Тема 12. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ


Чем шире спектр достижений культуры, которыми владеет
педагог, тем выше возможности педагога в использовании
широкой палитры воспитательных средств.
Н. Е. Щуркова

Требования к компетентности по теме:

• определять понятия «метод воспитания», «форма воспитания», «средство воспитания», раскрывать их сущность;

• осуществлять классификацию методов и средств воспитания;

• характеризовать методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля и самоконтроля в воспитании;

• определять условия выбора и эффективного применения методов и средств воспитания;

• давать общую характеристику форм воспитательной работы, осуществлять их классификацию;

• проектировать применение и сочетание методов, средств, форм воспитания в различных видах педагогического взаимодействия.

Основные вопросы

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.

4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся.

5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании.

6. Общая характеристика форм воспитательной работы.

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания

Под методами воспитания понимают способы упорядоченной совместной деятельности (взаимодействия) педагога и учащихся, направленные на решение определенных воспитательных задач. В теории и методике воспитания, помимо термина «метод воспитания», употребляется термин «метод педагогического воздействия». Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с учащимися, их деятельности. Метод воздействия, согласно Л. И. Маленковой, рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как лучше сделать?»).

Существуют различные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г. И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (таблица 28).

Таблица 28 – Классификация методов воспитания

Методы воспитания
I группаII группаIII группа
Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др. Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др. Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.

Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании. Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И. Ф. Харламов). В данной классификации выделяют следующие группы методов.

• Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения) и др.

• Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования, контроля.

Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком значении) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Иначе говоря, это материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Средствами воспитания (в широком значении) является все, что способствует достижению целей и задач воспитания: различные виды деятельности учащихся, группа (коллектив) учащихся, содержание образования, методы и формы воспитания, педагогические технологии и т. п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры, в обществе. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н. Е. Щурковой).

Решая проблему выбора методов и средств воспитания, педагог учитывает цели и задачи воспитания; возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе их особенности как цифрового поколения; уровень воспитанности и обученности учащихся; уровень развития учебной группы как коллектива; ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся; возможности материальной базы учреждения образования; собственное методическое мастерство и другие обстоятельства, имеющие значение для развития и воспитания учащихся.

2. Методы формирования сознания личности

Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера применяются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Ранее (см. тему 8) была дана общая характеристика этих педагогических методов в контексте обучения. Охарактеризуем основные из них с учетом воспитательной специфики.

Убеждение – процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней учащихся. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их. Самоубеждение – метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учащимся.

Убеждение обычно дополняется таким методом, как внушение. Внушение – метод воздействия вербальными и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и др.) на чувства, а через них – на ум и волю учащегося. В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: учащийся внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.

Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у учащихся потребности в развитии и совершенствовании своих личностных качеств и свойств. Опираясь на идеал, положительные примеры, достойные подражания (жизнедеятельность ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг), педагог создает условия, при которых у учащихся формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение, поведение других людей. В результате они могут сами изменить свое поведение, регулировать свои поступки. Воспитательное влияние оказывают также пример самого учителя (его эрудиция, нравственная культура, отношение к своей работе) и положительный пример сверстников. Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.

Рассказ – монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ чаще всего используется как метод организации ценностно-ориентационной деятельности детей: изложение биографического материала, описание предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и др.) или отрицательные чувства (негодование и пр.) по поводу действий, поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; вызвать желание подражать положительному примеру.

Беседа – диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом, практической деятельностью учащихся. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подводит итог сказанному, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.

Метод лекции – монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Дискуссия и диспут (ее разновидность) применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений учащихся. Обязательным условием этих методов является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Дискуссия и диспут в большей степени соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали значимую, жизненно важную для учащихся проблему. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами учащиеся, они могут также участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся

Приучение как метод наиболее эффективен в процессе воспитания дошкольников и младших школьников. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле, показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки поведения требуется время, поэтому приучение предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий, благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям, анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Он должен быть целесообразным, последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.

Метод упражнения – многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение как метод воспитания есть упражнение в правильном, жизненно значимом поступке. В ходе упражнения повторяются не только действия и поступки, но и вызывающие их мотивы. Суть метода поручения заключается в передаче учащимся определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) применяются самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. Реализация данного метода предполагает объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания, показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания), учет склонностей, интересов и возможностей учащихся, соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания, оказание помощи в выполнении поручения, гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.

Метод воспитывающих ситуаций – это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Например, учащиеся могут упражняться в определенном поведении в условиях ситуации свободного выбора, когда они стоят перед необходимостью решить какую-либо проблему (нравственный выбор, выбор способа организации деятельности или социальной роли). Ученику предоставляется возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов (промолчать, сказать правду, ответить «не знаю» и т. п.).

Педагогическое требование – педагогическое воздействие на сознание учащегося, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой учебной группы, а затем и самих учащихся к самим себе.

По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные учащимся формулировки. Косвенное требование (совет, просьба, намек, одобрение, выражение доверия) отличается от прямого тем, что вызывает психологические факторы: переживание, интересы, стремления учащихся. Прямые требования нередко вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию учащихся. Косвенные требования также могут быть негативными, например осуждения и угрозы.

Отражением требований учебной группы является общественное мнение, которое соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы. У опытного педагога общественное мнение может выполнять функцию педагогического метода.

4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся

Каждый из охарактеризованных выше методов воспитания обладает при умелой педагогической инструментовке стимулирующим воздействием. Вместе с тем существует группа методов педагогического процесса, специально направленных на решение этой задачи. В данной группе методов выделяют две подгруппы: методы стимулирования и мотивации интереса к различным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К первой из них, например, относятся создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии и др. Вторая подгруппа представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у учащихся соответствующих убеждений; предъявление требований, упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование и др. Охарактеризуем названные методы воспитания(часть из них рассмотрена выше).

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические воспитывающие ситуации, создаваемые педагогом.

• Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) – создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

• Ситуация свободного выбора – учащийся ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

• Ситуация соотнесения (Х. Й. Лийметс) – ученик оценивает, принимает решение или действует на основе уже имеющегося опыта.

• Ситуация успеха (О. С. Газман, В. А. Караковский и др.) – создается для поддержки группы учащихся, отдельного ученика, для закрепления положительного в их развитии, преодоления неуверенности в своих силах и т. п.

• Ситуация творчества (В. А. Караковский) – создаются условия для развития творческих способностей учащихся, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

• Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) – педагог вызывает у учащихся желание быть лучше и соответствующее ему волевое усилие, в результате они достигают лучших показателей в той или иной деятельности. Соревнование – метод стимулирования активности учащихся путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Этот метод опирается на естественные склонности учащихся к лидерству, соперничеству и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение – способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, вызывает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формами поощрения являются одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и др. Этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Учащийся не должен приучаться ждать награды за малейший успех. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные учащиеся, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Важно, чтобы не было «захваленных» учащихся и тех, кто обойден вниманием.

Наказание – такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство стыда или вины перед собой и другими, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Возможными видами наказания являются наложение дополнительных обязанностей, ограничение или лишение определенных прав, порицание. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым учащимся (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять моральные или физические страдания. Наказаниями нельзя злоупотреблять.

Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение учащегося. Неправильно применять метод наказаний в целях стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Рекомендуется избегать групповых наказаний, так как они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок.

5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Методы контроля и самоконтроля в воспитании – это способы, с помощью которых определяются результаты разнообразной деятельности учащихся, а также педагогической деятельности учителя. Данная группа методов используется для изучения (диагностики) уровня воспитанности учащихся и эффективности воспитательной работы отдельных педагогов и учреждения образования в целом. Диагностика уровня воспитанности обычно дополняется оценкой, прогнозированием воспитательного процесса, отслеживанием его хода, результатов, перспектив развития. В этом случае говорят о педагогическом мониторинге.

Методы контроля и самоконтроля в воспитании позволяют осуществлять обратную связь в воспитании, оценивать результативность и эффективность процесса воспитания. Под эффективностью воспитательного процесса понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. Критериями и показателями воспитанности учащихся могут выступать критерии и показатели сформированности основных компонентов базовой культуры личности (мировоззрения, нравственной, эстетической, гражданской, экологической культуры, здорового образа жизни, культуры трудовой деятельности и др.). К основным методам контроля в воспитании относятся: наблюдение, беседа, опросы; анализ результатов общественно полезной деятельности учащихся, деятельности органов ученического самоуправления; включение учащихся в такие виды деятельности, в которых они могут проявить те или иные личностные качества.

При изучении и оценке воспитательной работы педагога учитывают его умение планировать и осуществлять все направления воспитания, умение отбирать содержание, методы, средства и формы воспитания, использовать их оптимальное сочетание в конкретном педагогическом взаимодействии, умение осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся и другие показатели.

6. Общая характеристика форм воспитательной работы

В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и обучающихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, принципов, содержания и методов воспитания детей и учащейся молодежи. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Рассмотрим основные подходы к классификации форм воспитательной работы. В классификации, предложенной Е. В. Титовой, представлены три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Мероприятия – события, занятия, ситуации в детском коллективе, организуемые педагогами или другими взрослыми участниками для учащихся с целью непосредственного воспитательного влияния на них. Дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые самими учащимися на пользу и радость окружающим людям и самим себе. Игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в детском коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. В педагогике термином «мероприятие» обозначают также все действия, которые осуществляются с воспитательными целями.

По количеству участников формы воспитания подразделяются на индивидуальные; групповые; массовые. К индивидуальным формам (педагог – учащийся) относятся беседа, задушевный разговор, обмен мнениями, консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы и др. Примерами групповых форм (педагог – группа учащихся) являются советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки, этические и эстетические занятия, беседы, диспуты, игры, викторины, конкурсы, разные формы трудовой деятельности и др. Массовые формы (педагоги – несколько групп учащихся, классов) представлены такими формами, как дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, туристические слеты, спортивные соревнования, клубы и др.

Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) формы воспитательной работы:

• по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

• по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

• по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

• по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

• по субъекту организации: организаторами деятельности учащихся выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами учащиеся;

• по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям. Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Следует помнить, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников, педагогов и учащихся. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известная форма, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берется содержательная идея, и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

Формы воспитательной работы как конкретные формы образовательного процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями или другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в формате классных часов или общешкольных мероприятий.

Направления воспитательной работы и соответствующие им формы воспитательной работы представлены в таблице 29.

Таблица 29 – Направления и формы воспитательной работы

Направления воспитательной работы, их целевые ориентирыФормы воспитательной работы

1. Идеологическое, патриотическое воспитание, воспитание гражданской культуры


Формирование, развитие и углубление знаний о сущности государственной идеологии, политической системы Республики Беларусь, осознание внешнеполитической и внутренней стратегии государства, формирование мировоззрения, развитие и реализация активной личностной и гражданской позиции, овладение практическими умениями общественно-политической деятельности.

Формирование, развитие и углубление знаний учащихся об истории своего Отечества, о культурном наследии белорусского народа, его национальных особенностях; формирование уважения к прошлому и настоящему Родины, родному языку, традициям; воспитание бережного отношения к родной природе, культурным ценностям.

Воспитание ответственности за развитие и процветание Отечества, поощрение трудовой и социальной активности учащейся молодежи. Формирование, развитие, углубление знаний учащихся о правовой системе Республики Беларусь, представления о правах и обязанностях гражданина, воспитание уважения к законам. Формирвоание умения пользоваться правами, соблюдать правовые нормы, быть нетерпимым к нарушению правопорядка.

Формирование информационного мировоззрения, умений противостоять негативным психологическим воздействиям при работе с информацией. Овладение умениями работы с информацией в профессиональном аспекте




Информационный час.

Классный час.

Встреча (с представителями органов госуправления, депутатами, военнослужащими, юристами, представителями правоохранительных органов, деятелями науки, культуры, спорта и др.).

Пресс-конференция.

Научно-практическая конференция.

Круглый стол, философский стол.

Тематическая выставка, стенгазета.

Информационный стенд, веб-сайт.

Радиопередача.

Дебаты, дискуссия, диспут.

Устный журнал, рассказ-эстафета.

Открытый микрофон, эстафета мнений.

Деловая игра, ролевая игра, интеллектуальная игра.

Конкурс политэрудитов, конкурс знатоков законов.

Конкурс плакатов, творческих работ.

Конкурс молодежных проектов.

Акция в поддержку государственной внутренней и внешней политики.

Урок мира, урок мужества, Вахта Памяти.

Поисковая работа «Моя родословная», «История малой Родины».

Экскурсия, путешествие по памятным местам, посещение музеев, мемориальных комплексов.

Клуб, кружок, объединение патриотического направления, клуб правового просвещения учащейся молодежи.

Шефство над школами-интернатами, детскими домами, участниками Великой Отечественной войны, семьями погибших военнослужащих.

Ученическая бригада (различного профиля).

Волонтерский отряд, группа, добровольная дружина

2. Воспитание нравственной и эстетической культуры личности, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности


Глубокое усвоение и осмысление учащимися нравственных норм, правил, принципов; формирование нравственных убеждений; обогащение эмоциональногй сферы нравственными переживаниями и чувствами. Формирование умений и привычек нравственного поведения, культуры общения, помощь в определении цели, задач, направлений и средств самовоспитания. Формирование привычек поведения в соответствии с общечеловеческими нормами и принципами морали, умения противостоять негативному влиянию среды.

Формирование знаний об искусстве, национальной и мировой культуре, воспитание ценностного отношения к прекрасному; развитие эстетического вкуса, умений воспринимать произведения искусства и прекрасное в окружающей действительности. Воспитание потребности и способности вносить красоту в окружающую жизнь, в творческую деятельность, учение, труд, досуг, во взаимоотношения с людьми.

Формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, организации оценочной и рефлексивной деятельности, формирование и развитие психологической компетентности, коммуникативных способностей и умений. Осознание своего назначения и места в жизни, своих особенностей, возможностей




Информационный час.

Классный час.

Встреча (с дизайнерами, модельерами, парикмахерами-стилистами).

Беседа, диспут, дискуссия.

Устный журнал, ток-шоу.

Турнир ораторов.

Круглый стол, философский стол.

Открытый микрофон.

Эстафета мнений, гостиная.

Пресс-конференция, вечер вопросов и ответов, ток-шоу.

Конкурс видеороликов, плакатов, газет, коллажей.

Обсуждение теле- и радиопередач, фильмов, статей периодической печати.

Тренинг, ролевая игра.

Поисково-ролевая игра «Человек и другие люди».

Клуб «Милосердие», клуб «Забота».

Акция «Дом без одиночества».

Экскурсия в музеи, картинные галереи, в природу.

Посещение театров, кино, концертов.

Викторина, конкурс знатоков искусства.

Вечер, праздник, фестиваль.

Дискотека.

Театр-экспромт, театр моды.

Коллектив художественной самодеятельности, творческое объединение.

Выпуск журналов, газет, альбомов.

Оформление аудиторий, кабинетов, залов и других помещений учебного заведения.

Волонтерский отряд, группа

3. Воспитание экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности, формирование здорового образа жизни личности


Формирование, развитие экологических знаний, осознание самоценности природы, органической взаимосвязи человека и среды; формирование убеждения в необходимости личного участия в улучшении экологической обстановки, в защите природы. Воспитание экологически целесообразных потребностей. Формирование экологической компетентности. Развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Формирование, развитие знаний о здоровом образе жизни, воспитание убежденности в необходимости укрепления своего здоровья, развитие умений и навыков здорового образа жизни. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методике избавления от них. Формирование умений сохранять здоровье в процессе будущей профессиональной деятельности. Выбор и реализация приемлемых для личности здоровьесберегающих технологий. Понимание важности сохранения репродуктивного здоровья для создания полноценной семьи




Информационный час.

Классный час.

Встреча (с медицинскими работниками, спортсменами, юристами, людьми, ведущими здоровый образ жизни, и др.).

Беседа, дискуссия, диспут.

Научно-практическая конференция, пресс-конференция.

Круглый стол, эстафета мнений.

Открытый микрофон.

Выпуск бюллетеней, газет, плакатов, коллажей.

Конкурс, викторина, олимпиада.

Тренинг, ролевая игра, организационно-деятельностная игра.

Экскурсия в городские (районные) центры гигиены и эпидемиологии и др.

Поход по родному краю.

Профилактические медицинские осмотры учащихся.

Индивидуальная консультация.

Кружок, лаборатория, клуб.

Создание экологических троп, составление экологических карт территорий, карт-схем малой родины.

Проект краеведческого маршрута «Мой край».

Экологический марафон.

Тематический вечер, дискотека, рок-концерт.

Праздник «День Земли», «День воды», «День птиц», «День леса», акция в защиту природы.

Благоустройство и озеленение территории, эколого-трудовая деятельность.

Спортивная и физкультурно-оздоровительная секция

4. Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности, экономическое воспитание


Формирование готовности к труду, стремления трудиться, ответственности за результаты труда; воспитание уважения к людям труда. Формирование трудовых умений, навыков, культуры умственного и физического труда. Осознание трудовой активности как условия личностной, социальной, профессиональной успешности. Развитие и становление трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к разумному сочетанию труда и отдыха, эстетизации труда. Формирование экономических знаний. Воспитание нетерпимого отношения к бесхозяйственности, лени, безответственности в труде, нарушению трудовой дисциплины. Воспитание бережного отношения к общественному и личному достоянию, государственному имуществу




Информационный час.

Классный час.

Встреча (с руководителями предприятий, предпринимателями, учеными и др.).

Лекция, беседа, диспут.

Выпуск газет, оформление стендов, коллажей.

Тематическая экспозиция.

Тренинг, деловая игра, имитационная игра, проект.

Конкурс, викторина, агитбригада, аукцион профессиональных знаний, интеллектуальная игра.

Выставка «Мастер на все руки», Ярмарка рационализаторских предложений.

Ремонт наглядных пособий, мебели, инвентаря.

Благоустройство помещений, территорий.

Трудовой десант, трудовой рейд, трудовая атака, субботник.

Охрана и уход за памятниками культуры, могилами погибших воинов.

Дизайн-проект по озеленению города.

Конкурс «Оч. умелые ручки».

Ученическая бригада.

Праздник «День учителя», другие профессиональные праздники

5. Формирование семейно-бытовой и досуговой культуры личности, гендерное воспитание


Формирование знаний по истории семьи как части истории народа. Воспитание семейной чести, ответственности, потребности укрепления семейно-родственных отношений, традиций. Формирование мотивационной, социальной, нравственной, психологической готовности к вступлению в брак; понимание нравственных основ семейных отношений, закрепление гендерных ролей, формирование основ культуры родительства. Совершенствование опыта организации свободного времени. Формирование умения направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей




Информационный час, классный час.

Встреча со специалистами (врачами, юристами, работниками ЗАГСа и др.), с супружескими парами, многодетными семьями.

Беседа, диспут, дискуссия.

Круглый стол, устный журнал, ток-шоу.

Тематический вечер, КВН.

Праздник «День матери», «День отца», «День семьи», «День семейных династий».

Конкурс газет, плакатов, коллажей.

Выставка фотографий.

Психолого-педагогическая консультация.

Посещение социального приюта, Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогического центра.

Родительское собрание.

Тренинг, ролевая игра, интеллектуальная игра.

Конкурс эссе, проект.

Гостиная, театр-экспромт, ярмарка, фестиваль.

Клуб, кружок, студия, секция.

Кинолекторий, экскурсия

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?

2. Что понимают под средствами воспитания в широком и узком значении? Приведите примеры средств воспитания, являвшихся инструментами классного руководителя класса, в котором вы учились.

3. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.

5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.

6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику этих методов.

7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?

8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)».

9. Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.

10. Воспользуйтесь учебным материалом, представленным в таблице 29, и назовите формы воспитательной работы, которые традиционно реализуются в учреждениях общего среднего образования. Какие формы воспитания применялись вашим классным руководителем?

Рекомендуемая литература

1. Азбука форм идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью : метод. рекомендации / Н. Н. Шацкая [и др.]. – Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 46 с.

2. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.

3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 327–348.