Содержание учебного материала

Учебно-методическая карта дисциплины

 

содержание учебного материала

Введение

Понятие информационных сетей. Варианты классификации компьютерных сетей. Основные сервера (службы) в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Раздел 1. Сетевые операционные системы

Принципы функционирования ПК и сетевых операционных систем. Домены и доменные отношения. Распределение ресурсов. Конфигурация ПК для работы в сети.

Раздел 2. Сетевые модели и протоколы

Многоуровневый подход к построению сети. Модели OSI и DOD. Понятие сетевого протокола. Интерфейсы и службы. Стандартные стеки протоколов.

Раздел 3. Технологии физического уровня

Физические технологии (шина, звезда, кольцо, смешанные технологии). Характеристика линий связи. Среда передачи данных (коаксиальный кабель, витая пара, оптоволоконный кабель, беспроводные сети). Структурированная кабельная система. Оборудование физического уровня.

Раздел 4. Канальный уровень модели OSI

Основные характеристики методов передачи (протоколов) канального уровня (асинхронный/синхронный, симвоьно/бит ориентированные, с установлением соединения/дейтаграммный, с обнаружением искажений и потерянных данных, с восстановлением искаженных и потерянных данных). Протоколы канального уровня.

Раздел 5. Базовые технологии локальных сетей

Технология Ethernet. Классы сетей Ethernet. Метод доступа CSMA/CD. Производительность сети Ethernet. Высокоскоростные технологии сети Ethernet.

Компьютерные технологии Token Ring и FDDI, Структура сетей Token Ring и FDDI. Маркерный метод доступа Token Ring. Управление кольцом Token Ring. Особенности метода FDDI. Отказоустойчивость технологии FDDI.

Логическая структуризация LAN. Мосты и коммутаторы. Технологии коммутации (коммутационная матрица, общая шина, разделяемая память). Функции коммутаторов (поддержка алгоритма Spanning Tree, управление потоками при перегрузках). Каскадирование, использование транковых портов, стекирование. Виртуальные локальные сети. 

Раздел 6. Составные сети на основе стека TCP/IP

Протоколы межсетевого взаимодействия. IP адресация. Классы IP адресов. Маска сети. Сети о подсети. Протокол IP Протоколы разрешения адресов в сети. Технологии NAT и NAPT. Протокол IPv6.

Маршрутизация в сетях. Статическая маршрутизация. Таблицы маршрутизации. Алгоритмы динамической маршрутизации. Понятие автономной системы. Внешние и внутренние протоколы маршрутизации. Обзор протоколов маршрутизации. Основные характеристики протоколов RIP, OSPF, IGRP, EGR, BGR.

Раздел 7. Транспортный уровень модели OSI

Протоколы транспортного уровня (TCP и UDP). Протокол TCP, управление соединением, формат сегмента, обеспечение гарантированной передачи данных. Понятие сокета.

Раздел 8. Прикладной уровень модели OSI

Архитектура прикладных протоколов Internet. Система доменных имен. Протокол DNS. Протоколы передачи файлов FTP, TFTP, NFS, Электронная почта: архитектура, сервисы, протоколы. Протокол HTTP в WWW технологии. Управление сетями. SNMP-модель.

Раздел 9. Глобальные сети

Технологии подключения к глобальным сетям. Протоколы канального уровня. Технологии последней мили. Технология ADSL и ISDN. Сети с коммутацией пакетов (сети Frame Relay).

Раздел 10. Основы безопасности компьютерных сетей

Сетевые угрозы. Политика безопасности.

Информационно-методическая часть

 

Литература

Основная

1. Зимянин, Л.Ф. Компьютерные сети. Курс лекций / Л.Ф. Зимянин – Мн. : БГУ, 2006. 335 с.

2. Таненбаум, Э. Компьютерные сети / Э. Таненбаум, Д. Уэзеролл. – СПб. : Питер., 2019. – 960 с. купить

3. Олифер, В.Г. Компьютерные сети. Принципы протоколы, технологии: Учебник для вузов. / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер.  4-е изд.. СПб. : Питер. – 2012. – 958 с.

4. Гук, М. Аппартаные средства локальных сетей / М. Гук – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 576 с.

5. Остерлох, Х TCP/IP. Семейство протоколов передачи данных / Х. Остерлох. – М. : Diasoft, 2002. 567 c.

6. Столингс, В. Современные компьютерные сети / В. Столингс – СПб. : Питер, 2003. – 784 с.

 

Дополнительная

1. LAN. Журнал сетевых решений. – М.: Открытые системы – Адрес в Интернете: www.osp.ru/lan.

2. Windows&.NET Magazine. – М.: Открытые системы – Адрес в Интернете: www.osp.ru/win2000.

3. Computerworld. – М.: Открытые системы – Адрес в Интернете: www.osp.ru/cw.

4. Сети. – М.: Открытые системы – Адрес в Интернете: www.osp.ru/nets.

5. Сетевые решения/ Учр. ООО «Нестор». – Мн.: Нестор – Адрес в Интернете: www.nestor.minsk.by/sr.

6. Блэк, О. Сети ЭВМ: протоколы, стандарты, интерфейсы. / O. Блэк – М.: Мир, 1990.

7. Компьютерные сети. Учебный курс /Пер. с англ. – М. Русская редакция ТОО «Chanel Tradiny LTD», 1997

8. Козинский, А.А.  Методика изучения сетевых технологий в системе повышения квалификации учителей информатики: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. / А.А. Козинский  Минск, 2004. – 20 с.

9. Козинский, А.А. Методика использования сетевых технологий в школе: Пособие для методиста. / А.А. Козинский  – Брест: ОИПКиПРРиСО, 2002. – 134 с.

10. Материалы сервера Центра Информационных технологий. www.citforum.ru.

11. Столингс, В Основы защиты сетей / В. Столингс – М. : Вильямс, 2002. – 429 с.

12. Фейт, С. TCP/IP. Архитектура, протокоы и реализации (включая IP версии 6 и IP Security) / С. Фейт М. : Лори. 2000.

13. Щербо, В.К. Стандарты вычислительных сетей. Взаимосвязи сетей. Справочник / В.К. Щербо – М. : КУДЦУ-ОБРАЗ, 2000. – 286 с.

14. Хандерсон, Л. Frame Ralay. Межсетевое взаимодействие / Л. Хандерсон. М. : Горячая линия – Телеком. 2000. 314 с.

15. Белемук, О.В. Принципы взаимодействия в IP-сетях. Электронный практикум / О.В. Белемук, А.А. Крощенко – БрГУ имени А.С. Пушкина, 2018. 52 с.

 

 

Диагностика компетенции студентов

Текущий контроль самостоятельной работы студентов по усвоению знаний по учебной дисциплине «Компьютерные сети» рекомендуется осуществлять преподавателем на аудиторных занятиях в виде вопросов для самоконтроля, проведения коллоквиумов, письменных контрольных работ, проверки выполнения индивидуальных заданий.

В качестве рекомендуемых технических средств диагностики целесообразно использовать системы автоматического тестирования – инструмент с эффективной функциональностью контроля, тренинга и самостоятельной работы. Для контроля самостоятельности выполнения работ рекомендуется выдавать каждому студенту индивидуальные задания.

Форма текущей аттестации – экзамен, зачет.

 

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы

         Условия для самостоятельной работы студентов, в частности, для развития навыков самоконтроля, обеспечиваются наличием и полной доступностью электронного курса лекций, учебно-методических материалов по основным разделам учебной дисциплины.

         При изучении дисциплины используются следующие формы индивидуальной работы:

         – индивидуальные задания;

         – подготовка и представление докладов на заданную тему;

         – написание рефератов, обзоров по отдельным разделам дисциплины.