Модуль 7. Педагогические способности и умения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности


Хорошее в человеке приходится всегда проектировать,

и педагог обязан это делать. Он обязан подходить

к человеку с оптимистической гипотезой, пусть

даже и с некоторым риском ошибиться.

А.С. Макаренко

Требования к компетентности по теме

• раскрывать содержание понятий «педагогический потенциал», «профессионально-педагогическая компетентность учителя», «педагогические способности», «педагогические умения», уметь соотносить эти понятия;

• понимать сущность, аспекты рассмотрения, структуру и пути формирования педагогического потенциала;

• знать и характеризовать основные педагогические способности и умения;

• рефлексировать и диагностировать уровень сформированности у себя основных педагогических умений;

• понимать и раскрывать сущность индивидуального стиля педагогической деятельности;

• характеризовать возможные индивидуальные стили педагогической деятельности.

Основные вопросы

1. Педагогический потенциал и педагогические способности учителя.

2. Педагогические умения как компонент и показатель профессионально–педагогической компетентности.

3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Педагогический потенциал и педагогические способности учителя

Как известно, для того чтобы быть компетентным профессиональным педагогом, недостаточно быть просто образованным человеком. Необходимо обладать педагогическим потенциалом как системой естественных и приоритетных качеств, определяющих способность и возможность педагога выполнять свои обязанности на необходимом уровне. Педагогический потенциал можно рассматривать в трех аспектах как: прошлое − качества и свойства, которыми педагог уже обладает и которые сформированы в ходе личностно-профессионального развития; настоящее − актуальные возможности и их применение в профессиональной деятельности; будущее − тенденции дальнейшего профессионально-личностного развития.

Педагогический потенциал формируется путем «превращения» задатков в педагогические способности. В структуре педагогического потенциала выделяются психофизиологическая и социальная составляющие. Первую составляющую образуют задатки – врожденные анатомо-физиологические предпосылки (возможности) развития способностей. Вторая составляющая представлена следующими компонентами: способности; профессионально важные качества (ПВК) личности педагога; педагогический опыт; педагогическая мотивация (совокупность побуждений и мотивов педагогической деятельности); педагогическая направленность личности (рис. 25) [9].

Рис. 25 – Педагогический потенциал учителя

Процесс становления педагогического потенциала зависит от ряда условий, важнейшим из которых является профессиональное образование.

Основу педагогического потенциала учителя составляют его педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают совокупность определенных индивидуально–психологических особенностей и качеств личности учителя, позволяющих ему достигнуть высоких результатов в овладении и осуществлении педагогической деятельности. При этом успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя, охватывающих всю структуру педагогической деятельности.

Среди педагогических способностей обычно выделяют две группы: общепедагогические и специальные способности (узкопрофессиональные). Общепедагогические способности – это способности, которые необходимы каждому учителю независимо от преподаваемых им учебным предметов. Специальные педагогические способности связаны с преподаванием определенного предмета.

Педагогические способности в контексте профессиограммы учителя изучали многие психологи и педагоги (Ф.Н. Гоноболин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Разработка этой проблемы ведется в двух направлениях: способности изучаются во взаимосвязи с педагогической деятельностью учителя и во взаимосвязи с общей структурой личности педагога. Подходы разных ученых к классификации педагогических способностей, необходимых учителю, представлены в таблице 8 [2].

Таблица 8 – Группы педагогических способностей, необходимых учителю

УченыйПедагогические способности
Н.В. Кузьмина (1967)

Педагогическая наблюдательность

Педагогическое воображение

Педагогический такт

Распределение внимания

Организаторские способности

Ф.Н. Гоноболин (1964)

Способность понимать ученика

Способность доступно излагать материал

Педагогический такт

Организаторские способности

Способность развивать заинтересованность учащихся

Предвидение результатов своей работы и др.

Н.Д. Левитов

Способность понимать учащихся, основанная на наблюдательности

Способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме

Организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива

Самостоятельный и творческий склад мышления

Находчивость или быстрая и точная ориентировка

В.А. Крутецкий

Личностные (расположенность к детям; выдержка и самообладание; способность управлять своим психическим состоянием)

Дидактические (способность объяснять, академические способности, речевая способность)

Организационно-коммуникативные

А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. выделяют в качестве основных следующие группы педагогических способностей.

• Гностические способности – способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т. п.

• Академические способности – способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

• Дидактические способности – способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

• Коммуникативные способности – способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

• Речевые способности – способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

• Перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия – способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

• Суггестивные способности – способности эмоционально-волевого влияния на личность; способности к внушению.

• Конструктивные способности – способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т. д.).

• Организаторские способности – способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

• Творческие способности – способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

• Педагогическая интуиция – способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

• Способности к саморегуляции – дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Есть и иные подходы к классификации. Так, А.К. Маркова выделяет две большие группы педагогических способностей:

– перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие, рефлексия – самопознание) способности, определяющие возможность понимания педагогом индивидуального своеобразия личности учащегося и понимания самого себя;

– проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Группа перцептивно-рефлексивных способностей характерна для педагога, ориентирующегося на развитие личности учащегося. К данной группе относятся: способность к изучению другого человека; способность к пониманию другого; способность к сопереживанию; способность «встать на точку зрения другого» и посмотреть на себя «со стороны».

Проективные способности включают: способность переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; учет при отборе содержания потребностей и интересов учащихся, реальных условий, своего опыта и возможностей; способность определения комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам; способность отбирать содержание, формы, методы и средства в оптимальном сочетании; способность планировать систему приемов стимулировании активности учащихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении; видение перспектив развития способностей, творческих сил и одаренности детей. Конструктивные способности: привлечение интереса учащихся с помощью захватывающего начала, мало известных фактов, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы; использование пауз невербальных средств общения (взгляда, мимики, жестов); искусное применение системы положительных стимулов; использование иллюстраций и примеров; постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала; педагогически грамотное подведение итогов урока или его отдельной части.

К управленческим педагогическим способностям относят: способность влиять на отдельные поступки учащихся и их поведение в целом; способности управлять поведением учащихся на основе осознанного их понимания; способность не превращать управление в манипулирование другим человеком.

Все вышеназванные способности являются общепедагогическими. Приведем примеры специальных педагогических способностей, необходимых учителю математики. К таковым, с позиции А.В. Андреенко, относятся: способность к абстрактному мышлению, математический стиль мышления, пространственное воображение, математическая интуиция, математическая память, способность увлечь учащихся математикой, развить интерес к этому предмету, вычислительные способности, способность организовать умственную деятельность учащихся, способность использовать наглядные пособия и др. [2].

Педагогические способности специфичны (Н.В. Кузьмина). Глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Например, несмотря на глубокое знание предмета (общие способности), педагог не справляется с педагогическими задачами. Или, несмотря на весьма посредственную подготовку по предмету, педагог успешно справляется с педагогическими задачами. Очевидно, что данном случае компенсация происходит за счет специальных педагогических способностей.

Уровень развития педагогических способностей может не совпадать с уровнем развития отношения к делу, превосходя его или, наоборот, отставая от него. Наличие опыта само по себе не приводит к педагогическому мастерству, но педагогические способности являются условием овладения мастерством. Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь необходимой предпосылкой (возможностью) к успешной профессиональной деятельности педагога. На основе знаний и способностей формируются требуемые педагогические умения, которые и составляют фундамент профессиональной компетентности педагога.

2. Педагогические умения как компонент и показатель профессионально–педагогической компетентности

Основу профессиональной компетентности педагога (см. рис. 19) составляют его педагогические умения. Педагогическое умениесовокупность последовательных действий педагога, основанных на теоретических знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.

• Аналитические умения – умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

• Прогностические умения – умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата, выбрать способы их преодоления, умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образовательного процесса, предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образовательного процесса, умения прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.

• Проектировочные, или конструктивные умения – умения осуществлять отбор и планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей; умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участников; умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них; умения планировать индивидуальную работу с учащимися; умения отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т.д.

• Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. (Рефлексия педагога – это его деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.)

• Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно-дидактическими, развивающими и ориентационными умениями (рис. 26).

Рис. 26 – Организаторские умения педагога

Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники (рис. 27). Педагогическая техника(по Л.И. Рувинскому)это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера и др.).

Рис. 27 – Коммуникативные умения педагога

3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Индивидуальность учителя как профессионала, обусловленная синтезом его индивидуальных особенностей и уровнем профессиональной компетентности, отражается в стиле деятельности учителя. Индивидуальный стиль — тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные качества учителя, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей.

Исследователи(В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) под стилем педагогической деятельности понимают проявление в деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащихся. Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) — это единство объективных требований к деятельности педагога и его индивидуальных свойств различных уровней; система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения профессиональных задач; важная предпосылка становления педагогического мастерства учителя и удовлетворенности его профессией.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируется на основе определенной социально-педагогической позиции учителя в образовательном процессе, которая зависит от степени и характера его включенности в социальную действительность, от его чувств и переживаний, творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности учителя проявляется в:

• выборе им методов и технологий обучения и воспитания учащихся;

• установленном с учениками стиле общения;

• характере реагирования на конкретные педагогические ситуации;

• применении средств и способов педагогического взаимодействия;

• манерах поведения;

• создаваемых в процессе общения речевых образах;

• педагогическом имидже.

В структуре ИСПД выделяют: субъект с его индивидуальными особенностями; педагогическую деятельность и предъявляемые к ней требования; систему саморегуляции, основывающуюся на личностно-деятельностной рефлексии; профессионально-личностную позицию учителя. Основу ИСПД составляет творческая индивидуальность педагога. Она, в свою очередь, представлена интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, регуляционной сферами, каждая из которых имеет определенные составляющие (табл. 9).

Таблица 9 – Сферы творческой индивидуальности педагога и их составляющие

Сферы творческой индивидуальностиСоставляющие сфер
Интеллектуальная Педагогическое мышление (способность анализировать педагогические факты, явления, процессы); педагогические эрудиция, интуиция, импровизация, воображение
Мотивационная Потребность в овладении новыми идеями, концепциями, методиками, технологиями; стремление добиться признания в педагогическом и ученическом коллективах; желание достичь высокого уровня профессионального мастерства
Эмоциональная Проявление эмпатии в общении; умение управлять своими эмоциями; эстетика проявляемых чувств
Волевая Целеустремленность в осуществлении педагогических целей и задач; стремление к самореализации; проявление терпения и выдержки
Регуляционная Наличие педагогической рефлексии; самоанализ и самооценка деятельности; умения определять перспективы в своем профессиональном росте, видеть достоинства и недостатки в развитии собственной индивидуальности

Развитие представленных сфер творческой индивидуальности педагога является необходимым условием формирования индивидуального стиля его деятельности.

Эффективность развития ИСПД обусловлена также полистилистическим характером образовательного пространства учебного заведения, где каждый субъект (учитель и учащийся) является носителем своего уникального стиля деятельности, а педагогическое взаимодействие носит развивающий характер. По отношению к педагогу полистилистическое образовательное пространство призвано выполнять следующие функции: мотивации саморазвития, персонализации, профессионального самосовершенствования, стимулирования карьерного роста, индивидуализации стиля деятельности.

Одним из эффективных средств профессионального саморазвития педагога, как показала образовательная практика, является индивидуальное портфолио учителя, представляющее собой систематизацию опыта и знаний, накапливаемых учителем путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности.

Структура портфолио обычно включает:

1) титульный лист (название учреждения, ФИО педагога, специальность);

2) творческую визитку автора (образование, стаж, категория, профессиональные интересы и кредо, цели профессиональной деятельности, область самообразования);

3) нормативно-правовую базу деятельности педагога (государственные правовые документы, инструктивно-методические материалы, план и программа самообразования, критерии оценки уровня деятельности педагога и учащихся и др.);

4) профессионально-педагогическую деятельность и ее результативность (учебные и наглядно-иллюстративные материалы, авторская дидактическая система, результаты контрольных работ учащихся и их участия в конкурсах и олимпиадах, материалы внеурочной деятельности по предмету: программы факультативов и сценарии мероприятий, результаты аттестации учащихся и др.);

5) научно-методическую деятельность (используемые технологии и методики обучения и воспитания, диагностические методики, материалы исследовательских и экспериментальных работ, участие в методических объединениях и инновационных проектах, участие в семинарах и конференциях и др.);

6) оценку профессиональной деятельности педагога (документы: сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты и др.; творческие работы педагога: методические разработки, публикации и др.; творческие работы учащихся: рефераты, проекты, конкурсные и исследовательские работы и др.; отзывы учащихся, администрации, коллег, родителей и др.).

Разработка и ведение портфолио обычно рекомендуется учителю администрацией школы с целью оптимизации его личностно-профессионального роста и развития ИСПД.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «педагогический потенциал», «педагогические способности». Установите связь между ними.

2. Назовите основные группы педагогических способностей. Кратко их охарактеризуйте.

3. Оцените наличие и уровень развития ваших педагогических способностей. Учтите эту самооценку при составлении программы профессионального самообразования.

4. Раскройте содержание основных педагогических умений.

5. Оцените наличие и уровень сформированности у себя основных педагогических умений. С учетом самооценки дополните программу профессионального самообразования.

6. Определите понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Какова структура ИСПД?

7. Охарактеризуйте возможные индивидуальные стили педагогической деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 c.

2. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / В.А. Капранова [и др.]; под общ. ред. В.А. Капрановой. – Минск: Новое знание, 2015. – С. 85–101.

3. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд. 2–е, исправл. и доп. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 256 c.

4. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 c.

6. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 2.

7. Сивашинская, Е.Ф. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс]. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2015. – Режим доступа: http://lib.brsu.by/node/1073. ‒ Дата доступа: 26.02.2019.

8. Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: монография /А.В. Торхова. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2004. — 143 c.

9. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию» для специальностей профиля А Педагогика [Электронный ресурс] / Сост. И.И. Цыркун, В.А. Капранова [и др.]. Минск: МГПУ имени М. Танка, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/2234. − Дата доступа: 24.02.2019.