1. Азбука форм идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью : метод. рекомендации / Н. Н. Шацкая [и др.]. – Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 46 с.
2. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.
3*. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – С. 111–164.
4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.
6*. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 327–348.
1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 12 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.
2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.
3. Прочитайте высказывания о воспитательной работе, ее методах и формах. Прокомментируйте два из них, по вашему мнению наиболее актуальных для современной воспитательной практики.
Воспитатель должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без всякого интереса к ним (А. С. Макаренко).
Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями (В. А. Сухомлинский).
Педагогический смысл организации групповой деятельности сохраняется лишь при условии, когда группа класса выступает в процессе деятельности субъектом: осознает цель активности, видит задачи, отбирает средства и вырабатывает способы действий, производит систему необходимых действий, оценивая результат как в ходе деятельности, так и по завершении ее (Н. Е. Щуркова).
Строгость учителя лучше ласки отца (Персидская поговорка).
Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений (К. Д. Ушинский).
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… (А. С. Макаренко).
Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино… Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство (Д. Б. Кабалевский).
4. Прочитайте текст (фрагмент источника 1 в списке рекомендуемой литературы) о формах воспитательной работы. Сформулируйте не менее пяти вопросов участникам практического занятия по содержанию данного текста. Сделайте вывод о практической значимости данного пособия для педагога (классного руководителя).
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь содержание воспитательной деятельности соотносится с процессом формирования базовой культуры личности. Исходя из этого, содержание воспитательной деятельности (учителей, преподавателей, кураторов учебных групп, специалистов по работе с молодежью) в самом общем виде предполагает профессиональную, интеллектуальную, общественно-политическую, нравственную, трудовую, экологическую, эстетическую, физическую составляющие. Организация воспитательного процесса должна основываться на принципах деятельностного подхода. Деятельность – важное средство развития ученического (студенческого) коллектива и личности, способствующее формированию образа мыслей, стиля самостоятельных действий, развитию личностных характеристик, отношений сотрудничества, сотворчества. Деятельность осуществляется в различных формах, выбор которых обусловлен конкретной педагогической ситуацией.
Основное содержание и формы воспитательной деятельности представлены в таблице 29 (см. тему 12). При выборе форм идеологической и воспитательной работы, указанных в данной таблице, необходимо учитывать основные требования организации педагогического процесса: соответствие содержания и форм цели и задачам воспитания, реализация личностно ориентированного подхода, создание условий для развития творческих способностей учащихся и студентов, включение их в различные виды социально значимой деятельности и т. д.
Форма (от лат. forma) – наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок, внешнее выражение содержания. Само понятие «форма» неоднозначно, что объясняет многоаспектность его использования. В теории и практике воспитания принято понимание формы как внешнего выражения какого-либо содержания. В воспитательной работе есть содержание познавательной информации, эмоций, чувств, поведенческих норм и реакций, практических и организаторских умений, осваеваемое учащимися в специально организованной совместной деятельности. Содержание включает и опыт, которым овладевают участники деятельности (эмоционально-нравственный и действенно-практический), опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к деятельности, к ценностям), опыт взаимодействия и личных действий, опыт общения. Под формой также понимается структура, система организации чего-либо. Форма идеологической и воспитательной работы задает и отражает определенную логику действий (взаимодействия) участников коллективной деятельности.
Существует обобщенная методика (алгоритм) организации коллективных дел и событий. Эта методика предполагает последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Самый общий план ее может быть условно выражен формулой «подготовка – проведение – анализ». Однако многие формы обладают собственными специфическими особенностями и отличаются одна от другой. Именно в тех случаях, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные структурные элементы, можно говорить о форме. Форма идеологической и воспитательной работы приобретает конкретность при использовании совокупности педагогических приемов и средств, которые обеспечивают внешнее выражение содержания деятельности.
В арсенале педагогов существуют организаторские приемы, т. е. действия, позволяющие решить конкретную организаторскую задачу. Например, распределение творческих поручений между микроколлективами, можно осуществить с помощью следующих организаторских приемов: жеребьевка, свободный выбор, «аукцион», задание, «добровольцы» и др. Для эффективного решения задачи включения каждого члена коллектива в общую деятельность организаторские приемы целесообразно сочетать с приемами педагогического воздействия, стимулирующими участников деятельности: авансирование успеха, доверие, увлечение и др. Необходимым элементом формы являются воспитательные средства прямого и косвенного воздействия. Так, правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников, – средства прямого воздействия. Они помогают устанавливать определенный порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников. Элементы оформления коллективных дел и событий (музыкальное, художественное, световое, пространственное) – воспитательные средства косвенного воздействия.
Таким образом, форма идеологической и воспитательной работы – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач. Вариативность, конкретность формы достигается использованием совокупности организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. Формы идеологической и воспитательной работы можно разделить:
– по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;
– по времени подготовки: экспромтные формы, формы с предварительной подготовкой;
– по способу организации: организуемые одним человеком (кем-то из членов коллектива или педагогом), организуемые группой участников (постоянным или временным органом, микроколлективом), организуемые коллективно (всеми членами коллектива);
– по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;
– по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые;
– по видам деятельности: интеллектуально-познавательная, трудовая, спортивная, художественная и др.
Организаторы идеологической и воспитательной работы должны учитывать, что формы диалектично взаимосвязаны друг с другом, подвижны и могут видоизменяться в зависимости от поставленных целей и задач, конкретных условий реализации.
Во всем многообразии существующих в практике и создающихся новых форм идеологической и воспитательной работы можно выделить несколько типов, которые обладают существенными качественными признаками. Типы объединяют в себе различные виды форм – совокупности, обладающие рядом общих признаков, каждый из которых, в свою очередь, может иметь множество вариаций конкретной формы. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Общий анализ теории и практики воспитания позволяет выделить три основных типа воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки мероприятия – созерцательно-исполнительская позиция учащихся и студентов, организаторская роль педагогов. Иными словами, если что-то организуется кем-то для учащихся (студентов), а они в свою очередь воспринимают, исполняют, реагируют, участвуют и т. п., то это и есть мероприятие. Виды форм идеологической и воспитательной работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, встречи, консультации, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т. п.
Мероприятия целесообразно использовать в следующих случаях:
– когда необходимо решить просветительские задачи и оказать прямое воспитательное воздействие (информировать, объяснять, убеждать, внушать): при сообщении учащимся (студентам) какой-либо сложной для них и ценной информации (из области гигиены, экологии, этики, морали и т. д.); для понимания социально-политической, экономической, культурной жизни общества и государства; при знакомстве с произведениями искусства (театр, кино, живопись, архитектура, музыка и т. д.);
– когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам государственной политики, экономики, общественной жизни, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, круглые столы, экскурсии и т. д.);
– когда организаторские функции либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта слишком сложны для учащихся (студентов). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (диспуты, конференции, митинги и др.);
– когда стоит задача непосредственного обучения учащихся чему-либо. Например, организаторским и познавательным умениям, практическим навыкам и т. п. В этом помогут обучающие занятия, практикумы, тренинги, ролевые игры и др.;
– когда необходимы меры по укреплению здоровья учащихся (студентов), их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда учащиеся в состоянии самостоятельно организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этом случае более предпочтительны формы работы другого типа, а именно – дела. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки дела: деятельно-созидательная позиция учащихся (студентов), их активное участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; опосредованное педагогическое руководство. Таким образом, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда учащиеся активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера и др.
Фактически по характеру реализации форм-дел педагоги различают три их подтипа:
– дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо общественный орган или кто-то персонально (командир, ответственный учащийся или педагог). В таком случае дела могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей и педагогов, изготовление сувениров для гостей и т. п.;
– творческие дела, отличающиеся прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (инициативная группа, микроколлектив и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников: выставка, гостиная, ярмарка, выпуск газет, плакатов, коллажей, конкурс, викторина, олимпиада и др.;
– коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Организация коллективных творческих дел (КТД) предусматривает шесть стадий развития:
1-я стадия – предварительная работа педагога,
2-я стадия – коллективное планирование,
3-я стадия – коллективная подготовка дела,
4-я стадия – коллективное проведение КТД,
5-я стадия – коллективное подведение итогов,
6-я стадия – ближайшее последействие.
Педагоги часто используют игровые приемы проведения дел и мероприятий. Но игру как самостоятельный тип форм воспитательной работы необходимо отличать от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (головоломки, шарады, настольные и подвижные игры и т. п.). Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения. Игры не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников. В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества учащихся, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, интеллектуальные игры, организационно-деятельностные игры и др.
Таким образом, мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воспитательного воздействия. Дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность участников. Игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Во всех типах форм можно выделить две их подгруппы: 1) формы, имеющие относительно постоянный набор конструктивных элементов (конкурс, турнир, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка, аукцион и т. д.); 2) формы, не имеющие постоянного или вообще определенного набора конструктивных элементов: а) формы традиционные. Они часто используются в практике воспитательной работы, но не отличаются сложившейся методической структурой, зато имеют определенную организационно-содержательную идею (вечер, субботник, классный (кураторский) час, информационный час, праздник, встреча и т. д.). Стабильно в них сохраняется только сама идея; б) формы свободного творчества. Могут быть сконструированы из различных элементов других форм, часто обозначаются лишь «содержательным» названием, темой, в названии так или иначе все же отражается методический замысел формы (коллективное дело «Что такое хорошо и что такое плохо», «Звучащие краски» и др.). Разделение форм работы на две группы по их методическим особенностям позволяет увидеть два методических подхода к конструированию, разработке форм. Первый из них состоит в том, что конструирование идет «от формы»: выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Второй предполагает конструирование «от содержания»: за основу берется конкретная содержательная идея и облачается в некую соответствующую ей форму.
5*. Воспользовавшись материалами лекции по теме 12 и текстом в задании 4, заполните таблицу 30 «Классификация форм воспитания».
Таблица 30 – Классификация форм воспитания
Основание и автор классификации | Формы воспитания |
6*. Составьте схему «Классификация методов воспитания», отразив в ней методы следующих групп:
7. Решите компетентностно ориентированные задачи:
№ 1. Во время практического занятия по педагогике в студенческой группе возник спор. Одни участники утверждали, что любое классное мероприятие должно быть тщательно продумано, отрепетировано и только после этого проведено. Другие полагали, что иметь сценарий воспитательного мероприятия учителю необязательно.
№ 2*. Составьте педагогическую задачу (варианты по выбору), решение которой предполагает а) применение метода поручения; б) применение метода поощрения; в) применение метода упражнения. В каждом случае определите, в комплексе с какими методами и приемами воспитания применяется данный метод.
№ 3*. «Как создать сюжетно-ролевую игру социально-психологического содержания? Совсем нетрудно, для этого нужно:
• точно сформулировать проблему жизни (например, «застенчивость ребенка – препятствие для максимального развития»);
• потом найти ее жизненные проявления в самых разных сферах жизни человека (в гостях, на уроке, на улице, в театре, при обсуждении важного вопроса);
• далее определить сущностный признак понятия, которое таит в себе решение проблемы (признание достоинства других людей выше собственного);
• поискать персонажи, которые могли бы встретиться с такой же проблемой (заяц в лесу, лев в пустыне, прохожий на дороге, гость в гостиной и т. д.);
• наконец, придумать событие, в котором эти персонажи столкнулись бы с трудностями решения проблемы («пока лев стеснялся стать на защиту вверенных ему в джунглях зверей, страшное чудовище их уничтожило»)…
Игра готова, когда все выпишется на бумагу, и педагог явственно увидит фабулу игры в своем воображении. Предположим, он назовет игру «Что для меня страшнее зверя». (Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие. СПб., 2005. С. 266–267).
• В чем, на ваш взгляд, заключается педагогическая ценность игры как метода воспитания?
• По предложенному Н. Е. Щурковой алгоритму создания сюжетно-ролевой игры разработайте свою ролевую игру и проведите ее в группе на занятии.
Задание для итоговой рефлексии: реализация методического приема «Обоснование тезиса».
Тезис задается высказыванием: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях (Я. Корчак)».