Семинарское занятие 6
Педагогический профессионализм и индивидуальный стиль педагогической деятельности


Требования к компетентности по теме

• знать и содержательно интерпретировать понятия «педагогический профессионализм», «индивидуальный стиль педагогической деятельности», устанавливать связи между ними;

• знать сущность профессионализма, внутренних и внешних факторов профессионального роста;

• иметь представление о спектре проявления педагогического профессионализма; называть уровни и в их рамках этапы профессионализма педагога;

• понимать и раскрывать сущность индивидуального стиля педагогической деятельности;

• характеризовать возможные индивидуальные стили педагогической деятельности.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Понятие о педагогическом профессионализме. Уровни педагогического профессионализма.

2. Этапы развития педагогического профессионализма в контексте непрерывного образования.

3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, его сущность и структура.

4. Характеристика возможных индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 81–91.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 126 c.

4. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 29.02.2019.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 2.

6. Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: монография /А.В. Торхова. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2004. — 143 c.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1 Изучите материалы лекций (модули 7, 9) в соответствии с вопросами семинарского занятия.

Осуществите самоконтроль, выполнив следующие задания:

1. Определите понятия «педагогический профессионализм», «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Установите связь между ними.

2. Назовите уровни и этапы педагогического профессионализма в концепции А.К. Марковой.

4. Назовите структуру ИСПД.

5. Охарактеризуйте возможные индивидуальные стили педагогической деятельности.

1.2 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).

1.3 Изучите источник 2 (С. 85-90) из списка рекомендуемой литературы и подготовьте доклад на тему «Индивидуальный стиль деятельности педагога: сущность, структура, типология».

Примечание: обязательно выполняется одно из заданий 1.2 или 1.3

1.4 Проанализируйте схему «Ролевой репертуар педагога» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли педагога (см. рис. 1 в разделе III). Связан ли ролевой репертуар с индивидуальным стилем деятельности педагога? Ответ обоснуйте.

1.5 Назовите преимущества и недостатки стилей педагогической деятельности (по А.К. Марковой, А.Я. Никоновой), представленных в таблице «Стили педагогической деятельности». Из данных характеристик составьте стиль педагогической деятельности, которым Вы хотели бы овладеть.

Таблица – Стили педагогической деятельности

Стиль педагогической
деятельности
Характеристика стиля
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС) Ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание интуитивности над рефлексивностью

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже практикует коллективные обсуждения

Рассуждающе-методичный стиль (РМС) Четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников

II. Проведение занятия

2.1 Реализация метода «Алфавит»: рассматривается понятие «педагогический профессионализм».

2.2 Обсуждение результатов выполнения заданий 1.2–1.5.

2.3 Итоговая рефлексия: реализация метода «Завершите фразу»:

«Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в ...».

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (информационная справка о методах и технологиях обучения и др.)

3.1 Метод «Алфавит» относится к методам организации смыслотворчества, развития мышления и умений творческой деятельности учащихся. Для реализации метода могут быть предложены любые термины, явления, предметы, нравственные понятия и т.п.

План реализации:

1 этап (смыслотворчество): педагог предлагает раскрыть смысл предлагаемого термина, заполнив технологическую карту (на листе ватмана или на доске записан алфавит за исключением букв, с которых не могут начинаться слова). Для этого в каждую строку с соответствующей буквы алфавита вписываются слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл этого понятия. Каждый может записать от одного до нескольких слов, несколько раз подходя к доске. Этап заканчивается, когда все участники побывали у доски хотя бы по одному разу, и на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово.

2 этап (аналитический): все участники выделяют из записанных слов несколько (например, три), которые, по их мнению, более всего отражают сущность изучаемого понятия. Этот выбор отмечается на доске точкой или знаком «+» над выбранным словом. Затем называются и подчеркиваются слова, получившие наиболее число выборов. Это и есть мнение группы о сущности изучаемого понятия. (Можно сравнить это мнение с теоретическим определением «обучения»).

3 этап (рефлексивный): педагог предлагает:

‒ зафиксировать состояние своего знания об изучаемом понятии, подумать, насколько оно изменилось;

‒ определить причины этого состояния;

‒ оценить свою деятельность и данную технологию. (Высказывается каждый участник).

3.2 Рисунок 1 к заданию 1.4.

Рис. 1 – Ролевой репертуар педагога