Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р. Эмерсон
• знать сущность понятий «детство», «ребенок», «права ребенка», «охрана и защита детства», «декларация», «конвенция», «позиция учащегося»;
• иметь представление о современных концепциях прав человека, знать основные международные и отечественные нормативно-правовые документы в области прав человека и прав ребенка;
• применять нормативные документы в области прав ребенка в процессе решения педагогических задач;
• знать права и обязанности, осознавать ответственность участников педагогического взаимодействия;
• строить педагогически целесообразное взаимодействие с ребенком с учетом его позиции в образовательном процессе.
1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.
2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей.
3. Законодательство Республики Беларусь в области прав ребенка.
Детство – период в жизни младшего поколения, в течение которого взрослое поколение активно взаимодействует с ним, развивая его способности, формируя его умения и навыки. Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.
Российские исследователи в области гуманистической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (Н.Ф. Маслова и др.). По мнению белорусских ученых, детство – этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь(В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др.).
В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Постепенно выделились следующие показатели современных границ детства: возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) — 14 лет; возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) — 16 лет; возраст совершеннолетия, согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы), – 18 лет.
В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме».
К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростковый (от 11 до 15 лет) и юношеский (от 15 до 18 лет) возрастные периоды («Педагогический словарь». Минск, 2006). Согласно трактовке, приведенной в Энциклопедии социальной работы (М., 1993), детство — это время отсутствия «взрослости», ответственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспитание, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.
Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполноценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.
Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству законодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IХ века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда крещения новорожденных.
Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материнской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал — Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха, физических избиений родителями и учителями, полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Такие же тенденции мы видим и в ХVII веке в Русском государстве. Согласно «Уложению» 1649 г., в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, дети же не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей — «непочетников».
В европейской культуре ХVIII–ХIХ вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ребенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу. Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком.
В этот период в Европе, США и России появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т. д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.
На современном этапе охрана и защита детства представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка. Вопрос выработки в ХХ веке международных правовых норм (законодательных актов), направленных на защиту детей, имеет свою историю развития, с которой будущему педагогу следует ознакомиться. В частности, важно знать основные международные законодательные акты, направленные на защиту детей (рис. 22).
Рис. 22 – Международные законодательные акты в защиту детей
В 1923 г. Международный Союз Спасения Детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, известную как Женевская Декларация, — заявление из пяти пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах его защиты. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т. д.
В 1924 г. пятая Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписывает Женевскую Декларацию, где была зафиксирована идея особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». В 1948 г. вновь созданная Организация Объединенных Наций (ООН) утвердила несколько расширенный текст Декларации. И уже в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Новую Декларацию о правах детей, состоящую из 10 пунктов. В числе пунктов были следующие.
• «Права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения».
• «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении».
• «Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство».
• «Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание».
• «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».
• «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях; ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию»;
• «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме»;
• «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства» и т.д.
Следует отметить, что декларация (от лат. declaratio – объявление) не имеет юридической силы и является рекомендацией к действию, в которой раскрываются основные принципы деятельности и ее программные положения. Таким образом, возникла необходимость в разработке документа, имеющего обязательный для исполнения характер. В 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка, Комиссия ООН по правам человека рассмотрела проект текста Конвенции о правах ребенка, предложенного правительством Польши. Для выработки окончательного варианта текста Конвенции была создана Рабочая группа, в которую входили представители неправительственных организаций разных стран.
В 1989 г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая считается вступившей в силу с 2 сентября 1990 г. Конвенция (от лат. conventio — договор)является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали. В 1995 г. таких государств было уже 174.
Текст Конвенции представлен в 3 частях, включающих общим количеством 54 статьи, рассматривающие права ребенка как неотъемлемую часть прав человека. Фундаментом Конвенции являются следующие принципы: недискриминации (беженцев, детей с инвалидностью, детей национальных меньшинств и т. д.) (ст. 2 и др.); приоритетности интересов детей (в ходе судебных и иных разбирательств) (ст. 3 и др.); уважения права детей на выражение собственных взглядов (при принятии решений, влияющих на судьбу) (ст. 12 и др.); соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (обеспечение нормальных условий для жизни) (ст. 23, 29 и др.).
В первой части Конвенции отражены все категории прав ребенка как прав личности. Среди них: гражданские (право на жизнь, безопасность, свободу передвижения и места жительства, убежище, гражданство, право равенства перед законом и др.); политические (право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу убеждений и их свободное выражение и др.); экономические, социальные, культурные (право на труд, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и др.). Особое внимание уделяется в Конвенции ответственности семьи и лиц, заменяющих родителей, за благополучие ребенка.
Во второй части Конвенции раскрываются полномочия Комитета ООН по правам ребенка, осуществляющего контроль за выполнением обязательств странами–участницами договора. В третьей части Конвенции оговариваются права и обязанности стран–участниц договора по соблюдению, изменению и внесению поправок в текст Конвенции.
В настоящее время Конвенция подписана подавляющим большинством стран–участниц ООН, каждая из которых закрепила (ратифицировала) права детей в национальном законодательстве.
В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.
В 1990 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осенью 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11 декабря 1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе образовательного процесса. В 1995–1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.
После принятия Закона «О правах ребенка» была начата разработка Национального плана действий Республики Беларусь по защите прав детей на 1995–2000 годы. В 1999 году был создан Национальный план развития образования в области прав человека на 1999–2004 годы. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях учреждений образования. Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Закон включает 5 разделов (рис. 23).
Рис. 23 – Структура Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»
Закон «О правах ребенка» имеет базовый характер в области прав детей. Его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих в то время законов и принятия новых законов, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме, помимо Закона «О правах ребенка», например, относятся:
• Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант — 2002 г., редакция — 2006 г.);
• Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция 2002 г.);
• Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция 1997 г.);
• Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);
• Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000 г.);
• Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.).
С 1 сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс РБ об образовании, в котором также нашли отражение права и обязанности обучающихся и их законных представителей, а также права и обязанности педагогических работников (статьи 31–35). Например, обучающиеся, согласно Кодексу, имеют права на: бесплатное начальное и среднее образование; получение платных услуг в сфере образования; создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития; каникулы, выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями, пользование библиотекой; поощрение за успехи в учебной, спортивной, научной и др. деятельности; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. Соответственно педагогические работники согласно Кодексу об образовании имеют права на: защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др. (статьи 52–53). В главе 5 Раздела II раскрываются основные принципы и меры социальной защиты обучающихся (ст. 36–49), в том числе обеспечение учебниками, питанием, охрана здоровья, выплата стипендий и др. пособий, обеспечение обувью, одеждой и др. средствами, а также местами в общежитии определенных категорий обучающихся, обеспечение местами для проживания в школах-интернатах, гимназиях-интернатах, санаторных школах-интернатах детей сиротской категории и т.д. Отдельное внимание отводится в Кодексе об образовании дисциплинарной ответственности обучающихся (Раздел V), а также поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (Раздел XVI).
Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают также такие законодательные акты, как Кодекс о браке и семье, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, а также Жилищный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный кодексы Республики Беларусь. С 1996 г. в Республике Беларусь работает Национальная комиссия по защите прав ребенка – основной орган, аккумулирующий деятельность государства и общества в интересах детей. В нее входят представители официальных структур и общественных объединений.
С 2006 по 2015 гг. действовала Президентская программа «Дети Беларуси» – социальная программа, решающая вопросы улучшения положения детей и их социальной защиты. Президентская программа в разные периоды была представлена подпрограммами: «Дети Чернобыля», «Дети с инвалидностью», «Дети-сироты», «Дети и семья», «Здоровое детство», «Детское питание», «Формирование и развитие личности» и др., направленными на обеспечение условий полноценного физического, умственного, духовного развития детей, повышение качества их подготовки и адаптации к жизни в современном обществе.
Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли учащегося. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости – во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.
С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обучения и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых), – «подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблюдение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, запрета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).
Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект–объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании.
Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для учащегося, соответственно, — подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.
Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равнодушному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуждению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно–ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.
Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.
А. А. Плигин описал позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу (рис. 25): учитель и ученик (дети выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу); мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности); исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия); историк, математик, химик, физик, биолог и т. д. (с позиции проявления интереса к различным областям знаний); журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т. д. (с точки зрения профессиональной ориентации).
Рис. 24 – Возможные позиции ребенка в образовательном процессе
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что позицию учащегося следует рассматривать как уровень развития его самосознания, учебной мотивации и т.п., определяющий его отношения к учению, взрослым, другим учащимся, самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой в этом случае внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс (В. А. Сластенин и др.).
Переход ученика от позиции исполнителя к позиции исследователя определяется тем, что он должен иметь право выбора вида, содержания, форм, средств и способов образования. Этому, а также формированию положительного отношения ребенка к учению и школе в целом способствует соблюдение в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий (рис. 25).
Рис. 25 – Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
Только благодаря соблюдению названных условий в рамках образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего стиля учителя; учитываются ценностные ориентации и структура убеждений ребенка, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение, личностные качества, а отношения в системе «учитель – ученик» ориентируются на сотрудничество и свободу выбора.
1. Раскройте содержание понятий: «детство», «ребенок», «охрана и защита детства», «права ребенка», «декларация», «конвенция», «позиция учащегося».
2. Проследите развитие этики отношения общества и государства к детству в его историческом аспекте.
3. Проанализируйте содержание основных международных актов в области прав ребенка: Декларации о правах ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.).
4. Назовите основные положения нормативно-правовых документов Республики Беларусь в области прав ребенка (Конституция Республики Беларусь, Закон «О правах ребенка» и др.).
5. Раскройте права, обязанности и ответственность участников педагогического взаимодействия согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании.
6. Охарактеризуйте возможные позиции ребенка в образовательном процессе.
7. Обоснуйте условия формирования положительного отношения ребенка к школе.
1. Бубен, С.С. Учимся и учим правам человека: пособие для педагогов, классных руководителей, воспитателей / С.С. Бубен, Н.Д. Жевняк. – Минск: Пачатковая школа, 2009. – 304 c.
2. Иванов, Г.И. Права ребенка: краткий курс: учебное пособие / Г.И. Иванов, И.И. Дедюля. – Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2005. – 47 c.
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243.– Дата доступа: 23.02.2019.
4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. – Дата доступа: 16.02.2019.
5. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=V19302570. – Дата доступа: 16.02.2019.
6. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 77–102.
7. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка /авт. – сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 c.
8. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. Специальностей / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 26–33.
9. Смагина, Л.И. Права ребенка: теория и методика: пособие для педагогов / Л.И. Смагина. – Минск: Белорусская наука, 2001. – 160 c.
10. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – C. 45–54.