Практическое занятие 13
Аксиологические основы содержания воспитания. Программно-планирующая документация воспитания


Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческие ценности, культурные и духовные национальные традиции, государственная идеология как основа содержания воспитания.

2. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» (2022) о цели, задачах и направлениях воспитания.

3. Программно-планирующая документация воспитания: Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь; Программа воспитания и план воспитательной работы учреждения образования.

4. Краткая характеристика основных составляющих (направлений) воспитания в Республике Беларусь:

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022 № 154-З. − Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 30.08.2023.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/div/dokumenty-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-belarus. – Дата доступа: 30.08.2023.

3. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году [Электронный ресурс] : инструктив.-метод. письмо. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/imp/imp_2023_vosp.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf. – Дата доступа: 30.08.2023.

5. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

6. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 160 с.

Подготовка к практическому занятию

1. Изучите материалы лекций и рекомендуемые источники по теме 11 в соответствии с вопросами практического занятия. Подготовьте тезисы изученного для обсуждения на занятии в формате круглого стола.

2. Продолжите работу над словарем терминов: запишите определения основных понятий по теме занятия.

3. Заполните и прокомментируйте таблицу 26 в контексте темы занятия.

Таблица 26 – Концепции содержания воспитания

Название и авторы концепции содержания воспитания Краткая характеристика концепции

4. Изучите Кодекс Республики Беларусь об образовании и иные нормативные документы (источники 1–4 в списке рекомендуемой литературы). Заполните таблицу 27, отразив в ней цели, задачи, содержание отдельных направлений воспитания в учреждениях общего среднего образования (в соответствии с вопросом 4).

Таблица 27 – Направления воспитания

Направления воспитания Краткая характеристика задач и содержания воспитательной работы

Задание для итоговой рефлексии: напишите педагогическое эссе на тему «Мои представления об идеальном воспитателе (классном руководителе)».