Тема 13. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных
убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно и
бесконечно влияют другие люди – семья, коллектив, общество.
И. П. Шамякин

Требования к компетентности по теме:

• понимать значение социальной среды как одного из факторов формирования личности; характеризовать информационно-образовательную среду учреждения образования, ее возможности в воспитании учащихся;

• называть уровни развития социальных групп, определять понятие «коллектив», раскрывать сущность воспитательного коллектива, его структуру и функции;

• характеризовать этапы формирования коллектива учащихся, раскрывать методические аспекты руководства процессом формирования ученического коллектива; понимать значение коллективной деятельности, самоуправления, общественного мнения, традиций, перспектив как атрибутов коллектива;

• определять понятия «семья», «семейное воспитание»; называть основные функции семьи, выделять факторы, принципы, содержание, методы семейного воспитания;

• знать типы современных семей, анализировать ошибки семейного воспитания, определять пути их предупреждения;

• знать направления, формы и методы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования в воспитании учащихся, осуществлять их проектирование.

Основные вопросы

1. Среда как фактор формирования личности. Информационно-образовательная среда учреждения общего среднего образования.

2. Понятие, свойства коллектива. Функции и структура ученического коллектива.

3. Этапы формирования ученического коллектива.

4. Педагогическое руководство формированием ученического коллектива.

5. Семья как воспитательная среда ребенка.

6. Типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания.

7. Направления и формы взаимодействия учреждений общего среднего образования с родителями учащихся.

1. Среда как фактор формирования личности. Информационно-образовательная среда
учреждения общего среднего образования

Важнейшей закономерностью процесса образования является детерминированность его уровнем общественного развития, культурой общества. Среда во всех значениях этого термина выступает фактором формирования личности ( таблица 4, тема 3). В толковом словаре русского языка термином «среда» обозначаются окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Понимание среды как окружающих условий, в которых развивается любой процесс, существует любое явление, позволяет говорить о контекстной функции среды.

Образование как педагогический процесс протекает в определенном социуме (от лат. socium – общий, совместный) – сообществе, социальном окружении человека. При этом социальная среда (духовные и материальные условия жизни) оказывает как стихийные, неуправляемые, так и специально организованные (например, в учреждениях образования, в семье) социально-педагогические воздействия на индивида. Влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения формирования личности. Позитивное воспитательное воздействие на подрастающее поколение оказывают культура общества, его национальные, моральные ценности, менталитет, средства массовой информации и коммуникации, пропагандирующие эти ценности. В связи с этим перед семьей, учреждениями образования, детскими и юношескими объединениями и организациями стоит задача регулировать стихийные воздействия среды и создавать воспитывающую социокультурную среду – конкретное для каждого ребенка социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, осваивает положительный социальный опыт.

Термин «воспитывающая среда» имеет достаточно длительную историю. Уже в теории и практике воспитания первой половины XX в. находим предпосылки трактовки среды как воспитывающей, являющейся средством управления процессом становления личности ребенка. Так, С. Т. Шацкий (1878–1934) подчеркивал, что среда воспринимается не только как объективный фактор формирования личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания. С позиции Л. С. Выготского (1896–1934), учитель является организатором и управителем социальной воспитательной среды. По утверждению Дж. Дьюи (1859–1952), воспитывают не напрямую, а при помощи среды, специально формируя ее для целей воспитания.

Согласно Л. И. Новиковой (1918–2004), процесс педагогизации среды заключается в целенаправленной педагогической активности, направленной на актуализацию социально значимых ценностей и потребностей и дезактуализацию в сознании молодежи ценностей и потребностей асоциального характера. Создание воспитывающей среды предполагает сужение в ней стихийного за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему влияний. Усилия педагогов при этом должны быть направлены не на ликвидацию среды неорганизованной, а на включение ее в качестве составляющего компонента в систему среды, окружающей учреждение образования.

Н. Е. Щуркова (1937–2021) определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих индивида обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Она подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение. Предметно-пространственное окружение обучающихся (обустройство помещений учреждения образования, учебных кабинетов, близлежащей территории, спортплощадок и т. д., а также одежда педагогов, технических работников и самих обучающихся) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании учреждения образования. С позиции Н. Е. Щурковой, предметно-пространственное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда оно «вочеловечено», за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы, материальные средства выступают для учащихся как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство. Событийное окружение в данной концепции ‒ это совокупность событий, попадающих в поле восприятия учащегося, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов. В целом педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциала среды, ограничение ее негативных и усиление позитивных факторов.

Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. В данном случае пространство выражает отношения между сосуществующими объектами, определяет порядок их рядоположенности и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая социальную. При рассмотрении категории «пространство», в отличие от среды, на центральный план выходят характеристики существования объектов, а не их обусловленности. Термин «воспитательное пространство» появляется в научном лексиконе педагогической науки в 60–70-х гг. XX в. в связи с обобщением экспериментальной деятельности по созданию социально-педагогических комплексов. Н. Л. Селиванова выделила различные подходы к пониманию воспитательного пространства: педагогически целесообразно организованная среда, окружающая обучающихся (на уровне класса, школы, микрорайона, села, малого или большого города, области) (Л. И. Новикова); часть среды, в которой господствует определенный, педагогически сформированный образ жизни (Ю. С. Мануйлов); динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемая усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способная выступать интегрированным условием личностного развития индивида (Д. В. Григорьев).

Таким образом, исследователи отмечают следующие принципиальные моменты в понимании сущности воспитывающей среды и воспитательного пространства:

• центральным моментом в общенаучном понимании среды является выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу; пространство определяет собственно бытийные характеристики объекта;

• социальная среда приобретает характеристики воспитывающей среды в результате управления объективно существующими обстоятельствами; воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов;

• управление средой социальной позволяет актуализировать потенциально существующие в ней ресурсы; создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов;

• воспитательное пространство существует в средовом контексте, но существование воспитательного пространства неизбежно влечет за собой педагогизацию среды и приобретение ею характеристик среды воспитывающей.

Воспитывающая среда ‒ важнейшая составляющая информационно-образовательной среды (далее ‒ ИОС) учреждения общего среднего образования. В самом общем виде под ИОС учреждения образования понимают многоуровневую (многокомпонентную) среду информационного и педагогического взаимодействия, которая имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и педагогов и обеспечивается специальными аппаратными и программными средствами. Основными компонентами ИОС учреждения общего среднего образования наряду с организационно-управленческим и научно-методическим являются учебный, внеучебный, коммуникативный компоненты. В частности, внеучебный компонент ИОС включает условия, методы и средства обеспечения внеучебной и воспитательной деятельности как составной части образовательного процесса, например средства информирования учителей и учащихся о проводимых и планируемых внеучебных и воспитательных мероприятиях; ресурсы информационного обеспечения воспитательной работы; средства управления внеучебной и воспитательной работой в учреждении образования. Коммуникативный компонент объединяет условия и средства коммуникации субъектов педагогического взаимодействия, а также обеспечивает взаимосвязи с внешними ИОС.

ИОС учреждения образования включает условия и средства организации воспитательной работы в цифровой среде. Исследователи пришли к выводу, что цифровые коммуникации обладают определенным воспитательным потенциалом. Они интерактивны, позволяют получить быструю обратную связь от группы детей, установить адресный целенаправленный контакт с конкретным ребенком. Цифровые инструменты могут применяться для индивидуализации образовательного процесса: педагог может оказать ребенку педагогическую поддержку в решении его индивидуальных проблем, построить диалог и т. п.

В целом при профессиональном подходе к выстраиванию цифровой коммуникации с детьми, используя комплекс средств и различные каналы цифровой связи, педагог может создавать ту цифровую среду, которая будет способствовать формированию отношений ребенка к окружающему миру и людям, развитию умений и навыков взаимодействия (вежливое общение, взаимопомощь, поддержка и др.) [1].

2. Понятие, свойства коллектива. Функции и структура ученического коллектива

Все социальные институты действуют на развитие индивида не непосредственно, а через малые группы, в которые он входит. Группы (коллективы) как социально-психологические общности изучаются разными науками. Педагогика рассматривает детскую группу (коллектив) как фактор и средство воспитания учащихся.

Проблема воспитания личности в коллективе была центральной в педагогике советского периода. Наиболее полная концепция воспитательного коллектива предложена А. С. Макаренко (1888‒1939). Он по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины. По утверждению А. С. Макаренко, правильное воспитание должно быть организовано «путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов». Он определял коллектив как «свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления, дисциплины и ответственности». Согласно концепции А. С. Макаренко, при создании коллектива необходимо организовывать его развитие, ставить новые цели перед детьми, при этом коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. На первом этапе педагог как организатор выступает с требованиями к коллективу. Уже в этот период педагог должен опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновения в нем актива, не только поддерживающего педагога в его требованиях, но и самостоятельно выступающего с этими требованиями. На третьем этапе, когда «требует сам коллектив», он становится воспитательным в полном смысле этого слова.

В дальнейшем идеи А. С. Макаренко о детском воспитательном коллективе получили развитие в теории и практике авторских школ (Э. Г. Костяшкин, А. А. Католиков, В. А. Сухомлинский и др.), а также коммунарского движения (И. П. Иванов и др.). Например, В. А. Сухомлинский (1918–1970) целью воспитания считал личность, а коллектив рассматривал в качестве инструмента, средства достижения этой цели. В. А. Сухомлинский определял детский коллектив как сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная, организаторская общность. Наибольшее воспитательное значение, по мнению В. А. Сухомлинского, имеет школьный коллектив, в котором объединены коллективы учащихся и педагогов. Один из организаторов коммунарского движения И. П. Иванов (1923‒1992) главную цель воспитания видел в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы и общественной направленности. Эти цели достигались с помощью организационных форм и методов, известных в настоящее время как технология организации коллективной творческой деятельности (технология КТД).

В настоящее время проблема воспитания личности в группе (коллективе) решается с позиции личностно ориентированного подхода в педагогике. В его основе лежат признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений, сотрудничества и сотворчества в формировании опыта эмоционально-ценностных отношений детей к себе и окружающему миру.

Как известно, люди в обществе объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности – группы. Группа (социальная) – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков: по размеру (большие, малые группы, микрогруппы), по общественному статусу (формальные, неформальные), по непосредственности взаимосвязей (реальные, условные), по уровню развития (низкого, высокого уровней развития), по значимости (референтные, группы членства). По содержанию деятельности, объединяющей членов группы, они могут быть учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные и др.

Большие группы (нации, народы, государства; политические, экономические, профессиональные группы) воздействуют на психику и поведение личности опосредованно, через создаваемую культуру, идеологию, политику, средства массовой информации и др. Непосредственно эти факторы оказывают влияние на человека в малых группах, в которых он проводит большую часть своей жизни (семья, учебная группа, группа неформального общения, трудовой коллектив, общественные объединения и т. п.). Малая группа – относительно немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют некоторые общие цели и находятся друг с другом в непосредственных личных или деловых контактах. Для малой группы характерна определенная степень психологической и поведенческой общности (сплоченности) ее членов, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений и практической деятельности.

Все реально существующие малые группы можно разделить на группы высокого и низкого уровней развития. Так, группа низкого уровня развития характеризуется отсутствием сплоченности, налаженных деловых связей и личных взаимоотношений, четкого разделения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной деятельности. Группа высокого уровня развития (коллектив) этими свойствами обладает (рисунок 36).


Рисунок 36 ‒ Свойства коллектива


Таким образом, коллектив (от лат. collectives – собирательный) может быть охарактеризован как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Установлено, что малые группы среднего и низкого уровней развития могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность. Поведение человека в группе определяется не только его личностными качествами, но и особенностями той группы, в которую он в данный момент входит. Различные качества ребенка формируются и проявляются в зависимости от того, какие отношения складываются в группах – отношения заботы, внимания, сотрудничества, взаимопомощи, разделения обязанностей или отношения властвования, грубости, враждебности.

Воспитательное влияние группы на личность эффективно в том случае, если группа опережает личность по уровню развития. Вместе с тем бывает, что личность превосходит свою группу по уровню развития. В группах среднего и, особенно, низкого уровня развития могут происходить подавление и нивелировка личности. Наоборот, в группе высокого уровня развития (коллективе) создаются возможности для разностороннего развития каждой личности. Поэтому педагогически организованный ученический коллектив является эффективным средством воспитания учащихся.

В педагогике изучается «воспитательный коллектив». Детский коллектив характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управляемым явлением. Социальные функции коллектива заключаются в том, что он одновременно является естественной формой социальной жизни растущей личности и фактором ее воспитания. Воспитательная функция коллектива реализуется через регулятивную, организационную, объединяющую, стимулирующую, собственно воспитательную функции (рисунок 37).


Рисунок 37 ‒ Воспитательная функция коллектива


Детская группа первоначально имеет формальную (официальную) структуру, обычно задаваемую взрослыми: учебная группа, кружок, спортивная секция и т. п. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, определяет условия деятельности группы (количество детей, оборудование помещений и т. п.), задает позицию взрослого (учителя, тренера и др.). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в группе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. Общая структура каждого коллектива включает актив (инициативную группу), различные подвижные микрогруппы и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и наоборот. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в коллективе сложно: всегда будет сохраняться избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели и т. п. Важно научить детей терпеливо относиться к особенностям сверстников, быть толерантными, сотрудничать, помогать друг другу и т. п.

По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений коллективы бывают первичными и вторичными. В первичном коллективе наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Более сложный по составу вторичный коллектив состоит из ряда первичных коллективов, постоянных и временных, разновозрастных и одновозрастных, разнообразных по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения и составу (классы, кружки, студии, отряды, команды и др.). Например, общешкольный коллектив – это вторичный коллектив. Основным первичным коллективом в учреждении общего среднего образования является класс (учебная группа).

В классном коллективе существует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная воспитательным целям и задачам, что отражается в официальной структуре класса. Как психологическая общность, класс обладает функционально-ролевой структурой, составом лидеров, определенными психологическим климатом, жизненными нормами и ценностями. Каждый класс имеет свою индивидуальность – уникальную совокупность свойств: сплоченность, организованность, дисциплинированность, эмоциональную атмосферу, характер межличностных отношений и т. д. Разновидностями детских коллективов являются клубные объединения, временные детские коллективы (отряд в лагере отдыха, группа участников туристического похода, исследовательская группа и др.), детские и молодежные объединения и организации.

3. Этапы формирования ученического коллектива

Процесс формирования коллектива достаточно длительный и проходит несколько стадий (этапов) развития. Существуют разные подходы к определению этих этапов. В соответствии с концепцией А. С. Макаренко (по характеру предъявляемых педагогом требований и его позиции) условно выделяют четыре этапа (стадии) становления ученического коллектива (таблица 31).

Таблица 31 ‒ Этапы формирования коллектива

Процесс развития коллектива не является плавным переходом от одного этапа к другому. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня развития. По А. С. Макаренко, «движение вперед – закон жизни детского коллектива».

Иной подход к определению этапов (уровней) развития коллектива предложен психологами А. В. Петровским, Л. И. Уманским. По их мнению, самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. В соответствии с таким подходом группа проходит в своем развитии следующие этапы (уровни): группа-конгломерат, номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, собственно коллектив.

4. Педагогическое руководство формированием ученического коллектива

Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и развивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта деятельность должна быть организована как воспитывающая. Групповой (коллективной) деятельностью называют деятельность, в которой группа выступает как совокупный субъект, т. е. имеет общую цель деятельности, единую по доминанте мотивацию, осмысленно избирает способ и средства деятельности, обсуждает результат деятельности (по Н. Е. Щурковой). Групповая деятельность позволяет создать условия не только для развития личности через реализацию ее способностей, умений, интересов, но и для развития группы через межгрупповое взаимодействие. Деятельность детского коллектива должна быть пронизана элементами игры, красочности, романтики.

Основные профессиональные умения педагога, организующего групповую (коллективную) деятельность: умение четко обозначить цель групповой деятельности; умение мотивировать деятельность детей; умения наполнять ценностным содержанием предметные действия детей, прослеживать взаимоотношения детей в процессе деятельности, оценивать ход и итог групповой работы. В зависимости от степени сформированности коллективных взаимоотношений педагог выполняет роль организатора совместной деятельности детей, участника совместной деятельности детей, консультанта или советчика.

Развитие личных и деловых отношений способствует формированию соответствующих личностных и деловых качеств учащихся. К деловым можно отнести те отношения, которые складываются в основных видах совместной деятельности учащихся: игре, труде, учении и др. Это руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление плана, его обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи.

Главной задачей развития личных отношений является укрепление и обогащение их нравственной основы. При решении этой задачи педагог задает в виде образцов и действенно поддерживает необходимые нормы нравственности (ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь, честность, чувство собственного достоинства, самоуважение и др.), реализуя их в системе личных и деловых отношений учащихся.

В процессе формирования коллектива важно также, чтобы цели развития и жизни детского коллектива ставились четко и увлекательно. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией «завтрашней радости». По сути, это постановка близких, средних и дальних целей. В педагогическом смысле перспектива ‒ это такие цели, задачи, дела, которые отвечают потребностям развития личности, группы детей, соответствуют уровню их развития, возрастным и индивидуальным особенностям. Эти перспективы должны быть увлекательными, личностно и общественно значимыми.

На всех стадиях развития группы до уровня коллектива возникают сплачивающие группу традиции. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают групповые ценности, украшают жизнь группы. Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера – встречи выпускников, День знаний и др.). Управляя формированием детского коллектива, педагог должен соблюдать определенные правила (рисунок 38).


Рисунок 38 ‒ Педагогические правила управления формированием коллектива

5. Семья как воспитательная среда ребенка

Семья – сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, демографии, психологии, медицины, генетики, истории, этнографии и др. Семейная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей в семье и рассматривающая семью в качестве важнейшего института воспитания и социализации. Семейная педагогика изучает также пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

В истории педагогики существовали различные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. Так, в педагогической практике советского периода развивались общественные формы воспитания и принижалась роль семьи в воспитании детей. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) – это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитание есть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.

Семья выполняет ряд функций (рисунок 39).


Рисунок 39 ‒ Функции семьи


Родители и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Современная наука доказала, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Установлено, что у ребенка, оставленного родителями, снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие. Особая значимость семейного воспитания обусловлена глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания (оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям); постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день; наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. Воспитательная функция семьи многоаспектна (таблица 32).

Таблица 32 − Многоаспектность воспитательной функции семьи

Воспитательная функция семьи
Первый аспект включает собственно воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей и др. Второй аспект заключается в воспитательном воздействии семьи на каждого члена семьи в течение всей его жизни Третий аспект состоит в постоянном влиянии детей на родителей или других членов семьи, побуждающем их к самовоспитанию

Семейное воспитание – сложная система, на которую оказывает влияние множество факторов. Выделяют четыре основные группы факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.

1. Социально-культурные факторы: гражданская позиция, духовное единство семьи, ее трудовой характер; ответственность родителей за воспитание детей, выполнение функций материнства и отцовства; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи; микроклимат семьи, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей и детей, уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста, практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

2. Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе.

3. Технико-гигиенические факторы характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи.

4. Демографический фактор: структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и др.) также определяют особенности воспитания.

К внешним факторам семейного воспитания относят следующие факторы (В. В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. В настоящее время государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи и охрану прав материнства и детства.

Вышесказанное позволяет обосновать основные цели и задачи семейного воспитания.

• Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка.

• Создание наиболее благоприятных условий для разностороннего (физического, интеллектуального, социального и духовного) развития.

• Воспитание у детей основ базовой культуры, всех ее компонентов (нравственной, эстетической культуры и др.).

• Формирование у детей практических умений и навыков, в том числе самообслуживания, помощи старшим членам семьи.

• Воспитание положительной я-концепции, чувства собственного достоинства, ценности «Я».

Исследователи проблем семейного воспитания (Т. А. Куликова, В. В. Чечет и др.) выделили его принципы: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальную направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку; запрещение физических, а также морально унижающих ребенка наказаний.

Содержанием семейного воспитания, так же как и содержанием воспитания в учреждениях образования, являются ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха), семейные традиции и др.

6. Типы семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания

В психолого-педагогической литературе выделяют разные типы семей (рисунок 40).


Рисунок 40 – Типология семей


Особенностями сельской семьи являются размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, социальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А. В. Мудрик и др.) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. В городах характер общения старшего и младшего поколений изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т. п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Нередко молодые семьи живут с родителями. Неполная семья – семья с одним родителем – также довольно распространенное явление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

В семье практически любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике выделяют следующие типы неправильного воспитания в семье (таблица 33).

Таблица 33 – Типы неправильного семейного воспитания


п/п
Тип неправильного (ошибочного) воспитания Краткая характеристика
1. Безнадзорность, бесконтрольность (гипоопека) Встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувства обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нарушениям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка
2. Гиперопека Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат такого воспитания – нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом возрасте это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?»). В этом случае подросток может специально нарушать запреты, убегать из дома и т. п.
3. «Кумир семьи» Разновидность гиперопеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена ребенку (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая забота о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Он не находит понимания и в группе сверстников. Переживание этих трудностей приводит к возникновению истероидной акцентуации характера. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует особое отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого
4. «Золушка» Реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и проч.) достается другим членам семьи, взрослым или детям. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым
5. «Жесткое воспитание» За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания. Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество, угодничество и другие личностные и поведенческие нарушения развития
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности С малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких людей

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля семейных отношений (таблица 34).

Таблица 34 – Стили семейных отношений

7. Направления и формы взаимодействия учреждений общего среднего образования
с родителями учащихся

При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка; в младшем школьном возрасте семья, доминируя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии познавательной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой учреждений образования, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. С учреждением общего среднего образования семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с родителями или другими законными представителями (усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание условий для полноценного развития и воспитания, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия учреждений общего среднего образования, классных руководителей с родителями учащихся.

• Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним, недопустимость нравоучительного, категоричного тона в общении с родителями учащихся.

• Забота о развитии учащегося – цель, мотив и содержание общения классного руководителя и родителей.

• Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества учащегося, сильные стороны семейного воспитания.

• Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

• Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционно-воспитательной работы.

Содержание работы педагогов с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры; вовлечение родителей в образовательный процесс; участие родителей в управлении учреждением образования. Каждое из указанных направлений реализуется через систему видов и форм деятельности (таблица 35).

Таблица 35 ‒ Направления и формы взаимодействия учреждений образования и семьи в воспитании учащихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в образовательный процесс Участие родителей в управлении учреждением образования
«Родительский университет».
Лекции, семинары, практикумы.
Конференции.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Индивидуальные и тематические консультации.
Творческие группы, группы по интересам.
Родительские собрания.
Тренинги
Дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Организация кружков, секций, клубов.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Помощь в укреплении материально-технической базы класса и учреждения образования.
Шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям.
Родительский патруль во время проведения вечеров отдыха
Участие в работе родительского комитета и его комиссий.
Участие в работе совета учреждения образования

Охарактеризуем наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание – такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи и школы, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они обычно посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и др. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей в результате наблюдения за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему для более глубокого понимания проблем ученика сведения. Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах, способностях, дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т. п. Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, например: руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов.

Родительский комитет класса является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в образовательный процесс и управление учреждением образования.

В настоящее время в учреждениях общего среднего образования реализуется республиканский проект «Родительский университет», целью которого являются повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. В рамках проекта в учреждениях образования проводится система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций. Занятия с родителями организуются один раз в четверть по программе проекта «Родительский университет». Тематика занятий составлена на основе образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник». Данной программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум, семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование, анализ ситуаций и др. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции, консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., а также блогов, групп в соцсетях, мессенджеров и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите компоненты информационно-образовательной среды учреждения образования. Обоснуйте значение ИОС как фактора формирования личности учащихся.

2. Охарактеризуйте группы высокого и низкого уровней развития. Определите понятие «коллектив».

3. Каковы функции и возможная структура ученической группы? Чем отличаются ее формальная и неформальная структуры?

4. Раскройте содержание этапов развития ученического коллектива в зависимости от характера предъявляемых педагогом требований и его позиции.

5. Охарактеризуйте содержание и методические аспекты педагогического руководства процессом формирования ученического коллектива.

6. Определите понятие «семейное воспитание». Назовите основные функции семьи, внутренние и внешние факторы семейного воспитания.

7. Какие типы семей выделяют в психолого-педагогической литературе? Каковы особенности их влияния на ребенка?

8. Дайте краткую характеристику типичных ошибок семейного воспитания. Назовите пути их предупреждения.

9. Определите направления, формы и методы взаимодействия учреждения общего среднего образования с родителями учащихся.

Рекомендуемая литература

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. – М. : КНОРУС, 2022. – 402 с.

2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. – М. : Пед. о-во России, 2002. – С. 173–209, 217–224, 439–454.

3. Родительский университет [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://adu.by/ru/component/content/category/roditelyam/roditelskij-universitet.html?Itemid=101. ‒ Дата доступа: 29.08.2023.

4. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высш. образования специальностей профиля А Педагогика / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2013. – 576 с.

6. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с.