• знать сущность понятий «детство», «ребенок», «права ребенка», «охрана и защита детства», «декларация», «конвенция», «позиция учащегося»;
• иметь представление о современных концепциях прав человека, знать основные международные и национальные нормативно-правовые документы в области прав человека и прав ребенка;
• применять нормативные документы в области прав ребенка в процессе решения педагогических задач;
• знать права и обязанности, осознавать ответственность участников педагогического взаимодействия;
• строить педагогически целесообразное взаимодействие с ребенком с учетом его позиции в образовательном процессе.
1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.
2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей.
1. Бубен, С.С. Учимся и учим правам человека: пособие для педагогов, классных руководителей, воспитателей / С.С. Бубен, Н.Д. Жевняк. – Минск: Пачатковая школа, 2009. – 304 c.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 23.02.2019.
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. – Дата доступа: 22.02.2019.
4. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII с изменениями и дополнениями. – Минск: Дикта, 2007. – 20 c. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb1271.htm. – Дата доступа: 23.02.2019.
5. Реализация прав детей в Республике Беларусь. Ситуационный анализ. — Минск, 2015. — 280 c. / Режим доступа: https://www.unicef.by/uploads/models/2015/09/2014_sitan_child_rights_in_belarus.pdf. – Дата доступа: 20.02.2019.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. ‒ С. 26–33.
7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 22.02.2019.
1. Бубен, С.С. Школьникам о правах ребенка: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / С.С. Бубен. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 376 c.
2. Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4. – Дата доступа: 24.02.2019.
3. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка / авт.–сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 c.
4. Права ребенка в Беларуси. Детский правовой сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/azbuka/literatura/pravarebenkabelarysi/. – Дата доступа: 22.02.2019.
5. Смагина, Л.И. Права ребенка: теория и методика: пособие для педагогов / Л.И. Смагина – Минск: Белорусская наука, 2001. – 160 c.
6. Чарняўская, А. Дзіцячае права: кніга для непаўналетніх / А. Чарняўская. – Мінск: Тэхналогія, 2010. – 24 c.
7. Чарняўская, А. Правы непаўналетніх: кніга для дарослых / А. Чарняўская. – Мінск: Тэхналогія, 2010. – 24 c.
1.1 Изучите материалы лекций (модуль 5 ) по теме семинара (см. источники 6, 7 в списке основной литературы). Составьте опорный конспект* данной темы или ее отдельного вопроса.
1.2 Прочитайте высказывания. Обсудите в парах, о каких аспектах проблемы прав ребенка и защиты детства говорится в этих высказываниях.
Нет проблемы, как воспитывать детей, есть только один вопрос, как жить вместе: взрослым и детям (Л.Н. Толстой).
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (Всеобщая декларация прав человека. Статья 1).
Детству следует оказывать величайшее уважение (Ювенал).
[...] к детям больше нельзя относиться как еще к неличностям, ожидающим зрелости в вестибюле общественной жизни (Марта С. Панс).
Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище, но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности (Г. Гмайнер).
1.3 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).
1.4 На основе источника 5 из списка основной литературы ( Часть 3. Основные выводы; С. 252-261) подготовьте доклад на тему (не более 2-х чел.):
« Реализация прав детей в Республике Беларусь: результаты ситуационного анализа, проведенного в 2014 году совместно Республикой Беларусь и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ)».
Примечание:обязательно выполняется одно из заданий 1.3, 1.4.
1.5* Выполните письменно упражнения из пособия: Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка /авт. – сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 c. (источник 3 из списка рекомендуемой дополнительной литературы):
1) упражнение № 6, С. 49.
2) упражнение № 6, С. 180.
1.6 Подготовьтесь к перекрестной дискуссии по проблеме «Соблюдаются ли права ребенка в образовательном процессе школы?». Приведите аргументы «за» и «против», составьте таблицу.
Таблица – Перекрестная дискуссия
Аргументы «за» | Тема дискуссии | Аргументы «против» |
---|---|---|
Соблюдаются ли права ребенка в образовательном процессе школы? |
2.1 Реализация игрового метода «Кто знает больше?»
2.2 Обсуждение в парах и в группе высказываний(задание 1.2).
2.2 Заслушивание и обсуждение учебных сообщений и доклада(задания 1.3, 1.4).
2.4 Проверка выполнения задания1.5*.
2.5 Проведение перекрестной дискуссии«Соблюдаются ли права ребенка в образовательном процессе школы?»
2.6 Итоговая рефлексия: реализация метода «Цепочка пожеланий ».
3.1 Метод «Составление опорного конспекта»
Опорный конспект – это конспект, в котором в краткой форме передаются основные сведения из исходного текста. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Опорный конспект может представлять собой рисунок, схему, таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у учащихся выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и интерес к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или учащимися (учитель оценит, насколько они поняли исходный текст), или совместными усилиями учителя и учащихся в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
3.2 Метод «Дискуссия» основан на обмене мнениями между учителем и учащимися. Высказываемые мнения отражают собственные взгляды участников дискуссии или опираются на мнения других лиц. Дискуссия наряду с полемикой является разновидностью спора. Технологически она представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами (группами), общающимися между собой по одной и той же теме. Цель дискуссии – достижение определенной степени согласия её участников относительно дискутируемого тезиса. Итог дискуссии – не сумма всех имеющихся представлений, а лишь то, что является общим для разных точек представлений. Это групповое решение, которое разделяется если не всеми, то большинством участников. Вместе с тем, дискуссия может закончиться и тем, что оппоненты утвердятся в своей позиции, найдя для её защиты дополнительные аргументы. В психолого-педагогической литературе к технологии проведения дискуссии предъявляется ряд требований. Дискуссия должна иметь свою тему, предмет, которые не могут подменяться другими на всем протяжении дискуссии Дискуссия предполагает наличие общих исходных позиций сторон, их начальное взаимопонимание. Кроме того, она требует известного знания тех вещей, о которых идет речь. Это знание должно быть обширным, но не полным. В ходе дискуссии необходимо стремиться к истине: участник дискуссии не будет искать слабые пункты аргументации оппонента, а будет стремиться извлечь из его утверждения все ценное, что поможет выявить истину. Ведение дискуссии предполагает определенное знание логики: необходимо умение выводить следствия из своих и чужых утверждений, замечать противоречия, выявлять отсутствие логических связей между утверждениями, соблюдать основные требования к аргументам (достоверность, достаточность, обоснованность и др.).
В целом учебная дискуссия нуждается в четкой методической подготовке. Должны быть установлены правила ведения спора (например, ограничено время выступления и т.п.). Результативность дискуссии зависит также от уровня сформированности умений учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, уважительно относиться к иным точкам зрения.
Разновидностью дискуссии является перекрестная дискуссия.
Алгоритм реализации (на семинарском занятии № 3):
1. Студенты работают в малых группах (четверках) над таблицами (задание 1.5).
2. Малые группы представляют результаты своей работы.
3. Студенты занимают позиции «За», «Против», «Сомневающиеся».
4. Обсуждение в новых малых группах аргументов в защиту своей позиции.
5. Проведение дискуссии: одна из сторон высказывает свою позицию и один из аргументов. Противоположная сторона выслушивает аргумент, повторяя и перефразируя его, и готовит контраргумент, который в свою очередь выдвигает противоположной стороне. Далее эта же сторона сообщает свой аргумент в защиту своей позиции. И так поочередно высказывается каждая из сторон. «Сомневающиеся» («середина») задают вопросы обеим сторонам, проясняя позицию. Ведущий время от времени для этого обращается к ним: не возникло ли у них вопросов. Ведущий также периодически задает вопрос: «Кто хотел бы поменять позицию?» Желающие могут это сделать.
6. Подведение итогов.
3.3 Метод «Кто знает больше?» относится к игровым методам.
Алгоритм реализации на семинарском занятии 3:
1. Студенты делятся на две команды.
2. Каждая команда по очереди называет известные ей права ребенка, не повторяя уже сказанные
3. Права фиксируются на доске представителями команд.
4. Проигрывает та команда, которая первая не справится с заданием.
3.4 Метод «Цепочка пожеланий» состоит в том, что каждый участник состоявшегося взаимодействия по цепочке обращается с пожеланиями к другим и себе по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на будущие дела. Педагог заканчивает цепочку пожеланий, подводит итог взаимодействия и занятия в целом.