Образование есть не что иное, как культура индивида.
Образование по существу своему не может быть никогда завершено.
С. И. Гессен
• понимать сущность образования как общечеловеческой ценности, системы, педагогического процесса и его результата; характеризовать образование как социокультурный феномен;
• знать и содержательно интерпретировать понятие «образовательная парадигма»; раскрывать сущность различных образовательных парадигм, уметь обосновывать правомерность их реализации при решении проблем образования;
• определять и характеризовать основные социокультурные (внеобразовательные и собственно образовательные) тенденции, оказывающие влияние на формирование современной образовательной парадигмы, развитие и модернизацию образования; формулировать цели и задачи образования в информационном обществе;
• знать основные функции и модели образования,устанавливать связи междуними;раскрывать сущность компетентностного подхода в образовании; иметь представление о классификации, структуре компетенций и компетентностей;
• знать принципы и основные направления государственной политики в сфере образования; знать и характеризовать нормативно-правовую базу, структурные компоненты системы образования Республики Беларусь, виды и уровни образования, типы и виды учреждений образования, функционирующих в системе образования РБ; применять эти знания для профессионального самоопределения и развития;
• понимать сущность непрерывного образования и самообразования как средств развития личности, уметь осуществлять их в условиях образовательной среды вуза; определять направления дальнейшего развития системы образования Республики Беларусь.
3. Нормативно–правовая база и основные институты системы образования Республики Беларусь.
4. Учреждения общего среднего образования в системе образования Республики Беларусь.
5. Непрерывное образование и самообразование как средства развития личности.
Человеческое общество не может развиваться без передачи социального (производственного, научного, профессионального, личностного и иного) опыта от старших поколений к младшим. Тысячелетия этот процесс протекал как естественный (стихийный) процесс социализации подрастающих поколений. Социализация – процесс усвоения и последующего воспроизводства индивидами социального опыта – происходит как в условиях стихийного воздействия окружающей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий. Во втором случае речь идет об образовании. Образование как социальное явление такое же древнее, как само человечество. Образование, образно выражаясь, уходит корнями вглубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в развитие образования. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения, а с возникновением государства – государственные органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта постепенно становится целенаправленным и управляемым. Образование приобретает общественную функцию и становится важной составляющей социальной жизни, практикой управляемой социализации индивидов и, следовательно, личностно преобразующей (педагогической) деятельностью.
Образование является сферой общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов: и государства, и каждого отдельного человека. Оно обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, одновременно создавая предпосылки для его изменения и динамичного развития. Образование – уникальный механизм овладения подрастающим поколением знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, в том числе формирования мировоззрения, личностных качеств, культуры отдельных граждан.
Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung) происходит от понятия «образ» и введено в научное употребление швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци (1746–1827) в значении «формирование образа». В дальнейшем это центральное в педагогике понятие претерпевало различные интерпретации и трактовки. Понятие «образование» также этимологически связано с понятием «культура» (от лат. cultura ‒ возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого российский ученый-педагог В. И. Андреев охарактеризовал образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания. Кроме того, культура общества в целом и ее отдельные компоненты, социальный опыт поколений определяют содержание образования.
Объективная связь образования с культурой общества и личности находит отражение в культурологическом подходе к образованию, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающийся осваивал культуру общества во всех ее аспектах и сам становился творцом новых элементов культуры.
Вышесказанное позволяет охарактеризовать образование как социокультурный феномен (от греч. phainomenon – являющееся; исключительное, выдающееся явление). Исследователи (Н.В. Бордовская, А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Цыркун и другие) выделяют следующие социокультурные функции образования:
• Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества; процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм общественной жизни (норм и правил морали, поведения, общения и других).
• Образование — способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных целей образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формировании образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.
• Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
• Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом. При этом образование, по мысли российского ученого-педагога Б.Г. Корнетова, призвано, во-первых, создавать условия для роста, развития, самореализации индивида, готовить его к достижению личного жизненного успеха, во-вторых, одновременно, формировать у него социально значимые установки, готовить к выполнению общественно необходимых функций, развивать способность и готовность заботиться о процветании социума, в случае необходимости переустраивать и реформировать его.
Все вышеназванные социокультурные функции образования можно свести к двум основным: функции воспроизводства культурно-исторического опыта человечества и функции развития личности, общества (рис. 1).
Рис. 1 – Основные функции образования в обществе
Исследователи образования как сложнейшего социокультурного феномена (Б.Г. Гершунский, А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Цыркун и другие) рассматривают различные его стороны и аспекты (рис. 2).
Рис. 2 – Аспекты рассмотрения образования как социокультурного феномена
Современное понимание образования представлено в Кодексе Республики Беларуси об образовании: «Образование ‒ обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [4].
Эффективным инструментом анализа образования во всех аспектах является понятие «парадигма» (от греч. paradeigma ‒ пример, образец), с помощью которого можно анализировать всемирный историко-педагогический процесс с точки зрения выделения в нем групп однотипных способов постановки и решения проблем образования, выраженных в различных педагогических концепциях, системах, технологиях, методиках [7]. Отечественные ученые-педагоги (А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Казимирская и другие) определяют педагогическую парадигму как совокупность методологических, научно-теоретических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. Применяется в педагогике и термин «образовательная парадигма» в значении «концептуальная модель решения задач (проблем) образования». Как подчеркивает российский ученый-педагог Н.В. Бордовская, парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования. Элементы, от содержания и доминирования которых зависит формирование той или иной образовательной парадигмы, представлены на рисунке 3.
Рис. 3 – Параметры, определяющие характер образовательных парадигм
Парадигмы образования отражают уровень развития материальной и духовной культуры общества. Как указывает Н.В. Бордовская, в мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования.
1. Знаниевая и культурологическая. Знаниевая парадигма активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется в рамках традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний. Культурологическая парадигма ориентирует обучающихся в процессе образования не только овладевать определенной «суммой» знаний, но и осваивать элементы культуры, способы обучения, общения, поведения. По мере развития культуры общества расширяются возможности индивидов в овладении общечеловеческими ценностями, основами физической, нравственной, эстетической, экологической, информационной и иных видов культуры.
2. Технократическая и гуманистическая. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оценивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.
3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как личностные качества, интересы и способности, учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и др.).
В соответствии с образовательными парадигмами проектируются и реализуются в обществе те или иные модели образования и наоборот, каждой базовой модели образования соответствует определенная образовательная парадигма. Российский ученый-педагог Е.В. Бондаревская подчеркивает, что необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и деятельности, новым способам преобразования действительности. Современная образовательная парадигма связана с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Динамично развивающееся информационное общество предъявляет повышенные требования к личностному и профессиональному становлению человека, уровню его культуры и образованности. Это увеличивает личностную значимость образования, превращая его в общечеловеческую ценность и социокультурный феномен.
Современная ситуация в сфере образования характеризуется возрастанием его значения в социально-экономическом развитии народов, государств, цивилизации в целом, сменой традиционной знаниевой парадигмы парадигмой инновационного личностно ориентированного образования. Российский ученый-педагог А.М. Новиков осуществил сравнительный анализ основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществах (табл. 1) [6].
Таблица 1 – Парадигмы образования в индустриальном и постиндустриальном обществах
Компоненты парадигм | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
---|---|---|
Ценности | Образование для общественного производства | Образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры; образование в интересах общества; образование для общественного производства |
Мотивы | Учение обучающихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга | Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними |
Нормы | Ответственность за учение обучающихся несет педагог; авторитет педагога держится путем соблюдения дистанции, требований от обучающихся дисциплины и усердия | Обучающиеся принимают ответственность за свою учебную деятельность, ее результаты; авторитет педагога создается за счет его профессионально-личностных качеств |
Позиции участников образовательного процесса | Педагог передает знания, занимает позицию «над обучающимися» | Педагог создает условия для самостоятельного учения; занимает позицию «вместе с обучающимися», для которой свойственны сотрудничество и взаимное партнерство |
Формы и методы образовательного процесса | Иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации педагогического процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога | Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации педагогического процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся |
Средства образовательного процесса | Основным средством обучения является учебная книга | Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ |
Контроль и оценка | Контроль и оценка производятся преимущественно педагогом | Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся |
Отечественные исследователи образования как социокультурного феномена (А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Казимирская и др.) выделяют две группы основных социокультурных тенденций, оказывающих влияние на формирование современной образовательной парадигмы, на развитие образования и определяющих направления его модернизации:
• внеобразовательные, обусловленные глобальными процессами в мире и проблемами человечества, мировыми социальными и экономическими тенденциями, социокультурной и производственной ситуацией на уровне отдельных стран;
• собственно образовательные, определяемые современными тенденциями развития образования в мире и отдельных регионах, возросшей ролью образования в развитии общественного сознания, социума в целом (рис. 4) [7].
Рис. 4 – Основные социокультурные тенденции, влияющие на развитие образования
Охарактеризуем кратко внеобразовательные социокультурные тенденции в изложении вышеназванных исследователей (табл. 2).
Таблица 2 – Основные социокультурные тенденции, влияющие на развитие образования
Социокультурные тенденции | Краткая характеристика |
---|---|
Процесс глобализации | Наблюдающийся в настоящее время процесс глобализации связан с необратимым свободным движением культурных и информационных потоков, людей, капиталов, ресурсов, а также с универсализацией научно-технического прогресса.Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к постепенному размыванию национальных границ и созданию независимой территории для распространения информации и знаний, взаимодействия и сотрудничества в области образования. Формирующаяся глобальная система знаний объединяет культуры разных народов, охватывает экономику и политику, науку, образование. Процесс глобализации ведет к расширению образовательного пространства (индивид для получения образования может выбирать учебное заведение в любой стране мира) и ставит систему образования перед необходимостью своевременно реагировать на ситуации социальных перемен и обеспечивать формирование у обучающихся качеств мобильности, открытости самообразованию, опыту творческой деятельности, инновациям |
Переход от индустриального общества к информационному обществу | Информация и научное знание становятся основными факторами, определяющими перспективы развития общества. Развитие экономики, модернизация производства определяются научным обеспечением экономических преобразований, основанных на фундаментальных исследованиях, наукоемких технологиях и продукции, нанотехнологиях, постоянном расширении производства, товаров и услуг, непрерывном повышении их качества и удешевлении в условиях нарастающей конкуренции. Это в свою очередь определяет характер профессиональной подготовки кадров в системе среднего специального и высшего образования, которая должна шире опираться на достижения в области фундаментальных наук, проведение научных исследований, организацию взаимосвязей вузов с производством. Более того, в информационном обществе образование становится непрерывным, то есть индивид получает возможность овладевать им на протяжении всей жизни для личностного и профессионального развития |
Ускорение темпов научно-технического прогресса | Ускорение темпов научно-технического прогресса также выступает основанием для признания ведущей роли образования в XXI веке. По данным исследователей, в условиях интенсивного развития науки, техники, промышленности, глобального распространения информационных и коммуникационных технологий происходит сокращение сроков обновления научной информации до 3−5 лет, а в таких областях, как биотехнологии, информационные системы – до 1−2 лет. Поэтому одной из важных задач образования выступает формирование у обучающихся умений самостоятельно учиться, готовности к постоянному повышению своего образовательного и профессионального уровней в течение всей жизни |
Обострение глобальных проблем человечества | Современное состояние цивилизации характеризуется нарастанием и обострением таких глобальных проблем, как изменение климата, экологический кризис, энергетические проблемы. Глобальный (международный, планетарный) характер приобретают различные социальные и политические проблемы: сохранение здоровья, демографическая безопасность, международный терроризм, внутри- и межгосударственные конфликты и другие. Все это создает реальную угрозу для среды обитания людей и даже может привести к гибели цивилизации. Поэтому дальнейшее ее развитие будет определяться уровнем общей культуры и социально-профессиональной компетентности людей, а единственным способом разрешения вышеуказанных проблем является целенаправленная деятельность жителей планеты по коренному изменению своего взаимодействия с природой и социумом. Следовательно, образование, направленное на воспитание современного человека как субъекта созидательной и преобразовательной деятельности, обеспокоенного судьбой и своей страны, и планеты в целом, способного к самостоятельному, научно обоснованному и ответственному принятию решений, является важнейшим средством разрешения глобальных проблем человечества |
Усиление конкурентной борьбы стран за лидерство | Исследователи подчеркивают, что реальными лидерами на международной арене становятся те страны, которые обладают наиболее мощным интеллектуальным потенциалом. Основным капиталом современного общества являются квалифицированные кадры, получившие качественное профессиональное образование, подготовленные к поиску и освоению новой информации, постановке и разрешению проблем, разработке и внедрению инноваций в реальном секторе экономики и социальной сфере |
Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования и модернизацию системы образования, существуют и в самой сфере образования.
Современное образование характеризуется массовостью и быстрыми темпами развития высшего образования. Например, в Республике Беларусь показатель количества студентов на десять тысяч населения составляет более 475 человек, что является высоким европейским показателем. Непрерывность образования также является социокультурной тенденцией, обозначающей новое качество и способ организации образования, необходимые в условиях рыночной экономики. Развитие образования как непрерывного связано с широким использованием в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий. Информатизация образования содействует формированию непрерывно обучающегося общества, глобальной системы дистанционного обучения.
Тенденция к интернационализации высшего образования отражает объективный процесс формирования общего европейского пространства высшей школы в рамках Болонского процесса. Для стран СНГ важным является воссоздание единого Евразийского образовательного пространства с целью сохранения лучших национальных традиций систем высшего образования, научных и кадровых ресурсов, укрепления и процветания региона, что приведет к повышению интереса и притока европейских и других граждан к высшему образованию в этом регионе, обеспечению регионального трудоустройства выпускников.
В условиях глобализации рынка труда, а также в связи с планируемым вступлением постсоветских и постсоциалистических стран во Всемирную торговую организацию (ВТО) определилась тенденция превращения образования в сферу услуг. Как подчеркивают исследователи, качество образования как сферы услуг целесообразно рассматривать: с позиций запросов всех потребителей на соответствующих уровнях (международном, региональном, государственном, институциональном, личностном); как меру соответствия полученных результатов спроектированным образовательным целям. В настоящее время в сфере образовательных услуг Республики Беларусь решается проблема создания эффективного механизма регулирования этой сферы, соблюдения требований к организации образовательного процесса и выполнению образовательных стандартов, гарантированного достижения требуемого уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, в постиндустриальную эпоху образование характеризуется тем, что при сохранении функции воспроизводства культурно-исторического опыта на первый план выходит функция развития личности и общества, развития человеческого капитала. Человеческий капитал становится в информационном обществе ведущей движущей силой устойчивого социально-экономического развития. В отечественной педагогике под человеческим капиталом понимают совокупность знаний и опыта, ценных личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих мотивированную способность и готовность специалистов эффективно решать разнообразные социально-личностные и профессиональные задачи, то есть социально-профессиональную компетентность специалистов [7]. Образование, воспроизводя и развивая человеческий капитал, увеличивает темпы научно-технического прогресса, проведения научных исследований, скорость распространения и внедрения инноваций. Эти процессы наблюдаются, например, в странах, не обладающих большими запасами естественных природных ресурсов, но имеющих высокий уровень развития образования. Республика Беларусь, занимающая 23 место в мире по индексу развития образования, относится к числу таких стран.
С учетом того, кто является «потребителем» образования (общество в целом; каждый конкретный человек, личность; производство, на котором будет трудиться выпускник того или иного учреждения образования), определяются цели и задачи образования в постиндустриальном обществе (по А.М. Новикову) (рис. 5).
Рис. 5 – Цели и задачи образования в постиндустриальном обществе
Отечественные ученые-педагоги (А.И. Жук, О.Л. Жук и др.) установили взаимосвязь между основными функциями и моделями образования, соответствующими традиционной знаниевой и инновационной личностно ориентированной парадигмам образования (рис.6).
Рис. 6 – Основные функции образования и соответствующие им модели образования
Как следует из вышесказанного (табл. 1; рис. 6), образовательный процесс в инновационной модели образования ориентирован в первую очередь на развитие у обучающихся универсальных (ключевых) компетенций,необходимых им для решения разнообразных жизненных и профессиональных задач. В самом общем виде под компетенцией (от лат. – competentia) понимают круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Согласно точке зрения ряда исследователей (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.), компетенции – это знания, умения, опыт, системы ценностей и отношений, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Результатом образования, нацеленного на овладение компетенциями, является компетентность как выраженная способность или подтвержденная готовность индивида применять компетенции для решения социальных, личностных или профессиональных проблем (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.Л. Жук, А.В. Макаров, А.В. Хуторской и др.). Как подчеркивает российский ученый-психолог И.А. Зимняя, в педагогике разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию «потенциальное – актуальное, когнитивное – личностное», понимая под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику). Иначе говоря, компетентность трактуется как актуальное личностное качество, как «компетенция в действии»; как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
У зарубежных, российских, белорусских исследователей нет единых подходов к классификации компетенций. Например, И.А. Зимняя выделяет три группы ключевых компетенций. В первую группу ею включены компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в Мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования. Вторую группу составили компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сфере, то есть компетенции социального взаимодействия и общения. В третью группу вошли компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенции познавательной и иных видов деятельности, а также информационно-технологические компетенции [3].
Российский ученый-педагог А.В. Хуторской в качестве ключевых образовательных компетенций для учащихся учреждений общего среднего образования выделяет ценностно-смысловые, общекультурные,учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [9].
В образовательном стандарте высшего образования первой ступени Республики Беларусь представлены три группы компетенций, которые необходимо сформировать у студентов в процессе их профессиональной подготовки: академические, профессиональные, социально-личностные. При этом академические компетенции включают знания и умения по изучаемым дисциплинам, способности и умения учиться; социально-личностные компетенции обеспечивают культурно-ценностные ориентации личности, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональные компетенции состоят из обобщенных знаний и умений формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать проекты и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Как подчеркивают О.Л. Жук и другие исследователи компетентностного подхода в образовании, системообразующей для всех групп компетенций выступает способность личности к самоопределению – к самостоятельному осуществлению выбора, направленного на продуктивное взаимодействие и общение, построение себя и собственной жизнедеятельности, формирование личных идеалов, жизненных принципов, мировоззрения.
Не менее важно для понимания компетентностного подхода в образовании решить вопрос о структуре компетенции и компетентности. Ученые–исследователи данной проблемы исходят из того, что в структуру компетенции входят не только традиционные, или предметные, «декларативные» знания («знать, что»), но также процедурные (деятельностные) знания («знать, как») и ценностно-смысловые знания («знать, зачем и почему»). К описанию структурных блоков любых видов компетенций (компетентностей) многие исследователи применяют подход И.А. Зимней, выделившей в структуре социальной компетентности знаниевый, мотивационный, поведенческий (процессуально-действенный), ценностно-смысловой, эмоционально-волевой компоненты (блоки) [3] (рис. 7).
Рис. 7 – Структурные компоненты (блоки) компетенции (компетентности)
Охарактеризованная выше целевая ориентация инновационной модели образования задает новый деятельностный (компетентностно ориентированный) тип содержания образования, при котором деятельность обучающегося не только выступает фактором и средством его развития и самоопределения, но и является частью содержания обучения. Для овладения деятельностным содержанием образования требуется реализовать в педагогическом процессе компетентностный подход, который означает нацеленность обучающихся на овладение компетенциями в ходе образования, усиление в содержании образования его ценностно-смыслового, практического, прикладного, межпредметного, профессионально-ориентированного аспектов.
Компетентностный подход является в настоящее время приоритетным основанием для обновления содержания (образовательных стандартов) высшего и среднего образования. В структуре содержания образования, спроектированного на основе компетентностного подхода, знаниевый компонент выполняет не главную, а ориентировочную роль, что позволяет перейти от воспроизведения знаний к организации и применению знаний для решения социальных, личностных, профессиональных проблем. В связи с этим при реализации компетентностного подхода особое значение приобретают проблемные, исследовательские, активные или рефлексивно-деятельностные методы и технологии обучения, оптимальное сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм обучения, традиционных и электронных средств обучения. В частности, прикладной, профессионально ориентированный характер образовательного процесса в вузе при компетентностном подходе достигается за счет включения в содержание обучения проблемных ситуаций и задач, содержание и способы которых соответствуют будущей профессиональной деятельности студентов.
Таким образом, компетентностный подход в образовании определяет сущность современной образовательной парадигмы и лежит в основе соответствующей этой парадигме инновационной модели образования. Современное образование как социальная система имеет тенденцию приобретать личностно ориентированную направленность, превращаться в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, которая позволяет личности сознательно выбирать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с ее образовательными потребностями, способностями, гендерными и иными особенностями.
Современная система образования Республики Беларусь формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. Приведем примеры.
В Древней Руси учились, главным образом, у мастеров грамоты, школы действовали при монастырях, церквях. Школ для подготовки учителей не было. Учитель обучался там же, где и его ученики, поэтому обычно знал немногим больше их.
Становление государственной образовательной системы в России связано с социально-экономическими преобразованиями в Российском государстве эпохи правления Петра I в конце XVII – начале XVIII веков. Коренное же реформирование отечественной системы образования началось в начале XIX века после издания Александром I Указа «Предварительные правила народного просвещения» (1802). Основной целью процесса реформирования было создание единой национальной системы образования. Территория страны была разделена на учебные округа, в центре каждого из них располагался один университет, в каждой губернии - одна гимназия, в каждом приходе – одно приходское училище, в уезде – одно уездное училище. В частности, в крупных городах России (Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани) были созданы университеты, которые осуществляли функции центров по руководству и методическому обеспечению учебных заведений. Для детей господствующей элиты были учреждены специальные учебно-воспитательные учреждения – лицеи (в Царском Селе, Ярославле, Нежине). Однако после смерти Александра I темпы развития лицейского образования в России снизились, и к началу XX века этот тип учебных заведений практически прекратил свое существование.
Согласно «Предварительным правилам», в России учреждались в качестве основных типов учебных заведений уездные и приходские училища, гимназии и университеты. Гимназия как высшая ступень среднего образования провозглашалась основным типом учреждений среднего образования, которые являлись бессословными. В рамках образовательных реформ рассматриваемого периода была создана система военного образования, представленная кадетскими корпусами и училищами, а также начала зарождаться сеть частных учебных заведений (различные пансионы).
В целом образовательные реформы в России того времени оцениваются историками образования как масштабные и носящие инновационный характер. В процессе реформ наряду с созданием новых типов учреждений образования разрабатывались новые принципы организации государственной системы образования – централизация и преемственность различных ступеней и форм образования. Первые шаги по реформированию системы образования имели демократическую направленность, но с 1813 г. появились запреты, касающиеся свободного доступа крестьянских детей к начальному и среднему обучению.
По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходили непрерывный рост численности и специализация учреждений образования, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца ХIХ века основной была начальная школа, над которой в дальнейшем стали надстраиваться средние и старшие классы общеобразовательной школы.
В ХIХ веке стала развиваться сеть детских садов и яслей. Кроме того, создавались и развивались специальные средние и высшие учебные заведения для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также специалистов в области культуры, образования и управления. Создавались также общегосударственные и местные органы управления учреждениями образования.
Как указывают отечественные историки педагогики (А.П. Орлова, В.В. Тетерина и др.), в начале ХХ века система образования Беларуси, как и в целом Российской империи, отличалась многотипностью школ, отсутствием преемственности между начальной и средней школой, наличием государственных и частных средних школ, сословно-классовым характером образования, определенным ограничением для лиц женского пола в получении высшего образования. Начальное образование, например, давали народные и городские училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, железнодорожные, городские, общественные школы.
Развивалось профессиональное образование. Сеть среднего образования была представлена мужскими и женскими православными гимназиями, реальными и коммерческим училищами, мужскими и женскими школами первого и второго разрядов. Эти школы были платными и поэтому труднодоступными для детей рабочих. Учительские кадры для начальных школ готовились в женских и мужских учительских семинариях, учительских институтах. Педагогических учебных заведений для подготовки учителей для городских училищ и средних школ в то время в Беларуси не было.
Охарактеризуем нормативно-правовую базу и основные институты современной системы образования Республики Беларусь. Общественные отношения в сфере образования нашей страны регулируются законодательством об образовании – системой нормативных правовых актов, которая включает Конституцию Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные акты законодательства. Основным законодательным документом в области образования является Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), который вступил в силу с 1 сентября 2011 года [4].
Структурно Кодекс состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены как устоявшиеся правовые нормы, так и нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений. Данным нормативно правовым документом определены субъекты образовательных отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности, установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений.
В Кодексе дано определение педагогических работников (профессорско–преподавательского состава) и установлены предъявляемые к ним требования; определены общие условия возникновения образовательных отношений и общие требования к порядку приема лиц для получения образования; установлены меры социальной защиты обучающихся; регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания. В данном нормативно правовом документе закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие), определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также представлены другие аспекты правового регулирования образовательной сферы.
В Кодексе сформулированы принципы (рис. 8) и обозначены основные направления (рис. 9) государственной политики в сфере образования.
Рис. 8 – Принципы государственной политики в сфере образования
Рис. 9 – Основные направления государственной политики в сфере образования
В Кодексе закреплена сложившаяся на практике система образования как совокупность взаимодействующих компонентов (рис. 10), направленных на достижение целей образования, то есть на формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Рис. 10 – Компоненты системы образования Республики Беларусь
Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное образование(рис. 11).
Рис. 11 – Виды образования
В соответствии с видами и уровнями образования система образования включает систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
В системе образования функционируют учреждения образования следующих типов: учреждения дошкольного образования; учреждения общего среднего образования; учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего образования; учреждения специального образования; учреждения дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования взрослых; воспитательно-оздоровительные учреждения образования; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения. При этом учреждения общего среднего образования, учреждения профессионально-технического образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения относятся к учебным заведениям.
Учреждения образования могут быть государственными и частными. Они реализуют образовательные программы основного образования, образовательные программы дополнительного образования, образовательные программы специального образования, программы воспитания (табл. 3).
Таблица 3 – Основные типы учреждений образования в системе образования Республики Беларусь
Тип учреждения образования | Краткая характеристика |
---|---|
Учреждение дошкольного образования | Учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Виды учреждений дошкольного образования: ясли; ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад; санаторный детский сад; дошкольный центр развития ребенка |
Учреждение общего среднего образования | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Виды учреждений общего среднего образования: средняя школа; гимназия; лицей; учебно-педагогический комплекс и другие |
Учреждение профессионально-технического образования | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей. Виды учреждений: профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж |
Учреждение среднего специального образования | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы среднего специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать образовательные программы профессионально-технического образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование. Учреждением среднего специального образования является колледж |
Учреждение высшего образования | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых. Виды учреждений высшего образования: классический университет; профильный университет (академия, консерватория); институт; высший колледж. |
Учреждение дополнительного образования детей и молодежи | Учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Виды учреждений дополнительного образования детей и молодежи: центр (дворец); детская школа искусств |
Учреждение дополнительного образования взрослых | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы послевузовского образования. Виды таких учреждений образования: академия последипломного образования; институт повышения квалификации и переподготовки; институт развития образования; центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов; центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих |
Учреждение специального образования | Учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Виды учреждений специального образования:специальное дошкольное учреждение; специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; иное учреждение специального образования |
На рисунке 12 представлена система и уровни основного образования в возрастном аспекте с указанием наиболее распространенных типов и видов учреждений образования (по [7]).
Рис. 12 – Система основного образования в Республике Беларусь
Охарактеризуем систему общего среднего образования и входящие в нее учреждения образования, в частности начальную, базовую, среднюю школу.
Согласно Кодексу РБ об образовании, общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, умениями и навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Система общего среднего образования включает: участников образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования; образовательные программы общего среднего образования; учреждения общего среднего образования; иные учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы общего среднего образования; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере общего среднего образования.
Общее среднее образование представлено тремя ступенями (рис. 13).
Рис. 13 – Ступени общего среднего образования
На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования. Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.
На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Согласно Кодексу, в системе общего среднего образования функционируют учреждения общего среднего образования разных видов(рис. 14).
Рис. 14 – Виды учреждений общего среднего образования
Охарактеризуем основные виды учреждений общего среднего образования, которые функционируют в системе образования Республики Беларусь(табл. 4).
Таблица 4 – Основные виды учреждений общего среднего образования
Вид учреждения общего среднего образования | Краткая характеристика |
---|---|
Начальная школа | Учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — IV классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью,образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Начальная школа обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни |
Базовая школа | Учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — IX классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Базовая школа на II ступени общего среднего образования призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию |
Средняя школа | Учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Средняя школа на III ступени общего среднего образования завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через факультативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, желаний учащихся и их родителей |
Гимназия | Учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе V — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа начального образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении |
Лицей | Учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе X – XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении |
Учебно-педагогический комплекс | Учреждение общего среднего образования, в котором осуществляются обучение и воспитание на уровнях дошкольного и общего среднего образования или на уровнях общего среднего и среднего специального образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся или подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта. К таковым относятся: ясли–сад– начальная (базовая, средняя) школа, детский сад–начальная (базовая, средняя) школа, базовая (средняя) школа–колледж искусств, гимназия–колледж искусств, средняя школа–училище олимпийского резерва |
Развитие системы общего среднего образования, как и системы образования в целом остается приоритетным в государственной политике в области образования. В последнее десятилетие произошли изменения в организации процесса обучения и воспитания в системе общего среднего образования: ориентация педагогического взаимодействия на развитие личности ученика; внедрение новых, в том числе компьютерных технологий для реализации индивидуализации и дифференциации обучения, повышения самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (шестой день посвящается факультативным и кружковым занятиям, занятиям физкультурой и спортом, воспитательным мероприятиям, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах) и другие.
Перспективы развития системы общего среднего образования связаны с разработкой и внедрением образовательных стандартов; культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплексов нового поколения, включающих электронные учебные пособия; критериев методик оценки качества образования. Предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.
Общее среднее образование в Республике Беларусь характеризовалось в 2014/2015 учебном году следующими показателями: функционировали 3077 учреждений общего среднего образования, в которых обучалось свыше 932 000 учащихся. Кроме того, в Республике Беларусь в этот период действовали 17 санаторных школ-интернатов, 9 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 10 учреждений общего среднего образования частной формы собственности, 17 учреждений общего среднего образования иных министерств и ведомств. В учреждениях общего среднего образования работало 101 078 учителей.
Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала на заседании ЮНЕСКО в 1959 году. В информационном обществе непрерывность образования является одной из социокультурных тенденций, вызывающих необходимость развития всеобъемлющей системы образования в течение всей жизни от раннего детства до зрелого возраста. Более того, социально-профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности XXI века, обеспечивающая ее востребованность и конкурентоспособность в обществе, включает не только способность решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Последние десятилетия характеризуются ускорением обновляемости знаний и технологий в различных сферах деятельности. Современный человек должен непрерывно повышать свой образовательный уровень, профессиональное мастерство, так как полученного среднего и даже высшего образования надолго не хватает.
Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Развитие концепции непрерывного образования выступает важнейшим условием формирования адекватной современному обществу системы образования. Вот почему в каждой стране пытаются создать и реализовать свою модель системы непрерывного образования.
Понятие«непрерывное образование» в мировой педагогике имеет различные значения: «образование через всю жизнь», образование взрослых, «продолжающееся образование», «возобновляемое образование» и другие. Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:
• как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
• как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов и видов: от дошкольных до учреждений послевузовского образования;
• образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;
• как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка [7].
В современной трактовке непрерывное образование – это процесс развития образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой учреждений образования и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Содержание непрерывного образования строится на основе преемственности и многовариантности основного и дополнительного образования. Наряду со знаниями, умениями и навыками в содержание непрерывного образования входит сам процесс образования, то есть овладение знаниями, умениями и навыками, пути и способы самостоятельного добывания, поиска, открытия знаний.
В системе непрерывного образования Республики Беларусь можно выделить две подсистемы: системы основного (общего среднего (рассмотрена выше), профессионально-техниче-ского, среднего специального, высшего, послевузовского) образования (рис. 12) и дополнительного образования.
Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием. В настоящее время в стране функционируют 185 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 70 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий. В 2014 году подготовлено 15,2 тыс. человек (48,3% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации.
Среднее специальное образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием. В республике действуют 219 учреждения среднего специального образования государственной формы собственности и 12 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 128,9 тыс. человек.
Высшее образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности обучающихся (студентов, курсантов, слушателей), их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра. На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации. На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
В Республике Беларусь функционируют 45 государственных (31 университет, 7 академий, 3 института, 4 высших колледжа) и 9 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 384 специальностей высшего образования первой ступени, 229 специальности второй ступени высшего образования. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения. В настоящее время отношение числа студентов к 10 000 чел. населения составляет 383, что соответствует уровню европейских стран.
Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных умений организации и проведения научных исследований, в том числе завершающийся присвоением научной квалификации «Исследователь». Послевузовское образование подразделяется на две ступени: аспирантура (адъюнктура) и докторантура. На 1 января 2014 г. в 118 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучались 4990 человек, из них 4147 – за счет средств республиканского бюджета. В 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, обучались 240 человек, из них 197 – за счет средств республиканского бюджета.
Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по техническому, туристско-краеведческому; эколого-биологическому; физкультурно-спортивному, художественному; культурно-досуговому, военно-патриотическому, естественно-математическому, общественно-гуманитарному и по иным профилям в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (виды: центр (дворец), детская школа искусств) и в других учреждениях основного и специального образования. В Беларуси функционируют свыше 380 центров (дворцов), в которых обучаются свыше 420 000 учащихся; более 500 детских школ искусств, в которых обучаются более 100 000 детей; 134 специализированных учебно-спортивных учреждения, в которых занимается почти 70 000 человек.
Принцип «Образование через всю жизнь» невозможно реализовать в образовании без системы дополнительного образования взрослых. Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие обучающихся (слушателей, стажеров) и удовлетворение их познавательных потребностей.
Повышение квалификации, профессиональную подготовку, стажировку и переподготовку осуществляют 402 учреждения образования, из них 139 учреждений дополнительного образования взрослых, 52 учреждения высшего образования, 46 учреждений среднего специального образования, 165 учреждений профессионально-технического образования. Ежегодно профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировку и переподготовку проходят более 550 тысяч работников. В отрасли «Образование» ежегодно проходит повышение квалификации, переподготовку, стажировку более 60 тысяч работников.
Приоритетными направлениями в повышении квалификации и переподготовке руководителей и специалистов являются вопросы организации инновационной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, антикризисного управления, малого и среднего предпринимательства, деятельности в сфере строительства.
В Республике создана система профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих). Непрерывное профессиональное обучение осуществляется по 5,5 тысячам профессий рабочих (служащих). Ежегодно в учреждениях (подразделениях) дополнительного образования взрослых проходят обучение около 10 тыс. человек из числа безработных.
Министерством образования создана единая система специальностей переподготовки и профилей (направлений) образования повышения квалификации кадров во взаимосвязи с системой специальностей трех уровней основного профессионального образования: высшего, среднего специального и профессионально-технического. В дальнейшем система дополнительного образования взрослых будет развиваться в соответствии с потребностями инновационного развития страны на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, интеграции профессионального образования, науки и производства.
Анализ состояния системы образования Республики Беларусь позволяет определить направления и пути ее дальнейшего развития и совершенствования:
• опережающее развитие образования как условие развития человеческого потенциала, экономики и социальной сферы страны;
• совершенствование законодательной базы функционирования образования;
• обновление содержания образования, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы;
• обеспечение интеграции образования, науки и производства;
• совершенствование кадрового обеспечения системы образования;
• обеспечение социальной защиты работников образования;
• опережающее внедрение современных коммуникационных и информационных технологий;
• создание национальной системы оценки качества образования [8].
Непрерывное образование осуществляется как в процессе специально организованного обучения и воспитания в учреждениях образования, так и в ходе самообразования. Самообразование– освоение знаний, умений, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре, способом разностороннего развития индивида. Исследователями (М.М. Князева, В.Д. Диденко) выделены функции самообразования (рис. 15).
Рис. 15 – Функции самообразования
Источниками самообразования выступают все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям, обучение на разных курсах, хобби и другие. Общими механизмами самообразования являются самопознание, самопобуждение, прогнозирование профессионального и личностного роста, самореализация, рефлексия. Результатами самообразования могут быть развитие интеллектуальной, нравственной, коммуникативной и иных сфер личности, повышение ее профессиональной компетентности, профессиональная самореализация и другие.
Вопросы непрерывного образования, профессионального самообразования педагога будут рассмотрены в соответствующих темах.
1. Охарактеризуйте образование как социокультурный феномен. Обоснуйте функции образования.
2. Определите понятие «образование» с учетом всех его аспектов.
3. Какова роль образовательных парадигм в развитии культуры общества? Дайте краткую характеристику образовательных парадигм, которые формировались в мировой и отечественной педагогике на протяжении веков.
4. Назовите основные социокультурные (внеобразовательные и собственно образовательные) тенденции, оказывающие влияние на развитие и модернизацию образования.
5. Сформулируйте цели и задачи образования в информационном обществе.
6. Опишите традиционную и инновационную модели образования.
7. Каково содержание понятий «компетенция», «компетентность»? Какие подходы к классификации и определению структуры компетенций вам известны?
8. Раскройте сущность компетентностного подхода в образовании. Докажите, что компетентностный подход лежит в основе инновационной модели образования.
9. Охарактеризуйте Кодекс Республики Беларусь об образовании как основной нормативно-правовой документ в области образования. Каковы принципы и основные направления государственной политики в сфере образования?
10. Выделите структурные компоненты системы образования Республики Беларусь. Какие виды образования можно освоить в системе образования?
11. Назовите и охарактеризуйте основные типы учреждений образования, которые функционируют в системах основного, дополнительного и специального образования Республики Беларусь.
12. Представьте в виде схемы систему основного образования. Охарактеризуйте ступени и виды учреждений общего среднего образования.
13. Раскройте содержание понятия «непрерывного образования» в различных аспектах. Докажите, что система образования Республики Беларусь является системой непрерывного образования. Определите направления ее дальнейшего развития и совершенствования.
14. Обоснуйте положение о том, что самообразование является средством развития личности. Какие возможности для осуществления самообразования предоставляет вам образовательная среда вуза (факультета), в котором вы обучаетесь?
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – С. 29−31; 62−78.
2. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. Гл. 8. «Общая характеристика и направления реализации Подпрограммы 2 «Развитие системы общего среднего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. – Дата доступа: 21.02.2019.
3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 4 мая. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. – Дата доступа: 21.02.2019.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. − Дата доступа: 11.12.2018.
5. Концепция развития педагогического образования на 2015− 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.mspu.by/dok/mo/koncepciya.pdf. − Дата доступа: 20.02.2019.
6. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 c.
7. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2859. – Дата доступа: 22.02.2019.
8. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 17.02.2019.
9. Хуторской, А.В.Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – Дата доступа 22.02.2019.