1. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 197–220.
2. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – Гл. II.
3. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 52–57.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.
1. Прочитайте и прокомментируйте высказывания в контексте темы занятия.
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же (Вольтер).
Человек определяется не только прирожденными, но и приобретенными качествами (И. Гете).
Человек начинается… с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию (П. Ф. Каптерев).
Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях (А. С. Макаренко).
В школе (как и вне школы) уже само общение между собой детей вырабатывает многие черты характера (Я. Корчак).
Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся (А. Н. Леонтьев).
Природа рождает не пассивные человеческие существа, а такие, которые уже изначально активны, движутся, находятся в процессе целостного развития (Ш. А. Амонашвили).
…процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала (Э. В. Ильенков).
2. Изучите материалы лекций и рекомендуемую литературу по теме 3 в соответствии с вопросами практического занятия. Составьте опорный конспект по теме, используйте его при выполнении других заданий к занятию.
3. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.
4. Прочитайте тексты 4.1, 4.2, 4.3 о закономерностях и факторах развития личности. Для каждого текста сделайте записи в форме «двухчастного дневника», заполнив таблицу 6. Используйте «двухчастный дневник» при подготовке к учебному диспуту (см. задание 5).
Таблица 6 – Двухчастный дневник
Цитата | Комментарий |
Примечание. Цитируются те мысли автора текста, которые вызвали желание их прокомментировать: почему фраза обратила на себя внимание; какие мысли и ассоциации в связи с ней возникают; какие вопросы возникают; с чем не согласны и почему и т. д.
4.1. К. П. Яновский (1822−1902): «Нельзя отрицать тех или других врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно, если он попадает в среду, благоприятствующую их развитию. К прирожденным душевным качествам принадлежит различная способность у разных людей воспринимать внешние впечатления: у одних эта способность более сильна, нежели у других, поэтому одни получают больше впечатлений, чем вторые… Этим объясняется и различие в полученных разными людьми ощущениях, представлениях, понятиях, суждениях и пр. <…>
Но, смотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание много может способствовать не только сохранению этих способностей, но и развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-воспитателей. Прирожденных душевных качеств воспитание уничтожить не может, но оно может противодействовать преобладанию одних, возбуждая деятельность других, противоположных первым. Оно также может содействовать улучшению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта… Ввиду различия способностей у разных питомцев к восприятию разнообразных впечатлений, как жизненных, так и духовных, нельзя не признать крайне неблагоприятными требования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ с обязательством выполнения их к известному, одному и тому же сроку. Особенная обдуманность и осторожность со стороны воспитателя требуются при выборе и применении мер, необходимых для исправления нравственно испорченного воспитанника: в этих случаях следует прибегать не к наказаниям, а к мерам, соответствующим характеру питомца, той среде, в которой он вращается, и свойству его испорченности» (Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. М., 1990. С. 463–465).
4.2. В. М. Бехтерев (1857–1927): «Многие не отдают себе даже ясного отчета в том, какое значение в жизни человека имеет воспитание, и наивно воображают, что человеческая личность предуготовляется от природы и то, что называется воспитанием, сводится лишь к приобретению некоторых внешних особенностей человеческой личности – устойчивых манер, внешних форм обращения с другими и т. п. <…> Воспитание состоит в приобретении навыков в сфере чувств, ума, воли… Кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием… Человек, получивший воспитание, имеет, таким образом, как бы две природы: одна приобретается как унаследованная от предков часть его организации и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.
Не трудно видеть отсюда, что человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных или наследственных условий. Те случаи, когда человек был с первых дней своего существования оставлен без всякого воспитания, как было с известным Гансом Гаспаром, показывают, что сама природа не обеспечивает человеку ни дара слова, ни даже правильной способности передвигаться, оставляя его в буквальном смысле слова существом беспомощным в условиях окружающей его действительности. Такие примеры наглядно показывают, что собственно значит в жизни человека воспитание. Они говорят нам, что человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственную жизнь… Не подлежит, конечно, сомнению, что наследственная природа организма имеет огромное значение по отношению к эволюции человеческой личности, …но можно ли вследствие этого умалять значение воспитания в сложении человеческой личности… Природа дает нам известное орудие, состоящее из определенного материала, причем дальнейшее использование этого орудия зависит почти исключительно от того, как будет оно отделано и отшлифовано и будет ли развита способность умело владеть этим орудием в различных условиях жизни. Если темперамент дается человеку от природы, то именно характер человека, в отличие от темперамента, приобретаемого путем унаследования, а также направление его чувств и развитие ума являются главным образом результатом его приобретений путем воспитания в период сложения личности… Особенно должно подчеркнуть то обстоятельство, что неправильное воспитание в раннем детстве является особенно пагубным для будущей личности, так как… дети, дурно воспитанные в раннем детстве, плохо поддаются исправлению и впоследствии. Поэтому чем раньше направляется воспитание, соображаясь с развитием ребенка, тем более оно обещает успехов. Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. Как только крик ребенка возвещает нам о появлении на свет будущей личности, мы должны принять все заботы к тому, чтобы он тотчас же был обставлен соответствующим уходом как в отношении собственной физической сферы, так и в отношении нервно-психической его деятельности… К сожалению, в наших семьях дело обстоит таким образом, что еще не осознана в достаточной мере необходимость воспитания со дня рождения…
Мы считаем особенно важным, чтобы нравственные начала прививались ребенку с самого раннего возраста, еще с пеленок, с колыбели, ибо более ранние приобретения всегда оказываются и более прочными… То, что воспитание должно сообразоваться с природой ребенка и особенностями его психологического склада… должно быть ясно само собой» (Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. М., 1990. С. 501−506).
4.3. Н. П. Дубинин: «Научное решение вопроса, генетически личностные свойства человека детерминированы или формируются в нем по мере активного включения его в сферу общественных отношений, имеет важное значение для педагогики. Как известно, наиболее пластичны, особо восприимчивы к воспитательным воздействиям дети… Именно в период детства осуществляется морфофункциональное (биологическое) развитие человека и усвоение им социального опыта. Совпадение оптимальных сроков восприятия социальной программы и биологического развития еще раз свидетельствует о наличии диалектического единства социальной и генетической программ в человеке.
Еще на эмбриональной стадии усиленно развивается мозг, в нем очень рано устанавливаются нейронные связи. Функции и структура мозга новорожденного позволяют ему вступить в общественную жизнь. В течение первого года жизни ребенка вес его мозга увеличивается с 300 г до 1 кг. В целом на постнатальный период падает более 80 % роста и развития нижнетеменной области. Эта область мозга увеличивается только при наличии разнообразных социальных контактов ребенка. Поля лобной и височной долей развиваются на протяжении более длительного времени, кора мозга – всю жизнь. К двум годам ребенок овладевает речью, что свидетельствует об огромных сдвигах в его психике, завершающихся формированием сознания. <…> Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления … Соответственно и действие разных социальных факторов (например ... образования) также неравномерно на разных возрастных этапах. Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т. е. предполагают необходимый уровень морфофункционального развития, прежде всего мозга, гормональных воздействий и т. д.
Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений… Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани – для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т. п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, то человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного» (Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.С. 293–296, 303).
5. Подготовьтесь к учебному диспуту по проблеме «Какой из факторов развития личности является ведущим (решающим)?». Для этого теоретически обоснуйте и подтвердите примерами свою точку зрения (используйте результаты ранее выполненных заданий). В соответствии с определившейся личной позицией разделитесь на две группы для проведения диспута на занятии. Каждая из групп будет защищать одну из двух точек зрения:
1) наследственность в большей степени определяет развитие личности;
2) среда и образование имеют решающее значение для развития личности.
6*. Проанализируйте, какие свойства, передаваемые генетически, вы унаследовали от своих родителей и прародителей.
7. Проверьте себя, выполнив тестовые задания.
7.1. Восстановите определения:
1) ________________ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
2) _________________ – усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
3) _________________ – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие их субъектности, индивидуальности.
4) _________________ – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собственной активности индивида.
7.2. Установите соответствие между понятиями и их содержанием.
1. Наследственность | А. Природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека |
2. Деятельность | Б. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств |
3. Общение | В. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом |
4. Среда окружающая | Г. Одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, умениями, а также результатами взаимодействия в виде материальных и культурных ценностей |
5. Среда социальная | Д. Форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира |
6. Самовоспитание | Е. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности |
Информационная справка
Метод «Диспут», или научная полемика, используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения).
Алгоритм реализации.
1. Ведущий (педагог или учащийся) сообщает тему и цель, комментирует их, пробуждая интерес.
2. Ведущий знакомит участников групп, занимающих разные позиции.
3. Сообщаются организационный регламент и правила сотрудничества.
4. Защитники первой точки зрения обосновывают свою точку зрения; сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.
5. Защитники второй точки зрения излагают мнение сторонников первой точки зрения, стараясь показать свое понимание первой точки зрения.
6. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильно ли она понята их оппонентами.
7. Защитники второй точки зрения излагают свою точку зрения по проблеме; сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы.
8. Защитники первой точки зрения излагают мнение сторонников второй точки зрения, стараясь показать свое понимание второй точки зрения.
9. Ведущий спрашивает у сторонников второй точки зрения, правильно ли она понята их оппонентами.
10. Сторонники первой точки зрения задают вопрос, сторонники второй точки зрения отвечают на вопрос. Если ответили правильно, то вопрос задают они, в противном случае вопрос снова задают сторонники первой точки зрения. (Дается время на обдумывание вопросов и ответов.)
11. По истечении вопросов или времени диспут прекращается.
12. Обе стороны стараются доказать неверность противоположной точки зрения.
13. Подводятся итоги, делаются обобщения. (Могут быть названы победители, в этом случае в начале диспута выбирается жюри и сообщаются критерии оценки выступлений.)