ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тема 5. Подведомственность гражданских дел судам

1. Понятие и виды подведомственности.

2. Общие правила подведомственности суду гражданских дел.

3. Подведомственность дел третейским судам.

4. Споры о подведомственности.

 

1. Понятие и виды подведомственности.

В науке гражданского процессуального права подведомственность определяется как круг юридических дел рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа [108, с. 105].

Под судебной подведомственностью понимаются дела, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В теории гражданского процессуального права выделяют виды подведомственности в зависимости от:

а) органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных споров:

-подведомственность дел судам общей юрисдикции;

- подведомственность дел административным органам;

- подведомственность дел третейским судам и т.д.

б) характера дел, подлежащих рассмотрению в суде:

- дела искового производства;

- дела, возникающие из административно-правовых отношений;

- дела особого производства;

- дела приказного производства;

- другие дела, отнесенные законодательством к компетенции судов.

в) характера норм, регулирующих подведомственность:

- общую;

- специальную.

г) от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел:

- единичную;

- множественную (альтернативную, договорную, императивную, условную).

 

2. Общие правила подведомственности суду гражданских дел.

Статья 37ГПК к подведомственности судов относит следующие дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в статье 335 ГПК, а именно дела:

- по жалобам на действия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата (далее, если не указано иное, – комиссия), а также на решение органов, образовавших соответствующую комиссию, в случаях, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

- по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

- по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц;

- по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

- иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

4) особого производства, перечисленные в статье 361 ГПК, а именно дела:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

- о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

- об ограничении гражданина в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх;

- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

- о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

- о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы;

- о признании наследства выморочным;

- о восстановлении прав по документам на предъявителя;

- о принудительной госпитализации и лечении граждан, продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан;

- об усыновлении ребенка;

- о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь , о переводе несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока, а также о помещении несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних, о продлении срока нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, об освобождении несовершеннолетних из приемников-распределителей для несовершеннолетних;

- о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий, продлении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, сокращении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории.

5) приказного производства, перечисленные в статье 394 ГПК, а именно:

- требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке, за исключением нотариально удостоверенной сделки, на основании которой возникает обязательство по уплате денежных средств;

- заявленные требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно не связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимостью привлечения третьих лиц для участия в деле;

- заявленные требования о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, неработающего либо работающего, но не в полном объеме в течение шести месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы. В случаях, когда место жительства (место пребывания) данного лица неизвестно, взыскание с него таких расходов осуществляется в порядке искового производства;

- требования, основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

При этом судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции.

Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало ему неподведомственно.

При предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если иное не предусмотрено актами законодательства (ст. 38 ГПК ).

Таким образом, критериями разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и иным государственным органам либо организациям являются:

а) спорность, либо бесспорность правоотношения;

б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование;

в) субъектный состав спорного правоотношения;

г) наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.

 

3. Подведомственность дел третейским судам.

Третейский суд - это организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. « О третейских судах »).

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. « О третейских судах » обязательным условием принятия третейским судом дела к своему производству является заключение сторонами третейского соглашения. Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки – отдельного положения, содержащегося в договоре.

Третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого.

Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.

Таким образом, первым критерием отнесения спора к подведомственности третейского суда, является наличие заключенного между сторонами письменного третейского соглашения.

Второй критерий определен ст. 19 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. « О третейских судах », согласно которой третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением:

1) споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения;

2) споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

 

4. Споры о подведомственности.

Согласно ст. 40 ГПК подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится.

Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало ему неподведомственно (ч. 1 ст. 38 ГПК).

При предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства (ч. 2 ст. 38 ГПК).

Следовательно, закон закрепляет приоритет суда общей юрисдикции перед иными государственными органами либо организациями в случае коллизии их компетенции по рассмотрению связанных между собой требований.

Вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом (ст. 41 ГПК).