Тема 14. ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Ничего нет опаснее для успеха дела, чем показная распорядительность.
Ф. Бэкон

Требования к компетентности по теме:

• раскрывать сущность понятий «управление в сфере образования», «управление учреждением образования», «педагогический менеджмент»;

• знать цели и принципы управления в сфере образования, уметь содержательно их интерпретировать; раскрывать основные направления работы должностных лиц и органов самоуправления учреждением общего среднего образования;

• понимать назначение и раскрывать содержание основных функций управления учреждением общего среднего образования (педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, контроля); владеть первоначальным опытом целеполагания, анализа, планирования отдельных направлений работы учреждения образования;

• знать и характеризовать возможные стили педагогического общения и педагогического руководства, уметь обосновать целесообразность их применения в образовательном процессе.

Основные вопросы

  1. Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте.
  2. Учреждение общего среднего образования как объект научного управления.
  3. Педагогический анализ в системе управления учреждением образования.
  4. Целеполагание, планирование, организация как функции управления учреждением образования.
  5. Педагогический контроль и регулирование в системе управления учреждением образования.
  6. Стили педагогического управления и общения.

1. Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте

Будущему учителю важно иметь четкое представление как об управлении в сфере образования в целом, так и о принципах, функциях, содержании, методах управления учреждением общего среднего образования как педагогической системой. Это поможет ему войти в ритм работы этого учреждения, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами, учащимися, их родителями. Вместе с тем каждый учитель является педагогическим менеджером, так как в процессе обучения и воспитания он управляет учебно-познавательной и другими видами деятельности учащихся.

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, свойственную всем организованным системам, в том числе социальным. При этом управление само носит системный характер. Система управления характеризуется целями и функциями деятельности; конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т. д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов; информационным обеспечением; процедурой принятия и исполнения решений (по А. Л. Свенцицкому). Систему управления в самом общем виде составляют субъект и объект управления, рассматриваемые как управляющая и управляемая системы (подсистемы), и совокупность связей между ними.

С учетом вышесказанного управление можно определить как целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления в целях поддержания системы в заданном режиме функционирования и развития; деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Следовательно, управление в сфере образования представляет собой взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима ее функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития (Г. Д. Дылян).

В 80‒90-е гг. ХХ в. в традиционные представления об управлении педагогическими системами были привнесены идеи педагогического менеджмента. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В. П. Симонов, Н. В. Кузьмина и др.). Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности: теория управления учреждением образования (М. М. Поташник и др.); управление образовательной деятельностью (A. M. Моисеев, В. П. Симонов); специфический вид управленческой деятельности педагога в учебной группе, направленный на организацию учебного процесса, воспитательной работы, обеспечение коммуникации с целью развития личности учащегося (Л. В. Горюнова и др.). В широком значении менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного функционирования и развития учреждения образования.

Для образовательного менеджмента характерны личностная ориентация управления; широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений; создание условий для коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей. Целью образовательного менеджмента является оптимизация управления педагогической системой (учреждением образования). Образовательный менеджмент «синтезирует» компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека, наполняет новым содержанием управленческие функции. С практикой педагогического менеджмента в систему управления учреждением образования вошли такие феномены, как «кадровая политика», «миссия и культура учреждения образования», «ориентация на качество» [3].

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования, функционирование системы образования; осуществляет управление системой образования; осуществляет государственную кадровую политику; обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности; организует международное сотрудничество; осуществляет контроль за обеспечением качества образования; организует разработку, поддержание в актуальном состоянии образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, программ воспитания, осуществляет их учет и хранение в определяемом им порядке; осуществляет научно-методическое обеспечение образования; организует подготовку и выпуск учебных изданий, учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации; участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, государственной программы развития системы образования и осуществляет иные полномочия в сфере образования. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

В Кодексе сформулированы цели управления в сфере образования: проведение государственной политики в сфере образования; совершенствование и развитие системы образования; реализация образовательных программ и программ воспитания. В Кодексе указывается также, что управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.

В Кодексе определены общие подходы к управлению учреждением образования любого типа, в том числе учреждением общего среднего образования. В частности, в данном нормативном правовом акте (статья 149) указывается, что непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель (директор, начальник). Основным органом самоуправления учреждения общего среднего образования является педагогический совет, возглавляемый руководителем этого учреждения образования. В учреждении общего среднего образования могут создаваться также совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.

2. Учреждение общего среднего образования как объект научного управления

Управление в учреждении общего среднего образования представляет собой целенаправленное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на повышение его эффективности, развитие и достижение оптимального результата. Субъектами управления в учреждении общего среднего образования выступают руководители (директор, его заместители), учителя, учащиеся, их родители. Объектами управления в учреждении образования являются знания, умения, навыки, отношения, свойства, качества, компетентность педагогов и учащихся.

Педагогический менеджмент в учреждении общего среднего образования имеет разноуровневый характер и включает управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью отдельных педагогов; управление деятельностью учащихся. Управление в учреждении образования можно рассматривать также как информационный процесс. В этом случае технология управления учреждением образования состоит из трех основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, ее переработки и выдачи командной информации (управленческого решения) управляемой системе (по Ю. А. Конаржевскому).

Управление в учреждении общего среднего образования реализуется как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания, планирования, мотивации, организации, контроля, регулирования и корригирования (В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, Р. Х. Шакуров и др.). При этом применяются четыре группы методов управления: организационно-административные методы; методы экономического стимулирования; методы психолого-педагогического воздействия; методы общественного воздействия (Н. В. Кухарев, В. П. Симонов и др.).

Организационно-административные методы основываются на прямом воздействии на исполнителей путем применения управленческих команд. Они реализуются путем регламентирования и нормирования деятельности исполнителей, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов, требований, предъявляемых в письменной или устной форме, контроля их исполнения. С помощью этих методов осуществляются подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Недостаток этих методов, как указывает Н. В. Кухарев, заключается в том, что нередко при этом игнорируется мнение исполнителей. Методы экономического стимулирования зависят от экономических отношений и имеют в своей основе объективные потребности и интересы людей. Данная группа методов включает следующие элементы: оплату труда, различные системы премирования, льготы, выплаты и т. д.

Психолого-педагогические методы учитывают индивидуальные психологические особенности, педагогические возможности членов коллектива, опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения. Они реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, поощрения, благодарности, убеждения, разъяснения, беседы, требовательного распоряжения, примера (в том числе личного примера руководителя). Н. В. Кухарев выделяет отдельную группу педагогических методов, к которым относит индивидуальную работу с кадрами, распределение обязанностей, инструктирование, регламентацию действий, координирование и регулирование деятельности коллектива, прогнозирование, моделирование процессов, действий, содержания воспитания, а также умения профессионального общения, в том числе умение разрешать конфликтные ситуации.

С появлением в учреждениях общего среднего образования психологической службы также широко применяются различные методики диагностики. С помощью данной группы методов осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается здоровая атмосфера сотрудничества, благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех педагогических работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство ответственности, изучаются и формируются положительные, социально значимые мотивы трудовой деятельности.

Методы общественного воздействия в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов. Они реализуются путем широкого вовлечения педагогических работников и учащихся учреждения образования в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем образовательного процесса и способов их преодоления, путем охвата членов педагогического коллектива методической работой, развития в коллективе здоровой творческой конкуренции. Использование данных методов в значительной степени способствует формированию добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности педагогов и учащихся.

Основное назначение управления в учреждении образования состоит в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников, направленной на реализацию принципов, ценностей и достижение целей учреждения образования. К таким условиям относятся достаточно полное понимание работниками ожидаемых результатов и сроков их достижения; заинтересованность работников в достижении намеченных результатов; наличие благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе и др.

Успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента зависит в большой степени от управленческой культуры руководителя учреждения общего среднего образования и его заместителей, а также от распределения функций управления в учреждении образования. Управленческая культура руководителей учреждений образования является частью их профессионально-педагогической культуры. Современный руководитель учреждения образования должен также обладать качествами эффективного менеджера, в том числе знать современные управленческие подходы, уметь формировать эффективные рабочие группы, взаимодействовать и общаться с людьми, быть ответственным, способным к инновациям, эмоционально уравновешенным, стрессоустойчивым.

Особенность современного директора учреждения общего среднего образования состоит в том, что он делегирует ряд прав и полномочий нижестоящим руководителям, уходит от рутинной оперативной работы, что дает ему возможность сосредоточиваться на решении стратегических задач развития учреждения образования. Заместители директора (их число может достигать в крупных школах до пяти и более человек) решают как стратегические, так и тактические задачи. Они могут специализироваться по ступеням общего среднего образования, профилям, уровням образовательной деятельности, циклам предметов, сменам, а также по таким направлениям, как научно-методическое, информационное, социально-правовая защита, административно-хозяйственная, опытно-экспериментальная или иная работа в зависимости от специфики педагогической системы, уровня сложности организации учреждения образования.

Практика показывает, что именно на уровне заместителей директора учреждения общего среднего образования прослеживается тенденция овладения руководителями функциями менеджера: разрабатываются программы, конкретизирующие стратегические направления развития, вырабатывается тактика реализации программ и инновационных замыслов, создаются условия для слаженной работы коллектива. Деятельность руководителей этого уровня характеризуется новыми функциями и видами работы(моделирование, экспериментирование; исследование, информирование, стимулирование, мотивирование, предупреждение и регулирование конфликтов и др.). Должностные обязанности директора учреждения общего среднего образования и его заместителей по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической работе приведены в Едином квалификационном справочнике должностей служащих, занятых в образовании [1].

3. Педагогический анализ в системе управления учреждением образования

С педагогического анализа начинается и им заканчивается любой цикл управления. Педагогический анализ ‒ это функция управления учреждением образования, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результатов образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы, переводу ее в более высокое качественное состояние [1]. Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, прогнозировать, планировать, организовывать, регулировать, контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Это наиболее трудоемкая функция, требующая от руководителя учреждения образования и других субъектов управления максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать педагогические факты и явления. В зависимости от содержания педагогического анализа выделяют следующие его виды: параметрический, тематический, итоговый (таблица 37).

Таблица 37 ‒ Виды педагогического анализа

Для разрешения сложных проблем и изучения системных объектов в педагогическом менеджменте используется системный анализ. Примерный алгоритм системного анализа может быть следующим: уяснить проблему, подлежащую анализу; принять анализируемый объект за систему; сформулировать цель анализа; выделить элементы, составляющие систему; дать качественную и количественную характеристику элементам; выделить системообразующие связи; проанализировать и оценить способ и характер связи элементов системы; дать характеристику иерархическим и субординационным связям системы; охарактеризовать функции и функциональные связи элементов; проанализировать связи системы с внешней средой; охарактеризовать интегративный результат функционирования системы; сравнить исходное и конечное состояние системы, показать пути формирования конечного результата ее функционирования [3].

К основным объектам системного педагогического анализа относятся итоги работы учебного заведения за учебный год, формы организации обучения и воспитания, в частности урок, воспитательное мероприятие. Так, осуществляя системный анализ урока, руководитель учреждения образования или другие субъекты управления реализуют следующий (примерный) алгоритм действий.

1. Дать общую оценку урока с точки зрения уровня достижения (достиг, достиг частично, не достиг) цели и задач урока, а также (при необходимости) с точки зрения реализации принципов обучения.

2. На основе самоанализа урока учителем оценить знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.

3. Осуществить анализ и оценку правильности выбора цели и задач урока.

4. Оценить тип урока, его структуру, выделить главный этап, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели и задач урока.

5. Оценить каждый этап урока, исходя из уровня решения на каждом этапе цели и задач урока через анализ их взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся. Иначе говоря, соотнести запланированные учителем результаты с реальными и определить причины успеха или неудачи.

6. Проанализировать и оценить правильность выбора методов обучения и, прежде всего доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определить соответствие методов обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа урока; оценить реализацию основных функций методов обучения.

7. Оценить выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и задачам этапа урока.

8. Вскрыть и дать оценку взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе урока с дидактическими задачами других этапов и выяснить влияние каждого этапа урока на достижение дидактической цели урока.

9. Логически обобщить и ответить на вопрос, что способствовало или тормозило достижение цели и задач урока (например, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности).

10. Сформулировать конкретные предложения (что прочитать, над чем работать и т. д.), определить (в случае необходимости) срок повторной встречи для беседы или время посещения урока.

4. Целеполагание, планирование, организация как функции управления учреждением образования

Постоянное развитие учреждения образования как педагогической системы невозможно без совершенствования целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы.

Функция целеполагания состоит в формировании идеального представления о конечном результате деятельности учреждения образования. Целеполагание в менеджменте как процесс формирования и развертывания цели – это логико-конструктивная операция, которая осуществляется посредством следующего алгоритма: «анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос «Чего я хочу?» → ситуационный анализ, отвечающий на вопрос «Что я могу?» → учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, → анализ «цель-средства» ‒ выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов → выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект, → формулировка цели» [3, с. 185].

Искусство управления есть по сути искусство целеполагания. Процесс управления основывается на нахождении, постановке и достижении цели. Цели управленческой деятельности определяют общее направление, содержание, методы и формы работы по ее достижению. В педагогическом менеджменте сформулированы правила работы с целями. Например, цели должны быть понятными для руководителя и сотрудников, четко сформулированными, конкретными, совместно выработанными с обозначением зоны ответственности, проранжированными по значимости, не взаимоисключающими и др.

Выделяют цели стратегического, тактического, оперативного управления. При этом общая (генеральная) стратегическая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней. Важно, чтобы стратегическая цель была направлена на развитие педагогической системы учреждения образования. Стратегическая цель формулируется обычно на высоком уровне абстракции и сама по себе не достигается. Поэтому ее надо представить в виде серии («дерева») более простых, частных (тактических, оперативных, операционных) задач, применив метод декомпозиции. Декомпозиция цели ‒ процесс детализации и адаптации цели к конкретному уровню и функции. «Дерево целей» ‒ способ описания упорядоченной иерархии целей и задач (цели 1-го, 2-го и т. д. порядка), полученной в результате декомпозиции стратегической цели. При этом формирование «дерева целей» заканчивается постановкой операционально сформулированных задач, которые могут быть выполнены определенными способами и в установленные сроки. Важно, чтобы при формулировании целей разных уровней описывались желаемые результаты, а не способы их достижения.

Планирование в управлении учреждением образования выступает как принятие решений на основе соотнесения данных педагогического анализа изучаемого явления с генеральной целью и ее подцелями. Планирование, помимо целеполагания и процесса разработки планов, включает анализ, прогнозирование внутренней и внешней среды учреждения образования, выработку различных концепций, самоанализ эффективности планирования и т. п. В ходе планирования моделируются образы желаемого будущего состояния учреждения образования и результатов его работы; определяются средства достижения цели, их состав и логическая структура, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнители и их взаимодействие, сроки, содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты; определяются стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки; создаются условия для образовательной и управленческой деятельности.

В практике педагогического менеджмента учитывается, что планирование отличается от любого другого управленческого решения. Во-первых, планирование – это предварительное принятие решения. Во-вторых, это целый набор взаимозависимых управленческих решений. В-третьих, планирование связано с предотвращением ошибочных действий и с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Планирование как функция управления учреждением образования реализуется с учетом следующих требований: научная обоснованность, целенаправленность, оптимальность, соответствие потребностям и специфическим особенностям учреждения образования и окружающей среды, преемственность, конкретность, реальность при имеющихся ресурсах, комплексность и др. Планирование осуществляется поэтапно.

• Анализ итогов функционирования учреждения образования на данный период, прогнозирование состояния его социального и природного окружения, изучение особенностей учреждения образования.

• Формулирование целей и подцелей, построение «дерева целей»: формулирование цели развития педагогической системы учреждения образования на перспективу (перспективный план) или на ближайшее будущее (календарный план на месяц, полугодие и т. п.).

• Определение альтернативных путей и средств достижения целей, выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы.

• Освоение плана.

Принимаемые в ходе планирования решения рассчитаны на далекую перспективу или направлены на решение текущих, оперативных дел. Поэтому выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы и развития учреждения образования. Перспективный план развития учреждения образования составляется обычно на 3–5 лет на основе обстоятельного анализа его работы за последние годы. Структура перспективного плана развития учреждения образования содержит важнейшие ориентиры его функционирования на этот период. Годовой план охватывает основные направления работы учреждения образования в течение учебного года (организация образовательного процесса, педагогический контроль за ним; научно-исследовательская, ииновационная деятельность, изучение и рапространение передового педагогического опыта; методическая работа и повышение квалификации педагогов; работа с родителями и общественностью; укрепление материально-технической базы учреждения образования и др). В качестве приложений в годовой план работы учреждения образования входят: планы работы методических объединений; план работы библиотеки; план работы родительского комитета; план летней оздоровительной работы с детьми и др. Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана работы учреждения образования. На основе последнего составляется также календарный план организационной, методической и внеклассной работы, т. е. планируются: работа педагогического совета, совета учреждения образования; заседания методических объединений; совещания при директоре; родительские и ученические собрания; заседания родительского и ученического комитетов; работа научных обществ, клубов и т. д. Календарные формы планирования предусматривают расположение содержания предполагаемых дел в календарном порядке. Наряду с традиционными «продуктами» планирования, охарактеризованными выше, появились и новые по номенклатуре и качеству «продукты»: планы, концепции и программы развития учреждения образования и его отдельных участков (звеньев), программы воспитательной работы учреждений образования и др.

Все виды планов работы учреждения образования реализуются через такую функцию управления, как организация деятельности учреждения образования. Организация ‒ это деятельность управляющей системы по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений [3]. При этом под организационными отношениями понимают связи между сотрудниками по поводу распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организаторская деятельность руководителя учреждения образования или других субъектов управления направлена на выполнение намеченного плана работы, принятых решений. Функция организации предполагает организацию межличностного взаимодействия; использование психолого-педагогических знаний в тех или иных ситуациях, в том числе психологических методик разрешения конфликтов; подготовку школьных менеджеров из числа педагогов и учащихся. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в конкретное дело. Отбирая содержание, формы и методы работы, организатор соотносит их с реальными условиями и возможностями исполнителей (средства и орудия труда, помещение, место проведения и проч.). Он мотивирует предстоящую деятельность, дает инструкции, обеспечивает единство действий всех участников, оказывает непосредственную помощь в процессе выполнения работы, стимулирует и мотивирует деятельность, а также оценивает ход и результаты дела.

В целом организаторская деятельность директора учреждения образования и его заместителей направлена на формирование педагогического коллектива как коллектива единомышленников. Это предполагает четкое распределение функциональных обязанностей в педагогическом коллективе и делегирование полномочий и ответственности. При распределении функциональных обязанностей права решения делегируются вниз в максимально возможной степени и др. [3]. Реализация принципа делегирования полномочий и ответственности лежит в основе демократизации управления, а также способствует рациональному использованию сил и времени руководителя учреждения образования и его заместителей. Делегирование ‒ это проявление доверия сотруднику, инструмент включения его в управление учреждением образования. Делегирование предполагает постановку задачи перед работником-исполнителем с одновременным предоставлением ему средств ее решения при ответственности за получение качественных результатов в рамках предоставленных работнику полномочий. Делегирование влечет за собой не только ответственность исполнителя, но и ответственность руководителя (управленческую ответственность) за подбор соответствующих исполнителей, их инструктаж, стимулирование работы, наблюдение и предупреждение ошибок, помощь (в случае необходимости), получение информации для совершенствования и контроля процесса работы.

Одним из показателей организаторской культуры директора учреждения общего среднего образования является его умение рационально распределять рабочее время. Рациональное использование времени ‒ основа научной организации труда педагогического коллектива ‒ достигается упорядочиванием собраний, заседаний советов, определением распорядка работы администрации, классных руководителей и других субъектов управления. Для этого устанавливаются специальные дни и часы проведения, временные рамки для совещаний, семинаров, заседаний, докладов и т. п.; определяется количество заседаний в течение четверти, учебного года. Основными организационными формами управленческой деятельности в учреждении общего среднего образования являются: заседания педагогического совета, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий и др. Например, совещание при директоре периодически проводится для обсуждения вопросов, непосредственно связанных с организацией образовательного процесса (вопросы успеваемости, организации воспитательной работы, деятельность отдельных учителей по выполнению учебных программ, работа с одаренными учащимися и т. п.). На совещаниях при заместителях директора рассматриваются текущие вопросы в рамках их компетенции. Содержание оперативных совещаний педагогических работников или учащихся определяется реальной ситуацией.

5. Педагогический контроль и регулирование в системе управления учреждением образования

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой функция, являющаяся наиболее сложной и трудоемкой функцией управления учреждением образования. Инспекторские функции за деятельностью учителей возложены на директора учреждения общего среднего образования и его заместителей. Управленческая деятельность руководителя учреждения образования, результаты его деятельности – объект контроля инспекторских служб вышестоящих органов управления образованием.

Контроль в системе управления учреждением образования представляет собой процедуру получения информации о деятельности управляемой системы любого уровня, ее результатах; установления степени достижения целей и задач образовательного процесса. Основная цель контроля – глубокое изучение состояния образовательного процесса, направленное на его совершенствование, оказание своевременной помощи учителям. В основе контроля лежит анализ труда всех субъектов образовательного процесса, прежде всего педагогов и учащихся. Контроль в практике образовательного менеджмента рассматривается как инструмент признания результатов труда и ответственности работников, стимулирования повышения качества их труда, условие их уверенной профессиональной деятельности. Для придания контролю таких свойств педагогическим менеджерам необходимо изменить психологическую основу контроля. Этому способствует формирование общности профессиональных целей в педагогическом коллективе, осознанных мотивов качественного труда, развитие чувства коллективной ответственности за качество результатов труда, а также самостоятельности работников, применение самоконтроля и совместного с руководителем или его заместителями анализа результатов труда работника.

В педагогической литературе (М. М. Поташник и др.) сформулированы общие требования к организации контроля в учреждении образования (рисунок 41).


Рисунок 41 – Требования к организации контроля в учреждении общего среднего образования


Содержание педагогического контроля в системе управления учреждением образования составляют (М. Л. Портнов, Т. И. Шамова и др.): качество и ход выполнения образовательных стандартов и учебных программ; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных предметов, реализация функций образования; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами, методическая работа; научная и экспериментальная работа; условия образовательного процесса; выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча; эффективность совместной деятельности учреждения образования, семьи, общественности по воспитанию учащихся; исполнение нормативных правовых документов и принятых решений. Выделяют разные виды педагогического контроля в зависимости от его целей (рисунок 42) или содержания (рисунок 43).


Рисунок 42 – Виды контроля по цели


Рисунок 43 – Виды контроля по содержанию


Алгоритм реализации функции контроля в управлении учреждением образования может быть следующим: обоснование контроля и проверки; формулирование цели контроля; составление плана проверки; разработка процедуры контроля, определение методов контроля; определение критериев оценки; сбор и обработка информации о состоянии объекта контроля; оформление результатов контроля, формулирование выводов; обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне управления.

В практике работы сложилась система методов проверки деятельности учителей (рисунок 44). Сроки и формы контроля указываются в плане-графике контроля в учреждении образования.


Рисунок 44 – Методы контроля (проверки) деятельности учителей


Методами контроля уровня знаний и умений учащихся являются: проведение устного опроса учащихся проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам; проведение письменных контрольных работ в отдельных классах или в параллельных классах по определенным предметам по текстам директора или его заместителей по учебной работе (работы проверяются учителем или комиссией, реже ‒ директором учреждения образования или его заместителями); изучение результатов учебной деятельности учащихся, их учебных достижений; проверка умений и навыков учащихся в выполнении практических или лабораторных работ, проверка трудовых умений и навыков и другие методы. При изучении режима работы учреждения образования, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и т. п. используется метод хронометрирования.

Все вышеназванные методы применяются в процессе педагогического мониторинга, который является способом постоянного изучения (диагностики) результатов образовательного процесса, их анализа и оценки на основе сравнения с базовыми или нормативными показателями. Логика педагогического мониторинга состоит в определении небольшого числа показателей, отражающих состояние педагогической системы. Методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике. За сравнением реальных результатов с эталонами и нормами следует содержательная оценка и коррекция.

Цикл управленческой деятельности заканчивается регулированием и корригированием управляемого объекта. Если управление в целом упорядочивает педагогическую систему и переводит ее в новое качественное состояние, то регулирование как функция управления призвано стабилизировать состояние системы в условиях изменяющейся окружающей среды путем воспроизводства и укрепления ее структуры [3]. Функция регулирования состоит в принятии управленческих решений оперативного характера по ликвидации случайных отклонений от запланированных показателей на основе информации, полученной в ходе контроля, и результатов ее анализа. Следовательно, целью регулирования является установление постоянного заданного состояния управляемого объекта. Регулирование осуществляется, например, через корректировку планов, организационных структур, направлений работы, контроля и др., а также путем устранения фактора, под воздействием которого управляемая система выходит из запрограммированного состояния.

Корригирование – это процесс внесения поправок, уточнений, изменений в принятые ранее и реализуемые решения. Функция регулирования требует от педагогического менеджера высокого уровня психологической подготовки, хорошего знания сотрудников, их взаимоотношений, положения каждого из них в коллективе. Все функции управления реализуются в единстве, ни одна из них не существует в «чистом» виде, каждая функция управления органически присутствует во всех других.

6. Стили педагогического управления и общения

Общение является тем видом деятельности человека, который обеспечивает все другие виды его деятельности. Нередко общение сводят к коммуникации ‒ передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств. В этом узком понимании общение выступает средством воспитания и обучения. В широкой научной трактовке общение ‒ одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами и результатами деятельности. В случае, если участниками такого общения являются педагоги и обучающиеся, оно становится сущностной характеристикой образовательного процесса, и следовательно, такое общение правомерно называть педагогическим.

В общении исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между субъектами общения), интерактивную (обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивную (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга).

С учетом изложенного педагогическое общение ‒ целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и учащихся, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Следовательно, педагогическое общение есть профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач воспитания, обучения, развития [5].

Под стилем педагогического общения в педагогике понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся». К этим особенностям относятся коммуникативные возможности педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с учащимися, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которыми он общается. В педагогической литературе охарактеризованы разные стили педагогического общения (таблица 38).

Таблица 38 – Стили педагогического общения

Если первые два стиля являются позитивными, субъект-субъектными взаимодействиями педагога и учащихся, то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям педагогического общения и имеют характер субъект-объектных отношений. Стили педагогического общения связаны со стилями педагогического руководства. Стиль педагогического руководства ‒ характерная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой учащихся. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) стили педагогического управления (таблица 39).

Таблица 39 – Стили педагогического управления

В чистом виде тот или иной стиль управления (руководства) практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Опытный педагог владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического управления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «управление в сфере образования», «управление учреждением образования», «педагогический менеджмент».

2. Назовите цели и принципы управления в сфере образования в Республике Беларусь.

3. Составьте список должностных обязанностей директора учреждения общего среднего образования и его заместителей (по источнику 1 из списка рекомендуемой литературы).

4. На основе положений о педагогическом совете и родительском комитете составьте список компетенций этих органов самоуправления в учреждениях общего среднего образования (по источнику 4 из списка рекомендуемой литературы).

5. В чем заключается назначение педагогического анализа как одной из функций управления? Назовите его виды. Осуществите анализ посещенного вами урока.

6. Опишите общий алгоритм целеполагания в педагогическом менеджменте. Для чего и как осуществляется построение «дерева целей»? Осуществите декомпозицию общей дидактической цели урока (изучения темы, раздела) по специальности (класс, тема по выбору).

7. Охарактеризуйте планирование как функцию управления. Какие виды планов работы составляются в учреждении общего среднего образования?

8. Раскройте содержание организаторской деятельности руководителя и других субъектов управления учреждением образования. Назовите основные организационные формы управленческой деятельности в учреждении общего среднего образования.

9. Докажите, что функция контроля является наиболее сложной и трудоемкой функцией в системе управления учреждением образования. Назовите цели и раскройте содержание контроля.

10. Какие виды и методы педагогического контроля применяются в практике работы учреждений общего среднего образования?

11. Охарактеризуйте возможные стили педагогического общения и педагогического руководства.

Рекомендуемая литература

1. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» [Электронный ресурс] : постановление М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь, 29 июля 2020 г., № 69. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22136368p&p1=1. – Дата доступа: 26.08.2023.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 26.08.2023.

3. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. – М. : Центр «Пед. поиск», 2000. − 224 с.

4. О педагогическом совете и родительском комитете учреждения общего среднего образования [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 29 авг. 2022 г., № 290. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238725&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 26.08.2023

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по пед. специальностям / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. – Мозырь : Содействие, 2012. – 244 с.