ПРЕДИСЛОВИЕ


Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости инклюзивного образования требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Высокая социально-культурная миссия педагогической профессии, новые целевые ориентиры общего среднего, специального и дополнительного образования детей и учащейся молодежи и необходимость компетентно решать профессиональные задачи в условиях современной педагогической реальности обусловливают необходимость единства мировоззренческого, нравственного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке специалистов образования, побуждение их к поиску личностного смысла педагогической профессии.

Учебная дисциплина «Введение в педагогическую профессию» открывает цикл педагогических дисциплин, выполняя пропедевтическую функцию в системе многоуровневого педагогического образования и обеспечивая осознанное вхождение студентов-первокурсников в педагогическую науку и образовательную практику. Назначение данной учебной дисциплины – помочь будущим педагогам утвердиться в правильности профессионального выбора, создать условия для формирования у них системы знаний о педагогической деятельности, ее социальной значимости, уникальности и сложности.

Целью учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию» является создание условий для формирования у будущих педагогов компетенций, обеспечивающих развитие основ общей и профессиональной педагогической культуры, проектирования будущей педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования.

Задачи учебной дисциплины:

– освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системы знаний об образовании как социокультурном явлении, системе, процессе и результате; о педагогической профессии и педагогической деятельности;

– формирование у студентов отношения к образованию как к общечеловеческой ценности и понимания социокультурной миссии профессии педагога;

– развитие мотивов профессионального выбора и профессионального самоопределения, интереса к педагогической профессии и педагогическому творчеству; включение студентов в поиск и освоение педагогических ценностей;

– развитие учебных, оргдеятельностных, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных умений, умений профессионального самообразования;

– помощь в адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе; развитие целевых установок и интереса к дальнейшему изучению педагогических дисциплин.

В соответствии с образовательными стандартами высшего образования (первая ступень) 2013 года и учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей: 1-02 05 01 Математика и информатика; 1-02 05 02 Физика и информатика; 1-03 02 01 Физическая культура; 1-02 01 01 История и обществоведческие дисциплины (регистрационный № УД-36-004-18/уч. от 28.06.2018) в ходе освоения содержания данной учебной дисциплины необходимо создать условия для формирования у студентов академических (знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться и др.), социально-личностных (культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им и др.) и профессиональных (способность решать задачи в избранной сфере профессиональной деятельности и др.) компетенций.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: сущность образования как социокультурного феномена; нормативно-правовые документы в области непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь, регулирующие профессиональную подготовку и педагогическую деятельность; современную модель педагога; основные профессионально-обусловленные требования к личности и критерии успешной педагогической деятельности; сущность, структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности; способы самообразования и самовоспитания; условия эффективной педагогической карьеры; сущность и взаимосвязь основных категорий учебной дисциплины; права ребенка и его позиции в образовательном процессе; уметь характеризовать систему непрерывного многоуровневого профессионального педагогического образования, структуру и особенности системы высшего профессионального образования в Республике Беларусь;

Студент должен уметь изучать систему образования Республики Беларусь, используя нормативно-правовые акты; учитывать социокультурные процессы в общественной жизни и их влияние на систему образования и педагогическую деятельность; определять личностное отношение к культуре и ценностным основаниям педагогической профессии; осуществлять самодиагностику профессионально-личностных качеств, проектировать программу самообразования и самовоспитания; владеть способами проектирования карьерного роста и путей преодоления профессиональных деформаций личности педагога; устанавливать доброжелательные отношения в учебной группе, вести эффективную межличностную коммуникацию в процессе учебных занятий; владеть правовыми и этическими нормами; осуществлять нормирование профессиональной педагогической деятельности (планирование, конспектирование, рецензирование, реферирование и др.).

Содержание учебной дисциплины, представленное в ЭУМК «Введение в педагогическую профессию», является основой для изучения в дальнейшем учебной дисциплины «Педагогика». Проектирование содержания ЭУМК осуществлялось на основе культурологического, аксиологического, компетентностного, технологического подходов к проектированию содержания образования в учреждениях высшего образования. В контексте компетентностного подхода содержание данного ЭУМК ориентируется на теорию и практику личностно ориентированного развивающего обучения, отражает междисциплинарный характер человековедческих знаний. При этом большое значение придается его воспитывающей функции, направленности на формирование у педагога гражданских и нравственных качеств, культуры педагогического мышления, здорового образа жизни, личностного и профессионального самовоспитания. Содержание дисциплины в ЭУМК структурировано по разделам и модулям. Наряду с содержанием в ЭУМК представлено учебно-методическое обеспечение освоения учебной дисциплины студентами.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» предлагается в качестве дидактического средства организации самостоятельной или под руководством преподавателя (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов по освоению знаний и умений по данной учебной дисциплине и овладению первоначальным опытом их практического применения в образовательном процессе в учреждениях высшего образования.

В ЭУМК включены: предисловие; содержание учебного материала в рамках модулей; примерный тематический план; курс лекций; практический раздел (практикум); учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, а также для итогового контроля (самоконтроля) знаний и умений по учебной дисциплине.

Материалы лекций по каждому модулю наряду с их содержанием включают: требования к компетентности; перечень основных вопросов; список рекомендуемой литературы.

Материалы для подготовки и проведения семинарских занятий состоят из трех блоков:

• подготовка к занятиям (перечень вопросов для изучения и обсуждения, списки рекомендуемой литературы для подготовки к семинару и самостоятельной работы, учебно-исследовательские и творческие задания студентам);

• примерный план проведения занятия;

• учебно-методические материалы к занятию (фрагменты первоисточников научного и учебного характера; информационная справка о методах и технологиях обучения, реализуемых на занятии).

В качестве педагогического инструментария при изучении учебной дисциплины «Введение в педагогическую профессию» предлагаются продуктивные методы и технологии обучения, например, технологии проблемного, проектного, личностно ориентированного обучения, развития критического мышления, рефлексии, методы работы с литературными источниками, решение педагогических задач, тестирование, информационные технологии и др.

Распределение часов (факультет, специальность, курс/семестр, форма получения высшего образования) и формы итоговой аттестации представлены в таблице.

Факультет / специальность /
форма получения высшего образования
Курс /семестр Общее количество часов по дисциплине Количество аудиторных часов
ВсегоЛекцииПрактическиеФорма итоговой аттестации

Исторический /
«История и обществоведческие дисциплины» /
дневная

1 / 158342014зачет

Исторический /
«История и обществоведческие дисциплины» /
заочная

2 / 1
2 / 2
58106
4
зачет

Физического воспитания /
«Физическая культура» /
дневная

1 / 25834268зачет

Физического воспитания /
«Физическая культура» /
заочная

1 / 1
1 / 2
5882
6
зачет

Физико-математический /
«Математика и информатика»; «Физика и информатика» /
дневная

1 / 25834268зачет