Роль отца в семейном воспитании
1.
2.
1.
2.

№ 2. Российский ученый-педагог Н. Е. Щуркова предложила следующие правила взаимодействия педагога с семьей.

1. Если родители жалуются на сына – поддерживай сына.

2. Если сын пренебрегает родителями – возвышай родителей.

3. Если вдруг родители дурно отзываются о школе – педагог защищает школу, ссылаясь на недостаточную информированность родителей.

4. Если родители предъявляют претензии в адрес преподавателя, педагог, прервав выслушивание, предлагает пригласить этого преподавателя.

Согласны ли вы с этими рекомендациями? Ответ аргументируйте. Дополните данный список рекомендаций.

Задание для итоговой рефлексии: изложите представления об идеальных родителях и идеальной семье в жанре эссе или письма своему будущему или уже имеющемуся ребенку.