ПРЕДИСЛОВИЕ


Высокая социально-культурная миссия педагогической профессии, потребность в педагогических кадрах, способных компетентно решать профессиональные задачи в условиях информационного общества обусловливают необходимость единства мировоззренческого, деятельностного и междисциплинарного аспектов в профессиональной подготовке специалистов образования, усиления ее практикоориентированности. Важнейшим компонентом системы подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности выступает учебная дисциплина «Педагогика», продолжающая цикл психолого-педагогических дисциплин в системе многоуровневого педагогического образования.

В соответствии с Типовой учебной программой для специальностей профиля А Педагогика (утв. 03.06.2022 регистрационный № ТД-А.720/тип.), учебной программой учреждения высшего образования по данной учебной дисциплине целью ее изучения является формирование у будущих учителей психолого-педагогических компетенций, способствующих эффективному решению профессиональных и социально-личностных задач педагогической деятельности. Задачи изучения дисциплины направлены на формирование у студентов базовых профессиональных компетенций:

− проектировать процесс обучения, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности;

− проектировать процесс воспитания, отбирать методы, формы, технологии, соответствующие воспитательным целям и задачам, с учетом направленности личности обучающихся и приоритетов воспитательной работы;

− осуществлять эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе норм педагогической этики.

Требования к освоению учебной дисциплины состоят в овладении студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые лежат в основе представленных выше психолого-педагогических компетенций.

В результате изучения учебной дисциплины «Педагогика» студент должен:

знать:

− понятийный аппарат, методы исследований в педагогике;

− ведущие факторы и условия развития личности; возрастные особенности обучающихся, сущность психических познавательных процессов;

− эффективные стратегии обучения; основные формы организации, средства, методики, технологии обучения и воспитания, в том числе информационно-коммуникационные;

− основы диагностики результатов обучения и воспитания в условиях технологизации образовательного процесса; основы педагогического менеджмента в учреждениях общего среднего образования;

уметь:

− конструировать цели и содержание воспитания и обучения, устанавливать междисциплинарные связи;

− проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий;

− включать обучающихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность;

− разрабатывать и совершенствовать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе на основе компьютерных средств;

− устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса;

владеть:

− инновационными методами и технологиями обучения и воспитания;

− умениями организации и диагностики образовательного процесса, управления им с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

− методами и приемами рефлексии и адекватной самооценки собственной педагогической деятельности.

Учебная дисциплина «Педагогика» является фундаментом изучения всего цикла педагогических дисциплин. Содержание дисциплины отражает ее классическую сущность, реализует принцип историзма, учитывает современные тенденции развития образования и педагогической науки, результаты международных мониторинговых исследований в области качества образования.

Электронный учебно-методический комплекс (далее – ЭУМК) по учебной дисциплине «Педагогика» предлагается в качестве дидактического средства организации самостоятельной или под руководством преподавателя (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов по освоению знаний и умений по педагогике и овладению первоначальным опытом их практического применения в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования.

В данном ЭУМК представлено содержание учебной дисциплины «Педагогика» и учебно-методическое обеспечение его освоения студентами. Проектирование содержания ЭУМК осуществлялось на основе культурологического, аксиологического, компетентностного, технологического подходов к проектированию содержания образования в учреждениях высшего образования. Содержание дисциплины структурировано по темам.

В ЭУМК включены: предисловие; содержание учебного материала в рамках тем; примерный тематический план изучения дисциплины; курс лекций по педагогике; практический раздел (методические разработки практических занятий); учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, а также для итогового контроля (самоконтроля) знаний и умений по дисциплине. Материалы лекций по каждой теме наряду с их содержанием включают: требования к компетентности, перечень основных вопросов, список рекомендуемой литературы, вопросы и задания для самоконтроля. Материалы для подготовки и проведения практических занятий представлены перечнем вопросов для изучения и обсуждения, списком рекомендуемой литературы для подготовки к занятию и самостоятельной работы, учебно-исследовательскими, компетентностно ориентированными, тестовыми заданиями и иными учебно-методическими материалами.

В качестве педагогического инструментария формирования у будущих учителей универсальных и базовых профессиональных компетенций в ЭУМК предлагаются продуктивные методы и технологии обучения, например технологии проблемного, проектного, личностно ориентированного обучения, развития критического мышления, рефлексии, методы работы с литературными источниками, выполнение компетентностно ориентированных заданий, тестовых заданий, решение педагогических задач, информационно-коммуникационные технологии и др.

Учебная дисциплина «Педагогика» при дневной форме получения образования изучается студентами специальностей 6-05-0113-04 Физико-математическое образование (Математика и информатика), 6-05-0113-04 Физико-математическое образование (Физика и информатика), 6-05-0113-01 Историческое образование, 6-05-0113-03 Природоведческое образование (Биология и химия) в 3 семестре, студентами специальности 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование в 1 семестре. Всего на изучение учебной дисциплины отводится 120 часов, из них аудиторных – 68 часов (34 часа – лекционные занятия, 34 часа – практические занятия). Форма промежуточной аттестации по дисциплине − экзамен соответственно в 3 и 1 семестрах.

Учебная дисциплина при заочной форме получения образования изучается студентами специальности 6-05-0113-01 Историческое образование в 3 семестре. Всего на изучение учебной дисциплины отводится 120 часов, из них аудиторных – 18 часов (8 часов – лекционные занятия, 10 часов – практические занятия). Форма промежуточной аттестации по дисциплине − экзамен в 4 семестре. Учебная дисциплина при заочной форме получения образования изучается студентами специальности 7-07-0114-01 Специальное и инклюзивное образование в 1 семестре. Всего на изучение учебной дисциплины отводится 120 часов, из них аудиторных – 18 часов (10 часов – лекционные занятия, 8 часов – практические занятия). Форма промежуточной аттестации по дисциплине − экзамен в 1 семестре.