Модуль 11. Профессиональное самообразование педагога


Способность к самообразованию и саморазвитию – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни.

В.И. Слободчиков

Требования к компетентности по теме

• знать различные трактовки непрерывного образования; понимать сущность и значение непрерывного образования как средства развития личности;

• раскрывать сущность, функции, содержание, способы профессионального самообразования, называть его источники; уметь использовать эти источники для личностного и профессионального самообразования;

• понимать сущность профессионального самовоспитания, иметь представление об его этапах;

• знать и характеризовать методы самовоспитания, уметь применять их в своем самовоспитании;

• составлять и осуществлять программу профессионального самообразования.

Основные вопросы

1. Непрерывное образование как средство развития личности. Профессиональное самообразование в системе непрерывного образования.

2. Профессиональное самообразование педагога, его источники и уровни.

3. Профессиональное самовоспитание педагога: методы, этапы, программа.

Рекомендуемая литература

1. Непрерывное образование как средство развития личности. Профессиональное самообразование в системе непрерывного образования

Идея о непрерывном образовании впервые прозвучала на заседании ЮНЕСКО в 1959 году. В информационном обществе непрерывность образования является одной из социокультурных тенденций, вызывающих необходимость развития всеобъемлющей системы образования в течение всей жизни от раннего детства до зрелого возраста. Более того, социально-профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности XXI века, обеспечивающая ее востребованность и конкурентоспособность в обществе, включает не только способность решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Последние десятилетия характеризуются ускорением обновляемости знаний и технологий в различных сферах деятельности. Современный человек должен непрерывно повышать свой образовательный уровень, профессиональное мастерство, так как освоенного содержания среднего и даже высшего образования не хватает надолго.

Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Развитие концепции непрерывного образования выступает важнейшим условием формирования адекватной современному обществу системы образования. Вот почему в каждой стране пытаются создать и реализовать свою модель системы непрерывного образования.

Понятие«непрерывное образование» в мировой педагогике имеет различные значения: «образование через всю жизнь», образование взрослых, «продолжающееся образование», «возобновляемое образование» и др. Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:

• как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;

• как образование, осваиваемое в учреждениях образования всевозможных типов и видов: от учреждений дошкольного образования до учреждений послевузовского образования;

• образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;

• как образование взрослых за пределами базового образования, освоение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка [6].

В современной трактовке непрерывное образование – это процесс развития образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой учреждений образования и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Содержание непрерывного образования строится на основе преемственности и многовариантности основного и дополнительного образования. Наряду со знаниями, умениями и навыками в содержание непрерывного образования входит сам процесс образования, то есть овладение знаниями, умениями и навыками, пути и способы самостоятельного поиска, открытия и усвоения знаний.

Непрерывное образование осуществляется как в процессе специально организованного обучения и воспитания в учреждениях образования, так и в ходе самообразования.

Самообразование – освоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре, способом разностороннего развития индивида

Исследователями выделены функции самообразования (рис. 33).

Рис. 33 – Функции самообразования

Источниками самообразования выступают все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям, обучение на разных курсах, хобби и другие.

Общими механизмами самообразования являются самопознание, самопобуждение, прогнозирование профессионального и личностного роста, самореализация, рефлексия. Результатами самообразования могут быть развитие интеллектуальной, нравственной, коммуникативной и иных сфер личности, повышение ее профессиональной компетентности, профессиональная самореализация и др.

Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

• овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

• профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий;

• осмысление (рефлексию) собственного социально-профессионального опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

Самообразование реализует потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. В основе профессионального образования лежит потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни, обусловленные педагогической позицией по отношению к самому себе. Педагогическая позиция индивида по отношению к самому себе есть устойчивая система его отношений к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию (по И.И. Казимирской).

Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний, методов, используемых для решения профессиональных задач (интеллектуальная рефлексия); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностная рефлексия); методологическую смелость, позволяющую отказываться от выверенных, но исчерпывающих свои объясни-тельные и прогностические возможности средств, методов работы; потребность и способность ставить новые цели и разрабатывать новые программы их достижения.

2. Профессиональное самообразование педагога, его источники и уровни

Профессиональное самообразование педагога может рассматриваться в контексте методической работы в учреждении общего среднего образования. Методическая работа в учреждении образования — это деятельность всех субъектов управления учреждением образования (директор, его заместители, педагоги и др.), направленная на повышение квалификации педагогов, их профессиональной компетентности. Профессиональное самообразование педагога является одной из форм методической работы учреждения образования, а способность, готовность и умения профессионального самообразования педагога выступают важным компонентом его профессиональной компетентности.

Под профессиональным самообразованием педагога традиционно понимают его личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных образовательных целей и задач: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение профессиональной квалификации.

Профессиональное самообразование педагога включает в качестве возможных направлений общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование педагога предполагает осмысление как собственной педагогической деятельности, так и в целом педагогического опыта, педагогической культуры общества. Самообразование педагога можно рассматривать в двух значениях: 1) «самообуче-ние» и «самовоспитание» и 2) «самосозидание» («самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности педагога в продуктивную, приближающуюся к творчеству.

Фундамент профессионального самообразования так же, как и будущей профессиональной карьеры, закладывается в период обучения в вузе.

Источниками профессионального самообразования педагога являются:

• научная, научно-популярная, психолого-педагогическая, методическая и иная литература, периодическая печать, СМИ, Интернет;

• исследовательская деятельность (конкурсные, курсовые, дипломные проекты);

• обучение на различных курсах (курсы стенографии, иностранного языка, ораторского мастерства, тренинги и др.), в том числе освоение образовательных программ дополнительного образования взрослых;

• работа по основной или сопутствующим специальностям;

• хобби (занятие теми или иными видами искусства, спортом, туризмом и т.п.).

Источником самообразования будущего учителя наряду с вышеназанными выступает окружающая действительность: люди (преподаватели, однокурсники и др.) и события. Любую информацию, попадающую в поле зрения, важно преобразовывать в полезную для себя и будущей профессии [2].

Содержание профессионального самообразования учителя образуют психолого-педагогические и специальные знания; основы научной организации педагогического труда, общая культура, спроецированная в сферу профессиональной деятельности и т.п. В соответствии с содержанием профессионального самообразования выделяются его основные направления (рис. 34).

Рис. 34 – Направления профессионального самообразования педагога

Важно, чтобы самообразование педагога было целенаправленным, планомерным и систематическим. В пособии А. А. Глинского [3] приводится примерный план самообразования педагога. В подобном плане может быть представлена следующая информация (разделы, направления деятельности):

1. Тема по самообразованию (определяется на основании результатов самодиагностики, рекомендаций администрации, руководителя методического формирования, с учетом темы исследования учреждения образования и т.д.).

2. Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.

3. Структура плана:

• Задачи деятельности по каждому направлению.

• Содержание деятельности.

• Сроки реализации запланированного.

• Форма представления результатов работы.

• Итоги работы по данному направлению (где, кем, когда будут заслушиваться и т. п.)

• Пути дальнейшей работы по данному направлению.

4. Направления деятельности:

• Изучение литературы по теме самообразования.

• Ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме.

• Проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования.

• Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы.

• Формирование авторской дидактической системы.

• Проведение открытых учебных занятий.

• Самоанализ работы.

Проведенные психолого-педагогические исследования позволили выделить четыре уровня профессионального самообразования педагогов (рис. 35).

Рис. 35 – Уровни профессионального самообразования педагогов

Достижению более высокого уровня профессионального самообразования способствуют следующие условия: реализация в процессе самообразования потребности педагога в саморазвитии; владение педагогом способами самопознания, самоанализа педагогического опыта, наличие у него развитой способности к рефлексии; открытость педагога для изменений, готовность к педагогическому творчеству, наличие возможностей заниматься исследовательской, поисковой деятельностью.

Важным условием эффективного самообразования педагогов в современных условиях становится информационная поддержка этого процесса с помощью интернет-технологий (получение информации о выставках и олимпиадах, нормативных документах и учебных пособиях; обмен методическими материалами, проведение дискуссий и т.п.), а также путем создания в учреждениях образования информационных центров.

Составной частью профессионального самообразования наряду с самообучением является профессиональное самовоспитание.

3. Профессиональное самовоспитание педагога: методы, этапы, программа

Самосовершенствование педагога в области профессиональных знаний и умений взаимосвязано с его личностным ростом, то есть с самовоспитанием. Компетентность педагога в области самовоспитания проявляется в его устойчивой потребности работать над собой и в умениях формулировать цели самовоспитания (в виде профессионально-личностных качеств, совершенствование которых необходимо или желательно), составлять программу самовоспитания, применять оптимальные методы, приемы, средства самовоспитания, определять критерии и показатели сформированности профессионально-личностных качеств, осуществлять их самодиагностику.

Профессиональное самовоспитание педагога предполагает его сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств, которая осуществляется в следующих направлениях:

1) адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности;

2) постоянное повышение профессиональной компетентности;

3) непрерывное развитие социально-нравственных и других качеств личности [2].

Рассмотрим кратко психологические основания самовоспитания. Самовоспитание сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных, в том числе профессионально значимых, свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Способность индивида к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания. Самосознание – это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание включает акт познания. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий освоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании.

Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексияэто обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией», тем самым оно регулирует поведение человека. Следовательно, «Я-концепция» личности играет важную роль в ее самовоспитании и воспитании.

«Я-концепция» (по Р. Бернсу) – совокупность всех представлений личности о себе («Я-образ»), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальная поведенческая реакция.Самопознание включает в первую очередь познание своей «Я-концепции». Для этого индивид наблюдает за собой, анализирует свои состояния и т. п. Кроме того, он познает свои потребности и их субъективные выражения (влечения, желания, интересы и т. д.), а также мотивы своих поступков, поведения в целом.

Таким образом, результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и другое. Результаты самопознания – знания о себе реальном. Они обогащают «Я-концепцию», изменяют ее в сторону адекватности реальному «Я».

Самопознание – это своеобразное размышление о себе, о своей деятельности, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, обществом. Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него определенные психологические знания. К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и т.д.), искусство. Основное средство самопознания – деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например, в дневниках. Самопознание – первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. В процессе самовоспитания условно выделяют несколько этапов.

I этап – осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ (например, анализ своего опыт), самооценка, самоконтроль. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику самому себе. При этом важно выявить как положительные, так и отрицательные качества и недостатки. Первые помогают решать профессиональные задачи на высоком уровне, а вторые важно знать с целью их преодоления и коррекции.

Профессиональное самопознание педагога предполагает выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания, сферу интересов и способностей. В виду важности для педагога коммуникативных умений познание должно идти по линии выявления уровня общительности (например, текст В.Ф. Ряховского), перцептивных умений, умений слушать собеседника, выступать перед аудиторией, управлять общением и других умений педагогической техники. Не менее важно определить самооценку профессиональных качеств (на основе ранжирования профессионально значимых качеств), а также выявить уровень направленности на педагогическую профессию. Знание педагогом своих сильных и слабых сторон позволяет ему правильно поставить цели самовоспитания.

II этап – выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к формированию необходимых и желательных для нее качеств и свойств. Процесс самопрограммирования развития личности будущего педагога суть материализация им своего прогноза о возможном совершенствовании своей личности.

Программа профессионального самовоспитания первокурсника может состоять из трех разделов: самопознание; овладение умениями учебной работы в вузе; деятельность по самовоспитанию. Составлению такой программы способствует выработка правил жизни (принципов поведения и деятельности), которыми будущий учитель будет стремиться руководствоваться.

После составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

III этап – реализация программы самовоспитания. Будущему педагогу следует осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. При этом важно давать оценку своих усилий. Наиболее эффективными методами и приемами самовоспитания являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями); самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий); самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время).

Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

IV этап – оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («Чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия «непрерывное образование» в различных аспектах.

2. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование и самообразование являются средствами развития личности.

3. Раскройте сущность понятия «профессиональное самообразование педагога». Каковы функции самообразования?

4. Охарактеризуйте источники, содержание, направления профессионального самообразования педагога.

5. Почему важно, чтобы самообразование педагога было целенаправленным, планомерным, систематическим?

6. Какие возможности для осуществления самообразования предоставляет вам образовательная среда вуза (факультета), в котором вы обучаетесь?

7. Охарактеризуйте возможные этапы и методы профессионального самовоспитания будущего учителя.

8. На основе учебного материала по данной теме составьте план (программу) самообразования (самовоспитания) на ближайшее время.

Рекомендуемая литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 150–168.

3. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общего среднего образования и системы повышения квалификации / А.А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. — 252 c.

4. Зубра, А.С. Самосовершенствование – путь к успеху / А.С. Зубра. – Минск: Дикта, 2011. – 331 c.

5. Михайлова, Н.С. Основы самообразовательной деятельности / Н.С. Михайлова. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 230 c.

6. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 226–237.

7. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. О.Л. Жук. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2859. – Дата доступа: 19.02.2019.

8. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь: Содействие, 2012. ‒ С. 95-99.

9. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 16.02.2019.