1. Педагогика как наука, исторические предпосылки ее возникновения и развития. Объект, предмет, категории педагогической науки.
2. Педагогика как наука. Функции и задачи педагогической науки, ее понятийный аппарат.
3. Педагогика как наука, ее связь с другими науками. Система педагогических научных дисциплин.
4. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Основные методологические подходы в педагогике, их краткая характеристика.
5. Методы педагогического исследования, их классификация и краткая характеристика. Понятие о педагогическом эксперименте.
6. Личность обучающегося: система понятий, раскрывающих ее сущность. Факторы развития личности, их краткая характеристика.
7. Возрастные различия учащихся, их учет в образовательном процессе.
9. Особенности развития и социализации современных детей в контексте теории поколений.
10. Деятельность как фактор развития личности. Виды деятельности учащихся. Педагогические требования к организации деятельности, способствующей развитию и образованию личности.
11. Самообразование (самовоспитание, самообучение) как фактор развития личности. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Этапы, методы и приемы самовоспитания.
13. Цели образования: понятие, разноуровневость, исторический характер и социальная обусловленность.
15. Целеполагание как вид педагогической деятельности. Общие требования к постановке целей и задач образовательного процесса. Функциональная грамотность и компетенции обучающихся как современные образовательные цели и результаты.
17. Структура содержания образования. Критерии отбора и уровни представления содержания образования.
20. Предмет, задачи, основные понятия дидактики. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, его функции и структура.
21. Закономерности процесса обучения. Принципы обучения (научность; связь с практикой, опытом учащихся; систематичность и последовательность в обучении; сознательность и активность учащихся и др.), их краткая характеристика.
24. Психологические этапы процесса усвоения знаний. Уровни усвоения знаний.
26. Понятие о методах и приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
27. Понятие о методах обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности, их краткая характеристика.
28. Понятие о методах обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Активные методы обучения, их сущность и назначение.
29. Понятие о методах обучения. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения, их краткая характеристика.
30. Форма обучения как организационно-временная характеристика обучения. Общие и конкретные формы обучения. Понятие об организационных системах обучения.
32. Урок как основная конкретная форма организации образовательного процесса в школе. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.
33. Типы и структура уроков. Внеурочные формы организации обучения.
34. Современные средства обучения, их классификация. Компьютерные средства в обучении: преимущества, ограничения, условия эффективного применения.
36. Воспитание как компонент образовательного процесса. Структура и особенности воспитательного процесса. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о воспитании в системе образования.
38. Закономерности и принципы воспитания. Связь закономерностей развития личности, закономерностей и принципов воспитания.
39. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности. Деятельность учащихся в процессе воспитания, педагогические условия ее организации.
40. Содержание воспитания. Основные составляющие (направления) воспитания в Республике Беларусь, их целевые ориентиры. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о содержании и направлениях воспитания.
43. Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания личности, их краткая характеристика.
44. Понятие о методах воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, их краткая характеристика.
45. Понятие о методах воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности в процессе воспитания, их краткая характеристика.
46. Методы контроля и самоконтроля в воспитании, их краткая характеристика. Понятие о педагогической диагностике. Диагностика уровня воспитанности личности как результата воспитания.
51. Трудовое и профессиональное воспитание: понятие, цели и задачи. Развитие трудовых умений, профессиональных интересов и способностей учащихся в образовательном процессе.
52. Экологическое воспитание: понятие, цели и задачи. Методы, формы, средства воспитания экологической культуры.
53. Формирование у учащихся здорового образа жизни: понятие, цели и задачи. Методы, формы, средства формирования у учащихся умений и навыков здорового образа жизни.
54. Ученический коллектив: понятие, структура, этапы формирования.
56. Понятие о семейном воспитании, его целях, содержании и методах. Педагогическая культура родителей. Взаимодействие учреждения образования и семьи в воспитании учащихся.
57. Понятие об образовательном менеджменте. Учреждение образования как объект научного управления.
58. Основные функции управления учреждением образования (анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование): понятие, краткая характеристика.
60. Понятие о педагогическом общении. Стили педагогического управления и общения.