Только личность может действовать на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер.
К.Д. Ушинский
• знать объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии, уметь обосновывать ее роль и значение в обществе;
• уметь приводить примеры великих педагогов прошлого, кратко характеризовать их вклад в развитие педагогической теории и практики;
• знать и раскрывать содержание понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель», уметь соотносить эти понятия;
• знать сущность и содержание педагогической профессии, характеризовать ее особенности;
• раскрывать перспективы развития педагогической профессии.
1. Возникновение и становление педагогической профессии.
3. Сущность и содержание профессии педагога.
4. Особенности педагогической профессии.
5. Миссия и перспективы развития педагогической профессии.
«Корни» педагогической профессии уходят в глубокую древность. С момента своего возникновения человек как представитель вида homo sapiens всегда испытывал потребность учить, то есть передавать жизненный опыт подрастающему поколению, и учиться – целенаправленно овладевать этим опытом. Во времена, когда разделения труда еще не было, все члены племени или общины учили детей охотиться, готовить пищу, строить жилище, шить одежду, изготавливать орудия труда и т.п. Позднее, по мере усложнения трудовых процессов, самые уважаемые и умудренные опытом члены рода – старейшины – становились воспитателями, то есть людьми, единственной обязанностью которых была передача опыта и подготовка к жизни подрастающего поколения, забота о его духовном росте и нравственности. Таким образом, именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией.
История (этимология) слова «педагог» (от греч. paidagogos: paida (paidos) – дитя; ago – веду, воспитываю; буквально – детоводитель) уходит в античную Грецию (VI–IV вв. до н. э.). В Древней Греции за детьми аристократов присматривали (гуляли, сопровождали в школу и т.п.) специальные рабы, которых и называли педагогами. При этом в школе обучением детей занимался учитель-дидаскал. Таким образом, прямое значение слова «педагог» – вести, сопровождать ребенка. В России слова «педагог», «педагогика» появились вместе с философским, педагогическим наследием античной цивилизации и Византии. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Наука о воспитании и обучении стала называться педагогикой. Этимологически русское слово «воспитатель» происходит от слова «питать». Воспитывать буквально значит «вскармливать», «питать» ребенка, не приспособленного к жизни. В дальнейшем отошли от этой трактовки. В настоящее время, когда говорят о воспитании, имеют в виду процесс подготовки ребенка к жизни в широком социальном значении. Воспитатель, в современных словарях, – есть человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.
Понятие «учитель», как предполагают исследователи, появилось позднее, когда люди осознали значимость знания и необходимость организации специальной деятельности детей по усвоению ими знаний и умений, то есть учения. Учитель тот, кто наставляет, учит чему-либо, организует учение. Для обозначения человека, занимающегося педагогическим трудом, наряду с терминами «педагог», «учитель», «воспитатель» в разных контекстах применяют термины «наставник», «преподаватель», «репетитор», «мастер», «куратор», «тьютор» и др. В ряде стран существуют свои названия для педагогической профессии: «гуру» (Индия), сэнсей (Япония, Китай), маэстро (Италия, Испания) [2].
Во все времена педагог мог выполнять свои социальные и профессиональные функции только тогда, когда его личность, образование и культура являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Поэтому в некоторых древних цивилизациях (Древнем Китае, Индии, Египте) учитель был очень почитаемым человеком, а его деятельность считалась почетной. Например, в древних китайских хрониках упоминается, что в стране существовало министерство, которое занималось делами просвещения народа и назначало на должность учителя самых мудрых людей страны.
Как подчеркивают исследователи, становление педагогической деятельности как профессии, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену образованию, имеющему анонимный и коллективный характер, неотделимому от бытовых, трудовых и иных отношений, приходит образование как самостоятельный вид деятельности и отношений. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали от учителя особых знаний и подготовки. Поэтому в древнем Вавилоне, Египте учителями чаще всего были жрецы, в Древней Греции – философы, наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане (дидаскалы, педотрибы, педономы). В древнем Риме от имени императора учителями (риторы, грамматики) назначались чиновники, которые должны были хорошо знать науки, много путешествовать, изучать языки и культуру разных народов.
В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование. Эпоха Нового времени потребовала иного учителя: учителя, владеющего психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, «любящего учеников, как отец родной», превращающего учебное заведение из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость от воспитания и образования.
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя, духовного наставника, государя (князя). Например, в «Поучении» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам князь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...» [2].
Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:
• «Кормильство». В возрасте 5–7 лет княжич передавался кормильцу, которого назначали из числа воевод, знатных бояр. Кормилец не только распоряжался от имени малолетнего княжича делами в порученной ему отдельной волости, но и выполнял обязанности наставника-воспитателя. Он осуществлял умственное, нравственное, военное, физическое воспитание княжича, а также привлекал его к государственным делам.
• «Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» были наставниками племянников.
• «Кумовство». Постепенно «дядьки» как воспитатели племянников в своей семье трансформировались в духовно-нравственных наставников детей, находившихся в семье родителей.
Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и читать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах.
Профессия педагога становится массовой в XVIII–XIX вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распространение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.
Таким образом, из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий педагогическая профессия относится к числу наиболее древних в истории человечества. Она аккумулирует тысячелетний опыт преемственности поколений и имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.
У всех народов и во все времена были выдающиеся педагоги, теоретики и практики. Так, великим учителем в Древнем Китае называли Конфуция (ок. 551–479 до н.э.), которого считали «учителем 10 тысяч поколений». Этот древний китайский мыслитель основал первую частную школу «по воспитанию человеческих характеров» и выработал требования к ее учителю: «Учитель ласков был, но строг, внушителен, но не свиреп, полон почтительности и покоя». Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учениками, на сравнении и классификации фактов и явлений, на подражании образцам. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель? – обращается к Конфуцию его ученик. «Обогати ее, – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить? – спрашивает ученик. «Обучи ее!» – восклицает учитель. Ученики Конфуция собрали запись его бесед в книге «Беседы и суждения», которая и содержит его педагогические взгляды. В целом конфуцианство определило систему обучения в китайской школе на многие века.
Выдающимися педагогами являлись мыслители Древней Греции. Например, Сократ (ок. 470–399 до н.э.) был одним из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Сократ использовал «индуктивный метод доказательства: посредством умело поставленных вопросов он подводил собеседника к признанию тех положений, которые являются истинными (так называемый сократический метод)» [2, c. 13]. Платон (427–347 до н.э.) и Аристотель (384–322) создали философские школы (соответственно Академию и Ликей), в которых обучали молодежь математике, диалектике, астрономии и другими наукам. Аристотель разработал возрастную периодизацию. Он полагал, что природа ребенка требует единства физического, нравственного, эстетического и умственного воспитания. Известно, что Аристотель был учителем Александра Македонского, великого полководца того времени.
Один из известных римских ораторов, педагог Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – 96) основал одну из лучших школ риторов в Древнем Риме. Автор первого специального педагогического труда «О воспитании оратора», Квинтилиан утверждал: «Без учителя не может быть хорошей школы». Учитель, в его понимании, должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка; сделать процесс обучения радостным для детей; устанавливать дружеские отношения с учениками; налаживать соревновательность, быть осторожным в наградах и наказаниях.
К плеяде великих педагогов относится белорусский просветитель, поэт, переводчик, педагог, церковный и общественный деятель, воспитатель царских детей Симеон Полоцкий (1629–1680). Получив блестящее образование и приняв монашество, он работал учителем Полоцкой братской школы, а после переезда в Москву по приглашению русского царя Алексея Михайловича возглавил греко-латинскую школу. Открыл в Москве типографию, в которой издавал учебно-педагогические и детские книги. В своих произведениях С. Полоцкий раскрывал роль и значение воспитания, основы семейного воспитания, роль воспитателя и требования к нему. Он указывал на три главные «вещи» учителя: во-первых, должен быть «да искусен сам»; во-вторых, «должен слово свое украсити» и, в-третьих, «преклонять сердца подобает ко творению делес» [3]. Как теоретик педагогики, С. Полоцкий создал целостную и оригинальную систему педагогических взглядов на основе принципа природосообразности.
Основоположником дидактики является Ян Амос Коменский (1592–1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Впервые Я.А. Коменский научно обосновал концепцию обучения и воспитания юношества в рамках классно-урочной системы, а также идею всеобщего обучения на родном языке. Ввел термины «урок», «перемена», «каникулы» и др.
Основные труды Я.А. Коменского – «Великая дидактика», «Материнская школа» и др. – получили всемирное признание. Он написал также более 260 педагогических произведений, десятки учебников для школы. Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [3].
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 –1827) – швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей методике элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. И.Г. Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов, посвятив свою жизнь сиротам. Его учебные заведения считались образцовыми, поэтому сюда приезжали все, кто хотел воочию убедиться в целесообразности методов обучения и воспитания, предложенных И.Г. Песталоцци. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя» [2; 3].
Продолжил и развил демократические идеи И.Г. Песталоцци немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866), автор учебников по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Основной же его труд – «Руководство к образованию немецких учителей». За заботу о подготовке учителей для школы и работу с ними А. Дистервега называли учителем учителей. Выдвинув идею общечеловеческого воспитания, особую роль в ее реализации он отводил учителю, который, по его мнению, является живым поучительным примером для ученика. Личность учителя завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. «Невозможно дать другому того, чего не имеешь сам, и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Ценность школы равняется ценности учителя: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя». Нельзя не согласиться с А. Дистервегом и в том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Блестящим теоретиком и практиком в области педагогики и образования был российский педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Его по праву называют основоположником научной педагогики в России и отцом русских учителей. Его педагогическое наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и в настоящее время, в том числе его основной труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 187 раз. По ним учились несколько поколений российских школьников. К.Д. Ушинский так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [3].
Всемирно известный писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) внес крупный вклад и в развитие российской педагогической культуры. Он являлся автором «Азбуки», «Книг для чтения», методических руководств. Разрабатывая идеи свободного воспитания, Л.Н. Толстой призывал к новому типу отношений между учителями и учениками. Он утверждал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, – он совершенный учитель» [3].
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – педагог-новатор с мировым именем, чья деятельность пришлась на 20–30-е годы XX века. А.С. Макаренко разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел успешный социальный эксперимент по соединению обучения детей и подростков с производительным трудом, развил теорию семейного воспитания. Его основные педагогические выводы представлены в таких педагогических работах, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. А.С. Макаренко утверждал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей». «Выше всего ученики ценят в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль» [3].
Разносторонне и многопланово педагогическое наследие еще одного яркого представителя мировой и отечественной педагогики Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970). Воспитание во имя счастья ребенка – главный смысл педагогических произведений («Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании» и др.) и практической деятельности педагога, директора Павлышской средней школы на Полтавщине (Украина).
В.А. Сухомлинский исследовал и предложил решение различных проблем воспитания и обучения молодого поколения, которые являются актуальными и сегодня. Он был убежден, что педагогика является и наукой, и мастерством, основанным на знании и применении педагогических закономерностей, с одной стороны, и проявлении индивидуальности учителя, с другой. В.А. Сухомлинский много сделал для повышения педагогической культуры учителей, а также родителей своих учеников.
В конце 1970–начале 1980-х годов появилась целая плеяда педагогов-новаторов, которые представили новое направление в педагогике – педагогику сотрудничества. Участниками данного общественно-педагогического движения стали В.Ф. Шаталов, С.И. Лысенкова, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов и др. Их объединяли заинтересованность учебным предметом, уважение личности ученика, умение включить весь класс в активную творческую учебно-познавательную и иную деятельность. Теоретические концепции и методические системы педагогов-новаторов оказали большое влияние на развитие педагогики и школьной практики.
В связи с этим, следует подчеркнуть, что ошибки в выборе педагогической профессии обходятся обществу и самой личности очень дорого: их цена – здоровье, уровень образованности, а порой и жизнь доверенных педагогу детей. Поэтому при выборе этой профессии очень важно знать ее сущность и содержание, а также задуматься о личностном соответствии ее особенностям и требованиям.
В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Профессиейпринято называть вид труда с определенной системой требований к человеку(А.С. Роботова и др.). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования, а также средством самореализации. Понятие «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие) – многозначно. Этим термином в научной литературе обозначают: область приложения сил человека, в которой он осуществляет определенные функции как субъект труда; общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), благодаря которой человек может выполнить те или иные трудовые функции; деятельность по реализации профессионально выполняемых функций. Исследователи подчеркивают, что при выборе профессии важно учитывать ее социальный статус, физические условия осуществления профессиональной деятельности, организацию труда, оборудование и материалы и т.п. Все это должно соответствовать личным притязаниям человека. Профессия определяет качество жизни человека, так как именно посредством профессиональной деятельности личность стремится удовлетворить свои потребности в общественных связях и отношениях, экономически обеспечить свое существование, реализовать свой потенциал.
Профессия на конкретном историческом этапе развития общества характеризуется социальным и политическим статусом, социальным престижем (внешние характеристики) и содержанием, конкретными требованиями к выполнению профессиональной деятельности (внутренние характеристики). Внутренними параметрами выступают функция и квалификация. Выделение функций предполагает выполнение тех или иных профессиональных обязанностей в соответствии с избранной специальностью. Квалификация определяет, что надо знать и уметь, чтобы освоить профессию и работать в соответствии с ней. Вслед за исследователями (В.А. Сластенин, Т.И. Шингирей и др.) определим ряд необходимых понятий.
Педагогическая профессия – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических умений, которые освоены им в ходе целенаправленной профессиональной подготовки. Целью и содержанием этого вида трудовой деятельности является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, освоенных в ходе и результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия — учитель, специальность – учитель (преподаватель) иностранного языка. Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация–уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
В обыденной и научной речи используются термины: «педагог», «учитель», «воспитатель». «Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.; Воронеж, 1995. С. 122).
«Учитель – лицо, «передающее» другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в учреждении общего среднего образования» (там же; c. 189). В справочной литературе воспитатель определяется как лицо, занимающееся воспитанием кого-либо, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В узком смысле – это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учреждении образования.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании используется термин «педагогические работники». Педагогические работники – это лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).
Понятие «педагог» является родовым по отношению к остальным (учитель, преподаватель, воспитатель). Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, учитель средней школы, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие.
Как подчеркивает российский ученый-педагог В.А. Сластенин, основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенный объект профессиональной деятельности педагогов – это человек, его личность. Поэтому отношения педагога и объекта его деятельности должны складываться как субъект–субъектное («человек–человек») взаимодействие. Одним из оснований дифференциации педагогических специальностей являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств этого взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Другим основанием для дифференциации специальностей выступают возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в частности, выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский или иной возраст). Следующим возможным основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (особенности психического и физического развития, отклоняющееся поведение и другое).
При всем многообразии и различии педагогических специальностей они характеризуются, тем не менее, общими однородными элементами. Так, у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры, создание условий для его разностороннего развития. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного педагога.
Таким образом, сложившееся внутрипрофессиональное разграничение функций и обязанностей лежит в основе классификации педагогических специальностей, видов педагогической деятельности, а также должностей служащих, занятых в системе образования Республики Беларусь. Выборочный перечень должностей представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Выборочный перечень должностей служащих, занятых в образовании
Учреждения дошкольного образования | Учреждения общего среднего образования | Учреждения профессионально-технического и средне специального образования | Учреждения высшего образования | Учреждения дополнительного образования детей и молодежи |
---|---|---|---|---|
• Заведующий учреждением дошкольного образования • Воспитатель дошкольного образования • Музыкальный руководитель • Руководитель физического воспитания • Учитель-дефектолог • Помощник воспитателя |
• Директор • Заместитель директора по учебной работе • Заместитель директора по воспитательной работе • Учитель • Воспитатель • Педагог-психолог • Педагог социальный |
• Директор учреждения профессионально-технического образования • Руководитель (директор, начальник) учреждения среднего специального образования • Заместитель директора по производственному обучению • Руководитель практики • Педагог-организатор • Старший мастер • Преподаватель • Воспитатель • Мастер производственного обучения • Руководитель физического воспитания |
• Ректор • Первый проректор • Проректор по учебной работе • Проректор по воспитательной работе • Проректор по научной работе • Руководитель практики • Декан • Заведующий кафедрой • Профессор • Доцент • Старший • преподаватель • Преподаватель (ассистент) |
• Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи. • Заведующий отделением дополнительного образования. • Педагог дополнительного образования |
В соответствии с классификацией профессий по предмету труда, предложенной российским психологом Е.А. Климовым, профессия педагога относится к группе (типу) профессий «человек–человек». Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с другим человеком или его обслуживание.
К представителям профессий типа «человек–человек» предъявляются следующие требования: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение сгладить разногласия между ними, организовать их взаимодействие; умение слушать и учитывать мнение другого человека, способность мысленно ставить себя на его место; развитая речь, умение убеждать людей, способность управлять мимикой и пантомимикой; аккуратность, пунктуальность, собранность и другие. Вместе с тем, как подчеркивают исследователи, профессии данного типа нередко требуют от их представителей проявления, на первый взгляд, противоположных (полярных) качеств (рис. 16) [6].
Рис. 16 – «Противоположные» качества, необходимые представителям профессий типа «человек–человек»
Невыразительная речь или ее дефекты, замкнутость, необщительность, равнодушное отношение к людям, излишняя медлительность, выраженные физические недостатки и ряд других качеств являются противопоказаниями к выбору профессий типа «человек-человек».
Учителем нельзя работать в следующих случаях (по Н.М. Борытко):
– при слабом здоровье и пониженном иммунитете – находясь в постоянном контакте с большим количеством людей (детей, их родителей, коллег-педагогов), человек постоянно подвергается риску инфекционного заболевания;
– при плохой дикции и слабом голосовом аппарате – именно голос называют «основным педагогическим инструментом», нет никаких перспектив педагогической деятельности при серьезных дефектах дикции;
– при неспособности устанавливать контакт с людьми – тот, кто с трудом общается с другими людьми, кто чувствует себя комфортно только в работе с бумагой, компьютером, цифрами, все свои силы будет тратить не на профессиональную деятельность, а на преодоление своего дискомфорта;
– если люди, младшие или старшие, вызывают стойкую неприязнь или постоянно раздражают – в этом случае педагогическая деятельность может привести к нервным срывам, депрессии, болезни; учителю необходимо всю жизнь учить и учиться, поскольку это и есть существо его профессии.
Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Основное содержание педагогической профессии, а значит и всех педагогических специальностей, составляют взаимодействия и взаимоотношения с участниками образовательного процесса, сущностью которого является педагогическое общение. Поэтому умение общаться становится необходимым качеством педагога. С другой стороны, педагогическая профессия требует от человека специальных знаний, умений, навыков в какой-либо научной области или учебной дисциплине. Следовательно, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки.
Эта профессия осуществляется в условиях повышенной персональной моральной ответственности за здоровье и жизнь вверенных педагогу детей. Она требует также высокого уровня социальной активности педагога как способности действовать сознательно, целенаправленно, создавая воспитательную среду для учащихся.
В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности противоречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответствующие знания и умения. Несмотря на то, что педагогическая профессия не требует абсолютной профессиональной пригодности (необходимые, но отсутствующие качества личности, могут быть компенсированы другими в процессе самовоспитания), предрасположенность к педагогической профессии является значимой. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога. Данное требование обусловлено и тем, что педагогическая профессия – это высококвалифицированная трудовая деятельность, требующая специальной подготовки.
Вместе с тем, педагогическая профессия относится к профессиям, которые при определенных условиях могут вызывать появление педагогических деформаций. Так, например, низкий уровень педагогического мастерства выступает в качестве фактора, способствующего закреплению жестких стереотипов в выборе педагогического взаимодействия учителя с учащимися: педагог доминирует в общении с ними, нетерпим к их ошибкам и недостаткам в поведении. Часто в качестве ложной установки учителя проявляется иллюзия всезнайства (А.К. Маркова). Нередко учитель проявляет склонность к общественным сентенциям, сопровождаемым назидательной интонацией и соответствующей жестикуляцией. При этом предотвратить появление профессиональных деформаций может только сам педагог, развивая свою личность и занимаясь профессиональным самообразованием.
Как у всякой другой профессии, у педагогической профессии имеются свои особенности (рис. 17).
Рис. 17. Особенности педагогической профессии
В настоящее время в Беларуси функционируют более 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают более 200 тыс. педагогических работников. Эти данные указывают на востребованность и значимость педагогической профессии в обществе и на ее массовый характер. Можно с уверенностью сказать, что педагогическое сообщество – опора общества, государства. От того, насколько успешна педагогическая деятельность, зависит будущее страны. Лишь на первый взгляд педагогическая профессия может показаться деятельностью по ретрансляции знаний, на самом деле у нее высокая миссия, предназначение которой –создание условий для самоопределения личности в культуре, утверждение человека в человеке.
Значимость профессии педагога в настоящее время обусловлена также возрастанием роли образования в информационном обществе. Следовательно, государство и общество объективно заинтересованы в создании условий для качественной подготовки учителя и его профессиональной реализации. Забота об учителе должна быть одной из важнейших сфер социальной политики государства, а высокое общественное признание должно находить отражение в реальном социальном статусе педагога. Вместе с тем, массовый характер педагогической профессии наряду с социально-экономическими причинами снижает ее престижность и маскирует ее уникальность [2].
Как известно,ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде и средствам труда, изменение потребности общества в кадрах определенного профиля и квалификации, – приводит к тому, что одни педагогические профессии возникают как новые, другие – изменяются, третьи – упраздняются, четвертые – объединяются друг с другом [3].
В ближайшем будущем в сфере образования ожидается появление новых педагогических специальностей (табл. 6).
Таблица 6 – Новые педагогические профессии и специальности
Название | Краткая характеристика |
---|---|
1. Модератор | Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности |
2. Тьютор | Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития и т.п. |
3. Организатор проектного обучения | Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью |
4. Координатор образовательной онлайн-платформы | Специалист учреждения образования или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам или дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, моделирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы |
5. Ментор стартапов | Профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов (инновационных бизнес-проектов), курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности |
6. Игромастер | Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов |
7. Игропедагог | Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя |
8. Разработчик образовательных траекторий | Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых учреждениями образования, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека |
9. Тренер по майнд-фитнесу | Специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя |
10. Разработчик инструментов обучения состояниям сознания | Специалист, который создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.) |
1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?
2. Назовите выдающихся педагогов прошлого. Охарактеризуйте их вклад в развитие педагогической теории и практики.
3. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», «учитель». Установите взаимосвязь между ними.
4. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек – человек». В чем заключается ее отличие от других профессий данной группы?
5. Каковы требования к представителям педагогической профессии? В каких случаях не рекомендуется работать учителем или воспитателем?
6. Назовите и охарактеризуйте особенности педагогической профессии.
7. Приведите примеры должностей служащих, занятых в образовании.
8. Обоснуйте значимость и востребованность педагогической профессии в обществе.
9. Какие профессии (педагогические специальности) могут появиться в ближайшее время в образовании? Чем обусловлено их появление?
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Роботова А.С., Леонтьева Т.В. [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 8–25.
3. Введение в педагогическую профессию: методическое сопровождение факультативных занятий для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования [Электронный ресурс] / М.Ф. Бакунович [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука, А.В. Торховой. – Режим доступа: http://adu.by/wp-content/uploads/2015/pedklass/metodycheskoe.pdf. – Дата доступа: 25.02.2019.
4. Выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10.2011 № 105 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/Post_105.pdf. – Дата доступа: 24.02.2019.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 c.
6. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 c.
7. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 30-57.
8. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 231–261.
9. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 27.02.2019.
10. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 1, 2.
11. Столяренко, Л. Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 32–52.