Я на опыте пришел к убеждению, что решает
вопрос [успех педагогического дела] мастерство,
основанное на умении, на квалификации.
А.С. Макаренко
• знать и содержательно интерпретировать понятия «акмеология», самосовершенствование личности», «профессиональное мастерство», «профессиональное творчество», «карьера»;
• выделять и характеризовать этапы профессионального совершенствования; называть факторы достижения профессиональной зрелости;
• знать сущность профессионализма, внутренних и внешних факторов профессионального роста;
• иметь представление о спектре проявления педагогического профессионализма; называть уровни и в их рамках этапы профессионализма педагога;
• характеризовать содержание этапов профессионального становления и саморазвития в контексте непрерывного образования;
• иметь представление о педагогической квалиметрии; раскрывать назначение и порядок аттестации педагогических кадров.
1. Понятие о профессиональной акмеологии. Профессиональное развитие и карьера человека.
2. Педагогический профессионализм, его уровни.
4. Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь.
Проблемы профессионального самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология. Акмеология (от греч. akme – высшая точка, вершина, острие) – научная отрасль о профессиональном и личностном развитии и самосовершенствовании зрелого человека, о развитии и реализации его творческого потенциала как субъекта жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Ряд ученых трактуют акмеологию более широко как отрасль психологии, изучающую психику человека и его поведение в зрелом возрасте. Период зрелости представляет собой самый продуктивный, творческий период жизни человека, охватывающий возраст от 18 до 55–60 лет. Этот период характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Вершина зрелости человека (акме) рассматривается как многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-либо профессиональной области деятельности.
Зрелость личности как качественная характеристика – способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции собственной деятельности; расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, создании материальных и духовных ценностей [3].
Этапы профессионального совершенствования представлены на рисунке 30 [3].
Рис. 30 – Этапы профессионального самосовершенствования
Профессиональная умелость –основа профессионализма специалиста, которая включает владение теоретическими знаниями и практическими умениями в рамках избранной специальности, а также необходимые профессионально-личностные качества (формируется в процессе обучения в учреждении образования). Профессиональное мастерство – комплекс социально-профессиональных свойств личности, обеспечивающий высокий уровень выполнения профессиональной деятельности и качества ее результатов; высокий уровень профессиональной умелости (формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей и профессиональной умелости личности). Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения и качества профессиональной деятельности и ее результатов; при этом деятельность характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы (достигается в результате постоянного самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности). Профессиональное творчество имеет в большей степени субъективный характер (открытие для себя). Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций (нововведений): новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессиональной деятельности, придающих ей инновационный характер и способствующих созданию оригинальных продуктов труда (достигается в результате постоянного самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности). Профессиональное новаторство является не только субъективным, но и объективным творчеством (открытие для других).
Профессиональная акмеология изучает условия становления компетентного специалиста. Как известно, компетенции специалиста (профессиональные компетенции) как нормативно-заданные компоненты содержания его профессиональной подготовки состоят из обобщенных знаний и умений формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать проекты и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. Результаты овладения профессиональными компетенциями составляют компетентность специалиста – интегративное профессионально-личностное качество, позволяющее осуществлять продуктивные с профессиональной точки зрения действия в ситуациях, в том числе с высокой степенью динамизма и неопределенности [3; 5]. Компетентность специалиста включает:
– готовность к целесообразной социально-профессиональной деятельности;
– систему профессионально-личностных ценностей и отношений;
– способности (то, чему человек может научиться на основе умелости, овладевая опытом поиска способов действий в нестандартных ситуациях; то, что позволяет человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения целей);
– умелость (то, чему человек может научиться, осваивая соответствующие знания, умения и навыки, упражняясь в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей).
Ученые (А.А. Бодалев и др.) определили качества, необходимые человеку для достижения профессионального акме: физическая и психическая зрелость человека (сформированность ума, чувств, воли); личностная зрелость (отношения к себе и окружающему миру); умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы; обладание общечеловеческими ценностями как личностно значимыми; креативность; независимость и самостоятельность; трудоголизм (ярко выраженная потребность в труде и устойчивая способность эту потребность удовлетворять); упорство; уверенность в себе; сила личности (способность человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных обстоятельствах).
В исследованиях по профессиональной акмеологии выявлены объективные и субъективные факторы достижения акме. К объективным факторам относятся социально-экономические условия общества, конкретное историческое время, социальная принадлежность человека; конкретная социальная ситуация, существующая в данный момент в обществе; возраст человека, пол. Субъективными факторами являются: мотивы, направленность личности, ее общие и специальные способности, профессиональная компетентность, способность к творчеству, уровень образования, условия семейного и школьного воспитания и др. Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.
Как и у представителя любой другой профессии, у педагога есть путь служебного роста, профессионального продвижения, то есть педагогическая карьера. Карьера (франц. – carriere) есть продвижение человека в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Это естественная потребность личности в полной жизненной и профессиональной самореализации. В карьере человека фиксируется динамика его социально-профессионального и материального положения, статусно-ролевого уровня, масштабов и форм социальной активности [4].
Различают широкое и узкое понимание карьеры. В широком понимании карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного социального статуса. В узком понимании карьера – это должностное продвижение. В этом контексте результатом карьеры будет определенный социальный статус и должность.
Условия построения карьеры: признание своей профессиональной деятельности как наилучшей для самореализации; осознание уровня своих способностей, жизненных предпочтений и мотивов поведения, способность к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей; наличие знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать свои способности в профессиональной деятельности и коммуникации; способность к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для профессиональной самореализации.
Успешность карьеры зависит от целого ряда факторов: от профессионального самоопределения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок и др.
По динамике продвижения человека по служебной лестнице выделяют следующие типы (виды) карьеры (по М. Драйверу): линейную (от рядового работника до руководителя); стабильную (человек достигает вершины профессионального мастерства в одной должности); спиральную (быстрое продвижение вверх по служебной лестнице, затем начало с нуля в другой сфере); кратковременную (случайный, низкоквалифицированный человек на должности); платообразную (человек исчерпывает возможности для профессионального роста, находясь на определенной должности); нисходящую (способный человек под влиянием обстоятельств уходит на «понижение» или вообще с должности).
Г.С. Альтшуллер представил карьеру виде цепочки событий, шагов, выборов, которые совершает человек в борьбе против мешающих и противодействующих ему внешних и внутренних обстоятельств. Проанализировав сотни биографий людей, создавших прекрасные карьеры и реализовавшихся во разных ипостасях, Г.С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает? В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств? На успешное построение карьеры с позиции Г.С. Альтшуллера влияют: наличие Достойной Цели (она должна иметь не только индивидуально-личностную, но и социальную значимость); составление плана по достижению Достойной Цели, обязательный контроль его реализации; высокий уровень работоспособности; четкая техника решения задач; умение «держать удар», сопротивляться обстоятельствам; высокая результативность профессиональной деятельности.
Особую роль в построении карьеры педагога играет его имидж как эмоционально окрашенный стереотип восприятия педагога коллегами, ближайшим социальным окружением, массовым сознанием. На имидж педагога влияют несколько групп качеств: природные качества личности (внешность и т.п.); социальные качества (общительность, культура речи, эмпатичность, рефлексивность и др.); уровень образованности (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность в целом); «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, ответственностью, обязательностью, организованностью и др.
Для успешной карьеры важны высокая работоспособность, в известной степени трудоголизм (А.А. Бодалев). В качестве основных приемов повышения работоспособности рекомендуют: учет рабочего времени и выполненного объема работы; чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными, более легкими занятиями; своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда; разработку, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.
В построении карьеры выделяют, как правило, пять этапов (могут варьироваться в зависимости от профессии: 1) обучение и выбор профессии; 2) становление карьеры: освоение выбранной профессии; этап продвижения: 3) рост квалификации и продвижение по службе; 4) этап сохранения: закрепление достигнутых результатов, достижение «акме» в профессии, пика квалификации; 5) этап завершения, связанный обычно с подготовкой к уходу на пенсию.
Сущность и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения им вершин профессиональной зрелости изучает педагогическая акмеология [2]. Термин «профессионализм» может употребляться в разных контекстах. Если говорят, что данный вид труда требует от человека большого профессионализма, то имеют в виду нормативные требования профессии к его личности. Это – «нормативный профессионализм» (А.К. Маркова). Если же утверждают, что кому-либо присущ профессионализм или кто-либо является настоящим профессионалом, то хотят подчеркнуть факт владения человеком необходимым нормативным набором профессионально-значимых качеств. В данном случае речь идет о «реальном профессионализме». С учетом вышесказанного, профессионализм – совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда; внутренняя характеристика личности человека. С позиции Е.И. Рогова и его сотрудников педагогический профессионализм – совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения педагогической деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессионально-педагогических задач. Очевидно, что понятие «педагогический профессионализм» связано с понятием «профессионально-педагогическая компетентность». Педагогический профессионализм наряду с другими качественными характеристиками субъекта профессионально-педагогической деятельности включает профессионально-педагогическую компетентность как синтез сформированных педагогических компетенций (предметных, методических, исследовательских, коммуникативных, диагностических и др.).
Профессионализм имеет широкий спектр проявлений. Крайними отрицательными проявлениями являются профессиональное дилетантство (поверхностные профессиональные знания, умения и навыки) и жесткие профессиональные стереотипы (гипертрофированный профессионализм). А.К. Маркова выделила несколько уровней профессионализма.
Первый уровень – допрофессионализм. Такой уровень характеризуется тем, что учитель осуществляет педагогическую деятельность, не овладев еще нормами и правилами педагогической профессии, не обладая профессионально важными качествами. Он работает как дилетант, новичок и при этом не достигает в работе творческих результатов.
Второй уровень – профессионализм – охватывает большую часть жизни педагога. Учитель последовательно овладевает качествами педагога-профессионала, нормами и правилами профессии, выполняет сначала работу по образцу в ходе исполнительного акта труда, далее осуществляет квалифицированную педагогическую деятельность, более сознательно определяя свои цели в педагогическом труде и мотивируя свои действия и поступки.
В рамках данного уровня А.К. Маркова выделяет три этапа: этап адаптации учителя к педагогической профессии, этап самоактуализации учителя в профессии, этап свободного владения учителем своей профессией. Этап адаптации учителя к педагогической профессии предполагает усвоение педагогических норм и правил педагогического этикета, необходимых методов и приемов обучения и воспитания учащихся разного возраста и уровня развития. Данный этап может завершиться быстро (1–2 года), а может растянуться на годы и проходить с трудностями. На следующем этапе – этапе самоактуализации учителя в профессии – происходит осознание педагогом своих личностных и профессиональных возможностей саморазвития средствами профессии; осознание своих позитивных качеств и «сглаживание» негативных; укрепление индивидуального стиля педагогической деятельности и самореализация в педагогической работе с детьми.
Этап свободного владения учителем своей профессией проявляется в форме мастерства, гармонизации учителя с педагогической профессией. Он усваивает педагогические стандарты, воспроизводит на высоком уровне методические рекомендации в области обучения и воспитания детей, а также методов, приемов, средств и технологий обучения и воспитания. На данном этапе учитель становится мастером своего дела. Педагогическое мастерство трактуется учеными как высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебной и иными видами деятельности учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие [2].
Третий уровень – суперпрофессионализм (высший профессионализм) – характеризует деятельность педагога на вершине («акме»), в ее высших достижениях и творческом расцвете. Главная особенность этого уровня, по утверждению А.К. Марковой, – выход индивида за пределы педагогической профессии, творческое обогащение ее своим личным вкладом. Педагогическое творчество суть нахождение новых, нестандартных способов решения профессионально-педагогических задач, принятия профессиональных решений [2]. Внутри уровня выделяется несколько этапов, которые последовательно проходит или может пройти педагог.
Этап свободного владения педагогической профессией в форме творчества характеризуется тем, что педагог достигает своей профессиональной вершины: стремится обогатить профессию личным вкладом; делится авторскими находками с коллегами (выступления, доклады, публикации); творчески преобразует образовательную среду, в которой работает, а в отдельных случаях сам проектирует и создает новую профессиональную среду (коллектив единомышленников, авторская школа, авторская дидактическая система и т.п.).
Этап преобразования образовательного процесса характеризуется педагогическим новаторством, то есть деятельностью по внесению и реализации принципиально новых, прогрессивных идей, методов, технологий в педагогический процесс [2]. В истории педагогики и образовательной практики имеется немало примеров педагогов-новаторов, суперпрофессионалов. Таковыми, в частности, являются К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Так, К.Д. Ушинский разработал новый раздел (отрасль, дисциплину) педагогической науки – педагогическую антропологию. С.Т. Шацкий разработал теорию социализации детей через активную трудовую деятельность. А.С. Макаренко разработал и реализовал на практике теорию воспитательного коллектива, а В.А. Сухомлинский – теорию индивидуального подхода к личности воспитанника. Яркими примерами педагогов-новаторов являются все представители общественно-педагогического движения «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов и др.).
Далее следует этап свободного владения несколькими педагогическими специальностями и способами перехода от одной к другой. Особенно важен для педагога-суперпрофессионала этап творческого проектирования себя как личности профессионала в педагогической деятельности. В ходе этого этапа педагог сознательно и целенаправленно занимается самосозиданием и самостроительством, достигая вершин в развитии свое личности [9].
Четвертый уровень – постпрофессионализм (послепрофессионализм).Через этот уровень проходят те, кто достигает пенсионного возраста и остается в педагогической профессии; или кто пришел в педагогическую профессию, сменив прежнюю работу на педагогическую. При этом педагог может оказаться экспрофессионалом («профессионалом в прошлом») или, наоборот, выполнять роли «наставника» молодых коллег, консультанта, советчика, эксперта.
Условно в качестве уровня можно выделить непрофессионализм (псевдопрофессионализм), проявления которого различны. Например, осуществляя внешне активную педагогическую деятельность, педагог выполняет ее с нарушениями педагогических закономерностей, принципов, правил. Это может проявляться в излишней назидательности, самоуверенности, завышенной (неадекватной) самооценке, догматичности взглядов, наличии жестких стереотипов, отсутствие гибкости в работе с учащимися и др. [9]. Результатом непрофессионализма педагога, как правило, является низкая эффективность их педагогической деятельности. Заметим, что непрофессионализм не следует отожествлять с допрофессиональным уровнем развития профессионализма будущего педагога.
Проблема непрерывного педагогического образования рассмотрена нами в содержании модуля 2. Было установлено, что система педагогического образования включает: профильное (допрофессиональное) образование на третьей ступени общего среднего образования; среднее специальное педагогическое образование; высшее педагогическое образование; послевузовское образование; дополнительное образование взрослых.
Какие факторы оказывают влияние на профессиональное становление педагога? Прежде всего это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактором оказывается стаж работы. Вместе с тем не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Названные факторы относятся к внутренним (субъективным).
Существуют и внешние (объективные) факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образовательные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы будет оставаться достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, то есть те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе, расположение учреждения образования вблизи места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение и т.п.
Педагогическая акмеология не только выявляет уровни и этапы профессионализма педагога, но и определяет траекторию роста (акмеограмму) как индивидуально выбранные пути достижения профессионализма, а также пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога. Акмеограмма педагога – документ, отражающий индивидуальную траекторию восхождения педагога к вершинам профессионализма, программа перехода от одного уровня профессионализма к другому, более высокому [2].
В акмеограмме педагога намечаются пути совершенствования его профессиональной деятельности и продвижения к новым уровням и этапам педагогического профессионализма. Следовательно, она включает задачи профессионального совершенствования педагога, методы и приемы овладения новым уровнем профессионализма, сроки достижения новых, более высоких результатов. Например, планируется овладение новыми видами педагогической деятельности, развитие новых профессионально важных качеств и др.
Рассмотрим этапы, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии в контексте системы непрерывного педагогического образования.
• Довузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отношению к другим и т. п. Степень проявления этих качеств можно диагностирировать с помощью методов психолого-педагогической диагностики. На формирование у школьников интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебные предметы. Бывают и случайные факторы (близость учебного заведения, настояние родителей, влияние друзей и т. п.). В школе существуют факультативные курсы по введению в психологию и педагогику, создаются специализированные классы по педагогике. Их задача – выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать мотивы выбора профессии; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.
• Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе учащиеся и студенты – будущие педагоги – получают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в средней специальной или (и) высшей школе. Например, учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практики). Уже в вузе студенты могут анализировать ход учебного процесса с профессиональных позиций. Важно также заниматься самообразованием (изучение литературы, участие в различных научно-практических конференциях, выставках, в исследовательской деятельности, обучение на различных курсах, овладение опытом педагогической деятельности, профессиональное общение с преподавателями и т.п.). В настоящее время существует двухуровневая система подготовки учителей в высшей школе (специалист, магистр). По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпускник вуза получает диплом учителя (преподавателя) и имеет право работать профессиональным педагогом.
• Послевузовский этап (непосредственная профессионально-педагогическая деятельность в учреждениях образования, дополнительное образование взрослых, послевузовское образование). Основная функция этого этапа – постоянное развитие и совершенствование профессионализма. Первый год работы – это период адаптации к новому положению, привыкание к педагогическому коллективу, учащимся, их родителям, к ответственности за детей и т. п. Это период вхождения в профессию. К стажеру официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3–5 лет работы учитель начинает изучать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его. На этой основе он готовит доклады, выступает на педагогических советах школы, педагогических чтениях, на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня и т. п. Он может публиковать статьи в периодической печати, педагогических изданиях и т. п.
Развивая свое профессиональное мастерство, учитель обучается на курсах повышения квалификации, в институте развития образования, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов или НИИ, проводит научное исследование, защищает диссертацию, разрабатывает методические рекомендации и пособия и т.п.
Направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного измерения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов, получило название педагогическая квалиметрия (от лат. cval – качество и metros – измерять). Этим же термином обозначают область педагогического исследования, направленного на диагностирование профессиональных качеств педагогов, прежде всего их профессионализма, мастерства, новаторства. В образовательной практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под последней понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий.
В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. При этом она выступает средством стимулирования роста научно-теоретической подготовки, профессионального мастерства, развития творческой инициативы, включения в научно-исследовательскую деятельность педагогических работников. Аттестация заключается в комплексной оценке уровня квалификации, педагогического профессионализма и результатов деятельности работников учреждений общего среднего образования. Аттестация призвана содействовать повышению престижа педагогических работников в обществе. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. В ходе аттестации выявляются профессиональные качества педагога, делаются выводы о соответствии его занимаемой должности, принимается решение о присвоении, повышении или снижении квалификационных категорий. Принципами аттестации педагогических кадров являются: коллегиальность, открытость, системность, целостность экспертных оценок. В основе аттестации лежит объективное, корректное, доброжелательное отношение к педагогам.
Порядок проведения аттестации регулируют Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 [6], Положение о квалификационном экзамене, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 7 декабря 1995 г. № 456, с последующими изменениями и дополнениями. К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование, соответствующее квалификационным требованиям, и двухлетний стаж работы в должности, по которой они аттестуются. Стаж работников, желающих аттестоваться на первую и высшую квалификационные категории, должен составлять три года со дня присвоения предыдущей категории. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Присвоение квалификационных категорий (второй, первой, высшей) осуществляется последовательно.
Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования, при этом квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередных курсов повышения квалификации или экстерном. Целью проведения квалификационного экзамена является определение соответствия уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории.
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком прохождения аттестации и планом работы проводит изучение педагогической деятельности аттестуемого. На основе результатов этого изучения проводится аттестационное собеседование, в ходе которого сопоставляются экспертные мнения администрации учреждения образования, членов аттестационной комиссии и самого педагогического работника, делаются выводы об уровне его профессиональной компетентности, об эффективности и результатах педагогической деятельности, обсуждаются пути самообразования, перспективы повышения квалификации. После собеседования принимается одно из решений: присвоить (отказать в присвоении) искомую квалификационную категорию, подтвердить квалификационную категорию, снизить квалификационную категорию.
В 2013 г. была введена новая квалификационная категория педагогических работников – учитель-методист. Присваивается педагогам, которые проработали с высшей категорией не менее 3 лет и имеют эффективный профессиональный опыт, признанный коллегами. Для получения данной категории также сдается квалификационный экзамен.
Лучшим представителям педагогической профессии, имеющим особые достижения и заслуги в педагогической деятельности присваиваются почетные звания «Заслуженный учитель Республики Беларусь», «Заслуженный работник образования Республики Беларусь», а также вручаются государственные награды.
1. Что изучает акмеология как научная область?
2. Охарактеризуйте путь восхождения человека к вершине его профессиональной зрелости.
3. При каких условиях специалист может достичь профессионального мастерства, творчества и новаторства?
4. Назовите качества, которые, по Вашему мнению, необходимы человеку для достижения профессионального акме. Оцените степень сформированности этих качеств у себя.
5. Раскройте сущность понятия «карьера человека». Охарактеризуйте основные типы (виды) карьеры.
6. Каковы факторы и условия успешной педагогической карьеры?
7. Содержательно интерпретируйте понятия «профессионализм», «педагогический профессионализм».
8. Назовите уровни и этапы педагогического профессионализма в концепции А.К. Марковой.
9. Как составить акмеограмму педагога?
10. Охарактеризуйте этапы становления педагогического профессионализма в контексте непрерывного педагогического образования.
11. Для чего проводится аттестация педагогических работников в системе образования? Каков порядок ее проведения для соискателей различных квалификационных категорий?
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.
2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 81–84; С. 106–119.
3. Карпович, Т. Е. Основы педагогики. Практикум: учеб. Пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 129–135.
4. Маркова, А.К.Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 126 c.
5. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2859.– Дата доступа: 14.02.2019.
6. Iнструкцыя аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу) (утв. постановлением МО РБ от 22.08.2012 № 101; в ред. постановлений МО РБ от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-kadrovoy-politiki-i-organizatsionno-analiticheskoy-raboty/attestatsiya/. – Дата доступа: 19.06.2019.
7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 12.02.2019.
8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 2. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс] / Сост. И.И. Цыркун, В.А. Капранова [и др.]. Минск: МГПУ имени М. Танка, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/2234. − Дата доступа: 16.02.2019.