• знать и раскрывать сущность, структуру, функции педагогической деятельности; устанавливать связи между структурными компонентами педагогической деятельности;
• понимать сущность преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности; определять сходство и различие между ними;
• раскрывать содержание понятий «профессионально-педагогическая компетентность учителя», «педагогические способности», «педагогические умения», уметь соотносить эти понятия;
• знать и характеризовать основные педагогические умения; рефлексировать и оценивать уровень их сформированности у себя.
1. Профессиональная педагогическая деятельность: понятие, структура.
2. Виды профессионально-педагогической деятельности.
3. Преподавание и воспитательная работа, их сравнительная характеристика.
4. Педагогические умения учителя в структуре его профессионально-педагогической компетентности.
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 60–75.
3. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 58–71.
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 171–187.
5. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И.С. Сергеев. – Спб: Питер, 2004. – 316 c.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов учреждений высшего образования специальностей профиля А Педагогика / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь: Содействие, 2018. – С. 23–30.
7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 25.02.2019.
8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 1, 2.
Учебно-исследовательские и творческие задания
1.1 Изучите материалы лекций (модули 6, 7) в соответствии с вопросами семинара.
1.2 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).
1.3* Найдите высказывания известных педагогов, представителей науки, писателей и др. о педагогической деятельности, педагогических умениях учителя и подготовьтесь к их обсуждению на занятии. Примеры высказываний приведены ниже.
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие (Д.И. Писарев).
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный (Д.С. Лихачев).
1.4 Прочитайте тексты о деятельности педагога (раздел III)
• выделите основные идеи;
• выразите свое мнение о прочитанном;
• письменно ответьте на вопросы.
1.5* Осуществите сравнительный анализ преподавания и воспитательной работы как основных видов профессионально-педагогической деятельности. Результаты представьте в таблице.
1.6 Решите педагогические задачи
• ознакомьтесь с педагогической ситуацией;
• ответьте письменно на вопросы.
№ 1. Героиня повести Ю. Яковлева Таня, не из «легких» учениц. К тому же она влюбилась в одноклассника. И вот, что произошло: Тяня оглянулась. Генриетта Павловна заметила, что девушка смотрит не на доску и не слушает объяснений. Некоторое время учительница наблюдала за Таней. Потом она сказала ледяным голосом: «Вьюник, не смотри на Князева».
Развязка ситуации оказалась неожиданной. Когда Таню вызвали к доске под ядовитый смешок класса, она вместо необходимого текста написала на доске: «Генриетта Павловна, вы злой, холодный человек. Я ненавижу вас». Получив от учительницы урок нетерпимости, девушка ответила ей тем же. (По: Введение в педагогическую деятельность /А.С. Роботова и др. – М., 2000. – С. 25-26).
Отсутствие каких педагогических умений продемонстрировала учительница в общении с Таней? Как иначе учительница могла сделать замечание Тане?
Какое влияние оказывает стиль общения данного педагога на класс? В чем это проявилось на уроке?
№ 2. Выпускница педагогического вуза Марина оформляла кабинет, размышляла, как она начнет преподавать. «Нет, она даст им самого настоящего, подлинного Пушкина, а потом и Лермонтова, Гоголя! Сделает так, чтобы здесь действительно культивировались красота и благородство». Марина до деталей обдумывала свой костюм, «старалась почувствовать роль, которую будет играть». Она была образованной девушкой: хорошо знала литературу, поэзию, театр, собиралась в дальнейшем заняться научно-исследовательской деятельностью. И вот ее первый урок в восьмом классе. Это был крах ее ожиданий, надежд, иллюзий. «Легкие, как стихи, слова» никто не хотел слушать. Класс был погружен в свои заботы и развлечения:
– Портфель, мой портфель!
– Держи, держи его.
– Васька, какой ты толстый!
– Передача вперед. Тюков, лови!..
Она хотела рассказать, заинтересовать, мыслила перед ними. А они совсем не похожи на тех тонких, отзывчивых детей, с которыми она, вожатая, играла когда-то. Зачем им поэты? Настоящие питекантропы! Нет, она не хочет ставить их в угол, быть надсмотрщиком. Она противница всяческого насилия, не будет заставлять себя слушать… (По: Введение в педагогическую деятельность /А.С. Роботова и др. – М., 2000. – С. 32–33).
Почему не получился урок, к которому Марина так тщательно готовилась?
Какими профессионально-педагогическими умениями Марина уже обладает, а над какими ей необходимо ещё работать? Ответ обоснуйте.
№ 3. Учительница математики строит свои уроки методически правильно. Но решение экспериментальных задач идет почему-то плохо. Учительница нервничает, раздражается, подгоняет учащихся. Одна из учениц, запутавшись в записи уравнения, достает учебник. Учительница мгновенно оказывается возле девочки, вырывает учебник, кричит: «Ленивые, неспособные, невоспитанные»… После урока жалуется классному руководителю на учащихся и никак не может понять, где причины ее неудач. (По: Кондратенков, А.Е. Труд и талант учителя / А.Е. Кондратенков. – М., 1985. – С. 56.).
Определите причины неудач учительницы математики.
Охарактеризуйте педагогические умения и в целом профессионально-педагогическую компетентность учительницы.
1.7 Проверьте себя
№ вопроса | Содержание вопроса | Варианты ответов |
---|---|---|
1. | Укажите термин, которым обозначается вид трудовой деятельности: 1) направленный на создание условий для развития личности обучающихся педагогическими средствами; 2) предполагающий владение комплексом специальных педагогических знаний и умений, освоенных в результате профессионального образования |
a) педагогические умения |
б) профессионально-педагогическая компетентность | ||
в) педагогическая профессия | ||
г) педагогические способности | ||
2. | Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности, а также направленности (система ценностей и др.) его личности обозначается термином | a) педагогические умения. |
б) педагогические способности | ||
в) профессионально-педагогическая компетентность | ||
педагогическая профессия | ||
3. | Укажите наиболее правильный ответ. Педагогическая деятельность, включающая создание воспитательной среды, организацию и управление разнообразными видами деятельности учащихся с целью их разностороннего развития, называется |
a) педагогической профессией |
б) воспитательной работой | ||
в) учебно-методической работой | ||
г) преподаванием | ||
4. | Укажите наиболее правильный ответ. Педагогическая деятельность, направленная на организацию и управление учебно–познавательной деятельностью учащихся и создание учебной среды, называется |
a) воспитательной работой |
б) преподаванием | ||
в) педагогической профессией | ||
г) учебно-методической работой |
2.1. Содержательная интерпретация понятий: «профессионально-педагогическая деятельность», «преподавание», «воспитательная работа».
2.2. Обсуждение в малых группах и представление академической группе результатов выполнения заданий 1.2–1.7.
2.3. Итоговая рефлексия: реализация метода «Завершите фразу»:
«Основными отличиями воспитательной работы от преподавания являются ...»
3. Тексты к заданию 1.3
3.1.1 К.П. Яновский (1822–1902): «Деятельность учителя […] станет тогда плодотворна, когда он, получив надлежащую к ней подготовку, будет поставлен в условия, благоприятные не только для сохранения, но и для правильного развития своей энергии. К таким условиям принадлежат: 1) посильная его работа с учениками в учебном заведении; 2) посильная его работа домашняя, заключающаяся главным образом в пересмотре письменных работ учащихся и в приготовлении себя к предстоящему преподаванию предмета в заведении; 3) материальное обеспечение учителя и его семьи во время его службы и по прекращении её; 4) положение его в обществе; 5) самоусовершенствование посредством самообразования и 6) его правильный образ жизни, основанный на началах гигиены и нравственности […]» (По: Антология педагогической мысли России второй половины XIX–начала XX в. – М., 1990. – С. 465–466).
• Актуальны ли сегодня представления К.П. Яновского об условиях эффективности (плодотворности) деятельности учителя? Ответ обоснуйте.
• Дополните список условий результативности (продуктивности, плодотворности) педагогической деятельности, представленный в тексте.
3.1.2 «… Юрий Дмитриевич Дмитриев появился у нас после окончания МГУ. Он преподавал у нас литературу. И преподавал превосходно. Но самое замечательное происходило после уроков. Он пришел к нам как учитель. А стал нашим собеседником. После уроков, уже не связанные школьным расписанием, мы без всякого регламента могли говорить с ним обо всем. Фактически он был ненамного старше нас. Нам было очень интересно с ним, но мы ощущали, что ему тоже интересно с нами. Какие только вопросы не обсуждали мы! Мы спорили о том, что такое истина и почему она непременно конкретна. Мы выясняли, отчего, начав с защиты завоеваний Французской революции, Наполеон надел на себя корону и превратился в захватчика. Темы могли быть подсказаны самыми различными обстоятельствами: фактом, услышанным на уроке, только что прочитанным романом, просмотром какого-нибудь кинофильма или спектакля. Мы могли сегодня говорить о перспективах перехода человечества на искусственную пищу, а завтра фантазировать, что было бы, если бы вопреки историческим условиям пугачевскому восстанию удалось победить.
Помню, как-то возник и не завершился у нас разговор об отношении к природе. Во время него учитель привел какое-то высказывание Руссо. И к следующей встрече с ним я уже пришел, познакомившись со знаменитой «Исповедью». Многое в этой книге оставалось мне тогда малопонятным. И все-таки положа руку на сердце я могу сказать, что кое-что уже тогда вынес из нее для себя.
Сейчас я порою спрашиваю себя: а почему до появления Юрия Дмитриевича мы сами не собирались после тех же занятий, чтобы обменяться мнениями о том, что уже входило в круг наших запросов, волновало, тревожило ум? Разве и раньше не давали нам уроки пищу для размышлений? Разве и раньше не затрагивали нас романы и стихи, кино и театр? Можно было бы ответить так: учитель, более взрослый и знающий, чем мы, человек, требовался для наших общих бесед, как требуется компетентный арбитр для спортивного матча. И все-таки в таком ответе была лишь доля истины. Шутливый афоризм гласит: можно стоять по горло в пруду и думать, что тебе море по колено. Без нашего учителя в такое положение рисковали попасть и мы. Юрий Дмитриевич обладал способностью представить проблему как бы стереоскопически. Там, где вначале виднелась лишь плоскость, появлялся объем. Там, где на первый взгляд лежала лишь гладкая поверхность, возникало множество совершенно неожиданных граней. Это-то все время и подогревало нас. Если бы не такой собеседник, как наш учитель, первоначальный интерес к тому или иному вопросу у нас слишком быстро бы иссяк. Ведь из нашего поля зрения неизбежно выпали бы многие и многие еще невидимые нам аспекты. Очень нужен был всем нам Юрий Дмитриевич для того, чтобы активизировать наше юношеское стремление исследовать.
Мне же общение ним оказалось вдвойне необходимым. В тот год, когда пришел к нам Юрий Дмитриевич, я потерял родителей. Я жил один и кончал школу. Я не был белоручкой. Я убирал комнату, готовил обед. Но родительской заботы, домашней ласки мне недоставало не меньше, чем самому избалованному маменькиному сынку. И с каждым днем все больше не хватало мне того внимания к моему внутреннему миру, которое я всегда встречал в семье. Юрий Дмитриевич часто навещал меня. Он проходил на кухню и смотрел, вымыта ли посуда, вычищены ли кастрюли. Но в руках его вместе с вкусно пахнущим свертком непременно оказывалась новая книга или свежий журнал. Я тоже бывал у него дома. И от обеденного стола мы по знакомому маршруту переходили к письменному, чтобы начать какой-нибудь долгий, но отнюдь не досужий разговор. Я не льщу себя надеждой, что Юрий Дмитриевич находил во мне что-то особенное. Лишь обстоятельства сблизили его со мной больше, чем с другими из учеников. Все так же горевал я без отца, все так же тосковал о маме. Но взрослый человек, стимулирующий мои духовные стремления, у меня уже был.
Мы часто ходили в музеи, посещали выставки. Учитель руководил моим чтением. Я увлекался техникой, но это не помешало мне приохотиться и к исторической литературе, а затем и к экономической. Я уже не удовлетворялся хрестоматиями. Впервые я начал чувствовать всю прелесть первоисточника. У Юрия Дмитриевича была привычка выписывать особенно понравившиеся ему мысли. Я тоже стал делать это. Школа дала мне, как и моим товарищам, солидные знания. Юрий Дмитриевич вызвал жажду все время узнавать. Мы все как-то лучше поняли, какая огромная кладовая мудрости передается нам в наследство.
Сейчас Юрий Дмитриевич Дмитриев — известный детский писатель. И вместе с его книгами снова входит в дом и школу необыкновенный собеседник. Он рассказывает ребятам о том, как жил и о чем мечтал чудесный американский поэт-революционер Джо Хилл, знакомит их с проблемами современной бионики. Его «Большая книга леса» известна каждому школьнику. Его двухтомником «Человек и животные» зачитываются юные натуралисты. Иногда Дмитриева называют писателем-историком, иногда биологом. А он остается педагогом». (По: Анин Б.И. Учитель моей в моей жизни / Б.И. Анин. – М., 1977. – С. 76–78).
• В основу данной новеллы из сборника «Учитель в моей жизни» положены воспоминания одного из бывших учеников Ю.Д. Дмитриева. Автор сборника Б.И. Анин назвал ее «Собеседник». Почему?
• О каких личностных и профессиональных качествах и умениях педагога мы узнаём из этого рассказа? Какую роль сыграл учитель в жизни своего ученика?
• Охарактеризуйте социальную и профессиональную позицию педагога Ю.Д. Дмитриева.
• Можно ли утверждать, что учитель обладает профессионально-педагогической компетентностью? Ответ обоснуйте, используя соответствующие материалы лекций.