Учителя … должны стоять на полной высоте
современных знаний в своей специальности
Д.И. Менделеев
• знать и уметь характеризовать развитие учебных заведений для подготовки учителей в историческом аспекте;
• характеризовать современную систему педагогического образования как важное звено системы образования Республики Беларусь, раскрывать ее свойства (открытость, ступенчатость, многоуровневость, многофункциональность);
• понимать сущность педагогического образования как личностно-преобразующей деятельности; знать и содержательно интерпретировать понятия «образовательная среда вуза», «образовательное пространство вуза»;
• иметь представление об обобщенной и индивидуальной образовательной траектории профессионально-личностного развития будущего учителя и ее проектировании.
1. Развитие учебных заведений для подготовки учителей в истории образования.
2. Современная система профессионально-педагогического образования в Беларуси.
3. Педагогическое образование как личностно-преобразующая деятельность.
3.1 Образовательная среда и образовательное пространство учреждения высшего образования.
Педагогическая профессия приобрела массовый характер, как известно, в эпоху капитализма. Первые учебные заведения, предназначенные для подготовки учителей, появились в Германии и Франции в конце XVIII в. Это были учительские семинарии, которые в XIX в. стали самым распространенным типом педагогических учебных заведений в Европе. В России первая учительская семинария открывается при Московском университете в 1779 г. Первоначально срок обучения в учительских семинариях составлял 2 года, затем 3 года. Здесь преподавались, например, русский и церковно-славянский языки, арифметика, геометрия, черчение, землевладение, история, география, чистописание, естествознание, Закон Божий, основы педагогики, пение, ремесла, гимнастика. На территории современной Беларуси действовали Молодеченская (1864), Свислочская (1876), Полоцкая (1872), Несвижская (1875) семинарии.
Во второй половине XIX в. в дореволюционной России получили распространение учительские курсы в качестве формы повышения квалификации и подготовки учителей. Так, ускоренная подготовка учителей для нужд школы велась на летних учительских курсах. Высшим учебным заведением XIX в., которые готовили преподавателей для средних и высших учебных заведений, были педагогические институты (время возникновения 1803 г.; срок обучения 5−6 лет).
После 1917 г. учительские семинарии были преобразованы в педагогические техникумы (время существования 1921−1937 гг.; 2 года обучения), которые в 1937 г. были переименованы в педагогические училища (время существования 1937 − по 1990-е гг.; 3 года обучения). Это были средние профессиональные учебные заведения. Педагогические техникумы готовили педагогов для школ и дошкольных учреждений. Педагогические училища – учителей для начальных школ, воспитателей для детских садов и т.п. В советское время (с 1920-х гг.) высшими учебными заведениями, которые готовили педагогические кадры, были педагогические институты со сроком обучения 4-5 лет. С 1990-х гг. в Республике Беларусь подготовка педагогов различных специальностей ведется в педагогических колледжах, педагогических и классических университетах [1].
Развитие личности педагога, его профессиональное становление осуществляется в процессе педагогического образования, которое является важным звеном системы образования Беларуси.
Современная система педагогического образования в Республике Беларусь – это развивающаяся система, обладающая свойствами открытости, ступенчатости, многоуровневости и многофункциональности. Одним из показателей развития системы выступает постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях.
Система педагогического образования обеспечивает квалифицированными кадрами различные типы учреждений образования. В стране функционирует (по состоянию на 2015 г.) более 8 тыс. учреждений образования, в которых свыше 200 тыс. педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 млн. воспитанников, учащихся и студентов. Почти половина педагогических кадров страны работает в системе общего среднего образования.
Система педагогического образования включает: профильное (допрофессиональное) образование на третьей ступени общего среднего образования; среднее специальное педагогическое образование; высшее педагогическое образование; послевузовское образование; дополнительное образование взрослых.
Для привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования открываются классы педагогической направленности. Такие классы открыты в 11 школах г. Минска и Минской области (250 учащихся). В Гродненской области действует 123 класса/группы (767 учащихся), в которых реализуется программа факультативных занятий для учащихся 10-х классов «Профессия педагог» [2]. Допрофессиональная подготовка заключается в изучении обучающимися: определенных учебных предметов на повышенном уровне сложности и факультативных занятий, воспитывающих ценностное отношение к педагогической профессии и способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
Среднее специальное педагогическое образование реализуется на базе педагогического или индустриально-педагогического колледжей (3−4 года обучения). Выпускники колледжей могут работать в учреждениях дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования, имеют возможность получить высшее образование в сокращенные сроки. Подготовку специалистов образования со средним специальным образованием осуществляют 19 колледжей по 9 специальностям. Подготовка по специальностям «Дошкольное образование» ведется в 14 колледжах, «Начальное образование» – в 9 колледжах, «Иностранный язык» – в 7 колледжах, «Физическая культура» – в 4 колледжах, «Профессиональное обучение» – в 9 колледжах.
Специальности педагогических колледжей и учреждений высшего образования взаимосвязаны и интегрированы. В рамках развития ступенчатости непрерывного педагогического образования 9 колледжей включены в структуру университетов. Это позволяет рассматривать педагогические колледжи как начальную ступень высшего педагогического образования.
На уровне высшего педагогического образования реализуется двухступенчатая система подготовки педагогических кадров: специалистов и магистров. Первая ступень (4–5 лет обучения) обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и умениями в соответствии с профилями подготовки, которые могут работать в учреждениях образования всех уровней. Вторая ступень высшего образования – магистратура (1–2 года) – обеспечивает формирование знаний и умений научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Открылась и практико-ориентированная управленческая магистратура, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования
Подготовка по педагогическим специальностям и направлениям специальностей, в рамках которых присваиваются педагогические квалификации, ведется в 25 учреждениях высшего образования республики: в 4 профильных (БГПУ имени Максима Танка, МГПУ имени И.П. Шамякина, МГЛУ, Белорусский государственный университет физической культуры); в 9 классических (БГУ, БрГУ имени А.С. Пушкина, ВГУ имени П.М. Машерова и др.); в Белорусском национальном техническом университете, Минском государственном высшем радиотехническим колледже и др. Подготовка научных работников высшей квалификации, а также для высшего профессионального образования осуществляется через аспирантуру и докторантуру, либо в форме соискательства.
Повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров в осуществляют 7 учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых: Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования; БГПУ имени Максима Танка, МГЛУ, Минский городской институт развития образования, областные институты развития образования и др. Ежегодно в данных учреждениях образования проходят повышение квалификации около 40 тыс. педагогических работников.
В 2015 г. утверждена Концепция развития педагогического образования на 2015−2020 годы, разработан и реализуется план мероприятий по ее реализации.
Профессиональное и личностное развитие будущего педагога происходит в образовательной среде высшего или среднего специального учебного заведения. (Под средой понимают совокупность условий для функционирования чего-либо, осуществления какой-либо деятельности). Образовательная среда – окружение, совокупность социальных и педагогических условий, способствующих повышению уровня образованности и общего развития личности. Согласно В.А. Ясвину, структура образовательной среды включает три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационный.
Пространственно-предметный компонент образовательный среды базируется на следующих требованиях к его организации: гетерогенность и сложность среды; связность функциональных зон; гибкость и управляемость среды; индивидуализированность среды; сообразность жизненным проявлениям (аутентичность).
Социальный компонент характеризуется такими признаками, как взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями всех субъектов образовательного процесса; преобладающее позитивное настроение всех субъектов; авторитетность руководителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность и сознательность всех субъектов; продуктивность взаимодействий.
Организационный компонент образовательной среды связан с возможностями удовлетворения ряда важнейших потребностей личности (физиологические потребности, потребность в безопасности, в труде, в сохранении и повышении самооценки, в эстетическом оформлении обстановки, потребность в овладении высоким уровнем мастерства, потребность в самоактуализации и т. д.).
Обычно, когда говорят об образовательной среде, имеют в виду образовательную среду определенного учреждения образования. В таком контексте образовательную среду трактуют как совокупность целенаправленно создаваемых социальных, педагогических, психологических, организационных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность студентов, а также комплекс образовательных у слуг, доступных в данном учреждении образования [1].
C понятием «образовательная среда» связано понятие «образовательное пространство», понимаемое как «действующее на самом деле» бытие субъектов в образовательной среде [1]. Образовательное пространство высшего учебного заведения формирует условия, в наибольшей мере способствующие осознанию личностью себя как субъекта социализации, способного самоопределяться в социуме, в профессии, в семье.
С позиции А.В. Торховой, образовательное пространство вуза есть определенная часть структурированной педагогической реальности, создающая систему условий и возможностей различных стратегий профессионализации личности в педагогическом вузе. Образовательное пространство состоит из ряда подпространств, или компонентов, каждый из которых имеет свою структуру и взаимодействует с другими.
Выделяют персональное, интерперсональное пространство, пространство деятельностей, информационное пространство и пространство среды. В персональном образовательном пространстве, согласно концепции А.В. Торховой, взаимодействуют следующие стороны: область индивидуально-типологических особенностей, область мотивационно-смысловая, область саморазвития, область деятельностей, область профессионально-личностной позиции. Особую значимость приобретает область саморазвития, поскольку внутриличностным механизмом, усиливающим влияние внешних средовых факторов на профессиональное становление обучающихся, служит потребность и способность субъекта рассматривать себя в качестве объекта собственных педагогических усилий. Пространство деятельностей понимается как совокупность форм активного взаимодействия студентов с окружающей средой. Все виды деятельности, в которые могут быть вовлечены студенты, направлены на самоизменение субъекта; результатом их является не только формирование образовательных компетенций, но и творческое преобразование себя, укрепление психического и физического здоровья.
Информационное пространство понимается как удовлетворение потребности студентов в познании с учетом своих индивидуальных запросов. Разные информационные единицы в ходе познавательной деятельности и педагогического взаимодействия становятся личностно значимыми для обучающихся и преобразуются в знания. Интерперсональное пространство характеризуется совместной деятельностью и коммуникацией субъектов в педагогическом процессе вуза. Пространство среды образует систему специально создаваемых условий, в которых протекает образовательный процесс. Указанное пространство включает как духовную среду учебного заведения в целом, так и педагогически организованную среду, конкретные ситуации педагогического взаимодействия. Системообразующим фактором образовательного пространства является целенаправленно организованное педагогическое взаимодействие.
Следует отметить, что образовательное пространство не возникает стихийно. Оно создается синтезом всех компонентов в совместной деятельности участников педагогического процесса. Образовательное пространство может стать источником созидающих влияний, а может и блокировать актуализацию внутриличностных механизмов (ценностных ориентаций, потребностей) творческого саморазвития личности будущего педагога. Функциональную природу образовательного пространства определяет педагогическое взаимодействие, в основу которого положено уважение различных точек зрения, принятие и понимание индивидуальности каждого.
Содержание педагогического взаимодействия предусматривает создание таких условий, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать интерес к различным видам деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Субъект-субъектный характер педагогических взаимодействий реализуется посредством инновационных технологий обучения. Одной из таких технологий является интерактивное обучение, или способ познания, основанный на полилоговых методах взаимодействия участников учебной деятельности, сочетающий варианты индивидуальной и групповой работы, позволяющий одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативные и социально-ориентационные задачи образовательного процесса. Учебное взаимодействие результативно в том случае, если оно реализует в равной степени как функцию решения образовательных задач, так и оказание поддержки членам группы.
Образовательное пространство вуза выполняет следующие основные функции: сервисную, культуросозидающую, профессионально-ориентирующую, развивающую, информативную, индивидуализации и др. Например, сервисная функция обеспечивает соответствие возможностей образовательного пространства потребностям субъектов (например, в безопасности, уважении, общественном признании, самоактуализации, профессиональном развитии и т.п.). Культуросозидающая функция обеспечивает культурную идентификацию будущих педагогов, становление их как субъектов общей и профессиональной культуры. Развивающая функция связана с обеспечением развития общих и специальных способностей студентов, развитием их творческих умений, дающих возможность получения в будущем новаторских педагогических результатов. Информативная функция способствует предоставлению открытого доступа к информации и создания условий для интерактивного информационного взаимодействия. Функция индивидуализации обеспечивает возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий и познавательных стратегий за счет вариативности содержания образования, способов его освоения, разнообразия средств обучения и др. [1].
Главным элементом образовательного пространства университета является педагогический (образовательный) процесс, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих педагогов. Его составляющими выступают различные виды учебной, практической, научно-исследовательской деятельности, в ходе которых студенты овладевают профессиональными компетенциями.
Под образовательной траекторией профессионально-личностного развития в педагогике понимают тот путь, который проходит обучающийся, в том числе будущий педагог, в образовательном пространстве учебного заведения в процессе своего профессионального становления. Различают обобщенную и индивидуальную образовательные траектории. При этом обобщенную образовательную траекторию проходят все студенты. Она определяется образовательными задачами, соответствующими образовательным стандартам педагогического образования той или иной специальности. Индивидуальные образовательные траектории отражают специфику движения конкретных студентов по обобщенной образовательной траектории.
Как обобщенная, так и индивидуальная образовательные траектории профессионально-личностного развития будущего педагога связаны с прохождением студентом трех основных этапов: адаптации, индивидуации, интеграции. На этапе адаптации идет вхождение студентов в профессию через постижение ее ценностного смысла, приспособление к образовательному пространству вуза и осознание возможностей своего профессионально-личностного развития. На этапе индивидуации происходит погружение студентов в образовательное пространство, интенсивное накопление профессионально необходимых знаний и умений через самопознание и самовыражение в различных видах учебно-познавательной деятельности.
Целью этапа интеграции является синтезирование студентами знаний о себе и профессии и формирование устойчивой ориентации на овладение профессиональными функциями с учетом сильных сторон своей личности [1]. Исследователи подчеркивают также, что на этапе индивидуации успешнее решается задача по овладению теорией педагогической деятельности, на этапе интеграции – технологией. Последнее обусловлено объективной востребованностью технологических компетенций в связи с тем, что студенты проходят педагогическую практику на старших курсах.
1. Назовите учебные заведения для подготовки учителей, существовавшие в истории образования. Какое содержание образования осваивали в них будущие учителя?
2. Охарактеризуйте современную систему педагогического образования в Республике Беларусь. Каковы тенденции развития педагогического образования в настоящее время?
3. Определите понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство учреждения высшего образования и установите соотношение между ними.
4. Назовите структурные компоненты образовательного пространства учреждения высшего образования. Опишите образовательное пространство университета, в котором вы обучаетесь (с учетом специальности).
5. Важно ли наряду с обобщенной образовательной траекторией проектировать индивидуальную образовательную траекторию? Ответ обоснуйте.
6. Охарактеризуйте свою обобщенную и возможную индивидуальную образовательную траекторию.
1. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 26–40; С. 138–146.
2. Концепция развития педагогического образования на 2015− 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.mspu.by/dok/mo/koncepciya.pdf. − Дата доступа: 24.02.2019.
3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 c.
4. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы / Под ред. П.Д. Кухарчика, И.И. Цыркуна; П.Д. Кухарчик, И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: БГПУ, 2007. – 208 c.
5. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 25.02.2019.
6. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс] / Сост. И.И. Цыркун, В.А. Капранова [и др.]. Минск: МГПУ имени М. Танка, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/2234. − Дата доступа: 24.02.2019.