Тема 3. ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ


Тайна личности, ее единственности никому не понятна
до конца. Личность человеческая более таинственна, чем
мир. <…> Человек – микрокосм и заключает в себе все.
Н. А. Бердяев

Требования к компетентности по теме:

• знать существенные признаки понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность, понимать роль ведущих факторов и условий развития личности, их трактовку в существующих теориях;

• характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, особенности развития цифрового поколения, осознавать необходимость их учета в образовательном процессе;

• раскрывать психологические и социальные основания активности ребенка в его развитии и воспитании; понимать сущность самовоспитания, уметь осуществлять самовоспитание.

Основные вопросы

  1. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема.
  2. Факторы развития личности.
  3. Возрастные особенности учащихся и образовательный процесс.
  4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
  5. Особенности развития современных детей.
  6. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

1. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности в разных аспектах решается философией, психологией, возрастной физиологией, социологией и другими науками. Педагогика изучает не процесс развития человека вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности, ее индивидуальности. В ходе изучения данной темы будем оперировать понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Человек – представитель вида Homo sapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью, способностью к труду. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; все качества и свойства человека, которые у него формируются в течение жизни в процессе взаимоотношений, взаимодействия с другими людьми и которые характеризуют его как члена общества (сознание, речь, отношение к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.). Личность – интегративное качество человека, характеризующее его социальную сущность. Индивидуальность – индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами. Это особенности индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и др. Природной основой личности, индивидуальности являются задатки как врожденные, устойчивые анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида (тип нервной системы, особенности строения мозга, органов чувств, телосложение, физическая сила и др.).

В зарубежной психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления.

• Представители биологизаторских концепций рассматривают человека как сугубо природное существо. С их позииции качества и свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

• Сторонники социологизаторских концепций утверждают, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание же призвано корректировать характер влияния среды.

• Представители биосоциологизаторского подхода пришли к выводу, что человек – существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействия окружающей среды. Вместе с тем в биосоциологизаторских концепциях недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формировании личности.

Отечественная педагогическая наука в решении проблемы факторов и условий развития личности базируется на культурно-исторической теории развития высших психических функций, разработанной Л. С. Выготским. Ученый исходил из того, что социальная среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития: они возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии становятся индивидуальными функциями самого ребенка. «Всякая функция в культурном развитии ребенка, – писал Л. С. Выготский, – появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [1, с. 145].

Все современные Л. С. Выготскому теории детского развития трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения. Сам ученый подчеркивал, что специфика развития ребенка подчиняется действию не биологических, а общественно-исторических законов. Согласно рассматриваемой теории специфические для человека психические процессы являются опосредованными, возникают на основе использования разнообразных средств (языка, других знаков и символов), выработанных в ходе исторического развития человечества. Следствием закона становления высших психических функций является существование зоны ближайшего развития. Формируясь в совместной деятельности, психический процесс находится в зоне ближайшего развития, будучи сформированным, он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития лежит в основе концепции ведущей роли обучения в умственном развитии детей и теории развивающего обучения. В дальнейшем теория Л. С. Выготского развивалась А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и их сотрудниками: в частности, ими была обоснована роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

В психологии решается также проблема структуры личности. К. К. Платонов выделил в структуре личности следующие компоненты:

1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, убеждения, ценностные ориентации, идеалы и т. д.);

2) содержание опыта индивида (знания, способности, умения, навыки, привычки поведения);

3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности;

4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений во всех структурных компонентах личности. Все эти изменения происходят либо в ходе и результате внешних влияний (среда, образование) на человека, либо в ходе и результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Личность не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении. В научных исследованиях установлены закономерности развития личности (рисунок 6).


Рисунок 6 – Закономерности развития личности


Источником и движущей силой развития личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта или субъекта). Различают внутренние и внешние, общие (универсальные) и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например, расхождение между возникающими у личности новыми потребностями, требованиями к себе и достигнутым уровнем ее развития. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром. Приведем примеры таких противоречий: несовпадение между направленностью личности, ее устремлениями и социальной ситуацией развития (внешними требованиями, изменением обстоятельств и т. п.); стремление к общению со взрослыми и стремление к самостоятельности; привычные нормы поведения и новые требования. Противоречие между возникающими материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения является примером общего противоречия. Индивидуальные противоречия обусловлены ситуацией развития конкретного человека.

2. Факторы развития личности

Охарактеризуем внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Важнейшими внутренними и внешними факторами развития личности выступают наследственность, активность личности (деятельность, отношения, направленность), среда и образование (таблица 4).

Таблица 4 – Факторы развития личности

Внутренние факторыВнешние факторы
Наследственность – свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире. Ребенок наследует безусловные рефлексы; предрасположенность к прямохождению, развитию речи, целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и др.; ряд биохимических и физических качеств (физический облик, цвет волос, физические данные); группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциальные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположенность к некоторым заболеваниям и аномалиям Окружающая среда – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Окружающую среду составляют: 1) географическая (природная) среда – определенный территориальный ландшафт со своими климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями; 2) социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности
Активность личности – ее деятельность, отношения, направленность, убеждения, воля, чувства, интересы, природные (влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и др.) и социальные (духовные, творческие, познавательные, в самосовершенствовании и др.) потребности Образование (воспитание, обучение) как социальная функция общества и педагогический процесс

Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его задатки к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10–15 %. Для того чтобы наследственные возможности растущего человека реализовались в свойства личности, необходимы среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Рассматривая социальную среду как фактор формирования и социализации личности, исследователи (А. В. Мудрик и др.) выделили:

• мегафакторы среды (мега- – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

• макрофакторы среды (макро- – большой) – страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

• мезофакторы среды (мезо- – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т. д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

• микрофакторы среды (микро- – маленький) – непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание.

В результате взаимодействия средовых факторов всех уровней и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации я-концепции, самореализации личностью своего потенциала, творческих способностей, а значит, саморазвитие личности. В процессе социализации проявляются две тенденции: социальная типизация с одной стороны и автономизация, индивидуализация личности с другой. Социализация – непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения и в соответствии с этим выполняет разные социальные роли, усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя на свое социальное окружение.

Если взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, то вступает в действие еще один фактор формирования личности – образование как социальная функция общества и педагогический процесс. Образование (воспитание, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Образование упорядочивает (насколько это возможно) весь спектр влияний на личность и в то же время создает благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Все стороны личности обнаруживаются и формируются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Эта закономерность предписывает рассматривать личность не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъект взаимодействия со средой и другими субъектами. Решающее значение в развитии личности имеет ее собственная активность, характер ее деятельности и отношений к себе и миру. Под деятельностью понимают регулируемую сознанием (цели, мотивы) внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, порождаемую его потребностями. Эта активность (по М. С. Когану) может быть направлена на какой-либо объект, на других субъектов и на самого себя. Активность субъекта, направленная на объект, может привести к его изменению, преобразованию, а может оставить объект неизменным. В первом случае деятельность называют преобразовательной (практической). Во втором случае активность человека может «возвратиться» к нему а) в виде знания, информации о сущности, свойствах и качествах объекта, его связях, отношениях и т. п.; эту деятельность называют познавательной; б) в виде информации о значении этого объекта для самого человека или для других людей, т. е. об объекте как об определенной ценности; такую деятельность называют ценностно-ориентационной (оценочной). Эти три основных типа деятельности человека (практическая, познавательная, ценностно-ориентационная) подразделяются на конкретные виды. Вместе с тем большинство конкретных видов деятельности включает познавательный, ценностно-ориентационный и практический аспекты.

В структуре деятельности психологи выделяют следующие компоненты: потребности, цели, мотивы, действия (операции), результаты и их оценку. Потребность – переживание человеком нужды в чем-либо. Цель – предвосхищение в сознании человека результата своей деятельности. Мотив – внутреннее осознанное побуждение человека к деятельности. Действие как компонент деятельности состоит из операций. Оно может быть внешним (выполняется с участием двигательного аппарата и органов чувств) и внутренним (выполняется в сознании, в уме). Поэтому говорят о предметных действиях, направленных на изменение свойств предметов окружающего мира, и об умственных действиях, выполняемых во внутреннем плане сознания. Любая деятельность включает обычно и предметные, и умственные действия.

В философской, психолого-педагогической литературе (М. С. Коган, Н. Е. Щуркова и др.) предложена классификация видов деятельности детей (таблица 5).

Таблица 5 – Виды деятельности

Вид деятельностиЦели и функции деятельности
Познавательная деятельностьВедет к овладению знаниями, умениями и навыками; способствует интеллектуальному развитию, формированию мировоззрения, нравственно-волевых качеств, самостоятельности и т. д.; формирует познавательные потребности, интересы, способности ребенка; приобщает к творческой деятельности
Ценностно-ориентационная деятельностьНаправлена на рациональное осмысление, эмоционально-нравственное переживание, оценку и на этой основе усвоение общечеловеческих, социальных и иных ценностей и выработку собственных жизненных ценностей
Трудовая деятельность (труд по самообслуживанию, общественно полезный, производительный труд)Направлена на создание, сохранение материальных ценностей. Функции трудовой (практической) деятельности в развитии личности: формирование практических знаний, умений и навыков; развитие сенсорно-двигательной сферы ребенка; развитие политехнического кругозора, психологическая и практическая подготовка к профессиональному труду, профессиональная ориентация учащихся, формирование экономической позиции; уяснение практической значимости науки; воспитание воли, черт характера, добросовестного, уважительного отношения к труду и результатам труда, бережливости и других качеств личности
Художественная деятельностьРазвивает эстетическое мироощущение, художественное мышление, потребность в прекрасном; развивает способность воспринимать и переживать прекрасное, формирует умения создавать его в искусстве и окружающей жизни; стимулирует художественную самодеятельность учащихся
Спортивная деятельностьНаправлена на формирование культуры здорового образа жизни, гигиенических умений, физической культуры в целом, на воспитание силы, выносливости и других физических качеств
Коммуникативная деятельностьЦелью и содержанием является общение с другим человеком как ценностью. Реализуется в процессе всех других видов деятельности, а также как самостоятельная в качестве досуга детей. Формирует коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.
Общественная деятельностьСодействует социализации учащегося, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности
Игровая деятельность Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме. Способствует развитию способностей, интересов личности; стимулирует творческий характер деятельности детей; снимает утомление и напряженность; создает эмоционально благоприятную атмосферу в процессе общения взрослых и детей

Каждый вид деятельности вносит свой вклад в развитие и формирование личности. Поэтому в процессе воспитания и обучения ребенка важно, чтобы его деятельность была разнообразной. Развивающее и воспитывающее влияние деятельности значительно возрастает, если она организуется как выражение соответствующего отношения учащихся к себе и окружающему миру (к природе, другим людям, науке, искусству, своей стране, обществу и др.). По В. Н. Мясищеву, отношение личности – это система ее индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей с различными сторонами действительности. Личность развивается, когда осознает свои отношения с различными объектами и субъектами окружающего мира и себя как носителя этих отношений.

Психологами (А. Н. Леонтьев и др.) установлено, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных психических функций, свойств, способностей человека в разные возрастные периоды. Для каждого психического свойства индивида есть свой специфический период, когда целесообразнее всего начинать его формирование. Этот период называют сензитивным периодом. Кроме того, развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом деятельности (А. Н. Леонтьев). Изменение круга жизненных отношений и смена ведущей деятельности означает наступление нового этапа в развитии ребенка. Таков процесс развития личности с точки зрения деятельностного подхода. С позиции культурологического подхода развитие, формирование личности есть процесс освоения личностью культуры общества. Воспитание при этом трактуется как процесс целенаправленного введения ребенка в контекст современной культуры (Н. Е. Щуркова). Культура общества, каждого участника образовательного процесса создает ту социокультурную среду, которая способствует развитию личности и создает условия для ее самореализации.

Таким образом, развитие, социализация, формирование личности происходят в результате комплексного взаимодействия всех охарактеризованных выше факторов. Среда и образование воздействуют на индивида через его собственную активность: деятельность, общение, отношения.

3. Возрастные особенности учащихся и образовательный процесс

Характер влияния различных факторов на развитие личности во многом обусловлен ее половозрастными и индивидуальными особенностями. Издавна педагоги пытались учесть и реализовать в своей практической деятельности принцип связи возрастных типологических, индивидуальных возможностей и особенностей ребенка с предлагаемыми ему содержанием образования и педагогическими средствами. Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. В детском развитии проявляются кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис шести-семи лет, подростковый кризис. Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период называют новообразованием этого периода.

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки – 11–12 лет; старшие подростки – 12–15 лет); юношеский возраст (ранняя юность – 15–17 лет; второй период юности – 17–21 год). Всякая возрастная периодизация условна. В каждом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду. Дадим краткую характеристику возрастных периодов, приходящихся на период освоения общего среднего образования.

Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью детей данного возраста является учебно-познавательная деятельность. Преимущественное развитие получает в этот период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности – начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка. Успехи в школе во многом определяют отношение окружающих к ребенку. Я-образ ребенка дополняется представлениями о себе как о школьнике. Необходимо помочь ребенку освоить новую для него роль – роль учащегося. Младшему школьнику важно переживать радость, вызванную учебными достижениями. Поэтому решающее значение приобретает оптимистическое отношение педагога к учебным успехам и неудачам детей, сотрудничество учителя с учащимися в процессе обучения, доверие и этичность по отношению к ребенку.

Главные новообразования этого возрастного периода – переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению, произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия. Моральное поведение младшего школьника более осознанно, чем у дошкольника, у которого оно было более импульсивным. Основная педагогическая идея в работе с младшими школьниками – формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Подростковый возраст представляет собой период перехода от детства к взрослости, в рамках которого происходит половое созревание, интенсивно развиваются все системы организма, прежде всего нервная и сердечно-сосудистая. Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное новообразование сознания подростков – «чувство взрослости». Подросток стремится, чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время потребность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности подростков. Установлено, что общение является ведущей деятельностью подростков. Характерной чертой самосознания подростков также является потребность (способность) познать себя как личность, вызываюшая стремление к самоутверждению и самовоспитанию.

Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Если для младшего подростка характерны некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, то старший подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость его от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраивается я-концепция подростка. При этом развитие новых представлений о себе связано с поиском ответов на вопросы «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя: «Какой “я”?»; «Какие у меня особенности?»; «Каким я представляюсь другим людям?» Вместе с тем детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими переживается.

Образ «я» пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с противоположным полом. Успехи и неудачи в этой области также влияют на самоуважение подростка и на многие другие сферы его деятельности. Подростковая проблема – озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического «я».

Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Этого можно избежать, если чутко относиться к потребностям подростков и создавать условия для их удовлетворения. Понимая, что подростки стремятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых, педагоги и родители не будут препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытаются сделать их деятельность и общение более содержательными и разнообразными. Если же взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают непослушание, упрямство, драчливость, бравирование своими недостатками и другие нежелательные проявления. Подростки удовлетворяют свои потребности в общении и общественном признании в разного рода подростковых компаниях, неформальных группах.

Основная педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассников к будущей профессии начинает так или иначе влиять на их отношение к учебной деятельности.

Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего «я» как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности (учение, спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и др.). Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями.

Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой – его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты к общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности – самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, т. е. самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками – создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

Типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно, преломляясь через его индивидуальность и гендерные особенности.

4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания

Каждый человек обладает только ему присущими индивидуальными качествами. Индивидуальные психологические особенности обусловлены наследственностью (природными задатками), особенностями деятельности и общения индивида, окружающей средой и характером полученного им образования. Все эти факторы взаимодействуют друг с другом, порождая индивидуальность человека. Индивидуальные особенности проявляются в физическом состоянии и здоровье, в познавательной деятельности (свойствах памяти, мышления и других познавательных процессов, учебных интересах и склонностях, способностях к изучению тех или иных учебных предметов и др.); в чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте, способностях); во внутренних побудительных факторах поведения и деятельности (потребностях, мотивах, установках и и др.); в степени восприимчивости педагогических влияний, в динамике развития тех или иных личностных качеств, в уровне обученности и воспитанности, в особенностях психофизического развития, обусловленных состоянием здоровья и др.

К индивидуальным особенностям учащихся относятся прежде всего их способности. В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. Различают общие способности, обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности, и специальные способности, помогающие достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства. Например, дети с такими способностями хорошо учатся по разным учебным предметам, характеризуются быстрым темпом обучения. Специальные способности человека проявляются в отдельных областях деятельности, например в музыке, рисовании, математике, технике, при этом в других областях особых успехов у него не наблюдается.

Современный уровень развития науки позволяет утверждать, что каждый родившийся физиологически здоровый ребенок располагает достаточным фондом природных задатков для физического, интеллектуального и эмоционально-художественного развития. Но, во-первых, генетические комбинации задатков у всех разные; во-вторых, задатки имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться; в-третьих, реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (условия пренатального развития, экологические условия и т. п.). Установлено также, что возможности развития (задатки) огромны и даже в благоприятных условиях используются недостаточно. Сензитивным периодом для развития большинства человеческих способностей является период до трех – пяти лет. Педагогу важно знать индивидуальные особенности учащихся, уметь их диагностировать и учитывать в своей работе с учащимися.

В настоящее время предложены разные подходы к типологии детей. Все они не противоречат друг другу, так как все зависит от целей и критериев типологии. Например, выделяют такие категории детей, как одаренные, трудновоспитуемые, дети с особенностями психофизического развития. Заметим, что эти категории детей не взаимоисключают друг друга. Так, одаренный ребенок может быть трудновоспитуемым или иметь особенности психофизического развития. И наоборот. К этим детям нельзя подходить со средними мерками, применять стандартные методы обучения, так как они имеют особые образовательные потребности.

Требование учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе зафиксировано на законодательном уровне. В Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 2) в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования заявлен принцип инклюзии в образовании. Данный принцип обеспечивает равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами).

5. Особенности развития современных детей

Специфика социальной ситуации развития современных детей заключается в том, что они существуют и развиваются в совокупности двух пространств, реального и виртуального. Цифровая среда не заменяет привычный материальный мир, но она имеет все большее значение и влияние на развитие, воспитание, обучение детей. В этом контексте представляет интерес концепция цифровизации ведущих видов деятельности детей в разные возрастные периоды, авторы которой утверждают, что в раннем детстве в предметно-манипулятивной деятельности ребенка нередко доминирует манипулирование цифровыми устройствами. Игровая деятельность в дошкольном возрасте часто сводится к компьютерным играм и извлечению игрового контента из Интернета. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника включает извлечение информации из Интернета, цифровое представление информации и связана с цифровыми технологиями в образовании. Для подростков общение, являясь их ведущим видом деятельности, переместилось из реального мира в Интернет, социальные сети. Информационная среда открывает широкие возможности для формирования нового коммуникативного опыта, развития и удовлетворения познавательной потребности подростка, позволяет овладевать социоролевым опытом, иметь широкие возможности для самопрезентации. В старшем школьном возрасте учебно-профессиональная деятельность, как ведущая в этом периоде, включает освоение информации о профессиональной деятельности посредством Интернета и социальных сетей [4].

С учетом вышесказанного и основных положений культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, рассмотренной выше, можно говорить о компьютерных и иных цифровых устройствах, Интернете и социальных сетях как о новых культурно-исторических орудиях, опосредующих деятельность и общение. Информационное общество создает условия для «цифровой социализации», результатом которой является «цифровая личность» с оцифрованными персональными данными, индивидуальными потребностями, деятельностью, отношениями, биографией, личностными особенностями и привычками, учетной записью на некотором ресурсе, аккаунтом в социальной сети, личным блогом и др. Частью «цифровой личности» являются подключенные к сети гаджеты, изменяющие и совершенствующие функции реальной личности.

В соответствии с теорией поколений и ее современной интерпретацией (Н. Хоув, В. Штраус, Е. Шамис и др.) современные дети относятся к цифровому поколению, внутри которого авторы выделяют детей поколения Z (родились после 2000 г.) и детей поколения α (родились в 2010-х). Говоря о цифровом поколении, исследователи указывают на наличие групп цифровых пользователей, различающихся по уровням, широте и характеру использования цифровых технологий. Ученые изучают влияние цифровой социализации и уровня вовлеченности в цифровую деятельность и цифровые коммуникации на функции высшей нервной деятельности ребенка (мышление, речь, внимание, восприятие, память), ценности личности, особенности эмоционально-волевой регуляции и др. [4].

Приведем некоторые результаты таких исследований, важные для понимания особенностей развития и социализации цифрового поколения. В ряде научных работ влияние цифровизации на детей и молодежь оценивается по шкале «полезно (хорошо) – вредно (плохо)». Одни исследователи концентрируют внимание на таких негативных последствиях цифровизации, как снижение общего интереса к формальному (в учреждениях образования) обучению, снижение системности мышления (феномен «клипового мышления»), интернет-зависимость, иллюзия многозадачности и эффективности, феномен «виртуального друга», фейсбук-депрессия, селфизм, интернет-мемы, медиавирусы, контентные и коммуникационные риски и др. Другие исследователи, наоборот, отмечают позитивные эффекты цифровизации для развития детей: более высокий уровень «цифровой грамотности» и адаптированности к современному миру, более широкие возможности для получения информации, творчества и самовыражения, снижение географических, межрасовых и межэтнических барьеров в общении, большую толерантность, способность к так называемому многозадачному мышлению и др. [4].

В целом палитра оценок представителей сетевого поколения разнообразна – от восхищения их способностями до сетования по поводу упущенных ими возможностей. «Несмотря на все возможности, которыми обеспечила Сеть молодое поколение, молодежь не стала ни более образованной, ни более знающей», «Интернет сузил сознание молодых людей до границ их собственного социального круга… Их разум отказывается от культурного наследия всего мира, они занимаются перепостом (заимствованием) текстов, картинок, видео и т. д.» [4]. Известно, что для развития мышления и других познавательных процессов имеет большое значение не только содержание прочитанного, но и способ чтения. В частности, практика частого отвлечения современных молодых людей на SMS-сообщения, электронную почту и социальные сети формирует в их мозге такие типы нейронных связей, которые препятствуют последовательному линейному чтению и глубокому пониманию текста [4]. Более того, наблюдения показывают, что сам по себе доступ к большему количеству информации не делает пользователя Интернета продуктивным мыслителем. Наоборот, лишившись необходимости добывать и систематизировать информацию самостоятельно, человеческий мозг становится все более «ленивым». В ходе исследований активные молодые пользователи Сети, с одной стороны, показывали высокие результаты IQ-тестов, а с другой – демонстрировали достаточно низкий уровень эмпатии. Последнее обусловлено обусловлено среди прочего и тем, что коммуникации современных детей в реальной жизни нередко сведены к минимуму.

Выявлены и позитивные эмпирические факты. Перманентный мультимедийный опыт детей привел к тому, что восприятие ими визуальных объектов стало более «острым», видеоигры улучшили координацию их рук и глаз, что важно для принятия ими быстрых решений. Объем рабочей памяти не стал больше (или даже снизился), но при этом увеличились объем технологических знаний и умений и скорость их использования. Это дало возможность быстро находить необходимую информацию, «просеивать и отсортировывать» ее, оценивать эту информацию и превращать ее в знание. Однако глобальная информатизация привела к изменению типа ментальности поколения Z: сформировалось «клиповое» мышление, которое может рассматриваться в качестве когнитивного стиля современных детей. Появление поисковых систем отразилось на работе памяти представителей сетевого поколения в виде «эффекта Google» (B. Sparrow): запоминается не содержание информации, а ее сетевой адрес, сайт, на котором эта информация находится. Компьютер и Интернет становятся своеобразным «внешним запоминающим устройством» человека. При этом нередко возникает явление «цифровой амнезии»: зная, что информацию можно найти онлайн, пользователи Сети запоминают ее в меньшей степени [4].

Исследования детей цифрового поколения находятся в самом начале, но имеющиеся знания и полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что освоение цифровой реальности (Интернет, технологии, гаджеты, общение через социальные сети и т. п.) является необходимым условием образования и развития современных детей.

6. Активность личности в собственном развитии
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

В соответствии с существующими парадигмами и моделями образования можно проследить по крайней мере две педагогические позиции в решении проблемы активности растущей личности в собственном развитии и воспитании. Для первой свойственен взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития личности признаются внешние воздействия. Воспитание при этом трактуется как влияние, воздействие, управление. Недостаточно учитывается фактор саморазвития личности. Вторая педагогическая позиция предполагает признание личности субъектом своего развития и воспитания. В философии и психологии понятие «субъект» является фундаментальной категорией и определяется как носитель сознания, воли, отношений, предметно-практической деятельности и познания. Субъект проявляет активность во всех видах взаимодействия с миром. Более того, субъект выступает как целостная система внутренних условий, которые опосредуют все внешние факторы, в том числе педагогические. Важным понятием для понимания рассматриваемой проблемы является понятие субъектности. Субъектность человека есть система присущих ему качеств и свойств, определяющих его как индивидуальность. К этим качествам относят, в частности, способность человека ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности. Признаками субъектности выступают также активность и самостоятельность в деятельности, ее творческий характер, саморегуляция, самоактуализация, рефлексия и др. Гуманистическая позиция требует признания ребенка в качестве главной ценности в образовательном процессе, признания его права и способности к саморазвитию, приоритетности субъект-субъектных отношений в ходе обучения и воспитания. Роль ребенка в собственном развитии становится определяющей.

Выше отмечалось, что способность к саморазвитию – это генетически заданное свойство. Оно позволяет рассматривать ребенка как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития. Такому ребенку присущи инстинкты, желания, потребности, влечения, стремления к самопроявлению и самоутверждению. В этом заключается природная (биологическая) субъектная активность индивида. С другой стороны, в человеческих общественных отношениях право на субъектность признается за индивидом с момента его рождения. Он получает индивидуальное имя, за ним осуществляется индивидуальный уход; он наделяется волей воспитателями, которые следуют за его потребностями, желаниями и т. п. Позже, когда ребенок посещает учреждение образование, он активно влияет (возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем обученности и воспитанности, принятием или непринятием педагогического воздействия и т. д.) на цели педагогов, отбор содержания, методов, средств, форм педагогического процесса. Иначе говоря, социальное окружение (система образования) выделяют этого ребенка в качестве субъекта-индивидуальности, наделенного активностью и особенностями, которые нужно сохранять, развивать, совершенствовать и при необходимости корректировать.

Таким образом, биологическое основание изначальной активности ребенка в воспитании дополняется психологическим основанием как признанием его психического своеобразия и социальным основанием в смысле признания за индивидом его особенного места в системе общественных отношений (В. С. Селиванов).

Многие педагоги утверждают, что подлинным субъектом образовательного процесса ребенок становится примерно в подростковом возрасте, когда он начинает осознанно ставить цели и организовывать деятельность по их достижению, а значит, ему доступна деятельность по самовоспитанию. Она является высшим уровнем проявления активности растущей личности в своем развитии и образовании. Вместе с тем в каждом возрасте ребенок проявляет активность в собственном развитии и воспитании. Первоначально это проявляется действием наследственности и первичных материальных потребностей, действием природного, психологического и социального оснований этой активности, в частности в приспособлении, подражании, ориентации на взрослого, группу сверстников и, наконец, в самовоспитании.

Признание способности ребенка быть субъектом образовательного процесса приводит к пониманию процесса образования как создания условий для саморазвития, самореализации учащихся. Внешние факторы, в том числе образование, оказывают влияние на формирование личности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития, самосовершенствования. В процессе воспитания происходит внутренняя переработка личностью внешних влияний. Важно, чтобы в результате этой переработки возникла встречная активность учащегося, направленная на достижение тех целей и задач, которые ставит педагог. Поэтому одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию.

Самовоспитание – сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, культуры поведения, социально-личностных и иных компетенций. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание. Самосознание – это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание, как известно, включает акт познания. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий освоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании. Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии.

Рефлексия – это обращенность познания человека на самого себя, свои внутренний мир, психические состояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реального поведения с я-концепцией, тем самым оно регулирует поведение человека. Следовательно, я-концепция личности играет важную роль в ее самовоспитании и воспитании. Я-концепция (по Р. Бернсу) – совокупность всех представлений личности о себе (я-образ), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальная поведенческая реакция. Самопознание включает в первую очередь познание своей я-концепции. Для этого индивид наблюдает за собой, анализирует свои состояния и т. п. Кроме того, он познает свои потребности и их субъективные выражения (влечения, желания, интересы и т. п.), а также мотивы своих поступков, поведения в целом. Следовательно, результатами самопознания могут быть объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и др.

Результаты самопознания – знания о себе реальном. Они обогащают я-концепцию, изменяют ее в сторону адекватности реальному «я». Самопознание – это своеобразное размышление о себе, своей деятельности, своих взаимоотношениях с окружающими людьми, обществом. Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него определенные психологические знания. К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и др.), искусство. Основное же средство самопознания – деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например в личном дневнике. Самопознание – первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юношеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства. Мотивами самовоспитания могут быть стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя и др.

С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение – процесс обучения, организуемый самой личностью. Она сама определяет цели, задачи, содержание, методы, формы своего обучения, оценивает его результаты и вносит в случае необходимости коррективы. Самообучение – это активное учение, это свободное приобщение человека к знанию, к которому он сам определяет свое отношение. В единстве самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Установите связь между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Раскройте содержание концепций развития личности, предложенных в зарубежной и отечественной психологии и педагогике.

3. Сформулируйте основные закономерности развития личности.

4. Каково значение наследственности, среды и образования в развитии и формировании личности? Приведите примеры.

5. Обоснуйте утверждение о том, что деятельность является важнейшим фактором развития личности.

6. Охарактеризуйте возрастные особенности воспитания и обучения младших школьников, подростков, старшеклассников.

7. Обоснуйте необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе их обучения и воспитания.

8. Какие особенности развития современных детей связаны с цифровизацией жизни общества и отдельного человека? При каких условиях возможен учет этих особенностей в образовательном процессе?

9. Докажите, что самообразование является высшим уровнем активности личности в собственном развитии и образовании.

Рекомендуемая литература

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982–1984. – Т. 3 : Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. – 1983. – 369 с.

2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 197–220.

3. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – Гл. II.

4. Сивашинская, Е. Ф. Особенности развития и социализации детей цифрового поколения [Электронный ресурс] / Е. Ф. Сивашинская // Актуальные вопросы воспитания детей и учащейся молодежи : сб. материалов Респ. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Брест, 4 нояб. 2022 г. / под общ. ред. Т. А. Ковальчук. – Брест, 2022. – С. 143–147. – Режим доступа: http://rep.brsu.by/handle/123456789/7790. – Дата доступа: 26.08.2023.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.