3. Классно-урочная система, ее основные черты, преимущества и недостатки.
1. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 378–407.
2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.
3. Сивашинская, Е. Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика и психология высшей школы». Курс «Педагогика высшей школы» для специальностей высшего образования второй ступени [Электронный ресурс] / Е. Ф. Сивашинская. – Брест, 2022. – Темы 6, 7. – Режим доступа: http://rep.brsu.by:80/handle/123456789/7726. ‒ Дата доступа: 28.08.2023.
4. Ситаров, В. А. Дидактика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – С.244–258.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.
1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 9 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.
2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.
3. Подготовьте доклад на тему «Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования» Выступите с докладом на занятии, сопроводив его мультимедийной презентацией.
4. Сравните определения, которые дали уроку ученые-педагоги, и запишите основные характерные черты урока как формы организации обучения в школе.
1. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (М. Н. Скаткин).
2. Урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
3. Урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися (М. И. Махмутов).
4. Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач обучения, развития и воспитания в процессе обучения (М. И. Махмутов).
5. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).
5. Выполните компетентностно ориентированные задания.
№ 1. Изучите описание этапов реализации технологии обучения «Взаимный диктант». Письменно ответьте на вопросы.
1. Подготовительный период. Готовятся разные тексты диктантов. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. В начальных классах диктант краткий. В старших классах объем диктанта увеличивается. Подготовленные тексты желательно наклеить на картон. Эту работу могут выполнять как педагог, так и учащиеся.
2. Работа учащихся на уроке.
2.1. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Желательно, чтобы в классе была тишина.
2.2. Педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.
2.3. Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. Второй учащийся выслушивает предложение.
2.4. Ученик, который слушал, пишет под диктовку это предложение в своей тетради, не подсматривая в текст. Аналогично происходит работа с остальными предложениями текста.
2.5. Происходит смена ролей в парах. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет его под диктовку.
2.6. После окончания диктанта учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек проверяют написанное. Ошибки исправляют, например, зеленой пастой.
2.7. На следующем этапе учащиеся самостоятельно проверяют по карточкам диктанты своих партнеров по паре. Исправления делают красной пастой.
2.8. Осуществляется совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго. Допустивший ошибки учащийся под контролем партнера по работе делает устный разбор, второй учащийся при необходимости ему помогает.
2.9. Каждый учащийся в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
2.10.Ученики берут тетради друг друга, еще раз просматривают и ставят в тетради свою подпись.
2.11.На этом этапе работа в паре заканчивается. Ее участники обмениваются текстами и расходятся. Каждый находит себе нового партнера (педагог по необходимости может сам составлять пары).
2.12.На следующем этапе снова идет работа в парах. Новому партнеру учащийся диктует текст, который он перед этим писал под диктовку. В результате учащиеся над каждым текстом (кроме первого) работают дважды.
Педагог проходит между рядами, наблюдает за работой пар, дает советы, как нужно диктовать, работать над ошибками, уделяя особое внимание отстающим учащимся. (Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей СПб., 2001. С. 221–224).
Каковы цели и задачи данной технологии обучения?
Проанализируйте эту технологию с точки зрения реализуемых общих форм обучения.
Применима ли данная технология в процессе обучения предметам вашей специальности?
Предложите возможные модификации технологии «Взаимный диктант» с учетом вашей специальности.
№ 2. Изучите описание задач и плана (алгоритма) реализации технологии обучения «Выступление». Письменно ответьте на вопросы.
Задачи технологии «Выступление»: формирование умений выступать, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предложенной ситуации; формирование умений анализировать и оценивать выступления, вырабатывать критерии оценки выступающих, сотрудничать; развитие речи, творческих способностей.
План реализации.
1. Педагогом или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес.
2. Назначаются эксперты и секретарь.
3. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивается выступление.
4. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван.
5. Затем слово дается нескольким участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих.
6. После выступления все оценивают выступившего по обговоренным критериям. Анализ выступлений происходит трехступенчато. Каждый обучающийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с другими учащимися. В случае необходимости вносит коррективы в свои оценки. После этого проводится общегрупповая дискуссия. Основательно анализируется содержание и манера поведения выступающих. При этом нежелательно акцентировать внимание на неудачных моментах.
7. Технический эксперт сообщает о распределении мест при условии, что технология применяется длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями.
8. Ведущий подводит итоги и обобщает. (Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей СПб., 2001. С. 226‒228.)
Назовите общие формы обучения, которые реализуются в рамках данной технологии обучения. Применима ли она в процессе образования будущих учителей? Ответ обоснуйте.
6. Проверьте себя, выполнив тестовые задания.
6.1. Установите соответствие между структурами общения и общими формами обучения.
А. Опосредованное общение через письменную речь | 1. Групповая форма |
Б. Общение в паре постоянного состава | 2. Коллективная форма |
В. Групповое общение | 3. Парная форма |
Г. Общение в парах сменного состава | 4. Индивидуальная форма |
6.2. Выделите букву правильного ответа.
Теоретически обосновал классно-урочную систему:
а) И. Ф. Гербарт; б) Я. А. Коменский; в) А. Дистервег; г) К. Д. Ушинский.
6.3. Из списка терминов выпишите (подчеркните) конкретные формы обучения.
Проблемное обучение; беседа; факультатив; учебно-познавательная деятельность; урок-путешествие; контрольная работа; домашняя работа учащихся; коллективная форма обучения; урок; воспитание нравственной культуры школьников; занятие предметного кружка; рассказ; занятие в мастерской; дискуссия; урок-лекция; упражнение; экскурсия; олимпиада; трудовая деятельность; стимулирующее занятие; компьютерное обучение; консультация; учебное пособие; наглядность в обучении.
6.4. Вставьте пропущенные слова.
Урок – основной единичный элемент ___________ системы, основная конкретная _______ обучения. Он четко ограничен ___________, __________, __________.
Задание для итоговой рефлексии. Допишите предложение: «Уроки в школе, в которой я учился (училась)…».