Сеансовый уровень модели OSI

 

7

ПРИКЛАДНОЙ

Сетевой процесс к приложениям

6

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Представление данных

5

СЕАНСОВЫЙ

Обмен данными между узлами

*Устанавливает, управляет и прекращает сеансы между приложениями

4

ТРАНСПОРТНЫЙ

Сквозные соединения

3

СЕТЕВОЙ

Доставка данных

2

КАНАЛЬНЫЙ

Доступ к среде

1

ФИЗИЧЕСКИЙ

Передача двоичных данных

 

Сеансовый уровень (англ. Session Layer) модели обеспечивает поддержание сеанса связи, позволяя приложениям взаимодействовать между собой длительное время. Уровень управляет созданием/завершением сеанса, обменом информацией, синхронизацией задач, определением права на передачу данных и поддержанием сеанса в периоды неактивности приложений.

При этом предоставляются различные типы сервисов:

·         управление диалогом (отслеживание очередности передачи данных);

·         управление маркерами (предотвращение одновременного выполнения критичной операции несколькими системами);

·         синхронизация (установка служебных меток внутри длинных сообщений, позволяющих после устранения ошибки продолжить передачу с того места, на котором она оборвалась).

На практике немногие приложения используют сеансовый уровень, и он редко реализуется в виде отдельных протоколов, хотя функции этого уровня часто объединяют с функциями прикладного уровня и реализуют в одном протоколе.

Примером применения является организация видеоконференций в сети, когда звуковой и видео потоки должны быть синхронизированы для избежания проблем с синхронизацией движения губ с речью. Управление правами на участие в разговоре гарантирует, что тот, кто показывается на экране, действительно является собеседником, который в данный момент говорит.

Ещё одним применением являются передачи в прямом эфире, в которых необходимо без резких переходов накладывать звуковой и видео потоки и переходить от одного потока к другому, во избежание перерывов в эфире или излишних наложений.

Протоколы сеансового уровня: ADSP (AppleTalk Data Stream Protocol), ASP (AppleTalk Session Protocol), H.245 (Call Control Protocol for Multimedia Communication), ISO-SP (OSI Session Layer Protocol (X.225, ISO 8327)), ISNS (Internet Storage Name Service), L2F (Layer 2 Forwarding Protocol), L2TP (Layer 2 Tunneling Protocol), NetBIOS (Network Basic Input Output System), PAP (Password Authentication Protocol), PPTP (Point-to-Point Tunneling Protocol), RPC (Remote Procedure Call Protocol), RTCP (Real-time Transport Control Protocol), SMPP (Short Message Peer-to-Peer), SCP (Session Control Protocol), ZIP (Zone Information Protocol), SDP (Sockets Direct Protocol)