Семинарское занятие 7
Профессиональное самообразование педагога: сущность, содержание, методы


Требования к компетентности по теме

• раскрывать сущность, знать направления и уровни профессионального самообразования, называть его источники; уметь использовать эти источники в ходе профессионального самообразования;

• понимать сущность профессионального самовоспитания, знать его этапы;

• характеризовать методы самовоспитания, уметь применять их в процессе самовоспитания;

• составлять и осуществлять программу (план) профессионального самообразования.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Самообразование педагога в контексте непрерывного образования.

2. Источники, направления, уровни профессионального самообразования учителя.

3. Профессиональное самовоспитание: сущность, этапы.

4. Методы самопознания и профессионального самовоспитания.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 150–163.

3. Зубра, А.С. Самосовершенствование – путь к успеху / А.С. Зубра. – Минск: Дикта, 2011. – 331 c.

4. Князева, М.Л. Ключ к самосозиданию / М.Л. Князева. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 255 c.

5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь: Содействие, 2012. ‒ С. 95–99.

6. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 28.02.2019.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1 Изучите материалы лекций (модуль 11) (в соответствии с вопросами семинара).

Осуществите самоконтроль, выполнив следующие задания.

1. Обоснуйте положение о том, что самообразование является средством развития личности педагога и его профессиональной культуры.

2. Раскройте сущность понятия «профессиональное самообразование педагога». Каковы функции самообразования?

3. Охарактеризуйте источники, содержание, направления профессионального самообразования педагога.

4. Почему важно, чтобы самообразование педагога было целенаправленным, планомерным, систематическим?

5. Какие возможности для осуществления самообразования предоставляет вам образовательная среда вуза (факультета), в котором вы обучаетесь?

6. Охарактеризуйте возможные этапы и методы профессионального самовоспитания будущего учителя.

1.2 Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).

1.3 Прочитайте истории-метафоры и притчи (см. раздел III).

Какова их «мораль» в контексте вопросов семинарского занятия? Могут ли эти истории и притчи быть источником мотивации личности к самосовершенствованию и профессиональному самовоспитанию? Ответ аргументируйте письменно.

1.4. Занимаясь самовоспитанием, известный российский педагог К.Д. Ушинский (1824–1870/71) в 20-летнем возрасте разработал самообязательства в виде специальных жизненных правил, которые являлись для него основой программы самосовершенствования:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала» (Ушинский, К.Д. Дневник с 1844 по 1845 г. / Собр. соч.: в 11 т. – М.; Л., 1952. – Т. 11. – С. 27).

Проанализируйте самообязательства К.Д. Ушинского. Какие из качеств, которые он хотел воспитать у себя, являются качествами, желательными для Вас? Составьте свой свод жизненных правил, соблюдение которых поможет Вам составить и реализовать программу личностно-профессионального самосовершенствования.

1.5. Составьте программу профессионального самовоспитания, придерживаясь нижеследующего алгоритма.

Шаг 1. Формулировка проблемы: что бы вы хотели изменить, развить, сформировать в себе как будущем педагоге?

Шаг 2. Постановка цели: сформулируйте подробно конкретную цель, продолжив фразу: «Я хочу...».

Шаг 3. Оценка своих возможностей: оцените, где вы сейчас находитесь по отношению к своей цели? Отметьте это точкой на стрелке и затем заполните таблицу:

Таблица – Оценка возможностей

Ваши возможности
(все сформированные или достаточно развитые в настоящее время знания, умения, качества и др., которые могут помочь в достижении цели

Что может помешать достижению цели?
(внешние или внутренние факторы: определенные личностные качества (лень, неорганизованность и др.), боязнь, ошибки и др.

Что или кто может помочь?
(преподаватели, однокурсники, семья и др.)

1. 1. 1.
2. 2. 2.

Сколько времени мне понадобится для достижения поставленной цели с учетом имеющихся возможностей?

Шаг 4. Определение способов достижения цели: что необходимо сделать для достижения цели? Определите конкретные действия, доступные контролю и оценке. Конкретизируйте каждое действие во времени.

Шаг 5. Осуществление намеченного: самоконтроль и самооценка результатов выполнения каждого пункта плана.

Шаг 6. Коррекция: внесение необходимых поправок в результаты работы над собой. Коррекция плана при необходимости.

Шаг 7. Рефлексия:

• в чем заключалась цель самовоспитания?

• как планировали достичь данной цели?

• что уже достигнуто?

• можно ли было достигнуть лучшего результата?

• что для этого надо было сделать?

• удовлетворены ли вы достигнутым?

• какие цели самовоспитания вы бы хотели реализовать в дальнейшем?

1.6. Учителю важно владеть рациональными методами организации своей профессиональной деятельности, умением четко распределять свои трудовые усилия и время.

Идеальный временной распорядок выглядит, по утверждению исследователей, следующим образом: 8 ч отводится на работу, 8 ч – на отдых и сон, 8 ч – на домашние дела, спорт, самообразование, хобби.

Насколько это реально для педагога? Представьте своей временной распорядок на один из рабочих дней недели.

II. Проведение занятия

2.1 Комментирование афоризмов в контексте темы семинарского занятия.

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто знает, что он уже достигает своей цели (Сократ).

Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет это использовать (А. Моруа).

Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь (Микеланджело).

2.2 Проверка выполнения заданий 1.2–1.6.

2.3 Итоговая рефлексия. Метод «Завершите фразу».

«Рассматриваемая сегодня проблема помогла мне...»

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах и технологиях обучения)

3.1 ЦЕЛЬ (ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА)

Дрон был великим мастером стрельбы из лука. Многие люди приходили к нему, чтобы научиться у Мастера меткости. Однажды, повесив на дерево мишень, он обратился к ученикам с вопросом, что каждый из них видит.

− Я вижу дерево, на котором Мастер закрепил мишень, – так ответил первый ученик.

− В центре сада, по которому гуляют павлины, стоит освещенное солнцем дерево, на одном из ветвей которого Мастер повесил средней величины мишень, – так сказал второй ученик.

− Я вижу учеников, готовых смиренно выслушать советы великого Мастера, установившего перед ними мишень на небольшом дереве в центре сада, – сказал третий ученик.

Дрон подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил у него, что он видит.

− Я не могу видеть ничего, кроме мишени, – ответил ученик.

− Только такой человек и может стать попадающим в цель! – сказал Мастер, повернувшись к остальным ученикам.

3.2 КОРМИТЬ ИЛИ НЕТ?

Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла не знал, как поступить, поэтому он обратился напрямую к конюху:

− Как, по-твоему, должен ли я начать говорить, хотя, кроме тебя, в зале абсолютно никого нет?

Почесав в затылке, конюх с уважением к духовному лицу ответил:

− Господин, я человек простой и неученый. Единственное, что я скажу: когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались и только одна осталась в стойле, я кормлю ее

Мулла оценил ответ по достоинству и начал проповедовать. Больше трех часов длилась проповедь, в которую мулла вложил всю душу. Отдышавшись после окончания речи, он вновь обратился к конюху в надежде получить одобрение:

− Ну что, понравилась тебе моя проповедь?

− Простите, господин, я человек простой и неученый. Но я знаю, что, если я прихожу в конюшню и нахожу в стойле лишь одну лошадь, я все равно ее накормлю. Но я никогда не дам ей весь корм, который предназначался для многих лошадей...

3.3 СУТЬ ОБУЧЕНИЯ

Однажды ученик пришел к Мастеру и спросил его:

− Ты рассказываешь нам всякие поучительные истории из жизни, но никогда не объясняешь, что же они значат. Почему?

− А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя тебе лишь кожуру? – ответил Мастер.

3.4 КАК СКАЗАТЬ ТО, ЧТО СКАЗАНО?

Один богач проснулся утром в сильном волнении. Ночью ему приснился сон, будто он потерял все свои зубы. Расстроенный, он потребовал к себе лучшего толкователя снов. Тот явился, выслушал рассказ и сообщил:

− Господин, сон несет печальную весть: один за другим уйдут из жизни все близкие тебе люди!

Толкователь снов был выброшен на улицу, да еще и побит палками. Взамен слуги нашли богачу другого толкователя. Тот явился во дворец, выслушал рассказ и сказал:

− Прекрасные известия для господина, да продлится жизнь твоя! Сон говорит о том, что ты переживешь всех своих близких.

Богач остался доволен ответом и отпустил толкователя снов с полным кошелем золотых монет. Слуги, свидетели обеих встреч, в недоумении обратились к предсказателю с вопросом, почему, сказав богачу то же самое, он выходит из дворца с наградой, в то время как его предшественник был изгнан и бит.

− Все зависит от того, как сказать то, что сказано, – ответил мудрый человек и покинул дворец.