СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Раздел 1. Образование как социокультурный феномен

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину

Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» в системе непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь. Актуальность и значимость данной учебной дисциплины и всего блока педагогических дисциплин. Понятие о компетентностном подходе в высшем педагогическом образовании. Академические, социально-личностные и профессиональные компетенции будущего специалиста в области образования.

Цели и задачи изучения учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию», ее место в системе педагогических научных дисциплин. Содержательные аспекты, методы и формы обучения учебной дисциплине. Требования к организации самостоятельной работы студентов по ее изучению и овладению соответствующими компетенциями

Модуль 1. Образование как ценность, система, процесс и результат. Система образования Республики Беларусь

Понятие об образовании как о социокультурном явлении. Основные социальные (внеобразовательные и образовательные) тенденции, оказывающие влияние на развитие и модернизацию современного образования. Образование как общечеловеческая ценность, процесс и результат.

Возрастание значения образования на современном этапе развития общества. Цели и задачи образования в информационном обществе. Основные функции и модели образования, связи между ними. Культурологический и компетентностный подходы в образовании. Понятие о компетенциях и компетентности. Подходы к классификации компетенций и определению их структуры.

«Кодекс Республики Беларусь об образовании» о системе образования. Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Структурные компоненты системы образования. Виды и уровни образования, типы и виды учреждений образования, функционирующих в системе образования РБ. Учреждения общего среднего образования в системе образования. Направления дальнейшего развития системы образования Беларуси.

Непрерывное образование и самообразование как средства развития личности.

Модуль 2. Система педагогического образования в Республике Беларусь
Будущий учитель в образовательном пространстве вуза

Развитие учебных заведений для подготовки учителей в истории образования. Современная система профессионально-педагогического образования в Беларуси, ее свойства (открытость, ступенчатость, многоуровневость, многофункциональность). Уровни профессионального образования педагога: профильное (допрофессиональное) образование на третьей ступени общего среднего образования; среднее специальное педагогическое образование; высшее педагогическое образование; послевузовское образование; дополнительное образование взрослых. Концепция развития педагогического образования на 2015−2020 годы, ее краткая характеристика.

Педагогическое образование как личностно-преобразующая деятельность. Условия развития личностной и профессиональной культуры педагога. Понятие образовательной среды и образовательного пространства учреждения высшего образования. Функции образовательного пространства учреждения высшего образования. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в учебной и практической деятельности. Обобщенная и индивидуальная образовательные траектории будущего учителя. Сущность и проектирование индивидуальной образовательной траектории.

Раздел 2. Педагогическая профессия: сущность, особенности, миссия

Модуль 3. Возникновение и становление педагогической профессии, ее общая характеристика

Объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии. Роль и значение профессии педагога в обществе. Великие педагоги прошлого. Содержательная трактовка терминов «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», «учитель», «воспитатель», их связь. Педагогические специальности: общее и особенное. Основания для дифференциации педагогических специальностей. Примеры должностей служащих, занятых в образовании.

Общая характеристика педагогической профессии как профессии типа «человек – человек». Сущность и содержание педагогической профессии, характеристика ее особенностей. Гуманистический, коллективный, творческий характер педагогической профессии. Противопоказания к выбору педагогической профессии. Возможность появления профессиональных деформаций.

Миссия педагогической профессии. Перспективы ее развития. Появление новых педагогических специальностей (модератор, тьютор, ментор стартапов, разработчик образовательных траекторий и др.)

Модуль 4. Педагог как субъект профессиональной деятельности, его профессиональные функции и профессионально значимые личностные качества

Общественное значение профессии педагога. Социальные функции педагога. Профессиональные (образовательная, информационная, развивающая, ориентирующая, коммуникативная, организаторская, исследовательская, конструктивная, коррекционная, стимулирующая) функции педагога, их характеристика.

Профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Понятие о профессионально–педагогической компетентности и ее компонентах (знания, умения педагога, опыт их применения, направленность личности педагога, система его ценностей и отношений).

Социально-нравственная, познавательная, профессионально-педагогическая

направленность педагога. Интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности, педагогическое призвание, любовь к детям, педагогический долг и ответственность, педагогический такт как профессионально значимые качества учителя. Профессиональные знания педагога, познавательные интересы, педагогическая эрудиция, культура научно-педагогического мышления в структуре профессионально–педагогической компетентности.

Понятие о субъектной позиции учителя в профессионально-педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные педагогические ценности, их краткая характеристика.

Модуль 5. Ребенок как самоценность. Учащийся в образовательномпроцессе школы, его права и обязанности

Детство как предмет научного исследования. Этика отношения общества и государства к детству в ее историческом развитии. Охрана и защита детства. Основные международные акты в защиту детей. Декларация о правах ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989), их краткая характеристика.

Законодательство Республики Беларусь в области прав ребенка. Основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993). Права, обязанности и ответственность участников педагогического взаимодействия согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (2011).

Возможные позиции ребенка в образовательном процессе учреждения общего среднего образования. Понятие о субъект–объектных и субъект-субъектных отношениях учителя и учащихся. Условия формирования положительного отношения учащихся к школе.

Раздел 3. Профессионально-педагогическая деятельность, ее сущность и назначение

Модуль 6. Сущность, структура, виды профессионально-педагогической деятельности

Понятие о педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Сущность профессиональной педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности: субъект, объект, цель, задачи, предмет, средства, результаты. Характеристика структурных компонентов педагогической деятельности, связи между ними.

Функциональный подход к определению структуры педагогической деятельности. Гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный компоненты (виды) педагогической деятельности.

Сущность преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности, сходство и различие между ними. Краткая характеристика преподавания и воспитательной работы. Специфика педагогической деятельности в городских и сельских учреждениях общего среднего образования.

Модуль 7. Педагогические способности и умения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Содержание понятий «профессионально-педагогическая компетентность», «педагогические способности», «педагогические умения», связь между ними.

Понятие и аспекты рассмотрения педагогического потенциала учителя. Психофизиологическая (задатки) и социальная составляющие педагогического потенциала. Педагогические способности как основа педагогического потенциала учителя. Общепедагогические и специальные (узкопрофессиональные) способности. Характеристика основных групп (гностические, академические, дидактические, речевые, перцептивные, проективные и др.) педагогических способностей.

Педагогические умения как компонент и показатель профессионально–педагогической компетентности. Аналитические, прогностические, проектировочные, конструктивные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные умения, их краткая характеристика. Индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД): сущность, структура, проявления и условия развития. Творческая индивидуальность педагога как основа ИСПД. Полистилистическое образовательное пространство учебного заведения, его функции. Портфолио учителя как средство развития индивидуального стиля деятельности педагога.

Раздел 4. Педагогическая культура и профессионализм учителя

Модуль 8. Профессионально-педагогическая культура, ее компоненты

Понятие о педагогической культура общества и личности. Формы проявления педагогической культуры общества (педагогическая наука и образовательная практика; народная педагогика; система образования, система педагогического образования, образовательные парадигмы и др.), связи между ними. Основные образовательные парадигмы, их краткая характеристика.

Профессионально-педагогическая культура учителя: понятие, сущность. Cвязь общей и профессиональной культуры педагога. Модели и структура профессионально-педагогической культуры (И.Ф. Исаев, А.М. Столяренко). Аксиологический, технологический, личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры. Профессиональное самоопределение педагога как основной механизм становления его профессиональной культуры.

Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры, подходы ученых (Н.М. Борытко, И.Ф. Исаев и др.) к их выделению. Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.

Модуль 9. Педагогический профессионализм: сущность, уровни этапы становления

Понятие об акмеологии и профессиональной акмеологии. Профессиональная зрелость (акме) личности как ее способность к профессиональному и личностному самосовершенствованию и расцвет творческих сил. Этапы профессионального совершенствования: профессиональная умелость; профессиональное мастерство; профессиональное творчество; профессиональное новаторство.

Профессиональная карьера человека, условия ее построения. Факторы успешной карьеры. Виды профессиональной карьеры и этапы ее построения. Имидж педагога, его роль в построении профессиональной карьеры.

Сущность профессионализма педагога. Уровни и этапы педагогического профессионализма (по А.К. Марковой): допрофессионализм; профессионализм (этап адаптации к профессии; этап самоактуализации в профессии; этап свободного владения профессией или педагогического мастерства); суперпрофессионализм (этап свободного владения педагогической профессией в форме творчества; этап преобразования образовательного процесса или педагогического новаторства; этап свободного владения несколькими педагогическими специальностями; этап творческого профессионального самопроектирования); постпрофессионализм.

Этапы развития педагогического профессионализма в контексте непрерывного образования, их краткая характеристика. Акмеограмма педагога.

Понятие о педагогической квалиметрии. Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь, порядок и процедура ее проведения. Требования к аттестуемым педагогическим работникам и присваиваемые квалификационные категории. Почетные звания учителей в Беларуси.

Модуль 10. Педагогическое мастерство, творческая и новаторская деятельность учителей Беларуси

Педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство в контексте этапов профессионального совершенствования, уровней развития педагогического профессионализма. Различные трактовки педагогического мастерства и его составляющих (Н.В. Кузьмина, А.М. Столяренко). Примеры проявления педагогического мастерства в педагогической деятельности.

Содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая личность». Характеристики творческой личности (по И.И. Казимирской). Специфика и особенности педагогического творчества. Уровни педагогического творчества (информационно-воспроизводящий, адаптивно-прогностический, рационализаторский, научно-исследовательский), их краткая характеристика.

Понятие о нововведениях, инновациях в образовании и их критериях. Формы инновирования образования. Инновационная педагогическая деятельность как тип педагогической деятельности. Структура инновационной деятельности педагога. Экспериментальная, внедренческая, новаторская педагогическая деятельность (В.И. Слободчиков). Уровни (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный) инновационной педагогической деятельности. Акмеограмма педагога-новатора.

Понятие о педагогическом опыте. Сущность и критерии передового педагогического опыта. Новаторский, исследовательский, рационализаторский, образцовый передовой педагогический опыт. Формы и методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. Лидеры педагогической профессии. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь».

Модуль 11. Профессиональное самообразование педагога

Непрерывное образование как феномен социокультурной практики и педагогическая концепция. Понятие «непрерывное образование» в зарубежной и отечественной педагогике. Трактовка, сущность и значение непрерывного образования в информационном обществе. Содержание непрерывного образования, его преемственный, многовариантный, практикоориентированный, деятельностный характер. Система и этапы непрерывного образования педагога.

Профессиональное самообразование в системе непрерывного образования. Функции самообразования (М.М. Князева и др.). Общие механизмы самообразования (самопознание, самопобуждение, прогнозирование профессионального и личностного роста, самореализация, рефлексия). Источники, содержание, возможные результаты самообразования будущего педагога.

Общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование как направления профессионального самообразования. Способность, готовность и умения профессионального самообразования в структуре профессиональной компетентности педагога. Уровни профессионального самообразования педагога (по А.А. Глинскому). Условия эффективного профессионального самообразования педагогов.

Психологические механизмы самовоспитания. Методы профессионального самопознания (самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самооценка, самоконтроль и др.). Сущность профессионального самовоспитания, его этапы. Методы и приемы самовоспитания (самоубеждение, самовнушение; самообязательство; самоконтроль; самоотчет; самопоощрение, самоограничение и др.). Программа профессионального самообразования будущего учителя.

Модуль контроля. Заключительная диагностика качества освоения учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию»

Модуль обеспечивает промежуточный контроль освоения знаний и умений по дисциплине. В рамках модуля контроля может осуществляться тестирование, защита студентами результатов учебно-исследовательских и творческих заданий, оценивание на основе портфолио, метода проектов, опорных конспектов в соответствии с вопросами к зачету.