• знать и содержательно интерпретировать понятия «педагогический потенциал», «направленность личности педагога», «педагогические способности»; уметь установить связи между ними;
• понимать сущность, аспекты рассмотрения, структуру и пути формирования педагогического потенциала;
• осуществлять классификацию педагогических способностей;
• знать и характеризовать основные педагогические способности; рефлексировать и оценивать уровень развития их у себя.
1. Педагогический потенциал: понятие, структура, условия формирования.
2. Понятие о педагогических способностях. Общие и специальные способности педагога.
3. Подходы к классификации педагогических способностей.
4. Характеристика основных педагогических способностей.
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 92–101.
3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: Знание, 1985. – 32 c.
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 242–249.
5. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 22.02.2019.
6. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 1, 2.
7. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 544 c.
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1 Изучите материалы лекций (модуль 7) (в соответствии с вопросами семинара).
Осуществите самоконтроль, выполнив следующие задания.
1. Определите понятия «педагогический потенциал», «педагогические способности». Установите связь между ними.
2. Назовите основные группы педагогических способностей. Кратко их охарактеризуйте.
3. Приведите примеры общепедагогических способностей и специальных педагогических способностей в соответствии с Вашей специальностью.
4. Оцените наличие и уровень развития ваших общих и специальных педагогических способностей. Учтите эту самооценку при составлении программы профессионального самообразования.
1.2 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).
1.3 Заполните таблицу «Специальные педагогические способности учителя» (по Вашей специальности). Подготовьтесь к комментированию таблицы на занятии. Осуществите самооценку уровня развития этих способностей (высокий уровень – 3; средний уровень – 2; низкий уровень – 1).
Таблица – Специальные педагогические способности учителя
Способность | Краткая характеристика | Самооценка |
---|---|---|
1.4 Составьте «портрет» педагога Вашей специальности, обладающего высоким уровнем профессионального мастерства и профессионально-педагогической культурой. Выделите педагогические способности и умения, которыми он обладает. Подготовьтесь к презентации и защите этого «портрета» на занятии.
Примечание: задание выполняется в малых группах (3-4 чел.)
2.1 Содержательная интерпретация понятий: «педагогический потенциал», «педагогические способности», «индивидуальный стиль педагогической деятельности».
2.2 Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1–1.4.
2.3 Итоговая рефлексия:реализация методического приема «Обоснование тезиса».
Тезис задается высказыванием: «Учителем надо будет родиться и только после этого – стать» (Р. Рождественский).
Презентация– это целенаправленный коммуникационно-информационный процесс. Презентация выступает средством представления и передачи аудитории определенного материала. Вследствие особенностей человеческого восприятия эффективность демонстрации достигается с помощью слайдов, которые в ходе презентации докладчик показывает для иллюстрации своих идей. Термин «слайд» используется для обозначения единицы визуального материала. Слайд– логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции.
Компьютерная презентация – набор слайдов, объединенных одной идеей и хранящихся в общем файле.
3.2 Методический прием «Обоснование тезиса».
Алгоритм реализации:
1. Студентам предлагается для обоснования тезис.
2. Индивидуальная работа студентов над выдвижением аргументов.
3. Заслушивание и обсуждение аргументов.