Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
• знать и содержательно интерпретировать понятия «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество», «педагогическое новаторство»;
• знать сущность и структуру инновационной деятельности учителя, характеризовать ее компоненты; иметь представление об уровнях ее сформированности;
• понимать сущность передового педагогического опыта, называть его критерии; иметь представление об организации, формах и методах его распространения;
• приводить примеры лидеров педагогической профессии (педагогов-новаторов) Республики Беларусь, раскрывать теоретические и методические аспекты их педагогической (новаторской, инновационной) деятельности;
• иметь представление о конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», целях и алгоритме его проведения; обосновывать значимость конкурсов педагогического мастерства для выявления лидеров педагогической профессии, изучения и обобщения передового педагогического опыта.
1. Понятие о педагогическом мастерстве. Творчество и новаторство педагога.
2. Инновационная деятельность педагога, ее структура и уровни.
3. Передовой педагогический опыт: сущность, изучение, распространение, критерии.
В предыдущей теме понятия «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество» и «педагогическое новаторство» рассмотрены в контексте этапов профессионального совершенствования, уровней и этапов развития педагогического профессионализма. Так на этапе свободного владения профессией учитель владеет педагогическим мастерством как комплексом специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно управлять учебной и иными видами деятельности учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие, то есть выполнять профессиональную педагогическую деятельность на высоком уровне.
Достигнув уровня суперпрофессионализма (высшего профессионализма), учитель последовательно проходит два этапа: этап свободного владения педагогической профессией в форме творчества и этап преобразования образовательного процесса. На первом из них педагог способен к педагогическому творчеству, то есть способен находить новые, нестандартные способы решения педагогических задач и принятия профессиональных решений. На втором из них учитель становится новатором, то есть способен осуществлять деятельность по внесению в образовательный процесс новых прогрессивных идей, методов, технологий [2].
С позиции Н.В. Кузьминой мастерство есть «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимального результата». При этом автор подчеркивает, что педагогическое мастерство – это не врожденное качество, а результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности учителя, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию.
Педагогическое мастерство – владение педагогом системой знаний, умений и навыков по построению, организации и эффективному осуществлению образовательного процесса. Его основа – обстоятельное и разностороннее знание учителем педагогики и смежных с ней наук, знание научных основ педагогического труда. Это и фундаментальная ориентированность в педагогических проблемах общества, социально-педагогических зависимостях педагогической деятельности, современных требованиях к образованию и образованности, понимание специфики работы в педагогическом коллективе. Современное педагогическое мастерство невозможно без социально-педагогической компетентности.
Педагогическое мастерство предполагает (по А.М. Столяренко): умение искусно применять все рекомендации, педагогический опыт, методы и приемы воспитания, обучения и развития; умение воплощать в решения и действия педагогические принципы, требования нормативных документов, методические рекомендации и т.п.; владение частной дидактикой преподавания учебной дисциплины; умение проводить все формы занятий, выполнять все, виды методической работы, осуществлять творческий методический поиск и педагогическое экспериментирование; владение педагогической техникой (техникой использования речевых и неречевых средств, технологий, приемов педагогического наблюдения, анализа, взаимодействия, установления контакта с учащимися и др.); мастерством педагогического взаимодействия, педагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.
Специальное мастерство – профессиональная компетентность в том направлении педагогической деятельности, которая соответствует квалификации и специальности педагога. Оно предполагает хорошее системное знание содержания учебной дисциплины и смежных с ней дисциплин, умения и навыки в области частной методики преподавания, научную подготовленность, знание новинок науки, связанной с изучаемым содержанием, исследовательскую активность и опыт. Учитель, должен знать больше, чем рассказывает обучающимся, быть убежденным в рассказываемом, свободно владеть материалом. Только в этом случае речь учителя будет выразительна, логична, убедительна, ярка, образна; он окажется способным вести наблюдение за аудиторией, учащимися, их реакциями, маневрировать содержанием, пробуждать и удерживать интерес. Примерами проявления педагогического мастерства могут быть следующие педагогические действия: отказ от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, свободное поведение учителя в учебной аудитории и т.п.; привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т. п.; использование иллюстраций и примеров; постановка наводящих вопросов проверочного характера; постановка вопросов, подводящих учащихся к повторению, обобщению, систематизации учебного материала; использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности педагогически грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части; использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов); определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения; умелое применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
В современных психологических исследованиях творчество рассматривается не только как отдельные познавательные процессы (мышление, воображение и т.д.), общие или специальные способности, процесс или деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений личности с миром [4]. Творчество как деятельность есть создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Особенностями творческой деятельности выступают: создание нового способа получения результата или продукта (пусть даже уже известного), отличающегося от простого перебора вариантов или действия по известному алгоритму; необходимость этапа осознания и постановки новой проблемы, умение взглянуть на проблему по-иному, сформулировать ее иначе, чем принято; наличие мотивации и интереса к творческой деятельности; сопровождение процесса творчества эмоциональными переживаниями, например, неудовлетворенностью человека тем, что уже существует и доступно ему в избранной сфере; способность к критическому мышлению, которое позволяет личности видеть противоречия и не принимать первое объяснение как единственно верное.
Творческая личность ‒ это личность, обладающая творческой направленностью (мотивационно–потребностная ориентация на творчество, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.п.), творческими способностями и создающая объективно или субъективно новые материальные или духовные ценности, отличающиеся личной или социальной значимостью. И.И. Казимирская выделила системообразующие характеристики творческой личности: продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе; интеллектуально-творческая инициатива, стремление к интеллектуальному успеху; жажда познания и преобразования; чувствительность к проблеме, новизне; потребность в нестандартном решении встающих перед индивидом задач; критичность ума; самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем [5].
Согласно выводам современных исследователей в области психологии творчества, креативность (комплекс творческих способностей) как интегративное динамическое образование личности формируется на основе творческих задатков, включает когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, определяет успешность осуществления деятельности, носящей творческий характер. В качестве основных критериев креативности исследователи определяют следующие свойства: продуктивность («беглость»), оригинальность, «разработанность», гибкость и восприимчивость, метафоричность и др. (рис. 31).
Рис. 31 – Критерии креативности
Как известно, творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Педагогическое творчество как и любое иное всегда есть «создание чего-то нового на основе преобразования познанного» (В.И. Загвязинский). Новизна и преобразование два существенных признака творчества.
Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. И хотя творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую (дидактическую, методическую) систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших учебных заведений и педагогов.
Творчество учителя не сводится только к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Не в меньшей мере оно проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих основанием и фоном педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик к числу таких умений относит умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др.
Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.М. Загвязинский, Н.Д. Никандров):
• отсроченность результатов творчества педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Аналитические, прогностические и другие способности учителя позволяют предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;
• регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) между собой связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого они – допустимы, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения;
• сотворчество учителя с учащимися и коллегами в педагогическом процессе. Атмосфера творческого поиска выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности.
• зависимость проявления творческого потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса.Учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;
• умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся.Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, не подавляя их инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, публичная деятельность, поэтому реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск.
Выделяют следующие уровни педагогического творчества (табл. 10)
Таблица 10 – Уровни педагогического творчества
Уровень | Характеристика уровня |
---|---|
Информационно-воспроизводящий |
Педагог умеет воспроизводить опыт других, решать стандартные педагогические задачи на пути к результату, анализировать эффективность применяемых решений в конкретных ситуациях. Обычно соответствует деятельности педагога без категории |
Адаптивно-прогностический |
Педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися, при этом осуществлять индивидуальный подход к ним. Обычно соответствует деятельности педагога второй категории |
Рационализаторский |
Педагог проявляет рационализаторские способности (умеет решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные решения), имеет ИСПД. Обычно соответствует деятельности педагога первой категории. |
Научно-исследовательский |
Педагог умеет разрабатывать собственную систему педагогической деятельности на основе рефлексии ее результатов. Обычно соответствует деятельности педагога высшей категории |
.
В настоящее время каждый педагог имеет право и возможность заниматься творчеством, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные исследования. В науке существуют различные подходы к определению понятия «нововведение». Данный термин трактуется учеными как новая идея, воплощенная в материальное средство в процессе человеческой деятельности; как новый способ по решению проблем, конкретная организация деятельности; как новшество, изменение в технике и технологии, приводящее к прогрессивному изменению в характеристике жизнедеятельности.
Наиболее целесообразным является подход к нововведению как изменению, касающемуся способа деятельности и среды нововведения. При этом среда нововведения представляет собой учреждение, организацию, к которой относится изучаемое нововведение с учетом различных параметров: потребности в нововведении; наличия ресурсов, интересов и мотивов, ценностей и традиций, квалификации и трудовых умений и навыков.
С учетом вышесказанного в самом общем значении нововведение — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей.
Инновации в образовании — основа развития системы образования, учебного заведения, каждого участника педагогического взаимодействия. Инновацию следует рассматривать как целенаправленное изменение, внесение чего-то нового, повышение эффективности. Наиболее адекватной моделью нововведения в образовании является проблемно-ориентированный процесс, в структуре которого выделяются следующие компоненты (сферы): научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения.
Идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориентированный процесс изменений (преобразований) всего курса образования или его отдельных составляющих (педагогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению качества и эффективности образования. Элементами модели педагогической инновации выступают: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само открытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии. Критериями педагогических инноваций (новшеств) выступают: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения в массовом педагогическом опыте.
Реальные формы инновирования образования (рис. 32) предполагают преобразование педагогической действительности.
Рис. 32 – Формы инновирования образования
Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.
Инновационная педагогическая деятельность — деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе педагогического эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О.И. Тавгень, А.И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В.И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.
В структуре инновационной педагогической деятельности выделяют экспериментальную педагогическую деятельность; внедренческую педагогическую деятельность; новационную (новаторскую) педагогическую деятельность (по В. И. Слободчикову).
Инновационная педагогическая деятельность как тип педагогической деятельности приводит к нововведению. Она является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящих к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Носителями инновационно-педагогической деятельности (инноваторами) выступают ученые, педагоги, учреждения образования, научные и методические объединения, педагогические общества, Министерство образования и др.
Выделены уровни сформированности инновационной педагогической деятельности: адаптивный (неустойчивое отношение педагога к инновациям, новшество осваивается педагогом под внешним давлением); репродуктивный (более устойчивое отношение к педагогическим новшествам, копирование готовых разработок с небольшими изменениями, осознание необходимости профессионального самосовершенствования); эвристический (большая целеустремленность, понимание путей и способов внедрения новшеств; открытость новому педагогическому опыту, внедрение новшеств); креативный (высокая результативность инновационной педагогической деятельности, творческая активность педагога, делится педагогическим опытом, способен создавать авторские идеи, методические системы и т.п.).
Центральной фигурой инновационно-педагогической деятельности является педагог-инноватор, который может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических теорий, концепций, методов, технологий.
Педагог-инноватор— это педагог, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и др. (В.И. Андреев).
Инновационная деятельность немыслима без развития педагогом своего профессионального мастерства, достижения пика своей профессионально-творческой зрелости. Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, дает акмеограмма — комплекс характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Возможная акмеограмма педагога-инноватора приведена в таблице 11 [6].
Таблица 11 − Акмеограмма педагога-инноватора
Объективные характеристики | Субъективные характеристики | ||||
---|---|---|---|---|---|
Позиции | Знания | Умения | Индивидуальные | Профессиональные | Акмеологические |
• проблематизатор;
• исследователь; • аксиолог; • методолог; • проектировщик; • конструктор; • программист; • управленец; • экспериментатор; • писатель |
• научные факты;
• научные понятия; • эмпирические законы; • гипотезы и идеи; • научные принципы; • научные теории и концепции; • методы исследовательской деятельности |
• действовать в условиях неопределенности;
• находить нестандартные решения проблем; • создавать личные концепции обучения и воспитания; • внедрять новшества |
• настойчив;
• импульсивен; • самостоятелен; • независим; • активен; • доминантен; • радикален; • экспансивен; • уверен в себе; • чувство личного достоинства; • бескомпромиссность; • интеллигентность; • способность к саморазвитию |
• точен;
• объективен; • способен к самореализации; • сосредоточен; • динамичен; • инициативен; • способен к теоретическому мышлению; • высокая приспособляемость к реальной обстановке; • аналитичен; • высокая внутренняя мобильность |
• критичен;
• адаптивен; • оригинальность в замыслах; • спонтанность в действиях; • способность • к выработке идей и концепций; • склонность к экспериментированию; • творческая рефлексия |
Перечисленные характеристики педагога-инноватора являются своеобразными показателями эффективности его профессиональной деятельности.
Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяют следующие типы инноваторов:
• антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи);
• генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы);
• привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт);
• модератор идей (критик новой научной информации);
• аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей).
В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуется новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый. Оптимальным является прогрессивный тип, который характеризуется постоянным поиском и поддержкой новых идей, глубоко продумывает и анализирует инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты.
Педагогический опыт – это совокупность освоенных педагогом знаний, умений, навыков, методов и средств педагогической деятельности, а также достигнутых в ходе ее результатов. Именно на основе педагогического опыта формируется педагогическое мастерство учителя. Критическое изучение учителем педагогического опыта коллег также способствует развитию его педагогического мастерства. В то же время педагогический опыт является важнейшим источником развития педагогической науки.
Передовым педагогическим опытом является такая педагогическая практика, которая содержит элементы творческого поиска, новизны, новаторства. Определены критерии (признаки) передового педагогического опыта (по В.А. Капрановой).
1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Педагоги-новаторы чутко реагируют на требования общества к образованию, находят эффективные пути и средства совершенствования педагогического процесса в соответствии с ними.
2. Высокая эффективность и результативность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт характеризуется высоким качеством знаний, высоким уровнем обученности и воспитанности учащихся. Это отличает его от массового педагогического опыта.
3. Оптимальное расходование сил педагогов и детей, а также педагогических средств, необходимых для достижения устойчивых положительных результатов их деятельности.
4. Стабильность положительных (высоких) результатов образовательного процесса.
5. Наличие элементов новизны, актуальность и перспективность.
6. Репрезентативность (проверка опыта временем); возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
7. Соответствие опыта современным достижениям педагогики, методики, научная обоснованность [2].
Если педагогический опыт отвечает данным критериям, его следует признать передовым. Передовой опыт можно характеризовать как новаторский, исследовательский, рационализаторский или образцовый. Так, новаторскому педагогическому опыту свойственны новизна и оригинальность. Если педагогический опыт носит экспериментальный характер его называют исследовательским. Если педагог совершенствует формы, методы, средства обучения и воспитания на основе их творческого применения, то его опыт по сути является рационализаторским. Образцовым педагогическим опытом назовут добросовестную деятельность учителя, который умело использует достижения педагогической науки, рекомендации методистов, опыт коллег, и, как следствие, его педагогическая деятельность является образцом для других педагогов.
Для того чтобы передовой педагогический опыт стал достоянием массовой образовательной практики, его необходимо изучать и обобщать.
Формами и методами изучения передового педагогического опыта являются:
• открытые уроки, воспитательные мероприятия;
• устное сообщение результатов изученного, обобщение передового опыта в выступлениях педагогов на заседаниях методических объединений и формирований (школа передового опыта, школа педагогического мастерства, проблемная лаборатория и др.), на научно-методических конференциях и семинарах, педагогических чтениях, практикумах, спецкурсах, педагогических выставках и др.;
• письменное сообщение результатов изученного, обобщение опыта в форме методических рекомендаций и разработок; статей в газетах и журналах, издание сборников материалов научно-практических конференций и семинаров и др.
Для наглядно-демонстрационной популяризации передового педагогического опыта организуются выставки, специальные стенды при методических кабинетах и др. Применяются также методы наблюдения, беседы, анкетирования, анализ документации, хронометрирование и др.
В опыте педагогов-новаторов наряду с индивидуальными чертами (например, ИСПД) имеются общие черты. В основе их деятельности лежат идеи педагогики сотрудничества, владение современными образовательными технологиями, авторскими методиками и т.п.
Сущность передового педагогического опыта как новаторского раскроем на примере деятельности лучших учителей Беларуси, которых в педагогической литературе образно называют лидерами педагогической профессии [2; 8; 10].
Валерий Александрович Гербутов (род. 1946 г.) в 1969 г. с отличием окончил физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «теоретическая физика». Был направлен на работу в Брестский инженерно-строительный институт. С 1981 г. работал учителем физики в средней школе № 49 г. Минска. В 1991 г. становится Лауреатом Республиканского конкурса «Учитель года-91» (3 место) и победителем Всесоюзного конкурса «Учитель года-91», заслуженный учитель Республики Беларусь. В.А. Гербутов является автором концепции преподавания физики в школе, методик интенсификации процесса обучения, соавтор учебных пособий по физике для средней школы. Авторская методика физики этого педагога имеет ряд особенностей:
• введение в тему (лекция, беседа, деловая игра);
• формирование «скелета» темы (семинар, практикум, проблемная беседа, дискуссия);
• применение изученного по теме (творческие, конструкторские работы, диспуты);
• локальный контроль за усвоением темы (игры, зачеты, «суды» над физическими явлениями);
• завершение темы (конференция, «неделя» темы);
• «выход» из темы («мостиковые» семинары, поиск противоречий и проблем в теме, прогноз их решения).
Основой преподавания физики В.А. Гербутов считал живой эксперимент, а его авторскими методическими находками стали «суды» над физическими явлениями и сочинения учащихся («например, «Я – молекула» в 8 классе). При выставлении отметок учитель также имел свои оригинальный подход: мог «поставить хорошую отметку даже за неправильный ответ, если видел, что ученик логически рассуждает, аргументирует свой ответ, доказывает его» [2, c. 131]. Формой изучения и распространения новаторского педагогического опыта В.А. Гербутова, как и многих других учителей-новаторов, были открытые уроки, на которых у данного учителя присутствовали до 40-50 учителей из других школ. Про уроки В.А. Гербутова говорили: «Это не урок, а театр», имея в виду способности педагога к импровизации [2; 8].
Валентина Васильевна Гинчук, учитель истории средней школы № 2 г. Ошмяны. Окончила МГПИ имени М. Горького, аспирантуру при БГПУ имени М. Танка, защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания истории. Работала также в средней школе № 30 г. Минска, а затем – в Национальном институте образования начальником управления мониторинга качества образования. В.А. Гинчук является победителем Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Хрустальный журавль – 97», делегат I и II съездов учителей Республики Беларусь. В 2009 г. награждена нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования». Педагог-новатор разработала серию нестандартных уроков («Уроки истории» и др.), активно участвовала в разработке образовательных стандартов, учебных программ по истории, факультативных занятий, методических пособий для педагогов, дидактических материалов для учащихся. Ведущая педагогическая идея В.А. Гинчук – усиление воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин.
Еще ряд примеров деятельности лидеров педагогической профессии представлен в источниках 8, 10 из списка рекомендованной литературы по данному модулю.
Комплексным мероприятием по обобщению и распространению передового педагогического опыта, направленного на рост профессионализма, компетентности и творчества педагогических работников, являются конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», которые проводятся в Республике Беларусь с 1991 года. Победителям вручается главный приз – хрустальный журавль. Хрусталь символизирует чистоту мысли и поступков. Хрустальный журавль – это безграничность поиска, устремленность к высотам совершенства в своем труде.
Конкурс «Учитель года» направлен на выявление лучших педагогов, а также на поддержку инновационных технологий в области образования, утверждение приоритета образования в обществе. Конкурс проводится на добровольной основе среди педагогов учреждений общего среднего образования, а с 2014 наряду с ними участниками могут быть педагоги учреждений профессионально-технического и среднего специального образования на основе общего базового образования. Выдвижение участников на конкурс проводится коллегиально учреждением образования (методическое объединение, педагогический совет, Совет учреждения образования и др.) или группой лиц, знакомых с личностью и профессиональной деятельностью педагога, которые подают заявку в соответствующий оргкомитет с аннотацией опыта педагога и несут ответственность за его подготовку к конкурсу.
Республиканский конкурс проводится в четыре этапа. Первый этап проходит в учреждении образования, второй этап определяет победителя на городском, районном уровнях, третий этап – на областном уровне. На четвертом, завершающем этапе выбирается лучший педагог страны. Республиканский этап состоит из финала и суперфинала. Конкурсными финальными мероприятиями в разные годы были: самопрезентация участников; видео-уроки в своих классах; уроки в незнакомых классах (тема по выбору участника и жюри); психолого-педагогическое тестирование и др. Прошедшие в суперфинал конкурсанты проводят мини-урок, участвуют в педагогическом брейн-ринге, конкурсе-сюрпризе, представляют и защищают проекты на предварительно заданную тему.
Учитель года Республики Беларусь» знаковое мероприятие для всей системы образования, для всей страны, которое поддерживается главой государства. Президент Беларуси традиционно встречается с финалистами, вручает победителю конкурса главный приз – «Хрустальный журавль».
1. Раскройте сущность понятий «педагогическое мастерство», «педагогическое творчество», «педагогическое новаторство».
2. Назовите особенности педагогического творчества.
3. Охарактеризуйте уровни педагогического творчества.
4. Что такое «нововведение»? Какова структура педагогической инновации?
5. Охарактеризуйте формы инновирования образования.
6. Раскройте сущность понятий «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор», «акмеограмма».
7. Назовите объективные и субъективные характеристики педагога-инноватора. Какие типы педагогов инноваторов выделяют?
8. Определите понятие «передовой педагогический опыт». Каковы его критерии?
9. Назовите формы, методы изучения и распространения передового педагогического опыта.
10. Каких педагогов-новаторов, лидеров педагогической профессии Республики Беларусь вы знаете? Расскажите об их педагогической (новаторской, инновационной) деятельности.
11. Каковы цели конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь»? Опишите алгоритм его проведения.
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 120–137.
3. Запрудский Н.И. Управление инновациями в общеобразовательной школе // Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ / [под ред. О.И. Тавгеня, Н.И. Запрудского, Н.Н. Кошель]. — Минск: Тонпик, 2006. — С. 273–311.
4. Иванов, Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать / Г.И. Иванов. — М.: Издательский центр «Академия», 1994. — 123 c.
5. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 252–281.
6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. ‒ С. 205–210.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. ‒ Мозырь: Содействие, 2012. ‒ С. 95–99.
8. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс] / Сост. И.И. Цыркун, В.А. Капранова [и др.]. Минск: МГПУ имени М. Танка, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/2234. − Дата доступа: 16.02.2019.
9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 256 c.
10. Цыркун, И.И. Лидеры педагогической профессии: сценарии эффективной педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, Л.А. Козинец; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2010. – 256 c.