Соблюдайте требования к оформлению текстов:
- текстовый редактор – MSWord;
- шрифт – TimesNewRoman, размер – 14 пт;
- выравнивание по ширине, автоматическая расстановка переносов;
- межстрочный интервал – одинарный;
- абзацный отступ – 1,25;
- цитаты заключаются в « »; значение слова – в ‘ ’;
- иллюстративный материал выделяется нежирным курсивом, акцент делается жирным курсивом;
- название текста набирается прописными полужирными буквами (выравнивание посередине), через строку – текст;
ссылки на источники в тексте заключаются в квадратные скобки [1, с. 8].
Текст 1
Новый год в Зимнем саду
Каждый из нас в предверии праздника верит в чудеса. Одно из таких чудес произошло недавно в «Зимнем саду». Два дня – 26 и 27 декабря 2012 года для маленьких посетителей - детей младшего и среднего возраста проводилась Новогодняя акция. В ее организации и проведении участвовали не только сотрудники межфакультетского Центра экологии и природоведения, но и студенты-волонтеры биологического, географического, психолого-педагогического факультета и факультета иностранных языков. Основная цель этого костюмированного представления расширить экологические знания и раскрыть творческий потенциал не только школьников, но и организаторов – студентов и сотрудников университета.
В ходе данного мероприятия посетители попадали в тропическое лето, где их встречали Снегурочка и Дед Жара. И вот именно с этого момента начинались приключения. Первым этапом необходимо было выяснить, где же настоящий Дед Мороз, найти ёлку и мешок с подарками. Баба-Яга перевоплотилась в положительного героя и убедила детей, что вырубка елок для Нового года истребляет ее лес. Студенты в театрализованых костюмах сказочных героев проводили интер-активное общение с посетителями, в ходе которого и выяснилось, что мешёк с подарками и призами украл кровожадный пират Джек-Воробей, и чтобы их вернуть, необходимо поучавствовать в викторине, вопросы в которой были не только на родном языке, но и на английском языке от прилетевшей на зонтике Мери Поппинс.
После этого школьникам была предоставлена возможность самим выступить на сцене. Маленькие посетители рассказывали стихи и пели песни, в которых обязательно должны упоминаться животные и растения. Участники викторины, набравшие наибольшее количество баллов, получили в подарок от Деда Мороза и от Деда Жары экзотические растения из Зимнего сада, которые наверняка ещё долгое время будут напоминать об этом дне.
После представления дети долго еще не хотели уходить и с удовольствием фотографировались со сказочными персонажами. Ни один ребенок, посетивший в эти предпраздничные дни «Зимний сад», не остался без внимания.
Пусть Новый год принесет нам новые открытия и подарит теплоту человеческого общения!
С Наступающим!
Межфакультетский Центр экологии и природоведения
Текст 2
Футбол
Третье воскресенье сентября, не прошло мимо, для тех, кто живет –футболом! И вновь наши команды: «Спортфак», «Промтехника - БрГУ» в стремлении к новой лиге, уверенно шагают вперед!!!
Команда «первооткрывателей» в это раз встретилась с командой «Интернационалист», которые по праву заслуживают уважения, если не в качестве метров футбола, то как представителей ветеранов Афганистана.
Просвистел свисток арбитра, и в считанные минуты счет был открыт, в исполнении Денищика Дмитрия, с подачи Пицык Егора. 21 номер (Пицык Егор), в стремлении активной игры, вновь порадовал болельщиков. Киптюха Михаил, не долго выступал в роли защитника, и здесь 4:0. Дважды отметился – Кустинский Антон приблизив счет в пользу воскресной семерки. Желтый свет загорался неоднократно, что заставило, команду быть осторожнее.
Тимашук Павел, поставил точку, в упорном сопротивлении «Интернационалиста». Игра порадовала счетом 7:0. Желание услышать от капитана, Тимашука Павла, мнение о проведенной игре, переполняло. На вопрос : «Как вы оцениваете сегодняшнюю игру?», ответ был весьма не одназначен: « Выигрывать всегда приятно, но ошибки нас не минули, я думаю каждый из нас, взял что-то, в том числе и победу. Но «Спортфак» - это впервую очередь часть университета! Наша задача: примкнуть к новой лиге.»
«Промтехника - БрГУ», в координально измененном составе, встретилась с «Термо-Брест". Органично влились в команду, представители первого курса: Тхагалегов Алексей, Король Александр. Голкипер: Мещанинов Алексей (физический факультет), своими нестандартными действиями ставил в тупик соперника.
В грамотной комбинации Тхагалегов – Пышинский было положено начало борьбы. Король Александр не остался в стороне, что доказал новым счетом (2:0).
Пышинский Алексей, поражал, своим безудержным стремлением пробиться, через арматуру соперника. И уже на …? .минуте голова вратаря «Термо-Брест», не выстояла, и словила пулю (3:0). Пышинский, словно за троих отстаивал позицию, за чистый счет, страхуя голкипера.
Неосторожность Лукьянчика Романа в защите, порадовала соперников зачетным пинальти (3:1). Основными комментариями, которыми характеризовала «Промтехника - БрГУ» свою игру: «Мы получили истинное удовольствие, нам удалось контролировать мяч, диктовать игру!»
Команда, должна отдать честь своему голкиперу Мещанинову Алексею, не только за безупречную игру, но и за обзор, он словно командир дивизии следил за обстановкой, отдавая приказы…
И вновь, две победы!
Текст 3
24-26 января 2017 года делегация нашего университета приняла участие в республиканском спортивно-художественном празднике «Молодёжь – надежда и будущее Беларуси», который прошел на базе учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия». Всего на праздник было приглашено 19 вузов и «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия».
В программе праздника были включены такие мероприятия:
- выставка проектов гражданско-патриотической направленности молодёжных инициатив в рамках республиканской патриотической акции «Я – гражданин Беларуси», где наш университет представил 32 проекта и 10 видеороликов по данной тематике;
- круглые столы: «Традиционные и инновационные формы деятельности общественных объединений и студенческого самоуправления в учреждениях высшего образования», «Студенческий спорт – здоровая нация», «Досуг и вторичная занятость студенческой молодёжи», в которых приняли участие Терентьева Ольга (студентка 4 курса и председатель студенческого самоуправления математического факультета, член Совета университета) и Ковенко Павел (студент 4 курса математического факультета, лучший командир студенческого отряда в третьем трудовом семестре «Лето-2017»);
- спортивные соревнования по лыжным гонкам, где университет представили и были отмеченны сертификатами студентка 2 курса юридического факультета Хвисько Дарья и студент 4 курса факультета физического воспитания Арсеньев Семён,
- соревнования по плаванию (Васильев Дмитрий, студент 1 курса математического факультета, занял в личном зачете 4-е место и Совенко Екатерина, студентка 1 курса факультета физического воспитания – 5-е место).
Завершилась программа праздника марафоном творческих коллективов и индивидуальных исполнителей учреждений высшего образования «Наши таланты – тебе, Беларусь!», где сердца всех зрителей покорило своим мастерством трио акордеонистов «Восторг» (студенты психолого-педагогического факультета Артём Михайлов, Марина Савицкая и Станислав Стацук).
По итогам праздника университет был награжден сертификатом Министерства образования Республики Беларусь.
Текст 4
18 декабря 2018 года центром студотрядовского движения стал ТЦ «Столица».
В республиканском закрытии третьего трудового семестра «Лето 2018» и торжественой церемонии награждения победителей республиканского конкурса «Трудовой семестр» на лучший студенческий отряд и лучшую организацию, принимающую студенческий отряд приняли участие, в составе Брестской областной делегации, студенты нашего университета: командиры строительных отрядов Сушкевич Ольга (физический факультет), ПиВень Виктория (юридический факультет), командиры и комиссары педагогических отрядов Стацука Виктория и Черных Светлана (филологический факультет), Иванова Татьяна и Филимонова Анастасия (психолого-педагогический факультет).
В рамках всего мероприятия была организована работа выставок-презентаций Минского городского и областных штабов студенческих отрядов ОО «БРСМ». Студотрядовский праздник, который начался с конкурсной программы «Собери студента в студотряд» завершился акцией «Мы строим Беларусь вместе», в ходе которой прошли соревнования по сбору огромной стилизованой карты Беларуси размером 3,5м х 3м, состоящей из небольших мазаик, что стало символом слаженой профессиональной работы талантливой и трудолюбивой белорусской молодежи.
По результатам республиканского конкурса Штаб трудовых дел БрГУ имени А.С.Пушкина был отмечен Благодарностью Центрального комитета ОО «БРСМ».
ПО ОО «БРСМ»
Текст 5
21 апреля Брест посетили участники Международного автопробега «Дорогами Победы», посвященного 67-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Автопробег стартовал 3 апреля в городе-герое Севастополе. Его участники (5 международных экипажей – 15 человек) планируют проехать 16 тысяч километров по маршруту, символически соединяющему города-Герои, города воинской славы и города, награжденные Орденом отечественной войны 1 степени, расположенные на территории Украины, Республики Беларусь и Российской Федерации.
Участие во встрече с представителями автопробега приняли и члены первичной организации БРСМ университета.
Вместе с гостями нашего города они развернули на территории мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» увеличенную копию Знамени Победы (10 х 20 метров), возложили цветы к «Вечному огню», посетили музей обороны Брестской крепости, а также встретились с руководством области и города.
Текст 6
Спешите полюбоваться!
В «Зимний сад» университета… прилетели тропические бабочки!
Argema mimosae из Сем. Павлиноглазок (Saturniidae)
Эта ночная бабочка обитает во влажных тропических лесах Центральной Африки.
Размах крыльев достигает 100—140 мм. Самки крупнее и массивнее самцов.
Окраска крыльев ярко-жёлто-зеленая. На каждом крыле расположено по одному крупному «глазку» коричневого цвета, с чёрной точкой в центре. Вершины крыльев с буро-чёрным пятном, а по краям проходит красновато-коричневый волнистый узор.
Характерной особенностью является наличие у нижних крыльев длинных хвостиков. Усики крупные, перистые. Брюшко самки крупное, бочкообразное.
Ротовые органы редуцированы, бабочки не питаются и живут за счёт питательных веществ накопленных в стадии гусеницы. Жители племени зулусы из Центральной Африки, изготовляют из коконов бабочки сандалии. В Кении бабочку разводят не фермах и продают коконы в «живые сады бабочек» и оранжереи по всему миру. Сухие бабочки используются для изготовления сувениров. Бабочек этого вида летом можно разводить в условиях Беларуси. Гусениц можно кормить листьями сумаха и скумпии. Они не терпят скученности, предпочитает теплые и влажные условия.
Статья в сайт.
Текст 7
К нам в оранжерею прилетели красные и солдатские ары.
Наконец осуществлён долгожданный проект в оранжерее «Зимний сад» Брестского педуниверситета – 19 июля 2012 г. в просторный вольер помещены две пары южноамериканских попугаев: малый солдатский ара и красный ара или ара макао. Заселению предшествовала невидимая, на первый взгляд и мало кем объективно оценённая ежедневная кропотливая работа. В ней были задействованы около ста специалистов разных направлений и подключены десятки организаций, предприятий различной формы собственности, а так же госучреждения и госструктуры. Возникшая и предложенная идея формировалась, шлифовалась, сопровождалась конкретными действиями и работой с момента открытия оранжереи «Зимний сад» двумя фанатами своих направлений, неоднократно подвергалась критике и отклонялась со стороны административных структур и конкретных должностных лиц.
Проект преследовал цель - получить более оптимальное, гармоничное представление зоны тропиков; и вот, теперь секции тропиков и субтропиков как бы приобрели натуральный облик, ожили, оглашаемые изредка утренними и вечерними криками их естественных обитателей – ар. Птицы весьма эффектные своим необычным красочным оперением в лучах восходящего солнца не могут оставить безразличным любого посетителя.
Поиск птиц осуществлялся по всей территории Беларуси, а также в России. Одним из вариантов приобретения был частный Краснодарский зоопарк «Сафари парк», однако ситуация с экономическим кризисом предположила дальнейшие проработки. Осуществлялся официальный запрос по птицам и в посольство Беларуси в Венесуэле. Благодаря отлаженным и профессиональным контактам с орнитологами и заводчиками птиц в Беларуси и России определился Московский зоопарк. В этом известном зоопарке в течение ряда лет удавалось неоднократно получать потомство от редких попугаев –– красных ара и малых солдатских ара.
При содействии Корсунова Г.А., кандидата политических наук, главного советника референтуры Президента Российской Федерации, и ко всему, охотного посетителя оранжереи «Зимний сад», а также встречном понимании сути реализации проекта директором Московского зоопарка Спицыным В.В. была достигнута договорённость о дарении двух пар ар и десяти розовощёких неразлучников.
Красные и малые солдатские ары входят в число 17 видов ар, обитающих в настоящее время на нашей планете. Оба вида занесены в международную Красную Книгу.
Ареал обитания ары макао: восток Панамы, на севере пересекает Центральную Америку и с северо-востока Колумбии через долину Магдалены восточных Анд распространяется на восток Колумбии, Венесуэлы, Гайаны, Суринама, Французской Гвианы и южнее пересекает Эквадор, Перу, Бразилию в штате Мату Гроссу и Санта-Круз в Боливии, дождевые леса, открытые лесистые местности и лесистые саванны в тропической области на высоте 1000 м над уровнем моря. В Центральной Америке также населяет засушливые долины и холмистые территории тихоокеанского побережья в той же степени, что и лесные районы с колючей растительностью и окультуренные ландшафты с вкраплениями леса.
Красный ара довольно обычен на территории первичных лесов, однако все же не так, как сине-желтый ара и зеленокрылый ара. Красные ара обычно живут парами, семейными кланами или небольшими стайками – до 20- 30 птиц. К настоящему времени исчез из большинства мест своего обитания, особенно в Центральной Америке. Причины такого положения: ухудшение экологии, поимка птиц с целью продажи, охота. Продолжительность жизни около 60-80 лет.
Ареал обитания малого солдатского ары: Мексика, Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Боливия, Аргентина, Коста-Рика, Гондурас, Панама, Перу. Среда обитания: каньонный лес, сухой тропический лес, сосновый и дубовый лес, горные долины, субальпийские луга, группы деревьев около воды, возвышенности до 800-2500 м. над уровнем моря. Влажных тропических лесов малый солдатский ара избегает. Продолжительность жизни около 40 лет.
Особую озабоченность вызывает положение с состоянием этого вида в Мексике, где численность в природе составляет всего около 400 птиц.
В питании обоих видов представлены разнообразные орехи, фрукты, овощи, ягоды, разнообразные семена злаковых, комбинированные каши, молодые сочные побеги и листья растений, свежие ветки, необходимы минеральные добавки.
Наши птицы являются молодыми, а также доращивались до самостоятельного возраста человеком, и поэтому требуют определённого внимания и контактов со стороны ухаживающего специалиста. В десяти дневном возрасте им надеты специальные номерные кольца.
Перевозка птиц из Москвы и смена условий содержания, обстановки требуют постоянного наблюдения за ними специалиста и ограниченных контактов со стороны людей, определённого времени для их полной адаптации и реабилитации. Cледует учесть, что сейчас попугаи находятся в состоянии линьки, сложного биологического процесса организма и состоят на карантине. Формирование нового оперения требует соответствующих кормовых комбинаций и обогащённого витаминами питания. Для обеспечения безопасности состояния здоровья и содержания птиц ограничен доступ посетителей.
Вы имеете уникальную возможность созерцать таких редких птиц (этих видов попугаев практически нет в зоопарках Республики), наблюдать за их поведением в довольно просторном вольере, в окружении тропической растительности, слышать живые звуки тропической природы, наблюдать за процессом кормления и общения со смотрителем попугаев, элементами забавного, игривого и даже интеллектуального поведения, получить представление – насколько красочен и разнообразен мир птиц, получить консультации по особенностям содержания попугаев в неволе.
Текст 8
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛЕКСИКА» В 5-ОМ КЛАССЕ
Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика русского языка состоит более чем из полумиллиона слов. По социальному употреблению, происхождению (этимологии) и функциональной направлености лексика членится на пласты, между которыми нет жестких границ. Все социальные – экономические и политические, общественные и индивидуальные, временные и териториальные, культурные и др. преобразования в жизни общества реализуются лексикой языка [6].
Слово лексика происходит от греческого прилагательного lexikos, т. е. словарный, словесный, и обозначает словарный состав, совокупность слов. Лексикой называют и словарный состав языка. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией.
Методика лексики в настоящее время приобрела права самостоятельной области методики преподавания русского языка потому что она имеет свои цели и свой предмет обучения, свое содержание – систему лексических и фразеологических понятий и учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений, свои методы обучения и свои методы научно-исследовательского процесса овладения понятиями лексики [1].
Изучение лексики в школе имеет практическую направленность, поэтому большое внимание уделено разработке типологии упражнений, направленных на закрепление полученных знаний и формирование учебноязыковых лексикологических умений [1].
Традиционно раздел «Лексика» рассматриваются и изучаются в среднем звене школьного образования в 5 классе. Изучение лексики и фразеологии и фразеологических оборотов тесно связано с вопросами обогащения словарного запаса, а изучение разных пластов лекстики в школе – это одно из средств повышения культуры речи учащихся.
Усвоение лексики – постепенный, длительный процесс, поэтому сегодня проблема преподавания лексики и процесс работы над лексикой на уроках русского языка приобретает особую актуальность.
Общими вопросам преподавания лексики в школьном курсе русского языка средней школы занимались М.Т. Баранов «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка», И.А. Салтанова «Изучение лексики в средней школе на основе использования краеведческого материала», А. М. Юсупова «Роль способов семантизации лексики в методике преподавания русского языка в национальной школе» и др. Непосредственно методике использования игровых заданий на уроках русского языка посвящены работы М.В. Ерошкиной «Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов», Е.В. Сидоровой «Нетрадиционные упражнения на уроке русского языка», Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка», Т.Г. Рик «Игры на уроках русского языка» и «Чудеса в 5 «А», О.Ю. Шкатовой «Игровые задания на уроках русского языка» и др.
Слово –– основной элемент языка. Из слов складываются словосочетания, а из словосочетаний – предложения. Н.М. Шанский выделяет основные признаки слова как лингвистической единицы (во всей своей совокупности свойственными лишь классическим словам) являются следующие: 1) фонетическая оформленность; 2) семантическая валентность; 3) непроницаемость; 4) недвуударность; 5) лексико-грамматическая отнесенность; 6) постоянство звучания и значения; 7) воспроизводимость; 8) цельность и единооформленность; 9) преимущественное употребление в сочетаниях слов; 10) изолируемость; 11) номинативность; 12) фразеологичность [7]. Из слов состоит лексика языка. Следовательно, изучение лексики – это изучение словарного запаса языка как в общем, так и в частности.
Работе над словом – объектом изучения лексики и основным элементом языка – должно уделяться особое внимание в системе занятий по русскому языку. Кроме того, появляется возможность изучение различных разделов курса русского языка на лексической основе, что создает благоприятные условия для раскрытия органической связи лексики с различными уровнями языка на практике. Так в процессе выполнения систематических упражнений (лексико-орфографических, лексико-грамматических, лексико-стилистических) обеспечивается с одной стороны усвоение орфографических правил, грамматических и стилистических знаний, с другой – закрепление лексического материала.
Знакомство учащихся с системой лексикологических понятий способствует упорядочению изучаемого практического материала, развитию умения правильно использовать лексические средства в речевом общении, а также расширяет представления о языке как системе взаимосвязанных явлений. Таким образом, методика преподавания лексики – особый раздел методик преподавания языка.
При изучении лексики формируются лексикологические умения. Учащиеся должны уметь: 1) отличать лексическое значение от грамматического; 2) толковать лексическое значения известных слов; 3) определять, в каком значении употреблены слова в контексте; 4) находить в контексте изученные лексические явления; 5) подбирать изученные лексические явления; 6) группировать изученные лексические явления; 7) пользоваться различными типами словарей [1].
Игра –– самое любимое, самое естественное занятие детей [3]. Игра – верный помощник учителя в этом. Играя, учитель сможет установить хорошие, добрые отношения с классом. Несомненно, поднимется авторитет учителя, способного понять своих учеников, посмеяться и пошутить вместе с ними [5].
Исходя из материалов учебной программы, можно отметить, что лексические понятия, изучаемые в разделе «Лексика и фразеология», составляют 3 группы:
1. Понятия отражающие лексические значения слов и смысловые связи слов: а) однозначные и многозначные слова; б) прямое и переносное значение слов; в) синонимы, антонимы, омонимы и паронимы; г) тематические группы слов.
2. Понятия связанные с употреблением слова в разных сферах применения языка: а) общеупотребительные слова; б) диалектные слова; в) термины и профессиональные слова.
3. Понятия, связанные с развитием словарного состава русского языка: а) исконно русские и заимствованные слова; б) устаревшие слова (архаизмы и историзмы); в) неологизмы.
Усвоение материала эффективнее, если оно проводится в форме игры. Во-первых, дети увлечены процессом игры, они не отвлекаются, вовторых игра всегда приносит в класс положительные эмоции, и, соответственно, знания, полученные через игру, оказываются гораздо прочнее. Возникший интерес к уроку переходит в интерес к предмету в целом [4]. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала. Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации [2].
Таким образом, использование игровых технологий на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5 классе повышают активность учеников, развивают интерес к русскому языку, желание узнать новое. Использование игровых приемов позволяет разнообразить учебную деятельность, удовлетворять естественную тягу детей к играм. А игра как известно, носит и воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер. Преподаватель, который любит свою работу обязательно найдёт время для создания и составления новых интересных упражнений для своих учеников, тем самым повышая эффективность их обучения и облегчая для них усвоение нового материала.
Результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школах, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания русского языка в вузах и на курсах повышения квалификации учителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М. Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988. – 191с.
2. Ерошкина, М. В. Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9 классов [Электронный ресурс] / М. В. Ерошкина. – Режим доступа : https://urok.1sept.ru/% B8/572501/.
3. Петрановская, Л. Игры на уроках русского языка / Л. Петрановская. – М. : МИРОС-МАИК «Наука/Интерпереодика», 2000. – 144 с.
4. Рик, Т. Г. Игры на уроках русского языка / Т. Г. Рик. – М. : ВАКО, 2016.
5. Рик, Т. Г. Чудеса в 5 «А» / Т. Г. Рик. – М. : ООО «Априори-ПРЕСС», 2008. – 192 с.
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : в 2 ч. Ч. 1 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина [и др.] ; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2008. – 480 с.
7. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 312 с.