Раздел 4. Педагогическая культура и профессионализм учителя
Модуль 8. Профессионально-педагогическая культура учителя, ее компоненты


Образование есть не что иное, как культура индивида.

С.И. Гессен

Требования к компетентности по теме

• понимать и содержательно интерпретировать понятия «педагогическая культура общества», «педагогическая культура личности», «профессионально-педагогическая культура», уметь соотносить эти понятия;

• знать формы проявления педагогической культуры общества, раскрывать связи между ними;

• характеризовать аксиологический, технологический, личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры;

• иметь представление об уровнях и критериях сформированности профессионально-педагогической культуры; уметь диагностировать уровни сформированности у себя отдельных компонентов профессионально-педагогической культуры.

Основные вопросы

1. Понятие о педагогической культуре общества и личности.

2. Профессионально-педагогическая культура: сущность и компоненты.

3. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры.

Рекомендуемая литература

1. Понятие о педагогической культуре общества и личности

Образование и педагогика как наука об образовании имеют социокультурную ценность. Они не только являются факторами социального развития, развития культуры, но и сами напрямую зависят от уровня развития культуры текущего времени. Социальная ситуация общества порождает и соответствующую педагогическую ситуацию. С другой стороны, вне образования и педагогики трудно представить себе развитие общества и отдельной личности.

Обратимся к понятию «культура» (лат. cultura − возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). В Толковом словаре русского языка (А.Е. Баханьков и др., 2006) приводятся, в частности, такие значения этого понятия: совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; просвещенность, образованность, воспитанность; уровень развития чего-либо. С позиции философии, культура − это, с одной стороны, исторически определенный уровень развития общества, с другой – уровень развития творческих сил и способностей человека. Культура как уровень развития общества выражается: 1) в типах и формах организации жизнедеятельности людей; 2) во взаимоотношениях людей; 3) в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Обычно говорят о материальной культуре (производственный опыт, техника, материальные ценности), о духовной культуре (наука, искусство, мораль, и т.п.), о культуре той или иной деятельности.

Нетрудно доказать, что понятие «культура» распространяется на педагогику, объект ее исследования, а также на педагогическую деятельность. Поэтому правомерно говорить о педагогической культуре общества и о педагогической культуре личности. Заметим, что понятие «культура» этимологически связано с понятием «образование». Некоторые ученые-педагоги подводят понятие «образование» под родовое для него понятие «культура». Например, c позиции В.И. Андреева, образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания.

Вышесказанное позволяет определить педагогическую культуру общества как исторически определенный уровень развития педагогической теории и образовательной практики. Каковы формы проявления педагогической культуры общества?

Прежде всего, она выражается в педагогическом сознании, которое, как любое сознание, представлено двумя уровнями: уровнем обыденного, житейского, эмпирического знания и уровнем теоретического знания. В первом случае речь идет о бытовых представлениях в области воспитания. Представления о том, как выхаживать, растить детей в семье, как и чему обучать их в школе, какими дети должны стать в будущем и т.п., весьма индивидуальны. Например, одни родители или учителя ориентируются на строгость, авторитарное отношение к детям, другие делают ставку на уважение, ласку, сочувствие.

Важнейшим источником и бытовых, и научных представлений о воспитании и обучении является народная педагогика – специальный свод правил и нормативов, стихийно сложившийся за долгие века в тех или иных геополитических, регионально своеобразных, социально-экономических условиях.Она тесно связана с историей народа, его культурой, ценностями и идеалами. Народная педагогикаэто педагогический опыт народа, который передается из поколения в поколение.Этот опыт выражается: в способах приобщения детей к различным видам хозяйственной деятельности, к ремеслу; в конкретных рекомендациях матери и отцу, другим воспитателям, выраженных в пословицах, поговорках, сказках, народных традициях и обычаях, в религии и культовых обрядах; в стереотипных воспитательных действиях, диктуемых общепринятыми традициями (поощрение, наказание и т.п.). Народная педагогика – часть культуры народа вообще и его педагогической культуры, в частности. Ее основные постулаты: о трудолюбии, гостеприимстве, любви к природе, взаимопомощи, уважении старших, заботы о детях и др. являются базисом педагогики и образования любого общества. Вместе с тем, в народной педагогике имеются и отрицательные традиции. Народный воспитательный опыт изучает этнопедагогика.

Очевидно, что педагогическая культура общества проявляется также в уровне развития самой педагогической науки, системы образования, в профессиональной подготовке педагогических кадров, всех работников системы образования, а также в подготовке родителей к воспитанию своих детей.

Составной частью педагогической культуры общества являются педагогические (образовательные) парадигмы, которые формировались в мировой и отечественной педагогике на протяжении веков. Парадигма педагогическая есть совокупность научно-теоретических, методологических и иных идей, принятых педагогической наукой и практикой в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Выделяют следующие парадигмы образования.

1. Знаниевая и культурологическая. В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний, при этом сам ученик выступает пассивным объектом обучения. Культурологическая парадигма ориентирует образование не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, общения, поведения.

2. Технократическая и гуманистическая парадигма. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными критериями обучения, с обучающими, корректирующими, контролирующими и оценивающими процедурами, реализация которых способствует полному усвоению знаний, умений и навыков. В мировоззрении учащихся основными особенностями являются преобладание средств над целью, технологии, техники над общечеловеческими ценностями и т.п. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.

3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога, личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы ребенка, родителей, педагога, то есть всех участников образовательного процесса.

В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или может преобладать одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования. В этом заключается роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества.

Носителями педагогической культуры общества являются также отдельные личности. Педагогическая деятельность универсальна. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или эпизодически занимается ею. Педагогическая деятельностьэто особый вид социальной деятельности, направленный на «передачу» от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Нетрудно доказать, что в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Во-первых, в любом самом простом и обыденном деле необходимо научение человека действиям, операциям, доведение дела до результата, до совершенства. В любой профессии есть учительство и ученичество, есть педагогические отношения(обучение искусству, научной деятельности и т.п.). Во-вторых, в любой профессии, предполагающей общение, есть педагогический аспект. В–третьих, педагогическую деятельность по отношению к себе осуществляет каждый, кто занимается самообразованием (самовоспитанием и самообучением). Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом учреждениях образования. Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, развитие обучающихся.

Таким образом, культуру и механизм ее функционирования можно рассматривать на четырех уровнях. На первом уровне культура выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры; на втором – как проявление профессиональной культуры отдельных групп людей; на третьем (в нашем случае) – как педагогическая культура, носителями которой являются люди, занимающиеся образовательной практикой как профессионально, так и непрофессионально (учителя, родители и др.); на четвертом – как профессионально-педагогическая культура, то есть конкретная педагогическая деятельность, осуществляемая профессионально. Культура личности как понятие характеризует уровень присвоения индивидом общечеловеческих, социальных, духовных и иных ценностей через призму собственной индивидуальности в процессе саморазвития и самосовершенствования. Обладая педагогической культурой как синтезом общей культуры личности, культуры педагогической деятельности и культуры педагогического общения, личность способна осуществлять профессионально-педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне.

Современные исследователи рассматривают педагогическую культуруличности как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности. При этом педагогической культурой могут обладать люди, занимающиеся педагогической деятельностью как профессионально, так и непрофессионально. С позиции Б.Ф. Исаева, профессионально-педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, сущностных сил личности, технологий, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности [3]. По определению Е.В. Бондаревской, педагогическая культура учителя есть сущностная характеристика личности и деятельности педагога, система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя [цит. по 4].

2. Профессионально-педагогическая культура: сущность и компоненты

Профессионально-педагогическая культура отдельных личностей, как показано выше, является составной частью педагогической культуры общества. Ее носителями выступают педагоги, то есть те, кто профессионально занимается педагогической деятельностью.

При культурологическом подходе одной из важнейших целей педагогического образования является освоение будущими учителями общей и профессионально-педагогической культуры, активное овладение педагогическими теориями, ценностями, технологиями. С позиции культурологического подхода главным системообразующим фактором становления педагога является формирование у него профессионально-педагогической культуры. Поэтому в основу разработки содержания, технологии, организационных форм педагогического образования должна быть положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры. Вместе с тем, деятельностный подход в педагогике и образовании указывает на необходимость рассматривать профессионально-педагогическую деятельность как условие, процесс и результат формирования профессионально-педагогической культуры.

В современных условиях именно общая и профессионально-педагогическая культура являются конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, так как владение этим ресурсом обеспечивает личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность осваивать, создавать и транслировать ценности, а также включение в качестве субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности.

В исследованиях ученых, педагогическая культура учителя рассматривается как важная часть его общей культуры. Элементы общей культуры, в свою очередь, интегрируются в состав профессионально-педагогической культуры.

Cвязь общей и профессиональной культуры педагога, ее сущность и специфические особенности раскрывают следующие положения методологического характера:

• профессионально-педагогическая культура − это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

• профессионально-педагогическая культура − это системное образование, включающее ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

• особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Данные положения позволяют обосновать модель профессионально-педагогической культуры, компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий [3; 6] (рис. 28).

Рис. 28 – Модель профессионально-педагогической культуры личности

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящее время большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, а также для самой личности педагога и выступают в качестве педагогических ценностей. Основной педагогической ценностью во все времена была гуманистическая направленность и соответствующие ей гуманистические технологии педагогической деятельности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает способы и приемы педагогической деятельности, которые направлены на решение разнообразных педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию, планированию, организации, оценке и коррекции педагогической деятельности (образовательного процесса). Иначе говоря, технология педагогической деятельности представляет собой реализацию способов и приемов управления образовательным процессом.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее реализации как творческого акта. Педагог присваивает педагогические ценности, осваивает педагогические технологии на личностно-творческом уровне. Педагогическое творчество требует от учителя особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

А.М. Столяренко, разрабатывая модель профессионально-педагогической культуры, выделил в ней пять основных компонентов, образующих системное единство и отвечающих как общим, так и специальным требованиям педагогической профессии (рис.29).

Рис. 29 – Педагогическая культура субъекта педагогической деятельности

Е.В. Бондаревская в качестве компонентов профессионально-педагогической культуры выделяет гуманистическую педагогическую позицию и личностные качества; профессиональные знания и культуру педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляцию личности и культуру профессионального поведения педагога [4].

С учетом вышесказанного, профессионально-педагогическую культуру можно охарактеризовать как:

• синтез ее профессионально-педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических способностей и педагогических умений [7];

• определенный (высокий) уровень творческой реализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий;

• обобщенную характеристику разнообразных видов деятельности педагога, предполагающую развитие его потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и других профессионально-значимых качеств [3; 6].

При этом, с одной стороны, понятие «профессионально-педагогическая культура» производно от понятий «профессиональная культура», «педагогическая культура», с другой стороны оно выступает в качестве родового понятия для понятий «культура педагогической деятельности», «культура педагогического общения», «культура личности педагога», которые его конкретизируют (И.Ф. Исаев).

3. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры

Разработкой уровней, критериев и показателей сформированности профессионально-педагогической культуры занимались ученые-педагоги Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.Ф. Исаев, А.М. Столяренко и др. Очевидно, что представители педагогической профессии различаются по уровню сформированности у них профессионально-педагогической культуры.

А.М. Столяренко выделил четыре уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: высший профессиональный (педагогу присущи все компоненты профессионально-педагогической культуры); средний профессиональный (показатели профессионально-педагогической культуры приближены к показателям, свойственным высшему уровню, но все же во многом еще отличаются от него); низкий (начальный) профессиональный (характерен для начинающих педагогов, получивших предварительную профессионально-педагогическую подготовку в ходе профессионального образования; этот уровень наблюдается обычно в первые три года работы); допрофессиональный (характеризуется наличием у занимающегося педагогической работой эмпирических, несистематизированных, житейских знаний).

В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога Н.М. Борытко выделил и охарактеризовал пять уровней сформированности педагогической культуры.

Первый уровень – «внегуманитарный». Педагог главной своей функцией считает «передачу» знаний, умений, навыков и т.д. Воспитательный ее эффект он не создает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях.

Второй уровень – «нормативный». Это тип педагога – исполнителя инструкций. В структуре его позиции преобладают нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентности, необученности в области педагогической деятельности. Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам, такой педагог может быть авторитарным в профессиональной деятельности.

Третий уровень – «технологический». Это педагог, который увлечен поиском педагогических технологий, а по сути – новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «новых разработок». Гуманизация мыслится им на уровне отдельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень – «системный». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с учащимися. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Формы учебно-воспитательной работы воспринимаются лишь как «заготовки», «строительный материал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагога.

Пятый уровень – «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные взаимодействия в сферу не только профессионального, но и своего жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения учащихся как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем его деятельности является взаимное уважение и взаиморазвитие позиций.

И.Ф. Исаев выделил четыре уровня сформированности профессионально-педагогической культуры: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень профессионально-педагогической культуры характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Цели и задачи педагогической деятельности им определены в общем виде. К психолого-педагогическим знаниям педагог безразличен, отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных педагогических ситуациях. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Педагоги, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического самосовершенствования, повышение квалификации осуществляют по необходимости, либо вообще отвергают.

Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присущ более высокий индекс удовлетворенности педагогической деятельностью. При данном уровне развития профессионально-педагогической культуры педагогом успешно решаются конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий. Творческая активность ограничивается производящей деятельностью, но уже возникают элементы поиска новых решений в стандартных педагогических ситуациях. Формируется педагогическая направленность потребностей, интересов и склонностей. Педагог осознает необходимость повышения квалификации.

Эвристический уровень проявления профессионально-педагогической культуры характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности. На данном уровне профессионально-педагогической культуры происходят изменения в структуре технологического компонента; на высоком уровне сформированности находятся умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Деятельность педагогов связана с постоянным поиском; они выделяют новые технологии обучения и воспитания, готовы передавать свой опыт другим. К предлагаемым формам повышения квалификации относятся избирательно, овладевают основными методами познания и анализа собственной личности и деятельности.

Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества с обучающимися и коллегами. Положительно-эмоциональная направленность деятельности педагога стимулирует устойчиво преобразующую, активно созидательную и самосозидательную активность личности. Аналитико-рефлексивные умения имеют первостепенное значение. Технологическая готовность находится на высоком уровне, и все компоненты технологической готовности тесно коррелируют. Педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение в деятельности педагога занимают важное место и способствуют решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности. Педагоги заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и педагогической культуры. Нередко они сами оказываются инициаторами повышения квалификации, охотно делятся своим опытом и активно перенимают опыт коллег, их отличает стремление совершенствоваться.

И.Ф. Исаевым определены следующие критерии и показатели уровня сформированности профессионально-педагогической культуры.

1. Ценностное отношение к педагогической деятельности, проявляющееся через такие показатели, как понимание и оценка целей и задач педагогической деятельности, осознание ценности педагогических знаний, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом.

2. Технолого-педагогическая готовность, предполагающая овладение различными видами педагогической деятельности и такими группами педагогических умений, как аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие. Соответственно показателями технолого-педагогическая готовности выступают знание приемов решения аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих педагогических задач и умение использовать эти приемы.

3. Творческая активность личности педагога, проявляющаяся в возрастающей динамике интеллектуальной и творческой активности, педагогической интуиции и импровизации.

4. Степень развития педагогического мышления. Данный критерий профессионально-педагогической культуры включает следующие показатели: сформированность педагогической рефлексии, позитивное отношение к обыденному педагогическому сознанию, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений.

5. Стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию учителя складывается из таких показателей, как установка на профессионально-педагогическое совершенствование, наличие личной педагогической системы, заинтересованное отношение к опыту своих коллег, овладение способами самосовершенствования [3].

Профессиональная культура педагога в процессе своего становления и развития проходит закономерную последовательность качественно различных состояний (уровней), которые определяют стиль профессиональной деятельности, поведения и общения. Последовательность этих уровней как качественных состояний профессионального бытия педагога выявляет логику процесса становления его профессиональной культуры.

В качестве основного механизма становления профессиональной культуры педагога многие исследователи называют профессиональное самоопределение педагога, выбор им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах профессиональной деятельности. Самоопределение в профессии – это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые в итоге воплощаются в педагогической деятельности. Ощущение профессиональной свободы при воплощении в жизнь концептуальных замыслов приходит с возможностью выбора определенного плана действий, построения оригинальной структуры методов, системы воспитательной работы, разработки логики педагогического процесса и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «педагогическая культура общества». Назовите и охарактеризуйте формы проявления педагогической культуры общества.

2. Почему педагогическая деятельность может быть как профессиональной, так и непрофессиональной? Кто может быть носителем педагогической культуры? Ответ обоснуйте.

3. Каково содержание понятия «профессионально-педагогическая культура учителя»?

4. Назовите и охарактеризуйте компоненты модели профессионально-педагогической культуры личности в интерпретации разных исследователей.

5. Охарактеризуйте уровни профессионально-педагогической культуры в концепциях разных авторов.

6. Назовите возможные критерии и показатели уровней сформированности профессионально-педагогической культуры.

Рекомендуемая литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 102–106.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 c.

4. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 256 c.

5. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 c.

6. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 2.

7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073.‒ Дата доступа: 16.02.2019.

8. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс] / Сост. И.И. Цыркун, В.А. Капранова [и др.]. Минск: МГПУ имени М. Танка, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/2234. − Дата доступа: 16.02.2019.