• знать объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии, уметь обосновывать роль профессии педагога в обществе;
• знать и раскрывать содержание понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель»; уметь соотносить эти понятия;
• знать сущность педагогической профессии, характеризовать ее особенности;
• знать и раскрывать социальные и профессиональные функции педагога;
• характеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога;
• уметь рефлексировать и оценивать уровень сформированности у себя качеств, представленных в профессиограмме педагога;
• содержательно интерпретировать понятие «профессионально-педагогическая компетентность»; называть ее структурные компоненты; понимать и раскрывать сущность направленности личности педагога.
1. Профессия педагога: возникновение, сущность, особенности.
2. Социальные и профессиональные функции педагога.
3. Профессионально значимые качества личности педагога.
4. Профессионально-педагогическая компетентность: понятие, компоненты.
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 8–24; С. 76–80.
3. Выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10.2011 № 105 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/Post_105.pdf. – Дата доступа: 20.02.2019.
4. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 30–57.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 231–261.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: конспект лекций для студентов учреждений высшего образования специальностей профиля А Педагогика / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь: Содействие, 2018. – С. 16–22.
7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 20.02.2019.
8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 1, 2.
1.1 Изучите материалы лекций (модули 3, 4) по теме семинара. Осуществите самоконтроль с помощью вопросов и заданий для самоконтроля.
1.2 Подготовьтесь к обсуждению высказываний об учителе и требованиях к нему.
а) выберите три наиболее понравившиеся высказывания и аргументируйте свой выбор;
б) прокомментируйте высказывания, с которыми вы согласны не в полной мере.
Главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, дабы воспитать у них человечность (Я.А. Коменский).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаешь (В.О. Ключевский).
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность (Д.И. Менделеев).
Педагоги должны быть воспитанными и образованными людьми, должны постоянно самосовершенствоваться(П.П. Блонский).
Ни один учитель не может быть универсальным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый […] способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на воспитанников.(В.А. Сухомлинский).
Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности (Ш.А. Амонашвили).
1.3 Прочитайте текст (см. текст 3.1 о профессии педагога и его личностно-профессиональных качествах):
• выделите основные идеи;
• выразите свое мнение о прочитанном;
• письменно ответьте на вопросы.
1.4 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).
1.5 Напишите реферат на одну из предложенных тем. Подготовьтесь тезисно изложить его содержание на семинаре.
Темы рефератов:
1) К.Д. Ушинский о системе подготовки учителя.
2) В.А. Сухомлинский о профессии учителя.
3) История становления педагогической профессии.
Примечание: обязательно выполняется только одно из заданий 1.4, 1.5.
1.6 Решите педагогическую задачу
• ознакомьтесь с педагогической ситуацией;
• ответьте письменно на вопросы.
№ 1. Известныйотечественный ученый–педагог И.Ф. Харламов писал:«Всякая профессиональная деятельность требует от человека определённой склонности, необходимых физических и психических данных, соответствующего личностного развития. Например, лётчик должен обладать хорошим зрением, слухом, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, наряду с физическим и психическим здоровьем, хорошими речевыми данными, уравновешенностью нервной системы также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности и т.д. Всё это поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические учебные заведения определение их профессиональной пригодности не предусмотрено. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных».
Согласны ли вы с И.Ф. Харламовым в том, что введение тестирования на профессиональную пригодность при наборе студентов на педагогические специальности сократит поступление в школу учителей, заведомо профессионально непригодных?
Каждый ли поступающий в педагогическое учебное заведение становится настоящим педагогом? Почему?
Очевидно, что существует противоречие между массовой потребностью в десятках тысяч педагогов-профессионалов и уникальностью требований к их деятельности. Каковы пути разрешения этого противоречия?
1.7 Ознакомьтесь с перечнем профессионально-значимых качеств и классифицируйте их на необходимые, желательные, мешающие (снижающие эффективность) и недопустимые.
1) Перечень качеств.
• любовь к детям, желание с ними работать;
• справедливость, беспристрастность;
• неуверенность в себе;
• гуманность, стремление оказать помощь;
• жестокость, деспотизм;
• непримиримость;
• требовательность к себе и другим;
• обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса;
• мстительность, стремление свести счеты;
• целеустремленность, сильная воля;
• социальная активность;
• наличие вредных привычек;
• терпеливость;
• стремление к творчеству;
• педагогический оптимизм (вера в ученика);
• мудрость (наличие жизненного опыта);
• нравственная нечистоплотность;
• чувство юмора;
• высокий интеллект, эрудиция;
• высокомерие, самовлюбленность;
• неуравновешенность;
• педагогический такт;
• внешняя привлекательность;
• профессиональная компетентность;
• элегантность, грациозность;
• общительность, стремление к сотрудничеству;
• рассеянность, несобранность;
• артистичность;
• наблюдательность;
• собранность, организованность;
• педантичность;
• беспринципность;
• завистливость и другие психические аномалии;
• современность;
• приветливость;
• грубость;
• профессиональная некомпетентность;
• умение держать свое слово.
2) Заполните в таблице «Самооценка выраженности профессионально-значимых качеств» колонки справа и слева. Дайте самооценку выраженности у вас данных качеств, поставив в соответствующей колонке профессионально-значимых качеств личности «+». Учтите результаты самодиагностики при составлении программы профессионального самовоспитания.
Таблица – Самооценка выраженности профессионально-значимых качеств
Качества личности (качества «+») |
Самооценка выраженности | Качества личности (качества «-») | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Необходимые 1. 2. 3. и т. д |
Мешающие 1. 2. 3. и т. д | |||||||
Желательные 1. 2. 3. и т. д |
Недопустимые 1. 2. 3. и т. д | |||||||
1.8* Побеседуйте с несколькими учителями с разным стажем педагогической деятельности о причинах выбора ими этой профессии, об их успехах и неудачах, об особенностях и трудностях их педагогического труда. Сделайте выводы.
2.1 Реализация метода «Дюжина вопросов».
2.2 Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1–1.7*.
2.3 Итоговая рефлексия: реализация метода «Завершите фразу»:
«Для того чтобы стать профессионально-компетентным учителем, мне необходимо …».
3.1. Текст к заданию 1.2.
Ещё в началеХХ в. П.Ф. Каптерев(1849-1922) выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. В общем виде свойства учителя он разделил на специальные и личностные. К первым, по его мнению, относятся научная подготовка и учительский талант, ко вторым – нравственно-волевые качества.
В частности, П.Ф. Каптерев отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот […]» (По: Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000. – С. 34-35).
• Какие свойства, по мнению П.Ф. Каптерева, необходимы учителю для его профессиональной деятельности?
• Отличается ли профессиограмма учителя начала ХХ века от профессиограммы педагога, предлагаемой в современной психолого-педагогической литературе?
• Встречались ли вам педагоги, любящие детей, но не расположенные к профессии учителя, и наоборот? Ответ аргументируйте.
3.2. Информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых при подготовке и проведении занятия
3.2.1 Метод «Дюжина вопросов» относится к методам эффективной организации и стимулирования мыслительной деятельности учащихся. Организация мыследеятельности заключается: в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.), смыслотворчестве, рефлексии. Основными условиями осуществления мыследеятельности выступают обмен мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса; разнообразие форм и видов мыслительной деятельности; сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы, использование технологии проблемного обучения и других продуктивных развивающих технологий в педагогическом процессе.
Основное предназначение метода «Дюжина вопросов» заключается в развитии мышления, «Я-концепции», самооценки, рефлексивных умений учащихся. В системе вопросов первые несколько вопросов носят обычно общий характер, а остальные формулируются по теме занятия или по обсуждаемой проблеме.
Алгоритм реализации (на семинарском занятии 2):
1. Ведущий (преподаватель) предлагает студентам 12 вопросов:
1) У вас хорошее настроение?
2) Осень – ваше любимое время года?
3) С удовольствием пришли на семинар?
4) С интересом готовились к семинару?
5) Ожидаете ли вы успеха, участвуя в семинаре?
6) Довольны ли вы своей подготовкой к семинару?
7) Все ли вам было понятно в процессе подготовки к семинару?
8) Много ли времени вы посвятили подготовке к семинару?
9) Считаете ли вы себя образованным человеком?
10) Вам интересна педагогическая деятельность?
11) Предполагаете ли вы заниматься ею?
12) Пригодится ли вам в жизни то содержание образования, которое вам предлагают в университете?
2. Отвечая на вопросы, студенты делают выбор и в соответствии с ним заданным образом перемещаются по аудитории. Например, студенты стоят колонной между рядами столов. Если студент отвечает на вопрос «Да», он делает шаг влево; «Нет» – шаг вправо; «Ни да, ни нет» (затрудняется ответить) – остается на месте.
3. Рефлексия реализации метода:
Предлагается 1) проанализировать свое эмоциональное самочувствие до и после взаимодействия;
2) подумать, для решения каких педагогических задач можно применять данный метод в школе (на уроке, во внеклассной работе).
3.2.2 Метод «Решение педагогических задач»
Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических умений и навыков учащихся и т.п. В психологии и педагогике «под педагогической задачей понимают осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. […] Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое» [7, c. 414-415].
Решение педагогических задач как проблемных характеризуется переносом ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы в знакомой ситуации, поиском альтернативного решения в стандартной ситуации. В любом случае решение педагогических знаний связано с применением теоретических знаний по педагогике и способствует формированию творческих способностей и педагогических умений будущих учителей.
3.2.3 Метод «Учебное сообщение»
Учебное сообщение – небольшое выступление в научном стиле по предложенной заранее теме. Готовится на основе учебных пособий, справочников и др. При подготовке учебного сообщения необходимо проанализировать его название (тему), определить цель и задачи своего выступления, подобрать литературу по теме сообщения, составить план сообщения. Учебное сообщение делится обычно на три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении к сообщению знакомят с его темой, целью, задачами и планом. В заключении напоминают главное, делают выводы.
Реферирование (написание реферата) – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников. Слово «реферат» в переводе с латинского означает буквально «пусть он доложит». Реферат предназначен для защиты его идей перед аудиторией и совместного их обсуждения. Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или может быть дословно зачитан вслух. В последнем случае особое внимание следует обратить на стиль изложения. Написание реферата так же, как и составление конспекта, предполагает овладение методикой составления их частей: выписок, планов, тезисов.